Домой Банки Социальные пособия в связи с материнством. Социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Социальные пособия в связи с материнством. Социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

По традиции в конце каждого календарного года российские законодатели проявляют повышенную активность: нормативные акты различной направленности ежедневно поступают на подпись Президенту. Сегодня мы обратимся к одному из таких документов - Федеральному закону № 343-ФЗ, принятому 08.12.2010 г. Он внес поправки в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» . В частности, изменил порядок учета среднего заработка для выплаты больничных и декретных пособий. Определил, кто должен выплачивать эти пособия, если работник трудится в нескольких организациях. Уточнил, какие обязанности возлагаются на работодателей в связи с принятием поправок.

Как учитывать средний заработок?

П осле внесения изменений в Федеральный закон № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком следует исчислять исходя из среднего заработка работника , но не за последние 12 календарных месяцев, как это было раньше, а за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. В том числе и за время работы у других страхователей (далее - работодатели). При этом средний дневной заработок теперь будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года на 730 (см. Примеры 1, 2, 3). Тогда как раньше он определялся делением общего заработка за 12 календарных месяцев на число календарных дней, за которые начислены деньги.

Таблица 1

Алгоритм расчета пособий

Свернуть Показать

Кто выплачивает пособие?

Ранее существовало такое правило: если работник занят у нескольких работодателей, то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему по всем местам работы, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - по одному месту работы по выбору работника. Теперь этот вопрос решается иначе.

Предусмотрены три возможных варианта. Первый. Работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких работодателей и в двух предшествующих календарных годах был занят у тех же работодателей. В этом случае пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему по всем местам работы, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - по одному месту работы по выбору работника (ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

Пример 1

Свернуть Показать

Семенов В.И. имеет страховой стаж 10 лет 2 мес. (размер пособия по временной нетрудоспособности 100%). На момент наступления болезни (она продолжалось с 20.01.2011 г. по 31.01.2011 г.) в течение двух календарных лет работал в двух организациях: ОАО «Вымпел» и ООО «Полет». При этом в ОАО «Вымпел» в 2010 г. он получил 190 000 руб., в 2009 г. - 150 000 руб. А в ООО «Полет» в 2010 г. - 100 000 руб., в 2009 г. - 300 000 руб. Определяем средний дневной заработок в ОАО «Вымпел»: (190 000 + 150 000) : : 730 = 465,75. Сумма пособия составит: 465,75 ? 12 = 5589,00. Определяем средний заработок в ООО «Полет»: (100 000 + 300 000) : 730 = 547, 95. Сумма пособия составит 547, 94 х 12 = 6 575, 40 руб.

Вариант второй. Работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах был занят у других работодателей (другого работодателя). В этом случае пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица (ч. 2.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

Пример 2

Свернуть Показать

Петров А.Я. имеет страховой стаж 7 лет 1 мес. (размер пособия по временной нетрудоспособности 80%). На момент наступления болезни (она продолжалась с 01.02.2011 г. по 28.02.2011 г.) он работал в ОАО «Вымпел» и ООО «Полет». Однако время его работы в этих организациях было меньше, чем два календарных года: в 2009 году он работал в ООО «Ласточка». В 2010 г. в ОАО «Вымпел» Петров А.Я. получил 320 000 руб., в ООО «Полет» - 180 000 руб. В 2009 г. в ООО «Ласточка» ему было выплачено 280 000 руб.

По выбору работника пособие назначает ОАО «Вымпел» из следующих средств: за 2009 г. - 280 000 руб., за 2010 г. - 415 000 руб., то есть не выше предельной величины (из 320 000 + 180 000). Определяем средней дневной заработок (415 000 + 280 000) : 730 = 952,05.

Дневное пособие: 952,05 х 80% = 761,64. Сумма пособия: 761,64 х 28 = = 21 325,92.

И, наконец, вариант третий. Работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких работодателей. А в двух предшествующих календарных годах был занят как у этих, так и у других работодателей. В такой ситуации пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо по всем местам работы, исходя из среднего заработка за время работы у работодателя, назначающего и выплачивающего пособие, либо по одному из последних мест работы по выбору работника (ч. 2.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

Пример 3

Свернуть Показать

Семенов В.И. имеет страховой стаж 10 лет 2 мес. (размер пособия по временной нетрудоспособности 100%). На момент наступления болезни (она продолжалась с 20.01.2011 г. по 31.01.2011 г.) в течение двух календарных лет работал в двух организациях: ОАО «Вымпел» и ООО «Полет». При этом в ОАО «Вымпел» в 2010 г. он получил 190 000 руб., в 2009 г. - 150 000 руб. А в ООО «Полет» в 2010 г. - 100 000 руб., в 2009 г. - 300 000 руб. Но в 2009 году Семенов также работал в ООО «Золотой колос», за этот год он получил там заработок в 250 000 руб.

  1. Расчет пособия каждым страхователем (см. Пример 1), при этом заработная плата, полученная в ООО «Золотой колос», не учитывается.
  2. Расчет пособия по одному из последних мест работы. Работник выбрал ОАО «Вымпел».

Заработок по годам составит: за 2009 г. - 150 000 руб. (ОАО «Вымпел») + 300 000 руб. («Полет») + 250 000 руб. (ООО «Золотой колос») = 700 000 руб. За 2009 г. заработок ограничиваем суммой 415 000 руб. За 2010 г. - 190 000 руб. + 100 000 руб. = 290 000 руб. Средней дневной заработок равен (415 000 руб. + 290 000 руб.) : 730 = 965,75. Дневное пособие - 965,75. Сумма пособия - 965,75 х 28 = 27 041 руб.

Таблица 2

Кто назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам с 1 января 2011 года

Свернуть Показать

Готовьте справки о доходах...

В том случае, если работник обращается за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по одному из последних мест работы (по его выбору), он должен будет предоставить справку от предыдущего работодателя о том, что тот ему пособие не назначал (такая же справка понадобится и для получения пособия по уходу за ребенком), а также справку о среднем заработке за предыдущие календарные годы (год). В связи с этим у работодателей появляется обязанность выдавать работнику в день увольнения или по его письменному заявлению после увольнения (не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления) справку о заработке за два календарных года , предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и за текущий календарный год , на который были начислены страховые взносы. Форма такой справки и порядок ее выдачи устанавливаются Минздравсоцразвития РФ (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ).

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 62 Трудового кодекса РФ «Выдача копий документов, связанных с работой»

По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Следует отметить, что вместо подлинника справки может быть предоставлена копия, заверенная в установленном порядке (ч. 7.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ). Если работник не сможет представить справку (копию справки) о среднем заработке, то работодатель, назначающий и выплачивающий пособие (либо территориальный орган страховщика) по заявлению работника делает запрос в территориальный орган ПФР. В нем он просит предоставить сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях работника на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. После представления работником справки о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ).

Особые случаи

В Федеральном законе № 255-ФЗ предусматриваются и отдельные нестандартные ситуации. Например, такая. В двух календарных годах, предшествующих году наступления страховых случаев, либо в одном из указанных годов работница находилась в отпуске по беременности родам или в отпуске по уходу за ребенком. В этом случае соответствующие календарные годы по ее заявлению могут быть заменены для расчета среднего заработка предшествующими календарными годами при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 256 Трудового кодекса РФ «Отпуска по уходу за ребенком»

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

А может быть и такая ситуация, что работник в двух календарных годах, предшествующих году наступления страхового случая, не имел заработка или его средний месячный заработок был ниже МРОТ. В этом случае пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются из МРОТ, установленного на день наступления страхового случая. В 2010 г. МРОТ составлял 4330 руб. (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ). Если работник на момент наступления страхового случая занят на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) .

Пример 4

Свернуть Показать

Зайцев К.Т. работал в ООО «Орленок» на условиях неполного рабочего времени. Он занимал 0,5 ставки в должности слесаря-сантехника. В феврале 2011 г. у работника наступила временная нетрудоспособность. После выздоровления он обратился к работодателю за начислением пособия по временной нетрудоспособности, предоставив листок нетрудоспособности. При рассмотрении вопроса о начислении пособия выяснилось, что в двух календарных годах, предшествующих году наступления болезни, у Зайцева К.Т. не было заработка (то есть официально он нигде не работал). Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности организация будет исчислять ему из суммы 2165 руб. (50% МРОТ).

Как оплачивать простой

Теперь в Федеральном законе № 255-ФЗ по-новому решается и вопрос оплаты временной нетрудоспособности за период простоя. Установлено следующее: в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя , пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в том размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше пособия по временной нетрудоспособности, которое работник получал бы по общим правилам (ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ). Сравните, раньше эта норма звучала так: пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам. Таким образом, отныне время болезни в период простоя оплачивается только в том случае , если временная нетрудоспособность наступила до объявления простоя.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Части 1—3 статьи 157 Трудового кодекса РФ «Оплата времени простоя»

Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

Три дня болезни за счет «кармана» работодателя

И в заключение — еще об одной новации. В новой редакции Федерального закона № 255-ФЗ у работодателя появилась обязанность выплачивать работникам пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности за счет собственных средств. А начиная с 4-го дня указанное пособие выплачивается за счет средств бюджета ФСС (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ). Ранее работодатель должен был оплачивать только первые два дня болезни работника. Возложение лишнего дня «на плечи» работодателя объясняется, по-видимому, тем, что и в 2011, и в 2012 году взносы в ФСС не возрастут (см. Таблицу 3).

Расплата за неправду

Обязывая работодателя выдавать работнику необходимые «бумаги» о назначении и выплате больничных и декретных пособий, а также о размере начисленного среднего заработка, законодатель в то же время предупреждает, что сведения, содержащиеся в документах, должны быть достоверными. В статье 15.1 Федерального закона № 255-ФЗ в частности сказано, что в случае если представление недостоверных сведений повлекло выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица должны будут возместить страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К сведению

Свернуть Показать

Отдельные нормативные правовые акты социальной направлен­ности, вступающие в силу в 2011 году:

  1. Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
    В 2011 году максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит 52 740 рублей.
  2. Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты РФ».
    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации, установлены пониженные тарифы страховых взносов.
  3. Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
    Унифицирован объект обложения и база для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  4. Федеральный закон от 09.12.2010 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
    Предусмотрена индексация размера заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
  5. Постановление Правительства РФ от 16.12.2010 г. № 1020 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за III квартал 2010 г.»
    За III квартал 2010 года величина прожиточного минимума в целом по России установлена в следующем размере: на душу населения - 5707 руб., для трудоспособного населения - 6159 руб., пенсионеров - 4532 руб., детей - 5510 руб.
  6. Постановление Правительства РФ от 20.12.2010 г. № 1072 «Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  7. Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 г. № 933 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.».
    Предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2011 г. составляет 463 000 руб.

Сноски

Свернуть Показать


255-ФЗ от 29.12.2006 регламентирует отношения в сфере материального обеспечения женщин в послеродовой период и других нуждающихся лиц, находящихся на больничном. В нормативном акте установлен круг граждан, обладающие правом на денежные выплаты. Рассмотрим основные положения документа.

Специфика действия

Закон 255-ФЗ определяет:

  1. Виды материального обеспечения.
  2. Обязанности и юридические возможности субъектов права.
  3. Размеры, порядок, условия предоставления материального обеспечения.

Нормативный акт " не распространяется на отношения, касающиеся денежных перечислений гражданам, не имеющим возможности выполнять профессиональные задачи вследствие производственных травм или профзаболеваний. Из данного правила есть ряд исключений. Они определяются положениями статей 12-15 рассматриваемого акта в части, не противоречащей ФЗ №125.

Предмет регулирования

Нормативный акт "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" определяет ситуации, в которых субъекты могут рассчитывать на материальное обеспечение. В документе дается в первую очередь определение риска. Им называется временная потеря заработка либо другого дохода, вознаграждения гражданином вследствие наступления страхового случая. К рискам приравниваются также затраты, которые несет субъект или его родственники при невозможности выполнять свои профессиональные задачи в соответствии с должностной инструкцией.

Когда полагается материальное обеспечение?

Выплата пособий по временной нетрудоспособности производится при:

  1. Невозможности осуществлять рабочую деятельность вследствие травмы или болезни. Исключение составляют получение или профзаболевания, а также иные обстоятельства, определенные 5 статьей рассматриваемого нормативного акта.
  2. Беременности и родах.
  3. Уходе за малолетним до 1,5 лет.
  4. Рождении детей (ребенка).
  5. Гибели субъекта или несовершеннолетнего члена семьи.

Виды обеспечения

К ним относят выплаты:


Размеры, условия, порядок предоставления обеспечения устанавливают нормативные акты №81 от 19 мая 1995 г., №8 от 12 янв. 1996 г., а также Федеральный Закон 255-ФЗ.

Субъекты права

Закон 255-ФЗ распространяется на:


Изменения

Рассмотрим некоторые положения Корректировки в нормативный акт вносились несколько раз. Изменения, в частности, коснулись порядка расчета величины выплат по уходу за малолетним, БиР, а также по временной нетрудоспособности. Правила устанавливает статья 14 рассматриваемого нормативного акта. В 2016 г. действуют поправки, внесенные ФЗ № 213 от 24.07.2009 г. В указанной статье определяется, что в расчете сумм используется средний заработок гражданина. Он, в свою очередь, устанавливается за 2 года (календарных), которые предшествовали периоду нетрудоспособности, отпуска, связанного с дородовым и родовым периодами, а также уходом за малолетним. В срок включаются все периоды осуществления профессиональной деятельности, даже если она велась на иных предприятиях.

Комментарий

ФЗ 255 предусматривает указанные правила только для ситуаций, в которых субъект права, работавший в разных организациях в течение двух предыдущих лет, получает обеспечение на одном предприятии. Если ему начисляются суммы в каждом учреждении, в котором он состоит в штате, средний заработок в расчет не принимается. Если в обоих или в одном из двух календарных годов гражданин пребывал в отпуске по уходу за малолетним или беременности/родам, соответствующие периоды могут быть заменены для расчета при условии, что данная операция приведет к увеличению суммы обеспечения. Для этого заинтересованное лицо пишет письменное заявление.

Расчет средней зарплаты

255-ФЗ в новой редакции 2016 г. устанавливает, что в заработок включаются все суммы, перечисленные в пользу гражданина. При этом с них должны отчисляться взносы в ФСС, ФФОМС, ПФР. В расчет принимаются суммы, направленные в указанные фонды до 31 дек. 2016 г. При определении среднего заработка могут также учитываться отчисления, установленные НК. Последнее положение вводится в действие с 1 янв. 2017 г. Схема расчета заработка определена следующая. Сумма начисленной з/п за установленный в части первой 14 статьи разделяется на количество календарных дней в нем. Из расчета при этом исключаются дни, которые относятся к периодам:

Калькулятор пособия по беременности и родам

Следует в первую очередь сказать, что до 2013 г. использовалось 2 способа расчета. В настоящее время определение суммы осуществляется одним способом. В калькулятор пособия по беременности и родам вводятся следующие данные:

  1. Срок отпуска. Он зависит от количества детей и наличия/отсутствия осложнений. 140 дней устанавливается для одноплодной, беспроблемной беременности, 156 - для проблемной и 194 - для многоплодной.
  2. Заработок за 2 года. Как выше было сказано, этот период составляют года, предшествующие периоду выхода в отпуск. При этом значение имеет дата больничного, а не родов. В расчет можно взять только полный год - с 1 января до 31 декабря. Сумма заработка берется полная, без вычета НДФЛ.
  3. Расчетные дни. Их количество 730 или 731 (в зависимости от того, попадает в период високосный год или нет). Из количества дней следует вычесть: срок болезни, отпуска по БиР или уходу за малолетним, а также период освобождения от выполнения профессиональных обязанностей с сохранением з/п и без отчисления взносов в фонды.

Здесь следует отметить один нюанс. Никакие иные периоды не могут уменьшать количество расчетных дней. Так, если женщина в течение 2 лет работала непосредственно только 1 год, а все остальное время была безработной, при определении суммы будет использоваться число 730 (731).

Формулы расчета

Устанавливает следующие правила исчисления. Для определения размера дневного обеспечения при утрате возможности выполнять профессиональные обязанности, БиР средний заработок умножается на коэффициент, установленный ст. 7 и 11.2. Для расчета ежемесячной суммы используется следующая формула. При ее определении необходимо вычислить среднюю величину заработка. Она рассчитывается умножением дневной выплаты на 30.4. Она, в свою очередь, определяется по правилам 14 статьи (ч. 3.1 и 3.2). Величина ежемесячной выплаты по уходу за малолетним рассчитывается умножением среднего заработка на коэффициент, в соответствии со ст. 11.2.

Ставки

Закон 255-ФЗ устанавливает коэффициенты в ст. 7 и 11.2. Расчет сумм при потере возможности выполнять профессиональные задачи вследствие травмы или заболевания осуществляется с применением процентных ставок от среднего заработка. Они устанавливаются в зависимости от длительности страхового стажа:

  1. 8 лет и более - 100 %.
  2. 5-8 лет - 80 %.
  3. До 5 лет - 60 %.

Исключение составляют ситуации, когда травма или заболевание наступили в течение месяца с даты прекращения трудовых отношений. В этих случаях используется ставка в 60% от средней з/п.

Уход за больным малолетним

В случае амбулаторного лечения в течение первых 10 дней (календарных) сумма рассчитывается в соответствии со ставками, указанными в 7 статье (ч. 1), в размере 50% - в последующие дни. При нахождении ребенка на стационаре используется порядок части первой 7 статьи. Аналогичные правила действуют в отношении случаев необходимости осуществлять уход за больным родственником, кроме детей до 15 лет, при амбулаторном лечении.

Ежемесячное обеспечение

Пособие по уходу за малолетним начисляется в размере 40% от средней величины заработка. При этом размер получившейся суммы не должен быть ниже установленного нормативными актами для лиц, имеющих детей. При уходе за двумя и более малолетними, достигшими 1.5 лет, размер обеспечения суммируется. При этом его величина не может составлять больше 100% от среднего заработка гражданина, установленного в соответствии со ст. 14. При расчете ежемесячных сумм на второго и последующих детей, учитываются предыдущие малолетние, в том числе усыновленные. Исключение составляют случаи, когда в отношении последних мать лишена родительских прав.

Любой , который работает на предприятии, может в случае необходимости оформить специальный лист нетрудоспособности. Этот документ позволяет получать работнику пособие если он не может продолжать работу из-за травмы, болезни, либо беременности. Федеральный Закон №255 систематизировал главные моменты, относящиеся к выплате пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

Также с помощью этого закона устанавливается список лиц, которые в обязательном порядке должны пройти процедуру страхования, определяются условия, величина и последовательность получения пособий лицами, которыми в них нуждаются по различным причинам.

Первым делом, в тексте закона четко указывается список лиц, которые в обязательном порядке должны пройти процедуру социального на тот случай, если они не смогут продолжать работать по причине временной нетрудоспособности, беременности, либо в связи с необходимостью ухода за ребенком.

Так, во второй статье закона говорится о том, что граждане РФ и иностранцы, не включая специалистов высшей квалификации, подлежат обязательному страхованию:

  1. работники различных организаций, которые работают по трудовому договору, а также их руководители
  2. служащие государственных, либо муниципальных учреждений
  3. члены производственных кооперативов, принимающих участие в их трудовой деятельности
  4. священнослужители
  5. , лишенные свободы и занимающиеся оплачиваемым трудом

В пятой статье закона определяется перечень всех случаев, обязывающих Фонд Социального Страхования выплачивать пособия гражданам, ранее прошедшим процедуру обязательного соцстрахования. К этим случаям относятся:

  1. потеря трудоспособности лицами по причине заболевания или травмы
  2. необходимость ухода за больным
  3. в случае необходимости помещения в карантин лица, прошедшего процедуру страхования, либо в случае карантина ребенка до семи лет или родственника, которого признали недееспособным
  4. при необходимости протезирования, в соответствии с медицинскими указаниями, которое проходит в специальном учреждении
  5. необходимость нахождения в специальном санитарно-курортном учреждении после того, как будет оказана в условиях стационар

ФЗ №255 определяет список лиц, которые должны в обязательном порядке проходить процедуру социального страхования. Также в тексте закона четко описаны ряд случаев, по причине которых застрахованное лицо может получить пособие.

Размер, виды пособий и сроки их получения

Размер пособий зависит от страхового стажа

В седьмой статье указываются размеры пособий, выплачиваемых застрахованным лицам в оговоренных выше ситуациях. Примечательным является тот факт, что в ФЗ №255 кардинальным образом изменился расчет выплат.

В соответствии с последними изменениями в законе, размер этих денежных компенсаций прямо зависит не от трудового стажа, а от страхового. Таким образом, размер пособий в случае , имеет следующую величину:

  1. лица, застрахованные в течение восьми и более лет, получают пособие размером в среднюю зарплату
  2. лица, застрахованные сроком от пяти до восьми лет, получают пособие размером 4/5 от средней зарплаты
  3. лица, застрахованные сроком до пяти лет, получают пособие в размере 3/5 от средней зарплаты

Размер пособия, выплачиваемого в случае лечения ребенка в амбулаторных условиях, в течение первых десяти дней также зависит от человека, которому оно выплачивается, а в оставшийся срок равняется половине среднего заработка. Лечение ребенка в стационарных условиях, а также уход за больным членом семьи в амбулаторных, является причиной для выплаты пособия в полном размере, в соответствии со стажем застрахованного лица.

В первой части тринадцатой статьи говорится о том, что работодателям должен выплачивать своим сотрудникам денежные средства, связанные со следующими случаями:

  1. или родах
  2. при временной потери способности работать работодатель оплачивает первые три дня, а остальное выплачивает Фонд Соцстрахования
  3. разовые пособия женщинам, которые встали на учет в связи с беременностью
  4. разовые выплаты женщинам при рождении ребенка
  5. , возраст которого менее полутора лет

Другие выплаты производятся Фондом Соцстрахования. Размер пособий прямо зависит от страхового стажа сотрудника. В ряде случаев выплаты производятся работодателем, а в других ситуациях — Фондом Соцстрахования.

Пособия для застрахованных лиц

Пособия должны начисляться в течении 10-ти дней

Также в тексте закона, а именно в первой части пятнадцатой статьи, говорится о том, какие документы необходимо сдать лицу для получения необходимых выплат. Денежные компенсации будут выплачены в течение десяти дней, после получения этих документов:

  • справки, которая подтверждает факт постановления сотрудницы на учет при беременности

Порядок выплат, указанный в той же статье закона, говорит, что пособия должны быть выплачены в ближайший зарплатный день и в некоторых случаях должны выплачиваться каждый месяц в день, когда должна быть начислена заработная плата. Если работодатель по каким-то причинам в течение длительного периода времени не производит выплаты пособия, застрахованное лицо имеет право обратиться в Фонд Соцстрахования, который примет необходимые меры по отношению к организации, не выполняющей предписанные законом обязательства.

Для расчета пособий предусмотрены некоторые ограничения в величине зарплаты, т.е. существует определенный максимальный размер расчетной суммы, в зависимости от которой и рассчитываются сами пособия. Производимые выплаты не могут превышать базовую сумму страховых взносов. С каждым годом эта сумма растет.

Выплаты пособий производятся только после подачи застрахованным лицом необходимых документов, подтверждающих основания для денежных выплат от работодателя либо Фонда Соцстрахования.

ФЗ №255 регулирует правовые взаимоотношения в области социального страхования. В тексте закона подробно изложены все необходимые условия этого страхования, приведен список лиц, подлежащих обязательной процедуре соцстрахования, возможные случаи, по причине которых застрахованное лицо может получить необходимую финансовую помощь. Помимо прочего, закон предусматривает принцип вычисления размера , а также порядок их выплат.

Об изменениях в законодательстве об обязательном социальном страховании в 2014 году расскажет видеоматериал:

Федеральный закон 255 ФЗ с изменениями о социальном страховании регулирует сферу обеспечения пособиями в случаях временной нетрудоспособности, в связи с материнством. Он вступил в силу 29 декабря 2006 г., а 2017 год ознаменуется началом действия важных изменений. Для лучшего понимания 255 ФЗ может изучаться с комментариями.

ФЗ 255 ФЗ об обязательном социальном страховании – описание закона

Российский 255 ФЗ с его изменениями, комментариями об обязательном социальном страховании определяет порядок, условия, размеры обеспечения пособиями в случаях материнства, временной нетрудоспособности.

По российскому 255 ФЗ с изменениями каждое пособие зависит от продолжительности имеющегося трудового стажа при прохождении государственной (гражданской), муниципальной службы, работы по любому трудовому договору, иной деятельности.

Согласно федеральному закону размер положенного пособия при нетрудоспособности составит 100% от среднего заработка для людей со стажем от 8 лет, когда стаж в пределах 5-8 лет, помощь составит 80%, а больничные листы человека, работающего меньше 5 лет будут оплачены в размере 60%, меньше размер быть не может.

Федеральный закон об обязательном социальном страховании указывает, что пособие по беременности должно составить все 100% от имеющегося среднего заработка, но только когда у женщины имеется более, чем полугодовой стаж. В каком-либо другом случае помощь не превысит 1 МРОТ.

Максимальный размер всех пособий определяет государство на каждый финансовый год отдельно. Пособия по временной нетрудоспособности согласно фз 255 начисляются в следующих ситуациях:

  • 1. При заболевании, травме застрахованного человека;
  • 2. Если нужно осуществлять уход за любым членом семьи;
  • 3. Когда необходим карантин для застрахованного человека, ребенка до 7 лет;
  • 4. Когда осуществляется протезирование;
  • 5. Если нужно долечивание в санаториях РФ.

Данный законодательный акт об обязательном страховании свидетельствует, что любое пособие при нетрудоспособности должно выплачиваться пока человек не восстановит трудоспособность или не будет признан инвалидом (в этом случае он будет получать другие ежемесячные выплаты). Все пособия назначаются в течении 10 дней от даты обращения человека.

Изменения в ФЗ 255

Данный закон в 2017 был дополнен важными изменениями. Так в средний заработок вошли все виды вознаграждений, выплат в пользу каждого застрахованного человека.

Кроме того, все полномочия по контролю за проплатой взносов переходит от ФСС, других внебюджетных фондов к налоговой инспекции, исключением будет внесения взносов за травматизм. Ввиду этого в налоговом кодексе появится новая глава. 255 ФЗ в новой редакции с изменениями указывает, что ФНС получит право проводить камеральные, выездные проверки страхователей.

14 ст 255 ФЗ

Действующая статья 14 указывает, как нужно проводить исчисление пособий. На основании данной статьи выплаты должны рассчитываться на основании, так называемого, среднего заработка, причем за последних 2 года. Когда женщина один из этих годов провела в отпуске по уходу за малышом, тогда по ее желанию для исчисления может быть взят более ранний период времени, если это приведет к увеличению пособия. Даже после увольнения при расчете пособия обязательно учитывается средний заработок у предыдущего страхователя.

Статья 15 255 ФЗ

В статье 15 закона об обязательном социальном страховании (255 ФЗ) указываются сроки выплаты денег при временной нетрудоспособности, беременности, родам, при уходе за малышом. Так 255-ФЗ с комментариями указывает, что начисление помощи производится, причем обязательно, в десятидневный срок с даты обращения человека с необходимыми документами. Если на момент обращения нет достаточных сведений о заработке человека за последние годы, то исчисление все равно проводится, но на основании имеющихся данных, с последующим перерасчетом.

Согласно законуивыплата денег происходит в зарплатный день, причем ближайший. Выплаты возврату не подлежат, но за исключением случаев недобросовестности застрахованного человека, счетных ошибок. В данных случаях, согласно этого законодательного акта о обязательном социальном страховании, производится возврат, но удерживаемая часть не должна быть больше 20% от размера выплаты. Для таких действий необходим приказ по организации.

Статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 213‑ФЗ Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Федеральный закон № 255‑ФЗ ). В чем заключаются эти изменения и нововведения – читайте в предложенном материале.

Начнем с того, что с 1 января 2010 года название Федерального закона № 255‑ФЗ будет выглядеть следующим образом: «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» . Новой редакцией ст. 1 предусмотрено, что данный федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения.

Отметим, что по сравнению с первоначальной редакцией закон дополнен целым рядом новых статьей и глав.

Важным является тот факт, что в новой редакции закона не только устанавливаются права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, но и определяются условия, размеры и порядок обеспечения:

– пособиями по временной нетрудоспособности;

– пособиями по беременности и родам;

– ежемесячным пособием по уходу за ребенком.

Федеральным законом № 213‑ФЗ текст Федерального закона № 255‑ФЗ был дополнен новой ст. 1.1 , которой предусмотрено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции РФ и состоит из:

– непосредственно Федерального закона № 255‑ФЗ ;

– Федерального закона от 16.07.1999 № 165‑ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» ;

– Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212‑ФЗ ) и иных федеральных законов.

Обращаем внимание «упрощенцев» и плательщиков ЕНВД: с
1 января 2010 года в соответствии с п. 16 ст. 36 Федерального закона № 213‑ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 190‑ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» .

Статьей 1.3 Федерального закона № 255‑ФЗ определены страховые риски и страховые случаи. Так, страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются:

– временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных ст. 5 Федерального закона № 255‑ФЗ ;

– беременность и роды;

– рождение ребенка (детей);

– уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

При этом виды страхового обеспечения определены в ст. 1.4 настоящего закона:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

– социальное пособие на погребение.

Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются:

– Федеральным законом № 255‑ФЗ ;

– Федеральным законом от 19.05.1995 № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81‑ФЗ );

– Федеральным законом от 12.01.1996 № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле» .

Обратите внимание: Статьей 9 Федерального закона № 213‑ФЗ в Федеральный закон № 81‑ФЗ были внесены значительные дополнения и изменения, которые вступят в силу с 1 января 2010 года.

Лица, подлежащие социальному страхованию. В соответствии с новой редакцией ст. 2 Федерального закона № 255‑ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а именно:

1) лица, работающие по трудовым договорам;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Обратите внимание: Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и некоторых других категорий граждан п. 3 ст. 2 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст. 4.5 данного закона. При этом право на получение страхового обеспечения приобретается при условии уплаты ими страховых взносов в размере, определяемом за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В главе 1.2 Федерального закона № 255‑ФЗ установлены особенности уплаты страховых взносов. Статьей 4.4 данной главы предусмотрено, что правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов, осуществляется Федеральным законом № 212‑ФЗ . Названным законом определяются:

– объект обложения страховыми взносами;

– база для их начисления;

– суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;

– порядок исчисления страховых взносов;

– сроки и порядок уплаты взносов.

Добровольная уплата страховых взносов. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен в ст. 4.5 Федерального закона № 255‑ФЗ .

Такой порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и некоторых других лиц, перечисленных в п. 3 ст. 2 закона.

При этом добровольное вступление в правоотношения по обязательному страхованию предполагает:

– подачу заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

– уплату страховых взносов в ФСС РФ, исходя из стоимости страхового года, которая производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления.

Стоимость страхового года определена п. 3 ст. 4.5 Федерального закона № 255‑ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.

Если предположить, что с 1 января 2010 года не изменится МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91‑ФЗ , то стоимость страхового года составит 1 507 руб. (4 330 руб. х 2,9% х 12).

Право на получение страхового обеспечения возникает при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В случае если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекращенными.

Финансовое обеспечение расходов. В статье 4.6 Федерального закона № 255‑ФЗ определен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ. При этом сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (п. 2 ст. 4.6 ).

Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение
10 календарных дней с даты представления страхователем соответствующих документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящем органе страховщика или в суде.

Учет и отчетность страхователей. В соответствии с п. 1 ст. 4.8 Федерального закона № 255‑ФЗ на страхователей возложена обязанность вести учет:

1) сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;

2) сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;

3) расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом страховщика по месту регистрации страхователя.

Ежеквартально не позднее 15‑го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика отчеты (расчеты) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, о суммах:

1) начисленных страховых взносов в ФСС РФ;

2) использованных ими средств на выплату страхового обеспечения;

3) расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащих зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ;

4) страховых взносов, пеней, штрафов, уплачиваемых в ФСС РФ.

Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Пунктом 1 ст. 11.1 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81‑ФЗ .

Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Статья 13 Федерального закона № 255‑ФЗ , в которой прописан порядок выплаты названных пособий, претерпела значительные изменения.

Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица производится не только выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, но и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица) (п. 2 ст. 13 ).

Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что в течение 30 календарных дней со дня увольнения гражданин в случае временной нетрудоспособности может обратиться по последнему месту работы за получением пособия. В случае прекращения деятельности бывшего работодателя или при отсутствии у него денежных средств назначение и выплата пособий осуществляются территориальным органом ФСС РФ.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет:

– работодателю – листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией;

– в территориальный орган ФСС РФ – листок нетрудоспособности, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет:

– заявление о назначении указанного пособия;

– свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;

– справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке, установленном для выплаты заработной платы и иных выплат, вознаграждений.

Порядок исчисления пособий. Пунктом 23 ст. 34 Федерального закона № 213‑ФЗ были внесены значительные изменения в ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ , в которой определен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Названные пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом № 212‑ФЗ .

Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом № 81‑ФЗ .

С учетом нововведений средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212‑ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать 1 136,99 руб. (415 000 руб. / 365).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212‑ФЗ на день наступления страхового случая, на 12.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

Пример.

Средний дневной заработок работницы организации составил 704 руб. Определим размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое ей причитается.

Сначала необходимо умножить среднедневной заработок на среднемесячное число календарных дней – 21 401,6 руб. (704 руб. х 30,4).

Так как максимальный средний заработок больше, чем фактический, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет рассчитываться из суммы 21 401,6 руб. и составит 8 560,64 руб. (21 401,6 руб. х 40%).

Исчисление страхового стажа. Изменения затронули и порядок определения страхового стажа.Так, с 1 января 2010 года при исчислении страхового стажа следует засчитывать периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (п. 1.1 ст. 16 Федерального закона № 255‑ФЗ ).

Пункт 1 ст. 41 Федерального закона № 213‑ФЗ.

Новое на сайте

>

Самое популярное