Домой Банки Страны мира, обладающие крупнейшими запасами основных видов полезных ископаемых. Запасы отдельных минеральных ресурсов в мире

Страны мира, обладающие крупнейшими запасами основных видов полезных ископаемых. Запасы отдельных минеральных ресурсов в мире

Минеральные ресурсы - полезные ископаемые, которые образуются естественным образом в земной коре. Они могут иметь органическое и неорганическое происхождение.

Были идентифицированы более двух тысяч минералов, и большинство из них содержат неорганические соединения, образованные различными комбинациями восьми элементов (O, Si, Al, Fe, Ca, Na, K, и Mg), которые составляют 98,5% от коры Земли. Мировая промышленность зависит от около 80 известных минералов.

Месторождением полезных ископаемых является скопление твердых, жидких или газообразных минералов, в или над земной корой. Минеральные ресурсы являются невозобновляемыми и исчерпаемыми природными ресурсами, а также могут обладать металлическими (например железо, медь и алюминий), а также неметаллическими свойствами (например, соль, гипс, глина, песок, фосфаты).

Минералы представляют собой ценные . Это чрезвычайно важное сырьё для многих базовых отраслей экономики, которое являются основным ресурсом для развития. Управление минеральными ресурсами должно тесно интегрироваться с общей стратегией развития, а при эксплуатации полезных ископаемых следует руководствоваться долгосрочными целями и перспективами.

Минералы обеспечивают общество всеми необходимыми материалами, а также дорогами, автомобилями, компьютерами, удобрениями и т.д. Спрос на полезные ископаемые растет во всем мире по мере роста населения, а добыча минеральных ресурсов Земли ускоряется и возникают экологические последствия.

Классификация минеральных ресурсов

Энергетические (горючие) минеральные ресурсы
(уголь, нефть и природный газ)
Неэнергетические минеральные ресурсы
Металлические свойства Неметаллические свойства
Драгоценные металлы (золото, серебро и платина) Строительные материалы и камни (песчаник, известняк, мрамор)
Черные металлы (железная руда, марганец) Другие неметаллические минеральные ресурсы (соль, сера, поташ, асбест)
Цветные металлы (никель, медь, олово, алюминий, свинец, хром)
Феросплавы (сплавы железа с хромом, кремнием, марганцем, титаном и др.)

Карта минеральных ресурсов мира

Роль минеральных ресурсов

Минеральные ресурсы играют важную роль в экономическом развитии стран мира. Есть регионы богатые минералами, однако неспособные их добывать. Другие регионы, добывающие ресурсы, имеют возможность расти с экономической точки зрения и получать ряд преимуществ. Значение минеральных ресурсов можно объяснить следующим образом:

1. Промышленное развитие

Если минеральные ресурсы могут быть извлечены и использованы, промышленность, в которой они используются будет развиваться либо расширяться. Бензин, дизельное топливо, железо, уголь и т.д. необходимы для промышленности.

2. Занятость населения

Наличие минеральных ресурсов создает рабочие места для населения. Они позволяют квалифицированным и неквалифицированным кадрам иметь возможность трудоустройства.

3. Развитие сельского хозяйства

Некоторые минеральные ресурсы служат основой для производства современного сельскохозяйственного оборудования, техники, удобрений и т.д. Они могут быть использованы для модернизации и коммерциализации сельского хозяйства, которые помогают развивать аграрную отрасль экономики.

4. Источник энергии

Существуют различные источники энергии, такие как бензин, дизельное топливо, природный газ и т.д. Они могут обеспечить необходимой энергией промышленность и населенные пункты.

5. Развитие собственной независимости

Развитие минерально-сырьевой отрасли позволяет создать больше рабочих мест с высоким качеством продукции, а также независимость отдельных регионов и даже стран.

6. И многое другое

Минеральные ресурсы являются источником иностранной валюты, позволяют зарабатывать на развитии транспорта и связи, увеличивать экспорт, поставки строительных материалов и т.д.

Минеральные ресурсы океанов

Океаны покрывают 70% поверхности планеты и задействованы в огромном количестве различных геологических процессов, ответственных за формирование и концентрацию минеральных ресурсов, а также являются хранилищем для многих из них. Следовательно, океаны содержат огромное количество ресурсов, которые в настоящее время являются основными потребностями человечества. Ресурсы в настоящее время добывается из моря или районов, которые раньше были в его пределах.

Химические анализы показали, что морская вода содержит около 3,5 % растворенных твердых веществ и более шестидесяти идентифицированных химических элементов. Извлечение растворенных элементов, а также добыча твердых полезных ископаемых, почти всегда экономически затратная, так как учитывается географическое расположение объекта (транспортировка), технологические ограничения (глубина океанических бассейнов) и сам процесс добывания необходимых элементов.

На сегодняшний день, основными минеральными ресурсами, получаемыми из океанов являются:

  • Соль;
  • Калий;
  • Магний;
  • Песок и гравий;
  • Известняк и гипс;
  • Железомарганцевые конкреции;
  • Фосфорит;
  • Металлические осадки, связанные с вулканизмом и вентиляционными отверстиями на дне океанов;
  • Золото, олово, титан и алмаз;
  • Пресная вода.

Добыча многих минеральных ресурсов из глубин океанов, является слишком затратной. Тем не менее, рост населения и истощение легко доступных наземных ресурсов, несомненно, приведет к более широкой эксплуатации древних месторождений и увеличения добывания непосредственно из вод океанов и океанических бассейнов.

Добыча минеральных ресурсов

Целью добычи минеральных ресурсов является получение полезных ископаемых. Современные процессы горнодобывающей промышленности включают поиск минералов, анализ потенциальной прибыли, выбор метода, непосредственная добыча и переработка ресурсов, а также окончательная рекультивация земель по завершению работ.

Добыча полезных ископаемых, как правило, создает негативное воздействие на окружающую среду, как в ходе горных работ, так и по их окончанию. Следовательно, большинство стран мира приняли правила, направленные на снижение вредного воздействия. Безопасность труда уже давно является приоритетной, а современные методы значительно уменьшили количество несчастных случаев.

Особенности минеральных ресурсов

Первой и самой основной характеристикой всех минералов является то, что они встречаются в природе. Минералы не производятся под влиянием человеческой деятельности. Тем не менее, некоторые минералы, такие как алмазы, могут быть изготовлены человеком (они называются синтезированными алмазами). Однако, такие искусственные алмазы классифицируются как минералы, потому что отвечают их основным пяти характеристикам.

Помимо того, что они формируется благодаря естественным процессам, твердые минеральные вещества стабильны при комнатной температуре. Это означает, что все твердые минералы, которые встречаются на поверхности Земли, не изменяются в форме при нормальной температуре и давлении. Эта характеристика исключает воду в жидком состоянии, однако включает ее твердую форму - лед - в качестве минерала.

Минералы также представлены химическим составом или структурой атомов. Атомы, которые содержатся в минералах расположены в определенном порядке.

Все минералы обладают фиксированным или переменным химическим составом. Большинство минералов состоят из соединений или различных комбинаций кислорода, алюминия, кремния, натрия, калия, железа, хлора и магния.

Образование минералов является непрерывным процессом, однако очень длительным (уровень потребления ресурсов превышает скорость формирования) и требует наличия многих факторов. Поэтому минеральные ресурсы относятся к невозобновляемым и исчерпаемым.

Распределение минеральных ресурсов неравномерное по всему миру. Это объясняется геологическими процессами и историей формирования земной коры.

Проблемы использования минеральных ресурсов

Горнодобывающая промышленность

1. Пыль, появляющаяся в процессе добычи, вредит здоровью и вызывает заболевания легких.

2. Добыча некоторых токсичных или радиоактивных минералов несет угрозу жизни людей.

3. Взрыв динамита при ведении горных работ очень рискованный, так как высвобождающие газы чрезвычайно ядовитые.

4. Подземные горные работы является более опасным, чем наземные, поскольку существует высокая вероятность несчастных случаев, связанных с обвалами, наводнением, недостаточной вентиляцией и т.д.

Быстрое истощение минералов

Повышение спроса на минеральные ресурсы вынуждает добывать все большее количество полезных ископаемых. В результате чего увеличивается потребность в энергии и появляется больше отходов.

Разрушение почвы и растительности

Почва - это самый ценный . Проведение горных работ способствует полному разрушению почвы и растительности. К тому же, после экстракции (получения минералов), все отходы сбрасываются на землю, что также влечет за собой деградацию.

Экологические проблемы

Использование минеральных ресурсов привело ко многим экологическим проблема, среди которых:

1. Превращение продуктивных земель в горные и промышленные районы.

2. Добыча минералов и процесс экстракции являются одними из главных источников загрязнения воздуха, воды и почвы.

3. Добыча включает в себя огромное потребление энергетических ресурсов, таких как уголь, нефть, природный газ и т.д., которые в свою очередь являются невозобновляемыми источниками энергии.

Рациональное использование минеральных ресурсов

Не секрет, что запасы минеральных ресурсов на Земле стремительно сокращаются, поэтому необходимо рационально использовать существующие дары природы. Люди могут экономить минеральные ресурсы за счет использования возобновляемых ресурсов. Например, при использовании гидроэлектроэнергии и солнечной энергии, в качестве источника энергии, можно сохранить полезные ископаемые, такие как уголь. Минеральные ресурсы также могут быть сохранены за счет рециркуляции. Хорошим примером является переработка металлолома. Кроме того, использование новых технологических методов добычи и подготовка шахтеров, сберегает минеральные ресурсы и сохраняет жизни людей.

В отличие от других природных ресурсов, минеральные ресурсы являются невозобновляемыми, и они неравномерно распределены по планете. Для их формирования требуются тысячи лет. Одним из важных путей сохранения некоторых минералов является замещение дефицитных ресурсов на обильные. Полезные ископаемые, для получения которых требуется большое количество энергии, должны перерабатываться.

Добыча минеральных ресурсов оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в том числе уничтожает места обитания многих живых организмов, загрязняет почву, воздух и воду. Эти негативные последствия могут быть сведены к минимуму за счет сохранения минерально-сырьевой базы. Полезные ископаемые оказывают все большее влияние на международные отношения. В тех странах, где были обнаружены минеральные ресурсы, их экономика значительно улучшилась. Например, нефтедобывающие страны Африки (ОАЭ, Нигерия и т.д.) считаются богатыми из-за прибыли, полученной от нефти и ее продуктов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Осадочные полезные ископаемые наиболее характерны для платформ, так как там располагается платформенный чехол. Преимущественно это нерудные полезные ископаемые и горючие, ведущую роль среди которых играют газ, нефть, уголь, горючие сланцы. Они образовались из накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и в озерно-болотных условиях суши остатков растений и животных. Эти обильные органические остатки могли накопиться лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для пышного развития . В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей, использующихся как сырье в .

Добыча полезных ископаемых

Существует несколько способов добычи полезных ископаемых . Во-первых, это открытый способ, при котором горные породы добываются в карьерах. Он экономически более выгоден, так как способствует получению более дешевого продукта. Однако брошенный карьер может стать причиной образования широкой сети . Шахтный способ добычи угля требует больших затрат, поэтому является более дорогостоящим. Наиболее дешевый способ добычи нефти - фонтанный, когда нефть поднимается по скважине под нефтяных газов. Распространен также насосный способ добычи. Существуют и особые способы добычи полезных ископаемых. Они называются геотехнологическими. С их помощью из недр Земли добывают руду. Делается это закачиванием горячей воды, растворов в пласты, содержащие необходимое полезное ископаемое. Другие скважины откачивают полученный раствор и отделяют ценный компонент.

Потребность в полезных ископаемых постоянно растет, увеличивается добыча минерального сырья, но полезные ископаемые - это исчерпаемые природные ресурсы, поэтому необходимо более экономно и полно расходовать их.

Для этого есть несколько путей:

  • снижение потерь полезных ископаемых при их добыче;
  • более полное извлечение из породы всех полезных компонентов;
  • комплексное использование полезных ископаемых;
  • поиск новых, более перспективных месторождений.

Таким образом, основным направлением использования полезных ископаемых на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более рациональное использование.

При современных поисках полезных ископаемых необходимо использовать не только новейшую технику и чувствительные приборы, но и научный прогноз поиска месторождений, который помогает целенаправленно, на научной основе вести разведку недр. Именно благодаря подобным методам были сначала научно предсказаны, а затем открыты месторождения алмазов в Якутии. Научный прогноз опирается на знание связей и условий образования полезных ископаемых.

Краткая характеристика основных полезных ископаемых

Самый твердый из всех минералов. По составу он - чистый углерод. Встречается в россыпях и в виде вкраплений в породах. Алмазы бывают бесцветные, но встречаются и окрашенные в различные цвета. Ограненный алмаз называется бриллиантом. Его вес принято измерять в каратах (1 карат = 0,2 г). Самый крупный алмаз найден в Южной : он весил более 3000 карат. Большинство алмазов добывается в Африке (98% от добычи в капиталистическом мире). В России крупные месторождения алмазов расположены в Якутии. Прозрачные кристаллы используются для изготовления драгоценных камней. До 1430 года бриллианты считались обычными драгоценными камнями. Законодательницей моды на них стала француженка Агнесса Сорель. Непрозрачные алмазы благодаря своей твердости используются в промышленности для резания и гравировки, а также для шлифовки стекла и камня.

Мягкий ковкий металл желтого цвета, тяжелый, на воздухе не окисляется. В природе встречается главным образом в чистом виде (самородки). Самый крупный самородок, весом в 69,7 кг, был найден в Австралии.

Золото встречается и в виде россыпи - это результат выветривания и размыва месторождения, когда крупинки золота освобождаются и уносятся в , образуя россыпи. Золото испрльзуют при производстве точных приборов и различных украшений. В России золото залегает на и в . За рубежом - в Канаде, Южной Африке, . Так как в природе золото встречается в небольших количествах и добыча его связана с большими затратами, то оно и считается драгоценным металлом.

Платина (от испанского plata - серебро) - драгоценный металл от белого до серо-стального цвета. Отличается тугоплавкостью, стойкостью к химическим воздействиям и электропроводностью. Добывается главным образом в россыпях. Используется для изготовления химической посуды, в электротехнике, ювелирном и зубоврачебном деле. В России платина добывается на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом - в Южной Африке.

Драгоценные камни (самоцветы) - минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью, прозрачностью. Они подразделяются на две группы: камни, идущие на огранку, и поделочные. К первой группе относятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аметист, аквамарин. Ко второй группе - малахит, яшма, горный хрусталь. Все драгоценные камни, как правило, имеют магматическое происхождение. Однако жемчуг, янтарь, коралл - минералы органического происхождения. Драгоценные камни применяются в ювелирном деле и в технических целях.

Туфы - горные породы различного происхождения. Известковый туф - пористая горная порода, образующаяся в результате осаждения углекислого кальция из источников. Такой туф используется для получения цемента и извести. Вулканический туф - сцементированный . Туфы применяются как строительный материал. Имеет разные цвета.

Слюды - горные породы, обладающие способностью расщепляться на тончайшие слои с гладкой поверхностью; в виде примесей встречаются в осадочных породах. Различные слюды применяются как хороший электроизолятор, для изготовления окон в металлургических печах, в электро- и радиопромышленности. В России слюды добываются в Восточной Сибири, в . Промышленные разработки месторождений слюд ведутся на Украине, в США, .

Мрамор - кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате метаморфизма известняков. Он бывает различного цвета. Применяется мрамор как строительный материал для облицовки стен, в архитектуре и скульптуре. В России много его месторождений на Урале и Кавказе. За рубежом наибольшей известностью пользуется мрамор, добываемый в .

Асбест (греч. неугасимый) - группа волокнистых несгораемых горных пород, расщепляющихся на мягкие волокна зеленовато-желтого или почти белого цвета. Он залегает в виде жил (жила - минеральное тело, заполняющее трещину в земной коре, имеет обычно плитообразную форму, уходя по вертикали на большие глубины. Длина жил достигает двух и более километров), среди изверженных и осадочных пород. Применяется для изготовления специальных тканей (противопожарная изоляция), брезентов, огнестойких кровельных материалов, а также теплоизоляционных материалов. В России добыча асбеста ведется на Урале, в , за рубежом - в и других странах.

Асфальт (смола) - хрупкая смолистая горная порода бурого или черного цвета, представляющая собой смесь углеводородов. Асфальт легко плавится, горит коптящим пламенем, является продуктом изменения некоторых видов нефти, из которых улетучилась часть веществ. Асфальт часто пронизывает песчаники, известняки, мергель. Применяется как строительный материал для покрытия дорог, в электротехнике и резиновой промышленности, для приготовления лаков и смесей для гидроизоляции. Основные месторождения асфальта в России - район г. Ухта, за рубежом - в , во Франции, .

Апатиты - минералы, богатые фосфорными солями, зеленого, серого и других цветов; встречаются среди различных изверженных пород, местами образуя большие скопления. Апатиты в основном используются для производства фосфорных удобрений, их используют также в керамической промышленности. В России крупнейшие залежи апатитов расположены в , на . За рубежом их добывают в , Южно-Африканской Республике.

Фосфориты - осадочные горные породы, богатые соединениями фосфора, которые образуют в породе зерна или скрепляют различные минералы в плотную породу. Окраска фосфоритов темно-серая. Применяются они, как и апатиты, для получения фосфорных удобрений. В России месторождения фосфоритов распространены в Московской и Кировской областях. За рубежом их добывают в США (п-ов Флорида) и .

Алюминиевые руды - минералы и горные породы, используемые для получения алюминия. Главные алюминиевые руды - это бокситы, нефелины и алуниты.

Бокситы (название пошло от местности Бо на юге Франции) - осадочные горные породы красного или коричневого цвета. На севере залегает 1/3 их мировых запасов, и по их добыче страна входит в число ведущих государств. В России бокситы добываются в . Главным компонентом бокситов является окись алюминия.

Алуниты (название происходит от слова алун - квасцы (фр.) - минералы, в состав которых входят алюминий, калий и другие включения. Алунитовая руда может быть сырьем для получения не только алюминия, но и калийных удобрений и серной кислоты. Месторождения алунитов есть в США, Китае, на Украине, в и других странах.

Нефелины (название происходит от греческого «нефеле», что означает облако) - минералы сложного состава, серого или зеленого цветов, содержащие значительное количество алюминия. Входят в состав изверженных пород. В России нефелины добывают на и в Восточной Сибири. Алюминий, получаемый из этих руд, - мягкий металл, дает прочные сплавы, широко применяется , а также в производстве товаров домашнего обихода.

Железные руды - природные минеральные скопления, содержащие железо. Они разнообразны по минералогическому составу, количеству в них железа и различным примесям. Примеси могут быть ценными (марганцевый хром, кобальт, никель) и вредными (сера, фосфор, мышьяк). Главными являются бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк.

Бурый железняк , или лимонит, - смесь нескольких минералов, содержащих железо с примесью глинистых веществ. Имеет бурый, желто-бурый или черный цвет. Встречается чаще всего в осадочных породах. Если руды бурого железняка - одной из наиболее распространенных железных руд - имеют содержание железа не менее 30%, то они считаются промышленными. Основные месторождения - в России (Урал, Липецкое), на Украине (), Франции (Лотарингское), на .

Красный железняк , или гематит, - минерал от красно-бурого до черного цвета, содержащий железа до 65%.

Встречается в различных горных породах в виде кристаллов и тонких пластин. Иногда образует скопления в виде твердых или землистых масс ярко-красного цвета. Основные месторождения красного железняка - в России (КМА), на Украине (Кривой Рог), США, Бразилии, Казахстане, Канаде, Швеции.

Магнитный железняк , или магнетит, - минерал черного цвета, содержащий 50-60% железа. Это высококачественная железная руда. Состоит из железа и кислорода, сильно магнитен. Встречается в виде кристаллов, вкраплений и сплошных масс. Основные месторождения - в России (Урал, КМА, Сибирь), на Украине (Кривой Рог), в Швеции и США.

Марганцевые руды - минеральные соединения, содержащие марганец, главное свойство которого - придавать стали и чугуну ковкость и твердость. Современная металлургия немыслима без марганца: выплавляется специальный сплав - ферромарганец, содержащий до 80% марганца, который применяется для выплавки высококачественной стали. Кроме этого, марганец необходим для роста и развития животных, является микроудобрением. Основные месторождения руды располагаются на Украине (Никольское), в Индии, Бразилии и Южно-Африканской Республике.

Оловянные руды - многочисленные минералы, содержащие олово. Разрабатываются оловянные руды с содержанием олова 1-2% и более. Эти руды требуют обогащения - увеличения ценного компонента и отделения пустой породы, поэтому в плавку идут руды, содержание олова в которых увеличено до 55%. Олово не окисляется, что вызвало его широкое применение в консервной промышленности. В России оловянные руды залегают в Восточной Сибири и на , а за рубежом их добывают в Индонезии, на полуострове .

Никелевые руды - минеральные соединения, содержащие никель. Он не окисляется на воздухе. Добавка никеля к сталям сильно повышает их упругость. Чистый никель применяется в машиностроении. В России его добывают на Кольском полуострове, на Урале, в Восточной Сибири; за рубежом - в Канаде, на , в Бразилии.

Урано-радиевые руды - минеральные скопления, содержащие уран. Радий - продукт радиоактивного распада урана. Содержание радия в рудах урана ничтожно мало - до 300 мг на 1 тонну руды. имеют большое значение, так как деление ядер каждого грамма урана может дать в 2 миллиона раз больше энергии, чем сжигание 1 грамма топлива, поэтому они используются в качестве топлива на АЭС для получения дешевой электроэнергии. Урано-радиевые руды добывают в России, США, Китае, Канаде, Конго, и в других странах мира.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Урок 1 5 . Тема : География м инеральны х ресурс ов мира .

Ц ель : - актуализировать знания об основных закономерностях размещения месторождений определенных видов полезных ископаемых ; - обосновать роль и значение минеральных ресурсов для развития хозяйства ; - охарактеризовать размещение различных видов минеральных ресурсов мира; - развивать умение работать со статис ти ческими материалами, картами атласа, диаграммами.

Оборудование :политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграмма.

Основные понятия : минерально-сырьевые ресурсы, топливн ое , рудн оё , нерудн ое сыоьё.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопрос ы:

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

Какие из них являются наиболее важными для развития промышленности?

Что такое полезные ископаемые?

На какие группы делятся полезные ископаемые по хозяйственному назначению?

На какие группы делят полезные ископаемые по происхождению?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Еще в древние времена люди начали использовать минеральные ресурсы. Но в ые этапы их освоения даже отражены в названиях периодов исторического развит ия : каменный век, бронзовый век, железный век. В наши времена в хозяйстве используется более 200 различных видов минерального сырья. По образному

выражением академика А. Есть. Ферсмана, сейчас к ногам человечества возложена вся периодич еская таблица Менделеева. Однако земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по желанию людей станет поставлять им сокровищ а земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относят к категории не возобновляемых , во-вторых, мировые запасы отдельных видов далеко неодинаковы, а в-третьих, «аппетиты»человечества ежегодно растут. Поэтому человечество должно использовать их рационально.

IV. Изучение нового материала

Тектоническое и геологическое строение земной коры обусловливает неравномерное размещение полезных ископаемых. Россия, Китай, Австралия, Канада и США имеют практически все виды минерально-сырьевых ресурсов и принадлежат к категории стран максимальной ресурсообеспечен ности . Другие страны обеспечены лишь несколькими видами полезных ископаемых.

1. Особенности размещения топливных, рудных и нерудных ресурсов мира

(работа по вариантам I –III, можно рядами, каждый вариант прорабатывает размещения определенной группы полезных ископаемых и составляет таблицу, см. раздел «Закрепление».)

2. Задание. Пользуясь картами атласа и диаграммами, определите регио-

ны, страны с:

I вариант - крупнейшими запасами топливных полезных ископаемых.

II вариант - крупнейшими запасами рудных полезных ископаемых.

III вариант - важнейшими месторождениями нерудных полезных ископаемых.

    Угольные бассейны мира (их около 3600) охватывают до 15 % площади су ши . Общие запасы - 15 трлн тонн, разведанные - 9 трлн тонн. Крупнейшие месторождения угля находятся в КНР, США, России, Украине, Казахстане, Польше, Австралії, ФРГ, Канаде .

    Общемировые запасы нефти - 350-450 млрд тонн). Ведущие страны по запасам: Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Иран, Ирак, США. Основные районы залегания: Персидский залив; Сибирь; Урало-Поволжье; шельф Мексиканского залива; Аляска; акватория Северного моря; север Южной Америки; Ґв и нейська залив, Северная Африка; Большие Зондские острова.

    Природный газ образуется с нефтью, поэтому их месторождения часто совпадают территориально. Запасы природного газа - 200-300 трлн куб. м (достоверные - к 100 трлн куб. м). Ведущие страны по запасам: Россия (43 %), Иран, США, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Алжир, Норвегия.

    Рудные полезные ископаемые представлены рудами черных и цветных, р едких , рассеянных, благородных металлов. Большие запасы железной руды (в мире - 800 млрд тонн, разведанные 200-250 млрд тонн) есть в России, Австралии, Бразилии, Украине, США, Канаде, Индии и др. Мировые запасы марганцевых руд составляют почти 17 млрд тонн. Более чем 90 % из них приходится на Ю А и Украину. За по-

пасами руд хрома выделяются Ю А, Зимбабве, Казахстан.

    Из руд цветных металлов наиболее распространенными являются руды алюминия (запас ы - более 70 млрд тонн). Крупнейшие месторождения алюминиевого сырья размещено в Гвинее, Бразилии, Австралии, Индии, Суринаме, России, Ямайке. Медные руды на и более распространены в Чили (90 % мировых), Замбии, ДРК, США, Канаде, Австралии.

Значительные запасы полиметаллических руд имеются в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Ю А. Более 90 % оловянных руд находятся в «олов"яному поясе»: Ро с сия - Монголия - КНР - Вьетнам Таиланд - Малайзия - Индонезия - Австрал и я. На киноварь (ртутная сырье) богатые Россия, Украина, Словения, Алжир, Италия, Кыргызстан. Большинство мировых запасов золота и платины находятся

в ПА, США, Канаде, России, Австралии; урановых руд Австралии, Южной Аф-

рике, Канаде, Н и ґер ии , Бразилии, США.

    Нерудное горно-химическое сырье - апатиты, нефелины, каменная и калийная соли, сера, барий фосфориты. Значительные месторождения калийных солей в США и Канад е , Германии, России, Беларуси; апатитов - на полуостровах Лабрадор и Кольськом, фосфоритов - в Западной Африке (Марокко), на Аравийском полуострове, в США (Флорида).

    Наибольшие объемы добычи приходятся на строительные материалы , которые распространены повсюду. Запасы драгоценных и полудрагоценных камней имеют Индия, Ро с сия, Шри-Ланка, Канада и др. Значительные алмазоносні провинции расположены в Африке, России, Австралии.

2. Проблемы использования минеральных ресурсов

З .3 ада ние . Сформулируйте главные проблемы эксплуатации месторождений минеральных ресурсов. Предложите пути их решения.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Обобщить результаты работы вариантов.

Страны, которые имеют наибольшие запасы отдельных видов полезных ископаемых .

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать §__.

Обозначить на контурной карте страны с крупнейшими запасами нефти, природного газа, угля, железных руд, алюминиевых руд, алмазов.

Объединиться в группы по 3-4 ученика и подготовить защиту проектов по темам:

«Земельные ресурсы мира», «Климатические ресурсы мира», «Водные ресурсы мира », «Ресурсы Мирового океана», «Лесные ресурсы мира», «Рекреационные ресурсы мира». Доклады желательно сопровождать наглядными материалами.

Уроки 15-17. Тема : География минеральных ресурсов, земельных, лесных, водных, рекреационных ресурсов и ресурсов Мирового океана.

Цели урока : - Формирование научного представления о богатстве, разнообразии и проблемах природных ресурсов.

Отработка приёмов публичного выступления;

Формирование умений и навыков отбора информации в Интернет-ресурсах.

Развитие у школьников творческих умений и навыков, формирование креативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Ознакомление с использованием и проблемами мировых ресурсов.

Тип урока : урок формирования новых знаний с применением современных компьютерных технологий;

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, инновационная направленность педагогической деятельности на уроках географии.

Форма урока : комбинированный.

Ценностный компонент урока : вся история человеческого общества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой.

Оборудование : класс с интерактивным оборудованием, учебник, атласы.

Организация учебной деятельности на уроке

    Организационный этап.

    Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель: С природными ресурсами и экологическими проблемами вы уже начали знакомиться в предыдущих курсах географии. Мы продолжим их изучение. Это особенно важно потому, что данная проблема – важнейшая, «дирижирующая» в современной географической науке. Она более всего связывает географию с практикой, с прогнозированием. В настоящее время в географической науке сформировались такие научные направления, как география природных ресурсов, геоэкология, медицинская, рекреационная география и др.

III .Актуализация опорных знаний

Учитель: прежде чем приступить к изучению данной темы, вспомните:

1 ) Что такое «географическая среда»? (Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития).

2) Что такое «окружающая среда»? ( Окружа́ющая среда́» - обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности , состоянию её локальных и глобальных и их взаимодействие с человеком . В таком значении термин используется в международных соглашениях ).

Окружающая среда - обычно рассматривается как часть , непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую (человека, животного и т. д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

Окружающая среда - и деятельности , весь окружающий человека мир, включая и , и антропогенную среду .

В современную эпоху человеческая деятельность охватила практически всю и её масштабы теперь сравнимы с действием глобальных природных процессов, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды .

3 )Что такое природные ресурсы ? (Это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности можно использовать для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности).

4.Учитель: В свою очередь сырьевые материалы, вовлечённые в общественное производство и многократно в нём преобразованные, превращаются уже в экономические ресурсы.

IV .Изучение нового материала

Учитель . Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов вам известны? (анализ рис.25 – стр.55) – Классификация природных ресурсов.

Ученик.

1. Минеральные ресурсы.

2. Земельные ресурсы.

3. Водные ресурсы.

4. Биологические ресурсы.

5. Ресурсы Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы.

Самостоятельная работа : используя текст учебника – стр. 55-56 и рис.25, составить логический конспект по теме: «Классификация природных ресурсов».

Учитель: В XXI веке во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Превращение природных ландшафтов в антропогенные – городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, рекреационные и т.д. – чрезвычайно ускорилось, распространяясь на всё новые пространства. Общество стало изымать из природы всё больше ресурсов и одновременно возвращать в природу всё более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы: 1)Рационального использования природных ресурсов и 2)Охрана окружающей среды от загрязнения.

6. Вспомните из курса географии 9 класса: Что такое «ресурсообеспеченность»? ( это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения).

7.Это интересно знать! Подборка материалов произведена группой учащихся. Например:

По расчетам учёных, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн.т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить на 1000 лет.

В развивающихся странах находится 90% олова и кобальта, 75% бокситов, 60% меди, более 60% нефти и т.д.

(работы представлены в виде отдельных слайдов).

Учитель : Что такое «природопользование»? (Это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению).

Границы природопользования очень подвижны. Они учитывают все воздействия на природу – как полезные, так и вредные для человека. Отсюда и разделение природопользования на рациональное и нерациональное.

Рациональное природопользование – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учётом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Нерациональное природопользование – система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала (например, неконтролируемая вырубка леса, хищнический подход к лову рыбы и т. Д.).

По этим видам темам учащиеся получили опережающее задание: подобрать материал на сайтах Интернета и подготовить презентацию для публичной защиты.

8. Презентация на тему: «Характеристика мировых природных ресурсов».

9.По ходу рассмотрения данной презентации учащиеся заполняют таблицу:

Сделайте анализ круговой диаграммы, начертите её в тетрадях. Выводы записать.

На изучение всех видов природных ресурсов достаточно двух уроков. По мере представления презентаций, учащихся класса составляют план-конспект (п.12-14), (таблицы, схемы, опорные конспекты или др.).

V . Характер творческих работ:

Минеральные ресурсы – достаточно ли их?

Земельные ресурсы: два противоположных процесса.

Водные ресурсы суши: проблема пресной воды.

Биологические ресурсы: предотвратить оскудение!

Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств.

Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма.

Учащиеся представляют свою самостоятельную творческую работу, дают пояснения и отвечают на вопросы одноклассников. Обязательно вместе с учащимися оцениваем презентацию и её представление, таким образом, ребята приобретают навыки публичного представления своих работ.

VI . Заключительные презентации на темы : «Загрязнённость окружающей среды, охрана природной среды», «Экологические проблемы человечества», пути их решения».

Учитель : В развитых странах мира важное место в системе природопользования начинает занимать мониторин г – комплекс научных, технических, технологических, организационных и других мер по обеспечению систематического контроля за состоянием и тенденциями развития природных и техногенных процессов.

Дополнительный материал:

1. Земельные ресурсы

Земельные ресурсы - земли, которые используются или могут использоваться в различных отраслях хозяйства. Относятся к восстановительным и характеризуются определенной территорией, качеством почв, климатом, рельефом, г и дролог и ч еским режимом, растительностью и тому подобное. Земельный фонд (без Антарктиды) составляет 133,9 млн кв км2, или 26,3% общей площади земного шара, в том числе: пахотные

земли (пашня, сады, плантации) - 11 %, луга и пастбища - 24 %, леса и кустарники - 31 %, малопродуктивные земли (болота, пустыни, ледники) - 30 %, антропогенн ые застройки (города, заводы, транспорт) - 3 %. Одним из важнейших показателей в земельном фонде территории является част ь пахотных земель. На Евразию приходится 59 % мировой пашни, на Северную и Центральну ю Америку - 15 %, на Африку - 15 %, на Южную Америку - 8 %, на Австралию - 3 %. 80 % мировой пашни находится в засушливой зоне. Круп ная доля пастбищ - в странах Африки (24 %) и Азии (18 %). Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Ежегодное сокращение с е льско хозяйственных угодий составляет более 9 млн га.

2. Водные ресурсы

К водным ресурсам относят поверхностные и подземные воды, которые испольются или могут быть использованы в хозяйстве. Реально пригодными для освоение является прежде всего воды рек, пресных озер и подземных вод неглубокого залегания - это менее 1 % ресурсов пресной воды и лишь 0,03 % всех водн ы х запасов Земли. Запасы доступной пресной воды размещены очень нер а вном е рно. Треть земли уже сейчас испытывает нехватку воды. 700 млн человек, которыеживут в 43 странах мира, страдают от постоянного дефицита воды, а более 900 млн человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды.

Проблема дефицита пресной воды обусловлена прежде всего бурным развитием хозяйства. Основными потребителями пресной воды является сельское хозяйство (63 %), промышленность (27 %), коммунальное хозяйство (7 %) и транспорт. Мировое потребление пресной воды превышает 3 800 млрд м3 в год. Главными

путями преодоления проблемы является уменьшение расхода вод, водоемкости производства, внедрение новейших технологий (опреснение морской воды, транспор тирование айсбергов, территориальное перераспределение речного стока и т. п).

3. Лесные ресурсы

Лесные ресурсы - это леса определенной территории, которые используются или могут использоваться для удовлетворения любых потребностей общества. Составляются из древесных, технических, пищевых, кормовых, лекарственных ресурсов. Леса исполняют также защитные, водоохранные, оздоровительные, заповедные функции. Лесной фонд мира составляет примерно 28 % суши. Большая часть лесов сконцентрова в двух лесных поясах - северном, с преобладанием хвойных пород (про ходит через Канаду, США, Скандинавию, Россию) и южном, с лиственными породами деревьев (территории Центральной и Южной Америки, Экваториальной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии). По запасам древесины ведущие места в мире принадлежат России, Канаде, Бразилии, США, Индонезии; из африканских стран ДРК.

Ежегодно площади лесов сокращаются на 125 тыс. км2. Только за последние двести лет лесистость земной суши уменьшилось вдвое. Чтобы преодолеть проблем сокращение лесных ресурсов, предлагаются такие меры, как лесопосадки , комплексное использование древесины, замена древесины на синтетические мате-

риалы.

4. Ресурсы Мирового океана

Минеральные (нефть, природный газ, каменный уголь, соль, железо марганце вые конкреции и т. п), энергетические (механическая и тепловая энергия вод) и био ресурсы (представители растительного и животного мира океана), рекреационные и транспортн ые ресурсы. Проблема экономного использования богатств Мирового океана является общей проблемой человечества. В последние годы распространилось р а зведения некоторых видов организмов на морских плантациях и фермах (аква - и марикультур ы ).

5. Климатические ресурсы

Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, что содержат солнечную энергию, влагу и энергию ветра (энергетические, сельскохозяйственные и рекреац ионные ресурсы климата). Сочетание тепла, влаги, водного режима, почв определенной территории, используемые в сельском хозяйстве, называют агроклиматическими ресурсами.

6. Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы - совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые можно использовать для отдыха, лечения и туризма. Два направления - природные и социально-экономические.

Природные - морские побережья, берега рек, озер, леса, парки, горные ра й оны подобное.

Социально-экономические - памятники истории, архитектуры, этнографические элементы.

VII .Домашнее задание:

-выучить п.11-12, 13-14 (на два урока);

-повторить все ключевые слова по данной теме; подготовиться к диспуту;

-закончить оформление всех таблиц, логических конспектов, схем.

Для любознательных: подготовить творческий проект на тему: «Экологическая политика на современном этапе».

Урок 18. Тема: Практическая работа № 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности 2-х отдельных стран или регионов мира.

Обобщение по темам: «География населения мира» и «География мировых природных ресурсов».

Цели : -Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

-Формирование умений рассчитывать ресурсообеспеченность на основе статистических данных, представлять результаты работы в различных формах (таблица, диаграмма), делать выводы на основе полученной информации.

-Развитие навыков работы с тематическими картами.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока : урок самостоятельной практической работы.

Ход урока:

    Организационный момент.

О порядке работы на уроке. Форма представления результатов работы.

    Практическая работа (выполняется в тетрадях для практической работы с печатной основой).

    Обобщение

28/04/2012

Сайт 24/7 Уолл-стрит провел детальный анализ 10 стран с самыми большими и ценными природными ресурсами на Земле. Используя оценки общих запасов в каждой стране и рыночную стоимость этих ресурсов, было определено 10 стран, которые имеют самые ценные запасы природных ресурсов.


Н екоторые из этих ресурсов, в том числе уран, серебро, фосфаты, не так ценны, как другие из-за низкого спроса или из-за их редкости. Тем не менее, в случае с нефтью, природным газом, лесом, углем - эти богатства природы могут стоить десятки триллионов долларов, потому что спрос на них высок и этих ресурсов относительно много.

1. Россия

Общая стоимость ресурсов: $ 75,7 триллионов.
Запасы нефти (стоимость): 60 млрд. баррелей ($ 7,08 млрд.)
Запасы природного газа (стоимость): 1,680 трлн. куб.футов (19 млрд. долларов)
Запасы древесины (стоимость): 1,95 млрд. акров ($ 28,4 трлн.)

Когда речь заходит о природных ресурсах, то Россия является богатейшей страной в мире. Она лидирует среди всех стран мира по количеству запасов природного газа и древесины. Огромные размеры страны является одновременно ее благословением и проклятием, так как построение трубопроводов для транспортировки газа, а так же железных дорог для перевозок древесины обходятся в баснословные суммы.

В дополнение к наличию такого большого запаса газа и древесины, Россия занимает второе место в мире по величине месторождений угля и третье по месторождениям золота. Кроме того, она находится на втором месте по величине месторождений редкоземельных минералов, хотя они в настоящее время не добываются.

2. Соединенные Штаты

Общая стоимость ресурсов: $ 45 триллионов
Запасы природного газа (стоимости): 272,5 куб. м ($ 3,1 триллиона)
Запасы древесины (стоимость): 750 миллионов акров ($ 10,9 трлн)

В США 31,2% доказанных мировых запасов угля. Их оценивают в 30 триллионов долларов. На сегодняшний день они является самым ценными запасами на земле. В стране около 750 миллионов акров лесных насаждений, которые стоят около $ 11 трлн. Древесина и угля, вместе взятые, стоят примерно 89% от общей стоимости природных ресурсов страны. США также входит в первую пятерку стран с глобальными запасами меди, золота и природного газа.

3. Саудовская Аравия

Общая стоимость ресурсов: $ 34,4 триллиона
Запасы нефти (стоимость): 266, 7 трлн. баррелей ($ 31,5 трлн)
Запасы природного газа (стоимость): 258.5 трлн. м куб ($ 2,9 триллиона)

Саудовская Аравия владеет около 20% нефти в мире - это наибольшая доля среди всех стран. Все значительные ресурсы страны заключаются в углеродах - нефти или газе. Королевство находится на пятом месте в мире по величине запасов природного газа. Поскольку эти ресурсы истощаются, Саудовская Аравии в конце концов потеряет высокое положение в этом списке. Тем не менее, это не произойдет еще в течение нескольких десятилетий.

4. Канада

Общая стоимость ресурсов: $ 33,2 триллиона
Запасы нефти (стоимость): 178, 1 млрд. баррелей ($ 21 трлн.)
Запасы древесины (стоимость): 775 миллионов акров ($ 11,3 трлн.)

До открытия залежей нефтеносных песков, суммарные запасы полезных ископаемых Канады, вероятно, не позволили бы ей попасть в этот список. Нефтеносные пески добавили около 150 миллиардов баррелей к суммарному количеству нефти Канаде в 2009 и 2010 годах. В стране также добывается приличное количество фосфатов, хотя месторождения фосфоритов не входят в число 10 лучших в мире. Кроме того, Канада имеет вторые по величине в мире доказанные запасы урана и третьи по величине запасы древесины.

5. Иран

Общая стоимость ресурса: $ 27,3 трлн.
Запасы нефти (стоимость): 136, 2 млрд. баррелей ($ 16,1 трлн.)
Запасы природного газа (стоимость): 991600000000000 куб. м ($ 11,2 трлн.)
Запасы древесины (стоимость): не в топ 10

Иран делит вместе с Катаром гигантское газовое месторождение в Персидском заливе Южный Парс/Северный купол. В стране находится около 16% мировых запасов природного газа. Иран обладает также третьим по величине доказанным количеством нефти в мире. Это больше 10% мировых запасов нефти. В данный момент страна переживает проблемы реализации своих ресурсов в связи с ее отчуждением от международных рынков.

6. Китай

Общая стоимость ресурсов: $ 23 трлн.
Запасы нефти (стоимость): не в топ 10
Запасы природного газа (стоимость): не в топ 10
Запасы древесины (стоимость): 450 миллионов акров (6,5 триллиона долларов)

Стоимость ресурсов Китая основывается в значительной степени на запасах угля и редкоземельных минералов. Китай имеет значительные запасы угля, которые составляют более 13% от общего количества в мире. Недавно здесь были обнаружены месторождения сланцевого газа. После их оценки, статус Китая, как лидера в области природных ресурсов, только улучшится.

7. Бразилия

Общая стоимость ресурсов: $ 21,8 трлн.
Запасы нефти (стоимость): не в топ 10
Запасы природного газа (стоимость): не в топ 10
Запасы древесины (стоимость): 1,2 млрд. акров ($ 17,5 трлн.)

Значительные запасы золота и урана большей мере способствовали получению места в этом списке. Бразилия также владеет 17% железной руды в мире. Наиболее ценным природным ресурсом, однако, является древесина. Страна владеет 12,3% запасов древесины в мире, которые оцениваются в $ 17.45 трлн. В целях обеспечения последовательности и точности исследования, в данный отчет не были включены недавно открытые запасы нефти в море. По предварительной оценке, на месторождении может содержаться 44 млрд. баррелей нефти.

8. Австралия

Общая стоимость ресурсов: $ 19,9 трлн.
Запасы нефти (стоимость): не в топ 10
Запасы природного газа (стоимости): не в топ 10
Запасы древесины (стоимость): 369 миллионов акров ($ 5,3 триллиона)

Природные богатства Австралии заключаются в ее огромном количестве леса, угля, меди и железа. Страна находится в первой тройке по общим запасам семи ресурсов в этом списке. Австралия обладает наибольшим запасом золота в мире - имеет 14,3% от мировых запасов. Она также поставляет 46% урана в мире. Кроме того, страна имеет значительные объемы природного газа на шельфе северо-западного побережья, которые она делит с Индонезией.

9. Ирак

Общая стоимость ресурсов: $ 15,9 трлн. З
Запасы нефти (стоимость): 115 млрд. баррелей ($ 13,6 трлн)
Запасы природного газа (стоимость): 111,9 трлн. куб. футов (1,3 триллиона долларов)
Запасы древесины (стоимость): не в топ 10

Самым большим богатством Ирака является нефть - 115 млрд. баррелей доказанных запасов. Это составляет почти 9% от общего количества нефти в мире. Несмотря на сравнительно легкую добычу, большая часть этих запасов остается неиспользованной из-за политических разногласий между центральным правительством и Курдистаном, относительно права собственности на нефть. Ирак также имеет один из наиболее серьезных запасов фосфоритов в мире, на сумму более $ 1,1 трлн. Тем не менее, эти месторождения полностью не разработаны.

10. Венесуэла

Общая стоимость ресурсов: $ 14,3 трлн.
Запасы нефти (стоимость): 99,4 млрд. баррелей ($ 11,7 трлн.)
Запасы природного газа (стоимость): 170,9 куб. футов (1,9 триллиона долларов)
Запасы древесины (стоимость): не в топ 10

Венесуэла является одним из 10 крупнейших держателей ресурсов по части железа, природного газа и нефти. Запасы природного газа в этой Южноамериканской стране занимают восьмое место в мире и составляют 179,9 куб. фунтов. Эти резервы составляют чуть более 2,7% от мировых запасов. В Венесуэле, по оценкам экспертов, находится 99 млрд. баррелей нефти, что составляет 7,4% общего числа запасов в мире.

Наша планета имеет благоприятные условия для развития хозяйства. Но, как вам уже известно, запасы отдельных видов природных ресурсов неодинаковы и распространены неравномерно. Поэтому обеспеченность ими отдельных регионов мира очень разная. Вместе с тем этот показатель зависит не только от наличия ресурсов, но и от степени их использования.

Таким образом, ресурсообеспеченность – это соотношение между запасами природных ресурсов и объемом их использования. Она исчисляется либо количеством лет, на которые хватит этих ресурсов, либо их запасами в расчете на душу населения.

Минеральные ресурсы Земли на протяжении многих тысячелетий остаются главным источником для получения разнообразных материалов, обеспечивающих существование и развитие общества. Строительный камень, руды металлов, уголь, а позднее нефть, природный газ, уран и другие виды природных минеральных богатств продолжают играть исключительно важную роль и в настоящее время.

Человечество постоянно увеличивает темпы использования минерального сырья. Только за первую половину XX в. количество добытых полезных ископаемых превысило то, которое потребило человечество за все предыдущее время существования. Потребность в минеральном сырье продолжает неуклонно возрастать.

В мире нет ни одного государства, которое удовлетворяло бы свои потребности в минеральном сырье только за счет собственных запасов. Известно, что большинство стран Западной Европы импортирует из других регионов мира железную и марганцевую руды, хромиты и бокситы, руды меди, никеля, олова, вольфрама и много другого сырья.

Горючие полезные ископаемые представлены углем, нефтью и природным газом. Они являются главным источником производства электроэнергии и тепла и называются энергоресурсами. Главные мировые запасы угля сосредоточены в 10 крупнейших бассейнах Азии, Европы и Северной Америки.

Самые крупные мировые ресурсы нефти и газа находятся в районе Персидского залива и Западной Сибири.

Рудные полезные ископаемые

Рудные полезные ископаемые, как известно, делятся на руды черных и цветных металлов. Запасы руд черных металлов – железной и марганцевой – сконцентрированы в Бразилии, Канаде, России, Украине, Австралии, США и Индии.

Основные запасы медных руд сосредоточены в Чили (Южная Америка), США, Замбии и Демократической Республике Конго (образующих так называемый медный пояс Африки), оловянных – в странах тихоокеанского региона Азии («оловянный пояс»). Около 2/3 мировых запасов сырья для производства алюминия находятся в пяти странах: Австралии, Гвинее (Африка), Ямайке (Антильские острова), Суринаме и Бразилии (Южная Америка).

Нерудные полезные ископаемые

Об этом минеральном сырье вспоминают редко. Однако оно играет значительную роль в промышленности. Без известняков, например, остановятся цементное производство и выплавка чугуна. Обыкновенная глина необходима для изготовления кирпича, а белая глина (каолин) – фарфора и фаянса. Без серы не получить серной кислоты. Гипс используют в строительстве и медицине, а также для производства красок. Нет природной замены асбесту в изготовлении огнестойкой одежды и шифера. А кто не знает поваренную соль? Ее издавна используют в химической промышленности.

Нерудные полезные ископаемые распространены повсеместно как на платформах, так и в областях складчатости.

Важно помнить, что большинство минеральных ресурсов исчерпаемы. Так, по некоторым данным, меди человечеству хватит на 50 лет, никеля – на 25, серебра – на 10. То есть наше поколение еще будет обеспечено минеральными ресурсами. Однако несколько десятилетий неразумного использования полезных ископаемых могут привести к полному их исчезновению.

Выводы:

Ресурсообеспеченность – это соотношение между запасами природных ресурсов и объемом их использования.

Минеральные ресурсы – это полезные ископаемые, обеспечивающие существование и развитие общества.

Большинство минеральных ресурсов исчерпаемы.


Читайте в разделе

Новое на сайте

>

Самое популярное