Домой Банки Урал россии. Уральский экономический район - кузница россии

Урал россии. Уральский экономический район - кузница россии

  • Состав: Курганская, Оренбургская, Свердловская и Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия, Пермский край.
  • Главные города: Екатеринбург — 1200 тыс. чел., Пермь 1000 тыс. чел., Челябинск — 1100 тыс. чел., Уфа — 1040 тыс. чел., Ижевск, Оренбург, Магнитогорск, Нижний Тагил.

Урал, расположенный на рубеже Европы и Азии, по своему экономическому потенциалу занимает 2-е место после Центрального района. Роль Урала определяется его мощной тяжелой промышленностью — черной и цветной металлургией, металлоемким и производством вооружений, которые сформировались на богатых металлических ресурсах района. По этим отраслям район занимает первые места в России.

Специализация Урала формировалась с начала XVIII века. Первая выплавка металлов на заводах Демидовых велась еще при Петре I. К середине XVIII века Урал стал мировым лидером по выплавке черных металлов. В XIX веке металлургия находилась в упадке, а XX век ознаменовался возрождением этой отрасли. Металлургия района была связана с производством оружия, а в последние полвека — и с выпуском тяжелой производственной техники.

Урал — основная металлургическая база страны, дающая половину произведенной в стране стали. Она сложилась на местных железных рудах, которые нынче почти исчерпаны. Руда завозится с КМА и . На Урале работают 4 из 8 крупнейших металлургических комбинатов страны — Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско- Халиловский и , производящие 45 чугуна, стали и проката Урала. Качественные сорта стали выпускают Чусовской, Серов- ский, Златоустовский, Алапаевский заводы. Различные виды сплавов производят в Челябинске и Серове.

Цветная металлургия Урала включает почти полный набор отраслей, что является уникальным случаем мировой практики. Она сформировалась на собственных ресурсах медной, никелевой, свинцово-цинковой руды, хрома, бокситов, золота, платины, которые уже сильно выработаны, поэтому активно используется и привозное сырье. Заводы размещаются во многих городах Урала. Медь производят в Красноуральске, Ревде, Кыштыме. Алюминий получают в Каменск- Уральском и Краснотурьинске, никель — в Орске и Реже, цинк — в Челябинске.

Машиностроение Урала по объему производства уступает только Центру. Здесь выпускают тяжелую технику для металлургии, нефтяной, химической, горнодобывающей, лесной промышленности, кузнечно-прессовое оборудование, экскаваторы, тракторы, вагоны. Самые большие заводы — «Уралмаш» и «Уралхиммаш» в , трубопрокатный и горного оборудования в Первоуральске, тракторный и трубопрокатный в Челябинске, горного оборудования и крановый в Магнитогорске, вагонов — в Нижнем Тагиле и др. Развито на Урале среднее и точное машиностроение: выпуск станков (Алапа- евск), инструментов (Златоуст), автомобилей (Миасс, Ижевск), сельскохозяйственных машин и автобусов (Курган).

Урал производит почти все виды вооружений: танки в Челябинске и Нижнем Тагиле, артиллерию в Екатеринбурге и Перми, ракетные комплексы в Глазове и Воткинске, БМП в Кургане, стрелковое оружие в Ижевске. Предприятия Урала вырабатывали специальные сплавы, виды топлива, взрывчатые вещества и другие материалы для .

Крупных масштабов на Урале достигла химическая индустрия. В первую очередь — это производство калийных и азотных удобрений и соды в Пермском крае на местном сырье, серы — на отходах металлургии, продукции органического синтеза на основе нефтепереработки и нефтехимии в Перми, Орске и особенно в Башкирии — Уфе, Салавате, Стерлитамаке, и газопереработки в Оренбурге.

В Пермском крае и Свердловской обл. на местных ресурсах развита лесная промышленность, в т.ч. переработка древесины, с крупными комбинатами в Соликамске, Краснокамске, Красновишерске; Урал дает 15% древесины и 20% производства бумаги в стране. В строительной индустрии выделяется производство цемента, асбеста, огнеупоров и как специфическая уральская отрасль — добыча и обработка поделочных, декоративных и драгоценных камней. Легкая и пищевая промышленность развиты довольно слабо. В пищевой отрасли выделяется производство мяса и муки в южных областях.

Мощная промышленность района требует много топлива и энергии. Их основой был привозной уголь, позднее — нефть Волго–Уральской провинции (в Пермском крае и Башкирии). Современная энергетика Урала — одна из самых мощных в стране. Она включает систему крупных ТЭС и ГРЭС и дополняется Белоярской АЭС (около Екатеринбурга), Камской и Воткинской ГЭС на Каме. Но своей электроэнергии Уралу не хватает, он получает ее из и Западной Сибири.

Сельское хозяйство дает около 10% продовольствия России и опирается на крупные земельные ресурсы , который находится в засушливой зоне с рискованным (в годы сильных засух). Район специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Она отличается хорошим качеством благодаря теплому сухому климату, но меньшей урожайностью. Урал характеризуется крупным мясомолочным и развитым овцеводством. Однако району не хватает своего продовольствия и он завозит много овощей, картофеля, круп, масла, сахара. Вокруг крупных городов создано пригородное хозяйство.

Население Урала за советские годы сильно выросло, и по числу жителей и городов (150) район уступает только Центру. Население сосредоточено в промышленных ареалах горного Урала, а также в Башкирии и Удмуртии. Окраинные — предуральские и зауральские районы — заселены слабее. В городах проживает 75% населения. Урал, как и Поволжье — район крупных городов. Здесь 4 города- миллионера — это больше, чем в других российских районах. Сельское население проживает в основном на , но плотность его невелика — до 10 чел./м 2 . Наибольшее число сельских жителей — в Башкирии, где оно представлено коренным населением и татарами.

В начале 90-х гг. Урал оказался в числе наиболее бедственных районов страны в связи с резким сокращением ВПК, что затронуло и все смежные отрасли. Здесь более 23 занятых работали в этом комплексе, что определило высокую безработицу. Вместе с тем продукция ресурсных отраслей — черные и цветные металлы, нефть и нефтепродукты — вышла на мировой рынок и приостановила экономический спад. Сейчас начата реконструкция ряда крупных предприятий этих отраслей, начинают оживать и машиностроительные заводы, обеспечивающие эту реконструкцию. Все это позволяет Уралу сохранить свою экономику и по ее объему почти сравняться с Центральным районом.

Экологическая ситуация на Урале очень сложная. Из 40 самых загрязненных городов России 10 находится на Урале. В их числе

Магнитогорск, Новотроицк, Челябинск, Нижний Тагил, Оренбург, Уфа, Первоуральск, Кыштым — центры металлургии, угольной энергетики, нефтегазохимии. Загрязненность приводит к выпадению осадков с вредными окислами, вызывает рост заболеваемости населения, усыхание лесов, загрязнение почв. Тяжелое положение с водными ресурсами. Урал, лежащий на водоразделе Волги и Оби, имеет их небольшие притоки, которые чрезвычайно загрязнены, большая часть воды забирается на технологические нужды.

Особую тревогу вызывает ареал радиационного загрязнения после аварии 50-х годов в Челябинской обл., а также большое скопление объектов потенциальной опасности — полигонов испытания и захоронения разных видов вооружений, взрывчатых веществ, химического оружия, отработанного урана и др. Опасность представляет и изношенное оборудование химических, нефтеперерабатывющих и металлургических производств, десятков нефтегазопроводов, пересекающих территорию Урала.

В перспективе не должны наращиваться ресурсные и тяжелые отрасли, хотя именно они и «держат» сейчас экономику Урала. Его промышленность, более чем в других районах, нуждается в технологическом обновлении для улучшения качества продукции, снижения ресурсоемкости и обеспечения экологичности производства. Здесь не должны строиться новые «гигантские» предприятия, бывшие основой уральской промышленности, необходима более продуманная конверсия ВПК, развитие производства товаров для населения и всех видов природоохранной деятельности. Необходимо предотвратить дальнейшее превращение территории горного Урала в техногенный безжизненный ландшафт, главным элементом которого являются дымящие заводские трубы.

Одним из самых больших географических регионов на карте России является Урал. Его территориальное расположение включает Западно - и Восточно - Сибирскую равны, которые находятся по обеим сторонам Уральской горной системы. Южной границей региона по территориальному разделению является часть бассейна реки Урал, которая в Каспийское море.

Население региона

В списке всех крупных районов Российской Федерации, именно Урал стоит на втором месте по численности населения. Эта цифра на сегодняшний день составляет около 20,4 млн. Изменения этого показателя с каждым годом увеличиваются, что обусловлено активным развитием промышленной деятельности региона.

На огромной площади региона распределение местных жителей происходит неравномерно даже при средних показателях плотности 24,8 чел./км 2 . Наиболее населенной административной единицей по статистическим данным является Челябинская область, в ней на 1 кв. метре проживает 41 человек. Самые низкие показатели зафиксированы в Курганской области, где на 1 км 2 приходится 15,7 человек.

Из всей численности населения около 75% составляют именно городские жители, такая статистика обусловлена результатом индустриального развития региона. Самыми крупными городами Урала, с численностью более 1млн., являются 4 населенных пункта: Уфа, Челябинск, Пермь и Екатеринбург. На территории района проживают люди многих национальностей. Самую большую национальную группу занимают именно россияне, немного уступают по своей численности татары. На северо - западе Урала - удмурты, пермяки, коми, а также башкиры.

Промышленность Урала

Наличие богатых месторождений полезных ископаемых и другие преимущественные географические особенности территории Уральского края, позволили этому району, внести свой весомый вклад в металлургический, нефтехимический, машиностроительный и другие промышленные комплексы России.

Черная металлургия

Наиболее развитой и старейшей отраслью региона является черная металлургия, продукция которой занимает более 20% всей промышленной выработки Урала. Если рассматривать удельный вес Уральского края в Российской Федерации по добыче руды, то он составляет около 21%, а вот производство чугуна и изготовление металлопроката, и того больше, около 40%. Объемы добычи не могут обеспечить сырьем множество крупных производственных предприятий полного цикла, таких как Новотроицкий, Нижнее-Тагильский, Магнитогорский и Челябинский металлургические заводы. Поэтому поставки недостающего объема руды на эти предприятия осуществляются из Казахстана.

Черная металлургия Урала - промышленная отрасль, которая в основном ориентирована на экспорт.

Машиностроение

Данная отрасль промышленности Урала, ежегодно дает 17% готовой продукции из общего объема по всей стране. На территории региона работают и активно расширяются боле 150 машиностроительных крупных предприятий. Самыми крупными из них являются: «Уралмаш», «Уралэлекторотяжмаш» и другие.

Что касается предприятий, чья деятельность направлена на производство транспортного машиностроения, то их тоже достаточно много. Самой продуктивной в этом направлении является Челябинская область, где с конвейеров сходят грузовые автомобили, вагоны, а так же различные виды дорожной специализированной техники: автофейдеры, бульдозеры и даже вагоны. В целом ассортимент машиностроительной продукции достаточно большой, что позволяет не только в полном объеме обеспечить потребности внутри страны, но и значительную часть товаров экспортировать в страны ближнего зарубежья.

Топливно-энергетический комплекс

По производству электроэнергии по праву занимает почетное третье место в стране. Более 90 % всех предприятий топливно-энергетического комплекса приходится на тепловые станции, имеются так же две крупные ГРЭС и всего одна Белоярская атомная станция.

Немного слабее в регионе развита нефтеперерабатывающая отрасль, её представляют несколько крупных НПЗЮ, расположенных в Орске, Уфе, Перми и других городах. Газодобывающая ветвь в отрасли наиболее развита в Оренбурге, где расположен крупнейший газохимический уральский комплекс. А вот добыча угля в регионе из-за низкой рентабельности быстро уменьшает обороты.

Большую роль в промышленности Урала играют так же химическая отрасль и лесной комплекс. Они представлены множеством предприятий расположенных по всей территории региона.

Сельское хозяйство на Урале

Важность агропромышленного комплекса для экономики Урала, бесспорна. Ведь около 15 % всей агропродукции страны поступает именно из Урала. Особое внимание региона направленно на зерноводство, большую часть в котором занимает выращивание яровой пшеницы.

Что касается других направлений сельского хозяйства, то плодородные земли Урала дают отличные показатели урожайности овощей. Также хорошо развито животноводство, которое дает около 15% молочной и мясной продукции.

Природно-ресурсный потенциал

Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают влияние на его специализацию и уровень развития.

Уральский экономический район обладает минерально-сырьевыми и топливными ресурсами.

Основным угольным бассейном является Челябинский буро- угольный бассейн с центром — Копейск.

Месторождения железных руд и руд цветных металлов сконцентрированы в основном в пределах Уральских гор. Потребности района в железных рудах удовлетворяются за счет собственной добычи частично. Здесь практически нет крупных месторождений, богатые руды (магнитогорские, тагило-кушвинские и др.) уже истощены. В настоящее время ведется разработка бедных руд Качканарской и Бакаль- ской групп месторождений, в которых сосредоточены 3 / 4 запасов уральских железных руд. Только благодаря тому, что руды многокомпонентные и содержат также ванадий и титан, добыча их рентабельна.

Урал выделяется большими запасами разнообразных ресурсов цветных металлов: медные руды (Красноуральское, Кировградское, Дегтярское и другие месторождения), цинковые (преимущественно медно-цинковые), никелевые (Верхний Уфалей, Реж).

Ресурсы алюминиевого сырья (бокситы) сосредоточенны в Севе- роуратьском бокситоносном бассейне (Красная Шапочка. Северное, Сосьвинекое и другие месторождения). Добываются золото, драгоценные и поделочные камни.

Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны — Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области.

Основная часть лесных ресурсов расположена в северной части Уральского экономического района — в Свердловской области.

Население и трудовые ресурсы

Наиболее высокая плотность населения в Челябинской области — 41 чел. на 1 км 2 .

Трудовые ресурсы Уральского экономического района отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В районе преобладает население, занятое в промышленности, хотя последние годы этот показатель снижается и увеличивается доля занятых в сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, непроизводственной сфере.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Теплоэнергетика, базирующаяся на угле, природном и попутном газе, представлена Рефтинской (3,8 млн кВт), Троицкой (2,5 млн кВт), Южно-Уральской (1 млн кВт) ГРЭС и др. На Урале есть атомная электростанция — Белоярская в Свердловской области с реактором на быстрых нейтронах.

Урап отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Профильные предприятия включают полный производственный цикл и обеспечивают выпуск чугуна, стали и проката. Наиболее крупными из них являются Магнитогорский металлургический комбинат (ОАО «ММК»). Нижнетагильский металлургический комбинат (ОАО «НТМК», предприятие «Евраз Групп») и Челябинский металлургический комбинат (компания «Мечел»).

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. На территории района работают Богословский (г. Крас- нотурьинск). Уральский (г. Каменск-Уральский), входящие в бизнес- систему «РУСАЛ», и другие алюминиевые заводы.

Машиностроение Урала — рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства. Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Урал- эле ктротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Урал не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством большегрузных автомобилей (Миасс), автобусов (Курган), мотоциклов (Ирбит).

Промышленность минеральных удобрений округа включает производство азотных и фосфатных удобрений. Производство азотных удобрений в этом районе использует коксовый газ и комбинируется с металлургическими заводами. Фосфорные удобрения выпускаются в Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов.

Транспорт и экономические связи

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дороге твердым покрытием.

В структуре вывоза из Уральского экономического района преобладает продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; ввоза — товары легкой, пищевой промышленности, медикаменты, руды и концентраты.

Внутрирайонные различия

В восточной части Уральского экономического района можно выделить два подрайона: Среднеуральский (Свердловская область) и Южно-Уральский (Курганская. Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной металлургии, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Свердловская область занимает одно из ведущих мест по продукции промышленного производства. Крупными промышленными центрами являются: Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов и др.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, машиностроением, в частности автомобилестроением и тракторостроением. В Курганской области более половины промышленной продукции производится в машиностроении: автобусы, колесные тягачи, полиграфические машины, мотоблоки и т.д.

В Челябинской области основой промышленности являются черная метаплургия и машиностроение. Крупнейшие предприятия области: Магнитогорский металлургический комбинат. Челябинский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Урааь- ский автомобильный завод (Миасс). Промышленные центры — Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск, Троицк.

Основные проблемы и перспективы развития

Приоритетными задачами индустриального и постиндустриального развития региона являются модернизация и техническое перевооружение предприятий (особенно металлургических и машиностроительных), развитие наукоемких производств, сферы образования, а также решение экологических проблем.

В УФО реализуется проект «Урал Промышленный — Урал Полярный», который предполагает создание уникального индустриально- инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности Уральского федерального округа на базе освоения природно-сырье- вых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.

В целях содействия развитию и реализации проекта создана специальная организация ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный».

Реализация проекта является предпосылкой более глубокой интеграции уникальной сырьевой базы Северного Урала и Западной Сибири с индустриальным ядром Среднего и Южного Урала.

Проект отвечает стратегическим целям экономической и промышленной политики России в области развития транспорта, энергетики и минерально-сырьевой базы и способен принести существенные социально-экономические выгоды как на региональном, так и на общенациональном уровне.

Экономика и хозяйство восточной часть Уральского экономического района.

Отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В районе производятся строительные материалы (цемент, строительный кирпич и др.).

Природно-ресурсный потенциал. Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают влияние на его специализацию и уровень развития. Уральский экономический район обладает минерально-сырьевыми и топливными ресурсами.

Основным угольным бассейном является Челябинский буроугольный бассейн с центром в г. Копейске.

Месторождения железных руд и руд цветных металлов сконцентрированы в основном в пределах Уральских гор. Потребности района в железных рудах удовлетворяются за счет собственной добычи частично. Здесь практически нет крупных месторождений, богатые руды (Магнитогорские, Тагило-Кушвинские и др.) уже истощены. В настоящее время ведется разработка бедных руд

Качканарской и Бакальской групп месторождений, в которых сосредоточены 3/4 запасов уральских железных руд. Только благодаря тому, что руды многокомпонентные и содержат также ванадий и титан, добыча их рентабельна.

Урал выделяется большими запасами разнообразных ресурсов цветных металлов: медные руды (Красиоураль- ское, Кировградское, Дегтярское и другие месторождения), цинковые (преимущественно медно-цинковые), никелевые (Верхний Уфалей, Реж).

Ресурсы алюминиевого сырья (бокситы) сосредоточены в Североуральском бокситоносном бассейне (Красная Шапочка, Северное, Сосьвинское и другие месторождения). Добываются золото, драгоценные и поделочные камни. Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны — Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области.

Основная часть лесных ресурсов расположена в северной части Уральского экономического района — в Свердло в ской области.

Население. Уральский экономический район является урбанизированной территорией (доля городского населения составляет 80%). Два города имеют население свыше миллиона человек: Екатеринбург, Челябинск. Вокруг этих городов сформировались городские агломерации.

Наиболее высокая плотность населения в Челябинской области — 41 человек на 1 км 2 .

Трудовые ресурсы Уральского экономического района отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В районе преобладает население, занятое в промышленности, хотя последние годы этот показатель снижается и увеличивается доля занятого населения в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании, в непроизводственной сфере.

Хозяйство района . Объединенная Уральская энергосистема — одна из крупнейших в стране, ее основа — теплоэнергетика, базирующаяся на угле, природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн кВт), Троицкой (2,5 млн кВт), Южно-Уральской (1 млн кВт) ГРЭС и др. На Урале есть атомная электростанция — Бе- лоярская в Свердловской области с реактором на быстрых нейтронах.

Основа промышленности Урала — металлургический комплекс, в том числе черная и цветная металлургия. Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. На основе Качканарской группы месторождений работает Качканарский горно-обогатительный комбинат.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий — предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них — Магнитогорский, Нижнетагильский комбинаты и Челябинский металлургический завод.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля. Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы — Богословский (г. Красноту- рьинск), Уральский (г. Каменск-Уральский) и др.

Машиностроение Урала — отрасль рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства. Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения — Екатеринбург («Уралмаш», «Урал- химмаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством большегрузных автомобилей (Миасс), автобусов (Курган), мотоциклов (Ирбит).

Химическая промышленность — отрасль рыночной специализации Урала — обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности.

Промышленность минеральных удобрений округа включает производство азотных и фосфатных удобрений. Производство азотных удобрений в этом районе использует коксовый газ и комбинируется с металлургическими заводами. Фосфорные удобрения выпускаются в Красио- уральске на основе привозных хибинских апатитов.

Транспорт. В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с восточными районами.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточными являются протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием.

В структуре вывоза из Уральского экономического района преобладают продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; ввоза — товары легкой, пищевой промышленности, медикаменты, руды и концентраты.

Внутрирайонные различия. В восточной части Уральского экономического района можно выделить два подрайона: Среднеуральский (Свердловская область) и Южно-Уральский (Курганская, Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной металлургии, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Свердловская область занимает одно из ведущих мест по продукции промышленного производства. Крупными промышленными центрами являются Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов, Краснотурьииск и др.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, машиностроением, в частности автомобиле- и тракторостроением. В Курганской области более половины промышленной продукции производится в машиностроении: автобусы, колесные тягачи, полиграфические машины, мотоблоки и т.д.

В Челябинской области основой промышленности являются черная металлургия и машиностроение. Крупнейшие предприятия области — Магнитогорский и Челябинский металлургические комбинаты, Челябинский тракторный завод, Уральский автомобильный завод (Миасс). Промышленные центры — Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск, Троицк.

Основные проблемы и перспективы развития. Восточная часть Уральского экономического района считается зоной экологического бедствия — шесть городов занесены в «черную» экологическую книгу России: Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил, Магнитогорск, Каменск- Уральский, Челябинск.

Приоритетными задачами индустриального и постиндустриального развития региона являются модернизация и техническое перевооружение предприятий (особенно металлургических и машиностроительных), развитие наукоемких производств, сферы образования.

Уральский федеральный округ был образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

Площадь территории - 1 788 900 км², что составляет 10,5 % от всей территории Российской Федерации.

Административный центр Уральского ФО - г.Екатеринбург.

В состав Уральского ФО входит 6 субъектов РФ.

Области:

    Тюменская

    Челябинская

Автономные округи:

    Ханты-Мансийский (ХМАО)

    Ямало-Ненецкий (ЯНАО)

Муниципальных образований - 1164. Среди 112 городов УрФО крупнейшими являются:

    Екатеринбург

    Тюмень

    Челябинск

    Нижний Тагил

    Миасс

    Магнитогорск

    Курган

    Ханты-Мансийск

    Сургут

    Нижневартовск

    Златоуст

    Каменск-Уральский

По данным переписи населения 2002 г. в Уральском федеральном округе проживало 12 млн 373 тыс. 926 чел., что составляет 8,52 % населения России.

Географические особенности регионов и структура промышленных отраслей УФО способствовала неравномерному распределению плотности населения. Наибольшей численностью населения отличаются средняя и южная части округа. Здесь плотность населения достигает 42 чел/км², тогда как средний показатель по России составляет 8,5 чел/км².

Уральский федеральный округ богат крупными месторождениями минерального сырья. На севере региона, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, ведутся разработки газовых и нефтяных месторождений, в которых сосредоточено 92 % природного газа РФ (26 % мировых запасов) и 66,7 % запасов нефти страны (6 % мировых запасов). По сути, Уральский ФО является базовым пространством для развития ТЭК - топливно-энергетического комплекса России. Кроме того, УФО расположен в самом центре трех перспективных ТЭК мирового значения: Западноказахстанского, Тимано-Печорской провинции (включая шельф Баренцева моря) и Западносибирского (включая шельф Карского моря). Среди ведущих предприятий по добыче природного газа и нефти крупнейшими в ЯНАО являются: ООО «Уренгойгазпром», ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз», ООО «Надымгазпром», ООО «Ямбурггаздобыча», ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз». Добыча нефти в ХМАО осуществляется 53 нефтегазодобывающих предприятия (в том числе 15 предприятий с участием иностранных капиталов). Крупнейшие среди них: ООО «ЛУКойл-Западная Сибирь», ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», ОАО .

Транспортировка нефти и газа ведется самым надежным способом - трубопроводом, который занимает в системе транспорта нефти УФО до 99%. Системообразующим предприятием дальней транспортировки газа является ООО «Уралтрансгаз», обеспечивающим обслуживание, транспортировку и распределение природного газа в Челябинской, Свердловской и Курганской областях. Наряду с этим предприятием успешно работают и два других газотранспортных предприятия: ООО «Тюментрансгаз» () и «Сургутгазпром» (ХМАО).

На Урале хорошо развита лесная и целлюлозно-бумажная, а также . Площадь лесов, в большей степени состоящих из деревьев хвойных пород, составляет 10% от всей площади лесного богатства России. Уральские лесные богатства по площади уступают только Сибири и Дальнему Востоку. Основой лесопромышленного комплекса УФО является ХМАО, ЯНАО, Тюменская и Свердловская область. Экспорт лесопродукции в значительных объемах осуществляется в страны СНГ и Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и Северную Африку.

Одним из приоритетных направлений в развитии лесопромышленного производства является внедрение инновационных технологий на предприятиях отрасли. В целях повышения конкурентоспособности лесной отрасли и для координации работы всей лесной промышленности Урала создан «Уральский союз лесопромышленников». Среди крупнейших лесопромышленных предприятий можно отметить ООО «Первую лесопромышленную компанию», ЗАО «Фанком», ООО «Уральский лес» (Свердловская обл.), «Тавдинский фанерный комбинат», ОАО «Тюменский фанерный комбинат» и многие другие.

Важнейшей отраслью и гордостью промышленности Уральского округа является машиностроение. В УФО производится практически 10% всей машиностроительной продукции страны. Предприятиями этой отрасли производится до 60,8% грузовых железнодорожных вагонов РФ, 21% мостовых конструкций. Оборудование с маркой уральских предприятий, отличающееся уникальностью и высоким качеством, установлено на ведущих нефтехимических, металлургических и машиностроительных заводах России. Уральские машиностроительные предприятия являются крупнейшими экспортерами своей продукции на мировых рынках. Развитые предприятия машиностроительной отрасли расположены на юге Тюменской области, в Свердловской, Челябинской и Курганской областях. Среди ведущих предприятий Тюменской области по производству прицепов, аккумуляторов и деревообрабатывающих станков: ОАО «Тюменские моторостроители», ЗАО «Завод сварочных электродов», ОАО «Нефтемаш», ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», ОАО «Тюменский судостроительный завод» и др.

Свердловская область известна производством грузовых автомобилей, вагонов, кузнечно-прессовых машин, экскаваторов, силовых трансформаторов, паровых и газовых турбин, дизелями и электродвигателями, буровыми установками и многой другой продукцией, имеющей мировую известность. Среди ведущих предприятий области: ОАО «Уралмашзавод», ФГУП ПО «Уралвагонзавод», ОАО «Уралхиммаш», ОАО «Уралэлектротяжмаш», ОАО «Уральский завод гражданской авиации», ОАО «Пневмостроймашина», ФГУП ПО «Уральский оптико-механический завод».

В расположены предприятия по производству транспортных средств, машин, оборудования, электрооборудования. Среди известных предприятий стоит отметить ОАО «Автомобильный завод «Урал», ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Ведущими предприятиями металлообработки и машиностроения Курганской области в общем объеме промышленной продукции России производится 46% коммунально-строительных машин и МКСМ, 17,5 % автобусов, 30 % пожарных машин. Среди ведущих предприятий области: ОАО «Икар», ОАО «Курганмашзавод», ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», ЗАО «Курганстальмост», ОАО «Курганхиммаш».

Столь мощное развитие машиностроения УФО, конечно, невозможно без одновременного развития подотраслей данной промышленности: энергетической, химической, электротехнической и металлургической. Развитие химической промышленности является не только стратегической составляющей реального сектора экономики региона, но и реальным инструментом в реализации приоритетных национальных проектов в сфере сельского хозяйства и здравоохранении. Около 50 % произведенных химикатов экспортируется за пределы округа. На предприятиях химико-фармацевтической промышленности постоянно ведется техническое перевооружение, расширение и реконструкция производств, что способствует существенному увеличению ассортимента продукции, значительному повышению его качества, формированию экспортного потенциала отрасли. Предприятия-лидеры данной отрасли расположены в Свердловской и Челябинской областях. Среди них стоит отметить: ОАО «Уралхимпласт», ОАО «Уральский завод РТИ», ОАО «Уральский завод химических реактивов», ОАО «Завод Уралтехгаз», ОАО «Уральский шинный завод», ЗАО «Уралпластик», ОАО «Режевской химический завод». На них производятся минеральные удобрения, синтетические смолы и пластмассы (полиэтилена, поливинилхлорида), автомобильные шины, серная кислота, жидкий кислород и др. Предприятия Челябинской области ориентированы на производство изделий из пластмассы, полимерных пленок, лакокрасочных материалов. Ведущими предприятиями являются: ОАО «Ашинский химический завод», ЗАО «Альфа-Пластик», ОАО «Челак», ЗАО «Поликом», ФГУП «Копейский завод пластмасс».

Несмотря на то, что Уральский округ обладает большой сырьевой базой для развития нефтегазохимических производств и предприятий моторных топлив, нефтехимическая промышленность развита в недостаточной степени. Ведущими представителями нефтехии УФО являются: ОАО «СИБУР-ходинг», ОАО «Тобольский нефтехимического комбината» и ОАО «Тобольск-Нефтехим».

В регионе хорошо развиты черная и цветная металлургии. На предприятиях Челябинской и Свердловской областях осуществляется производство металлопроката, выплавка чугуна и стали. В УФО сконцентрировано до 75% переработки хромитов в феррохром. В Регионе производится 730 тысяч тонн нержавеющих сталей. Крупнейшие заводы черной металлургии - это , Серовский металлургический завод и завод ферросплавов.

На предприятиях цветной металлургии, отличающихся высоким уровнем развития, осуществляется производство меди и никеля. Город Челябинск - крупнейший центр цинковой промышленности. К крупным холдинговым компаниям, занимающимся добычей и переработкой руд, относятся УГМК () и СУАЛ-холдинг. Переработкой медных труб занимаются ЗАО «Уралцветметобработка», ЗАО «Челябвторцветмет» и Кыштымский медеплавильный завод.

В горнодобывающий комплекс входят ОАО «Качканарский горно-обогатительный комбинат «Ванадий», ОАО «Уралгидромедь», ОАО «Североуралбокситруда» и др.

На фоне мощнейших комплексов неплохо в УФО развита легкая и пищевая промышленность, стройиндустрия и сельское хозяйство. Российскому потребителю хорошо известна продукция Тюменской текстильной корпорации «Кросно», ОАО «Березовской ковровой фабрики» и теплые изделия меховой фабрики «Метелица», а среди известных торговых брендов пищевой промышленности - «Макфа».

Многие предприятия Уральского федерального округа входят в состав оборонно-промышленного комплекса России, которому уже более 300 лет. Сегодня уральский ОПК включает около 50 коллективов заводов, объединений, КБ и НИИ оборонных отраслей промышленности. Наряду с этим, в той или иной степени некоторые предприятия гражданского комплекса также связаны с созданием вооружения и военной техники. Все члены ОПК - это предприятия с высокотехнологичной научно-технической и материальной базой промышленности региона. Несмотря на то, что лихие -90 годы стали разрушительными абсолютно для всей промышленности, предприятия ОПК смогли выстоять и продолжать развиваться. Успешно реализовываются программы: «Конверсия - транспорту», «Конверсия - топливно-энергетическому комплексу», «Конверсия - агропромышленному комплексу», «Конверсия - медицине» и многие другие. Предприятия «оборонки» освоили более 500 видов гражданской продукции высокого качества, действительно конкурентоспособные и пользующиеся повышенным спросом.

Для Уральского региона характерна тесная взаимообусловленность составляющих отраслей и производства, особенно в тяжелой индустрии.

Горнодобывающая промышленность служит базой для черной и цветной металлургии, химической и строительной индустрии. В целом машиностроение и металлургия главенствуют на Урале как по объему продукции, так и по значению для страны.

Лесная промышленность и аграрно-индустриальный комплекс опираются на ресурсы древесины и сельскохозяйственного сырья.

Уральский регион включает также группы обслуживающих отраслей и производств - добычу угля и торфа, производство электроэнергии, товаров народного потребления и продовольствия.

Экономический профиль Уральского районного комплекса определяет тяжелая индустрия, основами которой являются черная и цветная металлургия. Фундамент комплекса представлен добывающими производствами. К ним относятся прежде всего добыча и обогащение руд черных и цветных металлов, разработки россыпных месторождений золота и платины, добыча нерудного сырья как для металлургии, так и для других отраслей, особенно промышленности строительных материалов.

Черная металлургия Урала в целом отличается более высоким качеством металла, что обусловлено использованием малосернистого кузнецкого кокса и руд Урала, чистых от вредных примесей и содержащих ценные компоненты - хром, никель.

По развитию цветной металлургии Урал занимал и занимает ведущее место в России, выпуская почти все цветные металлы, их сплавы и прокат. Медные руды Урала - комплексные. Из них, в частности, получают редкие металлы и цинковый концентрат, который перерабатывается на Челябинском цинковом заводе.

Урал - важнейший поставщик алюминия, магния, титана. Будучи электроемким, их производство локализовано поблизости от источников энергетического топлива - каменного и бурого угля.

Урал - старейший в стране регион золотодобычи. Прииски разбросаны вдоль восточных склонов хребта. Издавна славится Урал драгоценными и поделочными камнями, добываемыми в Ильменских горах западнее Челябинска и в других местах. Центром камнерезно-гранильного и ювелирного производства Урала является Екатеринбург. Уральские драгоценные камни используются в качестве не только ювелирного, но и технического сырья для нужд приборостроения, электротехники, радиоэлектроники, оптики.

Наличие мощной металлургической базы способствовало развитию на Урале машиностроения и металообработки. Уступая лишь Центральному региону России по величине продукции отрасли, Урал выделяется производством оборудования для металлургии, горного дела, химии, энергетики и транспорта.

Тяжелое машиностроение давало в эпоху Советского Союза значительную часть продукции всего машиностроения. Номенклатура выпускаемых изделий тесно была связана с потребностями региона, с его ведущими отраслями промышленности.

На Урале развита химическая промышленность. Многие ее производства тесно связаны с черной и цветной металлургией.

Важным звеном в хозяйстве Урала является его энергетика. Урал поглощает 1/7 производимых в стране топлива и энергии. Рост потребления топлива на Урале покрывается за счет нефтепродуктов и газа. Добыча нефти ведется в Пермской и Оренбургской областях. Тюменская нефть поступает по трубопроводам через Курган на Урал и далее на Запад.

Уральская электроэнергетическая система - одна из самых мощных в стране. Основную часть электроэнергии вырабатывают тепловые станции. Урал находится на стыке электроэнергетических систем Европейской части и Сибири.

Значительную роль в Уральском производственном комплексе играет сельское хозяйство. Примерно 2/3 всех сельскохозяйственных земель приходится на пашню, остальное - выгоны, пастбища, сенокосы. Больше всего распаханы лесостепные и степные территории. Здесь ярко выражено зерновое хозяйство, основой которого являются посевы яровой пшеницы. В посевах Приуралья и Зауралья севернее Перми и Екатеринбурга пшеница уступает место озимой ржи.

Вокруг промышленных центров издавна сложилось пригородное сельское хозяйство с производством свежих овощей, зелени, цельномолочной продукции. Растет число парников и теплиц на тепловых отходах электростанций и предприятий.

В кормовой базе животноводства горных и таежных мест преобладают естественные сенокосы и пастбища; на остальной территории корма производят в полевых севооборотах. Причем на Среднем Урале велика роль клевера, на Южном - кукурузы.

В животноводстве преобладает крупный рогатый скот молочного и мясомолочного направлений. Свиноводство больше приурочено к пригородным зонам и лесостепному Зауралью, овцеводство встречается больше в степях Южного Урала.

Вблизи крупных промышленных центров развивается птицеводство, представленное современными государственными и частными птицефабриками. Сооружены комплексы по производству говядины, свинины, молока.

Надо отметить, что аграрные преобразования на Урале, также как и по всей России идут уже многие годы, однако их направленность на замену административно-командной системы рыночной системой с приоритетом производственной демократии, экономической свободы и самоуправления хозяйствующих субъектов реализуется с трудом.

С переходом к развитым рыночным отношениям стало расти число фермерских хозяйств на Урале. В процессе формирования новой аграрной структуры часть хозяйств Урала приспособилась к рынку, сохранив при этом основные фонды. Многие руководители, специалисты и активные работники таких предприятий были заинтересованы в преобразовании коллективного хозяйства в частное. Общая тенденция последних лет не только на Урале, но и по всей России - сокращение численности фермерских хозяйств и увеличение площади земельных угодий на одно хозяйство.

В некоторых районах Урала на базе неплатежеспособных хозяйств создаются муниципальные предприятия по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

В переходных условиях приоритетом является принцип самофинансирования сельского хозяйства Урала с привлечением бюджетных средств, поддержки и обеспечением максимальной стимулирующей роли этих средств.

В общем и целом, говоря о сельском хозяйстве Урала, его развитии, следует отметить, что роль его в хозяйственном значении страны значительно меньше, чем роль промышленности. Основная часть сельскохозяйственной продукции потребляется внутри региона, причем многую продукцию животноводства частично приходится привозить. Вывозят с Урала в основном зерно, льнопродукцию.

Общие запасы леса на территории округа превышают 7,3 млрд. кубометров, то есть более 10% от общероссийских запасов.

Сегодня в Уральском округе заготавливается 7,7 млн. кубометров леса. Таким образом, освоение расчетной лесосеки составляет только 11,4%, при этом в среднем по России использование лесосеки достигает 23%.

Зона активного лесопользования совпадает с существующими транспортными коридорами.

Сегодня общая протяженность существующих лесовозных дорог составляет только 700 км.

В случае развития транспортной инфраструктуры - дополнительного строительства как минимум 740 км лесовозных дорог от существующих сегодня и проектируемых транспортных путей - можно увеличить объем лесопользования на 12 млн. кубометров в год и довести общий объем заготовки древесины в Уральском округе до 19,7 млн. кубометров.

В свою очередь, повышение общего объема доступного лесного фонда создаст базу для строительства новых перерабатывающих мощностей, которых сегодня на Урале фактически нет.

Несмотря на то, что только в Уральском федеральном округе собирается свыше 65% от всего российского НДПИ, доля инфраструктуры, которая приходится на регионы Урала, составляет лишь 7% от всей транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Поэтому строительство любых дорог, магистралей, транспортных коридоров на территории региона будет повышать социально-экономический уровень развития Урала и Западной Сибири.

По предварительным оценкам, строительство объекта приведет:

  • - к снижению затрат на транспортировку хромовых руд с месторождений Полярного Урала на заводы в Южный и Средний Урал;
  • - к ликвидации дефицита бурового угля на Урале за счет ввода в эксплуатацию Сосьвинско-Салехардского бассейна;
  • - к снижению затрат на строительство, обслуживание и ремонт объектов промысловой и транспортной инфраструктуры при освоении месторождений нефти и газа севера и северо-востока Западной Сибири;
  • - к обеспечению потребностей уральских комбинатов в медно-цинковых, железных и марганцевых рудах. Отмечу, что этот эффект мы получим только в случае открытия рентабельных и богатых месторождений;
  • - к увеличению освоения лесного фонда на 12 млн. кубометров в год при условии параллельного с проектированием железной дороги строительства лесовозных магистралей.

Необходимо отметить, что инвестирование значительных средств, требующихся для строительства новой железной дороги, должно сопровождаться детальным экономическим анализом.

Это позволит определить сроки окупаемости инвестиций на основе прогноза загрузки транспортной инфраструктуры за счет перевозки как продукции минерально-сырьевого комплекса, так и других грузов.

Новое на сайте

>

Самое популярное