Домой Кредитные учереждения §20. Факторы размещения хозяйства

§20. Факторы размещения хозяйства

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА

Необходимо оговориться, что в современной науке нет единого толкования понятия «факторы размещения». Одни ученые определяют факторы размещения промышленности как важнейшие ресур сы и условия, необходимые для выпуска продукции и отличающиеся существенной территориальной дифференциацией (как по их нали­чию, так и по экономическим показателям). Другие - определяют факторы размещения как территориально дифференцированные при­родные, экономические и социальные условия производства. Тре­тьи - предлагают понимать под факторами лишь свойства самого про­изводства, определяющие причинную зависимость его размещения от определенных условий. Условия размещения - это, согласно их взглядам, изменения от места к месту среды, необходимой для дан­ного производства.

О. Витковский полагает, что принципиальное значение имеет разделение всех «факторов размещения» на две группы:

1) природные, обусловливающие зависимость географии про­мышленности от природных условий и ресурсов; к числу их относят совокупность природных особенностей и ресурсов; влияние этой группы факторов на размещение мировой промышленности проис­ходит через их воздействие на издержки производства и, следователь­но, на размеры прибыли;

2) общественные, в основе которых лежат законы общественно­го развития общества; сюда могут быть отнесены такие факторы про­изводства, как труд, капитал, НТП, а также государственное регули­рование, международная экономическая интеграцию, деятельность ТНК и др.

Есть и другая классификация факторов размещений. Так, Н. Али­сов считает, что отдельные элементы понятия «факторы», взаимодей­ствуя и влияя друг на друга, выполняют свои строго определенные функции в сложном, но едином процессе размещения производства. Поэтому он предлагает разделять факторы на три группы:

1) технико-экономические факторы;

2) географические условия;

3) социально-экономические предпосылки, предваряющие воз­никновение и развитие промышленного производства.

Ряд других ученых также внес весомый вклад в теоретическое обоснование географического размещения производств.

Так, В. Кристаллер разработал теорию о размещении системы населенных пунктов. Согласно этой теории, территория разбивается на правильные шестиугольники, являющиеся зоной сбыта продук­ции центрального города, куда население приезжает за покупками. Такая организация позволяет минимизировать транспортные затра­ты покупателей, при этом центральные места сбыта продукции име­ют определенную иерархию.

Теория А. Смита и Д. Рикардо содержит международное терри­ториальное разделение труда на основе торговли. Они разработали теорию абсолютных и относительных преимуществ, которыми обла­дает страна в отношении производства того или иного товара.

Основные положения теории Э. Хекшера и Б. Олина сводятся к следующему: во-первых, ввоз и вывоз товаров может заменяться перемещением факторов производства; во-вторых, в международной торговле должна осуществляться тенденция к выравниванию фактор­ных цен; в-третьих, страны должны вывозить продукты использова­ния избыточных факторов производства и ввозить продукты исполь­зования дефицитных для них факторов производства.

В. Леонтьев установил, что для выбора оптимального размеще­ния хозяйства необходимо учитывать не только прямые, но и косвен­ные затраты. Свою цель он реализовал на основе метода межотрасле­вого баланса, который отражал равенство между наличием ресурсов и их использованием в различных отраслях.

В основе теории «полюсов роста» Ф. Перру лежит положение о ведущей роли в структуре экономики лидирующих отраслей. Ареа­лы, где размещаются лидирующие отрасли, становятся центрами при­тяжения факторов производства.

Теория больших циклов Н. Кондратьева отражает динамику раз­вития мирового хозяйства во временном разрезе. Длинные волны - это эндогенные факторы, влияющие на размещение хозяйства.

Тот факт, что понятие «факторы размещения» трактуется раз­личными представителями науки по-разному, на наш взгляд, связано главным образом с тем, что само это понятие неоднозначно и имеет неоднородную связь со многими сферами мировой промышленнос­ти. Так, в автомобилестроении под факторами размещения, по наше­му мнению, следует понимать совокупность экономических условий, необходимых для оптимального размещения производств, создания научно-исследовательской базы для производства, организации сбыта.

Основной принцип хозяйственной деятельности предприятия заключается в том, чтобы создавать максимум продукта (а следова­тельно, и получать максимально возможную прибыль) при минималь­ных затратах на его производство. Достижение цели минимизации издержек и максимизации прибыли зависит от местоположения пред­приятия. От правильности выбора места зависит очень многое:

1) сумеет ли предприниматель найти покупателей и сколько - от этого зависит объем производства;

2) во сколько ему обойдется стоимость сырья и материалов, от­куда их подвозить, сколько будет стоить их доставка;

3) сможет ли он продавать продукцию на месте или ее надо бу­дет вывозить в другие районы и как далеко;

4) есть ли в предполагаемом месте организации предприятия достаточно ресурсов (топливно-энергетических, сырьевых, людских и др.), которые могут быть использованы для производства продук­ции, и т.д.

Очевидно, что для прибыльного производства различных видов продукции требуются разные условия. Например, для изготовления одного вида продукции необходимо большое количество электроэнер­гии и квалифицированной рабочей силы, для другого - большое ко­личество металла, для третьего - сельскохозяйственного сырья и т.д. Отсюда следует, что выбор места строительства предприятия (неза­висимо, к какому сектору хозяйства оно относится) определяется по меньшей мере двумя важнейшими составляющими. Во-первых, осо­бенностями производства того или иного вида продукции, ее пред­назначенностью (для кого она производится) и технико-экономиче­скими характеристиками (капитале-, трудо-, материалоемкость и т.д.). Во-вторых, условиями территории, на которой предполагается раз­местить объект, - ее свойствами и особенностями. Понятно, что для предприятия, производящего пищевые товары, требуются иные ус­ловия, чем для предприятия, которое производит автомобили или ткани.

Если суммировать все условия, предпосылки, причины, побуж­дающие предпринимателей возводить предприятия на той или иной территории, обозначив их как факторы, влияющие на размещение, то среди них можно выделить следующие.



1. Экономико-географическое положение (страны, региона, рай­она). Экономико-географическое положение (ЭГП) - это положе­ние данной территории относительно других территорий с точки зре­ния ведения хозяйственной деятельности. Оно характеризуется расположением данной местности по отношению к путям сообщения, рынкам сбыта, источникам сырья и т.д. Страна, территория, местность может занимать: а) центральное положение; б) глубинное положение (называемое также периферийным); в) приморское положение; г) соседское положение (тесно примыкать к другим территориям).

Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонен­тов. Главные из них следующие:

Транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети;

Промышленно-географическое - положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз;

Агрогеографическое - положение относительно продоволь­ственных баз и основных центров потребления сельскохозяйствен­ной продукции;

Рыночное (или сбыто-географическое) - положение относи­тельно рынков сбыта продукции;

Демографическое (или демогеографическое) - положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и науч­но-технических кадров;

Рекреационно-географическое - положение относительно мест отдыха и туризма.

Понятие «экономико-географическое положение» введено в гео­графическую науку Н.Н. Баранским. Оно широко используется в гео­графии не только для оценки места стран на мировой карте, но и для определения отношения любого географического объекта (город, рай­он и т.д.) к другим объектам расположения вне его.

В свою очередь, возможности ЭГП во многом определяются транспортно-географическим положением страны. Российская импе­рия и СССР имели четыре основных выхода в Мировой океан: 1) балтийский, «прорубленный» Петром I в XVIII в. (Петербург, пор­ты Прибалтики); 2) черноморский; 3) северный; 4) тихоокеанский. С распадом СССР, образованием независимых государств возмож­ности России для самостоятельного выхода к морским торговым пу­тям резко сужаются на первых двух выходах - к балтийскому и чер­номорскому.

В основе экономико-географического положения во многих слу­чаях лежат совершенно определенные физико-географические момен­ты. Вместе с тем ясно, во-первых, что эта физико-географическая обстановка, составляющая базу для экономико-географического по­ложения, создает только возможности, а вопрос об их использовании остается открытым, и, во-вторых, что в разные исторические эпохи одно и то же физико-географическое положение может быть исполь­зовано весьма различно и иметь совершенно разные значения.

Экономико-географическое положение имеет крупнейшее мето­дологическое значение. Место, занимаемое любым ареалом, - стра­на, район или город - в системе географического разделения труда в большой мере определяется экономико-географическим положени­ем. Поскольку ЭГП в значительной мере определяет связи данного ареала в системе географического разделения труда, оно не может не влиять и на экономическое районирование территории.

2. Наделенность территории различными видами природных ресурсов - полезными ископаемыми, лесными, водными и другими, близость или удаленность от этих ресурсов.

3. Возможность и удобство подвоза сырья, вывоза готовой про­дукции, стоимость транспортировки имеет весьма важное значение, так как расходы на перевозку могут быть очень высоки.

4. Наличие потребительского спроса (рынков сбыта). Этот фак­тор особо важен для производства скоропортящейся продукции или малотранспортабельной (которую невыгодно перевозить). Благода­ря усовершенствованию средств транспорта в последние годы влия­ние этого фактора ослабло.

5. Наличие дешевой рабочей силы, обладающей нужной квали­фикацией и образованием.

6. Территориальная концентрация (агломерация) - концентра­ция хозяйственных объектов и населения в определенных районах, центрах, узлах - позволяет налаживать контакты с другими предпри­ятиями, экономить на транспортных расходах.

7. Степень развития инфраструктуры - наличие комплекса от­раслей хозяйства (учреждений и предприятий), обслуживающих про­мышленное и сельскохозяйственное производство (шоссейные доро­ги, каналы, порты, складские помещения, энергетическое хозяйство, связь, учреждения образования, здравоохранения, научные учреж­дения и т.п.). Инфраструктура подразделяется на производственную и непроизводственную (социальную). Последняя включает систему подготовки трудовых кадров, сеть школьных и высших учебных заведений, наличие учреждений здравоохранения, медицинских работников и др.

8. Близость центров науки и образования, поскольку наукоемкие производства тяготеют к научным центрам, выполняющим НИОКР (Силиконовая долина в штате Калифорния (США), где находится Стэнфордский университет, долина р. Изар на юге Германии и др.). На базе соединения производства с научными исследованиями воз­никают технополисы - города, в которых наука и промышленность связаны в неразрывное целое и представляют единый конгломерат.

9. Влияние данного вида производства на окружающую среду. Этот фактор оказывает лимитирующее воздействие на создание того или иного производства и его развитие в том или ином районе, если оно может нанести ощутимый вред окружающей среде.

10. Экономическая политика государства, ограничивающая или стимулирующая хозяйственную деятельность в конкретных районах (формами такой политики является региональная и промышленная политика).

11. Стратегия ТНК, которые могут создавать предприятия, сами по себе не приносящие большой прибыли, но благодаря производ­ству какого-либо продукта обеспечивающие корпорации увеличение общей прибыли.

12. Научно-техническая революция, под влиянием которой дей­ствие того или иного фактора может быть усилено или ослаблено.

При принятии решения о размещении предприятия в том или ином районе учитывается обычно несколько факторов, причем влия­ние того или иного фактора может быть разным - сильным, ней­тральным или слабым - в зависимости от технико-экономических ха­рактеристик производимого продукта. Действие каждого фактора проявляется через ценовые показатели - сколько стоит закупка сы­рья, его подвоз, оплата труда, строительные работы, устройство очи­стных сооружений, какую цену можно установить на продаваемую продукцию, осуществляется на основе сопоставления затрат и ожи­даемой прибыли.

Учитывая, что размещение хозяйственных объектов зависит от технико-экономических характеристик продукции предприятия и условий местности (сказывающихся на соотношении «затраты- прибыль» для данного вида продукции), можно сделать некоторые выводы о пространственной ориентации отдельных отраслей и пред­приятий промышленности.

1. Отрасли, характеризующиеся высокой материалоемкостъю (черная металлургия, производство тяжелых цветных металлов, тяжелое машиностроение, производство соды, цемента, гипса, строй­материалов), обычно размещаются вблизи источников сырья (и воды). Это отрасли, затраты на сырье в которых составляют от 20 до 80% себестоимости продукции, а удельный вес сырья в несколько раз пре­вышает вес готовой продукции.

2. Отрасли, производящие продукцию, требующую больших за­трат топлива и энергии (35-60% в себестоимости продукции) (энер­гоемкие отрасли), тяготеют к источникам дешевой энергии. К ним относятся: производство смол и пластмасс, химических волокон и син­тетического каучука, выплавка алюминия, магния, производство ни­келя.

3. Отрасли, требующие больших затрат труда (трудоемкие от­расли). Они отличаются повышенной долей заработной платы в се­бестоимости продукции, незначительными по весу расходами сырья, топлива и сравнительно небольшим объемом готовой продукций в расчете на одного работника. К ним относятся радиотехника, приборостроение, станкостроение, переработка пластмасс, текстильная трикотажная, швейная, обувная и др. Такие отрасли обычно развиваются в районах, обладающими большими ресурсами рабочей силы.

4. Отрасли, производящие потребительские товары, т.е. ориентирующиеся на потребителя. Затраты по доставке сырья и топлива в этих отраслях меньше расходов по вывозу готовой продукции в от­даленные места потребления (при одной и той же дальности перевоз­ки), удельные расходы сырья, топлива и электроэнергии невелики. Эти отрасли тяготеют к близлежащим местам потребления готовой продукции (города, скопления поселков). К ним относятся хлебопе­карная, кондитерская, сахарорафинадная, мебельная отрасли про­мышленности, а также нефтеперерабатывающая, резинотехническая, кирпичная, производство железобетонных изделий, сельскохозяй­ственное машиностроение.

5. Добывающие отрасли промышленности. Их размещение зависит от природных факторов (размеры промышленных запасов глубина и характер залегания полезных ископаемых, качество при­родных ресурсов), а также от возможностей вывоза продукции. Они размещаются обычно с таким расчетом, чтобы затраты на добычу и транспортировку их продукции были минимальными.

Приведенное объяснение размещения отраслей производства является лишь самым общим. На практике решению о возведении предприятия в данной местности предшествует проведение много­численных исследований и расчетов - технико-экономических, ба­лансовых и др.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОНТРОЛЯ

1. Что понимается под современным мировым хозяйством?

2. Чем высокоразвитые районы отличаются от районов нового освое­ния?

3. Что такое региональная политика и какова ее специфика в разви­тых и развивающихся странах?

4. Какие наиболее важные сдвиги произошли в размещении промыш­ленного производства в мире в конце XX в.?

5. На чем базируется теория размещения хозяйства И. Тюнена?

6. В чем смысл локационного треугольника В. Лаунхардта?

7. Какие основные штандортные факторы легли в основу теории А. Вебера?

8. Как агломерационная ориентация отражается на размещении про­мышленных предприятий?

9. Что является центральными местами по теории В. Кристаллера?

10. Какова краткая характеристика пространственной теории цены?

11. Как теории абсолютных и сравнительных преимуществ использу­ются для описания межрегиональной торговли?

12. Каковы основные теоретические положения теории Хекшера- Олина?

13. В чем различие между природными и общественными факторами производства?

14. Что такое экономико-географическое положение и какие его виды вам известны?

15. Какие ключевые (общие) факторы влияют на размещение предпри­ятий в мировом хозяйстве?

16. В чем различие между материале-, энерго- и трудоемкими отрасля­ми промышленности?

ТЕСТЫ

1. Мероприятия по региональной экономической политике в разви­тых странах начались в период:

а) 20-30-х гг. XX в.;

б) первой половины XIX в.;

в) второй половины XIX в.;

г) второй половины XX в.

2. В экономической географии к депрессивным регионам относятся:

а) регионы, территория которых граничит с государственными гра­ницами;

б) необжитые северные регионы страны;

в) регионы, которые ранее демонстрировали высокие темпы эконо­мического развития, но продукция которых теперь неконкуренто­способна;

г) отсталые сельскохозяйственные районы.

3. Ученый, основоположник теории размещения населения, - это:

а) В. Лаундхарт;

б) В.И. Вернадский;

в) В. Кристаллер;

г) М.В. Ломоносов.

4. Теорию размещения промышленности разработал:

а) В. Лаундхарт;

б) М.В. Ломоносов;

в) Д. Рикардо;

г) А. Вебер.

5. Теория сравнительных преимуществ относится к теориям:

а) специализации региональной экономики;

б) размещения промышленного производства;

в) экономического районирования;

г) регионального развития.

6. В современной России существует... федеральных округов: а) 7; 6)11;

7. Регион А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя 1 ед. ресурсов. Регион В может производить 2 т пшеницы или 5 т: угля, используя также 1 ед. ресурсов. Каков ответ задачи:

а) регион А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь|

б) регион В будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь

в) регион А не будет экспортировать и импортировать пшеницу;

г) регион В не будет экспортировать и импортировать уголь.

8. Объективной причиной формирования еврорегионов является:

а) хозяйственная интеграция относительно компактных трансгра­ничных территорий Европы;

б) политические инициативы региональных властей;

в) политические инициативы высших органов управления Европей­ским союзом;

г) хозяйственная интеграция относительно удаленных от границы территорий Европы.

9. Какая из формулировок в наибольшей степени отражает содержа­ние термина «регион»:

б) группа близлежащих стран (территорий), представляющая собой отдельный экономико-географический район мира (страны);

в) субъект РФ или локальное территориальное образование, отли­чительной характеристикой которого является сильное и устойчи­вое отставание от других регионов;

г) распределение производственных объектов разных отраслей хо­зяйства по регионам?

10. Экономический район - это:

а) совокупность отраслей, связанных производством, распределе­нием, обменом и потреблением;

б) взаимосвязанное научно обоснованное сочетание различных предприятий в целях экономии средств в масштабе всего народного хозяйства;

в) группа производств, компактно размещенных на небольшой тер­ритории;

г) целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внут­ренние экономические связи.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Система экономических районов развитых стран мира.

2. Сущность, назначение и эффективность региональной социально-экономической политики (на опыте одной из стран мира).

3. Ключевые сдвиги в размещении промышленного производства в конце XX в.

4. Теория размещения хозяйства И. Тюнена (с решением конкретных задач).

5. Трактовка географического размещения факторов производства по­средством теории А. Вебера.

6. Теория центральных мест.

7. Использование пространственной теории цены в экономической географии.

8. Сравнительный обзор теорий региональной специализации, меж­региональной и международной торговли.

Гаврилов А.И. Региональная экономика и управления. М. : ЮНИТИ, 2002.

Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

Киреев А.П. Международная экономика: учеб, пособие для вузов. М. : Международные отношения, 2001.

Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона. Но­восибирск: Сиб. соглашение, 2001.

ГЛАВА 5

МИРОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:

ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ: СТАРЫЕ И НОВЫЕ

Прежде чем приступать к изучению отдельных отраслей мирового хозяйства (а затем регионов и некоторых стран), необходимо познакомиться с основными факторами размещения производительных сил.

Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые - в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание.

Старые факторы размещения.

К их числу можно отнести факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации.

Фактор территории. Территория - один из важных элементов географической среды общества. Как правило, чем больше ее размеры, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства. Прежде всего, это относится к России, Канаде, Бразилии, Австралии, США, Китаю, Индии. Эти большие по площади страны обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономические зоны, макрорегионы, регионы.

В сравнительно небольших по территории странах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают "зрелости" своей территориальной структуры, часто имеют благоприятные предпосылки для экономической интеграции. С другой стороны, многие из них уже начинают испытывать "дефицит" территории.

Иногда немалое влияние на территориальную структуру хозяйства оказывают и конфигурация территории, степень ее компактности.

Фактор экономико-географического положения. Понятие об экономико-географическом положении (ЭГП) было наиболее полно обосновано Н. Н. Баранским. Он выделил четыре главные разновидности ЭГП, которые могут использоваться по отношению к странам, районам, городам: 1) центральное положение, 2) глубинное (периферийное) положение, 3) соседское положение, 4) приморское положение. Центральное и приморское положения обычно выступают в качестве выгодных черт ЭГП. Глубинное (периферийное) положение, напротив, может замедлять экономическое развитие. Влияние соседского положения во многом зависит от отношений между государствами.

Приморское положение (за исключением арктических морей) фактически во все времена было благоприятной чертой ЭГП. В период НТР роль его еще более возросла. В 50 - 70-х гг. в размещении производства и населения многих стран Западной Европы, Японии, отчасти и США произошел заметный сдвиг к морю. Это объясняется, прежде всего, усилением ориентации на импортное сырье и топливо. Появился даже термин "приморская урбанизация".

В прибрежной зоне расположено 2/3 всех городов мира с населением более 1,5 млн. человек. А из 20 "сверхгородов" только пять не являются морскими портами.

Н. Н. Баранский писал, что страна может исправлять, улучшать свое ЭГП. В качестве примеров он приводил сооружение Панамского канала и проведение трансконтинентальных железных дорог в США.

Природно-ресурсный фактор. На более ранних этапах индустриализации география природных ресурсов, в первую очередь полезных ископаемых, во многом определяла размещение тяжелой промышленности, которая особенно тяготела к бассейнам каменного угля и железной руды. В эпоху НТР такое притяжение заметно уменьшилось. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям.

Но для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Поскольку же многие старые бассейны и месторождения, районы лесозаготовок уже сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальными природными условиями.

Северные районы мира занимают огромную площадь - 20 млн. км 2 , из которых 11 млн. приходится на российский Север. НТР сделала практически возможным освоение здесь новых территорий, проживание на них человека и эксплуатацию природных ресурсов.

Континентальный шельф во всем мире занимает 31 млн. км 2 . Освоение шельфовых районов привело к тому, что еще в начале 90-х гг. доля "морской нефти" в общемировой ее добыче превысила 1/4, а доля "морского газа" 1/5. Главные районы добычи - Северное, Карибское и Каспийское моря, Персидский и Мексиканский заливы.

Для освоения Севера и морских акваторий создается специальная техника. Необходимо, однако, принимать в расчет, что освоение и эксплуатация природных ресурсов в этих районах требуют очень больших капиталовложений и увеличивают угрозу загрязнения окружающей среды.

Транспортный фактор. До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Совершенствование путей сообщения и средств транспорта привело к значительному уменьшению транспортных затрат. Тем самым "транспортная революция" открыла возможности для сбыта продукции крупных специализированных предприятий в радиусе многих тысяч километров, для увеличения подвижности населения, для сдвига производства к морю, для переброски природных ресурсов, формирования районов нового освоения и, в конечном счете, для преодоления территориального разрыва между районами производства и потребления продукции.

Сооружение БАМа в России тесно связано с освоением новых ресурсных районов. В Канаде одна из программ транспортного строительства так и называется - "Дорога к ресурсам".

Следовательно, и в эпоху НТР транспортный фактор продолжает оказывать значительное влияние на размещение производства, особенно в больших по территории странах.

Фактор трудовых ресурсов. Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства и территориальную структуру хозяйства. Наличие свободных рабочих рук обычно "притягивает" хозяйственную деятельность, а отсутствие их "отталкивает"; в первую очередь это относится к трудоемким отраслям.

В эпоху НТР влияние фактора трудовых ресурсов проявляется двояко. В первом случае в промышленность, непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из других стран. Во втором случае оказывается более выгодным перемещать производство к источникам дешевых трудовых ресурсов.

Крупнейшие промышленные районы и городские агломерации Западной Европы, обладающие большим экономическим потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, стали главными центрами притяжения дополнительных трудовых ресурсов - как из других стран Европы, так и из внеевропейских стран.

Регионы Восточной и особенно Юго-Восточной Азии, обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стали главными центрами притяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы и США.

В эпоху НТР сохраняется ориентация на дешевую рабочую силу, в том числе женскую, которая стала широко использоваться и в новейших отраслях с поточным производством. Но еще большее значение приобрела ориентация на высококвалифицированные трудовые кадры, на "качество" рабочей силы.

Фактор территориальной концентрации. Производственная концентрация, выражающаяся в увеличении размеров предприятий, дает большой экономический эффект. С ней тесно связана и территориальная концентрация хозяйства и населения в крупных промышленных центрах, узлах и районах, в транспортных узлах, городских агломерациях. Особенно велика роль старопромышленных районов, которые уже давно сформировались вокруг столичных городов, угольных бассейнов и др.

Однако чрезмерная концентрация населения и хозяйства в старопромышленных районах имеет и ряд отрицательных последствий - прежде всего для качества окружающей среды. Поэтому для эпохи НТР еще более характерен процесс территориального рассредоточения производства путем создания небольших и средних предприятий, мини-заводов, мини-ГЭС и т. д.

Новые факторы размещения

К ним прежде всего относятся: фактор наукоемкости и экологический фактор.

Фактор наукоемкости. В эпоху НТР научно-техническая база становится все более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам - большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные "города науки". Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, напротив, рассредоточение их.

В России главные центры научных исследований - Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Во Франции половина всех научных работников сконцентрирована в Париже, в Японии - в Токио. А в США - основные научные исследования ведутся в университетах, рассредоточенных по всей стране.

В эпоху НТР сложились и новые формы территориальной организации науки. Это прежде всего сходные по своему характеру технопарки и технополисы , в которых осуществляется вся технологическая цепочка от фундаментальных исследований до продажи готовой наукоемкой продукции. "Парковый бум" начался в США еще в начале 50-х гг. (знаменитая Силиконовая долина), а затем охватил Западную Европу, НИС Азии, да и другие страны. Ныне технопарки имеются уже в нескольких десятках стран мира. Идея технополисов зародилась в Японии в начале 80-х гг. и также затем получила широкое распространение.


По существу, технополисами являются и многие научно-производственные города России. В Подмосковье это Дубна, Пущине, Обнинск, Черноголовка, Зеленоград, Жуковский, Королев, в Сибири - Академгородок под Новосибирском. К числу технополисов можно отнести и десять так называемых закрытых городов Министерства по атомной энергии, которые находятся в Поволжье (Арзамас, Пенза), на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст) и в Сибири (Томск, Красноярск).

Экологический фактор. Этот фактор, существовавший и ранее, в период НТР приобрел особое значение. Недостаток территории, воды, растущие расходы на очистку промышленных стоков и выбросов, общее ухудшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в них производства и населения. В отдельных случаях часть "грязных" производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется.

Рурский промышленный район, который называют индустриальным сердцем Германии, и до и после второй мировой войны считался одним из самых "грязных" в Европе. Но благодаря целой системе мер экологическая обстановка в нем стала гораздо более благоприятной. В частности, была осуществлена специальная программа по охране атмосферы под девизом "Чистое небо над Руром", в результате которой многие производства были закрыты или выведены из этого района.

Главный вывод. НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне ни находилось.

Задачи и тесты по теме "Факторы размещения: старые и новые"

Ведущие идеи: современный этап развития мирового хозяйства и международных экономических отношений складывается под влиянием НТР, которая за последнее время стала носить перманентный хараектер; основные тенденции в развитие мирового хозяйства характеризуется дальнейшим углублением международной специализации стран, усложнением международных экономических связей, усилением неравномерности развития отдельных стран и территорий.

Основные понятия: мировое хозяйство (МХ), международные экономические отношения (МЭО); отрасль международной специализации, международное разделение труда (МРТ), международная торговля, торговый баланс, экспорт, импорт; научно-техническая революция (НТР), характерные черты и составные части НТР, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР); торгово-экономические блоки (ГАТТ - ВТО), международная специализация производства (МСП), международное кооперирование производства (МПК), транснациональные корпорации (ТНК); открытая экономика, свободные экономические зоны (СЭЗ); географическая "модель" мирового хозяйства, "Север и Юг", "центр" и "перифирия", интеграция; отраслевая структура хозяйства, наукоемкость, новые, старые и новейшие отрасли, "авангардная" тройка, аграрная, индустриальная и постиндустриальная структура хозяйства; территориальная структура хозяйства; старопромышленные и депрессивные районы, районы нового освоения, региональная политика развитых и развивающихся стран, "полюса роста", "линии проникновения".

Навыки и умения: уметь давать характеристики НТР, МХ, МЭО, МГРТ, сопровождая их четкими определениями; давать сравнительную характеристику отраслям международной специализации, отраслевой и территориальной структурам хозяйства развитых и развивающихся стран, объяснять различия, определять тенденции, используя статистический, графический и картографический материал.

Во всем мире размещение различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства происходит не случайно, а под влиянием определенных условий. Условия, которые оказывают большое влияние на выбор места для развития производства, называются факторами размещения производства.

Факторы, влияющие на размещение производства

Факторы размещения производственных сил представляют собой совокупность внешних условий и ресурсов, правильное использование которых обеспечивает наилучший результат при развитии хозяйственной деятельности и размещения производств.

К наиболее важным факторам размещения производства относят:

  • Сырьевой - размещение предприятий в непосредственной близости от источников сырья. Большинство фабрик и заводов строят возле крупных водных объектов, месторождений полезных ископаемых. Благодаря этому происходит экономия времени и финансовых затрат на транспортировку больших объемов грузов, а стоимость готовой продукции будет существенно ниже. Сырьевой фактор оказывает решающее влияние на размещение предприятий по производству цемента, калийных удобрений, лесоматериалов, по обогащению руд цветных металлов.

Многие месторождения природных ресурсов почти полностью опустошены. Это привело к тому, что добывающие предприятия стали осваивать новые места, чаще всего труднодоступные. Например, в настоящее время добыча нефти и газа происходит в заливах и морях. Такие производства требуют больших капиталовложений и сильно загрязняют окружающую среду.

Рис. 1. Добыча нефти в море.

  • Топливный - этот фактор оказывает решающее влияние на размещение предприятий, которые в своей работе используют большое количество минерального топлива: мазута, природного газа, угля. К таким отраслям относится химическая промышленность, черная металлургия, теплоэнергетика.
  • Энергетический - определяет размещение производств, использующих большие объемы электроэнергии. Такие производства называют энергоемкими. К ним относятся предприятия по изготовлению бумаги, химических волокон, легких цветных металлов. Размещают их поблизости от крупных гидроэлектростанций.
  • Трудовой - оказывает влияние на размещение производств, в которых задействовано большое количество трудовых ресурсов, в том числе и специалистов высокого уровня. Такие производства называются трудоемкими. К ним относится овощеводство, рисоводство, производство персональных компьютеров и электронного оборудования, швейное производство. Такие предприятия размещаются в густонаселенных районах с дешевой рабочей силой.

Рис. 2. Производство электронного оборудования.

  • Потребительский - влияет на размещение предприятий, производящих продукцию широкого потребления: одежду, обувь, продукты питания, бытовую технику. Они есть практически во всех крупных населенных пунктах.
  • Транспортный - этот фактор очень важен для отраслей, чью продукцию нужно поставлять в другие районы. Для снижения дополнительных затрат на транспорт многие производства размещаются рядом с крупными транспортными узлами.
  • Экологический - роль этого фактора заключается в негативном воздействии большинства химических производств на окружающую среду. Именно поэтому их нельзя размещать на территории густонаселенных районов. В противном случае к ним применяется более жесткие требования к очистительным технологиям.

Таблица “Факторы размещения производства”

Факторы размещения производства

Отрасли производства

Сырьевой

Добывающая промышленность, лесопильные производства, производства по обогащению руд цветных металлов

Топливный

Теплоэнергетика, черная металлургия, химическая промышленность

Энергетический

Предприятия по производству бумаги и химических волокон

Трудовой

Швейное производство, овощеводство, производство электронного оборудования

Потребительский

Производства продукции широкого потребления

Транспортный

Железнодорожное производство, автомобилестроение

Экологический

Химические и металлургические производства

Условия размещения производства

Размещение производства также зависит от таких внешних условий как природная среда, население, база по научному и техническому потенциалу, общественно-исторические условия для развития конкретного производства.

Одним из важнейших условий по размещению многих производств, в частности, сельскохозяйственной деятельности, являются агроклиматические показатели. Естественное плодородие почв, водный режим территории, специфика климата во много определяют продуктивность подобных отраслей хозяйства.

Хозяйственная деятельность ведется с тех самых времён, когда появился человеческий социум. Её целью является удовлетворение человеческих потребностей. Мировое хозяйство сформировалось в период, когда активно развивалось машинное производство, и образовывалась развитая транспортная система между странами и материками. На сегодняшний день мировое хозяйство представляет собой крайне неоднородную систему, поскольку её составляют как высоко развитые страны, так и от них отстающие по уровню социального и экономического развития.

Мировое хозяйство – это глобальная система, включающая в себя не только государства, но и негосударственные организации, взаимодействие которых построено на принципах международного разделения труда и осуществляется в различных формах.

Главной чертой мирового хозяйства является его целостность, которая сформировалась как следствие международных отношений. Интеграционные процессы привели к глобализации мирового хозяйство. Это выражается во взаимной связи и взаимной зависимости экономик стран друг от друга, формированию транснациональных компаний и выработке определённых норм и правил поведения на мировом рынке.

Влияние НТР на мировое хозяйство

НТР положительно сказывается на многих сферах жизнедеятельности человека. Благодаря этому значительно выросли темпы экономического развития. За последние 75 лет экономический потенциал увеличился в 10 раз. С каждым годом всё больше людей работает в сфере нематериального производства, сейчас этот показатель равен 30%. Благодаря НТР получили развитие новые отрасли производства, некоторые из них делятся на более узконаправленные, так получаются подотрасли.

Под влиянием НТР изменилась и территориальная структура мирового хозяйства. На размещение хозяйств теперь влияют такие факторы как территориальный, природный, географический, ресурсный, фактор трудовых ресурсов, наукоёмкий и экологический. Подверглись модернизации и межотраслевые связи.

Отраслевая структура мирового хозяйства

Из экономической географии нам известно, что мировое хозяйство строится на принципах международного разделения труда, поэтому оно состоит из различных отраслей и больших производств, выполняющих одинаковые функции и выпускающих однородную продукцию. Экономика может быть разделена на две сферы: производственная и непроизводственная. Ведущими отраслями в системе мирового хозяйства занимают промышленность, обрабатывающие отрасли, машиностроение, химическая и электрическая промышленность. На лидирующие позиции выходят наукоёмкие производства:

  • Робототехника
  • Приборостроение
  • Атомная промышленность
  • Аэрокосмическая промышленность

Произошли кардинальные изменения в области энергетики. Традиционные ресурсы энергии, такие как дрова и торф, практически не используются на промышленных производствах. Отрасль машиностроения является показательной для определения уровня и темпа развития НТР.

Изменения не обошли стороной и сельское хозяйство, где одновременно уменьшается роль животноводства и больше внимания уделяется животноводству. Изменился и внешний облик этой отрасли, потому как там используются новейшие технологии и робототехника.

В отрасли транспортного производства также произошли структурные изменения, из-за чего перераспределились роли и места отдельных видов транспорта и целых отраслей производства, что в значительной степени влияет на структуру мирового хозяйства.

Благодаря НТР в мире появляются новые межотраслевые системы. Сюда можно отнести формирование в отдельных странах военно-промышленного, наукоёмкого, аэрокосмического и экологического комплексов. Они расположены в основном в экономически развитых странах, таких как США, Германия, Франция, Япония, Россия и Китай.

Территориальная структура мирового хозяйства

Территориальная структура хозяйства – это распределение отдельных отраслей производства по странам, регионам и материкам.

Одним из главных факторов расположения мировых производств является выделение экономически развитых стран, которые имеют относительно высокие показатели производства и темпы развития.

Развитые страны имеют ряд отличительных черт, которые позволяют им образовывать центры мирового хозяйства. К ним можно отнести наличие крупных капиталов, большого количества ресурсов, а также внедрение инновационных технологий во все сферы жизни общества. К менее развитым странам можно отнести страны Восточной Европы, Средней Азии, Африки и Южной Америки. Принято выделять три основных блока экономически развитых стран:

  • Европейский (во главе с Германией)
  • Американский (во главе с США)
  • Тихоокеанский (во главе с Японией)

Данные блоки, которые были выделены по территориальному признаку связаны между собой различными экономическими отношениями, благодаря чему образуют целостную мировую хозяйственную систему. Это находит своё выражение в международном обмене товарами, услугами, ресурсами и капиталами, трудовыми ресурсами, достижениями научно-технического прогресса и информационными ресурсами, который происходит между отдельными странами и регионами.

Национальные экономики действуют на основе принципов международного разделения труда и подчиняются международному праву.

Новое на сайте

>

Самое популярное