Домой Кредитные учереждения Что такое pv в экономике. Почему чистая приведенная стоимость NPV это важный показатель для инвестора

Что такое pv в экономике. Почему чистая приведенная стоимость NPV это важный показатель для инвестора

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях (начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.

4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

В современной школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Первоклассники по своему психическому развитию готовы к и восприятию отдельных звуков, и к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез.

В период обучения грамоте очень большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, то есть умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов и из слогов. Ученики должны «узнавать» фонемы не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Это, в свою очередь, позволяет формировать орфографическую зоркость, необходимую для успешного освоения грамотного письма.

В начальной школе используется аналитико-синтетический метод обучения грамоте, реализуемый следующими приёмами: звуковой анализ слова, слого-звуковой анализ слова, звуко-буквенный анализ, звуковой синтез, слоговой синтез.

О звуковом анализе в целях обучения грамоте говорил ещё К. Д. Ушинский. Исследования физиологов и психологов позволяют говорить об анализе и синтезе как о связанных, но различных по структуре умственных действиях. Д. Б. Эльконин рассматривал звуковой анализ как анализ звуковой структуры слов. Одним из важнейших положений обучения грамоте по системе Д.Б. Эльконина является формирование у детей действия звукового (фонемного) анализа слова до ознакомления с буквами. Д. Б. Эльконин характеризовал это действие как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчёркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. На специально подобранных словах, звуковая структура которых постепенно усложняется, с опорой на схемы-модели слов в виде последовательно расположенных клеток и с помощью фишек, в которых материализуются («овеществляются») звуки, дети учатся устанавливать количество и порядок звуков в словах и характеризовать их.

Этому и посвящается первый этап обучения грамоте по букварю Д. Б. Эльконина. В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове. Усвоение способа фонемного анализа связано с рядом трудностей. В отличие от естественного (интуитивного) деления слова на слоги разделению слова на звуки нужно специально учить. Как правило, ребёнок до обучения грамоте знает о существовании букв, звуки вообще отсутствуют в сознании ребёнка, не существуют для него. Фонемный анализ, то есть умение вычленять звуковую последовательность из слова, становится способом действия, если с самого начала своего формирования он складывается целенаправленно и осознанно: ученик не только осваивает определённую последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия. Правильность вычленения каждого последующего звука слова эффективнее всего контролируется в полном слове. Между звучанием слова и его лексическим значением в языке существует закономерная связь. Всякое нарушение одного из элементов этой взаимосвязанной целостности ведёт к искажению «звукового портрета» слова.

Слого-звуковой анализ слов

В традиционной практике приоритетное значение при обучении грамоте приобрёл слого-звуковой анализ слов. Термин «слого-звуковой анализ» введён В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько, разработавшими стабильный «Букварь» и методические рекомендации к нему. Введение термина связано с усилением внимания к слоговой работе, особенно со слогом согласный + гласный (СГ), который в пособиях указанных авторов называется «слияние». Учитель обращает внимание детей на то, что в слоге типа СГ два звука тесно между собой связаны: они как бы сливаются вместе и поэтому произносятся за один раз, без остановок, неразрывно друг от друга (происходит звуковой синтез). Даётся обозначение такого слияния согласного с гласным на схеме-модели:

[С] → [А] → → [СА] → - «наложение»артикуляции гласного звука на артикуляцию согласного (слог типа СГ).

Слого-звуковой анализ при обучении по новому «Букварю» выступает, по мнению В, Г. Горецкого, средством проникновения в фонетическую структуру слова, является важнейшей составной частью всей работы не уроках обучения грамоте. «Существующая особенность слого-звукового анализа слов, который является непременной составной частью работы на уроках обучения чтению и письму, заключается не только в установлении количества и последовательности звуков, как это обычно бывает, но и в определении характера связи между ними» (В. Г. Горецкий).

Углублённая работа над звуковым составом слова впоследствии приводит учащихся к более чёткому соотнесению звука и буквы, предотвращает их смешение. Авторы метода рекомендуют при чтении слова слоговой синтез, который идёт параллельно со слого-звуковым анализом. Например, чтобы прочитать слово стол, следует выделять в первую очередь слог-слияние (СГ): [то], затем слог замыкается [л] - [тол], а затем вначале произносится [с] и добавляется уже опознанный [тол] - [стол].

Звуко-буквенный анализ слов

Звуко-буквенный анализ слов долгое время считался в нашей школе основным видом звукового анализа при обучении грамоте. Однако, учёный-методист П.С. Жедек, подчёркивает, что самыми стойкими и труднопреодолимыми ошибками являются ошибки при выполнении заданий на звуко-буквенный анализ слов: «...учащиеся, получив задание на звуковой анализ, фактически анализировали буквенный состав слова, опираясь на его зрительное представление». Причина устойчивости ошибки, по мнению П. С. Жедек, - результат подмены анализа звуковой оболочки слова рассуждениями о звуковых значениях букв. Звуковой анализ, который осуществляется с ориентацией на букву без слушания слова, является причиной возникновения у детей фонетических ошибок. П. С. Жедек считает, что нужно отличать собственно звуковой анализ, которому отводится время в добукварный период, от звуко-буквенного анализа, являющегося ведущим приёмом в основной (букварный) период обучения грамоте. Более того, собственно звуковой анализ как упражнение для формирования фонематического слуха необходимо проводить на протяжении всего периода обучения в начальной школе, а не только в добукварный период. Работа со звуковой структурой слова является пропедевтикой орфографического навыка, так как формирует орфографическую зоркость ученика.

В чём же отличие звуко-буквенного анализа от собственно звукового?

Проанализируем план звуко-буквенного анализа слов.

1. Сколько в слове яблоко слогов, какой слог ударный?

2. Сколько в слове звуков и букв?

3. Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных?

4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой он обозначен на письме?

Видно, что уже в плане звуко-буквенного анализа содержится ориентация на букву, а не на звук: постановка вопросов на втором и третьем шагах плана подталкивает оперировать буквами, а не звуками. Цель собственно звукового разбора - выделение последовательных единиц в звучащем слове. Этот вид разбора не требует обращения к букве.

П. С. Жедек считает, что при переходе на более высокий уровень звукового анализа необходимо расширять круг анализируемых слов. Вначале использовать слова, в которых если и есть фонемы в слабых позициях, то они совпадают с основным видом фонем (с сильной позицией), например: словоформы ноги, воду . На следующем этапе разбирать слова, в которых есть звуки, не совпадающие по акустическим признакам с сильной позицией, например: словоформы: нога, вода, ног, вод .

Таким образом, при переходе на новый этап звукового анализа возникает потребность обсудить написание этих слов, то есть включить этот анализ в звуко-буквенный. Для того чтобы собственно звуковой анализ действительно составлял первоначальную ступень звуко-буквенного, входил в него, необходимо сохранить уже сложившийся порядок собственно звукового разбора слова, дополнив его ещё одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему.

При таком анализе слов ученик объясняет выбор букв не одновременно с выделением звука, а только после того, как звуковой анализ им уже полностью выполнен. Этим звуковой анализ, предложенный П. С. Жедек, отличается от традиционного звуко-буквенного анализа, в котором при анализе звукового состава слова возможна ориентация на букву, что может отрицательно сказываться на выработке умения слышать и правильно характеризовать звуки.

В методическую копилку.

Для проведения звукового анализа используют различные игровые приёмы, создающие мотивацию для артикуляционных действий и развития фонематического слуха.

1. Знакомя учеников с новым согласным звуком, следует придумать образ, который позволит отрабатывать его правильную артикуляцию, например: «Какой звук издаёт тигр, когда сердится? - [р-р-р-р-р]», «Как шумит ветер в листве деревьев?» - [ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш]», «Как звенит комарик над ухом? - [з-з-з-з-з-з-з]» и т. д.

2. Знакомя учеников с новой буквой согласного звука, проводим игру «Мягкий - твёрдый»: «Пальчиками одной руки дотронемся до кончиков пальцев другой руки: сверху ноготки твёрдые, а снизу подушечки мягкие. Теперь вместе со мной произносим звуки и дотрагиваемся либо сверху - где ноготки, либо снизу - где подушечки в зависимости от того, какой звук - твёрдый или мягкий - я произнесу». Учитель произносит твёрдый звук и дотрагивается до ноготков, а дети за ним повторяют: [с-с-с-с-с] - и постукивают по ноготкам - «твёрдый», [с’-с’-с’-с’-с’] - по подушечкам - «мягкий». Тактильные ощущения закрепляют понимание твёрдости - мягкости согласных звуков.

3. Знакомя детей с парностью по звонкости - глухости согласных, играем в «голосок»: произносим попеременно то глухие, то звонкие согласные звуки и наблюдаем, что появляется и пропадает, делаем вывод - голос. Глухие можно произносить шёпотом, а звонкие - только громко, без голоса звонкие превращаются в глухие звуки; продолжаем игру: учитель просит положить руку на горло и произнести глухие звуки [с], [с’], [к], [к’], [ш], [ч’], а потом звонкие [з], [з’], [г], [г’], [ж], [л]’, спрашивает, как ведёт себя горло. Дети произносят попеременно за учителем то глухой - «горлышко спит», то звонкий «горлышко просыпается». Делаем вывод: когда глухой звук произносим - «голос не нужен»,когда звонкий - «голосок бежит, а горлышко дрожит». Закрепляем игрой «Мягкий - твёрдый, глухой - звонкий». Учитель произносит звуки, а дети угадывают их «характер», произнося за учителем и помогая руками: [т-т-т-т-т] - ноготочки? Подушечки? - Ноготочки! - твёрдый, рука на горлышке - спит? дрожит? - «спит» - глухой; [с’-с’-с’-с’-с’] - «ноготочки?» «подушечки!» - мягкий, голосок «спит? дрожит?» - «спит» - глухой и т. д.

4. Игра «Зеркальце»: произнося звуки, сравниваем их, смотрим в зеркало и обнаруживаем, как звук образуется. Например, наблюдаем произношение гласных: произносим, глядя в зеркало: преграды нет ни у одного звука, тогда почему же они звучат по-разному? Оказывается, губы и язык принимают разные положения. Наблюдаем произношение согласных, например: [с] / [з] - преграду язык ставит одинаково для обоих звуков, а почему же они разные? Проверяем ноготочки, подушечки - «одинаково твёрдые», проверяем «голосок спит? дрожит?». Вот где разница: [с] - «спит», значит, глухой, [з]- «дрожит», значит, звонкий.

Разнообразие приёмов позволяет детям в непринуждённой атмосфере освоить многие сложные умения звукового анализа и синтеза. Часто учителя самостоятельно придумывают игровые приёмы, по-разному адаптируя сложный фонематический материал в соответствии со спецификой своего класса. Эта работа необходима и потому, что у первоклассников часто встречаются и логопедические проблемы, которые благодаря многим из приведённых выше приёмов удаётся преодолеть без специальной помощи.

Метод складов Н. А. Зайцева

«Кубики Зайцева» - практическая реализация идей основателя русской физиологии И.М. Сеченова. Поток ощущений, проходящий через растущий организм, чётко дробится на своеобразные «кванты информации»(по Н.А. Зайцеву), операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. «Вижу, слышу, трогаю» - основные ориентиры метода. Каждый кубик воспроизводит сочетания одного согласного со всеми гласными либо верхнего, либо нижнего ряда (по «ленте звуков и букв»): например, на одной из шести сторон большого кубика можно прочитать НА - НО - НЫ - НЭ - НУ - Н, а маленького кубика - НЯ - НЕ - НИ - НЕ - НЮ - НЬ. Кубики, на которых изображены все возможные в русском языке слогосочетания, разновелики и разнозвучны. 1) Кубики со слогами-слияниями, имеющими твёрдый согласный, больше по размеру, чем кубики со слогами, имеющими мягкий согласный. Это объясняется особенностями артикуляции: при произнесении твёрдых звуков ротовая полость более объёмна, чем при произнесении мягких согласных. Дети, пропевая или проговаривая звуки, слоги, слова, учатся замечать эти факты. 2) Кубики с буквами звонких согласных наполнены металлическими деталями и, когда их берёшь в руку, издают лёгкое позвякивание. Кубики с буквами твёрдых согласных наполнены деревянными деталями и «шуршат». Звучащие кубики Зайцева - это своеобразный «музыкальный» инструмент, с помощью которого ребёнок может самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Дети, обучающиеся по этому методу, не только успешно овладевают навыком чтения и письма, но специально вводятся в звуковую действительность языка таким образом, чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии.

Для методики Н.А. Зайцева характерен такой важный для растущего организма фактор, как ритмизация деятельности. Она проявляется и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей со стороны учителя, и в ритмических двигательных ответах детей, и в дозируемых по определённому правилу моторно-эмоциональных аспектах, и в ритмических движениях кисти ребёнка для опознания типов кубиков. Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют необходимому функциональному резонансу, облегчают восприятие, деятельность и усвоение знаний и умений. Ещё одним важным достоинством учебных приёмов Н.А. Зайцева являются формирование правильной осанки, высокий уровень общей двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взгляда и ещё немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребёнка.

Таким образом, применение методики, предлагаемой Н.А. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам организма маленького ребёнка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества. На всех этапах обучения чтению у детей формируются умственные действия (СМ.: Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт. - М., 2003; Зайцев Н.А. Рисую, читаю, пишу. Методики Н.А. Зайцева. - Спб., 2003).

Кубики Н.А. Зайцева появились в результате обобщения целого ряда приёмов учителей-новаторов (в частности, С.Н. Лысенковой), основанных на методе синтеза и сопоставления «ленты звуков и букв». Наиболее продуктивными приёмами звукового синтеза является чтение таблиц и (или) их заполнение. Например, при изучении буквы м (эм) воспроизводится таблица слогов с согласными звуками [м] и [м’]:

м - [м] ма мо му мэ мы
м - [м’] мя мё мю ме ми

По мере накопления изученных букв согласных звуков таблица увеличивается:

м - [м] ма мо му мэ мы
м - [м’] мя мё мю ме ми
р - [р]
р - [р’]
д - [д]
д - [д’]

При введении на уроке изучения новой буквы целесообразно читать таблицу слогов, образованных буквами гласных звуков с буквой, изучаемой на уроке. По мере увеличения количества букв в таблице на этапе закрепления следует использовать приём горизонтальных и вертикальных полосок (полоски вырезаются из картона по размеру столбца и по размеру горизонтальной графы). Полоской закрывается либо столбец, и тогда дети самостоятельно воспроизводят слоги закрытого столбца, ориентируясь по верхней букве гласного и глядя на указанный слева звук согласного; либо закрывается графа напротив буквы согласного, тогда детей просят самостоятельно произнести слоги, ориентируясь на указанные в верхней графе буквы гласного звука.

Для тренировки умения складывать звуки параллельного используют другой тип таблицы, который увеличивает долю самостоятельного участия учеников в составлении слогов для чтения. Учителю рекомендуется заполнять только левый столбец с согласными звуками, соответствующими изученным буквам, и верхнюю строку с гласными звуками. Указкой учитель проводит линию от согласного к гласному (и от гласного к согласному) и просит ученика назвать слог (на пересечении столбца и строки).Затем в пустой ячейке ученики будут самостоятельно записывать произнесённый слог. Пример: слог-слияние [ля], слог «с замочком» [ал’]. Можно соотнести первый слог с названием ноты ля, а второй с формой личного женского имени Аль (Аля).

Любые методы, используемые на уроках обучения грамоте, должны быть облечены в игровую форму для постоянного поддержания интереса к занятиям родным языком.

УРОКИ ЧТЕНИЯ

Класс Дата проведения ________

Урок 8.

Тема: Гласные и согласные звуки (с. 14, 15)

Цели:

  • ознакомить с понятиями «гласный звук», «согласный звук»; познакомить с процедурой звукового анализа слова;
  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебное пособие, схемы слов, звуковые схемы, картинка с изображением птиц.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие ребят)

Прозвенел и смолк звонок,

Значит, начался урок.

Все за парты дружно сели,

Друг на дружку посмотрели…

Подготовка и организация рабочего места.

II. Сообщение темы урока

III. Чтение скороговорок

Часто повторяющиеся звуки выде­ляются голосом.

♦ Земляника Зою с Зиной

Заманила в лес с корзиной.

♦ Груша гусениц не любит,

Грушу гусеница губит.

♦ Дарья дарит Дине дыню.

♦ Орел на горе, перо на орле.

♦ Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Первоклассникам предлагаю «отыскать» вокруг себя слова со звуками [з], [г], [д], [р], [ч"].

IV. Двигательное упражнение «Колем дрова»:

Пилят, колют, колют, пилят

Филя с Колей, Коля с Филей.

Завалили полдвора -

будут на зиму дрова. Г. Ладонщиков

Дети «колют» дрова под возгласы: «Ух! Эх!» Накололи много дров, устали: «Ох!» Сели за парты.

V. Составление рассказа по картинкам.

Анализ предложения Денис колет дрова (с опорой на схему). Какие дрова? Берё­зовые. Денис колет берёзовые дрова.

Анализ полученного предложения. Проговаривание хо­ром, отхлопывание.

Внимание учеников обращаю на схемы слов-междоме­тий (маленьких слов): ух, ох, ах. Дети произносят их хором, интонационно отделяя звуки (у-х, о-х, а-х), и одновременно ведут пальчиком по схеме. Убеждаются, что три слова состо­ят из двух звуков и отличаются лишь первыми звуками: [у], [о], [а]. Эти звуки произносятся детьми изолированно (хором и индивидуально). Ведется наблюдение за положением губ, языка.

Делается вывод: при произнесении данных звуков рот открыт ([у] - губы трубочкой вытянуты вперед, [о] - губы округлены, [а] - рот открыт широко); выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград, слышится «чистый» го­лос (без шума, свиста, шипения). Такие «чистые», «сильные» звуки называются гласными; на схемах они обозначаются красными квадратиками.

Важно на этом же уроке «отыскать» три оставшихся глас­ных звука: [э], [и], [ы], дать им характеристику, с тем чтобы в дальнейшем назывались все шесть гласных звуков.

VI. Закрепление изученных звуков.

«Песенка гласных».

На зна­комую мелодию («Пусть бегут неуклюже...») дети поют: «Э-э-э, а-а-а, у-у-у, и-и-и...»

VII. Согласные звуки.

Отгадывание загадки:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист.)

VIII. Развитие речи.

По картинкам ученики сочиняют рассказ и придумывают к нему заголовок.

IX. Анализ слова ах.

Это слово-восклицание произнесла де­вочка, она испугалась за падающего из гнезда аистенка, ко­торый еще не умел летать. Хоровое проговаривание слова с интонационным отделением звуков (а-х).

Дети уже знают, что первый звук [а] гласный. Наблюде­ние за произнесением второго звука [х]. Предлагаю проговорить его громко - не получается. Отмечается, что звук [х] «тихий», «слабый», произносится без участия голоса, с шумом. Сообщаю, что это согласный звук, что согласные звуки в отличие от гласных обозначаются синими квадра­тиками.

Физкультминутка “Мышки»

X. Слого-звуковой анализ слова аист.

Ученики хором произ­носят слово по слогам, определяют: первый слог а, ударный, состоит из одного гласного звука; второй слог ист, состоит из ­трех звуков - гласного [и] и согласных [с], [т]. При их произ­несении во рту появляются преграды: [с] - между кончиком языка и зубами образуется узкая щель, воздух через эту щель выходит со свистом; [т] - язык и зубы плотно сомкнуты.

Еще в раннем детстве, когда ребенок только учится читать, он сталкивается с проблемой, когда слова произносятся не так, как пишутся. По этой причине необходимо проводить с ним звуковой анализ. Почему его изучают на протяжении всей школьной программы, рассмотрим в нашей статье.

Фонетика

Наша речь делится на два больших вида: устную и письменную. Первая, естественно, появилась задолго до второй. Ведь изначально люди учились обмениваться информацией с помощью жестов и простейших звуков. Затем это постепенно переросло в слова, образовавшие тот или иной язык. Но вскоре появилась потребность зафиксировать все, что произносится. Так возникла

В данной статье мы поговорим об особенностях устного общения. Эту часть языка изучает сложная наука - фонетика. Она занимается рассмотрением звуков, которые составляют нашу речь. Каждый из них имеет свою характеристику и индивидуальные особенности. Их изучение и входит в звуковой анализ.

Гласные

Одной из самых важных частей нашей устной речи является наличие гласных. Они так названы, исходя из своей основной функции - передавать голосом продолжительный звук. В русском языке их шесть: А, О, У, Ы, И, Э.

Необходимо помнить, что количество букв не всегда совпадает с количеством звуков. Например, в слове «юг» имеются 2 буквы, но при этом 3 звука: «йук». Буквенно-звуковой анализ слова должен показать, что отличается от того, как мы пишем.

Гласные составляют слоги в словах. Именно по их количеству определяют, на сколько частей делится слово:

  • пал-ка - здесь 2 слога, поскольку в нем две гласных;
  • сом - 1 слог, так как гласная одна.

Кроме того, необходимо знать особенности таких букв, как е, ё, ю, я. Они, в отличие от всех остальных, могут образовывать два звука - гласный в сочетании с Й:

  • Ё (й+о);
  • Е (й+э);
  • Ю (й+у);
  • Я (й+а).

Такое явление наблюдается в тех случаях, когда перечисленные звуки употребляются:

  • после мягкого или твердого знаков (льЁт, рьЯный );
  • после гласной (большаЯ, поЯс );
  • в начале слова (Юла, Ель ).

Очень часто, выполняя звуковой анализ дана далее), дети совершают ошибки именно в разборе этих гласных.

Все же остальные характеристики, которыми обладают гласные, довольно простые. Особенно те, что изучаются школьной программой. Рассматривают всего два признака: ударность или безударность.

Согласные

Прежде чем выполнить звуковой анализ, нужно знать особенности и согласных. Их гораздо больше, чем гласных. Русский язык насчитывает их тридцать семь.

Согласные имеют различные характеристики:

  • Мягкость или твердость. Некоторые звуки могут произноситься без смягчения: море (м - твердый). Другие же, наоборот: мера (м - мягкий).
  • Звонкость или глухость. Когда звук произносится с вибрацией и голосом, он называется звонким. Можно приложить ладонь к гортани и почувствовать это. Если же вибрации не ощущается, то он глухой.
  • Парность. Некоторые согласные имеют свою противоположность. Обычно по звонкости-глухости. Например: в (зв.) - ф (глух.), з (зв.) - с (глух.).
  • Некоторые согласные произносятся как будто бы «в нос». Они получили соответствующую характеристику - носовые.

Как выполнять

Теперь можно составить и алгоритм, по которому выполняется звуковой анализ слова. Схема проста:

  1. Для начала делим слово на слоги.
  2. Далее расписываем буквы, из которых оно состоит, в столбик.
  3. Теперь для каждой подбираем соответствующий звук.
  4. Характеризуем каждый из них, согласно тем характеристикам, которые описаны выше.
  5. Подсчитываем количество звуков и букв.
  6. При несовпадении их количества, объясняем, почему произошло данное явление.

Приведем пример. Возьмем слово «потолок»:

  1. В этом слове три слога: по-то-лок (3 гласных, поэтому и соответствующее количество слогов).
  2. Буква П имеет звук <П>. Он согласный, произносится без вибрации у гортани, а потому глухой. Также он является твердым и имеет пару <Б>.
  3. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и не имеет ударения.
  4. Буква Т имеет звук <Т>. Он является согласным, произносится как глухой. Он не подвергается смягчению, а потому твердый. Кроме того имеет пару по звонкости <Д>.
  5. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и безударный.
  6. Буква Л обозначает звук <Л>. Он согласный, не имеет смягчения - твердый. Произносится с вибрацией у гортани - звонкий. Этот звук не имеет пары.
  7. Буква О имеет звук <О>. Он является гласным и, в данном случае, ударным.
  8. Буква К обозначает звук <К>. Согласный, произносится как глухой, имеет пару по звонкости <Г>, твердый.
  9. Подведем итог: в данном слове 7 букв и 7 звуков. Количество совпадает, никаких языковых явлений не наблюдается.

Звуковой анализ слов для дошкольников намного упрощен.

Детям необходимо узнать, что произношение слова и его написание очень часто отличаются. При обучении навыков чтения и письма дети получают первые представления о разнице между устной и письменной речью. Таким образом, педагогу достаточно объяснить, что некоторые буквы, как мягкий и твердый знаки, вообще не имеют звуков. А слов на букву Ы в русском языке нет.

Буквенно-звуковой анализ слова «вьюга»

Мы уже знаем, насколько многообразен русский язык. Звуковой анализ в предыдущем примере достаточно простой. Необходимо лишь правильно охарактеризовать каждый звук. Но есть такие, в которых возникает проблемная ситуация. Например, слово «вьюга». Выполним его :

  1. Вьюга - две гласных, значит, 2 слога (вью-га ).
  2. Буква В имеет звук <В’>. Он согласный, смягчается благодаря «ь», парный - глухой <Ф’>, звонкий.
  3. Буква Ь не имеет звука. Ее цель - продемонстрировать мягкость предыдущего звука.
  4. Буква Ю имеет два звука <Й> и <У>, поскольку стоит после Ь. Необходимо охарактеризовать оба. Итак, <Й> - это согласный, который всегда мягкий и звонкий, он не имеет пары. <У> - гласный, имеет ударение.
  5. Буква Г - является согласной, обозначает твердый звук. Имеет глухую пару <К> и является звонким.
  6. Буква <А> имеет такой же звук <А>. Он гласный и безударный.
  7. Подведем итог анализа: 5 букв и 5 звуков. Наблюдаем явление, которое называется «йотированный гласный». В данном случае буква Ю под влиянием Ь распалась на два звука.

Вывод

Звуковой анализ при знании всех характеристик выполнять совсем несложно. Необходимо вслух произнести слово. Это поможет правильно записать все звуки. После провести их характеристику и подвести итог фонетического разбора. И тогда успех в этом деле вам обеспечен!

Балюк Оксана Сергеевна,

Логопед КГКП

«ясли-сад «Берёзка»

Пос. Шахан

Карагандинская область

Цель:
1) познакомить родителей с разбором слова: слого-звуковой анализ слова; показать игровые приемы на звуковой анализ слова, которые смогут применять дома; напомнить правила фонетики русского языка;

2) развивать творческий потенциал родителей; развивать умение родителей анализировать собственную деятельность, объективно ее оценивать, находить пути решения;
3) создать положительное эмоциональное отношение родителей к совместной работе.

«Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» А. А. Венгер.
Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже), безусловно требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной. Давайте определим степень значимости компонентов готовности для вашего ребенка и для вас к началу обучения в школе.

«Диаграмма решений»
Перед каждым из вас лежит конверт с цветными полосками (полоски - параметры школьной зрелости):
черный цвет - физическая зрелость;
желтый цвет - волевая зрелость;
синий цвет - эмоциональность;
интеллектуальная зрелость:
красный цвет - умение писать;
зеленый цвет - умение читать;
фиолетовый цвет - умение считать.
Вам нужно подрезать каждую полоску до нужного уровня в соответствии со степенью значимости компонента готовности лично для вас, т.о. Получается диаграмма со столбиками разной высоты (чем выше столбик - полоска, тем компонент более значим).
Из ваших диаграмм видно, что умение читать не стоит на последнем месте. Сегодня мы с вами вспомним правила фонетики русского языка, как проводить слого-звуковой анализ слова.

Правило 1.
Если звук произносится легко, свободно, протяжно и воздушная струя не встречает преграду, то это гласный звук (а, у, о, и, э, ы). если воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык), то это согласный звук.
Игра «Нотная лесенка», «Гусеничка»
цель: умение определять звуки: гласный, согласный
взрослый поет звук и одновременно совершает движение руками, как бы поднимаясь по лесенке вверх. Ребенок смотрит и повторяет за взрослым. Песенку желательно петь сначала медленно, протяжно, плавно, по нотам ааа, а потом редко, прерывисто с паузами а-а-а. Нарисуйте вместе с ребенком эту нотную песенку и играйте в нее. Ходите по ней пальчиками (вверх - вниз), водите по ней игрушку.

Правило 2
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Если при произнесении звука, положив тыльную сторону ладони на горло, вы чувствуете, что горлышко гудит, вибрирует, то это звонкий согласный, если нет, то это глухой согласный звук.
Парные согласные звуки на конце слова оглушаются и превращаются в соответствующие парные глухие согласные звуки.
Игра «Звонкий - глухой».
Цель: закрепить умение определятьзвонкость-глухость согласных звуков.
Ход игры: логопед называет ряд звуков дифференцируемыми по звонкости – глухости, задача детей определить, как произносится данный согласный звук – звонко или глухо.

Правило 3
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость согласного звука определяется на слух, т. е. Звук звучит жестко, твердо или мягко,ласково.

Игра ««Кулачки ладошки» - потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков.
Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон».
«Помоги зайке достать шарик»
Задача: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости.
Ход игры: логопед называет ряд слов или демонстрирует картинки с дифференцируемыми по твердости – мягкости звуками, задача детей определить, как произносится данный согласный звук в каждом из слов – мягко или твердо. Фишка ставится на соответствующую ступеньку: к синему шарику, если согласный звук – твердый, к зеленому - если мягкий.
Таким образом, ребенок определяет, какой шарик принадлежит герою.
Усложнение: ребенок выбирает себе шарик (синий или зеленый) и подбирает соответствующие слова с необходимым звуком (твердым или мягким).

Правило 4
Правило деления слов на слоги гласит: сколько гласных звуков, столько и слогов.
Игра «Домики».
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Ход игры: логопед называет слово или демонстрирует картинку, задача детей определить количество слогов и заселить в нужный домик (одноэтажный - 1 слог, двухэтажный - 2 слога, трехэтажный - 3 слога).

Правило 5
Чтобы правильно поставить ударение, назовите вместе с ребенком слово. Почувствуйте, какой гласный звук дольше и больше тянется, т. е. ударный звук
Игра «Потерялись…».
Цель: закрепить умение выделять ударный звук.
Ход игры: Потерялись слова-картинки, нам надо с вами их найти. Если мы их правильно позовем, то слово-картинка появится перед вами.

Разбор слов мак, петух.

Заканчивая разговор, хочется еще раз подчеркнуть, что готовя ребенка к школе, необходимо научить его слышать, видеть, запомнить и перерабатывать полученную информацию. Будьте терпеливы, уверены в том, что Ваш ребенок замечательный, умный, а главное любимый.

Нам важно знать Ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я предлагаю послать телеграмму тем кто не попал к нам на занятие.
«Телеграмма»
Напишите несколько предложений о том, где вы и что Вы вспомнили, узнали нового, взяли себе на заметку.
Спасибо всем! Успехов Вам и Вашим будущим первоклассникам.

Новое на сайте

>

Самое популярное