Домой Кредитные учереждения Денежная реформа витте. Денежная реформа С

Денежная реформа витте. Денежная реформа С

Сергей Юльевич Витте

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) - крупнейшая фигура официального направления в российской экономической науке. Занимал пост министра финансов Российской империи в 1892-1903 гг., председателя Комитета министров с 1903, Совета министров в 1905-1906 гг., автор Манифеста 17 октября 1905 г. Своим учителем Витте считал немецкого экономиста Фридриха Листа, автора теории «национальной экономии». Витте изложил свои теоретические взгляды, близкие к концепции немецкой исторической школы (см. гл. 8) в работе «Национальная экономия и Фридрих Лист» (1889). В ней Витте выступает как противник космополитической, западноевропейской школы, опиравшейся на классическое наследие. Его слова звучат достаточно актуально в настоящее время, когда наступает некоторое отрезвление после бездумного копирования западного опыта.

«Мы, русские, - писал Витте, - в области политической экономии, конечно, шли на буксире Запада, а потому при царствовавшем в России в последние десятилетия беспочвенном космополитизме нет ничего удивительного, что у нас значение законов политической экономии и житейское их понимание приняли самое нелепое направление. Наши экономисты возымели мысль кроить экономическую жизнь Российской империи по рецептам космополитической экономии. Результаты этой кройки налицо» .

Отталкиваясь от концепции историков, Витте утверждал, что финансовую независимость России от заграничных рынков должен обеспечить стабильный внутренний рынок. Прочная кредитная система, устойчивое денежное обращение, политика протекционизма, направленная на защиту прежде всего национальной промышленности, так как сельское хозяйство, по мнению Витте, нуждается не в таможенной защите, а в создании обширного внутреннего рынка, - все это должно способствовать экономическому росту российской державы.

Важным представлялось ему привлечение иностранных инвестиций и обеспечение гарантий иностранным вкладчикам. В лекциях по экономике, прочитанных наследнику престола великому князю Михаилу Александровичу, Витте так объяснил роль иностранных инвестиций. Иностранцы, говорил он, размещая в России свои капиталы, думают не о завоевании нас, а о предоставлении нам услуг и получении за это определенной платы. Ничто в мире не дается даром, и чтобы создать свою промышленность, страна должна нести известные жертвы, но потом ее выгоды будут выше этих жертв. Не следует ждать, когда внутри страны возникнут достаточные накопления: гораздо разумнее занять золота за границей под небольшой процент, и эти инвестиции дадут необходимый толчок экономическому развитию.

Центральная идея Витте заключалась в том, что стержнем национальной экономики должна стать стабильная денежная система. Прочность ее подтверждается свободным разменом российских бумажных денег на золото в любом банке страны и в любом количестве. Достижение золотого монометаллизма, таким образом, определялось как приоритетная задача в финансовом государственном строительстве. На этом была построена денежная реформа Витте.

У Витте и его реформы было много противников. Его обвиняли в том, что подобные идеи приведут к разбазариванию национальных богатств, к превращению России в колонию - «вторую Индию». Один из известнейших русских экономистов - профессор финансового права Санкт-Петербургского университета Л.В. Ходский утверждал, что при проведении реформы все сбережения населения в бумажной валюте сразу же будут предъявлены к обмену на золото, золото исчезнет из обращения и быстро уйдет из России. Однако вскоре жизнь показала, что оппоненты Витте не правы. Уже к концу 1898 г. денежное обращение в России было приведено в порядок.

Конца 19 - начала 20 века. Она укрепила рубль не только в нашей стране, но и во всем мире благодаря установлению его свободного обмена на золото. Причиной ее проведения стала неустойчивость денежной системы в России в конце столетия. Однако после "оздоровления" рубля престиж отечественной экономики существенно повысился, что привело к росту инвестиций и притоку иностранного капитала.

Причины

Финансовая реформа Витте была вызвана необходимостью создания устойчивой валюты, в которой так нуждались возникшие на рубеже столетий монополистические объединения в нашей стране. Дело в том, что в рассматриваемое время в России под влиянием основных тенденций мировой экономики стали появляться крупные монополистические объединения, такие как картели и синдикаты. Для крупных денежных сделок требовалась такая валюта, которая сохранила бы ценность финансовых капиталов.

Поначалу правительство пыталось решить проблему с помощью выпуска так называемых лишних бумажных денег, однако это не помогло. К концу века стала очевидной необходимость введения Финансовая реформа Витте проводилась по западноевропейскому образцу. Дело в том, что золотомонетный стандарт был введен во многих странах Европы в связи с возникновением единого мирового рынка. Россия активно вела внешнюю торговлю, и поэтому так же, как и ее партнеры, нуждалась в аналогичной денежной системе.

Цель

Царское правительство было заинтересовано в том, чтобы развивать страны. Последнему обстоятельству сильно препятствовал тот факт, что рубль, несмотря на то что был конвертируемой валютой, тем не менее не был достаточно крепким для того, чтобы служить эквивалентом обмена.

Иностранные предприниматели часто не решались продавать свои номиналы, так как он не был обеспечен золотом. Финансовая реформа Витте преследовала цель преодолеть этот барьер и поставить рубль на один уровень с европейскими денежными единицами. Это должно было привлечь и вложения в отечественную экономику.

Подготовительные меры

Финансовая реформа Витте, дата которой - 1897 год, была подготовлена его предшественниками. Бунге и Вышнеградский понимали слабость бумажной денежной системы и пытались заменить ее металлическим стандартом. Оба хотели сделать отечественный рубль достаточно крепким для того, чтобы он свободно обменивался не только на серебро, но и на золото. Для достижения этой цели они поставили задачу создать запас этого ценного металла, проводя делая иностранные займы, а также ограничивая импорт и увеличивая экспорт товаров.

Таким образом, еще до прихода Витте на пост министра финансов курс отечественной валюты был стабилизирован. К году проведения реформы золотой запас нашей страны достиг более 800 миллионов рублей. Государственный банк при новом министре ввел в оборот иностранную валюту и прекратил спекулятивные действия на кредитном рубле.

"Оздоровление" экономики

Проведение финансовой реформы Витте было естественным продолжением политики его предшественников, которые своими мерами добились твердой фиксации рубля и прекращения биржевых спекуляций. Таким образом, были созданы все необходимые предпосылки для введения золотого стандарта. Запас этого драгоценного металла, стабильный валютный курс, правильно сформированный бюджет, развитие внешней и внутренней торговли, независимая работа министерства финансов способствовали "оздоровлению" отечественной экономики и стали стимулом к рывку в промышленном развитии, которого достигла Россия к началу Первой мировой войны.

Политика министра финансов

Сергей Юльевич Витте в течение десяти лет занимал этот пост и в течение данного периода добился немалого. Благодаря его усилиям было ускорено железнодорожное строительство, заключен выгодный торговый договор с Германией, введена винная монополия, которая стала важным источником пополнения государственного бюджета. Благодаря его денежной реформе оборот золота резко увеличился, а количество бумажных единиц упало, что, разумеется, повысило престиж российской экономики на мировом рынке.

Сергей Юльевич Витте добился "оздоровления" отечественной финансовой системы, которая была надежной вплоть до начала Первой мировой войны в 1914 году. Впрочем, следует отметить, что многие современники были недовольны отменой биметаллического обращения в стране, так как основная масса населения стала испытывать острый недостаток в денежных единицах, что отрицательно сказалось на их покупательной способности.

Золотой стандарт

Данное понятие означает признание золота основным денежным товаром и единственным эквивалентом ценностей. Преимущество данной системы заключается в том, что она не подвержена инфляции. В случае падения экономической активности этот ценный металл оседал в руках современников, когда же ситуация стабилизировалась, он снова пускался в обращение. Финансовая реформа Витте 1897 года в первую очередь была выгодна для развития внешней торговли, так как облегчала оплату сделок. Введением золотого стандарта были очень недовольны помещики и дворяне, зато предприятия отечественной буржуазии получили новый толчок для развития во многом за счет экспорта хлеба, что увеличивало доходы.

Первые меры

Финансовая реформа Витте, причины которой были вызваны нестабильностью денежной системы второй половины 19-го столетия, началась с указа императора 1895-го года, который разрешал оплачивать сделки золотой отечественной валютой или кредитными билетами по ее курсу. Однако новые денежные номиналы довольно медленно входили в оборот. Поэтому Государственный банк принял решение покупать золотую монету по неплохой цене - 7 рублей 40 копеек.

Последняя мера способствовала стабилизации соотношения между бумажной и металлической денежными единицами. В 1897 году правительство приняло решение ввести в России золотое обращение. Монеты из данного металла начали чеканиться с 1897-го года. Первые из них были достоинством в 5 и 10 рублей. Также выпускались империалы (15 рублей) и полуимпериалы, которые составляли половину их стоимости. Однако показателен тот факт, что большинство населения по-прежнему отдавало предпочтение бумажным деньгам, так как их было легче хранить на руках.

Последствия

Финансовая реформа Витте, итоги которой оказались в целом очень положительными для отечественной промышленности, готовилась в строгой секретности, поскольку ее разработчики не зря опасались противодействия придворных кругов и поместного дворянства. Дело в том, что введение золотого стандарта укрепило позиции российской буржуазии, однако привело к падению цен на сельскохозяйственную продукцию. После начала реформы ее инициаторы подверглись резким нападкам общественности.

Однако Витте заручился поддержкой императора и специального финансового комитета и добился утверждения своего проекта. В результате курс рубля стабилизировался, и отечественное предпринимательство получило новый импульс для развития. Позиции отечественной экономики на мировом рынке укрепились, что вывело российскую промышленность на новый уровень. Одним из недостатков реформы является увеличение долга России из-за привлечения иностранного капитала, однако стоимость заимствования упала.

Кроме того, в ходе проведения реформы произошло увеличение государственного имущества за счет создания золотого запаса и приобретения железных дорог в собственность казны. Успеху способствовала умелая бюджетная политика Витте, который отказался от экономии государственных средств. Этой бережливости он противопоставил финансовую активность, способствуя включению капиталов в промышленный оборот. Итак, укрепила российскую экономику и вывела ее на мировой уровень.

Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина

Учишь английский? Сервис для изучения — LangLC.ru — проходи тесты по английскому языку, практикуй грамматику! (есть версия для мобильных устройств)

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. обеспечил высокие темпы развития тяжелой промышленности, которая к началу XX в. давала почти половину всей промышленной продукции. Бурно развивалось железнодорожное строительство, стимулируемое огромными государственными вложениями. За 1890-1900 гг. протяженность дорог в России увеличилась почти в 2 раза

Итогом промышленного подъема последнего десятилетия XIX в. явилось не только общее увеличение продукции промышленности (она возросла к концу века в 2 раза), но и значительная концентрация производства, повышение производительности, техническое перевооружение предприятий.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915 гг.). Занимая последовательно посты начальника железнодорожного ведомства, министра финансов, премьер-министра (1905-1906 гг.), он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния "хозяина земли Русской" Николая II (1894-1918 гг.). Не оправдались надежды либералов на то, что период реакционного царствования Александра III завершится с его смертью. Новый император не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы. За годы его царствования России предстояло пережить две войны и две революции.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение "золотого стандарта", т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. За десятилетний период сумма иностранного капитала увеличилась с 200 млн. рублей до 900 млн. рублей. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии. Если в 1888 г. в России было 16 иностранных фирм, то в 1909 г. — 269. Правительство брало крупные заграничные займы. За время пребывания С.

Ю. Витте на посту министра финансов задолженность России возросла более чем на 1 млрд. рублей.

Россия вывозила капитал в более отсталые страны, как Иран и Китай, и главным образом — в Среднюю Азию и Закавказье.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет: при Витте 365 млн. рублей в год, при его преемниках — до 543 млн. рублей.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900-1903 гг. завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем, когда доля тяжелой промышленности в общем объеме промышленного производства достигла 40 %, а страна стала удовлетворять свою потребность в станках и оборудовании на 56 % за счет собственного производства. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства. Для обеспечения повышенной доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику. Но если сравнить развитие предпринимательства в России и на Западе, то предлагаемые самодержавием условия торговопромышленной деятельности не обеспечивали его свободное развитие.

Естественным продолжением правительственного курса в начале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862-1911 гг.), занимавшего пост председателя Совета Министров в 1906-1911 гг. В основе его реформы лежали такие мероприятия, как ослабление общины, передача земли в собственность крестьян, создание хуторско-отрубной системы, активизация крестьянских переселений. Проведение их было обусловлено необходимостью ускоренного развития капитализма в сельском хозяйстве.

Основным актом аграрной политики Столыпина стал указ от 9 ноября 1906 г. в соответствии с которым крестьяне получили право выхода из общины и закрепления своего индивидуального надела в личную собственность. Государство и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы — от пропаганды реформы до прямого давления на сельские сходы. Излишки надельной земли отдавались "укрепленцам" либо бесплатно, либо по номинальной (условной) цене.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской России, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Столыпинский план реконструкции России не исчерпывался только аграрными преобразованиями. Он включал в себя и целый комплекс реформ местного самоуправления, образования и вероисповедания. В частности, предполагалось восстановление бессословного принципа и снижение имущественного ценза при выборах в земства, ликвидация волостного суда для крестьян, то есть уравнение крестьянства в гражданских правах со всем остальным населением, введение всеобщего начального образования, гарантирование свободы совести. Однако эти проекты были провалены в Государственном совете, так как влиятельные силы выступали противниками курса Столыпина.

Результаты реформы: выход из общины в 1915 г. около 27 % всех общинных дворов, создание 1265 тыс. хуторов и отрубов (10,3 % от всего числа крестьянских хозяйств), уход из деревни в город 4 млн. общинников, продавших свои земли. За 10 лет за Урал было переселено более 3 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в 2 раза.

Годы аграрной реформы отмечены устойчивым ростом сельскохозяйственного производства. Выросли общий сбор хлебов, производство товарной продукции, урожайность зерновых. Среднегодовая продукция пшеницы за период, прошедший между пятилетиями 1898-1902 гг. и 1908-1912 гг. возросла на 37,5 %, кукурузы — на 44,8 %, ячменя — на 63,2 %.

Однако, давая оценку результатам реформы, следует учитывать, что на положение дел в сельском хозяйстве Европейской России оказывало влияние много объективных и субъективных факторов.

Так, с 1907 г. были отменены выкупные платежи для крестьян, что создавало условия для стабилизации их хозяйства. С 1907 г. резко выросли мировые цены на хлеб. Аграрная реформа совпала с рядом урожайных лет — 1909, 1910, 1912 и 1913 гг. Сельскохозяйственное производство стимулировалось и потребителями его продукции — промышленностью и городами, которые быстро развивались.

С экономической точки зрения аграрная реформа имела несомненные прогрессивные черты, заменяя отживающие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. С политической точки зрения она была скорее консервативной, так как хотела подвести под самодержавие более прочный фундамент.

И отношение общества к реформам Столыпина было неодно-значным.

Крестьяне, с одной стороны, принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не под-нимет уровня крестьянской агрокультуры, не даст успокоения де-ревне. Решительными противниками реформаторства выступили и правые, и левые политические силы, а тонкий слой общества, раз-деляющий политику Столыпина, не мог обеспечить успех его ре-формам.

Столыпинская аграрная политика была последней возможностью путем реформ "сверху" перейти на новые рельсы экономического и политического развития. Реализовать эту возможность можно было только объединенными усилиями всего общества. Однако быстрая поляризация общества, политическая агитация уравнительно-социалистического направления различных политических партий, увеличивающаяся конфронтация в обществе — все это мешало реализации такой возможности.

Введи промокод: 5867325 при регистрации в магазине электроники Ulmart и покупай товары по спец.цене для постоянных клиентов прямо сейчас!

Финансовая реформа С.Ю. Витте

Министр финансов С. Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И. А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими шагами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и пропагандировать как один из ярких опытов в истории мировой экономики.

Реформа С. Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.

Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С. Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С. Ю. Витте.

Третий шаг заключался в том, что С. Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы — кредиты, заемные средства - не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

Политика С. Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С. Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С. Ю. Витте.

Строительство КВЖД не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, свободу установления железнодорожных тарифов и др.

Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен перед фактом наличия больших запасов золота, которые не могли быть пущены в обращение. В то же время Государственный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а казначейству было необходимо осуществить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С. Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен вопрос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

В конце 1894 г. вопрос о ликвидации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877-1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.

При С. Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование работы Государственного банка, который, с одной стороны, играл роль местного операционного учреждения для Петербурга и его района, а с другой - должен был осуществлять банковское дело всей страны.

В 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга.

Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С. Ю. Витте продолжил.

Было утверждено "расписание должностей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обязательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса - не менее 6 лет.

При С. Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С. Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С. Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.

Витте родился в семье обрусевших немцев 17 июня 1849 года. Он получил хорошее образование, окончив в 1870 г.

Денежная реформа в России 1895-1897 годов

Новороссийский университет. Имея ученую степень кандидата физико-математических наук, Витте Сергей Юльевич по причине острой нехватки денежных средств вынужден был отказаться от карьеры в науке и начать работу на одесской железной дороге. Начав с самых низких должностей, он достаточно быстро дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. Дальнейшая его карьера складывалась столь же успешно. Министр финансов Витте занял свой пост в 1892 году по праву, благодаря выдающимся способностям.

С. Ю. Витте краткая биография невозможна без упоминания о его экономической политике и реформировании финансовой системы страны, стремился к столь масштабной цели, как индустриализация России. Для этого необходимы были серьезные финансовые затраты. Витте нашел весьма удобный способ пополнения бюджета страны, введя винную монополию в 1894 году. Пошел он и на столь непопулярную у большей части населения меру как повышение налогов.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Влияние этого, безусловно, выдающегося человека распространялось и на внутреннюю политику. Внутренняя политика Витте оказавшись довольно консервативной, позволила серьезно укрепить позиции самодержавия. Во внешней политике важнейшей целью Витте было сведение к минимуму влияния Японии на территориях Дальнего Востока. Заключение с Японией в 1905 году Портсмутского мира принесло Витте титул графа.

Следует отметить, что Николай 2 был весьма расположен к своему министру финансов. Однако расположением света Витте никогда не пользовался. А после того, как он женился с громким скандалом на Матильде Лисаневич, неприятие общества только усилилось. Но, тем не менее, Витте обрел с ней личное счастье.

Общая нестабильность экономики в России в 1880-х гг. стала предпосылкой для денежной реформы Витте. Министр финансов представил на рассмотрение царя Николая II свой доклад, в котором привел все доводы в пользу введения единого золотого стандарта в стране.

Ход реформы

Началом реформы считается 8 мая 1895 г., когда состоялось подписание закона, позволявшего заключать сделки в пересчете на золото. Все отделения Государственного банка стали принимать у населения и покупать золото. При этом банк смог на свой счет получать золотые монеты, и его примеру вскоре последовали другие частные банки.

Уже к декабрю 1895 г. был установлен официальный курс обмена кредитных билетов стоимостью 7 рублей 40 копеек на один золотой полуимпериал номинальной стоимостью 5 рублей.

Объем золотой наличности к 1897 году Государственным банком был увеличен до 1095 млн. рублей. На тот момент эта сумма была почти равной общему количеству ходивших свободно по всей стране кредитных билетов (1121 млн. рублей).

В 1897 году, через 2 года с момента принятия судьбоносного закона, был издан новый указ, согласно которому Госбанк получил монопольное право печатать кредитные билеты, поменять которые на настоящее золото мог каждый, кто ими владел. В стране чеканились и находились в обращении золотые монеты по 5 и по 10 рублей.

Результаты реформы

Безусловно, денежная реформа Витте пошла на пользу экономике России. Официальный курс российского рубля стал крепок, как никогда ранее. Это стало причиной увеличения привлекательности инвестиционных проектов в России. В различные отрасли производства вливались не только отечественные, но и иностранные капиталы.

Золото в виде монет находилось в свободном обращении до самого 1914 г. Тогда только все золотые монеты исчезли из обращения. На тот момент их насчитывалось на сумму в 629 млн. рублей.

Россия смогла подтвердить надежность собственной национальной валюты самым твердым обеспечением – золотом. По свидетельству современников, например, министра финансов Коковцова В.Н., только первые 300 млн. бумажных рублей были выпущены без золотого обеспечения. Далее кредитные билеты печатались только с обеспечением золотом в соотношении 1:1.

Закон ни разу не был нарушен до самой Первой Мировой войны. Исключительно Госбанк обладал монопольным правом, как правительственное учреждение, выпускать в обращение кредитные билеты. При этом на каждый выпущенный в обращение бумажный рубль в хранилище банка имелось необходимое для его покрытия количество золота в слитках или в монетах. Золотой запас Госбанка на 1904 год составлял 900 млн. рублей, а к 1913 году вырос до 1680 млн. рублей.

По мнению современников и потомков не только в России, но и в других странах мира, денежная реформа Витте стала настоящим событием в экономике не только отдельно взятой страны (России), но и всего мира. Она заключалась не только во введении монометаллизма, но и в целом ряде мер по стабилизации экономики. Руководящая роль отводилась двум институтам – Госбанку и Минфину.

Сергей Юльевич Витте - видео

9 См.: ГАПО. Ф. 693, Оп. 1. Д. 2. Л. 50; ЦГИА РБ. Ф. И-121, Оп. 1. Д. 1. Л. 28; ГАКО. Ф. 205, Оп. 3. Д. 2981. Л. 13.

10 См.: Краткий исторический очерк Вятской Мариинской женской гимназии за 50 лет ее существования: (1859-1909 гг.) / сост. Ф. Иванов. - Вятка, 1910. - С. 32; Мариинская женская гимназия... С. 51.

11 См.: Учебные заведения всех ведомств и наименований, находящиеся на территории Оренбургского учебного округа по переписи 31 декабря 1894 года. - Оренбург, 1896. - С. 8, 20, 54, 70, 130, 156.

12 Васильев, М. Г. История Вятской гимназии. - С. 49.

13 Бельский, Н. Записки учителя: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Бельский. - СПб., 1906.- С. 44-45.

14 Зверев, А. В. Старейшее учебное заведение... - С. 104.

15 См.: ЦГИА РБ. Ф. И-119, Оп. 1. Д. 174. Л. 22.

16 ГАОО. Ф. 89, Оп. 1. Д. 28. Л. 2.

М. В. Мельников

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТТЕ

В статье рассматриваются важнейшие этапы преобразования денежного обращения России в конце XIX в. Большое внимание уделяется анализу законодательных актов денежной реформы и особенностям бюрократической борьбы вокруг вопроса введения золотой валюты. Подчеркивается решающий личный вклад Витте в успех преобразования денежного обращения.

Ключевые слова: С. Ю. Витте, денежная реформа, золотой рубль, валюта, бюрократия.

В настоящее время и в научных кругах, и в обществе в целом сохраняется устойчивый интерес к финансовым преобразованиям конца XIX в., в результате которых Россия впервые обрела стабильную и высоко котирующуюся на международном рынке валюту. Денежная реформа 1895-1897 гг. и деятельность «отца золотого рубля» С. Ю. Витте стала предметом изучения как современников преобразований1, так и нынешних исследователей2, внесших существенный вклад в развитие историографии проблемы.

В процессе разработки программы реформирования денежного обращения С. Ю. Витте хорошо осознал, что для успешного проведения реформы, а также для достижения и сохранения в течение длительного времени ее результатов требуется преобразование экономической системы страны в целом. В ходе подготовки денежной реформы Витте, опираясь на достижения своих предшественников Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского, завершил широкие и комплексные изменения в бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной, внешнеторговой сфере, которые послужили не только обязательным условием для введения металлического денежного обращения, но и сыграли огромную роль в социально-экономическом развитии страны. Преобразования в финансовой сфере привели к необходимости создания целостной концепции реформирования России. Укрепление национальной валюты являлось не только важнейшим условием политики модернизации страны, проводимой Витте, но и ее причиной3.

К середине 90-х гг. XIX в. были выполнены все важнейшие условия для введения в стране золотого денежного обращения. Витте окончательно подготовил все экономические предпосылки реформы и теоретически обосновал необходимость немедленного осуществления преобразования денежной системы страны

путем введения золотого монометаллизма. Оставался единственный, но самый главный шаг - добиться политического решения вопроса.

Первоначально Витте намеревался завершить денежную реформу одним законом, охватывающим все относящиеся к ней вопросы. Но поскольку этот закон должен был пройти через Государственный совет, в котором жестко критиковалась идея введения в России золотого обращения, министру финансов пришлось отказаться от первоначального намерения. Важнейшие шаги по преобразованию денежной системы Витте осуществляет при активном участии Комитета финансов, который фактически превратился в аналитический штаб реформы. Все законопроекты, касающиеся денежной реформы, перед тем как лечь на подпись императору, прошли обсуждение в Комитете и были там значительно доработаны, что, в свою очередь, рассматривалось Николаем II как гарантия хорошо взвешенных и

продуманных решений.

Витте, как умный политик, сумел правильно оценить обстановку в верхних эшелонах власти во время жесткой и бескомпромиссной борьбы вокруг преобразования денежной системы. Максимально используя опыт и авторитет сторонников реформы в Комитете финансов, он в то же время нейтрализовал действия своих противников в Государственном совете, воспользовавшись и особенностями бюрократических процедур, и поддержкой Николая II.

Первым важнейшим шагом в этом направлении был указ 3 января 1897 г. «Об изменении надписи на империалах и полуимпериалах».

Указ 3 января был непосредственным результатом постановлений, принятых расширенным заседанием Комитета финансов 2 января 1897 г. под председательством самого Николая II. Перед этим совещанием министр финансов поставил очень скромный, на первый взгляд, вопрос - о чеканке и выпуске в обращение золотых монет. В своих объяснениях по этому вопросу Витте указал, что вследствие разрешения сделок в золотой валюте и установления цены на золотые монеты указом 8 августа 1896 г. золотые монеты постепенно проникают в обращение. В связи с этим запас монет уменьшился и снизился до суммы, недостаточной для удовлетворения растущей потребности в них. Отсюда возникает необходимость возобновить чеканку золотых монет, которая была прекращена до окончательного решения вопроса о реформе в Государственном совете. При этом Витте считал необходимым привести номинальную стоимость золотых монет в соответствие с установленной на них ценой в кредитных рублях, чтобы таким путем устранить препятствие обращению золотых монет, вытекающее из несоответствия их номинальной и действительной стоимостей. Одновременно Витте поспешил заверить, что предложенная им мера ни в коем случае не предрешает вопроса о реформе, находящегося на рассмотрении Государственного совета5.

Комитет финансов поддержал предложения Витте. Николаю II тут же на совещании был поднесен проект указа для подписания.

«Ныне, - говорилось в указе, - ввиду оказывающейся настоятельной необходимости возобновить чеканку золотой монеты, а также в целях устранения поводов к сомнениям, порождаемым в населении несоответствием нарицательного достоинства золотой монеты ее цене, определенной для обмена на кредитные билеты, мы признали за благо, впредь до принятия нами окончательного решения, по рассмотрении Государственным советом дела сего, чеканить золотую монету с означением на ней цены, установленной высочайшим повелением нашим 8 августа 1896, оставив золотую монету без всякого изменения в содержании чистого золота, пробе, весе и размерах, установленных законом <...> чеканить таковую с

означением на империалах цены 15 рублей и на полуимпериалах цены 7 р. 50 коп. <.> По изготовлении золотой монеты <...> выпустить оную в обращение»6.

Указ от 3 января 1897 г. представлял собой не только важнейший экономический, но и политический акт реформы. «Я отлично понял, - писал Витте, - что мне эту реформу через Государственный совет не провести, а потому я и решил провести ее помимо Государственного совета... Его величество исполнил моё ходатайство и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была, в сущности, решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте...»7

Витте решил и этой ситуации придерживаться уже испытанной им политики совершившихся фактов. Не без оснований опасаясь, что, поставив вопрос о девальвации рубля в прямой и открытой форме, он обрёк бы его на провал, министр финансов придал делу невинный вид. Все остается без изменений - вопрос сводится только к приведению в соответствие наименования монеты с уже введенной в жизнь ее ценой. Ставя вопрос о чеканке золотых монет, Витте всячески убеждал, что значение изменения надписей на золотых монетах исчерпывается устранением недоразумений при обращении этих монет. В действительности же это оказалось девальвацией рубля, так как уменьшение металлического содержания рубля на одну треть теперь было распространено и на золотые монеты. Несмотря на то, что указ 3 января 1897 г. формально девальвации не провозглашал, но, по существу, он ее провел. Этот указ, тормозивший обращение монет, нанес серьезный удар надеждам на реставрацию стоимости рубля. Условия для внедрения золота в обращение были значительно улучшены.

Указом 4 ноября 1897 г. было предписано чеканить пятирублевые золотые монеты8, а указом от 11 декабря 1898 г. - десятирублевые золотые монеты9. Вес чистого золота был установлен для 5-рублёвой монеты - 87,12 доли (4,3 г), а для 10-рублёвой - 1 зол. 78,24 доли (8,6 г), то есть на 1/3 меньше, чем в полуимпериале и империале. Чеканка 5- и 10-рублёвых золотых монет была вызвана двумя причинами. Во-первых, желанием облегчить денежные расчёты, поскольку эти монеты представляют собой более удобные счётные величины, чем монеты в 7,5 и 15 рублей. Во-вторых, стремлением расширить внедрение золотых монет в обращение, так как 5- и 10-рублевые монеты, будучи более мелкими и более удобными для расчета, легче и шире внедрялись в обращение, чем монеты в 7,5 и 15 р. Чеканка золотых монет в 7,5 и 15 рублей прекратилась в 1899 г. В том же году началось постепенное изъятие этих монет из обращения10.

Витте придавал большое значение внедрению золота в обращение. В соответствии с теорией саморегулирования платежного баланса металлическое обращение он рассматривал как важнейшее условие сохранения золотого запаса страны. Кроме того, финансовое ведомство стремилось насытить обращение золотом, исходя из того, что только при золотом обращении количество денег способно регулироваться в соответствии с потребностями товарооборота.

Следующим важнейшим актом денежной реформы был указ 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов.

Этим указом Государственный банк был превращен в центральный эмиссионный институт с монопольным правом выпуска кредитных билетов. Одновременно указ устанавливал и систему их покрытия. В связи с этим, прежде всего, необходимо отметить, что в этом вопросе С. Ю. Витте сделал существенные отступления от своих первоначальных планов. Его проект денежной реформы пре-

дусматривал, во-первых, установление максимального контингента непокрытых золотом кредитных билетов в размере 500 млн р., во-вторых, превращение кредитных билетов в банкноты путем осуществления их эмиссии исключительно для коммерческих операций банка, «то есть учета векселей и выдачи ссуд или для возврата вкладов»11.

В свою очередь, Комитет финансов, рассматривая проект реформы, постановил уменьшить сумму непокрытых золотом кредитных билетов с 500 млн р. до 400 млн, оставляя в силе положение проекта о полном покрытии золотом билетов, эмитируемых сверх указанной нормы.

Указом же 29 августа 1897 г. максимальный контингент непокрытых золотом кредитных билетов был установлен в размере 300 млн р., то есть на 200 млн р. меньше, чем предусматривал первоначальный проект, и на 100 млн р. меньше, чем рекомендовал Комитет финансов при рассмотрении проекта реформы. Ужесточая условия эмиссии кредитных билетов, Витте руководствовался стремлением придать пореформенной денежной системе большую устойчивость, поддержать учетный процент на высоком уровне в целях привлечения иностранных капиталов и расчистить путь для возможной в будущем инфляции.

Принципы эмиссии кредитных билетов в проекте указа 29 августа 1897 г. сформулированы следующим образом: «Государственные кредитные билеты выпускаются Государственным банком в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом; сумма золота, обеспечивающего билеты, должна быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов, когда последняя не превышает 600 млн р. Кредитные билеты, находящиеся в обращении свыше 600 млн р., должны быть обеспечены золотом, по крайней мере, рубль за рубль так, чтобы каждым пятнадцати рублям в кредитных билетах соответствовало обеспечение золотом на сумму не менее одного империала»12. Таким образом, указ не связывал выпуск кредитных билетов с коммерческим кредитом, с вексельными операциями, то есть не преследовал цели превратить кредитные билеты в банкноты и оставлял открытой возможность выпуска кредитных билетов для покрытия расходов казны, поскольку при сложившихся отношениях между Государственным банком и казной «настоятельные потребности денежного обращения» могли легко превратиться в настоятельные потребности правительства.

На основании следующего указа 8 сентября 1897 г. была произведена реорганизация системы учета Государственного банка и переоценка золотого запаса. Счет кредитных билетов и разменного фонда был ликвидирован как самостоятельная часть баланса Государственного банка и включен в его общий баланс. Все золото, принадлежавшее и Государственному банку и казначейству, - разменный фонд, золото, обеспечивавшее временные выпуски кредитных билетов, золото оборотной кассы Государственного банка и золото казначейства, хранившееся в банке и на монетном дворе, - было объединено и отражено по счёту «Золото». Вне этого счета оставались только золото банка за границей, которое учитывалось на отдельном счете «Золото за границей», и принадлежавшие правительству суммы золотом за границей, которые не отражались на балансе Государственного банка. Золото было переоценено по отношению 1 старый рубль = 1,5 рубля нового чекана. Прибыль от переоценки золота, принадлежавшего казначейству (включая разменный фонд), была обращена на погашение долга казны банку за кредитные билеты13.

14 ноября 1897 г. был издан указ «Об изменении надписей на кредитных билетах». Надпись на кредитных билетах, установленная законом 1843 г., гласила: «По предъявлении выдается из разменной кассы Государственного банка (столько-то) рублей серебряной или золотой монетой» и «кредитным билетам присвоя-ется хождение по всей империи наравне с серебряной монетой». Эти надписи находились в противоречии с новым значением кредитных билетов как знаков стоимости золота. Сохранять такое положение в дальнейшем было бы нецелесообразно. «Дальнейшее оставление на кредитных билетах существующих надписей, - записано в Журнале Комитета финансов 31 октября 1897 г., - представляет большие неудобства <... > так как несоответствие меду сими надписями и последними изданными узаконениями по денежному обращению может породить, преимущественно за границей, неблагоприятные для нашего кредита сомнения в твердости денежной реформы»14.

Поэтому и Витте, и Комитет финансов сочли необходимым изменить текст надписей на кредитных билетах и привести их в соответствие с уже изданными законами.

Новые надписи на кредитных билетах, установленные указом 14 ноября 1897 г., гласили: «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1 р. = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)» и «Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей империи наравне с золотой монетой»15. Указ 14 ноября 1897 г. устанавливал неограниченный размен кредитных билетов на золото. Золото, признанное предыдущими законами единственным обеспечением кредитных билетов, теперь было объявлено единственным материалом для размена кредитных билетов.

С внедрением золота в обращение, установлением принципов эмиссии кредитных билетов и провозглашением свободного их размена на золото отпала необходимость в контроле над вывозом кредитных билетов за границу, осуществлявшемся через таможенные пошлины на билеты в целях борьбы со спекуляцией на курсе кредитного рубля. Завершение стабилизации курса рубля на основе свободного размена кредитных билетов на золото в значительной мере устраняло почву для этой спекуляции. Поэтому указом 22 декабря 1897 г. таможенная пошлина на кредитные билеты была отменена16.

Изданием монетного устава 7 июня 1899 г. завершается законодательство в области осуществления денежной реформы. Устав, с одной стороны, свел воедино законодательные акты, регламентирующие монетную часть денежной системы, а с другой - сформулировал ряд положений, либо еще юридически не высказанных, либо высказанных в недостаточно четкой форме. Прежде всего, следует отметить положения устава об основе денежной системы России, о денежной единице, о чеканке монет и о платежной силе золота и разменной монеты. Золото было провозглашено основой денежной системы России, а ее денежной единицей - рубль, содержащий 17,424 доли (0,86 г) чистого золота. Золоту присвоена неограниченная платежная сила, установлена свободная чеканка золотых монет. Серебряная монета объявлена вспомогательным средством обращения. Подтверждены действовавшие с 60-х гг. XIX в. порядок выпуска медной монеты и условия ее обращения, согласно которым медная монета чеканилась по специальным разрешениям на сумму не более 3 млн р., а ее платежная сила между частными лицами ограничивалась 3 рублями17.

Изданием законодательного акта, охватывающего все монетное дело, правительство рассчитывало окончательно ликвидировать сомнения относительно устойчивости новой денежной системы и платежеспособности России.

В заключение следует отметить решающий личный вклад Витте в успех преобразования денежного обращения. Именно ему принадлежит заслуга проведения проекта через дебри петербургской бюрократии и решимость взять реформу под свою личную ответственность после выступления Государственного совета против нее. На этой стадии вопроса Витте проявил себя не только талантливым дипломатом, но и целеустремленным, решительным организатором.

Примечания

1 См.: Гурьев, А. Реформа денежного обращения в России / А. Гурьев. - СПб, 1896; Он же. Денежное обращение в России в XIX столетии / А. Гурьев. -. СПб., 1899; Кашкаров, М. П. Денежное обращение в России: в 2 т. / М. П. Кашкаров. - СПб., 1898; Мигулин, П. П. Реформа денежного обращения в России и промышленный кризис (1893-1902) / П. П. Мигулин. - Харьков, 1902; Боголепов, М. И. Финансы правительства и общественные интересы / М. И. Боголепов. - СПб., 1907; Фридман, М. Наша финансовая система / М. Фридман. - СПб., 1905; Озеров, И. Х. Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX вв. / И. Х. Озеров. - М., 1905. и др.

2 См.: Ананьич, Б. В. Сергей Юльевич Витте / Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин // Вопр. истории. -1990. - № 8; Корелин, А. П. Сергей Юльевич Витте / А. П. Корелин // Россия на рубеже веков: ист. портреты. - М., 1991; Пушкарева, И. «Золотой» рубль в денежной системе России в 18971917 гг. / И. Пушкарева, А. Степанов // Вопр. экономики. - 1992. - № 12; Русский рубль: Два века истории: XIX-XX вв. - М., 1994; Корелин, А. П. С. Ю. Витте - финансист, политик, дипломат / А. П. Корелин, С. А. Степанов. - М., 1998; Ананьич, Б. В. С. Ю. Витте и его время / Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин. - СПб., 1999; Абалкин, Л. И. Экономические воззрения и государственная деятельность С. Ю. Витте / Л. И. Абалкин.- М., 1999; Корелин, А. П. С. Ю. Витте и бюджетнофинансовые реформы в России конца ХГХ - начала ХХ века / А. П. Корелин // Отечеств. история. - 1999. -№ 3; Степанов, В. Л. Предпосылки денежной реформы С. Ю. Витте: политика министра финансов И. А. Вышнеградского (1887-1892) / В. Л. Степанов // Отечеств. история. - 2004. - № 5; Корелин, А. П. С. Ю. Витте: от славянофильского традиционализма к реалиям российского капитализма / А. П. Корелин // Отечеств. история. - 2005. - № 4; Ильин, С. В. Витте / С. В. Ильин. - М., 2006 и др.

3 См.: Мельников, М. В. Финансовая политика России в конце XIX века. Путь к золотому рублю / М. В. Мельников. - Ковров, 2005; Он же. Формирование концепции реформы денежного обращения в России в конце XIX века / М. В. Мельников // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2006. - № 1. - С. 59-62; Он же. Обсуждение проекта денежной реформы в Комитете финансов и Государственном совете в 1896-1897 гг. / М. В. Мельников // Отечеств. история. - 2007. - № 6. - С. 131-138.

4 См.: Корелин, А. П. С. Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы. - С. 50.

5 См.: Журнал Комитета финансов. Заседание 2 января 1897 г. по вопросу «О необходимости дальнейшей чеканки золотой монеты». Царское Село, 3 января 1897 г. // Витте, С. Ю. Собрание сочинений и документальных материалов: в 5 т. Т. 3. Денежная реформа, кредит и банковская система России. Кн. 1 / С. Ю. Витте. - М., 2006. - С. 277-282; РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д 365. Л. 2-5.

6 РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 365. Л. 6-7.

7 Витте, С. Ю. Воспоминания: в 3 т. Т. 1 / С. Ю. Витте.- М., 1960. - С. 77.

8 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 373. Л. 20-21.

9 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 387. Л. 18-18 об.

10 См.: Представление в Государственный совет «О чеканке и выпуске в обращение десятирублевой золотой монеты». 18 октября 1898 г. // Витте, С. Ю. Собрание сочинений... - С. 542-552.

11 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 355. Л. 34.

12 См.: РГИА. Ф. 583, Оп. 4. Д. 310. Л. 105-105 об.

13 См.: РГИА. Ф. 587, Оп. 56. Д. 646. Л. 121-121 об.

14 РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 372. Л. 8-8 об.

15 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 372. Л. 11.

16 См.: Представление в Государственный совет «Об отмене закона об обложении кредитных билетов таможенной пошлиной». 18 октября 1897 г. // Витте, С. Ю. Собрание сочинений. - С. 314-319.

17 См.: РГИА. Ф. 1152, Оп. 12 (1899). Д. 241. Л. 258-258 об.

Новое на сайте

>

Самое популярное