Домой Кредитные учереждения Детективное агентство. До встречи в ссср

Детективное агентство. До встречи в ссср

На руинах украинской банковской системы в Крыму постепенно отстраивается российская

Фото: Fotolia/Volodymyr Khodaryev

Продажа украинскими банками, действовавшими на территории Крыма, своих активов коллекторам – наиболее распространенный способ вернуть свои средства, говорят юристы, работающие на полуострове. Портал Банки.ру узнавал, как российские коллекторы помогают украинским банкам и их крымским клиентам.

Как стало известно порталу Банки.ру, на территории Крыма начали работу три коллекторских агентства: «Восток Финанс» (входит в международную группу VostokFinance Group, работающую на территории Украины и России), Национальная служба взыскания и «М.Б.А. Финансы» (является частью группы М.Б.А., работающей на территории России, Чехии, Словакии, Казахстана, Украины, Китая и Индии). Однако ни одна компания не комментирует свою работу на полуострове. Как сказал один из участников рынка, причиной такой закрытости могут быть опасения перед западными инвесторами.

Решение о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав России было подписано 18 марта. 21 марта президент России Владимир Путин подписал указ об образовании Крымского федерального округа. С этого момента в Крыму начала меняться банковская система – с украинской на российскую. Первым банком, который начал обслуживать жителей Крыма, с 31 марта стал Российский Национальный Коммерческий Банк (РНКБ), бывшая «дочка» Банка Москвы, быстро заведенная на Совет министров Крыма. На сегодняшний день, по данным Центробанка, всего на территории Крыма работает 30 банков: РНКБ, Крайинвестбанк, Генбанк, Джаст Банк, «Первомайский», «Рублев», К2 Банк, Фиа-Банк, «Северный Кредит», АБ «Россия», Маст-Банк, «Кубань Кредит», «Финансовый Стандарт», Рускобанк, «Верхневолжский», БайкалБанк, Агроинкомбанк, Смартбанк, «Смолевич», «Таатта», КБ «БДБ», Темпбанк, Тальменка-Банк, АкадемРусБанк, ИС Банк, Черноморский Банк Развития и Реконструкции, Севастопольский Морской Банк, Аделантбанк, Банк ИТБ, ВКБ. Всего на территории Крыма действует 526 банковских подразделений.

В конце марта этого года на территории Крыма работало 77 кредитных учреждений. Большинство операций при этом приходилось на ПриватБанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк, Дельта Банк. Национальный банк Украины 6 мая 2014 года запретил украинским кредитным организациям работать в Крыму, так как утратил возможность осуществлять банковское регулирование и надзор на территории полуострова. Украинские банки начали покидать Крым еще раньше, оставляя свои недвижимые активы и проблемы с депозитами и кредитами местных жителей.

Фонд защиты вкладчиков (ФЗВ), входящий в структуру российского Агентства по страхованию вкладов, начал свою работу в Крыму с 21 апреля. Он предоставляет выплаты до 700 тыс. рублей, гарантированные каждому имеющему банковские депозиты россиянину, всем вкладчикам украинских банков, работавших на территории Крыма, если вклад был открыт до 2 апреля 2014 года. На сегодняшний день ФЗВ рассчитался более чем с 200 тыс. вкладчиков, выплатив им компенсацию на общую сумму примерно 22 млрд рублей. Эти средства фонд собирается возвращать через судебные иски к украинским банкам, которые не выполнили свои обязательства. Однако, по оценке АСВ, из выплаченных средств удастся вернуть лишь около половины или даже меньше. В мае Фонд защиты вкладчиков обращался в суд с иском к ПриватБанку по поводу взыскания задолженности по договору банковского вклада. Но суд заявил, что «иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации, иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства». Тем не менее в сентябре последовала новая волна подачи исков к украинским банкам на общую сумму 33,8 млн рублей.

Украинские банки, работавшие на территории Крыма, от комментариев по поводу местных вкладчиков отказались.

Сейчас ФЗВ не только выплачивает компенсации вкладчикам, но и ведет работу по погашению кредитов Ощадбанка и ПриватБанка, имущество которых в Крыму передано фонду в управление по решению Центрального районного суда города Симферополя. Как говорится на сайте ФЗВ, согласно Гражданскому кодексу РФ, под имуществом понимаются и имущественные права, то есть права требования банка по кредитам. Как уверяет фонд, при погашении через организацию кредита все обязательства будут считаться исполненными, однако за ПриватБанком сохраняется право судебной защиты своих интересов в судах Республики Крым и Севастополе».

ПриватБанк, как рассказал Банки.ру представитель отдела маркетинга кредитной организации Сергей Даниленко, предлагает жителям Крыма погашать свою задолженность по кредитам без посещения отделений банка на материке или использования системы «Приват24». Для этого банк запустил специальный сервис https://oplata.pb.ua , на котором заемщики банка, проживающие на территории Крыма, могут за две минуты погасить свою задолженность по потребительским кредитам. Именно из-за того, что клиенты до сих пор не понимают, кому платить, многие предпочитают ничего не предпринимать.

«Сейчас вся информация об объеме убытков, причиненных действиями Российской Федерации, может быть предоставлена банками Министерству юстиции Украины и Генеральной прокуратуре Украины, в соответствии с указом президента Украины «О некоторых мерах по защите имущественных прав и интересов государства Украина в связи с временной оккупацией территории Украины». Также мы не можем предоставлять прогнозы относительно действий Фонда защиты вкладчиков», – рассказали порталу Банки.ру в Нацбанке Украины.

Несмотря на брошенных вкладчиков и уход с полуострова, украинские банки не перестают беспокоиться за свои активы, оставленные в Крыму. В Нацбанке Украины заявили, что всю информацию об активах украинских кредитных организаций на территории Крыма Нацбанк в конце мая передал в Министерство юстиции Украины. Однако размер балансовой стоимости этих активов до сих пор уточняется в связи с подготовкой соответствующего заявления в Международный суд по правам человека, который рассматривает дело «Украина против России».

«Сейчас одни из ключевых дел, которые рассматриваются арбитражными судами, – это дела о взыскании украинскими банками задолженности с предприятий, которые остались им должны», – говорит генеральный директор юридической группы «ФинЮрКонсалтинг» Григорий Кулеша. Также банки продают кредитные портфели коллекторским агентствам.

Покупка коллекторскими агентствами долгов происходит посредством заключения ряда сделок, среди которых договор факторинга и договор уступки права требования, рассказал Кулеша. Банки, ушедшие из Крыма, вынуждены руководствоваться законодательством Украины, в том числе законом Украины «Об оккупированных территориях», в котором говорится, что любые сделки, совершенные на территории полуострова не по законодательству Украины, являются недействительными, подчеркивает юрист. «Банки работают по следующей схеме: сначала происходит передача прав в адрес факторинговой компании, зарегистрированной на Украине, после чего заключается еще один договор об уступке права требования из договора факторинга. «Вот тут и возникает определенная правовая коллизия. Согласно украинскому законодательству, факторинговая сделка возможна только между финансовыми организациями, обладающими специальными разрешениями – лицензиями. В российском законодательстве такого обязательного требования нет», – поясняет Григорий Кулеша.

«Каждый кредитный договор, заключенный украинским банком с физическим лицом до 30 июня этого года, то есть до вступления в силу закона «О потребительском кредите», согласно которому уступки допускаются в любых случаях, если это не прописано в договоре, требует детального анализа с целью установления возможности или невозможности уступки права по нему. А так украинский банк имеет право уступить права кредитора по кредитному договору, заключенному с физическим лицом, только в двух случаях: если это был не потребительский кредит или если в кредитном договоре прямо предусмотрено право банка уступить право требования по кредиту третьим лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности», – добавляет эксперт.

Пока судебной практики или официального разъяснения по поводу того, насколько законна передача кредитных портфелей вышеописанным способом, нет. «Однако, учитывая, что потребитель считается менее защищенным участником правоотношений, вероятнее всего, суд примет его сторону, если к нему обратится коллекторское агентство с претензиями», – говорит Кулеша. Нацбанк Украины заявил, что «ему неизвестен правовой статус активов банков на временно оккупированной территории Украины».

Кроме всего, украинские банки обращаются напрямую к российским кредитным организациям с предложением по покупке активов физических и юридических лиц. «Они предлагают активы юридических и физических лиц, движимые и недвижимые активы, залоговые и беззалоговые, – говорит первый заместитель председателя правления работающего в Крыму Генбанка Сергей Мохов. – Но на сегодняшний день нет единого реестра этих активов, нет юридической процедуры по их приобретению, поэтому мы отказываемся от этих активов».

Некоторые банки просто размещают на сайте объявление о том, что клиенты могут заплатить свои долги в любом отделении на материковой части, как, например, банк «Надра». В свою очередь, российские банки начинают осваиваться в Крыму, хотя не у всех этот процесс проходит гладко.

На днях российский Промрегионбанк, работавший в Крыму, заявил, что прекращает работу на полуострове. Этот шаг был вызван «обострением внешнеполитической обстановки и усилением системных рисков для банка и его партнеров как на территории Крыма, так и в остальных российских регионах присутствия», сообщила кредитная организация. До этого с полуострова уже не по своей воле, а по воле ЦБ РФ ушел банк «Донинвест», лишившись лицензии.

Остальные опрошенные порталом банки чувствуют себя довольно уверенно. Так, в РНКБ рассказали, что стратегия развития банка изначально учитывает политические и экономические риски. «Затраты на разворачивание самой широкой сети отделений на полуострове за столь короткий промежуток времени были высокие, но это запланированные траты. Мы пришли в Крым и Севастополь надолго и не ждем мгновенной окупаемости. Прибыль в этом году не была приоритетом номер один», – говорят в пресс-службе кредитной организации.

«Мы политических и экономических рисков не видим. Мы довольны своим решением о входе в Крым, считаем, что не ошиблись. Тот факт, что Украина до сих пор считает Крым оккупированной территорией, меня лично никак не беспокоит. Российское законодательство действует на территории Крыма, и этого достаточно для спокойной работы», – заявил первый заместитель председателя правления Генбанка Сергей Мохов. «Мы рассчитывали и здраво оценивали рынок в Крыму и, прежде всего, ставили перед собой цель помочь Республике Крым с восстановлением банковской системы, а также быстро и качественно предоставить населению наши услуги», – прокомментировали риски в Маст-Банке.

В Крыму включились в борьбу с недобросовестными коллекторами. В регионе призвали в принципе запретить работу коллекторских агентств и подготовили ряд предложений по ограничению их деятельности.

Мы внесли предложение - только Агентство страхования вкладов (АСВ) должно заниматься формированием взаимоотношений с теми людьми, которые брали кредиты в украинских банках, - сказал «Известиям» глава Крыма Сергей Аксенов. - Четко обозначена позиция - запрет изъятия имущества, движимого и недвижимого, для обеспечения погашения этих кредитов.

Еще одна инициатива - ввод ограничения максимальной суммы взыскания долга с учетом среднего ежемесячного дохода на каждого члена семьи. Предлагается разрешить взыскивать 10% от дохода до 100 тыс. рублей, 20% - от дохода более 100 тыс. рублей.

После воссоединения Крыма с Россией произошла нестандартная ситуация в банковском секторе республики. Украинские банки начали уходить из региона, переставая выполнять свои обязательства - обслуживание вкладов и кредитов. Крымчане лишались накоплений и одновременно не знали, каким образом погасить кредит. Спустя некоторое время у граждан возникли проблемы - требовать выплаты долга по кредиту стали российские коллекторы, перекупившие долги у украинских банков.

Один из авторов законопроекта «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» - председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин назвал предложения из Крыма разумными и заверил, что они будут включены в проект закона в качестве поправок после утверждения в первом чтении в Госдуме. Сенатор сообщил, что рассмотрение законопроекта запланировано на 25 марта.

Социальный проект «Стоп коллектор» фиксирует обращения из Крыма. Руководитель проекта Вячеслав Курилин отмечает, что в большинстве случаев, когда должники отправляют письменный запрос коллекторам о предоставлении документального подтверждения передачи прав на финансовые требования, ответ не предоставляется, что вызывает вопрос о легальности таких требований. Есть случаи давления на тех, кто взял деньги уже в российских микрофинансовых организациях после присоединения Крыма к РФ. Курилин констатирует, что недобросовестные коллекторы и в Крыму используют свой «фирменный» стиль: агрессия, угрозы причинения вреда здоровью близким должника.

В Крыму решили активно бороться с таким новшеством финансовой жизни.

При этом вопрос не стоит о том, чтобы рассчитаться в первую очередь с украинскими банками. Это вообще аморально, поскольку они свои обязательства не выполнили, - отмечает Аксенов.

Глава Республики Крым считает, что если уж платить по долгам, то деньги должны идти в АСВ, а не в украинские банки. Аксенов также считает, что нужно выставить счет банкам Украины за нарушения обязательств.

Масштабы невыполнения обязательств со стороны банков Украины огромны. По данным Сергея Аксенова, из российского бюджета потрачено 25 млрд рублей для компенсации вкладов крымчан в украинских банках (если сумма вклада составляла до 700 тыс. рублей). Аксенов отметил, что начата компенсация и тем, у кого сумма на вкладе была более 700 тыс. рублей. Средства на это выделяются за счет продаж крымского имущества украинского олигарха Игоря Коломойского. Пока хватило на компенсации в 1,2 млрд рублей.

С начала года тема, связанная с деятельностью коллекторских организаций, стала одной из самых популярных в России. Власти и общество активно обсуждают, что же делать с подобными организациями, которые для получения денег с должников зачастую используют противозаконные методы. Одни предлагают защитить граждан от коллекторов специальным законом, другие настаивают на полном запрещении деятельности коллекторских организаций.

Напомню, что сначала года произошло нескольких вопиющих случаев. Один из них произошёл в конце января в Ульяновске. Мужчина-коллектор, требуя долг у семьи, бросил в окно дома бутылку с зажигательной смесью, которая попала в кроватку двухлетнего малыша. В результате чего мальчик получил сильные ожоги.

Другой не менее скандальный случай произошёл в Екатеринбурге. В конце февраля группа людей, представившись сотрудниками коллекторской организации, угрожала расправой школьнику, который был один дома. Более того они заблокировали ребёнка в квартире, сломав звонок и лишили связи перерезав телефонный и интернет кабель. В обоих случая возбуждены уголовные дела и по всей видимости, учитывая резонанс, фигуранты понесут наказание по всей строгости закона, если их вина будет доказана.

Также одним из распространённых способов «работы» коллекторов, является давление на должников посредством назойливых телефонных звонков, и угроз. Всё это типично для любого российского региона. Но вот в Крыму, в результате смены полуостровом гражданства сложилась интересная ситуация. Дело в том, что украинские банки самоустранились, и кредитные линии крымчан, бравших в долг на некоторое время «повисли».

Но как выяснилось ненадолго. Ушлые российские предприниматели выкупили долги у своих украинских коллег и обеспечили работой в Крыму свои карманные коллекторские организации. В результате, власти Крыма предлагают в принципе запретить работу коллекторских агентств. Ряд предложений по ограничению такого рода деятельности уже подготовлен.

«Мы внесли предложение - только Агентство страхования вкладов (АСВ) должно заниматься формированием взаимоотношений с теми людьми, которые брали кредиты в украинских банках. Чётко обозначена позиция - запрет изъятия имущества, движимого и недвижимого, для обеспечения погашения этих кредитов», - сообщил газете «Известия» глава Крыма Сергей Аксёнов.

После воссоединения Крыма с Россией украинские банки начали уходить из региона, переставая выполнять свои обязательства по обслуживанию вкладов и кредитов. Крымчане лишались накоплений и одновременно не знали, как погасить кредит. Спустя некоторое время требовать выплаты долга по кредиту стали российские коллекторы, перекупившие долги у украинских банков.

«Вопрос не стоит о том, чтобы рассчитаться в первую очередь с украинскими банками. Это вообще аморально, поскольку они свои обязательства не выполнили», - отметил Аксёнов. Если уж платить по долгам, то деньги должны идти в АСВ, а не в украинские банки, считает он. Глава Республики Крым предлагает выставить счёт банкам Украины за нарушения обязательств , передаёт RT .

Понятно, что тему коллекторских организаций надо автоматически расширять до обсуждения деятельности микрокредитных и других кредитных организаций. И я напоследок, хочу напомнить кто или что является действительным виновником ситуации, при которой граждане попадают в долговую зависимость, а значит рискуют попасть под преследование и не только коллекторов.

Вопрос с коллекторами надо решать. И правильнее всего исправлять причины, а не следствия.

Что делать, если вам угрожают коллекторы: куда обращаться в Симферополе для защиты своих прав, как вести себя, если ваш долг передан или продан коллекторам, как противодействовать если они вам угрожают.

Коллекторы — это законно?

Коллекторы — сотрудники коллекторских агентств (организаций, одной из уставных целей которых является взимание долгов) могут начать взыскивать с вас задолженность по кредиту или другому некредитному договору, если ваш кредитор переуступил требование долга (банально продал ваш долг) или уполномочил коллекторское агентство на взыскание.

Это законно, процедура регламентирована статьей 382 Гражданского кодекса РФ.

Однако, в ней есть несколько важных для заемщика нюансов. Если кредитным договором или договором займа был предусмотрен запрет на переуступку права требования долга, то купить ваш долг коллекторы не могут. Если передача возможна, то должника обязаны уведомить об этом письменно. В том случае, если передача долга стала причиной неблагоприятных последствий, то ущерб по ним возмещают старый и новый кредиторы.

Коллекторы могут работать и по агентскому договору — то есть банк или другой кредитор просто нанимает их для того, чтобы взыскать долг. И это тоже не противоречит законодательству, но в этом случае никаких предупреждений не нужно.

Что это значит на практике? При первом звонке коллекторов требуйте предоставления документов на основании которых они взыскивают ваш долг. Если банк продал долг, но забыл вас об этом предупредить нужно обращаться в регулятор — Центральный банк РФ. Кредитному учреждению выпишут солидный штраф. Требования коллекторов в этом случае незаконны.

Как общаться с коллекторами

В этом вопросе самое главное спокойствие. В 2016 году в силу вступил закон о защите прав физлиц при осуществлении деятельности по взысканию просроченной задолженности. В нем четко прописано, что коллекторы имеют право требовать возврата долга с помощью телефонных звонков и СМС — сообщений. Но беспокоить должника они имеют право не чаще двух раз в неделю в будни с 8 до 22 часов, а в выходные с 9 и до 20 часов. Являться к должнику можно только раз в неделю.

Коллекторы очень часто «предупреждают» должников о том, что невозврат долга якобы чреват возбуждением уголовного дела по статье «мошенничество» или «уклонение от уплаты кредита». Это всего лишь психологическое давление, поддаваться на него не стоит. Если вы сделали хотя бы один платеж по кредиту, то уголовное преследование вам не грозит.

Если коллекторы звонят ежедневно или того хуже ежечастно, то в разговоре со специалистом коллекторского агентства выясните его юридический и фактический адрес местонахождения, ФИО руководителя и сошлитесь на указанные нормы закона.

Если это не подействует — начинайте фиксировать количество и время звонков (например записывать их на диктофон или разговаривая в присутствии друзей или родственников, которых можно привлечь в качестве свидетелей).

Если эти звонки наносят материальный (например ваш рабочий телефон постоянно занят и вам не могут дозвониться клиенты) или моральный (вы получили нервный срыв из-за разрывающегося телефона) вред, то фиксируйте ущерб и отправляйтесь в суд. Статья 11 Закона гласит о том, что кредитор или его представители обязаны возместить весь ущерб, причиненный во время процедуры взыскания.

Впрочем в суд можно подать и не дожидаясь ущерба. В этом случае вам нужно написать заявление о привлечении агентства к административной ответственности.

Прокуратура

Есть еще один хороший путь утихомирить коллекторов — обращение в прокуратуру.

Алгоритм следующий:

  • Запишитесь на прием к районному прокурору, его помощнику или заместителю (к кому вы попадете не имеет значения, записывайтесь к тому, чьи дни приема вам наиболее удобны).
  • Придите на прием и объясните ситуацию. Захватите диктофонные записи или координаты свидетелей.
  • По закону прокуратура следит за соблюдением законности в Российской Федерации и ее сотрудник обязан разъяснить вам как действовать в данной ситуации и даже заявить иск в суд в ваших интересах. К таким искам суды относятся более чем внимательно.

Что делать если коллекторы угрожают

Вначале разберемся с терминологией. Четкого определения угрозы в уголовном законодательстве Российской Федерации нет. Зато есть Уголовного кодекса. Если вам или вашим родственникам прямо говорят — не вернешь деньги, убью, побью, или дом сожгу, то фиксируйте угрозы на диктофон и идите в ближайший отдел полиции в Симферополе.

После того как у вас примут заявление (не принять его не имеют права) у полицейских будет 10 дней на проверку и принятие решения о возбуждении уголовного дела или отказе в этом.

Отказ вы можете обжаловать в прокуратуре и полицейским придется заняться вашим делом.

Кстати, если коллекторы используют фразы вроде «я до тебя доберусь» или « ты у меня попляшешь» то угрозой это не считается. Смысла обращаться в полицию в таком варианте развития событий просто нет.

При попытке проникнуть в ваше жилье немедленно вызывайте полицию. Ни описывать ваше имущество, ни вести переговоры на вашей жилплощади без вашего на то согласия коллекторы не имеют права.

Адреса адвокатов

Адрес 1

Важно! Уточните возможность оказания услуги при личном визите или по телефону.

Еще несколько важных моментов

Коллекторы могут звонить вашим родственникам или друзьям с просьбой уточнить ваши актуальные контакты — телефон или адрес. Ни требовать с них возврата долга, ни даже озвучивать его размер им по закону нельзя.

Входить в жилье должника и описывать его имущество могут судебные приставы. Поэтому перед тем, как вызывать полицию, выясните, кто так настойчиво звонит вам в дверь. Приставам придется открыть.

Адреса ФССП

Адрес 1 Адрес 2 Адрес 3 Адрес 4 Адрес 5 Адрес 6

Новый закон, вступающий в силу 1 января 2017 года в ст. 1 ч. 4 закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" оговаривает: возврат долгов за ЖКУ регулируется законом о коллекторской деятельности, если долг продан агентству, для которого эта деятельность является основной. Если буквально толковать эту норму закона, получается, что если этим занимаются те, кто не включен в реестр, на них она не распространяется. Полномочия могут быть переданы тем, кто не называет возврат задолженности в качестве основного вида деятельности. Например, это могут быть юридические фирмы. Рынок долгов за услуги ЖКХ очень привлекателен для коллекторского бизнеса. Коллекторы могут активнее подключиться к отрасли ЖКХ. Они будут работать по агентскому договору, смогут звонить по телефону и наносить визиты к должнику. Их будут нанимать для устрашения неплательщиков, чтобы те скорее погасили долг. При успешном взыскании долга помимо оклада по договору они будут получать комиссию от суммы долга. Основной способ не подпасть под действие закона для коллекторского агентства - оформить статус управляющей компании и параллельно заниматься взысканием долгов. С другой стороны, крупные УК могут создавать целые подразделения по взысканию.

Долги от 50 тысяч рублей россияне смогут вернуть только через коллектора. Закон «О защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» начинает работать с января – в соответствии с ним воздействовать на должника смогут только организации, вошедшие в государственный реестр.

А обычные люди, которые одолжили своим друзьям или знакомым более 50 тыс рублей, за простое напоминание о возврате долга по телефону могут получить крупный штраф.

Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин рассказал, что по действующему законодательству частное лицо может взыскать долг через суд, если его размер не меньше 10 тыс рублей и имеется расписка. Однако со вступлением в силу закона о коллекторах появилось новое условие: если просроченная задолженность превышает 50 тыс рублей, то все действия, направленные на взыскание, должен производить профессиональный сборщик долгов.

«Для частных лиц, которые дают в долг, новый закон – это интересное приключение. Предположим, один гражданин одолжил другому 100 тыс рублей до Нового года. В январе ему деньги не вернули. Теперь, если он хотя бы раз напомнит о долге любым способом (записка в двери, телефонный или личный разговор, записанный должником), то контролирующий государственный орган будет обязан определить эту ситуацию как правонарушение и выписать штраф от 50 тыс до 500 тыс рублей», – рассказал «Известиям» Борис Воронин.

Как сообщила пресс-служба НАПКА, ежемесячно ассоциация получает около 30 писем от частных лиц, которые не могут получить свои деньги обратно. Как правило, профессиональные коллекторские агентства интересуются крупными банковскими кейсами и за «частников» не берутся.

«У нас в стране 35 млн человек, у которых есть кредиты, и только 1 млн злостных неплательщиков. Уверен, что людей, которые дают в долг, не меньше. Так что, примеряя на себя роль должника, граждане должны подумать и о том, что будет, если они сами станут кредиторами», – сказал Борис Воронин.

Сами коллекторы уже придумали, как работать в условиях нового закона. Они поделились друг с другом опытом на I Всероссийском форуме лидеров рынка взыскания, который прошел 29–30 сентября в Ялте.

Самые существенные изменения, которые закон вносит в работу коллекторов, заключаются в ограничении контактов с должником. Если сейчас взыскатель может звонить бесконечное количество раз, то с начала 2017 года – всего два раза в неделю.

Начальник управления розничного сбора ПАО «Сбербанк» Евгений Новиков рассказал, что в законе нет разъяснения о том, что такое контакт. Поэтому считать им нужно взаимодействие, в ходе которого коллектор донес до должника всю нужную информацию. Если же гражданин не дослушал взыскателя, бросил трубку или сам позвонил коллекторам, то такой контакт в счет не идет.

Если же у человека несколько кредитов, то по каждому из них можно контактировать столько раз, сколько разрешено законом. А если место прописки и место фактического проживания заемщика находятся в разных часовых поясах, то время коммуникации должно начинаться по раннему часовому поясу, а заканчиваться – по позднему.

По мнению начальника управления технологиями взыскания ПАО ВТБ24 Юлии Тарасовой, самое существенное нововведение, которое может негативно отразиться на коллекторах, – это право заемщика отказаться от общения со взыскателем.

«Взаимодействовать с должником запрещено, если он отозвал свое согласие на общение. Ну а если мы хотим предложить реструктуризацию или простить часть долга?» – сказала Юлия Тарасова.

Представители российского рынка взыскания сходятся во мнении, что закон о коллекторах приведет к развитию стадии судебно-исполнительного возврата (legal-collection). Генеральный директор Агентства судебного взыскания (АСВ) Максим Богомолов рассказал «Известиям», что если в начале года в компанию поступало около 2 тыс дел для обращения в суд, то в конце августа – уже 6,5 тыс При этом в 79% случаев судебные приказы были в пользу сборщиков долгов. К началу следующего года компания ожидает двойного увеличения числа своих клиентов.

Однако Максим Богомолов полагает, что российские суды могут просто не справиться с увеличивающимся потоком дел по кредитам. Эту ситуацию может изменить внедрение практики электронных судов, когда и подать документы, и получить приказ суда можно будет онлайн.

Государственный орган, который будет формировать реестр коллекторских агентств и контролировать исполнение закона, формально еще не утвержден. Однако профессиональное сообщество взыскателей убеждено, что это будет Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

«Эффективность частных взыскателей гораздо выше, чем государственных, они взыскивают 20-30 рублей из 100, а судебные приставы – всего 2 рубля. Мы готовы взять на себя часть нагрузки, которая сваливается на ФССП», – заявил президент НАПКА Алексей Саватюгин. Он отметил, что в ряде зарубежных стран коллекторы имеют право взыскивать штрафы и налоги в пользу государства. НАПКА выдвигала это предложение на государственном уровне, но пока не получила поддержки.

Ппримечание.Положения главы 2 (за исключением первого предложения части 2 статьи 8) применяются с 1 января 2017 года.

Глава 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ

НА ВОЗВРАТ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Статья 4. Способы взаимодействия с должником

1. При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:

1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

2. Иные, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи, способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.

3. Предусмотренное частью 2 настоящей статьи соглашение должно содержать указание на конкретные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с учетом требований, предусмотренных частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

4. Должник вправе в любой момент отказаться от исполнения указанного в части 2 настоящей статьи соглашения, сообщив об этом кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, путем направления соответствующего уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными соглашением.

5. Направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;

2) третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.

6. Согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие должника на обработку его персональных данных.

7. Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, сообщив об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку уполномоченному лицу кредитора или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с третьим лицом.

8. Положения частей 5 - 6 настоящей статьи не применяются к случаям, предусмотренным частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, касающимся взаимодействия:

1) кредитора (цедента) с другим лицом (цессионарием) при переходе к такому лицу права требования и в ходе переговоров об уступке права требования;

2) кредитора с другим лицом (агентом) при заключении с ним договора, предусматривающего осуществление действий, направленных на возврат просроченной задолженности, или наделении его соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности, а также в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности.

9. Предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 5 - 10 настоящего Федерального закона правила осуществления действий, направленных на возврат просроченной задолженности, применяются при осуществлении взаимодействия с любым третьим лицом.

10. Требования к организации взаимодействия между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, установленные настоящей статьей, а также статьями 5 - 10 настоящего Федерального закона, подлежат применению при взаимодействии кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с физическим лицом, предоставившим обеспечение исполнения денежного обязательства должника.

Статья 5. Ограничения использования отдельных способов взаимодействия с должником

1. Взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности, способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять только:

1) кредитор, в том числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования (с учетом ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи);

2) лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.

КонсультантПлюс: примечание.Ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 5, не применяются к новому кредитору, к которому права требования перешли до 1 января 2017 года.

2. Новый кредитор, к которому перешло право требования, возникшее из договора потребительского кредита (займа), вправе осуществлять с должником взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, только если такой новый кредитор является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр, за исключением случаев, когда должник ранее отказался от взаимодействия (статья 8 настоящего Федерального закона).

3. Ограничения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, не применяются в отношении государственных органов, органов местного самоуправления и государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в случае перехода к ним права требования к должнику.

4. Привлечение к взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности, не допускается.

5. Привлечение к взаимодействию с должником на территории Российской Федерации лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также иных лиц для осуществления взаимодействия с должником с использованием международной телефонной связи или передачи из-за пределов территории Российской Федерации телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, не допускается.

Статья 6. Общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности

1. При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.

2. Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника.

4. Согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть дано в виде согласия должника на обработку его персональных данных в письменной форме в виде отдельного документа.

5. Вне зависимости от наличия согласия должника кредитор вправе передавать сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, при заключении договора и в ходе переговоров о заключении договора, предусматривающего уступку права требования, передачу права требования в залог, осуществление действий, направленных на возврат просроченной задолженности, или наделении соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности только в случае, если сведения передаются Центральному банку Российской Федерации (Банку России), государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", акционерному обществу "Единый институт развития в жилищной сфере" и его организациям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитным организациям, специализированным обществам, ипотечным агентам и лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.

6. Лица, получившие сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности, обязаны сохранять их конфиденциальность и в том случае, если они не будут впоследствии осуществлять действия, направленные на возврат просроченной задолженности соответствующих физических лиц. Если в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности сторона получает сведения, которые передаются ей другой стороной в качестве конфиденциальных, она обязана не раскрывать эти сведения и не использовать их ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор. При нарушении этой обязанности лицо обязано возместить должнику убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальных сведений или использования их для своих целей.

7. Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, сообщив об этом лицу, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе передавать (сообщать) третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8. Вне зависимости от наличия согласия должника, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, раскрытие сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных должника неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения таких сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в (на) жилом помещении, доме, любом другом здании, строении, сооружении, а также сообщение по месту работы должника не допускается.

9. В случае привлечения кредитором другого лица для осуществления от его имени и (или) в его интересах направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, кредитор не вправе по своей инициативе самостоятельно осуществлять взаимодействие с должником указанными способами.

10. Кредитор не вправе привлекать одновременно двух и более лиц для осуществления от его имени и (или) в его интересах направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 7. Условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником

1. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (непосредственное взаимодействие):

1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;

2) с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он:

а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;

в) является инвалидом первой группы;

г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).

2. В случае непредставления документов, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 настоящей статьи, их наличие считается неподтвержденным.

3. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;

3) посредством телефонных переговоров:

а) более одного раза в сутки;

б) более двух раз в неделю;

в) более восьми раз в месяц.

4. В начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, должнику должны быть сообщены:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, осуществляющего такое взаимодействие;

2) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

5. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

2) общим числом:

а) более двух раз в сутки;

б) более четырех раз в неделю;

в) более шестнадцати раз в месяц.

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;

2) сведения о факте наличия просроченной задолженности (без указания ее размера и структуры);

3) номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

7. Во всех сообщениях, направляемых должнику кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в целях возврата просроченной задолженности посредством почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника, обязательно указываются:

1) информация о кредиторе, а также лице, действующем от его имени и (или) в его интересах:

а) наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и отчество (при наличии) (для физического лица), основной государственный регистрационный номер (для индивидуального предпринимателя);

б) почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

в) сведения о договорах и об иных документах, подтверждающих полномочия кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;

2) фамилия, имя и отчество (при наличии) и должность лица, подписавшего сообщение;

3) сведения о договорах и об иных документах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику;

4) сведения о размере и структуре просроченной задолженности, сроках и порядке ее погашения (в случае, если к новому кредитору перешли права требования прежнего кредитора в части, указывается объем перешедших к кредитору прав требования);

5) реквизиты банковского счета, на который могут быть зачислены денежные средства, направленные на погашение просроченной задолженности.

8. Весь текст в сообщениях, направляемых должнику посредством почтовых отправлений, и в прилагающихся к ним документах должен быть отображен четким, хорошо читаемым шрифтом.

9. Кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, для осуществления непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров разрешается использовать только абонентские номера, выделенные на основании заключенного между кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и оператором связи договора об оказании услуг телефонной связи. При этом запрещается скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику, либо об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, либо об отправителе электронного сообщения.

10. Взаимодействие с должником должно осуществляться на русском языке или на языке, на котором составлен договор или иной документ, на основании которого возникла просроченная задолженность.

11. Положения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи, устанавливающие ограничения частоты взаимодействия с должником, применяются кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в отношении каждого самостоятельного обязательства должника.

12. Положения, предусмотренные пунктом 2 части 5 настоящей статьи, устанавливающие ограничения частоты взаимодействия с должником, применяются кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в отношении каждого самостоятельного обязательства должника.

13. Должник и кредитор вправе, в том числе при проведении переговоров о реструктуризации просроченной задолженности, заключить соглашение, предусматривающее частоту взаимодействия с должником по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, отличную от предусмотренной частями 3 и 5 настоящей статьи. К порядку заключения соглашения и отказа от него применяются части 2 - 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Условия такого соглашения не могут умалять человеческое достоинство должника.

Статья 8. Ограничение или прекращение взаимодействия с должником

1. Должник вправе направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, заявление, касающееся взаимодействия с должником способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, с указанием на:

1) осуществление взаимодействия только через указанного должником представителя;

2) отказ от взаимодействия.

КонсультантПлюс: примечание.Положения части 2 статьи 8 (за исключением первого предложения части 2 статьи 8) применяются с 1 января 2017 года.

2. Форма указанного в части 1 настоящей статьи заявления утверждается уполномоченным органом. Такое заявление должно быть направлено через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.

3. Заявление должника о том, что взаимодействие будет осуществляться только через указанного им представителя, должно содержать фамилию, имя и отчество (при наличии) представителя должника, номер его контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты.

4. В качестве представителя должника, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, может выступать только адвокат.

5. В случае получения указанного в части 1 настоящей статьи заявления кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе по собственной инициативе осуществлять взаимодействие только с указанным в частях 3 и 4 настоящей статьи представителем.

6. Заявление должника об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Заявление должника об отказе от взаимодействия, направленное им до истечения указанного срока, считается недействительным.

7. В случае получения заявления должника об отказе от взаимодействия по истечении срока, указанного в части 6 настоящей статьи, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе по собственной инициативе осуществлять взаимодействие с должником способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

8. В случае принятия судебного акта о взыскании просроченной задолженности с даты его вступления в законную силу действие заявления должника об отказе от взаимодействия и связанных с ним ограничений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, приостанавливается на два месяца. В течение указанного срока допускается осуществление направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником с соблюдением иных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если до дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании просроченной задолженности заявление должника об отказе от взаимодействия не направлялось, он вправе направить такое заявление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, по истечении одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании просроченной задолженности.

9. Должник в любое время вправе отменить свое заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, путем уведомления об этом соответствующего лица, которому было направлено указанное заявление, способом, предусмотренным договором (при его наличии), или путем направления уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения уведомления под расписку.

10. В отношении должника, находящегося под попечительством и ограниченного в дееспособности, заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть подано его попечителем.

11. В случае получения кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, с нарушением требований настоящей статьи кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны разъяснить должнику порядок оформления такого заявления должника путем направления соответствующих сведений способом, предусмотренным договором (при его наличии), или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения под расписку в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения такого заявления должника.

12. Указанное в части 1 настоящей статьи заявление предусматривает ограничение или прекращение взаимодействия с должником соответствующего лица, которому направлено заявление, применительно к каждому указанному в таком заявлении самостоятельному обязательству, срок исполнения которого наступил.

13. В случае направления должником заявления кредитору последний не вправе привлекать другое лицо для осуществления с должником взаимодействия по указанному в таком заявлении обязательству без учета предусмотренных в заявлении ограничения или отказа должника от взаимодействия.

Статья 9. Уведомление должника о привлечении иного лица для осуществления взаимодействия с должником

1. Кредитор в течение тридцати рабочих дней с даты привлечения иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, обязан уведомить об этом должника путем направления соответствующего уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения уведомления под расписку либо иным способом, предусмотренным соглашением между кредитором и должником.

2. В уведомлении должны быть указаны предусмотренные частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона сведения о лице, указанном в части 1 настоящей статьи.

Статья 10. Ответы на обращения должника

Кредитор и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны ответить на обращение должника по содержащимся в таком обращении вопросам, касающимся просроченной задолженности и ее взыскания, не позднее тридцати дней со дня получения такого обращения.

Статья 11. Гражданско-правовая ответственность кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах

Кредитор и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные их неправомерными действиями должнику и иным лицам.

Глава 3. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИМ

ЛИЦОМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВОЗВРАТУ ПРОСРОЧЕННОЙ

ЗАДОЛЖЕННОСТИ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ВКЛЮЧЕННЫМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР

Статья 12. Включение сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр

1. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено настоящей главой.

2. Сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вносятся в государственный реестр в течение двадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом (далее - заявитель) в уполномоченный орган следующих документов и сведений:

1) заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр, подписанное руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и номеров контактных телефонов;

2) копии учредительных документов;

3) выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 30 дней до даты представления документов;

4) сведения об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом;

5) документы, содержащие сведения о размере чистых активов юридического лица, с приложением бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов;

6) копия договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности;

7) копии документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным органом;

8) копии документов, подтверждающих владение сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

9) выписка из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

КонсультантПлюс: примечание.Пункт 10 части 2 статьи 12 вступает в силу с 3 августа 2016 года.

10) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

3. Документы, которые органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", заявитель вправе представить по собственной инициативе.

4. В заявлении о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр декларируется соответствие юридического лица требованиям, установленным подпунктами 5, 10 и 11 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

5. Уполномоченный орган при рассмотрении заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, если заявителем не представлена указанная выписка по собственной инициативе.

6. Представляемые в соответствии с настоящей статьей документы иностранных юридических лиц должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и удостоверены в установленном порядке.

7. Уполномоченный орган при отсутствии установленных статьей 15 настоящего Федерального закона оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр и выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр.

8. Форма свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр устанавливается уполномоченным органом.

9. Информация о включении юридического лица в государственный реестр размещается на официальном сайте такого юридического лица в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Новое на сайте

>

Самое популярное