Домой Кредитные учереждения Доходы населения и источники их формирования. Статистика доходов населения, виды и источники формирования

Доходы населения и источники их формирования. Статистика доходов населения, виды и источники формирования

Введение

1. Доходы населения, их виды и источники формирования

1.1 Сущность доходов населения и их виды. Заработная плата как основной источник доходов населения

1.2 Источники формирования доходов и факторы, определяющие их величину

1.3 Проблема неравенства и распределения доходов

1.4 Государственная политика перераспределения доходов

2. Доходы населения Республики Беларусь

2.1 Динамика доходов населения Республики Беларусь за последние годы

2.2 Государственная социальная политика Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.

Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода (обычно за год).

При изучении вопроса об уровне жизни основной проблемой является проблема неравенства благосостояния, а также порождаемого ею социального напряжения в обществе. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8 - cite_note-lifest-6 Разрыв в уровне жизни зависит от различной ценности принадлежащих людям факторов производства и эффективности их использования. Работник фирмы, производящей дефицитный и высококачественный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом. Доходы зависят от объема факторов производства. Совершенно очевидно, владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины.

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в современных условиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Именно поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения.

Более того, чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, потому что возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Именно поэтому регулирование доходов, заработной платы является важной частью политики любого государства.

Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют тщательного рассмотрения и решения.

Данная тема обретает актуальность и в связи с тем, что в Республике Беларусь вопросы неравенства доходов являются актуальными на современном этапе.

Таким образом, целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ динамики роста доходов в Республике Беларусь.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие доходов населения и их виды.

2. Определить источники формирования доходов населения.

3. Выявить факторы, определяющие величину доходов населения.

4. Рассмотреть причины и показатели неравенства доходов.

5. Рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов.

6. Провести анализ состояния доходов населения Республики Беларусь за последние годы.

7. Рассмотреть особенности социальной политики государства в Республике Беларусь.

Объектом исследования являются население Республики Беларусь, а предметом исследования выступают доходы населения в мире и в Республике Беларусь.

При написании работы использовались метод сравнительного анализа, метод анализа экономической литературы, метод моделирования, метод обобщения и пр.

Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические основы, понятие доходов населения, их основные виды, а также источники их формирования. Во втором разделе рассматривается динамика доходов населения Республики Беларусь за последние годы, а также государственную политику регулирования доходов и социального развития Республики Беларусь.

Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы :

доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;

доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от владения капиталом - процент, доход от владения землёй - рента, предпринимательский доход;

трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т.д.;

доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.

Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты от продажи продукции сельского хозяйства, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие.

Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но всё-таки, более распространённой формой доходов является денежная форма.

У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.

Важное значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей.

Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Номинальные денежные доходы рассчитываются в ценах текущего периода. Они не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению при сложившемся уровне доходов. К ним относятся: оплата труда всех категорий населения, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, страховые возмещения, кредиты и ссуды, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы населения от продажи иностранной валюты; сальдо (деньги, полученные по переводам) и пр.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения.

Располагаемые доходы домашних хозяйств являются суммой текущих доходов, используемых домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг. Это показатель объема экономических ресурсов, поступающих в распоряжение населения для удовлетворения потребностей граждан (максимальная сумма, которая может быть израсходована населением на потребление при условии, что за данный период население не привлекает накопленные финансовые и нефинансовые активы, не увеличивает обязательств по финансовой части). Располагаемый денежный доход определяется путем вычета из номинальных денежных доходов обязательных платежей и взносов.

При наличии инфляции рост денежных доходов не всегда может свидетельствовать об улучшении уровня жизни населения, поскольку фактор изменения цен влияет на покупательную способность денег. С помощью корректировки на индекс потребительских цен располагаемые денежные доходы за исследуемый период рассчитываются в реальном выражении.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Показатель реального денежного дохода населения рассчитывается путем деления располагаемого денежного дохода на индекс потребительских цен.

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда.

Необходимо различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т.д.).

Располагаемая заработная плата - это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд.

Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата - это покупательная способность номинальной заработной платы.

статистика доходы население

Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы:

  • - доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;
  • - доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от владения капиталом - процент, доход от владения землёй - рента, предпринимательский доход;
  • - трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей;
  • - доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.

Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты от продажи продукции сельского хозяйства, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие.

Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но всё-таки, более распространённой формой доходов является денежная форма.

У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.

Важное значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей.

Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Номинальные денежные доходы рассчитываются в ценах текущего периода. Они не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению при сложившемся уровне доходов. К ним относятся: оплата труда всех категорий населения, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, страховые возмещения, кредиты и ссуды, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы населения от продажи иностранной валюты; сальдо (деньги, полученные по переводам).

Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, то есть средства, используемые населением на потребление и сбережения.

Располагаемые доходы домашних хозяйств являются суммой текущих доходов, используемых домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг. Это показатель объема экономических ресурсов, поступающих в распоряжение населения для удовлетворения потребностей граждан (максимальная сумма, которая может быть израсходована населением на потребление при условии, что за данный период население не привлекает накопленные финансовые и нефинансовые активы, не увеличивает обязательств по финансовой части). Располагаемый денежный доход определяется путем вычета из номинальных денежных доходов обязательных платежей и взносов.

При наличии инфляции рост денежных доходов не всегда может свидетельствовать об улучшении уровня жизни населения, поскольку фактор изменения цен влияет на покупательную способность денег. С помощью корректировки на индекс потребительских цен располагаемые денежные доходы за исследуемый период рассчитываются в реальном выражении.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Показатель реального денежного дохода населения рассчитывается путем деления располагаемого денежного дохода на индекс потребительских цен.

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда.

Необходимо различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени (час, день, неделю).

Располагаемая заработная плата - это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд.

Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата - это покупательная способность номинальной заработной платы.

Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате.

Заработная плата выполняет несколько функций, самые главные из них - воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.

Воспроизводственная функция состоит в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить нормальное воспроизводство рабочей силы. Поэтому эта функция выполняет определяющую роль по отношению к другим. В случае, когда заработная плата по основному месту работы не обеспечивает работнику и его семье нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков. А они не всегда вызывают позитивные последствия. Дополнительная работа приводит к истощению трудового потенциала, снижению профессионализма, ухудшению трудовой и производственной дисциплины.

Статусная функция заработной платы предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Трудовой статус - это место работника по отношению к другим работникам. Поэтому размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его соответствие с трудовыми усилиями работника позволяет судить о справедливости размера его заработной платы. Статусная функция важна, прежде всего, для самих работников с точки зрения их притязаний на заработную плату и для своей реализации требует материальной базы.

Стимулирующая функция заработной платы предполагает побуждение работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера вознаграждения за труд в зависимости от достигнутых работником результатов. Если же заработная плата не будет зависеть от личных усилий работника, то это приведёт к ослаблению стимулирующей функции и, следовательно, к снижению инициативы и трудовой активности. Реализация этой функции осуществляется руководством фирмы посредством различных систем оплаты труда.

Регулирующая функция заработной платы воздействует на соотношение спроса и предложения рабочей силы, на формирование персонала и степень его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализации функции - дифференциация в оплате труда по группам работников.

Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда в образовании цены товара, его долю в совокупных издержках производства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить величину стоимости рабочей силы, её конкурентоспособность на рынке труда. Эта функция важна не только для работодателя, но и для работника. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие предполагают тесную связь заработной платы и фонда оплаты труда, личного вклада работника.

Основными источниками безденежных доходов населения являются общественные фонды потребления и личные подсобные хозяйства.

Общественные фонды потребления представляют собой разновидность коллективной формы потребления и образуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения.

Общественные фонды потребления отличаются от распределения доходов через оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.

В средствах фондов денежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья. Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для учреждений здравоохранения, просвещения, культуры.

Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов. Самыми распространёнными из них - бесплатный проезд для пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.

Неформальный сектор экономики оказывает заметное влияние на социально-экономическую ситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние рынка труда. Неформальный сектор - это фактически самостоятельный сегмент рынка труда со значительным числом занятых, определёнными сферами деятельности.

В формировании рационального поведения людей очень важно правильное соблюдение соотношений между видами дохода. Если трансфертные выплаты играют значительную роль в формировании доходов населения, то это снижает его активность, порождает психологию иждивенчества. Увеличение доли трудовых доходов - стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности индивида. Поможет в таком стимулировании и налоговая политика, если она придерживается правила, что ставки налогов на трудовые доходы должны быть меньше, чем ставки налогов на доходы от капитала.

Тема 12. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. Доходы населения и источники их формирования

2. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Показатели уровня жизни

3. Социальная политика и способы ее реализации.

Доходы населения представляют собой важный социально-экономический показатель уровня жизни. Величина и динамика доходов населения, их дифференциация являются либо стимулом, либо тормозом развития производительных сил и производственных отношений.

Доходы населения – это сумма денежных средств, материальных ценностей и услуг, полученных от трудовой и нетрудовой деятельности за определенный период времени. Они имеют форму заработной платы, жалованья, гонорара, прибыли, ренты, процента, трансфертных платежей (пособия по социальному обеспечению и безработице, социальные пособия многодетным семьям и т.д.). Доходы поступают населению в денежной и натуральной (продукты питания, одежда. т.п.) формах..

Уровень доходов населения отражается при помощи следующий показателей:

Среднедушевые денежные доходы исчисляются путем деления общей суммы денежного дохода на наличное население. Номинальные денежные доходы характеризуют общее количество денег, которое получено (начислено) за определенный период времени. Располагаемые денежные доходы могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за минусом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.

На доходы населения значительное влияние оказывает рост цен. Показателем, который отражает это влияние, является индекс потребительских цен (ИПЦ ) - индекс цен, рассчитанный для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. Потребительская корзина (ПК) представляет собой набор товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

ИПЦ = (ПК в текущих ценах / ПК в базовых ценах) * 100.

Реальные денежные доходы отражают покупательную способность денежного дохода – это располагаемые денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен.

Основными источниками доходов населения являются:

· факторные доходы (доходы от основных факторов производства – заработная плата, рента, процент, дивиденды, прибыль);

· трансфертные платежи: пенсии, пособия, стипендия и т.п.;

· другие поступления: страховые возмещения, доходы от продажи валюты и пр.

В зависимости от источников доходы делятся на: трудовые и нетрудовые.

Трудовые доходы, источником которых выступают трудовая деятельность в производстве и предпринимательство (зарплата и предпринимательская прибыль). К трудовым относятся также доходы от личного подсобного и домашнего хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности.


К нетрудовым доходам относятся: а) доходы, получаемые в теневой экономике (взятки, хищения, также выигрыши в лотереи и т.п.); б) социальные доходы в виде трансфертных платежей (пособия, пенсии, стипендии и пр.); в) бесплатные услуги (образования, здравоохранения, юридические и пр.); г) льготы (например, по жилищно-коммунальным услугам).

Выделяют также обычные, или регулярно получаемые доходы; спорадические, которые складываются в результате переоценки богатства, и вмененные (условно начисляемые).

В условиях рынка различные источники (труд, собственность, предпринимательство и т.д.) формируют различные виды доходов. Совокупность всех видов доходов, зарабатываемых или получаемых отдельным членом общества в течение определенного времени, образует его совокупный доход, который принято считать основным показателем материальной обеспеченности населения. Совокупный доход включает в себя все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученный от личного подсобного хозяйства и используемых на личное домашнее потребление. В структуру совокупных доходов населения входят денежная составляющая – заработная плата, другие денежные выплаты, получаемые за счет средств федерального и региональных бюджетов, фондов предприятий (организаций); стоимость льгот т бесплатных услуг из социальных фондов (услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.д.), доходы от личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Главное звено в социальной политике государства зани­мает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов эконо­мической деятельности. Экономическая литература ис­пользует понятие «доход» как превышение стоимости про­изведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного человека в произведенном продукте и при­своенную им.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет воз­можности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Для оценки уровня и динамики доходов населения ис­пользуются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход - количество денег, получен­ное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый дохо д - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников основными из, которых являются: факторные доходы, денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат льгот; поступления из финансовой системы (из банков, через сбербанки и из страховых учреждений т.п.)

Преобладающим источником формирования доходов во всех странах является заработная плата. Существенное влияние на формирование доходов насе­ления оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенси­онное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспе­ченным семьям на детей; выплаты пособий по безработи­це). Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в форми­ровании экономического поведения индивидуума, его тру­довой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формиро­вании общей суммы доходов формируются такие качества как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Кроме заработной платы и трансфертов номинальные доходы граждан включают доходы от личного подсобного хозяйства, а также доходы из других источников (выигрыши в лотерею, гонорары за переиздания художественных и научных произведений, подарки и пр.).

Существует минимальный уровень доходов, установленный в законодательном порядке, который называется прожиточный минимум – это стоимость набора товаров и услуг, рассчитанного по нормам и нормативам потребления и достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека и удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. Прожиточный минимум бывает физиологический и социальный. Физиологический минимум позволяет обеспечить первоочередные физиологические потребности и составляет около 85-87% от социального уровня.

Прожиточный минимум используется для расчета минимального уровня дохода семей, минимальной заработной платы, пенсии и других социальных выплат.

Новое на сайте

>

Самое популярное