Домой Кредитные учереждения Экономическая сфера общества. Тема экономическая сфера жизни общества

Экономическая сфера общества. Тема экономическая сфера жизни общества

История не знает сослагательного наклонения и не признаёт никаких «если бы». Российская империя, упустив в XIX веке время для преобразований в общественной и политической жизни, в начале XX века закономерным образом пришла к революции.

Возможность подобного исхода видели многие государственные деятели, но лишь единицы прилагали усилия для предотвращения возможной катастрофы. Среди этих отважных одиночек был и Михаил Тариэлович Лорис-Меликов , чей план преобразований вошёл в историю как «Диктатура сердца», или «Конституция Лорис-Меликова».

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов родился 19 октября 1825 года в Тифлисе, в армянской семье. Один из его предков, князь Мелик-Назар , в XVI веке владел городом Лори и получил от персидского шаха Аббаса в 1602 году фирман, подтверждавший древние права его на этот город и одноимённую губернию. Лорис-Меликовы входили в состав высшего грузинского дворянства и были внесены в VI часть родословной книги Тифлисской губернии. Отец Михаила довольно успешно занимался торговыми операциями.

В 1836 году Михаила определили в московский Лазаревский институт восточных языков, однако способного, но чересчур непоседливого ученика исключили за мелкое хулиганство. После этого Михаил поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге, из которой в 1843 году был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк.

Во время учёбы в Петербурге его приятелем был тогда ещё никому не известный Николай Некрасов , будущий знаменитый русский поэт. С Некрасовым Лорис-Меликов несколько месяцев прожил в одной квартире.

Герой Кавказа

В 1847 году горячий юноша обращается с просьбой об отправке на Кавказ. Ходатайство было удовлетворено — поручик Лорис-Меликов был назначен офицером по особым поручениям при главнокомандующем Кавказским корпусом князе Воронцове .

С первых стычек с горцами Лорис-Меликов зарекомендовал себя как храбрый и умелый воин. Боевые заслуги вскоре были отмечены орденом Святой Анны 4-й степени и золотой саблей с надписью «За храбрость».

В 1848 и 1849 году он участвует в операциях в Чечне и Дагестане, особенно отличившись при взятии аула Чох, где русским противостояли отряды под командованием самого Шамиля.

В 1851 году Лорис-Меликов в Большой Чечне воюет против Хаджи-Мурата, а затем участвует в строительстве русских укреплений на реке Белой. За отличие в этих боях русского офицера производят в ротмистры.

Во время Крымской войны Лорис-Меликов, дослужившийся до полковника, отличился в сражениях с турками при Баяндуре и Башкадыкларе, за что вновь был удостоен золотой сабли с надписью «За храбрость». В 1854 году полковнику Лорис-Меликову, отлично знавшему несколько восточных языков, поручили создать особый отряд охотников, состоящий из представителей кавказских народов.

Отряд полковника Лорис-Меликова стремительными нападениями доставлял серьёзные неприятности турецкой коннице, а затем отлично проявил себя в победоносном для русских сражении при Курюк-Дара. За это полковника наградили орденом Святого Владимира 3-й степени с бантом.

После взятия турецкой крепости Карс Лорис-Меликова назначили начальником Карской области, в которую вошли территории, захваченные русской армией в ходе войны. После заключения мира Карс с прилегающими областями вернулся к туркам, но успешное руководство регионом Лорис-Меликова осталось в памяти людей.

Справедливый начальник

После Парижского мира 1856 года, подведшего итог Крымской войне, Михаилу Лорис-Меликову было присвоено звание генерал-майора. Назначенный начальником русских войск в Абхазии Лорис-Меликов привлекается для решения различных сложных вопросов как «специалист по Кавказу». В 1859 году ему поручили вести переговоры с Османской империей о принятии в пределы азиатской Турции горцев-переселенцев из Терской области. С задачей Лорис-Меликов справился блестяще, за что получил от императора орден Святого Станислава 1-й степени.

Умение Лорис-Меликова договариваться с горцами способствовало тому, что он сначала был назначен военным начальником Южного Дагестана и градоначальником Дербента, а затем, в 1863 году, начальником Терской области, командующим расположенными в ней войсками и наказным атаманом Терского казачьего войска.

Лорис-Меликов чётко понимал — одной силой добиться мира и спокойствия на Кавказе нельзя. Он покончил с крепостной зависимостью, которую пытались сохранить некоторые владетельные князья, упиравшие на «местные традиции». Его усилиями в Терской области количество учебных заведений было доведено до 300; на личные средства Лорис-Меликова было открыто ремесленное училище во Владикавказе.

Его политика была ясна и понятна, базировалась на справедливости и на отношении к горцам, как к равноправным гражданам Российской империи. Этот курс вызвал и ответную реакцию в виде стремительного сокращения вооружённых вылазок горцев. К 1869 году обстановка в Терской области позволила ввести на этой территории те же административные и судебные нормы, что действовали во всей стране.

Титул графа за боевые заслуги

В должности начальника Терской области Лорис-Меликов находился до 1875 года и вынужден был её покинуть только по состоянию здоровья. Он не щадил себя ни в боях, ни в мирной жизни, и к 50 годам последствия такой активности дали о себе знать. Наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич подписал рапорт об увольнении, позволив Лорис-Меликову отбыть на лечение за границу. Очередным знаком признания заслуг стало произведение его в генералы от кавалерии.

Cлева направо: генерал-адъютант князь Д. И. Святополк-Мирский, великий князь Михаил Николаевич, генерал-адъютант граф М. Т. Лорис-Меликов (1877). Фото: Commons.wikimedia.org

Отдых генерала Лорис-Меликова от государственных дел оказался непродолжительным. На носу была новая война с Турцией, и русское командование нуждалось в человеке, который взял бы на себя второстепенное, но при этом чрезвычайно важное кавказское направление.

Лорис-Меликову было поручено командование особым корпусом, сформированным для действий в Малой Азии.

Со своей задачей генерал справился отлично. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов корпус Лорис-Меликова разбил турецкие силы в ключевом для этого театра военных действий Авлияр-Аладжинском сражении, овладел Ардаганом, Карсом и блокировал Эрзерум.

И опять-таки, на занятых русскими войсками территориях он оперативно наладил мирную жизнь, достигая для страны не только военной, но и экономической выгоды.

Русско-турецкая война 1877-1878 годов стала последней военной кампанией Лорис-Меликова. По её итогам генерал-адъютант, генерал от кавалерии Михаил Тариэлович Лорис-Меликов за боевые достоинства был возведён, с нисходящим его потомством, в графское Российской империи достоинство.

Победитель чумы и усмиритель революционеров

В 1879 году на Волге случилась вспышка чумы, и спасать ситуацию откомандировали Лорис-Меликова, назначенного временным Астраханским, Саратовским и Самарским генерал-губернатором. С этой задачей он тоже справился, обеспечив выставление санитарных кордонов и осуществление карантинных мер.

Справившись с задачей, временный генерал-губернатор огромной территории сам обратился к царю с предложением прекратить свои полномочия, поскольку в них больше не было нужды.

Но есть ещё более удивительная, практически нереальная по нынешним меркам вещь. Из 4 миллионов рублей, отпущенных на борьбу с чумой, генерал-губернатор Лорис-Меликов истратил всего… 300 тысяч, остальное вернув в казну. За победу над смертельным недугом он был удостоен ордена Святого Александра Невского.

Пока граф Лорис-Меликов побеждал чуму, в России созрела новая проблема — разгул революционного террора. Охота шла на самого царя-батюшку, что уж говорить о руководителях рангом поменьше.

Теперь уже всю страну поделили на шесть временных генерал-губернаторств, в каждое из которых отправлялся руководитель с особыми полномочиями для уничтожения крамолы.

Лорис-Меликову досталось Харьковское генерал-губернаторство, где перед этим был убит губернатор князь Дмитрий Кропоткин , который, к слову, приходился двоюродным братом знаменитому идеологу русского анархизма Петру Кропоткину .

И здесь Лорис-Меликов снова выделился. Он был беспощаден к революционерам-террористам, без колебаний применяя к ним самые жестокие меры, однако не прибегал к методам устрашения, бросая в тюрьмы и виноватых, и безвинных, как это делали другие генерал-губернаторы.

Этим он заслужил уважение даже среди революционеров, которые не вносили его в списки целей для своих террористических акций.

Особый взгляд

В 1880 году, чтобы остановить волну террора, император Александр II учредил Верховную распорядительную комиссию с широкими полномочиями, которой предстояло ответить на два вопроса: в чём причина происходящего и как остановить насилие?

Во главе комиссии был поставлен граф Лорис-Меликов.

Реакционеры кричали: это бунт, который нужно раздавить самыми жестокими методами.

Лорис-Меликов, методично получая материалы с мест, пришёл к прямо противоположным выводам: всё дело в том, что начатые Александром II реформы забуксовали и практически остановились. Крестьяне страдали от малоземелья и обременительных выкупных платежей, представители различных слоёв общества не имели возможности участвовать в решении насущных вопросов ни на местном, ни, тем более, на государственном уровне.

Слово «конституция» в сочетании с именем Михаила Лорис-Меликова вводит в заблуждение. Взгляды графа были не столь либеральными — он, например, считал, что конституционная монархия с ограничением власти государя парламентом России категорически не подходит.

В то же время он видел — отстранённость народа от участия в решении собственной судьбы вредит России. Лорис-Меликов считал необходимым в первую очередь расширить возможности различных слоёв общества в получении образования, предоставить большую свободу научным сообществам, университетам, прессе, обеспечить самостоятельность местного самоуправления. Вершиной всех этих процессов Лорис-Меликов видел создание системы привлечения выборных в качестве совещательных членов при обсуждении государственных вопросов.

«Прямая линия» 1880 года

Такова была программа Лорис-Меликова. Представителям революционных кругов она могла показаться ничтожной по сути, но для реакционеров, преобладавших на государственных постах в Российской империи, граф Лорис-Меликов со своими идеями не многим отличался от народовольцев, охотившихся с бомбами на царя.

К последним у Лорис-Меликова было более чем жёсткое отношение. За 16 месяцев его пребывания во главе Верховной распорядительной комиссии и на посту министра внутренних дел состоялось 32 политических процесса, на которых было вынесено 18 смертных приговоров.

М. Т. Лорис-Меликов, 1878. Фото: Commons.wikimedia.org

При этом Лорис-Меликов категорически возражал против повальных репрессий: при нём те, кто был задержан за незначительные политические проступки, выпускались на свободу. По его предложению было упразднено одиозное III Отделение, занимавшееся политическим сыском, а его функции были переданы Департаменту полиции.

Уже летом 1880 года граф Лорис-Меликов доложил императору: в существовании Верховной распорядительной комиссии нет больше смысла, и она была упразднена. Сам граф был назначен на пост министра внутренних дел.

Он всё время искал поддержки своим мерам и начинаниям в обществе, полагая, что только так можно добиться реального прогресса. Трудно поверить, но в 1880 году Михаил Тариэлович Лорис-Меликов собирал у себя главных редакторов ведущих СМИ и рассказывал им о своём взгляде на положение в стране и о мерах, которые в ближайшее время будут приняты. Глава МВД не пытался навязать журналистам свою точку зрения, а пытался убедить их в собственной правоте.

Главный проект министра

К началу 1881 года Лорис-Меликов завершил подготовку своего плана преобразований, который и был назван впоследствии «Конституцией Лорис-Меликова».

Основная идея состояла в привлечении общественности к сотрудничеству с правительством, а представителей третьего сословия (крупных городов и земства) — к законотворческой деятельности путём разового созыва представительного органа с законосовещательными правами. Право законодательной инициативы при этом сохранялось за монархом.

М. Т. Лорис-Меликов (гравюра, 1882). Фото: Commons.wikimedia.org

Предполагалось учреждение двух комиссий — финансовой и административной, на рассмотрение которых предполагалось представить проекты реформы губернского управления (пересмотр земского и городового положений) и продолжения крестьянской реформы (перевод бывших крепостных на обязательный выкуп со снижением выкупных платежей).

На следующем этапе планировалось обсуждение этих законопроектов комиссиями с участием выборных представителей значительных городов и земского управления. И лишь на последнем этапе самых «опытных» из этих представителей (числом от 10 до 15), отобранных самим государем, предполагалось допустить в постоянно действующий законосовещательный орган — Государственный совет Российской империи — для выработки окончательной редакции законопроектов.

Пока либерально настроенные круги общества морщились, полагая предложения Лорис-Меликова «имитацией реформ», ему самому приходилось сдерживать мощные атаки консерваторов. Однако император Александр II, которому проект был представлен в январе 1881 года, в конце февраля предварительно утвердил его.

Реформы похоронили боевик и император

Легенда гласит, что Александр II подписал «Конституцию Лорис-Меликова» за несколько часов до гибели и что народовольцы, бросавшие бомбу в царя, не знали, что их чаяния удовлетворены монархом.

На самом деле, конечно, радикальных лидеров «Народной воли» вряд ли бы устроили перемены, предлагавшиеся графом Лорис-Меликовым. Да и предварительное одобрение документа на самом деле произошло раньше.

Правда в том, что проект Лорис-Меликова похоронили два человека — боевик Игнатий Гриневицкий , убивший Александра II, и новый император Александр III .

Александр III, взошедший на престол после гибели отца 1 марта 1881 года, был очень далёк от реформаторских инициатив своего батюшки. Опиравшийся на реакционеров и консерваторов, новый царь довольно логично решил — гибель монарха стала следствием либерального правления. Следовательно, покончить со смутой можно только истреблением всякой крамолы на корню.

29 апреля 1881 года был издан «Манифест о незыблемости самодержавия», который фактически ставил крест на всех идеях Лорис-Меликова. Начиналась эпоха контрреформ и разгула реакции.

Революция вместо эволюции

На отправленной в архив «Конституции Лорис-Меликова» Александр III написал: «Слава богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан».

Одиозный обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев, ставший главным идеологом эпохи Александра III, так писал о Лорис-Меликове и его проекте: «Кровь стынет в жилах у русского человека при одной мысли о том, что произошло бы от осуществления проекта графа Лорис-Меликова и друзей его».

Нам неизвестно, что произошло бы после осуществления проекта Лорис-Меликова. Зато мы точно знаем, к чему в итоге привела Россиию политика самого Константина Победоносцева .

30 апреля 1881 года граф Лорис-Меликов подал в отставку с поста министра внутренних дел. 4 мая 1881 года отставка была принята.

Формально он ещё занимал государственные посты, оставаясь членом Госсовета, но на практике его служба Родине завершилась. Он уехал в Ниццу, где пытался поправить окончательно подорванное здоровье.

О чём он думал в свои последние годы? О молодости, проведённой на Кавказской войне? О том, как правил Терской областью и побеждал чуму? Или о том, что будет с Россией дальше?

Политические противники, довольные его отставкой, отмечали, что видели Лорис-Меликова печальным и подавленным. Но грусть эта не была вызвана завершением собственной карьеры — Михаил Тариэлович Лорис-Меликов прекрасно понимал, что изменения, в которых нуждается Россия, всё равно произойдут. Весь вопрос только в том, каким образом и какая за это будет заплачена цена.

И там, в Ницце, старый солдат, кажется, догадывался, что она будет огромной.

Граф Лорис-Меликов умер в Ницце 12 декабря 1888 года в возрасте 64 лет. Его тело было доставлено на родину, в Тифлис, где погребено в армянском соборе.

В конце 70-х гг. ряд высших чиновников пришел к выводу, что «все наше государственное устройство требует коренной реформы снизу доверху». Таково было мнение О.А. Милютина. Сенатор П.А. Валуев в июле 1879 г. писал: «Чувствуется, что почва под ногами зыблется, зданию угрожает опасность, но обыватели как бы не замечают этого, и хозяева смутно чувствуют недоброе, но скрывают внутреннюю тревогу». О конституционных началах заговорил и Александр II, состоялось обсуждение записок П.А. Валуева и великого князя Константина Николаевича, в которых речь шла о возможности допустить к участию в управлении государством с законосовещательными функциями представителей общества. Однако император на решительные меры не пошел и, по мнению сторонников реформ, без потрясений более сильных, без нужды более крайней, чем нынешние потрясения и нужды, они приняты не будут.

Толчком к более активным решениям послужило очередное покушение на Александра II в феврале 1880 г., когда прогремел подготовленный С.И. Халтуриным взрыв в резиденции императора - Зимнем дворце. Накануне М.Т. Лорис-Меликов, пока еще харьковский генерал-губернатор, докладывая царю о своей деятельности, подчеркнул, что главное, к чему он стремился, - это «строгое карание и преследование зла не только совершенного, но и злоумышленного» и проведение мер, которые способствовали бы успокоению благонадежных элементов в обществе и, охраняя законные их интересы, восстановили бы в них ослабевшее доверие и власть. На следующий день император объявил об образовании Верховной комиссии и назначил Лорис-Меликова ее начальником.

Уже в апреле он представил царю доклад, в котором доказывал необходимость «непоколебимой строгости к злоумышленникам... и тесного сотрудничества с людьми благополучными», чтобы убедить народ и образованную часть общества в дееспособности самодержавия и его готовности заботиться о народе. Начальник комиссии предлагал пересмотреть паспортную систему и облегчить переселение крестьян из малоземельных губерний, установить отношения нанимателей с рабочими, т.е. ввести рабочее законодательство, обеспечить надлежащее руководство печатью, преобразовать губернские административные учреждения.

Летом 1880 г., когда активно действовали народовольцы, Лорис-Меликов предупреждал царя, что «проявление вредных социальных учений в нашем отечестве достигло таких размеров, при которых дальнейшее их развитие могло возбудить основательные опасения относительно сохранения в будущем не только общественного спокойствия, но даже существования государства». Он добился отставки вызывавшего наибольшую неприязнь общества министра просвещения Д.А. Толстого и назначения товарищем министра финансов Н.Х. Бунге. Был поставлен вопрос об отмене выкупных платежей и подушной подати.

В основу программы Лорис-Меликова были положены две основные идеи. Во-первых, сотрудничество с либеральными кругами, перевод их из лагеря оппозиции в лагерь союзников по борьбе с революционным движением. Формой такого сотрудничества должно было стать общегосударственное представительство, причем об этом говорилось в очень осторожной форме. Автор программы настоятельно подчеркивал, что такая мера отнюдь не ведет к ослаблению самодержавия, а, наоборот, будет способствовать его укреплению. Подобные оговорки были вызваны тем, что несмотря на кризис в верхах, Александр II вовсе не стремился совершить крутой поворот в политике. Лорис-Меликов убеждал царя, и небезуспешно, в его необходимости. Во-вторых, облегчение положения крестьян, что должно было, с одной стороны, создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства, а с другой - ослабить недовольство деревни и удержать крестьян от участия в массовых выступлениях.

В августе 1880 г. Верховная комиссия была распущена, а Лорис-Меликов назначен министром внутренних дел. Одновременно этим же указом императора было упразднено стяжавшую печальную славу III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, и корпус жандармов подчинен министру внутренних дел. Это означало, что в руках Лорис-Меликова оказалась сосредоточенной огромная власть, отчего это время современники и стали называть «диктатурой Лорис-Меликова». Заняв министерский пост, он опубликовал обращение к жителям столицы, в котором обещал «без малейшего послабления» наказывать за «преступные действия, позорившие общество» и «оградить законные интересы его здравомыслящей части». Министр заявил, что рассчитывает на поддержку общества как «главную силу, могущую содействовать власти».

Пригласив к себе редакторов либеральных изданий, Лорис-Меликов заверил их, что они получили возможность обсуждать мероприятия правительства, однако просил не волновать умы мечтаниями о каких-либо представительных собраниях, речь может идти лишь о том, что земства будут пользоваться правами, предоставленными им законом, и выяснять нужды и желания населения разных губерний. Результаты встречи не замедлили сказаться. Авторитет правительства Лорис-Меликова в глазах общества вырос.

Он имел основание утверждать в новом докладе Александру II, что политика в значительной мере «удовлетворяет внутреннее стремление благомысленной части общества и укрепляет временно поколебленное доверие населения к силе и прочности власти».

«Великие реформы» остались «отчасти незаконченными», писал докладчик и предлагал для их завершения организовать две комиссии - административно-хозяйственную и финансовую - для обсуждения законопроектов, которые затем будут рассматриваться обшей комиссией из выборных представителей земств и городов и лицами, назначенными правительством. Комиссия должна была собираться на срок не более двух месяцев, и затем одобренный ею законопроект передавался в Государственный совет, где уже лишних выборных представителей не было, а лишь приглашались 10-15 лиц, «обладавших особыми познаниями, опытностью и выдающимися способностями». Видное место в программе занимал закон о печати, для разработки которого создавалась специальная комиссия. Закон должен был устранить вызывавший особое недовольство цензурный произвол и ввести практику судебного разбирательства. Программа была рассчитана на 5-7 лет и должна была осуществляться при поддержке общества.

Проект Лорис-Меликова был обсужден на совещаниях у царя 3 и 13 февраля и утвержден Александром 17 февраля. Наконец, 28 февраля императору был представлен проект учреждения из «представителей ведомств и сведущих лиц двух представительных и общей комиссии». К 1 марта 1881 г. было подготовлено правительственное сообщение об их созыве и, обращаясь к великим князьям и наследникам, император заявил, что «сделан первый шаг к конституции». Но сделан он не был. Бомба, брошенная в императорскую карету 1 марта 1881 г., гибель Александра I и приход к власти Александра II круто повернули и курс государственной власти.

Уже 8 марта 1881 г. проект обращения был вынесен на заседание Совета министров. Оно началось с выступления графа С.Г. Строганова, заявившего, что предложения Лорис-Меликова приведут к передаче власти из рук самодержавной монархии. Его слова были подхвачены Александром III, бросившим реплику, что «и я тоже опасаюсь, что это шаг к конституции». Затем на проект обрушился Победоносцев. Политику реформ, которая угрожала России введением конституции «по типу французских генеральных штатов», он объявил несостоятельной. Реформы 60-70-х гг., по его словам, дали свободу крестьянам, не установив над ними власть; земство - это говорильня, в которой орудуют люди «негодные и безответственные»; суд присяжных - говорильня адвокатов, к говорильне привела свобода печати. Фактически то, о чем говорил обер-прокурор Святейшего синода, было программой контрреформ. Недаром О.А. Милютин заметил в своем дневнике: «Многие из нас не могли скрыть нервного вздрагивания от некоторых фраз этого реакционера». Несмотря на поддержку многих участников заседания, проект был отложен.

Однако Лорис-Меликов, пользуясь тем, что по императорской формуле проект не был отвергнут, а отложен, предпринял еще одну попытку претворить в жизнь свою программу. 12 апреля он представил царю «всеподданнейший доклад», в котором реформе управления было уделено особое внимание. Министр предлагал обеспечить «единство правительства и программы внутренней политики», иными словами, создать «однородное правительство» для обсуждения в Совете министров важнейших государственных вопросов и «привлечения общественных представителей к предварительной разработке и выполнению реформ». Этому коллегиальному правительству надлежало, по мнению автора, объединить полицейские и жандармские органы в губерниях и подчинить их губернаторам; пересмотреть вопрос о земском и городском самоуправлении, расширив права местных городских и земских учреждений; отменить подушную подать и ввести налоги на «всесословных», более справедливых основаниях. В целях совершенствования учебного процесса и развития грамотности предлагалось провести реформу высшей и средней школы, улучшить законодательство и печать.

Одним из важнейших признаков революционной ситуации является кризис политики самодержавия. Кризис политики самодержавия был обусловлен ее несовместимостью с социально-экономическими и политическими потребностями общества. Он выражался в колебаниях политического курса царизма, отсутствии внутреннего единства в правящей группировке, относительной изолированности власти от тех слоев общества, которые составляли ее традиционную социальную опору. Это приводило к ослаблению позиций правительства, что открывало дополнительные возможности для развития народных движений и борьбы революционеров.

В годы кризиса особенно заметно проявились противоречия между двумя течениями в высшей бюрократии: либеральной и открыто реакционной. Каждое из них имело дворянскую окраску, но по-разному понимало перспективы укрепления власти.

Либеральное крыло группировалось вокруг брата Александра II великого князя Константина Николаевича. Эта группировка обладала значительным опытом государственной деятельности, глубоко воспринимала политические проблемы, занимала активные позиции при подготовке и проведении буржуазных реформ 60-70-х гг. В либеральных кругах правительства наиболее заметная роль принадлежала Д.А. Милютину и П.А. Валуеву. По их мнению, уступки должны предотвращать революционные и оппозиционные выступления, а не быть их результатом. Они выступали за продолжение реформ, но при этом в полной мере разделяли карательную политику царизма. В этом проявлялась типичная двойственность умеренного либерализма, имевшего наряду с прогрессивными и реакционные черты.

Сторонники «охранительных начал» группировались вокруг наследника престола великого князя Александра Александровича. Они выступили за возвращение прежних, дореформенных порядков, упрощенно понимая потребности в духе старых крепостнических представлений. Их политические устремления были направлены против дальнейших реформ и на ограничение действовавшего буржуазного законодательства.



Правительство начало испытывать влияние кризиса вскоре после окончания русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Напряженность политической обстановки усиливалась в результате действий революционеров. Это было особенно заметно в связи с покушением В. Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и убийством С. Кравчинским шефа жандармов Н.В. Мезенцева.

Политика правительства быстро реагировала на обострение социально-экономических противоречий и рост общественного движения. Начиная с 1878 г., усиливаются репрессии по отношению к революционному движению. Одной из первых мер правительства было создание аппарата полицейским урядников в середине 1878 г. – в среднем по 11 урядников на каждый уезд. Они должны были «охранять общественное спокойствие», т. е. пресекать любое выражение недовольства со стороны крестьянства. Для организации борьбы против революционеров была создана сыскная полиция, участились обыски, аресты; произвол власти становился обычным явлением. Наряду с этим предпринимались меры по борьбе с земской оппозицией. Была прервана разработка буржуазного законодательства.

В обстановке нарастания революционной борьбы в апреле 1879 г. правительство пошло на введение чрезвычайных мер.

В трех городах – Петербурге, Харькове и Одессе – учреждались должности временных генерал-губернаторов, а права московского, киевского и варшавского генерал-губернаторов значительно расширялись. Генерал-губернаторы наделялись особыми административными правами. Им подчинялось управление не только основных губерний, но и смежных с ними. Лиц, обвиняемых в государственных преступлениях, они могли предавать военному суду, подвергнуть аресту и административной ссылке практически без ограничений. Генерал-губернаторы имели право запрещать периодические издания. На должность генерал-губернаторов были назначены выдающиеся генералы И.В. Гурко, М.Т. Лорис-Меликов, Э.И. Тотлебен. Тем самым правительство стремилось поднять престиж своего мероприятия. Введение временных генерал-губернаторов было наглядным свидетельством неспособности правительства управлять на основах изданного законодательства. Усиление карательных мер сопровождалось рассуждениями о конституции в верхах. В начале 1880 г. на обсуждение выносятся проекты весьма умеренных конституций. Однако даже робкие планы, затрагивавшие политические основы самодержавия, были отвергнуты. Таким образом, на данном этапе кризиса правительственная политика фактически означала нарастание реакции.

Новое покушение на жизнь Александра II, организованное С.Н. Халтуриным в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г., показало правительству ненадежность принятых мер, и 12 февраля был издан указ о создании Верховной распорядительной комиссии во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. Главной задачей комиссии ставилась «охрана государственного порядка и общественного спокойствия». Главному начальнику комиссии предоставлялись исключительные права по пресечению революционных выступлений. В этом вопросе ему подчинялись все государственные органы, включая военное ведомство. Фактически М.Т. Лорис-Меликов наделялся диктаторскими полномочиями.

С первых дней своей деятельности М.Т. Лорис-Меликов проявил стремление расширить круг своих полномочий и подчинить своему влиянию не только борьбу с революционным движением, но и все другие сферы государственной жизни. Программа Лорис-Меликова содержала наряду с карательными мерами систему реформ, предусматривавших облегчение материального положения крестьянства и городских рабочих. В своей деятельности он старался завоевать доверие всех слоев общественности, предусматривая в интересах дворянства – расширение прав земств, в отношении городских слоев – развитие органов самоуправления, в отношении интеллигенции – облегчение правил печати, устранение неоправданной регламентации университетской жизни и т. д. Были устранены наиболее одиозные фигуры царской администрации. С поста министра народного просвещения был уволен Д.А. Толстой, сильно скомпрометировавший себя в глазах общественности.

Деятельность Верховной распорядительной комиссии продолжалась недолго. Указом 6 августа 1880 г. она была ликвидирована. Проводилась некоторая реорганизация центральных государственных органов: упразднялось ненавистное III Отделение, а его функции передавались Министерству внутренних дел. Министром внутренних дел и шефом жандармов назначался М.Т. Лорис-Меликов. Ликвидация Верховной распорядительной комиссии изображалась как отказ от диктаторства. На самом деле диктатура как способ концентрации сил правительства в условиях политического кризиса вступала в новую фазу.

Министерство М.Т. Лорис-Меликова провело серию мероприятий, имевших заметные последствия. Были организованы сенатские ревизии для выявления отрицательных явлений местной жизни, отменен соляной налог, несколько расширены права печати, студенчеству было предоставлено право создания своих организаций в правительственных кругах.

В период проведения реформ 60-70-х гг. неоднократно поднимался конституционный вопрос, который рассматривался как один из способов по выходу самодержавия из кризиса. Конституционный вопрос не рассматривался как альтернатива самодержавию. Вопрос стоял лишь о различных формах законосовещательного представительства, которые могли бы успокоить благонамеренную оппозицию и тем самым упрочить положение монархии.

Среди проектов той поры наиболее значительным был план реорганизации Государственного Совета, подготовленный П.А. Валуевым в 1863 г. В его основу был положен принцип незыблемости монархии как гаранта государственности. Нововведения сводились к допущению представителей с мест с целью реализации совещательных функций при монархе. По проекту П.А. Валуева представительство носило не общенародный, а сословный характер, т. е. в делах законодательства и государственного управления должны были принимать участие представители прежних феодальных сословий. Этот план, по словам Валуева, преследовал вполне прагматическую цель – выбить почву из-под ног революционных агитаторов, которые широко используют в своей пропаганде тезис об антинародности и отчужденности самодержавия от общества.

Основной смысл выдвинутого П.А. Валуевым предложения сводился к реформе Государственного Совета, который должен был превратиться из административно-совещательного органа в сословно-совещательный с участием представителей дворянства, городов и духовенства. Проект допускал косвенное представительство через земства других сословий, но все равно не допускал представительства парламентского типа и в политическом отношении намного уступал либеральным проектам начала XIX в. Предложения Валуева широко не обсуждались, не получили своего воплощения в каких-либо реформах, но представляли определенный опыт правительства по модернизации политического строя России.

Своеобразным политическим экспериментом была разработка либеральной конституции Болгарии. После русско-турецкой войны 1877–1878 гг. русским гражданским управлением в Болгарии во главе с императорским комиссаром А.М. Дондуковым-Корсаковым были проведены широкие либеральные реформы и подготовлен проект конституции, который был принят Учредительным собранием болгарских народных представителей. Разработанный русским гражданским управлением проект политического устройства Болгарии лег в основу болгарской политической системы, в которой сильная власть монарха подкреплялась широким народным представительством. Болгарская конституция надолго стала воплощением политических идеалов российских реформаторов.

Новый шаг по подготовке конституционной реформы непосредственно связан с деятельностью М.Т. Лорис-Меликова. Шаги правительства были очень осторожными. Предварительно речь шла только о создании законосовещательного органа. За основу реформы брались предшествующие проекты П.А. Валуева (1863). Основной целью подготавливаемой реформы было создание рационального механизма принятия законов, расширение социальной базы царизма и стабилизация политической обстановки в стране. Создание земского представительства в этом плане имело лишь второстепенное значение, как неизбежная уступка общественно му мнению.

Подготовка «конституции Лорис-Меликова» не была завершена, поэтому можно говорить лишь об основных ее положениях. 17 февраля 1881 г. Александр II утвердил доклад Лорис-Меликова по подготовке политических реформ. Предполагалось создание Подготовительной комиссии по выработке реформ. Эта законосовещательная комиссия должна была состоять из лиц, назначенных императором, и выбранных представителей от земств и городов. Правительство заранее предполагало, что земские представители будут отстаивать взгляды оппозиции, и поэтому количество мест от губерний так и не было определено.

Подготовительная комиссия предполагалась как временный законосовещательный орган, который ни при каких условиях не мог превратиться в государственное учреждение парламентского типа. Тем не менее, не следует полностью игнорировать политическое значение этой комиссии. Возникнув с участием избранных представителей, она могла высказаться за новые формы государственности, и игнорировать ее предложения самодержавие вряд ли смогло бы. Однако события стали развиваться по другому сценарию. К началу марта было подготовлено правительственное сообщение о созыве Подготовительной комиссии с участием представителей земств. Утром 1 марта 1881 г. Александр II одобрил текст официального сообщения о созыве комиссии, и на 4 марта было назначено слушание этого вопроса в Совете министров. В тот же день Александр II был убит народовольцами, и условия для проведения реформ резко изменились. Возможность плавной конституционной реформы была полностью исключена.

Терроризм народовольцев был крайним выражением оппозиции в стране. Он оказывал давление на правительство, дестабилизируя общество. Для либеральных реформаторов привлечение общественности и власти было единственным способом политической стабилизации страны и прекращения террора. Деятельность народовольцев способствовала реформам, но в условиях преобладания в России консервативных настроений народники фактически содействовали победе реакционных сил в правительстве. В результате террористического акта 1 марта 1881 г. в отставку были вынуждены уйти М.Т. Лорис-Меликов, Д.А. Милютин, А.А. Абаза, Д.М. Сольский и другие выдающиеся реформаторы.

Конституция Лорис-Меликова

"Слава богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров весьма незначительным меньшинством" (Александр III).

К началу 1880 г. в стране развивался и приобретал новые обороты народнический террор. Появлялись люди - нигилисты , которые отрицали все общеправовые нормы, установившиеся в обществе. Они ходили в народ и занимались пропагандой своих идей. Организовывались многочисленные кружки, где, в основном, считали террор революционным правосудием . Нигилисты произносили речи, борются за благо народа.

В результате появились идеи цареубийства. Эти цели ставила себе организация "Земля и Воля".

Желая положить конец антиправительственным выступлениям в стране, Александр II наделил большими полномочиями графа М.Т. Лорис-Меликова.

Его идеи:

1. Провести преобразования в системе политического управления страной.

2. Упразднение третьего отделения Императорской канцелярии.

3. Создание Департамента полиции.

4. Отставка некоторых высших сановников империи.

5. Учреждение совещательной комиссии при государственном совете.

6. Отправка в отставку некоторых высших сановников империи из-за дурной репутации в либеральных кругах.

Лорис-Меликов хотел вернуть царю спокойствие и помочь забыть идею об убийстве царя декабристам. Но его идеи не привлекли их, и они создали "Народную волю" , руководителем которой стал студент Желябов . А дочь генерала С.Л. Петровская составляла с группой единомышленников план покушения на жизнь царя. Но полиция напала на Желябова, арест накануне убийства.

Идеи Лорис-Меликова не произвели должного впечатления на народников, поэтому его проект политических реформ не приняли за основу борьбы с народническим террором.

Также, кроме плана борьбы с террором, он создал множество проектов, одним из которых являлась конституция. Граф добился, чтоб этот проект оценили опытные люди.

Свои проекты Лорис-Меликов предполагал передать на рассмотрение особой комиссии, в состав которой должны были войти, кроме чиновников, выборные от губернских земств и некоторых городских дум.

Лорис-Меликов, верный принципу постепенности преобразований, предлагал поставить рядом с монархом не полноправный парламент , обсуждающий и принимающий правовые акты, и совещательный представительный орган . Однако этот замысел не был осуществлён.

Убийство императора Александра II оказалось роковым для проекта Лорис-Меликова и для его карьеры. На заседании во дворце, где Победоносцев разоблачал конституционные стремления Лорис-Меликова, его проект был отвергнут императором Александром III. В консервативных кругах Лорис-Меликов считался носителем идеи либерализма и виновником катастрофы 1 марта.

Конституция Лорис-Меликова значительно ограничивала привлечение земских и думских представителей к рассмотрению законопроектов .11 апреля 1880 Лорис-Меликов представил императору доклад, в котором предложил программу преобразований. Она предусматривала перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования, привлечение народа к участию в обсуждении проектов и некоторых правительственных распоряжений. Александр II одобрил проекты Лорис-Меликова и по его ходатайству уволил министра народного просвещения графа Толстого Д.А., что способствовало популярности Лорис-Меликова в либеральных кругах.

Свой доклад министр внутренних дел, граф М.Т. Лорис-Меликов представил 28 января 1881 г. В нем он выражал свое желание добиться успеха в преобразовательных работах центральных учреждений.

Было необходимо призвание общества к участию в разработке мероприятий. Но, по мнению Лорис-Меликова, для России немыслима никакая организация народного представительства. Он не одобрял предложения о создании земской думы или земского собора.

Граф учредил в С. - Петербурге временные подготовительные комиссии, чтобы работы этих комиссий рассматривались с участием представителей от земства и некоторых значительных городов.

Подготовительные комиссии состояли из представителей центральных правительственных ведомств, приглашенных служащих и не служащих лиц, известных своими специальными трудами в науке или опытностью по той иди другой отрасли государственного управления, народной жизни. Председательство в комиссиях принадлежало высшим государственным деятелям. В состав комиссий входили также ревизующие сенаторы по окончании ими ревизий.

На первое время число комиссий было ограничено двумя по главным отраслям: административно-хозяйственные и финансовые . Каждая комиссия подразделялась на отделы или подкомиссии .

Функции административно-хозяйственной комиссии:

· преобразование местного губернского управления (распределение прав и обязанностей и приведение административных учреждений в соответствие с судебными и общественными учреждениями, учитывая потребности управления)

· дополнение и внесение изменений в положение 19 февраля 1861 г. и последующих по крестьянскому делу указаний, соответственно выяснившимся потребностям крестьянского населения

· найти лучшие способы:

ь для прекращения обязательных отношений крепостных крестьян со своим помещиком;

ь для облегчения выкупных платежей для крестьян, которые находятся в плохом финансовом положении;

· пересмотр положений земского и городового, для внесения дополнений и исправлений

· организация продовольственных запасов и всей системы народного продовольствия

· применение меры по охранению скотоводства.

Решения вопросов, которыми занимались финансовые комиссии, вносились в доклад. Его предварительно рассматривало министерство внутренних дел , а потом все материалы передавались императору на рассмотрение решений вопросов, в основном податных, паспортных и других.

В обязанности комиссий входило составление законопроектов . Потом эти законопроекты, по указанию верховной власти, обсуждались в общей комиссии (не более двух месяцев), члены которой были председателями подготовительных комиссий. Членами этих комиссий были председатели от губерний, от некоторых значительных городов. Их было по два лица от каждой губернии и города.

В губернские земские собрания и городские думы было предоставлено избирательное право не только гласным, но и другим лицам, принадлежащим к населению губернии или города. А из губерний, где земские учреждения еще не открыты, могли бы быть призваны лица по указанию местной власти.

Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссией законопроекты подлежали вынесению на рассмотрение в государственный совет.

Работа подготовительной и общей комиссий должна иметь только совещательное значение и неизменную систему порядка возбуждения законодательных вопросов и рассмотрения их в Государственном совете.

Состав общей комиссии зависел от мнения императора. Комиссия получала право заниматься только тем, что было предоставлено ее рассмотрению.

Такое учреждение может дать правильный исход стремлению общественных сил служить престолу и отечеству, внесет в народную жизнь оживляющее начало и позволит правительству пользоваться опытностью местных деятелей, ближе стоящих к народной жизни, нежели чиновники центральных управлений.

Если не принять срочные меры по осуществлению моего проекта, то это может привести к равнодушию к общественному делу. А равнодушие со стороны народа может привести к анархической пропаганде.

Контекст

Квинтэссенцией либеральных реформ середины XIX века должно было стать появление в России конституции. Разработка этого документа едва не привела к распространению правовых принципов выборного начала и на высшие органы законодательной власти, но завершилась трагедией эпического масштаба. Остросюжетную историю первой попытки создания в России парламентаризма рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Либеральные реформы 60-х годов XIX века заслуженно называют «великими». Освобождение крестьян от крепостной зависимости, предоставление им широких юридических прав, введение выборных земских учреждений и всесословного городского самоуправления, очень прогрессивная судебная реформа - все эти принципиальные преобразования вывели Россию в ряд современных европейских государств.

Логичное развитие обозначившейся тенденции диктовало: сказавший «А» - должен был сказать и «Б». В воздухе витала идея выборного высшего представительного органа. На повестку дня выдвигалось нечто вроде конституции.

И документ под таким неофициальным названием, действительно появился. Вернее, его проект. Заслуживает внимания и автор этого проекта. Михаил Тариелович Лорис-Меликов родился в Грузии, в Тифлисе в именитой армянской семье. Карьеру он сделал вначале как военный, отличившийся во многих сражениях против Турции и получивший всевозможные ордена и награды. А в 1878 году командующий действующим корпусом Кавказской армии генерал от кавалерии Лорис-Меликов был возведен в графское достоинство.

Отличился он и на административном поприще. Будучи назначенным временным чрезвычайным генерал-губернатором Астраханской, Саратовской и Самарской губерниями, он успешно справился с опасностью распространения чумы. Особенно он поразил российское чиновничество и общество своим бескорыстием и честностью.

На мероприятия по борьбе с эпидемией чумы Лорис-Меликов потратил всего 300 тыс. рублей из отпущенных четырех миллионов. Все остальные деньги он вернул до копейки в казну. Это было беспрецедентно. В подобных случаях у российских чиновников обычно расходовались все средства и даже традиционно обнаруживалась нехватка отпущенных сумм. Высокий орден св. Александра Невского был ему наградой за это. Позднее он получил и алмазные знаки к этому ордену.

Для борьбы с развернувшимся террором радикалов-революционеров Россия была разделена на шесть особых генерал-губернаторств. Одним из таких чрезвычайных генерал-губернаторов с резиденцией в Харькове был назначен Лорис-Меликов.

На данном посту он заслужил уважение местного населения тем, что не прибегал к огульным репрессиям в борьбе с «крамолой». За это террористы-народовольцы его - единственного из шести генерал-губернаторов, имевших особые полномочия - не приговорили к смерти и не включили в список персон, на которых готовились покушения. Предшественник же его, князь Д.Кропоткин, был ими убит.

Вот такая фигура и должна была подготовить следующий шаг России к ограниченной монархии. Лорис-Меликов прекрасно подходил к выполнению этой исторической миссии. 14 февраля 1880 года он был назначен Главным начальником учреждённой 12 февраля того же года Верховной распорядительной комиссии, которая была наделена обширными полномочиями.

Целью комиссии была выработка мер по борьбе с разраставшимся революционным движением. Так как фактически права комиссии были неограниченными, то этот период времени вошел в историю России как «диктатура Лорис-Меликова». Однако современники, отмечая его склонность апеллировать к общественному мнению, учитывая преданность графа своему делу, искренность и гуманизм этого человека, чаще всего называли это время «диктатурой сердца».

Как известно, в борьбе с революцией у власти есть только два метода: подавление силой и уступки путем реформ. Применяются и оба эти метода в сочетании. Ясно, что Лорис-Меликов по своему складу ума и менталитету был сторонником акцента на реформы.

Став «диктатором», он, во-первых, разослал во все части империи сенатские комиссии, работа которых привела к резкому сокращению количества политических дел на местах. И, во-вторых, изучив доклады комиссий, Лорис-Меликов пришел к выводу, что главной причиной общественного недовольства стала «незавершённость Великих реформ».

Особо граф выделил такую причину как «недопущение представителей общества к решению государственных вопросов». Таким образом, Лорис-Меликов вплотную подошел к вопросу о распространении выборного начала и на высшие органы законодательной власти.

В своем манифесте «К жителям столицы» «диктатор» призывал «благомыслящую частицу общества» к сотрудничеству с государственной властью. «Диктатура сердца» была, по сути, направлена на демократизацию русского государства.

Будучи хотя и умеренным, но убежденным и последовательным либералом Лорис-Меликов стремился в существенному расширению прав земств и развитию вообще органов самоуправления. Именно по его указу российскому студенчеству было разрешено формировать собственные самодеятельные организации, руководство которых избиралось самими студентами без всякого контроля со стороны университетских и государственных властей.

Благодаря Лорис-Меликову была существенно смягчена цензура и облегчены правила печати, в результате чего появились новые либеральные и славянофильские газеты. Был отменен ненавистный для населения соляной налог, ликвидировано одиозное Третье отделение - высший орган политической полиции империи. В планах «диктатора» стояла отмена подушной подати и снижение выкупных платежей крестьян за полученную при освобождении помещичью землю.

Но самое главное, по договоренности с императором, он готовил конституцию. И царь уже торопил его с этим. В последние месяцы царствования Александра II Лорис-Меликов занимал пост министра внутренних дел с расширенными полномочиями. «Диктатор» по-прежнему продолжал проводить либеральную внутриполитическую линию.

И он наконец подготовил свою конституцию. Суть ее заключалась в создании выборного представительного органа, который был бы наделен законосовещательными полномочиями. Планировалось, что избранные представители земств образуют принципиально новый государственный орган. Это должно было стать первым шагом к учреждению в России парламентаризма.

Но и это, по проекту Лорис-Меликова, было лишь подступом к еще более серьезным радикальным преобразованиям. Избранным от народа лицам в первую очередь вменялось начать обсуждение совместно с царем содержания последующих основных реформ.

По планам графа для этого создавались две временные комиссии: финансовая и административная. На их рассмотрение предполагалось представить проекты реформы губернского управления (пересмотр земского и городового положений) и продолжения крестьянской реформы (перевод бывших крепостных на обязательный выкуп со снижением выкупных платежей).

Затем из числа членов комиссий император назначал 10-15 человек в постоянно действующий законосовещательный орган — Государственный совет Российской империи — для выработки окончательной редакции законопроектов.

Таким образом, Лорис-Меликов предлагал не что иное как сближение органов выборных земств и высшей администрации. Перспективу политического и социального развития России либеральный граф видел в расширении местного самоуправления на выборных началах.

Император утром 1 марта 1881 года полностью одобрил проект конституции Лорис-Меликова и высказал пожелание, чтобы дополнительный вес этому важнейшему документу придали подписи наследника Александра и старшего брата царя великого князя Константина Николаевича. После 4 марта Манифест об этом должен был быть оглашен.

А дальше начинается какая-то роковая для России и ее реформирования мистика. Конституция-то была одобрена именно 1 марта 1881 года утром. А на улицах Петербурга в это время царя-реформатора и Освободителя поджидали те, кто видел преобразование страны только на путях насилия, революции и крови. В этот же день Александр II убит народовольцами.

Примчавшегося во дворец Лорис-Меликова председатель Комитета министров граф Валуев встретил словами: «Вот вам и ваша конституция». Этим самым была высказана позиция большинства реакционного высшего чиновничества России. В тот же день министр внутренних дел и автор конституционного проекта был отправлен в отставку.

Таким образом, консерваторы и революционеры объективно действовали в одном направлении: не давали возможности проводить прогрессивные преобразования государства путем эволюции, путем реформ.

Новое на сайте

>

Самое популярное