Домой Кредитные учереждения Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в россии. Противодействия коррупции и теневой экономике

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в россии. Противодействия коррупции и теневой экономике

  • 9. Откат как один из видов коррупции
  • 10. Коррупционный оборот: определение и методы измерения
  • 11. Коррупция как категория нравственности
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.
  • 13. Бюрократия и коррупция
  • 14. Лоббизм и коррупция
  • 15. Потери и выгоды от коррупции. Исследование р. Мертона
  • 16. Коррупция и инвестиции. Исследование п. Моро
  • 17. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности в России
  • 18. Государственная антикоррупционная политика: определение и содержание
  • 19. Понятие противодействия коррупции: правовые и организационные аспекты
  • 20. Мвд рф: цели, задачи, реформа, функции по противодействию и борьбе с коррупцией
  • 21. Совет при Президенте рф по противодействию коррупции. Его задачи и полномочия
  • 22. Национальный план противодействия коррупции: цели, структуры (разделы), основные задачи его реализации
  • 23. Национальная стратегия противодействия коррупции: цель, задачи, основные приоритеты и положения
  • 24. Участие Общественной палаты, общественных некоммерческих организаций, предпринимательских объединений, экспертных советов, фондов в работе по противодействию коррупции
  • 25. Перечень преступлений коррупционной направленности, определенный Генпрокуратурой и мвд России (апрель 2010 г.)
  • 26. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
  • 27. Пути противодействия коррупции
  • 28. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • 29. Правовые основы противодействия коррупции в России
  • 30. Основные принципы противодействия коррупции
  • 31. Профилактика коррупционных деяний и преступлений: основные направления этой деятельности, организационные и правовые основы
  • 32. Произведения классиков литературы о мздоимстве и взяточничестве (Гоголь, Булгаков, Салтыков-Щедрин)
  • 33. Что такое электронное правительство? Перечень государственных услуг, оказываемых с помощью сетевых (электронных) технологий
  • 34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь
  • 35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции
  • 36. Гражданское общество как инструмент противодействия коррупции
  • 37. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции
  • 38. Независимые сми как необходимый фактор противодействия коррупции
  • 39. Опыт противодействия коррупции в Великобритании
  • 40. Опыт противодействия коррупции в сша
  • 41. Опыт противодействия коррупции в Китае
  • 42. Опыт противодействия коррупции в Сингапуре
  • 43. Генеральная прокуратура рф: задачи, функции и роль в противодействии коррупции
  • 44. Федеральный закон «о противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-фз. Его роль в антикоррупционной политике
  • 45. Антикоррупционные законы и решения в сфере малого и среднего предпринимательства
  • 46. Коррупциогенные факторы российского законодательства
  • 47. Коррупция в сфере образования
  • 48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах
  • 49. Коррупция в правоохранительных органах
  • 51. Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок
  • 52. Проявление коррупции в сфере здравоохранения
  • 53. Особенности проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса
  • 54. Коррупция в судебной системе
  • 55. Коррупция в бизнесе
  • 56. Российские показатели коррупционной ситуации
  • 57. Международные рейтинги стран мира по коррупционной емкости. Принципы составления рейтингов. Какое место занимает Россия в 2007-2011 гг.?
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.

    Теневая экономика - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

    Исходными принципами для описания взаимосвязи коррупции и теневой экономики служат следующие предположения: основным источником коррупции являются неучтенные материальные ценности, а также способы их производства (создания), распределения, обмена и потребления; коррупция способна сама по себе воспроизводить теневую экономику в виде неучтенных материальных ценностей, а также способов их производства (создания), распределения, обмена и потребления; во взаимосвязи коррупции и теневой экономики в условиях системной коррупции, предполагающей наличие у субъектов коррупции политических и правовых инструментов управления обществом и экономикой, ведущим элементом является коррупция; в обществе, пораженном системной коррупцией, коррупция является главным фактором сохранения и роста теневого сектора экономики.

    Теневая экономика порождает коррупцию, а коррупция создает основу расцвета теневой экономики..

    Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.

    ООН в теневую экономику включаются следующие виды деятельности: 1. скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур; 2. неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений; 3. нелегальная - законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).

    О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорит такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

    Факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:

    1. Финансово-экономические: - несовершенство налоговой системы; - несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП; - продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств; - полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно - как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов); - отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени; - архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом - составляют сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, - около $300 млрд.).

    2. Правовые: - существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности; - отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; - слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов; - отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере; - незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, правоохранительного террора, посягательств криминала и рейдерства.

    3. Административные: - отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса; - запретительное, наказательное администрирование; - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив; - местничество и мздоимство чиновников; - безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике; - высокая неофициальная благотворительная нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности.

    4. Общественно-политические: - неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике; - недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету; - социальная и политическая незащищенность большинства населения; - деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.

    Теневая экономика как финансово-экономическое явление лучше коррупции, потому что теневая экономика поддерживает экономическую активность вообще, когда поиск наживы и коррупция поднимает стоимость производства. Так как часть денег, полученных от теневой экономики, в конечном итоге потребляются легальной экономикой, теневая экономика может даже позитивно влиять на легальный рост и на сбор налогов. Теневая экономика может также создавать конкуренцию официальной экономике, создавать новые рынки, увеличивать финансовые запасы и быть источником предпринимательского опыта, который так необходим в переходный период. В социальном аспекте теневая экономика является работодателем малообеспеченным людям, а безналоговая теневая экономика может иметь позитивный эффект на распределение дохода.

    Коррупция и теневые сегменты национальных экономик могут существовать отдельно друг от друга и в этом случае угрозы деструктивного влияния их на экономику, политическую систему находятся на допустимом уровне. В случае, если теневая экономика представляет собой постоянно воспроизводимую, устойчивую систему социально-экономических отношений и составляет значительную, официально признаваемую долю - свыше 25% (неофициально -45%) от ВВП, то симбиоз теневая экономика - коррупция порождает совокупность серьезных угроз экономической безопасности.

    Спутником коррупции является сложившееся «теневое право», состоящее из неписанных норм и правил, но в определённых ситуациях имеющих верховенство над официальными законами регулирования рыночной экономики. Тайные правила, действующие параллельно с официальным публичным правом, препятствуют интеграции экономики страны в мировую экономику, дезорганизуют государственное и муниципальное управления, разрушают фундаментальные устои нравственности людей. Корпоративные и личные интересы, доминирующие в «теневой» экономической деятельности, обусловливают формирование специфической субкультуры отношений, усугубляют экономическое и политическое отчуждение граждан от государства, от общенациональных интересов.

    Современные проявления «теневой» экономики, в российском обществе часто выражаются в действиях, которые вступают в острые противоречия с уголовным правом. Нередко этим действиям попустительствуют представители органов власти и управления, в том числе правоохранительных органов. Без этого было бы невозможно широкое распространение подпольного производства и реализации спиртных напитков, финансовых сделок по обмолачиванию денег с использованием фиктивных контрактов, нелегальные финансовые операции в строительном, нефтяном, автомобильном бизнесе.

    Неофициальный или сугубо тайный характер данной деятельности, зачастую осуществляемой преступными группировками, предопределяет трудности оценки её реальных масштабов. Имеющаяся экономическая, социальная, уголовная статистика не в полной мере отражает её состояние - количество участвующих в ней людей, объёмы «теневого» производства и оборота капиталов, и оборота капиталов, появление новых способов получения нелегальных доходов. Это обусловлено недостоверностью или полным отсутствием первичных данных численности участников «теневых» экономических отношений .

    В свою очередь коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием в повышении уровня жизни населения, является серьёзным препятствием для привлечения иностранных инвестиций и современных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность.

    Одним из важных условий, благоприятствующих существованию «теневой» экономики, и одной из её наиболее разрушительных форм является коррупция. По оценкам международных агентств занимающихся измерением уровня коррупции в разных странах для определения возможного риска при заключении контрактов, Россия в настоящее время находится в лидирующей десятке стран и соседствует по этому показателю с Угандой, Вьетнамом, Эквадором и др.

    Теневая экономика и коррупция неотделимы и порождают друг друга. Между этими двумя явлениями неразрывные двусторонние связи. Теневой сектор находится вне поля правовой защиты и является благодатной почвой для разрастания коррупции. Теневая экономика как бы подпитывает чиновников, создавая спрос на коррупционные услуги, что приводит к увеличению численности коррумпированных субъектов. Кроме того, коррупционная деятельность сама по себе является частью теневой экономики. С другой стороны - наличие коррумпированного чиновника и, например, административных барьеров заставляет бизнес уходить в тень.

    В связи с этим борьба с коррупцией неэффективна без одновременной борьбы с теневой экономикой.

    В сфере теневой экономики выделяют две основные проблемы, которые требуют безотлагательного вмешательства.

    Первая проблема связана с уже упоминавшимися так называемыми коррупционными услугами в широком смысле, то есть когда предмет коррупционной деятельности совпадает с предметом теневой экономической деятельности. Материальный эффект от коррупционной деятельности является частью теневого дохода.

    Вторая проблема, которая также требует решения в теневой экономике в связи с борьбой с коррупцией, - это так называемое макроэкономические финансовые решения государства, продуцирующие теневую экономику. Речь идёт о налоговой политике государства, которая ведёт к масштабному уклонению от налогов, к наличному обороту, снижению потенциала безналичных расчётов, об неоправданных административных барьеров, заставляющих бизнес уходить в тень.

    Необходимо понимать, что в условиях когда в стране практически всё трудоспособное население участвует в тех или иных формах в коррупции и теневом секторе, одним из основных методов борьбы может стать легализация отношений .

    Экономисты обычно понимают под теневой экономикой «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».

    Теневая экономика непосредственно связана с коррупцией, которая со временем превращается в специфический инструмент возникновения мощных мафиозных образований. В экономической литературе сформулированы этапы возникновения таких преступных структур.

    На первом этапе используется подкуп должностных лиц с целью вовлечения их в незаконную деятельность.

    На втором этапе организованные преступные группы используют подкупленных чиновников для установления полного или частичного контроля над определенными государственными предприятиями или организациями путем создания на их базе различного рода коммерческих структур.

    На третьем этапе криминальные группы, используя коррупционные связи, «перекачивают государственные средства в эти структуры» – получение из бюджета незаконных кредитов и субсидий, присвоение валютной выручки от продажи за рубеж товарно-сырьевых ресурсов.

    В результате банальная взятка дополняется в современных условиях новыми, внешне вполне легальными, методами вознаграждения за теневые услуги. К ним относятся: финансирование политических партий и компаний, гигантские гонорары «за лекции и консультации», выдача беспроцентных долгосрочных кредитов для открытия счетов в банке, передача акций родственникам чиновников, создание разного рода фондов, которым официально передаются огромные средства, гарантирование должностным лицам на случай их отставки высокооплачиваемых постов в коммерческих структурах.

    15. Бюрократия и коррупция .

    Между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определенная зависимость. Это связано с множеством внешних и внутренних факторов административного аппарата. Наиболее влиятельными из них считаются;тотальная регламентация действий чиновников и возможность распоряжаться значительными государственными ресурсами при сохранении достаточно низкой заработной платы. Два этих фактора вынуждают государственных работников злоупотреблять коррупцией, которая очень часто из разряда злоупотреблений переходит в норму. Коррупция является средством незаконного, губительного и легкого обогащения, которая ломает воздвигнутые бюрократической системой рамки дозволений и, как показывает практика, порождает фатальные последствия.Таким образом, становится ясно, что бюрократия порождает коррупцию, в свою очередь коррупционеры стремятся развить и углубить бюрократическую деятельность, так как она позволяет создавать условия для коррупциогенной практики. Озабоченная всплеском коррупции за последние несколько лет Россия, в лице премьер министра Медведева Д.А., считает коррупцию «врагом номер один и прикладывает все усилия, чтобы искоренить этот барьер на пути развития страны». По оценкам организации Transparency International объем ежегодного коррупционного рынка в России достигает почти 300 миллиардов долларов, что составляет около 18 процентов валового внутреннего продукта страны за 2008 год объемом в 1,7 триллионов долларов. Лично премьер министром РФ было инициировано создание межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией». На этом фоне вырисовывается актуальность темы исследования, заключенная в усилиях государства всеми средствами искоренить коррупцию в России, которая, прежде всего, должна начаться с повсеместного изучения этого явления и того, что его порождает – бюрократии.

    16. Лоббизм и коррупция.

    Лоббизм – продвижение противоречащих общественным и государственным интересам законов в целях получения выгоды имущественного и неимущественного характера. Лоббизм – это особый вид деятельности, связанный с оказанием давления на органы власти с целью принятия тех или иных решений. Способы оказания давления на государственных чиновников чрезвычайно разнообразны. Наиболее эффективные из них – это подкуп, шантаж, мошенничество, угрозы. Не случайно слово «лоббирование» стало нарицательным для обозначения любых нечестных политических и торгово-экономических сделок во властных структурах. Нелишне напомнить, что политический оттенок слову лоббизм придали в Америке еще в середине XIX века, когда терминами «лобби», «лоббирование» начали обозначать покупку голосов за деньги в коридорах Конгресса. В других же государствах (включая Англию – страну, которую все же следует признать провозвестницей современного толкования этого слова) такая политика изначально признавалась предосудительной. Именно по этой причине лоббизм прижился в большинстве стран мира в отрицательном значении.

    В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

    Формы (технологии) лоббизма

    · через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов);

    · использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний);

    · использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти);

    · использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч);

    18.Коррупция и инвестиции. Исследование П. Моро;

    Как известно, инвестиции в экономику являются одним из важнейших факторов успешного развития страны, и их доля служит одним из важных индикаторов качества роста. Одно из важных эмпирических исследований взаимосвязи коррупции и инвестиций – это исследование Моро (Mauro (1995)). Он поставил своей целью «определить каналы, через которые коррупция и другие институциональные факторы влияют на экономический рост и измерить величину этих воздействий». Для этого использовались различные показатели, разработанные Business International (BI). Всего использовалось 56 факторов инвестиционных рисков для 68 стран.

    Респонденты оценивали факторы риска по шкале от 1 до 10. Одним из 56 факторов была коррупция, определенная как «уровень вовлечения коррупционных или сомнительных платежей в деловые операции». Использовались также индикаторы коррупции, в частности «качество судебной системы» и «степень бюрократической волокиты». Исследование показало, что коррупция оказывает отрицательное воздействие на соотношение инвестиций и ВВП, т.е. уменьшение коррумпированности бюрократов приводит к увеличению инвестиций. Эти же выводы подтверждаются и другими многочисленными исследованиями, проводимыми, в частности, под эгидой Всемирного Банка (см. www. worldbank.org).

    Вместе с тем, воздействие коррупции на инвестиционные потоки определяется не только величиной коррупции, но и ее формами. В странах, где правительственная элита вовлечена в коррупцию, коррупция может значительно подорвать и рост, и качество развития страны, в частности, увеличить уровень бедности (примером служит ситуация в Заире при президенте Мобуту). Более того, в случаях, когда правительственная власть применяется для такого «искажения» экономической системы, чтобы в ней появились ренты для правящей элиты, коррупция приводит к структурной неэффективности всей экономической системы, что подрывает долгосрочное развитие страны (примерами могут служить развитие Филиппин в период правления президента Маркоса и Индонезии в период правления президента Сухарто).

    Интересной особенностью коррупции является степень ее прогнозируемости», а именно: если коррупция и объем взяток, который нужно платить, заведомо известен, то коррупцию можно воспринимать как своеобразное налогообложение. Если же коррупция «не прогнозируема», т.е. неизвестно, надо ли платить, сколько платить, и будет ли выполнено то, за что дана взятка, то инвесторы будут предпочитать не вкладывать деньги в такой малопрогнозируемой ситуации. Именно этим можно объяснить кажущийся парадокс, состоящий в том, что, несмотря на высокий уровень коррупции, инвестиции в страны Юго-Восточной Азии весьма велики. Как показали детальные исследования влияния коррупции на иностранные инвестиции, учитывавшие не только объем коррупции, но и ее «прогнозируемость», последнее играет значительную роль для стимулирования инвесторов. И это обстоятельство может даже перекрывать роль самого объема коррупции! Однако следует заметить, что контракты, заключенные с помощью взяток, не дают законного права на обращение в суд при нарушении условий контракта. Поэтому инвестор-коррупционер чувствует себя незащищенным даже если коррупция «предсказуема», и, следовательно, предпочитает налоги взяткам.

    19.Масштабы и формы коррупции на федеральном уровне по сферам и видам деятельности.

    Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

    В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.

    Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

    В сфере государственной (а не бытовой) коррупции пятерка «лидеров» выглядит так:

    1.Госзаказ и госзакупки.
    2. Система разрешений и сертификации.
    3. Правоохранительная система.
    4. Система распределения земель и земельные отношения.
    5. Строительство.

    Термин коррупция не является «новинкой» в современном российском и международном законодательстве. Коррупция как социальное явление зарождалась еще в первобытном обществе, когда вождю племени подносили подарки для того, чтобы решить какую-либо личную просьбу. В дальнейшем этот вид «заработка» стал очень популярным в обществе, как сказал Томас Гоббс:«Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения». Для России тема коррупции является одной из основных проблем, решение которой необходимо в условиях социальной напряженности в государстве. В России взяточничество носит массовый характер, поэтому и бороться с ней надо всем обществом, а не только лишь конкретным людям или органом.

    Коррупция – это довольно сложное и неоднозначно понимаемое явление, которое существенно зависит от особенностей формирования национального сознания и исторической традиции той или иной страны. Коррупция – болезнь, которая не поддается лечению, но которую можно ослабить. А т.к. это болезнь, то она несет некую опасность обществу и государству:

    Во-первых, частные лица диктуют политику государству, которая поможет им уйти «в тень», тем самым ключевые решения принимаются не в интересах общества, а в интересах конкретных лиц.

    Во-вторых, государство становится менее привлекательным для инвестиций, что, несомненно, влияет на развитие страны.

    В-третьих, снижается эффективность государственного управления на всех уровнях власти.

    В-четвертых, появляются крупные собственники в стране, так называемые олигархи, что приведет к резкому социальному расслоению в стране.

    В-пятых, страдает государственный бюджет.

    В-шестых, в государстве развивается теневая экономика, которая способствует развитию не только коррупционной монополии, но и широко формирует сеть организованных преступных группировок.



    Организованные преступные группировки (ОПГ) являются неотъемлемой частью коррупции. Общеизвестно, что главная цель преступных организаций извлечение максимальной материальной выгоды, поэтому, где есть коррупция, там присутствует и криминал. ОПГ наносит вред не только общественной жизни, но и нарушает в целом функционирование всего государства. Коррупция и организованные преступные группировки являются тормозом развития Российской Федерации, который мешает стране стать не только мировым экономическим лидером, но и политическим, тем самым привлекательность нашей страны до сих пор находится на низком уровне.

    Актуализация проблемы и признание необходимости проведения системной антикоррупционной и антипреступной политики на современном этапе развития России заставляют присмотреться к тем эффективным методам борьбы с этими проблемами, которые присутствуют во многих зарубежных странах.

    Таким образом, можно утверждать, что коррупция практически всегда является противоправным деянием, результатом которого является получение какой-либо выгоды либо возмездной услуги. Существует несколько видов коррупций:

    1. По сферам проявления. В сфере торговли, экономики – экономическая. Политическая – в сфере государственного управления, (электоральная – подкуп избирателей или организаторов избирательного процесса; парламентская, партийная – отстаивание интересов бизнеса путем теневого финансирования парламентариев и др.), в сфере экологии.

    2. По статусу субъектов (кто совершает коррупционное деяние) – государственная коррупция (госчиновники), коммерческая (предприниматели), политическая (коррупция политических деятелей).

    3. По степени централизации коррупционных отношений – децентрализованная (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе), централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними), централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

    4. По характеру самого деяния – легальные, преступные, уголовные.

    5. Главная классификация коррупции по уровню распространения коррупционных отношений – низовая, верхушечная и международная. В большинстве случаев присутствует низовая или бытовая коррупция, так как она присутствует в низшем эшелоне власти, и она является повседневностью для самих граждан. Верхушечная коррупция, очень тяжела для распознания, т.к. это коррупция государственной власти, где для большинства людей «вход» закрыт.

    Таким образом, коррупция присутствует во всех областях жизни государства, она проявляется в различных формах. Это взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, фаворитизм, дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, использование административного ресурса и др.

    В современной России присутствует много форм коррупции, однако основными являются – незаконная предпринимательская деятельность и использование административного ресурса. Зачастую, большинство чиновников хоть и не имеют законного права заниматься предпринимательской деятельностью, но фактически являются управляющими градообразующих заводов и предприятий, при этом в документах юридически закреплено то, что правом владения заводом обладает тот или иной родственник этого чиновника.

    Отечественные ученые предлагают современную российскую коррупцию признать системным явлением. Этот вывод убедительно подтверждают следующие широко распространенные в России явления и обстоятельства:

    · государственная политика в значительной мере диктуется частными и корпоративными интересами олигархических групп, которые через коррупцию навязывают те или иные решения органам власти и управления как на федеральном, так и на региональном уровне;

    · коррупционные практики являются составляющими процессов управления государством, местными сообществами и бизнесом. Отказ от коррупционных практик либо существенно снижает эффективность управления, либо просто невозможен;

    · в результате тлетворного влияния коррупции становится нормой уклонение от соблюдения законов практически во всех сферах деятельности;

    · доходы от коррупции составляют львиную часть нажитого богатства практически всех крупных чиновников;

    · исполнительная власть активно использует «теневые» формы мобилизации доходов и стимулирования граждан, бизнеса и нижестоящих чиновников для достижения желаемых результатов;

    · фактически коррупция в Российской Федерации стала частью образа жизни граждан.

    Россия постепенно превращается в страну, в которой коррупция становится неотъемлемой составляющей практик государственного и муниципального управления, ведения бизнеса и решения повседневных проблем граждан. Чаще к коррупции их принуждают органы власти, но нередко и сами граждане с готовность используют коррупционные способы решения своих проблем. Причина в том, что коррупционные решения проблем для граждан оказываются либо намного эффективнее некоррупционных, либо просто фактически единственно возможными, например, в силу сложностей бюрократических процедур.

    Такие особенности российской коррупции свидетельствуют о ее системном характере в нашем государстве, частном бизнесе и обществе в целом.

    Российская бюрократия, будучи коррумпированной, оказалась неспособной предложить обществу, бизнесу и государству реальные решения стратегических проблем страны, в частности, способы реального противодействия коррупции. Но коррупцией поражено практически все государственное управление, поэтому ни сами органы государственной и муниципальной власти ни создаваемые ими новые органы, неспособны избавиться от коррупции в своей системе, в экономике и обществе. При этом использовать активность граждан и бизнеса в противодействии коррупции органы государственной власти опасаются. Поэтому, когда власть пытается избавиться от коррупции, получается наоборот ее усиление, потому что легальным способом решать проблемы бизнесменов и граждан очень сложно, а за взятки – легко и просто, считает социолог В.Л. Римский.

    В высших эшелонах российской власти и в политическом руководстве обновленной России были прекрасно осведомлены о коррупционных схемах, но бездействовали. Так, бывший премьер-министр России (1998 г.) Е.М. Примаков спустя годы признавался: «Будучи премьером, попросил всех в правительстве, кто связан с валютой и торговлей, дать мне в письменном виде информацию о том, куда уходят деньги, в том числе из-за дыр в законах. В ужас пришел не только от того, какие масштабы, но и от того, что все всё знают. Встала дилемма – если все это опубликую, придется прибегать к репрессиям. Делать этого было нельзя, особенно с учетом того, что стояла задача стабилизировать ситуацию расшатанную дефолтом. Тогда решил хотя бы выступить с угрозой в адрес коррупционеров (которая их ничуть не напугала)».

    Из этого примера, опубликованного в российской печати, политолог Серапина А.А. сделала далеко идущий вывод о том, что «представители высших эшелонов власти ситуацией владели, и более того, практически ее и создали, приняв в ней самое непосредственное участие. Они управляют не только делами государственными, но и самими коррупционными процессами. Естественно, что вторая часть их деятельности не является публичной, а находится в тени их основной официальной практики».

    К подобному выводу пришли и другие исследователи, в частности, О.С. Новикова.

    Исследования Э. Дюркгейма и его последователя Г.К. Мишина позволяют сделать вывод о том, что коррупция как преступление представляет собой не патологию индивидуального поведения участников коррупционной сделки, а дисфункцию политической системы, сбой политико-нормативной сферы общества. В коррупционных взаимодействиях, утверждает исследователь Гридякин Д.А., подвергаются деформации отношения внутригосударственные, управленческие.

    Самым высокопоставленным чиновником-коррупционером в современной России стал министр юстиции В. Ковалев. Ковалев и его помощник А. Максимов были в 2001 году признаны судом виновными в хищении вверенного имущества и неоднократном получении взяток в крупном размере по статьям 160 и 290 УК РФ. Срок наказания Ковалеву составил 9 лет условно с испытательным сроком на 5 лет. На данный момент России необходимо перенять иностранный опыт в борьбе с коррупцией, чтобы наше общество постепенно отходило от этой «вредной привычки» давать взятки.

    До недавнего времени законодательно закрепленного понятия коррупции в Российской Федерации не было. В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Так, например, понятие коррупции определяется как моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

    Коррупция это –

    · злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

    Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

    · по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

    · по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

    · по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Проблема коррупции является также достаточно актуальной и широко обсуждаемой в научной литературе и, как результат, имеет неоднозначные решения.

    Известные в этой области ученые А.И. Долгова и Б.В. Волженкин под коррупцией понимают социальное явление, характеризующееся «разложением власти», «подкупом-продажностью» государственных (муниципальных) служащих, которые во имя личных или групповых корыстных интересов используют свои официальные служебные полномочия. Причем допустимыми ради обогащения, по мнению А.И. Долговой, признаются любые средства и способы «путем слома всех социальных регуляторов поведения».

    Л.И. Шершнев определяет продажность должностных лиц и политических деятелей как элемент искусственно выстроенной капитализированной рыночной экономики, основанной на жесткой конкуренции, культе денег и материальных ценностей .

    В.В. Лунеев характеризует коррупцию как явление, включающее в себя «... многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования» .

    Весьма яркую, но, безусловно, показательную характеристику коррупции дает А.И. Кирпичников: «Коррупция – это коррозия власти, как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции – своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости» .

    До настоящего времени противодействие коррупции и теневой экономике в России продолжает сохранять в основе своей бессистемный характер, несмотря на значительное количество принятых в последние годы различных нормативных правовых актов, регламентирующих частные либо международные аспекты такого противодействия. Официальные политические доктрины противодействия теневой экономике и коррупции (как на законодательном, так и на политико-декларативном уровне) не приняты.

    Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

    Существующая модель противодействия коррупции и теневой экономике отвечает признакам элементарной, относительно упорядоченной системы, в которой доминирующее положение занимают меры юридической ответственности (гражданско-правовой, административно-правовой, уголовной) и механизмы ее реализации – с одной стороны, и общие меры обеспечения экономического развития в целом – с другой. Целенаправленное противодействие коррупции и теневой экономике осуществляется преимущественно уголовно-правовыми и административно-правовыми средствами (наиболее развитые элементы).

    Вместе с тем, понятийный аппарат, цели, задачи, субъектный состав, большинство средств, критерии эффективности и ожидаемые результаты противодействия коррупции и теневой экономике в России до настоящего времени не определены ни на нормативно-политическом, ни на декларативно-политическом уровнях.

    Практика государственного противодействия коррупции в России в настоящее время сводится к следующему:

    · совершенствованию законодательства об административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения;

    · применению в весьма ограниченных масштабах такого законодательства к должностным лицам и лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих и иных организациях (как правило, за малозначительные правонарушения);

    · созданию структур по противодействию коррупции (Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции, службы собственной безопасности органов государственной власти и др.);

    · проведению выборочного анализа действующего и проектируемого законодательства на предмет коррупционности, не имеющего, к сожалению, функционального влияния на отмену или принятие соответствующих нормативных правовых актов (например, заключения Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции);

    · периодическому декларированию в официальных выступлениях высших должностных лиц государства необходимости усиливать борьбу с коррупцией (в частности, в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации);

    · некоординируемому изменению законодательства, одной из попутных задач которого инициаторы изменений называют противодействие коррупции (законодательство о государственной службе, о защите конкуренции, о конкурсах и др.).

    Большинство опрошенных экспертов (12 из 14) считает, что произошли качественные изменения. К ним они относят, прежде всего, приобретение коррупцией системного характера. Высказывались мнения, что «коррупция стала системой управления государством», «вошла в общественные институты». Достаточно распространено среди опрошенных экспертов и мнение о том, что для российского бизнеса коррупционный путь решения проблем стал нормой: «По любому направлению принятия решений можно найти таких людей, которые готовы оказать коррупционные услуги». По мнению экспертов, изменились и формы коррупционного «вознаграждения». Взятки наличными деньгами стали давать реже, соответственно увеличился объем безналичных коррупционных взаиморасчетов и натуральный обмен услугами. Деловая коррупция стала более латентной.

    Каковы же причины роста распространения коррупции?

    На первое место экспертами поставлено «усиление» государства. По мнению части экспертов, произошло изменение политического строя: «Система олигархического управления, построенная на коррупции, сменилась системой бюрократического управления, также построенного на коррупции». Причиной роста коррупции некоторые эксперты считают огосударствление значительной части экономики. С этим эксперты связывают и начало притеснения малого и среднего бизнеса – он больше не нужен тем коррумпированным чиновникам, которые на нем нажились и перешли к контролю над торговыми сетями.

    Второй по количеству упоминаний экспертами причиной усиления коррупции является несовершенство законодательства. По мнению ряда экспертов, несовершенна и противоречива законодательная база, которая открывает возможность для коррупционных действий. Нет закона о коррупции, нет закона о лоббизме, мало законов прямого действия. Кроме того, законодательство построено так, что трудно сделать что-либо, не нарушая закона.

    Одним из следствий первых двух причин была названа положительная роль коррупции в забюрократизированной системе госуправления как средства ускорения законных действий.

    Третьей из названных экспертами причин является низкая заработная плата госслужащих и неразвитая система их социальной защиты (социальных льгот госслужащим и их семьям).

    Четвертой, по количеству упоминаний, причиной был назван «переходный период», переживаемый страной, – «период первоначального накопления капитала». При этом эксперты ссылались на зарубежные страны, которые, по их мнению, также пережили такой период, сопровождавшийся резким увеличением коррупции.

    Пятой причиной роста коррупции, по мнению экспертов, является отсутствие общественного контроля над властью. Отсутствует, по мнению экспертов – депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и парламентский контроль за властью – как на федеральном, так и на региональном уровнях (несмотря на наличие соответствующего Федерального закона). К этой причине можно отнести и «уничтожение» независимых СМИ, которые являются одним из элементов системы гражданского контроля.

    Шестой причиной, по частоте приводимых мнений, являются факторы социально-психологического и нравственного характера. К ним можно отнести массовый психологический стресс, который испытало население в ходе реформ, потеряв все сбережения, став главной жертвой приватизации, в результате которой появились сверхбогатые и «новые бедные». Взамен традиционных нравственных норм появился культ денег, богатства, роскоши, который, по мнению экспертов, в условиях низкого уровня развития экономики и отсутствия возможности самореализации на свободном рынке предопределяет массовую готовность «разбогатеть любой ценой».

    Седьмой причиной эксперты назвали несовершенство управленческих механизмов, в том числе и на уровне социальных навыков. Коррупция стала схемой работы власти. Она заложена в социальных навыках и социализации населения, в социальных навыках лиц, принимающих решения. По мнению экспертов-политологов и политтехнологов, этому способствует (и соответствует) субъектный (клиентистский) тип политической культуры, в соответствии с которой граждане готовы поступиться своими правами и своей свободой в обмен на «защиту» и блага, предоставляемые им властным субъектом.

    Если рассмотреть типологию коррупции, то можно выделить коррупцию высокого уровня и «низовую» коррупцию.

    Коррупция высокого уровня («вершинная», институциональная, политическая) характеризуется высоким социальным статусом ее субъектов (лица, замещающие государственные должности в Российской Федерации и ее субъектах, иные должностные лица федерального и регионального уровней, высокопоставленные партийные функционеры и т. п.); изощренно-интеллектуальными способами их действий; огромным материальным, физическим и моральным ущербом; исключительной латентностью посягательств; снисходительным и даже бережным отношением властей к этой группе преступников.

    В 2000-х годах Россия присоединилась к ряду международных соглашений по борьбе с коррупцией.

    9 декабря 2003 года Россия подписала, а в 2006 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции. За исключением ключевой статьи 20 (незаконное обогащение), предусматривающей государством «возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Арестованный в начале 2011 года начальник Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП) генерал милиции А. Боков, имея несметные богатства, проходил по формально не имеющей отношения к коррупции статье о мошенничестве.

    20 ноября 2009 года Государственная дума Российской Федерации приняла закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции». По мнению представителей КПРФ и ЛДПР этот закон легализует коррупцию.

    Одной из разнообразных форм коррупции в современной России стало трудоустройство родственников чиновников всех рангов в структуры с высоким уровнем доходов, что можно рассматривать как оплату за их лояльность в отношении «удочеривших-усыновивших» и их структур. Родственники часто становятся прикрытием для бизнеса и собственности чиновников, путем переписывания права владения. В печати отмечались вызывающие такие подозрения случаи. В частности, племянница губернатора Краснодарского края А. Ткачева, дочь его брата, депутата Госдумы А. Ткачева, 22-летняя студентка А. Ткачева, стала совладелицей двух трубных заводов на Кубани, крупной девелоперской компании и животноводческой группы компаний «Югптицепром».

    По мнению британского еженедельника The Economist, высказанному в середине 2012 года, для правителей России коррупция – суть системы. По мнению Экономиста, с 2002 года «небольшая группа людей, находящаяся вне досягаемости закона, приобрела состояния, превышающие любые фантазии царей. Возврат к власти Путина защитит эти неправедные богатства».

    Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.

    Одним из известнейших чиновников, большая часть состояния семьи которого (более миллиарда долларов) записана на жену, является экс-мэр Москвы Ю. Лужков. Его жена занималась строительным бизнесом на территории, которой распоряжался муж.

    В 2007 году председатель Национального антикоррупционного комитета России К. Кабанов заявлял, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.

    В мае 2008 года российский президент Д. Медведев подписал указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В июле того же года он утвердил Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий ряд мер по профилактике коррупции. В декабре Медведев подписал пакет законов по противодействию коррупции.

    В марте 2011 года В. Путин заявил о необходимости введения нормы, обязывающей госчиновников отчитываться о своих расходах. Соответствующий закон («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») был подписан Путиным в начале декабря 2012 года. Однако на любое действие тут же находится противодействие. Госчиновники, депутатский корпус, должностные лица судебной, исполнительной и контрольной власти в массовом порядке стали расторгать браки, переписывать «накопленное» имущество на дальних родственников, родных и близких. И это на самых верхних эшелонах федерального уровня власти, а уж что говорить о чиновниках субъектов федерации и муниципалитетов.

    В конце 2011 года экономист Т. Михайлова заявляла, в разных отраслях разворовывается по разным оценкам от 20 % до 60 % бюджетных средств.

    Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 года, главной причиной коррупции признается отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Коррупция приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей – ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся – лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «не адекватными» её размаху.

    В конце 2011 года международная консалтинговая компания Pricewaterhouse Coopers и организация Transparency International опубликовали доклады, согласно которым масштабы коррупции в России сокращаются. В докладе PWC отмечено, что «широкий общественный резонанс, который вызывает эта тема, и меры, принимаемые российским правительством в правовом поле, а также работа внутри компаний по укреплению систем обеспечения комплаенса и формированию у сотрудников культуры этичного поведения, – все это приносит свои плоды».

    В марте 2012 года Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.

    В конце 2012 года оглашена информация о «среднем размере взятки» по России – около 10 тыс. рублей (порядка половины средней зарплаты в стране).

    Самым громким делом 2011-2012 гг. стало «игорное дело» о масштабном нелегальном игорном бизнесе в Подмосковье, которое «крышевали» прокуроры области (однако к концу второго года расследования из полутора десятков обвиняемых по этому делу за решеткой в России не осталось ни одного).

    С осени 2012, с дела о растрате средств на развёртывание отечественной системы навигации ГЛОНАСС, началась широкая кампания по борьбе с коррупцией, далее последовала волна подобных громких дел с миллиардными цифрами:

    · Дело Роскосмоса (ГЛОНАСС);

    · Дело Оборонсервиса (Минобороны, Сердюкова; первоначальная оценка ущерба ок. 3 млрд. руб., февраля 2013 – 13 млрд. руб.);

    · Дело Саммита АТЭС – 2012;

    · Дело Росагролизинга (ущерб более 30 млрд. руб.);

    · Дело РусГидро;

    · Дело Росреестра;

    · Дело Росрыболовства и др. (во многих из них собственно взятки («откаты») были одним из инструментов для совершения мошенничества и растрат).

    Всего, к началу 2013 г. за коррупцию сняты с должности ок. 800 высокопоставленных должностных лиц и руководителей регионов.

    К сферам деятельности, которые по мнению некоторых подвержены коррупции в России, относятся:

    · таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто отсутствие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей;

    · налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; непроведение контрольных мероприятий; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

    · правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

    · бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов; создание аффилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов;

    · борьба с коррупцией: иногда является прикрытием для воровства средств, выделенных на её реализацию;

    · учебные заведения: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменации; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний.

    По утверждению «Новой газеты», из 35 министерств и ведомств России экспертно установлена пятёрка наиболее коррумпированных:

    1. Министерство обороны (а также подведомственный ему Спецстрой);

    2. Министерство транспорта (а также подведомственный ему Росавто-дор);

    3. Министерство экономического развития (и особенно подведомственное ему Росимущество и Росреестр);

    4. Министерство здравоохранения и социального развития (а также подведомственный ему Роспотребнадзор);

    5. Министерство финансов (в первую очередь его Департамент бюджетной политики, а также подведомственные ему Росстрахнадзор и Федеральное казначейство).

    Преступный треугольник: коррумпированное чиновничество – теневой бизнес - организованная преступность, живет и действует по своим собственным законам, по которым коррупция становится нормой, а не исключением. Более того, эта норма была принята к руководству не только частью экономической, но и политической элиты страны. Для успешного противостояния преступному треугольнику, прежде всего, необходима сильная политическая воля высшего руководства государства и четкое осознание важнейшего стратегического положения – борьбу надо начинать с самой широкой и бескомпромиссной “зачистки” верхних эшелонов власти. При этом реализацию хорошо подготовленной, а не декларативной как раньше, антикоррупционной программы следует начинать с правоохранительных и судебных органов.

    В криминалистике и экономической науке существует множество определений теневой экономики. Большинство юристов рассматривают это социальное, а скорее антисоциальное явление, как «встроенную» в официальную хозяйственно-финансовую деятельность общества экономическую преступность, направленную на незаконное перераспределение доходов. Экономисты обычно понимают под теневой экономикой «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».

    В многочисленных научных публикациях анализируется также и структура теневой экономики, которая, по мнению исследователей, состоит из следующих структурных компонентов:

    1) криминальная экономика,

    2) фиктивная экономика,

    3) неофициальная экономика,

    4) латентная экономика,

    5) подпольная экономика.

    Несмотря на некоторое несовершенство приведенных выше определений, а, тем более, очевидное нарушение логических правил классификационного деления, их интегральная интерпретация позволяет выделить следующие основные признаки теневой экономики:

    Неконтролируемость производственной, торговой и финансовой деятельности дельцов теневой экономики государственными органами, в том числе и налоговыми службами;

    Незаконный характер деятельности, в том числе и совершение преступлений повышенной общественной опасности: профессиональные наркобизнес и торговля оружием, контрабанда, массовое изготовление и продажа алкогольной продукции, организация или содержание притонов для занятия проституцией и другие криминальные деяния;

    Легализация (отмывание) незаконных доходов с целью их дальнейшего инвестирования в легальную экономику;

    Направление части незаконных доходов на финансирование коррумпированного чиновничества в органах государственной власти, в том числе и в различных правоохранительных структурах.

    Поскольку тема статьи непосредственно связана с исследованием очевидных и латентных связей между теневой экономикой и коррумпированными структурами, источниками и каналами финансирования этих структур, то основное внимание будет уделено именно этим вопросам.

    Теневая экономика России не является исключительным следствием возникновения в стране так называемых бюрократических рыночных отношений. Еще в 1973 г. в книге американских экономистов «Маркетинг в СССР» весь первый раздел был посвящен анализу теневой экономики.1 Однако масштабное расширение этого социального феномена стало возможным лишь в условиях российского бюрократического рынка.

    Одним из способов косвенной оценки доли теневой экономики в производстве валового внутреннего продукта (ВВП), является экспертная оценка ежегодного размера теневых денежных средств, исчисляемого путем определения доли наличных денег (бумажные купюры и разменная монета) в денежной массе (совокупность наличных и безналичных средств). Экспертный анализ, проведенный в 1994 г., показал, что темп роста количества наличных денег существенно превышал темп роста всей денежной массы. Если объем денежной массы в течение 1993 г. вырос в 5,1 раза (с 7,1 трлн. рублей до 36,7 трлн. рублей), то количество наличных денежных средств выросло за этот же период в 7,9 раза (с 1,7 трлн. рублей до 13,3 трлн. рублей). Исходя из положений рыночной экономики, можно сделать вывод о том, что рост доли наличных денежных средств свидетельствует о значительном ослаблении государственного контроля над финансовыми потоками в стране.

    По данным Центробанка России на 1.01.1994 г., в обращении на территории страны было 13,3 трлн. рублей, а Госкомстат РФ сообщил, что на руках у населения на эту же дату находилось 7,8 трлн. рублей. Разница в 5,5 трлн. рублей (41% всех наличных денег) представляет собой оборотные средства юридических лиц, не находящихся на их банковских счетах. Поскольку данные Центробанка России определили сумму средств, находящихся на 1.01.1994 г. на расчетных счетах предприятий и организаций в 8,5 трлн. рублей, то становится очевидным, что почти 2/3 наличных денег (5,5 трлн. рублей) практически находятся вне государственного, в том числе и налогового контроля.

    Эксперты не случайно обратили особое внимание на результаты 1993 г., т.к. в течение этого года уровень неконтролируемого государством оборота налично-денежного обслуживания производства по сравнению с предшествующим 1992 г. вырос почти вдвое, тем самым удельный вес ушедшей «в тень» экономики также увеличился почти в два раза.

    Подобные расчеты нетрудно сделать и по другим годовым периодам и все они подтвердят последовательное возрастание удельного веса теневой экономики в валовом внутреннем продукте (ВВП). Если в застойном 1973 году доля теневой экономики в производстве ВВП составляла лишь 3%, то в 1990 г. она составила уже 10%, в 1991 г. - 11%, в 1992 г. - около 20%, в 1993 г. - 35,3%, в 1994 г. - 39%, в 1995 г. - 45%, в 1996г. - 46%. В 1997 и 1998 годах по разным оценкам объем теневой экономики составлял от 50 до 70% ВВП России.

    Колоссальный объем теневых денежных средств свидетельствует о стабильно и последовательно развивающемся механизме криминальной экономики, сложившейся в Российской Федерации.

    Разумеется, основная цель дельцов теневой экономики - инвестировать незаконные доходы после их легализации в высокорентабельные сферы отечественного и зарубежного хозяйства. И сделать это довольно легко, поскольку в любой отрасли промышленного, а тем более сельскохозяйственного производства, хронически не хватает средств. По данным специалистов МВД и независимых экспертов, не менее 50% «грязных» денег лидеры организованной экономической преступности тратят на взятки и другие формы коррупционной деятельности. Объекты преступного подкупа самые разнообразные. Но, в основном, авторитеты преступной среды заинтересованы в подкупе сотрудников администрации городов, районов и субъектов Федерации, кредитно-банковской системы, министерств и ведомств, работников правоохранительных органов.

    В отчетах МВД за вторую половину девяностых годов постоянно подчеркивается, что коррупция распространилась во всех сферах государственной власти и проникла даже в Государственную Думу. Так, на «черном» рынке статус помощника депутата оценивается в 4000-5000 $. Многие депутаты Госдумы имеют более 20 помощников. Налицо беспрепятственный «доступ» к представителям законодательной власти, которые могут обеспечить надежное лоббирование. Такая возможность особенно ценится представителями легального, а тем более нелегального бизнеса, а поэтому число проданных удостоверений все время растет.

    Еще более сложная ситуация складывается в органах МВД. Ведомство, которое в первую очередь должно бороться с коррупцией всеми законными гласными и особенно негласными методами, само заражено этой страшной социальной болезнью. Так, по сообщению службы собственной безопасности МВД РФ, в 1995 г. в рамках компании «Чистые руки» было осуждено 1277 работников милиции, а в 1996 г. были уволены 21347 сотрудников МВД за должностные преступления. Однако лишь 404 из них (1,9%) были осуждены за коррупцию.

    Есть еще одна сфера приложения теневых капиталов, очень важная для коррупционеров, это кредитно-банковская система. Коммерческие банки являются центральным компонентом деятельности российской организованной преступности «как основное средство крупномасштабного отмывания денег».1 Кроме того, деятельность коррумпированных сотрудников банков позволяет надежно осуществлять крупные трансферты теневых капиталов, к примеру, на Кипр, острова Карибского моря или в другие оффшорные зоны. В связи с этим на подкуп сотрудников банков, в основном коммерческих, преступные авторитеты выделяют значительные суммы теневых капиталов.

    Привлекательность теневых денежных средств для активной и широкомасштабной коррупционной деятельности объясняется, прежде всего, высокой латентностью и полной безучетностью теневых экономических процессов, «непрозрачностью» их криминальных источников и финансовых потоков. Фактически раскрывается не более 2% коррупционных криминальных деяний. Именно поэтому наиболее значительную часть средств, выделяемых на подкуп представителей исполнительных и законодательных властей, лидеры организованных криминальных групп и сообществ черпают из теневых источников финансирования. В свою очередь, коррумпированное чиновничество, легализовав полученные им преступные доходы, вновь включает их в официальные и теневые финансовые потоки, подрывая национальные и международные институты власти и экономики.

    При этом посреднические фирмы стремятся внедриться в маркетинговую деятельность предприятий (хотя в них существуют неплохо действующие службы снабжения и сбыта), имеющих значительный экспортный потенциал, что дает им возможность активно участвовать в незаконных операциях по вывозу за рубеж ценных сырьевых ресурсов и капиталов.

    Между частными посредниками и руководством государственных и акционерных предприятий нередко возникают коррупционные отношения: фирмы–посредники пользуются большими и незаконными льготами, а руководство предприятий получает от посредников крупные денежные вознаграждения в различных завуалированных формах.

    Следует хотя бы кратко отметить, что в некоторых ситуациях достаточно отчетливо просматривается связь дебиторской и кредиторской задолженности отдельных предприятий и организаций с коррупционной деятельностью дельцов теневой экономики. По заключениям специалистов МВД и независимых экспертов, резкий рост дебиторской задолженности с высокой степенью вероятности свидетельствует о возможной выплате крупных «комиссионных» сумм и о масштабной коррупции, поскольку представители должников прямым подкупом или другими формами незаконного вознаграждения блокируют предъявление претензий кредиторами. Экономическая статистика позволяет сделать вывод о том, что основной объем дебиторской задолженности многих предприятий, в частности и теплоэнергетического комплекса, определяют не отечественные организации, а должники из стран СНГ, а также фирмы дальнего зарубежья.

    Что касается кредиторской задолженности, то по ежегодным данным правительственной комиссии по неплатежам, ее возникновение и рост во многих случаях обусловлены не отсутствием денежных средств или других возможностей погашения долга у организаций-покупателей, а постоянным и необоснованным использованием ими товарных ссуд (коммерческих кредитов), предоставляемых поставщиками. Кроме того, немаловажную роль в образовании кредиторской задолженности играют и коррумпированные руководители российских фирм–поставщиков, обеспечивающих интересы зарубежных партнеров во внешнеэкономической деятельности.

    Так, по данным Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве), долг крупных неплатежеспособных нефтеперерабатывающих предприятий почти в 15 раз превысил весь их капитал. Однако огромные средства невыплаченных долгов тратятся довольно своеобразно: лишь 25% используется в интересах производства, примерно 20% лежит на счетах руководства предприятий, в том числе и валютных, но самая значительная часть этих средств (более 55%) - это товарные ссуды, которые «крутятся» в различных коммерческих структурах, являясь источником весьма сомнительных и совершенно необоснованных беспроцентных кредитов. В такую порочную финансово-кредитную практику, несомненно связанную с нарушением законов, теневыми денежными и бартерными потоками и коррупцией, вовлечено около тысячи крупных предприятий страны.

    Наиболее серьезными негативными последствиями роста теневой экономики и тесно связанной с ней коррупции, прежде всего, являются огромные бреши в российском бюджете, резкое, не менее чем в два раза, фактическое снижение налоговых сборов, вследствие чего происходит последовательная деградация важнейших направлений в социальной политике и, прежде всего, в таких важнейших сферах, как образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение. Совершенно недостаточно решаются и вопросы, связанные с национальной безопасностью страны и должным правопорядком в обществе.

    Во-вторых, системный характер организованной преступности и коррупции привел к ослаблению государства и общества, которые оказались не в состоянии поддерживать демократическую форму правления и функционирование цивилизованного, основанного на здоровой конкуренции и разумно регулируемого рынка. Но самым опасным последствием, в значительной степени связанным с названными ранее негативными факторами, несомненно, является резкое материальное и социальное расслоение общества. По самым скромным правительственным подсчетам, разрыв между бедностью и богатством в нашей стране к концу 1999 года составил не менее 1:30, в то время как ни в одной европейской стране разрыв между крайними слоями общества не превышает 1:5. По мнению ведущих социологов, если разрыв между бедными и богатыми превышает пропорцию 1:10, то он становится социально опасным и может привести к общественным взрывам, в том числе - к максимальной криминализации общества и к захвату лидерами организованной преступности экономических и политических рычагов. Возможны и другие сценарии от либерально-авторитарного до милитаристского.

    Преступный треугольник: коррумпированное чиновничество - теневой бизнес - организованная преступность, живет и действует по своим собственным законам, по которым коррупция становится нормой, а не исключением. Более того, эта норма была принята к руководству не только частью экономической, но и политической элиты страны.

    Для успешного противостояния преступному треугольнику, прежде всего, необходима сильная политическая воля высшего руководства государства и четкое осознание важнейшего стратегического положения – борьбу надо начинать с самой широкой и бескомпромиссной «зачистки» верхних эшелонов власти. При этом реализацию хорошо подготовленной, а не декларативной как раньше, антикоррупционной программы следует начинать с правоохранительных и судебных органов.

    Во-вторых, требуется срочное принятие комплексных законов прямого действия – «О борьбе с коррупцией», «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов», «О борьбе с организованной преступностью», а также «Федерального кодекса поведения и этических правил государственных служащих, их прав и обязанностей». Необходимо, чтобы этот кодекс был распространен на все категории государственных должностей – «А», «Б» и «В», а не только на две последние, как в настоящее время.

    Обращает на себя внимание странная позиция некоторых ученых, о недопустимости принятия подобных комплексных законов, поскольку они, мол, «действуют за рамками УК И УПК РФ».1 Однако комплексные законы включают в свое содержание не только уголовные и уголовно-процессуальные положения, но и соответствующие нормы, регулирующие административные, таможенные, финансовые, валютные, налоговые и другие правоотношения.

    В-третьих, надежда на полную саморегуляцию рыночных механизмов оказалась иллюзорной. В связи с этим, первоочередной задачей становится разработка и принятие эффективных и очень рациональных норм социально-правового контроля экономических отношений.

    Разумеется, существует много других стратегических и тактических новелл, направленных на оптимизацию борьбы с организованной преступностью и ее двумя наиболее опасными разновидностями – теневой экономикой и коррупцией, но эти аспекты требуют самостоятельного и обстоятельного разговора.

    1. Большой экономический словарь. М.: «Институт новой экономики», 1999.С.1209-1210.

    2. Там же. С.1208-1209.

    3. Цит. по кн.: «Организованная преступность». М.: Юрид. лит., 1989, С.143.

    4. Информационный бюллетень № 5 «Проблемы борьбы с организованной преступностью». Иркутск, 1999. С.7.

    6. Тенчов Э.С. О тенденциях современной российской преступности и некоторых направлениях противодействия ей // Преступность как угроза национальной безопасности. Ульяновск, 1998.С.36.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное