Домой Кредитные учереждения Источники финансирования дефицита федерального бюджета российской федерации. Источники финансирования бюджетного дефицита

Источники финансирования дефицита федерального бюджета российской федерации. Источники финансирования бюджетного дефицита

Существует два основных способа финансирования дефицита бюджетных ресурсов:

1 денежное;

2 долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента, денежная масса национальной валюты увеличивается на величину не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.

2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.

3. Государственные займы осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени государства.

4. Бюджетные кредиты получаемые от других уровней бюджетной системы(Как правило от вышестоящих нижестоящим).

5. Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности:

Акции и доли участия в предприятиях,

Земельные участки и объекты природопользования,

Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники - это финансирование дефицита за счет внутренних источников, они включают в себя:

· средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

· бюджетные кредиты;

· кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

· иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

· поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

· поступления от реализации государственных, региональных, муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

· курсовая разница по средствам бюджета;

· прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

В случае привлечения внутреннего кредита государство собирает денежные средства населения под определенные гарантии возврата. В данном случае сбережения граждан идут не на инвестирование в экономику посредством рынка ценных бумаг, а на финансирование бюджетного дефицита.

Внешние источники. В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

· средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

· кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

· кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

· прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Внешний кредит вызывает сложности не только в экономике внутри страны, но и ряд проблем международного характера. Международный кредит понижает уровень значимости государства в международной политике. Кроме того, внешние займы обостряют экономические проблемы внутри государства, поскольку международный кредит предоставляется обычно не на слишком выгодных для государства-заемщика условиях. Таким образом, можно заключить, что финансирование дефицита государственного бюджета за счёт использования государственного долга связано с рядом весьма серьёзных проблем. Используя государственные займы, государство накапливает свой государственный долг, создавая потенциальную угрозу дефицита государственного бюджета в будущем. Государственный долг осложняет процесс развития экономики и сокращает запас капитала в обществе.

В соответствии с БК РФ (ст. 93) источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в России в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94 - 96).

Средства финансового резерва могут использоваться только на:

Замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

Замещение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;

Погашение государственного долга РФ.

Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ. Для финансирования дефицитов нижестощих бюджетов должны привлекаться исключительно внутренние источники. Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

Изменение остатков средств на счетах по учёту средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть следующие внутренние источники:

Муниципальные займы, осуществляемые путём выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

Кредиты, полученные от кредитных организаций;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Следует отметить, что на практике в исключительных случаях с разрешения федеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов своих бюджетов.

Мировой опыт показывает, что удельный вес одного источника доходов бюджета не должен превышать 30% объема бюджетов. Негативно оценивается практика, когда бюджет ставится в жесткую зависимость от одного источника дохода, так как при его незначительном недопоступлении или несвоевременном поступлении возникают осложнения в исполнении бюджетов. Это относится к бюджету каждого уровня. Сбалансированность федерального бюджета на 2007 г. обеспечивается его профицитом. Профицит федерального бюджета на 2007 год в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» составляет 1 501 837 300,0 рублей.

Итак, дефицит бюджета - это не случайное явление, он порождается цикличными процессами в развитии экономики, целым рядом других факторов.

Поскольку дефицит - явление объективное, оно требует соответствующих методов управления, прежде всего в области бюджетного прогнозирования с учетом международной конъюнктуры движения капиталов и прогнозируемого поведения потенциальных инвесторов. В любом случае наличие дефицита или профицита бюджета оценивается международными рейтинговыми агентствами, что позволяет существенно экономить средства по обслуживанию государственного долга.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждают-ся органами законодательной власти в законе о бюджете на оче-редной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципаль-ных образований при их первичном размещении не служат ис-точниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюдже-тов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюд-жета являются:

1) внутренние источники — кредиты, полученные Россий-ской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов — государствен-ные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем вы-пуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств ино-странных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального обра-зования;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

До последнего времени бюджетная классификация, приме-няемая в Российской Федерации, принципиально отличалась от норм международных стандартов. Поэтому для приведения федерального бюджета в сопоставимый вид с показателями бюдже-тов других стран требовалась дополнительная корректировка данных. Кроме того, нарушалась логика в исследовании бюд-жетных потоков.

Федеральный бюджет на 1998 г. был впервые составлен с учетом перехода на расчет дефицита по международной методо-логии. Это означало изменение порядка балансирования доходов и расходов, источников внутреннего и внешнего финансирова-ния, отражения дефицита бюджета и учета расходов на погаше-ние и обслуживание государственного долга. Если рассматривать этот вопрос с позиций бюджетных потоков, то те из них, кото-рые связаны с привлечением средств и их погашением, полно-стью выводятся из потоков, непосредственно связанных с дохо-дами и расходами текущего финансового года.


С позиций бюджетной классификации, а именно классифи-кации источников внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ, по строке «Государственные ценные бумаги» начиная с 1998 г. отражается сальдо привлечения средств и погашения основной суммы долга без выплаты процентов. Это приводит к росту общего показателя источников внутреннего финансирова-ния на сумму выплачиваемых процентов и дисконта.

В соответствии с федеральным бюджетом на 1998 г. в расхо-дах по статье «Обслуживание государственного долга» отражают-ся только процентные платежи по внутренним и внешним заим-ствованиям:

Обслуживание внутреннего долга — 81,6 (факт. — 67,3) млрд. руб.;

Обслуживание внешнего долга — 42,5 (факт. — 40,9) млрд. руб.;

Всего — 124,1 (факт. — 108,2) млрд. руб.

Дефицит федерального бюджета на 1998 г. составлял по феде-ральному закону 132,4 млрд. руб., фактически 86,5 млрд. руб., включая источники внутреннего 105,8 (факт. — 3,7) млрд. руб. и внешнего финансирования 26,6 (факт. — 90,2) млрд. руб.

Источники внешнего финансирования в 1998 г. сложились фактически значительно больше, чем сумма, направляемая на об-служивание внешнего долга. Разница — 49,3 млрд. руб., а источ-ники внутреннего финансирования оказались меньше, чем сумма, направляемая на обслуживание внутреннего долга, на 71,0 млрд. руб. Сальдо между ними в 21,7 млрд. руб. образует разницу между источниками финансирования дефицита бюджета и средствами, направляемыми на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. Источники финансирования дефицита федераль-ного бюджета составили в 1998 г. 3,6% ВВП.

Рассмотрим некоторые особенности источников финансирова-ния бюджета 1998 г .

Основная особенность внутренних источников связана с тем, что Правительство РФ постепенно увеличивает сроки заимство-вания на внутреннем рынке, что приводит к общей реструктури-зации задолженности и изменению соотношения государствен-ных ценных бумаг с различными сроками погашения. Однако на 1998 г. не ставилась задача введения в обращение значительного объема долгосрочных бумаг. Поэтому в целом рынок государст-венных ценных бумаг РФ оставался ограниченно диверсифицированным. Речь шла по-прежнему о средне- и краткосрочных государственных облигациях . Очевидно, что долгосрочные бу-маги требуют гарантий стабильности в политической и эконо-мической областях, что означает поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Следует обратить внимание на то, что в 1997 г. значительно перевыполнялся план внутренних заимствований по ГКО. Так, если в законе о бюджете предполагалось привлечь с рынка 258,3 млрд. руб., то исполнение — 347,5 млрд. руб., что выше плана в 1,35 раза. Это увеличило нагрузку на бюджет 1998 г. в части обслуживания накопленной задолженности, затруднило поддержание ее ликвидности и сократило сумму, учитываемую в источниках финансирования бюджетного дефицита. Вопросы финансового кризиса рассматривались выше (гл. 2).

В части среднемесячных бумаг в 1998 г. лидирующее поло-жение занимали ОФЗ с переменным купоном, объявляемым за неделю до начала купонного периода. Срок заимствования по ним — от двух лет, что позволило перенести часть расходов по обслуживанию на более поздний срок, вывести за рамки 1998 г.

Облигации федерального займа с постоянным купонным до-ходом (ОФЗ-ПД) относятся к бумагам со сроком обращения до десяти лет. Основная проблема по ним — размещение на прием-лемых для эмитента и инвесторов условиях. Спрос на них был невысок, так как спекулятивная составляющая в них минимальна.

Относительно невелик и рынок облигаций государственного сберегательного займа. Облигации государственных нерыночных займов также относятся к бумагам со сроком обращения от од-ного года до десяти лет.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок обору-дования. При этом большое значение имеют диверсификация источников внешних заимствований, соотношение доходности внутренних и внешних займов, сроки и условия привлечения средств. Улучшению структуры внешних заимствований в значи-тельной степени способствует получение Россией кредитных рейтингов ведущих специализированных международных организаций.

В свою очередь их показатели зависят от политических и экономических рисков для потенциальных внешних инвесто-ров, а влияют они прежде всего на условия размещения займов, которые при определенных обстоятельствах могут быть лучше, чем условия размещения внутренних займов. Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания та-кой структуры платежного баланса, когда валютные поступления в каждый конкретный отрезок времени достаточны для своевре-менного выполнения обязательств по займам. А это может создать дополнительные сложности при регулировании валютного курса российского рубля.

В 1998 г. оставался высоким удельный вес заимствований России у Международного валютного фонда и Международного банка ре-конструкции и развития. В то же время заимствования производи-лись и на международном рынке капитала. Это важно для включения России в международные валютные потоки, обеспечения в перспек-тиве свободной конвертируемости национальной валюты. Кроме то-го, это важно и для выполнения обязательств по займам, связанным с погашением накопленного ранее основного внешнего долга. В со-ответствии с международной методологией в составе источников внешнего финансирования дополнительно учитываются расходы, связанные с погашением основной суммы внешнего государствен-ного долга. Эти расходы составляют 50% суммы привлекаемых внешних займов. Поэтому непосредственно на покрытие бюджетного дефицита в 1998 г. была направлена только половина всех внешних валютных заимствований.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается иерархия законодательных и нормативно-правовых актов в Российской Федерации?
  2. Объясните структуру бюджетного законодательства Российской Федерации.
  3. Опишите составные части бюджетной системы в Российской Федерации.
  4. В чем отличие функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджета на федеральном уровне?
  5. Могут ли существовать государственные внешние заимствования субъектов Российской Федерации? Почему?
  6. Что такое регулирующие налоги? Приведите примеры.
  7. В чем отличие текущих и капитальных расходов?

Межбюджетные отношения в Российской Федерации.

  1. Содержание межбюджетных отношений.
  2. Бюджетный федерализм.
  3. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
  4. Государственные внебюджетные фонды.

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федера-ции, органами государственной власти субъектов РФ и местного са-моуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности орга-нов власти в области составления, утверждения и исполнения бюдже-тов и бюджетного процесса.

Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме .

Межбюджетные отношения базируются на следующих прин-ципах:

Распределение и закрепление расходов и доходов бюдже-тов по уровням бюджетной системы;

Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль-ных образований;

Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

Равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Отдельные виды расходов могут передаваться из федераль-ного бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соот-ветствующих норм в федеральный закон о федеральном бюдже-те. В аналогичном порядке отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ мест-ным бюджетам.

Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления от-дельных государственных полномочий, не относящихся к пред-метам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муници-пальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджет как доход в форме безвозмездных перечислений.

В течение финансового года органы законодательной, представительной и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не могут принимать решений, приво-дящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения из-менений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.

С целью реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом необходимо установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчисле-ний от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государст-венных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченно-сти, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов РФ.

Соглашения между Российской Федерацией и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотно-шений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, и другие положения, установленные бюджетным кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъ-ектов Российской Федерации имеет следующие формы:

- дотации или субвенции на выравнивание уровня мини-мальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

- субвенции на финансирование отдельных целевых расходов.

Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федераль-ного бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минималь-ной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих ми-нимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государствен-ных социальных стандартов устанавливаются федеральным за-коном и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Составле-ние и исполнение бюджетов основано на приоритетном финан-сировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.

Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.

Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в том числе:

Расходов по федеральным целевым программам, капи-тальных расходов;

Расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

Других целевых расходов.

Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным харак-тером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных усло-виях. Цели предоставления таких ссуд, условия оплаты и возвра-та целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются феде-ральным законом о федеральном бюджете на очередной финан-совый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погаше-ны до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финан-совой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых и бюджет субъекта РФ.

Уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации имеет право на проведение ревизии бюджета субъек-та РФ, получающего финансовую помощь из федерального бюджета. При получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в обязатель-ном порядке.

Ревизия бюджета субъекта РФ проводится контрольным ор-ганом Минфина и Счетной палатой РФ.

Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюд-жету может быть оказана в следующих формах:

На выравнивание уровня минимальной бюджетной обес-печенности муниципальных образований с целью финан-сирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

Субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

Другие формы, предусмотренные бюджетным законода-тельством субъекта РФ.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассо-вых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития опреде-ляются законом субъекта РФ. Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюдже-там из бюджетов субъектов РФ определяются законом субъекта РФ. Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с бюджетным кодексом и законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ вправе провести ревизию местного бюджета, получающего фи-нансовую помощь из бюджета субъекта РФ. Ревизию бюджета муниципального образования может проводить орган финансо-вого контроля исполнительной власти или контрольный орган субъекта РФ. Заключение контрольного органа заслушивается при рассмотрении законодательным или представительным ор-ганом субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ. Если местно-му бюджету предоставляется финансовая помощь в объеме, пре-вышающем 30% расходов местного бюджета, финансовый орган субъекта РФ может поставить в качестве условия предоставле-ния финансовой помощи исполнение местного бюджета орга-ном, исполняющим бюджет субъекта РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на фи-нансирование целевых расходов, предусмотренных федеральны-ми целевыми программами либо федеральными законами. Орга-ны государственной власти субъектов РФ осуществляют кон-троль за расходованием средств, поступивших в местные бюдже-ты из бюджетов субъектов РФ.

Формирование бюджета закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) имеет свои особенности:

1) в доходы бюджета ЗАТО в полном объеме направляются псе виды федеральных, региональных и местных налогов и дру-гие поступления, аккумулируемые на его территории;

2) при недостаточности собственных и регулируемых дохо-дов бюджету ЗАТО выделяются из федерального бюджета дота-ции на финансирование расходов, связанных с функционирова-нием органов местного самоуправления. Размер дотаций утвер-ждается федеральным законом о федеральном бюджете на оче-редной финансовый год;

3) превышение доходов над расходами бюджета ЗАТО не подлежит изъятию в бюджеты других уровней бюджетной системы.

Исполнение бюджета ЗАТО производится Федеральным казначейством РФ. Дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогопла-тельщиков в налоговых органах ЗАТО, предоставляются органа-ми местного самоуправления соответствующих образований по согласованию с Минфином РФ.

23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Согласно ст. 23 БК РФклассификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на внешние и внутренние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

1) поступление средств в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам;

2) поступление средств от реализации государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, а также платежи в погашение основной суммы долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;

3) поступление средств в виде бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджет23б ной системы РФ, и платежей в погашение основной суммы долга;

4) поступление средств от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

5) сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам;

6) изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета соответствующего уровня.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

1) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам;

2) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным финансовым и нефинансовым кредитам правительств иностранных государств;

3) поступление средств от реализации внешних облигационных займов и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам;

4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, включая курсовую разницу.

Из книги Корпоративные финансы автора Шевчук Денис Александрович

2.9. Обзор зарубежных источников финансирования Основными способами получения иностранных долгосрочных инвестиций являются: прямое валютное инвестирование, создание совместных предприятий, эмиссия евроакций и еврооблигаций, открытие кредитной линии, процентные и

Из книги Организация управленческого учета в строительстве автора Чернышев В. Е.

7.2. Классификация бюджетов и методы их разработки По формам можно выделить следующие группы бюджетов: финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс; операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора

53. Управление целевой структурой источников финансирования На финансово-хозяйственную деятельность предприятия влияет множество факторов. Для оценки этого влияния в финансовом менеджменте принято разделять все финансовые ресурсы предприятия на финансовые,

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации 1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

1.1.3. Виды бюджетов, их классификация Составными частями внутрифирменного бюджетирования являются:а) технология (управленческая);б) организация системы бюджетирования;в) автоматизация.В данном пособии рассматривается технология процесса бюджетирования, в которую

автора Мухамедьяров А. М.

5.1. Система и характеристика источников финансирования 5.1.1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

5.1.1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной деятельности, является финансирование. Различают две формы

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

5.2.2. Классификация и краткая характеристика внебюджетных фондов финансирования инноваций Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по разным признакам: по уровню управления, целевому назначению, периоду функционирования, охвату проблем и отраслевой

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

59. Учет источников финансирования капитального строительства Источники финансирования вложений во внеоборотные активы в форме капитального строительства и приобретения отдельных объектов основных средств и нематериальных активов подразделяются на собственные и

Из книги Экономический анализ автора Литвинюк Анна Сергеевна

Из книги Благосостояние для всех автора Эрхард Людвиг

Перечень источников Нижеприводимый перечень содержит речи, обращения и статьи, на которых есть ссылки в тексте [в скобках]. При этом высказывания приведены либо в их буквальном виде, либо передан лишь их смысл. № Дата Место и (или) событие 1 28/29.8.1948 2-ой съезд ХДС,

Из книги Финансовая статистика автора Шерстнева Галина Сергеевна

9. Виды бюджетов Местные бюджеты используются для регулирования экономических процессов на местах, влияя на работу местных предприятий, способствуя повышению выпуска продукции и т. д. Важной ролью местных бюджетов является реализация социальных программ.Бюджет

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

33. Классификация источников финансирования инвестиций Источники финансирования инвестиций – это те средства, которые можно использовать как инвестиционные ресурсы.От правильного подбора источников финансирования зависит очень многое – это и жизнеспособность

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

1. Бюджетные правоотношения и бюджетное законодательство К бюджетным правоотношениям относятся: – отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и

Из книги CIO новый лидер. Постановка задач и достижение целей автора Китцис Эллен

Создайте целый портфель возможных источников финансирования Чтобы извлечь максимум возможного из своего портфеля ИТ-стратегий новому CIO-лидеру предстоит создать и целый портфель возможностей финансирования. Используя разные источники финансирования, а не один только

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Можете ли вы описать инвестиционный процесс, используемый Social Entrepreneurs Fund? В чем его особенности? Иными словами, чем процесс финансирования социального проекта отличается от финансирования обычного бизнеса? Мы изучаем бизнес и осуществляем инвестиции почти так же, как

Источники финансирования бюджетного дефицита

подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним источником относятся:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;

2) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

3) бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

4) поступления от продажи государственного имущества (приватизации);

5) остатки по государственным запасам и резервам;

6) профициты прошлых лет.

К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

1) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг;

2) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, выраженные в иностранной валюте.

Первый источник внутреннего финансирования бюджетного дефицита является очень распространенным и включает выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). ГКО это краткосрочные (до 1 года) бескупонные облигации, по которым не предполагается выплата текущего процентного дохода, а дисконт формируется как разница между ценой их размещения (продажи) и ценой погашения (выкупа). ОФЗ это среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные обязательства, предполагающие выплату фиксированного или переменного купона (процента).

Этот источник финансирования позволяет быстро и эффективно решать проблемы дефицита бюджета, однако, имеет ряд слабых сторон:

Во-первых, при его использовании возникает так называемый эффект вытеснения, означающий перетягивание средств из частного сектора, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций;

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим грамотно составленные могут сделать вас аспидски денежным.

Во-вторых, использование данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливает государственный внутренний долг. Так, на 1.01.2002 г. долг РФ по ГКООФЗ составил 160,2 млрд.руб., сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. на 25 млрд.руб.

В-третьих, злоупотребление указанным методом финансирования бюджетного дефицита может привести к дефолту (невозможности платить по долгам) наподобие имевшего место в нашей стране в 1998 г. В этом случае правительство гасило долг по старым ценным бумагам выпуском новых ГКО, увеличивая постоянно уровень их доходности. В результате ставки процента (включая ставку рефинансирования Банка России) возросли в несколько раз. Правительство оказалось не в состоянии выплачивать доход по ценным бумагам по новым ставках, а также своевременно их выкупать, что вызвало кризис всей российской финансовой системы.

Эффективность использования второго способа финансирования бюджетного дефицита зависит от мощности кредитной системы государства. В нашей стране коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами для решения этой задачи. Кроме того, отвлечение кредитных ресурсов на нужды государства снижают инвестиционную активность частного сектора. Использование же средств Центробанка для финансирования бюджетного дефицита запрещается Бюджетным кодексом РФ. Во многом это объясняется тем, что вливание денежных средств Банка России в экономику страны, сопровождается обычно их эмиссией (печатанием), что способствует росту инфляции. В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налогов в государственный бюджет. Подобная отсрочка дает выигрыш налогоплательщику, так как выплачивать задолженность по налогам ему предстоит более дешевыми деньгами, и выигрыш в условиях высокой инфляции может превысить сумму причитающихся ему в этом случае пеней и штрафов.

Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не являются значительным источником покрытия бюджетного дефицита, возникающего на федеральном уровне, в силу дотационности большинства регионов РФ. Обычной практикой является передача средств с федерального на более низкие уровни бюджетной системы РФ. Так, в 2001 г. на оказание финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета было перечислено более 200 млрд.руб., или 18,3% от всей его расходной части.

Приватизация государственной собственности является важным источником финансирования бюджетного дефицита. При этом, однако, следует учитывать, что российское правительство может самостоятельно принимать решение о приватизации только мелких и средних предприятий. Решение о приватизации крупных предприятий принимает Государственная Дума.

Наконец, последний источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в том случае, если бюджет предыдущего года был исполнен с профицитом. В нашей стране в 2001 г. (по данным за январь ноябрь) профицит бюджета составил 257,7 млрд. руб (против 190,7 млрд.руб. в аналогичном периоде 2000 г.). Профицит заложен и в бюджет 2002 года.

Важным внешним источником покрытия бюджетного дефицита является выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. К ним, например, относятся еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) и др.

Следует, однако, учитывать, что возможность прибегать к внешним источникам финансирования бюджетного дефицита во многом связана с политическими факторами. Кроме того, она зависит от общей суммы внешнего долга страны и ее способности платить по старым долгам. Для России возможности использования этих источников финансирования бюджетного дефицита во многом исчерпаны. Следует также заметить, что новые внешние заимствования увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов).

Новое на сайте

>

Самое популярное