Домой Кредитные учереждения К мероприятиям косыгинской реформы в промышленности относится. Экономические реформы А.Н

К мероприятиям косыгинской реформы в промышленности относится. Экономические реформы А.Н

И со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста . Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций .

Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС . Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов , ак. С. Г. Струмилин , эксперты Госплана СССР , руководители предприятий и др.
Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов , подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила название либерманизм .

Как альтернатива реформе в среде интеллигенции радикального «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова , с 1962 г. развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ).

Решающим аргументом стало то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин - самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, - выбрал реформу Либермана.

Основные положения реформы

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х - начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина .

Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

«Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)
«О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)
«Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.
«О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)
«О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)
«О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)
«О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)
«О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)
«О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)
«О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)
«О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

«Communist flirtation with profits» Обложка журнала «Time» с материалом об экономической реформе 1965 г.

  1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования - советы народного хозяйства , созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
  2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
  3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
  4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов - фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
  5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия - не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Агитационный плакат, посвящённый реформе

Постановлением Совета Министров СССР N 677 от 28.08.1974 на проживающих в сельской местности была распространена общегражданская паспортная система; согласно постановлению, выдача паспортов «гражданам СССР, которым ранее паспорта не выдавались», должна была быть осуществлена «в срок с 1 января 1976 г. по 31 декабря 1981 г», фактически в отдаленных местностях затянулась до 1989 года.

Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в Конституции СССР 1977 г.: «Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы» (ст. 16)

Реализация реформы. «Золотая пятилетка»

Распределение прибыли предприятий до и после реформы

Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки - гг. К осени г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В - гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.

Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».

Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар - деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.

Экономические показатели относительно предыдущего года (1960 г. = 100)
год Валовая продукция Численность персонала Основные производственные фонды
1965 148 123 186
1970 163 115 152
1975 137 108 151
1979 116 107 134

Развитие реформы

Итоги и оценки

Структура внешней торговли СССР в 1970 г.

В современной историографии доминирует точка зрения о сворачивании реформы либо о её полной неудаче.

Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году - 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это были не реформы, а путь в никуда…

Среди причин «захлёбывания» реформы обычно приводятся сопротивление консервативной части Политбюро ЦК (негативную позицию по отношению к реформе занимал Н. В. Подгорный), а также ужесточение внутриполитического курса под влиянием Пражской весны 1968 г. .
По воспоминаниям Н. К. Байбакова , особенно негативную роль играло внутриаппаратное соперничество между А. Н. Косыгиным и Н. А. Тихоновым . Контрпродуктивными были разногласия между Совмином, Госпланом СССР с одной стороны, и Министерством обороны - с другой. Маршал (Д. Ф. Устинов) выступал за постоянный рост военных расходов, против увеличения которых выступали Косыгин и Байбаков. Неблагоприятным «антистимулом» для развития реформаторских усилий мог быть рост поступлений от экспорта энергоносителей, дающий возможность консервативному советскому руководству конца 1970-х гг. поддерживать экономический рост и удовлетворять внутренний потребительский спрос за счёт быстрого увеличения импорта.

А. Н. Косыгину приписываются слова, сказанные в беседе с главой правительства Чехословакии Любомиром Штроугалом в г.: «Ничего не осталось. Всё рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят… Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду».

В некоторых исследованих последних лет в качестве ключевого фактора, тормозившего развитие реформы рассматривается деятельность сторонников СОФЭ.

Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970-е - 80-е гг. следует принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития:

Объективно, в ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному качеству экономического роста, само понятие экономической эффективности создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики .

Примечания

  1. История социалистической экономики СССР. - Т.7. - М., . - С. 93.
  2. Материалы XXII съезда КПСС - М., 1961. - С. 387.
  3. Либерман Е. Г. План, прибыль, премия. // Правда. - . - 9 сентября . (статья была многократно перепечатана в региональных СМИ)
  4. г. на предприятиях «Большевичка» (Москва), «Маяк» (Горький); шахтах Западного угольного бассейна (УССР)
  5. http://www.computer-museum.ru/galglory/27.htm ; http://www.icfcst.kiev.ua/museum/GL_HALL2/MAIN-1020_5_r.html
  6. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.5. - М., 1968. - С. 640-645.
  7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.5. - М., 1968. - С. 643.
  8. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 376-388.
  9. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 408-411.
  10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 462-466.
  11. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 466-469.
  12. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 469-472.
  13. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.7. - М., 1970. - С. 20 - 24.
  14. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.7. - М., 1970. - С. 431-447.

В 60-х годах СССР был сверхдержавой с развитой экономической системой, огромным политическим влиянием во всем мире и обладал самой сильной армией и ничем не уступал своему главному сопернику США. Однако темпы экономического роста к середине десятилетия замедлились и отрасли народного хозяйства не успевали за расходами военно-промышленного комплекса. Руководство страны искало выход из сложившейся ситуации посредством различных мер. Однако без кардинальных преобразований в хозяйственной жизни страны ускорения достигнуть не получалось. В середине 60-х годов в мире начался новый виток технологической революции и повсеместный переход к интенсивному пути развития экономики. СССР как передовая держава не мог позволить себе оставаться в стороне от данных процессов, поскольку экономика Советского Союза хоть и была закрытой, но все же являлась неотъемлемой частью мирового хозяйства. Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным был разработан план глубоких преобразований в экономике впоследствии эти реформы получили имя их автора. Нельзя обойти стороной заслуги великого экономиста и политика СССР Алексея Николаевича Косыгина, многое сделавшего для Советского народа. Во время Великой Отечественной войны Алексей Николаевич участвовал в руководстве эвакуацией многих промышленных предприятий, является одним из создателей знаменитой Дороги жизни. Уже в 1946 году А.Н. Косыгин возглавляет Совет Министров СССР и на протяжении десятилетий осуществляет работу по преобразованию и улучшению экономической модели страны. Вплоть до 1980 года А.Н. Косыгин занимал пост председателя Совета Министров СССР и покинул свой пост в связи с ухудшившимся состоянием здоровья.

В 1964 году на смену Н.С Хрущеву к власти в Советском Союзе пришел Л.И. Брежнев. В эпоху Хрущева Экономическая политика СССР отличалась проведением большого количества реформ, порою авантюрных, примером служит засевание огромных площадей кукурузой, во многом непригодной для выращивания на засеиваемых площадях. С приходом Брежнева экономический курс принял более умеренный характер, непродуманных действий в экономике стало на порядок меньше, однако, необходимость преобразований назрела довольно сильно.

Преобразования начались в 1965 году, к тому моменту рост экономики СССР замедлился до критического показателя в 10-12%. Это сейчас такие цифры выглядят, как прекрасный результат, однако, в то время на фоне бушевавшей Холодной войны, сопровождаемой постоянной гонкой вооружений этого показателя было недостаточно для развития не только военно-промышленного сектора, но и легкой промышленности, сельского хозяйства, то есть тех отраслей экономики, которые обеспечивали рост уровня жизни населения. Главным направлением реформы значилось предоставления предприятиям большей самостоятельности в своей деятельности, децентрализовать полномочия центральной власти в отношении работников на местах, что должно было способствовать развитию производственной инициативы, повышению производительности труда, а предложения в качестве рационализаторской инициативы должны способствовать развитию предприятия. Степень экономической свободы различных предприятий должна была возрасти, что в свою очередь позволило бы производствам более свободно распоряжаться денежными средствами, которые находились в их обороте для нужд самого предприятия или его работников, что также способствовало резкому увеличению производительности труда и уровня жизни работников организаций и предприятий. Методика экономических стимулов должна была быть заменена новыми.

Среди конкретных шагов по реализации реформы следовало: уменьшение количества показателей планового выполнения работы, что должно было способствовать уменьшению бюрократизации производственных процессов, уменьшению времени производства товаров. Перевод показателей эффективности предприятий в плоскость прибыли, что стало бы нововведением позволившим предприятиям более рационально рассчитывать производственные ресурсы для эффективной деятельности. Цены должны были формироваться новым путем, позволяющим предприятием и организациям улучшать условия работы для своих сотрудников, что в сочетании с остальными мерами давало не только экономический, но и социальный эффект в виде улучшения качества жизни населения без привлечения больших материальных ресурсов. Переход на отраслевую систему управления, как более эффективный метод руководства народным хозяйством. Основной целью проведения реформы являлся своеобразный рывок экономики СССР, переход от экстенсивного роста на модель интенсивного развития. Этот переход должен был заложить новые основы для развития народного хозяйства.

К моменту начала проведения реформ не все отрасли экономики были готовы к преобразованиям, как следствие процесс реформирования затянулся и продлился вместо 2 лет вплоть до 1970 года, что составило 5 полных лет, для динамично разувающейся экономики – непомерно много. Также одной из причин фактического провала реформы стала нехватка бюджетных денег. Несмотря на огромные ресурсы СССР как второй по мощи экономики мира, существенная часть средств уходила на нужды военно-промышленного комплекса, остальные отрасли народного хозяйства финансировались по остаточному принципу. Сельское хозяйство, отрасли легкой промышленности, отчасти тяжелая промышленность не справились с поставленными задачами, чему во много способствовало отношения руководителей данных отраслей к реформе, поскольку единого мнения в Совете Министров по поводу эффективности предпринимаемых мер не было. Имели случаи саботажа и прямого уклонения от приказов вышестоящих органов, что в условиях меняющихся отношений не только тормозило преобразования, но и давало негативный эффект. В связи с этим проведение реформ затянулось на столь долгий срок и не принесло желаемого эффекта, как в экономическом плане, так и в социальном. СССР не совершил рывок столь необходимый в противостоянии с США и продолжил развиваться, следуя старым экономическим догмам, что послужило еще одной косвенной причиной для его распада.

В 1970 году реформы пришлось свернуть, как не правдавшие ожидания, часть из проектов преобразований была использована при проведении Горбачевской «Перестройки», где опять-таки претворение планов столкнулось с теми же проблемами, но с более плачевным результатом. Однако, несмотря на невыполнение всех мероприятий реформ А.Н. Косыгина, положительный экономический эффект все же присутствовал. Экономические реформы А.Н. Косыгина немного подстегнули экономику страны, позволили стимулировать применения в производстве новых технологий, послужили основанием для появления целых производственных отраслей. Именно с этим периодом связано массовое строительство жилья и объектов социального значения в СССР, позволившее значительно повысить уровень жизни миллионов Советских граждан, создание мощной автомобильной промышленности, не уступающей на тот момент лучшим мировом образцам, гигантское строительство, развернувшееся в Сибири и на Дальнем востоке: строительство Байкало-амурской магистрали, Саяно-Шушенской ГЭС, считающейся одной из самых мощных в мире, строительство автомобильных дорог прочно связывающих разные регионы страны, масштабная механизация сельского хозяйства – перевод колхозов и совхозов на более современные типы сельскохозяйственной техники, все это было сделана также во многом благодаря преобразованиям, проводимым в период Косыгинских реформ. В результате хоть реформы и не достигли всех своих целей опыт их применения вполне можно считать положительным как в экономическом плане, так и в социальном.

9 сентября 1962 года в газете “Правда ” появилась программная статья Е.Г.Либермана, тогда еще неизвестного профессора Харьковского университета, в которой он изложил основные идеи своего взгляда экономической реформы управления народным хозяйством и планирования, о необходимости которой в то время шли разговоры в высших правительственных кругах. Очень скоро, поддержку концепции Либермана высказали ведущие экономисты - академик В. С. Немчинов, академик С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и многие другие.

Альтернативой "либермановскому" варианту реформы экономики, являлся разработанный в 1962-1963 г. под руководством академика В.М.Глушкова проект Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС). Но при его рассмотрении в 1964 г. затраты на его полную реализацию (15-20 млрд. руб. на протяжении 15-20 лет) были сочтены неприемлемыми, и в конечном итоге проект не был реализован. Более подробно о системе ОГАС вы можете прочесть в этой статье "Политштурма": https://vk.com/wall-78974213_20986

Практически полное отсутствие издержек на проведение реформы по варианту Е.Г.Либермана, и определило выбор Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Позже, сам Либерман получит должность консультанта Косыгина, который видел главную проблему СССР при Брежневе в том, что показатели росли только на бумаге, в то время как уровень обеспечения народа продукцией был невысоким.

В обществе коллег, Косыгин был известен как человек поддерживающий либерализацию общества, поддерживал многие западные идеи.

Реформа состояла в следующем:

1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

2. Внедрялся хозрасчёт, сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

4. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

5.Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (в рамках существующего законодательства).

Новая система народнохозяйственного планирования была даже закреплена в Конституции СССР 1977 г.: «Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы» (ст. 16)

Фактически, это была попытка ввести элементы рыночной экономики в плановую.

Реформа была встречена в стране неоднозначно. Немало хозяйственных руководителей и просто людей, быстро ориентирующихся в том, на чём в данный момент можно поживиться, сразу же нашли в ней способ улучшить жизнь коллектива предприятия и заодно приумножить собственное состояние.

Ведь многое из того, что прежде приходилось делать втайне, теперь можно было совершать открыто и даже получать за это поощрение.

“Успешные” предприятия добивались огромных ассигнаций от государства, для чего придумывали всевозможные предлоги, часть из ассигнаций ушла в карманы чиновников.

Деньги, вырученные предприятиями, тратились только на увеличение зарплат работников, в то время как затрачивание средств на развитие предприятия или производства не происходило, вследствие чего наблюдалось замораживание темпов экономического роста.

Из-за быстрого роста зарплат, у населения «на руках» появилось много свободных денег, тратить которые было особо не на что - производство просто не успевало удовлетворять возросший спрос, что вело к инфляции и дефициту, явлениям абсолютно не характерным социализму.

То, что нельзя было купить товары, даже если есть деньги, вызывало растущее недовольство в народе.
Замаячило и еще одно проклятье капитализма - безработица, так как уволенные тунеядцы тоже нуждались в работе, а найти ее из-за реформы стало.

Больше денег стало оставаться у предприятий - меньше поступало их в бюджет государства. А расходы росли, нужно было изыскивать дополнительные доходы. Пришлось прибегнуть к испытанной палочке-выручалочке - увеличивать производство водки. Сам Косыгин уже через год после начала реформы вынужден был признать: «предоставив предприятиям свободу манёвра ресурсами, мы не сумели установить за ними действенный контроль».

Словом, куда ни кинь, всюду клин: выгоды от реформы получали оборотистые руководители предприятий, а все причиненные ею убытки должно было покрывать государство.

Допустив в качестве главного критерия эффективности работы предприятий прибыль, советская "номенклатура" подчинила народное хозяйство закону максимальной прибыли со всеми вытекающими из этого последствиями и узаконила капитализацию наемной рабочей силы на предприятиях. Фактически, советская экономика ускоренным темпом переходила на капиталистические «рельсы».

В.И.Ленин еще в 1918 году на этот счет предостерегал: “… величайшим искажением основных начал Советской власти и полным отказом от социализма является всякое, прямое или косвенное, узаконение собственности рабочих отдельной фабрики или отдельной профессии на их особое производство, или их права ослаблять или тормозить распоряжения общегосударственной власти…” (ПСС т. 36, с. 481.)

Как мы видим, любые компромиссы с рыночной экономикой очень опасны для социализма и должны пресекаться. К сожалению, тогда партия не восприняла предупреждения Ленина всерьез, и мы с вами можем наблюдать последствия. Косыгинская реформа стала грубейшим отступлением от дела социализма, частично поспособствовала уничтожению Советского Союза и последующей «прихватизации» общенародной собственности.

Косыгинская реформа (реформа Либермана) – экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 году, однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 года, после чего реформа была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета Министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований. Также эта реформа известна, как «Реформа Либермана» - в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.

Основная суть реформы, заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Косыгинская экономическая реформа

После того, как в октябре 1964 года пост главы государства покидает Н.С. Хрущев , заканчивается вместе с ним и знаменитая «хрущевская оттепель», во время которой в СССР активно проводились самые разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. на смену им приходят уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не возвращается к сталинизму, а начинает ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Основная суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

Реформа предполагала:

    Ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;

    Сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;

    Переход на экономические стимулы;

    Ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;

    Новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями – аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 году стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии), а также банальную нехватку денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 годах.

В 1980 году Косыгина освобождают от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 года он умирает. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но также внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.

Реформы Косыгина можно назвать апогеем «развитого социализма». Результатом их было существенное повышение уровня экономического развития страны, а также уровня жизни населения.

К сожалению, период нахождения Косыгина у руля советской экономики был недолгим, и вслед за «золотой пятилеткой» (1966 – 1970 годы) наступила эпоха «застоя».

Огромное производство

Предпосылкой для проведения реформ была гигантская производственная база Советского Союза. В середине 60-х страна имела более 300 отраслей, 47 тысяч предприятий и более 12 тысяч строительных организаций.

Жёсткое централизованное управление не могло привести в порядок всю эту машину. Проблемы возникали на всех звеньях производства – и с поставками, и со сбытом продукции, и с распределением зарплаты. Алексей Николаевич Косыгин взялся оздоровить советскую экономику.

Суть реформ

Как отмечали современники министра, Косыгин был деятелем, которого интересовала только экономика, поэтому он не желал заниматься политикой. Будучи настоящим экономистом, он гораздо лучше других членов правительства понимал важность прибыли, рентабельности, заинтересованности работников в результатах своего труда и других составляющих народного хозяйства.

Реализованные им реформы вступали в известное противоречие с тоталитарным политическим режимом страны.

  1. Предприятиям была предоставлена значительная самостоятельность. Теперь они сами определяли, что собираются производить, на собственные средства модернизировали производственный процесс, договаривались с поставщиками и потребителями, распоряжались прибылью, устанавливали численность работников в штате, размер их зарплаты. За нарушение договора предприятие подвергалось денежному штрафу.
  2. Из 30 прежних плановых показателей реформа оставила только 9.
  3. При оценке деятельности предприятия главное внимание уделялось прибыли и рентабельности. Прибыльное предприятие могло формировать различные фонды – материального поощрения, развития производства, культурный и т. д.
  4. Предприятия стали более самостоятельными в формировании цен на продукцию.
  5. В сельском хозяйстве были повышены закупочные цены на продукцию, снижены налоги с крестьян, удешевилась сельхозтехника и запчасти к ней.

Все эти реформы стимулировали производственный процесс, что привело к невиданным прежде результатам. Было построено огромное количество крупных предприятий, в том числе автозавод в Тольятти, начавший производить самые массовые советские легковые автомобили.

Предприятия финансировали социальное развитие страны, культурную жизнь, на собственные средства строили благоустроенное жильё для работников. Однако косыгинские реформы имели и свои слабые стороны, к примеру – повышение цен. В последующие годы эти недостатки пытались устранить.

Почему же дальнейшее развитие реформ было остановлено?

Казалось бы, реформы Косыгина привели к быстрому и всестороннему развитию советской державы. Однако консервативная часть правительства во главе с Н. В. Подгорным сделала всё возможное, чтобы не дать реформам продолжения. Деятельность Косыгина назвали почти ругательным словом «волюнтаризм» и вернулись к жёсткому режиму внутренней политики.

Министра-новатора давно уже тихо ненавидели – ещё со времён Хрущёва; после подавления «пражской весны» правители-мракобесы нашли себе оправдание и «с чистым сердцем» прекратили реформы. Последовавший за этим резкий спад экономики некоторое время удавалось маскировать посредством нового источника доходов – нефтедобычи. Однако страна медленно, но верно катилась в пропасть.

Новое на сайте

>

Самое популярное