Домой Кредитные учереждения Как и в какие сроки проводится встречная налоговая проверка? Встречная налоговая проверка.

Как и в какие сроки проводится встречная налоговая проверка? Встречная налоговая проверка.

Встречная проверка: представлять ли документы?

Многие компании сталкивались с требованиями налоговой о представлении документов или информации при проведении проверки их контрагента. Но мало кто задумывался, что иногда фирма вправе смело отказать инспекторам.

Компаниям известна ситуация — внезапно (в отсутствие какой-либо проверки) получено требование о представлении документов в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса. Чаще всего это означает, что проверка проходит у одного из контрагентов и налоговики запрашивают документы по взаимоотношениям с ним. Прежде чем безропотно нести документы в инспекцию, рекомендуем внимательно изучить полученное требование. И в первую очередь обратить внимание на последнюю перед подписью строчку, в которой указывается основание для истребования документов, то есть мероприятия, которые проводятся в отношении контрагента.

Основания для «встречки»

Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)*(1):

— во-первых, по пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса можно потребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);
— во-вторых, по пункту 2 статьи 93.1 Налогового кодекса можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она требуется вне рамок проверки (например, при проведении иных мероприятий налогового контроля).

Намеренно или нет, но налоговики отождествляют эти два понятия, указанные в разных подпунктах одной статьи. Они считают, что вне зависимости от того, проводится ли в отношении контрагента фирмы налоговая проверка, у них есть право требовать от нее любые документы. В частности, такой вывод следует из письма Минфина России*(2).

Иными словами, по обоим пунктам можно потребовать все что угодно. Однако это не так.

В первом случае, то есть в рамках проводимой у партнера проверки, налоговики действительно могут потребовать любые документы, перечислив их в требовании. Один нюанс — истребуемые документы должны касаться отношений с проверяемой фирмой. Так, к примеру, нельзя истребовать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, выписки из книги продаж, договоры с субподрядчиками и т.п.), поскольку непосредственной связи с конкретным контрагентом они не имеют.

Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки (которая должна быть идентифицирована), ни о каких документах здесь речи не идет. Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Например, провести допрос сотрудника, заключившего соответствующий договор либо иным образом участвующего в сделке.

Еще в 2008 году ФАС Западно-Сибирского округа*(3) пояснил, что понятия «информация» и «документ» не являются тождественными. К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ — это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста. Поэтому в отсутствие налоговой проверки в отношении контрагента фирмы с нее нельзя требовать какие-либо документы, можно запрашивать только информацию о конкретной сделке.

Таким образом, для истребования документов относительно контрагентов компании инспекция должна в соответствующем требовании четко указать, какие мероприятия проводятся в отношении этого партнера.

Нарушил — получи!

Итак, инспекция требует представления документов по одному из партнеров в рамках встречной проверки. Это могут быть договоры и акты, выписки по счетам, накладные и т.п.

Для решения вопроса о том, надо ли их представлять, компании следует изучить основание для этого, указанное в требовании. Если соответствующая строчка не заполнена, можно смело откреститься от требований налоговиков. Также их можно игнорировать, если документы требуются «в связи с проведением мероприятий налогового контроля» либо иных мероприятий, проводимых вне рамок налоговой проверки. Обязанность представить какие-либо документы возникает только тогда, когда в требовании есть прямое указание на проведение проверки либо на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

На это же обращает внимание и ВАС РФ. Он указывает, что вне рамок проверки контрагента налоговики могут истребовать только информацию о конкретной сделке, но не сами первичные документы (договор, платежные документы), касающиеся этой сделки*(4).

К тому же можно оспорить требование, в котором не обоснована причина для истребования документов или информации (т.е. отсутствует информация о том, в рамках каких мероприятий налогового контроля выставлено требование). В дальнейшем это не позволит инспекции оштрафовать фирму за непредставление документов. Вывод, что необоснованное требование не подлежит исполнению, сделал, в частности, ФАС Дальневосточного округа*(5).
Понятно, что в целях получения нужных документов любым путем инспекторы могут приврать и написать, что они требуются в целях проведения налоговой проверки. Что делать тогда?

Узнайте о проверке партнера больше

Получив «нормальное» требование с указанием на проведение налоговой проверки у контрагента, на всякий случай можно поинтересоваться у него, действительно ли она проходит. При отрицательном ответе можно не делать ненужной работы и игнорировать требование налоговиков.

Именно так поступила одна неслабонервная компания*(6). Суть дела была в следующем.

Инспекция 20 апреля 2010 года вручила компании требование о представлении документов по взаимоотношениям с контрагентом, указав в качестве основания «проведение налоговой проверки за период с 01.01.2008 по 31.12.2009». Та не пошла на поводу у инспекторов и не стала сразу же выполнять требование. Фирма выяснила, что никакая проверка в данный момент у ее контрагента не проводится, и отказалась представить документы, сообщив об этом инспекции в письменном виде. Налоговики не сдались и выставили новое требование, в котором было указано, что документы требуются в связи «с проведением мероприятий налогового контроля». Но и на это они получили отказ, поскольку истребовать документы можно только в связи с проведением налоговой проверки. Обиженные налоговики решили наложить штраф, что и было оспорено в суде.

Суды всех инстанций встали на защиту компании, выяснив, что проверка контрагента началась только в ноябре 2010 года, соответственно, до этого момента не было никаких законных оснований требовать документы. Представители инспекции настаивали на том, что они вправе в любом случае (даже если не проводится проверка) истребовать информацию по конкретной сделке в силу пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса. Суд же разъяснил, что понятия «документы» (которые можно истребовать в рамках проверки) и «информация» (которую можно истребовать при проведении любых мероприятий налогового контроля) не тождественны. Вне рамок проверки требовать можно только информацию, причем по конкретной сделке, а не вообще любую. Документы в этом случае запрашивать нельзя.

М. Пархачева,
член научно-экспертного совета при Палате налоговых
консультантов России, руководитель компании
"Консалтинговая группа «Экон-Профи»

Мнение. Когда инспекция может запрашивать информацию, а когда — документы?
Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Состав документов (информации) ограничен теми, которые имеют прямую либо косвенную связь с налогообложением проверяемой компании.

Налоговым кодексом предусмотрены три отдельных случая, когда истребуются документы (информация) от третьих лиц.
Первый. Когда проводится налоговая проверка лица, документы и (или) информация о деятельности которого необходимы инспекции. Если проверка камеральная, то состав документов дополнительно ограничивается только теми, которые статья 88 Налогового кодекса прямо называет. Это документы, подтверждающие вычеты по НДС, налоговые льготы; по налогам, связанным с природными ресурсами; документы, которые должны быть приложены к декларации. В отношении участников инвестиционного товарищества состав информации, которая может быть получена налоговым органом, дополнительно ограничивается их перечнем, приведенным в пункте 1.1 статьи 93.1 Налогового кодекса.

Второй. Если проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках процедуры рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении результатов камеральной проверки действуют те же ограничения, о которых я говорил выше.
Третий. Когда истребование осуществляется вне рамок налоговых проверок, документы запрашивать уже нельзя, а истребование информации ограничено сведениями о конкретных сделках.

Свою особенность имеет истребование документации в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В данном случае перечень истребуемой документации ограничен статьей 105.15 Налогового кодекса, эта документация должна касаться конкретной сделки (группы однородных сделок). При этом под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если формирование таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Мнение. Встречная проверка: как надо поступать?
Ирина Черник, старший партнер юридической компании «Черник, Джаарбеков и партнеры», к.ю.н.
Компания получила требование о представлении документов в связи с проведением встречной проверки в отношении контрагента.

Как надо поступать — соглашаться и давать документы или отказываться? Почему-то в последнее время на практике все время возникает этот вопрос. При этом не вполне понятно, с чем связаны сомнения или опасения.

Обязанность налогоплательщиков представлять документы по запросам инспекций установлена Налоговым кодексом. Оспорить тот факт, что налоговики имеют право затребовать информацию в связи с проведением проверок вряд ли удастся.

Подпункт 9 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса указал на то, что налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты должны нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Права и обязанности сторон налоговых отношений при проведении встречных проверок установлены в том числе в статье 93.1 Налогового кодекса. Согласно пункту 1 этой нормы должностное лицо инспекции, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов может проводиться также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Более того, пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса дает право инспекциям истребовать документы по конкретным сделкам у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Встречная обязанность лица, получившего требование о представлении документов (информации), установлена пунктом 5 указанной статьи. Такое требование должно быть исполнено в течение пяти рабочих дней со дня получения. Либо в тот же срок необходимо направить сообщение в инспекцию о том, что запрашиваемый не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если же документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, то можно обратиться с ходатайством о продлении срока представления документов. Правда, продление этого срока является не обязанностью, а правом налогового органа, который может данное продление и не предоставить.

За непредставление документов установлена ответственность по статье 129.1 Налогового кодекса. Но помимо ответственности налоговой есть еще и ответственность административная, предусмотренная для компаний и физических лиц частью 1 статьи 15.6 Кодекса об административных правонарушениях. Часть 2 статьи 15.6 Кодекса устанавливает дополнительную ответственность для должностных лиц уполномоченных государством органов и нотариусов, поэтому в данном комментарии для целей указанной темы она не рассматривается.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что отказ компании от выполнения требований ИФНС с высокой степенью вероятности повлечет налоговую и потенциально административную ответственность.

*(1) ст. 93.1 НК РФ
*(2) письмо Минфина России от 20.06.2008 N 03-02-07/1-225
*(3) пост. ФАС ЗСО от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008 (6766-А75-14)
*(4) п. 27 проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ»
*(5) пост. ФАС ДВО от 06.03.2012 N Ф03-306/12
*(6) пост. ФАС ПО от 06.09.2011 N Ф06-7328/11

Регулярно работники ФНС проводят разные проверки по отношению к многочисленным налогоплательщикам. Основной их целью выступает выявление разных нарушений законодательства, совершаемых разными компаниями или индивидуальными предпринимателями. Проверки могут быть выездными или камеральными, причем в любом случае они вызывают негативную реакцию у руководителей и бухгалтеров компании. Нередко проводятся дополнительные исследования, к которым относится и встречная проверка. Она проводится по отношению к контрагентам проверяемой компании. Основной ее целью выступает уточнение разных сложных вопросов.

Понятие исследования

Встречная налоговая проверка проводится в ситуации, когда в процессе изучения какой-либо организации возникают дополнительные вопросы к контрагентам.

Проверке обычно подвергаются документы, имеющие отношение к какой-либо сделке, поэтому запрашивается ограниченное количество документации.

Цель проведения

Суть встречной проверки заключается в том, чтобы уточнить разные обстоятельства и подробности конкретной сделки, которая по разным признакам может признаваться незаконной. По результатам такой сделки обычно значительно увеличивается или уменьшается выручка компании. Поэтому возникают сомнения у проверяющих относительно того, является ли такая операция правомерной. Нередко она приводит к тому, что снижаются налоговые отчисления компании.

Инициируется встречная проверка для достижения сразу нескольких целей. К ним относится:

  • проверка подлинности и законности переданных фирмой документов;
  • изучение сведений в аналогичных документах разных компаний, чтобы убедиться, что отсутствуют намеренные исправления;
  • сверка сведений о разных финансовых операциях, совершаемых компанией и ее партнерами;
  • подтверждение существования конкретных контрагентов, а также того, что они действительно занимаются предпринимательской деятельностью.

При выявлении разных серьезных нарушений во время встречной проверки привлекаются к ответственности обе компании. Обычно такое исследование проводится в случае, если сделка совершается на сумму, превышающую 100 млн руб.

Когда еще проводится мероприятие?

Исследование реализуется обычно в нескольких ситуациях:

  • фирмой была заключена крупная сделка, на основании которой уменьшился размер разных налогов;
  • возникают подозрения у проверяющих инспекторов относительно того, насколько достоверной и качественной является отчетность компании;
  • во время инвентаризации выявляются разные товары, которые не были правильно оприходованы работниками предприятия;
  • во время расчетов устанавливается, что имеются в компании поддельные документы;
  • обнаруживается, что в документации указываются недостоверные сведения;
  • отсутствуют разные контракты с другими фирмами, которым при этом перечислялись средства или отправлялись товары;
  • неправильно оформлены в компании разные соглашения с другими предприятиями, например, имеются исправления в документации или же все оттиски являются нечеткими;
  • в фирмы и ее контрагентов выявляются расхождения.

Даже незначительные нарушения и расхождения в документах могут стать основанием для проведения встречной налоговой проверки по отношению к многочисленным контрагентам организации. Поэтому все руководители фирм должны следить за тем, чтобы отсутствовали ошибки в документации.

Этапы процедуры

Проведение встречных проверок должно осуществляться только при учете многочисленных требований. Поэтому сами налоговые инспекторы должны следовать некоторым условиям. Процедура делится на последовательные этапы:

  • первоначально выявляются разные ошибки или сомнительные сведения относительно разных сделок, совершаемых проверяемой фирмой с другими компаниями;
  • инспектор направляет запрос контрагенту, на основании которого руководитель организации должен подготовить определенный пакет документов, имеющий отношение к сотрудничеству между компаниями;
  • документация должна подготавливаться предприятием в течение пяти дней, после чего ответственный представитель фирмы должен привезти лично в отделение ФНС эти бумаги, а также они могут быть отправлены по почте с помощью ценного письма с описью вложения;
  • далее инспектором проверяется документация, полученная от контрагента;
  • сравниваются данные, имеющиеся в документах разных предприятий;
  • по результатам проверки формируется заключение работниками ФНС, причем оно должно передаваться обеим компаниям.

Если во время проведения проверки выявляются разные нарушения, то привлекаются проверяемые компании к административной ответственности, а также может начинаться судебное разбирательство.

Во время встречной проверки ФНС может наказать контрагентов только за нарушение сроков, в течение которых фирма должна передать документы. Это приводит к тому, что бухгалтерский отдел предприятия перед отправкой бумаг не проводит их предварительную проверку, что может привести к негативным последствиям для обеих организаций. Если выявляются серьезные ошибки, то инспекторы могут инициировать внеплановую выездную проверку такого контрагента. Поэтому фирма не сможет уйти от наказания.

Проводится проверка только при наличии объективных причин, поэтому при их отсутствии контрагент может отказаться в предоставлении необходимой документации.

Сроки проведения

Сроки встречной проверки должны соблюдаться компаниями в обязательном порядке. Как только будет получен запрос от работников ФНС, фирма должна подготовить документацию, имеющую отношение к конкретному контрагенту или сделке, в течение 5 дней.

Учитываются именно рабочие дни, причем в этот же срок может фирма сообщить, что у нее отсутствуют запрашиваемые документы. Если нарушаются сроки, то компания привлекается к административной ответственности.

Какой проверяется период?

Период, за который запрашиваются документы, должен совпадать с тем сроком, в рамках которого проверяется первоначальная компания. Если же работники ФНС требуют документы, не имеющие отношения к этому периоду, то это является нарушением, поэтому компания может отказать в подготовке этой документации.

Фирма может отказать в передаче бумаг, которые имеют отношение исключительно к ее предпринимательской деятельности, а при этом не касаются проверяемой компании. В этом случае не может контрагент привлекаться к административной ответственности.

Какие запрашиваются документы?

Встречная проверка контрагента считается достаточно распространенной. В рамках ее проведения могут запрашиваться разные документы у организаций, причем в законодательстве отсутствуют точные сведения о перечне и объеме этих бумаг, что нередко приводит к возникновению споров между инспекторами и руководителями разных предприятий.

Работники ФНС должны запрашивать только документы, имеющие отношение к контрагенту, но нередко включаются в пакет документов бумаги:

  • штатное расписание предприятия;
  • маршрутные листы;
  • сведения о посредниках.

Некоторые документы действительно позволяют получить множество информации о непосредственной проверяемой компании, но некоторые бумаги не должны запрашиваться в рамках такого исследования.

Нередко проведение встречной налоговой проверки приводит к тому, что начинаются судебные разбирательства относительно того, правильно ли были запрошены те или иные документы. Судебная практика показывает, что наиболее часто суды становятся на сторону налоговой инспекции, так как в законодательстве отсутствуют сведения о том, какие точно документы могут запрашиваться.

При каких условиях исследование считается правомерным?

Встречная проверка документов будет законной только при удовлетворении определенных значимых условий. К этим требованиям относятся следующие:

  • запрос, на основании которого требуются документы от компании, вручается непосредственно представителю компании под расписку или отправляется с помощью почты с применением уведомления о вручении, что позволяет доказать, что фирма действительно получила эту документацию;
  • если контрагент состоит на учете в другом отделении ФНС, то направляется запрос из соответствующего подразделения, так как от чужого отделения фирма может не принимать разные запросы;
  • в запросе должны содержаться только оптимальные документы, имеющие отношение к проверяемому контрагенту компании;
  • в документе должна указываться причина для проведения исследования, поэтому если сведения в нем являются расплывчатыми, неясными или общими, то фирма может отказать в подготовке документации;
  • нередко у компании отсутствуют необходимые документы, поэтому она должна в течение пяти дней оповестить об этом работников ФНС, причем отказ должен обосновываться значимыми причинами.

Только при таких условиях встречная камеральная проверка является легитимной, поэтому не получится по суду оспорить ее результаты.

Ответственность за нарушения

Контрагенты, отказывающиеся передать документы или нарушающие сроки подготовки бумаг, привлекаются к административной ответственности. В этом случае проводится по отношению к ним встречная выездная проверка, а также назначается штраф в размере 5 тыс. руб.

Уполномоченные лица уплачивают штраф в размере от 300 до 500 руб. Дополнительно работники ФНС направляют повторный запрос. Поэтому фирмам в любом случае придется подготовить и передать для изучения нужную документацию.

Как правильно удовлетворяются требования инспекторов?

Чтобы требования по встречной проверке были полностью удовлетворены, контрагентом проверяемой организации должны соблюдаться определенные условия:

  • передается проверяющим запрашиваемый пакет документов, причем процедура выполняется в течение пяти дней после получения запроса любым доступным способом, например, по почте или при личном общении с инспектором ФНС;
  • передаваться должны копии оригиналов, которые заверяются печатью компании и подписью руководителя;
  • не могут инспекторы требовать нотариального заверения документации;
  • если имеется в указанном перечне многостраничный документ, то его требуется прошить и подписать на месте сшива;
  • каждая страница должна быть хорошо пропечатана и пронумерована;
  • на обороте последнего листа требуется поставить печать, а также расписывается руководитель или ответственное лицо компании.

Если документация будет подготовлена грамотно, то все требования ФНС будут удовлетворены, поэтому будут отсутствовать разные нарушения или ошибки. Компания не будет привлекаться к административной ответственности.

Можно ли отказать в передаче документации?

В законодательстве не регламентирован точный перечень бумаг, который может быть запрошен работниками ФНС от контрагентов проверяемой компании. Это нередко приводит к разногласиям между инспекторами и руководителями фирм, так как запрашиваются бумаги, не имеющие отношения к разным важным сделкам.

Нередко запрашиваются личные документы компаний, штатное расписание или другие бумаги. За счет них инспекторы проверяют наличие отношений между разными компаниями. Если отказывает фирма в подготовке такой документации, то она может привлекаться к ответственности. В этом случае придется обращаться в суд, но обычно судьи становятся на сторону ФНС.

Если нарушаются сроки предоставления бумаг, то назначается штраф в размере 5 тыс. руб.

Как поступить, если ранее передавались запрашиваемые документы?

На основании ст. 93 НК не могут работники ФНС требовать от контрагентов проверяемой компании повторной подготовки определенной документации, которая ранее требовалась во время проведения камеральной или выездной проверки.

Но хотя имеются данные сведения в законодательстве, желательно все же подготовить документы, чтобы предотвратить подачи иска в суд проверяющими инспекторами.

Последствия встречной проверки

Каждая компания должна учитывать требования инспекторов, чтобы по итогам проверки контрагента не возникла такая ситуация, когда будет проводиться внеплановое исследование фирмы.

Часто возникает ситуация, когда отсутствуют необходимые документы, запрашиваемые в рамках встречной проверки. Пояснительная записка составляется работниками компании при таких условиях. Она содержит информацию о том, что конкретные документы были утеряны или просто отсутствуют в фирме.

К последствиям такого исследования для контрагентов относятся следующие:

  • при обнаружении расхождений в документах может проводиться проверка контрагента;
  • может привлекаться компания к административной ответственности, если действительно выявляются нарушения;
  • если вовсе обнаруживаются признаки мошенничества, основным назначением которого является сокрытие доходов, то может привлекаться фирма и должностные лица к уголовной ответственности.

Поэтому фирмы должны ответственно подходить к формированию и хранению различной документации, формирующейся в процессе сотрудничества с другими организациями.

Как оформляются результаты?

Встречная проверка считается достаточно оперативным процессом, по окончании которого формируется промежуточный акт. В нем фиксируются все обнаруженные нарушения и расхождения в документации.

Дополнительно вносится информация из неофициальных бухгалтерских записей. Могут приводиться показания лиц, занимающихся внесением данных в документацию компаний.

Заключение

В рамках проверки какой-либо компании налоговая инспекция может осуществлять встречную проверку разной документации у контрагентов этой организации. В рамках данной процедуры запрашиваются разные документы за конкретные периоды времени.

Для многих предприятий такая проверка может приводить к негативным последствиям, представленным привлечением к административной ответственности или проведением внеплановой выездной проверки. Поэтому все документы, имеющие отношение к сотрудничеству с другими компаниями, должны содержать актуальную информацию.

Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов Семенихин Виталий Викторович

3.2. Встречные налоговые проверки

С 1 января 2007 г. ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает только два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Прямо о встречных налоговых проверках в налоговом законодательстве не говорится. Однако в ст. 93.1 НК РФ установлены правила истребования документов налогоплательщика или информации о конкретных сделках у других лиц, что, по сути, и является встречной налоговой проверкой. О природе встречных налоговых проверок в свете отсутствия официальной позиции читайте в настоящем разделе.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 части первой НК РФ налоговые органы проводят налоговый контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Самой распространенной и результативной формой налогового контроля являются налоговые проверки.

В отличие от ранее действующей редакции ч. 2 ст. 87 НК РФ, прямо закрепляющей понятие встречной налоговой проверки, в тексте нынешней редакции такого понятия нет.

Таким образом, по природе своей встречная проверка не называется налоговой, поскольку согласно налоговому законодательству последняя может быть только камеральной или выездной. Наряду с этим встречная проверка не относится ни к той, ни к другой категории, ведь она не предназначена для контроля правильности уплаты налогов в бюджет. Также следует иметь в виду, что встречная проверка не является самостоятельной проверкой, она является элементом, составной частью выездной или камеральной налоговой проверки.

Ее проводят с целью получить документы от контрагентов проверяемой организации-налогоплательщика. Обратите внимание, что проверяемой организацией в любом случае считается только фирма, где проходит выездная или камеральная налоговая проверка. А ревизию в компании, от которой запросили документы, представители налоговых органов проводить не имеют права. При этом такая позиция подтверждается в том числе судебной практикой (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 26 сентября 2005 г. по делу N А40-3277/05-129-40).

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ определяется процедура истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Обратите внимание, что данные положения выставляют определенные рамки, не предоставляя право представителям налогового органа запрашивать любую информацию в данном случае (смотрите, например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 мая 2009 г. N Ф03-2111/2009 по делу N А24-3473/2008).

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (форму такого поручения смотрите в Приложении N 6 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) (форму такого требования смотрите в Приложении N 5 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Обратите внимание, что предприятию, получившему требование со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ, в связи с проведением налоговой проверки контрагента, следует проверить, как объем запрашиваемых документов связан с этой проверкой. В частности, следует проверить соответствие перечня документов, указанных в требовании, перечню, указанному в копии поручения об истребовании документов, которая приложена к требованию.

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (подробнее об этом смотрите гл. 13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Постановлением ВС Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4463-1).

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (смотрите, например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. N Ф04-623/2009(1322-А75-49) по делу N А75-3412/2008).

В соответствии со ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ ("Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля"), влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Квалифицированный состав данного правонарушения с признаком повторности влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Такой Порядок, действующий в настоящее время, утвержден Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки" и является Приложением N 3 к нему.

Его положения дополнительно к рассмотренным выше нормам констатируют, что в поручении об истребовании документов должно содержаться:

Полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), у которой поручается истребовать документы;

Место нахождения организации (место жительства физического лица);

Основание направления поручения;

Полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности которой необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля;

Перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.

При этом если истребуемые документы не могут быть представлены в указанный в ст. 93.1 НК РФ срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов.

Продление срока представления документов осуществляется налоговым органом по месту учета лица, у которого истребованы документы.

Если срок представления документов был продлен, то о таком продлении налоговый орган по месту учета лица, у которого истребованы документы, в трехдневный срок сообщает в налоговый орган, который направил поручение об истребовании документов.

В трехдневный срок со дня представления истребованных документов и (или) сообщения лица, у которого истребованы документы, об отсутствии истребуемых документов, указанные документы и (или) сообщение направляются в адрес налогового органа, который направил поручение об истребовании документов.

В заключение отмечаем, что необходимость истребования документов у контрагентов организации, в отношении которой проводится камеральная или выездная налоговая проверка (необходимость встречной проверки), может возникнуть, например, в случаях:

Если имеется информация об уклонении проверяемой организации от налогообложения путем применения специальных налоговых схем, равно как и в случае, если ранее двумя контрагентами применялись схемы уклонения от налогообложения;

Если подлинность представленных налогоплательщиком документов для проверки вызывает сомнение или данные в них недостоверны;

Если налоговый орган подозревает фиктивность сделки или подобные фиктивные сделки имели место ранее;

Если есть подозрения, что проверяемая организация не оприходует товарно-материальные ценности, выручка и денежные средства не отражаются на счетах организаций;

В иных случаях.

Налогоплательщикам в данном случае в целом следует обратить внимание на следующие основные моменты:

Встречная проверка проводится путем истребования документов у одного налогоплательщика о деятельности другого налогоплательщика;

Встречная проверка осуществляется только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки;

Предметом встречной проверки являются информация, документы о финансово-хозяйственных взаимоотношениях контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

8.2. Налоговые проверки как основная форма государственного налогового контроля Налоговый контроль за налоговыми поступлениями от налогоплательщиков осуществляется посредством ведения в налоговых органах по каждому плательщику оперативно-бухгалтерского учета

Из книги Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они? автора Виткина Юлия Владимировна

Глава 19 Налоговые проверки. Для всех Налоговая реформа у нас, к сожалению, становится постоянной и непрерывной Владимир Путин, май 2003 г. 19.1. Общие претензии Положения о налоговом контроле не нравились всем налогоплательщикам. Во-первых, сроки выездных проверок

Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

Глава 20 Налоговые проверки. Для избранных Налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам Владимир Путин, апрель 2005 г. 20.1. «ЮКОС» совершенствует кодекс От общих норм перейдем к частным. Это повторные налоговые

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

Глава 1. ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Из книги Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение. автора Караханян Самвел Гургенович

Глава 2. КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

3.4. Совместные налоговые проверки и другие контрольные действия В деятельности налоговых органов не последнее место занимают совместные проверки и другие контрольные действия, которые производятся с различными федеральными органами (таможенные органы, финансовые

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Налоговые проверки Инспекции ФНС России могут проводить два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.Камеральные налоговые проверкиКамеральная налоговая проверка проводится в самой инспекции ФНС России на основе налоговых деклараций и других документов,

Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение С.Г.Караханян,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Лекция 12. Налоговые проверки 12.1. Налоговые проверки Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.Налоговая проверка – это основная форма налогового

Из книги Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы автора Химич Николай Васильевич

12.1. Налоговые проверки Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая

Из книги автора

31. Налоговые проверки: понятие и виды Налоговая проверка – совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Из книги автора

55. Арифметическая проверка, сопоставление документов, встречные проверки, письменные запросы Арифметической проверке подвергаются данные справок и расчетов бухгалтерии, составление которых связано с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда,

Из книги автора

60. Камеральные налоговые проверки Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других

Из книги автора

61. Выездные налоговые проверки Выездные налоговые проверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля.Основное содержание выездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или

Из книги автора

1.1 Камеральные налоговые проверки Под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, других документов, имеющихся у налогового органа. Процедура проведения камеральных налоговых

Из книги автора

1.2 Выездные налоговые проверки Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки налоговыми органами самых разных аспектов деятельности налогоплательщика, влияющих на

Встречные проверки — это лишь еще один способ контроля налоговиков

При получении из налоговой требования о предоставлении документов (информации) по другой фирме паниковать не стоит. Проверяют не вас, а вашего контрагента. Такие проверки не являются еще одним видом налоговых проверок. По сути, встречная проверка — это право налоговой запросить информацию, которая касается деятельности проверяемого налогоплательщика, у его контрагентов. А само выражение «встречная проверка» осталось в обиходе еще из старых редакций Налогового Кодекса, в действующей такого понятия сейчас нет.

Если инспектор при проведении выездной или камеральной проверки заподозрит что-то не то, он имеет право обратиться за документами к контрагентам проверяемой фирмы с целью подтверждения информации.

Основанием для проведения такого налогового контроля может быть не только проведение камеральной или выездной налоговой проверки, но и другая обоснованная необходимость. Причем, законодательство не ограничивает это понятие, поэтому такой необходимостью может быть что угодно. Инспекторы это определят сами по результатам своего анализа. Вне рамок проверки могут проконтролировать какую-то конкретную сделку, чтобы подтвердить её реальность.

Какие документы могут запросить

Для получения нужной информации, налоговая направляет требование «о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить документы, которые перечислены в требовании. Предоставляются копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию. Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном виде по ТКС.

Список документов, которые могут запросить, законодательно не определен. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, это прежде всего: договоры, накладные, акты, счета-фактуры.

Список документов может быть большим, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день отправьте в налоговую письмо с указанием причины задержки и срока предоставления. В течение 2 рабочих дней вам должно прийти решение о продлении сроков или об отказе в продлении.

Может оказаться, что запрашиваемых документов у вас нет вообще, тогда в ответ на требование в течение 5 дней тоже нужно отправить письмо в налоговую.

Вы и ваш контрагент можете состоять в разных налоговых инспекциях. В таком случае «чужая» налоговая не может требовать от вас информацию. ИФНС контрагента посылает поручение вашей инспекции, а ваша уже на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.

Результаты встречной проверки оформляются актом.

Правомерность встречной проверки

Прежде чем выложить все, что просят налоговики, проверьте не допустили ли они ошибок. Вот на что стоит обратить внимание:

  1. Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы из разных налоговых.
  2. Проверьте, что данные поручения и данные требования совпадают. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы.
  3. В требовании должны быть указаны реквизиты конкретных документов, которые необходимы налоговой или сделка, по которой информацию нужно предоставить.
  4. Налоговая не может в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, декларации, например. Вы имеете полное право не исполнять подобное требование ИФНС, только до этого еще раз убедитесь в своей правоте, т.к. позицию может потребоваться отстаивать в суде.

Можно ли отказать?

Из-за того что перечень документов, которые могут запросить налоговики, не регламентирован, возможны разногласия. Вы можете подумать, что запрашиваемые документы не содержат хозяйственных операций с контрагентом, а инспектор будет утверждать обратное. Например, могут запросить штатное расписание — так налоговики проверяют наличие взаимозависимости лиц.

За отказ предоставить документы и за нарушение срока (5 дней) могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность — наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Чем грозит встречная проверка

Пожалуй, еще один вопрос, который волнует предпринимателей — как бы самому не попасть впросак, выполняя требования налоговой, если найдутся расхождения с документами контрагента.

В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут. Если выявят нарушение, то налоговую проверку все равно уcтроят, и хоть штрафы вменить не смогут, но положенную недоимку по налогу и пени вам придется заплатить.

Встречная проверка может принести немало забот, но, зная права и обязанности обеих сторон, риск возникновения неприятностей становится ниже.

Новое на сайте

>

Самое популярное