Домой Кредитные учереждения Когда проверка придет к вам. Динамика поступлений прямых налогов в бюджет Как рассчитать темп роста налоговых доходов

Когда проверка придет к вам. Динамика поступлений прямых налогов в бюджет Как рассчитать темп роста налоговых доходов

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Дополнительная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности».

Фактически данный критерий имеет в виду проверку двух показателей:

1) Налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов («Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)»).

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Следует проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие. Можно сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение отгрузки товара.

2) Пропорция между расходами и доходами, отраженными в налоговой и финансовой отчетности должна сохраняться («Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности»): Бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3. Затем сопоставляются полученные итоги. Данные несоответствия могут быть вызваны операциями, по-разному отражаемыми в бухгалтерском и налоговом учете (оценка ТМЦ, амортизация основных средств и т. д.). Правила прописываются в «Приказе об учетной политике предприятия», принимая во внимание потребности организации. С одной стороны ей может быть выгодно показать более доходную финансовую отчетность для инвесторов или банка, с другой - на определенном этапе законно уменьшить налог на прибыль.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации предлагается получать из органов статистики (в частности, с официальных интернет-сайтов, из статистических сборников и по запросам), а также из органов МНС РФ.

Среднюю заработную плату налоговые органы обычно рассчитывают на основании данных налоговой декларации или расчета авансовых платежей по страховым взносам в ПФ, т. к. она сдается всеми организациями (и на УСН, и на ЕНВД), причем эти отчеты сдаются ежеквартально. Из этого отчета берется налоговая база. А среднесписочная численность определяется из формы 4-ФСС, поскольку в отчетах в ПФ содержится просто количество работающих человек.

В том случае, если этот критерий заинтересовал налоговые органы, нужно привести максимальное количество фактов и документов, показывающих оправданность невысоких доходов персонала. Возможные причины низкой заработной платы:

неполный рабочий день сотрудников (это должно быть видно из табелей учета рабочего времени);

недолгий опыт работы в компании;

низкая квалификация персонала (об этом, в частности, свидетельствует трудовой стаж).

Резко увеличились темпы роста налоговых доходов местных бюджетов. В 2010 г. они составили 124% (692358 тыс. руб.) против 103,9% (9410571 тыс. руб.) в 2008 г. и 136% (558357 тыс. руб.) - в 2009 г.

Изменения в темпах роста поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Федерации обусловили изменения в пропорциях распределения налоговых доходов между этими бюджетами: в 2010 г. доля федерального бюджета снизилась до17,9% против 18,8% - в 2009 г. и 21,9% - в 2008 г.

Одним из важнейших факторов замедления роста налоговых поступлений 2010 г. является чрезвычайно высокий рост доходов предыдущего периода, связанный с проведенными налоговыми проверками крупных налогоплательщиков. Однако и изменения налогового законодательства 2009 г. сыграли свою роль.

Динамика поступления прямых налогов в бюджет за 2008 - 2010 годы представлена в таблице №2 (Приложение 2).

Из приведенных данных видно, что лидером поступлений является налог на прибыль организаций. Темп роста налога на прибыль организаций в 2010 г. снизился до 107,7%, тогда как в 2008 и 2009 г.г. составил 137%.

Замедление темпов роста налога на прибыль можно объяснить тем, что с 1 января 2009 г. налогоплательщики имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Довольно существенно расширен перечень материальных расходов и внереализационных расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, введен новый порядок снижения налоговой базы при внесении средств в уставный капитал организаций, расширение перечня доходов, не учитываемых при расчете налоговой базы.

Наиболее существенным изменением законодательства можно считать положение о том, что теперь налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет без ограничений, при этом такое уменьшение можно производить уже по итогам отчетного периода, не дожидаясь конца года. С 2010 г. налогоплательщики получили право на применение 10-процентной амортизационной премии при реконструкции основных средств. Снижены до одного года сроки списания расходов на НИОКР, в том числе и по НИОКР, не давшим положительного результата. Данные изменения произведены для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в особых экономических зонах, а в дальнейшем будет рассмотрен вопрос об изменении порядка переноса убытков на будущее в отношении всех налогоплательщиков.

Налог на доходы физических лиц имеет ярко выраженную социальную направленность, которая реализуется последовательным из года в год увеличением величины налоговых вычетов и снижением ставок для отдельных категорий граждан.

За анализируемый период 2008 - 2010 годы показатель поступления налога на доходы физических лиц увеличился на 312706 тыс. руб. или на 165,7 %. Достижению таких результатов в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации теневой зарплаты и работе с убыточными организациями, а также рост сознательности налогоплательщиков, желающих получать официальные доходы. В конечном счете, показатели легализации теневых операций налогоплательщика становится рост доходов бюджетов, прежде всего территориальных, и государственных внебюджетных фондов. Значит, растут их расходные возможности, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.

РИА Рейтинг - 14 июл. Суммарные доходы региональных бюджетов субъектов РФ за январь - май 2017 года, согласно данным Федерального казначейства, составили 3,766 триллиона рублей. По оценке экспертов РИА Рейтинг, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года суммарный объем доходов бюджетов субъектов РФ вырос на 10,1%, причем темпы роста значительно опережают инфляцию, которая по данным Росстата, за первые пять месяцев 2017 года составила 1,7%. В 66 российских регионах отмечен рост бюджетных доходов, в Республике Тыва их объем не изменился, в 18 - снизился. Стоит отметить, что в 45 регионах темп роста объемов доходов бюджета был выше, чем среднероссийский уровень.

Суммарные налоговые и неналоговые доходы бюджетов регионов РФ за январь - май 2017 года составили 3,15 триллиона рублей, что, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, на 10,2% выше, чем за соответствующий период 2016 года. Объем налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов вырос также в 66 субъектах РФ, в Ростовской области и Республике Бурятия не изменились, и в 17 регионах - снизились.

Лидером по темпам роста налоговых и неналоговых доходов стал Ненецкий автономный округ, где объем поступлений вырос на 95%, что в большей степени обусловлено почти двукратным ростом объемов сборов налога на прибыль организаций. Пятикратный рост объема поступлений налога на прибыль организаций внес ощутимый вклад в общий объем налоговых и неналоговых доходов Республики Крым, которые выросли за пять месяцев 2017 года на 82%. Тройку лидеров по темпам роста налоговых и неналоговых доходов замыкает Кемеровская область (+52%), где так же значительно выросли поступления налога на прибыль организаций.

Существеннее всего объемы налоговых и неналоговых доходов сократились в Сахалинской области (-34%) и Кабардино-Балкарской Республике (-35%).

Суммарный объем расходов региональных бюджетов по итогам пяти месяцев 2017 года составил 3,2 триллиона рублей, что на 5,2% выше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. Темпы роста расходов региональных бюджетов оказались ниже, чем темпы роста доходов, что привело к увеличению суммарного профицита бюджетов субъектов РФ и сокращению почти в два раза количества регионов с дефицитом бюджета: по итогам пяти месяцев 2017 года их всего 25 против 45 годом ранее.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

Согласно буквальному смыслу абз. 3 п. 4 Общедоступных критериев оценки рисков необходимо сравнить два следующих показателя:

Результат сравнения темпа роста расходов с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности

Результат сравнения темпа роста расходов с темпом роста доходов по данным бухгалтерской отчетности.

Каким образом проводить это сравнение, налоговики не пояснили. Единственное, что понятно: существенным будет любое несоответствие показателей.

По нашему мнению, для удобства сравнения необходимо сначала определить:

Разницу между темпами роста расходов и доходов по данным налоговой отчетности

Разницу между темпами роста расходов и доходов по данным бухгалтерской отчетности.

Для этого из значения темпа роста расходов надо вычесть значение темпа роста доходов.

Формулы расчета такие:

1) Ртн = ТРн - ТДн;

2) Ртб = ТРб - ТДб,

где Ртн - разница темпов роста расходов и доходов по данным налоговой отчетности;

Ртб - разница темпов роста расходов и доходов по данным бухгалтерской отчетности;

ТРн - темп роста расходов, определенный по налоговой отчетности;

ТДн - темп роста доходов, определенный по налоговой отчетности;

ТРб - темп роста расходов, определенный по бухгалтерской отчетности;

ТДб - темп роста доходов, определенный по бухгалтерской отчетности.

Положительный результат такого расчета покажет, что расходы растут быстрее, чем доходы, а отрицательный - что доходы растут быстрее, чем расходы. Нулевой результат скажет о том, что темпы роста расходов и доходов совпадают.

Затем полученные значения можно сравнивать. Их равенство будет свидетельствовать, что и в налоговом, и в бухгалтерском учете расходы и доходы увеличиваются (или падают) в одинаковых пропорциях.

Если же полученные разницы отличаются друг от друга, то налоговики могут заподозрить неладное.

Полагаем, что у налоговиков будет больше всего оснований обратить на вас внимание, если положительной разнице темпов в налоговом учете будет соответствовать отрицательная разница темпов в бухгалтерском учете.



Это будет означать, что ваши налоговые расходы увеличиваются, а бухгалтерские расходы, наоборот, падают или же что налоговые доходы падают при росте бухгалтерских доходов.

Однако даже при наличии двух положительных разниц внимание налоговиков может быть привлечено, если значение разницы темпов роста в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском. К сожалению, в Приказе не указано, какое различие значений налоговики будут считать критическим для включения в план проверок. Полагаем, что, если различие небольшое, придавать этому значение не имеет смысла.

Прочие случаи неравенства разниц тоже связаны с риском включения в план выездных проверок. Однако он не столь велик.

Результаты сравнения различий

между темпами роста расходов и доходов

по данным налоговой отчетности

и темпами роста расходов и доходов

по данным бухгалтерской отчетности

Примечание

Вместо разниц для сравнения можно использовать отношения величин темпов роста, т.е. частное от деления темпа роста расходов на темп роста доходов. В этом случае об опережающем росте расходов будет свидетельствовать значение частного, превышающее единицу.

Несомненно, любым несоответствиям темпов роста могут быть и разумные объяснения. Например, на показатели финансовой отчетности существенно влияет нестабильная экономическая ситуация. Однако выяснять это налоговики будут, возможно, уже в ходе выездной проверки.

Поэтому в любом случае необходимо проанализировать причины выявленного несоответствия и принять меры сообразно результатам анализа.

ПРИМЕР

Сравнения разниц в темпах роста доходов и расходов по налоговой отчетности и по бухгалтерской отчетности

Ситуация

Согласно декларациям по налогу на прибыль за 2013 и 2012 гг. определен темп роста доходов организации "Альфа" в размере 107% и темп роста расходов в размере 102%.

В свою очередь, согласно бухгалтерской отчетности темп роста доходов составит 107%, а темп роста расходов - 103%.

Решение

1. Определим разницу между темпами роста расходов и доходов по данным налогового учета. Она составит -5% (102% - 107%).

2. Определим разницу между темпами роста расходов и доходов по данным бухгалтерского учета. Она составит -4% (103% - 107%).

3. Сравним значения.

Как видим, значение разницы между темпами роста расходов и доходов в налоговом учете меньше, чем в бухгалтерском. В целях налогового контроля такое соотношение, скорее всего, не заинтересует налоговиков. Но исключать иной вариант нельзя.

В связи с этим организации "Альфа" целесообразно проверить данные своего учета.

Поиск торгов по всем площадкам

Постоянно мониторя государственные и коммерческие торговые площадки, СБИС имеет полную и актуальную информацию о закупках.

Отберите интересные вам торги

Задайте регионы, категории товаров и услуг, суммы, ключевые слова и исключения - поисковая система тендеров СБИС мгновенно найдет то, что вам требуется, просматривая даже сканы приложенной документации.

Прогноз участников и победителей

Имея данные обо всех закупках за последние несколько лет, СБИС подсказывает возможных участников, их ценовое предложение и определяет наиболее вероятного победителя.

Узнайте первым о новых торгах

Качественный поиск закупок и тендеров

Не нужно 1000 торгов, достаточно 100, но ваших

Умный фильтр СБИС отсечет неподходящие по смыслу тендеры и найдет торги, которые максимально соответствуют вашему запросу, при этом порядок слов и окончания не важны.

Выигрывайте торги до публикации

СБИС знает все планы заказчиков и покажет торги еще до публикации на площадках. Контактируйте с заказчиком заранее и обсуждайте подробности. Отметьте план интересным, и СБИС сообщит о публикации закупки.

Контракты с предоплатой и без обеспечения

В СБИС не надо писать в запросе «аванс» и «предоплата», достаточно поставить фильтр и указать минимальный размер аванса. Кроме того, СБИС найдет закупки с подходящей вам суммой обеспечения или покажет закупки без него.

Сведения о ваших конкурентах и заказчиках

СБИС покажет в каких торгах участвуют конкуренты, надежность заказчика и субподрядчика, даст подробное досье на них.

  • Владельцы, управляющие, аффилированные, связанные лица и организации.
  • Сколько лет на рынке, численность сотрудников.
  • Финансовое состояние, выручка и стоимость бизнеса.
  • Кому поставляют, у кого закупаются, в каких торгах участвуют.
  • Как часто, с кем и насколько успешно судятся, есть ли исполнительные листы.
  • На какую сумму можно работать в долг или платить аванс.
  • Насколько платежеспособны, вероятность банкротства.
  • Не однодневка ли, не «сливает» ли фирмы в «помойку» вместе с долгами.

Организуйте работу тендерного отдела

Коммуникации, управление и поиск тендеров в одной системе

СБИС - больше, чем система поиска тендеров и аукционов. СБИС организует процесс от планирования закупки до заключения договора. Отмечайте интересные торги, назначайте ответственных, распределяйте задачи по сотрудникам и контролируйте сроки. Получайте извещения о проведении закупки, обменивайтесь документами и подписывайте договоры прямо в СБИС.

Командная работа над тендером

Ищите аукционы и госзакупки, обсуждайте закупку с коллегами и руководством, ставьте задачи, устраивайте видеосовещания, прикладывайте ваши документы и формируйте заявку, фиксируйте ход переговоров с заказчиком - вся история подготовки к тендеру, все документы будут храниться в одном месте с закупкой.

Новое на сайте

>

Самое популярное