Домой Кредитные учереждения Кто является главой центрального банка японии. Банковская система японии

Кто является главой центрального банка японии. Банковская система японии

Агентство финансовых услуг Японии (FSA) и несколько финансовых институтов занимаются разработкой единой системы идентификации, использующей для работы с клиентами технологию блокчейна.

Сначала система будет запущена в трех крупнейших банках страны - Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Sumitomo Mitsui Banking Corp и Mizuho Bank. Кроме того, планируется создать единый орган управления новой системой.

Тестирование проекта начнется уже в следующем месяце. Эксперимент продлится до весны следующего года и определит риски утечки данных и другие возможные проблемы.

Новая система позволит клиентам открывать счета в нескольких банках и финансовых институтах без повторного предоставления персональных данных. Если быть точнее, владелец счета в одном банке сможет зарегистрировать единый ID. При открытии счета в другом банке ему понадобится просто предоставить этот единый ID через приложение на смартфоне, подтвердив свои персональные данные при помощи отпечатков пальцев или сканирования лица. Независимо от этого, клиентам все же придется подтвердить свою личность через электронную почту.

Персональные данные клиентов банка будут храниться в блокчейне. Эта информация будет доступна органам, занимающимся расследованиями хищений личных данных или подозрительных транзакций.

Разработкой оборудования для новой системы займется одна из крупнейших японских типографий, Dai Nippon Printing. Платежные карты будут выпускаться сразу же после подтверждения личности владельца счета. Процесс подразумевает распознавание лиц и сканирование чипов, интегрированных в водительские права и другие удостоверяющие личность документы.

Единая система идентификации - это всего лишь один из множества блокчейн-проектов, разрабатываемых и тестируемых сейчас в Японии.

Основанная в начале 2016 года структура под названием SBI Ripple Asia, представляющая собой совместное предприятие японского финансового гиганта SBI Holdings и компании Ripple, начинает тестирование системы денежных переводов между японскими и южнокорейским банками.

SBI Ripple Asia возглавляет группу, состоящую из нескольких японских банков, экспериментирующих с технологией распределенного реестра Ripple.

На этой неделе банковский консорциум, возглавляемый Mizuho Financial Group и Japan Post Bank, заручился поддержкой центрального банка по запуску электронной валюты J-Coin, предназначенной для оплаты товаров и перевода денег при помощи смартфонов.

Будет ли J-Coin использовать технологию блокчейна аналогично валюте MUFG Coin банка Mitsubishi UFJ, пока неизвестно.

Банк Японии (Bank Of Japan - BOJ) – это главное финансово-кредитное учреждение Страны Восходящего Солнца, Центральный Банк Японии.

Задачи ЦБ Японии – обеспечение стабильности на ценовом рынке страны, поддержание высокого уровня экономики, проведение монетарной политики, регулирование денежного объема в обороте, изменение процентной ставки (при необходимости), формирование курса национальной валюты и так далее.

Находится в наиболее респектабельном районе столицы Японии – Токио. Его отличительная особенность – высокий уровень развития, идеальное разделение обязанностей между структурами банка, четкое выполнение поставленных задач, сильная роль государства в процессе управления ЦБ.

Официальный сайт Банка Японии - boj.or.jp/en/index.htm.

История Банка Японии

С 1868 года в Японии началась эпоха правления Мейдзи, который стал основателем всей банковской системы Японии.

В 1868 году появились первая бумажная , которая носила название «золотой билет» (на японском языке – кинсацу). Первые номиналы новых банкнот – 1 «сю», 1 «бу», 1 «ре», 5 и 10.

В 1869 году впервые была отчеканена японская йена.

С 1871 года японская йена была официально признана денежной единицей Японии. Началось активное вытеснение старых денег новыми.

В 1872 году – принят первый закон, в котором разъяснялись функции национального банка. При этом коммерческим (частным) структурам было дано право печати валюты. Это привело к активному выпуску банкнот негосударственными структурами.

В 1876 году были внесены изменения в закон о национальных банках, что сделало выпущенные денежные единицы неконвертируемыми.

С 1879 года новая старые клановые денежные единицы полностью вышли из оборота, уступив место новой национальной валюте. К этому году в Японии было уже более 150 банков.

1882 год – организован Банк Японии, основной целью которого была борьба с инфляцией.

С 1885 году ЦБ Японии начал эмиссию денег, которые менялись не .

В 1889 году в силу вступил закон, согласно которому все бумажные деньиг должны были покрыты серебром (оставался лишь небольшой непокрытый лимит размером в 70 миллионов иен).

С 1897 года было принято решение о переходе на золотовалютную систему. При этом выпуском банкнот занимался исключительно Банк Японии.

С 1921 года обмен японской йены на золото был прекращен.

В 1942 году появился закон, по которому Центральный Банк страны полностью контролировался правительством.

1949-й – год формирования Политического Совета. Задача последнего – формирование монетарной политики государства.

С 1971 года Центральный Банк страны проводит сделке на вексельном рынке, совершает операции с государственными облигациями. Шаг за шагом формируется .

1979 год – изменение в законодательстве и присвоение Банку Японии бессрочного статуса (ранее период действия ЦБ все время продлевался).

1998 год – разработано новое законодательство, касающееся Центрального Банка страны. 1 апреля этого года Банк Японии стал независимы от Минфина. Согласно нового закона ЦБ страны имеет в объеме сто миллионов японских йен. При этом 55% капитала находится в руках правительственных структурах, а 45% - распределено между частными акционерами.

Все держатели акций Центрального Банка получают гарантированную в размере 4% годовых, которая при нормальной доходности финансового учреждения достигает 5%. При этом частные держатели акций в процессе правления банком участия не принимают.

Функции Банка Японии

Банк Японии играет роль основного кредитно-денежного регулятора в стране. Его аналогом в США является Федеральный Банк, в Германии – Бундерсбанк, в Великобритании – . К основным функциям учреждения можно отнести:

1. Эмиссия национальной валюты страны. Банк Японии имеет монополию на выпуск денежных банкнот (японской иены).

2. Внесение изменений в денежно-кредитную политику. Здесь могут использоваться такие инструменты, как определение официальной ставки процента, принятие норм обязательного резерва, проведение валютных интервенций, сделки с государственными облигациями.

3. Корректировка норм обязательств коммерческих банков страны касательно их резервов.

4. Влияние на курс национальной валюты, регулирование объема денежной массы в обороте.

5. Изменение (в большую или меньшую сторону) основной процентной ставки. Посредством изменения данного параметра ЦБ имеет возможность влиять на курс национальной валюты, инфляцию, ставки на кредиты (депозиты) в коммерческих банках, укрепление национальной валюты. Банк Японии может менять две процентные ставки:

- ставку по кредитам «овернайт» - это тот уровень процента, по которому кредитуются коммерческие банки, и осуществляется кредитов. Эта ставка является основной в Японии. Воздействие на уровень ставки оказывается путем совершения сделок с ценными бумагами. С 2010 года эта процентная ставка колеблется на уровне – 0-0,1%;


- дисконтная процентная ставка – это тот процент, под который коммерческие банки получают займы для поддержания ликвидности. Данный показатель является менее значимым, чем предыдущий.


6. Проведение сделок на внешних финансовых рынках.

7. Контроль операций и взаиморасчетам между коммерческими финансовыми учреждениями и принятие участия в данном процессе.

8. Проведение сделок с государственными облигациями, векселями. Это один из основных инструментов монетарной политики ЦБ. Основная задача – контроль размера денежной базы, поддержание процентных ставок по краткосрочным займам.

9. Проверка и контроль состояния финансовых дел в банках. ЦБ проводит исследование статистической информации,исследует индекс деловой активности, производит публикации данных об индексах цен на корпоративные услуги и оптовых ценах.


10. Проведение международной деятельности с целью повышения имиджа национальной валюты и страны в целом. Здесь речь идет о выполнение целого ряда задач:

Предоставления счетов в валюте Японии финансовым учреждениям других стран (в том числе и ЦБ);
- выполнение валютных интервенций при неблагоприятном движении курса национальной валюты;
- проведение сделок с куплей-продажей валюты, предоставление займов, совершение сделок от лица финансовых структур других стран.

11. Реализация работ по проведению теоретических исследований, а также выполнение экономического анализа.

Структура Банка Японии

Основные регулирующие функции по работе ЦБ Японии имеет Правление банка. В его составе:


1. Политический совет – один из ключевых органов Банка Японии. Именно он принимает решения по следующим направлениям:

Величина процентных ставок;
- изменение кредитно-денежной политики страны;
- вопросы, касающиеся финансового контроля банковской системы Японии;
- размеры резервов и так далее.

Все заседания Совета имеют вид совещаний, на которых путем голосования принимаются важные для страны решения. В совете девять членов, из которых – 1 управляющий банком, 2 заместителя и 6 советников. Председатель выбирается Советом коллегиально из числа участников.

2. Ревизоры в количестве трех человек. Эти специалисты назначаются на определенный срок. Решение по кандидатам принимает Кабинет Министров.

3. Члены правления (6 человек).

4. Консультанты (10 человек).

Последние две группы специалистов назначаются Минфином Японии. Кандидатуры на рассмотрение подает Политический совет. Число консультантов и ревизоров может быть изменено в меньшую сторону.

Главное лицо в Банке Японии – глава правления (президент). Его заместитель – вице-президент. Назначением кандидатов на эти должности занимается Кабмин Японии. Срок, на который избираются президент и вице-президент Банка Японии – пять лет.

Кроме этого, в структуре банка есть и ряд других департаментов - операционный отдел, отдел обслуживания информационных систем, отдел кадров и корпоративных связей, отдел связи с общественностью, административный отдел, институт валютных и экономических исследований.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Банк Японии (Bank of Japan, BoJ) – это Центральный банк Японии , созданный для регуляции валютного курса иены, а также проведения и контроля за монетарной и финансовой политикой страны.

Японская банковская система была образована в 1873 году на основании «Закона о национальных банках» по аналогии с подобным законом, который был принят в США в 1863 году. К 1870 году в банковскую систему Японии входило более 150 банков.

Стремительный рост банков и отсутствие контроля над эмиссией стали причиной высокого уровня . С целью избежать кризиса в экономике в 1882 году был учрежден Банк Японии.

Структура и задачи Банка Японии

Функции высшего органа управления Банка Японии возложены на Комитет по определению политики, который ведет свою историю с 1949 года. Исключительной прерогативой Комитета является определение уровня учетной ставки, ставки ссудного процента, установление и внесение изменений в перечень векселей, условий кредитования и других ключевых вопросов в рамках деятельности банка.

Комитет по определению политики состоит из семи человек. Во главе стоит президент Банка Японии. По одному представителю от Министерства финансов и Управления экономического правительства, которые не обладают правом голоса. В голосовании принимают участие глава Банка Японии и четыре других члена Комитета, которые назначаются из числа самых влиятельных представителей деловых кругов Японии, одобряются парламентом и утверждаются кабинетом министров.

Реальная политика регулятора формируется на заседаниях Совета управляющих, которые проходят ежедневно. В Совет управляющих входят президент и вице-президент Банка Японии, которые назначаются Кабмином на пять лет и семь управляющих, которых назначает министр финансов на основании представления главы Банка Японии. Срок их полномочий составляет четыре года. Шестеро из этих управляющих являются кадровыми сотрудниками банка, седьмой член Совета является представителем Министерства финансов.

Журнал сайт отмечает, что Банк Японии является акционерной компанией, 55% акций которой принадлежат японскому правительству, а 45% находятся в собственности финансовых институтов, страховых компаний и частных акционеров.

В компетенции Банка Японии решение трех основных задач. Первая задача – формирование курса , посредством изменения объемов денежной массы, находящейся в обращении, а также стабильность стоимости иены как внутри, так и за пределами страны. Второй задачей является влияние на денежное обращение посредством установления размера процентной ставки и некоторых других мер. И, наконец, третьей задачей является поддержка кредитной системы.

Здание Банка Японии, Токио

Центральный банк Японии против Минфина

Ни для кого не секрет, что в любом государстве Центробанки вынуждены противостоять постоянному давлению политиков всех мастей и рангов, которые пытаются извлечь выгоду, используя финансовую систему государства.

Очень сложные отношения в этом плане до недавнего времени были у Банка Японии с Министерством финансов. Согласно «Закону о Банке Японии», его деятельность направлена на «исключительно выполнение задач, преследующих государственные цели», а служащие банка приравнены к государственным служащим. В соответствии с тем же законом, глава Минфина обладает правом контроля деятельности Банка Японии, а также в его компетенции отдавать руководству регулятора распоряжения административного характера. Министр финансов также назначает администратора, который выполняет функции надзора за деятельностью Банка Японии. Без разрешения Министерства финансов Банк Японии не имеет права учреждать дополнительные филиалы, совершать сделки с финансово-кредитными организациями других государств, утверждать статьи годового бюджета и ряд других вопросов.

В истории Банка Японии достаточно примеров того, как, несмотря на сильнейшее давление со стороны влиятельных политиков и государственных структур, президенты Банка Японии придерживались тех методов сохранения ценовой стабильности, которые считали единственно верными. Естественно, все это было результатом не только абсолютной уверенности в своих действиях, а высокого уровня профессионализма глав регулятора и годами выработанного правила: «Регулирование денежного обращения – исключительная прерогатива Банка Японии».

Глава Банка Японии Харухико Курода

Последним из таких глав можно назвать Масааки Сиракаву, который занимал пост Банка Японии с 2008 по 2013 год и известен своим противостоянием политике правительства премьер-министра Синдзо Абэ. Преемник Сиракавы Харухико Курода, являющийся ставленником Синдзо Абэ, на данный момент определяет политику регулятора в русле и полном соответствии с указаниями правительства.

На сайте журнала сайт вы можете ознакомиться с сразу после их выхода.

Полезные ссылки о Банке Японии
  • Официальный сайт Банка Японии :

Первые банки современного типа появились в Японии после 1872 года как частные «национальные банки». Как коммерческие банки они имели филиалы по всей стране и обладали правом эмиссии банкнот. Тогда насчитывалось около 150 таких банков. «Национальные банки» интенсивно выпускали неконвертируемые банкноты и тем самым способствовали росту инфляции, тормозившей развитие производительных сил. В этих условиях возникла острая необходимость создания центрального банка Японии, который был основан в 1882 году на срок 30 лет (затем срок продлили ещё на 30 лет). Этот банк получил монопольное право эмиссии банкнот, а существовавшие ранее «национальные банки» должны были прекратить эмиссию банкнот и постепенно изымать находящиеся в обращении банкноты.

До 1 апреля 1998 года Банк Японии действовал на основании Закона о Банке Японии 1942 года с учётом поправок 1947-го и 1949 годов. В 1979 году закон был несколько модернизирован: было покончено с назначениями сроков полномочий центрального банка, он получил бессрочный статус. С 1 апреля 1998 года вступил силу новый Закон о Банке Японии.

Уставный капитал банка составляет 100 млн иен и на 55% принадлежит государству, а на 45% частным лицам, финансовым институтам, страховым компаниям и другим частным акционерам. Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, которые в случае получения банком очень высоких прибылей могут быть увеличены до 5%. Вся остальная прибыль банка поступает в государственный бюджет.

Основные задачи банка заключаются в регулировании:

    денежного обращения;

    курса национальной денежной единицы - иены, которое достигается поддержанием оптимальной величины находящейся в обращении денежной массы и курса иены на международных валютных рынках;

    кредитной системы, поддержании её стабильности.

С 1957 года в Японии действует система обязательного резервирования, в соответствие с которой кредитные учреждения обязаны размещать в Банке Японии определённую сумму резервных депозитов. Поддержание ликвидности в национальной банковской системе обеспечивается рефинансированием со стороны Банка Японии. Посредством использования системы рефинансирования и регулирования процентных ставок Банк Японии контролирует финансовую систему страны.

В отличие от ЦБ Германии и резервных банков США Банк Японии длительное время занимал ярко выраженное подчинённое положение по отношению к Министерству финансов. И это не случайно, так как закон, определяющий местоположение банка в государственной иерархии был принят через год после разразившейся в 1941 году войны на Тихом океане. За прошедшие более полувека Банк Японии неоднократно пытался получить больше независимости от правительства и, в частности, Министерства финансов, однако вплоть до 1997 года это не находило правительственного отклика. Главенствующее положение Министерства над Центробанком наглядно иллюстрируется тем, что министр финансов был вправе самостоятельно изменять подзаконные акты банка, если это, по его, мнению, требовалось для надлежащего выполнения Центробанком стоящих перед ним задач. Однако на практике разногласия между Министерством финансов обычно решались в рабочем, порядке, чему также способствовало и представительство правительства в Политическом совете Банка Японии.

Финансовая деятельность Центробанка как учреждения была жестко регламентирована правительством. Банк Японии был одним из немногих центральных банков, которые не наделены бюджетной автономией. Он производил расходы в пределах сметы, составленной в соответствии с предписаниями министра финансов и утверждаемой им.

Зависимость банка проявлялась и в действовавшем порядке назначения руководящих лиц: управляющего и его первого заместителя - кабинетом министров сроком на 5 лет, а голосующих членов Политического совета - правительством с согласия обеих палат парламента сроком на 4 года (при невозможности освобождения от этой должности без собственного согласия, за исключением чрезвычайных обстоятельств). Управляющий и его первый заместитель могли быть смещены кабинетом министров, а остальные высшие должностные лица - просто министром финансов, если они допустили нарушение законов, неподчинение распоряжениям министра или даже если это необходимо для выполнения задач, стоящих перед Банком Японии.

Внутренний аудит Банка Японии проводился старшими должностными лицами банка. Внешний надзор за деятельностью банка и соблюдением сметы осуществлялся правительством через назначенного министром финансов контролера Банка Японии из числа высокопоставленных чиновников Минфина. Министр финансов мог также потребовать от ЦБ отчет о его операциях и собственности, проверить состояние дел Банка, обязать в приказном порядке принять меры, которые министр посчитает нужными, исходя из своих надзорных функций.

Вместе с тем для конца 80-х и 90-х годов характерна общемировая тенденция расширения независимости центральных банков. Поэтому сложившееся чрезмерно подчинённое положение Банка Японии стало предметом серьёзного обсуждения. Закон 1942 года не оставлял ЦБ никакой автономии в области денежно-кредитной политики, находящейся под прямым контролем Минфина. Поэтому лучшим аргументом в пользу получения Банком Японии большей независимости стало все ухудшающееся положение с государственными финансами. В 1996 году соотношение внутреннего долга к ВВП Японии приблизилось к 95% по сравнению с 63% в 1991 году. В 1997 году группа советников премьер-министра страны под влиянием общемировой тенденции наделения центральных банков большей независимостью предложила пересмотреть более чем полувековой давности закон о Центробанке. Правительству было рекомендовано отказаться от права давать ЦБ указания по некоторым текущим операциям. Также было предложено лишить правительство права увольнять руководителей Центробанка старшего звена, включая управляющего, в случае расхождения их взглядов с мнением правительства.

Кроме того, был вынесен на рассмотрение вопрос о передаче Банку Японии от Минфина более широких полномочий в области надзора за деятельностью банков, которые были распределены между Банком Японии и Минфином в ущерб первому. В отличие от Минфина ЦБ не мог предписать что-либо банкам; он мог их только попросить. Сторонники предоставления более широких полномочий ЦБ обосновывали своё предложение тем, что Банк Японии лучше справится с обязанностями надзора, чем Минфин, поскольку будет меньше вмешиваться в рутинную работу банков и меньше склонен спасать неплатёжеспособные банки, если ситуация не угрожает системным кризисом. Результатом такого всестороннего давления стала разработка и принятие нового Закона о Банке Японии, значительно укрепившего его независимость по отношению к Минфину.

Банк Японии возглавляется управляющим. Как правило, он же избирается и председателем Политического совета банка, который является его высшим руководящим органом. Кроме управляющего в Совет до 1 апреля 1998 года входили назначаемые правительством на срок до 4 лет четыре голосующих члена (представляющие местные, общенациональные, промышленно-торговые и сельскохозяйственные банки) и 2 неголосующих члена (представители Министерства финансов и Агентства экономического планирования). Согласно новому Закону о Банке Японии число членов Политического совета увеличено с 7 до 9. Наряду с управляющим ЦБ и двумя его заместителями ими стали ещё шесть не работающих в Банке Японии высококвалифицированных экспертов в различных областях. Члены правительства отныне не входят в Политический совет ЦБ, однако могут принимать участие в его заседаниях с правом совещательного голоса.

К функциям Политического совета относятся решение раз личного рода вопросов деятельности Банка Японии, а также регулирование денежного обращения и кредитной системы, прерогатива изменения уровня процентной ставки и по вопросам долговых обязательств, продающихся на открытом рынке. Однако на практике Политсовет задаёт только общие параметры таких операций (т.е. классы облигаций и казначейских векселей, категории допущенных финансовых учреждений, методы установления процентных ставок) и передаёт полномочия Департаменту кредита и управления рынком Банка Японии по оперативному управлению рынком (выбор инструментов, процентных ставок и сроков).

Наиболее сильный инструмент денежно-кредитной политики - резервные требования не могут быть изменены лишь решением руководящих органов банка, а требуют предварительного одобрения министра финансов страны, и факт изменения, прежде чем вступить в силу, должен быть опубликован в правительственном вестнике.

В связи с вступлением в силу нового закона Банк Японии изменил с 1 января 1998 года порядок работы Политсовета. Регулярные заседания Совета и публикация их протоколов признаны решающим фактором увеличения прозрачности и укрепления доверия к политике ЦБ. Теперь заседания Совета по вопросам денежно-кредитной политики проходят 10-го и 25-го числа каждого месяца с рассмотрением основных операций ЦБ на открытом рынке, изменений базисных процентных ставок и нормативов минимальных резервных требований. Все решения Совета публикуются сразу после заседания.

Через два дня после первого в месяце заседания выходит «Ежемесячный доклад об экономическом и финансовом положении». Через месяц после каждого заседания публикуется сокращенный вариант протокола, а ещё через некоторое время - полный текст. Дважды в неделю также проводятся заседания Совета директоров по другим вопросам, например состояния финансовой системы, платёжного оборота, организации работы центрального банка.

Главным рабочим коллегиальным органом банка является исполнительный комитет, возглавляемый также управляющим. В него входят первый заместитель и заместитель управляющего по внешним сношениям и как минимум три исполнительных директорий Исполнительный комитет собирается практически каждый рабочий день и обсуждает проекты важнейших решений, подготавливаемых в департаментах Банка Японии

В необходимых случаях для решения конкретных вопросов на совещания приглашаются руководители департаментов и других структурных подразделений банка. Информация об обсуждаемых вопросах, высказанных точках зрения и принятых резолюциях является конфиденциальной и в прессе не опубликовывается. По существу, именно на заседаниях исполнительного комитета принимаются оперативные решения, связанные с изменениями финансовой ситуации в краткосрочных масштабах.

Деятельность Банка Японии в области денежно-кредитной политики регулярно обсуждается в парламенте. Как правило, управляющий выступает перед парламентом по десять раз в год, но в сложные периоды и чаще (например, в 1986 году - 32 раза).

С 1985 года Банк Японии публикует ежеквартальный экономический вестник, в котором анализируется состояние денежно-кредитной сферы, делаются прогнозы, объясняется ориентация политики Банка. Политический совет через министра финансов представляет в парламент годовой отчет, где дается оценка финансового положения финансовых учреждений, сообщается об изменениях в надзорной политике банка, комментируется политика Банка.

Взаимодействие Банка Японии и правительства по вопросам финансирования последнего заключается в возможности гарантирования краткосрочных казначейских векселей, которые не выставляются на публичную продажу, имеют процентную ставку ниже учетной ставки Центробанка и, следовательно, не пользуются спросом. Кроме того, Банк Японии может гарантировать в пределах, установленных парламентом, правительственные займы, выпускаемые с целью рефинансирования погашаемых государственных облигаций, приобретенных у частного сектора. Предоставление Банком Японии долгосрочных кредитов правительству запрещено Законом о финансах.

Как уже упоминалось, банковская система Японии начала активно развиваться в последней трети XIX века, когда богатыми торговцами было основано несколько частных национальных банков, созданных по типу имеющих федеральный статус американских банков. В конце XIX века были созданы правительственные банки, такие, как «Обменный банк» в Иокогаме, который доминировал в финансировании внешней торговли, и Японский ипотечный банк по модели французского банка Credit foncier.

С конца XIX века уже можно было чётко разделить частные банки на крупные и мелкие. Крупные банки, почти все общенациональные, основывались в больших городах, откуда их название «city banks»; они широко финансировали промышленное развитие Японии и служили фискальными агентами для правительства, что укрепляло их позиции. Напротив, мелкие банки, которые должны были стать «региональными банками», специализировались на финансировании мелких ремесленных и сельских предприятий, с 1900 года их основными конкурентами стали кредитные кооперативы. В 1895 году было отменено правило, введённое в качестве меры предосторожности, об ограничении его риска в отношении одного клиента 10% капитала банка. Это позволило крупным банкам, распространив степень банковского риска на некоторые крупные предприятия, внести свой вклад в создание промышленно-финансовых гигантов, называемых Дзайбацу.

После поражения во второй мировой войне японская банковская система восстанавливалась почти полностью по американскому образцу с высоким уровнем специализации. Действительно, в связи с большой бережливостью японцев, которая характерна и для нашего времени, весьма высокой была необходимость внешнего финансирования японских предприятий, имеющих низкую способность к самофинансированию. Японское правительство, следуя традициям американцев-победителей, которые, естественно, навязывали специализацию в банковской области, предпочло осуществить в приказном порядке «дренаж» их возможностей по самофинансированию через систему специализированных каналов.

В настоящее время кредитную систему Японии можно рассматривать как сложившуюся и включающую в себя две основные группы учреждений - коммерческие банки и прочие финансовые компании. Коммерческие банки можно классифицировать следующим образом:

1.Городские банки . Эти 11 частных банков играют ведущую роль среди кредитных учреждений страны. Их доля в общем объёме привлечённых средств постоянно увеличивается. Они также играют ведущую роль в кратко- и среднесрочном кредитовании, особенно крупных промышленных концернов. На долю городских банков приходится значительная часть зарубежных операций японских банков.

По операциям городских банков за рубежом лидирует «Бэнк оф Токио». Он выполняет фактически государственные функции, поддерживая корреспондентские отношения с 2000 банков в разных странах мира. В соответствии с японским законодательством на него возложено ведение валютных операций. Для выполнения этих функций банк имеет большое количество зарубежных филиалов. К этому виду банков относится и небезызвестный «Дайца банк».

В апреле 1982 года вступил в силу новый банковский закон, который отменил действовавший до сих пор закон от 1928 года. В соответствии с новым законом коммерческим банкам разрешено осуществлять в качестве вспомогательных операций торговлю ценными бумагами. Тем самым, городские банки получили прямой доступ к торговле ценными бумагами на японской бирже, что до сих пор было монополией специализирующихся на торговле ценными бумагами брокерских фирм. Таким образом, был начат процесс универсализации городских банков Японии.

В настоящее время городские банки завоёвывают новые рынки, расширив кредитное меню долгосрочными кредитами и кредитами частным лицам, конкурируя соответственно с банками долгосрочного кредитования и специализированными финансовыми обществами «Саракин».

Эти банки также стараются максимально привлекать сбережения частных лиц, существующие в очень больших размерах в Японии в виде срочных депозитов, так как эти сбережения на протяжении длительного периода времени являются формой накопления в целях обеспечения при выходе на пенсию. Но на этом рынке привлечённых депозитов коммерческие банки находятся не в самом привилегированном положении. С одной стороны, их основным конкурентом в этой области является сеть почтовых учреждений, которым японцы традиционно отдают предпочтение при размещении своих финансовых сбережений и у которых имеются налоговые льготы. Также большие льготы, чем у городских банков, имеют трастовые банки. С другой стороны, городские банки не участвуют в управлении фондами страхования жизни. И наконец, в силу своей специализации городские банки не могут сами управлять портфелем ценных бумаг частных лиц.

2.Региональные банки. 64 региональных банка функционируют в масштабе одной из префектур, имеют меньший, по сравнению с городскими банками, объём операций, но широкую сеть небольших по размеру филиалов. В своей деятельности региональные банки ориентируются на кредитование малых и средних предприятий, некоторые из них принимают сберегательные вклады. По своей структуре они являются кредиторами. Региональные банки играют важную роль в финансировании органон местного управления. Ряд этих банков имеет значительные по размерам активы, хотя и уступающие активам городских банков.

3.Три банка долгосрочного кредитования, которые были учреждены в. 1952 году специальным законом. Это Industrial Bank of Japan, Long Term Credit Bank и Nippon Credit Bank. Первые два из них сосредоточили свою деятельность на кредитовании крупнейших предприятий. Третий - ипотечный банк, специализирующийся на операциях с мелкими и средними предприятиями. Эти три банка имеют очень важное значение для Японии, представляют приблизительно 10% всех кредитов банковской системы и финансируют по меньшей мере 20% кредитов на оборудование. Они задолго до городских банков приобрели значительный международный вес.

4.Траст-банки. Первоначально создавались для управления имуществом, но после второй мировой войны получили банковские функции. Преимущественно осуществляют долгосрочное финансирование предприятий и частных лиц, а также занимаются финансовым управлением. В качестве ресурсов траст-банки имеют срочные вклады и займы. Пять из них фигурируют среди пятидесяти крупнейших мировых банков.

5.Иностранные банки. На местном рынке среди иностранных банков доминируют банки США и Великобритании. Также присутствуют германские, французские и иные зарубежные банки. Японские банки стали испытывать конкуренцию со стороны инобанков лишь в 60-х годах. До тех пор они развивали свою деятельность только по двум направлениям: предоставление займов в иностранной валюте и кредитование учреждений потребительского кредита «Саракин».

До конца 60-х годов денежный рынок страны был открыт лишь для избранных иностранных банков, получивших «прописку» еще до второй мировой войны или в первые послевоенные годы. Первые отделения иностранных банков были открыты еще на рубеже столетия - «Гонконг энд Шанхай бэнкинг корп.» открыла в Иокогаме свою контору в 1865 году, за ней последовал «Чартеред бэнк». Первый американский банк был открыт в 1902 году. Большая часть «старых» банков обосновалась в Японии в период оккупации страны войсками США, до подписания в 1952 году. Сан-Францисского мирного договора. Это были так называемые банки, вносящие существенный вклад в национальную экономику. После этого вплоть до осени 1970 года климат для открытия новых отделений иностранных банков в Японии был неблагоприятным: перед иностранными банками устанавливались жесткие барьеры, препятствующие их проникновению в страну. Такая политика властей определялась нежеланием увеличения числа иностранных банков, а также господствующей точкой зрения, что страна «переполнена банками». Последнее касалось и японских банков.

В 1970 году было пересмотрено отношение к росту иностранного присутствия в национальном банковском секторе Японии. Это было связано со следующими факторами:

    Крупнейшие японские банки стремились расширить свое присутствие за рубежом, следуя за динамично развивающимся промышленным сектором. Вместе с тем открытие их отделений за границей при отсутствии взаимности в данном вопросе оказалось крайне затруднено.

    Высокие темпы роста национальной экономики требовали иностранных инвестиций, источником и проводником которых могли стать иностранные банки.

    Необходимость улучшения экономических отношений с США, ухудшихся в результате торговых войн.

    Стремление ведущих политиков и финансистов к либерализации банковского дела в стране для превращения Японии в валютно-финансовый центр Азии.

Согласно условиям либерализации, для иностранных банков открывались три пути проникновения в Японию: создание нового банка с иностранным капиталом или учреждение банка со смешанным капиталом, участие в управлении существующим банком и открытие отделения. Число отделений иностранных банков стало быстро расти.

Сейчас японское законодательство не делает различия между иностранными и японскими банками: те и другие наделены равными правами. Национальная специфика этого законодательства, непривычная для иностранцев, заключается в том, что оно устанавливало до 1992 года строгое разграничение между коммерческими банковскими операциями и операциями с ценными бумагами и запрещало совмещать эти два вида деятельности в одном кредитном учреждении. Поправки к банковскому закону, принятые в 1992 году, ослабили жёсткость этого требования и открыли путь к универсализации банков.

Для западного банкира с его предпринимательской философией, сориентированной на получение максимальной прибыли, не всегда понятен смысл предпринимательской стратегии японцев, ставящей во главу угла захват как можно большей доли рынка и увеличение оборота. При столкновении этих двух принципов экономического мышления западные банкиры оказываются в Японии зачастую в проигрыше. Другая трудность для иностранцев заключается в доминирующем положении в экономике Японии замкнутых промышленно-финансовых группировок, в центре которых стоят крупнейшие банки, прежде всего так называемые сити-банки. В этих группировках самым тесным образом переплетены финансовые интересы и личные отношения, покоящиеся на многовековом фундаменте японских морально-этических традиций. Каждый из участников группировки всегда может рассчитывать на помощь со стороны других её членов, в том числе и ведущего банка. Обращение за кредитом вне рамок группировки - явление достаточно редкое, и наблюдается оно лишь тогда, когда «свой» банк такой кредит предоставить не может, причем получение кредита со стороны происходит с ведома и согласия «своего» банка. Ещё одной непривычной для Запада особенностью японской банковской системы является дотошный надзор со стороны Минфина и ЦБ, который может распространяться и на текущие операции. Все крупные финансовые сделки необходимо согласовывать с вышестоящими властями. Из этого правила не делается исключения и для иностранных банков, которые обязаны регулярно докладывать Банку Японии о своей коммерческой деятельности. В свою очередь, банки информируются о тенденциях на финансовом рынке.

В 1994 году 88 иностранных банков имели в Японии 143 филиала, на долю которых приходился 1% кредитного рынка страны. Их основная деятельность заключалась в обслуживании внешнеторговых операций и финансировании инвестиций в иностранной валюте. До начала 80-х годов предоставление кредитов в иностранной валюте являлось исключительной привилегией иностранных банков, что обеспечивало им независимое от местных конкурентов поле деятельности.

Смысл своего присутствия в Японии иностранные банки объясняют не столько стремлением получать прибыль от текущих операций, сколько желанием иметь опорные пункты на одном из крупнейших финансовых рынков мира в рамках своей глобальной стратегии. Часть банков сосредоточивает внимание на межбанков­ских операциях и занимается арбитражными сделками на международных процентных и валютных рынках. Другие иностранные банки направляют основные усилия на обслуживание юридических лиц. В области межбанковских операций ведущее положение занимают американские банки, обслуживание юридических лиц рассматривается ими как второстепенное направление. Европейские и азиатские банки уделяют больше внимания местной клиентуре, той её части, деловая активность которой носит международный характер. Этим клиентам предоставляются соответствующие услуги за пределами Японии. Эти же банки обслуживают национальные фирмы, имеющие интересы в Японии. К традиционным занятиям зарубежных банков относится торговля иностранной валютой. Благодаря им, в Японии появились новые финансовые инструменты, страхующие риски в области внешней торговли. Они находят широкое применение на процентном рынке: в настоящее время Япония является одним из крупнейших международных рынков свопов.

Японские коммерческие банки могут выступать владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний, в которых они имеют собственность; выполнять трастовые опера­ции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.

К прочим финансовым компаниям, осуществляющим банков­ские функции, относятся:

Государственные спецбанки (Экспортно-импортный банк Япо­нии и Японский банк развития) и государственные финансовые корпорации. Отвечают за целевое и эффективное использование государственных средств, предназначенных для финансирования приоритетных проектов, в том числе по развитию сельского хозяйства, малого бизнеса, особых регионов страны.

Экспортно-импортный банк был основан в 1950 году. Первоначальной его функцией было финансирование только экспорта и импорта. Однако затем он стал всё больше финансировать экспорт оборудования и техническую помощь, а также гарантировать различные финансовые обязательства во внешней торговле. Национальные предприниматели получают от банка кредиты под экспортные поставки, технические достижения, под импорт и для заграничных инвестиций. Иностранным партнёрам предоставля­ются импортные межбанковские и государственные кредиты.

Японский банк развития был организован в 1951 году. Он выдаёт долгосрочные кредиты исключительно для выравнивания структуры промышленности. После второй мировой войны при реорганизации крупного японского капитала Японский банк развития играл ведущую роль. Как государственный банк он принимает активное участие в государственно-монополистическом регулировании. Кредиты, частично получаемые от Международного банка реконструкции и развития, им направляются исключительно крупнейшим фирмам и прежде всего судостроительным и энергетическим.

  • Bank of Japan – центральный банк Японии, учреждённый в 1882 году.
  • Bank of Nagoya (BN) – региональный банк, имеющий более 100 отделений в районе г. Нагоя и в других крупных японских городах, а также два представительства в Китае. Фокусируется на обслуживании частных лиц и предприятий региона. В дополнение к депозитным и кредитным продуктам, банк и его дочерние компании предлагают лизинговые услуги, кредитные карты, операции с ценными бумагами. Банк Нагойи был основан в 1949 году.
  • Bank of Saga Ltd. – региональный банк, предоставляющий услуги частным и корпоративным клиентам примерно через 110 отделений, из которых 65 отделений находятся в префектуре Сага (Saga), около 40 в префектуре Фукуока (Fukuoka) и остальные в Нагасаки и Токио.
  • Bank of Yokohama (Банк Иокогамы) – учреждён 16 декабря 1920 года. Основная деятельность сосредоточена в префектуре Канагава и на юге Токийского столичного округа. Филиальная сеть включает более 200 местных отделений, 399 банкоматов, 1 отделение в Шанхае и 3 зарубежных представительства в Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке. Штат банка насчитывает более 4.6 тыс. сотрудников. Совокупные активы на 31 марта 2010 года составляли более 12.5 трлн. иен; объем выданных кредитов более 8.6 трлн. иен.
  • Japan Bank for International Cooperation (JBIC) – был создан в 1999 г. в результате слияния Export-Import Bank of Japan (JEXIM) и Overseas Economic Cooperation Fund, Japan (OECF). Банк работает в 18 странах и в настоящее время является международным подразделением Japan Finance Corporation (JFC) созданной в 2008 г. Капитализация на 31 марта 2010 г. составляла 1,055.5 млрд. иен. Штаб-квартира расположена в Токио.
  • Mitsubishi UFJ Financial Group (MUFG) – крупнейшая банковская группа Японии и одна из крупнейших в мире, является родительской компанией для Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ (BTMU) . Суммарные активы группы составляют 1.8 трлн. долларов (31.03.2008 г.).
  • Mizuho Financial Group (MHFG) – третья по величине банковская группа Японии (после MUFG и SMFG) и девятая в мире по рыночной капитализации (2009 г.). Mizuho Bank и Mizuho Corporate Bank (MHCB) являются подразделениями группы.
  • Nanto Bank – региональный банк основная деятельность которого сосредоточена в префектуре Нара. Банк был основан в 1934 году и располагает 135 местными отделениями, которые помимо Нара расположены в префектурах Осака, Киото, Хёго, Миэ, Вакаяма и Токио, а также представительствами в Шанхае и Гонконге. Банк предлагает стандартный набор банковских услуг для физических и юридических лиц. В связи с сокращением населения в префектуре Нара, Nanto Bank пытается расширить своё присутствие в соседней Осаке. По состоянию на 31 марта 2010 года совокупные активы составляли 4.5 трлн. иен, а объём выданных кредитов превышал 2.7 трлн. иен.
  • Oita Bank – основан в 1893 году и имеет более 90 филиалов в юго-западной части о-ва Кюсю (Kyushu). Банк фокусируется на розничных клиентах, а также предоставляет лизинговые и инвестиционные услуги.
  • – японский коммерческий банк со штаб-квартирой в Токио. Был основан в 1953 году как Long-Term Credit Bank of Japan и подвергся ребрендингу в 2000 г., сменив название на Shinsei (в переводе с японского «Возрождение»).
  • Sumitomo Mitsui Financial Group (SMFG) – одна из 3-х крупнейших финансовых групп Японии. Является холдинговой компанией для Sumitomo Mitsui Banking (SMBC) , второго банка Японии по рыночной капитализации с активами около 1.3 трлн. долларов (2009 г.).

Новое на сайте

>

Самое популярное