Налоги – это необходимый элемент любой финансовой системы, источник пополнения доходов бюджетов. Именно они исполняют роль эффективного инструмента, необходимого при государственном регулировании отношений социально-экономического характера. Доля налоговых поступлений среди доходов бюджета РФ составляет более 84 %. Важное место занимают региональные налоги и сборы.
Классификация налогов и сборов в РФ
Классификация проводится по нескольким основным критериям.
- Уровень установления. Данный критерий предполагает выделение федеральных, региональных и местных налогов.
Ст. 12 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) дает определение федеральных налогов – платежей, уплата которых является обязательной для всей страны с ее территориальными единицами. Установление, отмена и изменение их возможна в соответствии с законодательными нормами, в частности, порядок определен НК РФ.
Перечень налогов, относящихся к региональному уровню, установлен НК РФ. Они подлежат уплате субъектами налогообложения в регионах РФ. Федеральное законодательство предоставляет возможность властным структурам субъектов РФ осуществлять право ввода или отмены налоговых платежей относительно своей территории, а также право изменения отдельных элементов налогообложения.
Состав и особенности налоговых платежей на местном уровне регламентированы нормативными документами, принятыми на уровне Федерации, и в законах субъектов. Органы власти в муниципалитетах обладают правом ввода или отмены на своей территории местных сборов.
- Метод взимания. Данный критерий предполагает выделение налогов прямого и косвенного типа.
В качестве основания для взимания прямых налогов выступает владение и использование дохода или имущества.
Отличительная характеристика косвенных налогов – их непосредственное включение в стоимость товаров, работ или услуг и уплата покупателями или потребителями. В качестве примера можно назвать уплату акцизов.
- Использование. В зависимости от этого критерия характерно выделение общих и специальных видов. Общие характеризуются обезличиванием и расходованием на различные цели после того, как они поступают в бюджет соответствующего уровня.
Уплата специальных налогов (транспортного) обладает строгим целевым предназначением и закреплением за конкретными расходами.
- Принадлежность к определенному бюджетному уровню предполагает разделение на закрепленные и регулирующие платежи. В отличие от закрепленных, предназначенных для поступления в бюджет конкретного уровня, поступление регулирующих налогов происходит сразу в несколько бюджетов разных уровней. Пропорции их распределения определяются согласно бюджетному законодательству.
Специфика региональных налогов
Региональные налоги имеют признаки, отличающие их от других видов, а именно:
- порядок установления через НК РФ и путем принятия законов органами с соответствующей компетенцией на уровне субъектов РФ;
- обязательность уплаты исключительно на территории регионов РФ;
- возможность изменения отдельных элементов региональными властями (налоговой ставки, порядка и периода уплаты, налоговых льгот).
Ввод и прекращение действия осуществляется согласно определенным Налоговым Кодексом и нормативными актами субъектов РФ нормам.
Установлением платежей и сборов занимаются органы законодательной власти субъекта РФ. При этом они самостоятельно определяют отдельные элементы налогообложения, например, необходимо, четкое закрепление налоговых ставок, порядка и сроков уплаты.
Какие налоги относят к региональным?
Состав региональных налогов определен статьей 14 НК РФ. Их характеристика представлена в таблице 1.
Таблица 1
Состав и характеристика региональных налогов по элементам
Элемент налогообложения | Налог на имущество организаций | Налог на игорный бизнес | Транспортный налог |
---|---|---|---|
Субъект | Организации, в собственности которых находится имущество, которое признается в качестве объекта налогообложения | Организации, занимающиеся осуществлением предпринимательской деятельности в игорном бизнесе | Лица, имеющие зарегистрированные на их имя транспортные средства, подлежащие налогообложению |
Объект | Наличие движимого и недвижимого имущества, состоящего на балансе организации | Необходима регистрация следующих объектов налогообложения: игрового стола, игрового автомата, процессинговых центров, пунктов приемов ставок | В ст. 358 НК РФ представлен полный перечень объектов, включая наличие в собственности автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, прочих средств транспорта |
Налоговая база | Для определения нужен расчет среднегодовой стоимости имущества | Определение производится отдельно по каждому из объектов | Налоговая база может быть выражена в качестве мощности двигателя, паспортной статической тяги реактивных двигателей. Также для некоторых объектов она подразумевает валовую вместимость, единицу транспортного средства |
Налоговая ставка | Согласно 380 НК РФ ее размер не может быть больше 2,2% | Ст. 369 НК РФ | Определены в ст. 361 НК РФ по каждому из объектов |
Налоговый период | Календарный год | Календарный месяц | Календарный год |
Льготы по налогу | Подробный перечень организаций, освобождаемых от уплаты, перечислен в ст. 381 НК РФ | Не предполагает налоговых льгот | Условия освобождения физических лиц от уплаты указаны в ст. 361.1 НК РФ |
Особенности уплаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Порядок уплаты
Порядок и сроки осуществления уплаты | На имущество организаций | На игорный бизнес | Транспортный |
---|---|---|---|
Уплата происходит согласно установленному в законодательном акте субъекта порядку.
Уплата осуществляется в бюджет по месту, где находится организация – субъект налогообложения |
Уплата в бюджет по месту, где была осуществлена регистрация объектов налогообложения.
Срок уплаты составляет число не позднее того, когда необходимо подать налоговую декларацию по соответствующему налоговому периоду |
Уплата в бюджет по месту, где находятся транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения.
Налоговый орган обязан направить налоговое уведомление налогоплательщикам, в частности, физическим лицам |
Экономическое содержание региональных налогов и сборов в 2016 году
Экономическое содержание региональных налогов проявляется через выполнение ими следующих функций:
- обеспечение органов власти необходимыми денежными средствами для выполнения ими своих обязательств;
- осуществление распределения и использования сформированных фондов денежных средств;
- контрольная функция.
Основное предназначение их заключается в обеспечении бюджета субъекта РФ собственными доходами, необходимыми для покрытия расходных обязательств. Между тем их доля в доходной части бюджетов субъектов страны значительно меньше, чем доля от отчислений регулирующих налогов с других уровней.
Размер поступлений налоговых платежей и сборов на уровне региона и его динамика в период с 2014-2016 гг. представлена в таблице 3.
Таблица 3
Размер поступлений в динамике
Динамика показывает, что 2016 год характеризовался увеличением размеров поступлений всех региональных налогов.
Наибольшим удельным весом обладает налог на имущество организаций, наименьшим – на игорный бизнес, но и его доля увеличилась практически в 2 раза.
Рост поступлений собственных налогов на уровне регионов является положительным фактором. Необходимо сохранение их высокой доли и на долгосрочную перспективу. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности налоговых систем, стимулированию экономического роста и обеспечению необходимого уровня доходов.
Заключение
- Налоговые платежи и сборы классифицируются в зависимости от различных критериев. Основным является их деление на федеральные, региональные, местные. Региональные налоги – важная составляющая бюджета субъекта РФ.
- Выделяют три налога, взимаемых на уровне региона. Каждый из них обладает своими элементами, рассмотренными в статье.
- Основное назначение – формирование сильной финансовой основы на уровне субъектов РФ, обеспечение их необходимыми денежными средствами. Поддержание самостоятельности бюджетов на всех уровнях должно быть одной из основных задач проводимой налоговой политики.
Вконтакте
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.
Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налоги на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Налоги выполняют три важнейшие функции:
- 1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);
- 2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
- 3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов и, прежде всего - расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения.
Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
- 1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.
- 2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, С 39
Федеральные налоги вкупе с региональными и местными бюджетными платежами вносятся в казну в порядке и размере, определенном НК РФ. В материале приведены краткие характеристики этих групп налогов, а также указаны нормы Налогового кодекса, на основании которых они вносятся в бюджеты.
Статья 12 Налогового кодекса определяет, что федеральные налоги должны поступать исключительно в бюджет Российской Федерации независимо от того, в каком регионе зарегистрирован налогоплательщик. Более того, федеральные налоги должны уплачивать и нерезиденты РФ, если того требуют условия их деятельности на территории России.
Ставки федеральных налогов , порядок их начисления и сроки внесения в бюджет устанавливаются только НК РФ. Никакие законодательные акты регионального и тем более местного уровня данный вид платежей не регулируют.
Федеральные, региональные и местные налоги распределяются банками в автоматическом режиме на основании кодов бюджетного платежа (КБК). Нынешние значения КБК установлены Минфином (приказ от 16.12.2014 № 150н). Кодовые обозначения проставляются налогоплательщиками в платежных поручениях, которые представляются в банковское учреждение.
Налоги регионального значения
В областях, краях и автономных республиках РФ установлены бюджетные платежи ниже уровнем – региональные налоги . Как и федеральные налоги , региональные и перечень их на 2016 год установлены Налоговым кодексом, в котором определены и предельные значения их ставок. Однако в связи с тем, что соответствующие средства предназначены для региональных бюджетов, законодателям, например областей, предоставлено право детализировать ставки в установленных коридорах, определять необходимость введения льгот, утверждать сроки подачи налоговых деклараций, уплаты данных налогов.
Опишем ситуацию с транспортным налогом, относящимся к региональному уровню. В п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ установлены размеры ставок по данному налогу для различных видов транспортных средств. Здесь же указано, что субъекты РФ имеют право менять ставки в 10 раз, причем как в большую, так и в меньшую сторону. Для федеральных налогов такая опция не предусмотрена.
Ориентируясь на это положение, регионы принимаются свои законы, устанавливающие величину региональных налогов и сборов . Например, в Санкт-Петербурге повышающий коэффициент равен 1,5. То есть базовая ставка налога увеличена в полтора раза, хотя властям города разрешено десятикратное ее увеличение.
Обратите внимание! Некоторые виды налогов могут иметь двойное назначение. Например, налог на прибыль отнесен НК РФ к группе федеральных налогов . Тем не менее при поступлении в банк он сразу разделяется на два потока - в федеральный центр (2%) и на региональный уровень (18%). Доля распределения тоже установлена НК РФ.
Местные налоги и сборы
Местные налоги устанавливаются по тому же принципу, что и региональные. То есть НК РФ определяет виды платежей и рамки ставок, а на местном уровне законодатели конкретизируют ставки и утверждают льготы. Данный вид платежей носит такое название, поскольку средства полностью поступают в бюджеты местных уровней.
В качестве примера можно привести торговый сбор. Этот платеж утвержден законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ, ему даже посвящена отдельная глава НК РФ - 33-я. Но ставки полностью находятся в компетенции местных органов власти.
Таблица налогов
Чтобы посетителям нашего сайта было проще ориентироваться, мы свели все налоги - федеральные региональные и местные - в таблицу. В ней также приведены статьи НК РФ, которые регулируют сферу применения каждого конкретного вида бюджетного платежа. Скачайте ее с нашего сайта по нижеприведенной ссылке.
Специальные режимы налогообложения - перечень
Законодательство РФ предусматривает возможность применения специальных режимов налогообложения. Такие спецрежимы заменяют сразу несколько бюджетных платежей, в число которых входят даже федеральные налоги .
Например, индивидуальные предприниматели, использующие спецрежимы, не платят НДС (при соблюдении определенных условий), налог на прибыль, НДФЛ, имущественный налог.
В России разрешено применять следующие виды спецрежимов:
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- единый сельхозналог (ЕСХН);
- патентная система налогообложения (ПСН).
Перечень всех бюджетных платежей установлен НК РФ. При этом только федеральные налоги платятся по ставкам, указанным в этом законодательном акте. Для налогов и сборов, относящиеся к региональным и местным уровням, установлены лишь базовые ставки и коридоры, в пределах которых они могут быть изменены властями на местах.
Налоги играют значимую роль в экономике любого современного государства. Российская федеральная налоговая служба не исключение. Она обеспечивает ключевой источник пополнения государственного бюджета. При этом все многообразие налогов РФ подразделяется на 3 вида: местные (муниципальные), региональные и федеральные. В сегодняшней статье речь пойдёт об обязательных платежах государству на наивысшем уровне. То есть поговорим про федеральные налоги и сборы . С ними сталкивался любой из вас, и функционируют они на территории всей нашей необъятной Родины. К тому же вопросы про федеральные налоги любят задавать на семинарах и экзаменах.
Федеральные налоги и сборы
Пожалуй, стоит начать с определения. Федеральные налоги и сборы – обязательные безвозмездные платежи, установленные Налоговым Кодексом РФ, и взимаемые федеральной налоговой службой с физических и юридических лиц на всей территории России.
То есть обязательны для всех и всюду, вне зависимости от того, какой это регион РФ (республика, область, край и т. д.). Соответственно ставки по ним также задаются в Налоговом Кодексе и не зависят от регионального и местного законодательства.
Это важно ! Если налог именуется федеральным, это еще не значит, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль организаций частично направляется на пополнение и того бюджета субъекта РФ, где он был собран.
На 2017 год, в систему федеральных налогов входят:
- НДФЛ;
- налог на прибыль;
- акцизы;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
- государственная пошлина.
Итого 8 налогов и сборов федерального уровня. Их сравнительный анализ приведен в таблице.
Система федеральных налогов РФ
Отмечу, что в таблице, как и далее в статье, информация приведена с некоторыми упрощениями. Я не ставил себе целью в мелочах описать здесь федеральные налоги, но хотел максимально просто и доступно дать Вам общее о них представление. Поэтому за дополнительными данными рекомендую обратиться к первоисточникам. Особенно к Налоговому Кодексу РФ (далее НК РФ ).
А пока предлагаю пройтись по списку федеральных налогов и сборов, и кратко ознакомиться с их ключевыми особенностями.
Налог на добавленную стоимость
Первый федеральный налог, рассматриваемый нами – налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, . Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ ч. 2.
НДС – это форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.
НДС – косвенный налог . То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.
Налогоплательщики НДС : юридические лица, ИП, организации занимающиеся перевозкой груза через таможню. Объекты налогообложения : реализация товаров на территории России, ввоз продукции из заграницы.
Основная налоговая ставка в случае НДС – 18% . Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и пр.).
Налог на доходы физических лиц
Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ ) – доля взимаемая от совокупного дохода физических лиц.
Это прямой налог , поскольку он взимается напрямую с дохода физического лица им заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия.
Платить обязаны все физические лица – резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.
Объект налогообложения, как сказано ранее – доходы физического лица, за рядом исключений. К таким исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, научные гранты, алименты и пр.
Основная налоговая ставка НДФЛ на 2017 год – 13% . Но ставка может быть повышена в ряде случаев. Так она может составлять: 9% - для процентов по ряду облигаций, 30% - для лиц, не являющихся резидентами РФ, и некоторых видов ценных бумаг, 35% - для выигрышей в лотереях.
Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты , ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ ч. 2.
Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций (НПО) – федеральный налог, взимаемый как определенная доля от прибыли юридического лица.
Налог на прибыль – прямой налог , уплачиваемый российскими организациями ( , коммерческими банками, торговыми сетями) и иностранными организациями получающими доходы в РФ. Объект налогообложения – прибыль юридического лица (доходы за вычетом расходов).
Базовая ставка в случае НПО – 20% . При этом 2% уходит в федеральный, а 18% перечисляется в региональный бюджет (с 2017 года это соотношение иное: 3% и 17%, соответственно).
В ряде случаев (например, для предприятий особых экономических зон) может применяться пониженная налоговая ставка. Подробности – в главе 25 НК РФ ч. 2.
Акцизы
Акциз – налог, устанавливаемый на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.
Это также косвенный налог , поскольку величина акциза учитывается в стоимости или тарифа на услугу, и по факту уплачивается конечным потребителем.
Как правило, величина акцизов довольно большая, и они считаются крупным источником пополнения госбюджета страны.
В России к подакцизным причислены следующие категории товаров:
- этиловый спирт, содержащая спирт продукция (с долей этанола > 9%) и алкогольная пищевая продукция (водка, вино, шампанское, пиво, ликеры);
- разнообразная табачная продукция;
- электронные сигареты для вейпинга;
- легковые автомобили и мотоциклы (с мощностью движка > 150 л.с.);
- бензин, дизельное топливо и отдельные виды моторных масел.
Размер акцизов разный и устанавливается отдельно для каждой категории товаров. К примеру, для пива он может составлять от 0 до 39 рублей за литр (в зависимости от крепости напитка). Акциз на сигары – 171 руб. за штуку. Автомобильный бензин – 10 130 руб. или 13 100 руб. за тонну, в зависимости от класса топлива. Более подробно - в главе 22 НК РФ ч. 2.
Налог на добычу полезных ископаемых
НДПИ – прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, уголь, руды металлов, торф, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы, апатиты и пр.).
ИП и юрлица платят НДПИ при добыче полезных ископаемых , являющихся государственной собственностью РФ (а это почти все природные богатства, кроме песка, мела и некоторых типов глины). При этом «добытчикам» необходимо оформить разрешение. Подробнее в главе 26 НК РФ ч. 2.
Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Они могут быть заданы в абсолютном или относительном выражении. Например: 4% - при добыче горючего торфа; 6,5%- при разработке драгоценных металлов (кроме золота). Или 11 рублей за тонну суббитоминозного, или иначе бурого, угля (при этом ставка еще перемножается на дефлятор).
Водный налог
Водный налог – федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.
Объектами налогообложения считаются: забор воды, применение энергии воды для выработки электричества (например, работа ГЭС) или сплав древесины. Не подлежит налогообложению использование акваторий для рыбалки, хождения судов, тушения пожаров и т.п.
Ставка водного налога зависит от месторасположения водного объекта, его наименования и объема забранной жидкости. К примеру, забор воды из реки Волги в Приволжском экономическом районе будет стоить 294 руб. за 1 тыс. куб. м. (согласно главе 25.2 НК РФ ч. 2).
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов
Эти сборы – обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.
К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы и рыбы. Ставка этого сбора зависит от вида животного или рыбы. К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря. Соответствующие данные имеются в главе 25.1 НК РФ ч. 2.
Государственная пошлина
Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц обращающихся в государственные органы, органы местного самоуправления или к уполномоченным специалистам, за осуществлением определенных услуг.
Например, за удостоверение у нотариуса доверенности на совершение сделки определена госпошлина в размере 200 руб. А государственная регистрация физического лица в качестве ИП предполагает уплату 800 руб.
Подробное описание этого федерального сбора можно получить, обратившись к главе 25.3 НК РФ ч. 2.
На этом завершу обзор федеральных налогов и сборов РФ. В следующий раз расскажу про региональные и местные налоги.
Галяутдинов Р.Р.
© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на
Налоговый кодекс РФ – главный правовой документ, в котором систематизированы данные обо всех налогах и сборах. Введение новых налогов или отмена действующих возможна только при условии внесения правок в нормы НК РФ федеральным законом. Классификация налогов приведена в главе 2 НК РФ.
Налоги федеральные, региональные и местные: таблица 2018
Статьей 12 НК РФ в России установлено действие следующих категорий налогов и сборов:
- Федеральные налоги – устанавливаются НК РФ и распространяют свое действие на все субъекты РФ. Обязательны к уплате на территории всей страны.
- Региональные налоги – эти налоги, обязательные к уплате на территории субъектов РФ, устанавливаются нормами НК РФ и вводятся в субъектах региональными законами. Детализация ставок и налоговых льгот осуществляется дифференцированно на уровне субъектов РФ, если иное не установлено Кодексом.
- Местные налоги – их перечень и основные параметры утверждается НК РФ, правила применения и уплаты на конкретных территориях прописываются в правовых актах, издаваемых органами власти муниципальных образований.
Федеральные, региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом, устанавливаться не могут. Вносимые на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований корректировки по порядку налогообложения обязательны для исполнения только на территориях, относящихся по административному делению к этим регионам или населенным пунктам. Когда вводятся новые налоги (2018 год), изменения в их общем списке допустимы только в том случае, если законодатели своим нормативным актом обновили соответствующую информацию в Налоговом кодексе.
Налоговым кодексом в группу федеральных налогов и сборов включены 9 видов обязательств, перечисленных в ст. 13 НК РФ. Уплачиваемые по ним средства в полном объеме направляются в федеральный бюджет. Исключение – налог на прибыль . По нему сумма распределяется между федеральным и региональным бюджетами.
Региональные налоги в России в 2018 году подразделяются на 3 вида, они утверждены ст. 14 НК РФ. Применительно к этим видам налоговых обязательств Налоговый кодекс регулирует базовые положения. Власти субъектов РФ могут детализировать приведенные в НК правила или дополнять их специфическими требованиями. Кодекс может задавать жесткие ставки по этим налогам или предлагать региональным властям своими правовыми актами самостоятельно утверждать тарифы в рамках определенного диапазона. Все платежи аккумулируются в региональных бюджетах.
Местные налоги в 2018 году перечислены в ст. 15 НК РФ. В их составе 2 налога и один сбор. Базовые нормы по этой группе налогов регламентируются НК РФ, а конкретные ставки, льготы и т.п. раскрываются в правовых актах муниципальных властей. Все осуществляемые субъектами хозяйствования перечисления попадают в местные бюджеты.
Полный перечень налогов РФ и их распределение по классификационным категориям приведены в таблице:
№ п/п |
Наименование налога |
Федеральные налоги |
|
Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ) |
|
Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) |
|
Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) |
|
Акцизы (гл. 22 НК РФ) |
|
Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) |
|
Водный налог (гл. 25.2 НК РФ) |
|
Сбор за пользование объектами животного мира (гл. 25.1 НК РФ) |
|
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ) |
|
Госпошлина (гл. 25.3 НК РФ) |
|
Региональные налоги |
|
Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ) |
|
Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ) |
|
Транспортный налог (гл. 28 НК РФ) |
|
Местные налоги |
|
Земельный налог (гл. 31 НК РФ) |
|
Торговый сбор (гл. 33 НК РФ) |
|
Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ) |
Обособленной группой налогов выступают налоговые спецрежимы. Их применение гарантирует налогоплательщику освобождение от некоторых региональных и федеральных налогов. В числе специальных систем налогообложения значатся УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), ЕСХН (единый сельхозналог) и патент (гл. 26.2; 26.3; 26.1 и 26.5 НК РФ).
Другая категория обязательных платежей, включенных в гл. 34 НК РФ – страховые взносы (пенсионные, на медстрахование и на соцстрахование, кроме «травматизма») . Администрирование этого типа платежей с 2017 года перешло в сферу влияния налоговиков.
Повышение налогов в 2018 году: принятые и планируемые нововведения
Предложения по увеличению налогового бремени, возлагаемого на граждан и субъектов предпринимательской деятельности, звучат часто и нередко находят поддержку у законодателей. На текущий и следующий годы запланировано изменение некоторых ставок налогообложения, вносятся законопроекты по корректировке алгоритмов начислений налоговых обязательств.
Для будущего увеличения налогов в 2018 году планируется реализация масштабной налоговой реформы. Параллельно предполагается произвести отмену некоторых видов налогов, упростить механизм применения самых проблемных типов фискальных обязательств. Представители Правительства РФ в качестве главной задачи реформирования обозначают стимулирование экономического подъема в бизнес-среде.
Достичь желаемых результатов планируется за счет перекладывания части нагрузки на косвенные налоги. Так, в части НДС повышение налога в 2018 году не предусмотрено, но 24.07.2018 г. Госдумой в третьем чтении принят законопроект о будущем его изменении с 2019 г. Размер ставки по НДС будет увеличен на 2% (с 18% до уровня 20%). Ставки 0% и 10% сохранятся.
На обсуждении находится и несколько вариантов изменения схемы взимания подоходного налога (ни один из вариантов не нашел одобрения у Президента РФ):
- либо увеличить общую ставку налога для всех плательщиков;
- либо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения с одновременным введением налоговых послаблений для физлиц, получающих минимальные доходы.
Не прекращаются обсуждения транспортного налога и его взаимоувязки с акцизными платежами. Одно из предложений – отменить транспортный налог, а появившуюся вследствие этого шага брешь в бюджете покрыть за счет роста акцизных сборов. На данный момент, для уравновешивания на внутреннем рынке цен на бензин и дизтопливо, запланированное ранее повышение акцизов было отменено. Рост тарифов остался в силе применительно к акцизам на алкоголь и табачные изделия.
Увеличение налоговой нагрузки коснулось налога на игорный бизнес. Обновленные размеры ставок налогообложения введены Законом от 27.11.2017 г. № 354-ФЗ.
Уже начаты активные действия по реализации налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в подмене экспортных пошлин на нефтепродукты ростом ставок НДПИ. Также рассматривается законопроект о введении нового налога на дополнительный доход при добыче нефти, ставка которого может составлять 50%.