Домой Кредитные учереждения Отменен ли в белоруссии закон о тунеядстве. Как будет работать новый декрет «о тунеядцах»

Отменен ли в белоруссии закон о тунеядстве. Как будет работать новый декрет «о тунеядцах»

25 января президент Беларуси Александр Лукашенко подписал декрет «О содействии занятости населения». Документ заменит декрет, который в 2015 году обязал тех, кто работает меньше 183 дней в году, платить специальный налог. Его сразу назвали «налогом для тунеядцев». Новый документ отменяет этот налог, но вместо него вводит обязанность оплачивать полную стоимость «субсидируемых государством услуг» - это, например, плата за ЖКХ. Но и эту норму реализовать будет непросто, пишет « .

Как в Беларуси появился налог для «тунеядцев»

В 2013 году Михаил Мясникович - тогда премьер-министр Беларуси, заявил, что около 450 тысяч человек в стране (население Беларуси 9,5 миллионов человек) нигде не работают, «не вносят никакого вклада в развитие экономики и при этом пользуются социальными благами». Белорусские чиновники после этого несколько раз обсуждали, как заставить таких людей работать и платить налоги. Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2014 году подвел итог: «Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать!».

В апреле 2015 года Лукашенко декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Его стали называть декретом о «тунеядцах» - по аналогии с советским указом 1961 года, который требовал привлекать людей «без определенного рода занятий» к общественно-полезному труду. Согласно декрету, люди, которые отработали меньше 183 дней за год и официально не стояли на учете по безработице, должны были раз в год платить специальный налог. Тогда он составлял 3,6 миллиона белорусских рублей (около 13 тысяч российских рублей).

Что с этим налогом было не так

Уведомления из налоговой инспекции о том, что им нужно заплатить «налог на тунеядство», получили около 470 тысяч белорусов; заплатили его только около 50 тысяч человек. Иногда уведомления приходили тем, кто «тунеядцем» не являлся - например, инвалидам, женщинам в декрете, солдатам-срочникам. В соцсетях и оппозиционных СМИ публиковали портрет женщины, плачущей на приеме у чиновников из комиссии по вопросам «тунеядства». Героиня снимка - жительница Рогачева Валентина Чернышова - попала в «тунеядцы», потому что ей не хватило девяти дней до необходимых 183-х.

Постепенно декрет № 3 стал в Беларуси одним из самых обсуждаемых - и осуждаемых - законодательных актов последних лет. Лукашенко пошел на уступки и заявил, что документ доработают. И действительно, в январе 2017 года в нем появилась норма, освобождающая от уплаты налога тех, кто находится «в трудной жизненной ситуации». Определять, достаточно ли трудна та или иная ситуация, было доверено властям на местах.

В феврале и марте 2017 года в Беларуси серия акций протеста против декрета о «тунеядцах». В «Марше рассерженных белорусов» 17 февраля в Минске участвовали около двух тысяч человек (таких акций протеста здесь не было с 2010 года). Они требовали отменить налог и жгли уведомления из налоговой инспекции. Аналогичные выступления - «марши нетунеядцев», прошли во многих городах Беларуси.

В начале марта 2017 года Лукашенко на год приостановить взыскание налога с «тунеядцев». Тем, кто его уже заплатил, стали возвращать деньги. Демонстрации не прекратились, тогда в ответ власти жестко разогнали митинг во время Дня Воли в Минске - были задержаны около 700 человек, около 150 из них были оштрафованы или арестованы.

Что теперь хотят от неработающих белорусов

Лукашенко подписал обновленную версию «декрета о тунеядстве» 25 января. Приостанавливая сбор налога, белорусской президент обещал только выверить списки тех, кто должен его платить. Однако фактически он подписал другой документ - декрет № 1 «О содействии занятости населения». С 1 января 2019 года неработающим гражданам нужно будет платить полную стоимость «субсидируемых государством услуг».

Белорусские чиновники уже заявили, что новый декрет, как и прежний, будет стимулировать занятость. Остается неизвестным, изменятся ли критерии для попадания в «тунеядцы». Нет точных сведений и о том, за какие услуги надо будет платить 100% их стоимости. Правительство разъяснит это в ближайшие месяцы. По словам депутата белорусского парламента Тамары Красовской, которая участвовала в разработке декрета № 1, речь идет про стопроцентное возмещение затрат на коммунальные услуги (сейчас белорусы оплачивают около 70% их стоимости, остальное компенсирует государство). Белорусские эксперты считают, что реализовать и этот декрет будет трудно. Например, непонятно, как «тунеядец» будет платить полную стоимость услуг ЖКХ, если в квартире с ним живут другие люди - и они работают в обычном режиме.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» никто не собирался «спускать на тормозах». Напротив, готовится его новая редакция, предусматривающая гораздо более широкий контроль за занятостью и доходами населения, чем в первоначальном варианте. Эти вопросы обсуждались на совещании у Президента Беларуси 3 августа по итогам доклада о демографической ситуации и содействии занятости населения.

Власти осознают роль человеческого капитала и надеются сохранить и увеличить динамику прироста населения. Правда, пока она оставляет желать лучшего: на 1 июля 2017 г. в республике проживало всего 9495,5 тыс. человек - почти на 682 тыс. меньше, чем на начало 1996 г. Хотя в 2014-2016 гг. наблюдалось некоторое улуч-шение, в текущем году снова начался спад. Однако Президент уверен, что Беларусь может прокормить 20 млн. человек, а для начал нужно достичь 15 млн. населения. «Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях », - сказал Александр Лукашенко.

В этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать. «Создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния - основные правительст-венные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», - заявил Президент.

Второй, не менее важный вопрос - содействие занятости населения. «Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела», - заявил глава государства. Основной тезис властей: «каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет».

Для реализации такой кон-цепции важным инструментом по-прежнему остается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Новая его редакция должна быть готова к октябрю текущего года.

Волна протестов против декрета не заставила власти изменить свое мнение. «Об-щество должно знать, что никакой отмены декрета быть не может , - заявил Президент. - Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тыс. мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тыс. где? Поэтому Декрет № 3 - это 300 тыс. тех, кто дол-жен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология ».

По мнению Президента, местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на мес-тах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения дан-ной проблемы. Активное учас-тие в разработке новой редакции декрета, наряду с правительством, должны принять и депутаты. «Устраняться от этой проблемы депутату нельзя », - заявил глава государства.

Интересно, что до недавних пор, разработка и принятие указов и декретов обычно вполне обходились без участия парламентариев. Но, оказывается, это тоже «их хлеб» - наверное, на случай, если придется объясняться с населением.

Новым подходом по стимулированию занятости населения станет реализация норм новой редакции Декрета № 3 силами местных органов влас-ти. Правительство также пред-лагает реализовать принцип «не работаешь - платишь за услуги». Предполагается, что трудоспособные граждане, которые не заняты в экономике, будут оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Теперь изучаются все варианты, по которым могла бы строиться работа в этом направлении. Также в правительстве разрабатывают перечень таких услуг. Для реализации новых подходов создается Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич после совещания у главы государства пояснила, что к концу 2018 г. все граждане страны должны получить ID-карты, позволяющие определять, платит ли человек налоги и отчисления в ФСЗН. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут платить за те услуги, которые финансируются государством. Если человек не работает, «то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги», сообщила министр.

Поскольку Президент под-держал такую концепцию, остается доработать новую редакцию Декрета № 3, а также как можно быстрее разработать интегрированную сервисно--рас-четную систему, которая будет охватывать различные сферы жизни общества. При этом реализацию норм нового дек-рета предполагается передать в компетенцию местных органов власти. Именно им в недалеком будущем придется раз-бираться с недовольством населения, оценивать, кто и по какой причине оказался в «труд-ной жизненной ситуации» и можно ли ему чем-либо помочь.

Таким образом, власти отнюдь не намерены «спускать на тормозах» Декрет № 3, как надеялись иные граждане. Напротив, чиновники собираются извлечь кое-какие уроки из весенних событий и взыскивать с неработающего по раз-ным причинам населения деньги более эффективно на качественно новом уровне. Надо полагать, разработчики и авторы проекта заранее уверены, что их детище не будет противоречить нормам Конституции, гарантирующим белорусам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ст. 49). Правда, во многих странах имеются подобные системы, например, обязательное страхование здоровья в Литве. Но одновременно там имеется целый ряд других механизмов, например, пособие по безработице, на которое человек может прожить. К тому же в ЕС, США и постсоветских странах государство не объявляло себя «социальным» и не воспитывало в населении годами патерналистские на-строения. Так что теперь нам придется заплатить не столько за социальные услуги, сколько за избавление от иллюзий.

Обратим внимание еще на одну деталь. На совещании говорилось не только о демографии, занятости и оплате социальных услуг. Также поднимались темы декларирования доходов и имущества и уклонения от уплаты налогов. Принято решение уделить этим вопросам большее внимание. Это стоит сделать и гражданам, которые в азарте обсуждения «налога на тунеядцев» не обратили внимания на пункт 15 Декрета № 3. Между тем в нем предусмотрено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан. Если налоговики установят, что кто-то живет не по легальным средствам, т.е. его расходы превышают доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Если пояснения не будут даны в установленный 30- дневный срок или их содержание окажется неубедительным, гражданину придется уплатить налог с суммы превышения расходов над доходами.

Инструкция о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе, утв. постановлением МНС от 31.08.2015 № 22, и новая редакция Закона «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» открывают широкие воз-можности для выявления лиц, живущих не по средствам, и взыскания с них налогов. Это могло бы пополнить казну куда существеннее, чем пресловутый «налог на тунеядцев», если, конечно, контролирующие ор-ганы всерьез начнут использовать эти механизмы. Правда, тогда, скорее всего, окажутся затронутыми интересы не без-работных и домохозяек, а весьма важных, возможно, даже влиятельных особ. Но у них-то деньги на уплату налогов как раз имеются.


Подробнее на сайте Экономической газеты:

В Беларуси вводят новую электронную услугу - в онлайн-режиме передавать данные о занятом в экономике населении, сообщает Национальный центр электронных услуг. Эта информация будет использоватья для формирования базы тунеядцев, которую Минтруда должно создать к 1 декабря этого года. Новая электронная услуга будет бесплатной, воспользоваться ей смогут как госорганы, так и другие организации, которые должны будут подавать данные о занятых в экономике.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Напомним, в базу данных включается следующая обязательная информация о гражданине: идентификационный номер; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) на русском языке; дата рождения; пол; гражданство; данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания); вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность.

Новая электронная услуга будет доступна с 1 сентября на едином портале электронных услуг. Передавать списки идентификационных номеров и других персональных данных для формирования базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, можно будет через общегосударственную автоматизированную информационную систему.

Воспользоваться этой услугой могут госорганы и другие организации, которые должны подавать данные о занятых в экономике либо не относящихся к не занятым в экономике. Для этого нужно зарегистрироваться на едином портале электронных услуг, получить электронную цифровую подпись и заключить договор на оказание электронной услуги на безвозмездной основе.

Напомним, 25 января Александр Лукашенко подписал декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Позже правительство определило, кто будет подпадать под действие обновленного документа по тунеядству - декрета № 1. При этом не был утвержден окончательный перечень услуг, которые попавшие под действие декрета № 1 должны будут оплачивать по полным тарифам.

Ранее Александр Лукашенко на встрече с руководителями и коллективами крупнейших государственных СМИ страны 10 апреля заявил, что основная суть декрета № 1 в том, чтобы люди работали и оплачивали предоставленные государством услуги, в том числе здравоохранения, ЖКХ .

Могут ли живущие за границей белорусы отказаться от регистрации и не считаться тунеядцами на родине

В четверг правительство определило, за какие услуги тунеядцам придется рассчитываться по максимуму. При этом взимать полную оплату услуг ЖКХ с не занятых в экономике граждан будут по месту их регистрации. В интересной ситуации оказались белорусы, которые живут за границей. Многие из них все еще числятся в родительских квартирах, откуда не так просто выписаться. Остроты ситуации придает следующий факт: возможно, чтобы доказать «нетунеядство», нашим гражданам понадобится из-за рубежа специально прилететь домой. Проблему бы решила возможность сниматься с регистрации для тех, кто надолго уезжает в другую страну. TUT.BY узнал, как живущие за границей решают эту задачу сейчас.

«Посчитаю, если эта инициатива перекроет стоимость билетов, то прилечу»

Ранее Минтруда сообщало: к 1 декабря 2018 года в стране создадут базу данных не занятого в экономике населения. При этом те белорусы, которые живут, работают или учатся за границей, к занятым в экономике не относятся. Тем, кто работает в другой стране, придется обратиться в районные комиссии по месту регистрации. По идее, условный белорус-программист из США должен явиться в райисполком и рассказать комиссии, что именно он делает за океаном. По словам Андрея Лобовича , первого заместителя министра труда и соцзащиты, белорусы-«иностранцы» должны написать заявление и «подтвердить свой статус, что легально работают за границей». Тогда их вычеркнут из тунеядского списка. Вот только готовы ли белорусы ехать и лететь за сотни километров, чтобы кому-то что-то доказывать?

Специально только ради этого я никуда не полечу, - говорит Екатерина . - Во-первых, это время, во-вторых, деньги.

С 2011-го девушка живет в Германии, работает бухгалтером, но зарегистрирована у родителей в Минске.

Кроме меня в квартире зарегистрированы мама и тетя, - описывает свою ситуацию Екатерина. - До переезда в Германию я специально ходила в нотариальную контору, где мне прямым текстом сказали: какие законы будут в Беларуси, например, через 20 лет, если вдруг мои близкие умрут, никто не знает, и не факт, что, если я выпишусь, квартира по итогу достанется мне. Я решила не рисковать.

Менять гражданство Екатерина не планирует. Что касается статуса «не занятой в экономике», возможно, предполагает собеседница, лично идти в комиссию не придется, а достаточно будет прислать бумаги по электронной почте.

В прошлом году, когда тунеядцам прилетали «письма счастья», мне тоже пришло, - вспоминает девушка. - Чтобы ничего не платить, достаточно было зайти на сайт налоговой своего района, написать письмо и прикрепить копию вида на жительство.

Анна Барабан, которая переехала в Испанию, оказалась в похожей ситуации. Полтора года назад она поступила в университет в Барселоне и сейчас учится в магистратуре. У девушки студенческий вид на жительство, но зарегистрирована она в Пинске у родителей.

Когда уезжала, вопрос о том, чтобы выписаться, у меня не стоял, голова была забита другим, - вспоминает Анна . - Да и родители не настаивали. Они ведь и сейчас, получается, оплачивают мою часть коммуналки.

В 2019-м Аня заканчивает учебу, но в Беларусь возвращаться не планирует. О том, будет ли она выписываться из родительской квартиры, не думала. Говорит, что когда приезжает на родину, наши пограничники всегда обращают внимание на регистрацию.

- Если понадобится прилететь из Барселоны в Пинск и доказать, что вы не тунеядка, поедете?

Пока, насколько я знаю, неизвестно, будут ли студентов считать тунеядцами, - отвечает девушка. - Что касается возможной поездки, то я посчитаю: если эта инициатива перекроет стоимость билетов, то прилечу. Если нет, то смысл в поездке теряется.

«Маме параілі выпісаць мяне праз суд»

У 2016 годзе мае бацькі, што жылі ў Наваполацку, вырашылі прадаць кватэру і з’ехаць у Маскву, - это уже рассказывает Воля Ермолаева-Франко , которая в 2012-м переехала в Бразилию. - Нам сказалі, для гэтага ўсім, хто там зарэгістраваны, патрэбна выпісацца і некуды зарэгістравацца. На заўвагу бацькоў, што жыллё ў Беларусі ім не патрэбна, ім адказалі: выпісацца ў нікуды па законе нельга.

В итоге, чтобы не затягивать процесс, родители девушки зарегистрировались у знакомых. Ей же предложили другой вариант.

Калі з’язджаеш і рэгістрацыя табе не патрэбна, можна зрабіць пашпарт серыі РР (паспорт для постоянно проживающих за границей граждан Беларуси. - Прим. TUT.BY), - рассказывает собеседница. - Але ў маім выпадку гэта было не вельмі добрай ідэяй. Па-першае, спатрэбілася б стаць на пастаянны ўлік у пасольства. Але я жыву ў Саўвадоры, а бліжэйшая да нас амбасада ў горадзе Бразіліа: гэта дзесьці як ад Беларусі да Германіі. Па-другое, калі пасля вяселля мяняла пашпарт, працэдура расцягнулася амаль на год.

Тогда в паспортном столе маме Воли подсказали еще один способ - выписать дочку через суд.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

Маме было не вельмі прыемна, але, як ёй патлумачылі, з дзецьмі, што жывуць у ЗША ці, напрыклад, Ізраілі, і хочуць выпісацца, але не могуць прыехаць, гэтак часта робяць, - продолжает собеседница.

В заявлении в суд девушка просила признать ее «утратившей право владения и пользования жилым помещением в мое отсутствие».

Працэс расцягнуўся на некалькі месяцаў і праходзіў без мяне, - вспоминает девушка. - Адзінае, што ад мяне патрабавалася, - даслаць у суд ліст, маўляў, я не супраць, каб мяне выпісалі.

«По закону граждане Беларуси не могут быть нигде не зарегистрированными»

Воля выписывалась в 2016-м. С просьбой пояснить, можно ли сейчас в Беларуси выписаться в «никуда» и как быть с регистрацией тем, кто переезжает за границу, TUT.BY обратился в пресс-службу ГУВД Мингорисполкома. В ведомстве попросили отправить официальный запрос в управление по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома. Так мы и поступили.

Не представляясь журналистами, мы позвонили с похожими вопросами в паспортные столы Минска. В ОГиМ Советского района нам сообщили, что выписаться в «никуда» человеку у нас нельзя.

- Почему?

Потому что такой закон, - ответила специалист.

При этом вы не теряете белорусского гражданства, но снимаетесь с регистрационного учета в Беларуси, - объяснила специалист.

- А если не делать паспорт?

Тогда идите в суд. Основанием, чтобы вас сняли с регистрации, может быть, например, неуплата или то, что человек долго не проживает в квартире.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Екатерина Попова , юрист юридической компании REVERA пояснила: по закону граждане Беларуси не могут быть нигде не зарегистрированными. Сделать это нельзя даже технически: отмена старой регистрации происходит, только если человек регистрируется по новому адресу.

Выписаться в «никуда» можно лишь при получении паспорта серии PP, - продолжает Екатерина . - Причем выписка из квартиры - одно из условий получения такого документа. Однако стоит помнить: если у вас нет права собственности на жилье, а отношения с родственниками напряженные, есть риск, что обратно вас уже не пропишут. Для многих это сдерживающий фактор.

- Может ли человек сняться с регистрации, если он сообщит, что регистрируется за границей?

Нет. Сначала человек подает документы на паспорт серии РР. Когда паспорт будет готов, обратившийся получит уведомление. С ним он может сняться с учета по месту жительства. И уже с подтверждением, что с учета он снялся, - забрать паспорт.

Вопрос о том, будут ли каким-то образом меняться правила регистрации в связи с очередным декретом по тунеядцам, мы задали и министру внутренних дел Игорю Шуневичу .

Налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» – «Налог на тунеядство», «Налог на безработных».

Подписанию Декрета предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия.

Инициатива исходила от Президента Республики Беларусь, прокомментировавшего информацию Министра внутренних дел касательно граждан не участвующих в финансировании госбюджета. Президент потребовал не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства.

Первоначально предложение вызвало неоднозначную реакцию в интернете. Отмечалось, что в Беларуси, в отличие от СССР труд, по Конституции, является правом, а не «почетной обязанностью». Исходя из этого, мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд. Высказывались сомнения в возможности собирать такой налог, т.к. значительная часть реальных безработных средств не имеет и вообще потеряла способность к труду, разве что по постоянному принуждению. Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.

Также обоснованным кажется замечание, что значительная часть свободных вакансий — это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Возможно, сейчас для страны выгоднее было бы оставить эти места незанятыми, чем платить из бюджета всю сумму зарплаты и получать обратно часть в виде налога.

Стоит упомянуть и о том, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму подоходного налога. Т.е. покупка коробки спичек – тоже пополнение бюджета.

Наиболее популярным оказалось предположение, что новый закон направлен против нелегально работающих за границей, и незарегистрированных работников в частном бизнесе.

Однако, Декрет принят, его основные положения можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, в следующем году будут обязаны уплатить налог в размере 20 базовых величин. Действовать закон начинает с 1 января 2015 года, оплата налога обязательна до 15 ноября 2016 года.

Декрет принят: « В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей».

Исходя из вышеизложенного, можно понять, что неприемлемым признается не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

В Декрете дан исчерпывающий список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины — 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте);

Также налог не будет взиматься с граждан, которые, согласно Указу, признаются участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы в исправительном учреждении открытого типа или закрытого типа, в лечебно-трудовом профилактории;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, на сумму не менее 70 базовых величин;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах (список работ утверждается Совмином);
  • работающие по трудовому договору или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа. Выделение участка для такой деятельности и период занятия ей должен быть письменно подтвержден местным исполнительным комитетом;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • являющиеся священнослужителями, церковнослужителями в религиозных организациях, членами монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей, налога при упрощенной системе налогообложения или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) пенсии, пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Под действие Декрета не попадают граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

    Налоговая выплата уменьшается на размер уже уплаченных в отчётном году налогов. Следовательно, тот, кто уже уплатил, например, подоходный налог размером менее 20 базовых, имеет право на уменьшение на эту сумму «налога на тунеядство».

    Добровольно сообщившим с 01.05.2015 до 31.05.2016 года о своем «тунеядстве» в налоговую инспекцию предоставляется скидка в размере 10%. Этим лицам следует уплатить налог в срок до 1.06.2016 года. Остальные «тунеядцы» должны платить полную сумму налога, но, до 15.11.2016.

    Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов будет проводиться контроль декларирования доходов и имущества граждан, а также соответствие реальных доходов и расходов сведениям, имеющимся у налоговых органов без предоставления деклараций.

    Формы и методы контроля расходов и доходов граждан определяются Правительством и другими органами по его поручениям.

    При установлении сотрудниками ИМНС превышения расходов гражданина над доходами, информация о которых имеется у налоговых органов, а также в тех случаях, когда получение дохода не подтверждено, Министерство по налогам и сборам письменно требует от гражданина информацию об источниках доходов.

    Гражданин обязан в течение 30 календарных дней предоставить письменные пояснения по запросу. Пояснения, предоставленные после истечения указанного срока, не принимаются во внимание. Лицо, подавшее пояснения вправе предоставлять документы, подтверждающие сведения о полученных доходах и понесенных расходах

    В случае, если пояснения не представлены или не указывают источник доходов (факт несения расходов), сумма превышения расходов над доходами облагается налогом в соответствии с законодательством.

    Стоит обратить внимание – в этом случае сумма требуемого налога может превышать 20 базовых величин.

    Также «налог на тунеядство» не является способом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. На практике уплата налога скорее привлечет внимание и станет отправной точкой для дальнейшего расследования.

    В Декрете даны указания привести действующее законодательство в соответствие с нормами декрета.

    О том, как нововведение будет реализовано на практике, мы узнаем еще в текущем году. Можно, однако, предположить, зная «советские» идеологические основы документа, что из того же периода будут возвращены и какие-то меры по его исполнению.

    Пока, только в ожидании документа, резко возросло количество зарегистрированных безработных, вырос уровень официальной безработицы, число свободных вакансий в центрах занятости уменьшилось также в разы.

    Так или иначе, Декрет принят, работа по исполнению началась, будем ожидать результата.

    Пять способов «откосить» от декрета о «тунеядстве»

    И почему родить ребенка или стать многодетной матерью – это не лучший выход.

    Известный экономист объяснил, как можно избежать участи «иждивенца», если ты остался без работы и не смог найти новую.

    Минтруда прогнозирует: под действие Декрета №1 могут попасть около 250 тысяч белорусов. В постановлении от 31 марта 2018 года №239 Совмин дал определение занятым и не занятым в экономике белорусам. Также стало известно, что «тунеядцы» будут по полному тарифу платить за ЖКУ и за пользование жилыми помещениями.

    Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук по просьбе Завтра твоей страны назвал пять способов «откосить» от обновленного декрета о «тунеядстве».

    Способ №1: стать ремесленником

    Самое простое – зарегистрироваться ремесленником. Будешь делать одну деревянную ложку в месяц или две в квартал, отчитываться, имитировать, что ничего не продается. Следующие полгода или год можно посвятить созданию оловянной или деревянной кружки.

    Способ №2: уйти в огородники

    Второе – это заиметь заброшенный участок и выращивать там помидоры-огурцы и прочее.

    Способ №3: открыть бизнес

    Третье – регистрация ИП – это довольно дорогой сюжет.

    Способ №4: вступить в творческий союз

    Творческие люди могут попытаться вступить в творческий союз и сказать, что мы поэты, писатели, пишем нетленки, и пять лет сочинять какую-нибудь брошюру, которая должна стать вкладом в развитие государственной идеологии.

    Способ №5: уехать из Беларуси

    Но самое простое – и я думаю, многие белорусы это выберут – уехать из страны. Сначала на заработки, а потом навсегда – зацепиться за рынок Польши, Литвы, Германии, России или Украины, как многие делают, и сказать: «Да ну ее, эту страну, власти которой заставляют нас платить за то, что мы не работаем, и не могут создавать рабочие места». Это самое опасное, что следует из данного декрета.

    Пять вопросов о «тунеядском» декрете

    – Те, кто воспитывает детей до 7 лет или растит троих и более несовершеннолетних детей, не попадают в список «тунеядцев». Может, этим постановлением Совмин увеличит рождаемость, и многие белоруски решат «откосить» от «тунеядства», родив ребенка, а лучше троих?

    – Абсолютно исключено. Если регистрация ремесленника практически ничего не стоит, как и самозанятость с участком земли, то представьте, сколько затрат на ребенка.

    – Согласно документу священники не являются «тунеядцами». А как быть их женам, которые официально не работают?

    – Думаю, статус РПЦ в Беларуси такой, что священнослужитель всегда найдет способ помолиться за лучшее решение своего вопроса. А на католиков это не распространяется – у них нет жен.

    – Выделят им какую-нибудь делянку возле военной части, оформятся ИП или ремесленниками. Голь на выдумки хитра. Психологическая поддержка солдат и курсантов воинских частей – вот, пожалуйста, ремесленник или ИП.

    – Как думаете, много ли найдется желающих переоформить жилье, чтобы «тунеядцу» не платить 100% за коммуналку?

    – Это сложно. Еще неизвестно, как будет вычисляться, сто процентов или нет. Если жена в декретном отпуске, а муж не работает, как будет делиться оплата за ЖКУ? Больше вопросов, чем ответов. Они сами себя запутали – столько энергии, времени и внимания, которое тратят чиновники (получающие хорошую зарплату!) на эти постановления. За эти деньги можно было бы целый район поднять из пепла, построить и сделать зарплату тысячу долларов.

    К сожалению, у нас такая трата ресурсов, видимо, считается продуктивной. Это говорит о том, что власти не научились признавать собственные ошибки и даже спускать их на тормоза не научились. Плодим нормотворческие лопухи, а потом этими лопухами прикрываемся и при этом претендуем на звание великой IT-страны, в которой есть возможности для развития бизнеса, не понимая, что сегодня развитие экономики и бизнеса – это, прежде всего, человеческий капитал. Люди, которых заставляют работать налогами и дополнительными оплатами услуг, – это капитал не свободный. Значит, он не будет работать производительно.

    – Много ли белорусов попадут на комиссии по «тунеядству»?

    – Если будет референдум в 2019 году, то, конечно же, мало. Политический контекст не тот, чтобы еще больше вызывать раздражение людей. А кроме раздражения он точно ничего не вызовет.

    «Постановление Совмина - это дно белорусского законодательства»

    Никакой логики научной там нет. Надо было к 1 апреля что-то представить, вот и представили. В этом, собственно, и есть лицо власти.

    Разбираться, кто из белорусов «тунеядец», а кто оказался в трудной жизненной ситуации, будут комиссии.

    Создание комиссий предусмотрено постановлением Совмина от 31 марта 2018 года №240, которым утверждено примерное положение о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения.

    Примерное положение о постоянно действующей комиссии – это дно белорусского законодательства и юридической науки, потому что хуже уже быть не может, - комментирует Ярослав Романчук. - Закон должен быть четкий, однозначный, понимаемый всеми одинаково. Когда в законе называют положение приблизительным, это то же самое, что примерный Уголовный кодекс, приблизительный размер штрафа и наказания.

    Эксперт предполагает, что правительство не знает, как выйти из этой ситуации, и поэтому отдает принятие решений на откуп местным властям.

    Исполкомы могут использовать данный документ против тех, кто выступает с критикой властей. Это такая форма неофеодализма или белорусской крепостной зависимости. Декрет №1 ее только усиливает, - считает экономист.

    По мнению Романчука, этот документ абсурден, а местные власти до такого уровня абсурда не скатились и будут его игнорировать. Например, для показухи вылавливать алкоголика. Мол, вот смотрите, как мы работаем, заботимся о занятости и порядке.

    www.intex-press.by

    Война и ВПК

    Все за сегодня

    Мультимедиа

    Белоруссия: Вместо «налога на тунеядство» - принудительный труд и внесудебное лишение свободы

    Белоруссия обновила декрет о «социальном иждивенчестве», приняв новый декрет о «содействии гражданам в трудоустройстве», «стимулировании занятости» и проведении профилактической работы с «асоциальными элементами». Новый декрет дает право местным комиссиям без суда и по своему усмотрению отправлять «асоциальных» граждан в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) сроком до года.

    Декрет №1 «О содействии занятости населения», который президент Александр Лукашенко подписал 25 января 2018 года, оказался не новым, а уже известным, но «изложенным в новой редакции» декретом №3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества».

    А поскольку местным органам власти в декрете №1 отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета, провластные кандидаты на местных выборах 18 февраля получили для общения с электоратом тему о том, как они будут трудоустраивать добропорядочных граждан и принуждать к выполнению общественного долга менее добропорядочных.

    Официальный телеканал АТН уже назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами».

    Беларусь, возможно, не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Ведь понятие социального договора подразумевает соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением. В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически бог и царь.

    Есть и приятная новость: сборы на финансирование госрасходов, которые уже были уплачены гражданами по декрету № 3, Министерство по налогам и сборам обещало вернуть. Правда, сроки возврата не обозначены, а механизм неясен. Известно только, что желающим нужно будет написать заявление о возврате.

    Но в декрете пока нет главного: определения того, кто, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц. И то и другое должен определить Совет министров, причем, к 1 апреля 2018 года, что привносит дополнительный смысловой оттенок. Кроме того, в декрете №1 появилась «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» - новое понятие, которого не было в старой редакции декрета №3. Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП).

    Решение о том, кто ведет образ жизни, достаточно асоциальный, чтобы быть подвергнутым ресоциализации, будут принимать чиновники, входящие в «комиссии по трудоустройству». Декрет №1 легализует деятельность этих комиссий, уже существующих по факту, и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц. Более того, по причине отсутствия правовой базы, подобные решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников. В настоящее время помимо поиска работы для тех, кто желает ее найти, комиссии составляют списки лиц, по каким-либо причинам не желающих трудоустраиваться официально - потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».

    При таком подходе очень легко будет признать неудобного властям гражданского активиста лицом, ведущим асоциальный образ жизни, и отправить его без суда в ЛТП. Таким образом, белорусские власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала, поскольку ответственность легко свалить на местных чиновников.

    «Раньше в ЛТП отправлял только суд, и только лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. И еще тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности. Что теперь? Если буквально понимать декрет, то любого тунеядца исполком сможет отправить в ЛТП сроком до 12 месяцев… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности», - пояснил ситуацию юрист Александр Жук на своей странице в «Фейсбуке».

    Что касается общей логики обоих вариантов декрета, то она основана на утверждении, что «тунеядцы» не платят налоги. Но 52% доходной части бюджета Беларуси на 2018 год составляет 20-процентный налог на добавленную стоимость, которым облагаются покупки граждан и юридических лиц. Работает гражданин или нет, он становится налогоплательщиком, придя за покупками в магазин.

    Вместо ежегодного «сбора на финансирование государственных расходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввел «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости». Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть, не платящих подоходных налогов. Ни услуги, подлежащие оплате, ни их полная стоимость, декретом тоже не определены. Разобраться в этом вопросе также должен Совет министров Беларуси, и тоже к 1 апреля 2018 года. Определенно, никто в Белоруссии еще не получал шанса на столь яркую первоапрельскую шутку.

    Полицейское государство без прикрас

    Тунеядцы выступили против Лукашенко

    Закон против тунеядцев в Белоруссии

    Белоруссия - не государство для народа

    В целом, весь декрет № 1, по мнению экспертов, носит крайне неконкретный характер. «Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», - заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин. А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что «в новом декрете заложены мины», которые приведут к серьезным последствиям при внедрении закона. Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, и новый № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.

    Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане - как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста. В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы. Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения, «тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи - меньше 10% от общего числа попавших под действие закона. Вместо планируемых 100 миллионов долларов это принесло в бюджет порядка 7,14 миллиона долларов - сумму в масштабах государства более чем скромную.

    Также выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо, как, впрочем, и государственная система трудоустройства. Что в небольших городах работы просто нет. Наконец, декрет №3 не предусматривал множества ситуаций, отчего в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов. Механизм применения декрета пришлось корректировать на ходу, изменив и приняв за 34 месяца его действия 109 нормативных актов, и все равно он работал неэффективно. В то же время в обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того, чтобы оказать им помощь. Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных, а уличные протесты достигли масштабов, каких Белоруссия не знала с середины 90-х годов.

    В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января.

    • Что грозит водителям за чрезмерную тонировку стекол в 2018 году Несмотря на активные попытки дорожно-патрульных служб бороться с таким явлением, как тонирование стекол и передних фар, это […]
    • Реестр или Настройки? В некоторых случаях изменение ключевых значений конфигурации программы, хранящихся в настройках операционной системы, является единственным способом, позволяющим […]
    • Проезд под знак кирпич штраф 2018 Чем грозит проезд под кирпич – штрафом или лишением прав (требования в 2018 году) Статья написана с учетом редакции Правил дорожного движения от 1 июля 2015 года с учетом всех нововведений […]

Декрет «О содействии занятости населения», который изложил в новой редакции скандальный декрет «о тунеядцах».

Фото из архива

В Беларуси создадут базу «тунеядцев»

Одно из главных новшеств документа - отмена сбора на финансирование государственных расходов или, проще говоря, налога «на тунеядцев». Тем, кто его уже успел заплатить, вернут деньги.

В ближайшее время будет создана база данных трудоспособных граждан, которые не заняты в экономике.

Как пояснил на пресс-коференции в Минске заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович , база данных будет создана в два этапа. На первом этапе - на основе республиканских информационных ресурсов. На втором этапе база будет откорректирована с учетом информации, полученной от местных исполнительных органов власти.

За декрет будут отвечать на местах

Для реализации декрета при местных органах власти будут созданы специальные комиссии. В их состав войдут депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, представители милиции, ЖКХ, общественных объединений и так далее.

«Основанием для работы комиссии будет база данных тех людей, которые трудоспособны, но не заняты в экономике. Комиссии будут приглашать их, чтобы определить, в какой ситуации оказался человек. Комиссия увидит этого человека с его проблемами. То есть, при реализации декрета будет комплексный подход к решению всех проблем людей. Документ имеет социальную окраску» , - рассказала сайт депутат Палаты представителей, член постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Тамара Красовская , которая участвовала в межведомственной рабочей группе по разработке нового декрета.

По ее словам, комиссии будут применять индивидуальный подход к гражданам, которые попали в базу данных.

«Если мы видим, что на рынке труда нет таких специальностей, которыми обладает этот человек, то ему будут предлагать переобучиться, получить другую квалификацию. А прежде чем он будет ее получать, он может поучаствовать в каких-либо работах. То есть все будет делаться для того, чтобы люди сегодня жили достойно» , - отметила Тамара Красовская.

«Тунеядцы» заплатят по полной

Тем же трудоспособным гражданам, которые все же не будут заняты в экономике, с начала следующего года придется полностью платить за субсидируемые государством услуги. Список таких услуг до 1 апреля этого года .

При разработке декрета предлагалось взимать по полной за коммунальные услуги. «На межведомственной рабочей группе шла речь только об услугах ЖКХ» , - рассказала Тамара Красовская.

В связи с этим возникает вопрос, как будет осуществляться эта норма, если в одной квартире проживают как работающие, так и «тунеядцы».

«Такие люди будут приглашаться в комиссию, где будет уточняться, почему они не работают. И когда будет видно, что человек действительно не хочет работать, ведет такой образ жизни, что живет за счет мамы, тогда было такое предложение, чтобы разделить лицевые счета. Мама будет за себя платить, а сын - за себя. Это предложение. А как будет - определит Совет министров» , - объяснила Тамара Красовская.

При этом у комиссии будет право полностью либо частично освободить «тунеядцев» от стопроцентного возмещения затрат на услуги в связи «с нахождением в трудной жизненной ситуации» .

Эксперты критикуют

Ряд экспертов раскритиковали декрет.

Юрист и председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин в комментарии для БелаПАН отметил декларативность документа.

«Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», - сказал эксперт.

Балыкин также подверг сомнению экономический смысл документа на фоне того, что государство и так декларирует намерения о движении к полному возмещению населением стоимости услуг ЖКХ.

А эксперт аналитического центра «Стратегия», политолог Валерий Карбалевич предположил, что «в новом декрете заложены мины, которые начнут взрываться со вступлением его в силу в 2019 году» .

Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать декрет «о тунеядцах» неудачным, поэтому, чтобы сохранить лицо, они разработали новый документ.

«Государство увидело неэффективность декрета № 3, она была очевидна, потому как взимание сбора оказалось невозможным в большинстве случаев. Взыскивать его стало себе дороже, да и издержки по администрированию были выше возможной выгоды. С другой стороны, признать декрет неудачным у государства не хватило политической воли и сил - пытались сохранить лицо» , - полагает Сергей Балыкин.

Новое на сайте

>

Самое популярное