Домой Кредитные учереждения Понятие цели и инструменты фискальной политики. Сущность виды и инструменты фискальной политики

Понятие цели и инструменты фискальной политики. Сущность виды и инструменты фискальной политики

Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.10.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
  4. Недостатки фискальной политики:

    1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

    2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

    3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

1. Сущность фискальной политики, ее виды

2. Инструменты фискальной политики

3. Особенности фискальной политики в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. В нынешнее время государство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. К основным 2 видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.

Теоретическая база фискальной политики достаточно хорошо разработана. Но эта область экономической науки не исчерпала себя. Множество спорных и нерешенных проблем реализации фискальной политики, ее влияния на развитие государства требуют дальнейшего совершенствования и решения. В прошлом, в течение длительного времени, бюджетно-налоговая политика рассматривалась экономистами лишь с аспекта пропорций распределения объема производства страны.

Актуальность изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.

Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:

Сущностной характеристики фискальной политики,

Видов фискальной политики,

Инструментов фискальной политики,

Роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в России.

Учитывая актуальность изучения фискальной политики неудивительно отметить, что эту тему изучали многие экономисты, которые по-своему давали ответ на вопрос о сущности фискальной политики, влиянии ее инструментов на экономическую ситуацию в государстве. Практически во всех учебниках проблемам фискальной политики, механизмам ее функционирования уделяется большое внимание.

При работе над темой данной курсовой работой были использованы труды зарубежных и отечественных авторов, посвященных финансовой политике государства, учебные пособия, статьи экономических журналов и газет, статистические данные, а также материалы сайтов Интернета.


1. Социально-экономическая сущность фискальной политики

Экономическая политика – совокупность государственных мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или предопределить их результаты .

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.

В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:

– фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции) .

– фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами .

– фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов .

– фискальная политика – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП .

Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками . Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. При рассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место, считая, что именно он создает предложение. Поэтому, по их мнению, сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают, что кейнсианская концепция не учитывает воздействие налогов на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, то есть сократить бюджетные дефициты. Но большинство экономистов к этой позиции относится с осторожностью, полагая, что сокращение налогов на практике может и не оказать сильного стимулирующего влияния на совокупное предложение. Кроме того, изменение совокупного предложения происходит в течение длительного периода времени, в то время как величина совокупного спроса может быть изменена в короткий период. Экономическая теория допускает существование конкурирующих между собой школ и направлений. Применение той или иной концепции зависит от конкретной экономической ситуации в стране и цели, поставленной перед национальной экономикой . Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Важным моментом при определении сущностной характеристики фискальной политики являются ее цели. Выделяют следующие цели фискальной политики :

Сглаживание колебаний экономического цикла,

Обеспечение устойчивого экономического роста,

Достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Важнейшая задача фискальной политики – это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику.

Одним из главных таких фондов является государственный бюджет. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. доходов. В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства .

Сущность экономически верной фискальной политики и состоит в стратегически правильном формировании государственного бюджета через систему налогообложения и манипулировании средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей.

Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении. Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.

Фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

Для обеспечения макроэкономической стабильности, возможности проведения эффективной экономической политики используются два основных направления регулирования экономики:

1) Денежно-кредитная (монетарная) политика проводится Центральным Банком. Основными инструментами выступают:

Учетная ставка (ставка рефинансирования);

Операции на открытом рынке;

Норма обязательных резервов.

2) Бюджетно-налоговая (фискальная) политика проводится Правительством РФ с целью обеспечения сбалансированности экономической системы страны, проведения антициклического регулирования.

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают налоги и государственные расходы.

Фискальная (от лат. fiscalis – относящийся к казне) или бюджетно-налоговая политика представляет собой меры, которые пре дпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика, наряду с денежно-кредитной политикой, являются основными инструментами макроэкономического регулирования.

Целями бюджетно-налоговой политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

· стабильного экономического роста;

· полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

· стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Бюджетно-налоговая политика – это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов . Однако некоторые инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

· государственные закупки;

· налоги;

· трансферты.

Воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики
на совокупный спрос
оказывается разное. Из формулы совокупного спроса (AD = C + I + G + Xn) следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос , налоги же и трансферты оказывают на совокупный спрос косвенное воздействие , изменяя величину потребительских (С) и инвестиционных (I) расходов.

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, поскольку государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос, поскольку увеличение социальных трансфертных выплат увеличивает личный доход домохозяйств, а, следовательно, и их потребительские расходы, а увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает их возможности расширения производства, то есть инвестиционные расходы. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) а, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что обусловливает рост реального ВНП.

Из простой кейнсианской модели («кейнсианского креста») следует, что все инструменты бюджетно-налоговой политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику , поэтому, по мнению кейнсианцев, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно бюджетно-налоговой политики, прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, поскольку они имеют наибольший мультипликативный эффект.


В зависимости от фазы экономического цикла, в которой находится экономика, инструменты бюджетно-налоговой политики используются по-разному. Выделяют следующие виды бюджетно-налоговой политики:

· стимулирующую (экспансионистскую);

· сдерживающую (рестрикционную).

· Стимулирующая бюджетно-налоговая политикаприменяется при экономическом спаде (рис. 4.5-а), нацелена на сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).
Ее инструментами являются:

· увеличение государственных закупок;

· снижение налогов;

· увеличение трансфертов.

· Сдерживающая бюджетно-налоговая политикаиспользуется при буме (перегреве экономики) (рис. 4.5-б), и имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).
Ее инструментами являются:

· сокращение государственных закупок;

· увеличение налогов;

· сокращение трансфертов.

Кроме того, различают дискреционную (гибкую) и автоматическую (недискреционную) бюджетно-налоговую политику.

· Дискреционная бюджетно-налоговая политикапредставляет собой законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

· Автоматическая бюджетно-налоговая политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов, представляющих собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (их встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

· подоходные налоги (включающие в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

· косвенные налоги (в первую очередь, НДС);

· социальные трансферты (пособия по безработице, по бедности, по потере кормильца и т. д.).

Механизм воздействия встроенных стабилизаторов
на экономику следующий.

При спаде уровня деловой активности объем выпуска в экономике сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, при перегреве же экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. При этом наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог .

Действие НДС как встроенного стабилизатора следующее: при рецессии в экономики объемы продаж падают, поступления от косвенных налогов (к числу которых относится НДС) сокращаются. При перегреве в экономике, наоборот, растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, увеличивают и поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Увеличение числа получающих пособия по безработице и другие социальные трансферты для малоимущих в период экономического спада, в свою очередь, позволяет затормозить снижение совокупного спроса в стране, что отразится меньшим сокращением величины объема продаж и совокупной прибыли фирм. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной бюджетно-налоговой политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов .

Воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение происходит посредством таких инструментов бюджетно-налоговой политики как налоги и трансферты .

Сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р 1 до Р 2 на рис. 7.6-а), то есть провоцирует инфляцию. Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис. 7.6-б), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р 1 до Р 2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

В целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) А. Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного и на прибыль корпораций), поскольку, в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис. 4.6), то есть рост производства (от Y 1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р 1 до Р 2).

Важнейшим недостатком бюджетно-налоговой политики является, связанный с ней, дефицит государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, предложенные Дж. М. Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в середине 1970-х гг. в большинстве развитых стран, использовавших после Второй мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики. В США, например, возник так называемый «двойной дефицит », при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.


Действие внешних эффектов (экстерналий), проблема неполноты информации и несовершенства конкуренции было рассмотрено в главах 2, 4 и 5 настоящего учебника.

North, D. C. Structure and Change in Economic History / D. С. North. – New York: Northon, 1981. – P. 21.

Олейник, А. Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А. Н. Олейник. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 345.

См. Дьюи, Дж. Общество и его проблемы / Дж. Дьюи. – М.: Идея-Пресс, 2002. - 160 с.

См., например: Мизес, Л. Индивид, рынок и правовое государство / Л. Мизес. – СПб.: Пневма, 1999; Фридман, М. Фридман и Хайек о свободе: Сборник. – [Вашингтон]: Cato Institute, 1985. – 135 c.

Chang, Ha-Joon . The political economy of industrial policy / Ha-Joon Chang. – Great Britain, Macmillan press LTD, 1996. – P. 15–17.

Chang Ha-Joon. The political economy of industrial policy. – Great Britain, Macmillan press LTD, 1996. – P. 18–25.

См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2 / М.: Государственное издательство политической литературы, 1955-1981 гг., Т. 8. - С. 115-217.

Eggertsson, T. Economic Behavior and Institutions /T. Eggertsson. – Cambridge, Cambridge University Press, 1995. – P. 317-358.

Олсон, М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция, социальный склероз / М. Олсон. – Новосибирск: ЭКОР, 1998.

Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. – М.: Фонд экон. книги «Начала», 1997.

Олейник, А. Н. Указ соч. – С. 344-345.

Тамбовцев, В. Л. Государство и экономика. – М.: Магистр, 1997. – С. 9–12; Umbeck, J. The California Gold Rush: A Study of Emerging Property Rights / J. Umbeck // Explorations in Economic History. – 1977. – № 14. – P. 197–226.

Олейник, А. Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А. Н. Олейник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 356–357.

Олейник, А. Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А. Н. Олейник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 362.

Нельсон, Р. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер. – М.: Финстатинформ, 2000. – С. 407.

Бетелл, Т . Собственность и процветание / Т. Бетелл. - М.: ИРИСЭН, 2008. – 474 с.

Jeremy Cooper, Poverty and Constitutional Justice, in «Philosophy of Law: Classic and Contemporary Readings» / Edited by Larry May and Jeff Brown. - Wiley-Blackwell, UK, 2010 .

Van den Hauwe, Ludwig. Constitutional Economics II / Ludwig Van den Hauwe. - The Elgar Companion to Law and Economics, 2005. - pp. 223-224.

Краткая биография и Нобелевская лекция // Лауреаты Нобелевской премии по экономике: Автобиографии, лекции, комментарии. – Т. 2. 1983-1996. – СПб: Наука, 2009. – С. 92-106.

Философия права в начале 21-го столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Сост. П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров. – М.: Летний сад, 2010. – 321 с.

Зорькин, В. Д. Современный мир, право и Конституция / В. Д. Зорькин. - М.: Норма, 2010. – 543 с.

Очерки конституционной экономики. 23 октября 2009 года / Под ред. Г. А. Гаджиева. - М.: Юстицинформ, 2009. – 279 с.

О влиянии коррупции на снижение конкурентоспособности страны см.: Нисневич, Ю. А. Коррупция как фактор снижения конкурентоспособности государства: сопоставительно-институциональный анализ / Ю. А. Нисневич // XII международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / Под ред. Е. Г. Ясина. В 4-х книгах. Книга 1. – М.: ИД НИУ ВШЭ, 2012. - С. 511-520.

Милгром, П., Экономика, организация и менеджмент: В 2 т. Т. 1 / П. Милгром, Дж. Робертс. – СПб.: Экономическая школа, 1999. – С. 402-405.

См.: Парвоз, А. В. Бюрократия: экономический анализ деятельности и логика современных административных реформ / А. В. Парвоз // Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/534/30.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г.) // Российская газета от 12.08.1998 г. № 153-154.

Подробнее см.: Мутушев, Р. М. Неналоговые доходы федерального бюджета: проблемы правового регулирования: Автореферат … канд. юрид. наук / Р. М. Мутушев – Саратов: СарГАП, 2009. – 30 с.; Пауль, А. Г. Доходы бюджетов (бюджетно-правовое исследование): Автореферат … д-ра юрид. наук / А. Г. Пауль – Воронеж: ВоронежГУ, 2012. – 48 с.

Подробнее про финансово-правовое регулирования осуществления публичных расходов см.: Черноверхский, А. М. Финансово-правовое регулирование публичных расходов в Российской Федерации: Автореферат … канд. юрид. наук / А. М. Черноверхский. – М.: МГЮА им. О. Е. Кутафина, 2010. – 34 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации , часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Российская газета от 06.08.1998 г. № 148-149; часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г.) // Парламентская газета от 10.08.2000 г. № 151-152.

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС 27.11.2009 г. № 17) // Собрание законодательства РФ от 13.12.2010 г. № 50. – Ст. 6615.

  • 6. Рынок, его назначение и функции, классификация рынка
  • 7. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Способы задания функции спроса. Детерминанты спроса. Эластичность спроса.
  • 8. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
  • 9. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное ценообразование. Рыночный дефицит и излишек. Излишек покупателя и рента продавца.
  • 10. Вмешательство государства в рыночное равновесие: прямые и косвенные способы воздействия на рынок.
  • 11. Кардиналистский подход в теории потребительского выбора. Первый закон Госсена. Спрос и полезность. Закон равных предельных полезностей.
  • 12. Ординалистский подход в теории потребительского выбора. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия. Карта безразличия.
  • 13. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Парадоксы Гиффена и Веблена.
  • 14. Понятие фирмы и её цели. Классификация фирм: по основным целям, по размерам, по формам собственности.
  • 15. Продукт, доход и прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли. Экономическая прибыль.
  • 16. Равновесие фирмы-конкурента в краткосрочном периоде (графич. Решение)
  • 17. Издержки производства. Внутренние и внешние издержки. Постоянные и переменные издержки. Нормальная прибыль.
  • 18. Общие, средние и предельные издержки. Правило минимизации издержек.
  • 19. Износ и амортизация основного капитала. Методы расчета амортизации.
  • 20. Классификация рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции.
  • 22. Рынок несовершенной конкуренции, его модели. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции.
  • 23. Монополия, её характеристика. Естественная монополия. Оптимальный объем выпуска монополиста (графическое решение). Ценовая дискриминация.
  • 24. Антимонопольное регулирование: цели и методы воздействия. Индекс концентрации власти
  • 25. Монополистическая конкуренция: характеристика, дифференциация продукта, неценовая конкуренция.
  • 26. Олигополия: характеристика, стратегия поведения фирмы.
  • 27. Рынок труда и его особенности. Спрос и предложение труда. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы.
  • 28. Рынок земли. Цена земли, земельная рента.
  • 29. Кривая Лоренца. Показатели изменения неравенства доходов
  • 30. Проблемы рыночной экономики. Фиаско рынка.
  • 31. Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.
  • 32. Система национальных счетов. Ввп. Способы измерения ввп в системе национальных счетов. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор ввп.
  • 33. Совокупный спрос и факторы, определяющие изменение величины совокупного спроса. Детерминанты совокупного спроса.
  • 34. Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах. Детерминанты совокупного предложения.
  • 35. Макроэкономическое равновесие. Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения.
  • 36. Экономический рост: способы графического задания, показатели, типы. Цикличность экономики. Фазы и виды циклов. Причины экономических циклов.
  • 37. Безработица: понятие, показатели и виды. Естественный уровень безработицы. Последствия безработицы. Государственная политика борьбы с безработицей.
  • 38. Инфляция, её показатели и виды. Последствия инфляции.
  • 39. Денежный рынок. Спрос на деньги. Функции денег. Денежные агрегаты.
  • 40. Предложение денег. Банковская система. Функции Центрального банка. Активы и пассивы цб.
  • 41. Коммерческие банки: цель, функции. Банковский мультипликатор.
  • 42. Сущность и цели монетарной политики. Её инструменты, виды.
  • 43. Налоговая система: классификация налогов, функции налогов. Кривая Лаффера.
  • 44. Фискальная политика: цели, инструменты, виды.
  • 45. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Виды состояний госбюджета. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Государственный долг, его виды и последствия.
  • 46. Международные экономические отношения. Государственное регулирование международной торговли – политика протекционизма и фритредерства. Таможенные пошлины, квоты, лицензии, субсидии, демпинг.
  • 47. Валютные системы. История развития международных валютных систем. Основные черты современной (ямайской) валютной системы.
  • 44. Фискальная политика: цели, инструменты, виды.

    Фискальная политика представляет собой меры правительства по стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

    Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются:

      обеспечение стабильного экономического роста;

      обеспечение полной занятости трудовых ресурсов - решение проблемы безработицы;

      обеспечение стабильного уровня цен - решение проблемы инфляции.

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты (это выплаты, не связанные с покупкой товаров и услуг).

    В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную и дискреционную политику. Недискреционную политику называют политикой «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются: прогрессивная система налогообложения, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. При этом, размеры поступлений и выплат автоматически изменяются в случае изменения ситуации в экономике.

    Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

      изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки;

      осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение занятости безработным;

      реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.д. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

    В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на :

      стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов и снижение налогов;

      сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов и увеличение налогов.

    45. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Виды состояний госбюджета. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Государственный долг, его виды и последствия.

    Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

    Доходы государственного бюджета:

      Налоги на доходы юридических и физических лиц

      Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

      Поступление косвенных налогов и акцизов

      Пошлины и неналоговые сборы

      Региональные и местные налоги

    Расходы государственного бюджета:

      Промышленность

      Социальная политика

      Сельское хозяйство

      Государственного управление

      Международная деятельность

    • Правоохранительная деятельность

      Здравоохранение

    Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

    1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное , что соответствует излишку (или профициту ) государственного бюджета

    2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю , т.е. бюджет сбалансирован

    3) когда доходыбюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное , т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

    Источники финансирования бюджетного дефицита

    Внутренее финансирование :

    выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

    бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

    использование средств центрального банка

    Внешнее финансирование :

    продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

    кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

    кредиты иностранных правительств.

    Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов,скорректированную на величину бюджетных излишков.

    Различают два вида государственного долга: 1) внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций); 2) внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций. Оба видагосударственного долга были рассмотрены выше. Наличие значительногогосударственного долга, во-первых, снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплатудолга; во-вторых, перераспределяет доход от частного сектора кгосударственному; в-третьих, обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что вдолгосрочной перспективе может привести к сокращению запаса капитала и уменьшению производственного потенциала страны, к валютному кризису и высокой инфляции; в-четвертых, возлагает бремя выплатыдолга на будущие поколения, что может способствовать снижению уровня их благосостояния.

    Бюджетную политику называют фискальная политика. Это один из инструментов макроэкономического регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.

    Бюджетно-налоговая политика: цели и инструменты

    Целями фискальной политики, как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, являются поддержание:

    – стабильного экономического роста;

    – полной занятости ресурсов;

    – стабильного уровня цен.

    Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование государственными расходами и налогами с целью достижения макроэкономической стабильности.

    Государственные расходы – компонент AD, поэтому при их увеличении – расходы увеличиваются, при этом устанавливается новый, более высокий уровень равновесного производства.

    Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) направлена на стимулирование производства, борьбу с безработицей и спадом. При этом налоги снижаются, государственные расходы увеличиваются либо применяется и то, и другое. Т.к. государственные расходы являются компонентом совокупного спроса, стимулирующая фискальная политика вызовет увеличение совокупного спроса AD (снижение налогов вызовет еще и рост инвестиций и потребления). Результатом такой политики может быть увеличение производства и занятости. Проблемой – рост цен.

    Пример: «новый курс» Рузвельта во время Великой депрессии. Широкое осуществление общественных работ, финансируемое государством (строительство плотин, дорог и т.д.) в те годы – яркая иллюстрация стимулирующей функции государственных расходов для поддержания высокого уровня национального дохода, а точнее, стремления вывести экономику из состояния застоя и депрессии с высоким уровнем безработицы.

    При этом государство организовывало именно общественные работы , а не строительство новых заводов и фабрик. В условиях перепроизводства товаров, сопровождавшего Великую депрессию, важно было создать дополнительный платежеспособный спрос и сократить безработицу, а не выбрасывать на рынок новые партии товаров.

    Пример: План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 гг. В экономику Казахстана было направлено 4 млрд.долларов США по первому стабилизационному плану и 14,7 млрд.дол. - по второму плану. Так, согласно второго плана, средства были распределены по направлениям: стабилизация финансового сектора – 4 млрд.дол. США (480 млрд. тг.); развитие жилищного сектора – 3 млрд.дол. США (360 млрд. тг.); поддержка малого и среднего бизнеса – 1 млрд.дол. США (120 млрд. тг.); развитие агропромышленного комплекса – 1 млрд.дол. США (120 млрд. тг.); реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов – 1 млрд.дол. США (120 млрд. тг.).



    В рамках программы «Дорожная карта» было направлено 600 млрд.тг. с целью обеспечения занятости для 350 тыс. человек. Основные направления программы:

    - реконструкция и модернизация коммунальных сетей, таких как объекты и сети водоснабжения, теплоснабжения, энергетики и канализации;

    Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог местного значения, а также обновление социальной инфраструктуры, прежде всего школ и больниц;

    - благоустройство и озеленение объектов местного значения, таких как ремонт дорог, клубов по усмотрению местных властей;

    Расширение социальных рабочих мест и организация молодежной практики.

    Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция)используется в борьбе с инфляцией. При этом налоги на доходы увеличиваются (косвенные налоги снижаются, т.к. напрямую влияют на уровень цен), государственные расходы снижаются либо применяется и то, и другое. При сокращении государственных расходов и увеличении налогов (инвестиции и потребление сокращается), кривая AD сдвигается влево, реальный равновесный объем производства в данном случае сокращается. Проблемой может быть сокращение занятости, поэтому эффективно использовать на вертикальном отрезке кривой AS.

    Пример: рестриктивная фискальная политика (в совокупности с монетарной политикой) Казахстана в 1993-1995 гг. в рамках политики макроэкономической стабилизации. Осуществлялись: упразднение налоговых льгот, стимулирующих производственную деятельность, сокращение государственного аппарата и расходов на образование, медицинское обслуживание и т.д. При этом резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. В результате темпы инфляции сократились (см. таблицу).

    Год
    ИПЦ (%) 2265,0 1258,3 160,3

    Недискреционная фискальная политика – это автоматическое достижение макроэкономической стабильности без вмешательства государства за счет встроенных стабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить экономику в стабильное состояние. К ним относят: прогрессивное налогообложение, социальные пособия по безработице и т.д. Например, прогрессивное налогообложение означает, что при уменьшении доходов автоматически снижается величина налога, взимаемого с дохода. Если люди потеряют работу, правительство выплачивают пособие по безработице. При наступлении определенного возраста автоматически возникает право на получение пенсии и т.д.

    То, что при спаде налоговые поступления снижаются и при подъеме растут, вызывает дефицит государственного бюджета при спаде, профицит - при подъеме, т.к. обычно государственные расходы стабильны и не зависят от ВВП. При спаде превышение государственных расходов (с учетом и мультипликатора М) будет способствовать увеличению ВНП, а при подъеме (когда из-за инфляции растет номинальный ВНП) - превышение налогов воздействует на снижение ВНП.

    См. рисунок ниже: экономика «сама» достигает равновесного уровня Y1. При спаде экономики (Y2) производство расширяется, при подъеме (Y3) производство снижается.

    Рассмотрим на примере, исходя из данных графика. Пусть государственные расходы постоянны при любом уровне производства и равны 100 у.е. При уровне производства Y2 в экономике наблюдается спад уровня производства и ВВП. Автоматически налоговые поступления падают до 80 у.е.

    1. Если учесть, что государственные расходы являются частью совокупных расходов в экономике, они стимулируют производство на величину +∆Y=∆G* М=+100 у.е.*М.

    2. Налоги способствуют снижению совокупных расходов, это «утечки», они сокращают производство на величину -∆Y=∆Т* М=-80 у.е.*М g ,

    3. Общий итог : Y=(+100 у.е.*М) - (80 у.е.*М) = +20у.е.*М

    Объем производства Y вырастет до равновесного уровня Y1.

    И наоборот при подъеме. При уровне производства Y3 в экономике наблюдается рост уровня производства и ВВП (скорее всего, сопровождаемый инфляцией). Автоматически налоговые поступления растут до 120 у.е.

    1. Государственные расходы стимулируют производство на величину +∆Y=∆G* М=+100 у.е.*М.

    2. Налоги способствуют снижению совокупных расходов на величину -∆Y=∆Т* М=-120 у.е.*М.

    3. Общий итог : Y=(+100 у.е.*М) - (120 у.е.*М) = -20у.е.*М

    Объем производства Y снижается до равновесного уровня Y1.

    Влияние общей ставки налогов на производство в стране и налоговые поступления в бюджет показывает кривая Лаффера , о которой речь шла в предыдущей лекции. Сторонники теории экономики предложения считают, что высокая налоговая ставка не стимулирует производство, которое «уходит в тень», как и слишком низкая ставка неэффективна, т.к. в обеих ситуациях сокращаются налоговые поступления в бюджет. В рамках модели «AD-AS» совокупное предложение AS из-за высокой ставки налогов сокращается (сдвигается влево), что приводит к сокращению уровня производства и занятости и повышению уровня цен. Поэтому необходимо установить оптимальную общую ставку налогов (30-50%), тогда произойдет повышение уровня производства и занятости и снижение уровня цен.

    Однако проблема состоит в том, что такие изменения происходят в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде налоговые поступления в бюджет снижаются из-за снижения ставки налогов.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное