Домой Кредитные учереждения Сколько процентов ндс в году. Национальная платежная система

Сколько процентов ндс в году. Национальная платежная система

В течении какого срока с момента возникновения у налогоплательщика обязанности представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме данному налогоплательщику необходимо обеспечить получение от налоговых органов документов в электронном виде.

Лица, относящиеся к категории налогоплательщиков, указанной в пункте 3 статьи 80 НК РФ, обязаны, не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения такого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Я являюсь руководителем (директором) организации. Что мне необходимо для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом?

Для обеспечения получения руководителем (директором) организации документов от налогового органа необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и налогоплательщиком;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи руководителя (директора).

Я являюсь сотрудником организации и представляю интересы в налоговом органе. Что мне необходимо для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом?

Для исполнения обязанности по обеспечению получения документов от налогового органа сотрудником организации, представляющим интересы такой организации, необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и организацией;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи данного сотрудника организации;
  • доверенности на данного сотрудника с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Наша организация хочет представлять отчетность и принимать документы из налогового органа через иное юридическое лицо – уполномоченного представителя. Что в данном случае будет являться обеспечением получения документов из налоговых органов?

Для обеспечения получения уполномоченным представителем налогоплательщика – юридическим лицом документов от налогового органа необходимо наличие:
1. законным представителем уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие:

  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи законного представителя такого юридического лица;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.
2. сотрудником уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие:
  • действующего договора между оператором электронного документооборота и уполномоченным представителем – юридическим лицом;
  • действующего договора между налогоплательщиком и уполномоченным представителем налогоплательщика – юридическим лицом;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи сотрудника данного юридического лица;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием конкретного получателя и полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.- доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием конкретного получателя и полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Наша организация представляет отчетность и принимать документы из налогового органа через уполномоченного представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Что в данном случае будет являться обеспечением получения документов из налоговых органов?

Для обеспечения получения уполномоченным представителем налогоплательщика – индивидуальным предпринимателем документов от налогового органа необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и уполномоченным представителем-индивидуальным предпринимателем;
  • действующего договора между налогоплательщиком и уполномоченным представителем налогоплательщика – индивидуальным предпринимателем;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи такого индивидуального предпринимателя;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Какова ответственность за необеспечение / несвоевременное обеспечение электронного обмена документами с налоговыми органами?

Налоговые органы уполномочены принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика.

В отношении нашей организации вынесено решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика за неисполнение обязанности по обеспечению электронного обмена документами с налоговыми органами, но нашей организацией такая обязанность исполнена. Что нам нужно сделать, чтобы счет разблокировали?

Вам необходимо проверить на наличие и срок действия:

  1. договор с оператором электронного документооборота,
  2. квалифицированный сертификат ключа электронной подписи,
  3. доверенность на представителя (уполномоченного представителя) при необходимости,
  4. договор между налогоплательщиком и уполномоченным представителем (при необходимости).
В ином случае необходимо обратиться в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет для уточнения причины приостановления операций по счетам.

Как быстро счет будет разблокирован после проведения налогоплательщиком всех необходимых действий для исполнения обязанности по обеспечению электронного документооборота?

Решение о возобновлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика выносится сразу после получения налоговыми органами информации об исполнении обязанности налогоплательщиком по обеспечению электронного документооборота с налоговыми органами. Разблокировка счета произойдет не позднее следующего для после вынесения Решения о возобновлении.

Мы являемся плательщиками НДС. Каким образом нужно обеспечить получение электронных документов от налогового органа? Что для этого нужно сделать? Как понять, обеспечиваем ли мы получение электронных документов?

Если у вас есть действующий договор с оператором электронного документооборота, а также условия (компьютер с доступом в интернет), и вы направляете налоговую отчетность в электронной форме, то ваш оператор также гарантирует доставку электронных документов в ваш адрес от налогового органа.
Дополнительных действий от налогоплательщика не требуется.

Мы не направили квитанцию о приеме требования налогового органа (о представлении документов, о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган). Что будет делать налоговый орган? «Что нам за это будет»?

В соответствии со статьей 76 НК РФ в течение 10 дней после истечения срока направления квитанции о приеме требования налоговый орган может вынести решение о приостановлении операций по счетам организации.

Мы применяем УСН, но являемся налоговым агентом по НДС. Должны ли мы представлять декларацию по НДС в электронной форме? Плательщиком НДС наша организация не является.

Если вы не являетесь плательщиком НДС, то требование представлять декларацию по НДС в электронной форме на вас не распространяется. В случае осуществления посреднических операций у вас есть обязанность представлять журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронном виде.

Будет ли сверяться КПП в книгах покупок и продаж? Зачастую обособленные подразделения указывают свой КПП в счетах-фактурах, а в книге покупок или продаж – указан КПП головной организации.

Несоответствие КПП в записях книг покупок и продаж при правильном сопоставлении других реквизитов записи не будет являться ошибкой.

Мы отразили в книге покупок счет-фактуру другого налогового периода, или наш покупатель не отразил счет-фактуру в книге покупок. Будет ли это являться нарушением, ведь операция у продавца и покупателя не сопоставится?

Сопоставление обязательно только для записей вашей книги покупок в случае, если НДС по счету-фактуре принимается к вычету. Если в книге покупок отражены счета-фактуры из предыдущих налоговых периодов, то они также успешно сопоставятся с записями в книге продаж предыдущих налоговых периодов.

Что необходимо сделать при получении требования о представлении пояснений?

В течении 6 дней с момента направления требования о представлении пояснений налоговым органом, необходимо направить в адрес налогового органа квитанцию о приеме документа.
Далее при детальном изучении требования следует обратить внимание на указанные в требовании коды ошибок, которые означают следующее:
код 1 - запись об операции отсутствует у контрагента (р.8 или прил. 1 к р.8 или р.11);
код 2 - несоответствие данных об операции между разделом 8 «сведения из книги покупок» или приложением 1 к разделу 8 «сведения из дополнительных листов книги покупок» и разделом 9 «сведения из книги продаж» или приложением 1 к разделу 9 «сведения из дополнительных листов книги продаж» декларации налогоплательщика (р.8 (или прил. 1 к р.8) /р.9 (или прил.1 к р.9);
код 3 - несоответствие данных об операции между разделом 10 «сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика (р.10 /р.11);
код 4 - возможно допущена ошибка в графах a, b [указываются номера граф, в которых допущены ошибки] (любой раздел).
В первую очередь необходимо обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым направлено требование о представлении пояснений: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.
При выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями.
Если же ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, налогоплательщик вправе как представить пояснение с указанием корректных данных, так и представить уточненную налоговую декларацию.

Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования о представлении пояснений? Срок отправки квитанции о приеме данного требования?

Да. При получении требования о представлении пояснений налогоплательщик обязан передать налоговому органу квитанцию о приеме такого документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня отправки налоговым органом требования.

Срок представления пояснений в ответ на требование о представлении пояснений?

Пояснения представляются налогоплательщиком в течение пяти дней с момента передачи по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган квитанции о приеме.
Записи по счетам-фактурам, выписанным до 01.01.2015, сопоставлению не подлежат.

Можно ли представить пояснения на бумажном носителе или пояснения представляются только в электронном виде?

Пояснения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в формализованном виде.
Пояснения в формализованном виде направляются по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в соответствии с форматом, утвержденным ФНС России.

Какая ответственность предусмотрена за непредставление пояснений в ответ на требование (за отказ в предоставлении пояснений) либо за представление пояснений с нарушением срока, установленного законодательством?

Налоговым кодексом не предусмотрена ответственность.
При этом, в случае не представления пояснения, налоговый орган вправе истребовать первичные учетные документы, подтверждающие факт совершения финансово-хозяйственной операции.

Какие нормативно-правовые акты регламентируют порядок направления требования и представления ответа (пояснений) на него?

Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок направления требования о представлении пояснений и ответа на него:
1. Пункт 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации;
2. Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 07.04.2015) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».
3. Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)».
4. Приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@».

В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование о представлении пояснений, а в каких случаях - уточненная налоговая декларация?

В случае выявления в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, организация обязана подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, то уточненную декларацию организация может подать, но не обязана. В таких случаях может быть представлено пояснение к налоговой декларации.

Можно ли представить пояснения вместе с подачей уточненной налоговой декларации по НДС?

Налоговый кодекс не запрещает представление пояснений вместе с подачей уточненной налоговой декларации.

Возможен ли отказ в приеме пояснений в ответ на требование о представлении пояснений?

Только в случае нарушения формата представления в электронной форме ответа на требование о представлении пояснений.
Налоговый кодекс не предусматривает основания для отказа в приеме пояснений в случае их представления на бумажном носителе.

Предусмотрен ли факт представления пояснений в произвольной форме, а не в табличной форме согласно Приложениям?

Может ли быть продлен срок представления пояснений? В каких случаях? Каким образом можно продлить срок представления пояснений? Каким документом это должно быть оформлено?

Налоговый кодекс не предусматривает продление сроков представления пояснений.

Необходимо ли прилагать документы к ответу на требование о представлении пояснений?

Налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган копии документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

В случае если представленные пояснения устранили выявленные расхождения будет ли налоговый орган информировать об этом налогоплательщика?

Нет, Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налоговых органов информировать налогоплательщика об устранении расхождений.

В случае если представленные пояснения не устранили выявленные расхождения будет ли налоговый орган информировать об этом налогоплательщиков или будет выставлено повторно новое требование о представлении пояснений?

Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, налоговый орган вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В случае направления налогоплательщиком пояснений по ТКС в ответ на требование будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом данных пояснений?

Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной цифровой подписью налогового органа. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме, подписанное электронной цифровой подписью налогового органа.

Где официально размещена форма представления ответа на требование о представлении пояснений?

На официальном сайте Федеральной налоговой службы www..07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 07.04.2015) "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок".

Каким образом заполнить ответ на требование о представлении пояснений?

Пояснения, представленные на бумажном носителе, заполняются в произвольной форме, а порядок заполнения ответа на требование о представлении пояснений в формализованном виде в ближайшее время будет размещен на официальном сайте ФНС России.

В каком формате должно быть сформировано пояснение для отправки в электронной форме по ТКС?

В XML формате.

В случае если налогоплательщику пришло требование о представлении пояснений с указанием счетов-фактур, которые, по его мнению, отражены корректно в декларации, что делать в таком случае?

По возможности провести сверку с контрагентом на предмет корректности отражения идентификационных показателей счетов-фактур в налоговой декларации покупателя и продавца и сообщить налоговому органу о корректном отражении сведений в налоговой декларации.

Если при поступлении требования о представлении пояснений налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и нарушений не установлено, надо ли отвечать на требование?

Необходимо представить в адрес налогового органа пояснения, подтверждающие отражение счета-фактуры в разделе налоговой декларации.


18.11.2016


Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур
04.05.2016

Кто еще не слышал, здесь уже вступили в силу изменения

Наш многострадальный брат-бухгалтер за период своей профессиональной деятельности уже успел столкнуться с не одним десятком изменений, которые перманентно корректировали его работу в течение всего этого времени. Как известно, 2018 год не стал исключением в области изменений в законодательстве, в частности любимой нами главы II Налогового Кодекса Российской Федерации. Помимо всего прочего, НДС (всеми любимый и обожаемый) также вынуждает нас перестраиваться, рассчитывать и учитывать его по-новому. Сегодня мы затронем тему раздельного учета налога на добавленную стоимость, затронем так называемое «правило 5%», а также выскажем несколько предположений, касаемо увеличения ставки налога в ближайшие годы. Давайте начнем.

Потребность в раздельном учете берется от варьируемой ставки НДС

Для тех, кто только начинает знакомиться с общим режимом налогообложения или же только-только приступает к работе бухгалтером, хотим сообщить, что традиционная ставка налога, равная 18% вовсе может таковой и не являться, если речь идет, скажем, об экспортных операциях между Россией и странами ЕАЭС (там НДС составляет 0%). Более того, на определенные группы товаров распространяется пониженная ставка. К примеру, к реализации детских и медицинских товаров применяет 10% от стоимости продукции.

В кругу налоговых экспертов ходят разговоры о том, что в скором времени ставки будут пересмотрены в пользу их увеличения. Вполне возможно, что текущие 18%, применяемые для подавляющего большинства товаров и услуг, составят в дальнейшем минимум 22%, но пока это не больше, чем просто разговоры. В любом случае, мы пока можем ориентироваться на то, к чему успели привыкнуть. Смотрите таблицу ниже:

Как мы видим, наиболее выгодной и, возможно, удобной с точки зрения применения является ставка, равная 0%, что регламентируется пунктом 1 статьи 164 НК РФ. В прошлом году мы подробно описали методологию применения этой ставки в соответствующей статье. Здесь стоит отметить, что на практике все оказалось не так просто, ибо соблазн обмануть государство появляется у многих компаний. Собственно, поэтому добросовестным организациям приходится очень настойчиво доказывать сотрудникам ФНС свое право на данную льготу. Наши клиенты по услуге « » рекомендуют об этом и сделать собственные выводы.

Важно отметить, что для раздельного учета НДС необходимо сделать соответствующие записи в учетной политике организации. Сейчас, то есть в январе 2018 года, как раз самое время этим заняться. Подробная методология раздельного учета наглядно показана в таблице ниже:


На данном примере отчетливо видно, какие именно счета необходимо учитывать, в частности, речь идет о субсчетах счета 90 «Продажи товаров внутри РФ», «Продажи экспортных товаров». Также задействуются субсчета 2-ого порядка счета 62 «Покупатели и заказчики, приобретающие работы, услуги, облагаемые по ставке 0%», а также «Покупатели и заказчики, приобретающие товары (работы и услуги), облагаемые по ставке 18%». В этом во всем очень важно не запутаться, тем более, если специалист сталкивается с раздельным учетом впервые. Однако здесь можно тешить себя мыслью о том, что данная практика – это новый опыт, который в дальнейшем обязательно пригодится.

Правило 5% и как оно будет применяться в 2018 году

Согласно авторитетным источника из числа «бухгалтерских» изданий, методология раздельного учета НДС претерпела изменения именно в области так называемого «правила 5%». Что это означает? Если говорить простым языком, то получается, что отныне необходимо принимать в расчет все ставки НДС, которые были ниже 5%. Того же самого нельзя сказать о предыдущем годе, когда Законодатель давал возможность налогоплательщикам «опускать» те же самые ставки 0%. Нынешнее положение дел на схеме выглядит следующим образом:


Исходя из этих сведений, получается, что доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от уплаты НДС равна расходам на приобретение этих товаров и услуг за квартал, деленная на совокупные расходы всего квартала и умноженная на 100%. Итоговое значение и будет конечным результатом данного учета.

Мнение нашего коллеги

Все наши клиенты по услуге « » – это очень интересные и самостоятельные в своих взглядах люди. Собственно поэтому, нам не только важно, но и очень любопытно знать, как они относятся к поднимаемым нами темам. В этот раз мы поговорили с главным бухгалтером одной из производственных компаний нашего города:

– Надежда Ивановна, благодарю Вас, что согласились на беседу. Нам очень важно знать, как лично Вы сами относитесь к текущим изменениям в НК РФ, вступившим в силу с 1 января 2018 года, в частности, очень хочется знать о раздельном учете НДС? Насколько я понимаю, ваша организация экспортирует товары за рубеж…

«Да, все верно, мы занимаемся экспортными операциями и, слава Богу, вполне успешно. С раздельным учетом мы сталкиваемся уже несколько лет и, надо отметить, текущие регламенты по ставкам НДС, если речь идет о торговле со странами Таможенного Союза, продуманы достаточно хорошо, чего нельзя сказать о чиновниках и уровне их компетенции. Наиболее очевидными их «промахи» становятся тогда, когда к нам приходят с проверкой и начинают анализировать данные бухгалтерского учета. Очень любят они уточнять, на каком основании мы применили пониженную ставку с учетом того, что все подтверждающие документы мы в ИФНС давно предоставили. Не знаю, чем они там у себя руководствуются. На «дурака» что ли взять хотят или просто глупые. Действительно не знаю. А если в целом давать оценку изменениям в НК РФ, то это уже становится традицией – жить в стране, где законы меняются и редактируются каждые полгода».

– Наверное, хочется немного стабильности и уверенности в завтрашнем дне?

«Не столько стабильности и уверенности, сколько просто хочется привыкнуть к чему-то одному. Ладно, у меня достаточно богатый опыт работы с финансами, но сейчас на рынок труда выходит множество специалистов, которые не знают даже элементарные проводки. Как, скажите, им быть? Понятное дело, что нельзя всецело грешить на отечественное ВУЗовское образование, во многом виноваты сами студенты. Ничего не хотят изучать, своей профессией не интересуются. Если не получается повлиять на качество высшего образования, то пускай тогда не будут меняться законы, вноситься бесконечные поправки».

– А Вы слышали что-то о повышении основной ставки НДС до 22%?

«Я слышала что-то. Если не ошибаюсь, об этом говорили депутаты не то «ЛДПР», не то «Справедливой России». Говорили тогда, что по мировым меркам наша ставка налога на добавленную стоимость крайне низка. Мотивировали необходимость изменений в этой сфере только по той причине, что наше государство спасет исключительно повышение налогов».

– Раз уж Вы сказали по поводу государства… Как Вы считаете, что нас ждет в ближайшие лет 5?

«Это смотря с какой стороны смотреть и в рамках какой сферы рассматривать. Что касается непосредственно нашей бухгалтерской работы, я считаю, что ничего принципиально хорошего нас не ждет. Если действительно будет введен 100% электронный документооборот, то практически все, кто сейчас «сидит на первичке» потеряют свои рабочие места. А если говорить в общем и целом, то мы не сможем вечно находиться под гнетом санкций. Стране придется отступить или же довести слабо защищенные слои населения до отчаяния. Возьмите хотя бы сейчас текущие пенсии. Разве здесь есть чем гордиться»?

– С Вами сложно не согласиться.

Приблизительно на этом наш диалог закончился. Интересно все-таки получается: начинаем говорить о налогах и заканчиваем в целом государственной политикой. Насколько бы эти вещи не казались разными и не связанными друг с другом, это не совсем так. Важно понимать одну простую истину – государству нужны не только налоговые отчисления, но и штрафы за допущенные налогоплательщиками ошибки. Экономическое состояние нашей страны находится далеко не в самом лучшем положении. Страны Запада всеми силами пытаются изолировать Россию от внешнего мира и, к сожалению, наше правительство на это соглашается. Охотно или нет – это уже другой вопрос. Во всяком случае, Надежда Ивановна, на наш взгляд, права – бесконечно так продолжаться не может. Что-то, но обязательно изменится и, возможно, не в самую лучшую для нас сторону.

Что остается делать нам, дорогие читатели? Пожалуй, ничего, кроме как работать, заниматься своей жизнью, строить планы и целенаправленно идти к своим целям. Здесь еще хочется пожелать не вникать лишний раз в популистские высказывания политиков. Считайте, что они просто выполняют свою работу. А лично вам есть до этого какое-то дело?

Благодарим за внимание и до скорого, друзья!

Главные новости, касающиеся НДС в 2018 году, затрагивают тех, кто теперь будет платить налог и кто освобожден от этого бремени. Налог на добавленную стоимость появился в России еще в 20-е годы прошлого века, затем был упразднен, и вновь пришел в обиход лишь в 1992 году. Популярные буквы являются важнейшей составляющей государственной казны – именно за счет этих отчислений пополняется бюджет.

По идее, налог – бремя производителя, но фактически расходы ложатся на плечи рядовых потребителей. Чтобы облегчить жизнь простых россиян, принят целый ряд изменений НДС в 2018 году. Насколько реально они скажутся на жизни обычных людей и деятельности фирм? Попробуем разобраться.

Кто освобожден от НДС

Размер налога в большинстве случаев составляет 18%. Некоторые предприятия имеют льготную ставку НДС в 2018 году: 10% платят производители лекарственных препаратов, детских товаров, книг, периодики. Особо важные процессы вообще не облагаются налогом: нулевую ставку имеют транспорт нефти и газа, реализация товаров космической отрасли, экспорт драгоценных металлов. С 2018 года от уплаты НДС освобождены и другие агенты.

Стоит отметить важное нововведение: каждое предприятие может отказаться от нулевой ставки налога, право на которую нужно доказать. Если сделать это не удастся – придется вносить по 18% за каждого контрагента.

НЕ БУДУТ ОБЛАГАТЬСЯ НДС в 2018 ГОДУ:

  • операторы сотовой и мобильной связи;
  • участники купли-продажи земельных наделов;
  • навигационные и ремонтные услуги аэропортов;
  • сделки, совершенные в рамках системы Tax Free;
  • железнодорожные перевозчики экспортных товаров;
  • выпуск и обновление акций, облигаций, ценных бумаг.

Кому придется платить НДС

Освобождение от уплаты налога должно вести к снижению или хотя бы стагнации цен, однако в действительности так происходит не всегда. К примеру, уже с февраля выросли тарифы некоторых сотовых провайдеров. Тут надо вести речь о жадности конкретных персоналий. А вот расширение списка тех, кому придется платить НДС в 2018 году, связано, прежде всего, с желанием искоренить злоупотребления в этих сферах.

Следует отметить необходимость раздельного учета НДС в 2018 году, даже если один из видов продукции составляет менее 5% от общего оборота. Теперь правило пяти процентов фактически отменяется.

БУДУТ ОБЛАГАТЬСЯ НДС в 2018 ГОДУ:

  • продажа черных металлов;
  • реализация цветного металлолома;
  • сбор и утилизация алюминия и его сплавов;
  • продажа животных шкур;
  • деятельность предприятий с государственными субсидиями.

Перспективы НДС: что ждать потребителям?

Поправок, касающихся НДС в 2018 году, действительно немало. Причем коснутся они даже тех, кого этот аспект не затрагивает. Так, каждый покупатель в магазине может удостовериться в правильности подсчета налога: теперь любой кассовый чек обязан содержать отдельной строкой пункт о размере начисления. По-прежнему строгими остаются сроки декларации НДС: в 2018 году формы необходимо предоставлять в надзорные организации ежеквартально и не позднее 25 числа следующего месяца.

В системе налогообложения грядут большие перемены. Они касаются налога на прибыль, расчета НДФЛ, затрат на амортизацию и страхование основных производственных средств. По оценке аналитиков, чиновники и финансисты правительства не пришли к единому мнению о перспективах развития налога на добавленную стоимость. Скорее всего, НДС уже в 2019 году вырастет до 22%, НДФЛ до 15%, при этом ставки по страховкам снизятся до 21%. А это означает, что изменения по уплате НДС, призванные облегчить жизнь потребителям, станут лишь трамплином для очередного повышения оптовых и розничных цен.

Н аиболее масштабные изменения внесены в порядок исчисления НДС. Проанализируем наиболее значимые из них.

Под занавес уходящего года законодателями подготовлен ряд изменений по НДС.

Новый порядок обложения операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов

Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ пп.25 п.2 ст.149 НК РФ признан утратившим силу.

Тем не менее, с 1 января 2018 г., продавец реализуемого лома и отходов черных и цветных металлов не будет исчислять и уплачивать НДС. Оплата НДС со стоимости реализованного лома и отходы цветных и черных металлов будет осуществляться покупателем, который будет выполнять функции налогового агента (п.3.1 ст.166 НК РФ). При реализации покупателем металлолома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога.

При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). При реализации товаров, компании-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

Это означает, что с 1 января 2018 г. реализация лома и отходов черных и цветных металлов не относится к разряду льготируемых операций. То есть НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов будет исчисляться не продавцами, а покупателями, которые признаются налоговыми агентами (за исключением физических лиц, не являющихся ИП).

Пополнен список налоговых агентов

Покупатели сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов признаются налоговыми агентам (п.8 ст.161 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 г. №335-ФЗ).

При реализации на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов, а также сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС должна исчисляться налоговыми агентами – покупателями этих товаров (п.8 ст.161 НК РФ). Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Покупатели - налоговые агенты обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет.

При этом налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, вправе заявить налоговый вычет (п.1 ст.169 НК РФ). Это означает, что фактически покупателем товаров НДС не будет уплачиваться в бюджет (абз.1 п.3 ст.170 НК РФ).

Изменен перечень операций, освобожденных от налогообложения

Федеральными законами от 18.07.2017 г. №161-ФЗ, от 14.11.2017 г. №316-ФЗ дополнен п.2 ст. 149 НК РФ. С 1 января 2018 г. освобождены от налогообложения НДС операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение аттракционов в океанариумах (пп.20 п.2 ст.149 НК РФ).

Также будут освобождены от НДС услуги по передаче медицинских изделий, указанных в абз.4 пп.1 п.2 ст.149 НК РФ (речь идет о протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним), имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа (пп.33 п.2 ст.149 НК РФ).

С 1 января 2018 г. освобождены от налогообложения НДС операции по выпуску материальных ценностей из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 г.№79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (пп.34 п.2 ст.149 НК РФ).

Восстановление НДС в части полученной бюджетной субсидии

При приобретении товаров, работ, услуг за счет субсидий или бюджетных инвестиций НДС не подлежит к вычету. Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ пп.6 п.3 ст.170 НК РФ изложен в новой редакции. Напомним, что до 01.01.2018 г. налогоплательщик восстанавливал НДС только в случае получения бюджетной субсидии (включающей в себя сумму НДС) на возмещение затрат.

С 1 января 2018 г. независимо от того, включает или нет субсидия сумму НДС, компания должна восстановить сумму налога.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. А при частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ).

В 2019 году раздельный учет должны вести организации, которые проводят операции как облагаемые, так и необлагаемые налогом на добавленную стоимость (ст. 170 НК РФ). Используя правило 5 процентов по НДС, компания сможет принять в вычету входной НДС полностью по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым НДС операциям. Как рассчитать 5 процентов при раздельном учете, читайте в нашей статье.

Как вести раздельный учет по НДС в 2019 году

Организация может совершать операции, облагаемые и необлагаемые НДС. В этом случае необходимо вести раздельный учет. Цель такого учета - правильно рассчитать НДС к уплате в бюджет. Так как принять к вычету входной НДС можно только в части облагаемых НДС операций. По необлагаемым операциям, входной НДС нужно включить в стоимость имущества (работ, услуг). Пример расчета по правилу 5 процентов вы найдете ниже в статье или сразу скачайте файл с примером.

В налоговом кодексе не прописана методика ведения раздельного учета в компании, поэтому ведите учет в любом порядке, который позволит разграничить операции по НДС. Например, учет облагаемых и необлагаемых операций по НДС можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Пример учетной политики в части ведения раздельного учета можно посмотреть здесь:

Обязанность вести раздельный учет обоснована тем, что по таким операциям НДС нужно учитывать по-разному. Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для облагаемых операций, принимается к вычету. Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для необлагаемых операции, нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг). Кроме того, существует третья категория, если организация одновременно совершает как облагаемые, так и необлагаемые операции по товару (работам, услугам), то такой НДС нужно распределять.

Правило 5 процентов по НДС: пример расчета в 2019 году

Не распределять НДС можно только в том случае, если за квартал доля расходов на покупку, производство или продажу объектов, освобожденных от НДС, не превышает 5 процентов. Это и называется правилом 5 процентов. Если данное правило соблюдается, то входной НДС можно полностью принять к вычету, не распределяя.

Данное правило применяется только для тех покупок, которые предназначены одновременно для облагаемых и необлагаемых операций по НДС. Если имущество приобретается сразу для необлагаемых НДС операций, то входной налог принять к вычету нельзя, даже если доля расходов по необлагаемым операциям меньше 5 процентов от совокупных расходов. Такую сумму налога включите в стоимость покупки.

Важно! Правило 5 процентов не освобождает организацию от ведения раздельного учета, лимит в 5 процентов дает лишь право принимать к вычету весь входной НДС, не распределяя. Вести раздельный учет организация должна независимо от того, какой процент составляет доля расходов на приобретение, производство или реализацию, освобожденных от НДС.

Долю расходов определите по формуле:

Разберем на примере правило 5 процентов по НДС:

У компания ООО «Омега» есть операции облагаемые и необлагаемые по НДС.

Прямые расходы компании на облагаемые операции за 3 квартал составляют 20 000 000 руб., на необлагаемые - 700 000 руб. Общехозяйственные расходы составляют 3 500 000 руб. Согласно учетной политике компания распределяет общехозяйственные расходы пропорционально выручке от облагаемых и необлагаемых сделок. Выручка от облагаемых операций равна 21 000 000 руб., от необлагаемых - 970 000 руб.

Общехозяйственные расходы, относящиеся к необлагаемым операциям, равны 154 528,90 руб. (3 500 000. х (970 000: (21 000 000 + 970 000))).

Доля расходов на необлагаемые сделки составляет 3,5 процента ((700 000 + 154 528,90) : (20 000 000 + 700 000 + 3 500 000)). Так как этот показатель не превышает 5 процентов, компания вправе принять к вычету весь входной НДС, предъявленный поставщиками, за 3 квартал.

Раздельный учет НДС: безвозмездная передача

Компании часто осуществляют операции по безвозмездной передаче имущества. Нужно ли в данном случае вести раздельный учет по НДС?

Безвозмездная передача признается реализацией. Поэтому с нее нужно начислить НДС. Значит, в общем случае, раздельный учет по таким операциям вести не нужно, так как НДС начисляется в общем порядке.

Однако, в некоторых случаях безвозмездная передача НДС не облагается:

В таком случае, раздельный учет ведите.

Раздельный учет НДС: при экспорте

Нужно ли вести раздельный учет зависит от того, какие товары экспортирует организация. Если реализуете несырьевые товары, то входной НДС приминайте в обычном порядке при соблюдении всех условий.

Если организация реализует сырьевые товары как на экспорт, так и внутри России, то необходимо вести раздельный учет. Это связано с тем, что
предъявленный поставщиками НДС, который относится к сырьевым товарам, реализованным на экспорт, принимается к вычету на дату, когда определили налоговую базу по экспортной операции. Если такой налог по ошибке принят к вычету раньше срока, то его необходимо восстановить.

Раздельный учет НДС при наличии операций НДС 0%

Раздельный учет входного НДС предусмотрен НК РФ только в случае, когда организация проводит операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от этого налога. Ставка 0% не является освобождением от налога.

Однако, и в этой ситуации организации нужно вести раздельный учет. Это связано с тем, что порядок принятия НДС к вычету по операциям, облагаемым по ставке 18% и по операциям, облагаемым по ставке 0%, различен. Так, по товарам (работам, услугам), использованным для реализации, облагаемой по ставке 18 процентов, принимается к вычету в момент принятия активов к учету. НДС по товарам (работам, услугам), использованным для операции, облагаемой по ставке 0 процентов, принимается к вычету последний день квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки НДС. Входной НДС, принятый к вычету раньше указанного срока, восстанавливается

Новое на сайте

>

Самое популярное