Домой Кредитные учереждения В чем заключается особенности кластерной политики. Вопрос: Кластеры в региональном развитии

В чем заключается особенности кластерной политики. Вопрос: Кластеры в региональном развитии

1

В статье проанализированы тенденции кластерного развития в России и зарубежных странах, приведены особенности кластерного подхода в формировании инновационной экономики, обоснованы факторы, стимулирующие образование кластерных структур, приведена динамика формирования кластеров в экономике зарубежных стран. На основе анализа факторов возникновения и развития кластеров выявлены модели кластеризации экономики. Рассмотрена кластеризация экономик зарубежных стран, приведены особенности развития кластерной политики в странах Европы и Азии. Рассмотрена роль государства в формировании кластеров, проанализированы типы государственной политики, поддерживающей развитие кластерных образований. Рассмотрены особенности государственной политики формирования кластеров в России. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, поддерживающие развитие кластеров и направленные на инновационное развитие страны в целом. Приведены инструменты государственной поддержки кластерных инициатив. Обоснована важнейшая роль государства в развитии кластеров в России.

кластерные образования

политика кластеризации

государственное участие

кластерные инициативы

инновационное развитие

факторный анализ

модели кластеризации

особенности государственной политики

инструменты государственной поддержки

1. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. – 2012. –№ 3. – С. 16.

2. Куценко Е.С. Региональная кластерная стратегия: маневрируя между правилами рынка и государства // Форсайт. – 2012. –№ 3. – С. 8.

3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. – Режим доступа: // www.km.ru

4. Меркушева И.С., Несмачных О.В., Литовченко В.В. Формирование и реализация стратегии организации на основе сценарного подхода// Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 5. – С. 122–124.

5. Несмачных О.В., Литовченко В.В. Природа возникновения синергетического эффекта в промышленном кластере и оценка его воздействия // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2014.– № 1.– С.27–35.

6. Gabor Bekes Clusters, Science Parks and Regional Development (Strategies and Policies in Hungary). Presentation at UNECT TOS–ICP Geneva 14 February, 2008.

7. Powerful dusters: Main Drivers of Europe’s Competitiveness (пер. автора). Brussels, 17 October 2008 –URL: http://ec.europa.eu/enterprise/innovation/index_en.htm

Современные условия функционирования компаний в информационной экономике предполагают в качестве основы конкурентных преимуществ использовать нематериальные активы, интеллектуальный капитал и инновационные факторы как базовый источник экономического роста. В качестве интегрального решения этой проблемы необходимо использовать систему взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, важнейшим инструментом которой является кластерный подход.

Кластерная политика выступает катализатором для усиления взаимодействия участников производственно-экономического процесса и концентрируется на решении острых проблем экономики:

  • развитие и поддержание конкуренции является основной задачей при проведении кластерной политики;
  • особое внимание уделяется развитию кооперационных связей между малыми и средними предприятиями региона для повышения общей производительности труда;
  • организация взаимодействия между промышленными предприятиями, научными центрами и образовательными учреждениями создает благоприятные условия для повышения инновационности производства и обеспечения непрерывного инновационного процесса на предприятиях отрасли;
  • кластерная политика рассматривает развитие промышленного и инновационного потенциала малых и средних предприятий как основу формирования конкурентоспособных региональных кластеров.

Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 % экономик ведущих стран мира (рис. 1):

Рис. 1. Кластеризация экономик зарубежных стран

В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60 %. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38 % его рабочей силы .

Довольно развиты кластерные образования в промышленности Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. Промышленные предприятия Финляндии являются одними из самых конкурентоспособных в мире с начала XXI века и занимают ведущие места в мировых рейтингах благодаря политике кластеризации промышленности. Кластеры обеспечивают высокую производительность, поэтому Финляндия покрывает 10 % мирового экспорта продуктов деревообрабатывающей промышленности и 25 % целлюлозно-бумажной продукции. Самыми первыми и наиболее успешными кластерными образованиями стали объединения на рынке телефонов и мобильной связи. Доля экспортного рынка Финляндии в сфере мобильной связи составляет 30 %, а экспорт мобильных телефонов - 40 % во всем мире.

Кластерные образования в Италии обеспечивают 43 % населения работой и покрывают 30 % объема национального экспорта. В других европейских странах кластеры появляются повсеместно: в Германии успешно работают химический и машиностроительный кластеры, во Франции произошла кластеризация производства продуктов питания и косметики.

Так же, как и Европа, Азия проводит кластерную политику с целью повышения промышленного и инновационного потенциала национальной экономики. Так, например, в Сингапуре формируется кластер в сфере нефтехимии, в Японии сформирован крупнейший автомобилестроительный кластер, в Китае сформировано более 60 особых зон, предназначенных для формирования кластерных образований в различных областях промышленности, обеспечивающих средний уровень продаж на сумму около 200 млрд. долл. в год .

При реализации кластерных инициатив большое значение имеет участие государства с точки зрения организации, инициации и финансирования проектов создания и развития кластеров. При этом финансирование реализуется на основе жесткого конкурсного отбора самых лучших проектов из всех представленных на конкурс. Помимо государства в финансировании и организации проектов создания кластеров могут участвовать различные международные организации, университеты, бизнес. Например, во Франции существует Национальное агентство планирования DATAR, в США - Национальный совет по конкурентоспособности, в Великобритании - программа кооперации LINK .

Рис. 2. Инициирование и финансирование кластерных потоков в развитых странах

Анализируя примеры реализации кластерной политики за рубежом, можно выделить несколько моделей кластеров:

  1. европейская модель предполагает концентрацию конкурирующих компаний в пределах одной географической области, которые выпускают дифференцированный продукт и формируют особую производственную и сбытовую стратегию в пределах кластера и за его пределами;
  2. североамериканская модель кластеризации объединяет ряд отраслевых компаний по принципу территориальной специализации;
  3. насаждение кластеризации и высокая роль государства характерны для азиатской модели, которая предполагает вертикальную интеграцию и специализацию предприятий в пределах одной географической области;
  4. для японской модели кластеризации характерна концентрация малых и средних предприятий вокруг крупной компании-монополиста. Промышленные связи предполагают вертикальную и горизонтальную интеграцию в условиях конкуренции между мелкими компаниями за право поставки.

В России образование кластеров идет в большей степени по третьей модели, учитывая инициирование кластерных инициатив со стороны государства, проведение политики кластеризации и финансирование кластерных проектов .

Существует четыре вида кластерной политики, которые классифицируют в зависимости от степени участия государства в процессе кластеризации :

  1. Каталитический тип политики предполагает посредническую роль государства в организации кластерных образований и ограниченную финансовую поддержку, которая, как правило, реализуется в виде совместного финансирования проектов или косвенного бюджетного финансирования.
  2. Поддерживающий тип политики характеризует участие государства на протяжении длительного периода или большей части жизненного цикла кластера. Государство участвует в финансировании проектов, развитии инфраструктуры региона, осуществляет контроль эффективности кластерных образований и их влияние на экономику региона.
  3. Директивный тип политики характеризует еще более глубокое участие государства в кластеризации региона, предполагающее структурные перестройки в экономике отрасли или региона, стимулирование развития отдельных секторов экономики, достижение сбалансированности в экономическом развитии региона.
  4. Интервенционистский тип политики характеризует участие государства в формировании и функционировании кластера через ГЧП, совместные проекты с малым и средним бизнесом, осуществление грантовой поддержки, субсидий и т.п. с целью формирования специализации региона.

Особенностью развития кластерной политики в России является ее директивный характер, направляющий и регулирующий формирование кластеров в определенных отраслях на всех уровнях государственной власти. Российской экономике присущи и территориально-производственные комплексы, финансируемые федеральными и региональными органами власти, и пространственные кластеры, и кластерные инициативы .

Основополагающим документом, прописывающим рамки кластерной политики, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Одним из ключевых условий модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов обозначено создание сети территориально-производственных кластеров. Предусматривается формирование двух типов кластеров - инновационных высокотехнологичных (в урбанизированных регионах) и территориально-производственных, ориентированных на перестройку промышленности с использованием высоких технологий.

На необходимости поддержки кластерных инициатив акцентирует внимание и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Предполагается, что формирование территорий инновационного развития и инновационных кластеров будет способствовать активизации новаторской деятельности. На первом этапе (2011-2013 гг.) проводятся пилотные проекты по отработке механизмов поддержки кластерных инициатив. Развитие кластеров будет стимулироваться софинансированием из федерального бюджета региональных программ содействия малому бизнесу и дополнительной поддержкой регионов, активно инвестирующих в создание своей инновационной системы.

Поддержка институционального развития предполагает стимулирование инновационного процесса, поддержку инноваций и осуществление коммерциализации инноваций, осуществление консультационных услуг, участие государства в прогнозировании основных рыночных показателей региона, а также участие в подготовке необходимых предприятиям кадров.

Обеспечение высокой конкурентоспособности осуществляется за счет прямого и косвенного бюджетного финансирования кластерных проектов, грантовой поддержки инновационных исследований, создания особых экономических зон, а также осуществления совместных государственно-частных проектов развития кластеров.

Кроме того, следует указать ряд причин, по которым участие государства в формировании и развитии кластеров в России становится необходимым условием успешной кластерной политики:

  • Большая территория и необходимость согласования действий различных кластеров в межрегиональном пространстве. Деятельность кластеров требует кооперации с органами местной, региональной и федеральной власти, согласования стратегии развития кластеров с региональной политикой и т.п.
  • Кооперация предприятий малого и среднего бизнеса с более крупными промышленными корпорациями и научными центрами основана пока только на хозяйственных связях в пределах цепочки производственного процесса. Необходимость инновационной деятельности осознают все члены кластера, однако из-за высоких рисков вложения денег в инновации крупные корпорации и другие члены кластера неохотно спонсируют инновационные проекты. Для активизации инвестиционной деятельности необходима государственная поддержка не только в сфере финансирования, но и в сфере пропаганды, популяризации инновационного производства, которое обеспечивается с помощью проведения различных конкурсов на лучшее изобретение, лучшего молодого ученного и т.п., обеспечении грантовой поддержки инновационных исследований, популяризации новых изобретений в СМИ.
  • Кластерные инициативы основаны в большей степени на поддержке малого и среднего бизнеса в структуре кластера. Для того чтобы обеспечить благоприятные условия для успешных start up, необходимо организовать целую инфраструктуру, состоящую из бизнес-инкубаторов, технопарков, свободных экономических зон, налоговых каникул и т.д., которую могут создать только федеральные и региональные органы власти. Без развития подобной инфраструктуры малый и средний бизнес не будет развиваться в нашей стране, поэтому роль государства в данной сфере кластерной политики неоценима.
  • Важнейшей особенностью, мешающей развитию кластеров, является недоверие со стороны бизнеса к другим участникам кластера, государственным органам, что обусловлено низкой степенью информационной открытости рынка. Со стороны государства необходима популяризация информационной открытости и добросовестной конкуренции. Создание определенной культуры ведения бизнеса в России возможно также с помощью ужесточения мер наказания за экономические преступления и промышленный шпионаж, ликвидации многочисленных слабых мест в законодательстве, которые дают возможность недобросовестным бизнесменам интерпретировать закон в свою пользу.

Таким образом, активное участие государства в формировании и развитии кластеров в нашей стране играет очень важную роль в кластерной политике и экономике государства в целом.

Рецензенты:

Осипов С.Л., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Хабаровск;

Симоненко Н.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансы» ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», г. Комсомольск-на-Амуре.

Работа поступила в редакцию 04.06.2014.

Библиографическая ссылка

Несмачных О.В., Литовченко В.В. КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-1. – С. 162-165;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34662 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Кластерная политика – составная часть экономической политики государства. Ее целями являются поддержка развития кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера. Особенность кластерной политики по сравнению с промышленной политикой состоит в ориентации исключительно на конкурентоспособные виды деятельности региона либо страны.

Инструментарий кластерной политики шире традиционного набора инструментов промышленной политики и включает поддержку не только производственной деятельности, но и сферы услуг, научно-образовательного комплекса, уникальных компетенций и традиций местного сообщества. Тогда как промышленная политика использует в основном инструменты таможенной политики, технического регулирования, государственной инвестиционной политики, кластерная политика связана с использованием косвенных инструментов поддержки, главным образом, направленных на развитие сотрудничества, инновационного потенциала участников кластеров.

В России происходит активное развитие кластерной политики на уровне субъектов Российской Федерации, однако, координация данного процесса как на федеральном, так и на региональном уровнях недостаточна. В настоящее время не определены:

единые подходы к пониманию территориального кластера, типологии кластеров, единый понятийный аппарат кластерной политики;

единый набор инструментов кластерной политики;

необходимые механизмы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.

Под территориальным кластером следует понимать фактическое объединение хозяйствующих субъектов, осуществляющих экономическую деятельность в границах одного или нескольких административно-территориальных образований и связанных в сфере производства и реализации товаров и услуг функциональными или договорными отношениями, за счет которых средняя норма прибыли кластера является положительной и повышенной по сравнению со средней нормой прибыли для соответствующих административно-территориальных образований.

Данное определение отражает ряд критериев. Кластер должен представлять собой неформальное объединение хозяйствующих субъектов, сконцентрированное на определенной территории. Участники кластера должны быть связаны функциональными или договорными отношениями. И эти отношения должны обуславливать конкурентоспособность их деятельности, положительный экономический эффект, высокую норму прибыли.


Не все кластеры являются инновационными. Инновационность является характеристикой кластеров. По уровню инновационного потенциала кластеры можно условно разделить на кластеры со средним и высоким инновационным потенциалом. Инновационным является кластер с высоким инновационным потенциалом. Средний инновационный потенциал характерен для традиционных или индустриальных кластеров.

Однако исходя из системообразующего значения инноваций и инновационной деятельности в современной экономической политике государства формирующуюся в последние годы отрасль законодательства об инновационной деятельности можно одновременно рассматривать в качестве основы для развития нормативной правовой базы кластерной политики. Именно эта отрасль законодательства определяет особенности государственной поддержки организационных форм инновационной деятельности, таких как наукограды, технопарки, особые экономические зоны, которые по сути соответствуют либо выступают аналогами территориальных кластеров.

Именно в законодательство субъектов Российской Федерации об инновационной деятельности последовательно начинают проникать дефиниции и инструменты кластерной политики. Следует отметить, что определения термина «кластер» ни федеральное, ни региональное законодательство не содержат. Непосредственно сам термин в его экономическом смысле все чаще встречается в федеральных и региональных концепциях и программах социально-экономического развития, концептуальных и распорядительных актах. Например, на региональном уровне его применяют в актах о создании и составе рабочих групп по созданию отдельных кластеров (Алтайский край, Ивановская область), актах инициирующих создание конкретных кластеров (Республика Татарстан) и даже направленных на общую организацию деятельности по формированию таких образований (Тверская область).

Само по себе закрепление в законодательстве терминов и определений кластерной политики не должно становиться самоцелью. Правовые дефиниции не образуют регулятивных норм. Первоочередная задача заключается в определении предмета правового регулирования и правового обеспечения мер государственной поддержки кластеров. Здесь, как на федеральном, так и на региональном уровне общее понимание путей решения проблемы отсутствует.

В настоящее время активность региональных органов власти нередко направлена на формирование и создание кластеров на своей территории. Однако этот процесс индивидуальный, который хотя и может быть поддержан программно-целевым методом, распорядительными актами государственных органов и методами прямой экономической поддержки, но все же остается стохастическим и в большей степени зависящим от слабоуправляемых факторов, прежде всего от самих хозяйствующих субъектов. В мировой практике кластеры как правило создаются и самоопределяются самостоятельно. Государственная поддержка должна быть направлена прежде всего на развитие существующих кластеров, а не на формирование новых. Последнее связано в большей степени с использованием инструментов промышленной политики импортозамещения, а не кластерной политики.

В то же время следует признать, что возможности формирования специального правового регулирования в сфере реализации кластерной политики в целом ограничены, особенно на федеральном уровне.

Безусловно совершенствование гражданского законодательства, налогового и таможенного законодательства, бюджетного законодательства может оказать положительное влияние на развитие кластеров. В зависимости от особенностей кластера его развитие также могут определять земельное и сельскохозяйственное законодательство, законодательство в сфере применения информационных технологий. Однако данные отрасли законодательства не отражают сути и инструментов кластерной политики.

Для различных кластеров эффективные инструменты кластерной политики, которые могли бы быть отражены в законодательстве, отличаются. Они отличаются для моно и полиотраслевых кластеров, то есть кластеров, в которых есть соответственно одна или несколько ведущих отраслей – отраслей кластерообразования; кластеров, которые образованы субъектами малого и среднего предпринимательства и кластеров, где вокруг крупных предприятий-лидеров, выстраивается сеть поставщиков.

Вопросы использования тех или иных мер государственной поддержки и правового регулирования должны решаться на местах каузально по сути для каждого кластера в отдельности.

содействие формированию кластерных инновационных сетей;

организация информационной поддержки развития кластера;

содействие трансферту технологий среди участников кластера.

Так при содействии трансферту технологий основными задачами являются:

организация проведения экспертизы инновационных проектов;

активизация процессов патентования в кластере.

проведение аудита и инвентаризации интеллектуальной собственности.

формирование базы данных интеллектуальной собственности.

Данные и иные инструменты кластерной политики связаны в основном с реализацией государственного заказа региональными органами исполнительной власти. То есть правовое регулирование в данном случае минимально и ограничивается разработкой и принятием стратегий и планов развития кластеров, региональных целевых программ развития кластеров, положений о коодинационных советах. В случае, если в субъекте Российской Федерации создаются региональные реестры результатов научно-технической деятельности, инновационных организаций и проектов, создаются организации по развитию кластера и иные специализированные некоммерческие организации, возможно дополнительное правовое регулирование, связанное с ведением реестров и оказанием соответствующими организациями услуг участникам кластера, порядком субсидирования их деятельности.

Тем не менее даже для использования таких ограниченных правовых возможностей, которые применяются в основном высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, необходим системный подход. Данный подход можно обеспечить только законами. То есть в целях создания условий для эффективного применения инструментов государственной поддержки кластеров, систему таких инструментов следует закрепить в законодательных актах. При этом законы субъектов Российской Федерации об инновационной деятельности обладают значительным потенциалом для того, чтобы стать базовым источником правового регулирования в сфере реализации кластерной политики.

На федеральном уровне целесообразно рассмотреть возможность субсидирования субъектов Российской Федерации на цели развития территориальных кластеров, а также предложить инструменты кластерной политики, то есть сформировать соответствующую методическую базу.

В России с конца 2000-х гг. реализуется комплекс инициатив "новой волны" в области научно-технической и инновационной политики. Среди них решения о разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием; формировании национальных технологических платформ; поддержке кооперации компаний и вузов по созданию высокотехнологичных производств и др. Постепенно начинают разворачиваться программы, связанные с поддержкой кластеров в российских регионах.

Оформлению кластерной политики в России способствовал целый ряд предпосылок применения кластерного подхода на местах. В то время, как на Западе предприятия группировались в кластеры естественным образом, в эпоху СССР, исходя из логики централизованного планирования, наиболее конкурентоспособные организации и предприятия принудительно размещались в границах территориально-производственных комплексов, наукоградов, закрытых административно-территориальных образований. Сегодня локализованные на этих территориях организации и предприятия формируют те очаги, где остается значительный инновационный потенциал.

Основополагающим документом, прописывающим рамки кластерной политики в Российской Федерации, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Одним из ключевых условий модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов обозначено создание сети территориально-производственных мастеров. Предусматривается формирование двух типов кластеров – инновационных высокотехнологичных (в урбанизированных регионах) и территориально-производственных (на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий).

На необходимости поддержки кластерных инициатив акцентирует внимание и Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года. На первом этапе ее реализации (2011 – 2013 гг.) проводятся пилотные проекты по отработке механизмов поддержки кластерных инициатив. Развитие инновационных кластеров будет стимулироваться софинансированием из федерального бюджета региональных программ содействия малому бизнесу и дополнительной поддержкой регионов, активно инвестирующих в создание своей инновационной системы.

С 2010 г. Минэкономразвития России предоставляет субсидии регионам для создания и функционирования центров кластерного развития как одного из инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства. В начале 2012 г. был объявлен конкурс по отбору пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров (ИТК), нацеленный на идентификацию и стимулирование развития наиболее конкурентоспособных из них. Для минимизации риска поддержки кластеров, достигших высоких производственных показателей, но не имеющих существенного потенциала роста, оценивались как текущий уровень, так и перспективы развития, включая проработанность мероприятий по соответствующим направлениям деятельности. Каждый из упомянутых критериев признавался в равной степени важным.

В рамках проводимой работы отбирались кластеры, характеризующиеся сочетанием мирового уровня конкурентоспособности, базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объемов производства, с высоким научно-техническим потенциалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера.

По итогам конкурса из 94 заявленных проектов были отобраны 25 пилотных программ развития ИТК (рис. 3.3).

Рис. 3.3.

Всего в конкурсном отборе участвовали кластеры из 49 субъектов РФ. Наибольшее число заявок на участие в конкурсном отборе было получено от представителей Московской области (шесть заявок), Санкт-Петербурга (шесть), Воронежской области (пять), Новосибирской области (пять), Республики Башкортостан (четыре), Кемеровской области (четыре), Ростовской области (четыре) и Свердловской области (четыре).

Отобранные 25 кластеров локализованы преимущественно на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности. В их число входят, в частности, ряд наукоградов и территорий базирования особых экономических зон, закрытых территориальных образований.

Инновационные территориальные кластеры в основном располагаются в Европейской части страны. Только 7 из 25 кластеров – в Азиатской части. Наибольшее число ИТК располагаются в отличающихся традиционно высоким уровнем инновационной активности регионах Приволжского федерального округа (девять ИТК), Центрального федерального округа (шесть ИТК) и Сибирского федерального округа (пять ИТК). В этих же трех федеральных округах расположено 70% кластеров, которые подавали заявки на участие в конкурсном отборе.

Ведущая роль крупного промышленного производства характерна для кластерных программ республик Татарстан и Башкортостан, Архангельской, Кемеровской и Нижегородской областей, Хабаровского края. При этом развитие кластера предполагается здесь за счет более интенсивного трансфера результатов научно- технических исследований в деятельность уже существующих промышленных компаний, а также создания новых малых и средних предприятий, встраиваемых в формируемые крупными компаниями цепочки добавленной стоимости.

В то же время, программы развития кластеров городов Пущино, Обнинска, Троицка, Димитровграда, кластера "Физтех-ХХI" характеризуются ориентацией на использование потенциала расположенных на их территории научных и образовательных организаций мирового уровня. Это предполагает привлечение крупных российских и зарубежных компаний к разворачиванию высокотехнологического производства за счет имеющегося кадрового потенциала и исследовательской инфраструктуры кластеров, а также активное развитие малого и среднего инновационного предпринимательства за счет коммерциализации разрабатываемых здесь технологий.

Андросенко И.А.

Кластерная политика -- система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций.

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной "промышленной политики", в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. На основании Концепции в Российской Федерации предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, "ноу-хау", специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Основными направлениями кластерной политики являются:

· содействие институциональному развитию кластеров, в первую очередь - разработка стратегии их развития;

· стимулирование инноваций и коммерциализации технологий;

· содействие в предоставлении консультационных услуг;

· мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;

· разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики.

Меры, направленные на повышение конкурентоспособности участников кластера включают в себя:

· содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР;

· субсидирование части затрат предприятий на создание промышленных образцов, регистрацию и правовую охрану за рубежом изобретений;

· установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также налога на часть прибыли, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ; создание особых экономических зон регионального уровня;

· совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение целевой подготовки).

Формирование благоприятных условий для развития кластера:

· инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктур, жилищное строительство с учетом задач развития кластеров. Реализация мер налогового регулирования для участников кластеров;

· финансирование инноваций в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы": обеспечение научным оборудованием центров коллективного пользования, поддержка проектов выполнения НИР и НИОКР;

· программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника): поддержка создания новых инновационных предприятий;

· помощь в реализации инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями на основе собственных разработок и при участии вузов;

· поддержка НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для освоения лицензий на новые технологии и технические решения, приобретаемых у российских вузов, академических и отраслевых институтов.

На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, на конкурсной основе выдаются субсидии субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов РФ в целях реализации широкого спектра кластерных инициатив.

В настоящее время выделяется кластерная политика двух поколений. Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе (отрасли). Кластерная политика второго поколения базируется на хорошем знании о существующих в стране или отрасли кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности. Государство может стимулировать развитие кластеров, проводя различный комплекс мероприятий: 1) "брокерскую" политику - создание платформы для диалога различных акторов кластера; 2) диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов; 3) повышение квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; 4) создание "брэнда" региона и отрасли для привлечения иностранных инвестиций.

Таким образом, для Российской Федерации кластерная политика - перспективное направление повышения конкурентоспособности государства и отдельных отраслей национальной экономики, а также механизм активизации инновационных процессов ведущих отраслевых комплексах, в том числе оборонного назначения. Она способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству субъектов производственного процесса, и, как следствие, повышению конкурентоспособности самих предприятий и производимой продукции.

Список литературы

кластер территориальный производственный экономика

1. Письмо Минэкономразвития России от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19 "О методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации".

2. Инновационная Россия -- 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года), Минэкономразвития России, Москва, 2010 год (проект). Раздел IX. Территории инноваций.

3. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. 2007. № 4. С. 25.

4. Пилипенко И.В. "Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов" // VIII Сократические чтения "Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России". / Сборник докладов под ред. В.А. Шупера. -- М.: Эслан, 2011. -- С. 177-211.

5. Хасбулатов О.Р. Региональная экономическая политика развитых стран мира: Автореф. дис…. канд. экон.наук. М., 2008. С. 20.

Размещено на Allbest.ru

Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Домбровский М. А.

старший преподаватель кафедры мировой и региональной экономики Пермского государственного социального университета

Методологические проблемы экономической кластеризации

В статье показаны современные направления инновационной экономики, обеспечивающие осуществление процесса экономической кластеризации. Дана характеристика основных элементов кластерной системы. Показана необходимость формирования эффективной методологии экономической кластеризации

Ключевые слова: инновационная экономика, кластер, кластерная политика, методология экономической кластеризации

Современная экономика придает мощные импульсы развитию инновационного направления. Сегодня формирование экономических структур направлено на повышение их конкурентоспособности на основе кооперации, специализации и интеграции, развития партнерских отношений. Сложившиеся в настоящее время в России региональные системы со слабым внутрисистемным и межрегиональным потенциалом рыночной инфраструктуры затрудняют проведение четкой политики взаимодействия государственных органов и бизнеса, ограничивают возможности развития социально-экономического пространства субъектов федерации.

Напротив, в развитых странах заметной и устойчивой тенденцией является формирование кластеров, как спонтанное, так и регулируемое государством.

В России процесс экономической кластеризации, т.е. кластерообразования, в настоящее время осуществляется преимущественно стихийно, под влиянием рыночных сил. Это вполне закономерное явление, однако, его теоретико-методологические и прикладные аспекты оказываются реализованными не в полной мере.

Теория управления кластерами, регулирования процесса их создания и функционирования не получила должного развития в экономической науке и практике Российской Федерации, а неадаптированное применение зарубежного опыта может не обеспечить необходимого эффекта в своеобразных социально-экономических и институциональных условиях страны.

Рассмотрим базовые положения методологии кластерного подхода. Как правило, в современных исследованиях авторы отмечают актуальность применения данного метода, однако не определяют сущность феноменов, лежащих в основе организации процесса экономической кластеризации: «кластерная политика», «кластерная инициатива», «кластерная технология», «кластерный консалтинг». Для формирования действенной методологии управления процессами кластеризации социально-экономического пространства регионов РФ необходимо конкретизировать терминологию.

Процесс экономической кластеризации реализуется на базе основных положений кластерной теории, которую отличает ее абстрактный характер. Управляющие усилия государства всегда конкретны, имеют определенную направленность, решают актуальные задачи развития территории, осуществляются посредством допустимого в условиях рыночной экономики набора инструментов кластеризации. Поэтому с одной стороны, важна четкая идентификация кластера, как объекта кластерной теории, а с другой стороны, как предмета государственного управления.

Понятие «кластер» является одним из элементов стратегии конкурентной борьбы, предложенной М. Портером, профессором кафедры делового администрирования Harvard Business School; ведущим специалистом в области конкурентной стратегии и конкурентной борьбы на международных рынках. Майкл Портер определил кластер как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере (рыночной нише) и взаимодополняющих друг друга .

В развитых странах кластерная теория на практике начала применяться в начале 1990‑х годов благодаря трудам М. Портера, М. Энрайта, Дж.Даннинга, Р. Мартина.

В современной России практическое применение кластерной теории связано с именами таких учёных, как М.К. Бандман, Н.Н. Колосовский, Н.И. Ларина, И.В. Пилипенко и др. В целом авторы формулируют три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования:

Это регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);

Это вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

Это отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»).

Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Этим кластер отличается от картеля или финансовой группы. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации производства. При этом кластер дает работу и множеству мелких фирм и малых предприятий.

Таким образом, кластер представляет собой форму организации экономических отношений. Первоначально ее использовали для повышения конкурентоспособности. Однако в принятом курсе на модернизацию экономики, построение инновационной экономики кластер стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности:

При анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли;

Как основа общегосударственной промышленной политики;

При разработке программ регионального развития;

Как основа стимулирования инновационной деятельности;

Как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.

Т.В. Миролюбова на основе обзора зарубежных и российских концепций и моделей классифицировала кластеры по следующим признакам: по территориальному охвату; по стадии развития кластера; по степени новизны выпускаемой продукции; по размерам; по отраслевой принадлежности; по различиям в структуре взаимосвязей; по степени инновационности; по роли в системе обмена и использования знаний; по наличию и степени развития элементов кластерной структуры; по уровню агрегации участников кластера; по соорганизации практико-ориентированной фундаментальной науки, проектно-конструкторских разработок и инновационной промышленности; по характеру отрасли предприятий-участников кластера .

В основе кластерной методологии лежит рассмотрение формы экономических отношений, направленных на создание «современного инновационного продукта», как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Следовательно, можно говорить о кластере как сложной экономической системе.

Кластерные системы характеризуются общими особенностями:

Наличие предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иные стратегии всей региональной экономической системы;

Территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;

Создание участниками некоммерческого объединения, добровольность вхождения в данное объединение и наличие координирующей организации и сайта;

Устойчивость стратегических хозяйственных связей в рамках кластерной системы, включая ее региональные, межрегиональные, внутригосударственные и международные связи;

Долговременная координация взаимодействия участников кластерной системы в рамках ее общенациональных и внутрирегиональных программ развития, инвестиционных проектов, инновационных процессов;

Наличие корпоративных систем управления, контроля бизнес-процессов, коллективного хозяйственного мониторинга.

Кластерные системы формируются на основе трех принципов в зависимости от структуры, размера и вида деятельности:

Общность интересов потенциальных участников - одни и те же или взаимосвязанные области деятельности, общий рынок или сфера активности;

Концентрация - расположение, удобное для регулярных контактов;

Взаимодействие - взаимосвязи, взаимозависимость с большим разнообразием формальных и неформальных отношений.

Естественно, крайне важными являются механизмы финансирования кластерной системы. Среди наиболее значимых статей затрат на деятельность кластера следует отметить:

Затраты на создание кластера как упорядоченную и организованную в какое-либо коммерческое объединение совокупность организаций;

Затраты на развитие инфраструктуры и ее поддержание;

Затраты на отдельные проекты и программы такого кластера.

Финансирование создания кластера, как правило, ведется на основе бюджетных ресурсов или крупного спонсора (это могут быть, например, стержневые предприятия кластера). Финансирование инфраструктуры и отдельных проектов в кластерах осуществляется как на основе смешанного финансирования - взносы предприятий-участников кластеров и бюджетного финансирования (распространено в Германии), так и в отсутствие или с минимальным участием бюджетных ресурсов (наиболее свойственно Великобритании). Для России, на наш взгляд, оптимален вариант интеграции ресурсов бюджетов различного уровня через целевые программы и специализированные фонды, вкладов участников кластера.

Организация кластеров возможна по инициативе государственных органов различного уровня с целью развития конкурентоспособности и инновационной активности, по инициативе ведущего предприятия, располагающего достаточным капиталом, научным, технологическим потенциалом, трудовыми ресурсами и т.п. По мере повышения уровня взаимного доверия участников будущего кластера, должен происходить постепенный переход к более рискованным инновационным проектам. В процессе становления кластера он проходит следующие стадии:

Мотивацию потенциальных участников;

Разработку общей инновационной и кластерной стратегий;

Разработку пилотного проекта;

Разработку стратегического проекта;

Стадию инновационного проектирования.

Инновационное развитие экономики на основе стимулирования кластеризации предполагает инициативу и совместные действия не только бизнеса, но и государства. Мы считаем, что мотивацию участников кластера на стадии его формирования должно взять на себя государство не только путем финансирования через целевые программы, но и путем формирования специального законодательства в области налогообложения. Кроме того, требуется оценить и сформулировать «кластерную политику», которая должна включать ликвидацию формальных барьеров для развития инновационной деятельности; инвестирование в человеческий капитал, трудовые ресурсы и проблемы человеческого фактора; инвестирование в инфраструктуру. Кластерная политика может решать проблемы развития конкретных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Функции администрации всех уровней, научно-образовательных учреждений и предпринимателей при развитии кластеров должны быть взаимодополняющими. В частности, муниципалитет должен инициировать процессы кластеризации и всемерно оказывать поддержку потенциальным участникам объединения. Он должен проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами экономики. Развивать кластер в отрыве от развития территории региона в целом неэффективно. Следовательно, кластеры являются открытыми системами, которые стимулируют конкуренцию. Их целью не является фиксация цен или ограничение конкуренции.

Взаимный обмен информацией, совместные научные исследования или экспортное продвижение направлены на развитие конкурентоспособности фирм без ограничения конкуренции. Для этого в современных условиях экономического развития на базе кластеров должен достигаться консенсус развития кластеров между бизнесом и региональными властями. Кластерный подход на практике реализуется проведением кластерной политики - деятельностью по поддержке кластеров. Н.А. Корчагина раскрывает содержание данной деятельности: «совместные, целенаправленные, закрепленные документально, действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и научно-исследовательских институтов, а также других элементов кластера по формированию благоприятных условий бизнес-среды для развития кластеров и повышения эффективности деятельности всех их элементов» .

Кластерная политика предусматривает принятие стратегии и программ развития отдельных кластеров - т.н. «кластерные инициативы», а также формирование инструментальной базы для их реализации - т.н. «кластерные технологии».

По нашему мнению, кластерные инициативы представляют собой как отдельные, так и совместные организованные усилия кластерных фирм, правительственных, образовательных и исследовательских организаций, направленные на увеличение роста и конкурентоспособности конкретного кластера на определенной территории. Если кластерная политика это система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов и предприятий, входящих в кластер, а также внедрение инноваций, то кластерная инициатива - это деятельность по организации конкретных кластеров на конкретной территории.

Кластерная политика рассматривается как альтернатива традиционной «отраслевой политике», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий и отраслей . Выделим основные отличительные параметры кластерного подхода в сравнении с традиционным отраслевым:

Стратегия развития территории;

Взаимоотношения власти и бизнеса;

Производство и технологии;

Конкуренция;

Пространственное развитие;

Критерии экономической эффективности;

Рынок труда;

Институциональная среда;

Тип доминирующих коммуникаций между предприятиями.

Основные отличительные черты кластерного подхода к управлению по сравнению с отраслевым представлены в табл.1.

№ п/п Основные пара-метры сравнения Характеристика кластерного подхода Характеристика отраслевого подхода
1. Принцип формирования. Горизонтальная и вертикальная интеграция, оптимизация межотраслевых взаимодействий. По технологическому признаку.
Потенциал экономического роста. Эффекты синергии, обусловленные взаимодействием разнородных элементов. Присутствие «ключевого участника» (крупных предприятий, научных центров). Интенсификация производства предприятия (отрасли).
Возможность активизации инновационного потенциала. Высокий уровень инновационной активности, достигаемый за счет возможности концентрации ресурсов в отдельных элементах кластера, определяющих его инновационный потенциал. Ограничена в силу инерционности системы внедрения инноваций, проблем коммуни-каций.
Конкурентоспособность продукции ре-гиона. Повышается за счет территориальной концентрации элементов кластера, которая приводит к снижению транспортных и транзакционных издержек. Слабо выражена в силу территориальной рассредоточенности предприятий, реализующих воспроизводственные процессы в пределах одной отрасли.
5. Инвестиционная привлекательность. Определяется возможностью комплексного использования инвестиционных ресурсов. Эффект инвестиций определяется возможностями объекта инвестирования.
6. Уровень коммуникаций. Долгосрочные связи между участниками кластера, основанные на взаимовыгодных отношениях. Жесткая иерархическая структура, определя-емая технологическими и административно-управленческими связями.
7. Устойчивость региональной системы. Возможность адаптации к изменяющимся условиям внешней среды за счет более высокой диверсификации видов деятельности. Более высокая специализация, приводящая к снижению адаптивной способности региональной социально-экономической системы.

Таблица 1

Основные отличительные черты кластерного подхода к управлению по сравнению с отраслевым

Кластерная политика может заимствовать из отраслевой политики фокусирование на отдельных секторах экономики и специфические для этих секторов мероприятия, т.е. технологическую направленность. Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на достижения оптимального результата минимальными средствами . Под кластерными технологиями мы понимаем алгоритм формирования регионального кластера с учетом величины и степени реализации потенциала рыночной инфраструктуры региона в системе государственного управления субъектами РФ.

Сущность инфраструктуры состоит в эффективном удовлетворении потребностей региона в товарах и услугах на основе их продвижения за пределы своего региона и приобретения в других регионах. Потенциал инфраструктуры региона представляет способность многоаспектной системы экономических отношений максимизировать наполняемость региональных рынков товарами, скорость оборачиваемости ресурсов и качество предоставляемых услуг на основе имеющихся ресурсов .

Как известно, внедрение технологий состоит из последовательности проектных этапов, начиная с инициирования, разработки стратегии и плана действий по развитию кластера и заканчивая формированием специализированной ассоциации участников кластера, реализацией программы развития и оценкой ее эффективности .

Таким образом, что использование кластерных технологий представляет собой новый, проектно ориентированный подход для стимулирования развития кластеров и является специфическим инструментом кластерной политики не только на федеральном, но и на региональном уровне.

На сегодняшний день кластерная политика, является важным этапом развития региональной политики в передовых странах. Результаты исследования М.Н. Мироновой показали, что в зарубежной практике кластерную политику исторически разделяют на два периода: первого и второго поколений . Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством по идентификации кластера, определению поля деятельности формирующих кластер фирм, созданию государственных органов его поддержки и осуществлению общей политики стимулирования всех кластеров в стране. В данном периоде ведущую роль в исследованиях играют экономические географы и региональные экономисты, которые с помощью средств пространственного моделирования должны выявить кластеры и определить их состав. Первый этап кластерной политики характерен, в основном, для государств с высокой степенью развитости традиционных производств - Испании, Португалии, Греции, Нидерландов и Италии.

Кластерная политика второго поколения, которая базируется на хорошем знании существующих в стране кластеров, подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности, так как государство может выступать в качестве менеджера, заказчика, инициатора производственного процесса, брокера, сводящего производителя и потребителя внутри кластера, и источником финансирования для фирм, работающих в кластере. Кластерная политика второго поколения превалирует в странах с высоким уровнем жизни (в Швейцарии, Швеции, Великобритании, Финляндии, Австрии, США), где «кластеризованы» все отрасли экономики - традиционная промышленность, сфера новых технологий и сектор услуг.

В зависимости от поставленных целей и культуры предпринимательства государство может выполнять различные функции при проведении кластерной политики. В этой связи выделяются две модели кластерной политики развитых стран - «континентальная» и «англосаксонская» .

«Континентальная» политика развития кластеров реализуется в ряде европейских стран - Швеции, Франции, Норвегии и др., где особую роль играет активная государственная (федеральная) политика развития кластеров. Она включает в себя комплекс мер - от выбора приоритетных кластеров и финансирования проектов по разработке стратегий и программ их развития до целевого создания ключевых факторов успеха их деятельности (например, создание инфраструктуры, центров совершенства в области НИОКР).

Основной принцип второй - «англосаксонской» - модели, применяемой в США и Великобритании, состоит в том, что кластер рассматривается как рыночный организм, и роль федеральных властей заключается в снятии барьеров на пути его естественного развития. К особенностям кластерной политики в этих странах относится то, что основными игроками являются региональные власти и региональные организации, которые вместе с ключевыми участниками кластеров разрабатывают и реализуют программы их развития. Федеральные власти в ряде случаев финансировали и поддерживали пилотные проекты.

М. Энрайт, ученик и последователь М. Портера, предложил рассматривать четыре механизма проведения кластерной политики :

1) каталитическая кластерная политика - правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские фирмы) и оказывает им ограниченную финансовую поддержку;

2) поддерживающая - каталитическая политика государства дополняется значительными инвестициями в инфраструктуру регионов (в образование, профессиональное обучение, маркетинг и др.), создавая благоприятную среду для развития кластеров;

3) директивная - поддерживающая функция государства дополняется специальными программами, нацеленными на трансформацию специализации региона через развитие кластеров;

4) интервенционистская - правительство, наряду с выполнением своей директивной функции, перенимает у частного сектора ответственность за принятие решений о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, административных ограничений или стимулов, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.

В связи с реализацией кластерной политики и кластерных инициатив становится актуальным еще один элемент кластерной системы - кластерный консалтинг, означающий предоставление услуг по проектам выделения на территории региона определенного вида кластеров, а также преподавание теоретических основ управления кластерными инициативами - кластерный менеджмент.

Наша страна переживает этап адаптации понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования государственной власти, экономики, науки и образования, бизнеса и общества. Кластерная политика является новым направлением развития российской государственной региональной политики.

Тема кластеров и кластерной политики в России впервые официально была обозначена в документах Правительства РФ в конце 2005 - начале 2006 г. В 2005 г. Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад, в котором говорилось, что «единственный путь наращивания нашего экономического потенциала - это повышение производительности труда, диверсификация экономики» .

В дальнейшем вопросы кластерной политики нашли отражение и в других документах Правительства РФ. В проекте Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ определено понятие «территориальный кластер» - кластер, который объединяет динамичные и внутренне конкурентоспособные сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию, и которые совместно обеспечивают «хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий» .

В начале 2008 г. тема кластеров была обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. В Концепции рассмотрены три сценария развития страны: инерционный, энергосырьевой и инновационный. Отмечено, что переход к инновационному сценарию возможен при активном стимулировании предпринимательской инициативы и наращивании инновационной активности в экономике, что, в свою очередь, потребует совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, отличающих постиндустриальную экономику. В их числе названа «поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально производственных кластеров» .

В проекте Концепции совершенствования региональной политики в РФ затронута тема создания территориально-производственных кластеров для изготовления продукции с высокой добавленной стоимостью , даются рекомендации по формированию и развитию кластеров с учетом приоритетных для конкретного субъекта отраслей.

Явным недостатком вышеперечисленных Концепций является отсутствие единой методологии экономической кластеризации: она не носит системный характер. Имеющиеся на сегодняшний день методологические проблемы экономической кластеризации представлены на рис. 1.

Рис. 1. Методологические проблемы экономической кластеризации

Как видно из рис. 1, процесс экономической кластеризации является совокупностью взаимосвязанных стратегических и тактических компонентов, имеющих целью построение кластера. В современной концепции государственного управления представлены лишь основные составляющие кластерной системы; их базовые функции и эффекты, ожидаемые от их создания не учтены. Также отсутствует обоснование механизма, посредством которого субъект управления (органы государственной власти и управления субъекта РФ) с помощью кластерной политики способен оказывать продуктивное воздействие на процессы формирования и развития кластеров. В данном случае не учитывается иерархичная природа кластеров, их способность активизировать взаимодействия с внешней средой через обратную связь.

Результаты проведенного методологического анализа позволяют утверждать, что повышение эффективности процесса экономической кластеризацией в регионах России сопряжено с реализацией ряда аспектов системного подхода:

Включение процессов формирования и развития кластерных инициатив и кластерных технологий в состав ключевых объектов стратегического управления развитием кластеров;

Ориентация на достижение множества значимых для государства и участников процесса экономической кластеризации эффектов ожидания при планировании, организации поддержки и мониторинге результатов;

Учет многофункциональной роли государства, реализуемой им в процессах создания, функционирования и развития экономических кластеров через кластерный консалтинг;

Достижение высокого уровня разнообразия форм и инструментов, т.е. кластерных технологий, посредством которых органы государственной власти и управления обеспечивают управленческое воздействие на процесс экономической кластеризации;

Обеспечение широкой сферы использования механизма государственно-частного партнерства для развития процессов кластеризации социально-экономического пространства региона;

Обеспечение единства разных этапов процесса экономической кластеризации в разработке и реализации кластеров.

Таким образом, исходя из того, что кластеры - это структуры, самостоятельно образующиеся за счет пространственного проявления рыночных сил, то, соответственно, органы государственной власти должны создавать условия для их ускоренного и успешного развития, а не пытаться директивно развивать кластеры с нуля. Для этого первоначально необходимо создать эффективную методологию экономической кластеризации.

Литература

1. Денисов Г.А. Преимущества применения кластерного подхода в целях развития экономики региона // Вестник Майкопского гос. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 106–109.

2. Домбровский М.А. Управление потенциалом рыночной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук. - Пермь, 2010.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Стратегия-2020» // URL: http://www.minregion.ru/press_office/terms/955.html.

4. Корчагина Н.А. Оценка реализации кластерных инициатив в туризме // Вестник Астраханского гос. технич. ун-та. Сер. Экономика. - 2010. - № 1. - С.131–138.

5. Миролюбова Т.В. Международное сотрудничество между регионами как элемент государственного управления экономическим развитием на региональном уровне // Вестник РУДН. Сер Экономика. - 2008. - № 3. - С.73–78.

6. Миронова М.Н. Мировой опыт кластерного подхода в государственной экономической политике: особенности и возможности применения в России // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2010. - № 2(28). - С. 32–38.

7. Одегов Ю. Экономика и социология труда. - М., 2002.

8. Andersson T. etc. The Cluster Policies Whitebook IKED 2004 // www.competitivenessorg/article/view/241

9. Porter M. Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990.

10. Raines Ph. The Challenge of Evaluating Cluster Behavior in Economic Development Policy // European Policies Research Center University of Strathclyde, 2002.

Оборина Екатерина Дмитриевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории
Россия, Пермский национальный исследовательский университет
[email protected]

Аннотация

Целью статьи является совершенствование методологических основ формирования и реализации кластерной политики на региональном уровне. Для достижения поставленной цели автором проведен анализ опыта зарубежных стран по стратегическому планированию в области кластерного подхода, рассмотрены основные составляющие кластерной политики, а также этапы формирования и реализации кластерных программ, предложена модель региональной кластерной политики. Практическое значение заключается в возможности применения органами государственной власти полученных в ходе исследования выводов для формирования и реализации кластерной политики в регионе.

Ключевые слова

кластерная политика, процесс разработки и реализации кластерной политики, принципы кластерной политики, агенты кластерной политики

Финасирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта «Эффективность кластерного пространственного развития региона в условиях перехода к инновационной экономике» №16-12-59011

Рекомендуемая ссылка

Оборина Екатерина Дмитриевна

Методологические основы разработки и реализации региональной кластерной политики// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 5226. Дата публикации: 2017-12-31 . Режим доступа: https://сайт/article/5226/

Oborina Ekaterina Dmitrievna
PHD, associate professor of the department of world and regional economy, economic theory
Russia, Perm National Research University
[email protected]

Abstract

The aim of the article is to improve the methodological foundations for the formation and implementation of cluster policy at the regional level. In order to achieve this goal, the author analyzed the experience of foreign countries in strategic cluster planning, examined the main components of cluster policy, as well as the stages in the formation and implementation of cluster programs, and proposed a model for regional cluster policy. The practical significance lies in the possibility of the government bodies applying the findings of the study to the formation and implementation of cluster policy in the region.

Keywords

cluster policy, the process of developing and implementing cluster policy, the principles of cluster policy, cluster policy agents

Project finance

Article is based on research carried out with the financial support of the grant of the Russian Humanitarian Scientific Fund. Project «The efficiency of cluster spatial development of the region in conditions of transition to innovative economy» №16-12-59011

Suggested Citation

Oborina Ekaterina Dmitrievna

Methodological basis for the development and implementation of regional cluster policy. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #5226. Date issued: 2017-12-31. Available at: https://сайт/article/5226/


Введение

В условиях нестабильной макроэкономической ситуации поддержание конкурентоспособности национальной экономики является одной из основных целей российской государственной политики. Реализация эффективных кластерных программ может стать одним из способов укрепления позиций государства на мировой арене и создать необходимые условия для перехода экономики на инновационный путь развития. Однако на сегодняшний день в рамках российской практики кластерного развития существует ряд проблем, связанных с формированием и реализацией региональной кластерной политики. К основным из них можно отнести недостаточность проработки нормативно-правовых, методологических и концептуальных аспектов политики кластеризации; несовершенство институциональной среды; слабую деловую активность хозяйствующих субъектов; недостаточный уровень развития сотрудничества между государственными структурами, представителями бизнеса и науки. Необходимость в повышении эффективности формирования и реализации отечественной кластерной политики на региональном уровне, а также поиске путей решения выше представленных проблем обуславливает интерес к анализу зарубежной практики кластерного развития территорий.

Зарубежный опыт формирования и реализации кластерной политики

Анализ зарубежного опыта показывает, что методологические аспекты формирования и реализации кластерной политики недостаточно разработаны. Зарубежные авторы, как правило делают акцент на отдельные элементы кластерной политики.

Benner M. систематизировал существующие в литературе представления об агентах кластерной политики.

Raines P. , Benneworth P, Charles D. , Aranguren M.J. в своих работах выделяют этапы кластерной политики.

Европейская комиссия определила основные правила (принципы) кластерной политики, а также выделила мероприятия (инструменты), которые целесообразно и не целесообразно реализовывать в рамках кластерных программ .

В работах Christensen T.А., Lämmer-Gamp Т. , Rosenfeld S.A. , Andersen T., Bjerre M., Hansson E.W. представлены различные классификации показателей эффективности реализации кластерных программ.

Наиболее комплексный взгляд на процесс формирования и реализации программ кластерного развития представлен в работе «Clusters and clustering policy: a guide for regional and local policy makers» , в которой авторы попытались ответить на вопросы, связанные с необходимостью формирования кластерной политики, а также с определением ее основных инструментов и этапов.

Авторский подход к процессу разработки и реализации региональной кластерной политики

Опираясь на зарубежный опыт развития кластеров и научный подход к формированию политики, предлагается совершенствовать методологические аспекты формирования и реализации кластерной политики региона. На региональном уровне необходимо сформировать определенную систему управления региональным кластерным развитием.

Модель данной системы должна включать следующие элементы (рис.1):

  1. который можно определить как применяемую региональными органами власти совокупность методов и способов воздействия на кластерные структуры с целью повышения эффективности их функционирования (рис.2). Механизм включает cубъектов управления региональным развитием (Министерства, департаменты, агентства); объекты управления (компании кластера, университеты, научно-исследовательские центры); инструменты, посредством которых осуществляется воздействие субъекта управления на объект для достижения поставленных целей (финансирование, создание центров внедрения инноваций, оказание помощи по получению патентов и др.); ресурсы управления (материальные, человеческие, финансовые, институциональные и др.).
  2. Процесс разработки и реализации кластерной политики. Особое внимание стоит уделить алгоритму формирования и реализации политики, который может быть представлен в виде следующих этапов.

На первом этапе происходит определение целей региональной кластерной политики. Основная цель политики — повышение конкурентоспособности экономики региона. К подцелям можно отнести: развитие социальной сферы за счет эффективного использования научного и кадрового потенциала региона, обеспечение устойчивого экономического роста, привлечение внешних и внутренних инвестиций. Второй этап заключается в определении принципов кластерной политики. На третьем этапе проводится комплексный анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие региональных кластерных структур.

Рис.1.

К основным факторам можно отнести: состояние институциональной структуры, экономический потенциал региона, макроэкономические факторы, факторы международной среды, в частности международные технологии и особенности развития мирового рынка, система управления кластером, система взаимодействия участников кластерной структуры.

Рис.2.

Четвертый этап заключается в идентификации критериев оценки эффективности разработки и реализации кластерной политики. Результатом прохождения этапа является формирование системы критериев, включающей показатели эффективности как системы управления кластером, так и показатели эффективности функционирования кластерных структур. Пятый этап заключается в определении основных мероприятий, посредством реализации которых будут достигнуты основные цели кластерной программы. Результатом данного этапа должно явиться создание документа, отражающего основные положения региональной кластерной политики. Шестой этап предполагает реализацию кластерных программ всеми участниками кластерного развития. После реализации кластерной программы обязательным этапом должен стать этап оценки эффективности проведенных мероприятий за определенный период времени. При этом необходимо оценить как эффективность реализации самой кластерной программы, так и эффективность системы управления кластерной политикой, которая должна быть представлена определенным механизмом. В результате проведенных оценочных мероприятий происходит корректировка политики.

  1. Принципы кластерной политики. К основным принципам кластерной политики на региональном уровне можно отнести:
  • Принцип системности, предполагающий, что вопросы кластерного развития региона должны решаться системно всеми заинтересованными лицами (агентами кластерной политики);
  • Принцип научной обоснованности подразумевает использование в процессе формирования и реализации региональной кластерной политики достижений современной отечественной и зарубежной науки в сфере кластерного развития территорий;
  • Принцип единства государственного контроля предполагает наличие в регионе развитой системы органов управления кластерным развитием, а также их активного участия в процессе разработки и реализации кластерных программ на всех этапах;
  • Принцип согласованности интересов всех агентов кластерной политики определяет необходимость идентификации интересов всех заинтересованных групп кластерного развития и поиска путей их согласования;
  • Принцип единства государственной политики предполагает разработку и реализацию региональной кластерной политики на основе определения единых целей, а также при участии как органов государственной власти региона, так и федеральных структур с учетом интересов всех заинтересованных сторон (представителей государственных структур, бизнеса, общественности);
  • Принцип социальной направленности связан с учетом интересов социума региона при разработке и реализации программ кластерного развития, которые в первую очередь связаны с повышением благосостояния региона, развития кадрового и научного потенциала;
  • Принцип инновационности подразумевает c одной стороны, ориентацию на использование современных подходов в процессе разработки и реализации кластерной политики, c другой стороны создание условий региональными органами государственной власти условий для развития НИОКР и создания инноваций;
  • Принцип ответственности подразумевает закрепление за каждым участников кластерной политики прав и обязанностей посредством реализации модели общественного договора между государством, бизнес-структурами и обществом;
  • Принцип обратной связи (эффективности ), указывающий на важность проведения оценки эффективности региональной кластерной политики на всех этапах;
  • Принцип финансирования потенциально успешных кластеров предполагает содействие развитию не только крупных региональных кластерных структур, а также тех кластеров, которые смогут добиться успеха в будущем.
  1. Агенты кластерной политики, включающие компании; государственных агентов (Министерства, департаменты, агентства); университеты, научно-исследовательские институты.
  2. Ключевые факторы успеха. К основным факторам успеха кластерной политики можно отнести создание форума или площадки для общения всех заинтересованных сторон в развитии кластера; формирование системы частного и государственного управления, которая отражает интересы агентов кластера различных уровней; осведомленность основных участников кластера о проблемах кластера и его потенциальных преимущества/недостатки для региона; существование ранее реализованных “эталонных” кластерных политики; конечной целью кластерной политики является укрепление региональной конкурентоспособности; кластерная политика должна сочетаться с другими региональными политиками, которые ориентированы на развитие отдельных аспектов деятельности кластеров; участие в кластерной политике субъектов различных административных уровней; понимание необходимости кластерной политики.
  3. Критерии эффективности политики. Можно выделить ряд критериев, в частности институциональный критерий, включающий показатели эффективности функционирования региональных институтов; экономический критерий, состоящий из показателей экономической деятельности структур, входящих в кластер и кластера в целом; социальный критерий, состоящий из показателей, отражающих воздействие кластера на развитие социальной сферы региона; инновационный критерий, включающий показатели инновационной деятельности кластерных структур.

В таблице 1 представлены основные компоненты модели управления региональным кластерным развитием, а также их взаимосвязь.

Таблица 1 —

Заключение

Разработка и реализация региональной кластерной политики – это непрерывный и последовательный процесс, охватывающий весь цикл кластерной политики от этапа разработки до этапа корректировки. Предложенная на основе анализа зарубежного опыта модель регионального кластерного развития позволит решить следующие задачи, а именно, установить связи между всеми заинтересованными лицами в реализации кластерных программ; cформировать единое информационное пространство; увеличить скорость принятия решений в области кластерного развития; повысить уровень открытости системы государственного управления экономикой региона; повысить уровень лояльности жителей региона к органам государственной власти. В целом реализация выше представленных мероприятий повысит эффективность региональной кластерной политики и, как результат, обеспечит устойчивое экономическое развитие региона.

Библиографический список/References

  1. Andersen T., Bjerre M., Hansson E.W. The Cluster Benchmarking Project: Pilot Project Report — Benchmarking clusters in the knowledge based economy. Norden — Nordic Innovation Centre, Oslo, Norway, 2006. URL: http://www.nordicinnovation.org/Global/_Publications/Reports/2007/The%20cluster%20benchmarking%20project%20-%20Benchmarking%20clusters%20in%20the%20knowledge%20based%20economy.pdf (дата обращения 11.09.2017).
  2. Aranguren M. J., Larrea M., Navarro, M. The Policy Process: Clusters versus Spatial Networks in the Basque Country. In C. Pitelis (Ed.): Clusters and Globalisation. The Development of Urban and Regional Economies. With assistance of R. Sugden, J. R. Wilson. Cheltenham: Edward Elgar, 2006.
  3. Benner M. Clusterpolitik: Wege zur Verknüpfung von Theorie und politischer Umsetzung: Modellanhang A: Tabellen zum Modell der Clusterpolitik für die regionale und lokale Ebene, 2012 URL: http://www.geog.uni-heidelberg.de/md/chemgeo/geog/forschung/wiso_ clus- terpolitik_modellanhang_a.pdf (дата обращения: 15.08.2017).
  4. Benneworth P., Charles D. Bridging Cluster Theory an Practice: Learning from the Cluster Policy Cycle. In OECD: Innovative Clusters. Drivers of National Innovation Systems, OECD, 2001.
  5. Christensen T.А., Lämmer-Gamp T. Let’s make a perfect cluster policy and cluster programme. Smart recommendations for policy makers. Berlin/Copenhagen, VDI / VDE, Innovation + Technik GmbH, 2012. URL: https://www.cluster-analysis.org/downloads/Clusters_web_singlepagepdf (дата 13.10.2017).
  6. Clusters and clustering policy: a guide for regional and local policy makers. INNO Germany AG. European Union, 2010. URL: http://cor.europa.eu/en/documentation/studies/Documents/Clusters-and-Clustering-policy.pdf (дата обращения 24.08.2016).
  7. Raines P. Euro-Cluster: Final Report. Glasgow, University of Strathclyde, 2000. URL: http://home.furb.br/wilhelm/COMPETIV/Euro_Cluster_Report.pdf (дата обращения).
  8. Rosenfeld S.A. Creating smart systems — a guide to cluster strategies in less favoured regions. European Union-Regional Innovation Strategies, Regional Technology Strategies Inc., Carrboro, North Carolina, April 2002. URL:http://led.co.za/sites/default/files/documents/154.pdf (дата обращения 11.09.2017).
  9. Smart guide to cluster policy. European commission, European Union, 2016. URL: https://www.clustercollaboration.eu/sites/default/files/news_attachment/gb11_-_smart_guide_to_cluster_policy.pdf (дата обращения 28.09.2017).

Новое на сайте

>

Самое популярное