Домой Кредитные учереждения Валютный контроль в российской федерации осуществляется органами. Валютный контроль в рф осуществляется

Валютный контроль в российской федерации осуществляется органами. Валютный контроль в рф осуществляется

— Валютный контроль
— Объекты валютных правоотношений
— Органы валютного регулирования
— Валютные ограничения
— Контроль валюты при импорте товаров
— Типы сделок. Этапы валютного контроля
— Законопроект, смягчающий валютный контроль за россиянами с иностранными счетами
— Управление валютой. Инструкция
— Заключение

Валютный контроль – комплекс мер регулирования, принимаемых государством в целях воздействия на рынок национальной валюты законодательными методами.

В меры валютного контроля, как правило, входят:

— система регулирования приобретения и расчетов в иностранной валюте на территории страны;
— лицензирование деятельности по купле-продаже валютных ценностей;
— система контроля за перемещением валюты через государственную границу;
— система контроля расчетов по экспортно-импортным операциям.

Валютный контроль осуществляется в тех странах, национальная валюта которых не является свободно конвертируемой.

Функции валютного контроля возлагаются на центральный банк. В нашей стране важнейшими органами валютного контроля являются правительство РФ, Банк России. Агентами валютного контроля назначены уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ.

Правила валютного контроля описывают 173 ФЗ, статья 15.25 КоАПа и инструкция Центробанка 138-И.

Валютный контроль - это способ проверить предпринимателей. С его помощью чиновники убеждаются, что предприниматель не спонсирует террористов, не продает запрещенные товары и не отмывает деньги. Чтобы доказать легальность сделки, предприниматели сдают документы, например, договор и акт с подписью клиента. Документы принимает и проверяет банк.

Объекты валютных правоотношений

Основные объекты валютных правоотношений – это:

1) отечественная валюта (банкноты и монеты),

2) иностранная (включая средства на счетах, наличные деньги, казначейские билеты),

3) внутренние и внешние ценные бумаги.

Внутренними являются те ценные бумаги, чья номинальная стоимость указана в рублях.

Внешними – бумаги, которые не относятся к внутренним согласно федеральному закону.

4) валютные ценности различного типа.

Валютными ценностями считаются собственно валюта других государств, либо ценные бумаги с соответствующей номинальной стоимостью.

Все это подлежит контролю со стороны государства.

Органы валютного регулирования

На территории России за законодательство в области контроля отвечают такие органы валютного регулирования, как Правительство и Центральный банк. Центробанк не подчиняется Правительству, но может действовать совместно с ним и имеет те же цели и задачи.

Оба органа осуществляют законотворческую деятельность, выпускают законы и поправки к ним, определяют порядок и условия проведения различных операций, ограничивают движения средств. Законы и регламенты Центробанка и Правительства Российской Федерации обязаны выполнять как резиденты, так и нерезиденты страны (например, контрагенты).

Валютные ограничения

Валютные ограничения призваны проконтролировать движение средств между контрагентами из разных стран. Накладываются они на импортные операции, реже – на экспортные. В России ведется политика поддержки курса рубля и национальной экономики, поэтому ограничения касаются именно импортных операций.

В рамках механизма ограничения экспортеры могут продавать валюту только отдельным банкам (например, Центробанком) по фиксированному курсу, а импортеры должны получить разрешение на покупку валюты. Существуют и другие виды ограничений, в том числе опосредованные – например, применение искусственно увеличенного курса местной валюты.

Контроль валюты при импорте товаров

Организация, которые вывела деньги на счет другого лица, не являющегося резидентом страны, обязана в установленные сроки провезти через границу товар. Его стоимость должна быть аналогична перечисленной сумме.

Валютный контроль при импорте товаров позволяет предотвратить отток капитала за рубеж и, как следствие, ослабление экономики страны.

Типы сделок. Этапы валютного контроля

Валютный контроль применяется при следующих сделках:

С участием резидентов и нерезидентов;
С внутренними и внешними ценными бумагами;
При сделках, совершаемых в валюте РФ и иностранной валюте.

Правила и требования валютного регулирования различаются в зависимости от типа сделок. Однако стандартный процесс валютного контроля, осуществляемого банком, состоит из следующих этапов:

— Сбор документов;
— Открытие специального счета (в случае необходимости);
— Контрольные процедуры;
— Открытие паспорта сделки (в случае необходимости);
— Отражение информации о сделке во всех требуемых реестрах;
— Исполнение сделки, процедура резервирования;
— Возврат суммы зарезервированных средств;
— Закрытие сделки;
— Подготовка отчетности.

Законопроект, смягчающий валютный контроль за россиянами с иностранными счетами

С 22.07.2017 Банк России упрощает документооборот по валютным операциям резидентов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по контрактам с нерезидентами РФ, сумма обязательств по которым не превышает 1 тыс. долларов США.

Сейчас валютным резидентом считается россиянин, заехавший в страну хотя бы на один день. Если же у таких людей есть счета в зарубежных банках, о них нужно отчитываться перед российскими налоговиками – об открытии и закрытии, об операциях, остатках на счете. Часть операций и вовсе запрещена: например, на иностранные счета нельзя зачислять доходы от трастов, деривативов, продажи зарубежной недвижимости, а до 2018 г. – от продажи ценных бумаг. За нарушение правил грозит штраф – сначала в 75%, а потом в 100% суммы операции.

Новая инициатива в области валютного контроля снимет с крючка налоговиков многих добропорядочных россиян, выбравших жизнь за границей.

Минфин предлагает ослабить валютный контроль для живущих за границей и хочет разрешить использовать иностранные счета для продажи автомобилей и недвижимости

Валютными резидентами по-прежнему будут считаться все россияне. Но те, кто проведет больше 183 дней за границей, будут освобождены от необходимости отчитываться по счетам, на них не будут распространяться и ограничения по операциям.

Для всех остальных круг разрешенных операций будет расширен: на зарубежный счет можно будет зачислять деньги от продажи транспорта и недвижимости. Но только если она зарегистрирована в стране – члене ОЭСР или FATF (их 35 и 34 соответственно), которая присоединилась к автоматическому обмену налоговой информацией и там открыт счет в банке. Слишком жесткое валютное регулирование создает проблемы не только для людей, но и банков, которые должны проверять валютное резидентство клиентов перед переводом денег за рубеж, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По мнению Сергея Калинина концептуально проект не решает проблем. Например, по нему два россиянина, живущих за рубежом, могут совершить сделку между собой только в рублях, то есть через российский банк, рассказывает он. Концепция неоднозначная и создает больше проблем и неопределенности.

Статус человека будет определяться по итогам года, и если он в начале года планировал провести большую его часть за границей, без ограничений совершал валютные операции через иностранный счет, но был вынужден вернуться в Россию и провести здесь большую часть года, то к концу года все его зарубежные операции будут считаться незаконными. Единственная возможность избавиться от валютного резидентства – отказаться от российского гражданства.

Не решит всех проблем и расширение списка законных операций. По-прежнему неясно, можно ли зачислять на счета выплаты из трастов, инвестфондов, созданных в виде партнерств: формально они не подпадают под выплаты дивидендов. Большинству мешают ограничения на зачисление доходов на свои зарубежные счета, например, они коснутся доходов по операциям с деривативами или доходами, полученными из траста.

Проводить любые сложные операции без нарушения валютного законодательства довольно сложно. Многие создают контролируемые иностранные компании именно из-за валютных ограничений. Неясно и то, зачем нужны такие ограничения – выплату налогов налоговики смогут проследить через автоматический обмен, заключает Калинин.

Управление валютой. Инструкция

Если вы получаете оплату в валюте, вам предстоит пройти валютный контроль. Часть предпринимателей отказывается от работы с иностранными клиентами или работает по-черному, лишь бы не связываться с валютным контролем. Многие его не любят.

У валютного контроля две беды. Без него нельзя распоряжаться деньгами, и за ошибки в валютном контроле можно получить штраф до 100% суммы сделки.

Деньги не сразу попадают на счет предпринимателя. Клиент переводит оплату, банк их получает, но деньги еще не ваши. Сначала банк их держит на специальном счете, он называется - транзитный.

Как только вы прошли валютный контроль, банк переводит деньги с транзитного счета на ваш валютный счет. С этого момента вы можете распоряжаться деньгами как угодно: переводите на личный счет, платите партнеру или открывайте депозит. Чем больше времени занимает валютный контроль, тем дольше нельзя распоряжаться деньгами.

Максимальный штраф за валютный контроль - до 100 % от суммы сделки. Штраф можно получить за любую ошибку, от срыва сроков до опечаток.

У предпринимателей из IT-сферы возникают сложности со сроками валютного контроля. Обычно причин три: банк не принимает договор с клиентом, не хватает документов, или ИП поздно узнает о поступлении денег.

Валютный контроль - это способ проверить легальность сделки. Для проверки от вас понадобятся документы, например, договор с клиентом и счет.

Деньгами нельзя пользоваться без валютного контроля. Сначала банк принимает документы, и если всё в порядке - переводит деньги на валютный счет.

Чтобы быстрее начать пользоваться деньгами, надо:

1. Разобраться с договором. Убедитесь, что в нем есть срок сделки, валюта платежа, название компании и страна;
2. Узнать, какие документы и в каком формате ждет банк. Может, он всё сделает за вас;
3. Спросить, как банк сообщает о поступлении денег на транзитный счет. Вдруг где-то ставит галочку, а не присылает SMS.

Заключение

С помощью валютного контроля государство проверяет предпринимателей на легальность их сделок. Такая процедура дает чиновникам уверенность в том, что предприниматели не спонсируют террористов, не торгуют запрещенными товарами и не отмывают деньги.

Однако введение строгого валютного контроля очень часто приводит к тому, что для обмена валюты используют чёрный рынок. В результате этого реальный обменный курс намного отличается от того, что установлен государством. Существует даже отдельная экономика, которая основа на теневом рынке обмена валют. Поэтому трудно с уверенностью сказать способно правительство реально осуществить достаточно эффективный валютный контроль или нет.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

Органы валютного контроля

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
  • банки, не являющиеся уполномоченными;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • участники рынка ценных бумаг.

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом

Банковский валютный контроль - неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Нерезиденты для целей валютного контроля - это, в частност ип. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ) :

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, - определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракт упп. 5.2 , 6.1 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее - Инструкция № 138-И) . А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адрес уп. 11.1 Инструкции № 138-И . Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контрол яп. 11.5 Инструкции № 138-И . Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним жепп. 11.2 , 11.10 Инструкции № 138-И .

Подробнее об оформлении, переоформлении и закрытии паспортов сделок написано:

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумм уп. 6.5.3 Инструкции № 138-И . Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заране еп. 1 Информационного письма ЦБ от 07.05.2014 № 44 .

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентом Крайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рубле й)п. 6.5.1 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на счетпп. 2.3 , 3.8 Инструкции № 138-И
Списание со счета иностранной валюты (рубле й)п. 6.5.2 Инструкции № 138-И Одновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документо мпп. 2.3 , 3.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаро вп. 6.5.4 Инструкции № 138-И Не позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаро впп. 6.5.5 , 9.1.2 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документо впп. 9.1.2 , 9.2.2 , 9.3 Инструкции № 138-И
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельност ип. 6.5.6 Инструкции № 138-И пп. 9.1.3 , 9.2.2 , 9.3 Инструкции № 138-И

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из негоп. 6.6.2 Инструкции № 138-И . Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагент а)п. 1 ст. 160 , ст. 434 ГК РФ . Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньг ип. 3 ст. 438 ГК РФ . Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеро мМетодические рекомендации ЦБ от 15.06.2015 № 14-МР . Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием - накладную на отгрузку товара. Главное - чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня. Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочето впп. 6.9 , 6.10 Инструкции № 138-И . Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки - подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформлени яп. 6.7 Инструкции № 138-И .

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале - сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Отчетность по валютным операциям для банка

Перед банком нужно отчитываться не только за операции, связанные с расчетами по контракту с нерезидентом. Необходимость представить документы в банк может возникнуть, скажем, при ввозе/вывозе товаров, при оказании (выполнении работ). Для вашего удобства всю информацию о том, в каких случаях, какие документы и в какие сроки нужно подавать в банк, мы привели в таблице.

Операция В каком случае нужно отчитываться перед банком Представляемые в банк документы Срок представления документов
Операции, связанные с денежными расчетами по контракту
Поступление на транзитный счет иностранной валют ып. 2.1 Инструкции № 138-И Всегда.
п. 2.4 Инструкции № 138-И
приложение 1 к Инструкции № 138-И .
2. Документы, связанные с проведением валютной операции, например договор, накладные, актыч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ .
В справке о валютных операциях, которую вы подаете в связи с поступлением иностранной валюты, вы также можете указать информацию и о списании полученных денег с транзитного валютного счет ап. 2.1 Инструкции № 138-И
Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления валюты на транзитный счетп. 2.3 Инструкции № 138-И .
О поступлении на счет валюты банк должен уведомить вас не позднее следующего рабочего дняп. 3.1 Инструкции ЦБ от 30.03.2004 № 111-И
Списание иностранной валюты со счет ап. 2.1 Инструкции № 138-И Всегда.
За рядом исключений, например:
  • <или> в договоре с банком указано, что справку о валютных операциях банк может заполнять самостоятельн оп. 2.4 Инструкции № 138-И ;
  • <или> валюта списана с помощью банковской карты по кон­тракту, на который не оформлен паспорт сделк ип. 2.5 Инструкции № 138-И
  • <если> валюта списана без помощи банковской карты - одновременно с распоряжением на перевод валют ып. 2.3 Инструкции № 138-И ;
  • <если> валюта списана с помощью банковской карты по контракту, на который оформлен паспорт сделки, - не позднее 15 рабочих дней после месяца списани яп. 2.5 Инструкции № 138-И
Поступление на счет рублей от нерезидент ап. 3.6 Инструкции № 138-И п. 3.6 Инструкции № 138-И .
Исключение - в договоре с банком указано, что справку о валютных операциях банк может заполнять самостоятельн оп. 3.9 Инструкции № 138-И
Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления рублей на счетп. 3.8 Инструкции № 138-И
Списание рублей в пользу нерезидент ап. 3.6 Инструкции № 138-И
  • <если> рубли списаны без помощи банковской карты - одновременно с расчетным документом по валютной операци ип. 3.8 Инструкции № 138-И ;
  • <если> рубли списаны с помощью банковской карты - не позднее 15 рабочих дней после месяца списани яп. 3.10 Инструкции № 138-И
Расчеты с иностранным контрагентом через счета в банке-нерезидент епп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделк ип. 2.6 Инструкции № 138-И 1. Справка о валютных операция хпп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И .
2. Копии банковских выписок - только если расчеты по контракту лишь частично проходят через счета в банке-нерезидент епп. 11.2 , 11.10 Инструкции № 138-И
Не позднее 30 рабочих дней после месяца списания денег со счета в банке-нерезиденте (зачисления денег на счет)пп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И
Операции по вывозу товаров из России
Вывоз товаров из России с подачей таможенной деклараци ип. 9.8 Инструкции № 138-И Если:
  • товары вывезены с условием отсрочки платеж ап. 9.8 Инструкции № 138-И
п. 9.8 Инструкции № 138-И п. 9.8 Инструкции № 138-И
Вывоз из России товаров, задекларированных документами, отличными от таможенной деклараци ип. 9.1.1 Инструкции № 138-И пп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
п. 9.1.1 Инструкции № 138-И ; п. 4 ст. 180 ТК ТС
п. 9.2.1 Инструкции № 138-И
Вывоз товаров из России в страны ЕАЭСп. 9.1.2 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .

п. 9.2.2 Инструкции № 138-И .
вопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43
Операции по ввозу товаров в Россию
Ввоз товаров в Россию с подачей таможенной деклараци ип. 9.8 Инструкции № 138-И Если:
  • по контракту оформлен паспорт сделки;
  • вывезенный товар был оплачен авансо мп. 9.8 Инструкции № 138-И
Справка о подтверждающих документа хп. 9.8 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца декларирования товаро вп. 9.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию товаров, задекларированных документами, отличными от таможенной деклараци ип. 9.1.1 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Документы, использованные в качестве декларации, например транспортные документ ып. 9.1.1 Инструкции № 138-И ; п. 4 ст. 180 ТК ТС
Не позднее 15 рабочих дней после месяца проставления на документах, использованных в качестве декларации, отметки о дате выпуска (условного выпуска). Если таких отметок о выпуске несколько, срок считается от наиболее поздней датып. 9.2.1 Инструкции № 138-И
Ввоз товаров в Россию из стран ЕАЭСп. 9.1.2 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Транспортные (перевозочные), коммерческие документы.
3. Статистическая форма учета перемещения товаро вприложение № 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 29.01.2011 № 40 . Сведения о ней не нужно указывать в справке о подтверждающих документа хвопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43
Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих (товаросопроводительных и коммерческих) документо вп. 9.2.2 Инструкции № 138-И .
Исключение - статистическая форма учета перемещения товаров. Предельный срок ее подачи не установлен. Статистическую форму вы должны будете отнести в банк после того, как оформите ее и представите таможн евопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43 . Сделайте это до закрытия паспорта сделки
Прочие операции
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на нихп. 9.1.3 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки. Исключение - договоры аренды, лизинга, оказания услуг связи или страхования в части периодических фиксированных платеже йп. 9.5 Инструкции № 138-И 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Подтверждающие документы, например акты приема-передачи, счета, лицензионные договор ып. 9.1.3 Инструкции № 138-И ; Перечень, утв. МВЭС России 01.07.97 № 10-83/2508, ГТК России 09.07.97 № 01-23/13044, ВЭК России 03.07.97 № 07-26/3628
Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документо вп. 9.2.2 Инструкции № 138-И
Иное исполнение обязательств по контракту (например, возврат ранее вывезенных (ввезенных) товаро в)гл. 12 Инструкции № 138-И .

Получив справку о валютных операциях (справку о подтверждающих документах), банк проверит, правильно ли она оформлена и соответствует ли указанная в ней информация (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа) данным приложенных документов и сведениям, переданным в банк таможне йп. 18.1 Инструкции № 138-И . Справку о валютных операциях банк должен проверит ьп. 18.2 Инструкции № 138-И :

  • при списании денег с расчетного счета - не позднее рабочего дня после подачи справки;
  • при зачислении денег - не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

А для проверки справки о подтверждающих документах банку отведены следующие срок ип. 18.2 Инструкции № 138-И :

  • если справка оформляется в отношении задекларированного ввезенного товара, оплаченного авансом, или вывезенного товара, на который предоставлена отсрочка оплаты, - не позднее 10 рабочих дней с даты подачи справки;
  • в остальных случаях - не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

Банк не примет справку, если обнаружит какие-либо ошибки и несоответствия. Вы получите неправильную справку назад с указанием даты и причины возврат апп. 18.5, 18.6 Инструкции № 138-И .

В срок, установленный банком, вы должны будете подать новую справку о валютных операциях (о подтверждающих документах), устранив все замечани яп. 18.7 Инструкции № 138-И .

Справки о валютных операциях и о подтверждающих документах считаются поданными в срок, еслип. 18.9 Инструкции № 138-И :

  • вы своевременно направили их в банк;
  • банк проверил их и принял.

Поэтому чем раньше вы представите в банк «валютные» справки, тем лучше.

Есть разъяснения Росфиннадзора, где указано: когда в банк подаются справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, «в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включаетс я»Письмо Росфиннадзора от 05.10.2012 № 43-01-06-25/4133 .

Но судебная практика показывает, что вам все-таки может грозить штраф, если новую, правильную справку о валютных операциях (о подтверждающих документах) взамен своевременно представленной, но ошибочной вы подадите в банк уже по истечении срока, отведенного на представление справк и.

Возвращая вам справку, банк устанавливает срок для исправления недочетов и подачи новой справки. Но, по мнению некоторых судов, указания банка никак не влияют на предельный срок, установленный для представления справо кПостановление 1 ААС от 30.03.2015 № А43-21628/2014 .

В отношении представленных справок о валютных операциях, о подтверждающих документах нельзя руководствоваться принципом «подал - и забыл».

Ведь если сведения, приведенные в этих справках, изменятся (за исключением изменения данных о резиденте или уполномоченном банке), вам нужно будет подать корректирующую справку. Сделать это необходимо не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения. Эти документы нужно будет подать в банк вместе со справко йпп. 2.9 , 3.15 , 9.7 Инструкции № 138-И .

Вы можете договориться с банком, что на основании представленных вами документов банк сам будет оформлят ьпп. 2.4 , 3.9 , 6.3 , 9.4 Инструкции № 138-И :

  • паспорт сделки;
  • справки о валютных операциях;
  • справки о подтверждающих документах.

Услуги эти, конечно, платные. Узнайте расценки в своем банке. Возможно, вы предпочтете заплатить сумму в пределах 5000 руб. за оформление паспорта сделки (в пределах 1500 руб. - за оформление справок), чем делать это самостоятельно.

Но имейте в виду, что разбираться с правилами оформления паспортов сделок и справок вам все равно будет нужно. Ведь составление банком этих документов не снимает с вас ответственности за их правильное содержание и соблюдение сроков оформления!

Если вы не подадите в банк нужные документы вовремя, то банк никак не сможет своевременно оформить паспорт сделки или справки.

После же заполнения банком паспорта сделки (или справки) вам нужно будет проверить этот документ. И если обнаружите ошибки и неточности, надо в течение 15 рабочих дней после даты получения паспорта сделки (справки) подать в банк заявление на его переоформление (или корректирующую справк у)пп. 2.10 , 3.9 , 6.11 , 9.4 Инструкции № 138-И .

Валютный контроль в банке и государстве в целом - комплекс мер, направленных на обработку валютных сделок с целью соблюдения требований законодательства в секторе денежного оборота.

Если исходить из общегосударственного уровня, к основным мерам можно отнести :

  • Оформление лицензий на осуществление тех или иных валютных сделок.
  • Регулирование покупок и платежей в зарубежной валюте на территории РФ.
  • Контроль перемещения денег через границу.
  • Проверка экспортно-импортных операций.

Валютный контроль: регулирующий орган и группы операций

В ФЗ о валютном контроле в банке выделяется три типа сделок :

  • Сделки с применением денег другой стороны . К данной категории относятся простейшие транзакции, среди которых расчеты с поставщиками из других стран, обмен валют и прочие. Здесь подключаются органы валютного контроля.
  • Финансовые транзакции между гражданами РФ и нерезидентами страны . При оформлении сделки с жителем другого государства органы валютного контроля заинтересованы в корректности проводимых сделок, а также защите интересов страны. Это связано с тем, что отсутствие контроля является одной из причин развития теневой экономики и потере капитала.

Читайте также —

  • Операции с применением внутри- и внешнегосударственных ценных бумаг . Здесь принцип тот же, что в сделках между резидентами и нерезидентами. Если активы номинированы в денежных единицах другой страны, валютный контроль банка является обязательным.

Главным органом валютного контроля выступает ЦБ РФ. Если говорить точнее, в России такие функции возлагаются на ряд учреждений:

  • Правительство РФ.
  • ЦБ РФ.
  • Федеральную службу ФБН.
  • Уполномоченные банки, которые отчитываются банку России.

Главная роль возлагается на Правительство РФ, которое выполняет свои функции через ЦБ страны. Функции валютного контроля берет на себя и служба финансово-бюджетного надзора. Что касается рядовых граждан, а также ИП и компаний, они взаимодействуют с агентами - структурами, которые осуществляют непосредственную проверку с учетом законодательства РФ.

На территории России к агентам стоит отнести :

  • Финансово-кредитные организации, которые подчинены ЦБ РФ.
  • Небанковские структуры. К этой категории относятся ФНС, различные регистраторы и прочие.

Какие функции возлагаются на агентов?

Главные функции валютного контроля заключаются в обеспечении законности проведения операций с валютой, а также исключение негативного воздействия валютных операций на финансовый рынок страны. Алгоритм следующий:

Что предлагают банки?

Органы валютного контроля (кредитные организации) предлагают следующие опции клиентам :

  • Оформление документов.
  • Предъявление данных и комментариев по факту запросов с таможенных структур.
  • Передача по первому требованию паспорта и прочих бумаг, среди которых договора, инвайсы, декларации и прочие. Благодаря такой опции, удается в онлайн-режиме контролировать протекание операций с валютными средствами.
  • Предоставление консультаций, касающихся функций валютного контроля.
  • Оформление и последующая рассылка писем информационного характера, задачей которых является защита от нарушений законодательства РФ.
  • Высокая скорость оформления бумаг с учетом действующих нормативных актов.
  • Оптимальная тарифная политика.

Итоги

Получается, что валютный контроль в банке - комплекс процедур, которые становятся частью обычной сделки и проводятся для защиты интересов государства в валютной и внешнеэкономической деятельности.

После изучения главы студент должен:

  • 1. Знать:
    • ? понятие валютного контроля, элементы механизма валютного контроля;
    • ? формы, виды и методы валютного контроля;
    • ? права и обязанности резидентов при проведении проверок органами и агентами валютного контроля;
    • ? основы внутреннего контроля в уполномоченных банках, аспекты взаимосвязи валютного контроля и ПОД/ФТ.
  • 2. Уметь:
    • ? анализировать полномочия органов и агентов валютного контроля;
    • ? характеризовать компетенцию органов и агентов валютного контроля;
    • ? работать с документами и информацией, используемыми в целях валютного контроля.
  • 3. Владеть:
    • ? понятийным аппаратом в сфере валютного контроля;
    • ? навыками консультирования по вопросам осуществления валютного контроля;
    • ? навыками заполнения паспортов сделок и форм учета по валютным операциям.

Валютный контроль: понятие и механизм. Формы, виды и методы валютного контроля

Цель валютного контроля, его принципы и основные направления. Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. Этот вид контроля получил название «валютный контроль». Валютный контроль - деятельность государства, направленная на получение информации о проводимых в стране валютных операциях и состоянии валютного рынка, а также приведение деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями.

Валютный контроль позволяет организовать наблюдение органов и агентов за проведением любых внешнеторговых операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. С помощью валютного контроля государство получает информацию, необходимую для введения (корректировки, отмены) мер регулирования и приведения деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями, а также для подготовки необходимой статистики.

На систему валютного регулирования и валютного контроля влияют международные договоры, в которых участвует Россия.

Согласно разд. 3 ст. VI Статей Соглашения Международного валютного фонда государства-члены могут применять меры, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитала. Однако ни одно государство МВФ не вправе применять такие меры таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим валютным операциям. В соответствии с разд. 2 (Ь) ст. VIII Статей исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций этого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно Статьям Соглашения МВФ, не может быть обеспечено на территории ни одного государства-члена.

В правовом обеспечении системы валютного контроля выделяют два направления:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

Валютный контроль может выступать в нескольких ипостасях:

  • 1) как механизм контроля со стороны государства за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) как административная мера, применяемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов;
  • 3) как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта.

Валютный контроль может быть рассмотрен в нескольких аспектах.

  • 1. Валютный контроль является одной из функций государственного управления.
  • 2. Валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства.
  • 3. Валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений.
  • 4. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Валютный контроль урегулирован нормами Закона № 173-ФЗ, а также нормами других нормативно-правовых актов. Данным Законом четко определена система субъектов валютного контроля, их полномочия, права и обязанности, а также процедуры осуществления ими данного вида контроля.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами (финансовыми инструментами) и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте.

Статья 3 Закона № 173-ФЗ перечисляет следующие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля:

  • 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В качестве специфических принципов валютного контроля можно выделить следующие.

  • 1. Принцип законности. Состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий.
  • 2. Принцип обязательности. Заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23).
  • 3. Принцип обеспечения коммерческой, банковской и служебной тайны. Закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
  • 4. Принцип институционалъности. Заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч. 9 ст. 23.
  • 5. Принцип разграничения компетенции. Проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разграничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22).

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них разрешений (лицензий);
  • б) проверка выполнения обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;
  • в) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями законодательства.

К ключевым требованиям правового обеспечения валютного контроля относятся:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области, установления взаимосвязей между данными структурами;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с субъектами валютного контроля, использование которых позволит осуществлять валютный контроль наиболее эффективно;
  • 3) установление мер ответственности за нарушение норм валютного законодательства.

Предметом валютного контроля выступают валютные операции. Объектом валютного контроля выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций.

Субъекты валютного контроля - это государственные органы, а в ряде случаев - негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства.

Формы, методы и виды валютного контроля. Виды, формы и методы валютного контроля постоянно эволюционируют в связи с трансформацией механизма валютного контроля.

Форма валютного контроля - специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополнительные.

Основные методы валютного контроля: наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля. В их числе: обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

К дополнительным методам валютного контроля относятся: запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Закона № 173-ФЗ можно выделить три основные организационно-правовые формы валютного контроля.

  • 1. Правительственная форма валютного контроля - осуществляется Правительством РФ по двум направлениям:
  • 1) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России;
  • 2) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля - наблюдение, результатом которого может стать издание подзаконного нормативного правового акта.

  • 2. Общая форма валютного контроля - осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ - Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля - проведение проверок.
  • 3. Специальная форма валютного контроля - осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно в рамках данной формы можно выделить:

банковский валютный контроль - осуществляется Банком России и уполномоченными банками. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютного контроля, т.е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа валютного контроля;
  • - обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;
  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, - проведение проверок, уполномоченными банками - наблюдение;

таможенный валютный контроль - осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля - наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр; другие (ст. НО ТК ТС);

налоговый валютный контроль - осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции (ст. 30-33 НК РФ, Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Основной метод налогового валютного контроля - проведение проверок;

валютный контроль на рынке цента бумаг - осуществляется не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными Банку России. Предметом валютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами - валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг - наблюдение.

Валютный контроль классифицируется на виды по следующим основаниям:

  • 1. По времени осуществления валютный контроль можно подразделить:
    • а) на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например при предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ (ст. 18 Закона № 173-ФЗ);
    • б) текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную границу ТС валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг);
    • в) последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например при представлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).
  • 2. В зависимости от особенностей компетенции субъектов валютного контроля:
    • а) непосредственный (осуществляется органами и агентами валютного контроля);
    • б) опосредованный (осуществляется Правительством РФ).
  • 3. В зависимости от организационно-правового статуса субъектов валютного контроля:
    • а) контроль органов валютного контроля;
    • б) контроль агентов валютного контроля.
  • 4. В зависимости от объекта валютного контроля:
    • а) валютный контроль за внешнеторговыми операциями;
    • б) валютный контроль за неторговыми операциями.
  • 5. По способу организации контрольных мероприятий:
    • а) дистанционный (документальный) контроль;
    • б) инспекционная проверка.

Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами периодической отчетности и документации по проводимым валютным операциям.

Основным способом контроля за работой уполномоченных банков являются инспекционные проверки на местах, которые проводятся территориальными учреждениями Банка России в соответствии с планом проверок, утвержденным руководителем территориального учреждения Банка России. Проверки соответствия проведения уполномоченными банками операций в иностранной валюте валютному законодательству проводятся с периодичностью один раз в два года. Основным подзаконным актом, регулирующим отношения между инспекционным подразделением и кредитными организациями, является Инструкция ЦБ РФ от 05.12.2013 № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)».

По результатам проверки составляется акт проверки валютных операций уполномоченного банка. Необходимо отметить, что в практике написания акта основным моментом является отражение нарушений и недостатков при соблюдении банками валютного законодательства, что оправдано в условиях жесткого валютного контроля и нестабильности на валютном рынке.

Новое на сайте

>

Самое популярное