Домой Кредитные учереждения Всегда ли существовала необходимость государственного. Необходимость государственного регулирования

Всегда ли существовала необходимость государственного. Необходимость государственного регулирования

Основными причинами, обусловливающими необходимость вмешательства государства в экономику, являются провалы рынка - экономическая неэффективность и неравенство (несправедливость, социальная неэффективность) при рыночном распределении доходов.

Признавая неоспоримые преимущества рыночной экономики перед командной экономикой, необходимо отметить, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их достаточно неэффективно. Провалы (фиаско) рынка - это такая ситуация, в которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы скорректировать подобные рыночные провалы. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства.

К провалам рынка традиционно относят: несовершенство конкуренции (монополии, в том числе естественные); необходимость производства общественных благ, которые не в состоянии обеспечить рынок; игнорирование рынком проблем внешних эффектов (экстерналий); асимметрия информации, препятствующая свободной конкуренции.

Важной причиной вмешательства государства в рыночную систему является характерная для рынка тенденция к монополизации, имеющая неоднозначные последствия. С одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к научно-техническому прогрессу; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки. В целях снижения негативных последствий государство через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), поощрение конкуренции и содействие созданию новых предприятий проводит антимонопольное регулирование экономики.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ (национальная оборона, услуги маяков, уличное освещение и др.). Общественные блага - это блага, обладающие неисключаемостью (не могуг быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей) и неконкурентоспособностью (будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек). Производство и предложение таких благ частными компаниями оказывается невыгодным. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентоспособности - это квазиобщесгвенные блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и т.п. Иногда к таким благам относят также организации системы образования, медицины, культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Производство общественных благ занимается либо государство, либо фирмы -подрядчики государства. Наиболее сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов. При этом традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий) - ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Например, загрязнение окружающей среды - отрицательные внешние эффекты; выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей - положительные внешние эффекты.

Несостоятельность рынка связана также с несовершенством информации. Проблема асимметрии информации в некоторой степени может быть решена на основе учета репутации. Однако в наиболее сложных ситуациях полезным является вмешательство государства. Одна из его форм -лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. В ряде случаев действенным инструментом, позволяющим нейтрализовать последствия информационной асимметрии, являются разнообразные виды государственного контроля за производством и сбытом товаров и услуг. Не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, которая непосредственного проявляется в финансовой сфере. Обычно государство не в состоянии полностью преодолеть общий недостаток информации. Однако оно способно распределять риск между гражданами в такой степени, которая недоступна частным инвесторам. Поэтому государство может финансировать и осуществлять долгосрочные проекты, страховать банковские депозиты и предпринимать другие действия, которые, в принципе, способны улучшать положение в экономике, но зачастую слишком рискованны с точки зрения частных предпринимателей.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и макроэкономические провалы рынка - безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность.

Борьба с инфляцией является важнейшей задачей экономической политики государства. Поддержание допустимого уровня инфляции нередко сопровождается большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, приводит к негативным социально-экономическим последствиям: потери ВНП, низкие доходы населения, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность. В свою очередь политика, направленная на обеспечение и поддержание естественного уровня безработицы сопряжена с возможным дефицитом бюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Таким образом, провалы рынка ведут к тому, что экономика функционирует неэффективно, не достигая границы своих производственных возможностей, и поэтому вмешательство государства теоретически может улучшить ситуацию для общества в целом (в смысле достижения Парето-эффективности).

Другой важный аргумент в пользу государственного вмешательства -социальная несправедливость. Рыночный механизм, как известно, не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что государству принадлежит важная роль в сохранении и поддержании самой рыночной среды.

Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение «правил игры» основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, офа-ничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, - это повод для ухода государства из соответствующих сфер. Мы согласны с Л.И. Якобсоном, что «государственное вмешательство уместно уподобить лекарству, которое следует применять только при наличии болезни, сообразно конкретному диагнозу, и избегая избыточных доз» .

Таким образом, рынок и государство - важнейшие общественные институты, дополняющие друг друга. Государство исправляет провалы рынка, а последний существенно влияет на деятельность государства и корректирует ее.

Проведенный анализ свидетельствует, что среди авторов, уделявших внимание вопросам государственного участия в экономике не сформировалось единого и универсального определения государственного регулирования экономики. В частности. В.И. Кушлин рассматривает государственное регулирование как одну из основных форм участия государства в экономике, состоящую в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, благосостояние населения страны; составной элемент системы регулирования национальной экономики, дополняющий рыночное и корпоративное регулирование и взаимодействующий с ними .

Ряд авторов считает, что государственное регулирование - неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики. В этом контексте под государственным регулированием они понимают воздействие (прямое или косвенное) государственных органов управления на экономику в обществе с целью достижения макроэкономического равновесия и обеспечения в целом нормального функционирования экономики .

При этом предполагается, что прямое, или непосредственное воздействие (поддержка) государственных органов распространяется лишь на хозяйствующие субъекты государственного сектора экономики, тогда как косвенное, или опосредственное) воздействие государства относится как к экономике в целом, так и прежде всего к ее частному сектору.

Некоторые экономисты трактуют государственное регулирование экономики как систему типовых мер законодательного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям .

Иначе интерпретирует государственное регулирование профессор В.И. Орешин: «государственное регулирование экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, включающий процедуру разработки экономической политики, обоснование ее положений, выбора средств и методов ее проведения» .

В.Л. Тамбовцев под государственным регулированием понимает использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства. При этом он подчеркивает, что содержанием соответствующих юридических инструментов - законов, указов президента, распоряжений и постановлений правительства, предписаний и инструкций, принимаемых отдельными органами исполнительной власти, а также нормативных актов региональных и муниципальных органов - являются преимущественно правила поведения или осуществления отдельный действий экономическими агентами .

Л.Г. Ходов отмечает, что государственное регулирование экономики в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социальной сфере: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержание внешнеэкономического равновесия .

Также встречается определение государственного регулирования экономики, как системы институтов и мероприятий в рамках государства, служащей устойчивому функционированию и развитию экономической системы страны в соответствии с социально-экономическими целями, одобренными обществом .

Таким образом, обобщив и проанализировав существующие подходы, можно сделать вывод, что государственное регулирование экономики -это система экономических рычагов и инструментов целенаправленного воздействия государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности и устойчивости или изменения в нужном обществу направлении. Оно призвано создать правовые, экономические, организационные и другие условия для достижения максимального благосостояния общества в тех случаях, когда рыночный механизм недостаточно эффективно решает задачи распределения производственных или потребительских благ.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих экономических целей (табл. 1.1).

Основные экономические цели государственного регулирования экономики

Цель

Экономический

Предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни

Экономическая эффективность

Предусматривает получение наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов

Полная занятость трудоспособного населения

Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией

Стабильный уровень цен

Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжения, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать

Справедливое распределение доходов

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который бы способствовал выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой

Сбалансированность торгового баланса

Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок

Достижение указанных целей государственного регулирования экономики означает относительное макроэкономическое равновесие в рамках национального хозяйства и создание благоприятных условий для внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

на тему: "Необходимость государственного регулирования"


Экономическое состояние нашей страны всегда находится двух разных фазах. Это или подъем или спад. В связи с этим государство применяет политику различных видов. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране. В связи с этим я бы хотел выдвинуть свою точку зрения по поводу необходимости государственного регулирования, опираясь на общеизвестные факты и научную литературу.

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики подразделяются на:

·Бюджетно-налоговую (фискальную) политику - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена данная политика на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

·Денежно-кредитную (монетарную) политику - контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование также являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Помимо механизмов существуют методы. Государственное воздействие на экономику осуществляется двумя видами методов: косвенными и прямыми.

К косвенным методам относят: фискальную политику, кредитно-денежную политику, таможенную политику, амортизационную политику.

К прямым методам относят: распределение бюджетных инвестиций, регулирование материальных потоков и производственной деятельности, государственное предпринимательство.

Хотелось бы также упомянуть о том, что переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в сформировавшемся рыночном хозяйстве. Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. Можно выделить много фактов о переходной экономике в России, но они, к сожалению, в полной мере не доказывают необходимость государственного регулирования и тем самым не обосновывают мою точку зрения.

Так как рыночная система несовершенна, некоторые факты доказывают, что государственное регулирование необходимо на данном этапе общественной жизни и уровня экономики страны в целом.

Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

Внешние эффекты- загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для "социальной компенсации" малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.государственный экономика рыночный фискальный

Для данных ситуаций выше мной были изложены государственные механизмы и методы регулирования экономики.

Делая вывод, хотелось бы отметить, а точнее напомнить, что в руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. На данном этапе общественной жизни и экономической системы России, население не способно адекватно реагировать на все экономические ситуации в стране, если они будут происходить без вмешательства государства. В свою очередь вмешательство государства вызывает у граждан волну эмоций, которые связаны, с какими либо не удовлетворенными потребностями, зависящими от государства. Поэтому вопрос о необходимости государственного регулирования экономики до сих пор остается открытым.

В случаях несостоятельности рынка - рынок не может эффективно распределять ресурсы (общественные товары и услуги, регулирование доходов, недостаточность конкуренции) - нужно государственное вмешательство.

Государство - система органов власти, которые должны обеспечивать выполнение общественного договора.

Смешанная экономика - система, объединяющая элементы систем (рыночной, централизованной). Современные экономисты называют смешанной экономикой ту, в которой ведущую роль играют рыночные элементы.

"Частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же наподобие руля, направляет экономику в нужную сторону" (В. Леонтьев).

Государство с момента своего появления играло и играет определенную роль в обеспечении нормального функционирования экономики. Однако степень его влияния на экономические процессы на разных этапах развития была различна. В связи с этим выделяют два этапа в экономической истории общества.

Ι этап (XVIII –XIX вв., вплоть до 1920-х гг.) характеризовался бурным развитием экономики. Основные вопросы экономики успешно решались на основе функционирования рыночного механизма, поэтому государство выполняло довольно ограниченные функции, которые сводились в основном к обеспечению обороноспособности страны, содержанию арсенала, поддержанию правопорядка и защите прав собственности, обеспечению нормального денежного обращения, взиманию налогов для наполнения государственной казны, контролю и учету расходования бюджетных средств.

В этот период государство выполняло роль «ночного сторожа», практически не вмешиваясь в экономические процессы.

Впервые наиболее полно роль государства в этот период проанализировал А. Смит, явившись родоначальником идей экономического либерализма классической школы в экономической теории. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он отмечал, что рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к личной выгоде, что выступает главной и мощной побудительной силой экономического развития. А.Смит считал, что экономика функционирует эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства – это проводить политику laisser faire (невмешательство в экономику). Поскольку главным координатором в экономике выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

ΙΙ этап обозначился в начале XX века и продолжается по сей день. Он характеризуется созданием и широким использованием государственного механизма воздействия на экономику.


Объективными предпосылками необходимости государственного воздействия на социально-экономическое развитие явились следующие факторы:

Возросшие масштабы производства и усложнение связей между экономическими агентами в начале XX в. потребовали координации и поддержания определенных пропорций на макроуровне путем проведения антициклического регулирования экономики (Великая депрессия 1929–1933 гг.);

Усиление монополистических структур сдерживало конкуренцию и требовало проведения антимонопольного регулирования;

Необходимость подготовки к войнам, их ведение, поддержание обороноспособности страны требовало концентрации экономических ресурсов;

Излишне неравномерное распределение доходов в обществе приводило к социальной нестабильности и требовало частичного их перераспределения государством через госбюджет;

Необходимость коллективного потребления или удовлетворения общественных потребностей требовала производства общественных благ за счет государственного бюджета (здравоохранение, образование, производственная и социальная инфраструктура);

Проявление внешних эффектов(загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам) и необходимости их устранения;

Обострение глобальных проблем (экологическая, продовольственная, сырьевая и другие проблемы) и их решение на государственном и международном уровне.

Впервые необходимость такого вмешательства государства в экономику была обоснована английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.). Дж. Кейнс произвел поистине настоящую революцию в экономической теории, которая получила название «Кейнсианской революции ».

В противовес классическим воззрениям на рыночную экономику как саморегулирующуюся систему, Дж. Кейнс доказал, основываясь на опыте «Великой депрессии» (1929 -1933 гг.), невозможность самоисцеления экономики, выхода ее из глубокого экономического кризиса. Тем самым он обосновал необходимость проведения активной государственной политики с использованием многообразных форм государственного регулирования экономики с целью приведения в равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, выведения экономики из кризисного состояния и обеспечения стабильного развития. Центральной задачей государства, по Кейнсу, было стимулирование эффективного спроса.

Кейнсианская концепция легла в основу «нового курса» Ф.Рузвельта в США, с помощью которого он вывел страну из глубочайшего кризиса 1929-1933гг. Проведение этого нового курса экономической политики характеризовалось значительным огосударствлением экономики, что проявилось в следующем:

Государство стало перераспределять через госбюджет значительную часть национального дохода страны. Собирая средства через налоговую систему, государство направляло их на расширение инвестиционного спроса и увеличение занятости путем строительства государственных предприятий, покупки нерентабельных предприятий и их финансирования;

Широкое распространение получила практика государственных заказов крупному бизнесу;

На государственном уровне стали составляться прогнозы и разрабатываться программы социально-экономического развития страны и отдельные целевые программы.

Кейнсианская концепция безраздельно господствовала вплоть до середины 1970-х гг., и экономическая политика многих государств строилась исходя из основных положений этой теории. Однако во время самого тяжелого после Второй мировой войны экономического кризиса 1974-1975гг. наиболее ярко обозначились негативные последствия кейнсианской концепции и экономической политики, построенной на ней.

Главный недостаток кейнсианской концепции заключался в том, что государство чрезмерно вмешалось в экономику, взвалив на себя непомерные функции и перейдя границы своих финансовых возможностей. Это привело к дефициту госбюджета, резкому увеличению налогов, снижению деловой активности в экономике.

Все чаще правительство с целью покрытия дефицита бюджета стало прибегать к кредитам и печатанию денег. Это породило инфляцию. Мало того, во время кризиса 1974-1975гг. проявилась «английская болезнь» - стагфляция, означавшая одновременное сочетание таких явлений, как застой экономики, высокий уровень безработицы и рост цен (ранее инфляция имела место только в фазах оживления и подъема).

Таким образом, кейнсианские рецепты стимулирования развития экономики путем дефицитного финансирования привели к раскручиванию инфляционной спирали. В это время перед государством встала проблема – как стимулировать производство и занятость, не стимулируя инфляцию.

Кроме того, экономическая политика, основанная на кейнсианской концепции, стала тормозом развития НТР, проведения структурной перестройки экономики и перевода экономики на ресурсосберегающий тип экономического роста. Бюрократизация системы управления, изъятие значительной части прибыли предприятий через налоги существенно ограничивали свободу предпринимательства, мобильность действий.

В противовес кейнсианской концепции во второй половине 1970-х годов появилось неоконсервативное направление в экономической теории, сторонники которого на новом уровне возродили идею классиков о том, что рыночная экономика может успешно развиваться при минимальном вмешательстве государства. Они считали, что на макроуровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискальную политику, сколько создание им условий для нормального функционирования рынка.

Неоконсервативное направление объединило сторонников трех теорий: монетаризма, рациональных ожиданий и эффективного предложения.

Представители неоконсервативной концепции выступали за расширение свободы предпринимательства и неограниченную конкуренцию. Они считали, что регулирование необходимо проводить на микроуровне (а не на макроуровне, как кейнсианцы) с целью стимулирования эффективного предложения.

Эти идеи нашли отражение в экономической политике, проводимой правительствами многих стран в 1980-х гг. Наиболее последовательными ее вариантами явились «Тэтчеризм» в Англии и «Рейганомика» в США. В ходе реализации этой политики были существенно снижены налоги на прибыль и подоходные налоги с населения, значительно уменьшены государственные расходы (в первую очередь социальные), проведена политика ускоренной амортизации, реализована жесткая монетарная политика с целью обуздания инфляции.

Все это, вместе взятое, способствовало успешному развитию НТР, переходу наиболее развитых стран к ресурсосберегающему типу экономического роста путем глубокой структурной перестройки всей экономики. Были значительно снижены и темпы инфляции, которая перешла в вялотекущее и управляемое состояние. Однако следует отметить, что проблема дефицита госбюджета не только не была решена, но и все более обострялась.

В настоящее время переосмыслены роль и значение различных концепций. Большинство экономистов вполне разумно считают, что формы, методы и глубина вмешательства государства в экономику, прежде всего, определяются и должны определяться той конкретной экономической ситуацией, которая сложилась в той или иной стране.

Вне зависимости от изменений концепций или применения сразу нескольких из них в конкретных ситуациях, на протяжении всего периода, начиная с 1920-х гг., шел поиск форм, методов и границ вмешательства государства в экономику с целью обеспечения нормального функционирования рынка как основы рационального хозяйствования.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию значительного расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике – не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

На государство возлагаются следующие основные функции.
1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т. д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т. е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает следующие последствия:
снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы;
отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;
девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;
обесценение сбережений граждан;
снижение инвестиционной активности и др.
Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации и подъема экономики страны.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели - это хозяева; рынок -их агент, а предприятие - их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной и криминальной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики - ликвидация теневой экономики - создание конкурентной среды - защита конкуренции. И первую скрипку в решении и этой единой задачи должно сыграть государство.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т. е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т. д. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

Новое на сайте

>

Самое популярное