Домой Кредитные учереждения Всеобщий безусловный доход в странах ес и россии. Деньги «ни за что»: реален ли безусловный основной доход в России

Всеобщий безусловный доход в странах ес и россии. Деньги «ни за что»: реален ли безусловный основной доход в России

Безусловный доход представляет собой форму системы социального обеспечения, в которой все граждане и резиденты страны регулярно получают определенную сумму денег от государства или от любой другой общественной организации в дополнение к возможному заработку. Если предоставляемые таким образом средства меньше, чем минимальный прожиточный минимум, то он считается частичным. Безусловный доход является ключевым компонентом многих моделей рыночного социализма. Апологетами концепции выступает Филипп Ван Парийс, Эйлса Маккей, Андре Горц, Гиллель Штайнер, Питер Валлентайн и Гай Стэндинг.

Исторические корни

Дискуссия о необходимости введения всеобщего безусловного дохода началась в Европе в 1970-1980-е годы. Она была частично обусловлена дебатами в США и Канаде. Вопрос постепенно начал обсуждаться во всех развитых странах, Латинской Америке, Ближнем Востоке и даже в некоторых государствах Африки и Азии. Постоянный фонд Аляски считается одним из лучших примеров выплаты безусловного дохода, пусть и частичного. Аналогичные системы социального обеспечения существуют в Бразилии, Макао и Иране. Пилотные проекты базового дохода реализовывались в США и Канаде в 1960-е и 1970-е, Намибии (с 2008) и в Индии (с 2010). В Европе существуют попробовать осуществить их во Франции, Нидерландах и Финляндии. В 2016 году в Швейцарии прошел референдум по этому вопросу, однако 77% людей проголосовали против введения безусловного дохода.

Источники финансирования

Когда и другие экономисты впервые предложили отрицательный подоходный налог, считалось, что пропорциональная система уменьшит бюрократию и со временем приведет к появлению гарантированного дохода для каждого жителя. Сторонниками этой концепции выступали «зеленые», некоторые социалисты, феминистки и так называемые пиратские партии. Представители различных экономических школ предлагали финансировать данный проект по-разному. Социалисты считали, что обеспечить всеобщий безусловный доход можно за счет общественной собственности на средства производства и природные ресурсы. «Правые», например, Фридман, считали, что нужно только ввести пропорциональную систему налогообложения. Зеленые предложили собственный способ. Они считают, что безусловный доход можно профинансировать за счет экологических налогов. Среди альтернативных источников безусловного дохода для всех можно назвать систему прогрессивного НДС и монетарную реформу.

Пилотные программы

Самым удачным примером того, что хотя бы частичный безусловный доход может быть введен, является Постоянный фонд Аляски. Аналогично функционирует система Bolsa Familia для бедных семей в Бразилии. Другие пилотные программы включают:

  • Эксперименты с отрицательным подоходным налогом в США и Канаде в 1960-е и 1970-е.
  • Проект в Намибии, который начался в 2008 году.
  • Эксперимент в Бразилии с 2008.
  • Индийский проект, который начался в 2011 году.
  • Инициатива Give Directly в Кении и Уганде. Она предполагает отправку благотворительной помощи с помощью мобильных телефонов людям, живущим в чрезвычайной нищете.
  • Исследование в сельской местности Северной Каролины в США.

В Германии в проекте участвует 26 человек, каждому из которых правительство выплачивает ежемесячно 1000 евро. С 2017 по 2019 год каждому также будет выплачиваться определенная сумма денег в рамках эксперимента.

Болгария

В конце марта 2013 года фонд The Blue Bird Foundation узнал об «Инициативе европейских жителей за безусловный доход» и решил присоединиться к кампании. Тони Бадждаров предложил комплексную модель для Болгарии. Источником финансирования для нее должны послужить суверенная валюта, возвратный НДС и акцизный сбор. Команда создала собственный сайт и страницы в социальных сетях. Кампания рекламировалась на национальном радио и в метро. Фонду удалось получить поддержку нескольких ассоциаций и профсоюзов. Инициативу в онлайн-голосовании поддержало рекордное количество людей. В декабре 2014 года появилась первая политическая партия, которая включила введение безусловного дохода в свою программу. Она называется «Болгарский союз за прямую демократию» и борется за право каждого человека на достойную жизнь.

Великобритания

В Соединенном Королевстве безусловный базовый доход для каждого подданного - это уже давно тема для обсуждения. За него выступал еще Дэннис Мильнер в 1920-е годы. Сегодня большинство политических партий Великобритании или вообще не рассматривают эту идею, или выступают против нее. Однако есть и сторонники безусловного дохода. «Шотландская национальная партия» на конференции весной 2016 года выступила за замену существующего социального обеспечения. «За» выступили и некоторые другие политические объединения. Среди них: «зеленые», шотландские социалисты и «пираты» Соединенного Королевства. В феврале 2016 года Джон МакДоннелл заявил, что введение базового дохода рассматривается лейбористами.

Германия

ФРГ также еще с начала 1980-х годов задумывается о том, чтобы ввести безусловный доход. Германия только недавно начала реализовывать проект, в котором участвует 26 человек. На протяжении многих лет за введение безусловного дохода в стране выступали только некоторые ученые, например, Клаус Оффе. Однако после реформ, предложенных кабинетом в 2003-2005 году, в Германии появилось больше сторонников данной концепции. В 2009-ом на заседании парламента выступила Сьюзанна Вайст - домохозяйка, петиция которой набрала 52973 голосов. В 2010 году в Германии прошло несколько демонстраций за безусловный доход, самая большая - в Берлине. С 2011-го «за» начала выступать «Пиратская партия». Отдельные члены других политических объединений также поддерживают концепцию безусловного дохода.

Нидерланды

Безусловный доход бурно обсуждался с 1970 по 1990 год. Первоначально дискуссия была инициирована экономистом Лео Янсеном в 1975 году. Введение безусловного дохода было включено в предвыборную программу Политической партии радикалов. В последние 10 лет вопрос поднимался только один раз. В 2006 году лидер «зеленых» Фемке Халсема включила введение безусловного дохода в свою предвыборную программу. В городе Утрехт, четвертом по численности населения в стране, началась реализация пилотного проекта. Однако безусловный доход должен выплачиваться только группам людей, которые уже получают пособия. Около 30 городов на данный момент также рассматривают возможность осуществления подобного проекта.

Безусловный доход: Финляндия

«Центр», одна из четырех главных политических партий страны, как и «Левый альянс» и «Зеленая лига», выступает за внедрение данной концепции. В мае 2015-го года правительство решило ввести безусловный доход. Финляндия станет первой страной, в которой все станут получать на протяжении двух лет определенную сумму денег, начиная с 2017 года.

Франция

Безусловный основной доход рассматривается в качестве концепции с 1970-х годов. Однако только в 2015 году региональный парламент Аквитании проголосовал за ее внедрение. В январе 2016-го общественный консультативный орган по цифровым вопросам опубликовал отчет, в котором он рекомендует провести эксперимент. Опрос населения показал, что большая часть населения выступает за выплату безусловного базового дохода всем гражданам.

Швейцария: референдум

Безусловный основной доход давно обсуждается в стране. В Швейцарии действует ассоциация BIEN-Switzerland и группа Grundeinkommen, которые выступают за реализацию этой концепции. В 2006 году социолог Жан Зиглер назвал безусловный доход в Швейцарии одной из самых прогрессивных идей. В 2008 Дэниэл Хани и Энно Шмидт сняли фильм, в котором попытались объяснить преимущества реализации данной концепции. Его посмотрело более 400 тысяч людей. Во многом благодаря ему еще больше людей в немецко- и стали сторонниками идеи. В апреле 2012 года безусловный доход в Швейцарии стал предметом популярной законодательной инициативы. Кампании удалось собрать необходимые 126 тысяч подписей. Референдум в Швейцарии о безусловном доходе прошел в 5 июня 2016 года. Больше 77% жителей отказались получать 2500 франков в месяц.

Россия

Многих жителей РФ поразила новость о том, что швейцарцы отказались получать деньги просто. Сразу возник вопрос, возможен ли безусловный доход в России? Среди недостатков такой системы социального обеспечения не только повышение налогового бремени на жителей страны и уменьшение мотивации к работе, но и рост числа иммигрантов. В Швейцарии предложили ввести безусловный доход в 2500 франков, это приблизительно половина средней заработной платы. Если использовать данную методологию расчета для России, то здесь он составил бы около 10000 рублей. С 1 июля минимальная зарплата составит только 7,5 тысяч, прожиточный минимум еще меньше. Поэтому найдется очень много желающих «посидеть дома». По мнению экспертов, введение безусловного дохода в России может только простимулировать инфляцию, ведь выплаты не будут персонализированными и направленными на самые незащищенные слои населения. Однако есть и другая точка зрения. Некоторые эксперты считают, что введение безусловного дохода позволит людям заниматься тем, что является их призванием. И это может иметь огромные положительные последствия в долгосрочной перспективе. Возможно, люди начнут больше заниматься фундаментальными исследованиями. И Россию будет ждать быстрый технический прогресс. Или безусловный доход может помочь людям больше заниматься творчеством. Таким образом, вполне целесообразным является проведение эксперимента в России в пределах отдельного города или целевой группы.

Критика

Комиссия немецкого парламента обсудила введение всеобщего безусловного дохода и посчитала проект неосуществимым. Она выдвинула следующие доводы:

  • Он станет причиной значительного сокращения мотивации к работе у простых граждан, что, в свою очередь, поведет за собой непредсказуемые последствия для экономики.
  • Потребуется полная реструктуризация налогообложения, социального обеспечения и пенсионного фонда, что приведет к значительным затратам.
  • Существующая в Германии система является более эффективной, поскольку она более персонализированная. Сумма предоставляемой помощи не устанавливается жестко и зависит от финансового положения человека. Для некоторых социально незащищенных групп населения безусловного дохода может быть недостаточно для жизни.
  • Реализация данного проекта приведет к значительному притоку иммигрантов.
  • Он повлечет за собой расширение теневой экономики.
  • Соответствующее увеличение налогов приведет к большему неравенству из-за скачка цен на базовые продукты, что ухудшит финансовое положение бедных людей.
  • Пока в Германии не найден реальный способ для того, чтобы профинансировать введение всеобщего безусловного дохода.

Как видим, для Германии и многих других стран, в том числе для России, вопрос остается открытым.

» Томаса Мора . Впервые в новой истории идея безусловного дохода была изложена в конце XVIII века в работах Томаса Пейна и маркиза де Кондорсе . Так, Т. Пейн в своем трактате «Аграрная справедливость» (написан в 1795-1796, опубликован 1797) рассмотрел возможность единовременной выплаты из налогов на владельцев земельных участков минимального дохода всем лицам старше 21 года.

Понятие о социальных дивидендах получило широкую поддержку после представленной британским майором Клиффордом Дугласом идеи, что каждому гражданину принадлежит доля национального богатства (социальный кредит). Во время кризиса и безработицы 1930-х идея выросла в национальное движение, которое участвовало в выборах во многих странах. Наибольшую поддержку партия получила в Канаде (см. Партия социального кредита Британской Колумбии ). Идея о безусловном основном доходе была похоронена сторонниками кейнсианства , усилившими роль государства.

Наиболее близким к осуществлению было предложение либерального политика Джульетты Рис-Вильямс в Великобритании в 1943 году . Но в итоге британская система социальной поддержки была построена на основе идей Уильяма Бевериджа , предусматривающих определённые условия (стаж, зарплата и пр.). Подобные модели были реализованы в большинстве развитых западных стран.

Некоторые известные экономисты, такие как Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек , считали безусловный базовый доход лучшим способом борьбы с бедностью .

В США и Канаде с 1968 по 1982 годы прошло пять экспериментов, связанных с отрицательным налогом . Но дальше экспериментов правительство не пошло, отрицательный налог оказался экономически невыгодным.

Британские экономисты Гай Стэндинг и Гермиона Паркер (Hermione Parker ) разработали различные модели реализации безусловного основного дохода. Конкретные расчёты Паркер оказали влияние на существующие модели в Европе. Эти модели предложены к принятию в Великобритании , но не получили политической поддержки [ ] .

В настоящий момент в разных странах политиками, экономистами и социологами обсуждается возможность различных моделей гарантированного минимума.

Основы концепции

Аргументы за

Аргументы против

Критика концепции безусловного основного дохода базируется на экономических и правовых аргументах.

Анализ данных по занятости на Аляске в целом не выявил какого-либо влияния выплат. По доле работников, занятых неполный рабочий день, не было найдено особого различия в первые два года после введения выплат, но в дальнейшем обнаруживается рост воздействия по времени. Среднее увеличение доли работников, занятых неполный рабочий день, составило 1,8 процентных пункта. Это соответствует увеличению на 17 % по сравнению с периодом до введения выплат. В случае группировки результатов по половому признаку видно, что увеличение доли работников, работающих неполный рабочий день, сильнее связано с женщинами - увеличение для них составляет 2,2 процентных пункта, в то время как для мужчин - 0,8 процентных пункта.

Источники денег

Источниками финансирования безусловного основного дохода могут являться:

Применение и экспериментальные проекты

В ряде стран реализованы пилотные программы по введению безусловного основного дохода. В большинстве случаев результаты были положительными. Опасения о том, что бедные будут тратить деньги на приобретение алкогольных напитков или наркотических средств, не оправдались .

Германия

Немецкий предприниматель Михаэль Бохмэйер (Michael Bohmeyer ) в 2014 году провел экспериментальную программу «Мой базовый доход» (Mein Grundeinkommen ), в рамках которой нескольким десяткам случайно выбранных людей в течение года ежемесячно выплачивалась сумма в 1000 евро. Проект финансировался с помощью краудфандинга . По словам организатора, эксперимент призван был убедить политиков в том, что расходы государства окупятся оздоровлением общества, так как получатели выплат чувствуют себя более свободными и защищёнными и могут значительно увеличить свою креативность .

Индия

Эксперимент по введению основного дохода был проведен в индийском штате Мадхья-Прадеш в 2010 году. В 2017 году экономический советник правительства Арвинд Субраманьян предложил рассмотреть его введение на общегосударственном уровне. В ежегодном экономическом обзоре для правительства называется предполагаемый размер базового дохода - 7620 рупий (113 долл. США) в год. Эта сумма равна минимальной месячной зарплате городского жителя, и хотя её недостаточно для комфортной жизни, она позволит сократить уровень бедности с нынешних 22 % до менее чем 0,5 %. Предполагается, что деньги будут поступать из перераспределенных средств 950 существующих программ социальной помощи .

Италия

Канада

В середине 1970-х годов из федерального бюджета страны выделялись деньги, которые пошли на организацию проекта Mincome в городке Дофин (8251 жителей по переписи 2011 года). Жители города обеспечивались базовым доходом без каких-либо обязательств . Эксперимент продолжался 5 лет. Большинство получавших деньги не снизили уровень своей занятости. Лишь молодые мужчины действительно стали процентов на 40-50 меньше работать, но при этом они увеличили время на образование. Увеличилось число волонтёров, в том числе в церквях, возросла общественная активность. На 10 процентов упали затраты на здравоохранение, потому что у людей стало больше возможностей следить за своим здоровьем .

В 2017 году трехлетний пилотный проект безусловного дохода запускают в трех населенных пунктах провинции Онтарио .

Кения

Некоммерческая организация «GiveDirectly» в 2016 году анонсировала эксперимент, в рамках которого 6000 жителей Кении в течение 10-15 лет будут обеспечиваться суммой, покрывающей базовые нужды . Позже организаторы сообщили, что проект столкнулся с неожиданной проблемой - многие местные жители просто не могли поверить, что кто-то собирается безвозмездно выдавать им деньги. Так, в одном из районов от выплат отказались 45 % потенциальных получателей, в том числе из-за слухов, что эти деньги связаны с поклонением дьяволу .

Намибия

С января 2008 по декабрь 2009 жители Омитаре и Очиверо получали 100 намибийских долларов в месяц. В заключение отмечается уменьшение бедности, повышение экономической активности, уменьшение уровня преступности, увеличение уровня посещаемости в школах .

Нидерланды

В 2017 году ряд муниципалитетов Нидерландов получили разрешение правительства на проведение экспериментальной программы безусловного дохода .

США

В штате Аляска с 1982 года часть доходов Постоянного Фонда Аляски , сформированного благодаря нефтяным доходам, распределяются между всеми жителями штата в форме дивидендов. Дивиденды составляют приблизительно 10 % от средних доходов за предыдущие пять лет и распределены равномерно по годам. Номинальная величина дивидендов была низкой - $331 на одного человека в 1984 году. С 1996 года она в целом превышала $1000 и достигла пика в 2015 году в размере $2072. Для того, чтобы получать выплаты, нужно прожить на Аляске по крайней мере 12 месяцев.

Уганда

С 2017 года 50 семей в районе угандийского города Форт-Портал будут в течение двух лет получать по 8,6 долларов США в неделю (прожиточный минимум для одного взрослого и двух детей) .

Финляндия

С 1 января 2017 года примерно двум тысячам безработным в Финляндии обеспечен гарантированный минимальный доход за счет государства без каких бы то ни было условий. Участники эксперимента вместо пособия по безработице получают 560 евро в месяц - сумму, примерно равную пособию по безработице. При этом базовый доход будет выплачиваться, даже если человек устроится на работу. На другие социальные пособия базовый доход не влияет. Руководить экспериментом поручено профессору Олли Кангасу , начальнику отдела общественных связей Государственного учреждения социального страхования Финляндии (Kela). Эксперимент должен установить, как новая система влияет на эффективность поиска работы. Ещё одним результатом, по мнению Кангаса, должно стать поднятие имиджа Финляндии в других странах - подобно тому, как это происходит с выдачей в Финляндии материнского пакета . Планируется, что в том случае, если эксперимент будет успешным, безусловный доход в размере €800 заменит собой систему социальных пособий . В Финляндии имеются различные взгляды на новую систему. Её противники считают, что она не поощряет граждан искать работу, способствует распространению краткосрочных трудовых контрактов, ухудшает положение работников на рынке труда и условия труда в целом. В то же время некоторые из участников эксперимента считают, что новая система открыла для них новые возможности, освободила их «от рынка рабов» и снова сделала гражданами .

Финляндия предполагает завершить этот эксперимент в 2018 году , и планов продолжать его далее пока нет. Некоторые СМИ интерпретируют это заявление как провал эксперимента . В конце февраля 2018 года Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала исследование, в котором указывалось, что модель базового дохода в стране спровоцирует рост бедности и увеличение подоходного налога.

Франция

Правительство призывало голосовать против и предупреждало о необходимости увеличения налогов для изыскания более 200 млрд франков на выплаты гарантированного дохода . Также предполагалось, что на 55 млрд франков сократятся социальные пособия , то есть часть из них трансформируются в форму безусловного дохода. Инициаторы утверждали, что их цель не столько повышение уровня зажиточности, сколько дать гражданам дополнительные возможности для развития. Предложенную инициативу поддержали только около 23 % швейцарцев .

Политические аспекты

Прозрачность

Утверждается, что основной доход - гораздо более простая и более прозрачная система социального обеспечения, чем та, которая существует сегодня в государствах всеобщего благосостояния во всем мире. Вместо того, чтобы иметь многочисленные программы социального обеспечения, будет просто универсальный безусловный доход. Стратегия введения базовых доходов противоречива, поскольку некоторые сторонники базовых доходов утверждают, что ее следует добавить к существующей системе социального обеспечения, а не к её замене .

Эффективность управления

Оценка требуемых средств или аналогичные административные мероприятия позволили бы сэкономить деньги на социальном обеспечении, которые могли бы быть направлены на выделение грантов. Сеть базовых доходов (BIEN) описывает одно из преимуществ базового дохода как более низкую совокупную стоимость, чем текущие расходы на социальные пособия, и они выдвинули предложения по реализации, которые, по словам представителей организации, могут быть финансово жизнеспособными.

Сокращение масштабов нищеты

По утверждению сторонников концепции, безусловный базовый доход способен сократить бедность или даже искоренять нищету. Способность базового дохода ликвидировать нищету является бесспорной, поскольку по определению верно, что безусловный доход, установленный выше черты бедности, устранит бедность. Это несколько противоречиво, является ли этот уровень базовых доходов устойчивым и гораздо более спорным, является ли этот уровень базового дохода общепризнанной разумной политикой .

Базовый доход и экономический рост

Базовый доход и рост (Basic income and growth, BIG ) потенциально способствуют экономическому росту: люди могут принять решение инвестировать в себя, чтобы зарабатывать больше, получать интересные и хорошо оплачиваемые рабочие места, что, в свою очередь, может спровоцировать рост. Как утверждает Джейсон Берк Мерфи, за последние годы в значительной мере выросла дискуссия о том, может ли базовый доход стать частью повестки дня социально-экономической концепции антироста .

Свобода

Сторонники безусловного базового дохода обычно выдвигают три совершенно разных аргумента касательно того, что базовый доход способствует свободе. Во-первых, хотя большинство сторонников базового дохода, как правило, остаются политически левыми, сторонники правых, по крайней мере с 1970-х годов, утверждали, что такие концепции, как безусловный базовый доход освобождает людей содержащихся на бесплатном социальном обеспечении от патерналистского надзора политики условного социального обеспечения.

Во-вторых, Филипп Ван Парийс утверждал, что базовый доход на самом высоком устойчивом уровне необходим для поддержки реальной свободы или свободы делать то, что «человек может хотеть делать». Таким образом, Ван Парийс подразумевает, что все люди должны иметь право использовать ресурсы Земли и «внешние активы», делать из них то, что они могут захотеть сделать. Деньги - это как билет доступа, чтобы использовать эти ресурсы, и, таким образом, чтобы люди могли свободно делать то, что они могли бы делать с внешними активами мира, правительство должно предоставить каждому человеку столько билетов на доступ, насколько это возможно, - это, самый высокий устойчивый базовый доход.

В-третьих, по крайней мере с тех пор, как Томас Пейн и некоторые сторонники утверждали, что основной доход необходим для защиты власти, чтобы сказать «нет», как они утверждают, важно для статуса человека как свободного гражданина. Если какая-либо другая группа людей контролирует ресурсы, необходимые для выживания, у человека нет разумного выбора, кроме как делать то, что требует группа, контролирующая ресурсы. До создания правительств и арендодателей люди имели прямой доступ к ресурсам, необходимым для выживания. Но сегодня ресурсы, необходимые для производства продуктов питания, жилья и одежды, приватизированы таким образом, что некоторые получили долю, а другие нет. Следовательно, этот аргумент гласит, что владельцы приватизированных ресурсов должны предоставить несостоявшимся владельцам доступ к ресурсам, необходимым для удовлетворения их основных потребностей. Это перераспределение должно быть безусловным, потому что люди могут считать себя свободными только в том случае, если они не вынуждены тратить свое время на деятельность в пользу других людей, чтобы получить доступ к необходимым материальным и нематериальным ресурсам для себя и своих семей. В соответствии с этим аргументом личная, политическая и религиозная свобода стоят мало, не имея силы сказать «нет». С этой точки зрения базовый основной доход ослабляет связь выживания с ограничением плюрализма, обеспечивает экономическую свободу, которая в сочетании с политической свободой, свободой вероисповедания и личной свободой устанавливает статус каждого человека как свободного лица .

См. также

Примечания

  1. Анатолий Бурчаков. «Добро пожаловать в посттрудовую экономику» (неопр.) . vc.ru (21 марта 2016). Проверено 16 января 2018.
  2. Ольга Надыкто. В Швейцарии впервые в мире проведут референдум о безусловном доходе (неопр.) . РБК (1 февраля 2016). Проверено 16 января 2018.
  3. Николай Эппле. Монетизация льгот по-фински (неопр.) . Ведомости (2015-12-9). Проверено 16 января 2018.
  4. В Канаде сворачивают эксперимент с БОДом (неопр.) . hightech.plus (1 августа 2018).
  5. Ольга Надыкто. Швейцарцы высказались против гарантированного дохода в $2,5 тыс. (неопр.) . РБК (5 июня 2016). Проверено 16 января 2018.
  6. Nico Jaspers. What do Europeans think about basic income? (англ.) . BIEN (April 2016). Проверено 16 января 2018.
  7. Chohan, Usman W. Universal Basic Income: A Review (англ.) // Social Science Research Network (SSRN). - 2017. - 4 August. - DOI :10.2139/ssrn.3013634 .
  8. Алиса Орлова. Деятельная утопия (неопр.) . Коммерсантъ (15 февраля 2017). Проверено 16 января 2018.
  9. Sighing for paradise to come (англ.) . The Economist (4 June 2016). Проверено 16 января 2018.
  10. Безусловный базовый доход: эксперименты и практика (неопр.) . Экономика . Вести.Ru (17 февраля 2017). Проверено 16 января 2018.
  11. Елена Шкребела. Влияние налоговой компенсации убытков на инвестиционные решения (неопр.) . cfin.ru (2012).
  12. Honkanen, Pertti. Soininvaara, Osmo. Ylikarhi, Ville. Perustulo. Kohti toimivaa perusturvaa . - Helsinki: Vihreä Sivistysliitto ry, 2007. - ISBN 978-952-5078-25-1 .
  13. GrundeinkommenImBundestag.blogspot.com // Блог госпожи С. Вист (на немецком языке)
  14. Daniela Rom. "Banken erfinden Geld aus Luft" (нем.) . derStandard.at (13. Oktober 2010). Проверено 16 января 2018.
  15. Scott Santens. Does Guaranteeing a Basic Income Reduce Income Inequality? (неопр.) (December 01, 2014).
  16. Софья Корниенко. Причина бедности - нехватка денег (неопр.) . Радио Свобода (6 декабря 2014). Проверено 16 января 2018.
  17. Швейцария проведет референдум о выплате всем по 2500 франков (неопр.) . Русская служба Би-би-си (1 февраля 2016). Проверено 16 января 2018. ]
  18. Желтов М. В. Швейцария: идея бесплатного сыра не прошла (неопр.) . ИнтерИзбирком (6 июня 2016). Проверено 7 октября 2016.
  19. Фюльзак, Манфред . // Йорг Дрешер Идея освобождающего безусловного основного дохода. - 2007.
  20. Guaranteed Annual Income: A Supplementary Paper. Disposable Income (англ.) . Government of Canada (1994). Проверено 16 января 2018. Архивировано 2 июня 2012 года.
  21. Albrecht Müller. „Das unbedingte und universelle Grundeinkommen stellt keine realistische Alternative zur Reform des deutschen Sozialstaats dar. (нем.) . NachDenkSeiten – Die kritische Website (13. Dezember 2006). Проверено 26 апреля 2012. Архивировано 2 июня 2012 года.
  22. Damon Jones, Ioana Marinescu. THE LABOR MARKET IMPACTS OF UNIVERSAL AND PERMANENT CASH TRANSFERS: EVIDENCE FROM THE ALASKA PERMANENT FUND // NATIONAL BUREAU OF ECONOMIC RESEARCH.
  23. Nicolaus Tideman and Kwok Ping Tsang. (англ.) // Basic Income Studies. - 2010. - Vol. 5 , iss. 2 . - P. 1-6 .
  24. Ver.di , BIEN , KAB , Левая , Союз 90 / Зелёные
  25. Von Ronald Blaschke. Weg mit dem „offenen Strafvollzug Hartz IV“ – Novum im Deutschen Bundestag! (нем.) . Netzwerk Grundeinkommen (13. April 2011). Проверено 16 января 2018.
  26. David Evans. Do the Poor Waste Transfers on Booze and Cigarettes? No (англ.) . The World Bank (27 May 2014). Проверено 16 января 2018.
  27. Елистратов, Вадим 26 немцам в течение года платили по тысяче евро в месяц, чтобы проверить, будут ли они при этом работать (неопр.) . TJournal (28 декабря 2015 года).
  28. Киршбаум, Эрик If you were handed $1,100 a month, would you amount to anything? (неопр.) . Los Angeles Times (27 декабря 2015 года).
  29. Mein Grundeinkommen (неопр.) . Сайт проекта «Mein Grundeinkommen». Архивировано 15 февраля 2017 года.
  30. Безусловный базовый доход: теперь в Индии (неопр.) . Вести. Экономика (6 февраля 2017 года). Проверено 30 апреля 2017 года.
  31. Шевченко, Лев В итальянском Ливорно введут безусловный базовый доход для 200 беднейших семей (неопр.) . Reed (7 декабря 2016 года). Проверено 30 апреля 2017 года.
  32. Zi-Ann, Lum. A Canadian City Once Eliminated Poverty And Nearly Everyone Forgot About It (англ.) . The Huffington Post (23 December 2014). Проверено 16 января 2018.
  33. Ontario Basic Income Pilot (англ.) . www.ontario.ca. Проверено 8 августа 2017.

Что такое безусловный базовый доход (БДД) – утопия или реальная экономическая модель, позволяющая государству и его гражданам процветать?

ББД – что это такое?

Первые упоминания базового дохода встречаются в трактате «Аграрная справедливость» отца-основателя Соединенных Штатов Америки Томаса Пейна. Собственники земли должны платить общине определенную сумму на основании того, что каждый гражданин имеет право получать дивиденды от «общих богатств».

На заметку! Идея Пейна в разное время звучала как «от каждого по способностям, каждому – по потребностям» (коммунизм) или «кто не работает, тот не ест» (социализм).

Ключевые принципы безусловного базового дохода предполагают выплату каждому члену общества, независимо от его социального статуса и заработков, определенной суммы денег. Их выплачивают пожизненно вместо всех остальных пособий и субсидий просто потому, что человек является гражданином государства, а не потому, что он потерял работу или заработал на слишком маленькую пенсию.

БДД в примерах

Одним из показательных примеров стали ближайшие российские соседи – финны . С начала 2017 года в стране запущен эксперимент, по которому безусловный базовый доход в Финляндии получает 2 тысячи безработных 25-58 лет.

Наряду с другими претендентами, они подали заявки на участие, и после компьютерного произвольного отбора государство начало выплачивать им каждый месяц до 560 евро. Получать деньги счастливчики будут 2 года, независимо от того, устроятся они на работу или нет.

Задача государства понять, чем обернется эксперимент, - продолжат ли его участники поиски достойного места или, напротив, расслабятся и прекратят попытки трудоустроиться . Первые примеры уже есть. Так, один из участников – потерял работу в булочной 2 года назад, а после отбора в эксперимент и получения первой субсидии нашел место в IT -сфере.

Главными противниками эксперимента являются представители профсоюзов, при этом они говорят, что даже результаты «тестов» не изменят негативного отношения, потому что БДД:

    отбивает у населения охоту трудиться, в первую очередь у матерей и собирающихся выходить на пенсию;

    позволяет работникам жестче диктовать условия;

    подстегивает инфляцию;

    увеличивает бюджетный дефицит.

По мнению экспертов, негатив профсоюзов легко объяснить. Необходимость в них как в главных борцах за права трудящихся отпадет, да и приходящих за помощью профсоюзных членов с их взносами поубавится.

Где еще платят БДД наглядно представляет таблица:

Кому

Сколько

Голландия

Добровольцы

Семьи с низким доходом

Канада (Онтарио)

Социально незащищенные граждане

1320 канадских долларов

Инвалиды

500 канадских долларов

Жители 40 деревень

75 центов в день

50 семей с низким прожиточным минимумом

8,6 долларов/неделю

На заметку! 68% европейцев высказались в 2016 году за введение БДД (опрос Dalia Research).

Плюсы и минусы

Сторонники концепции утверждают, что у подобной системы социального обеспечения есть масса преимуществ :

    эффективно борется с бедностью и устраняет чрезмерное социальное неравенство;

    уменьшает процент преступлений;

    снимает социальную напряженность;

    резко сокращает заболеваемость и количество обращений в больницы, в том числе с психическими расстройствами;

    стимулирует спрос;

    способствует развитию предпринимательства;

    высвобождает творческий потенциал.

Существующие системы соцподдержки призваны устранять все перечисленные явления, но зачастую они не только не снимают проблемы, но и усугубляют их.

На заметку! Сэкономленные на бюрократии, медицине и полиции деньги могут стать одним из источников финансирования БДД.

Еще одним плюсом БДД является возможность изъять из цепочки по распределению благ бюрократов. Например, в Америке бедных поддерживают 126 различных ведомств и еще 6 независимых корпораций, и само их содержание обходится налогоплательщикам в 5% от выделяемых на борьбу с бедностью денег.

К тому же в сложной системе предоставления льгот нередко получается, что одним выплачивается больше, чем положено, а другим не достается ничего, потому что у них нет возможности собрать документы или преодолеть другие бюрократические барьеры.

Кроме того, выплата БДД сделает людей более самостоятельными и ответственными. Сейчас в большинстве стран лишь часть денег выплачивается наличными, остальное – талоны на питание, покупку одежды, аренду жилья и пр. Человеку не нужно решать, как потратить деньги. Его задача своевременно оформить субсидию и получить ее. При нецелевой ежемесячной выплате придется думать: сытно кушать и жить в неблагополучном районе или сэкономить и переехать туда, где более безопасно для детей.

Главный аргумент противников концепции – с какой это радости раздавать деньги бездельникам? Но если исходить из понятия социального равенства и учитывать рыночную экономику, то получающие БДД живут не за счет других, а на «законную долю», право на которую имеет каждый.

К тому же «бездельники» не создают дополнительной конкуренции на рынке труда, позволяя тем, кто работать хочет, получать более выгодные предложения от работодателей. А если учесть, что, по прогнозам Всемирного экономического форума, высокотехнологичные механизмы-роботы к 2020 г. оставят без работы 5 миллионов человек в 15 развитых странах мира, то целесообразность выплат становится еще очевиднее.

Но будут ли получающие от государства «халяву» работать и станут ли жить лучше? Один из самых известных экспериментов, проводимый в канадском Дофине в 1975-77 гг., продемонстрировал следующее:

    количество обращений к медикам сократилось на 8,5%;

    больше подростков окончили школу, не бросая обучения для поиска заработков и поддержки семьи (в итоге с полученным образованием они находили более высокооплачиваемую работу в дальнейшем);

    матери уделяли больше внимания детям;

    мужчины-кормильцы не прекращали ходить на работу, несмотря на получение ежемесячной доплаты «за просто так».

На заметку! Когда в 2008-2009 гг. в одной из намбийских деревень начали платить БДД, активность местных жителей многократно возросла. Они могли спокойно работать, не думая, где и как раздобыть на кусок хлеба для детей.

Не все европейцы аплодируют новому формату социальной поддержки. Так, в 2016 г. 80% швейцарцев высказали на референдуме против. Они отказались от возможности получать от государства по 2,5 тысячи долларов каждый месяц, испугавшись, что будут повышены налоги, а хорошо работающая система соцобеспечения даст сбой.

Возможен ли БДД в России?

Несколько лет назад в Ирландии прикинули расходы на введение БДД. Ирландцам придется увеличить налоги на доходы до 45%. Россиянам впору испугаться, но только если не знать, что именно столько примерно и платит каждый трудящийся в нашей стране в государственную казну. Об отчисляемых с зарплаты 13% помнят все. Но работодатель платит дополнительно:

  • 2,9% – в Фонд социального страхования;

    5,1% – в фонд обязательного медстрахования, и в итоге получаем 43%.

Поэтому с фискальной точки зрения БДД для россиян вполне реален.

Большинство экономистов и политологов убеждены, что безусловный базовый доход в России «вреден и разрушителен». По мнению эксперта Комитета гражданских инициатив Дмитрия Некрасова, страны с высоким уровнем жизни могут себе позволить выплату БДД. В цифрах он кажется внушительным, но в действительности оказывается, что граждане просто получают соцпособие для поддержания благосостояния и могут не работать. Такое «иждивенчество» ведет к деградации – человек не имеет стремлений и испытывает постоянное чувство неудовлетворенности.

Согласен с Некрасовым и член Молодежной общественной палаты Ильдар Габбасов. Он считает, что если БДД и возможен в России, то это должен быть «гибрид» - «иждивенцы» будут жить за счет госдотаций. А дополнительные притоки в бюджет могли бы гарантировать увеличенные налоги для работающих. Вот только вряд ли зарабатывающие на хлеб кровью и потом будут в восторге от новых поборов.

Политолог и обозреватель Газеты.ru Георгий Бовт уверен, что БДД в России вполне возможен, да и средства на него отыскать можно, если, допустим, регулярно делить доходы от продажи полезных ископаемых между всеми гражданами, а не направлять их на личные счета топ-менеджеров, или закрыть все собесы и фонды, выплачивающие сегодня социальные пособия. Однако при существующей системе неэффективного соцобеспечения его введение невозможно.

Большинство экспертов сходятся в одном: безусловный базовый доход для россиян – это утопия. У нас предпочитают использовать проверенные способы поддержки населения – пусть и не слишком эффективные, но бюрократически отлаженные.

МОСКВА, 26 апр — РИА Новости, Наталья Дембинская. Власти Финляндии первыми в Европе попробовали выплачивать безусловный базовый доход, пытаясь понять, что это даст экономике. И вот на второй год эксперимента финны заявили: продолжать его после окончания 2018-го они не намерены. Почему в Хельсинки приняли такое решение, к каким результатам приводят подобные программы и есть ли шанс реализовать идею всеобщего гарантированного дохода — в материале РИА Новости.

Финляндия не захотела платить

Двухлетний пилотный проект по выплате безработным базового дохода (БД) Финляндия запустила в январе 2017 года.

По сути, это пособие по безработице, только не отменяемое государством. Две тысячи граждан, отобранных с помощью лотереи, получают 560 евро в месяц — выплаты не прекращаются и после того, как они находят работу. На эксперимент выделили 20 миллионов евро.

Спустя полгода финское агентство по социальной защите (KELA) запросило у правительства дополнительные 40-70 миллионов евро на реализацию программы, но получило отказ.

"Эксперимент идет по плану и продлится до конца 2018 года", — сказал РИА Новости профессор Олли Кангас, руководитель исследовательской группы агентства. И подтвердил, что расширять или продолжать эксперимент финские власти не собираются.

Расчет был простым: предполагалось, что, имея гарантированный доход, безработные охотнее согласятся на непрестижный и низкооплачиваемый труд. Но хотя более половины пути пройдено, подводить предварительные итоги в KELA не спешат. Официальный отчет опубликуют лишь в конце 2019-го или начале 2020 года, сообщили РИА Новости в организации, отметив, что "преждевременные публичные обсуждения могут повлиять на тестирование и поведение контрольных групп", исказив результаты.

Не оправдал ожиданий?

Хотя финские власти официально ничего не комментируют, все эксперты говорят, что двухлетние испытания показали несостоятельность проекта. Бюджетные расходы высокие, и ожидания, похоже, не оправдались.

"Из-за автоматизации будет все меньше рабочих мест, а универсальный базовый доход стимулирует инновации, креативность и главное — заставит людей соглашаться на временную контрактную работу, что в итоге повысит мобильность рабочей силы и ее эффективность" — так изначально сформулировали цели программы в Финляндии.

Промежуточные результаты эксперимента оказались практически полностью противоположными: запросы получателей БД к рынку труда лишь возросли. Они говорили, что не готовы хвататься за любую работу, и предъявляли все больше требований. И для работодателей, и для профсоюзов такой итог — неприятный сюрприз.

И хотя организаторы объясняли, что для справедливой оценки эффективности программы нужно больше времени, а главное — в два-три раза больше денег, власти сворачивают эксперимент.

"Энтузиазм правительства куда-то испарился", — констатировал Кангас.

Что пошло не так

В том, что первой такую программу запустила именно Финляндия, нет ничего удивительного. Богатая страна ЕС, где социальные расходы одни из самых высоких в мире, — идеальная площадка для экспериментов в области соцобеспечения.

Но почему получилось не так, как задумывали? Экономисты называют несколько причин.

Во-первых, "бесплатные" деньги представляли собой фактически безусловное пособие по безработице, то есть в предложенной версии универсального базового дохода не было ничего "универсального".

Во-вторых, правительство и не скрывало, что эксперимент с базовым доходом не был направлен на сокращение числа бедных или борьбу с неравенством — главной его задачей объявлялось "содействие занятости". Но, как указывают экономисты, такой подход противоречит самой идее "универсальности" базового дохода.

Универсальный базовый доход может быть успешным только в том случае, если предоставляется на непрерывной и всеобщей основе. Главное же его условие — он не должен принуждать людей к низкооплачиваемому труду.

А что у других

За финским опытом следили и в других странах мира и регионах, запустивших аналогичные проекты или собиравшихся это сделать. Например, эксперимент с БД планировал голландский город Утрехт. Предполагалось, что с 2017-го по 2019 год 250 безработных будут получать ежемесячные выплаты в размере 960 евро на человека. Запуск программы перенесли. Как рассказали РИА Новости координаторы проекта эксперимент начнется в июне этого года и продлится до октября 2019-го, но речь уже не идет о базовом доходе и гарантированных выплатах. "Исследователи из Университета Утрехта изучат различные подходы и схемы, применяемые к получателям пособий, и влияние, которое они окажут", — отметила Лисан Роусин, представитель координационного центра.

К перспективе введения всеобщего базового дохода присматриваются в Великобритании, Франции. Подобные проекты, хотя не на государственные, а на частные деньги, реализуют в США. В частности, живой интерес к БД проявляют в Кремниевой долине, рассчитывая на то, что гарантированные выплаты помогут вырастить из безработных талантливых предпринимателей. Так, например, основатель стартап-инкубатора Сэм Альтман запустил в Окленде пилотную программу выплат безусловного дохода: 100 человек получают по две тысячи долларов в месяц.

Эксперимент по безусловному базовому доходу готовится и в калифорнийском Стоктоне. Как пообещал мэр города Майкл Таббс, каждый житель, отобранный для участия в программе, в течение ближайших трех лет будет получать по 500 долларов в месяц — вообще безо всяких условий.

С БД экспериментируют не только развитые, но и экономически проблемные страны. Например, в Кении в одной из деревень всем жителям вот уже 12 лет выплачивают по 22 доллара в месяц.

Вопреки опасениям, селяне не забросили работу, не ударились в пьянство. Базовый доход тратили исключительно по делу — на сборы ребенка в школу, покупку лекарств или ремонт дома. Некоторые умудрились на эти скромные средства открыть нехитрый бизнес вроде торговли ношеной одеждой.

"Расходы на алкоголь и сигареты, наоборот, уменьшились. Людям дали надежду на лучшее будущее, тем самым снизив их потребность в товарах, которые они рассматривали как единственный способ примириться с безнадежной ситуацией", — констатировали организаторы эксперимента.

БД не по карману никому

Базового дохода ждут и в России. Как показал февральский опрос HeadHunter, концепцию БД поддерживают 62% работающих россиян. Почти половина респондентов отметила, что это повысило бы их уровень жизни и упростило бы процесс получения образования.

Однако независимо от того, пустят ли участники экспериментов "шальные" деньги на развлечения или же будут учиться и усердно работать, экономисты, похоже, готовы подписать всеобщему базовому доходу приговор.

Помимо целого ряда сложностей, таких как нагрузка на бюджет и повод для сокращения зарплат работодателями, одна из самых больших проблем идеи БД — минимальная сумма, располагая которой, люди готовы отказаться от работы, указывает профессор Массачусетского технологического института и венчурный инвестор Джой Ито.

Считается, что речь идет о сумме порядка тысячи долларов в месяц. Для большинства стран это обойдется от пяти до 35% ВВП. Таким образом, цена борьбы с бедностью слишком высока даже для развитых экономик, не говоря о развивающихся. А потому единственный способ обеспечения государством всеобщего базового дохода населению — это полный отказ от финансирования социальных программ.

Идея введения безусловного базового дохода, который позволил бы снизить расслоение общества, уже давно засела в умах социалистов, но в последнее время она стала еще популярнее.

В последнее время возможность введения регулярных выплат определенной суммы денег каждому члену общества вне зависимости от уровня дохода активно обсуждается в некоторых богатых странах среди как левого толка мыслителей, которым нравится ее перераспределительный аспект, так и их оппонентов с правыми взглядами, которые считают, что это приведет к меньшему вмешательству государства.

Некоторые известные экономисты, такие как Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек, вообще считали безусловный базовый доход лучшим способом борьбы с бедностью.

Между тем, эта идея существует уже несколько веков. Хотя на эксперименты человечество решилось только в последние десятилетия.

Так, например, в конце 1960-х гг. президент США Ричард Никсон попытался ввести базовый доход, который он рассматривал как метод реформы системы социального обеспечения.

В 1968 г. в США 8,5 тыс. человек получали гарантированный доход в размере $1600 на семью из четырех человек. В целом эти выплаты никак не повлияли на занятость, но улучшили социальные отношения.

Но дальнейшее распространение безусловного дохода было заблокировано республиканцами.

В Канаде в 1970-х гг. такой эксперимент проводился в городе Дафин, где 30% населения получили сразу $15 тыс. Согласно исследованию результатов дети из семей, получающих помощь, чаще оканчивали среднюю школу, также сократилось число обращений к врачам. И опять же на занятость эксперимент никак не повлиял.

Эксперимент в Финляндии

Сейчас на проведение эксперимента решила Финляндия. С января 2017 г. и в течение двух лет примерно 2 тыс. человек будут получать ежемесячно 560 евро просто так. Даже если те, кто сейчас получают еще и пособие по безработице, найдут работу, эти выплаты у них не отнимут.

Такой эксперимент является крупнейшим из подобных, но шансов на его реализацию, судя по всему, не так уж много. Да и людям эта идея не очень нравится.

Сторонники идеи базового дохода говорят, что она даст людям шанс на новую жизнь и финансовую стабильность, снизит социальную напряженность и сократит расслоение общества. Но, конечно, это не очень нравится налогоплательщикам, потому что ложится именно на их плечи.

В крупнейшем профсоюзе страны Финляндии, например, не согласны с экспериментом правительства.

"Мы считаем, что политика соцобеспечения реализуется в неправильном направлении", - заявил Илкка Каукоранта, главный экономист профсоюза SAK. Профсоюз насчитывает миллион человек в стране с населением в 5,4 млн человек.

Защитники системы считают, что она способна обеспечить соцбезопасность всех граждан и помочь избавиться от неэффективных систем пособий, действующих сейчас.

Однако SAK возражает против системы основного дохода по двум основным причинам:

  • система окажется чрезвычайно дорогостоящей, приведет к росту дефицита государственного бюджета примерно на 5% ВВП;
  • новая система может лишить граждан стимула для поиска работы и таким образом сократит рабочую силу.

Сторонники схемы не согласны с обоими пунктами. Гай Стэндинг, ведущий экономист, сторонник универсального базового дохода (UBI), считает, что нынешняя система выплаты социальных пособий во многих европейских странах лишает многих стимулов для поиска работы. Отмена льгот после выхода на низкооплачиваемую работу не позволит значительно увеличить общий доход работника.

Также он считает, что UBI может финансироваться за счет суверенных фондов, повышения налогов и денег, поступающих из нынешних программ соцобеспечения.

Но все больше жителей страны недовольны новым подходом к процессу социального обеспечения, поскольку опасаются, что будут вынуждены платить еще больше за тех, кто не хочет работать. Люди уверены, что никто не будет искать работу, если им будут платить деньги просто так.

Референдум в Швейцарии

Швейцария в 2016 г. даже проводила целый референдум по этому вопросу.

И почти 80% избирателей высказались против подобных нововведений.

Инициаторами плана предложили сумму в 2500 франков на взрослого и четверть от этой суммы на ребенка.

Ежегодно на "достойное существование" одного человека можно будет расходовать только 30 тыс. франков. Это будет чуть выше суммы пособий для бедных в 2014 г. - 29,501 франков.

И это при том, что, по данным Федерального бюро статистики Швейцарии за 2014 г., размер средней зарплаты в стране до вычета налогов составлял 6118 франков в месяц. Средний месячный оклад до вычета налогов в банковской отрасли составлял 9823 франка, в фармацевтической отрасли – 9775 франков, в строительстве – 6024 франка.

Идея выплаты подобных пособий также спровоцировала интерес к данной теме и в других странах, таких как Канада, Нидерланды, Финляндия, где исследования в отношении этого вопроса начали проводиться еще в прошлом году.

Среди сторонников идеи основного дохода - бывший министр финансов Греции Варуфакис, который говорит, что это необходимый шаг, ибо автоматизация рабочего процесса все чаще приводит к тому, что ликвидируются рабочие места.

Безусловный базовый доход в Индии

Эта идея имеет армию сторонников и в Индии: пробный проект по выплате небольшого гарантированного базового дохода был запущен в штате Мадья-Прадеш в 2010 г., отмечает британский журнал The Economist.

Включение разработанных главным экономическим советником правительства Арвиндом Субраманьяном предложений на эту тему в ежегодный обзор стал сюрпризом нет только для сторонников, но и ее противников. В документе называется предполагаемый размер безусловного базового дохода - 7620 рупий ($113) в год. Эта сумма равна минимальной месячной зарплате в городе, и ее явно недостаточно для комфортной жизни. Тем не менее она позволит сократить уровень бедности с нынешних 22% до менее чем 0,5%.

Субраманьян в общих чертах разъяснил механизм и фондирование этих выплат. Деньги в основном будут поступать из перераспределенных средств 950 существующих программ социальной помощи, включая те, которые распределяют субсидированное продовольствие, удобрение и многое другое.

Согласно оценке Субраманьяна все это составит примерно 5% ВВП.

Для запуска подобного проекта потребуется около половина годового бюджета центрального правительства, что указывает на плачевное состояние сборов прямых налогов в Индии.

Плюсы UBI налицо: Индия хочет помочь своим бедным гражданам, но на практике ей это не очень удается. Значительная часть субсидий оказывается в руках относительно богатых людей, так как они имеют возможность дать взятку отвечающим за распределение помощи чиновникам.

Пособия буквально разворовываются посредниками на местах, что будет невозможно сделать, если платежи будут направляться напрямую на счет получателя.

Субраманьян признал, что переход к новой системе будет сложным и продолжительным. В большей части Индии людям приходится добираться в среднем 3 км до ближайшего банка. При этом электронные платежи все еще большая редкость. Другая преграда - гарантированный базовый доход будет доступен не только бедным, но и миллиардерам.

Можно представить, как отреагирует безграмотный крестьянин, после того как узнает, что существовавшая многие десятилетия программа по распределению продовольствия будет заменена на финансовое пособие, которое в том же объеме будет получать проживающий в 27-этажном доме олигарх Мукеш Амбани. Скорее всего, на следующих выборах этот крестьянин не будет голосовать за правящую партию.

Пока неизвестно, когда 1,3 млрд индийцев начнут получать гарантированный базовый доход. По словам Субраманьяна, UBI - "мощная идея, для воплощения которой, возможно, еще не настало время, но которую уже сегодня следует обсуждать".

Концепция занятости и будущее базового дохода

Концепция занятости сейчас является ключевой. Грубо говоря, только работающий человек, платящий налоги, считается ценным и важным членом общества. С другой стороны, человечество столкнулось с тем, что низкооплачиваемая или вообще не оплачиваемая работа, такая как, например, волонтерство, теряет свою значимость для социума. С этой точки зрения безусловный доход в теории мог бы изменить ситуацию.

Но базовые выплаты никак не стимулируют выходить на работу тех, кто сейчас этого не делает, живя за счет пособий. Власти просто усилят их возможности, сделают идею получения денег за безделье еще более привлекательной. По крайней мере пока это выглядит именно так.

Кроме Финляндии подобные эксперименты планируется провести в Канаде (Онтарио), США (Окленд), Нидерландах (Утрехт) и Шотландии (Глазго и Файф).

Вряд ли небольшие эксперименты, в которых в основном участвуют безработные, дадут нам полное представление о влиянии базового дохода на поведенческие мотивы и поступки населения. Для этого необходим масштабный эксперимент, в котором бы участвовали разные слои населения, и он должен длиться хотя бы пару десятков лет. Но на подобное пока никто не готов, а значит идея базового дохода не будет воплощена в ближайшие годы.

Новое на сайте

>

Самое популярное