Домой Кредитные карты Бразилия сельское хозяйство. Экономика бразилии

Бразилия сельское хозяйство. Экономика бразилии

По данным ООН, Бразилия относится к группе новых индустриальных стран. По объему ВВП — 375 млрд. долл. Бразилия занимает 10-е место в мире. На долю промышленности в ВВП приходится 43%, а на сельское хозяйство — 10%. Индустриальный рост, особенно интенсивный в 70-80-е гг. XX ст., стал скачком . Ее развитию способствовали: иммиграция, давшая квалифицированную рабочую силу; кофейный бум, создавший условия для первоначального накопления капитала; освоение гидроресурсов, ставших энергетической основой индустриализации; политика «открытых дверей» для международных монополий; льготы, предоставленные предпринимателям, прямые иностранные инвестиции и займы, в экономику Бразилии составили в 1998 г.

Немецкая компания

Американские компании

Итальянская

Японско-шведские

компании

Германской компании принадлежит 10 заводов

В Бразилии нет сегодня ни одной отрасли экономики, где бы иностранный капитал не пустил свои корни. Более 5000 иностранных фирм, 3/4 всех инвестиций ТНК вложили в обрабатывающую , т.е. с каждого вложенного в экономику доллара иностранные компании извлекают три доллара прибыли.

Основным видом транспорта в Бразилии является автомобильный. Главной магистралью страны является Трансамазонское шоссе. Длина автодорог — 1,7 млн. км, а железных дорог — 30 тыс. км. Длина судоходных рек — 31 тыс. км. Наиболее удобные водные пути удалены от основных хозяйственных центров. Внешние экономические связи осуществляет морской транспорт. Развит воздушный транспорт. В стране насчитывается 1,5 тыс. внутренних аэропортов, в том числе 21 — международного класса. Ежегодно посещает 1 млн. туристов. Экспорт дает 15% национального дохода. Главными торговыми партнерами являются Япония, и . Внешняя задолженность составляет 35 млрд. долл. США.

Горнодобывающая промышленность, несмотря на богатство и разнообразие ресурсной базы занимает скоромное место в промышленном производстве. Развита добыча железных руд (первое место в мире), марганцевых руд, бокситов, руд других металлов и алмазов, золота, асбеста (четвертое место в мире) и бериллия (третье место в мире). В Бразилии возросла добыча радиоактивных минералов, содержащих уран, торий.

Черная металлургия работает на собственной высококачественной железной руде. Угль Бразилия импортирует, потому что практически в стране нет угля. Бразилия вошла в десятку лидером мира по производству стали. По производству алюминия страна вошла в пятерку крупнейших мировых стран производителей. Главными металлургическими центрами являются Сан-Паулу, Минас-Жерайс, Волта-Редонта, Рио-де-Жанейро.

Машиностроение и металлообработка - ведущие отрасли обрабатывающей промышленности, на доли которых приходится 1/3 промышленного производства страны. Бразилия выделяется среди стран Южной Америки по объему продукции станкостроения. Бразилия стала одним из крупнейших в мире экспортером оружия. В стране выделяется транспортное машиностроение. Бразилия производит более 3 млн. автотранспортных средств и занимает по этому показателю шестое место в мире. 3 млн легковых автомобилей Бразилия производит в год, и заняла пятое место в мире. Машиностроение контролируется за счет иностранных капиталов (например, Дженерал Моторс, Форд, Фольксваген - Бразил и многие другие).

Бразилия в последние годы стала одной из ведущих стран по судостроению. Они контролируются фирмами из Японии. Бразилия стала первой в Латинской Америке экспортером судов. Быстро развиваются электроника, авиационная и оборонная промышленность. Главными машиностроительными центрами являются Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Динамично развивается химическая промышленность, особенно производство кислот и минеральных удобрений, нефтехимия, производство этилового спирта (используемого в качестве автомобильного топлива), химия органического синтеза и полимеров. Важнейшими центрами химической промышленности являются Сан-Паулу, Кубатан, Рио-де-Жанейро, Порту - Аллегри, Салвадор и другие.

В Бразилии традиционно развиты лесная (Манаус), легкая, особенно хлопчатобумажная и обувная (Сан-Паулу), а также пищевая промышленность, среди которой важное значение имеют сахарная, мясная, маслобойная и табачная отрасли.

В качестве энергетике Бразилия использует нефть, газ, дрова, гидроэнергия, уголь. В 1980 годы при интенсивном поиске нефти привело к тому, что страна заняла одно из первых мест, поэтому резко сократила импорт. В Бразилии в последнее время успешно используют альтернативные источники энергии. Таки как ветряные электростанции, тепловые электростанции на биологической массе на основании сахарного тростника. Огромную часть электроэнергии в стране производится на гидроэлектростанциях (более 90 %). Они построены на реке Парана, например «Итайпу» - одна из крупнейших ГЭС в мире. В Бразилии развивается и атомная энергетика. В стране работает единственная двухблочная АЭС «Ангра». Бразилия планирует построить еще несколько атомных станций.

По типу уровня развития экономики Бразилия большинством имеющихся источников характеризуется как развивающаяся страна, но правильней было бы отнести её в особую группу «новых индустриальных стран». Дадим определение термину.

«Новые индустриальные страны (НИС) -- группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей.

Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой экономики, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой экономике передовых держав. Результатом мирового промышленного развитие стало образование группы новых индустриальных стран (НИС). Середина восьмидесятых годов XX века для этой группы государств характеризуется более высокими темпами хозяйственного развития, превышающими аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран».

Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью (она занимает первое место в мире по добыче железной руды, апатитов, второе - по добыче бериллия, третье - по добыче бокситов, четвертое - по добыче золота, асбеста, олова) и сектором услуг, является самой мощной в регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки. Бразилия - крупнейший в мире производитель кофе и сахарного тростника, один из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции.

Экономика современной Бразилии характеризуется развитыми сельскохозяйственным и промышленным производством, современной добывающей промышленностью и массивным, а по ряду составляющих передовым, сектором услуг.

За счет собственного производства в стране обеспечивается до 90% внутреннего спроса на промышленные товары. На машины и оборудование спрос удовлетворяется более чем на 80 %. Целый ряд конкурентоспособных бразильских товаров (воздушные суда, автобусы, автомобили, грузовики, тракторы и дорожно-строительные машины, энергетическое оборудование, электробытовая и электронная техника и др.) поставляется на мировой рынок.

Приведем основные данные по основным макроэкономическим показателям Бразилии с 2008 по 2012 гг. в виде таблицы 1.

Таблица 1. Данные национальной статистики Бразилии по основным макроэкономическим показателям за период 2008-2012 годов

ВВП (в текущих ценах, млрд. долл. США)

Рост ВВП, %

ВВП на душу населения (в текущих ценах, долл. США)

Уровень инфляции, %

Уровень безработицы, %

Рост занятости, %

Курс национальной валюты к долл. США

Приведем данные по объемам внешней торговли Бразилии за 2008-2012 гг., запишем в виде таблицы 2.

Таблица 2. Данные национальной статистики Бразилии по объемам внешней торговли товарами за период 2008-2012 годов

За последние десятилетия Бразилия превратилась из аграрной в индустриально-аграрную страну. Отраслевая структура экономики: сельское хозяйство - 5% ВВП, промышленность - 31%; сфера услуг и др. - 64% ВВП (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Отраслевая структура хозяйства Бразилии

Кроме горнодобывающей промышленности, обеспечивающей не менее 3% ВВП, значительную роль в экономике играет обрабатывающая промышленность. Развито производство машин, оборудования и транспортных средств (23,4%), нефтепереработка и нефтехимия (14,6%), пищевая промышленность (14,6%), фармацевтическая промышленность и производство изделий из пластмасс (12,4%), чёрная и цветная металлургия (10,2%). Бразилия производит электронно-вычислительную технику и поставляет на мировой рынок микросхемы, полупроводники и др. продукцию. По производству и экспорту самолётов и других летательных аппаратов весом от 2 до 15 т Бразилия занимает одно из ведущих мест в мире. Реализуются космическая и ядерная программы.


По окончании Второй мировой войны экономика Бразилии претерпела значительные изменения. Если до войны Бразилия являлась в основном экспортёром минерального сырья и некоторого количества продуктов лесного и сельского хозяйства, то после войны был сделан большой рывок в области развития обрабатывающей промышленности. На сегодняшний день Бразилию можно смело назвать индустриально-аграрной страной.

Несмотря на бурное развитие промышленности, сельское хозяйство страны не отставало от неё. Бразилия вошла в число мировых лидеров по экспорту сахара, а в области производства соевых бобов заняла второе место в мире. Она также является лидеров производства кофе, и поставляет на мировой рынок большое количество хлопка и какао. Внутренние потребности в почти всех основных продуктах питания Бразилия удовлетворяет собственными силами.

Основными отраслями экономики страны являются горнодобывающая, энергетическая, обрабатывающая промышленности и сельское хозяйство.

Горнодобывающая промышленность

До сих пор большую роль в этой отрасли играет иностранный капитал, в основном из США, Японии, Канады и Франции. Важнейшими ископаемыми, поставляемыми на мировой рынок, являются марганцевая и железная руды, а также бокситы. Остальные металлы добываются в основном для внутренних нужд.

Добывают в Бразилии и драгоценные, а также полудрагоценные камни: топазы, алмазы, аквамарины и сапфиры. Растёт добыча золота, первые месторождения которого были открыты в восьмидесятых годах прошлого века.

Собственные месторождения позволяют Бразилии примерно наполовину удовлетворять внутреннюю потребность в нефти. Остальное страна импортирует.

Энергетика

Энергобаланс Бразилии распределяется примерно следующим образом: гидроэнергетика - 1/3, нефть и природный газ - 1/3, этиловый спирт, являющийся результатом обработки сахарного тростника - 1/6, уголь, древесина и биогаз - ещё 1/6. Поскольку страна располагает огромным источником гидроэнергии в лице Амазонки и её многочисленных притоков, эта отрасль энергетики постоянно и неуклонно растёт и развивается. При этом так же постоянно сокращается потребление природного газа и нефти. Что интересно, около 90% автомобилей страны работает не на бензине, а использует в качестве топлива этиловый спирт.

Атомная энергетика в Бразилии развивается медленно, так как проводится государственная политика сдерживания в её отношении, связанная с экологическими соображениями и недостатком инвестиций в эту отрасль.

Обрабатывающая промышленность

Более четверти ВВП Бразилии приходится на долю предприятий обрабатывающей промышленности. Важное место здесь занимают нефтепереработка, химическая и тяжёлая промышленность.

Месторождения высококачественной железной руды обусловили развитие чёрной металлургии, хотя для её нужд приходится импортировать значительное количество кокса, а также применять древесный уголь. Цветная металлургия - это в основном производство алюминия, которое контролируется иностранным капиталом.

Хорошо развито машиностроение, в частности - автомобилестроение. Ведущие позиции занимает Бразилия в производстве морских судов.

Страна реализует собственные ядерную и космическую программы.

Сельское хозяйство

Около 30 процентов активного экономически населения Бразилии занято в сфере сельского хозяйства. Часть продукции производится сугубо для внутреннего потребления, тогда как некоторые культуры возделываются почти исключительно на экспорт. Среди этих последних: соевые, кофе, сахарный тростник, рис, какао и апельсины. Объём экспорта продукции сельского хозяйства весьма высок: Бразилия является по этому показателю обладателем третьего места в мире, уступая лишь Франции и США. При этом в отдельных отраслях (таких как экспорт сахара и сахарного тростника, сбору апельсинов и бананов) Бразилия прочно удерживает пальму первенства.

Продукция животноводства составляет почти половину стоимости всего, производимого в сельскохозяйственной отрасли, имея преимущественно мясное направление.

Лесное и рыбное хозяйство

Более половины территории страны покрыто лесами. Именно Бразилия - обладатель первого места по запасу древесины различных ценных пород. Несмотря на это лесные ресурсы страны используются слабо. В основном это сбор бразильского ореха, природного каучука, карнаубского воска, плодов масличного дерева и пальмы бабасу. Значительная часть продукции лесной отрасли экспортируется.

Несмотря на то, что Бразилия имеет большую по протяжённости береговую линию, рыболовство, равно как и рыбоперерабатывающая промышленность здесь развито слабо. Промысел ведут в основном малые суда, а продукция отправляется на экспорт.

Транспорт

Несмотря на то, что в Бразилии мало дорог с твёрдым покрытием (всего около 10% от общего числа) основную роль в пассажирских перевозках играет автомобильный транспорт. Протяжённость железных дорог, в основном устаревших, насчитывают всего лишь чуть более 30 тысяч километров, из них электрифицированы лишь 2,5 тысячи километров. В виду большой протяжённости водных путей и атлантического побережья, большое значение имеет речной и каботажный транспорт. Хорошо также развито воздушное сообщение: в стране насчитывается 29 только крупных аэропортов.

Внешняя торговля

Основная тенденция внешней торговли - увеличение удельного веса готовой продукции, нетрадиционной продовольственной продукции и полуфабрикатов. За последние десятилетия прошлого века и начало нынешнего в разы возросла доля продукции, производимой обрабатывающей промышленностью. Среди товаров, идущих на экспорт, выделяются самолёты, автомобили, сталь, бокситы, железная руда и электронные приборы.

Растёт импорт станков, машин, промышленного оборудования, полуфабрикатов и промышленного сырья: угля, нефти, цветных металлов.

Состав экспорта: транспортное оборудование, железная руда, соя, обувь, кофе, автомобили.
География экспорта (2010 г .): Китай 15,2%, США 9,6%, Аргентина 9,2%, Нидерланды 5,1%, Германия 4%
Объем экспорта (2010 г.) $201,9 млрд.
Состав импорта: электрических и транспортное оборудование, химическая продукция, нефть, автозапчасти, электроника.
География импорта (2010 г .): США 15%, Китай 14,1%, Аргентина 7,9%, Германия 6,9%, Южная Корея 4,6%,
Объем импорта (2010 г.) $181,7 млрд.
Внешний долг (2010 г.): $410 млрд.

В сельском хозяйстве Бразилии занято 20 % рабочей силы. По экспорту сельскохозяйственной продукции Бразилия находится на третьем месте в мире, её доля в мировом экспорте этой продукции составляет 6,1 %. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Бразилии достигает почти трети. В структуре отрасли лидирует растениеводство (60% стоимости всей продукции), причем в ходе эволюции систем землепользования и землевладения сложился институт крупный земельной собственности - латифундии (80% всех обрабатываемых земель). Кроме того, распространено мелкое землевладение - минифундии. Хотя удельный вес последних невелик, но именно они производят основную часть продовольственных (а не экспортных, как на плантациях латифундий) культур для внутреннего потребления: зерновых, бобовых, картофеля. Бразилия является традиционным производителем и экспортером ряда сельскохозяйственных продуктов: кофе, сахарного тростника, сои, кукурузы, какао, бананов, хлопчатника, а также значительным поголовьем крупного рогатого скота.

На севере Бразилии находятся огромные лесные пространства Амазонии, занимающие 60% всей территории страны. Но запасы ценных древесных пород используются нетрадиционно и слабо. Наибольшее значение имеет сбор каучука, заготовка орехов и лекарственных растений. Кофе является одной из главных статей экспорта Бразилии. В 2008 году собрано 2790,8 млн тонн кофе, таким образом Бразилия находится на первом месте в мире по этому показателю. По его производству Бразилия стоит на 1 месте в мире. Бразилия занимает 1 место в мире по производству сахарного тростника, из которого делается этанол, используемый в основном, как топливо для автомобилей. В 2008 году собрано 648 млн тонн. Выращиваются также какао-бобы (208 тыс. тонн), хлопчатник (3,9 млн тонн) и соя (59,9 млн тонн). Основными потребительскими культурами Бразилии являются пшеница, кукуруза и рис. В 2008 году собрано: кукуруза - 59 млн тонн (собирается два урожая), рис - 12 млн тонн, пшеница - 5 млн тонн. Животноводство Бразилии преимущественно мясное, дает около 40% стоимости сельхозпродукции. Преобладают пастбищное скотоводство, а так же мясное скотоводство в сочетании с овощеводством. Животноводство больше всего распространено в Центро-Западе страны. В 2002 году в стране насчитывалось 176 млн. голов крупного рогатого скота, 30 млн. свиней, 1050 млн. голов домашней птицы и 15 млн. овец.

Транспорт Бразилии

Транспорт в Бразилии развит крайне неравномерно, железные дороги в основном находятся на востоке страны. Транспортный магистрали (сначала железнодорожные) начали формироваться еще в XIX веке. И сейчас новые и модернизированные железнодорожные ветви в основном соединяют центры добычи полезных ископаемых и районы сельхозпроизводства с портами. Длина железных дорог составляет 29 252 км, в том числе с широкой колеёй - 487 км, со стандартной колеёй - 194 км, с узкой колеёй - 23 785, остальные - 396 км. Длина автомобильных дорог составляет 1,98 млн. км. (из них с твердым покрытием - 184 140 км.). Автомобильные дороги, хотя и являются самыми протяженными во всей Латинской Америке и перевозят большую часть пассажиров, не отвечают потребностям страны, к тому же они неравномерно распределены по территории страны. В развитии внешнеторговых связей исключительную роль играют морской (98% всех внешнеторговых грузов) и авиационный транспорт. Аэропорты: всего - 4276, с твёрдым покрытием - 714, без твёрдого покрытия - 3562. Водный транспорт: всего - 137 судов водоизмещением 2 038 923 грт/3 057 820 дедвейт, сухогрузы - 21, нефтяные танкеры - 47, химические танкеры - 8, газовые танкеры - 12, пассажирские - 12, контейнерные - 8, навалочные суда - 21, ролкеры - 8.

Новое на сайте

>

Самое популярное