Домой Кредитные карты Экономическое развитие России в начале XVIII века. Конспект урока "Экономическое развитие в конце XVIII в

Экономическое развитие России в начале XVIII века. Конспект урока "Экономическое развитие в конце XVIII в

Первая половина XVIII века в России - время невиданных изменений практически во всех сферах жизни страны. Непревзойденный реформатор земли русской, Петр Первый повернул страну «на запад». При нем Россия впервые ощутила себя периферией Европы и поставила своей целью стать равноправной европейской державой. На европейский «вызов» Петр стремился дать европейский «ответ», проведя реформы во всех областях государственной жизни, имевшие безусловно революционный характер. За первую четверть века из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, страна превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира.

За несколько десятилетий строится новая система управления, создается система образования, периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот, развивается промышленность, активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика.

За время царствования Петра I Россия догнала Европу гигантскими шагами, но это стоило ей немалых потерь экономических и людских ресурсов. Не удивительно, что после его смерти общество откатилось назад, в грязное болотце фаворитизма, дворцовых интриг и переворотов. Понадобилось несколько десятилетий чтобы страна снова набралась сил и мужества ставить перед собой серьезные задачи цели и решать их, напрягая восстановленные силы.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим; и так же, как и тогда, перед нами стоит вопрос о жизнеспособности как реформ, так и всей страны. Опыт Петра и анти-опыт бироновщины и дворцовых переворотов снова, как никогда, нужны нам на нашем пути.

Экономика России в начале 18 века

XVIII век в российской истории стал довольно сложным и противоречивым периодом. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, но, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру; активизировалось и вмешательство государства в экономику.

В сам же этот реформаторский век Россия вошла из всё больше отстававшего в экономическом и политическом отношении, «бунташного» XVII столетия. В конце XVII - начале XVIII вв. экономика страны не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли.

Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю - имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время; контроль же на Балтике установила Швеция.

Для достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.

Реформы 18 века

Основные направления российской модернизации 18 века явно прослеживаются. По мнению Петра I, разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования, светской культуры. И все же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.

Действительно, около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др. С получением выхода к Балтийскому морю в результате длительной Северной войны со Швецией (1700-1721) и возвращения ранее принадлежавших России прибалтийских земель была ликвидирована изоляция России. Гигантски выросли ее международный авторитет и престиж. Усилились внешнеторговые позиции.

При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр.

Социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества (1714). Юридически было оформлено слияние двух форм фон дальнего землевладения: вотчина и поместье уравнивались и правах. Теперь поместье также становилось наследуемым.

Грандиозные реформы и длительные политика Петра I войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38,5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства . Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности» крепостного права.

В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. Указ «Горная свобода» декретировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми.

Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

Главным источником покрытия колос сальных расходов государства оставались налоги. Столкнувшись с большими трудностями в сфере финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки. Их общее число было доведено до 30-40. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и ”ходячих” продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д.

В 1700 г. были обложены все дома в Москве на 25 % - то есть надо было платить с них казне четверть валового дохода. Этот налог платился с домов даже и после пожара. В том же году обложен был помол муки на мельнице и даже хлеб, принадлежавший хозяину мельницы. В 1704 г. отданы были на откуп все торговые бани и обложены налогом все бани, принадлежавшие частным лицам смотря по званию владельца, например, с боярской бани 3 руб. в год и т.д. В 1705 г. отобрана была соль у всех частных промышленников, и её велено было продавать как монополию казны по возвышенным ценам (тогда как казна скупала её по существующим ценам).

Налогообложению при Петре подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев. Вообще на присоединенные районы с населением нерусской национальности налагался большой ясачный сбор, взимаемый и деньгами и различными продуктами.

Для сборов большинства вышеперечисленных откупов, оброков и налогов были созданы специальные канцелярии: банная, рыбная, мельничная, постоялая, медовая, конская, асячная, подчиненные Ижерской канцелярии, возглавляемой князем Меньшиковым.

Кроме этих окладных и неокладных налогов и сборов для пополнения казны и покрытия в первую очередь огромных военных расходов очень часто практиковались всевозможные ”чрезвычайные” сборы: драгунские, уздечные, седельные, корабельные, на содержание рекрутов, на подвоз к войскам припасов, на содержание работных людей и т.д.

В царствование Петра экономическая система налогов была переведена с налога поземельного на налог трудовой. Этот переход сделан был постепенно. Раньше в России городской житель платил с поземельного участка, на котором он сидел, совершенно одинаково как крестьянин; в 1704-м и следующих годах рядом указов этот подворный налог был заменен промыслом: городские обыватели должны были платить с промыслов и торгов.

Такое обложение подвергало правительство постоянно опасности недобора; к тому же, с одной стороны, недобросовестные переписчики пропускали в записях массу дворов; с другой стороны, многие дворяне ради хозяйственного интереса соединяли во время переписи несколько крестьянских семейств в один двор и составляли одну тяглую единицу. Наконец, была большая неточность и недобросовестность в определении городской промышленности.

Все эти затруднения проистекали из несовершенства финансовой администрации, что и заставило Петра перенести надворную подать, как и промышленную, на общую подушную подать.

Образцом такой финансовой политики была система министра французского двора Кольбера. В учреждениях и мерах Петра для развития промышленности и увеличения государственного дохода постоянно встречаются распоряжения, скопированные с этой меркантильной финансовой политики Запада. У Кольбера одним из главных приёмов было постепенное понижение прямых налогов и возвышение косвенных.

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 1700-1704 гг. была проведена реформа монетного дела, в которой предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка - для мелкой торговли, серебряный рубль - для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.

Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII в.

Состояние экономики России после смерти Петра 1

Кончина Петра I, не оставившего наследника - продолжателя преобразований, в определенной степени затормозила социально-экономическое развитие страны. Преемниками Петра I стала череда его малосведущих в управлении огромной страной родственников - Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна и др. Большинство из них приходило к власти через бесконечные интриги и дворцовые перевороты. Они мало заботились о процветании России, вели расточительный для государственного бюджета образ жизни, непродуманную внутреннюю и внешнюю политику. Разгул фаворитизма ослаблял экономику страны.

Они не только отказались от политики покровительства российской промышленности и торговле, но зачастую просто препятствовали их развитию. Так, фабриканты-недворяне в основном лишились права приобретения душ. Таможенный тариф 1731 г. заменил протекционистский характер предыдущего тарифа (1724), значительно смягчив условия импорта иностранных изделий и пр.

Это было время иностранного засилья и пренебрежения к интересам россиян. К примеру, смета расходов двора Анны Иоанновны отводила на содержание царского двора 260 тыс. руб., конюшни ее фаворита Бирона -100 тыс., на мелкие личные нужды императрицы - более 42,5 тыс., а на две Академии - чуть больше 47 тыс., на народное образование - всего 4,5 тыс. руб.

Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна, хотя и стремилась продолжить экономическую политику отца, делала это не всегда последовательно и результативно.

Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как мануфактуры главный источник богатства страны (именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения). И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, Кострома, Чебоксары), деревообрабатывающем, кирпичной, мукомольной и других отраслях, Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру. Учрежденные Петром I (1722) цехи в отличие от европейских не сыграли решающей роли в развитии российского мануфактурного производства. Они не сумели оградить от конкуренции, не регламентировали производство и сбыт. Многие ремесленники вообще трудились вне цехов.

И все же наиболее важным итогом экономического развития первой половины XVIII века стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порою противоречива, отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если и конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200 (из них, 69 - в черной и цветной металлургии, 18 - лесопильных, 17 - пороховых, 15 - суконных, среди других - кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.).

По своей экономической природе и характеру применяемого труда российские мануфактуры XVIII в. были крепостными, смешанными или капиталистическими. На казенных мануфактурах применялся труд государственных (черносошных) или посессинных крестьян, на вотчинных - крепостных крестьян. Только ко второй половине столетия купеческие, а также крестьянские мануфактуры стали привлекать труд наемных работников

В начале XVIII века государство играло решающую роль в формировании отечественной промышленности. Так, Петр I поддерживал и поощрял особый Рудный приказ (1700), а с 1719 г. горной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

Расширялась география российского промышленного производства. Наряду с ростом металлургии в центре страны (Тула, Калуга, Кашира), Карелии (Олонецкий завод), в Петербурге (Сестрорецкий завод) сложился крупнейший, общеевропейской значимости металлургический центр на Урале. (Екатеринбургский, Нижне-Тагильскнй, Невьянский и другие заводы).

Кроме 11больших казенных заводов здесь работали и частные предприятия, принадлежавшие бывшему тульскому мастер Никите Демидову и др. На Урале выплавлялось 2/3 общего объема чугуна и 9/10 меди. По производству железа Россия сделала гигантский скачок: с 0,8 млн. пудов в 1718 г. до почти млн. пудов в 1767 г., обогнав Англию и Швецию - лидеров в области металлургии того времени.

Военный арсенал пополняли государственные мануфактуры, изготовлявшие порох, канаты, парусину и пр. На обеспечение армии работали также текстильные и кожевенные предприятии - Московский суконный двор, мануфактуры в Ярославле, Воронеже, Казани и др. В это же время были построены судостроительные верфи в Петербурге, Воронеже и Архангельске. В обеих столицах сформировались новые отрасли: производство бумаги и шелкопрядение, фаянсовое и стекольное производство и пр.

Промышленное и ремесленное производство, совершенствование путей сообщения, выход в Балтийское море стимулировали внутреннюю и внешнюю торговлю. В 1711 г. Петр I разрешил всем и везде торговать любыми товарами, уплатив пошлины.

В целях увеличения доли внутренней торговли в государственных доходах была объявлена монополия на продажу ряда товаров (дорогие вина, водка, табак, соль, деготь, икра, предметы роскоши и т.п.). Кроме того, была использована форма откупов: купец-откупщик получал право на продажу преимущественно монополизированных товаров, а также на прибыли от рыбной ловли, сенокосов, мостов, мельниц и пр.

Особое внимание Петра I было направлено на развитие внешней торговли. Широко подчеркивая славу отечественного купечества и усиливая его позиции, Петр I, как уже отмечалось, фактически создал российский торговый флот, а принятый в 1724 г. таможенный тариф отражал политику меркантилизма и протекционизма. Таким образом, осуществлялось стремление к достижению активного торгового баланса и покровительству отечественной промышленности, ограждению се от конкуренции иностранных мануфактур.

Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался импорт иностранных товаров. Пошлины на заграничные товары взимались лишь золотом и серебром. Они были столь велики, что составляли порою до 3/4 от стоимости изделий, производство которых было налажено в России (парусина, железо, воск и др.), а также на некоторые предметы роскоши. В то же время на товары, в которых Россия нуждалась, налагались пошлины 15%. Пошлины на импорт также дифференцировались, например, с невыделанных кож взимались пошлины 75%, а с выделанных - всего 696.

Подобная политика не только способствовала расширению отечественного производства, но и вела к накоплению торгового капитала и дальнейшему росту капиталистического уклада. Вместе с тем, государство зачастую довольно жестко вмешивалось в торговую сферу. Так, осуществляя административное руководство грузоперевозками, оно мешало формированию рыночных отношений.

В целом было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Так, экспорт русских товаров и европейские страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.

Сельское хозяйство, как и раньше, оставалось хозяйство основной сферой народнохозяйственной деятельности в стране. Здесь была сосредоточена подавляющая часть населения (около 95%). Петровские реформы аграрный сектор российской экономики затронули мало, так как не коснулись основ крепостничества. Правительство осуществляло ряд мер по внедрению новых видов сельскохозяйственных культур (табак, шелководство, лекарственные растения и др.). Однако по-прежнему преобладали экстенсивные методы ведения хозяйства за счет расширения сельскохозяйственных угодий как в смежных районах России, так и в Поволжье и Сибири. Господствовало трехполье. Традиционными орудиями труда оставались соха, борона, серп. Преобладали серые хлеба - рожь и овес. Их дополняли ячмень, пшеница, горох, просо, лен, конопля. Урожайность основных хлебно-фуражных культур была невысокой. Для Heчерноземья - сам-2-3, для Черноземья - сам-5-6.

Итак, мы можем сделать вывод, что, несмотря на сложности и противоречия в экономическом развитии первой половины XVIII века, он в целом принес определенные плоды в этом направлении, а, главное, - стал переломным и необратимым этапом на пути «вестернизации» как российской экономики, так и государства в целом.

Роль Петра 1 в экономике России 18 века

Петра I резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, - все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.

Явным успехом отечественной экономики было создание новой промышленности на Урале, которая сохранила свое значение станового хребта в крупном производстве страны вплоть до середины ХIХ века. Петровские домны на Урале своей продуктивностью вскоре превзошли английские, превратив Россию тем самым в одну из ведущих в мире стран в области металлургического производства. В целом же мануфактурная политика Петра I содействовала тому, что русская экономика смогла преодолеть отсталость.

В конце правления Петра финансы России получили прочное основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, ”сохе” или ”двору”, была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким образом, хозяйственный рост - главная цель финансовой реформы, был достигнут.

Кроме того, подобно многим нововведениям Петра Первого, денежная система, созданная в процессе его реформы и основанная на десятичном принципе, показала свою жизнеспособность. Она с некоторыми изменениями просуществовала почти до конца XIX века и сохранила некоторые основные черты в наше время.

Заложенный в первую четверть XVIII века экономический и производственный импульс страны благодаря неумелому и эгоистичному правлению преемников великого реформатора во многом уменьшился, но не исчез окончательно. Вторая половина XVIII века во многом продолжила движение Российского государства на ее пути в Европу в качестве равного партнера.

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989.

2. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка. - М., Юнити, 1999.

3. История русской экономической мысли / Под ред. А.И. Пашкова. Т. 1. - М., 1955.

4. История СССР. С древнейших времен до наших дней // Академия наук СССР. - М., ”Наука”, 1968.

5. Ключевский В.О. Значение Петра I. - М., 1989.

6. Спиридонова Е.В. Экономическая политика и экономические взгляды Петра I. - М., Гос. изд. полит. литературы, 1952.

7. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. - М., 1966.

8. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие. - М., 1998.

9. Экономическая история: проблемы и исследования / Под ред. Ю.Н. Розалиева. - М., Наука, 1987.

10. Экономическая история: проблемы и исследования. Под ред. Ю.Н. Розалиева. М., Наука, 1987.

11. Юхт А.И. Денежная реформа Петра I // Вопросы истории, 1994, № 3, С. 27-39.

Становление абсолютистского государства значительно усилило вмешательство государства в развитие экономики, казна стала одним из самых активных создателей заводов, резко возросла ее роль в торговле. Чем же это было вызвано? Как и многие преобразования Петра Великого форсированная модернизация экономики была вызвана суровыми условиями Северной войны. Необходимо было в кратчайший срок наладить производство в стране всего необходимого для нужд армии. Собственной сложившейся промышленности в России не было, не было и предпосылок к ее созданию (узкий внутренний рынок, недостаток свободной рабочей силы, отсутствие необходимых капиталов у первых мануфактуристов). Начавшийся в последней трети XVII в. процесс создания мануфактур шел крайне вяло. В этих условиях только государство, используя все возможные меры экономического и внеэкономического характера могло дать необходимый мощный толчок ускорению модернизации русской экономики. Таким образом, вмешательство государства в экономику - естественный и необходимый процесс в экономике России начала XVIII в.

Становление промышленности

Стратегические цели молодого царя, связанные с задачей выхода страны к морю и развития эффективной торговли, можно было реализовать только средствами победоносной войны, а боеспособность армии в эту эпоху уже напрямую зависела от уровня экономики и прежде всего от степени развития металлургической, текстильной, суконной и других отраслей промышленности.

Поэтому первые годы XVIII в. связаны с активным строительством “железных заводов”, почти на каждом из которых делали пушки, ядра и т.п. В 1702-1707 гг. строятся заводы в Липецке, Карелии. Там же, на севере России, заведено было медеплавильное производство.

Одновременно правительство Петра I развертывает строительство металлургических заводов на Урале. Наконец, в 1704 г. в далеком Нерчинске был основан крупный завод по добыче серебра, что имело огромное значение для развития монетного дела и экономики страны. В итоге этого строительства была создана основа для оснащения армии всеми видами оружия. Уже после окончания Северной войны в 1723-1725 гг. была построена новая группа уральских заводов (Екатеринбургские заводы и др.), что выдвинуло Россию в число крупнейших производителей черных металлов (третье место в Европе). Строительство железных заводов было дополнено созданием крупных верфей в Петербурге, Воронеже, Москве, Архангельске, на Олонце и Сяси.

Этот успех дался России немалой ценой. Ведь в стране, получающей низкие урожаи, почти всегда была постоянная потребность в расширении сферы земледелия, но увеличить пашенные угодья можно было только увеличивая число крестьян-земледельцев. Поэтому рынок труда в области промышленности практически отсутствовал. В первые годы строительства заводов основным резервом рабочей силы был слой так называемых “гулящих людей”, в силу тех или иных причин оторвавшихся от хозяйства, крестьянской общины и т.п. Однако этих ресурсов не хватало, так как металлургическое производство требовало огромного количества вспомогательных работников с частичной занятостью на заводских работах. Государство еще в XVII в. решило эту проблему путем приписки государственных крестьян к заводским работам в счет уплаты государственных налогов и выполнения натуральных повинностей. В первой четверти XVIII в. на Урале число “приписных крестьян” достигло 25 тыс. душ мужского пола. Положение их было очень тяжелым. Ведь только до места работы многим приходилось проделывать путь до 100-200 верст, покидая свое хозяйство на 4 и более месяцев в году.

Государственная власть играла решающую роль в форсировании развитии крупного производства. В 1719 г. для руководства промышленностью создается Мануфактур-коллегия, а для горной отрасли - специальная Берг-коллегия. Оба ведомства следили за размерами производства, за качеством продукции. Берг-коллегия особое внимание уделяла поиску руд, поощряла рудоискателей и рудознатцев, ссужала строительство горнорудных заводов.

Особую роль обе коллегии играли в развитии частного производства. Они ссужали предпринимателей на льготных условиях, освобождали числящихся в посадских людях и купцов от государственных служб. Существенную роль коллегии играли в обеспечении предприятий рабочей силой. Они вербовали по контрактам иностранных специалистов, организовывали обучение за рубежом и т.д. В необходимых случаях государственные ведомства способствовали передаче казенных заводов в частные руки. Так, один из первых уральских заводов уже в 1702 г. был передан Никите Демидову. Важным обстоятельством являлось то, что льготы получали не все предприниматели, а лишь те из них, кто производил необходимые казне товары. Это имело ряд негативных следствий - заводчики работали на казну, а не на рынок, были избавлены от конкуренции и имели гарантированный сбыт своей продукции, что позволяло не заботиться о совершенствовании производства (впоследствии это привело к консервации технического уровня уральских заводов и их все более безнадежному отставанию от европейских).

Частное строительство металлургических заводов началось еще в конце XVII в. При Петре I оно велось как в центре страны, так и на Урале и в Сибири. Всего в пределах центральной России в I трети XVIII в. возникло свыше 28 частных и компанейских и 7 казенных железных заводов, один казенный и два компанейских медных завода. На Урале же - около 150 медных казенных и частных заводов, около десятка частных и 5 казенных железных заводов. В Петербурге, на Левобережной Украине и Подмосковье развилось довольно крупное производство пороха.

Таким образом, страна совершила за четверть века громадный скачок в своем экономическом развитии, создав огромную отрасль мануфактурной промышленности с использованием энергии воды - металлургическое производство.

Практика использования “приписных крестьян” на частных заводах не решала всех проблем. Владельцы мануфактур все чаще требовали закрепления и квалифицированных рабочих за производством. Нанятые государством многочисленные иностранные специалисты были в России лишь временно. Постепенно создавались свои кадры высокой квалификации, но их было мало. В конечном итоге в 1721г. впервые недворянам дано было право покупки крестьян “к фабрикам”. Так постепенно стала формироваться категория посессионных крестьян. Они были навечно закреплены за конкретным заводом или фабрикой, независимо от того, что сам владелец мог смениться. Такой способ закрепления работников не всем был по силам, и дело кончилось тем, что в 1736 г. был издан указ, навечно закрепивший всех работников за теми предприятиями, где они были в момент издания указа. В итоге в промышленности стал господствовать подневольный крепостной труд.

В I четверти XVIII в. в силу резкого увеличения численности армии и флота быстрыми темпами стала развиваться текстильная и особенно парусно-полотняная промышленность. В 20-х годах число текстильных мануфактур достигло 40. Ряд казенных предприятий был передан купеческим компаниям, иногда принудительно созданным государством. Среди владельцев были и дворянство и новая знать. Некоторые частные фабрики были весьма крупными предприятиями, насчитывая по 250 ткацких станков.

Зарождается и суконное производство (прежде всего для нужд армии). В 20-х гг. на Московском суконном дворе работало свыше 1 тыс. человек. Крупное суконное производство возникло в Казани, Липецке и др. городах.

За весь период деятельности Петра Великого в России возникло около 180 сравнительно крупных мануфактур, половина из которых принадлежала казне. Мануфактур- и Берг-коллегии допускали к строительству заводов и фабрик людей всех чинов и званий.

Квалифицированные рабочие мануфактур, практически полностью оторванные от натурального хозяйства, получали плату за свои труд. Однако эта оплата не имела ничего общего с капиталистической заработной платой, ибо платили крепостным, подневольным рабочим, а сама оплата являлась как бы компенсацией утраченных прав на жизненные средства, которые тот или иной бывший крестьянин в прошлом всегда имел в собственности. Оплата была сравнительно высокой (15 - 70 руб. в год), однако она не шла ни в какое сравнение с тяжелыми условиями труда. В среднем за год длина рабочего дня составляла чуть более 12 часов. У домны и ковальных горнов работали сутками. Таковым был крепостнический режим, ценою которого страна шла к своему могуществу.

Развитие сельского хозяйства

Великая деятельность великого государя была поистине всеобъемлющей. Даже такая неуправляемая сфера экономики, как сельское хозяйство, оказалась также предметом его внимания. Важнейшая мера Петра - внедрение в практику жатвы хлеба вместо традиционного серпа - литовской косы. Экономия труда была десятикратной и коса вскоре действительно стала широко распространенным орудием, правда лишь в черноземных и степных районах.

Другим важным новшеством было внедрение новых пород скота. Для производства тонких высококачественных сукон правительство постоянно выписывало мериносовых баранов из-за границы. С 1722 г. казенные овчарни стали передаваться в частные руки. Такая раздача проводилась иногда и насильственно. Также энергично организовывались и конные заводы.

Для производства шелка предпринимались большие усилия по посадке на юге страны тутовых деревьев и разведения шелковичных червей. В Москве и под Царицыном были основаны шелковые “заводы”.

В период правления Петра I казна энергично содействовала расширению посевов льна и конопли, развитию садоводства. Образцовые и экспериментальные базы садоводства были в Астрахани, Красном Яру, под Киевом, в Чугуеве, на Дону и других местах. Поощрялось и частное садоводство.

Наконец при Петре I были предприняты первые попытки государственной охраны лесов. В 1703г. было запрещено рубить лес толщиной в полметра в приделах 50-верстной прибрежной зоны больших рек и 20-верстной-малых. Штраф полагался за рубку огромный - 10 руб. Для нужд населения разрешены были рубки таких пород деревьев, как ольха, ива и др.

Крепостные составляли более половины от общей численности крестьянства. При проведении очередных ревизий за помещиками закрепощались дети отставных солдат если эти солдаты были взяты ранее в рекруты из данного имения. При Петре I прекратилась раздача земель с крестьянами за службу (рядовые дворяне получали за службу денежное жалование), однако в течение всего XVIII в. раздавались земли с крестьянами «за особые заслуги»: Петром I было роздано 170 тыс. душ обоего пола, его ближайшими преемниками (в 1726 - 40 гг.) - 230. Тыс., Елизаветой Петровной - 200 тыс.

I половина XVIII в. ознаменовалась рядом событий, которые привели к усилению крепостной зависимости от помещиков-феодалов. Так, в 20-е гг. XVIII в. помещики стали ответственны за своих крестьян в сборе подушной подати. Вслед за этим и сам сбор подушных денег был передан в руки помещиков. В итоге власть помещиков над крепостными крестьянами стала безраздельной. Они стали для крестьян и судом, и полицией. В 1747г. помещикам разрешили продавать крестьян в рекруты.

Вскоре после проведения переписи тяглого населения (первой ревизии) все шире распространяется практика продажи крестьян без земли. Теперь помещики торговали не только деревнями и семьями, но и крепостными поодиночке. Помещику были даны права: в 1736 г. - определять меру наказания за побег крестьян; в 1760 г. - ссылать крестьян в Сибирь (ежегодно ссылалось по 5 - 6 тыс. крестьян), при этом помещик получал рекрутские квитанции за каждого сосланного крестьянина и мог оставить у себя детей сосланного крестьянина. В 1765 г. помещки получили право ссылать крестьян и на каторжные работы. В итоге крепостные крестьяне стали мало чем отличаться от рабов.

Суровость мер к крепостному крестьянству была ярким контрастом по отношению к росту привилегий помещиков. Крупные изменения в экономике страны, рост промышленности и торговли, увеличение неземледельческого населения - все это создавало предпосылки для роста интереса дворянина-помещика к своему собственному хозяйству, к увеличению его дохода. При Анне Ивановне в 1736 г. срок службы был им сокращен до 25 лет, а один из сыновей мог вообще остаться при имении. Таким образом, дворянин в 35 - 45 лет теперь мог целиком сосредоточиться на хозяйственной деятельности в своих имениях. Указом не замедлили воспользоваться, и после русско-турецкой войны, в 1739 г. около половины (!) офицерского состава сразу же ушло в отставку. В 1762 г. был издан манифест о вольности дворянской. Отныне помещики беспрепятственно могли посвятить себя хозяйственной деятельности в своих имениях.

С важнейшими льготами дворянству сочетается и ряд мер, усиливающих положение дворянства как господствующего класса.

В 1730 г. был отменен Указ о единонаследии 1714 г. С этого момента активизируется перераспределение земельной собственности, сопровождаясь заметной концентрацией в руках крупнейших владельцев-латифундистов, ибо земля по-прежнему была источником и хозяйственного, и политического могущества. В 1739 г. подтверждено монопольное право дворян на владение «крещеной собственностью», т.е. крестьянами. В 1762 г. купечеству окончательно запрещено покупать крестьян к заводам. Наконец, чисто хозяйственные привилегии. В 1726 г. за дворянством закреплено право продажи продукции собственных хозяйств. В 1755г. им было передано монопольное право на винокурение. В 1762г. дворянам разрешен свободный вывоз хлеба за границу. В итоге этих мер дворяне устремились в поместья. Резкое возрастание интереса дворян к своему хозяйству, стремление к повышению доходов своего имения не замедлило сказаться на усилении эксплуатации крестьян.

Ремесло и крестьянские промыслы в петровской России

Говоря о процессе отделения промышленности от земледелия, не следует забывать о специфичности условии России как страны, основой хозяйства которой было, главным образом, земледелие. Хозяйствуя в суровых климатических условиях, население страны не могло довести земледелие до такой эффективности, когда значительная часть людей могла бы переключиться с земледелия на занятия ремеслом, стать горожанами и т.п. Отсюда сравнительно скромные темпы развития ремесла и роста самого городского населения. Городской ремесленник в значительной мере был связан с земледелием. А сельский житель, имея громадное количество времени (6-7 месяцев в году), лишь частично занятое сельскохозяйственным трудом, также занимался ремеслом либо у себя дома, либо отходя в города. В итоге предложение ремесленного труда было часто больше спроса. Нередко заказы на изделия были от случая к случаю. Все эти факторы существенно влияли на темпы и характер социально-экономического развития России.

В конце I четверти XVIII в. в Москве сосредоточено было около 7 тыс. ремесленников, не считая пришлых из села на заработки. Даже в Петербурге в это время было уже свыше 2,5 тыс. ремесленников. В 1722 г. в России было введено цеховое устройство (хотя в Западной Европе цехи в этот период уже были архаикой). Не исключено, что цеховое устройство ремесла было одним из путей завершения формирования сословного строя общества, ликвидации архаичного сословия “посадских людей”, закрепощенных самодержавием. Немаловажным было и стремление государства создать систему контроля за качеством ремесленной продукции: отныне мастер обязан был ставить личное клеймо на изделии.

Однако усилия властей по организации городского ремесла в значительной мере ослаблялись вследствие развития крестьянских промыслов. В межсезонье города России принимали значительную массу мастеров-сезонников из деревни. Казна стремилась упорядочить мелкое производство, издавая указы с разрешением деятельности того или иного заведения (“указное производство”). “Неуказные” же могли преследоваться казной.

Развитию торговли сильно способствовала отмена в 1754 г. всех внутренних таможен и пошлин.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

Суть и функции экономической науки

Существование человечества тесно связано с развитием хозяйственных отношений. Еще в древнем мире ученые стремились к пониманию процессов, возникающих между людьми. Само слово экономика дословно переводится, как ведение домашнего хозяйства. В ходе усложнения экономических связей стало очевидным, что производство оказывает огромное влияние на эволюцию человеческой жизни. При этом экономика проникает во все сферы действующих общественных систем. Она изучает экономику на уровне государства, хозяйствующих субъектов и каждого отдельного человека.

Определение 1

Экономическая наука занимается вопросами создания, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. При этом ресурсы, необходимые для их производства, ограничены.

Замечание 1

Предметом экономики, как науки, является поиск решений, направленных на удовлетворение постоянно возрастающий потребностей общества, в условиях уменьшения ресурсов.

Экономическая наука выполняет ряд присущих ей функций:

  1. Изучение и научное обоснование процессов и явлений в хозяйственной системе.
  2. Применение полученных знаний на практике.
  3. Создание базовой основы для развития других экономических наук.
  4. Прогнозирование процессов в системе, последствий принятых экономических решений.
  5. Формирование в сознании общества определенной модели хозяйственного поведения.

Экономические западные школы 18 века

Интерес к структуре и принципам хозяйственных отношений возник еще в эпоху до нашей эры. Мыслители разных стран стремились к пониманию процессов, происходящих в обществе. Сама наука об экономике начала формироваться ближе к семнадцатому веку, когда в изучении хозяйственной деятельности стал применяться научный подход.

Для семнадцатого века характерно влияние меркантилизма. Экономика интересовала состоятельные слои населения, в чьих руках был сосредоточен капитал и власть. Основной задачей экономической мысли того времени было изучение источников богатства.

Замечание 2

В восемнадцатом веке существовали две школы – физиократы и классическая политэкономия.

Физиократия дословно означает природовластие. Данное направление возникло в середине восемнадцатого века во Франции. Самым ярким представителем данной школы был Франсуа Кенэ. Физиократы действовали против меркантилистов, предлагая государству обратить внимание на развитие земледелия, а не на торговлю и накопление капиталов. Только обработка земли по их мнению приносила чистый доход, который являлся подарком природы. Физиократия была характерна для Франции, так как в то время оно занималось в основном сельским хозяйством. Поэтому производство рассматривалась французскими учеными как второстепенный источник дохода. Франсуа Кенэ в своей работе «Экономическая таблица» рассматривал процесс воспроизводства, а так же пропорции между частями общественного продукта. Можно сказать, что он первым проанализировал макроэкономическую модель общества.

На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков в западных странах произошла промышленная революция. Труд совершил переход от ручного к машинному. Экономисты стали рассматривать производство наравне с сельским хозяйством. Возникло новое направление в экономической науке, которое позже называлось классическая политэкономия.

Наиболее известными представителями этой школы были Адам Смит и Давид Рикардо. Смит в своем труде «О природе и причине богатства народов» рассматривал такие вопросы, как:

  • общее исследование хозяйственной системы;
  • формирование теории стоимости;
  • формы капитала и методы его накопления;
  • экономическое регулирование хозяйства государством;
  • государственные финансовые ресурсы;
  • критика меркантилизма.

Можно сказать, что в своем труде Адам Смит сумел собрать данные из всех ранее существующих школ и на их основе создать более глубокое научное знание. За основу им взята теория стоимости привязанная к труду. То есть, стоимость всегда создается за счет труда, вне зависимости от производственной сферы. Конечная цена продукции формируется исходя из стоимостных затрат, а так же в зависимости от равновесия спроса и предложения. Смит дал более точное определение основных общественных доходов, включив туда прибыли предприятий, доходы населения и доходы от аренды земли.

Общественный продукт рассматривался им как совокупность всех доходов конкретной страны. То есть, увеличение богатства и благосостояния зависит от темпов производительности и уровня занятости населения. При этом повышение производительности требует специализации труда.

Для классической политэкономии характерен подход к изучению экономики с точки зрения экономического человека, то есть человека, стремящегося к получению денежного дохода. Важным отличием от идей прошлого было представление о том, что все субъекты экономики действуют свободно, при этом роль государственного регулирования минимизирована. То есть, экономическая система способна к саморегуляции.

Экономическая наука 18 века в России

Экономическое развитие России в 18 веке отставало от темпов западных стран. Мануфактуры только стали появляться, а промышленные предприятия составляли лишь малую долю всего производственного сектора. Большим толчком к экономическому росту России послужили реформы Петра Первого, проведенные в первой половине восемнадцатого века. Но для того времени характерно влияние меркантилизма, когда определяющую экономическую роль играло государство. Оно же стремилось к накоплению богатств.

Петр окружал себя множеством ученых, среди них был Иван Посошков – экономист и мыслитель. Он предполагал, что государство ограничивает увеличение богатства страны. Для решения данного вопроса он предлагал заставить всех людей трудиться, причем качественно и результативно, бороться с праздностью, ликвидировать затраты, не приносящие доход, ввести экономию.

Можно сказать, что взгляды Посошкова были близки к теории классической политэкономии. Главным источником дохода он видел труд. Большое внимание он уделял развитию промышленности, которая стала бы фундаментом к денежной стабильности государства. Чтобы избежать колебания цен на внутреннем рынке, он предлагал оставить право торговли только за купцами. При этом цены должны были устанавливаться сверху, а исполнение приказаний подвергаться контролю и надзору.

Василий Никитич Татищев стал основоположником русской экономической школы. Экономисты второй половины 18 века ставили вопрос об отмене крепостного права. Он так же поддерживал идею промышленного развития страны. В торговле он видел главый источник дохода государства, предлагал интенсивно развивать экспорт российской продукции. Важное место Татищев отводил сельскому хозяйству, ставя его наравне с производственным сектором.

Еще одним ярким ученым того времени был Михаил Васильевич Ломоносов. Он придерживался позиции, что у России свой самобытный путь экономического развития. При этом наращивание богатств не возможно без расширения государственных функций.

Замечание 3

Радищев Александр Николаевич стал основателем нового экономического направления, основанного на ликвидации крепостного права. В данном действии он видел толчок к развитию всех экономических сфер жизни российского общества.

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал XVIII век. Крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и др. в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII век стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра I, страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы — политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру. Активизировалось вмешательство государства в экономику Определились национальные приоритеты:

Реформаторские преобразования Петра Великого

Ранее действовавшие приказы были заменены коллегиями. Их насчитывалось 12 (1721 г.), и каждой отводилась конкретная сфера государственной деятельности.

Следует отметить, что впервые были созданы органы управления, призванные способствовать развитию промышленности и торговли, управлению городским населением, поддержке формирующейся буржуазии, укреплению экономической мощи дворянского государства и т.д.

В стране было введено новое административное деление. Сформированный им бюрократически-помещичий аппарат Петр I старался держать под контролем . В 1719 г. он разделил страну на И губерний и 50 провинций. Провинции, возглавляемые воеводами, делились на уезды. За губернаторами теперь оставались лишь военные и судебные дела.

В 1722 г. была утверждена Табель о рангах, законодательно закрепившая реформаторскую деятельность Петра Великого и ставшая подлинным сводом законов о государственной службе . Теперь служба монарху, который олицетворял государство, была фактически пожизненной. Постепенное продвижение по лестнице государственной службы теперь зависело не от знатности или протекции, а от личных заслуг, способностей, образования.

Особое место в государственной политике Петра I занимало отношение к армии. Уже в начале XVIII в. государь создал регулярные армию и флот. Служба в армии для всех была пожизненной. При этом служилые как офицеры, так и солдаты получали жалованье. Это превращало армию в надежную опору абсолютизма, способствовало ее использованию не только в прямых отражениях внешних| врагов, но и для подавления народных волнений внутри страны.

Социально-экономическая политика При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов. Испытывали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр. , Однако социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества (1714). Юридически было оформлено слияние двух форм феодального землевладения: вотчина и поместье уравнивались в правах. Все светские феодалы стали именоваться дворянами. Наследником мог стать лишь один из сыновей. Другие сыновья должны были поступать на военную или гражданскую службу.

Столь грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. В 1710 г. эти расходы уже составили 80% общих расходов государства. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков» для изыскания новых источников государственных доходов . Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности » крепостного права.

В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. «Горная свобода» декретировала право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям . В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.

Россия, будучи богата испокон века на отечественных умельцев, не чуралась зарубежного опыта. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашение в Россию и иностранные специалисты.

Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

И все же главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги . Их общее число было доведено до 30-40: прямые (рекрутский, драгунский, корабельный и т.д.), косвенные обыкновенные и чрезвычайные, мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный и обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны.

В качестве одного из источников пополнения бюджета было использовано монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.

Крупные вливания в государственный бюджет осуществила замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. От податей освобождалось дворянство и духовенство. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати.

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 1700-1704 гг. была проведена реформа монетного дела. Предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монеты. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка для мелкой торговли, серебряный рубль — для более крупных торговых сделок . При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран — талеру. Чеканка монет стала монополией государства.

На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.

Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации да пи определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но и первой половине XVIII в.

Экономическое развитие России в первой половине XVIII в.

Безвременная кончина Петра I, не оставившего наследника-продолжателя великих преобразований, в определенной степени затормозила социально-экономическое развитие страны. Преемниками Петра I стала череда его малосведущих в управлении огромной страной родственников. Екатерина I, Анна Иоанновна, Петр П, Иван Антонович. Большинство из них приходило к власти

через бесконечные интриги и дворцовые перевороты. Они мало заботились о процветании России, вели расточительный для государственного бюджета образ жизни, непродуманную внутреннюю и внешнюю политику. В конечном итоге это ужесточало крепостничество, разоряло трудящихся. Разгул фаворитизма ослаблял экономику страны. Они не только отказались от политики покровительства российской промышленности и торговле, но зачастую просто препятствовали их развитию. Росли привилегии и права дворянства, усиливалась их власть над зависимым крестьянством. Служба дворянина стала не пожизненной, а получила 25-летний срок и пр. Это было время иностранного засилья и пренебрежения к интересам россиян. К примеру, смета расходов двора Анны Иоанновны отводила на содержание царского двора 260 тыс. руб., конюшни ее фаворита Бирона — 100 тыс., на мелкие личные нужды императрицы - более 42,5 тыс., а на две Академии — чуть больше 47 тыс., на народное образование — всего 4,5 тыс. руб.

Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна, хотя и стремилась продолжить экономическую политику Петра I, делала это не всегда последовательно и результативно.

Промышленное производство Начиная с первой четверти XVIII в. основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как главный источник богатства страны. Именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения. И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной, металлургической промышленности, в обработке металлов, в кожевенной, деревообрабатывающей, кирпичной, мукомольной и других отраслях. Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру.

И все же наиболее важным итогом преобразований Петра I стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порой противоречива, отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур за казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если в конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200.

Высокие темпы развития были характерны и для текстильного производства. К концу века текстильных мануфактур насчитывалось более тысячи. Преобладало суконное и парусно-полотняное; производство, обеспечивающее значительные внутренние потребности армии и флота. Многие текстильные предприятия, кроме Москвы, располагались и в районах развития крестьянских промыслов. Особой известностью пользовалась Ивановская хлопчатобумажная мануфактура.

К концу века расширилась геофафия и номенклатура российской промышленности. Повысилась роль Алтая и Сибири в производстве черного и цветного металла. Получили развитие химическая промышленность (поташные заводы), стекольное, писчебумажное, пороховое и другие производства. Работали судоверфи, кирпичные, кожевенные, канатные и прочие фабрики. Развивался транспорт. Строились каналы, дороги.

В этот период все большую роль играет капиталистическая мануфактура. К концу столетия на крупных промышленных предприятиях было занято уже свыше 40% наемных работников, а с учетом надомников - еще больше. Наемный труд особенно был распространен в текстильном производстве и превышал 90% занятых.

Кроме капиталистических мануфактур, использовавших вольнонаемный труд, сохранились также казенные мануфактуры. Особенно это касалось горных и военных заводов, верфей и т.п. Создавались и новые предприятия. В итоге на более трех четвертях промышленных предприятий, из числа вновь построенных, владельцами стали купцы и промышленники. Определенное место занимали также предприятия, принадлежавшие дворянам (вотчинные мануфактуры) и крупным разбогатевшим крестьянам. Они специализировались в основном на суконном производстве и винокурении, что объяснялось наличием соответствующего сырья и дешевых рабочих рук.

Указы Екатерины II о запрете на покупку крепостных крестьян к заводам и приписку их к предприятиям, о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев общества (1775) активизировали процесс привлечения в производство наемных работников. В свою очередь, посессионные мануфактуры продолжали использовать как наемную, так и несвободную рабочую силу. Крепостной труд продолжал господствовать в горно-металлургическом производстве, особенно на Урале.

Россия славилась народными умельцами, мастерами, учеными. В историю российской и мировой экономики и научно-технической мысли вошли имена великих изобретателей: И. Ползунова, опередившего на два десятилетия (1765) создание универсальной паровой машины англичанином Дж. Уаттом, А. Нартова — создавшего разнообразные станки, К. Фролова, соорудившего на Алтайском руднике комплекс гидросиловых установок для механизации производственных процессов, И. Кулибина — автора многих полезных механизмов, семафорного телеграфа, прожектора, арочного моста через Неву (пролет длиной около 300 м). Русская научно-техническая мысль во многом способствовала развитию военного производства, столь актуального в те годы. Мировую известность получило имя М.В. Ломоносова, обладавшего колоссальными знаниями и способностями в области физики, химии, астрономии и других наук, первого русского академика.

Однако несвободный труд в крепостнической России в значительной степени препятствовал переходу к фабричному производству. И поэтому гениальные изобретения российских мастеров оставались порой невостребованными своей эпохой.

Хозяйственный подъем и экономическая политика второй половины XVIII в. способствовали в значительной степени расширению российской торговли как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Всероссийский рынок

Сложился всероссийский рынок. В начале 1750-х годов были сняты внутренние таможенные барьеры, а добавочная пограничная пошлина на внешнеторговый оборот составила 13% цены товара. Внутренняя торговля в целом соответствовала феодальному характеру экономического развития. Преобладали ярмарочные формы торговли. Сказывалось отсутствие железных дорог, широкого кредита и пр. В то же время ярмарочная торговля все более совершенствовалась, приобретая постоянный (лавочный), а не сезонный характер. Усилилась роль крупных ярмарок: Макарьевской (под Нижним Новгородом), Свенской (под Брянском), Ирбитской (на Урале), Кролевецкой (Польша). Уже к 1770-м годам в стране насчитывалось более 1,5 тыс. ярмарок и торговых сел. При этом государство сохраняло за собой монополию на торговлю вином, солью, табаком, дегтем, смолой, икрой и пр.

Российскому купечеству были предоставлены определенные льготы и привилегии. Из этой среды вышли крупные фабриканты и заводчики. Купечество освобождалось от подушной подати и облагалось гильдейской пошлиной в 1% объявленного капитала. Рекрутская повинность заменялась уплатой 500 руб. за каждого рекрута. Льготы коснулись и дворян: в начале 1750-х годов они получили исключительное право на винокурение, а в начале 1760-х — на свободную продажу хлеба за границу.

Своеобразны торговые регламенты этого периода. Так, Таможенным уставом (1755) отечественным купцам дозволялось внутри страны торговать беспошлинно, иностранным разрешалась только оптовая торговля. Для дворян была позволительна любая торговля без ограничения, а сельским торговцам — не ближе пяти верст (верста равна 1,1 км) к городу. В середине 1770-х годов была провозглашена свобода торгово-промышленной деятельности. В соответствии с «Жалованной грамотой городам» (1785) устанавливался имущественный ценз для зачисления в разряд купечества. Размер капитала определял градацию купцов на гильдии. Так, купцы первой гильдии, располагавшие 10-тысячным капиталом, наделялись правом торговать на ярмарках, в городах, портах, а также инвестировать капитал в промышленность.

Средоточием главных торговых маршрутов оставалась Москва. Сюда с Украины шла сельскохозяйственная продукция, из Сибири - пушнина, из Поволжья - хлеб, шерсть, кожа, рыба, из Псковской, Новгородской, Смоленской губерний - лен, из Калужской - пенька, конопляное масло, из центральных губерний — холсты, ткани, посуда, железо и изделия из него, с Урала — железо, соль и пр.

Полученный во второй половине XVIII в. выход к Черному морю позволил расширить экспортно-импортные операции через Одессу, Таганрог, Севастополь и др. За этот период внешнеторговый оборот вырос почти в восемь.

Торговая политика российского правительства носила в целом меркантилистский характер. Главным источником обогащения считалось превышение экспорта над импортом, т.е. достижение активного баланса внешней торговли. Подобная политика была свойственна и большинству стран Европы. Ее проведение влекло за собой, введение протекционистских тарифов: (1757, 1766, 1782, 1799), защищавших отечественное производство от иностранной конкуренции . Выросли пошлины на товары, составлявшие конкуренцию отечественным (изделия из железа, полотно, бумага и пр.). Одновременно снижались таможенные сборы с импортируемого сырья, важного для развития отечественной промышленности (хлопок, сахар-сырец и др.).

Хотя по-прежнему в экспорте преобладала сельскохозяйственная продукция (пенька, лен, кожа, сало, пушнина, лес, смола, поташ), все более возрастал удельный вес промышленных изделий. В частности, вывоз железа только за 1760—1780-е годы вырос почти в пять раз. Главным торговым партнером была Англия, поглощавшая значительную часть вывозимых из России парусины, канатов, леса, смолы, железа и пр. Оживленная торговля поддерживалась также с Голландией, Данией, Францией, Португалией, Италией, Испанией. На Восток из России шли железные изделия, льняные, пеньковые ткани, сукно, кожи, бумага, посуда и пр. В свою очередь, Россия ввозила красители, предметы роскоши (дорогие ткани, вина , кофе и пр.) из Европы, чай, шелковые и хлопчатобумажные ткани - из Китая, скот, хлопчатобумажные ткани, мерлушку, урюк - из Средней Азии и т.д.

Российский бюджет и банки Состояние государственного бюджета при всей положительной динамике экономического развития усложняли многочисленные войны , разрастание государственного аппарата , небывалый фаворитизм, расточительность и нерациональность трат царского двора. Так, за время правления Екатерины И в целом расходная часть бюджета увеличилась более чем в 4,5 раза. Структура расходов была такова, что подавляющая ее доля (88%) поглощалась армией и государственным аппаратом. К этому добавлялись 11 % на содержание двора. И лишь чуть более 1 % отводилось на просвещение, здравоохранение, благотворительность.

Своеобразно строилась и доходная часть бюджета. Более трети поступало в качестве подушной подати, 40% составляли косвенные налоги и промысловые сборы. Среди них выделялся питейный налог, составлявший 28% доходов бюджета. Система откупов стала одним из источников первоначального накопления капитала в России и составила громадные состояния Строгановых, Шуваловых, Кокоревых, Злобиновых и др. Немалую роль играло использование натуральных повинностей и привлечение государственных крестьян к разным видам работ (извоз, строительство каналов, дорог, мостов и др.).

При этом дефицит государственного бюджета составлял 200 млн руб. Государственный долг был также одним из источников первоначального накопления капитала в России. В качестве пополнения казны в России впервые был применен выпуск ассигнаций (1769). Екатерина II делала расчет на баланс выпускаемых ассигнаций и наличный капитал. Однако уже в 1786 г. эмиссия денежных знаков возросла настолько, что курс ассигнаций резко понизился и серебро исчезло из обращения. К концу XVIII в. рубль ассигнациями приравнивался к 68 копейкам серебра. Разница между ними фактически составляла внутренний займ.

Среди других мер покрытия дефицита использовалось увеличение податного обложения, бремя которого ложилось на трудящиеся массы. Духовенство и дворянство от уплаты налогов освобождались, что являлось ярким отражением природы дворянского государства. Как отмечалось, уже с 1718 г. крестьяне всех категорий и мещане облагались подушным налогом. Единицей обложения с этих пор вместо двора стала ревизская душа. Прямые налоги составляли около половины доходной части бюджета. За 1760-1790-е годы общий объем подушной подати вырос в 4,5 раза.

Правительство пошло также на внешние займы. В качестве первых зарубежных кредиторов выступили голландские и генуэзские банкиры (1769). К концу столетия сумма внешних займов составила более половины государственного долга страны. Лишь на уплату процентов по долгам уходило до 5 % бюджета.

В XVIII в. началось учреждение российских банков. В отличие от западноевропейских, где их инициаторами становились богатые купцы, ростовщики, в России учреждение банков оставалось за правительством, государством. Для поддержания дворянства в эпоху начавшегося кризиса феодально-крепостнического хозяйства в середине 1750-х годов при императрице Елизавете Петровне был создан первый Российский банк - Государственный заемный банк -Дворянский и Купеческий банк.

Дворянский банк выдавал ссуды под 6% годовых сроком на три года под залог земли и крестьянских «душ». Зачастую эти условия помещиками не выполнялись. Учрежденный вместо них в 1786 г. новый Государственный заемный банк пролонгировал возвращение ссуд 20 годами. Однако практически все полученные ссуды направлялись не на улучшение хозяйства, а на потребительские расходы дворян. Безусловно, податная форма кредитования тормозила прогрессивное хозяйственное развитие страны и разоряла народные массы.

В целях повышения роли русского купечества в финансировании внешнеторговых операций, во многом контролируемых иностранным капиталом, осуществлял свою деятельность Купеческий банк. Однако его роль в укреплении торгово-промышленного капитала оказалась довольно скромной. Капитал банка, не превышавший 500 тыс. руб., к тому же частично был переведен в Дворянский банк. Ссуды предоставлялись на короткий срок — до полугода. Не оправдав возложенных надежд, этот банк был закрыт (1786). Для выпуска ассигнаций Екатерина II в 1786 г. организовала Государственный ассигнационный банк.

Систему кредитных учреждений в начале 1770-X годов дополнили ссудные и сохранные кассы (казны) для получения мелкого кредита. Наряду с банковским кредитом промышленно-торговая буржуазия использовала также и коммерческие каналы, привлекая кредиты ростовщиков и банкиров. В целом российские банки этого периода фактически отвлекали огромные средства от производственного применения, мало способствуя экономическому прогрессу страны.

Введение 3
1. Характеристика развития экономики в 18 веке 4
2. Эволюция финансовой системы России в 18 веке 15
Заключение 24
Список литературы: 26

Введение

Современные задачи реформирования российских финансов возвращают нас к необходимости изучения богатого исторического опыта, поскольку мы сможем понять происходящее, только зная, что было.
Термин «финансы» этимологически берет свое начало от латинского «finis», т. е. конец. В средневековой латыни это слово употребляли для обозначения срока уплаты, а затем и для обозначения документов, доказывающих погашение долга, т. е. окончание сделки. Впоследствии всякий принудительный платеж стал обозначаться этим термином. Отсюда появился термин «финансы», понимаемый «как принудительный платеж публично-правовой организации». В Германии в XVI-XVIII веках слово «финансы» употреблялось для обозначения хитрости, лукавства, обмана, вымогательства, потому что взыскание платежей сопровождалось вымогательством и притеснением. Со времен негативное значение исчезло, и сначала во Франции, а с конца XVII века и в других странах финансами стали называть всю совокупность государственного хозяйства. Как совокупность всех материальных средств, имеющихся в распоряжении государства – его доходов, расходов и долгов – понимается это слово и теперь.
Одним из признаков становления государственности является быстрое увеличение государственных доходов и расходов, в связи с чем возникает необходимость систематизации, учета и контроля средств. Кроме того история финансов свидетельствует: бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Бюджет появляется тогда, когда государство в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период. Плановая природа бюджета подчеркивалась профессором Фридманом: «От народного хозяйства – этой сферы бессознательного, неурегулируемого – финансовое хозяйство отличается как область планомерного и организованного хозяйства». С этой точки зрения бюджет превратился в необходимое условие развития финансовой системы.

1. Характеристика развития экономики в 18 веке

Годы правления Петра I (конец XVII - начало XVIII в.) ряд исследователей называет периодом становления предпринимательства в России. Как писал К. Валишевский в книге «Петр Великий. Дело»: «Увеличить благосостояние частных лиц, усиливая в то же время доходы государства, создать одновременно новые источники обложения и новые источники производства, заменить привозные товары произведениями отечественной промышленности; возбудить деятельность народа и его дух предприимчивости; принудить праздный люд, монахов и монахинь, нищих занять места в рядах трудящегося населения; устранить равнодушие и даже враждебность администрации к силам производительным, внести изменение в неудовлетворительное правосудие, устранить недостаточное развитие кредита, отсутствие общественной безопасности, создать третье сословие, ввести, наконец, Россию в современное экономическое движение, - всего этого Петр желал и всего добивался» . Великий самодержец способствовал возникновению социального спроса на предпринимательскую деятельность в производстве. Именно он предложил государственный заказ на развитие важнейших отраслей российской промышленности, для чего требовались новые люди, обладающие предпринимательскими способностями. И такие люди в России появились (ярчайший тому пример - династия Демидовых).
В наследие Петру Великому от Московского государства достались слабо развитые зачатки промышленности, насаждаемые и поддерживаемые правительством, плохо развитая торговля, связанная с плохим устройством государственного хозяйства. Были унаследованы от Московского государства и его задачи – завоевать выход к морю и вернуть государство в его естественные границы. Пётр быстро приступил к решению этих задач, начав войну со Швецией и решив вести её поновому и новыми средствами. Возникает новая регулярная армия, строится флот. Всё это, конечно, требовало огромных финансовых затрат. Московское государство при возрастании государственных нужд покрывало их новыми налогами. Пётр тоже не чуждался этого старого приёма, но рядом с этим поставил и одно новшество, которого не знала Московская Русь: Пётр заботился не только о том, чтобы брать с народа всё, что можно взять, но подумал и о самом плательщике – народе, о том, где ему взять средства на уплату тяжёлых податей.
Путь к поднятию народного благосостояния Пётр увидел в развитии торговли и промышленности. Трудно сказать, как и когда у царя появилась эта мысль, но вероятно, это произошло во время Великого посольства, когда Пётр наглядно увидел техническое отставание России от ведущих европейских государств.
По всей России была предпринята геологоразведка рудных богатств и тех мануфактурных промыслов, которые могли бы при поддержке развиться в крупные предприятия. По его приказу по всей страны разъезжались знатоки разных ремёсел. Были открыты месторождения горного хрусталя, сердолика, селитры, торфа, каменного угля, о котором Пётр сказал, что «сей минералъ, если не намъ, то нашимъ потомкамъ весьма полезенъ будетъ». Братья Рюмины открыли завод в Рязанском крае по добыче каменного угля. Иностранец фон Азмус разрабатывал торф.
Пётр также усиленно привлекал к делу иностранцев. В 1698 году, когда он возвращался из своего первого заграничного путешествия, за ним следовало множество нанятых им ремесленников и мастеров. В одном только Амстердаме он нанял около 1000 человек. В 1702 году по всей Европе был опубликован указ Петра, приглашавший на промышленную службу в Россию иноземцев на очень выгодных для них условиях. Русским резидентам при европейских дворах Пётр велел разыскивать и нанимать на русскую службу знатоков разных производств и мастеров всякого дела. Так, например, французский инженер Леблон – «прямая диковинка», как называл его Пётр – был приглашён на жалование в 45 тысяч рублей в год при даровой квартире, с правом выехать домой через пять лет со всем приобретённым имуществом, не платя никаких податей.
В то же время Пётр предпринимал меры по усиленной подготовке русских молодых людей, посылая их на учёбу за рубеж.
При Петре значительно увеличивается число мануфактур, которые становились техническими школами и практическими училищами. С приезжими иностранными мастерами договаривались, «чтобы они изъ россiйскихъ учениковъ при себе имели и мастерству своему обучали, поставя за то цену награждёнiя и время, во сколько выучать». В ученики на фабрики и заводы принимались люди всех свободных сословий, а крепостные – с отпускной от помещика, но с 1720-х годов стали принимать и беглых крестьян, но только не солдат. Так как добровольно поступавших было мало, то Пётр время от времени указами производил наборы учеников для обучения на мануфактурах. В 1711 году «государь указалъ прислать изъ церковниковъ и изъ служекъ монастырскихъ и изъ детей ихъ 100 человек, которые были бы летъ по 15 или 20, и умели бы писать, чтобы итти имъ въ ученiе къ мастерамъ разныхъ делъ». Такие наборы повторялись и в последующие годы.
Для военных нужд и для добычи металлов Петру особенно были нужны горные и железоделательные заводы. В 1719 году к олонецким заводам, где плавили железо, лили пушки и ядра, Пётр велел набрать 300 человек учеников. На уральских заводах тоже возникли горные школы, куда набрали в ученики грамотных солдатских, подьяческих и поповских детей. В этих школах хотели учить не только практическому знанию горного дела, но и теории, арифметике и геометрии. Ученикам платили жалование – полтора пуда муки в месяц и рубль в год на платье, а тем, у кого отцы зажиточные или получают жалованье более 10 рублей в год, тем ничего от казны не выдавали, «пока не начнут учить тройного правила», тогда и им выдавали жалованье....................

Заключение

Таким образом, при Петре было положено основание русской промышленности. В оборот народного труда поступило множество новых производств, т.е. количественно увеличивались и качественно улучшались источники народного благосостояния. Это улучшение достигалось путём страшного напряжения народных сил, но только благодаря этому напряжению страна оказалась в состоянии вынести тяготу беспрерывно двадцать лет длившейся войны. В будущем, начавшаяся при Петре усиленная разработка национальных богатств вела к обогащению и экономическому развитию России.
Внутренняя торговля при Петре тоже значительно оживилась, но, в общем, продолжала иметь всё тот же караванно-ярмарочный характер. Но и эта сторона хозяйственной жизни России была всколыхнута Петром и выведена из того покоя косности и непредприимчивости, какой отличалась в XVII веке и ранее. Распространение коммерческих знаний, появление фабрик и заводов, общение с иноземцами, - всё это давало новый смысл и направление русской торговле, заставляя её оживляться внутри и, тем самым, становится всё более и более деятельной участницей мировой торговли, усваивать её принципы и правила.
XIX век принес ухудшение положения в финансовой и кредитной сферах. В 1807году дефицит госбюджета дошел до 300миллионов рублей. К 1825году государственные долги выросли настолько, что их обслуживание поглощало 15 %всего бюджета. Ассигнации безудержно инфлировали. Проекты создания акционерных коммерческих банков М. М. Сперанского и адмирала Н. С. Мордвинова не нашли понимания ни в правительстве, ни в обществе. А предложение Сперанского ради спасения бюджета обложить налогом земельную собственность стоило ему карьеры.
Успешнее действовали на финансовом рынке России иностранцы. Учреждения, выдававшие ссуды под залог, не были полноценными банками. Скорее это были меняльные и ломбардные конторы. Но история сохранила имена Штиглица, Юнкера, Якоби, Гинзбурга и других иностранных дельцов, так или иначе способствовавших развитию финансового рынка страны. Был среди них и представитель серьезного банка Ротшильдов -Кенгер. В 1857году в стране насчитывалось около 15частных учреждений банковского типа. В городах существовали и государственные сберегательные кассы для мелких вкладчиков.

Список литературы:

1. Валишевский К. Петр Великий. Книга третья. Дело. Репринтное воспроизведение издания 1911 года. - М.: СП «ИКПА», 1990.
2. Дружинин Н. Д. Социально-экономическая история России. Избранные труды. -М.: Наука, 1987.
3. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М., 2006. Кн. 3.
4. Платонов С.Ф. Время Александра I (1801-1825) // Платонов С.Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 1. СПб., 2006.
5. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. - Москва, 1996.
6. Рожков И. Русская история в сравнительно-историческом освещении.- Пг.: Книга, 1922.
7. Рожков И. Русская история в сравнительно-историческом освещении.- Пг.: Книга, 1922.-Т.5.- С. 67, III.
8. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. -М.: Соцэкгиз, 1963.-Кн. 10.-
9. Экономическая история России как предмет научного изучения. Учебное пособие/Под ред. М. П. Рачкова.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2007

Новое на сайте

>

Самое популярное