Домой Кредитные карты География атр. Азиатско-тихоокеанский регион

География атр. Азиатско-тихоокеанский регион

Термин «АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН» появился сравнительно недавно - после завершения в основном процесса деколонизации и начала глобальных интеграционных процессов на восточном и западном берегах Тихого океана. До сих пор ведутся дискуссии о географическом и геополитическом содержании термина «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР).

1. Понятие «АТР» включает все страны и районы, которые расположены по восточному и западному берегам Тихого океана и морей, входящих в его бассейн, а также страны Океании, Австралию и Новую Зеландию.

2. к АТР относят пространство, ограниченное западным побережьем Южной и Северной Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии.

3. в АТР входят страны Тихоокеанской Азии, США, Канады и зоны Австралии и Новой Зеландии, латиноамериканские государства исключаются.

4.в АТР рассматривают государства Восточной Азии, а также и США, Австралию, Индию, Канаду как внерегиональные державы, оказывающие влияние на события в АТР. Мы будем придерживаться первого варианта.

Если рассматривать в отношении государств: КНДР И ЮЖНАЯ КОРЕЯ, КИТАЙ, ГОНКОНГ, ВЬЕТНАМ, КАМБОДЖА, МЬЯНМА, ЛАОС, БРУНЕЙ, ЯПОНИЯ, МАЛАЙЗИЯ, ФИЛИППИНЫ, ТАИЛАНД, СИНГАПУР, ИНДОНЕЗИЯ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, ИНДИЯ, АВСТРАЛИЯ, КАНАДА, США, ГОСУДАРСТВА ОКЕАНИИ (ГОСУДАРСТВА: ВАНУАТУ, ЗАПАДНОЕ САМОА, КИРИБАТИ, МАРШАЛЛОВЫ ОСТРОВА, НАУРУ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, ПАЛАУ, ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ, СЕВЕРНЫЕ МАРИАНСКИЕ ОСТРОВА, СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА, ТОНГА, ТУВАЛУ, ФЕДЕРАТИВНЫЕ ШТАТЫ МИКРОНЕЗИИ, ФИДЖИ. ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ОКЕАНИИ СОСТАВЛЯЮТ ВЛАДЕНИЯ АВСТРАЛИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ, США, ФРАНЦИИ).

Экспортируют страны АТР: нефть, газ, олово, железо, марганец, хром,медь, золото, уголь и т.д. Развивается машиностроение, нефтеперерабатывающая промышленность, экспортируют пищевую и текстильную продукцию, развиты информационные технологии.

АТР отличается высоким ростом населения, урбанизации. Но при всех достижениях имеются и трудности в данном регионе.

В сегодняшнем АТР еще очень далеки от решения территориальных и приграничных споров, которые сохраняются между 40 странами, выходящими на бассейн Тихого океана.

Азиатско-тихоокеанский регион географически слишком растянут, что не позволяет людям чувствовать свою принадлежность к единому сообществу. Больше различий между странами в исторических традициях и культурных ценностях, острее проявляется негативное отношение к участию в азиатских делах так называемых «внешних сил».

Поэтому интеграция АТР начала проходить изнутри. Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения Тихоокеанского экономического совета - ТЭС в 1967 г.

Тихоокеанская конференция по торговле и развитию – 1968 г.

Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству – СТЭС – в 1980-г. Все эти организации были неправительственными.

В 1967 г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН

Особенности политики стран АТР

Тенденции политики стран АТР

1. Приспособление к новым геополитическим реалиям

2. Стремление к решению спорных проблем мирным путем

3. Уменьшение военного присутствия США

4. Механизм консультации по вопросам безопасности

5. Активизация военной политики

Одним из важнейших факторов сохранения стабильности в регионе является быстрое экономическое развитие большинства стран АТР и установление между ними отношений неизбежной экономической зависимости друг от друга.В последние десятилетия наблюдается впечатляющий экономический рост АТР, особенно стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Социалистические страны Азии, прежде всего Китай и Вьетнам, строго придерживавшиеся в прошлом принципов централизованной экономики, становятся все более открытыми для внешнего мира.

Такие развитые страны АТР, как Австралия и Новая Зеландия, обратили внимание на большой потенциал рынков Восточной Азии, стали придавать все меньшее значение отношениям с США и Европой и наращивая объемы обмена товарами и капиталами со своими азиатскими соседями.

Быстро развивающиеся экономики стран АСЕАН, Тайваня, Южной Кореи, Китая создали значительный экономический потенциал и колоссальный по своему объему рынок, зависимость которого от торговли со странами вне региона имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Более 10 лет назад на долю стран Восточной Азии приходилось уже 25,6% мирового экспорта и 25% мирового импорта.

Экономический рост в АТР определяется активным взаимодействием по созданию множества объединений.

В области экономики руководители азиатских государств делали все возможное для привлечения иностранных инвестиций и развития экспортных отраслей.

На Бангкокской встрече 2003 г. обсуждались проблемы вступления стран - участниц АТЭС, в том числе и России, в ВТО. Таким образом, за прошедшие годы Россия укрепила свои позиции в АТЭС, стала его полноправным участником.

Военно-политические факторы, продолжая играть весьма важную роль, тем не менее, утратили свои прежние монопольные позиции в большинстве стран АТР. Соседи по АТР постепенно овладевают приемами решения застарелых региональных проблем без опоры на вооруженные силы, путем политического диалога.

США сократили свое военное присутствие в АТР. Но Япония и Южная Корея значительно увеличивают средства, отпускаемые на содержание американских войск на своей территории. Страны региона рассчитывают на сохранение американских вооруженных сил, прежде всего видя в них силу, способную противостоять росту военного потенциала Китая.

В июне 1993 г. США, в рамках начавшегося в 1990 г. сокращения своего военного присутствия в регионе, выдвинули военную доктрину, основанную на принципе победы в одном региональном конфликте и сдерживании другого до подхода сил. Однако уже в июле 1993 г., под давлением резко негативной реакции со стороны Японии и Южной Кореи, Вашингтон был вынужден заявить о переходе к стратегии победы в двух конфликтах одновременно.

В головах политиков и ученых уже давно витает идея создания в АТР того или иного варианта коллективной безопасности - аналога европейской ОБСЕ.

Шанхайский форум 2001 г., посвящен не только проблемам глобализации и дальнейшей интеграции в регионе, но также проблеме борьбы с терроризмом и вопросам международной безопасности.

На саммите в Лос-Кабосе 2002 г., вновь основной темой переговоров стала проблема международного терроризма и национальной безопасности. Лидеры стран - участниц АТЭС взяли обязательство повысить безопасность в торговой сфере.

При этом июньский (2000 г.) межкорейский саммит ослабил остроту ситуации на Корейском полуострове, и создал предпосылки для продолжения и углубления диалога и сотрудничества между Севером и Югом.

Китай и страны АСЕАН, втянутые в спор по поводу территориальной принадлежности островов Южно-Китайского моря, несмотря на разногласия, обнаруживают готовность к диалогу, устраняя вероятность применения силы.

Под международный контроль взята ситуация в Восточном Тиморе. К этому можно добавить замороженные на неопределенный срок, хотя и не решенные окончательно, территориальные споры между Китаем и Японией, Японией и Республикой Корея.

Если раньше это была «безопасность на основе баланса сил» двух военно-политических блоков, которая после краха социализма в Европе трансформировалась в новую формулу «безопасности через сотрудничество» бывших глобальных противников, то теперь речь резонно вести о новом виде безопасности - безопасности через развитие.

Структура коллективной безопасности в АТР многоуровневая.

На верхнем уровне, АТР с другими мировыми регионами, находится Организация Объединенных Наций.

На втором уровне, АТР, формируются свои региональные структуры «безопасности через сотрудничество в развитии».

На третьем уровне расширение существующих (АСЕАН, «Шанхайский форум») и будущих субрегиональных группировок.

Четвертый уровень двусторонние отношения, прежде всего между странами, заявившими о желании выстраивать тесные и глубокие отношения.

Развитие и наполнение практическим содержанием встреч на высшем уровне руководителей стран АТР и Евросоюза (ASEM), а также ЕС и стран Латинской Америки, АТР и Латинской Америки (EALA) целесообразно было бы со временем дополнить аналогичными форумами между государствами АТР и СНГ (AsCIS), ATP и Африки (ASAF).

Введение.

В данной работе рассмотрены основные особенности АТР.

Опираясь на информацию учебной литературы, Я рассмотрела основные страны этого региона, Новые Индустриальные Страны и важнейшие группировки АТР, выявила их проблемы.

Тема АТР показалась мне интересной по своему содержанию, но особый интерес в этом регионе для представили страны Юго-Восточной Азии, поскольку именно в этом регионе миру явились 4 азиатских чуда стран-«драконов» (Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея), а затем и чудо стран-«тигров». Эти государства сумели в относительно малые сроки добиться огромного прогресса в социальной, а особенно, экономической сферах.

В 1950-е годы в странах АТР было в наличии только отсталое сельское хозяйство. К настоящему же времени страны АТР превратились в одни из самых быстроразвивающихся стран мира.

Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона.

АТР- экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объедененными и торговыми отношениями. Эти страны имеют выход к Тихому океану и используют его водное пространство для транспортного сообщения. Важными прмышленно-торговыми центрами в составе АТР является развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада,и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млдр. человек.

Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом хозяйстве. АТР занимает лидирующее положение в международных торговых отношениях. На его долю приходится 40% от объема мировой торговли и внешне-экономических операций. Столь существенная доля участия в международных торговых операциях поддерживает интенсивность промышленное производство в странах АТР насчитывает 60% от мировой индустрии.

Общая характеристика развитых индустриальных и аграрно-индустриальных стран АТР.

Так как важными промышленными центрами в АТР являются такие страны как Россия, США, Япония, Китай и Канада, представляю краткую информацию о некоторых странах.

Япония - островное государст­во с общей площадью 372 тыс. км 2 , расположенное у восточных бере­гов Евразии. ЭГП характеризует­ся положением на перекрестке морских путей Азиатско-Тихоокеанского региона, соседством с крупнейшими странами мира. Это открывает большие возможности для участия в международном гео­графическом разделении труда.

Численность населения страны более 125 млн человек, она входит в первую десятку крупнейших по численности населения стран. В последние десятилетия в стране установился первый тип воспроиз­водства населения и естественный прирост составляет 3 человека на 1000 в год. Национальный состав населения однородный - 99% на­селения составляют японцы. Сред­няя плотность населения одна из самых высоких в мире - 330 чел./1 км 2 .

Уровень урбанизации - 77%, один из самых высоких в мире. Крупнейшие города - Токио, Оса­ка и Нагоя. Сформировавшиеся во­круг них агломерации вместе обра­зуют крупнейший мегалополис Токайдо со средней плотностью на­селения 800-1000 чел./км 2 .

Япония - вторая страна мира по уровню развития хозяйства. Минеральные природные ресурсы для развития промышленности практически отсутствуют. Страна имеет в целом благоприятные при­родные условия и ресурсы для раз­вития сельского хозяйства, хоро­шо обеспечена водными ресурса­ми, имеет благоприятные условия для развития морского транспор­та, рыболовства.

Главные отрасли промышлен­ности - современное машиностро­ение, энергетика, металлургия, химическая промышленность. Ве­дущая отрасль международной спе­циализации - машиностроение, в особенности электроника, робото­техника, автомобилестроение. На него приходится более 50% всего экспорта страны.

Сельское хозяйство обеспечива­ет основную часть потребностей страны в продовольствии. Главная его отрасль - растениеводство, а главная культура - рис. В послед­нее время большое развитие полу­чили и основные отрасли живот­новодства. Важная отрасль хо­зяйства - рыболовство. Япония занимает 1 -е место в мире по улову рыбы.

Страна находится на 2-м месте в «ире по объему внешней торговли,является одним из крупнейших экспортеров капитала.

США - крупнейшее государство, расположенное в Северной Америке. Территория - 9,4 млн км 2 (4-е место в мире). Состав территории: основная территория, Аляска, Гавайские острова в Тихом океане. ЭГП выгодное вследствие наличия широкого фронта мор­ских границ, положения между двумя океанами. Природная и эко­номическая «прозрачность» сухо­путных границ с Канадой и Мекси­кой способствует развитию торгово-экономических связей.

США - федеративная респуб­лика, столица - Вашингтон.

Хозяйство. США первенствует во многих старых, новых, особенно новейших отраслях (авиатехника, ракетно-космическая, электронно-вычислительная техника). В про­мышленности представлены все отрасли и подотрасли. В МГРТ осо­бо выделяются автомобилестрое­ние, электроника, авиаракетнокосмическая промышленности, вели­ко значение нефтяной. Сельское хозяйство - многоотраслевое. Со­вершен переход к агробизнесу. Ос­новной тип сельскохозяйственных предприятий - высокоспециали­зированные фермы. США дают 50% мирового экспорта зерна- США занимают первое место в ми­ре по развитию всех видов транс­портаОчень большое раз­витие получила сфера нематери­ального производства и услуг (2 / 3 всех занятых), что свидетельствует о вступлении страны в стадию пост­индустриального развития.

Для территориальной структу­ры хозяйства характерна концен­трация экономической жизни в приокеанских и приозерных рай­онах. Региональная политика на­правлена на смягчение территори­альных диспропорций.

Зависимость экономики США от внешней торговли меньше, чем зависимость зарубежной Европы, но она возрастает. Большая часть торговли приходится на Канаду и Японию, страны Западной Европы, 1 3 - на развивающиеся страны.

Китай - великое древнее госу­дарство, возникшее задолго до но­вой эры. Оно внесло огромный вклад в материальную и духовную культуру человечества.

ЭГП . Китайская Народная Республика - третье по размерам территории государство мира, про­тянувшееся в центральной и вос­точной частях Азии с востока на запад на 5,7 тыс. км, а с севера на юг - на 3,7 тыс. км. Чрез­вычайно выгодно приморское по­ложение страны. Практически не­замерзающие моря открывают ши­рокий выход в Тихий океан и огромные возможности для разви­тия внешних экономических свя­зей.

Природные ресурсы Китая ве­лики и разнообразны. На севере страны расположены огромные массивы дальневосточных лесов, на юге пространства заняты тропи­ческими лесами. Страна занимает одно из первых мест в мире по за­пасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов и цин­ка, олова, вольфрама, молибдена и других видов минерального сырья. Огромные водные ресурсы хранят в себе крупные запасы гидроэнер­гии.

Китай - самая многонаселен­ная страна в мире. Согласно пере­писи 1990 г. численность населения Китая составила 1 млрд 134 млн человек. Хотя в Китае и проводит­ся активная демографическая по­литика по снижению темпов роста населения, к 2000 году оно соста­вит 1,3 млрд человек. С одной сто­роны, такое большое население предопределяет огромные трудо­вые ресурсы (около 700 млн чело­век), с другой - обостряет жилищ­ную и продовольственную проблемы. КНР - страна многонациональ­ная, хотя более 90% ее жителей - китайцы. Большая часть нацио­нальных меньшинств проживает во внутренних районах страны. Для Китая характерны большие контрасты расселения: почти 90% жителей сосредоточены на 1 / 3 тер­ритории страны на востоке. Китай слабо урбанизированная страна, лишь каждый третий житель страны - горожанин. При этом ни в одном другом государстве мира нет такого количества городов-« миллионеров» (около 40).

За последние десятилетия Ки­тай, хозяйство которого основыва­ется на общественной собственно­сти, превратился в крупное инду­стриальное государство с самыми высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует уголь­ная промышленность. Растет добыча нефти и га­за. Производство электроэнергии базируется на ТЭС (3 / 4 электро­энергии). В Китае осуществляется программа развития гидроэнергетики: главные каскады ГЭС соору­жаются в верховьях Янцзы и Ху­анхэ.

В машиностроительном ком­плексе преобладают не специализи­рованные, а универсальные пред­приятия. Главные центры маши­ностроения - Шанхай, Харбин, Пекин, Лоян и др.

Химический комплекс опирает­ся на продукты коксо- и нефтехи­мии, горнохимическое и раститель­ное сырье. Выделяют две группы производств: 1) минеральных удо­брений; 2) бытовой химии и фар­мацевтики.

Столицей текстильной промыш­ленности является Шанхай

В сельском хозяйстве Китая за­нято 400 млн человек. В растение­водстве резко преобладают зер­новые - 80% всех посевов. Глав­ной возделываемой культурой остается рис.

Среди технических культур преоб­ладает хлопчатник. На северо-западе Китая преобладает интенсивное кочевое или полуко­чевое скотоводство. Разводят рабо­чий скот: лошадей, быков, волов.

Примерно половина грузооборо­та и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Однако растет доля автомобильно­го, морского и трубопроводного транспорта.

Новые индустриальные страны Азиатско-тихоокеанского региона.

Наиболее яркими и интересными представителями НИС, являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, именно на них обращено внимание мира последние 10 лет. Район Азиатского континента и бассейна Тихого океана на сегодня является самой динамичной частью мирового хозяйства, ведь именно в этом регионе миру явилось чудо “азиатских драконов” (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), а также “азиатских тигров” (Тайланд, Малазия, Индонезия, Филиппины). Ещё 15-20 лет назад эти страны относились к беднейшим государствам мира. Однако в последние годы их социально-экономический прогресс был настолько стремительным, что справочники не успевали фиксировать происходящие там перемены. За последнее десятилетие ХХ столетия доля обрабатывающей промышленности в ВВП этих государств увеличилась с 15 до 27%, а доля экспорта готовой продукции во всём их экспорте – с 14 в 1975 году, до 66% в 1997. Данные представители НИС развиваются по принципу “лестницы”, а значит, можно предположить, что следующей ступенью с этих странах станет освоение капитало- и частично наукоёмких товаров на экспорт.

Они занимают видное место не только благодаря высокому стабильному росту валового национального продукта (в среднем 8% в год за последние 20 лет), но и возросшей конкурентоспособностью своей продукции на мировом рынке.

Тем не менее стоит отметить, что в целом для роста НИС, как и для роста других стран третьего мира, характерны экстенсивность, высокая материалоёмкость и трудоёмкость производства. Эти особенности воспроизводства объясняются тем, что переход к индустриальному типу производительных сил осуществляется не по стадиям, как это происходило в своё время в Западной Европе, США и в Японии, а скачкообразно, носит “догоняющий” характер, что обусловливает серьёзный экономические издержки.

За последнее десятилетие развивающиеся страны действительно добились больших успехов в своём экономическом развитии, преодолении социально-экономической, научно-технической и культурной отсталости, унаследованной от колониальных времён.

Ускоренное развитие экономики развивающихся государств (особенно НИС) способствовало интенсивному процессу повышения доли сферы обслуживания (до 51% в структуре ВВП) и промышленности (до 28,4%) и уменьшению доли сельского хозяйства (до 14,5%) в общей структуре народного хозяйства. Но, несмотря на то, что такая структура характерна для всех развитый стран, всё это является чисто внешним сходством, которое при глубоком анализе показывает огромные деформации: наличие традиционных отраслей сфер производства, слабая научно-техническая база, отсутствие современной индустриальной и социальной инфраструктуры и т.д.

НИС «первой волны».

Гонконг и Сингапур являются городами-государствами с высоким уровнем развития экономики и ВВП на душу населения свыше 20 тыс.$. Обе эти страны играют важную роль как мировые финансовые центры и как транспортные узлы АТР.

Структура ВВП Гонконга такова, что почти 81% ВВП создаётся в сфере услуг, около 19% - в промышленности и только 2% - в сельском хозяйстве. Большая часть экономики данной страны связана с финансами. Здесь развита банковская деятельность, страхование, операции с ценными бумагами. В сфере производства Гонконг специализируется на продукции лёгкой промышленности. И если ещё в 1980-е годы гонконгские товары были прямыми подделками западных аналогов и отличалась невысоким качеством, то теперь современные технологии и контроль качества продукции позволяют Гонконгу выпускать вполне конкурентоспособную продукцию.

В Сингапуре применяется жёсткая модель управления экономикой, называемая “управляемой демократией”. Курс экономической политики правительства здесь по-прежнему представляет из себя импортозамещение с опорой на переработку продукции базовых отраслей региона. Структура экономики Сингапура следующая: 0,2%ВВП создаётся в сфере сельского хозяйства, около 35% - в промышленности, чуть более 27% - в сфере финансов и бизнес услуг, а на доля транспорта и коммуникация приходится почти 13% ВВП. Сейчас широкое развитие в этой стране получили электроника, информатика и биотехнологии.

Модель развития Южной Кореи может успешно функционировать только при определённых экономических условиях, которыми являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, а также развития сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием и политика справедливого распределения доходов. Дальнейшие успехи экономического развития Южной Кореи связана с переходом к наукоёмкой, высокотехнологичной продукции, производство которой будет опираться на долгосрочную государственную политику в области науки, техники и подготовки квалифицированных работников. С 1979 года Корея проводит политику открытости экономики для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и европейским инвестициям в страну по линии ТНК. Страна, начав как Япония с заимствования иностранных технологий н первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу. Несмотря на определённые успехи в развитии, экономика Кореи в настоящее время переживает серьёзные проблемы. Предприятия-конгломераты чрезмерно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом спектре избранных сегментов бизнеса. Предприятия, теряя прежние прибыли, стали становиться банкротами. Заработная плата в наукоёмкой промышленности превысила европейский уровень, сделав невозможным конкуренцию на основе экономии на издержках на оплату труда, что отрицательно сказалось на дальнейшем наращивании экспорта. Причины трудностей корейской экономики заключается в том, что экспортоориентированная модель не ставила перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействуя исключительно внешние факторы. Очевидна, что такая стратегия должна быть повержена пересмотру.

Для экономики Тайваня характерен крупный государственный сектор, под контролем которого находится шестая часть промышленного производства и половина товарооборота. Индустриализация в Тайване в своё время была проведена при непосредственном участии США. В результате американской помощи и политики государственного регулирования экономического развития уже в 1980-е годы в экспорте этого государства преобладала промышленная продукция (около 90%). Структура ВВП Тайваня имеет выраженный промышленный характер: 3,5% - доля сельского хозяйства, почти 40% - промышленности и около 57% приходится на сферу услуг.

НИС «второй волны».

Динамизм такого “азиатского дракона” как Малайзия также базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности. Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА).

Аграрный сектор экономики Малайзии получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен, предоставлением субсидий на приобретение машин и удобрений.

Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства, хотя масштабы государственного регулирования имеют тенденцию к снижению. Так, отношения бюджетных расходов к ВВП сократилось с 58% в 1981 году до 15% в 1998. Однако правительство по-прежнему поддерживает приоритетные секторы экономики (прежде всего электронику) путём предоставления льготных кредитов и прямого бюджетного финансирования.

Отличие Малайзии от многих развивающихся стран состоит в том, что развитие государственного сектора выполняет целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам. То есть поддержка отечественного бизнеса и государственного сектора не подразумевает создание “тепличных” условий, что сохраняет здоровую конкурентную среду.

В экономике Индонезии до начала 60-х годов приоритет отдавался усилению нерыночных отношений. Однако с приходом к власти в 1965 году генерала Сухарто началась существенная корректировка экономической модели, подразумевающая государственную поддержку укрепления рыночных институтов. При непосредственном участии государства началась активная модернизация сельского хозяйства. Так, объём субсидий достиг 8-9% стоимости урожая, что выше, чем в других странах ЮВА. Обеспечивалось стимулирование частного бизнеса, возвращение собственникам (в том числе иностранным) национализированных ранее предприятий, привлечение внешних займов и прямых инвестиций. Одновременно шло становление крупных государственных компаний, действовавших в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и финансовой сфере.

В 80-90-е годы произошла ещё одна модификация стратегии экономического развития. Приоритет стал отдаваться экспортоориентированной экономической модели с упором на подъём трудоёмких отраслей с использованием дешёвого малоквалифицирован- ного труда. При этом ставилась задача постепенно ограничить масштаб и сферы деятельности государственного сектора.

Рассмотрим теперь вкратце отличительные черты экономики Таиланда . Примечательной особенностью этой страны является то, что достаточно частая смена правительств, в том числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамике развития экономики страны: среднегодовые темпы прироста ВВП в 50-90-е года составили 7%, то есть были одними из самых высоких среди рассматриваемых стран. Дело в том, что колебание политического курса не влияли отрицательно на предсказуемость экономической политики. Отличительными чертами экономического курса на протяжении 60-90-х годов были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета; ограниченное вмешательство государства в экономический процессы; гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.

Филиппины являются самой бедной страной среди НИС. ВВП на душу населения здесь меняя 3 тыс. $. Особенностью экономики страны является тот факт, что она ещё не исчерпала резервы экстенсивного развития. Промышленный сектор этого государства представлен прежде всего добывающей промышленностью и текстильным производством, а также сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Тем не менее в Филиппинах уже появились первые прогрессивные отрасли экономики: производство бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования.

Таблица 2

Доля различный отраслей экономики в создании ВВП

Важнейшие группировки АТР.

Организация АСЕАН (от английской аббревиатуры – ASEAN – The Association of Southeast Asian Nations) региональное объединение стран Юго-Восточной Азии, которые на сегодняшний день, в общем, имеют население 500 млн. человек, общий ВВП в 737 млрд. долларов США, объем торгового оборота в 720 млрд. долларов США. Была создана 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд) руководством Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Сингапура. 8 января 1984 года в члены организации был принят Бруней Даруссалам. После окончания так называемой «холодной войны» в члены организации были приняты страны социалистической ориентации – Вьетнам (28 июля 1995 года), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 года), Камбоджа (30 апреля 1999 года). Активно расширяется сотрудничество со странами региона в рамках формулы «АСЕАН плюс 3» и «Диалог с партнерами». В рамках последнего активно участвуют такие страны как Япония, Индия, Китай, Республика Корея, Австралия, Канада, ЕС, Новая Зеландия, Россия, США, Пакистан.

СОГЛАШЕНИЕ ОБ УГЛУБЛЕНИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ АВСТРАЛИЕЙ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИЕЙ

(фактически это соглашение о зоне свободной торговли)

1983 год - под­пи­са­но со­гла­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли (ЗСТ) к 1995 го­ду.1988 год - сня­ты по­шли­ны.1990 год - сня­ты ко­ли­че­ст­вен­ные ог­ра­ни­че­ния, ан­ти­дем­пин­го­вые про­це­ду­ры, гар­мо­ни­за­ция на­цио­наль­ных стан­дар­тов и та­мо­жен­ных пра­вил, уст­ра­не­на прак­ти­ка пре­фе­рен­ций к сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­ных за­ку­пок и за­ка­зов.Это со­гла­ше­ние име­ло боль­ший эф­фект для Новой Зеландии, о чем го­во­рят сле­дую­щие циф­ры:1992 год до­ля Новой Зеландии в экс­пор­те Ав­ст­ра­лии - 5,7%,до­ля Ав­ст­ра­лии в экс­пор­те Новой Зеландии- 18,9%.Со­гла­ше­ние в боль­шей сте­пе­ни име­ет ре­гио­наль­ный эф­фект, т.к. ос­нов­ны­ми парт­не­ра­ми этих двух стран яв­ля­ют­ся го­су­дар­ст­ва ЮВА (до 60% то­ва­ро­обо­ро­та). Вдо­ба­вок - это от­кры­тое со­гла­ше­ние, к ко­то­ро­му мо­жет при­сое­ди­нить­ся лю­бое го­су­дар­ст­во. Бы­ла вы­дви­ну­та идея (ко­то­рую труд­но осу­ще­ст­вить на прак­ти­ке вслед­ст­вие раз­ни­цы в эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии стран Океа­нии) о вклю­че­нии в АН­ЗСЕР­ТА го­су­дарств юга Ти­хо­го Океа­на, или соз­да­нии об­щей зо­ны со­труд­ни­че­ст­ва и т.д.

Список используемой литературы.

1.”Мировая экономика” Халевинская, Крозе.

2.”Мировая экономика” Хасбулатов.

3.”Экономика зарубежных стран” Погорлецкий.

4.”Мировая экономика” Кудров.

Готовность к изменению климата

Генеральный секретарь ООН

Генеральный секретарь ООН имеет в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Департамент по политическим вопросам (ДПВ)

Департамент ООН по политическим вопросам работает в Азиатско-Тихоокеанского региона.

Департамент глобальных коммуникаций

В Азиатско-Тихоокеанском регионе расположены . Кроме того, в Бангкоке есть Информационная служба, которая является частью ЭСКАТО

Учреждения системы ООН в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Программа развития ООН (ПРООН)

Программа развития ООН осуществляет страновые и региональные программы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона через страновые представительства ПРООН .

Фонд капитального развития ООН

Фонд капитального развития ООН осуществляет страновые программы во многих странах .

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)

Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА)

Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) имеет региональный офис в Бангкоке, Таиланд, суб-региональное бюро в Сува, Фиджи, и страновые отделения для Азиатско-Тихоокеанского региона.

Управление ООН по делам беженцев (УВКБ)

Управление ООН по делам беженцев работает в четырех регионах Азии и Тихого океана: Центральная Азия , Восточная Азия и Тихоокеанский регион , Южная Азия , Юго-Восточная Азия и Юго-Западная Азия .

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Всемирная организация здравоохранения работает в странах региона Юго-Восточной Азии. Региональное бюро ВОЗ для стран Юго-Восточной Азии находится в Нью-Дели, Индия. Региональное бюро ВОЗ для стран Западно-Тихоокеанского региона находится в Маниле, Филиппины

Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу

Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу работает в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Международная организация труда (МОТ)

Членами Международной организации труда работает в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Региональное отделение МОТ, расположенное в Бангкоке, Таиланд.

Структура «ООН-Женщины»

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Международный союз электросвязи (МСЭ)

Региональное бюро Международного союза электросвязи для стран Азиатско-Тихоокеанского региона находится в Бангкоке, Таиланд. Его Зональное отделение в Джакарте, Индонезия, обслуживает государства-члены, а также членов Секторов МСЭ и Ассоциированных членов, большинство которых имеют свои штаб-квартиры в регионе.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

Региональное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в Азиатско-Тихоокеанском регионе несет ответственность за оказание юридической и технической помощи развивающимся странам и наименее развитым странам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат)

Региональное бюро Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам для стран Азиатско-Тихоокеанского региона находится в городе Фукуока, Япония. Оно осуществляет надзор за деятельностью ООН-Хабитат в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Введение.

В данной работе рассмотрены основные особенности АТР.

Опираясь на информацию учебной литературы, Я рассмотрела основные страны этого региона, Новые Индустриальные Страны и важнейшие группировки АТР, выявила их проблемы.

Тема АТР показалась мне интересной по своему содержанию, но особый интерес в этом регионе для представили страны Юго-Восточной Азии, поскольку именно в этом регионе миру явились 4 азиатских чуда стран-«драконов» (Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея), а затем и чудо стран-«тигров». Эти государства сумели в относительно малые сроки добиться огромного прогресса в социальной, а особенно, экономической сферах.

В 1950-е годы в странах АТР было в наличии только отсталое сельское хозяйство. К настоящему же времени страны АТР превратились в одни из самых быстроразвивающихся стран мира.

Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона.

АТР- экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объедененными и торговыми отношениями. Эти страны имеют выход к Тихому океану и используют его водное пространство для транспортного сообщения. Важными прмышленно-торговыми центрами в составе АТР является развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада,и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млдр. человек.

Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом хозяйстве. АТР занимает лидирующее положение в международных торговых отношениях. На его долю приходится 40% от объема мировой торговли и внешне-экономических операций. Столь существенная доля участия в международных торговых операциях поддерживает интенсивность промышленное производство в странах АТР насчитывает 60% от мировой индустрии.

Общая характеристика развитых индустриальных и аграрно-индустриальных стран АТР.

Так как важными промышленными центрами в АТР являются такие страны как Россия, США, Япония, Китай и Канада, представляю краткую информацию о некоторых странах.

Япония островное государство с общей площадью 372 тыс. км2, расположенное у восточных берегов Евразии. ЭГП характеризуется положением на перекрестке морских путей Азиатско-Тихоокеанского региона, соседством с крупнейшими странами мира. Это открывает большие возможности для участия в международном географическом разделении труда.

Численность населения страны более 125 млн человек, она входит в первую десятку крупнейших по численности населения стран. В последние десятилетия в стране установился первый тип воспроизводства населения и естественный прирост составляет 3 человека на 1000 в год. Национальный состав населения однородный 99% населения составляют японцы. Средняя плотность населения одна из самых высоких в мире 330 чел./1 км2.

Уровень урбанизации 77%, один из самых высоких в мире. Крупнейшие города Токио, Осака и Нагоя. Сформировавшиеся вокруг них агломерации вместе образуют крупнейший мегалополис Токайдо со средней плотностью населения 8001000 чел./км2.

Япония вторая страна мира по уровню развития хозяйства. Минеральные природные ресурсы для развития промышленности практически отсутствуют. Страна имеет в целом благоприятные природные условия и ресурсы для развития сельского хозяйства, хорошо обеспечена водными ресурсами, имеет благоприятные условия для развития морского транспорта, рыболовства.

Главные отрасли промышленности современное машиностроение, энергетика, металлургия, химическая промышленность. Ведущая отрасль международной специализации машиностроение, в особенности электроника, робототехника, автомобилестроение. На него приходится более 50% всего экспорта страны.

Сельское хозяйство обеспечивает основную часть потребностей страны в продовольствии. Главная его отрасль растениеводство, а главная культура рис. В последнее время большое развитие получили и основные отрасли животноводства. Важная отрасль хозяйства рыболовство. Япония занимает 1 -е место в мире по улову рыбы.

Страна находится на 2-м месте в «ире по объему внешней торговли,является одним из крупнейших экспортеров капитала.

США крупнейшее государство, расположенное в Северной Америке. Территория 9,4 млн км2 (4-е место в мире). Состав территории: основная территория, Аляска, Гавайские острова в Тихом океане. ЭГП выгодное вследствие наличия широкого фронта морских границ, положения между двумя океанами. Природная и экономическая «прозрачность» сухопутных границ с Канадой и Мексикой способствует развитию торгово-экономических связей.

США федеративная республика, столица Вашингтон.

Население. Занимает 3-е место в мире после Китая и Индии. Характерен второй тип воспроизводства. Иммиграция оказывала и оказывает большое влияние на формирование американской нации. Население размещено неравномерно: плотность в приморских и приозерных штатах 350400 чел./км2, в горных 23 чел./км2. В настоящее время характерны внутренние миграции из штатов Севера в штаты Юга. Главные мегаполисы: Северо-Восточный (Бостон Вашингтон), Приозерный (ЧикагоПитсбург), Калифорнийский (Сан-ФранцискоЛос-Анджелес). Сельское население живет на формах и в компактных поселениях.

Хозяйство. США первенствует во многих старых, новых, особенно новейших отраслях (авиатехника, ракетно-космическая, электронно-вычислительная техника). В промышленности представлены все отрасли и подотрасли. В МГРТ особо выделяются автомобилестроение, электроника, авиаракетнокосмическая промышленности, велико значение нефтяной. Сельское хозяйство многоотраслевое. Совершен переход к агробизнесу. Основной тип сельскохозяйственных предприятий высокоспециализированные фермы. США дают 50% мирового экспорта зерна- США занимают первое место в мире по развитию всех видов транспортаОчень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг (2/3 всех занятых), что свидетельствует о вступлении страны в стадию постиндустриального развития.

Для территориальной структуры хозяйства характерна концентрация экономической жизни в приокеанских и приозерных районах. Региональная политика направлена на смягчение территориальных диспропорций.

Зависимость экономики США от внешней торговли меньше, чем зависимость зарубежной Европы, но она возрастает. Большая часть торговли приходится на Канаду и Японию, страны Западной Европы, 1 3 на развивающиеся страны.

Китай великое древнее государство, возникшее задолго до новой эры. Оно внесло огромный вклад в материальную и духовную культуру человечества.

ЭГП . Китайская Народная Республика третье по размерам территории государство мира, протянувшееся в центральной и восточной частях Азии с востока на запад на 5,7 тыс. км, а с севера на юг на 3,7 тыс. км. Чрезвычайно выгодно приморское положение страны. Практически незамерзающие моря открывают широкий выход в Тихий океан и огромные возможности для развития внешних экономических связей.

Природные ресурсы Китая велики и разнообразны. На севере страны расположены огромные массивы дальневосточных лесов, на юге пространства заняты тропическими лесами. Страна занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов и цинка, олова, вольфрама, молибдена и других видов минерального сырья. Огромные водные ресурсы хранят в себе крупные запасы гидроэнергии.

Китай самая многонаселенная страна в мире. Согласно переписи 1990 г. численность населения Китая составила 1 млрд 134 млн человек. Хотя в Китае и проводится активная демографическая политика по снижению темпов роста населения, к 2000 году оно составит 1,3 млрд человек. С одной стороны, такое большое население предопределяет огромные трудовые ресурсы (около 700 млн человек), с другой обостряет жилищную и продовольственную проблемы. КНР страна многонациональная, хотя более 90% ее жителей китайцы. Большая часть национальных меньшинств проживает во внутренних районах страны. Для Китая характерны большие контрасты расселения: почти 90% жителей сосредоточены на 1/3 территории страны на востоке. Китай слабо урбанизированная страна, лишь каждый третий житель страны горожанин. При этом ни в одном другом государстве мира нет такого количества городов-« миллионеров» (около 40).

За последние десятилетия Китай, хозяйство которого основывается на общественной собственности, превратился в крупное индустриальное государство с самыми высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует угольная промышленность. Растет добыча нефти и газа. Производство электроэнергии базируется на ТЭС (3/4 электроэнергии). В Китае осуществляется программа развития гидроэнергетики: главные каскады ГЭС сооружаются в верховьях Янцзы и Хуанхэ.

В машиностроительном комплексе преобладают не специализированные, а универсальные предприятия. Главные центры машиностроения Шанхай, Харбин, Пекин, Лоян и др.

Химический комплекс опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье. Выделяют две группы производств: 1) минеральных удобрений; 2) бытовой химии и фармацевтики.

Столицей текстильной промышленности является Шанхай

В сельском хозяйстве Китая занято 400 млн человек. В растениеводстве резко преобладают зерновые 80% всех посевов. Главной возделываемой культурой остается рис.

Среди технических культур преобладает хлопчатник. На северо-западе Китая преобладает интенсивное кочевое или полукочевое скотоводство. Разводят рабочий скот: лошадей, быков, волов.

Примерно половина грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Однако растет доля автомобильного, морского и трубопроводного транспорта.

Новые индустриальные страны Азиат

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)

Согласно ст. XXIV ГАТТ исключения из принципа наибольшего благоприятствования в пользу интеграционных объединений считаются правомерными, если отвечают ряду условий: замораживаются ставки таможенных пошлин в отношении товаров третьих стран на момент создания интеграционного объединения; снижаются пошлины и устраняются прочие ограничения во взаимной торговле. Максимальный срок формирования объединения составляет 10 лет. Каждое объединение должно быть нотифицировано в ГАТТ и после этого может быть предоставлено исключение из принципа наибольшего благоприятствования. Официально такие исключения предоставлялись лишь дважды: в отношении ЕОУС в 1952 г. и Американо-канадского автомобильного пакта в 1965 г.

Для интеграционных объединений, состоящих из развивающихся стран, существуют особые правила нотификации и правового режима объединений. Одно из условий при этом – провести консультации с партнерами из третьих стран. По состоянию на 2010 г. в рамках ВТО были нотифицированы 12 интеграционных объединений, которые созданы развивающимися странами, в том числе латиноамериканскими, арабскими, азиатскими и др.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – третий по значению центр экономической интеграции в мире (после ЕС в Европе и НАФТА в Северной Америке). Здесь наиболее сильны и заметны межцивилизационные противоречия и различия в интересах между развитыми и развивающимися странами. Соответственно различаются доктринальные подходы к интеграции, внешнеполитические и правовые позиции заинтересованных государств. Так, в первой половине XX в. Япония пыталась реализовать в АТР концепцию Великой восточно-азиатской зоны совместного процветания. Целью являлось прикрытие японской экспансии и обеспечение азиатскими природными ресурсами экономики Японии. В 1965 г. в Японии появилась идея создания Тихоокеанской зоны свободной торговли (ПАФТА) и организации экономического сотрудничества, аналогичной ОЭСР. В регионе активно действуют США, пытаясь сохранить свое влияние. Малайзия с начала 1990-х гг. выступила и продолжает выступать с концепцией создания восточноазиатского интеграционного объединения, которое состояло бы только из азиатских государств.

Можно выделить три основных центра интеграции в АТР: 1) АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии; 2) Австралия – Новая Зеландия и Форум тихоокеанских островов; 3) АТЭС – Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

АСЕАН

В 1960-х гг. в регионе сформировались и развиваются несколько крупных межгосударственных интеграционных объединений, состоящих из государств – бывших колоний Великобритании, Франции, США, Нидерландов. Наиболее крупное из них – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – нотифицировано, легализовано в рамках ГАТТ/ВТО.

АСЕАН была создана в 1967 г. на основе Бангкокской декларации. Штаб-квартира находится в Джакарте (Индонезия). Сегодня в АСЕАН входят: Сингапур, Таиланд, Филиппины, Индонезия, Малайзия, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. В рамках АСЕАН уже создана зона свободной торговли шести наиболее развитых из развивающихся стран-участниц (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия, Бруней), формируется зона свободного движения инвестиций. Бангкокской декларацией была поставлена задача создания таможенного союза.

Высший орган АСЕАН – Конференция глав государств и правительств. В период между конференциями руководящими органами являются ежегодные сессии (совещания) министров иностранных дел и других отраслевых министров. Текущая работа осуществляется Постоянным комитетом АСЕАН; в него входят: генеральный секретарь АСЕАН, генеральные секретари национальных секретариатов во главе с министром иностранных дел страны, являющимся председателем АСЕАН на данный момент (собирается несколько раз в год). Для координации деятельности АСЕАН создан Секретариат с соответствующими службами (бюро, комитеты). Каждое государство располагает собственным секретариатом для координации текущей работы и подготовки решений АСЕАН.

На регулярных конференциях (встречах) министров экономики рассматриваются вопросы взаимной торговли и преференций, создания стабилизационных запасов товаров, строительства региональных промышленных объектов и др.

В 1976 г. на совещании в верхах руководителей стран АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН (рамочное соглашение о программе действий). В 1977 г. подписан Договор о взаимных торговых преференциях (ASEAN Preferential Trade Agreement), на основании которого сформирована зона преференциальной торговли. Преференциальный тариф согласно Договору о взаимных торговых преференциях 1977 г. распространяется на продовольствие, жидкое топливо, некоторые виды сырьевых и промышленных товаров – товары, доля иностранных компонентов в которых не превышает 50%.

В 1992 г. на саммите АСЕАН было принято решение о создании зоны свободной торговли и подписано соглашение (ASEAN Free Trade Agreement) – АФТА; в 1994 г. – Рамочное соглашение АСЕАН по услугам (АФАС); в 1998 г. – Соглашение о формировании Инвестиционного пространства АСЕАН (ASEAN Investment Area).

Движение в сторону зоны свободной торговли и таможенного союза происходит на основе Действующего общего таможенного тарифа (Common Effective Preferential Tariff). В целях унификации товарных номенклатур государства перешли на Гармонизированную систему описания и кодирования товаров. В 1998 г. было подписано рамочное соглашение о взаимном признании стандартов производства товаров. Началась гармонизация внутреннего законодательства по широкому фронту отношений.

В рамках создания общей инвестиционной зоны проводится либерализация режима для взаимных инвестиций, в первую очередь в сфере промышленности, сельском хозяйстве, рыбной ловли и горной добычи. Предоставляется национальный режим в сочетании с РНБ в отношении прямых инвестиций и инвесторов; к 2020 г. планируется распространить национальный режим и на инвесторов из третьих стран (с определенными исключениями). Создана институциональная структура Инвестиционного пространства: Совет из министров стран-участниц, Координационный комитет по инвестициям.

Осуществляя либерализацию инвестиционного режима для иностранных инвестиций и инвесторов, государства АСЕАН "расчищают" внутреннее законодательство, устраняют заложенные в него ограничения для иностранного элемента. Так, Индонезия разрешила создавать предприятия со 100%-ным иностранным капиталом в сфере оптовой и розничной торговли и в банковской системе; Малайзия – в промышленности; Бруней – в сфере высоких технологий и экспортно-ориентированных отраслях. Вьетнам внес коррективы в законодательство, в соответствии с которыми не только крупные иностранные инвесторы (при стоимости проекта в 5 млн долл, и выше) могут получать необходимые лицензии, но и более мелкие инвесторы. Малайзия законодательно сняла запрет на покупку зарубежными предприятиями (юридическими лицами) земельных участков.

В то же время во внутреннем праве многих стран АСЕАН имеются нормы, ограничивающие свободу допуска иностранных инвестиций и инвесторов и правовой режим для них, а именно:

  • – прямые запреты на допуск прямых иностранных инвестиций в отдельные отрасли и сектора экономики (в Таиланде – более 60 отраслей);
  • – установление процентной доли иностранного инвестора в уставном капитале национального предприятия (до 30–50%);
  • – запрет на покупку земли иностранным инвестором;
  • – разного рода ограничения (часто процедурного характера) на получение инвестиционных льгот.

Государствами АСЕАН заключаются двусторонние и многосторонние соглашения о тарифных преференциях, которые не охватывают всех членов Ассоциации. Между АСЕАН и ЕС, начиная с 1980 г., подписываются Соглашения о сотрудничестве, предусматривающие взаимное предоставление РНБ в торгово-экономической сфере. С просьбой о создании зоны свободной торговли к правительствам государств АСЕАН обратился в ноябре 2002 г. министр экономики Тайваня. Со стороны Южной Кореи прозвучало предложение Сингапуру подписать двусторонний договор о создании зоны свободной торговли. Выдвинута и обсуждается идея создания зоны свободной торговли между АСЕАН и Китаем, АСЕАН и Японией.

Видно, что государства АТР либо стремятся "переключиться" с метода многостороннего регулирования интеграции на двусторонний, либо более эффективно совместить эти два метода.

Новое на сайте

>

Самое популярное