Домой Кредитные карты Какая экономическая школа была первой. Характеристика основных школ и направлений развития экономической теории

Какая экономическая школа была первой. Характеристика основных школ и направлений развития экономической теории

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и метод курса «История экономических учений».

2. Функции, структура и периодизация истории экономической мысли.

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом изучения истории экономических учений?

2. На какие методы экономического анализа опирается история экономических учений как научная дисциплина?

3. Какова логика, структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».

4. Какое объяснение можно дать тому факту, что экономическая теория, начавшись с греческих философов, дальнейшее развитие получила только в конце средневековой эпохи?

Практические задания

Задание 1. Развитие экономической теории идет путем взаимодействия двух процессов, с одной стороны, путем анализа новых фактов экономической жизни, а с другой стороны – путем критического осмысления того, что дали предшествен­ники. По мере развития объекта исследования (т.е. экономики), совершен­ствования методов усиливается процесс дифференциации экономической науки, возникают новые экономические направления и школы, нередко дающие различное истолкование одних и тех же экономических процессов.

Заполнить недостающие элементы в развитии экономической теории на рисунке 1.

Рисунок 1 – Развитие экономической теории

Тестовые задания:

1. Хронологический порядок возникновения экономических школ:

а) меркантилизм;

б) институционализм;

в) историческая школа;

г) австрийская школа;

д) школа физиократов.

2. На экономической теории как на междисциплинарной науке настаивают:

а) неоклассики;

б) неокейсианцы;

в) представители исторической школы;

г) институцианалисты;

д) монетаристы.

3. Историческая последовательность экономических школ:

а) меркантилизм;

б) маржинализм;

в) классическая школа;

г) физиократы;

д) институционализм.

4. Хронологическая последовательность экономических школ:



а) классическая школа;

б) кейнсианство;

в) «молодая» историческая школа;

г) институционализм;

д) «старая» историческая школа;

е) неолиберализм.

5. Богатство в соответствии с эволюцией экономической мысли выражалось в хронологическом порядке

а) в возрастании производимых материальных благ;

б) в накоплении драгоценных металлов;

в) в наращивании материальных и духовных благ;

г) в положительном сальдо внешнеторгового баланса;

д) в уровне развития с/х производства;

е) в полном и всестороннем развитии производительных сил.


ТЕМА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ КАК ПЕРВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и метод изучения меркантилистов.

2. Этапы развития меркантилизма.

3. Историческое значение меркантилизма.

4. Особенности развития меркантилизма в России.

Контрольные вопросы:

1. Какие этапы в своем развитии проходит меркантилизм, и чем они отличаются друг от друга? Причины перехода от денежного баланса к торговому. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

2. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Что понимается под металлической и номиналистической теорией денег? В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства? Почему?

3. Выделить различия между ранним и поздним меркантилизмом, охарактеризовать вклад меркантилистов в обоснование методов государственной экономической политики.

4. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

5. В каких странах наиболее последовательно проводилась политика раннего и зрелого меркантилизма?

6. Отразить причины перехода от денежного баланса к торговому.

7. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

8. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какая роль отводилась промышленности?

9. В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства и почему?

10. Выделить недостатки экономических взглядов меркантилистов.

11. Каково значение теории и практики меркантилизма? Отошла ли политика стимулирования внутреннего рынка, ограничения конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции в прошлое? Для какой группы стран особенно характерно проведение этой политики?

12. Изложить исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

13. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.

14. В книге какого российского экономиста-теоретика обосновывалась необходимость проведения протекционизма в России?

Практические задания:

Задание 2. В развитии меркантилизма выделяются два этапа:

– ранний (XV-XVI вв.), называемый монетарной системой, теорией денежного баланса:

– развитой (поздний, зрелый) (XVII – XVIII вв.), называемый мануфактурной системой, теорией торгового баланса.

Охарактеризовать различия между ранним и развитым меркантилизмом, результаты анализа представить в таблице 2.

Таблица 1 – Характеристика различий между ранним и развитым

меркантилизмом


Продолжение таблицы 1.

Тестовые задания:

1. Согласно положениям меркантилистов источником денежного богатства является:

а) заграничные инвестиции;

б) внешняя торговля;

в) положительное сальдо торгового баланса;

г) превышение экспорта импортом.

2. Меркантилисты исследовали отношения в сфере:

а) торговли;

б) производства;

в) промышленности;

г) транспорта;

д) обращения.

3. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

б) Ф. Кенэ;

в) Д. Рикардо.

4. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

б) в сельском хозяйстве;

в) в промышленности;

г) в торговле;

5. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

а) функциональный;

б) причинно-следственный;

в) эмпирический;

г) эвристический.

6. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

б) Ф. Кенэ;

в) А.Л. Ордын-Нащокин;

г) А. Монтекретьен;

д) У. Петти;

е) Д. Рикардо.

7. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

а) при добыче драгоценных металлов;

б) в сельском хозяйстве;

в) в промышленности;

г) в торговле;

д) в материальном производстве.

8. Ранние меркантилисты:

а) Фома Аквинский;

б) У. Стаффорд;

в) А. Монкретьен;

г) Ф. Кенэ;

д) Г. Скаруффи.

9. Представителями позднего меркантилизма являются:

а) Аквинский Фома и Блаженный Августин;

б) Мен Т. и Монкретьен А.;

в) Кенэ Ф.и Тюрго Ж.;

г) Петти У. и Буагильбер П.;

д) Локк Дж. и Ло Дж.

10. Богатство отождествлялось с деньгами в трудах:

а) У. Петти;

б) Т. Мена;

в) П. Буагильбера;

г) А. Монкретьена;

д) Ф. Кенэ.

11. Основоположниками количественной теории денег являются:

б) Р. Кантильон;

в) Ж. Тюрго;

д) А. Монкретьен.

12. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

а) эмпирический;

б) причинно-следственный;

в) функциональный;

г) эвристический.


ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.

Становление общества сопряжено с реализацией материальных и духовных человеческих потребностей. Удовлетворение нужд выступает главным мотивом участия людей в производственных отношениях и фундаментом экономического развития.

Значение потребностей

Человеческие нужды побуждают людей к действию. Потребности существуют совместно со средствами, с помощью которых осуществляется их удовлетворение. Эти "инструменты" формируются непосредственно в рабочем процессе. Труд - целесообразная деятельность. Он проявляется прежде всего в умении человека создавать предметы и средства для материального производства. В формировании собственности центральным звеном выступает присвоение трудовых средств.

Хозяйственный интерес

Он возникает на основе системы разнообразных интересы - важнейший мотив При совершенствовании производства увеличивается количество нужд. Они, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономики. Формирование потребностей, кроме прочего, зависит и от субъективных факторов. К ним прежде всего относят вкусы и склонности человека, духовные нужды личности, физиологические и психологические особенности, а также народные обычаи и привычки. В связи с этим формируются условия, при которых человек вынужден устанавливать ценность услуг либо товаров.

Производственная деятельность

Она осуществляется с помощью экономической системы. Последняя представляет собой специфический общественно-организационный механизм. В связи с ограниченностью имеющихся ресурсов, удовлетворение нужд всех членов общества достигнуть невозможно. Тем не менее, цивилизация стремится к этой цели как к идеалу. Это заставляет человечество вырабатывать разнообразные средства, которые позволили бы реализовать данную задачу. В качестве одного из таких средств выступает экономическая теория.

Исходные элементы

Первые признаки обнаруживаются в трудах мыслителей Древнего Египта и в древнеиндийских трактатах. Ценные заповеди, касающиеся хозяйствования, присутствуют и в Библии. Как научное направление экономическая теория начала формироваться более отчетливо в работах древнегреческих философов. Первые идеи сформулированы Ксенофонтом, Аристотелем, Платоном. Именно они ввели термин "экономия", обозначая им учение о создании и ведении домашнего хозяйства в рабовладельческих условиях. Это направление базировалось на элементах натуральной трудовой деятельности и рынка.

Развитие экономических школ

Труды древнегреческих мыслителей стали фундаментом для дальнейшего формирования учения. Оно разделилось впоследствии на несколько направлений. В итоге сформировались следующие основные экономические школы:

Общая характеристика традиционного направления

Основные экономические школы формировались под влиянием различных взглядов разных ученых. Выдающуюся роль в становлении традиционного учения сыграли такие деятели, как Ф. Кенэ, У. Пети, А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Миль, Жан-Батист Сэй. При различии взглядов их объединяло несколько общих идей, на базе которых формировалась классическая экономическая школа. В первую очередь, все названные авторы выступали сторонниками хозяйственного либерализма. Его суть зачастую выражена словосочетанием laissez faire, что буквально значит "оставьте делать". Принцип этого политического требования был сформулирован еще физиократами. Идея заключалась в предоставлении полной личности и конкуренции, неограниченной государственным вмешательством. Обе эти экономические школы рассматривали человека как "хозяйствующего субъекта". Стремление личности к преумножению своего богатства способствует увеличению такового у всего общества. Автоматическим механизмом самонастройки ("невидимой рукой", как назвал его Смит) направляются разрозненные действия потребителей и производителей так, что во всей системе устанавливается долгосрочное равновесие. При этом продолжительное существование в ней недовыработки, перевыработки продукции и безработицы становится невозможным. Авторы этих идей внесли значительный вклад в формирование школы экономической науки. Впоследствии они использовались и совершенствовались. Многие экономические школы вносили свои дополнения в эти идеи. В результате формировались системы, которые соответствовали тому или иному этапу становления общества. Так возникла, например, социально-экономическая школа.

Идея Смита

На базе школы экономической теории, сторонником которой являлся этот деятель, была разработана концепция рабочей стоимости. Смит и его последователи считали, что формирование капитала осуществляется не только посредством земледелия. В этом процессе особое значение имеет труд и прочих слоев населения, всей нации в целом. Сторонники этой школы экономической теории утверждали, что, участвуя в производственном процессе, трудящиеся всех уровней вступают в кооперацию, сотрудничают, что, в свою очередь, исключает любое различие между производительными и "бесплодными" видами деятельности. Такое взаимодействие наиболее эффективно тогда, когда осуществляется в виде рыночного товарообмена.

Экономические школы: меркантилизм и физиократы

Эти учения, как и описанное выше, существовали в 18-19 веках. Эти экономические школы имели различные взгляды на производство общественного богатства. Так, меркантилизм придерживался идеи о том, что базой выступает торговля. Для увеличения объема общественного богатства правительство должно всеми способами поддерживать внутренних продавцов и изготовителей, препятствуя деятельности зарубежных. Физиократы считали, что экономическую основу составляет сельское хозяйство. Общество они делили на три класса: собственников, производителей и бесплодных. В рамках этого учения были сформулированы таблицы, которые, в свою очередь, стали фундаментом для образования модели межотраслевого равновесия.

Прочие направления 18-19 веков

Маржинализм - это австрийская школа, придерживающаяся идеи о предельной полезности. Ведущим деятелем этого направления являлся Представители этой школы объяснили понятие "стоимость" с позиции психологии потребителя. Они пытались базировать обмен не на производственных издержках, а на субъективной оценке полезности продаваемых и приобретаемых благ. Неоклассическая школа, представителем которой был Альфред Маршал, разработала концепцию функциональных взаимоотношений. Сторонником математического направления был Он характеризовал рыночную экономику как структуру, которая способна достичь равновесия путем взаимодействия предложения и спроса. Им была разработана концепция общего рыночного баланса.

Кейнсианство и институционалисты

Кейнс базировал свои идеи на оценке деятельности всей экономической системы в целом. По его мнению, структура рынка изначально не равновесна. В связи с этим, он выступал за жесткое государственное регулирование товарооборота. Сторонники институционализма, Эрхарт и Гелбрейт, считали, что анализ хозяйствующего субъекта невозможен без учета формирования окружающей среды. Ими было предложено комплексное изучение экономической системы в динамике эволюции.

Марксизм

Это направление базировалось на теории и принципе планомерного формирования народного хозяйства. Ведущим деятелем учения выступал Карл Маркс. Его работы впоследствии получили развитие в трудах Плеханова, Энгельса, Ленина и прочих последователей. Некоторые положения, выдвинутые Марксом, подверглись пересмотру "ревизионистами". К ним, в частности, относились такие деятели, как Бернштейн, Зомбарт, Туган-Барановский и другие. В советские годы марксизм выступал в качестве основы и единственного легального научного направления.

Современная Россия: ВШЭ

Высшая экономическая школа представляет собой исследовательский институт, который осуществляет проектную, образовательную, общественно-культурную и экспертно-аналитическую деятельность. Она базируется на международных стандартах. ВШЭ, выступая как часть академического сообщества, ключевым элементом своей практики считает вовлеченность в университетское глобальное взаимодействие, партнерство с зарубежными институтами. Являясь российским университетом, учреждение работает на благо страны и ее населения.

Основные направления ВШЭ - эмпирические и теоретические исследования, а также распространение знаний. Преподавание в университете не ограничивается фундаментальными дисциплинами.

    Адвалорный – 3

    Специфический – 2

    Комбинированный - 4

    Альтернативный - 1

Определение:

    Применяется по решению таможенных органов

    Ставка таможенной пользы снимается с единицы веса, объёма, длинны.

    Пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара.

    Одновременно взимаемы адвалорные и специфические ставки.

    Позитивная экономика занимается :

    Выявлением содержательных процессов и явлений.

    Поиском путей выхода из кризиса

    Использованием экономических законов при решении экономических задач

    Определением имеющихся ресурсов.

    Установить соответствия между правами собственниками и субъектами ОАО:

      1. Право пользования

        Право распоряжения

        Право владения

        Право на запрещение вредного использования

    1. Субъекты:

      1. Совет директоров – iii;

        Государство - iv

        Акционер - ii

        Общее собрание акционеров – i

    Каждому из определений дать соответствующее понятие:

    1. Анализ – мышление, направленное на выявление специальных свойств и явлений для заключения специальных свойств и явлений.

      Индукция – метод умозаключения, основанный на распространении тории по обобщению фактов

      Синтез – мышление, которое ориентировано на выявление того общего, что связывает отдельные явления.

      Дедукция – метод перехода от общего к частному

    Установить между названиями работ и их авторами.

      1. Исследование о природе и причинах богатства народов – (iiиз авторов).

        Общая теория занятости процента и денег – (ivиз авторов).

      1. Фридман Мильтон

        Маршалл Альфред

        Смит Адам

        Кейнс Джон Мейнод

  1. Учение меркантилистов в России разделяют:

    1. Мардвинов

      Посошков

      Ордин-Нащёкин

  2. Установить соответствия между теориями и фамилиями авторов этих теорий:

      1. Теория социального и рыночного хозяйства - (iiiиз авторов).

        Неоклассический синтез – (iиз атворов).

      1. Самоэльсон

    Установить хронологический порядок возникновения экономических школ:

    1. Классическая школа - 3 .

      Меркантилизм – 1 .

      Марксизм - 4 .

      Физиократия – 2 .

    Установить соответствия между теориями и распространителями/авторами

      1. Политическая английская экономика – (iиз распространителей/авторов)

        Институцианализм – (iiiиз распространителей/авторов)

      1. Риккардо

        Плеханов

      2. Бён-Баверк

    Доходы потребителей выросли от 6000 до 15000. При этом спрос на товар Х вырос от 50000 до 100000. Это позволяет охарактеризовать товар Х, как :

    1. Предмет роскоши

      Предмет первой необходимости

      Товар-заменитель

Расчёт коэффициента эластичности:

    Пример по расчёту эластичности :

E- ЭЛЛАСТИЧНОСТЬ

Самый высокий товар будет при коэффициенте эластичности 1.

    Более сложный пример по ра c чёту эластичности:

Найти коэффициент эластичности спроса (идёт с минусом).

Издержки.

    Таблица :

При сколько надо нанять рабочих, чтобы количество вырабатываемой продукции на одного рабочего было оптимально.

    Какое выражение представляет собой предельные издержки?

    1. TVC/∆Q

    Произведено 500 единиц продукции. Средние переменные издержи AVCравны 2. Средние постоянные издержкиAFC равны 0,5. Чем равны общие издержки. 2*500+0,5*500 = 1250.

    Объём выпуска фирмы в неделю – 30 штук. Затраты составляют: сырьё 200 у.е., аренда помещения – 100 у.е., зарплата рабочих – 900, амортизация – 100 (обозначают А). Оклад управляющего – 500. Чему равны средние общие издержки? (200+100+900+100+500)/30 = 60.

    Общие издержки представлены функцией: TC= 0.1*Q^3-4*Q^2+50*Q+100. Найти функцию средних переменных издержекf(AVC) =VC/Q= (TC-FC)/Q. ЗдесьFC= 100 (постоянна функцииTC). Тогдаf(AVC) = 0.1*Q^2-4*Q+50.

    Какая из данных кривых не принимает U-образной формы???

    1. MC – предельные издержки (в виде горизонтальное прямой)

Экономические школы.

Меркантилизм 16-18 вв.

От итальянского ʼʼmercanteʼʼ - торговля.

Представители: Томас Мэн (1571 – 1641), француз Антуан Монкретьен, А. Сера, У. Стаффорд, Ж-Б. Кольер, И. А. Посошков.

Меркантилизм выражал интересы торговой буржуазии. Его представители считали,что доход создается в сфере торговли.

В это время стало ясно, что самый надежный способ привлечь в страну деньги – развивать производство экспортный товаров и добиваться превышения вывоза над ввозом. По этой причине государственная власть стала покровительствовать мануфактурам и насаждать промышленное производство.

Физиократы 18 в.

От греческого – власть природы.

Представители: Франсуа Кенэ, Жак Тюрго (ʼʼЭкономические таблицыʼʼ 1758 ᴦ.)

Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения (торговли) в сферу производства, и относили к ней только те отрасли, которые связаны с природой, ᴛ.ᴇ. сельское хозяйство и горно-добывающее производство.

Классическая политическая экономия (18 – 19 вв.)

Представители: Адам Смит, давидРикардо, Жан батист Сэй, Джон Стюард Милль, Уильям Петти.

Объектом исследования здесть стало материальное производство в целом, а не только сельское хозяйство. В 1776 ᴦ. вышла книга А. Смита ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ.

Основные идеи А. Смита:

Государство не должно вмешиваться в экономику;

- (как следствие п.1) рыночное саморегулирование на базе свободных цен;

Анализ модели ʼʼэкономического человекаʼʼ: человека, который стремится к собственному богатству, способствующего накоплению богатства общества.

Он ввел понятие laissezfaire–невидимая рука (спрос и предложение). Цены на товары формируются только под воздействием спроса и предложения.

Марксизм 70-е ᴦ. 19 в.

Основоположники теории марксизма – Карл Маркс (Капитал, 1867 ᴦ.) и Фридрих Энгельс. Источник богатства – труд.

Другие представители: Лафарг, Ленин.

Маржинализм (теория предельного анализа) середина и конец 19 в.

Представители: Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений Бем-Бавек, Джон Бейтс Кларк, Леон Вальра, Вильфред Парето, У. Джевонс, О. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.

Внесли математику в экономику.начинают уделять внимание потребительскому спросу, а не только производству.

Неоклассическое направление (начало 20 в.)

Представители: А. Маршалл (книга ʼʼПринципы экономиксʼʼ, исследовал взаимодействие спроса и предложения, разработал теорию эластичности), Джон Кларк, А. Пигу, ВильфредоПаретто.

Объект исследования – поведение и субъективные мотивы ʼʼэкономического человекаʼʼ.

Школы данного направления:

- Монетаризм (Милтон Фридмен ʼʼКоличественная теория денегʼʼ, Ирвинг Фишер ʼʼПокупательная сила денегʼʼ). Предмет исследования – законы движения денежной массы.

Кейсианство 30 –е ᴦ. 20 в.

Джон Мейнард Кейс (1883 – 1946) ʼʼОбщая теория занятости, процента и денегʼʼ 1936 ᴦ., где он писал об активном вмешательстве государства в рыночную экономику. Он исследовал: национальный доход, инвестиции, потребление, сбережения и др.
Размещено на реф.рф
Решил проблему выхода из великой депрессии. Предмет анализа Кейнса – народное хозяйство в целом. Использовал макроэкономический подход.

Институционализм.

Представители: Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, З. Зомбарт, Д. Гэлбрэйт, Г. Мюрдаль, Д. Коммонс, Дж. Кларк, А. Берли.

Экономическая система развивается под воздействием институтов (семья, государство).

Экономические школы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономические школы." 2017, 2018.

  • - Экономические школы.

    Общенаучные частные Общенаучные методы: Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Материалистический подход. Метод... .


  • - Современные экономические школы.

    1)Теория постиндустриального общества как школа, выросла из институцианолизма в этой школе большое место, отводится современным воздействиям научно-технического прогресса на жизнь общества. Основание возможности существования смешанной экономики, где взаимодействуют... .



  • - Основные макроэкономические школы.

    В зависимости от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики. 1. Кейнсианцы, исходят из того, что рынок не обладает достаточной способностью к саморегулированию и не может обеспечить полную занятость.... .


  • - Общее макроэкономическое равновесие и его роль в экономике. Основные экономические школы о макроэкономическом равновесии и государственном регулировании экономики.

    В предыдущей теме было показано, что в в рыночной экономике существует макроэкономическая нестабильность, означающая нарушение равновесия в макроэкономике. Что же такое макроэкономическое равновесие? В микроэкономике под рыночным равновесием понимается... .


  • -

    Цели ценовой политики С помощью правильно разработанной политики ценообразования можно достичь нескольких целей. К основным целям предпринимательской деятельности относятся: 1. Дальнейшее существование фирмы.(25%) Ставится краткосрочная цель-выживание.... .


  • - Экономические школы, разрабатывавшие теорию цены

    Базовые экономические школы, разрабатывавшие теорию цены До настоящего времени не существует единого, сколь­ко-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения: Ø По признаку первопричины... .


  • - Экономические школы теории макроэкономики.

    Вопрос 14. Монетаризм. Если кейнсианство ознаменовало революцию в экономической теории, то появление монетаризма часто характеризуют как контрреволюцию, имея в виду вызов базовым положениям кейнсианской доктрины. Монетаризм, появление и развитие которого... .


  • - История развития экономической мысли. Основные экономические школы.

    Вопрос 3. Склонность потребителя предпочитать отдельные виды товаров наталкивается на весьма существенные преграды: цены товаров и доход самого потребителя. Построим бюджетную линию при определенных условиях. 1)месячный бюджет потребителя=300р. 2)на рынке... .



  • 1. Определите, какие виды деятельности Аристотель относил

    А - к экономике: Б - к хрематистике:

    1. крупная торговля - Б

    2. спекуляции - Б

    3. земледелие - А

    4. мелкая торговля - А

    5. ростовщичество - Б

    6. ремесло - А

    2. Расположите в правильной хронологической последовательности:

    1. появление трудовой теории стоимости - 3

    2. появление количественной теории денег - 2

    3. появление предельного анализа - 4

    4. возникновение неоклассической теории - 5

    5. возникновение теории и практики антициклического регулирования экономики - 6

    6. выделение двух сторон товара - 1

    3. Определите, что характерно для методологии экономической мысли в средневековой Западной Европе:

    1. оценка экономических явлений с позиций христианской морали - +

    2. схоластический метод - +

    3. нормативный метод - +

    4. институциональный метод

    5. статистические методы

    4. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

    1. неоклассическая школа - 4

    2. физиократия - 1

    3. марксизм - 2

    4. неоклассический синтез - 6

    5. кейнсианство - 5

    6. маржинализм - 3

    5. Определите, что характерно для: А - раннего меркантилизма; Б - позднего меркантилизма

    1. политика активного торгового баланса - Б

    3. политика активного денежного баланса - А

    4. законы об истрачивании - А

    5. преобладание экономических (косвенных) методов воздействия на экономику - Б

    6. покровительство развитию отечественной промышленности - Б

    6. Определите, что из перечисленного относится к меркантилизму:

    1. исследование вопроса об экономических кризисах

    2. макроэкономический подход - +

    3. использование метода логической абстракции

    4. преимущественное исследование сферы производства

    5. исследование сферы обращения - +

    6. микроэкономический подход

    7. эмпирический метод исследования - +

    7. Расположите в правильной хронологической последовательности:

    1. обоснование антикризисного регулирования экономики - 5

    2. разработка основных положений экономического либерализма - 2

    3. формулирование законов рационального потребления ограниченного количества благ - 4

    4. появление идеи специфического развития разных стран - 3

    5. разработка основных положений политики протекционизма - 1

    8. Установите, что характерно для: А - меркантилизма, Б - классической школы

    1. в основном исследуется сфера обращения - А

    2. . богатство создается во всех сферах производства - Б

    3. активное вмешательство государства в экономику - А

    4. богатство - запасы драгоценных металлов - А

    5. фритредерство - Б

    6. каузальный метод исследования - Б

    7. протекционизм - А

    8. основная сфера экономики, способствующая увеличению богатства страны - внешняя торговля - А

    9. Определите, что из перечисленного относится к классической школе в целом:

    1. изучение несовершенной конкуренции

    2. универсальность экономических законов - +

    3. основное условие рыночного равновесия - равенство сбережений и инвестиций

    4. равенство договаривающихся сторон - +

    5. высокая подвижность уровня зарплаты - +

    6. экономика каждой страны развивается по собственным законам

    7. концепция общественно-экономических формаций

    8. полная информированность всех участников рынка - +

    9. поиски оптимального экономического поведения

    10. Расположите в правильной хронологической последовательности:

    1. превращение экономики в самостоятельную отрасль исследования - 2

    2. появление макроэкономики как раздела экономической науки - 5

    3. появление микроэкономики как раздела экономической науки - 4

    4. попытка соединения микро- и макроэкономики в одной теории - 6

    5. формирование экономической теории как науки - 3

    6. первые попытки осмысления хозяйственной деятельности - 1

    11. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

    1. неолиберализм - 5

    2. историческая школа - 3

    3. меркантилизм - 1

    4. классическая школа - 2

    5. неокейнсианство - 6

    6. монетаризм - 7

    7. институционализм - 4

    12. Определите, что в целом характерно для маржинализма:

    1. поиски оптимального экономического поведения - +

    2. изучение средних величин

    3. использование предельного анализа - +

    4. обоснование необходимости государственного регулирования экономики

    5. микроэкономический подход - +

    6. активное использование математических методов - +

    7. исследование статики - +

    13 . Определите, что характерно для исходных позиций: А - классической школы, Б - неоклассической школы

    1. главная движущая сила экономического развития - накопление капитала - А

    2. основная проблематика - эффективность экономики - Б

    3. изучение предельных величин - Б

    4. экономический либерализм - Б

    5. установление жесткого контроля над выпуском денежной массы - А

    6. затратный принцип определения стоимости - Б

    7. активное использование методов точных наук - Б

    8. концепция автоматической самонастройки рыночного механизма - А

    9. приоритетное значение частной собственности и свободной конкуренции - Б

    14. Определите, что в целом характерно для институционального течения экономической мысли:

    1. междисциплинарный подход к исследованию экономики - +

    2. критика экономического либерализма - +

    3. государство не влияет и не должно влиять на экономическое развитие

    4. все институты (устойчивые структуры в обществе) влияют на экономическое развитие - +

    5. на экономическое развитие оказывают влияние только экономические институты

    6. критика теории рационального человека

    7. эволюционный подход к исследованию экономики - +

    8. необходимость государственного регулирования экономики

    15. Определите, что характерно для исходных позиций: А - неоклассики, Б - кейнсианства

    1. наибольшее внимание уделяется факторам спроса - Б

    2. изучение микроэкономических показателей - А

    3. необходимость государственного регулирования экономики - Б

    4. автоматическая саморегуляция рынка - А

    5. перераспределение доходов в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

    6. изучение макроэкономических показателей - Б

    7. изучается статика - А

    8. оправдание и поощрение неравенства в доходах - А

    9. признается существование вынужденной безработицы - Б

    10. особое отношение к земле как фактору производства - А

    11. абсолютная гибкость цен - А

    16. Определите, что характерно для антикризисных программ: А - кейнсианства, Б - монетаризма

    1. активное регулирование экономики государством - А

    2. финансирование частных предприятий из средств государственного бюджета - А

    3. борьба с бюджетным дефицитом, уменьшение государственных расходов - Б

    4. государство должно только создавать необходимые условия для свободного развития рыночного механизма - Б

    5. жесткая долгосрочная денежная политика - Б

    6. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - инфляция - Б

    7. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - безработица - А

    8. широкие государственные расходы, бюджетный дефицит не страшен - А

    9. увеличение налогов - А

    10. гибкая краткосрочная денежная политика - А

    17. Определите, какие из указанных мероприятий государственной экономической политики рекомендовались Дж.М.Кейнсом (А), Л.Эрхардом (Б):

    1. защита мелкого бизнеса - Б

    2. сильная антимонопольная политика - Б

    3. широкие государственные расходы для улучшения экономической конъюнктуры - А

    4. перераспределение национального дохода в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

    5. политика стабильной денежной единицы - Б

    6. политика “дешевых денег” - А

    18. Установите соответствие:

    1. Дж.М.Кейнс - 3. в задачи государства должно входить регулирование товарных рынков

    2. М.Фридмен - 2. главная задача государства - установить равновесие денежного рынка; равновесие товарных рынков установится автоматически

    3. Ф.Хайек - 1. государство не может и не должно влиять ни на денежный, ни на товарный рынки

    19. Определите правильность высказывания (да/нет):

    1. Легисты делили общество на «низших» и «высших» - нет

    2. С точки зрения П.Прудона и С.Сисмонди, необходимо развивать мелкое производство - да

    3. Представители экономической мысли в античных государствах особое внимание уделяли вопросам организации частного хозяйства - да

    4. . По мнению Д.Рикардо и К.Маркса, норма прибыли имеет тенденцию к снижению - да

    5. По мнению представителей исторической школы Германии, национальные особенности не оказывают воздействие на характер экономической системы - нет

    6.. Основоположниками классической школы считаются У.Петти и П.Буагильбер - да

    7.. Представители греческой экономической мысли считали, что основной целью производства должно быть получение прибыли - нет

    8. Акселератор показывает воздействие инвестиций на рост дохода - да

    9. М.Фридмен считал, что государство должно стремиться свести темпы инфляции к контролируемой величине - да

    20. Установите соответствие между экономическими направлениями, экономистами и их теориями:

    1. концепция «измерения без теории» - 7

    1. Ф.Хайек

    2. теория праздного класса - 3

    2. Э.Хансен

    3. теория современного монетаризма - 4

    3. Т.Веблен

    4. теория социального рыночного- 8 хозяйства

    4. М.Фридмен

    5. теория спонтанного порядка - 1

    5. В.Ойкен

    6. инвестиционная теория цикла - 2

    6. Дж.М.Кейнс

    7. У.Митчелл

    8. Л.Эрхард

    21. Установите соответствие между основными течениями западной экономической мысли и их идеями:

    1. институционализм - 2

    1. необходимость государственного регулирования экономики

    2. неоклассика - 4,6

    2. на экономическое развитие оказывают влияние не только экономические, но и политические, социальные, правовые, культурные, психологические факторы

    3. кейнсианство - 3,1,5

    3. неспособность рынка к саморегуляции

    4. автоматическая саморегуляция рынка

    5. важнейший фактор, влияющий на экономическое развитие - фактор спроса

    6. экономический либерализм

    22. Установите соответствие между экономическими направлениями (школами) и разработанными ими понятиями (теориями):

    1. институционализм - 9

    1. органическое строение капитала

    2. классическая школа - 5

    2. мультипликатор инвестиций

    3. меркантилизм - 4,8

    3. теория предельной производительности

    4. маржинализм - 3,6

    4. протекционизм

    5. кейнсианство - 2

    5. «экономический человек»

    6. марксизм - 1,7

    6. теория предельной полезности

    7. трудовая теория стоимости

    8. политика активного торгового баланса

    9. престижное (показное) потребление

    23. Определите правильность высказывания (да/нет):

    1. Фома Аквинский впервые в истории экономической мысли начал понимать прибыль как вознаграждение за труд и риск - да

    2. Основоположником неоклассической школы считают А.Маршалла - да

    3. С точки зрения Дж.С.Милля, законы распределения, как и законы производства, являются объективными и не могут быть изменены - нет

    4. По мнению П.Буагильбера, богатство создается во всех сферах производства - нет

    5. С точки зрения легистов, одной из важнейших задач государства в экономике является «уравновешивание хозяйства» - да

    6. В соответствии с законом рынков Сэя, общие кризисы перепроизводства невозможны - да

    7. Дж.М.Кейнс считал, что в условиях массовой безработицы можно не опасаться инфляции - да

    8. Впервые в истории экономической мысли вопрос о стоимости товара был поставлен Платоном - да

    24. Установите соответствие между экономическими школами, экономистами и их теориями:

    1. теория трех факторов производства - 9

    1. Т.Мальтус

    2. теория национальной экономии - 7

    2. Дж.Робинсон

    3. теория народонаселения - 1

    3. Й.Шумпетер

    4. . теория несовершенной конкуренции - 2

    4. Дж.Б.Кларк

    5. теория эффективной конкуренции - 3

    5. Э.Чемберлин

    6. теория «невидимой руки» - 6

    7. теория предельной производительности - 4

    8. модель равновесной цены - 8

    8. А.Маршалл

    9. теория монополистической конкуренции - 5

    25. Установите соответствие между экономическими течениями и разработанными ими понятиями:

    1. меркантилизм - 2 1. эффективный спрос

    2. классическая школа - 6,5,4 2. активный денежный баланс

    3. маржинализм - 8,3 3. промышленное воспитание нации

    4. кейнсианство - 1,7 4. закон рынков Сэя

    5. фритредерство

    6. экономический либерализм

    7. основной психологический закон

    8. законы Госсена

    26. Установите соответствие:

    1. теория прибавочной стоимости - 8

    1. Н.Д.Кондратьев

    2. теория экономики предложения - 5

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное