Домой Кредитные карты Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ? Понятие и виды налоговых проверок.

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ? Понятие и виды налоговых проверок.

В настоящее время существуют следующие виды налоговых проверок, которые используются для контроля за своевременной и полной уплаты налогов:

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов и сведений о деятельности . Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Длительность проверки — 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Длительность проверки не должна превышать 2-х месяцев, но указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может продлить срок проверки до 6-х месяцев.

Запрещается проведение выездных налоговых проверок по одним и тем же за один и тот же период. Повторная выездная проверка проводится по решению вышестоящих органов в случаях:

  • реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика;
  • контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Налоговые проверки можно классифицировать по следующим признакам:

1) по методу проведения:
  • сплошные (проверяются все документы без каких — либо ограничений. Такие проверки, как правило, планируются в организациях с небольшим объемом документации либо в организации, где необходимо восстановить учет);
  • выборочные (проверяется часть документации организации).
2) по объему проверяемых вопросов:
  • комплексные (охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, причем происходит проверка по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за проверяемый период);
  • выборочные (это также проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но уже по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов);
  • целевые (проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определенным финансово-хозяйственным операциям (по проведению взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям и т. п.). Чаще прохо- дат в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проходить и как самостоятельные.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке с указанием предмета и срока ее проведения. Не позднее 2-х месяцев после составления справки уполномоченные лица налоговых органов составляют акт налоговой проверки. В акте указываются: документально подтвержденные факты ; содержание проверки (с ссылкой на соответствующие бухгалтерские документы и проводки); выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ответственность за них (с ссылками на статьи НК РФ). При несогласии с выводами, содержащимися в акте, налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или свои возражения по акту. Руководитель налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт и материалы налогоплательщика и выносит решение. На основании решения налогоплательщик при совершении налоговых правонарушений привлекается к ответственности. Ему направляется требование об уплате недоимки и пени.

Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.

Налоговые проверки их виды и порядок проведения

Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок.

В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.

Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства.

Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения. При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки .

Что собой представляют камеральные налоговые проверки

Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС. Сущность этого метода контроля заключается в ревизии переданных деклараций и иных документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщиков и/или налоговых агентов. Камеральная проверка в обязательном порядке проводится в отношении всех сданных в инспекцию деклараций.

На основании п. 1 1 ст. 88 НК РФ, если плательщик налогов взаимодействует с инспекцией ФНС посредством проведения налогового мониторинга, то в этот период проводить камеральные проверки запрещено, за исключением некоторых случаев:

  1. Прекращении налогового мониторинга досрочно;
  2. Подаче декларации по НДС на возмещение налога;
  3. Подаче «уточненки» с занижением налога к перечислению в бюджет;
  4. Если в проверяемый период договор на проведение мониторинга еще не был заключен.

Осуществление камеральной проверки документов компаний и предпринимателей проводится должностным лицом налоговой службы в течение трех месяцев со дня представления декларации в инспекцию. Для этого не требуется получение специальных разрешений со стороны вышестоящего руководства ФНС.

Если в ходе проведения ревизии выявлены ошибки или несоответствия между имеющимися в распоряжении налоговиков документами, они вправе потребовать налогоплательщика предоставить пояснение в письменной форме. Для того чтобы максимально быстро разрешить спорную ситуацию, бухгалтер может помимо пояснительной записки передать проверяющему регистры налогового и бухгалтерского учета, обосновывающие сведения, внесенные в налоговую декларацию.

В тех случаях, когда переданные налогоплательщиком пояснения инспектора не устроят, в соответствие со ст. 31 НК РФ, руководителя организации могут вызвать для личного разъяснения ситуации.

В случае выявления нарушений в отношении плательщика налогов и сборов должен быть составлен акт о результатах.

Сущность и методы выездной налоговой проверки

Наиболее сложными для бухгалтерии налогоплательщика является такие виды налоговых проверок, как выездные. В отличие от камеральной для проведения выездной проверки требуется разрешение руководителя инспекции ФНС или его заместителя. Период, подлежащий проверке, ограничен тремя годами и может затрагивать как один налог, так и несколько.

Выездная ревизия в общем случае не должна длиться более двух месяцев, однако при наличии обстоятельств срок может быть продлен до полугода.

Существуют такие методы проведения выездной налоговой проверки, как сплошная и выборочная выездная проверка. Сплошная проверка используется налоговиками чаще всего и предполагает анализ всей имеющейся документации компании за периоды, подлежащие проверке.

При проведении выборочной ревизии, исследуется только часть документов. В основном этот метод используется для выявления систематических нарушений в налоговом учете.

Выездная проверка может также затронуть инвентаризацию имущества налогоплательщика и осмотр складских и производственных помещений.

По итогам прошедшей выездной проверки уполномоченными сотрудниками составляется справка о результатах. Если итоги ревизии не устраивают руководителя организации, и он намерено отказывается от получения справки, сотрудники ФНС должны отравить итоговый документ заказным письмом.

Назначение и виды налоговых проверок определяются сотрудниками органов налогового контроля самостоятельно в каждой конкретной ситуации.

Большинство налогоплательщиков уже сталкивались с таким понятием, как налоговые проверки. Однако это не означает, что каждый проверяемый субъект хозяйственной деятельности до конца понимает суть процедуры.

Кроме того, далеко не каждый плательщик налогов знает, какие бывают виды проверок.

Поэтому необходимо разобраться с основным понятием фискального контроля, а также следует выяснить, почему налоговые проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Необходимые сведения

Уплата налогов и сборов является прямой обязанностью каждого налогоплательщика. Исключением выступают льготные категории физических и юридических лиц.

Тогда как за правильностью начисления и уплаты налогов следит налоговая служба. Контроль налогоплательщиков со стороны фискального органа осуществляется в виде налоговых проверок.

В таблице можно увидеть, какие бывают проверки и их виды:

Схема: виды проверок

Участниками налоговых отношений являются следующие лица:

Фото: участники налоговых правоотношений

Что это такое

По сути, налоговый контроль сводится к тому, что уполномоченные должностные лица следят за соблюдением со стороны налогоплательщиков норм Налогового законодательства.

При этом сотрудники фискальной службы обязаны действовать исключительно в пределах своей компетенции, включая:

  1. Проведение налоговых проверок.
  2. Получение объяснений от налогоплательщиков.
  3. Проведение проверок налоговой отчетности.
  4. Осмотр коммерческих помещений.
  5. Истребование необходимых документов.
  6. Приостановление операций по банковским счетам.
  7. Взыскание налоговой недоимки.
  8. Привлечение для проведения фискального контроля соответствующих специалистов.
  9. Вызов третьих лиц в качестве свидетелей.
  10. Инициирование аннулирования выданных налогоплательщикам лицензий.
  11. Подачу в суд .

Расширенные полномочия налоговых органов закреплены . Однако не допускается сбор какой-либо информации о субъектах хозяйственной деятельности, если она получена с нарушением правовых норм.

Поэтому фискальный орган обязан:

  1. Придерживаться требований налогового законодательства.
  2. Осуществлять контроль согласно нормативным актам.
  3. Вести учет предприятий и граждан.
  4. Предоставлять необходимую информацию налогоплательщикам.
  5. Передавать заявителям электронную о получении документов, направленных в электронной форме.
  6. Принимать решение о излишне уплаченной суммы налогов.
  7. Обеспечивать сохранность налоговой тайны.
  8. Выдавать налогоплательщикам справки о состоянии расчетов по налогам.
  9. Предоставлять копии решений, касающиеся налогоплательщика.
  10. Выдавать пользователям выписки из ЕГРЮЛ.

Полный перечень обязанностей налоговых органов закреплен .

Что касается определения «Налоговой проверки», то здесь подразумевается процессуальное действие фискальной службы по контролю над правильностью начисления и своевременностью уплаты соответствующих налогов.

Какова их роль в налогообложении

Налоговые проверки способствуют выявлению фактов, связанных с нарушением налогового законодательства.

Благодаря чему фискальный орган может пресечь подобные злоупотребления со стороны налогоплательщиков и обеспечить достоверность сведений относительно полноты и своевременности налоговых отчислений.

При наличии грубых и установленных правонарушений в отношении субъектов хозяйствования применяются штрафные санкции, что способствует сбалансированному наполнению бюджета и помогает дисциплинировать налогоплательщиков.

Налоговые проверки являются ключевым условием жизнедеятельности налоговой системы.

Законные основания

Налоговый контроль со стороны фискальной службы осуществляется на основании Налогового кодекса. Образцы документов, которые использует налоговая служба при выполнении полномочий, связанных с проведением соответствующего инспектирования утверждены .

Существуют следующие виды налоговых проверок:

Схема: классификация налоговых проверок

Ниже будет дана краткая характеристика каждому направлению по отдельности.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения

Исходя из объема проверяемой документации налоговые проверки делятся на:

  • сплошные;
  • выборочные.

В первом случае фискальный орган проверяет все документы предприятия. Сплошные проверки обычно применяются в отношении небольших организаций.

Что касается выборочной ревизии, то она подразумевает частичную проверку документов. Однако если будут выявлены нарушения, то она может перерасти в сплошную проверку.

Камеральные

Под камеральной проверкой подразумевается контроль налоговой отчетности на предмет правильности расчетов и уплаты налогов.

Инспектирование обычно происходит по месту нахождения фискального органа (). являются ключевым звеном по наполнению бюджета.

Потому как любая ошибка, выявленная в ходе проверки, может стать основанием для взыскания задолженности и привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности и начислению штрафов.

Однако если субъект хозяйствования исправит выявленные недочеты до начала выездной проверки, то он освобождается от налоговой ответственности.

Для проведения проверки инспектируемое лицо должно представить следующие документы:

  • налоговую декларацию.
  • бухгалтерскую отчетность:

При камеральной проверке фискальный орган изучает:

  • правильность заполнения налоговой отчетности;
  • точность расчетов и уплаты налогов, применения льгот и налоговых ставок.

Стоит отметить, что для проведения камеральной проверки сотрудникам налоговой службы не требуется резолюция начальника территориального отделения ФНС. Проверка проводится в 3-месячный срок с момента подачи налоговой отчетности.

Однако если налогоплательщик направит в налоговый орган дополнительные документы, прилагаемые к , после истечения сроков ее подачи, то срок проведения фискального контроля будет исчисляться с момента их предоставления.

По итогам проведения камеральной проверки должностное лицо может принять .

Очень скоро камеральные проверки могут стать ключевым видом фискального контроля. Уже сегодня эта разновидность налогового мониторинга охватывает 100% налогоплательщиков.

Тогда как выездные проверки проводятся в отношении 20-25% субъектов хозяйствования. При этом камеральные проверки являются наименее затратным видом налогового контроля, который к тому же поддается автоматизации.

Стоит напомнить, что основанием для проведения проверки является налоговая отчетность. Документ должен содержать такие данные:

Выездные

Этот вид налогового контроля включает комплекс процессуальных действий по проверке:

  1. Первичной учетной и бухгалтерской документации.
  2. Налоговых деклараций.
  3. Внутренних распоряжений.

Также сотрудники налоговой службы могут обследовать помещения, которые используются в коммерческих целях. При необходимости производится истребование документов.

Эта процедура осуществляется исключительно в присутствии понятых. Должностные лица обязаны составить и оформить , копия которого вручается налогоплательщику.

Если фискальный орган изымает оригиналы документов, то в пятидневный срок он должен вернуть инспектируемому субъекту их копии.

Выездные проверки обычно проводятся по месту проведения хозяйственной деятельности налогоплательщиком. В состав участников налоговой проверки входят налогоплательщики и сотрудники фискальной службы.

Однако при необходимости могут быть дополнительно привлечены следующие лица:

  • эксперты;
  • переводчики;
  • иные профильные специалисты.

Указанные лица привлекаются обычно тогда, когда нужны специальные знания, которые выходят за пределы компетенции сотрудников налоговой службы.

По объему проверяемых вопросов

Налоговое инспектирование также отличается в зависимости от рассматриваемых вопросов:

  • комплексное;
  • тематическое;
  • целевое.

Комплексная

Комплексная проверка позволяет осуществлять контроль над всей хозяйственной деятельностью предприятия. Инспектирование проводится в том случае, если у фискального органа возникнут подозрения о правильности расчета и уплаты налогов.

Частота проведения подобных ревизий составляет не чаще чем 1 раз в 3 года. Если у субъекта хозяйствования хорошая репутация, то он может даже не узнать о существовании комплексных проверок.

Этот вид фискального контроля включает следующие вопросы:

  1. Правильность расчета и уплаты налогов.
  2. Выполнение обязанностей налогового агента.
  3. Порядок открытия счетов субъектам хозяйствования.
  4. Процедуру продажи алкогольной продукции.

По итогам проверки составляется справка, где указывается предмет фискального контроля и срок проведения ревизии. Один экземпляр документа предоставляется налогоплательщику, второй остается в налоговой службе.

Тематическая

Под тематической проверкой подразумевается изучение некоторых вопросов хозяйственной деятельности предприятия. Сюда входит:

  • сверка правильности расчета и уплаты ;
  • контроль над уплатой ;
  • проверка правильности расчета и уплаты .

Подобное инспектирование производится по мере надобности и может быть частью комплексной сверки. Решение о проведении тематического инспектирования принимает руководитель территориального органа ФНС.

Результаты ревизии оформляются самостоятельным актом или документом в составе комплексной сверки.

Целевая

Целевое инспектирование направлено на осуществление контроля над соблюдением НК РФ в конкретном направлении хозяйственной деятельности предприятия.

Подобные проверки охватывают следующие вопросы:

  • взаиморасчеты с контрагентами;
  • экспортно-импортные операции;
  • вложение временно свободных активов;
  • правильность использования .

Результаты фискального контроля часто применяются при проведении комплексной (тематической) проверки и могут быть оформлены в виде отдельного акта.

По способу организации

Что касается способа организации проведения фискального контроля, то он обычно бывает плановым или внезапным.

Плановые

Плановая проверка осуществляется согласно с графиком на отчетный период. Фискальный орган предупреждает налогоплательщика о предстоящем инспектировании задолго до наступления события.

Основанием для проведения ревизии является приказ руководителя территориального отделения налоговой службы. В документе указываются следующие данные:

  1. Цель проведения контрольных мероприятий.
  2. Период, за который проводится ревизия.
  3. Продолжительность инспектирования.
  4. Состав должностных лиц.

Внезапные

Под внезапной налоговой проверкой подразумевается подвид выездного инспектирования, которое проводится без предварительного извещения проверяемого субъекта.

Фискальный контроль осуществляется по месту проведения коммерческой деятельности организацией. Решение о проведении ревизии принимает начальник территориального отделения ФНС.

Видео: оберег от выездной налоговой проверки

Основания внеплановой бывают разные, но обычно решение об ее проведении принимается на основании информации о нарушении налогового законодательства со стороны субъекта хозяйствования.

Цель подобной проверки заключается в установлении факта нарушения налогового законодательства, который легко скрыть при проведении обычной проверки.

Другие разновидности форм

Налоговое законодательство также предусматривает возможность проведения контрольного и повторного инспектирования. В первом случае акцент делается на установлении факта некачественной проверки, проводимой ранее.

Контрольное инспектирование осуществляется исключительно вышестоящим фискальным органом. Результаты проведенной проверки отображаются на налогоплательщике и на должностных лицах нижестоящей налоговой службы.

Если выявленные нарушения касаются инспектируемого субъекта, то к нему применяются штрафные санкции.

Что касается нарушений со стороны сотрудников фискального органа, то их могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Повторная сверка подразумевает дублирование ранее проводимой ревизии. Сегодня этот вид инспектирования проводится в виде контрольной сверки.

Заканчивая обзор вопроса о проведении фискального контроля необходимо напомнить несколько ключевых моментов.

Налоговая служба является уполномоченных органом государственного управления, который следит за правильностью расчетов и уплаты налогов.

Контроль над деятельностью субъектов хозяйствования осуществляется в виде налоговых проверок. Порядок и сроки проведения мониторинга определяются законом.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки бывают в виде:

камеральной проверки;

выездной проверки.

Камеральная налоговая проверка

Правила проведения камеральной налоговой проверки установлены в ст.

88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе:

налоговых деклараций (расчетов);

документов, представленных налогоплательщиком;

документы, подтверждающие право налогоплательщиков на на-логовые льготы;

других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Цели камеральной налоговой проверки показаны на рис. 6.4.

На проведение камеральной налоговой проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и др. документов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены в налоговой декларации (расчете) какие-либо ошибки или не соответствия, то об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик обязан представить в течение 5-ти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Следует отметить, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если они не предусмотрены НК РФ.

Выездная налоговая проверка

Правила проведения выездной налоговой проверки установлены в ст. 89 НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Для проведения такой проверки необходимо соответствующее решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Цели выездной налоговой проверки показаны на рис. 6.5.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом может быть проверен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить:

две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Исключение - случаи принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в облас-

ти налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения;

В отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Срок проведения выездной налоговой проверки головной организации - не более 2-х месяцев. Однако, указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях - до 6-ти месяцев.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

истребования документов (информации);

получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

проведения экспертиз;

перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6-ти месяцев.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплатель-щика могут быть истребованы необходимые для проверки документы, и налогоплательщик обязан их предоставить.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

При необходимости проверяющие могут:

проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика,

производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (ст. 92 НК РФ);

производить выемку документов (правила выемки - ст. 94 НК РФ).

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Участие свидетеля

Порядок участия свидетеля в налоговой проверке регламентируется ст. 90 НК РФ.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Если свидетель вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, то показания могут быть получены по месту его пребывания.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

лица, которые получили информацию, относящуюся к их профессиональной тайне (адвокаты, аудиторы).

Как правило, к такой процедуре, как допрос свидетелей, налоговые органы прибегают во время выездных проверок и в ходе работы специальных комиссий. Информация, полученная от свидетелей, зачастую не является доказательством неуплаты (неполной уплаты) налогов и сборов, но может послужить поводом для более глубокой проверки.

Истребование документов

Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки определен в ст. 93 и 93.1 НК РФ.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе потребовать все необходимые для проверки документы у:

проверяемой организации (ее филиала, представительства);

контрагентов проверяемой организации;

иных лиц располагающих документами (информацией,), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Для того, что бы получить все необходимые для проверки документы указанным лицам вручают требование о представлении документов.

При этом проверяемой организации требование высылает тот налоговый орган, в котором эта организация состоит на учете.

Чтобы получить необходимые сведения у контрагентов и прочих лиц налоговый орган направляет письменное поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета этих лиц. В поручении обязательно указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а в отношении конкретной сделки - сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п. 2,3 ст. 93.1 НК РФ).

В течение 5-ти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Таким образом, налоговый орган, проводящий проверку, может запросить необходимые сведения не напрямую у контрагентов проверяемой организации, а только в налоговом органе по месту их учета. Вместе с тем, приказом ФНС России «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов» от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ налоговым органам предоставлено право запрашивать информацию о контрагенте в обслуживающем его банке.

Истребуемые документы представляются в виде копий, которые заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) организации и печатью этой организации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться и с подлинниками документов. В отношении конкретного перечня документов в НК РФ нет четкого указания. Это касается и проверяемой организации, и ее контрагентов, и прочих лиц.

Запрашивая у проверяемой организации по каждой конкретной сделке выписки из книги продаж, копии счетов-фактур, налоговые инспекторы могут затребовать аналогичную информацию и у кон-трагентов организации.

Основной целью налоговых инспекторов является убедиться в том, что все представленные для проверки документы подлинны и ими оформлены реальные сделки.

Срок представления документов установлен для:

проверяемых организаций - в течение 10-ти дней со дня вручения соответствующего требования;

контрагентов проверяемой организации и иных лиц - в течение 5-ти дней со дня получения требования или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Следует отметить, что необходимую информацию налоговые органы могут запросить как в ходе налоговой проверки, так и вне ее. Но в последнем случае основанием для истребования документов должна быть необходимость проверки конкретной сделки. При этом запрос может быть направлен и участникам сделки, и всем прочим лицам, владеющим информацией.

Если лицо отказывается, предоставить запрашиваемые документы или не предоставляет их в установленные сроки, то это признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предус-мотренную статьей 129.1 НК РФ. Это - штраф в размере 1000 руб., а при повторном непредоставлении документов в течение календарного года - 5000 руб. Вместе с тем на руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

Однако срок представления документов может быть продлен. Для этого необходимо подать в налоговый орган заявление с указанием причины опоздания, например, - большой объем запрашиваемых документов и др.

Выемка документов и предметов

Правила выемки документов и предметов установлены в ст. 94 НКРФ.

При выездной налоговой проверке должностные лица налогового органа могут осуществить выемку документов и предметов. Для этого необходимо мотивированное постановление, которое утверждается руководителем (его заместителем) налогового органа.

Правила выемки документов:

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. Участие понятых регламентируется ст. 98 НК РФ. Количество понятых - не менее 2-х человек. Это должны быть любые незаинтересованные физические лица, но не работники налоговых органов.

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

Предлагается добровольно выдать документы. В случае отказа выемка производится принудительно.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

Выемка, изъятие документов и предметов оформляется протоколом.

Экспертиза и привлечение специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, участие переводчика

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эксперта привлекают на договорной основе. Для проведения экспертизы требуется соответствующее постановление налогового органа (ст. 95 НК РФ).

При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

заявить отвод эксперту;

просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Согласно ст. 96 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Органами, осуществляющими налоговые и другие виды проверок (субъектами проверок), являются государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Основной проверяющий орган Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Вместе с тем налоговые проверки в целом или проверки отдельных аспектов налоговых взаимоотношений (контрольные действия) имеют право проводить Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство и др.

Помимо проверок, проводимых государственными органами, можно выделить проверки:

  • - органами муниципальных образований;
  • - аудиторскими организациями;
  • - внутренние, осуществляемые собственными службами организаций;
  • - общественные, осуществляемые политическими партиями, общественными организациями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации.

Для того чтобы проверку можно было определить как налоговую, необходимо соблюдение нескольких условий, в частности:

  • 1) Проверка должна проводиться независимо от видов налогов и сборов должностными лицами налоговых органов в пределах компетенции, определяемой НК РФ и Законом Российской Федерации от 21.03.1991 г. №943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
  • 2) Целью налоговой проверки является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Указанное означает, что проверки, осуществляемые налоговыми органами в силу полномочий, предоставленных им не законодательством о налогах и сборах, а иными законодательными актами, в целях контроля за соблюдением норм иного законодательства (в частности, законодательства о контрольно-кассовой технике, о производстве и обороте этилового спирта), не относятся к налоговым проверкам и НК РФ не регулируются.
  • 3) Налоговые проверки могут быть проведены только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Одно лицо может быть проверено в ходе одной налоговой проверки сразу и в качестве налогоплательщика, и в качестве плательщика сборов, и в качестве налогового агента. Проведение за один и тот же период выездной налоговой проверки организации как налогоплательщика и выездной налоговой проверки этой же организации как налогового агента не противоречит положениям НК РФ.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам ст. 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль". Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.

Виды налоговых проверок выделяются в зависимости от субъектов контрольной деятельности, их полномочий, применяемых форм, методов контроля, задач контрольной деятельности, глубины контрольных мероприятий, времени их проведения и др.

По месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные. Камеральная проверка (КНП) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и других документов, представленных плательщиком, а также документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа. В ходе камеральной проверки устанавливается правильность исчисления налогов, обоснованность применения льгот, своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет и др. основной функцией камеральных проверок служит арифметический контроль за правильностью исчисленных и уплаченных сумм налогов. Выездная налоговая проверка (ВНП) - проводится по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории, за исключением редких случаев, предусмотренных налоговым законодательством. Учитывая статистику налоговых органов, выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно на предприятиях способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков. Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

НК РФ выделяет еще один вид налоговых проверок - запрос, который представляет собой истребование и проверку у третьих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Она проводится в случаях, когда налоговому органу необходимо получить информацию о налогоплательщике, имеющуюся у третьих лиц. Не следует считать данный вид контроля самостоятельным видом налоговых проверок, поскольку его назначение возможно исключительно в рамках осуществления камеральной или выездной налоговой проверки; таким образом, запрос можно рассматривать как один из методов проведения камеральной или выездной налоговой проверки. Точнее сказать, запрос является составной частью выездной или камеральной проверки. Именно поэтому сведения, полученные в результате запросов, включаются в акты соответствующих камеральных и выездных проверок.

В зависимости от статуса лиц, подлежащих выездной налоговой проверке выделяют ВНП налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - организации, филиала и (или) представительства налогоплательщика-организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Выездные налоговые проверки могут быть первичными и повторными. По общему правилу проведение повторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период, запрещается. Однако НК РФ называет исключения из этого правила. Во-первых, когда повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Во-вторых, когда повторная проверка проводится в связи с подачей налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за уже проверенный период, если в ней указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного. В-третьих, когда повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку первоначально. Постановление о проведении повторной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа должно быть мотивированным, то есть содержать ссылки на обстоятельства, явившиеся основаниями для повторной проверки. Отсутствие таких указаний в решении должно повлечь признание его незаконным. При назначении повторной проверки руководитель вышестоящего налогового органа вправе включать в число проверяющих и должностных лиц подведомственных ему (то есть нижестоящих) налоговых органов. Главное, чтобы в числе таких лиц не оказались работники налоговой инспекции, участвовавшие в первоначальной налоговой проверке. Налоговая проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом, призвана не подменять собой проверку, проведенную нижестоящим налоговым органом, а обеспечить за ним надлежащий контроль.

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Если проверка охватывает исчисление и уплаты налогоплательщиком всех налогов и сборов, обязанность по уплате которых возложена на него в соответствии с законодательством, она именуется комплексной. Если в ходе проведения проверки изучаются вопросы правильности исчисления и уплаты отдельного налога, такую проверку называют тематической. Здесь следует отметить, что предпочтительной формой в целях полного контроля за налоговой добросовестностью налогоплательщика, является комплексная налоговая проверка, но здесь возникает проблемы в связи с ее трудоемкостью и большими затратами времени на проверку одного налогоплательщика. Тематическая же проверка характеризуется относительной легкостью и быстротой проведения.

В литературе также выделяют в зависимости от метода проведения сплошные и выборочные налоговые проверки. В ходе сплошной проверки налоговым органом исследуется вся документация налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой. Выборочная проверка предполагает анализ отдельных налоговых (отчетных) периодов или части документов налогоплательщика. В зависимости от метода проведения налоговые проверки могут быть документальными и фактическими. В первом случае непосредственным предметом проверки и источником получения сведений выступает бухгалтерская и налоговая документация, во втором имущество налогоплательщика (включая наличные денежные средства), исследуемое путем обследования, инвентаризации, экспертизы. На практике фактический налоговый контроль, как правило, является вспомогательным (дополняющим) по отношению к документальному.

Налоговые проверки по назначению классифицируют на плановые и внеплановые. Как правило, налоговые органы составляют ежеквартальные планы проведения выездных налоговых проверок на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. Внеплановые налоговые проверки, как правило, проводятся в двух случаях:

  • - при поступлении в налоговые органы информации от юридических и физических лиц. Физические лица обычно "обиженные" на работодателя представляют информацию о том, что налогоплательщик выплачивает зарплату в "конверте". Юридические лица обычно присылают информацию о налоговых правонарушениях в отношении своих конкурентов;
  • - при поступлении информации из правоохранительных органов. Порядок обмена информацией о налоговых правонарушениях и преступлениях между налоговыми и правоохранительными органами установлен совместным Приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. " 495/ММ-7-2-347.

В зависимости от проверяющего состава выделяют проверки проводимые силами налоговых органов и совместные проверки, к проведению которых привлекаются помимо сотрудников налоговых органов представители иных уполномоченных контролирующих органов, в том числе органы внутренних дел, органов государственных внебюджетных фондов, финансовых органов и др. Значимость совместного контроля в настоящее время становится весьма актуальной, так как такого рода проверки позволяют выявить наибольшее количество нарушений налогового и других отраслей законодательства.

Отдельные ученые выделяют как вид внутренний налоговый контроль, который осуществляется руководителем или налоговым экспертом организации-налогоплательщика. Целью данного вида контроля является проверка: ведения финансовых документов; своевременного и правильного заполнения всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, книг покупок-продаж для расчетов налога на добавленную стоимость, справок по авансовым платежам налога на прибыль; защищенность активов предприятия; обеспечение достоверности бухгалтерского учета.

Таким образом, среди форм налогового контроля, перечисленных в ст. 82 НК РФ, первыми названы налоговые проверки. Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам ст. 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль". Виды налоговых проверок выделяются в зависимости от субъектов контрольной деятельности, их полномочий, применяемых форм, методов контроля, задач контрольной деятельности, глубины контрольных мероприятий, времени их проведения и др.

Новое на сайте

>

Самое популярное