Домой Кредитные карты Куда перечисляются страховые взносы в году. Взносы организаций на медицинское страхование

Куда перечисляются страховые взносы в году. Взносы организаций на медицинское страхование

В какой срок работодатели обязаны уплатить страховые взносы за январь 2017 года, начисленные на выплаты и вознаграждения в пользу работников? На какие КБК перечислять январские взносы? Ответы на эти вопросы содержатся в данной статье.

Изменения с 2017 года

Срок уплаты взносов

В 2017 году срок уплаты страховых взносов не изменился. Взносы, как и прежде, нужно переводить в бюджет за текущий месяц – не позднее 15-го числа следующего месяца. Но если срок уплаты выпадает на выходной (нерабочий, праздничный) день, то уплаты можно осуществить в следующий за ним рабочий день.

Страховые взносы за январь 2017 году нужно уплатить в феврале. 15 февраля – среда. Следовательно, не позднее 15 февраля 2017 года организации обязаны уплатить страховые взносы за своих работников, начисленные за январь.

В 2017 году срок для уплаты страховых взносов – единый. Не позднее 15 февраля нужно уплатить все виды страховых взносов: пенсионные, медицинские и страховые взносы «на травматизм» (п.4 ст. 22 Закона № 125-ФЗ, п.3 ст. 431 НК РФ).

Страховые взносы уплачивайте в рублях и копейках (п.5 ст. 431, п.10 ст.22.1 Закона № 125-ФЗ). Сумму платежа не округляйте.

Куда платить взносы

Перечисляйте страховые взносы за январь 2017 года по местонахождению головного отделения организации или ее обособленного подразделения (п. 11 ст. 431 НК РФ). При этом по каждому виду страховых взносов в 2017 году нужно сформировать отдельное платежное поручение на уплату. Не ошибитесь в получателе платежа. Так, к примеру, Пенсионного фонда и его территориальных подразделений с 2017 года в «платежках» на уплату взносов больше фигурировать не должно. Поясним в таблице, какие страховые взносы куда платить.

Куда платить страховые взносы за январь 2017 года
Получатель январских взносов
ФНС России ФСС России
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по основным тарифам;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам;
страховые взносы обязательное медицинское страхование;
страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний («на травматизм»).

Образцы платежных поручений

При уплате страховых взносов за работников в 2017 году в поле «Статус плательщика» указывайте код 14. ИП в отношении взносов за себя ставят код 09. При этом в целях уплаты страховых взносов за январь 2017 года, которые перечисляются в ИФНС, обязательно указывайте новые КБК.

Что же касается взносов «на травматизм», которые направляются в ФСС, то КБК для взносов за январь 2017 года остался прежним – 39310202050071000160. Приведем образцы платежных поручений по каждому виду страхование.

Прошёл год, с тех пор как контроль за уплатой страховых взносов был снова передан Федеральной налоговой службе. По мнению чиновников, администирование взносов налоговыми инспекциями значительно лучше влияет их собираемость. За Фондом социального страхования оставили только сбор взносов на случай травматизма и профзаболеваний работников. Как рассчитывать и выплачивать страховые взносы в 2018 году - расскажем все изменения и свежие новости по этой теме.

Сколько должны платить ИП за себя

Сначала о размере взносов, которые каждый предприниматель должен вносить за себя в 2018 году, даже если он не ведёт реальную деятельность или не имеет доходов от бизнеса. Формула расчёта этих сумм по сравнению с прошлыми годами изменилась. Теперь взносы больше не привязаны к МРОТ, который показывает быстрый и значительный рост - с 7500 рублей на начало 2017 года до 9 485 рублей на начало 2018 года.

Ожидается, что МРОТ приравняют к минимальному прожиточному минимуму уже к . Если учесть, что эта сумма составляет 11 163 рубля, то прежняя привязка размера страховых взносов к минимальной зарплате вызвала бы резкий рост платежей ИП за себя. Чтобы этого не допустить, Правительство решило установить фиксированный размер страховых взносов на 2018 год.

Закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменил нормы статьи 430 НК РФ, установив страховые взносы ИП на 2018 год в фиксированной сумме:

  • на обязательное пенсионное страхование - 26 545 рублей ;
  • на обязательное медицинское страхование - 5 840 рублей .

Таким образом, каждому предпринимателю надо будет заплатить за себя в 2018 году не менее 32 385 рублей , что, по сравнению с предыдущим годом, означает рост на 4395 рублей. Если предприниматель был зарегистрирован в этом качестве не весь год, то годовая сумма соответственно пересчитывается.

Не изменилось правило расчёта дополнительного взноса при доходах свыше 300 000 рублей за год: по-прежнему для пенсионного страхования взимается 1% от суммы сверх лимита. Также продолжает действовать ограничение размера взносов предпринимателя за своё пенсионное страхование. Максимальные взносы в ПФР в 2018 году ИП за себя составляют 212 360 рублей: из расчёта 8 * 26 545 * 12 месяцев * 26%. Взносы на своё социальное страхование ИП за себя выплачивают добровольно.

В таблице указаны обязательные платежи предпринимателя в 2018 году, рассчитанные по новому закону

Сроки уплаты платежей ИП частично изменились: фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть уплачена не позднее 31 декабря 2018, а дополнительный 1%-ный взнос теперь можно уплатить позже - до 1 июля 2019 года, а не до 1 апреля, как было раньше.

ИП Сергиенко А.М. получил в 2018 году доход в 1,3 млн рублей. Дополнительный взнос на пенсионное страхование составит ((1 300 000 - 300 000) * 1%) = 10 000 рублей. То есть, всего ИП Сергиенко А.М. должен заплатить за себя при таком доходе 42 385 рублей. При этом, фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть перечислена не позже 31.12.18, а 10 000 рублей могут быть уплачены как в 2018 году, так и до 01.07.19 года.

Для удобства оплаты налогов и страховых взносов советуем открыть расчётный счёт. Тем более сейчас многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта.

Сколько должны перечислять плательщики взносов за работников

Согласно новой главе 34 НК РФ плательщиками страховых взносов (кроме ИП без работников, нотариусов, адвокатов, занимающихся частной практикой) являются также лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. К этой категории относятся:

  • работодатели по трудовым договорам;
  • заказчики по гражданско-правовым договорам;
  • обычные физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП.

Взносы плательщики выплачивают за свой счёт, а не удерживают их из выплат физическому лицу. Тарифы страховых взносов в 2018 году за сохранились на прежнем уровне и составляют в общем случае 30% от выплат работникам. Кроме того, есть некоторые категории плательщиков, для которых ставка страховых взносов в 2018 году существенно снижена. Чтобы иметь возможность производить отчисления по этим пониженным тарифам, плательщик должен соблюдать обязательные условия статьи 427 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 установлена предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году:

  • на пенсионное страхование - 1 021 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование - 815 000 рублей.

По достижению этих выплат (отдельно по каждому работнику) плательщик выплачивает взносы . Если же плательщик входит в льготную категорию, то после достижения предельной базы взносы за пенсионное и социальное страхование работника не выплачиваются. Что касается выплат на медицинское страхование, то их тариф по достижению предельной базы не меняется.

Страховые взносы в 2018 году ставки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации (таблица общих и пониженных тарифов)

Пенсионное страхование

Социальное страхование

Медицинское страхование

Страхователи, не имеющие права на льготы до достижения предельной базы для начисления взносов

2,9%

5,1%

Страхователи, не имеющие права на льготы, после достижения предельной базы для начисления взносов

5,1%

1.Организации и ИП на УСН, по некоторым видам деятельности (ст. 427 НК РФ)

2. Аптеки, работающие на ЕНВД

3.ИП на ПСН, кроме занятых торговлей, общепитом, арендой

4. Некоммерческие и благотворительные организации на УСН

1.Хозяйственные общества и партнёрства на УСН, внедряющие изобретения, патенты, образцы, права на которые принадлежат государству

2.Ор-га-ни-за-ции и ИП, заключившие соглашения с особыми экономическими зонами на тех-ни-ко-внед-рен-че-скую и ту-рист-ско-ре-кре-а-ци-он-ную де-я-тель-но-сть

13% 2,9% 5,1%
Аккредитованные IT-организации 8% 2% 4%

Страхователи в отношении членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

Участ-ни-ки про-ек-та «Скол-ко-во» в России

1.Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя

2. Резиденты территории опережающего социально-экономического развития

3. Резиденты свободного порта «Владивосток»

1,5%

0,1%

Дополнительно в ФСС уплачивается взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (от 0,2% до 8,5%). Сроки перечисления взносов за работников не изменились: не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п.3 ст. 431 НК РФ).

Новая отчётность по взносам

Хотя с 2017 года все функции по контролю за уплатой взносов (кроме взносов за травматизм) переходят к ФНС, осталась отчётность, которую надо сдавать в фонды.

В Пенсионный фонд :

  • ежемесячная - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным (ранее было до 10 числа);
  • раз в год сведения персонифицированного учета (СЗВ-Стаж) - не позднее 1 марта 2019 года за 2018.

В Фонд социального страхования :

  • обновлённая форма , сроки сдачи те же - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом (на бумажном носителе) и не позднее 25-го числа для электронной отчётности (при количестве работников более 25 человек).

В налоговую инспекцию сдаётся , который объединил в себе в себе сведения, ранее входившие в формы РСВ и 4-ФСС. Сдавать единый расчёт по взносам надо не позднее 30-го числа следующего за отчётным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Уплату страховых взносов со следующего года будут контролировать налоговые органы. В части первую и вторую Налогового кодекса добавлены новые нормы. Но это касается только взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Администрировать взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будет по-прежнему ФСС. Изменится ли отчетность по взносам и сроки ее представления? Как регистрироваться в качестве страхователей плательщикам взносов? Ответы на эти и другие вопросы - в комментарии экспертов 1С.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 01.01.2017 контролировать уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) будут налоговые органы.

2. Контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС РФ, а ПРФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность.

3. Тарифы взносов (общие, пониженные, дополнительные), условия о предельной величине базы по взносам на пенсионное и социальное страхование и ее ежегодной индексации и порядок расчета и уплаты взносов организациями и предпринимателями – сохранены. Перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, не претерпел изменений.

4. Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения обо всех случаях создания на территории России обособленных подразделений, которые осуществляют выплаты физлицам. Сейчас в органы фондов организации подобную информацию не представляют.

5. С 2017 года суточные при командировках не облагаются взносами в пределах норм. В настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме.

6. Новый ежеквартальный расчет в ФНС по страховым взносам необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.

Налоговый кодекс РФ дополнен новыми нормами о страховых взносах. Они вступают в силу с 01.01.2017 (п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). То есть с указанной даты контролировать уплату взносов будут налоговые органы. Рассчитывать и перечислять взносы плательщики должны по правилам, установленным НК РФ. Это касается взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством). Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которым в настоящее время регулируется исчисление данных взносов, со следующего года утрачивает силу.

Следует учитывать, что контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС РФ (пп. «в» п. 2 ст. 1 Закона № 243-ФЗ).

Пенсионный фонд РФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность.

Нормы Закона № 212-ФЗ «перемещены» в новую главу НК РФ практически без изменений. Так, сохранены:

  • тарифы взносов (общие, пониженные, дополнительные);
  • условия о предельной величине базы по взносам на пенсионное и социальное страхование и ее ежегодной индексации;
  • порядок расчета и уплаты взносов организациями и предпринимателями.

О создании обособленных подразделений нужно уведомить налоговый орган

Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения обо всех случаях создания на территории России обособленных подразделений, которые осуществляют выплаты физлицам. Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента создания подразделения (пп. «б» п. 17 ст. 1 Закона № 243-ФЗ). Данное требование распространяется на те подразделения, которые будут образованы после 01.01.2017 (ч. 2 ст. 5 Закона № 243-ФЗ).

Отметим, что сейчас в органы фондов организации подобную информацию не представляют. Обязанность сообщать о создании и закрытии обособленных подразделений отменена с 01.01.2015 (пп. «в» п. 17 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ). Поправки в НК РФ частично вернули такую обязанность.

Суточные при командировках не облагаются взносами в пределах норм

В Налоговом кодексе закреплено положение о том, что при оплате командировочных расходов суточные не облагаются взносами по нормам, установленным для целей НДФЛ (п. 2 ст. 422 НК РФ).

Напомним, что НДФЛ не удерживается с суточных в размере не более (п. 3 ст. 217 НК РФ):

  • 700 руб. - при командировках по России;
  • 2 500 руб. - при загранкомандировках.

Со следующего года аналогичные правила будут действовать и в отношении страховых взносов.

Такая унификация не в пользу плательщиков взносов, ведь в настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме, в котором они предусмотрены для командированных работников локальным актом организации (см. ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Дополнительное условие для применения пониженных тарифов «упрощенцами»

Перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, сами тарифы, а также условия их применения, не претерпели изменений.

Единственное дополнение касается плательщиков на УСН, основным видом деятельности которых является один из видов, перечисленных на данный момент в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (производство пищевых продуктов; минеральных вод и других безалкогольных напитков; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; и пр.).

Такие плательщики смогут рассчитывать взносы по пониженным тарифам при условии, что их доходы за налоговый период (календарный год) не превышают 79 млн рублей (п. 2 ст. 427 НК РФ). Поправками не предусмотрено, что новые положения распространяются на правоотношения истекших периодов. Новая глава НК РФ о страховых взносах начнет действовать с 01.01.2017. Полагаем, что именно с этой даты следует учитывать величину полученных при УСН доходов для определения правомерности расчета взносов по пониженным тарифам.

Даже если по итогам 2016 года доходы превысят упомянутый предел, взносы не придется пересчитывать по общеустановленным тарифам. О других изменениях для «спецрежимников» в 2017 году читайте в № 9 (сентябрь), стр. 8 «БУХ.1С» и в статье "Что изменилось в спецрежимах в 2016 году" .

Новый ежеквартальный расчет в ФНС по страховым взносам

Согласно новым нормам отчетность по страховым взносам вне зависимости от формы ее представления (на бумажном носителе или в электронном виде) необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Сохранено следующее требование: организации, у которых за предшествующий год среднесписочная численность сотрудников превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронном виде (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Установлено, что если в расчете по взносам данные о совокупной сумме взносов на пенсионное страхование не совпадут с суммой этих взносов, начисленных по каждому физлицу, расчет будет считаться непредставленным.

В подобной ситуации налоговый орган направляет плательщику уведомление о выявленном несоответствии показателей. В пятидневный срок со дня его получения плательщик обязан подать скорректированный расчет, при этом датой его представления будет дата первоначальной сдачи отчетности (п. 7 ст. 431 НК РФ).

На данный момент сроки представления расчета РСВ-1 ПФР следующие (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ):

  • на бумажном носителе - не позднее 15 числа второго календарного месяца;
  • в электронной форме - не позднее 20 числа второго календарного месяца.

По итогам 2016 года плательщики взносов должны отчитаться по действующим нормам Закона № 212-ФЗ -подать РСВ-1 ПФР в территориальный орган ПФР:

  • на бумажном носителе - не позднее 15.02.2017;
  • в электронном виде - не позднее 20.02.2017.

В письме от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ ФНС России сообщила, что проект формы расчета по страховым взносам разработан. За расчетные периоды с 01.01.2017 в налоговые органы будет ежеквартально представляться новая форма расчета, которая объединит 4 основные формы отчетности, действующие в настоящее время:

  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1);
  • Расчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР, применяемый при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение (РВ-3);
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4-ФСС);
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС главами крестьянских (фермерских) хозяйств (РСВ-2).

Налоговое ведомство уточняет, что в новой форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, сокращены лишние и дублирующие показатели. Проект формы расчета по взносам, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме опубликован на Едином портале для размещения проектов нормативных правовых актов (НПА) и результатах их общественного обсуждения.

Администрировать взносы «на травматизм» по-прежнему будет ФСС

Со следующего года контролировать уплату взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будут, как и сейчас, органы ФСС РФ.

Законодательство о взносах «на травматизм» содержит отсылочные положения на Закон № 212-ФЗ. Поскольку последний со следующего года перестает действовать, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ) дополнен нормами из Закона № 212-ФЗ, которые регулируют, в частности:

  • расчетный и отчетный периоды по взносам;
  • порядок предоставления отсрочки и рассрочки по взносам;
  • обеспечение исполнения обязанности по уплате взносов (взыскание недоимки по взносам, зачет и возврат излишне уплаченных либо взысканных взносов);
  • проведение камеральных и выездных проверок;
  • условия привлечения к ответственности.

К чему приведут перечисленные нововведения для страхователей? Расскажем об этом подробнее.

Регистрация в качестве страхователей по обязательному...

... пенсионному страхованию

Пенсионный фонд РФ будет регистрировать страхователей в сфере обязательного пенсионного страхования (ОПС) только для целей сдачи персонифицированной отчетности, причем все сведения о постановке на учет организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а также иных плательщиков (в т. ч. адвокатов, нотариусов) в органы ПФР передадут налоговые инспекции (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее - Закон № 250-ФЗ).

В настоящее время налоговые органы также передают в фонд сведения о регистрации организаций, а вот постановка на учет предпринимателей и организаций по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в заявительном порядке (такие плательщики самостоятельно обращаются в органы фонда для регистрации) (п. 12, 21 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

... медицинскому страхованию

Порядок регистрации не меняется: предприниматели и организации признаются страхователями по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) с момента постановки на учет в налоговом органе. Всю необходимую информацию инспекции самостоятельно передадут территориальным органам фонда (п. 1 ст. 12 Закона № 250-ФЗ).

... социальному страхованию

Порядок регистрации страхователей в сфере обязательного социального страхования (ОСС) также остается прежним.

Данные об организации при ее создании в орган фонда передает налоговая инспекция (п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

Путем подачи заявления встают на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также индивидуальные предприниматели (заключившие с физлицом трудовой договор или гражданско-правовой договор с условием об уплате взносов «на травматизм») (п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ).

Еще одно изменение состоит в том, что со следующего года встать на учет в органах ПФР и ФСС РФ по месту создания обособленных подразделений организация обязана, если такое подразделение:

  • имеет собственный расчетный счет;
  • производит выплаты физлицам.

Таким образом, отменено действующее на данный момент требование о выделении подразделения на отдельный баланс (п. 1 ст. 3, п. 4 ст. 6, п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ). Перечисленные положения предназначены для плательщиков, у которых обязанность по регистрации в органах фондов возникнет с 01.01.2017.

Плательщикам, которые уже состоят на учете во внебюджетных фондах, заново регистрироваться не нужно.

Представление отчетности по взносам в сфере...

... пенсионного и медицинского страхования

Отчетность в сфере ОПС и ОМС необходимо сдавать как в налоговые органы, так и в органы ПФР.

С 01.01.2017 ежегодно не позднее 1 марта в органы ПФР необходимо представлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого физлица, с которым оформлен трудовой либо гражданско-правовой договор (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Такие сведения должны содержать следующую информацию о физлице: (п. 4 ст. 11 Закона № 250-ФЗ):

  • СНИЛС;
  • Ф.И.О.
  • дату приема на работу и (или) дату увольнения (применительно к сотрудникам, принятым на работу и (или) уволенным в течение отчетного периода);
  • дату заключения и (или) расторжения договора гражданско-правового характера (выплаты по которому облагаются взносами);
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ;
  • прочие сведения, необходимые для назначения страховой и накопительной пенсии;
  • суммы взносов в ПФР, уплаченные за физлицо, которое является субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, и периоды трудовой деятельности, включаемые в его профессиональный стаж.

Поскольку начало действия поправок - 01.01.2017, полагаем, что впервые по новым нормам персонифицированную отчетность в орган фонда нужно подать по итогам 2017 года в 2018 году.

Сейчас данные персучета входят в состав расчета РСВ-1 ПФР и представляются ежеквартально.

Как только сотрудник получит право на пенсию, работодатель по его заявлению должен представить сведения персучета в орган ПФР в течение трех календарных дней с даты обращения физлица (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время эти данные работодатель представляет по форме СПВ-2, утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, далее - Закон № 27-ФЗ).

Как видим, с 01.01.2017 сроки для представления данной формы сокращаются.

Поправками за работодателями сохранена обязанность по ежемесячному представлению в ПФР сведений о физлицах (Ф.И.О., СНИЛС, ИНН), которые на данный момент отражаются в форме СЗВ-М. Однако меняются сроки для подачи таких данных. Если в настоящее время форму СЗВ-М, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п, необходимо подавать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем) (п. 2.2 ст. 4 Закона № 27-ФЗ), то со следующего года крайний срок для представления упомянутых сведений - 15 число месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Пока не вполне ясно, сохранятся ли действующие на данный момент формы отчетности для представления в ПФР или будут разработаны новые.

Сведения о сумме заработка и начисленных на него взносах на пенсионное и медицинское страхование нужно подавать в территориальную налоговую инспекцию в составе расчета по страховым взносам (пп. «д» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Конкретные сроки сдачи отчетности будут прописаны в НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ формы отчетности для целей налогового контроля утверждает ФНС России. Как мы писали выше, форма расчета по взносам разрабатывается налоговым ведомством.

Копии всех форм отчетности страхователь должен выдавать физлицам. Для этого установлены следующие сроки (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ):

  • не позднее пяти календарных дней с момента обращения лица (в общем случае);
  • в день увольнения физлица или расторжения с ним гражданско-правового договора (если лицо увольняется);

Напомним, такие требования для работодателей существуют и сейчас. Однако по действующим нормам предоставлять сотрудникам копии форм отчетности страхователи обязаны независимо от факта обращения физлиц за ними. Делать это необходимо одновременно с представлением в фонд соответствующих форм отчетности (абз. 1 п. 4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

В то же время действующими нормами и положениями, которые вступят в силу с 01.01.2017, не предусмотрены меры ответственности для работодателей, которые не выполнят указанные требования.

... социального страхования

Администратором взносов на обязательное социальное страхование в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2017 года станут налоговые органы. Поэтому расчет по данным взносам необходимо подавать в налоговую инспекцию не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Как упоминалось выше, ФНС России уже подготовлен проект данного расчета.

Контроль за уплатой взносов на ОСС в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний остается за ФСС России. Отчетность по взносам «на травматизм» страхователи должны по-прежнему представлять в территориальные органы ФСС РФ в сроки, которые действуют в настоящее время. Изменения в этой части в законодательство о взносах «на травматизм» не внесены. Отчетность необходимо подавать ежеквартально (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее - Закон № 125-ФЗ):

  • на бумажном носителе - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
  • в электронном виде - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Уточнено, что работодатели, у которых среднесписочная численность работников за истекший год превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронной форме (п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). На данный момент такая норма отсутствует в законодательстве о взносах «на травматизм». Однако она содержится в части 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, который перестает действовать с 01.01.2017. Следовательно, существующее требование сохранено для работодателей, просто норма «перемещена» из одного нормативного акта в другой.

В настоящее время информация о двух видах взносов на обязательное социальное страхование объединена в расчете по форме 4-ФСС.

ФСС подготовил новую форму расчета, которая должна применяться начиная с I квартала 2017 года. Текст проекта приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Органы ФНС и ФСС будут взаимодействовать при проверках

Взаимодействие контролирующих органов заключается в следующем:

  • налоговые органы проверяют правильность и своевременность уплаты взносов на социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством);
  • органы фонда проверяют правильность расходов на выплату социального обеспечения (в частности, пособий).

Сумма начисленных взносов на обязательное социальное страхование по-прежнему может уменьшаться на величину выплаченных пособий. Эта информация отражается в расчете по взносам, который будут проверять налоговые органы.

Сведения о расходах, указанных в отчетности, налоговые органы в рамках межведомственного обмена передадут органам ФСС РФ. На основе полученных данных фонды вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее - Закон № 250-ФЗ).

Кроме того, налоговые органы и органы ФСС РФ смогут проводить совместные проверки.

Обратите внимание: если расходы по выплате пособий превысят сумму взносов, то образовавшаяся разница подлежит (п. 9 ст. 431 НК РФ, п. 8 ст. 9 Закона № 250-ФЗ):

  • зачету в счет предстоящих платежей по взносам. Решение об этом примет налоговый орган после того, как получит от органа фонда подтверждение таких расходов;
  • возмещению органом фонда.

Согласно части 3 статьи 5 Закона № 243-ФЗ положение о том, что взносы на социальное страхование уменьшаются на расходы по выплате страхового обеспечения, действует до 31.12.2018 (включительно).

Из этого следует, что с 2019 года взносы необходимо перечислять в той же сумме, в которой они начислены.

Можем предположить, что с указанной даты выплачивать пособия застрахованным физлицам будут напрямую органы ФСС РФ, а не работодатели (это реализовано сейчас в некоторых регионах, участвующих в пилотном проекте Фонда).

На текущий момент в состав участников пилотного проекта ФСС входят:

  • Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область - с 01.01.2012;
  • Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край - с 01.07.2012;
  • Республика Крым, г. Севастополь - с 01.01.2015;
  • Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области - с 01.07.2015;
  • Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области - с 01.07.2016.

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» реализованы все необходимые документы для пилотных регионов*.

Ответственность за нарушение законодательства о взносах...

Привлечение к ответственности за нарушение законодательства в сфере взносов на ОПС и ОСС с 01.01.2017 будет регулироваться положениями НК РФ.

Перечислим санкции, которые будут применять к страхователям органы внебюджетных фондов при нарушении положений в сфере персонифицированного учета, а также уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним.

... в сфере пенсионного страхования

За непредставление в срок либо представление в орган ПФР неполных и (или) недостоверных сведений персучета установлены те же меры ответственности, что и за аналогичное нарушение при подаче формы СЗВ-М, а именно - 500 рублей за каждое застрахованное лицо (пп. «а» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Кроме того, отдельная ответственность грозит за нарушение порядка представления сведений (если представлены на бумажном носителе вместо электронного документа). Она будет составлять 1 000 рублей (пп. «б» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время отдельной ответственности за подобные правонарушения в сфере персучета нет, так как эти сведения подаются в составе расчета РСВ-1 ПФР. Поэтому к страхователям применяют санкции за несдачу или просрочку подачи данного расчета, а также за нарушение формы его представления. Причем штраф за несдачу расчета и (или) отражение в нем недостоверных данных определяется в процентах от суммы начисленных за отчетный период взносов (но не менее 1 000 руб.) (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). Штраф за несоблюдение порядка его представления - 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, со следующего года штраф за нарушение порядка подачи сведений персучета будет применяться в гораздо большем размере.

... в сфере взносов «на травматизм»

Виды правонарушений, касающиеся порядка уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним, а также размеры санкций остаются такими же, как и в настоящее время (за одним исключением). Различие лишь в том, что в действующей редакции Закона № 125-ФЗ они перечислены в одной норме - статье 19 Закона № 125-ФЗ, а со следующего года каждый вид правонарушения (а также ответственность) будет прописан в отдельной статье закона.

Напомним, что такими правонарушениями являются:

  • нарушение срока регистрации в органах фонда;
  • неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов;
  • непредставление в срок отчетности по взносам;
  • отказ в представлении или непредставление в фонд документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Новый вид правонарушения - несоблюдение порядка представления отчетности по взносам.

Такой вид правонарушения закреплен в новой статье 26.30 Закона № 125-ФЗ. Так, если после 01.01.2017 отчетность по взносам будет подана на бумажном носителе вместо обязательной электронной формы, штраф составит 200 рублей.

... для должностных лиц

Помимо штрафных санкций, предусмотренных законом о тех или иных видах взносов, к административной ответственности привлекаются непосредственно должностные лица организаций.

Перечень видов правонарушений, которые влекут применение штрафов по КоАП РФ, с 01.01.2017 будет расширен. Кроме того, внесены некоторые поправки в действующие нормы кодекса. Изменения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о страховых взносах и персотчетности

№ п /п

Вид правонарушения

Ответственность

Норма в КоАП РФ (новая или измененная)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений персучета либо представление этих сведений в неполном или искаженном виде

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Новая статья 15.33.2

Нарушение срока представления в налоговый орган расчета по взносам на ОСС

Предупреждение или штраф от 300 руб. до 500 руб.

Дополнения в статье 15.5

Непредставление в орган ФСС РФ сведений для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты пособий, а также оплаты выходных дней по уходу за детьми-инвалидами

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Нарушение срока представления в орган ФСС РФ информации об открытии или закрытии счета в банке

Штраф от 1 000 руб. до 2 000 руб.

Изменения в статье 15.33

Нарушение срока представления в орган фонда расчета по взносам «на травматизм»

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Непредставление либо отказ в представлении сведений, необходимых органам фонда для контроля за исчислением и уплатой взносов «на травматизм»

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Порядок определения среднего заработка для назначения пособий

Напомним, что средний заработок для расчета пособий (по нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) определяется исходя из выплат за расчетный период, на которые начислены взносы в ФСС РФ (ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Принятые поправки не меняют указанный принцип исчисления заработка. Необходимо лишь принимать во внимание, что в состав среднего заработка включаются суммы, которые облагались взносами в ФСС РФ (п. 10 ст. 9 Закона № 250-ФЗ):

  • по правилам Закона № 212-ФЗ - за периоды до 31.12.2016;
  • по правилам НК РФ - за периоды с 01.01.2017.

Как оформлять платежные поручения на уплату взносов

Сейчас взносы перечисляются отдельными платежными поручениями в каждый внебюджетный фонд (ПФР, ФФОМС, ФСС РФ) (ч. 4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Поскольку администратором по взносам «на травматизм» по-прежнему остается ФСС РФ, направлять платежные документы на уплату данных взносов необходимо в адрес фонда (п. 1.1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ).

Администратором по взносам на ОПС, ОМС и ОСС (в части страхования на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) становятся налоговые инспекции. Поэтому с платежей за январь 2017 года в платежных поручениях на перечисление данных взносов в качестве получателя следует указывать территориальный налоговый орган. В связи с этим должны быть утверждены и новые КБК для уплаты взносов.

Переходные положения

Отметим следующие наиболее важные переходные положения, предусмотренные Законами № 243-ФЗ и № 250-ФЗ:

1. Расчеты по взносам (в т. ч. уточненные) за периоды до 01.01.2017 представляются по действующим в настоящее время нормам в органы внебюджетных фондов (ст. 23 Закона № 250-ФЗ). Соответственно, отчетность по формам РСВ-1 ПФР и 4-ФСС за 2016 год страхователи должны представить в органы фондов.

2. За возвратом излишне уплаченных или взысканных сумм взносов, пеней, штрафов по ним, которые образовались за периоды до указанной даты, страхователи должны обращаться с соответствующими заявлениями во внебюджетные фонды (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Если страхователь подаст заявление о возврате переплаты и орган ПФР или ФСС России примет по нему положительное решение, то такое решение орган фонда должен перенаправить в налоговую инспекцию (ч. 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Из этого следует, что непосредственный возврат денежных сумм страхователю должен произвести налоговый орган.

3. Информацию о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся за периоды до 1 января 2017 года, органы ПФР и ФСС России передадут в налоговые органы. Соответствующий порядок утвердит ФНС России. При невозможности взыскания такой задолженности (например, по причине истечения установленного для взыскания срока), она будет списана с плательщика взносов (ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 243-ФЗ). Полагаем, что в ФНС России может быть разработана также и специальная процедура взыскания или погашения такой задолженности. В частности, порядок оформления платежных поручений на уплату долга.

4. Подлежат списанию (то есть не могут быть взысканы со страхователя) недоимки, пени, штрафы по взносам (ч. 3 ст. 19 Закона № 250-ФЗ): которые невозможно взыскать по основаниям, перечисленным в статье 23 Закона № 212-ФЗ и которые возникли до 01.01.2017; срок взыскания которых органами фондов истечет по состоянию на 01.01.2017.

5. Организациям не потребуется сообщать в инспекцию данные об обособленных подразделениях, которые по состоянию на 01.01.2017 зарегистрированы в органах ПФР в качестве плательщиков взносов. Органы фонда самостоятельно передадут данную информацию налоговым инспекциям (ч. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Фото Бориса Мальцева, Кублог

С 1 января 2017 г. вступает в силу новая глава 34 «Страховые взносы» НК РФ (введена ), одновременно утрачивает силу «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). В данной статье рассмотрены отличия в правовом регулировании исчисления и уплаты страховых взносов до и после 1 января 2017 г.

Плательщики страховых взносов

Круг плательщиков страховых взносов определен в ст. 419 НК РФ. В ней, как и ранее в Законе № 212-ФЗ предусмотрены две большие категории — плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и плательщики, не производящие такие выплаты.

При этом для последних изменился порядок постановки на учет. Как разъяснено в , до 1 января 2017 г. постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, представляемой органами, поименованными в пп. 1-6 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица (представляемого в налоговый орган по месту жительства физического лица).

С 1 января 2017 г. заявление физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) может быть подано в любой налоговый орган.

В целом данные положения повторяют указанные ранее в ст. 5 Закона № 212-ФЗ нормы, которые определяли плательщиков страховых взносов.

Сохранено и положение о том, что если лицо относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов (т. е. одновременно и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и самостоятельно получает доход), исчисление и уплату страховых взносов такое лицо обязано производить самостоятельно по каждому основанию.

Имеется, однако, одно существенное изменение, заключающееся в том, что теперь среди плательщиков страховых взносов указаны арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы и патентные поверенные.

При этом оценщики, медиаторы и патентные поверенные с 1 января 2017 г. станут плательщиками страховых взносов впервые, в то время как в отношении арбитражных управляющих относительно положений ст. 5 Закона № 212-ФЗ существовала позиция, поддерживаемая судами, согласно которой они в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравнивались к индивидуальным предпринимателям и являлись страхователями (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4.04.16 г. № Ф07-1264/2016 по делу № А56-33700/2015).

Объект обложения страховыми взносами

Как и ранее в Законе № 212-ФЗ, для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами будут являться (ст. 420 НК РФ) выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для физических лиц, не являющихся ИП и производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом являются выплаты по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц.

Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом признается фиксированный размер; при этом НК РФ связывает его с минимальным размером оплаты труда. Алгоритм расчета соответствующего размера приведен в ст. 430 НК РФ.

Перечень выплат, которые в любом случае не признаются объектом обложения страховыми взносами, не изменился.

Как разъяснялось в письме Минздрав­соцразвития России от 23.03.10 г. № 647-19, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и значит связанные с ним трудовыми договорами (за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Данные выводы по аналогии применимы и в отношении определения объекта обложения страховыми взносами после 1 января 2017 г.

В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре.

Минздравсоцразвития России указывало, что в ряде случаев застрахованные физические лица могут выполнять в организации трудовую функцию и получать плату за работу без заключения с ними трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг (например, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, лица, замещающие государственные должности РФ, субъекта РФ, муниципальные должности на постоянной основе, члены производственных кооперативов).

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с которыми в соответствии с законодательством ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры не заключаются, за выполнение ими трудовой функции, работ, услуг, подлежат обложению страховыми взносами.

Уплата страховых взносов за указанных застрахованных лиц осуществляется теми организациями, которые по отношению к ним являются страхователями: например, за государственных гражданских служащих — органами государственной власти, в которых они проходят государственную службу, за членов производственных кооперативов -производственными кооперативами, за священнослужителей — религиозными организациями.

Выплаты, которые производятся таким физическим лицам другими организациями, не состоящими с ними в соответствующих правоотношениях, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в ст. 422 НК РФ, несколько отличается от того перечня, что был закреплен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Так, в новом перечне не указаны взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, которые до 1 января 2017 г. не облагаются страховыми взносами.

Теперь в НК РФ содержится положение о том, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников не будут облагаться страховыми взносами суточные, только предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

Ранее при оплате расходов на командировки работников суточные не облагались страховыми взносами независимо от размера.

С 1 января 2017 г. при оплате работодателем работнику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению страховыми взносами, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Исчисление базы и тарифы

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, ст. 421 НК РФ предусматривает определение базы для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Также сохраняется понятие предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2017 г. — 1,9, 2018 г. — 2,0, 2019 г. — 2,1, 2020 г. — 2,2, 2021 г. — 2,3).

Напомним, что на 2016 г. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 г. № 1265 предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в размере 718 000 руб. нарастающим итогом, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, в отношении каждого физического лица установлена в размере 796 000 руб. нарастающим итогом.

В 2017—2018 гг. для плательщиков страховых взносов установлены следующие тарифы страховых взносов, применяемые по общему правилу (ст. 426 НК РФ):

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 427 НК РФ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивают.

Ранее аналогичные разъяснения были приведены в применительно к Закону № 212-ФЗ.

С 1 января 2017 г. не будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов следующие категории плательщиков страховых взносов:

  1. сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
  2. организации народных художественных промыслов и семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  3. организации и ИП, применяющие ЕСХН;
  4. плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
  5. плательщики страховых взносов — российские организации и ИП, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации;
  6. организации, оказывающие инжиниринговые услуги.
Еще одно изменение, касающееся пониженных тарифов страховых взносов, затрагивает организации и ИП, применяющих УСН и осуществляющих один из «льготных» видов деятельности. Сам перечень таких видов деятельности не изменился. С 1 января 2017 г. соответствующие организации и ИП будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов, только если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (ранее какая-либо предельная величина в данном контексте не была закреплена).

В течение 2017—2018 гг. тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняются в размере 20%, тарифы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и тарифы на обязательное медицинское страхование — в размере 0 процентов, если выполняются следующие условия:

  1. соблюдение критерия о применении организацией УСН;
  2. доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;
  3. доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.
В отмечалось, что не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в части доходов от реализации при осуществлении основного вида деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании НК РФ.

Не установлено такой зависимости и главой 34 НК РФ.

Также продолжает оставаться актуальным разъяснение Минтруда России в письме от 2.07.14 г. № 17-4/В-295, согласно которому если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления указанного вида деятельности, а значит, организация должна применять общеустановленный тариф страховых взносов.

В случае, если организация по итогам деятельности за последующий отчетный период подтвердит соответствие упомянутому условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, она будет вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета.

Необходимо отметить, что положения о предельной величине базы для начисления страховых взносов по-прежнему будут необходимы для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При определении базы необходимо учитывать одно изменение, касающееся определения цен в случае совершения сделок взаимозависимыми лицами. Ранее Закон № 212-ФЗ положений об этом не содержал.

Минздравсоцразвития России в письме от 5.08.10 г. № 2519-19 разъясняло, что если организация-работодатель приобретает в пользу работников товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые не регулируются государством, то указанные стороны договора при начислении страховых взносов на сумму этих товаров (работ, услуг) должны учитывать, чью стоимость следует рассчитывать исходя из цен приобретения таких товаров (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость и акцизы).

Теперь положения НК РФ о налоговом контроле сделок между взаимозависимыми лицами будут в полной мере применяться в отношении страховых взносов.

Напомним, что критерии взаимозависимости лиц установлены ст. 105.1 НК РФ.

Особенную сложность в исчислении страховых взносов на практике будут вызывать случаи реорганизации юридического лица.

С включением страховых взносов в НК РФ правовое регулирование данного вопроса изменилось, поскольку данный Кодекс в отличие от Закона № 212-ФЗ содержит специальную ст. 50, разъясняющую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.

Исполнение обязанностей по уплате страховых взносов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Сумма страховых взносов (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном НК РФ.

При этом п. 1.1 ст. 78 НК РФ устанавливает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, 10-дневный срок исчисляется со дня завершения камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика задолженности, возникшей за данные периоды.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органы ПФР, ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган (ст. 21 Федерального закона от 3.07.16 г. № 250-ФЗ, далее — Закон № 250-ФЗ).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

В ст. 431 НК РФ сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (теперь они называются суммами страховых взносов, исчисленными для уплаты за календарный месяц). Такие платежи, как и прежде, подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за соответствующим календарным месяцем.

Также сохранены положения о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.

Уплата страховых взносов по-прежнему будет осуществляться отдельными расчетными документами, но направляться они будут все в налоговый орган.

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом специальная форма ведения такого учета НК РФ не установлена.

Ранее в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета совместным письмом ПФР от 26.01.10 г. № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.10 г. № 02-03-08/08-56П рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов ранее ответственность была предусмотрена ст. 47 Закона № 212-ФЗ. При этом данная статья предусматривала ответственность уже за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а не за факт неправильного ведения учета (повлекшего занижение базы).

Таким образом, исключительно за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами к ответственности он привлекаться не мог.

По-прежнему в НК РФ прямо ответственность за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не установлена.

Между тем в отличие от Закона № 212-ФЗ НК РФ содержит ст. 120.

Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.

Пункт 3 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Официальным органам и судам предстоит выработать подходы относительно того, может ли ст. 120 НК РФ применяться за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами.

Как разъясняется в Информации ФСС РФ, размещенной на официальном сайте 24.08.16 г., ст. 431 НК РФ предусмотрена возможность плательщиками страховых взносов зачета произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов. При этом действие нормы, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования ограничено до 31.12.18 г. включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.18 г. включительно.

Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам с 1 января 2017 г. будут установлены иные.

Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

На основании п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными выше, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

При этом добавлено уточнение, согласно которому если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

Еще одно изменение, касающееся обязанности по уплате страховых взносов и представлении отчетности в отношении обособленных подразделений. Ранее в Законе № 212-ФЗ содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты счета в банках, и они должны иметь отдельный баланс.

С 1 января 2017 г. обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории РФ обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Понятие обособленного подразделения закреплено ст. 11 НК РФ — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В связи с этим в письме Управления ФНС России по г. Москве от 2.02.16 г. № 12-18/008798 указано, что согласно ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Учитывая изложенное, если деятельность организации осуществляется вне места ее нахождения в течение срока, превышающего один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения из перечисленных в п. 2 ст. 11 НК РФ не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.

Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т. е. сроки и органы — получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за I квартал 2017 г.

При этом старый порядок будет действовать и в отношении представления уточненных расчетов по страховым взносам по любым отчетным (расчетным) периодам до 1 января 2017 г. (ст. 20, 23 Закона № 250-ФЗ).

Страховые взносы для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Такие элементы обложения страховыми взносами, как порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты, в отношении плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены ст. 432 НК РФ.

Сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что страховые взносы такими плательщиками уплачиваются по общему правилу не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

НК РФ, как и ранее Закон № 212-ФЗ, не предусматривает обязанности плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в течение расчетного периода.

Также по-прежнему необходимо будет исчислять сумму страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Уплачивать страховые взносы нужно будет отдельными расчетными документами, как и ранее, однако направлять их нужно будет в налоговый орган.

Необходимо отметить, что срок представления отчетности главами крестьянских (фермерских) хозяйств изменится: сейчас действует правило о представлении отчетности в соответствующий территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, а начиная с отчетности за 2017 г. срок будет другой — до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Отметим, что НК РФ, так же как и Закон № 212-ФЗ, не указывает на представление отчетности иными плательщиками, не осуществляющими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

В 2017 году работодатели будут уплачивать страховые взносы на обязательное страхование по новым правилам. Администрирование части взносов передано в Федеральную налоговую службу, а часть остается за Фондом социального страхования. Стоит разобраться по порядку куда и как платить страховые взносы в 2017 году.

С 1 января вступил в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ. Он дополнил НК РФ новой главой 34 "Страховые взносы в РФ" и передал функции по администрированию страховых взносов ФНС России. Но переданы были не все взносы. Частично предприятия продолжат перечислять страховые взносы в 2017 году в Фонд соцстраха.

Куда перечислять страховые взносы в 2017 году

В 2017 году работодатели будут уплачивать страховые взносы в налоговую инспекцию. В ФНС уплачиваются следующие виды взносов:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • на обязательное медицинское страхование;
  • на обязательное пенсионное страхование;
  • дополнительные пенсионные взносы.

Фонд социального страхования в 2017 году продолжит администрировать взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обратите внимание - данные взносы будут перечислятся именно в ФСС, а не в налоговую.

Расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Исчисление и уплата взносов производится ежемесячно. Взносы исчисляются с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

Взносы должны уплачиваться не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором произведены выплаты в пользу работников предприятия. Таким образом, сроки уплаты остались прежними.

Сроки перечисления страховых взносов в 2017 году

По исчисленным и уплаченным взносам придется отчитываться в налоговую инспекцию. Расчет по страховым взносам должен представляться ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Форма отчета утверждена приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/511. Первый отчет в 2017 году (за 1 квартал) необходимо представить не позднее 2 мая, поскольку крайний срок выпадает на субботу 30 апреля и переносится на понедельник.

Если в расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным. Об этом работодателю сообщат не позднее дня, следующего за днем представления расчета.

В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления работодатель обязан будет представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления такого расчета считается дата представления первоначального расчета. Расчет не будет считаться просроченным.

В Фонд социального страхования страхователи продолжат представлять расчеты 4-ФСС. Но уже по новой форме - «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве…». Форма 4-ФСС была обновлена в соответствии с Приказом ФСС от 26.09. 2016 г. № 381.

Данный расчет необходимо будет сдавать в ФСС на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а в электронной форме - не позднее 25-го числа.

Перечисление страховых взносов в 2017 году

Стоит так же разобраться и с тем как перечислять страховые взносы в налоговую инспекцию. С 2017 года изменились КБК для уплаты страховых взносов. При этом не изменились только коды бюджетной классификации для взносов на травматизм. Все прочие КБК государственных внебюджетных фондов уже закрыты и уплата взносов по ним не осуществляется. Платежи пройдут только по новым кодам. Они утверждены Приказом Минфина РФ от 07.12.2016 № 230н.

Соответственно, и платежные поручения на уплату взносов также будут формироваться с учетом новых реквизитов. В полях «ИНН» и «КПП» получателя средств следует указывать значения налоговой инспекции, осуществляющей администрирование платежа. В поле «Получатель» указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и сокращенное наименование налоговой инспекции.

В поле «101» платежного поручения указываются следующие статусы:

  • для юрлиц, производящих выплаты работникам, - «01»;
  • для ИП - «09», «10», «11» и «12»;
  • для физлиц - «13».

Что касается КБК, то первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов, теперь будут иметь значение «182» . То есть, КБК ФНС России. Таким образом, для оплаты страховых взносов в 2017 году надо уточнить новые КБК и не запутаться при заполнении статусов в платежных поручениях.

Необходимо отметить, что неверное обозначение в платежках статуса страхователя не повлечет для работодателя каких либо негативных последствий.

ФНС России в Письме от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@ пояснила, что если платеж был отражен в ведомости невыясненных поступлений из-за неверного указания реквизита «статус», налоговики самостоятельно проведут работу по его уточнению.

Штрафы за неуплату страховых взносов

Положения НК РФ предусматривают для страхователей сразу несколько видов ответственности. В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения налоговой базы повлечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы.

Умышленное занижение базы по страховым взносам повлечет наложение штрафа в размере 40% от суммы задолженности.

Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность страхователей за непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам. Данное нарушение повлечет взыскание штрафа в размере 5% от неуплаченной суммы взносов за каждый месяц. При этом штраф не может превышать 30% указанной суммы.

Страхователи также могут быть оштрафованы и по статье 122 НК РФ за непредставление документов по страховым взносам. Штраф составит 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Новое на сайте

>

Самое популярное