Домой Кредитные карты Матричная бухгалтерский учет система национальных счетов. Национальное счетоводство и система национальных счетов

Матричная бухгалтерский учет система национальных счетов. Национальное счетоводство и система национальных счетов

Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.

В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

  • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
  • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
  • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.

Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
  • оказание услуг для реализации;
  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
  • оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
  • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.

Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
  • финансовые корпорации и квазикорпорации;
  • государственное управление;
  • домашние хозяйства;
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).

Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:

  • валовой национальный доход (ВНД);
  • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
  • конечное потребление;
  • валовое накопление;
  • сальдо экспорта и импорта;
  • национальное сбережение;
  • чистое кредитование и чистое заимствование;
  • национальное богатство.

ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.

Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.

Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.

Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:

А. Валовой внутренний продукт

Б. Потребление основного капитала

В. Чистый внутренний продукт (А-Б)

Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

Д. Валовой национальный доход (А+Г)

Е. Чистый национальный доход (Д-Б)

Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)

И. Конечное потребление

К. Национальное сбережение (3Й)

Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы

М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)

Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)

О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов

П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)

Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:

GDP = C + I + E,

где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.

GDP = W + Q + R + P + Т,

где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

GDP = D + N - U,

где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.

GNI = GDP + L M,

где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.

GNDI = GNI + В - G,

где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.

где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.

S + K = f + Z + J - О,

где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.

где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.


Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

Объектом национального счетоводства является экономика страны. Предметом национального счетоводства является статистическое описание состояния и развития экономики страны с помощью системы макроэкономических показателей и формируемых из них национальных счетов, таблиц межотраслевого баланса и других таблиц.

Слово «счетоводство» в данном контексте отражает связь системы макроэкономических показателей с бухгалтерским учетом . Этим объясняется использование в национальном счетоводстве основных принципов бухгалтерского учета : стоимостное выражение всех показателей, метод баланса, метод двойной записи, предположение о неограниченности сроков функционирования экономики.

Национальное счетоводство ориентируется на рыночную экономику, ее механизмы и институты. Теоретической основой национального счетоводства является признание равноправия всех форм собственности , рыночного характера формирования цен на основе конкуренции , естественности стремления всех людей к прибыли . Национальное счетоводство опирается на рыночную экономику, активно регулируемую государством . Государство в системе национальных счетов представлено самостоятельным сектором, который оказывает нерыночные (бесплатные) услуги населению и распределяет и перераспределяет доходы по принципам как экономической, так и социальной справедливости.

Система национальных счетов (СНС), ориентируясь на социальное государство, делает социальную политику государства «открытой», показывая денежные потоки перераспределения доходов, т. е. национальное счетоводство ориентируется на открытую экономику, включенную в широкие международные экономические связи. Для такой экономики характерна свобода движения через границы страны не только товаров и услуг, но и факторов производства: труда, капитала , предпринимательства, инвестиций , новых технологий и т. д.

Национальное счетоводство - практически работающая система, создаваемая на основе и в соответствии с международным стандартом СНС, приспособленная к национальным условиям перехода к рыночной экономике.

Система национальный счетов (СНС) - это соответствующий национальной рыночной экономике учет, который на макроуровне представлен системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи ее звеньев.

В системе национального счетоводства используются два типа классификационных единиц: вид деятельности и институциональная единица, которые группируются по отраслям и институциональным секторам. Основные институциональные секторы:

  • домашние хозяйства, источниками финансирования затрат которых являются оплата наемного труда, доходы от собственности , доходы от производственной деятельности, трансферты от государства и т. д.;
  • некоммерческие организации , обслуживающие домашние хозяйства. К ним относятся профсоюзы , религиозные организации, партии и общественно-политические движения, общественные организации, финансируемые за счет членских взносов и добровольных пожертвований. Они производят услуги, удовлетворяющие особенные потребности домашних хозяйств;
  • государственные учреждения, включающие органы государственной власти и местного самоуправления , государственные внебюджетные фонды. Предприятия финансируются из бюджета , производимую продукцию или услуги передают потребителям бесплатно или по экономически незначимым ценам;
  • финансовые учреждения включают Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые фонды, инвестиционные компании и т. д. Производят финансовые услуги, в основном финансового посредничества, источником финансирования которых является выручка за оказанные услуги, продаваемые на рынке в конкурентной борьбе;
  • нефинансовые предприятия - институциональные единицы, которые производят продукцию и нефинансовые услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам и покрывают свои затраты за счет полученной прибыли.

Для описания международных связей применяют термин «остальной мир». Виды экономической деятельности определяются классификатором ОКВЭД посредством внесения предприятия, учреждения в ЕГРПО.

Национальное счетоводство изучает экономику как систему активов и пассивов. Экономический актив характеризуется следующими признаками:

  • субъект экономики имеет право собственности на актив;
  • реализация этого права собственности позволяет субъекту экономики получать или надеяться на получение дохода или иной экономической выгоды;
  • актив имеет стоимостную оценку, т. е. денежное измерение.

Активы делятся на финансовые и нефинансовые. Финансовые активы не имеют материального субстрата, определяющего его стоимость. Финансовому активу одного субъекта противостоит финансовое обязательство другого субъекта. К финансовым активам относятся наличные деньги и депозиты, ссуды, ценные бумаги (вексель , облигация), акции, страховые полисы.

Нефинансовые активы1 делятся на две группы: материальные и нематериальные; произведенные и непроизве-денные.

Все вышеперечисленные понятия национального счетоводства описываются показателями и образованными ими национальными счетами. Показатели и национальные счета образуют систему, где они взаимосвязаны и дополняют друг друга, и в целом точно и всесторонне описывают экономику страны.

Основными счетами системы национальных счетов являются:

Последовательность формирования показателей национальных счетов соответствует последовательности стадий воспроизводственного цикла.

Статистика социально-экономических показателей на макроуровне

Существуют множество социальных и экономических показателей, которые характеризуют жизнь страны на макроуровне. К ним относятся валовой внутренний продукт общий или в расчете на душу населения, валовой национальный доход , темпы экономического роста, национальное богатство, государственный долг, курс доллара США по отношению к рублю (который устанавливает Центральный банк РФ), численность зарегистрированных безработных и др.

Из всех вышеперечисленных социально-экономических показателей наиболее важным является показатель валового внутреннего продукта государства , который может быть рассчитан несколькими способами (в зависимости от стадии производства):

  • производственный способ (на стадии производства по добавленной стоимости) - определяет величину ВВП как разность между общим объемом выпущенной продукции и промежуточным потреблением или это сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей и секторов экономики . Так происходит подсчет произведенного ВВП;
  • распределительный способ (производится на стадии распределения произведенной продукции) - как сумму доходов факторов производства, которая получается в результате суммирования доходов по труду (заработная плата и начисления на нее, гонорары, натуральные доходы, комиссионные и др.), доходов от собственности (прибыль , рента, дивиденды и т. д.), смешанных доходов (доходы лиц свободных профессий, доходы от ведения подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности и т. д.). Этим способом производится расчет распределенного ВВП;
  • способ конечного использования (по расходам) - как результат суммирования расходов всех экономических агентов, использующих его (фирм, домашних хозяйств, иностранных граждан , государств), т. е. ВВП = Р + И + З + Э,

    где Р - личные потребительские расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования; И - валовые инвестиции (вложения предприятия в покупку нового оборудования и строительство, исключая жилье); З - государственные закупки товаров и услуг (затраты на образование, здравоохранение, армию и т. д.); Э - чистый экспорт (разница между экспортом и импортом государства).

ВВП может быть рассчитан как по факторным, так и по рыночным ценам.

Факторные цены определяются стоимостью затрат всех факторов производства на создание товаров и услуг, т. е. это цена производителя, которая складывается из себестоимости продукции и прибыли.

Рыночные цены представляют собой сумму факторных цен и косвенных налогов (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и т. д.) за вычетом субсидий, к которым относятся безвозмездные поступления от государства и из других источников на продукты, на импорт, возмещение убытков и т. д.

В России в настоящее время ВВП и валовый национальный продукт (ВНП) рассчитывается производственным способом, т. е. ВВП является суммой валовой добавленной стоимости отраслей и секторов экономики, чистых налогов на продукты (за исключением субсидий).

Следующим по значимости является показатель национального дохода страны, который получается путем вычитания из величины валового национального продукта амортизационных отчислений. При этом чистый национальный доход (ЧНД) рассчитывают как сумму национального дохода и чистых трансфертов из-за рубежа (гуманитарная помощь, дарения, пожертвования и др.) за вычетом чистых трансфертов за рубеж.

Валовой национальные продукт (ВНП) показывает стоимость конечной продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данного государства, даже если они проживают на территории других стран.

ВНП = ВВП + ЧФД,

где ЧФД - чистые факторные доходы из-за рубежа, т. е. разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Для того чтобы провести анализ социально-экономической ситуации в стране, необходимо произвести группировку следующих показателей:

распределение национального дохода и валового внутреннего продукта государства по отраслям и секторам экономики;

территориальная группировка валового выпуска продукции, валового внутреннего продукта и национального дохода согласно административно-территориальному делению государства;

разделение валового внутреннего продукта и валового выпуска по форме существования - на материальные блага и услуги.

Можно производить группировку и по другим признакам в случае необходимости. Динамика показателей результатов экономической деятельности исследуется путем расчета соответствующих индексов физического объема по формуле

где q0P0 - фактическая стоимость валового выпуска, валового внутреннего продукта, национального дохода в базисном периоде; 1P0 - стоимость этих же показателей отчетного периода в ценах базисного периода.

В условиях рыночной системы хозяйствования происходит постоянный рост цен на товары и услуги. Основной проблемой, которая возникает при расчете индексов, является переоценка стоимостных показателей отчетного периода в цены базисного периода. Так как инфляция является процессом неравномерным, то пересчитать цены каждого вида товара и услуги в сопоставимые цены с базисным периодом практически невозможно.

В теории статистики существуют три основных метода пересчета показателей валового внутреннего продукта и национального дохода в сопоставимые цены с базисным периодом:

с помощью прямой оценки объема производства благ и услуг по ценам базисного периода;

через переоценку каких-либо компонентов валового внутреннего продукта и национального дохода с использованием соответствующих индексов;

на основании индекса потребительских цен.

Первый метод является очень сложным для расчета. Он наиболее часто использовался при плановой системе хозяйствования. Суть его заключается в том, что физический объем выпуска продукции (в натуральном измерении) умножают на соответствующие цены базисного периода. Метод позволяет детально учитывать динамику изменения цен на товары и услуги, но недостаток его - в том, что возникает необходимость регулярно менять базисные цены, а также возникает проблема сопоставимости одноименных товаров и услуг в связи с изменением их качества (при различных годах выпуска), что вынуждает искать набор товаров-представителей, который будет определять сводный индекс цен, а это тоже весьма неудобно и проблематично.

Второй метод не является столь же точным и сложным, как первый, и заключается в том, что элементы валового внутреннего продукта и национального дохода пересчиты-ваются в сопоставимые цены путем деления на соответствующий индекс, т. е. при переоценке продукции строительства используется индекс капиталовложений, при переоценке машин и оборудования - индекс цен на машины и оборудование и т. п. Такой метод пересчета требует достаточно широкой базы для расчета соответствующих индексов цен.

Третий из перечисленных методов, построенный на основании индекса потребительских цен, наиболее простой, не совсем точный, но удобный для расчета сопоставимых цен и используется в большинстве развитых стран. Однако этот метод не учитывает динамику изменения цен на государственные услуги и капиталовложения, на экспортно-импортные операции, на капитальные товары других секторов экономики.

Статистика национального богатства

Важным разделом в экономической статистике является раздел, посвященный статистике национального богатства.

Национальное богатство - это совокупность накопленных материальных и нематериальных активов , созданных трудом всех предшествовавших поколений, принадлежащих стране или ее резидентам и находящихся на экономической территории данной страны и за ее пределами (национальное имущество), а также разведанных и вовлеченных в экономический оборот природных и других ресурсов .

Статистика в национальном богатстве помогает собирать и анализировать данные всех ее составляющих в общем и в каждой категории по отдельности, на основе которых можно определить основные потоки движения национального богатства, инвестиционную активность отдельных секторов экономики , степень ликвидности их финансовых активов и многое другое. Полученные статистические данные национального богатства дают экономическую оценку стране в целом, ее имущественному положению, а также насколько экономический потенциал страны соответствует международным стандартам. При рассмотрении и анализе статистических данных можно определить потенциальные, допустимые возможности дальнейшего развития страны.

Составляющие национального богатства:

природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, энергетические ресурсы, лес и животный мир), которые являются учтенными и вовлеченными в оборот. Как характерную особенность природных ресурсов можно выделить то, что они являются невоспроизводимыми благами. При получении статистических данных по природным ресурсам можно:

  • разработать систему показателей об эффективном использовании природных ресурсов;
  • проанализировать работу природоохранных мероприятий, оценить эффективность их работы;
  • определить объем финансовых ресурсов, который понадобится на экологические цели;
  • проанализировать, в какой степени человеческий фактор оказывает влияние на окружающую природную среду, а также как окружающая среда влияет на качество уровня жизни населения:
    • материальные ресурсы, приобретенные в результате накопленного труда. Материальные ресурсы можно производить в любое время, следовательно, они являются воспроизводимыми благами;

      национальное имущество - складывается в процессе производства, в него входят:

    • основные фонды (здания, сооружения, транспортные средства, машины, оборудование и т. д.). Статистические данные основных фондов характеризуют их общее состояние, перспективы развития основных фондов по всей стране и отдельно в каждой отрасли;
    • оборотные фонды (производственные запасы - сырье, материалы, топливо, запчасти; незавершенное производство; готовая продукция, материальные резервы и т. д.);
    • личное имущество. Статистические данные о национальном имуществе используется для оценки уровня экономического развития;
    • накопленный научно-технический потенциал;
    • интеллектуальный потенциал.

Итак, национальное богатство включает стоимость всех производственных и непроизводственных фондов государства , запасов, резервов, индивидуального и общественного имущества. В отдельных случая национальное богатство включает научно-технический уровень и опыт работников. Национальное богатство состоит из накопленных продуктов прошлого труда, включая товары всенародного потребления, и природных ресурсов, учтенных и вовлеченных в экономический оборот. В составе национального богатства запасы и резервы учитываются отдельно по месту их определения и продолжительности сохранения. Отдельно учитывается также золотой запас страны и запасы на нужды обороны государства.

Расчеты по национальному богатству осуществляются в текущих и в сопоставимых ценах, которые существуют на данный момент. Статистические показатели по национальному богатству показывают уровень развития страны в международных масштабах.

Построение балансов для регионов в целом

Построение балансов и типологизация регионов России, анализ их дифференциации по различным показателям социально-экономического развития стали одним из ключевых направлений исследований в быстро развивающейся российской региональной экономике . Одним и тем же термином - «регион» - описываются социально-экономические системы совершенно не сопоставимые по масштабам деятельности, направлению развития, политической ориентации, поэтому построение типологии служит исходным пунктом, условием для анализа региональных экономических систем и построения балансов для регионов в целом.

При изучении дифференциации регионов России необходимо прежде всего отобрать факторы, определяющие специфику социально-экономического положения региона. Следует подчеркнуть, что местные правительства регионального уровня начали заниматься деятельностью по разработке планов и программ экономического развития на региональном уровне лишь в постсоветский период. Какие-либо традиции, навыки или опыт в этой сфере у них по сути дела отсутствовали. В условиях советской централизованной экономической и политической системы местные правительства входили в структуру централизованной политической и экономической системы. В системе централизованного планирования экономики местные правительства полностью зависели от центральных министерств, предприятий , подчинявшихся центру, партийных структур. В обязанности местного правительства входило обеспечение социально-экономической инфраструктуры в соответствии с централизованно установленными нормативами, задача построение регионального баланса была второстепенной.

Сама постановка проблемы анализа экономического положения регионов приобрела актуальность лишь в условиях постсоветского развития, когда местные правительства получили возможность активно воздействовать на процессы экономического развития на региональном уровне. В целом разработка балансов регионов служит условием для эффективной адаптации к местным условиям разрабатываемой на федеральном уровне социальной политики (пенсионной политики, программы занятости населения, жилищной программы, федеральных стандартов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Отбор показателей для построения баланса социально-экономической ситуации в регионах, ориентированной на выбор методов реализации социальной политики, представляет собой достаточно сложную задачу.

Применение такого индикатора, как валовой региональный продукт, предполагает совершенствование методологии его расчетов и разработку системы учета экономической деятельности регионов в системе показателей национальных счетов. При использовании этого показателя на уровне региона необходимо исследовать теоретико-методологические аспекты взаимосвязи (ВРП), выпуска продукции на душу населения, уровня благосостояния.

Для большинства стран с федеративным государственным устройством наличие системы региональных экономических счетов, совместимой с системой национальных счетов (СНС), является жизненно необходимой. Как правило, экономические счета регионов включаются в СНС как составная часть. На сегодняшний день СНС представляет собой единственный обоснованный, общепризнанный инструмент макроэкономического анализа реальной экономики, в том числе и региональной.

Центральным показателем региональных счетов является валовой внутренний продукт, произведенный в регионе. В России этот показатель (валовой региональный продукт - ВРП) рассчитывается только на уровне субъектов РФ . Методологическая основа для проведения расчетов находится в стадии разработки. Официальных рекомендаций по разработке системы региональных экономических счетов, так же как и по составу таких счетов не издано.

Очевидно, что исследование региональных различий экономического развития России не может быть проведено на основе одного только результирующего показателя - ВРП. Фактические различия могут быть оценены в результате построения региональных балансов и анализа экономического процесса по регионам, который может быть описан системой экономических счетов региона. При разработке экономических счетов регионов выбирается система ключевых показателей, которые отражают общую макроэкономическую ситуацию в регионе, состояние реального сектора, бюджетной и финансовой системы. Можно предложить следующую систему показателей для построения регионального баланса.

Макропоказатели и реальный сектор: ВРП / на душу населения (тыс. руб.); объем промышленной продукции / на душу населения (тыс. руб.); продукция сельского хозяйства / на душу населения (тыс. руб.); доля городского населения в общей численности населения (в %); инвестиции в основной капитал / на душу населения (тыс. руб.); иностранные инвестиции / на душу населения (дол. США); объем экспорта / на душу населения (тыс. руб.); розничный товарооборот / на душу населения (тыс. руб.); индекс потребительских цен (в %; декабрь / декабрь соответствующего года); денежные доходы / на душу населения (тыс. руб.); покупательная способность денежных доходов (в %); уровень общей безработицы (в %); уровень бедности (в %).

Финансовая и бюджетная системы: дефицит бюджета , отнесенный к ВРП (в %); доля налоговых поступлений в доходах бюджета (в %); доля прибыли по основным видам хозяйственной деятельности, отнесенной к ВРП (в %); удельный вес убыточных предприятий (в %); доля просроченной кредиторской задолженности, отнесенной к ВРП (в %); количество действующих кредитных организаций на 10 000 предприятий; доля кредитных вложений, отнесенная к ВРП (в %); удельный вес просроченной задолженности по кредитам в общем объеме кредитов (в процентах); доля текущих и расчетных счетов предприятий, отнесенная к ВРП (в %); депозиты населения, отнесенные к ВРП (в %); покупка валюты / на душу населения (тыс. руб.); продажа валюты / на душу населения (тыс. руб.).

Предложенная система показателей представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического

развития регионов. С их помощью региональный баланс можно представить в виде ряда таблиц, где показываются ресурсы и использование материальных доходов и благ регионов. Вспомогательные таблицы позволяют детализировать отдельные агрегированные показатели согласно тому или иному критерию. Они применяются для целей межбюджетного выравнивания, выработки нормативов бюджетного финансирования, которые входят в состав ключевых параметров проекта федерального бюджета.

Национальная экономика невозможна без национального общественного счетоводства. Информация, которую дают макроэкономические показатели, позволяет судить об экономическом здоровье общества и правильно определять экономическую политику.

Система национальных счетов – это система национального учета, основанная на обобщенных данных сплошных и выборочных обследований, а также статистической отчетности. Результатом обработки этой информации является комплекс балансовых таблиц в форме бухгалтерских счетов,характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования ВВП страны.

Система национальных счетов была разработана еще в конце 1920 годов американскими экономистами, сотрудниками Национального бюро экономических исследований под руководством американского экономиста Саймона Кузнеца,лауреата Нобелевской премии по экономике.

В мире успешно функционирует система национальных счетов (СНС), приспособленная к условиям рыночной экономики. Она сформировалась в ведущих капиталистических странах в 40-50-ых годах, когда после «великой депрессии» возникла необходимость в государственном регулировании рыночной экономики.

СНС существует на базе статистики национального дохода и большого количества других международных статистических показателей:статистики государственного бюджета, межотраслевого баланса, статистики платежного баланса и т.д. Это всеобъемлющая статистическая модель рыночной экономики.

В феврале 1993 года на очередной сессии Статистической комиссии ООН в Нью-Йорке была принята новая усовершенствованная СНС. При ее подготовке были приняты во внимание особенности экономики и статистики стран переходного периода, то есть тех, которые встали на путь экономических реформ с целью преобразования административной экономики в рыночную.

В конце 1992 года Верховный Совет Российской Федерации одобрил государственную программу перехода отечественной статистики на международные стандарты, и с 1993 года Россия начала переходить от баланса народного хозяйства (БНХ), который был приспособлен для обслуживания централизованно планируемой экономики (в основе лежит концепция К.Маркса и А.Смита о трудовой теории стоимости, о материальном производстве как главной сфере создания национального дохода) и применялся в СССР в течение 70 лет, на международную систему национальных счетов (СНС).

СНС в РФ включает:
- счет товаров и услуг;
- производство;
- образования доходов;
- распределения первичных доходов;
- вторичного распределения доходов;
- использование располагаемого дохода;
- операций с капиталом;
- финансовый учет.

Для экономики в целом национальные счета включают следующие 6 счетов:
1. Счет благ, услуг и производства.
2. Счет дохода и потребления.
3. Счет накопления.
4. Счет создания стоимости вне производства(переоценка).
5. Открывающий баланс.
6. Закрывающий баланс.

Для дальнейшего изучения необходимо выделить некоторые понятия СНС, которые нужны для того, чтобы были понятны те макроэкономические показатели, которые публикует Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат).

Институциональная единица – это экономическая(хозяйственная) единица, которая может от своего имени владеть активами,принимать на себя обязательства и заниматься хозяйственной деятельностью с другими хозяйствующими единицами.

Институциональная единица является резидентом, если она имеет центр экономических интересов на территории данной страны. Таким образом, резидентами РФ являются юридические и физические лица, осуществляющие на ее территории деятельность в течение не менее одного года независимо от гражданства.

Институциональные сектора в СНС – различаются в зависимости от институциональных единиц – резидентов

Схема 1.
Сектора институциональных единиц в СНС-93

Все институциональные единицы группируются в институциональные секторы в зависимости от своих основных функций, поведения и целей таких секторов в СНС-93 насчитывается пять:
1. нефинансовые предприятия или фирмы;
2. финансовые учреждения (банки);
3. государственные учреждения;
4. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (политические партии, религиозные организации, профсоюзы,общественные объединения);
5. домашние хозяйства.

В версии СНС-93 предполагается также учет экономической деятельности в сфере теневой, или не наблюдаемой, экономики.

В состав счетов СНС включаются:

Основные показатели СНС

В систему национальный счетов, входят такие показатели, как:.

ВВП (Валовой внутренний продукт) - измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны,независимо от того, находятся ли факторы производства в собственности граждан данной страны или они принадлежат иностранцам. Стоимость промежуточных товаров и услуг не включается в ВВП.

ВНП (Валовой национальный продукт) - это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в определенный период (год). Он измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, а также на территории других стран.

ВНД (Валовой национальный доход) - представляет собой текущую рыночную оценку всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности резидентов, в том числе и на территории других государств. На ВНД оказывает влияние фактор«резидентности».

Резиденты – все экономические единицы независимо от их национальной принадлежности и гражданства, занимающиеся производственной деятельностью на экономической территории данной страны (или проживающие в стране) не менее 1 года.

ВНД = ВВП (плюс-минус) сальдо первичных доходов из-заграницы

ЧВП (чистый внутренний продукт ) = ВВП – Амортизация

ЧНД (чистый национальный доход) = ВНД - Амортизация

НД (национальный доход , то есть доходы поставщиков факторов производства от участия в текущем производстве - общий объем заработной платы, ренты, процентов и прибылей, или сумма цен факторов производства) = ЧВП – Косвенные налоги.

ЛД (личный доход – полученный доход в отличие от национального дохода, то есть заработанного дохода) = НД – Взносы на социальное страхование, Налоги на прибыль корпораций, Нераспределенные прибыли корпораций + Трансфертные платежи(трансферты не являются результатом трудовой деятельности).

ЛД = ЧНД - (косвенные налоги + взносы на социальное страхование + налоги на прибыль корпораций + нераспределенные прибыли корпораций) + трансфертные платежи.

РД (располагаемый доход – доход после уплаты налогов) = ЛД – индивидуальные налоги.

Таким образом, система национальных счетов не только позволяет рассматривать итоги деловой активности населения страны на стадиях производства, распределения и использования ВВП, но и дает правительству возможность определить основные цели макроэкономической политики, исходя из показателей.

Конечные товары и услуги - это такие товары или услуги, которые в течение года приобретаются для конечного потребления и не используются для промежуточного потребления (то есть для производства других товаров или услуг).

В макроэкономике существуют проблемы, связанные с оценкой ВВП как главного показателя итогов экономической деятельности.

I . Показатель ВВП не отражает воздействия производства на окружающую среду (сопровождался ли рост производства экологическими катастрофами, отравлением рек и земли кислотными дождями, засорением почвы).

II . В ВВП сложно учесть деятельность в секторе теневой экономики, хотя в версии СНС-93содержатся рекомендации по учету теневой деятельности в составе ВВП. Существуют и другие термины теневой экономики: неформальная экономика, подполная экономика, нелегальная экономика и др. Существует термин используемый как международными организациями, так и Росстатом: ненаблюдаемая экономика.

Ненаблюдаемая экономика подразделяется на 4 вида производства :

1. теневое. В ВВП не учитывается поток товаров и услуг в рамках теневого производства, или теневой экономики, под которой подразуме6вается разрешенная законом деятельность,которая официально не декларируется или преуменьшается осуществляющими ееэкономическими субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, социальных взносов и др.

2. незаконное .В ВВП не учитываются действительно незаконные виды деятельности – изготовление и продажа наркотиков, проституция и прочая деструктивная деятельность, - потому что их субъекты не регистрируются в официальных органах, а доходы не декларируются. Примечательно, что в случае легализации деятельности, ранее считавшейся незаконной, рыночная оценка последней будет включаться в состав ВВП.

3. неформального сектора , которая определяется как «все виды производственной деятельности, осуществляемые теми не корпоративными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения и которые имеют какое-либо рыночное производство». Например, если семья занимается выпечкой булочек в собственной квартире на продажу и предприятие не зарегистрировано.

4. домашних хозяйств для собственного конечного использования, то есть то, что не«выносится на рынок» и не имеет рыночной стоимости.

III . При исчислении ВВП, как правило, величина добавленной стоимости устанавливается на рынке. Но это сложно сделать по отношению к услугам, которые относятся к государственному сектору и предоставляются более или менее бесплатно: обучение, медицина и т.д. Добавленная стоимость при учете вклада в ВВП учителей, медсестры и офицера определяется в соответствии с их заработной платой, которая не обязательно отражает их индивидуальный вклад в добавленную стоимость, т.к. она устанавливается не на рынке, а государством.

Эти недостатки попытались устранить американские ученые В.Нордхаус и Дж. Тобин. Они предложили использовать показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ), для подсчета которого из ВВП необходимо вычесть денежную оценку факторов, отрицательно влияющих на благосостояние общества, и прибавить денежную оценку факторов, положительно влияющих на него.Самое сложное при реализации этой концепции – дать денежную оценку факторов,влияющих на ЧЭБ.

Чистый национальный продукт равен:

Методы расчета ВВП

В макроэкономике принято выделять три метода исчисления ВВП:
1. производственный (по добавленной стоимости);
2. суммирования расходов (метод конечногоиспользования);
3. суммирования доходов (распределительный метод).

Использование любого метода дает в итоге одинаковую величину ВВП. Однако источники сведений для системы национальных счетов весьма разнообразны. Ими могут быть отчеты и обследования деятельности предприятий, бухгалтерские балансы, статистика розничных продаж, выборочные обследования различных отраслей промышленности, отчеты банков о прибылях и убытках, обследования бюджетов домашних хозяйств, налоговые декларации экономических субъектов и другие источники.

М.А. Медведева

Омский государственный университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РОССИИ

The system of national accounts (SNA) is applied in Russia since 1993 in connection with transition to market economy. It is intended for calculation and the analysis of macroeconomic parameters.

Система национальных счетов (СНС) - это современная система информации, применяемая более чем в 150 странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне, т. е. это макростатистическая модель рыночной экономики. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана более 50 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда e органов государственного управления возникла потребность в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики. Первые национальные счета появились в конце 30-х - первой половине 40-х г. XX в. в странах Запада, т. е. после Великой депрессии 1929-1933 гг. как результат анализа ее причин и последствий и для решения задачи государственного регулирования рыночной экономики. Теория национального счетоводства начала интенсивно развиваться после Второй мировой войны рядом европейских и американских ученых. Разработкой международных стандартов СНС занимались Статистическая комиссия ООН и Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В 1953 г. появился первый стандарт ООН в области национального счетоводства, а в 1968 г. - второй стандарт, более полный, который определял принципы построения счетов не только для экономики в целом, но и для ее отдельных секторов.

Последняя версия СНС принята ООН в 1993 г. Она уточняет определения и классификации важнейших макропоказателей, усовершенствует структуру некоторых счетов, методологию определения показателей национального богатства и др.

Госкомстат России начал работу по переходу на принятую в международной практике систему учета и статистики в 1993 г., после принятия Статистической комиссией ООН пересмотренной версии СНС (СНС - 93), окончание которой планируется в 2005 г.

СНС России построена с учетом рекомендаций международных статистических органов, разрабатывающих проблемы СНС: ООН, МВФ, Мирового банка, Евростата. Результаты расчетов показателей СНС РФ проходят экспертизу в МВФ, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Мировом банке.

Методология СНС России отличается по ряду относительно второстепенных моментов от принятых в международной практике стандартов, что связано с переходным характером российской экономики. С развитием рыночных отношений эти различия будут уменьшаться.

СНС может быть представлена как:

1) совокупность счетов, описывающих этапы процесса воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства (производства, первичного распределения продукции, доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов) соответствует специальный счет или группа счетов, которые содержат обобщающие показатели, увязанные между собой. Таким образом возможно проследить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования;

2) совокупность хозяйствующих единиц (субъектов), занимающихся производством товаров, рыночных и нерыночных услуг. Они сгруппированы по отраслям экономики в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Международной отраслевой классификацией (МОК);

3) совокупность институциональных секторов экономики. Сектор объединяет институциональные единицы, однородные с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. Институциональная единица - это хозяйствующий субъект, который может от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами;

4) совокупность экономических операций. Операция - это взаимодействие двух и более институциональных единиц по обоюдному соглашению. Учитываются операции по производству и исполь-

© М.А. Медведева, 2003

зованию товаров и услуг (операции с товарами и услугами), операции по распределению и перераспределению доходов (операции с доходами) и операции по приобретению финансовых обязательств (операции с финансовыми инструментами). При этом регистрации подлежат как экономические операции между институциональными единицами - резидентами данной страны, так и между резидентами данной страны и нерезидентами.

Резидентами считаются предприятия, организации, домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Система национальных счетов России в настоящее время включает следующие основные счета:

1) товаров и услуг,

2) производства,

3) образования доходов (первичных),

4) первичного распределения доходов,

5) вторичного распределения доходов,

6) использования располагаемого дохода,

7) операций с капиталом.

Национальные счета нашей экономики являются счетами потоков. Они отражают сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии - от производства до конечного потребления и накопления.

Каждый национальный счет представляет собой набор взаимосвязанных таблиц, каждая из которых построена по аналогии с бухгалтерскими счетами, т. е. имеет две части: ресурсы (правая часть таблицы) и их использование (левая часть таблицы). Левая и правая частит каждого счета уравниваются при помощи балансирующей (сальдовой) статьи. Она рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием. Балансирующая статья каждого счета представляет собой обобщающий показатель, который характеризует соответствующую стадию процесса воспроизводства и увязывает счета в единую систему. Сальдовая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета. Этим достигается увязка счетов между собой и образование системы национальных счетов.

Все указанные счета СНС являются консолидированными счетами. Они построены для экономики в целом и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и зарубежными странами, с другой - взаимосвязь различных показателей системы счетов. Таковыми, например, являются «Счет товаров и услуг» (таблица 1) и «Счет производства» (таблица 2).

Таблица 1

Счет товаров и услуг в 2001 г. (в текущих ценах), млн руб.

1. Промежуточное потребление 2. Расходы на конечное потребление 3. Валовое накопление 4. Экспорт товаров и услуг 5. Статистическое расхождение 7 360 146,9 5 897 964,1 1 994 123,6 3 337 918,7 -22 669,1 6. Выпуск в основных ценах 7. Импорт товаров и услуг 8. Налоги на продукты 9. Субсидии на продукты (-) 15 301 753,2 2 166 516,3 1 283 777,3 184 562,6

Всего 18 567 484,2 Всего 18 567 484,2

В данном счете выпуск товаров и услуг показан в основных ценах. Основная цена - это цена, получаемая производителем за единицу продукта без налогов на продукты и импорт, но включающая субсидии на продукты и импорт.

Левая и правая части счета товаров и услуг рассчитываются отдельно на основе своих потоков статистической информации, поэтому их суммарные итоги могут различаться. Для достижения баланса по счету эта разница определяется как показатель статистического расхождения. Он характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Удовлетворительным считается статистическое расхождение, не превышающее 4-5 % валового внутреннего продукта (ВВП).

Счет производства предназначен для описания и анализа стадии производства (таблица 2).

Выпуск представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц - резидентов национальной экономики (включая иностранные и смешенные хозяйствующие субъекты) в отчетном периоде и имеющих как рыночный, так и нерыночный характер. Нерыночные товары и услуги реализуются бесплатно или по ценам, не влияющим

М.А. Медведева

значительно на спрос. По сути, выпуск - это результат производственной деятельности в так называемых границах производства.

Таблица 2

Счет производства в 2001 году (в текущих ценах), млн руб.

Использование Величина показателя Ресурсы Величина показателя

1. Промежуточное потребление 2. Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 7 360 146,9 9 040 821,0 3 . Выпуск в основных ценах 4. Налоги на продукты 5. Субсидии на продукты (-) 15 301 753,2 1 283 777,3 184 562,6

Всего 16 400 967,9 Всего 16 400 967,9

В этих границах должно учитываться также скрытое и неформальное производство - это экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или приуменьшаемая по объему с целью уклонения от налогов и т. п. Под неформальным производством понимается производственная деятельность некорпоративных предприятий домашних хозяйств: сельскохозяйственная продукция в личных подсобных хозяйствах, челночная торговля, индивидуальное строительство. Госкомстат России рассчитывает показатели скрытой и неформальной экономики на базе косвенной информации, применения балансовых методов и экспертных оценок.

Незаконная деятельность по производству товаров и услуг (производство оружия, наркотиков) также должна включаться в границы производства, но Госкомстатом РФ пока не рассчитывается.

Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде для производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.

Налоги на продукты - это налоги, которые напрямую зависят от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги.

Субсидии на продукты - это текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида товаров и услуг.

ВВП в текущих рыночных ценах (ценах конечного покупателя) включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и импорт, но не включает субсидии на производство и импорт.

Консолидированные счета производства и образования доходов строятся в СНС России в разбивке по группам отраслей, производящих товары, рыночные услуги, нерыночные услуги.

К отраслям, производящим товары, относятся: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги.

Рыночными считаются услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам. Услуги, финансируемые полностью или в значительной степени за счет Государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий и организаций, некоммерческих организаций, относятся к нерыночным услугам.

Согласно международным рекомендациям Госкомстат РФ должен составлять полный набор национальных счетов не только для экономики в целом, но и для отдельных ее секторов. В СНС России выделяются следующие секторы национальной экономики:

1) нефинансовые предприятия;

2) финансовые учреждения;

3) государственные учреждения;

4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

5) домашние хозяйства.

Данные сектора используются для описания процессов экономического воспроизводства внутри страны.

Для отражения взаимосвязей с другими странами образуется сектор «остальной мир», который объединяет институциональные единицы - нерезиденты страны в части взаимодействия с резидентами национальной экономики. Нерезидентами называют граждан, постоянное место жительства которых находится за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся на данной территории иностранные дипломатические, торговые, прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

Методологические аспекты применения системы...

Нефинансовые предприятия различных форм собственности занимаются производством товаров и оказанием нефинансовых услуг.

Финансовые учреждения - это коммерческие кредитные организации и страховые учреждения, проводящие различного рода финансовые операции на коммерческой основе и операции по страхованию.

К государственным учреждениям относятся предприятия и организации в области управления, финансов, обороны, регулирования экономики, а также государственные внебюджетные фонды. Они предоставляют нерыночные услуги индивидуального и коллективного пользования, функционируют в области перераспределения национального дохода и богатства.

К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся общественные организации культуры, здравоохранения, образования, профсоюзные организации, политические партии.

Домашнее хозяйство - это физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство (имеющих общий бюджет). Сюда же относятся некорпоративные предприятия - личные подсобные хозяйства, индивидуальная деятельность без образования юридического лица.

Национальные счета для институциональных секторов экономики строятся по тем же принципам, что и счета для экономики в целом. Каждый счет состоит из двух частей: ресурсы и их использование. Итоговые результаты обеих частей совпадают. Один из счетов сектора «Государственные учреждения» в 2000 г. приведен в таблице 3.

Таблица 3

Счет производства (в текущих ценах), млн руб.

Виды услуг Ресурсы Использование

Выпуск Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость

Нерыночные услуги: 1 070 813,4 565 582,7 505 230,7

образование 182 531,6 65 096,5 117 435,1

культура 23 250,2 13 191,1 10 059,1

здравоохранение 197 962,7 113 377,3 84 585,4

управление (включая оборону) 641 088,3 360 072,2 281 016,1

наука 14 758,5 7 620,8

организации, обслуживающие сель-

ское хозяйство 10 431,9 5 931,4 4 500,5

геология и разведка недр, геодезиче-

ская и гидрометеорологическая

службы 790,2 293,4 496,8

Рыночные услуги: 12 418,1 0,0 12 418,1

операции с недвижимым имуществом 12 418,1 0,0 12 418,1

Производство товаров: 7 339,0 4 286,0 3 053,0

строительство 7 339,0 4 286,0 3 053,0

Всего 1 090 570,5 569 868,7 520 701,8

Валовая добавленная стоимость (ВДС) - это вновь созданная в процессе производства стоимость товаров и услуг, т. е. стоимость, добавленная к стоимости потребленных в этом процессе товаров и услуг. Определяется по отраслям экономики как разность между стоимостью выпуска товаров и услуг и промежуточным потреблением. В целом по экономике сумма ВДС отраслей составляет ВВП.

Для каждого сектора экономики должен составляться полный набор счетов, однако пока в статистической системе учета России это положение не соблюдается в полном объеме по объективным причинам.

Учет почти всех экономических операций в СНС России осуществляется в ценах на момент их совершения, т. е. в текущих ценах.

Основными показателями СНС являются ВВП и валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).

ВВП - центральный макроэкономический показатель СНС России, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры экономики, экономических пропорций на макроуровне, для расчёта показателя производительности труда, определения уровня жизни насе-

М.А. Медведева

ления и т. п. Он применяется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира.

ВВП характеризует стоимость произведённых на экономической территории данной страны (включая иностранные и смешанные предприятия) за определенный период (год, квартал, месяц) товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. В отличие от рассчитываемого раньше в системе баланса народного хозяйства показателя валового общественного продукта (ВОП) ВВП не включает стоимость потреблённых при его производстве предметов труда (материальных затрат на сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты и т. п.), т. е. не содержит повторного счёта. Кроме того, он учитывает объёмы продукции не только предприятий материальной сферы, но и сферы услуг.

ВВП отражает конечный результат производственной деятельности институциональных единиц - резидентов и нерезидентов за конкретный период времени и исчисляется в рыночных ценах.

Для сопоставительного и структурного анализа, получения обобщающих показателей социально-экономического развития ВВП рассчитывается в текущих ценах рассматриваемого периода. Для определения показателей динамики по отношению к предыдущему или базисному периоду ВВП рассчитывается, соответственно, в сопоставимых ценах предыдущего периода или в базисных ценах.

ВВП характеризует этапы экономического процесса: производства товаров и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования товаров и услуг.

В соответствии со стадиями процесса воспроизводства ВВП рассчитывается тремя методами:

1) производственным;

2) распределительным (по источникам доходов);

3) методом использования доходов (по элементам конечного использования).

Производственный метод расчета ВВП - определяется как разность между выпуском товаров и

услуг в целом по стране и промежуточным потреблением в целом либо как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объёмы добавленных стоимостей рассчитываются в основных ценах (не включающих налоги на продукты, но включающих субсидии на продукты).

в основных ценах

в основных ценах-

Для расчёта ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и импорт (ЧНП).

ВВП в рыночных ценах =!ВДС в основных ценах + ЧНПИ в текущих ценах-

Производственный метод позволяет оценить вклад каждой отрасли, сектора экономики в создание конечного продукта, отразить отраслевую структуру и характер развития экономики.

Метод формирования ВВП по источникам доходов (распределительный) не является основным из применяемых Госкомстатом России в рамках расчётов по СНС, так как не все показатели доходов получаются прямым счётом, некоторые (например, валовые смешанные доходы) исчисляются балансовым методом.

Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.

Для определения ВВП распределительным методом рассчитывают показатели оплаты труда наёмных работников (ОТ), чистых налогов на производство и импорт (ЧНПИ), валовой прибыли и валовых смешанных доходов (ВП/ВСД).

Оплата труда определяется суммой вознаграждений в денежной и натуральной формах, выплачиваемых наёмным работникам за работу, выполненную в отчётном периоде (необходимо учитывать и скрытую оплату труда).

Налоги на производство и импорт включают налоги на продукты и импорт и другие налоги на производство (налог на имущество, налог на землю, лицензионные сборы и т. п.).

ЧНПИ - это разность между суммой налогов на производство и импорт и получаемыми субсидиями на производство и импорт.

ВП и ВСД определяются как разность между ВВП, рассчитанным производственным методом (в рыночных ценах), ОТ и ЧНПИ-

ВВП распределительным методом определяется:

ВВП в рыночных ценах = ОТ+ЧНПИ+ВП/ВСД

Методологические аспекты применения системы...

Данный метод применяется Госкомстатом России для анализа стоимостной структуры ВВП по доходам.

ВВП, рассчитанный методом использования доходов, т. е. по элементам конечного использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление (КП), валовое накопление (ВН) и чистого экспорта товаров и услуг (Э - И).

КП складывается из расходов на КП домашних хозяйств, государственных учреждений, удовлетворяющих индивидуальные и коллективные потребности общества в целом и потребление домашних хозяйств и расходов на КП некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Эта группировка показывает, кто финансирует расходы на КП.

Валовое накопление складывается из валового накопления основных фондов, изменения запасов материальных оборотных средств и чистого приобретения ценностей (приобретение минус реализация).

Чистый экспорт товаров и услуг определяется во внутренних ценах как разница между экспортом и импортом по обороту российской торговли со всеми зарубежными странами, включая СНГ.

В связи с недостатком необходимой информации, методологическими трудностями, вызванными переходным характером рыночной экономики, и общей незавершённостью СНС, рассчитывается специальный показатель: статистическое расхождение (СР). Он показывает расхождения между значениями ВВП, исчисленными разными методами.

Таким образом, ВВП методом использования доходов определяется:

ВВП в рыночных ценах = КП+ВН+(Э-И)+СР.

Данный метод расчёта ВВП позволяет отразить структуру использования валового продукта и его роль в удовлетворении потребностей конечных потребителей и в увеличении национального богатства страны.

По данным Госкомстата России, ВВП в рыночных ценах, рассчитанный производственным методом, в 2001 г. составил 9 040 821,0 млн рублей (таблица 4). Из данных, применяемых для этого расчёт, можно определить сумму ВДС всех отраслей экономики как разность валового выпуска и промежуточного потребления. Она составила в 2001 г. 7 941 606,3 млн рублей. Тогда можно определить структуру валового выпуска товаров и услуг в этом году: 51,9 % составляет валовая добавленная стоимость, 48,1 % - материальные затраты на создание данного объёма ВДС (промежуточное потребление).

По сравнению с 1998 г. удельный вес ВДС снизился на 1,6 %, а удельный вес промежуточного потребления вырос на эту же величину.

Использование ВВП России в 2001 г. характеризуется данными, приведенными в таблице 4.

Таблица 4

Производство и использование ВВП (в текущих ценах)

Показатели 2001 год

Млрд руб. %

Производство ВВП: 9 040,8 100,0

производство товаров 3 572,7 39,6

производство услуг 4 487,3 49,5

косвенно измеряемые услуги финансового посредничества -118,4 -1,3

чистые налоги на продукты и импорт 1 099,2 12,2

Использование ВВП: 9 040,8 100,0

расходы на конечное потребление: 5 898,0 65,1

домашних хозяйств 4 495,9 49,6

государственных учреждений, из них: 1 292,6 14,3

на индивидуальные товары и услуги 549,4 6,1

на коллективные услуги 743,2 8,2

некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 109,5 1,2

валовое накопление: 1 994,1 22,0

валовое накопление основного капитала 1 609,5 17,7

изменение запасов материальных оборотных средств 384,6 4,3

чистый экспорт товаров и услуг 1 171,4 12,9

Статистическое расхождение -22,7 -

М.А. Медведева

Из данных таблицы 4 видно, что в 2001 г. почти половина произведенных ВВП приходится на сферу услуг (49,5 %), а производство товаров составляет 39,6 %.

В структуре ВВП, рассчитанного по элементам конечного пользования (методом использования доходов), основное место занимают расходы на конечное потребление секторов экономики (65,1 %), при этом почти половина объема ВВП приходится на сектор «домашние хозяйства» (49,6 %). На валовое накопление в целом использовано более одной пятой валового внутреннего продукта (22,0 %), а превышение экспорта товаров и услуг над импортом составило 12,9 % ВВП. Статистическое расхождение составило 22,7 млрд руб. или 0,25 % от ВВП, что считается допустимым уровнем погрешности.

По сравнению с 1998 г. изменилась структура использования ВВП: в 2001 г. снизился удельный вес расходов на конечное потребление на 11,2 %, выросла доля валового накопления на 5,7 % и чистого экспорта товаров и услуг - на 5,0 %.

Таким образом, преобразование экономики России в рыночную, развитие новых форм хозяйствования и многоукладной экономики требуют разработки качественно новых показателей статистики, методов исследования закономерностей развития и особенностей формирования российской рыночной экономики, методов сравнительного анализа макроэкономических показателей страны с показателями зарубежных стран. Решение этих задач обеспечивает внедренная и постоянно совершенствуемая методологически система национальных счетов России. 1

1. Национальные счета России в 1994-2001 годах: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2002.

Новое на сайте

>

Самое популярное