Домой Кредитные карты Население и трудовые ресурсы центрального экономического района россии. Особенности экономико-географического положения Центрального экономического района России

Население и трудовые ресурсы центрального экономического района россии. Особенности экономико-географического положения Центрального экономического района России

Центральный экономический район России включает город Москву и 12 областей: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Тверскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тульскую и Ярославскую.

Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение (рис.1), хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных российских земель, развитию торговли и других видов экономических связей.

Рисунок 1. Центральный экономический район на карте России /2/

Центральный экономический район (ЦЭР) занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с экономическими районами России - Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским, но и суверенными государствами - Украиной и Белоруссией. /3/

Рельеф Центрального экономического района России

Для ЦЭР в целом характерен равнинный рельеф, обусловленный особенностями геологического строения. Эта территория в тектоническом отношении представляет собой часть обширной Русской платформы. Хотя в целом Центр является равнинным районом, в его пределах можно довольно ясно различить разные по характеру рельефа области.

На северо-западе расположена Валдайская возвышенность, к которой примыкают обширные низины. Южнее в широтном направлении через Смоленск, Вязьму и далее тянется Смоленская возвышенность. На юго-западе в пределы Центра заходит краем Приднепровская низменность. На юго-востоке Центра представлено одно из звеньев обширного пояса низин, одной из которых является Мещерская низменность. Южная часть Центра лежит в пределах среднерусской возвышенности, которая на востоке переходит в Окско-Донскую низменность. Наиболее пониженная часть района -- это долина реки Оки.

Состав района: (13 субъектов федера ции) - г. Москва, Московская, Ярославская Костромская, Ивановская, Владимирская Рязанская, Тульская, Орловская, Брянская Калужская, Смоленская, Тверская области По числу субъектов федерации - это са мый большой район, выделяется он также и по численности населения.

Площадь - 483,0 тыс. км 2 , население - 29,0 млн чел.

В районе нет значительных запасов полезных ископаемых, которые могли бь определить развитие его экономики.

Население. Центральный район лидирует по плотности населения (более 60 чел/км 2 ), но при этом существуют значительные различия. Макс, концентрация населения достигается в пределах Московской агломерации (без учета Москвы - 140 чел/км 2 ), в то время как в Костромской области средняя плотность всего 13 чел/км 2 . Доля городского населения составляет 83,1 %. В районе сформировалась крупнейшая в России Московская агломерация. Москва как бы препятствовала росту других городов, поэтому крупных городских поселений в районе немного: Ярославль (620 тыс. чел.), Рязань (530 тыс. чел.), Тула (520 тыс. чел.). Основная национальность всех субъектов - русские. Кое-где отмечается компактное проживание других народов: в Тверской области - карел, в Рязанской области - мордвы и татар, в приграничных с Белоруссией районах Смоленской и Брянской областей - белорусов.

Хозяйство. Наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов и большого количества научно-исследовательских и проектных институтов всегда определяло развитие в районе наукоемких и трудоемких отраслей, в том числе ВПК.

Третичный сектор. Москва, несомненно, является крупнейшим банковским центром страны. Здесь сосредоточены правления всех крупных банков России, имеется большая филиальная сеть. Все это приводит к тому, что данная отрасль выходит на передовые позиции и в районе. Доходы, получаемые от финансовых операций, опережают все другие направления хозяйствования. Дополнительным ресурсом, приводящим к усилению роли Центра, является выполнение государственных функций Москвой. Размещение в городе Президентской администрации, Правительства, Федерального Собрания влечет концентрацию различных производств, фирм и управляющих структур.

Промышленность. Машиностроение - основная отрасль промышленности района. В свое время здесь получили развитие автомобилестроение, станкостроение, приборостроение, электротехника, электроника, авиастроение. В районе появились первые локомотивостроительные и вагоностроительные предприятия, затем число их увеличивалось. В Центре сосредоточено много заводов, выпускающих оборудование для различных отраслей промышленности (швейной, химической, энергетической, строительных материалов, деревообрабатывающей).

Среди отраслей химии, работающих на собственных ресурсах, следует назвать пр-во фосфорных удобрений. На привозных нефти и газе (в районе имеется 3 НПЗ) работают заводы по производству пластических масс, химических волокон и нитей, синтетического каучука, азотных удобрений, моющих средств. Черная металлургия представлена предприятием полного цикла в Туле, чугунолитейным в Косой Горе (Тульская обл.), а также рядом передельных заводов в Москве, Электростали, Орле.

Текстильная промышленность переживает спад производства, вызванный массовым импортом более дешевой продукции из-за рубежа, нехваткой сырья, оставшегося за пределами России, исчезновением государственных заказов, привел к остановке многих предприятий. Большинство других отраслей обеспечивают внутренние потребности Центрального экономического района: электроэнергетика, пищевая промышленность, цветная металлургия, строительный комплекс.

Сельское хозяйство. Климатические условия в сочетании с разными почвами позволяют выращивать в северных районах зерновые с коротким периодом вегетации, кормовые культуры, картофель. В южных районах вызревает озимая пшеница, на черноземных почвах высаживают много картофеля, по самому югу сахарную свеклу. В животноводстве представлено молочно-мясное скотоводство. В районе много птице- и свинофабрик. Значительное развитие получил пригородный тип хозяйства, сочетающий овощеводство, картофелеводство с молочно-мясным скотоводством и свиноводством.

Транспорт характеризуется огромными масштабами перевозок грузов и пассажиров. Исторически сложилась радиально-кольцевая транспортная сеть в фокусе с Москвой. От Москвы расходятся 11 электрифицированных железных дорог, связывая Центральный район со всеми частями страны. Через Москву проходят несколько автомобильных дорог федерального значения. Москва- крупнейший авиационный узел страны. Через Центральный район проходят нефте- и газопроводы. Московский речной порт может принимать грузы, идущие через систему каналов из 5 морей.

Центральный экономический район - крупный туристический район страны.

Центральный экономический район имеет выгодное экономико-географическое положение. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали развитию экономических связей. Центральный район граничите Беларусью и Украиной, Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Центрально-Черноземным экономическими районами, с которыми развиваются экономические отношения и образуются межрегиональные ассоциации.

Природно-ресурсный потенциал

Территориальные ресурсы Центрального экономического района сравнительно невелики и уступают размерам восточных районов, а в европейских районах Северу и Поволжью.

Рельеф в основном равнинный, климат умеренно-континентальный. Климат позволяет выращивать зерновые и технические культуры, картофель, овощи, развивать садоводство и различные отрасли животноводства.

Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей: Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской. Низкокачественный подмосковный бурый уголь на месте своей добычи оказывается в 2,8- 3 раза дороже углей других бассейнов. ОАО «Мосбассуголь» находится в кризисном состоянии: доходы предприятия не покрывают расходы, которые идут на поддержание шахт в рабочем состоянии, накапливается задолженность по выплате заработной платы, природно-экологические условия добычи ведут к повышению себестоимости добываемого угля.

Реформирование угольной промышленности района позволяет получать финансирование из госбюджета, что, в свою очередь, реанимирует местную «лигнитную» (на потреблении бурого угля) электро- и теплоэнергетику и дает возможность решить социальные проблемы, так как 70% всех шахт и разрезов — градообразующие предприятия.

В районе есть залежи торфа в Тверской. Костромской, Ивановской, Ярославской, Московской областях. Месторождения находятся в последней стадии разработки.

Разведаны нефтегазовые площади в Ярославской области, но пока не разрабатываются.

Из минерального сырья известны немногочисленные месторождения железных руд (Тульская и Орловская области). На использовании тульских руд (с XVI-XVII вв.) основан Косогорский металлургический завод.

Агрономические руды представлены фосфоритами в Брянской (Полпинское месторождение), Московской (Егорьевское месторождение) областях. Цементное сырье, известняки, мергели имеются в Брянской, Московской, Рязанской, Орловской областях.

В районе обнаружены залежи алмазов, месторождения редкоземельных металлов (Тульская и Орловская области).

Природные ресурсы в основном имеют внутрирайонное значение.

Население и трудовые ресурсы

Занимая незначительную часть территории России. Центральный район выделяется особенно большой численностью населения. Увеличение численности происходит за счет интенсивных миграционных процессов. В настоящее время плотность населения Центрального района 62 чел. на 1 км 2 , наиболее густо заселенными являются Московская. Тульская, Ивановская, Рязанская области.

Для района характерен высокий удельный вес городского населения — 83%. В районе насчитывается 248 городов и 400 поселков городского типа, расположена самая крупная городская агломерация страны — Московская. Для столичного региона характерна наиболее развитая социальная инфраструктура.

Главной демографической проблемой Центрального района является проблема занятости, которая в настоящее время достаточно успешно решается, особенно в столичных районах.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Ведущая отрасль рыночной специализации — высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Главное место в машиностроении принадлежит транспортному машиностроению, которое представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.

Центр автомобилестроения — Москва, где расположены Акционерное московское общество «Завод им. И.А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), преобразованное в 1992 г. из производственного объединения им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), специализирующееся в основном на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей; ОАО АЗЛК, выпускающее легковые автомобили «Москвич»; ОАО «Автофрамос», созданное как совместное предприятие компании Renault и правительства Москвы; ОАО «СеАЗ» (Серпуховской автомобильный завод) производящий автомобили «Ока».

В Ликино-Дулеве (Московская обл.) находится автобусный завод ООО «Ликинский автобус». Один из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения — тепловозостроительный завод в г. Коломна Московской области. ОАО «Коломенский завод» является единственным в России производителем и лидером в области производства современных магистральных пассажирских тепловозов, разработчиком и изготовителем нового поколения пассажирских электровозов и грузовых тепловозов для железных дорог России, стран СНГ и Балтии. Предприятие входит в состав компании «Трансмашхолдинг» и является активным участником выполнения Комплексной программы модернизации и обновления тягового и подвижного состава, реализуемой ОАО «Российские железные дороги» в рамках транспортной стратегии России.

Центры речного судостроения и судоремонта — Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома.

Основные центры станкостроения — Москва (заводы «Красный пролетарий». «Станкоконструкция», «Станколит», «Станконор- маль»), Рязань, Коломна. Приборостроение развито в Москве (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр», часовые заводы и др.), Владимире, Рязани, Смоленске.

Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами «Динамо», «Москабель» и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).

Центральный район является потребителем уральского проката черных металлов и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца.

Отраслью специализации является химическая промышленность. Производятся фосфорные удобрения ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (Московская область) и ГУП «Брянские фосфаты». Новомосковская акционерная компания «Азот» (Тульская область) выпускает азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства. Азотные удобрения производятся также объединенной химической компанией «Щекиноазот» (Тульская область) и ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область).

Следует отметить, что для химической промышленности характерны процессы интеграции, например, ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» входят в ОАО «Объединенная химическая компания „УРАЛХИМ"», Новомосковская акционерная компания «Азот» в ОАО «Минерально-химическая компания „ЕвроХим"» и т.д.

В районе развита химия органического синтеза, предприятия которой выпускают синтетический каучук, искусственные волокна, пластмассы. Заводы синтетического каучука находятся в Ярославле и Ефремове (Тульская область).

Старейшей отраслью района является текстильная промышленность. Центральный район выпускает более 85% всех производимых в стране тканей. Хлопчатобумажная промышленность представлена комбинатом «Трехгорная мануфактура» в Москве, Глуховским хлопчатобумажным комбинатом в Ногинске (Московская область), комбинатами в Иванове, Орехове-Зуеве, Твери. Ярославле и др. Льняные ткани производятся в Костроме, Смоленске, Вязниках (Владимирская область). Обувная промышленность производит 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране.

Центральный район специализируется на полиграфической промышленности.

В районе развита пищевая промышленность, представленная предприятиями по производству кондитерских, макаронных, хлебобулочных, мясных, молочных, спиртоводочных и табачных изделий. Крупнейшие предприятия пищевой промышленности расположены в Москве.

Управление электроэнергетикой Центрального района находится в стадии реформирования. В энергосистеме района преобладают тепловые электростанции, крупнейшими из которых являются Костромская, Конаковская, Черепецская, Щекинская ГРЭС. На территории района расположены атомные электростанции: Калининская и Смоленская. Каскад Верхневолжских ГЭС включает в себя две гидроэлектростанции: Рыбинскую и Угличскую. В районе функционирует Загорская ГАЭС и строится Загорская ГАЭС-2.

В районе развита промышленность строительных материалов (Московская, Тверская, Брянская, Владимирская области).

Сельское хозяйство Центрального района в значительной степени имеет пригородное значение. Выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, конопля, картофель, овощи и т.д. В районе развито молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Транспорт и экономические связи

Центральный район имеет транспортную сеть, представленную всеми видами транспорта. Ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту. Сеть дорог имеет радиальное строение. Москва является крупнейшим узлом 11 железнодорожных линий, все они электрифицированны. Район имеет систему трубопроводов. Москва по системе каналов и Волге связана с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

В район ввозятся энергоносители, лес и лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат черных и цветных металлов, сахар, хлопок.

В вывозе преобладают промышленные изделия — машины и оборудование, автомобили, станки, приборы, инструменты, изделия электротехники, бытовые приборы, ткань, обувь и т.д.

Внутрирайонные различия

Москва — центр управления страны и основной информационный центр. Москва имеет особый столичный статус, и она подчинена непосредственно Правительству России.

В районе образованы технико-внедренческие особые экономические зоны в г. Зеленограде и г. Дубна.

Московская область специализируется на машиностроении, химической. легкой (текстильной), пищевой промышленности.

Ярославская область специализируется на машиностроении, нефтехимии, текстильной промышленности.

Ивановская область выделяется текстильной промышленностью, особенно хлопчатобумажной. Развиты машиностроение и химия, обслуживающие текстильную промышленность.

Главными отраслями Владимирской области являются машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность.

Тульская область в промышленности специализируется на машиностроении, металлообработке, металлургии, химии, добыче подмосковных углей.

Смоленская область специализируется на машиностроении, легкой и пищевой промышленности. Машиностроение дает продукцию радиотехники, электротехники, приборы.

В Тверской области ведущее место в промышленности занимают машиностроение и текстильная отрасли, а в сельском хозяйстве — льноводство и молочное животноводство.

Основные проблемы и перспективы развития

В Центральном районе более интенсивно, чем во многих других экономических районах, осуществляются рыночные реформы.

Основные перспективы развития Центрального экономического района:

  • совершенствование управления социально-экономическими процессами;
  • восстановление и развитие экономических связей с другими регионами России, со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • аграрные реформы;
  • реконструкция и переоснащение предприятий;
  • развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Капитальные вложения, направляемые в экономику района, имеют высокую эффективность. В связи с этим удельный вес инвестиций в хозяйство региона прогнозируется на уровне 21-22% общего объема в РФ.

Хозяйство Центрального экономического района представляет собой мощный многоотраслевой комплекс, в котором резко преобладает промышленность.

Ее основы были заложены еще в конце 17 - первой четверти 18 века. Прежде всего речь идет о металлургии и текстильной промышленности.

Сначала в районе появились городские ремесленные мастерские и многочисленные сельские кустари, которые занимались домашним ткачеством, слесарным, кожевенно-обувным, железным делом. ЦЭР стал первым индустриальным районом страны.

В советский период в ЦЭР значительно возрос объем промышленного производства, изменилась его структура.

Наибольший удельный вес заняла крупная тяжелая промышленность, преимущественно обрабатывающая, нематериалоемкая, с глубокой специализацией и тесной кооперацией в изготовлении конечного продукта.

Вместо текстильной промышленности по своей значимости на первое место вышли отрасли машиностроения и металлообработки.

Большое развитие получила химическая промышленность, хотя и текстильное производство, изготовление различных предметов потребления сохранили свою важную роль.

Главные отрасли специализации:

* машиностроение и металлообработка * химическая промышленность * легкая промышленность * электроэнергетика * агропромышленный комплекс * транспортный комплекс

Машиностроение и металлообработка по товарной продукции и числу занятых в производстве занимают первое место в России. Выпускается продукция широкой номенклатуры, нередко высокого качества, пользующаяся спросом на рынках ЦЭР, других районов России и за рубежом.

Химическая отрасль. Данная отрасль является второй важнейшей отраслью рыночной специализации промышленность района. Она ориентирована на высокий производственный потенциал ЦЭР, научную базу и квалифицированные кадры, на потребителей внутри района и отчасти на местное сырье (каменная соль, фосфориты, бурый уголь). По развитию химической промышленности ЦЭР лидирует среди других районов. Здесь производится 10% минеральных удобрений РФ.

Легкая промышленность. На долю района приходится одна треть производства продукции этой отрасли в РФ. Развитие легкой промышленности здесь обуславливается исторически. Имеются крупная научно-производственная база, кадры и большой потребительский спрос, разветвленные транспортно-экономические связи.

Старейшей и самой крупной отраслью легкой промышленности является текстильная. В районе производится почти 83% хлопчатобумажных, 78% льняных, более 58% шерстяных, 43% шелковых тканей России.

В ЦЭР развиваются также полиграфическая промышленность представлена такими крупными полиграфическими комбинатами как «Правда», «Известия» в Москве, а также в Чехове Московской области, в Твери, Ярославле, Владимире, пищевая, промышленность строительных материалов и строительная индустрия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности.

Электроэнергетика. Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая электроэнергетика. Определенное значение имеет топливная промышленность. ЦЭР - один из самых крупных в РФ производителей электроэнергии, а также тепла. В столичном регионе расположены мощные ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут, иногда уголь. Каширская и Шатурская ГРЭС раньше использовали местный торф, а теперь работают на природном газе. На углях подмосковного бассейна действуют Новомосковская, Черепетская, Щекинская ГРЭС в Тульской области

Агропромышленный комплекс в ЦЭР развивается довольно интенсивно. Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны РФ. Возрастает его значение в общероссийских сборах ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также в производстве молочной и мясомолочной животноводческой продукции. Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства:

  • 1) северо-западная льняная и животноводческая со значительной переработкой молока (Смоленская, Тверская, Костромская области)
  • 2) зона товарного овощеводчества (Ярославская область)
  • 3) центральная зона - специализирована на производстве овощей, картофеля, молока, говядины, свинины, мяса птицы (развито пригородное хозяйство - Московская область, часть Ивановской и Владимирской областей
  • 4) южная зона - основная зерновая база района, в том числе по выращиванию пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, зернобобовых и других культур. Из технических культур возделываются и перерабатываются на месте сахарная свекла и картофель - Орловская и др. области.

Площадь 483 тыс. км² Население 29,9 млн человек

Состав:
1. Брянская область
2. Владимирская
область
3. Ивановская
область
4. Калужская область
5. Костромская
область
6. г. Москва
7. Московская
область
8. Орловская область
9. Рязанская область
10. Смоленская
область
11. Тверская область
12.Тульская область
13. Ярославская
область

Особенности ЭГП:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Положение на территории России: центральное,
столичное;
Соседние экономические районы: Северный, СевероЗападный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный,
Поволжский;
Пограничное положение: с Украиной и Белоруссией;
Внутриконтинентальное;
Густая транспортная сеть, развиты все виды транспорта,
радиально расходятся от Москвы;
На территориях соседних районов расположены
сырьевые и топливные базы;
После распада СССР, район стал пограничным;
Данный район исторический, культурный,
политический, хозяйственный и научный центр России.
Вывод: выгодное ЭГП района.

Природные условия

Природные условия относительно благоприятны для хозяйственной
деятельности и жизни людей.
Рельеф равнинный, слегка всхолмленный.
Климат умеренно-континентальный.
Лучшие природные условия в южных областях – Тульской и особенно
Орловской.
Природные зоны:
- лесная (зона хвойно-широколиственных лесов),
- лесостепная.
Почвы:
- серые,
- темно-серые,
- серые лесные (в центральной части района);
- дерново-подзолистые (Тверская, Ивановская, Ярославская,
Костромская области),
- черноземы (выщелоченные и оподзоленные).

Природные ресурсы

- Топливно-энергетическими ресурсами, ЦЭР не богат. Запасы
представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который
расположен на территории пяти областей – Тверской, Смоленской,
Калужской. Тульской и Рязанской. Энергетические подмосковные угли
низкого качества.
- Торф. Запасы торфа-сырца около 35 млрд.м³. Тверской, Костромской,
Ивановской, Ярославской и Московской областях. Торф используется
на месте электростанциями, в сельском хозяйстве.
- Железная руда, запасы в Тульской и Орловской областях.
- Фосфаты, в Брянской (Полыпинское месторождение) и Московской
(Егорьевское месторождение) областях.
Строительные материалы:
- Цементное сырье, известняки и мергели в Брянской, Московской,
Рязанской и Орловской областях.
- Гипс, богатые запасы в Тульской и Калужской областях.
- Стекольные и керамические глины, пески.

Природные ресурсы

- Лесные ресурсы. Свыше половины лесов представлены хвойными
породами. Наибольший лесистостью характеризуется северная часть
района, особенно Костромская и Тверская области. Южнее леса
истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное,
рекреационное значение. Запасы леса не удовлетворяют
хозяйственные потребности района.
- Водные ресурсы. Запасы гидроэнергии невелики и сосредоточены в
Тверской, Костромской и Рязанской областях с развитой
гидрографической сетью. Созданы системы водохранилищ на Волге,
Оке и других реках.
Вывод. Территория не богата минеральными ресурсами. Район
относительно обеспечен лесными, водными и рекреационными
ресурсами. Природные ресурсы в основном имеют местное значение.

Население

Численность - 29,9 млн. человек, или 20,1% населения
России.
ЦЭР отличается высокой плотностью населения - 63,1
человек на 1 км² (ср.плотность по России - 8,6 человек
на 1 км²).
Плотность населения:
- Московской область = 143,4 человек на 1 км²,
- Тульская область = 69,9 человек на 1 км²,
- Костромская область = 13,2 человек на 1 км².
Таким образом, население района размещено
неравномерно по территории.

Половозрастная структура Центрального экономического района

Естественный прирост – отрицательный.
Смертность превышает рождаемость во многих городах, областных
центрах, в том числе в г. Орле и в Москве. Лишь в сельской местности
Подмосковья и южных областей, например Орловской, численность
населения несколько увеличилась за счет притока мигрантов и
закрепления части молодежи на селе в результате начавшейся
земельной реформы, создания фермерских и других крестьянских
хозяйств.
Естественная убыль вместе с эмиграцией населения не
перекрывается растущим механическим приростом мигрантов.
Национальный состав:
- Русские - основная национальность (94,32%),
- Карелы - в Тверской области (1,5%),
- Мордва и татары - в Рязанской области (1,77%),
- Белорусы - в приграничных с Белоруссией районах Смоленской и
Брянской областях (1,49%).,
- Другие (0,92%).
Религия: христиане (православные, католики, протестанты),
мусульмане.

ЦЭР - высокоурбанизированный.
Удельный вес городского населения составляет 85% всего населения,
25,6 млн. человек, а в Тульской, Ярославской и Московской областях
этот показатель еще выше.
Почти 3/4 городского населения проживает в 31 крупном городе с
населением, превышающим 100 тыс. человек.
На территории района сформировались три крупные городские
агломерации: - Московская,
- Ярославская,
- Тульская.
В ЦЭР 647 городских поселений: - 250 городов,
- 397 посёлков городского типа.
В ЦЭР происходит процесс старения населения, особенно городского.
Высокий уровень безработицы, особенно в Ивановской, Костромской
и Брянской областях.
Для района характерна высокая концентрация квалифицированных
кадров, уровень образования – высокий.
Качество жизни – высокое.

Хозяйство

Отрасли рыночной специализации:
1. В промышленности:
машиностроение (27%),
пищевая (22,9%),
легкая (текстильная) (16%),
Полиграфическая (7,9%),
электроэнергетика (14,1%),
химическая, нефтехимическая (6,8%),
промышленность строительных материалов (5,3%).
2. В сельском хозяйстве:
овощеводство,
картолеводство,
льноводство,
молочно-мясное животноводство,
зерноводство.
3. В сфере услуг:
железнодорожный, автомобильный транспорт,
развита рыночная инфраструктура культуры и туризма.

Машиностроение

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Электронная, электротехническая промышленность – Москва,
Ярославль, Владимир, Калуга.
Приборостроение – Москва, Московская, Орловская, Смоленская,
Ярославская области.
Станкостроение и инструментная промышленность – Москва, Коломна,
Егорьевск, Рязанская, Ивановская, Калужская области.
ВПК – Москва, Тула, Муром, Мытищи.
Автомобилестроение: - Москва (грузовые и легковые автомобили АО
«АвтоЗИЛ», сборка автобусов), Серпухов, Брянск;
- Ликино-Дулево, Голицыно (автобусы).
Железнодорожное машиностроение:
- тепловозостроение – Коломна, Людиново, Муром.
- вагоностроение – Тверь (вагоны), Мытищи (пассажирские
вагоны и вагоны для метрополитена), Высший Волочок (вагоны
электропоездов), Брянск (изотермические вагоны).

Машиностроение

Речное судостроение и судоремонт – Москва, Ярославль, Рябинск,
Кострома.
8.
Мотоциклы, мотороллеры – Тула, Ковров.
9.
Сельскохозяйственное машиностроение:
- колесные тракторы – Владимир,
- льноуборочные – Бежецк,
- картофелеуборочные – Рязань,
- грузопогрузчики для животноводства – Орёл, Рязань.
10. Производство продукции бытового назначения.
11. Производство оборудования для текстильной, химической,
энергетической, лесной, пищевой, полиграфической
промышленности.
7.

вагоностроение

Автобусы
Грузовые автомобили ЗИЛ
вагоностроение
Судостроение

Сельскохозяйственное машиностроение

Льноуборочные комбайны
Колесные тракторы
Картофелеуборочные
комбайны

Электроэнергетика

Основу электро- и теплоэнергетики района составляют мощные
ГРЭС и ТЭЦ.
ТЭЦ, используют в качестве топлива природный газ и мазут, иногда
уголь.
ГРЭС - Костромская, Рязанская, Конаковская.
ГАЭС – Загорская (ГАЭС - Сергиев Посад)
АЭС – Смоленская (Десногорск), Тверская (Удомля) и Костромская.
ГЭС – Рыбинская, Ивановская.
Все электростанции объединены в Центральную энергосистему,
которая является главным связующим звеном Единой Энергосистемы
(ЕЭС) России, а также стран СНГ.

Рыбинская ГЭС

Загорская ГАЭС
ТЭЦ в Московской области
Смоленская АЭС
Рязанская ГРЭС

Химическая промышленность

- Фосфатные и сложные минеральные удобрения –
производственное объединение "Минудобрения", использует сырье
Егорьевского месторождения и привозные апатиты Кольского
полуострова;
- Фосфоритная мука – в Брянской области на базе местных
фосфоритов Полпинского месторождения;
- Азотные удобрения - Новомосковское и Шекинское
производственные объединения “Азот” (Тульская область) и
Дорогобужский завод (Смоленская область);
- Синтетические смолы, пластмасса – в Московской и Тульской
областях;
- Пластмассовые изделия - выпускают заводы Москвы, ОреховоЗуева, Владимира, Сафонова (Смоленская область);
- Химические волокна - в Ярославле, Ефремове (Тульская область),
Серпухове, Рязани, Твери, Щекино, Шуе, Мытищах;
- Шинные заводы, предприятия по производству резинотехнических
изделий и резиновой обуви – в Ярославле и Москве;
- Синтетические красители - в Ивановской области;
- Лаки и краски - в Ярославской и Московской областях.

Завод пластмассовых изделий

Шинный завод
Завод пластмассовых
изделий
Завод
химического
волокна
Завод минеральных
удобрений
З-д синтетич.
красителей

Пищевая промышленность

- Мясная;
- Молочная;
- Кондитерская (наиболее популярна продукция
московских фабрик "Красный Октябрь", "Рот-Фронт",
имени Бабаева);
- Пивоваренная;
- В южной части – овощеконсервная, сахарная,
мукомольная отрасли.

Фабрика «Красный Октябрь»

Фабрика «Имени Бабаева»

Легкая промышленность

Текстильная промышленность, около 80% выпуска хлопчатобумажных
и льняных, и 60% - шерстяных тканей в РФ (Москва, Московская,
Ивановская, Тверская области).
- Хлопчатобумажные ткани – Иваново (55% всех тканей РФ), Москва
(АО "Трехгорная мануфактура«), Подмосковье, Тверь, Ногинск (АО
"Глуховский текстиль"),Орехово-Зуево, Ярославль, Кострома.
Хлопок поступает из Средней Азии, США, Индии.
- Шерстяные ткани – Москва, Подмосковье, Иваново, Брянск.
- Шелковые ткани – Московская, Рязанская, Владимирская, Ивановская
области.
- Льняные ткани – Кострома, Нерехте (Костромская область), Вязники
(Владимирская область), в Ярославской и Смоленской областях.
Обувная промышленность производит 12% кожаной обуви,
выпускаемой в стране. Крупнейшие обувные фабрики находятся в
Москве - "Парижская коммуна" и "Заря".

Промышленность строительных материалов

-
Производство цемента – Брянск, Воскресенск, Тула;
Кровельные материалы;
Кирпич;
Линолеум;
Отделочные материалы.
Полиграфическая промышленность
Представлена в Москве комбинатами "Правда" и
"Известия", Чеховским комбинатом в Московской
области, крупными полиграфическими комбинатами в
Твери, Ярославле, Рязани.

Сельское хозяйство в составе АПК

Сельскохозяйственная освоенность Центрального района довольно
высока. Сельскохозяйственные угодья занимают более 2/5 всей
площади района.
- Центральная часть – пригородный; овощекартофельный с молочномясным скотоводством и свиноводством - Москва, Московская
область.
- Северная, северо-западная, западная части – льно-животноводческий
район, с картофелеводством и посевами зерновых культур - Тверская,
Смоленская, Костромская, Ярославская области.
- Южная, юго-восточная, восточная части – зерново-картофельный с
посевами технических культур, молочно-мясным скотоводством и
овцеводством – Брянская, Орловская, Тульская, Рязанская,
Владимирская области.

Транспорт

Транспорт характеризуется огромными масштабами перевозок
грузов и пассажиров. Исторически сложилась радиально-кольцевая
транспортная сеть в фокусе с Москвой.
От Москвы расходятся 11 электрифицированных железных дорог,
связывая Центральный район со всеми частями страны, 15
автомагистралей. Через Москву проходят несколько автомобильных
дорог федерального значения.
Москва- крупнейший авиационный узел страны. Москва имеет
четыре аэропорта: Домодедово, Внуково, Шереметьево, Быково.
Через Центральный район проходят нефте- и газопроводы.
Московский речной порт может принимать грузы, идущие через
систему каналов из 5 морей.

Аэропорт Шереметьево

Аэропорт Внуково
Аэропорт Быково
Аэропорт Домодедово
Аэропорт Шереметьево

Проблемы и перспективы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Эффективное использование научного, кадрового и
производственного потенциала.
Развертывание экспортных и импортно-заменяющих производств.
Обеспечение столичных функций центра: внешней торговли,
финансовой, банковской и страховой деятельности.
Проведение, в отсутствии собственной минерально-сырьевой базы,
ресурсно-энергосберегающей политики.
Реконструкция легкой промышленности.
Формирование туристского комплекса в зоне золотого кольца.
Совершенствование производственной и социальной
инфраструктуры. «Уплотнение» транспортной сети, создание
надежных коммуникаций по связи ядра с переферийными
областями, новых радиально-кольцевых направлений.
Рациональное, с учетом требований по охране окружающей среды,
использование территории столицы.

Новое на сайте

>

Самое популярное