Домой Кредитные карты НДС или налог с продаж? Расчет налога с продаж Какие налоги взимаются с продаж.

НДС или налог с продаж? Расчет налога с продаж Какие налоги взимаются с продаж.

Налог на добавленную стоимость .

В соответствии с Европейской Комиссией, межгосударственной структурой, занимающаяся развитием государств-участников «Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой основной потребительский налог», () целью которого является обложение всех хозяйствующих субъектов, которые вовлечены в процесс изготовления и реализации товаров, оказания услуг (общий налог) и налог, которым облагаются потребители (потребительский налог).

Схематическое изображение взимания НДС:

Налог с продаж.

Данный налог представляет собой процент дохода, налагаемого при ритейл продаже товаров или услуг, и носит характер именно налога на сделку. При этом налог с продаж может иметь каскадный характер, когда обязательство по уплате Налога с продаж несут все посредники (без права зачета как при НДС), либо обязательство по уплате налога с продаж несет только ритейлер, который реализовал товар непосредственно потребителю. В отличие от НДС, налогоплательщик Налога с Продаж перечисляет в бюджет всю сумму налога без какого - либо зачета.

Каскадный и некаскадный типы налога с продаж.

Пример каскадного налога с продаж (НсП).

При ставке НСП в 2%, компания – производитель ткани продает изготовленную им ткань по цене 100 тенге, при этом включает налог в товарную стоимость ткани для дизайнерского дома, который в итоге приобретает эту ткань по цене 102 тенге (100 тенге + 2 % НсП). Дизайнеры создают дизайн и шьют одежду, желая получить доход в 48 тенге чистыми без учета затрат на приобретение, поэтому цена дизайнерского дома на одежду без учета НсП составит 150 тенге (102 тенге (стоимость приобретении ткани) + 48 тенге), и ритейл магазин заплатит дизайнерам за одежду уже 153 тенге (150 тенге + 2%). Интерес ритейл магазина составляет 37 тенге и в итоге стоимость одежды в магазине ритейла без учета НсП составит 190 тенге (153 тенге + 37 тенге), но конечный потребитель приобретет ее за 193,8 тенге (190 тенге + 2%).

В итоге в государственный бюджет будет перечислена сумма 8,8 тенге (2 тенге+3 тенге+3,8 тенге), что на самом деле составит 4,6% (8,8/190).

Схематично это будет выглядеть следующим образом:

Некаскадный налог с продаж.

Данный вид налога широко используется в США. У туристов впервые совершивших приобретение в магазинах – ритейлерах США всегда вызывало недоумение разница в цене между стоимостью, указанной на ценнике и суммой, предъявляемой к оплате. Причиной такой разницы является налог с продаж, который начисляется автоматически на кассе, увеличивая счет к оплате. Примечательно, что в отличии от своего каскадного аналога, налогоплательщиком является только хозяйствующий субъект, который осуществляет реализацию товара или услуги конечному потребителю. Данный налог не является федеральным и перечисляется в доход штата.

Схематично это выглядит следующим образом:

Вместе с тем, для практической реализации некаскадного НсП, каждый штат США вводит обязанность регистрации хозяйствующих субъектов, реализующих товары или услуги конечным потребителям. Например, штат Мичиган требует от физических и юридических лиц, реализующих материальную личную собственность - наличие лицензии по уплате НсП (salestaxlicence).

При этом, субъекты, реализующие товары не конечным потребителям должны заявить об этом и получить соответствующий сертификат.

Что же отличает Налог на Добавленную Стоимость от Налога с Продаж? Приведем основные, по нашему мнению, отличия:

Территориальность.

НДС: имеет характер территориального налога, в частности, продажа товара или оказание услуги нерезиденту пройдет без начисления НДС.

НсП: чаще всего имеет характер «транзакционного налога» и будет начисляться нерезиденту.

Оплата.

НДС : оплата производится всеми плательщиками НДС от производителя до конечного потребителя.

НсП: при некаскадном НсП, налог уплачивает ритейлер.

НДС:

НсП:

Сопроводительные документы.

НДС:

НсП:

Время поступления налога в бюджет.

НДС: поступает в бюджет по частям, еще до того как будет произведена реализация конечному потребителю.

НсП: поступает в бюджет только после реализации конечному потребителю.

Сопроводительные документы.

НДС: все стороны должны иметь счета – фактуры, выданные поставщиками для обоснования зачета по НДС, применения ставки НДС «0» или необлагаемых оборотов по НДС.

НсП: при некаскадном НсП, продавцы продающие товары не конечным потребителям должны иметь на руках сертификаты своих клиентов.


Артем Тимошенко, Партнер Юридической фирмы Unicase

Айдар Масатбаев, Советник Юридической фирмы Unicase

  • 07.06.18

    Президент России Владимир Путин считает введение дифференцированной ставки НДФЛ и налога с продаж нецелесообразным. По словам российского президента, прогрессивная шкала налогов приводит к сокрытию налогов. Налог с продаж, по его мнению, приведет к росту инфляции, что будет давить на экономику и граждан. «Как известно, многие предлагают НДФЛ изменить. В том числе политические партии, которые находятся в оппозиции, но представлены в парламенте.... 1 964
  • 25.05.18

    В России не будут возрождать налог с продаж, заявил первый вице-премьер Антон Силуанов. 1 099
  • 24.04.18

    Налог с продаж отменили в стране в 2004 году. Но, согласно данным СМИ, его могут вернуть для того, чтобы компенсировать госрасходы на медицину, образование и инфраструктуру. 1 3 130
  • 11.12.17

    "Ведомости" со ссылкой на федеральных чиновников сообщают, что власти вернулись к давней идее – налогу с продаж. Его обсуждают как замену другого налога – на движимое имущество организаций, льгота по которому на федеральном уровне отменена. Предприниматели называют его "налогом на модернизацию" и активно добиваются отмены, в частности, через обращение к первому зампреду правительства Игорю Шувалову, пишет издание. Отменять налог на "движку"... 1 1 735
  • 25.04.17

    Минфин предлагает реализовать налоговый маневр «22/22», при этом введение налога с продаж является избыточным, заявил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «Минфин предлагал вводить налоговый маневр - снижение страховых взносов и повышение НДС, - сказал Сазанов. - Вводить еще и налог с продаж - на наш взгляд, эта мера избыточна». Предложенный Минфином налоговый маневр предполагает повышение... 494
  • 21.03.17

    Минфин не обсуждает идею возвращения налога с продаж, который, как писали СМИ, может быть введен с 2019 года. Об этом журналистам сообщил замминистра финансов Илья Трунин. Однако сейчас рассматривается возможность использования в налоговых целях данных онлайн-касс. Например, существующий торговый сбор могут привязать к выручке предприятий. "У нас есть торговый сбор, который взимается с натуральных показателей - площадь торгового зала и так... 685
  • 21.03.17

    Вместо повышения НДС до 22% может быть введен налог с продаж с 2019 года, сообщает «Газета.Ru» со ссылкой на источник в правительстве. На прошлой неделе Минфин предложил поднять ставку НДС, снизив при этом ставку страховых взносов с 30 до 22%. Если предложение поднять НДС не пройдет, возможна альтернатива - введение дополнительного торгового сбора на региональном и муниципальном уровнях. Ставка налога пока не известна, уточняет газета,... 2 1 354
  • 03.02.17

    В письме от 26 декабря 2016 г. № 03-07-14/77994 Минфин рассмотрел обращение с предложением о замене НДС и налога на прибыль налогом с оборота (налогом с продаж). Вопрос целесообразности введения налога с продаж, включая возможность его введения в отдельных субъектах РФ, рассматривался в 2013 году в рамках деятельности экспертной группы по развитию налоговой системы, созданной по поручению председателя правительства РФ при участии... 671
  • 03.02.17

    Письмо от 26.12.2016 г. N 03-07-14/77994 1 042
  • 23.11.16

    Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), которая объединяет 17 российских и международных компаний, работающих на логистическом рынке, в том числе eBay, DPD, Pony Express, PickPoint, Hermes, Boxberry, Александр Иванов направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором предупреждает о негативных последствиях введения НДС для международных торговых онлайн-площадок. Об этом сообщает "Коммерсантъ". Президент... 546
  • 15.10.14

    Россию ждет экономический спад и сокращение доходов бюджета, если правительство не откажется от повышения налоговой нагрузки на бизнес с 2015 года, предупреждает РСПП премьера Дмитрия Медведева. Но этого еще можно избежать. 1 099
  • 22.09.14

    Вместе с бюджетом на ближайшую трехлетку правительство утвердило и ряд налоговых изменений. Для предпринимателей некоторые из них стали неожиданностью. 2 4 652
  • 19.09.14

    Введение налога с продаж на уровне 3% в первый год может пополнить собственные доходы региональных бюджетов в среднем на 2,5%, говорится в мини-исследовании «Налогом с продаж проблему бюджетного дефицита не решить», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА» (RAEX). При текущем уровне госдолга субъектов проблему дефицита их бюджетов это не решит. При этом новый налог будет способствовать торможению развития экономики в целом. По... 1 029
  • 18.09.14

    Проект бюджета РФ на 2015-2017 годы не учитывает введения налога с продаж, заявил журналистам министр финансов РФ Антон Силуанов по итогам заседания правительства. Таким образом, правительство решило отказаться от введения этого налога в 2015 году. "Налог с продаж мы не рассматривали в качестве инструмента повышения налоговых доходов субъектов РФ. Мы решили пойти другим путем - финансово серьезно помогли Москве и Московской области на... 1 400
  • 18.09.14

    Правительство России пока решило не вносить в Госдуму законопроект о налоге с продаж (НСП), сообщил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на заседании этого комитета в четверг. "На сегодняшний день решение правительства - этот налог нам не вносить", - сказал он. Он отметил, что депутаты поддерживают это решение. "Мы были категорически против налога с продаж", - сказал он. По оценкам Минфина, введение налога с продаж,... 1 016
  • 18.09.14

    В преддверии решения правительства по налогу с продаж Центр развития НИУ ВШЭ оценил макроэкономические последствия его введения, а также обсуждавшегося увеличения ставок НДС и НДФЛ. Согласно расчетам, возвращение к отмененному десять лет назад налогу может сократить показатель экономического роста на 0,2–0,4 процентного пункта (п. п.) в следующие два года, увеличить инфляцию на 0,5 п. п. и сократить реальные располагаемые доходы населения на 0,8 п. п. Вывод экспертов: повышение налогов следует отложить до лучших времен, а если и увеличивать ставки, то делать это в отношении наполняющего региональные бюджеты подоходного налога. 1 575
  • 15.09.14

    Власти РФ уже несколько месяцев обсуждают возможность разрешить регионам вводить налог с продаж в размере от 3% до 5%. Не исключалось, что это нововведение может заработать уже с 2015 года. 1 106
  • 12.09.14

    Правительство РФ пока не сделало выбор между введением налога с продаж и повышением НДС, сказал "Интерфаксу" вице-премьер Аркадий Дворкович. При этом он не исключил, что в итоге будут отклонены оба эти предложения. Правительство до конца сентября намерено определиться, вводить ли новый налог или повысить ставку НДС, сообщал на днях в интервью "Ведомостям" премьер-министр Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что у любого решения будут свои... 6 2 001
  • 11.09.14

    Президент России Владимир Путин принял решение о введении налога с продаж, сообщают «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников и сотрудника президентской администрации. По сведениям двух собеседников издания в федеральных ведомствах, окончательное решение о введении налога с продаж примет правительство. Источник газеты в администрации президента заявил, что налог с продаж введут с вероятностью 90%, а НДС точно не будет повышен. ... 11 4 032
  • 10.09.14

    Руководство Северной столицы отказывается его вводить, называя преждевременным. 1 2 379
  • 09.09.14

    Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил в интервью "Ведомостям", что вопрос о введении в регионах налога с продаж либо о повышении НДС в правительстве пока не решен. Налог с продаж существовал в России до 2003 года и был отменен в связи с низкой эффективностью. 1 126
  • 09.09.14

    Решать судьбу налога с продаж будет президент Владимир Путин. Договориться на площадке правительства сторонникам и противникам введения нового налога не удалось. В понедельник на правительственной комиссии по законопроектной деятельности был поднят вопрос о введении налога с продаж, хотя этого вопроса не было в повестке, рассказал РБК источник, близкий к двум участникам заседания. Законопроект был представлен без согласования с другими... 4 2 116
  • 05.09.14

    Если правительство введет НСП, Банк России будет вынужден ужесточить денежно-кредитную политику, чтобы избежать резких скачков инфляции. 1 188
  • 04.09.14

    Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) категорически против введения налога с продаж. Об этом заявил исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев на XII Международном банковском форуме в Сочи. «Мы - Союз промышленников и предпринимателей - категорически против введения налога с продаж. Я думаю, мы эту тему снимем вместе с Министерством финансов и Министерством экономического развития. Этого нельзя делать», -... 968
  • 29.08.14

    Московские чиновники на закрытой встрече с представителями малого и среднего бизнеса предложили им кардинальную реформу налогообложения, сообщили РБК три источника в общественных организациях. По их словам, она была презентована главой столичного департамента экономполитики Максимом Решетниковым как система, избавляющая малый бизнес от обложения новым налогом с продаж. В департаменте экономполитики на вопросы РБК вчера оперативно ответить... 2 144
  • 25.08.14

    Возврат налога с продаж (НСП) приведет к повышению розничных цен, сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на старшего аналитика Райффайзенбанка Наталью Колупаеву. Цены могут вырасти как минимум на 3%, уточняет представитель «М.Видео» Антон Пантелеев. В «М.Видео» подсчитали, что если бы налог с продаж начал действовать с 2013 года, то фискальное бремя компании удвоилось по сравнению с предыдущим годом. В этом случае совокупные налоговые... 914
  • 21.08.14

    Новый налог с продаж позволит увеличить доходы в консолидированные бюджеты субъектов РФ на 200 млрд рублей в год, сообщил первый заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин. "Мы должны найти дополнительные финансовые налоговые источники, которые повысят уровень бюджетной обеспеченности каждого субъекта страны, - сказал он. - Для того, чтобы повысить уровень сбалансированности бюджетов". По словам Горнина, предполагается, что... 1 1 259
  • 21.08.14

    На едином портале раскрытия информации размещен текст законопроекта, которым предполагается ввести в действие налог с продаж. Общественное обсуждение продлится 60 дней. Новому налогу будет посвящена новая глава 30.1 НК. Налог с продаж будет региональным, что будет отражено в статье 14 НК. Налогоплательщиками будут организации и ИП, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный... 10 6 188
  • 20.08.14

    Правительство РФ может пересмотреть свое решение, уже одобренное президентом РФ Владимиром Путиным, и отказаться от идеи ввести налог с продаж, пишут в среду "Ведомости" со ссылкой на федеральных чиновников. Решение ввести налог принял президент на совещании в начале августа. Как рассказывали участники того совещания, финансово-экономический блок правительства сразу критиковал идею и продолжает считать ее неудачной, пытаясь решение... 1 048
  • 20.08.14

    Крупный бизнес попытался доказать, что введение налога с продаж в той конструкции, которая сейчас обсуждается в правительстве, не позволит достичь заявленной цели - решить проблему дефицита региональных бюджетов. Свои замечания по законопроекту РСПП готовится направить в правительство. Минэкономразвития возражения бизнеса поддерживает. Всего у РСПП восемь замечаний к законопроекту, направленному на прошлой неделе в правительство.... 1 658
  • 15.08.14

    Возвращение налога с продаж может привести к росту цен на многие товары. Но, по мнению экспертов, в нынешней экономической ситуации это оптимальное решение. Иначе придется урезать зарплаты бюджетников и перестать индексировать пенсии. 8 2 115
  • 13.08.14

    Минфин внес в правительство законопроект о дополнении Налогового кодекса РФ новой главой «Налог с продаж», сообщили РБК в Минфине. Регионы получат право вводить его начиная с 1 января 2015 года. Ранее сегодня агентство Интерфакс-АФИ сообщил о внесении в правительство документа, не согласованного с Минэкономразвития и Минюстом, со ссылкой на свой источник в финансово-экономическом блоке правительства, знакомый с текстом документа. Источник... 2 196
  • 11.08.14

    В конце июля источник в финансово-экономическом блоке правительства РФ сообщил РИА Новости, что власти приняли решение дать регионам право вводить 3-процентный налог с продаж, регионы смогут ввести его до 2018 года. 1 1 359
  • 05.08.14

    Глава столичного департамента по экономической политике и развитию Максим Решетников заявил, что считает перспективным предоставление регионам права введения налога с продаж. Ранее с инициативой вернуть отмененный в 2004 году налог выступило министерство финансов РФ - ведомство подготовило проект закона, который уже направлен на согласование. "Налог с продаж может быть крепким, стабильным и не зависящим ни от внешней конъюнктуры, ни от... 1 1 311
  • 04.08.14

    Минфин РФ подготовил и разослал ведомствам на согласование проект закона о введении регионами налога с продаж (НСП). Текст, по данным "Ъ", практически полностью совпадает с текстом отмененной десять лет назад главы Налогового кодекса (НК) об этом налоге. В новой редакции изменена лишь ставка - 3% с цены товаров и услуг вместо прежних 5% - и убрана норма о том, что налог не взимается с безналичных покупок граждан. Формальный подход Минфина к написанию проекта может свидетельствовать о том, что ведомство хотело привычно использовать идею в спорах о способах балансировки бюджета, но встретило неожиданную поддержку. 4 3 602
  • 01.08.14

    Накануне стало известно о том, что после совещания у президента РФ принято принципиальное решение дать регионам право вводить 3-процентный налог с продаж; регионы смогут ввести его до 2018 года. 1 732
  • 01.08.14

    Власти РФ в последнее время обсуждали возможность разрешить регионам вводить налог с продаж. Предметом дискуссии была как ставка налога (от 3% до 5%), так и сроки его введения (обсуждался вариант ввести налог уже с 2015 года либо после 2018 года). 1 440
  • 29.07.14

    Такая оценка содержится в прогнозе Центра макроэкономических исследований Сбербанка. «Мы оцениваем максимальный одномоментный скачок общего уровня цен при условии введения всеми регионами налога в 2,1%», - приводит мнение экспертов «ИТАР-ТАСС». При этом введение такого налога одновременно с разгоном инфляции приведёт к снижению объёма розничных продаж максимум на 1%, что в свою очередь снизит ВВП на 0,5 п.п. «Введение нового... 847
  • 25.07.14

    Власти РФ сейчас обсуждают возможность разрешить регионам вводить налог с продаж в размере от 3% до 5%. Глава Минфина Антон Силуанов не исключал, что это нововведение может заработать уже с 2015 года. 924
  • 24.07.14

    Правительство готово отказаться от идеи введения со следующего года налога с продаж (в размере 3%) и заменить его уже с 2015 года "подросшим" на 2 п.п. НДС (с 18% до 20%). Об этом "Ведомостям" рассказали два федеральных чиновника. Этот вариант, напомним, является альтернативным ранее предложенному: в 2015 году предлагалось ввести 3%-ный налог с продаж, а после 2018 года - повысить НДФЛ и НДС до 15% и 20% соответственно. Собеседники... 4 5 158
  • 18.07.14

    «ОПОРА России» первой из бизнес-организаций отреагировала на заявления Минфина о возможном введении налога с продаж и отмене порога отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования. Только рост отчислений в ФОМС увеличит нагрузку на малый бизнес на 37 млрд руб., жалуются бизнесмены. Эксперты разошлись в оценке корректности такого прогноза. В июле Минфин анонсировал повышение налоговой нагрузки на бизнес сразу по нескольким... 1 1 617
  • 16.07.14

    Власти не уложатся в прогнозные планы по инфляции не только в этом, но и в следующем году, делают вывод эксперты на основе последних инициатив правительства. Только введение налога с продаж и повышение тарифов для РЖД может прибавить к росту цен 2-3%. В этом году уровень инфляции превысит целевое значение Центробанка в 5%. По прогнозу Центра развития ВШЭ, в этом году инфляция составит 6%, что совпадает с прогнозными значениями... 3 13 665
  • 15.07.14

    Власти РФ обсуждают возможность разрешить регионам вводить налог с продаж, глава Минфина Антон Силуанов не исключил, что это нововведение может заработать уже с 2015 года. Предельный уровень ставки налога рассматривается от 3% до 5%. 1 411
  • 14.07.14

    Добавка к инфляции от введения налога с продаж, по мнению министра финансов РФ Антона Силуанова, не превысит 1%. При этом он обещает рост зарплат, который опередит рост цен. 1 1 104
  • 11.07.14

    Введение в России регионального налога с продаж и повышение отчислений в ФОМС с 2015г. - почти решенный вопрос. Поручение о проработке этих вопросов подписал президент России, сообщили РБК два правительственных чиновника. Один из них утверждает, что окончательного решения все-таки нет, другой - что соответствующий законопроект уже готовится к осенней сессии. Президент не высказывал своего мнения по этому вопросу, пока идея не проработана... 7 3 483
  • 09.07.14

    Решения, которые сейчас согласованы, касаются водного налога, платы за лесные ресурсы и ряда других аспектов, сказал замглавы Минэкономразвития. 791
  • 08.07.14

    Бюджет требует жертв: новых налогов, повышения ставок по старым, хитроумной и прямолинейной экономии. А министру финансов приходится изобретать все более сомнительные ходы, чтобы не говорить прямо: расходные обязательства неподъемны. 1 813
  • 04.07.14

    Введение в регионах налога с продаж может разогнать инфляцию в России примерно на 1 процентный пункт. Об этом заявил замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач, передает РИА Новости. При этом он выразил сомнение, что большинство субъектов РФ установят максимальную ставку налога с продаж. Напомним, что по прогнозам МЭР, рост ВВП России за 2014 год может оказаться в два раза выше прогнозного уровня. ... 2 1 973
  • 04.07.14

    В результате введения трехпроцентного налога с продаж региональные бюджеты могут получить до 200 миллиардов рублей ежегодных дополнительных доходов. 18 18 795
  • 01.07.14

    По оценке главы Минфина, реализация такой инициативы позволит принести в бюджет порядка 200 млрд рублей. 7 1 868
  • 30.09.13

    Вице-премьер Аркадий Дворкович в ходе инвестиционного форума "Сочи-2013" выступил с неожиданной инициативой: уравнять НДС и налог на доходы физических лиц (НДФЛ) после 2015г., то есть снизить НДС до 15% с нынешних 18% и повысить НДФЛ с 13 до 15%. "Надо посчитать, продумать, но в любом случае это решение не может быть принято ранее 2015г., хотя красиво было бы: 2015г. и налоги 15%", - сказал А.Дворкович. По его словам, ставки нужно... 10 1 857
  • 23.05.13

    Чиновники окончательно решили не отказываться от НДС в пользу налога с продаж. Это журналистам официально подтвердил Сергей Шаталов, заместитель министра финансов России. Так что пока все остается по-прежнему. По словам замминистра, такая рокировка резко бы изменила налоговую систему страны. К тому же в правительстве посчитали такую меру неэффективной. Об этом, кстати, ранее высказывался и глава кабмина Дмитрий Медведев. Кроме того, как... 2 806
  • 07.05.13

    Сенат США утвердил закон о налогообложении продаж в интернет-магазинах, который уравняет налоговое бремя для онлайн- и офлайн-ритейлеров, передает MarketWatch. Теперь законопроект будет передан на рассмотрение в нижнюю палату Конгресса, где лидируют республиканцы, многие из которых выступают против подобного нововведения. До сих пор американские интернет-магазины добавляли к цене заказа налог с продаж, если покупатель находился в том... 847
  • 01.03.13

    Замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач, выступая сегодня на Зимней зерновой конференции в Белокурихе, заявил, что не видит возможности для снижения налоговой нагрузки в стране, передает "Финмаркет". "Я не думаю, что у нас будет снижаться налоговая нагрузка. Если честно, то она даже будет повышаться", - сказал он. Агентство напоминает, что Клепач неоднократно высказывал точку зрения в отношении возможности повышения налоговой... 923
  • 16.01.13

    "На последнем совещании председателя правительства в декабре эксперты профессионально доказали несостоятельность полной замены одного налога другим. В крайнем случае, но это тоже нежелательно, можно дать через какое-то время субъектам федерации возможность ввести наряду с федеральным НДС региональный налог с продаж, тем самым дав им и дополнительный доходный источник, и мощный инструмент конкуренции регионов. Но это - решение для следующего... 803
  • 26.12.12

    Правительство выступило против замены НДС на налог с продаж (НСП), заявил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев, сообщает РБК daily. "Коллективное мнение - нет", - сказал он, заметив, что НДС - более прогрессивный налог. Премьер предупредил, что обсуждение на этом не закончено: экспертная группа продолжит изучать вопрос, чтобы понять, во что может вылиться такая реформа через несколько лет. Напомним, что дискуссия о возврате НСП... 5 1 799
  • 21.12.12

    Министерство финансов РФ не поддерживает предложение Минэкономразвития (МЭР) о введении налога с продаж дополнительно к налогу на добавленную стоимость (НДС) в некоторых регионах. Об этом сегодня заявил замглавы Минфина Сергей Шаталов. 677
  • 20.12.12

    Налог с продаж может поднять цены на товары и услуги, считает заместитель министра экономического развития Сергей Беляков, пишет "Российская газета". Напомним, что накануне глава МЭР Андрей Белоусов сообщил, что его ведомство против замены НДС налогом с продаж (НСП), однако не исключает варианта, что в отдельных регионах второй налог можно ввести параллельно с первым. Позже замминистра Сергей Беляков пояснил журналистам, что при введении... 681
  • 19.12.12

    Министерство экономического развития РФ выступает против замены НДС налогом с продаж, но при этом не исключает введения налога с продаж дополнительно к НДС в некоторых субъектах РФ. Об этом сообщил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, пишет РБК. Он отметил, что такая практика применяется в разных странах и уже использовалась в России. "Как дополнительный налог он (налог с продаж) возможен, но целесообразность его введения будет... 676
  • 10.12.12

    Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов на встрече доверенных лиц президента РФ Владимира Путина с руководством администрации Кремля, членами кабмина и парламентариями, пишут РИА Новости. "У нас сейчас налоговая служба будет выстраивать целую систему, препятствующую неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость", - сказал он. Отвечая на вопрос одного из участников встречи о целесообразности отмены НДС и замены... 2 1 483
  • 05.12.12

    Отмена или снижение НДС необходимы для технологического рывка в промышленности РФ, заявил заместитель министра экономического развития Сергей Беляков журналистам в среду в Москве. Министерство сейчас прорабатывает поручение премьер-министра РФ о возможном вопросе по отмене НДС и введении налога с продаж, оценивая "положительные и отрицательные эффекты", сказал С.Беляков. "Опыт других стран, например, Японии, говорит о том, что... 799
  • 04.12.12

    Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил вернуться к обсуждению того, какой налог "полезнее", пишет РБК. На встрече с членами РСПП он отметил, что при обсуждении этого вопроса "у НДС всегда был влиятельный противник в лице Минфина", у которого "всегда были серьезные доводы". Медведев считает, что пора обсудить эту тему еще раз. Позднее замминистра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил журналистам, что правительство РФ обсудит... 1 1 656
  • 06.11.12

    Замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил журналистам, что сейчас на очереди принятие правительством решений по изменению налогообложения нефтегазовой отрасли, передает РИА новости. 852
  • 01.10.12

    Правительство РФ позже вернется к рассмотрению возможности замены налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж, сообщил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, пишет ПРАЙМ. "Есть идеи, как заменить НДС на налог с продаж, эти идеи в проработке. Я думаю, мы выйдем на новый раунд обсуждения примерно через полгода, для того, чтобы подготовить все материалы и обосновывающие расчеты. Если увидим целесообразность, и рисков будет немного,... 2 1 753
  • 10.07.12

    Минфин РФ выступает против введения налога с продаж. Об этом рассказал замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Сергей Разгулин, передает агентство РИА Новости. По его словам, введение налога с продаж может привести к усилению инфляции и другим негативным последствиям. Немногим ранее, глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков на заседании российской трехсторонней комиссии по... 2 1 523
  • 26.06.12

    В Японии нижняя палата парламента одобрила предложенный премьер-министром страны Есихико Нодой законопроект, предусматривающий увеличение вдвое 5-процентного налога с продаж, сообщает Bloomberg. Законопроект вызвал серьезные споры, которые привели к усилению раскола в руководстве правящей партии. В соответствии с законопроектом налог с продаж будет повышен до 8% в апреле 2014 года и до 10% в октябре 2015 года. Цель повышения... 690
  • 15.02.12

    Сегодня истекает срок исполнения поручения Владимира Путина по разработке налогового маневра. Как стало известно РБК daily, вопросы фискальной рокировки будут подняты сегодня и на закрытом совещании у Дмитрия Медведева с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова в Горках. Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что до президентских выборов ключевые решения налогового маневра (во многом они связаны с модернизацией НДС) вряд ли будут приняты. ... 1 657
  • 30.01.12

    В качестве одного из вариантов "стабилизирующего" налогово-бюджетную систему РФ налогового решения в правительстве обсуждается возможность увеличения налога на добавленную стоимость (НДС). В пятницу в кулуарах сессии Всемирного экономического форума в Давосе это признал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Решение о росте НДС выше 18% не принято, но определена его цель - обеспечение ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов. Она... 1 213
  • 26.12.11

    Ряд российских губернаторов предлагают частично заменить налог на добавленную стоимость (НДС) оборотным налогом, передав последний на региональный уровень. Минфин и Минэкономразвития России высказались против, отметив, что оборотные налоги отличаются низкой собираемостью и оказывают угнетающее воздействие на бизнес. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин, выступая на заседании Госсовета в Кремле в понедельник, заявил, что... 1 569

Ю.И. Анина

Cогласно Федеральному закону от 21.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" перечень налогов республик в составе Российской Федерации и налогов краев, областей, автономной области, автономных округов дополнен новым видом налога - налогом с продаж.

Налог с продаж уплачивается как юридическими лицами (в том числе иностранными), так и их филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, самостоятельно реализующими товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Таким образом, учитывая, что исключений из числа налогоплательщиков применительно к видам их деятельности не сделано, торговые организации и их филиалы должны уплачивать налог с продаж в общеустановленном порядке.

С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) филиалы и другие обособленные подразделения организаций не являются налогоплательщиками.

Одновременно частью второй ст. 19 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Соответственно, после введения в действие части первой НК РФ филиалы и другие обособленные подразделения организаций, не являясь плательщиками налога с продаж, выполняют обязанности этих организаций по его уплате.

Что касается малых предприятий торговли, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то для них в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” уплата единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период, заменяет уплату совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Поэтому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не будут являться плательщиками налога с продаж.

Кроме того, со дня введения в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” единого налога на территориях субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за исключением тех, что предусмотрены в ст. 1 вышеназванного Закона.

Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Постановлением Госкомстата России от 19.08.98 N 89 “Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий” определено, что оптовая и розничная торговля классифицируются применительно к определениям, данным в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17.

К оптовой торговле относится перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим или другим профессиональным пользователям.

К розничной торговле относится перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров для личного потребления и домашнего использования.

Если торгующие организации кроме товаров, приобретенных для перепродажи, реализуют продукцию собственного производства (например, воздушную кукурузу, кулинарные изделия и т.д.), такие продажи также являются объектом обложения налогом с продаж.

Наличные расчеты используются в торговых организациях в основном при реализации товаров населению. Поэтому наибольший объем продаж, облагаемых этим налогом, приходится на розничную торговлю.

Однако в пределах лимитов, установленных указанием Банка России от 07.10.98 N 375-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами”, наличные расчеты могут применяться и во взаиморасчетах между юридическими лицами. Предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу определен в следующих размерах:

Между юридическими лицами - в сумме 10 тысяч рублей;

для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье - в сумме 15 тысяч рублей;

Для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний МВД России (ГУИН МВД России) при закупке товаров у юридических лиц - в сумме 15 тысяч рублей.

В целях начисления налога с продаж к продаже за наличный расчет приравниваются также продажи с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Таким образом, целесообразно отметить, что фактор наличного расчета учитывать для начисления налога с продаж при реализации товаров в розницу не следует. Торговая организация обязана начислить этот налог вне зависимости от формы расчетов с физическим лицом.

Поэтому в объект обложения налогом с продаж будет включаться стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету, стоимость проданных по подписке печатных изданий, стоимость товаров, проданных в кредит, стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования.

Кроме того, налогом с продаж облагаются и отдельные поставки юридическим лицам с использованием безналичной формы расчетов (посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков).

При осуществлении юридическим лицом оплаты за приобретенные товары ценными бумагами (в том числе векселями) оснований для начисления налога с продаж не имеется.

Применительно к основной деятельности торговых организаций объектом обложения налогом с продаж является стоимость перечисленных в Законе товаров не первой необходимости, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К видам товаров, стоимость которых является объектом обложения этим налогом, согласно Закону относятся подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты, автомобили, меха, ювелирные изделия, видеопродукция, компакт-диски.

Кроме того, указанный перечень товаров по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации может дополняться.

Не является объектом обложения налогом с продаж стоимость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви; лекарств, протезно-ортопедических изделий и т.д.

С целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения перечень товаров первой необходимости, стоимость которых не является объектом обложения налогом с продаж, может быть расширен законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Если в процессе хозяйственной деятельности у торговой организации возникнет необходимость продажи недвижимости (здания, сооружения, земельного участка) или ценных бумаг, то при осуществлении таких операций налог с продаж не взимается.

Определение облагаемого налогом оборота производится на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), включая НДС и акцизы для подакцизных товаров, и оплачивается как и косвенные налоги конечным потребителем.

Однако исчисление налога с продаж отличается, в частности, от исчисления НДС прежде всего отсутствием зачетного механизма по товарам, приобретенным с налогом с продаж и использованным на производственные нужды.

Письмом МНС России от 31.12.98 N ВГ-6-01/930 разъяснено, что в соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку (см. также “Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н; Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н).

Таким образом, суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества, включаются в его стоимость и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки производства и обращения в случае, если использование этого имущества связано с процессом производства и реализации.

Пример 1.

Оптовый склад для ремонта холодильных установок приобрел у снабженческо-сбытовой организации датчики температуры на сумму 504 руб. (в том числе НДС - 80 руб., налог с продаж - 24 руб.). В отчетном периоде организацией было приобретено товаров на сумму 120 тыс. руб. и полностью реализовано на сумму 180 тыс. руб. по безналичному расчету. Прочие издержки обращения составили 2 тыс. руб. (учетная политика в целях налогообложения - по оплате).

Д-т 41 К-т 60 - 100 000 руб. - оприходованы товары, приобретенные для перепродажи;

Д-т 10 К-т 60 - 424 руб. - оприходованы поступившие запасные части (с учетом налога с продаж, уплаченного при их приобретении);

Д-т 19 К-т 60 - 20 000 руб. - учтен НДС по товарам, приобретенным для перепродажи;

Д-т 19 К-т 60 - 80 руб. - учтен НДС по поступившим запасным частям;

Д-т 60 К-т 50 - 504 руб. - оплачены приобретенные запасные части;

Д-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, К-т 19 - 80 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по запасным частям;

Д-т 60 К-т 51 - 120 000 руб. - оплачены товары, приобретенные для перепродажи;

Д-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, К-т 19 - 20 000 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по товарам, приобретенным для перепродажи;

Д-т 44 К-т 10 - 424 руб. - отнесена на издержки обращения стоимость запасных частей (с учетом налога с продаж, уплаченного при их приобретении);

Д-т 46 К-т 41 - 100 000 руб. - списана стоимость реализованных товаров, приобретенных для перепродажи;

Д-т 46 К-т 44 - 2424 руб. - списаны издержки обращения отчетного периода;

Д-т 62 К-т 46 - 180 720 руб. - выписаны расчетные документы покупателю на реализуемые товары;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 30 120 руб. - начислен НДС с оборотов по реализации товаров;

Д-т 51 К-т 62 - 180 720 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 30 120 руб. - начислена в бюджет сумма НДС.

В аналогичном порядке учитывается и налог с продаж, уплаченный торговыми (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми, розничными и др.) предприятиями по товарам, приобретенным ими в целях дальнейшей реализации, стоимость которых отражается на счете 41 “Товары”.

При реализации товаров, облагаемых налогом с продаж, как оптом, так и в розницу сумма, определенная налогоплательщиком по ставке, установленной местным органом власти (не более 5 % от облагаемого оборота), включается в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику), и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” и кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

На сумму налога с продаж, подлежащую перечислению в бюджет, производится запись по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” по отдельному субсчету.

Пример 2.

Снабженческо-сбытовая организация приобрела у индивидуального предпринимателя туши говядины на сумму 21 000 руб. (налог с продаж - 1 000 руб.), а затем реализовала их магазину за наличный расчет. Продажная цена без учета НДС и налога с продаж составила 30 000 руб.

В целях упрощения примера предполагается, что организация не понесла затрат по заготовлению мяса.

Д-т 41 К-т 60 - 21 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 60 К-т 50 - 21 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 46 К-т 41 - 21 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров.

При выписке расчетных документов покупателю (магазину) должны быть в установленном порядке определены НДС и налог с продаж, предъявляемые покупателю.

В рассматриваемом примере сумма НДС составит 6000 руб. (30 000 * 20 %), сумма налога с продаж - 1800 руб. [(30 000 руб. + 6 000 руб.) * 5 %];

Д-т 62 К-т 46 - 37 800 руб. - выписаны расчетные документы покупателю на реализуемые товары;

Д-т 50 К-т 62 - 37 800 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 6000 руб. - начислен НДС;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 1 800 руб. - начислен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 6000 руб. - начислена в бюджет сумма НДС с оборотов по реализации товаров.

Нередко встречаются ситуации, когда приобретаемый товар оплачивается покупателем одновременно как наличными деньгами, так и перечислением средств с расчетного счета.

В этом случае следует иметь в виду, что налог с продаж применяется только по товарам, оплаченным наличными денежными средствами. Поэтому при заключении договоров с покупателями следует предусматривать, что в случае расчетов за товары наличными деньгами (в установленных предельных размерах расчетов по одному платежу) сумма, причитающаяся к оплате по выставленному счету-фактуре при безналичных расчетах, увеличивается на сумму налога с продаж.

Пример 3.

Лесоторговая база реализовала предприятию пиломатериалы на сумму 32 820 руб. Оплата поступила частично по безналичному расчету в сумме 24 000 руб., частично наличными деньгами в кассу предприятия в сумме 8820 руб. Покупная стоимость пиломатериалов составила 18 000 руб. (НДС - 3000 руб.)

Д-т 41 К-т 60 - 15 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 19 К-т 60 - 3000 руб. - отражена сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная поставщиками;

Д-т 60 К-т 51 - 18 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 68 К-т 19 - 3000 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по приобретенным товарам;

Д-т 46 К-т 41 - 15 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров;

Д-т 62 К-т 46 - 32 820 руб. - выписаны расчетные документы покупателям;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 5400 руб. - начислен НДС по реализуемым товарам;

Д-т 50 К-т 62 - 8820 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары наличными деньгами;

Д-т 51 К-т 62 - 24 000 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары путем безналичного перечисления;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 420 руб. - начислен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 5400 руб. - начислена в бюджет сумма НДС с оборотов по реализации товаров.

В случае неполучения от покупателей суммы налога с продаж, причитающейся по реализованным за наличный расчет товарам, расчеты с бюджетом по налогу с продаж должны производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и отражаться по дебету счета 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Налог с продаж”.

Розничным торговым организациям следует обратить внимание на то, что методы определения объектов обложения налогом с продаж и НДС для них принципиально отличаются. В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” при реализации товаров в розницу оборот, облагаемый НДС, определяется в виде разницы между ценами реализации и ценами, по которым производятся расчеты с поставщиками, в то время как налог с продаж исчисляется со всей стоимости реализуемых товаров (включая НДС и акцизы).

Кроме того, исходя из особенностей учета в розничных торговых организациях в целях определения налога с продаж, подлежащего отнесению на расчеты с бюджетом, необходимо применять расчетную ставку, позволяющую извлечь сумму налога с продаж, учтенную в цене реализации товара.

Расчетная ставка налога с продаж применительно к прямой ставке, установленной в размере 5 %, определяется в следующем порядке:

Стоимость товара, предъявляемая покупателю, определяется по формуле 100 % + 5 % (условно) = 105 %, где 100% - свободная рыночная (розничная) цена товара, 5 % (условно) - ставка налога с продаж;

Расчетная ставка, определенная как доля налога с продаж в выручке от реализации товаров, в этом случае составит 4,76 % .

Одной из проблем, не урегулированных налоговым законодательством, является правомерность исключения налога с продаж из оборота, облагаемого НДС при реализации товаров в режиме розничной торговли.

Как уже отмечалось, оборотом, облагаемым НДС, в указанном случае является выручка от реализации товаров за вычетом стоимости товаров, уплаченной поставщикам при их приобретении. Какие-либо вычеты из налогооблагаемой базы, определенной в таком порядке, не предусмотрены.

Однако если придерживаться мнения, что налог с продаж не исключается при начислении НДС, создается ситуация, когда объектом обложения НДС становится не только разница между ценами реализации и ценами приобретения товаров, но и налог с продаж, взимаемый с покупателей сверх продажной цены, что не предусмотрено вышеназванным порядком.

Рассмотрим порядок исчисления налога с продаж организациями розничной торговли на примере организации, ведущей учет товаров по продажным ценам.

Пример 4.

Продовольственный магазин реализовал товары, облагаемые налогом с продаж, на сумму 110 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара составила 88 000 руб. (с учетом НДС).

В целях упрощения примера принято, что все реализуемые товары облагаются НДС по ставке 10 %.

Д-т 41 К-т 60 - 88 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 41 К-т 42 - 22 000 руб. (88 000 руб. x 25 %) - отражена торговая наценка по оприходованным товарам;

Д-т 60 К-т 51 - 88 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 50 К-т 46 - 110 000 руб. - отражена выручка от реализации товаров;

Д-т 46 К-т 41 - 110 000 руб. - списана стоимость реализованного товара;

Д-т 46 К-т 42 - 22 000 руб. (красным) - сторнирована сумма торговой наценки;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 5238 руб. (110 000 руб. * 5 % - начислен налог с продаж;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 1523,7 руб. [(22 000 руб. - 5238 руб.) * 9,09 %] - начислен НДС с суммы торговой наценки.

Движение товаров, реализуемых в розницу с налогом с продаж, учет которых ведется по покупным ценам, отражается идентичными записями (без использования счета 42 “Торговая наценка).

В целях определения объекта обложения по налогу с продаж к розничным поставкам, облагаемым этим налогом, приравнивается также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Поэтому оплата труда работников торговой организации (включая выдачу премий, вознаграждений) товарами, приобретенными для перепродажи либо собственного производства, бартерные поставки товаров по договорам с физическими лицами, а также натуральная оплата оказанных ими услуг должны включаться в оборот, облагаемый налогом с продаж.

В бухгалтерском учете организации стоимость натуральных продуктов (готовой продукции, товаров), выдаваемых в счет погашения числящейся задолженности организации по заработной плате работникам, отражается по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по расчетной ставке исходя из суммы погашаемой задолженности по оплате труда. Указанная сумма налога списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”.

Пример 5.

Магазин в счет погашения задолженности по заработной плате отпустил своим сотрудникам бытовую технику на сумму 42 000 руб. Покупная стоимость отпущенных товаров составила 30 000 руб.

Д-т 20 К-т 70 - 42 000 руб. - начислена заработная плата сотрудникам;

Д-т 70 К-т 46 - 42 000 руб. - отражена выплата заработной платы сотрудникам;

Д-т 46 К-т 41 - 30 000 руб. - отражена стоимость товара, реализуемого в счет погашения задолженности по заработной плате;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 2000 руб. (42 000 руб. * 5 % - начислен налог с продаж;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 1667 руб. [(12 000 руб. - 2000 руб.) * 16,67 %] - начислен НДС с суммы торговой наценки.

Отдельно следует рассмотреть вопрос применения налога с продаж при реализации товаров за наличный расчет по договорам комиссии.

Если согласно условиям договора комиссии реализация товаров покупателям производится комиссионером, участвующим в расчетах, налог с продаж должен взиматься с покупателей комиссионером и уплачиваться им в бюджет в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого действует данный налог и осуществляется продажа товара. При этом налог взимается комиссионером с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение. Комитенту при получении выручки от комиссионера как наличными, так и безналичными денежными средствами налог с продаж уплачивать не следует.

В бухгалтерском учете комиссионера операции по начислению налога с продаж отражаются в следующем порядке.

Сумма, подлежащая оплате за товары покупателями с учетом налога с продаж, отражается комиссионером по кредиту счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” в корреспонденции со счетом 50 “Касса”. Начисление налога с продаж отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и дебету счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комиссионером, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”. Сумма налога с продаж, подлежащая перечислению в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.

Пример 6.

Снабженческо-сбытовая организация, являющаяся комиссионером с участием в расчетах, реализовала за наличный расчет аптеке парфюмерно-косметические товары. Продажная цена без налога с продаж составляет 300 000 руб. Учетная политика в целях налогообложения - по отгрузке.

Д-т 004 - 240 000 руб. - получены товары от комитента;

Д-т 19 К-т 76 - 40 000 руб. - на сумму НДС, предъявленного комитентом;

Д-т 62 К-т 76 - 318 000 руб. - выписаны расчетные документы покупателю за реализуемые товары;

Д-т 50 К-т 62 - 318 000 руб. - получена оплата от покупателя;

К-т 004 - 240 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров;

Д-т 76 К-т 68 - 18 000 руб. - отражен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС, - 40 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализуемых товаров;

Д-т 76 К-т 46 - 60 000 руб. - отражена сумма комиссионного вознаграждения, причитающаяся комиссионеру (с учетом НДС);

Д-т 46 К-т 68 - 10 000 руб. - начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения;

Д-т 76 К-т 51 - 240 000 руб. - выручка от реализации товаров перечислена комитенту;

Д-т 68 К-т 19 - 40 000 руб. - отнесен на расчеты с бюджетом НДС по товарам, переданным на комиссию.

В случае если согласно условиям договора комиссии комиссионер не участвует в расчетах за товар и реализация товаров покупателям производится комитентом, налог с продаж должен взиматься с покупателей комитентом и уплачиваться им в бюджет. При этом налог взимается комитентом с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. При получении комиссионером вознаграждения от комитента как наличными, так и безналичными денежными средствами, налог с продаж не уплачивается. Сумма налога с продаж, начисленная в этом случае комитентом, отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, субсчет “Налог с продаж”, и дебету счета 50 “Касса”. Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комитентом, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”. Сумма налога с продаж, перечисленная в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.

В заключение следует отметить, что с момента принятия решения местным органом власти о введении на территории субъекта Российской Федерации налога с продаж по всем товарам, подпадающим под налогообложение, в том числе по товарам, оприходованным в учете до его введения, начисление и уплата данного налога производится в общеустановленном порядке.

Если торговая организация в одном отчетном периоде реализует товар, как облагаемый, так и не облагаемый налогом с продаж, в целях исполнения налоговых обязательств ей следует вести раздельный учет по реализации таких товаров с отражением их стоимости на соответствующих субсчетах счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Порядок ведения раздельного учета в соответствии с приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98" должен оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) и утверждаться руководителем организации.

Принципиальное решение о предоставлении российским регионам вводить налог с продаж (НСП) в размере до 3% принято на совещании у главы государства в среду, сообщил «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Минэкономразвития и Минфин возражали против введения налога с продаж, предлагая альтернативу - повысить с 2015 года НДС на 2 п. п. - до 20%. В поддержку этого решения выступал, в частности, помощник президента Андрей Белоусов . Президент поддержал налог с продаж, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и чиновник финансово-экономического блока правительства.

Между тем, только вчера вице-премьер Дмитрий Козак уверял, что в России нет политического решения о введении новых налогов и, скорее всего, они вводиться не будут. По его словам, все федеральные органы власти и органы власти субъектов хотели бы получить больше денег на финансирование тех или иных мероприятий, однако они должны принимать решения исходя из возможностей экономики страны, чтобы не дестимулировать дальнейшее экономическое развитие.

У Минфина много аргументов против НСП. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко недавно озвучила два главных. Во-первых, налог с продаж менее выгоден бюджету: по оценкам чиновников, в следующие три года он принесет 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно, а увеличение НДС на 2 п. п. - около 500 млрд рублей только в 2015 году. Во-вторых, Минфин ожидает проблем с собираемостью этого налога. НСП вводился в начале 90-х и в 2000-х, и тогда его собираемость была очень низкой - порядка 30%. Правда, сейчас показатель может быть выше, поскольку доля крупных магазинов и сетей в товарообороте увеличилась до 22%, но не превысит 50%, подсчитали в Центре макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. По расчетам аналитиков, введение налога с продаж на уровне 3% может дать бюджету максимум 350 млрд рублей (при допущении о 50%), минимум - 150 млрд (если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети). Доходы же от повышения НДС (по двум ставкам - с 10% до 12% и с 18% до 20%) составят 375 млрд рублей, при этом собираемость налога оценивается правительством на уровне 94%, замечают эксперты ЦМИ.

Преимущество НСП в том, что он зачисляется в региональный бюджет, так как на спасение регионов и направлено повышение налогов (из-за выполнения президентских указов и падения поступлений по налогу на прибыль у них сильно растут дефициты). Однако большие масштабы уклонения от уплаты НСП не позволят решить проблему региональных бюджетов, уверены эксперты ЦМИ Сбербанка. Выиграют те регионы, у которых высокие показатели по доле розничного товарооборота, генерируемого розничными сетями. По прогнозам, Санкт-Петербург (доля - 53%), Ленинградская область (41%), Московская область (33%), а также Алтай и Камчатский край - во всех регионах по итогам 2013 года был профицит бюджета. А в проблемных Северо-Кавказском федеральном округе и Якутии этот показатель ниже 10%. Налог поможет лишь Алтайскому краю, Адыгее и Татарстану: у них относительно высокий показатель, и есть дефицит бюджета. Но дефицит невелик, и эффект от повышения НДС был бы для их бюджетов таким же.

В «Опоре России» считают, что введение налога с продаж чревато каскадным налогообложением: поскольку выявить «конечного потребителя» невозможно, комплектующие, облагаемые НСП, будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих. Кроме того, малому бизнесу, применяющему налоговые спецрежимы, придется вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику, а это дополнительные расходы. Таким образом, указанные величины будут собраны с налогоплательщиков, в большей степени с розничной торговли. «Говорить о точных цифрах не представляется возможным, поскольку налог с продаж может быть на разных циклах производства, а также переложен на конечного потребителя », - указывал президент «Опоры» Александр Бречалов в письмах вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову. Эффект для бюджетной системы от введения нового налога сомнительный подтверждает руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков . «Основной розничный оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации - Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации », - комментирует он.

Напомним: налог с продаж - не единственная налоговая идея властей: наряду с ним готовится повышение отчислений в ФОМС (уплата текущего взноса в 5,1% со всего фонда оплаты труда, а не до определенного порога). А после президентских выборов 2018 года возможно повышение на 2 п. п. НДС и НДФЛ до 15% и 20% соответственно. Если все эти инициативы будут реализованы, налоговая нагрузка в России вырастет на 1,7% ВВП, по условиям 2013 года она составила бы 37,5%, подсчитал Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. Кроме того,власти РФ обсуждали в качестве альтернативы повышению налоговой нагрузки вопрос о расходовании средств Резервного фонда. Минфин выступает категорически против - такой механизм поможет ненадолго, и непопулярные решения в налоговой политике все равно придется принимать, заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Член комитета по налогам «Опоры России» Михаил Орлов уверен, что бизнес будет категорически против повышения налогов в любом виде и отреагирует поднятием цен и увольнениями. «Вместе с тем надо понимать, что расходование Резервного фонда на текущие задачи дает лишь временную передышку. Если возникла острая необходимость в решении сиюминутных проблем, можно прибегнуть к резервам. Но они имеют свойство заканчиваться, поэтому в перспективе надо рассматривать в качестве источника пополнения бюджета только налоги, - пояснил он «Эксперт Online». – По-хорошему, надо провести аудит расходных обязательств бюджета и найти способы их сокращения ».

Рост налоговой нагрузки от введения налога с продаж оценивается экспертами ЦМИ в 0,26% ВВП, от повышения НДС - 0,58%. Однако общий эффект для экономики будет более болезненным при введении налога с продаж, предупреждают. При повышении НДС на 2 п. п. скачок цен не превысил бы 1,7%, при введении налога с продаж - максимум на 2,1%. Налог отразится в первую очередь на потребителях - производители просто повысят цены, уверен исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов . «При огромных оборотах рентабельность бизнеса торговых сетей невысока – порядка 5-7%, так что им ничего не останется, как переложить дополнительную нагрузку на плечи потребителей, - пояснил он «Эксперт Online». – А для пополнения региональных бюджетов, надо активней выявлять сектора экономики, работающие в тени ».

Скачок цен приведет к падению розничных продаж. В сценарии с повышением НДС на 0,8% это привело бы к вычету 0,3-0,4 п. п. из роста ВВП, а при введении налога с продаж на 1% вычет из роста ВВП - 0,5 п. п., оценивают эксперты ЦМИ. Если бы налог был введен в этом году, это привело бы к обнулению экономического роста. Заместитель заведующего кафедрой корпоративного управления ВШКУ РАНХиГС Людмила Дуканич замечает, что не всегда попытки пополнить бюджет за счет увеличения налогового бремени увенчиваются успехом. «Конечно, это положительно скажется на региональных бюджетах, которые получат возможность собирать НСП. Но это бремя падет на тот же объект, что и НДС, что не приветствуется в теории налогообложения, и в мировой практике сочетание этих налогов встречается очень редко. Понятно, что бизнес переложит этот гнет на плечи потребителей, а поскольку доходы населения в последнее время почти не растут, это негативно скажется на экономике », - пояснила она «Эксперт Online».

Справка

Налог с продаж впервые появился в последние годы существования СССР в 1991 году и был отменен в России в 1992-м. В 1998 году он был введен снова - как региональный налог с максимальной ставкой в 5%. С 2004 года он был отменен по решению Конституционного суда (в том числе из-за сложностей при определении объекта налогообложения). Введение налога с продаж обсуждали в декабре 2012 года премьер Дмитрий Медведев, его первый зам Игорь Шувалов и тогдашний министр экономразвития, а ныне помощник президента Андрей Белоусов. Последний говорил, что в некоторых регионах можно взимать и НДС, и налог с продаж.

Плательщиками налога с продаж являются организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).

Не являются плательщиками налога:

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообло-

жения, учета и отчетности;

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные

на уплату единого налога на вмененный доход.

Объект налогообложения - стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары, работы, услуги.

В налоговую базу включается:

Налог на добавленную стоимость;

Федеральным законам по налогу установлены льготы. Так, им не облагается стоимость:

Хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

Детской одежды и обуви;

Лекарств, протезно-ортопедических изделий;

Жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в найм населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;

Услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства;

Зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг;

Услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

Услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

Услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащий лицензированию, а также услуг предоставляемых коллегией адвокатов;

Ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями;

Услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;

Товаров (работ, услуг), связанных с учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

Путевок (курсовок) в саноторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов.

Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации могут расширять перечень льготируемых товаров (работ, услуг) и устанавливать другие льготы.

Ставка налога установлена до 5%. Конкретный размер ставки определяется законами субъектов Российской Федерации.

Сумма налога определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг) и установленной ставки.

Пример 15. За отчетный период организация реализовала за наличный расчет товар стоимостью 48 000 руб. (в том числе НДС). Ставка налога с продаж установлена в размере 4%.

Тогда сумма налога с продаж составит:

48 000 х 4: 100 = 1 920 (руб.) Организация должна сумму налога включить в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Тогда выручка от реализации товара за наличный расчет составит:

48 000 + 1 920 = 49 920 (руб.). Обязанность по уплате налога с продаж возникает у налогоплательщика после выполнения двух условий:

Право собственности на товары (работы, услуги) перешло от по-

ставщика к покупателю;

Поставщик получил наличные денежные средства за товары (ра-

боты, услуги).

Поэтому суммы авансовых платежей за предстоящую поставку продукции, работ, услуг налогом с продаж не облагаются.

Размер ставки налога может меняться. Например, в Москве была установлена ставка налога 4%. Однако, с 1 июля 1999 г. по 31 декабря 1999 г. всем налогоплательщикам была предоставлена льгота в размере 0,5 ставки налога. Таким образом, до 1 января 2000 г. ставка налога была 2%, а с 1 января 2000 г. - 4%, с 1 января 2001г. - 5%.

При изменении ставки может возникнуть ситуация, когда отгрузка продукции была в период действия одной ставки, а оплата за нее получена в период действия другой ставки. В этом случае действует сле

дующее правило. При несовпадении момента отгрузки продукции (выполнение работ, оказание услуг) и момента их оплаты надо применять ту ставку, которая действует в момент перехода права собственности на продукцию (результаты выполненных работ, оказание услуг). Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено договором или законом. Это определено статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если договором предусмотрен иной порядок перехода права собственности (например, право собственности по отгруженной продукции сохраняется за продавцом до момента ее оплаты), то ставка налога с продаж должна быть применена в размере действовавшего на момент поступления наличных денежных средств за продукцию.

Пример 16. Организация, расположенная на территории г. Москвы, отгрузила продукцию в декабре 1999 г., а оплата была произведена наличными денежными средствами в январе 2000 г. Стоимость продукции 1000 рублей. Ставка НДС - 20%.

Если договором определен момент перехода права собственности в момент отгрузки товара, то стоимость реализованной продукции составит:

Стоимость продукции - 1000 руб. НДС (20%) - 200 руб.

Налог с продаж (2%) - 24 руб. Всего - 1224 руб.

Если договором определен момент перехода права собственности в момент поступления наличных денежных средств за продукцию, то стоимость реализованной продукции составит: Стоимость продукции - 1000 руб. НДС (20%) - 200 руб.

Налог с продаж (4%) - 48 руб. Всего - 1248 руб.

Суммы налога с продаж, уплаченные организацией или предпринимателем при приобретении имущества, включаются в его стоимость и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки производства и обращения в том случае, когда использование этого имущества связано с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг).

Сумма налога с продаж, не полученная с покупателя, перечисляется в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60%.

Еще по теме 2.3. Налог с продаж:

  1. КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА С ПРОДАЖ И ПОРЯДОК ЕГО УПЛАТЫ?
  2. КАКИЕ ОПЕРАЦИИ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА С ПРОДАЖ?
  3. 21.1. СИСТЕМА НАЛОГОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНОГО УРОВНЯ. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ, НАЛОГАМ СУБЪЕКТОВ РФ И МЕСТНЫМ НАЛОГАМ

Новое на сайте

>

Самое популярное