Домой Кредитные карты Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Банки как участники налоговых правоотношений

Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Банки как участники налоговых правоотношений

Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11 НК РФ). Налоговое законодательство использует термин "банк" широко, а именно как любая кредитная организация. В то же время банковское законодательство признает коммерческие банки лишь одной из разновидностей кредитных организаций.

Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех лицах :

во-первых , как налогоплательщик;

во-вторых , как налоговый агент;

в третьих , как финансовый посредник между налогоплательщиками и государством.

Банки обеспечивают функционирование системы хранения безналичных денежных средств и осуществление безналичных расчетов в стране . С эффективным функционированием банковской системы напрямую связано своевременное и полноедоведение налоговых платежей от налогоплательщика до бюджета. Кроме того, банки обладают важной информацией о налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля . Поэтому помимо общего статуса налогоплательщика и налогового агента банки наделяются специальным налогово-правовым статусом , включающим дополнительные субъективные права и обязанности.

По общему правилу взаимодействия между банками и их клиентами развиваются на договорной основе в рамках гражданского законодательства и носят частноправовой характер . Однако правоотношения, возникающие между налогоплательщиком и банком по поводу уплаты налогов, являются исключением из этого правила, возникают не из договора, а из императивной нормы налогового законодательства , то есть носят публично-правовой характер. КС РФ прямо указал, что налоговое законодательство устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с налогоплательщиками (Постановление КС РФ от 12.10.98 N 24-П). Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками публично-правовых функций.

В другом постановлении КС РФ отметил , что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями (Определение КС РФ от 25.07.2001 N 138-О).

"В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы , - указал КС РФ, - а на кредитные учреждения - публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет " (Постановление КС РФ от 12.10.98 N 24-П).

Система взаимодействий между налогоплательщиком, банком и государством складывается поэтапно из трех видов правоотношений: за гражданским правоотношением следует налоговое, за налоговым - бюджетное. Каждое предыдущее правоотношение в отношении последующего выступает элементом сложного юридического состава.

Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения (решения) (п. п. 1 - 2 ст. 60 НК РФ).

В отдельную группу можно выделить обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков . Задача банка - предварительный финансовый контроль и предоставление информации налоговым органам. Банки вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (п. 1 ст. 86 НК РФ).

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК РФ). При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую тайну.

Ответственность за нарушение налогового законодательства , предусмотренная главой 18 НК РФ.

Ответственность банков обособлена и от административной ответственности, поскольку КоАП РФ за правонарушения в сфере финансов предусматривает ответственность не самих банков, а их должностных лиц .

Ответственность налогоплательщиков за правонарушения, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль, реализуется посредством определения составов правонарушений, влекущих применение санкций, и применением этих санкций. Сами санкции сильно разнятся в различных странах. В США кодекс о внутренних доходах предусматривает комбинированный штраф за недоплату налога из-за несоблюдения обязательных правил: взыскивается 5% неуплаченной суммы налога и 50% суммы, которую налогоплательщик получил бы в случае помещения этих денег в банк. В России же ответственность налогоплательщиков за правонарушения достаточна высока.

Законодательство РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основные права налогоплательщиков законодательно закреплены в ст. 21 НК РФ. Согласно этой статье налогоплательщики имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве, содержащем положения о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лицах;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Данное право подкреплено механизмами ст. 78 и 79 НК, предусматривающими начисление процентов на несвоевременно возвращаемые налогоплательщику суммы, что восстанавливает паритет между сторонами налоговых отношений;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;



11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему НК или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействиями) их должностных лиц.

Права налогоплательщиков защищены согласно положениям ст. 22 НК. В рамках этой статьи государство гарантирует налогоплательщикам административную и судебную защиту их прав и законных интересов, порядок которой определяется НК и иными федеральными законами.

Помимо блока прав налогоплательщика, НК законодательно определил круг обязанностей, исполнение которых возложено на налогоплательщика, которые постулированы в ст. 23 НК. Согласно данной статье налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) вставать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учет в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и в порядке, предусмотренных НК;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Сокращение срока хранения документов достаточно выгодно налогоплательщикам, поскольку дает возможность ограничивать потенциал налоговых органов по проверке правильности уплаты налогов в прошлом; с другой стороны, это ограничивает их права по возможному предъявлению претензий об излишне уплаченных налогах. Вместе с тем такое положение может создать определенные проблемы, например, в части льготы о переносе убытков на последующие пять лет (при сроке хранения документов четыре года возникает вопрос о практическом осуществлении налоговыми органами контроля за правильностью исчисления налогооблагаемой базы за период действия льготы);

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Банки выполняют в налоговой системе двойную роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, т.к. осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства - занимаются кассовым исполнением бюджета. Фактически банки выполняют роль "кровеносных сосудов" в пополнении доходной части бюджета, т.е. от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам зависит наполняемость бюджета. Кроме того, на банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля, в числе прочего банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, представлять информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения о перечислении налогов и сборов, поручения о приостановлении операций по счету клиента. Исходя из этого коммерческие банки, помимо общих обязанностей налогоплательщиков, имеют еще и специфические.

Налоговый кодекс четко определил обязанности банков в сфере налогообложения:

а) исполнять поручения налогоплательщика, налогового агента или иного обязанного лица на перечисление налогов, а также решение налогового органа о взыскании налога или сбора за счет денежных средств в порядке очередности, установленной гражданским законодательством: в течение одного дня без взимания платы за обслуживание;

б) открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

10) в пятидневный срок сообщить об открытии или закрытии счета в налоговый орган по месту учета организации, индивидуального предпринимателя. За нарушение срока представления информации об открытии счета в банке взимаются штрафы: 5 тыс. руб., если это не повлекло за собой неуплату налогов; 10% от общей суммы денежных средств, поступивших на счета за период задержки или непредставления информации, если это повлекло за собой неуплату налогов.

За открытие счета банком налогоплательщику без представления последним сведений о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета или движении по счету налогоплательщика при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого налогоплательщика - штраф в размере 10 тыс. руб.

На практике подобные нарушения со стороны банков встречаются не часто, т.к., с одной стороны, являются прописными истинами взаимоотношений с налоговыми органами, а с другой стороны, подразумевают прямую ответственность бухгалтера банка за подобные нарушения, т.к. функции по открытию расчетных и иных видов счетов клиентам банка возложены именно на главного бухгалтера.

При нарушении банком срока исполнения поручений налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога с банков взимаются пени в размерах 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

При создании банком ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа на принудительное исполнение обязанности по уплате налога, взыскивать штраф в размере 30% от непоступившей суммы.

При наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением требования в соответствии с законодательством преимущественной очередности перед требованиями налогового органа, взимать пени в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручений или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк России с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности.

Наиболее серьезным нарушением кредитных организаций является исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операции по счетам налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет. Эти нарушения распространены и легко доказуемы, особенно с отменой практики пересылки данного вида распоряжений через банковскую почту и введением наручного порядка их вручения работникам банка и приложением реестра представленных документов.

Еще одним наиболее часто встречающимся нарушением банками налогового законодательства является непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка. Не раз возникали споры по этому поводу между налоговыми органами и кредитными учреждениями; данный вопрос и сегодня остается открытым. Банки с огромным нежеланием идут на предоставление сведений по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, мотивируя свой отказ необходимостью соблюдения банковской тайны согласно договору банковского счета, почему-то забывая о понятии налоговой тайны. При этом, говоря о непредставлении банками налоговым органам запрашиваемой информации, следует отметить определенное ущемление прав самих кредитных учреждений. Коммерческие банки юридически не имеют права на получение какой-либо интересующей информации о своих клиентах в налоговых органах. В данной ситуации банк остается один на один с недобросовестным клиентом (например, заемщиком). Например, у заемщика банка возникла просрочка платежей по процентам свыше 30 дней, а срок погашения кредита еще не наступил. На момент выдачи ссуда была достаточно обеспеченной, а на момент образования просрочки банку не предоставляется возможность проверки целостности и сохранности находящегося в залоге имущества. Банк подает исковое заявление и требует досрочного погашения кредита или арест находящегося в залоге имущества в связи с его возможной реализацией заемщиком без ведома банка. Однако, приняв исковое заявление к рассмотрению, судебный орган не вынес решения об аресте вышеуказанного имущества в виду недостаточности доказательств о возможности его утраты. Банк неоднократно направлял письма заемщику с просьбой представления балансовых данных и данных складского учета. Однако ответов от заемщика не последовало. Банк принял решение обратиться в налоговые органы с просьбой о представлении информации о наличии балансовых данных организации-заемщика и представлении интересующей банк информации. Однако банком был получен отказ из налоговых органов в связи с отсутствием законодательного обоснования данного запроса. Подобные случаи не редкость в банковской практике.

Широкое распространение в банковской практике получило и совершение действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа. Продолжительность операционного дня в банке установлена с 8.30-12.45. В учреждение банка приходит после окончания операционного дня инкассовое распоряжение о взыскании в бесспорном порядке денежных средств с расчетного счета плательщика (клиента банка). В соответствии с установленным порядком документооборота данные документы направляются в юридический отдел для проверки соответствия данного распоряжения установленной форме. Юридическая служба в момент регистрации документа может сообщить данному клиенту о выставлении инкассового распоряжения в его адрес, а у клиента, соответственно, появляется возможность по договоренности с банком провести какой-либо платеж со своего расчетного счета после окончания операционного дня, т.к. порядок приема документов от клиентов не позволяет в полной мере определить их точное время поступления в учреждение банка. Инкассовое же распоряжение попадет операционисту по данному счету лишь утром следующего дня и будет помещено в картотеку N 2 ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете клиента. Данное нарушение, конечно же, влечет за собой взыскание штрафа, но доказать его практически невозможно. Такие действия банки, как правило, совершают в целях оказания помощи своим VIP-клиентам.

При проверке исполнения коммерческими банками и другими кредитными организациями поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджет налоговые органы руководствуются в первую очередь тем, что налогоплательщики - клиенты банка - обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Проверка производится в соответствии с предоставленным налоговым органом п. 11 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации правом требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени, а также документы, связанные с исчислением и уплатой налогов самой кредитной организацией.

Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и решений о взыскании налогов и сборов определены ст. 60 НК РФ. При проверке налоговые органы выбирают недоимщиков по платежам в бюджет, сумму недоимки, даты инкассовых поручений, выставленных в учреждения банка на бесспорное взыскание платежей в бюджет. Источниками информации при проверке служат:

1) лицевые счета налогоплательщиков, открываемые налоговыми органами по месту налогового учета;

2) первичные расчетные документы (платежные поручения налогоплательщиков, инкассовые поручения налоговых органов);

3) выписки из лицевых счетов налогоплательщиков - клиентов банка;

4) выписки из счетов доходов федерального бюджета.

Кроме того, используются документы синтетического и аналитического учета в банках (оборотно-сальдовый баланс банка, выписки по корреспондентскому счету банка, документы дня и др.).

По документам дня на дату обработки платежного документа в учреждении банка (дата указана на платежном поручении) по штампу на поручении устанавливается дата его принятия учреждением банка и движение денежных средств по счетам клиента.

Остатки денежных средств на счетах клиентов отражаются в оборотной ведомости (с указанием лицевого счета клиента) и в ежедневном балансе. В случае, если у клиента на момент сдачи в банк платежного документа не имелось денежных средств, налоговая инспекция устанавливает по лицевому счету дату поступления средств клиенту и их сумму. Дата зачисления проверяется по выпискам РКЦ (при безналичном перечислении денежных средств), которые прилагаются к документам дня.

В случае клиринговых расчетов налоговыми органами проверяется запись о зачислении средств на счет клиента банка. Операция производится в день поручения или на следующий день, если баланс закрыт.

Проверка своевременности зачисления средств на расчетный счет налогоплательщика производится посредством сличения даты поступления средств (дата на платежном поручении) и даты их зачисления на расчетный счет клиента. В случае поступления выручки наличными денежными средствами через кассу банка по кассовым документам дня сопоставляется дата поступления средств в кассу банка с датой зачисления платежей на расчетный счет.

Платежные документы (полностью оплаченные) с отметкой о дате исполнения находятся в документах того банковского дня, в который произведена оплата. Частично платежные поручения находятся в картотеке N 2, при этом их погашение производится мемориальными ордерами банка, которые помещаются в документы соответствующего дня. Дата списания сумм со счета клиента с указанием реквизитов платежного поручения, по которому производится погашение, должна совпадать с датой мемориального ордера. Неисполненные и частично исполненные платежные документы помещаются в картотеку N 2 и учитываются на внебалансовых счетах N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации".

Своевременность прохождения платежного поручения определяется на основе сопоставления:

1) даты составления платежного документа (заполняется налогоплательщиком и действителен в течение 10 дней со дня выписки);

2) даты поступления документа в банк (документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся ими по балансу в этот же день и подшиваются в документы дня на дату получения платежного документа; если банком не производится календарная регистрация приема платежных документов, то принимается дата выписки платежного поручения;

3) даты списания средств со счета налогоплательщика (календарный штемпель даты проводки сверяется с выпиской из лицевого счета клиента);

4) даты списания средств с корреспондентского счета (определяется по выпискам с корреспондентского счета).

Сличение выписки поручения, даты обработки его банком и даты перечисления в бюджет производится по карточкам лицевых счетов плательщиков на уплату платежей в бюджет. Все факты временных разрывов отмечаются налоговыми органами для дальнейшей проверки в коммерческом банке.

Если на момент предъявления налогоплательщиком к погашению в кредитную организацию векселя либо облигации денежные средства на ее корреспондентском счете отсутствовали и тем не менее денежные средства от погашения вышеуказанных ценных бумаг зачислены на счет налогоплательщика, обязанность по уплате налога за счет указанных денежных средств не считается исполненной, т.к. данные денежные средства на его счет зачислены на основании ничтожной сделки. В случае представления налогоплательщиком документов, являющихся основанием считать обязанность по уплате налога исполненной, налоговый орган отражает в установленном порядке ее исполнение в лицевом счете только при получении документов, подтверждающих наличие на корреспондентском счете кредитной организации денежных средств на момент предъявления упомянутых ценных бумаг к погашению. В случаях выявленных зачислений кредитными организациями денежных средств на счета налогоплательщиков вышеуказанным способом органами ИФНС рассматривается вопрос о направлении соответствующих материалов в правоохранительные органы.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации вводится в двух случаях:

1) по основаниям Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" на срок не более трех месяцев;

2) при переходе кредитной организации под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций.

Во время действия моратория не допускается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых (экономических) санкций. Требования о взыскании в бесспорном порядке по денежным и обязательным платежам могут быть предъявлены кредитной организации только после окончания действия моратория. Действие моратория не распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли после введения моратория, что является основанием для предъявления к кредитной организации требований по уплате данной задолженности и в период действия моратория. При этом во время действия моратория на сумму задолженности начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России.

Штрафы с банков взыскиваются в добровольном и судебном порядке, а пени - в бесспорном порядке. При невозможности удовлетворения требований налоговых органов из-за недостаточности имущества кредитной организации налоговые органы обязаны обратиться в Главное управление Центрального банка Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на совершение банковских операций. После отзыва лицензии Центральным банком Российской Федерации налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации. Погашение задолженности по платежам в бюджет в этом случае производится в очередности, предусмотренной законодательством.

Банки, как и другие налогоплательщики имеют права и обязанности, определенные налоговым законодательством.

Права и обязанности налогоплательщиков, а также и банков, как субъектов налоговых отношений, определены частью первой Налогового Кодекса, статьями 21 и 23.

Что же касается ответственности, то здесь есть свои особенности. Ответственность банков за соблюдение налогового законодательства проявляется двояко: в ответственности за полноту, своевременность уплаты причитающихся с них налогов и ответственность за своевременность исполнения налоговых обязательств предприятиями и организациями, являющиеся клиентами этих банков.

Согласно статьям 116-129 Налогового кодекса с банков взыскиваются налоговые санкции в виде штрафов за совершение отдельных видов налоговых правонарушений. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей банки несут ответственность в соответствии со статьями 132-136 Налогового кодекса. К уголовной ответственности банки привлекаются на основании ст. 199 Уголовного кодекса РФ. Административные штрафы налагаются на основании ст. 15.5-15.11 КоАП.

банк налогообложение счет

Налоговые требования на открытие, ведение и закрытие счетов в банке

В Налоговом кодексе установлены также обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков.

Банки обязаны открывать расчетные (текущие) счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, а иных счетов, включая валютные, судные, депозитные и другие, при предъявлении ими документа (справки), удостоверяющего об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие (кроме расчетного и текущего) счета. В пятидневный срок банки сообщают в этот налоговый орган об открытии налогоплательщику вышеуказанных счетов.

Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты, а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты.

Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны самостоятельно до наступления срока платежа сдать поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налоговых платежей. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, списание осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и документов на списание (календарная очередность). В случае недостаточности средств на расчетном счете клиента для выполнения всех платежей банк помещает предъявляемые, но не выполненные платежные документы в картотеку. Они учитываются на внебалансовом счете "Расчетные документы, не оплаченные в срок". При этом для удовлетворения всех предъявляемых к клиенту требований ст. 855 ГК РФ установлена очередность списания средств с его счета.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

  • - в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • - во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
  • - в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;
  • - в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • - в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • - в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Банк не вправе задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и использовать неперечисленные средства в качестве кредитных ресурсов (ст.45 НК РФ). Налоговые органы имеют право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения (ст.31НК РФ).

Налоговые органы могут взыскивать платежи в бюджет в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, а также налагать штрафные санкции в виде пени в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщиков на расчетных счетах налогоплательщиков (ст.46 п.п. 1,9 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщиков. Инкассовое поручение выставляют налоговые органы, где налогоплательщик состоит на налоговом учете. В инкассовом поручении указываются сумма и номер счета, на который надо зачислить средства с расчетного счета налогоплательщика. Инкассовое поручение принимается банком к исполнению независимо от согласия плательщика. Взыскание налога согласно ст.46 НК РФ может производиться с рублевых расчетных (текущих) или валютных счетов, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Инкассовое поручение исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения или указанного поручения, если взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание производится с валютных счетов. При этом в банк одновременно с инкассовым поручением направляется поручение банку на продажу валюты не позднее следующего дня.

Кроме того, налоговый орган может приостановить исполнение операций по счетам налогоплательщика в банках, что означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Но данное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может быть принято только при вынесении решения о взыскании налога в бесспорном порядке. Решение о приостановлении операций направляется налоговым органом банку одновременно с уведомлением налогоплательщика и передается под расписку. Данное решение надлежит безусловному исполнению банком. Отменяется это решение не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании налога.

Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по своему местонахождению в течение 5 дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета. Порядок сообщения банком об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ст. 86 НК РФ).

Форма сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 1 ст. 86 НК РФ).

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение 5 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальный предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей). Указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя) (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком РФ (п. 3 ст. 86 НК РФ).

Правила, предусмотренные ст. 86 НК РФ, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты (п. 4 ст. 86 НК РФ).

45. Понятие и порядок представления налоговой декларации

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Налоговая декларация представляется

каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ).

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ, применительно к конкретному налогу (абз. 3 п. 1 ст. 80 НК РФ).

Расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено НК РФ. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных ч. 2 НК РФ, применительно к каждому сбору (абз. 4 п. 1 ст. 80 НК РФ).

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные ч. 2 НК РФ. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном ч. 2 НК РФ, применительно к конкретному налогу (абз. 5 п. 1 ст. 80 НК РФ).

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты), по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 80 НК РФ).

При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Министерством финансов РФ.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представляют налоговые декларации в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ. Бланки налоговых деклараций (расчетов) представляются налоговыми органами бесплатно (ст. 80 НК РФ).

Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам только при предъявлении Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. При этом банк обязан в пятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика - клиента банка об открытии или закрытии счета. В данном случае под счетами понимаются только расчетные (текущие) и иные счета, открываемые на основании

договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

В целях организации работы по учету сообщений об открытых и закрытых банковских счетах налогоплательщиков налоговым органам необходимо на постоянной основе осуществлять:

Ведение списка банков, состоящих на учете в налоговом органе;

Обеспечение банков бланками «Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета «государственных налоговых инспекций;

Учет фактов поступления от банков Сообщений о счетах в налоговых органах по месту учета налогоплательщиков - клиентов банков;

Учет движения Уведомлений о получении сообщений о счетах от налоговых органов по месту учета налогоплательщиков в налоговых органах по месту учета банков.

Государственная налоговая инспекция в составе информационных ресурсов налоговых органов ведет список банков, которые состоят на учете в налоговом органе.

Список банков должен содержать:

Наименование;

Номер корреспондентского счета;

Контактный телефон по вопросам открытия счетов;

Дата постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе банка;

Дата приостановления действия лицензии на осуществление банковской деятельности;

Дата отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности.

Для каждого банка включенного в список в установленном порядке заводится дело по учету движения бланков Сообщений о счетах.

В дело подшиваются:

сведения о потребности банка в бланках Сообщений о счетах;

сопроводительные письма к переданным банку бланкам Сообщений о счетах;

каждое поступившее в налоговый орган по месту учета банка Уведомление о получении налоговым органом по месту учета налогоплательщика сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета;

другие документы по данному вопросу.

Каждому банку из списка банков передается Справочник адресов государственных налоговых инспекций. Государственная налоговая инспекция в случае изменения реквизитов ее адреса представляет в установленном порядке сведения об изменениях для актуализации упомянутого справочника.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Банки не имеют права открывать новые счета, если имеется решение налогового органа о приостановлении операций по другим счетам налогоплательщика в данном банке. Ответственность к банку за нарушение этого запрета применяется с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до его отмены. Данная ответственность влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

НК РФ установлена также ответственность банка за несообщение налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или индивидуальных предпринимателей, в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Еще по теме Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков:

  1. Контроль за соблюдением плательщиками и банками обязанностей по представлению сведений об открытии, закрытии (изменении) счетов и обязанностей банков по исполнению решений налоговых органов

Новое на сайте

>

Самое популярное