Домой Кредитные карты Оформление и дизайн витрин. Секреты оформления витрины магазина

Оформление и дизайн витрин. Секреты оформления витрины магазина

Витрина - это очень важное средство позиционирования бренда на рынке, мощный инструмент формирования у потребителя представлений об ассортименте и качестве товаров и услуг. Правильное оформление витрины способствует привлечению потенциальных потребителей, формирует имидж элитного или массового объекта потребительского интереса. Кроме того, оформление витрины магазина может служить косвенным инструментом ценообразования и формирования общей маркетинговой политики компании. Некоторые люди иногда просто любуются красотой витрин и самих магазинов, ведь красиво оформить магазин могут не все - это большое искусство, на это уходит много времени и сил.

Основная технология в оформлении витрин - мастерство дизайнера, позволяющее создать яркий, запоминающийся образ. Общую схему дизайн - концепции оформления витрины можно условно разделить на несколько разделов. Во-первых, необходимо определить доминирующий психологический контекст рекламной составляющей витрины. Затем следует определить приоритеты в отношении композиции, преобладающего колорита, определиться со сроком витринной экспозиции.

Чаще всего в оформлении витрины можно встретить рекламное послание, адресованное неограниченной социальными и иными рамками целевой аудитории, а также дать потенциальному клиенту четкое представление о предлагаемых товарах или услугах. Гораздо реже встречаются ситуации, когда при оформлении витрины проводится четкая сегментация целевой аудитории.

Принципов оформления витрины может быть несколько. Широко распространен принцип композиции с единым визуальным центром (какой-то предмет делается визуальной осью в оформлении витрины, основной смысловой доминантной всей композиции, остальные объекты экспозиции располагаются по эстетическим принципам подчинения доминанте).

Не менее широко распространен принцип композиции без единой доминанты: в этом случае все расположенные на витрине предметы обладают смысловым и визуальным равноправием. Такой прием часто используют при оформлении витрин бытовой электроники, просто заполняя витрину теми предметами, которые продаются в магазине.

С точки зрения колорита при оформлении витрин предпочтительно использовать фирменные корпоративные цвета - это повышает узнаваемость бренда. Возможно, также сыграть на факторе контраста колорита витрины с преобладающими красками окружающего пейзажа.

Оконная витрина специализированного магазина, например обувного, должна давать ясное представление об ассортименте и качестве товара, его моделях, цветах, размерах и ценах, чтобы покупатель мог легко выбрать нужную ему обувь. Необходимо учитывать также возможность легкой обозримости обуви и сопутствующих товаров.

В то же время существует целый ряд товаров, при выкладке которых следует принимать во внимание их специфические особенности. Например, при рекламировании фарфоровых изделий нельзя забывать о том, что они служат удовлетворению не только утилитарных, но и эстетических требований покупателей. Поэтому изящная выкладка фарфоровой посуды, ваз, статуэток может служить образцом для расстановки приобретенных изделий в домашних условиях. Для размещения можно использовать пирамиды, этажерки, подставки. При оформлении таких витрин, естественно, должна учитываться и массовость спроса. Их, по возможности, следует заполнять фарфоровыми изделиями массового потребления - тарелками, чашками, недорогими сервизами. В специализированных магазинах в витринах целесообразно показывать дорогой фарфор.

В зависимости от принципа отбора товаров, характера и размера магазина, места его расположения в городской застройке витрины бывают следующих типов: престижные, ассортиментные, массовые тематические, посвященные специальным торговым мероприятиям.

Престижная витрина чаще всего служит для показа товаров, которые отражают ассортиментный профиль магазина. Это может быть витрина салона мод, дома моделей. В такой витрине выставляют минимальное количество товаров-новинок, перспективных моделей.

Методы оформления витрины магазина:

Оформление витрины - создание пространственной товарной экспозиции. Основой дизайна такой витрины является выкладка товаров с концептуальной идеей, возможны различные варианты подсветки.

Световое оформление витрины. Такое оформление работает в случаях, когда уровень освещенности снаружи значительно нийже, чем в витрине магазина. Это может быть яркий и светлый магазин арендатора в более темном торговом центре, освещенный интерьер магазина, заманчивый для прохожих на темной улице или специальная неоновая светодинамичная композиция (подходит для небольших по площади витрин.)

Наружная реклама в витринах магазина. Сдача рекламного пространства в аренду возможна для магазинов которым нет необходимости в саморекламе. Например, для ценовых магазинов, привлекающих покупателей удобством расположения. Наружная реклама в витринах магазинов для производителей - это возможность рекламирования продукции на которую введено ограничение и реклама непосредственно на месте продаж, а для магазинов - выразительный фасад, косвенная реклама и доход от аренды.

Основные правила оформления витрин:

Оформление витрины должно направленно воздействовать на целевую аудиторию магазина. Грамотно проведенные маркетинговые исследования выявляют социально-демографические группы и психологические особенности потенциальных покупателей.

Дизайн витрин должен поддерживать фирменный стиль магазина. Таким образом фасад магазина круглосуточно работает на продвижение бренда. Важно правильное использование цвета в оформлении витрин магазина. Руководствоваться при выборе колористической гаммы фирменным стилем магазина.

При принятие решения об устройстве открытой витрины необходимо правильно оценить инсоляционные и теплотехнические условия торгового зала. Проектировщики магазинов утверждают, что солнечный свет в магазине повышает покупательскую способность на 10%, но за счет большой площади остекления могут значительно увеличиться теплопотери помещения.

Обязательно использовать подсветку для витрин. Свет - это очень мощное средство притяжения. В книге «Проектирование магазинов и торговых центров» авторы пишут, что «Привлечение внимания в витринах (наружных витринах магазинов и витринах внутреннего фасада в торговом центре) осуществляется с помощью светильников преимущественно прямого света в верхней части витрин и локальных световых акцентов, создаваемых направленной локальной подсветкой товаров». С помощью освещения создается выразительный образ фасада магазина в пасмурную погоду, вечером и ночью. Днем подсветка необходима если витринное стекло установлено под неправильным углом и бликует.

При проектировании витрины необходимо правильно оценить расстояние до пешехода. Если между пешеходом и витриной есть какое-то расстояние, например, полоса озеленения шириной более 2 м, то необходимо художественно заполнять все пространство витрины. Если же прохожие оказываются вплотную к витрине, то нужно особое внимание уделять середине нижней части - психологи утверждают, что этой зоне уделяется примерно в 10 раз больше внимания, чем остальным.

Экспозиция в витрине должна регулярно меняться. Иногда существует, как в Москве, городское требование специального оформления витрин к государственным, городским и национальным праздникам и даже оговорены сроки, в течении которых должны происходить изменения. Если такого распоряжения муниципальных властей нет, то все равно необходимо менять экспозицию регулярно - привычная витрина не удивляет и не привлекает внимания, а значит бесполезна. Приняты сезонные, праздничные, эксклюзивные смены оформления витрины магазина.

При утверждении дизайн-проекта витрины требуется учитывать степень устойчивости к внешним воздействиям всех используемых материалов. Особенно витринные экспозиции подвержены выгоранию. Использование солнцезащитного стекла помогает уберечь выставленные в витрине товары, муляжи и манекены. При этом нужно осторожно относится к проектированию витрин с тонированным стеклом- цветным, бронзовым, потому что возможно возникновение неприятных визуальных эффектов в интерьере.

Ухоженный вид - обязательное условие для привлекательной витрины. Конструктивно витрина должна быть спроектировна таким образом, чтобы было удобно ее обслуживать.

В зимнее время необходимо защищать стекло витрины от обледенения. Используются разные способы - покрытие стекла специальными веществами, устройство воздушного подогрева.

Классификация витрин по размещению на фасаде:

Единственная протяженная витрина. Наличие такой витрины является большой удачей для магазина. Большая площадь остекления и свобода действия, не ограничивающая фантазию художника, дает большие возможности. Кроме того, протяженная витрина позволяет выгодно осветить весь фасад магазина.

Множественная витрина. Модульная сетка позволяет создавать серию художественных решений, заставляя зрителей осматривать витрину за витриной не отрываясь. Возможно создание эффекта «кадров», последовательно развивая сюжет оформления витрин.

Витрина на втором этаже. В рекламных целях можно создать красивую и оригинальную витрину на втором этаже магазина. Экспозиция должна быть составлена из наиболее крупных и эффектных элементов, и тогда она будет привлекать внимание с достаточно далекого расстояния.

Многоэтажная витрина. Позволяет применять разнообразные нестандартные решения в оформлении, открывать потенциальным покупателям удобную планировку, тектонику, коммуникации и интерьерную привлекательность магазина. Такая витрина создает на фасаде вертикальные доминанты, делает магазин более заметным.

Угловая витрина. Очень эффективный инструмент воздействия на прохожих. Один из авторов книги «Проектирование магазинов и торговых центров» Армен Канаян считает, что действенность такой витрины обусловлена визуальной активностью угловой формы, перехватывающей пешеходные потоки и достаточной площадью для создания объемной композиции. По его мнению композиционное решение витрины должно быть рассчитано на быстрое визуальное восприятие. В качестве хорошего примера можно привести кофейню сети «Starbucks», установившую в угловой витрине уютные привлекательные столики. Также угловая витрина позволяет исправить многие архитектурные и планировочные недочеты (острые углы в интерьере, низкую протяженность фасада и т.д.)

Классификация витрин по степени открытости:

Открытыми витрины называются в том случае, если снаружи сквозь них видно торговое помещение. Открытые витрины используются в том случае, когда интерьер магазина привлекателен. Дизайн торгового помещения обуславливает дизайн витрины. При проектировании открытой витрины внимательно относятся к выбору и расстановке торгового оборудования, заметного с улицы.

Российские исследования предлагают такую статистику - открытые витрины увеличивают прибыльность магазина на 10-15%.

Закрытые витрины. Пространство витрины отгораживается от интерьера торгового зала специальной перегородкой. Такие витрины применяют, например, в том случае, когда схема расстановки торгового оборудования не позволяет создать красивый вид «с улицы».

Задняя стенка витрины оформляется рекламными постерами или баннерами, красится или обивается по решению дизайнера. Само пространство витрины оформляется в фирменном стиле магазина. Закрытые витрины могут значительно отличаться по глубине - от практически плоских до витрин значительной глубины, позволяющих создать внутри сложное и многоплановое пространство.

Открыто-закрытые. Витрины через которые пространство торгового зала видно лишь частично, загороженное художественной композицией в витрине или специально разработанными стенками и перегородками.

Классификация витрин по художественному решению экспозиции:

Товарные витрины. Основным элементом дизайна витрины является выкладка из ассортимента магазина. Художественно дополняют оформление манекены, подставки, подиумы, красивые фирменные ценники.

Сюжетные витрины. Концептуальная дизайнерская работа, привлекающая внимание прохожих. Ассоциативно соотносится со специальностью магазина. При таком подходе дизайнеры создают сложный натюрморт или целую сцену, выставляя в витрине не столько товары, сколько идеи и образы, связанные с этими товарами.

Товаро-сюжетные витрины. Часть ассортимента магазина выставляется неожиданным и оригинальным способом, сооружаются оригинальные натюрморты, устанавливаются куклы, украшаются цветами, объемными рекламными материалами.

Акционные. Витрины, сообщающие о скидках и распродажах. Проектирование привлекательной акционной витрины - это сложная задача при сюжетном и товаро-сюжетном оформлении витрин. В худших случаях на стекле витрины пишется «-30%» маркерами или цветными самоклеющимися пленками, в лучшем - креативный дизайнер творчески обыгрывает тему.

Освещение витрин.

Освещение витрин необходимо в темное время суток, а также им пользуются для создание особых эффектов, динамичности экспозиции. Приняты 3 основных типа освещения:

Равномерный, рассеянный свет. При правильной организации равномерно освещает всю экспозицию, препятствует появлению некрасивых теней, искажающих композицию. Используются люминесцентные лампы, с высоким индексом цветопередачи или классические лампы накаливания.

Направленный свет - работа светового луча и пятна. Активная работа света, все основные приемы и закономерности взяты из сценографии. Светом акцентируются наиболее значимые композиционные элементы, создаются разнообразные эффекты: контрастность или туманность изображения. Здесь очень выгодно использование галогенных и металогалогенных светильников, дающих точечное освещение и большой выбор по яркости и ширине светового потока.

Художественная подсветка неоном и светодиодными светильниками. Может полноценно использоваться цветное освещение. Используется в сочетании с другим типом освещения для создания ярких и динамичных композиций.

Если сравнивать магазин с телом человека, то витрина - это лицо. Если проводить параллель с общением между людьми, витрину можно сравнить с первым взглядом в глаза собеседнику. Во многом от того, что увидит потребитель в витрине, зависит его решение зайти в магазин или нет.

Представление товаров на витрине обладает эффективностью, сопоставимой с рекламой. Ведь:

  1. Витрина находится непосредственно на месте продажи и ничто не препятствует непосредственному ознакомлению с товаром и его покупке.
  2. На витрине товар представлен «живьем», что дает возможность сразу получить представление о нем - о его цвете, форме, размере, функции.
  3. На покупателя существенное влияние может оказать наличие других людей, разглядывающих этот же товар.

Существуют несколько психологических подходов к оформлению витрины: суггестивный, маркетинговый и адвертологический. Главная задача суггестивного и маркетингового подходов - добиться того, чтобы витрина прежде всего воздействовала на сознание и подсознание людей, создавала потребность в товаре, чтобы она воздействовала на волю и поведение человека, привлекала внимание, навязчиво бросалась в глаза.

В идеале витрина демонстрирует товар, которого много, который в достаточном количестве представлен в торговом зале. Входя в магазин, потребитель интересуется, где находятся в торговом зале изделия, представленные на манекенах. Если эти товары в зале отсутствуют, то есть нельзя ни примерить их, ни купить, покупатель испытывает разочарование и непосредственная коммерческая функция витрины остается нереализованной. В магазинах категорий премиум и люкс размерный ряд изделий часто ограничен тремя размерами и одной единицей на размер. В этом случае реализация этого принципа невозможна и продажи осуществляются прямо с витрины.

1. Периодичность оформления витрин

Витрина магазина по сути аналогична рекламному сообщению. Психология человека такова, что если не пробудить интерес к предмету, то нельзя и привлечь внимание к нему. Интерес, как известно, можно привлечь чем-то новым, незнакомым. Для того чтобы мы осознали какой-либо элемент окружающей действительности (в нашем случае витрину), нужно, чтобы исходящая от него энергия возбудила какой-либо из рецепторов. Только тогда начнется процесс восприятия. Внимание потребителя включается в первые несколько секунд, пока человек проходит мимо витрины магазина. Чтобы повысить эффективность витрины, необходимо привлечь к ней внимание в течение 2-3 секунд.

Внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний равны 2-3 секундам. Устойчивость внимания обеспечивается за счет открытия новых сторон познаваемого объекта. По прошествии трех секунд важно удержать внимание потребителя видимой от входа частью торгового зала (точкой фокуса) или второй витриной. Задача витрины на этом этапе в том, чтобы побудить покупателя зайти в магазин.

Цель достигнута тогда, когда каждый проходящий мимо витрины обращает на нее внимание и заходит в магазин. В современных условиях, когда шоппинг стал полноценным процессом проведения досуга, одни и те же люди ходят за покупками непродовольственных товаров в среднем не чаще раза в две недели. В этом случае мерчендайзерам необходимо исключить сенсорную адаптацию и привыкание потребителей.

Одни и те же декорации, манекены, одетые в одну и ту же одежду, не вызывают у потенциальных потребителей ни внимания, ни соответственно желания купить. Оптимальным сроком действия декораций можно считать временной период от месяца до трех, срок для комплектов одежды манекенов - от 14 до 21 дня.

Кроме описанных выше причин, объясняющих необходимость периодического переоформления витрин, есть и другие.

Сезонность. Людям свойственно делить календарный год на сезоны. Витринные декорации необходимо менять в зависимости от сезонности одежды, представленной на манекенах, то есть декорация, отражающая летнюю коллекцию, эффективна с мая по июль, осеннее оформление витрин - с августа по октябрь и т. д.

Также нужно учитывать необходимость сохранности товарного вида изделий в витринах. Как правило, на витринах присутствуют осветительные приборы, длительное воздействие которых на одежду и обувь может оказаться пагубным. Ситуация усугубляется в магазинах, расположенных на улицах города. Воздействие солнечных лучей и искусственного освещения за 14 дней в большинстве случаев не приводит к потере товарного вида.

Смена одежды на манекенах и обуви на витринах чаще одного раза в 14 дней нецелесообразна по трем причинам:

  1. Одни и те же клиенты не посещают магазин чаще одного раза в две недели.
  2. Ассортимент сезонной коллекции не настолько велик, чтобы комбинаций моделей хватило более чем на 12 смен витрин в сезон. В этом случае будут неизбежны повторения презентации ранее представленных на витринах моделей.
  3. Вероятность смены погодных условий за неделю невелика.

2. Тематика витрин

Тематику витрины можно выбирать исходя из шести основных целей, к которым относятся:

  1. Отражение сезона.
  2. Отражение продукта.
  3. Отражение рекламной кампании марки.
  4. Отражение бренда.
  5. Отражение праздника.
  6. Отражение акции.

Так, при отражении идеи сезонности у потребителя вызываются ассоциации с явлениями, характерными для того или иного времени года. Например для лета характерны воспоминания о пляже, отдыхе, морских путешествиях и пр. При мысли об осени на ум приходят цветная листва, дождь, зонты и т. д.

Эти ассоциации создают у человека соответствующий настрой, заставляют задать себе вопросы о наличии в гардеробе тех или иных предметов одежды и обуви:«Есть ли у меня новые шорты? Нужно ли купить новые тапочки для пляжа? Не устарел ли морально мой старый плащ?» В ответ на эти вопросы витрина, безусловно, во всех красе продемонстрирует все возможные варианты моделей одежды и обуви, соответствующие последним тенденциям моды, готовые перейти к новому владельцу на определенных условиях.

На идее продукта или коллекции как важнейшей составляющей витрины основан подход, когда главный мотив коллекции, например рисунок ткани, фурнитура, цвет, декоративные детали отделки, «читается» как на самих изделиях, так и в декоративном (часто крупномасштабном) оформлении витрины. В данном случае принцип узнаваемости усиливается эффектом множественности, характерным для рекламы, то есть повторяемостью и интенсивностью.

Сила рекламного воздействия во многом определяется важнейшим фактором - повторяемостью. Оттого, насколько часто повторяется реклама, зависит успех всей рекламной кампании. Для достижения эффекта внушения недостаточно сообщить информацию только один раз. Необходимо, чтобы внушаемое сообщение повторялось.

Отражение бренда как тема витрины характерно для товаров классов премиум и люкс. Если торговая марка стала известной, но не ценится, такую неполноценность бренда подчеркивать на витрине не имеет смысла. В случае одновременной известности и ценности бренда указание его на площади витрины уместно и имеет смысл. Тогда потребитель легко приобретает товар без всякого психологического влияния (давления).

В календарном году множество праздников. К большинству праздников люди дарят друг другу подарки, которые необходимо предварительно купить. К ряду общегосударственных популярных в России праздников, в дни которых дарят подарки, относятся Новый год и Рождество, 8 Марта, 14 Февраля, 23 Февраля, «последний звонок» (выпускной вечер). Витринистика использует, как правило, все из них в качестве повода для дополнительной стимуляции потребителей. Такого рода стимуляцию целесообразно проводить заранее, по крайней мере за месяц до праздничного дня, чтобы заблаговременно напомнить о необходимости купить подарки.

Для большего привлечения внимания покупателей к распродаже используют надписи очень больших форматов и очень ярких цветов. В этом случае внимание потребителей привлекается не к продукту, размещенному на витрине, а к низкой цене изделий, находящихся в магазине. Таким образом решается задача избавиться от товара прошлого сезона как можно быстрее. На витринах магазинов классов люкс и премиум используются таблички и наклейки, но небольшого размера. Размер, дизайн и внешний вид не отвлекают внимание от изделий, размещенных на витринах. Анонсирование цен на продукцию в форме стикеров не происходит ни при каких обстоятельствах. Указание процента скидки вполне уместно.

Какая бы тема ни была выбрана для оформления витрин, следует помнить о том, что сложные объекты потребитель узнает не так быстро, как простые, так как у более сложного объекта приходится проверять больше признаков.

3. Композиция витрины

Витрина магазина может быть рассмотрена как живописное полотно, при создании которого применяются законы композиции. Витрина, как полотно или лист бумаги, может быть различных форматов. Наиболее распространены вертикальный, горизонтальный и квадратный форматы.

Если посмотреть на здания, окружающие нас в городе, можно заметить, что большинство окон в целом и витрин в частности имеют форму прямоугольников, которые отличаются размерами и соотношениями высоты и длины. Декартовские координаты выражают стационарное состояние равновесия. Кроме того, в западном мире человека с рождения окружают вертикальные и горизонтальные линии, прямоугольные формы.

Перед созданием эскиза витрины необходимо ограничить себя форматом, соответствующим пространству витрины по ее высоте и длине.

Следующим, наиболее важным, средством композиции является ее схема. Схему определяют точка, линия и плоскость.

Точка - первоэлемент композиции. Именно она служит началом каждого произведения витринистики. Это результат первого соприкосновения инструмента с материальной поверхностью. Экран монитора, лист бумаги с изображением витрины - материальная основа плоскости. Инструментом может быть компьютерная мышь, карандаш и т. д.

Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости. Точкой может быть любой объект, например манекен, если взглянуть на него с высоты. Новые проблемы в композиции появляются, когда к точке добавляется линия, которая, в сущности, состоит из многих точек. Попробуйте представить цепочку из большого количества пар обуви и взглянуть на нее с высоты - вы увидите линию.

Плоскость - замкнутая линия. Для целей витринистики используют простые геометрические плоскости: треугольник, квадрат и прямоугольник. Иногда встречаются производные, например трапеция. Значимость этих композиционных схем с точки зрения психологии восприятия определяет движение глаз потребителей. Движения глаз играют важную роль в зрительном восприятии, а их анализ может многое дать для понимания процесса восприятия.

Например, углы и резкие изгибы являются главными элементами, которые использует мозг при запоминании и узнавании рисунка. Акценты усиливают воздействие витрины на зрителя. Правильная расстановка акцентов при построении композиции повышает выразительность.

Каждой форме соответствуют свои акцентные точки. Те из них, которые расположены на осях или диагоналях формы, воздействуют на зрителя положительно. Если же акцентная точка доминирует, то взгляд задерживается на ней дольше, чем на менее активных промежуточных точках, и постоянно возвращается к ней как к главному акценту. Такая точка называется композиционным центром. Центр выделяется освещенностью, цветом, контрастами и другими средствами.

Композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром вертикальной плоскости витрины. Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Исследования показывают, что в процессе рассматривания взгляд наблюдателя обычно задерживается лишь на некоторых элементах изображения. Как правило, именно они содержат информацию, позволяющую раскрыть суть картины.

Пространство в композиции подразумевает многоплановость или одноплановость витрины. Как правило, одноплановых витрин не бывает, на практике большинство витрин имеют по крайней мере два плана.

На переднем плане размещены манекены или обувь, на заднем - некие декорации. Наиболее полноценной композицией витрины является ее трехплановость, то есть задним план - декорации, средний план - манекены, передний план - витринное стекло. Часто предпочтение отдается многоплановым витринам открытого типа, когда с улицы видно пространство магазина. В этом случае внимание потребителя может быть отвлечено от первого плана товаров, представленных на манекенах или других витринных элементах.

Цвет наиболее важен при восприятии витрины. При оценке значения цвета уместна фраза Гёте: «Все живое стремится к цвету». Для оформления витрины важны колорит витрины в целом и цветовое сочетание изделий, представленных на ней, вкупе с декорациями. Как уже отмечалось ранее, витринные декорации существуют от месяца до трех, тогда как одежда или обувь на витрине меняется каждые две недели. В этом контексте важно, чтобы декорации витрины в цветовом отношении были в гармонии с товарами, представленными на них.

Витринная композиция может быть как открытой, так и замкнутой. Закрытая композиция означает, что основные направления линий стягиваются к центру. То есть витрина будет ограничена с боков какими-либо предметами или изображениями. Если пространство витрины невелико и перед дизайнером стоит задача расширить его, следует использовать открытый тип, то есть ничем не ограничивать, не перегораживать это пространство.

Когда витрина готова, постарайтесь оценить общую форму группы предметов (контур), ансамбль форм, а не значимость каждой формы в отдельности. Это поможет убедиться в целостности витрины. Определить целостность помогают цифровые фотографии, так как они позволяют увидеть витрину со всеми ее элементами наиболее объективно, без отвлечения на какие-либо факторы внешней среды.

Дмитpий Анaтoльевич Гaлун - руководитель отдела визуaльного мepчeндайзинга сети магaзинoв «Дeтcкий миp», эксперт центра дистанционного образования « Элитариум »

07.08.2018 3363

Говоря о тенденциях в оформлении витрин, начать надо с того, что задаем их не мы, к сожалению. Законодатели моды – Европа и США, а мы все еще серьезно отстаем от них в подходах к визуальному мерчандайзингу, не говоря уже о расходах на него. По сравнению с ситуацией пятилетней давности дело сдвинулось с мертвой точки, но наступивший кризис энтузиазма в развитии не прибавил, а даже наоборот – резко затормозил его.

- главный редактор информационного проекта «ВИТРИНИСТИКА.РУ», консультант в области визуального мерчандайзинга, специализация – оформление витрин и декорирование внутреннего пространства магазинов.

Основные западные тенденции в оформлении витрин сегодня - уход в геометрию фигур, использование принтов и яркий фон. Но кризисные реалии российского ретейла не радуют: многие компании сильно ограничены в своих возможностях. Для большинства магазинов оформление витрин – одна из тех статей расходов, от которой они отказались в первую очередь, или как минимум сократили. С другой стороны, о витринах задумались те, кто раньше не особо уделял им внимания. Для таких компаний кризис – это время действовать и выделяться на общем фоне конкурентов. Так что работа для дизайнеров-декораторов есть, и ее довольно много, но вот бюджеты на оформление витрин, увы, не очень большие. В условиях финансовых ограничений задача сделать витрину яркой, запоминающейся, привлекающей внимание многократно усложняется. Это ведет, прежде всего, к удешевлению применяемых материалов: витринисты предпочитают использовать более дешевые материалы, но тщательнее, дольше с ними работать, что называется, доводить до ума. Это, пожалуй, главный тренд витринистики в нынешних условиях.


Витрина работает в четыре смены

При грамотном подходе к оформлению витрин необходимо определить бюджет на оформление - для начала нужно понять, сколько смен витрин у вас будет в году. Если бюджет небольшой, то не надо рвать его на тысячу кусочков. Определитесь с суммой, которую вы готовы потратить на оформление витрин в год. От этого бюджета удержите 40% на новогоднее оформление – самое эффектное, а потому и самое затратное. Оставшуюся сумму необходимо распределить на остальные смены. Здесь имеет смысл как следует подумать над тем, сколько их будет. Как правило, в дополнение к новогодней витрине делают весну/лето, осень и распродажу, то есть три смены.

Не выставляйте все на показ!

Большинство владельцев обувных, сумочных магазинов каждый раз совершают одну и ту же ошибку, пытаясь в свою витрину «впихнуть товара по максимуму». С точки зрения привлечения покупателей это не эффективно. Какой смысл показывать, что у вас большой выбор, если это и так очевидно для всех? На рынке сегодня нет магазинов с маленьким ассортиментом обуви, что возможно лишь в магазинах смешанного формата, но эти торговые точки, как правило, в своих витринах делают упор на одежду.

Остановиться и посмотреть на витрины, забитые до отказа товаром, прохожему даже не придет в голову. Исключения, конечно, найти можно всегда, например, если вы торгуете очень дешевой обувью или сумками. «Любая пара - 300 рублей!» - если это ваш постоянный постер в витрине, тогда вам, в первую очередь, необходимо показать, что выбор у вас такой, что просмотреть все за один раз просто нереально. Но это все же исключение из правил.

Привлечь внимание прохожих можно чем-то особенным:

    необычной декорацией;

    выделением какого-то товара (например, с помощью необычной подсветки);

    призывающими к действию плакатами (акции, скидки и т.п.).

Витрина делается для целевой аудитории

Очень важным моментом при разработке витринного оформления является сегмент, в котором работает торговая точка. В первую очередь, необходимо четко представлять портрет своего покупателя: мужчина/женщина, возраст, социальный статус, уровень заработка и т.д. Всегда есть группа, которая покупает больше других (выделите 1-2 портрета) – это целевая аудитория. Так вот витрину нужно делать, ориентируясь именно на нее. Всегда найдутся те, кому витрина будет не понятна или не понравится. Главное, чтобы она была понятна и нравилась целевой аудитории.

Но в каком бы сегменте не работала торговая точка, одним из самых важных критериев эффективной витрины (то есть, положительно влияющей на рост потока посетителей магазина) является освещение. Каким бы замечательным ни был дизайн витрины, никто не обратит на него внимания, если его грамотно не подать с помощью освещения. С распространением светодиодов, стоимость хорошего освещения уже не является сегодня такой уж критичной для компании, поэтому вопрос с качественным освещением витрины можно решить за вполне умеренные деньги.

Какой сегмент, такая и витрина

Говоря о концепции, надо отметить следующее:

    витрины низкого ценового сегмента нацелены лишь на информирование покупателя - демонстрация товара, цены, наличия ассортимента;

    магазины среднего ценового сегмента могут позволить себе дизайн: от простых приемов с цветовыми решениями до сложных сюжетных тем, которые мы чаще видим лишь в премиум-сегменте;

    магазины высокого ценового сегмента ограничены в оформлении витрин лишь фантазией дизайнера, бюджеты, как правило, там достаточные для того, чтобы позволить себе красивые и оригинальные сезонные, праздничные витрины.

В любом сегменте не стоит отказываться от некоторых приемов, которые в большинстве случаев используются при построении декораций – например, от использования подвесов и манекенов.

Какая бы витрина не была и в каком бы сегменте не находилась торговая точка, следует помнить, базовые принципы, которые с одной стороны очевидны, но как показывает практика, не всегда выполняются:

1. Витрина должна быть чистой.

Никаких посторонних вещей в ней быть не должно. Мусор, личные вещи, а также открепившиеся (упавшие) элементы декораций должны быть удалены в момент обнаружения.

Стекла витрины должны быть чистыми всегда!

2. У витрины должны быть фокусные точки (те, куда в первую очередь падает взгляд прохожего). В зависимости от размера витрины, их может быть от одной до трех. Не следует перегружать витрину равными по визуальной значимости элементами.

3.Ценники в витрине, если они используются, должны быть визуально одинаковыми для всех товаров и должны быть читаемы как минимум с двух метров.

4. Любые декорации в витрине должны быть стойкими к воздействию окружающей среды (выгорание от софитов, температурный режим). Например, живые растения не приемлемы.

5. Освещение в витрине должно быть достаточным. Прожектора должны быть направлены на товар и декорации и не слепить при этом прохожих. Перегоревшие лампы должны быть немедленно заменяться. Хорошее освещение – это уже полдела в создании качественной витрине.


Стандарты оформления внутренних витрин

Далеко не каждый магазин может себе позволить создание внутренней витрины. Причины этого - дополнительные затраты и ограниченное торговое пространство. Тем не менее, внутренняя витрина – великолепный инструмент продаж.

Разберем основные вопросы, касающиеся внутренней витрины:

Что из себя представляет внутренняя витрина?

Внутренняя витрина – это область внутри магазина, выделенная специальным образом для демонстрации товара. Представляет собой специально изготовленное демонстрационное оборудование или группу такого оборудования, скомпонованную в одном месте. В магазинах с большими торговыми площадями зачастую создают специальные подиумы, на которых может быть размещена группа манекенов. Внутренняя витрина может иметь декоративные элементы, которые должны перекликаться с основной витриной и дополнять ее.

Что экспонировать во внутренней витрине?

    товар-локомотив, имеющий невероятно выгодную цену, на котором магазин может иметь нулевую прибыль, но который является великолепной приманкой для покупателей;

    товары-бестселлеры – группа самых востребованных и покупаемых товаров;

    самый дорогой товар – топовые модели.

Где располагать внутреннюю витрину?

Чаще всего, рекомендуют размещать внутреннюю витрину либо на входе, где она будет попадать в поле зрения каждого входящего, либо напротив входа - в глубине зала. В последнем случае ее рекомендуется располагать на некотором возвышении и с превосходной подсветкой таким образом, чтобы она служила своеобразным «маяком» в торговом зале, к которому посетитель будет подсознательно стремиться, перемещаясь по магазину. Чаще всего таким маяком служит именно подиум.

Говоря о тенденциях в оформлении витрин, начать надо с того, что задаем их не мы, к сожалению. Законодатели моды – Европа и США, а мы все еще серьезно отстаем от них в подходах к визуальному…

Редакция Shoes Report
  • Главные правила оформления витрин магазинов
  • Типичные ошибки в оформлении витрин магазинов
  • Оформления витрин магазинов: советы эксперта по наружной рекламе
  • Как научиться играть со светом и использовать зрительные ловушки
  • Как история помогает в вирусном маркетинге

Хороший магазин начинается с витрины. Витрина магазина — его лицо и реклама. Задача грамотного оформления витрин магазинов — превратить прохожих в посетителей, а потом и в постоянных покупателей. В этой статье я расскажу, как оформить витрину магазина.

Вы потратили на потенциального клиента уйму времени, денег и энергии, а в ответ услышали: «Мне нужно подумать». Что же делать? Возможно, начать нужно с того, чего делать не стоит.

Мы отобрали 8 способов справиться с возражением и увеличить продажи компании. Также Вы найдете чек-лист проверки действий.

Инвестируя в дизайн витрины, вы:

  • создаете эффект вирусного маркетинга — покупатели рассказывают о магазине близким и друзьям;
  • платите за оформление витрины один раз, а она круглосуточно «продает» продукцию магазина.

Впрочем, если спрос на ваш товар имеет сезонный характер, лучше делать подобные финансовые вливания с определенной периодичностью — например, к новому сезону, или к праздникам (к Новому году, 8 Марта, Дню cвятого Валентина и т. д.).

Но лишь изучив основные правила оформления витрин магазинов и возможные конструкции, вы сможете добиться результата.

  • Как работать с дистрибьюторами: 4 эффективных способа заинтересовать оптовиков

Оформление витрин магазинов. Особенности конструкции

Начинать оформление витрин магазинов надо с выбора типа конструкции.

Тип №1. Открытые витрины — когда покупатели видят интерьер, не заходя в магазин. Таким образом, покупателя «впускают» в магазин еще до того, как он решит, входить или нет. Ни в коем случае не используйте их, если ваш торговый зал оставляет желать лучшего.

Тип №2. Закрытые витрины — их отделяет специальная перегородка: это может быть баннер или гипсокартонная стенка, и прохожим не видно, что внутри. Акцент делается именно на витрине, где должна быть развернута экспозиция, со-здающая впечатление обо всем магазине. Общий стиль таких витрин просто обязан соответствовать дизайну торгового зала.

Тип №3. Закрыто-открытые витрины — зал виден не целиком, есть специальная перегородка. Можно завлечь прохожего и частичной просматриваемостью магазина, и той композицией, которую вы выстраиваете на закрытой площадке.

Специфика оформления витрин магазинов

Каждый описанный тип требует индивидуального оформления. По способу оформления витрины магазинов подразделяются на следующие.

Сюжетные — акцент не на товары магазина, а на какую-то придуманную сцену. Элементы подобного оформления могут быть связаны с ассортиментом магазина по смыслу или по аналогиям. Чаще всего в продуктовых такие витрины делают к праздникам. Под Рождество многие владельцы вспоминают о вертепе. А в яркие новогодние экспозиции обычно помещают фигуры-куклы популярных персонажей. По этому принципу оформлены витрины в городе Орел.

Товарные — наиболее распространенные: в витрине выставляются единичные продукты (муляжи продуктов), которыми торгует магазин. К этому же типу можно отнести оформление стекол постерами с изображением продуктов.

Товарно-сюжетные — в ярких экспозициях присутствуют муляжи продуктов. Именно такие витрины лучше всего использовать в продуктовых магазинах. Подойдут они и для фирменных магазинов (с винно-водочной, чайно-кофейной, кондитерской продукцией). Причин несколько:

  • в них проще менять экспозиции из продуктов;
  • можно использовать увеличенные копии товаров рядом со сказочными или шуточными персонажами;
  • как правило, фирменная продукция имеет красивую упаковку. Увеличенные копии бутылок, упаковок чая, тортов, выставленные в витринах, призваны привлечь внимание покупателей.

Акционные, или информационные, витрины подготавливаются специально для проведения акции: оповещают о скидках, распродажах, поступлении новых товаров и т. д. Главное — процентный уровень таких скидок можно нарисовать на стекле витрины красками или наклеить цифры, изготовленные из пленки, либо вывесить на стекло витрины плакаты. Тотальную же распродажу, как правило, оформляют так: витрины полностью заклеиваются рекламными плакатами, изготовленными именно для этой распродажи.

  • Недовложение товара: как наказать лживого поставщика

Главные правила оформления витрины магазина

Существует девять правил оформления витрины магазина, которым нужно следовать. Результат не заставит себя долго ждать.

Правило №1. Цвета должны сочетаться друг с другом .

Правило №2. Фон, какой бы красивый он ни был, не должен забирать все внимание на себя. Его задача — привлекать покупателей и увеличивать продажи конкретных продуктов.

Правило №3. Играйте со светом. Хорошее освещение делает витрину продающей. Базовыми являются два вида света:

  • общий рассеянный;
  • сфокусированный на предмете или деталях. Обычно это освещение используют магазины, работающие в сегменте люкс или fashion. Причем в некоторых устанавливают лампы на витрине такие же, какие используются для подсветки экспонатов в музеях.

Главный инструмент в световом оформлении — луч света. И не забывайте, что восприятие витрины сильно различается в зависимости от погоды и времени суток. Кроме того, интерьер витрины должен оттенять модели, расположенные в ней. Если они темные, значит, стена за ними должна быть хорошо освещенной и наоборот.

Правило №4. Особое внимание уделяйте ценникам. Они должны быть красивыми, яркими, аппетитными.

Правило №5. Старательно выстраивайте композицию. Закономерности — те же, что в любом произведении искусства.

  1. Важно учитывать форму витрины: как и для картин, она определяется прямоугольником, вытянутым в длину (спокойное, уравновешенное пространство) или в высоту (динамичное пространство).
  2. В глубокой витрине можно использовать зрительные ловушки: расставлять товар так, чтобы отдельные группы в совокупности составляли геометрические фигуры.
  3. Показателем, грамотно ли выстроена композиция, может послужить следующее: если удаление из витрины одного из предметов разрушит концепцию — все сделано верно, если нет — ищите другой вариант.

Правило №6. Соблюдайте принцип пространственной перспективы. Поставьте себя на место пешеходов и проезжающих мимо автомобилистов. Оцените результат своего труда и честно ответьте — нравится ли вам витрина, зашли бы вы в этот магазин? Учитывайте, что дизайнерская идея работает только издалека, тогда как пешеходы чаще рассматривают витрины вблизи.

Правило №7. Не бойтесь экспериментировать. Листайте журналы по интерьерам и дизайну, смотрите передачи, посвященные этой теме. Если какое-то оформительское решение вам сильно приглянулось, обязательно попробуйте воплотить его в витрине своего магазина. Однако, экспериментируя, не слишком усердствуйте. Доказано, что в эпоху перегруженности информацией минималистские решения лояльнее воспринимаются публикой.

Правило №8. Оформление витрины должно быть выдержано в одном стиле с дизайном интерьера.

Правило №9. Привлекайте опытных художников-оформителей. Это должны быть профессионалы, обладающие тонким вкусом, фантазией и (обязательно!) чувством меры.

Самые частые ошибки в оформлении витрин магазинов

Перечислю ошибки и оплошности, которые чаще всего допускают владельцы отечественных магазинов при оформлении витрины продуктовых магазинов.

Ошибка №1. Сделали и забыли. Витрина нуждается в не меньшей заботе, чем ваша кухня, ванная или гостиная. После окончания ремонта в квартире вы обязательно поддерживаете в ней чистоту. Неопрятность, неухоженность, пыль на декорациях и грязные стекла в витрине магазина недопустимы. Экспозицию нужно менять хотя бы раз в год, в идеале же — от сезона к сезону. Люди любопытны — увидев свежее оформление, яркую надпись или привлекательные ценники, они обязательно заглянут выяснить, что у вас новенького.

Ошибка №2. Схематичность. Рисунки, фигуры, логотипы, нанесенные на стекло, также как и декорации из плюша, опускают ваш магазин со ступени премиум-класса на «экономпьедестал».

  • Программа лояльности клиентов: примеры и советы для бизнеса

Ошибка №3. Чересчур. Неоднократно видела магазины, где, вероятно, посчитали, что хорошим решением проблемы будет выставка товаров, — и в итоге получилась витрина-склад. Подобное впечатление возникает у прохожих в случае, если с заполнением витрины переусердствовали. Не стоит размещать элементы декора по всей плоскости равномерно: они сольются в один большой разноцветный ком.

Ошибка №4. Решетки на окнах. Обеспечивая таким образом безопасность торговой точки, вы теряете десятки клиентов. Внешний вид а-ля колония строгого режима не идет ни одному продуктовому. Установите сигнализацию и несколько камер видеонаблюдения. Если расстаться с решеткой проблематично, то можно закрыть всю площадь зарешеченного окна пластиковым баннером. Но нужно помнить, что это придется согласовывать с местными властями. Инвестиции в установку баннера пойдут на пользу вашему бизнесу.

Если же у вас нет витрины, то это не значит, что с магазином не нужно ничего делать. Чтобы создать атмосферу, вы можете использовать плакаты, POS-материалы, дополнительное оборудование для акцента на том или ином продукте.

Рассказывает практик

Сергей Тюрин, заместитель директора сети «Удобсам», Москва

У нас в стране витрины часто просто заклеивают пленкой с фотографиями продукции. А ведь еще в советское время было принято создавать целые композиции из продуктов. В Европе также всегда было модно выбирать оригинальные темы и решения.

Все магазины нашей сети объединены общим названием. Но у каждой торговой точки есть свое имя и лицо — оригинально оформленная витрина. Автор идеи — хозяин сети Олег Леонидович. А истоки замысла уходят в его детство. Он всегда интересовался историей родного района.

15 лет назад, начав заниматься продуктовым бизнесом, он принял решение оформлять витрины магазинов макетами-диорамами, которые иллюстрируют какие-то интересные эпизоды истории Москвы.

Обычно команда единомышленников Олега Леонидовича за год до предполагаемого открытия очередного магазина начинала искать сведения, готовить материалы. Рисовал и делал подписи художник. Сейчас в интернете много ресурсов, где можно найти сведения о том, как оформить витрину магазина в любом стиле. Если читатели журнала зададутся такой целью, они могут сами выбрать сюжет исходя из месторасположения магазина.

Сейчас оригинально оформлены все пять магазинов. Среди них «У маршала» — с экспозицией, посвященной маршалу Константину Рокоссовскому.

В районе станции метро «Бульвар Рокоссовского» витрины магазина «У Столыпина» с левой стороны от входа посвящают покупателей в историю села Черкизова и национального парка Лосиный остров, а с правой стороны — рассказывают о судьбе Петра Столыпина.

Когда магазины открывались, витрины изучали покупатели постарше, а затем и более молодые люди. Школьники и студенты писали рефераты, обращаясь за пояснениями к директору, журналисты готовили материалы о магазинах.

С руководства сети даже пытались брать деньги за рекламу. Но наши диорамы скорее имеют просветительский характер. Это удалось доказать — и сеть не платит за витрины.

За годы работы некоторые наши магазины были проданы. Новые хозяева пока сохраняют витрины «На Гучках» (о купеческой семье Гучковых), «В Лесниках» (о местности под названием «Лесники»).

  • Почему это важно?
  • Какие факторы учитываются?
  • Степень влияния
  • Примеры креативного оформления

Витрина – это очень важная часть бизнеса, от ее правильного оформления во многом зависит уровень продаж. Она выполняет функции пассивной рекламы, привлекает клиентов и даже может в определенной степени влиять на их выбор. Согласно исследованиям ученых, потребитель не воспринимает витрину в качестве рекламы, поэтому не является раздражителем. Современное медиапространство перенасыщено рекламным продуктом, что зачастую отталкивает покупателей. Именно поэтому витрина является идеальным вариантом скрытой рекламы.

Почему это важно?

Согласно исследованиям ученых, большинство покупателей, около 80% заходят в магазины руководимые желанием что-либо купить, без определенных желаний. Правильно оформленная витрина является идеальным стимулом для совершения покупки, стимулирует шопоманию – сиюминутное желание человека что-нибудь купить. Также витрина может сделать покупателя постоянным. Из основных функций хотелось бы выделить:

  • знакомство покупателей с ассортиментом;
  • подготовка к весне, к осени – сезонному поступлению товара (особенно актуально для магазинов одежды );
  • ознакомление с праздничными акциями, например, специальные предложения к Новому году;
  • формирование эстетического вкуса и знакомств посетителей с последними тенденциями в области моды, производства косметики и белья.

Какие факторы учитываются?

При оформлении лица магазина необходимо учесть следующие факторы:

  • Поток потенциальных покупателей, прохожих. Он может быть небольшой средний и интенсивный. Это зависит от места расположения магазина;
  • Ориентация: широкая потребительская аудитория или более узкая. Это определяется ценовой политикой: низкий, средний, высокий ценовой сегмент;
  • Вид товаров: одежда, продукты, косметика, белье, бижутерия .
  • Из чего формируется ассортимент – бренды, торговые марки.

Учитывая эти факторы необходимо формировать имидж магазина, который будет заманивать посетителей. Для этого можно применять концепцию прогрессивности, загадки, творческого хаоса. Главный принцип – заинтересовать прохожего и превратить его в покупателя.

Степень влияния

Чтобы оценить действенность оформления витрины, необходимо заказывать специальное исследование. Это неудобно и дорого. Но наука говорит, что оформить витрину можно с показателем эффективности от 0 до 300%. Давать какие-либо советы тут сложно в век свободы творчества и отхода от традиционных канонов трудно предугадать, что заинтересует прохожих и заставит зайти в магазин.

Новое на сайте

>

Самое популярное