Домой Кредитные карты Правовые основы аудита. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в рф

Правовые основы аудита. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в рф

Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности. Правовой статус проверяемых субъектов и аудиторов. Характеристика правовых основ аудиторского финансового контроля в России. Понятие и виды аудиторских проверок. Форма аудиторского заключения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности

1. 2 Правовой статус проверяемых субъектов и аудиторов

2.1 Понятие и виды аудиторских проверок

2.2 Аудиторское заключение

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Введение

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления - создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля. аудиторский финансовый контроль

Ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.

Основными задачами аудиторского финансового контроля являются:

· контроль за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

· выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе резервов снижения затрат в сфере производства и услуг, снижения себестоимости и повышения рентабельности;

· обеспечение сохранности государственной собственности.

Объектом аудиторского финансового контроля являются денежные отношения, распределение и перераспределение национального дохода.

Финансовой проверке подвергаются стоимостные показатели - выручка от реализации продукции (товаров, услуг, работ), себестоимость, оплата труда, амортизация, затраты и издержки, цены, тарифы, доходы, прибыль, использование прибыли, собираемость налогов и налогообложение.

Аудиторский финансовый контроль охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов», использования бюджета и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту налоговых платежей и неналоговых отчислений.

Нарушение финансовой дисциплины карается экономически посредством финансовых санкций и в административном и уголовном порядке.

Аудиторский финансовый контроль применяется во всех сферах народного хозяйства. Субъектами финансового контроля выступают организации, наделенные правом финансового контроля.

Цель работы: изучить правовые основы аудиторского финансового контроля.

1. Правовые основы аудиторской деятельности в России

1. 1 Понятие и правовое регулирование аудиторской деятел ь ности

Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудите) ФЗ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». .

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Нормы об аудите содержатся и в иных федеральных законах. Например, особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов, определяются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации». Кроме того, правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется иными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с Законом об аудите; некоторые из них освещены в данной главе.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Закон об аудите предусматривает принятие ФЗ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». :

1) федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, которые являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и утверждаются Правительством РФ;

2) внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, действующих в профессиональных аудиторских объединениях, также правил (стандартов) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

В настоящее время действуют утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 23 федеральных (стандарта) аудиторской деятельности, среди которых Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. :

- Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы ayдита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

- Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита»;

- Правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита»;

- Правило (стандарт) № 4 «Существенность в аудите»;

- Правило (стандарт) № 5 «Аудиторские доказательства»;

- Правило (стандарт) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

- Правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль качества ау;

- Правило (стандарт) № 8 «Оценка аудиторских рисков и решений контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;

- Правило (стандарт) № 9 «Аффилированные лица»;

- Правило (стандарт) № 10 «События после отчетной даты»;

-Правило (стандарт) № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»;

- Правило (стандарт) № 12 «Согласование условий проведения аудита»;

- Правило (стандарт) № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;

- Правило (стандарт) № 14 «Учет требований нормативных, правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»;

- Правило (стандарт) № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»;

- Правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка».

До вступления в силу Закона об аудиторской деятельности Правила (стандарты) аудиторской деятельности одобрялись Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Было одобрено и применялось в практике аудиторов около 40 стандартов, имеющих рекомендательный характер.

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государст-венного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации». .

Регулирование аудиторской деятельности осуществляется и актами рекомендательного характера. Для примера назовем Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, которые были утверждены Минфином РФ 23 апреля 2004 г. Следует также отметить Кодекс этики аудиторов России, который был принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 28 августа 2003 г. протокол № 1б.

Кодекс устанавливает правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности. Кодекс рекомендован аккредитованным и иным профессиональным объединениям аудиторов России для внедрения и осуществления контроля за соблюдением всеми членами этих объединений.

Помимо аудита, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. К ним, в частности, относятся Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право - М.: Юрист, 2001. :

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

- составление бухгалтерской отчетности, бухгалтерское консультирование;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование;

- управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

- оценка стоимости имущества, предприятий как имущественных комплексов, предпринимательских рисков;

- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

- проведение маркетинговых исследований;

- обучение и оказание других услуг по профилю своей деятельности.

Аудиторская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности, поэтому ей присущи все признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность, риск, направленность на систематическое получение прибыли, наличие регистрации.

Самостоятельность аудиторской деятельности проявляется при решении вопроса о заключении договора, в процессе планирования аудитором своей деятельности.

Аудиторский риск - это субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что бухгалтерская отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

Аудиторский риск включает три компонента Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право - М.: Юрист, 2001. :

- внутрихозяйственный риск;

- риск системы внутреннего контроля;

-риск необнаружения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

При осуществлении своей деятельности аудиторы должны руководствоваться принципами независимости, объективности, конфиденциальности, честности, профессиональной компетентности и добросовестности.

Принцип независимости заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или иной заинтересованности в отношении проверяемого субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии, позволяющие утверждать, что аудитор не является заем, также Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18 марта 1999 г., протокол № 2, регламентируются Законом об аудите. В статье 12 этого Закона закреплены ограничения относительно круга аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, имеющих право проведения проверок. В частности, аудит не может осуществляться: аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами: аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами в близком родстве; аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествующих проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам - в отношении этих лиц.

Принцип объективности характеризуется составом проверяемых документов экономического субъекта, достаточным для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности. Руководителю и другим должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита.

В процессе аудита аудитор должен накопить и проанализировать аудиторские доказательства, необходимые и достаточные для того, чтобы был сделан вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом аудит призван обеспечить разумную уверенность в итоговом выводе. Говоря о разумной уверенности как общем подходе к аудиту, следует иметь в виду ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором искажений финансовой отчетности. Такие ограничения возможны, поскольку Апель Л. А. Основы финансового права - Санкт - Петербург, 2002. :

- в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

- любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными;

- преобладающая часть аудиторских доказательств лишь представляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе предавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться и тогда, когда разглашение или распространение информации о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба.

Принцип профессиональной компетентности и добросовестности заключается в том, что аудитор должен обладать необходимой квалификацией, знаниями и опытом в данной области. Гарантией соблюдения принципа компетентности является установленное законодательством требование об аттестации аудиторов, лицензировании аудиторской деятельности, аккредитации аудиторских объединений. Основные цели аудиторской деятельности: 1) выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Достоверность бухгалтерской отчетности - это такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю делать на ее основании правильные выводы о результатах деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Осуществляя свои функции по установлению достоверности бухгалтерской отчетности, составленной аудируемыми лицами, аудитор действует как в публичных интересах, оценивая деятельность организации для всеобщего знания, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в совпадении своих представлений о состоянии дел на предприятии с той информацией, которая имеется в бухгалтерской отчетности;

2) выражение мнения о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

1. 2. Правовой статус проверяемых субъектов и аудиторов

В соответствии с Законом об аудите, аудиторская проверка может проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, которые именуются аудируемыми лицами. Аудит может осуществляться: 1) аудиторами.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. (Ст. 3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности») ФЗ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». .

Аудиторы могут заниматься аудиторской деятельностью:

- самостоятельно, т.е. в качестве индивидуального аудитора;

- в качестве работника аудиторской организации;

- в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе по гражданско-правовому договору; 2) аудиторскими организациями.

Аудиторская организация -- коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Они создаются в любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества. Форма открытого акционерного общества не может быть воспринята аудиторской организацией, поскольку Закон об аудите содержит специальные требования, предъявляемые к членам организации, соблюдение которых возможно лишь при их персонификации.

Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Особенностью правового статуса аудиторских организаций и самостоятельно работающих аудиторов является их исключительная хозяйственная компетенция. Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации имеют право ФЗ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». :

- осуществлять собственно аудит;

- оказывать услуги, сопутствующие аудиту.

Аудиторы и аудиторские организации не могут заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней. Сделки, выходящие за пределы исключительной хозяйственной компетенции, являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).

Таким образом, условиями осуществления аудиторской деятельности выступают:

- регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности;

- получение квалификационного аттестата аудиторами, желающими работать самостоятельно или в составе аудиторской организации;

- получение лицензии, т. е. разрешения на осуществление предпринимательской деятельности данного вида и включение в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Совокупность перечисленных условий служит необходимым и достаточным основанием законности осуществления аудиторской деятельности.

В соответствии со ст. 5 данного Закона, индивидуальные аудиторы и аудиторские организации имеют право:

1) самостоятельно определять формы и методы аудита;

2) проверять у аудируемых лиц документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки. При этом круг проверяемых документов и направления проверки законодательством не установлены и определяются аудитором. Это может быть экспертиза учредительных документов, заключенных хозяйственных договоров; проверка первичных бухгалтерских документов, регистров, форм бухгалтерской отчетности; проверка наличия, правильности оформления, соблюдения принятой учетной политики, правильности применения Плана счетов; проверка обоснованности включения затрат в себестоимость выпускаемой продукции, правильности определения налогооблагаемых баз, полноты исчисления налогов и иных обязательных платежей и др.;

3) отказаться от осуществления аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случае:

- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

- выявления в ходе проверки обстоятельств, оказывающих или могущих оказать существенное влияние на мнение о степени достоверности финансовой отчетности.

Правам аудиторов и аудиторских организаций соответствуют обязанности проверяемого субъекта (ст. 6 Закона об аудите), в частности:

1) создавать аудитору (аудиторской организации) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также по запросу аудитора давать разъяснения и объяснения в устной и письменной форме, запрашивать необходимые для проверки сведения у третьих лиц;

2) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) не предпринимать действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

4) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в установленные законодательством РФ сроки;

5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором, независимо от высказанного аудитором мнения, в том числе в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам.

Закон об аудите предусматривает широкий круг обязанностей аудиторов и аудиторских организаций.

Так, аудиторы (аудиторские организации) обязаны:

1) соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства;

2) предоставлять аудируемому лицу по его требованию необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся аудита, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются изложенные замечания и выводы;

3) в срок, установленный договором, передать заключение аудируемому лицу или лицу, заключившему договор;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица.

Обязанностям аудиторов (аудиторских организаций) корреспондируют предусмотренные ст. 6 указанного выше Закона права аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор об оказании аудиторских услуг.

Статьей 202 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за злоупотребление полномочиями аудиторами, а именно: за использование частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и для других лиц, либо за нанесение вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Среди обстоятельств, отягчающих это преступление, в части 2 указанной статьи указано злоупотребление полномочиями в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица.

Данное преступление совершается умышленно, с целью извлечения выгод для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

2. Правовые основы аудиторского финансового контроля в России

2.1 Понятие и виды аудиторских проверок

Аудиторская проверка представляет собой совокупность мероприятий, заключающихся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, которые касаются финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющих своим результатом выраженное мнение аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта. Аудиторские доказательства включают документированные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, а также сведения из других источников.

Заключив соглашение о проведении аудиторской проверки, аудитор занимается планированием. Планирование аудита является одним из обязательных его этапов, оно заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, составлении общего плана аудита, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур. Общий план аудита представляет собой описание предполагаемого характера его проведения, особенностей экономического субъекта и специфики предполагаемой аудиторской проверки, используемых в процессе аудита методов и технических приемов. Программа аудиторской проверки включает в себя совокупность приемов и методов аудита, перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей. Под аудиторской процедурой понимают определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита. Различают следующие разновидности аудиторских процедур: аналитическая, детальные тесты и др.

Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право - М.: Юрист, 2001. .

В зависимости от вида деятельности проверяемого субъекта выделяют банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общий аудит.

Аудит может быть внешним или внутренним. Под термином «внешний аудит» понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией).

Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его локальными актами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля разрабатывается органами управления организации в качестве средства для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Такая система представляет собой совокупность организационной структуры, методик и процедур и включает, в частности, организованные внутри самого субъекта и его силами надзор и проверку:

- соблюдения требований законодательства;

- точности и полноты документации бухгалтерского учета;

- своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

- обеспечения сохранности имущества и др.

Внутренний аудит осуществляется внутренним аудитором, т. е. сотрудником подразделения, организованного самим экономическим субъектом.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативный аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Юридическим фактом возникновения правоотношения при осуществлении инициативной аудиторской проверки следует считать заключаемый между экономическим субъектом и аудитором (фирмой) договор на оказание услуг, в котором указываются права и обязанности сторон, срок проведения проверки, условия оплаты, ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право - М.: Юрист, 2001. .

При осуществлении обязательного аудита основанием возникновения правоотношения является юридический состав: требование законодательства и обязательно заключаемый договор на оказание аудиторских услуг. Отметим, что содержание правоотношения, возможные санкции и меры ответственности такие же, как ив рассмотренном выше обязательстве, с тем лишь отличием, что они конкретизируются не только в договоре, но и в нормах специального законодательства.

Обязательный аудит осуществляется, если Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М., 2003. :

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.

Следует отметить, что обязательный аудит для открытых акционерных обществ предусмотрен также Федеральным законом «Об акционерных обществах»;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией бюро кредитных историй или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, или фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

В отношении большей части из перечисленных субъектов проведение обязательного аудита предусмотрено также специальными нормативными актами. Проиллюстрируем данное положение.

Как явствует их перечня, под обязательный аудит подпадают кредитные организации. Такое требование для них предусмотрено статьями 42 и 43 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Кроме того, говоря о практике проведения аудиторских проверок банков, нельзя не отметить рекомендации Международного Комитета по практике аудита, Базельского Комитета по банковскому надзору, направляемые Банком России кредитным организациям для использования в работе. В качестве примера назовем Рекомендации Базельского Комитета по банковскому надзору «Взаимоотношения между Органами Банковского надзора и Внешними Аудиторами Банков» (г. Базель, январь 2002 г.), доведенные до банков Письмом ЦБР от 13 мая 2002 г. № 59-Т. Такие документы предназначены для оказания практической помощи аудиторам и для продвижения хорошей практики. В ряде случаев они основаны на положениях Международных стандартов аудита.

Как уже говорилось, обязательность проведения ежегодного аудита распространяется на страховые организации. Это положение Закона об аудите подтверждается и развивается специальными актами: Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Действующим законодательством обязательные аудиторские проверки предусмотрены не только для страховщиков, но и для их профессиональных объединений. Профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. В силу ст. 28 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», финансовая деятельность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Независимая аудиторская организация и условия договора, который обязано заключить с ней профессиональное объединение страховщиков, утверждаются общим собранием членов профессионального объединения.

Согласно Закону об аудите обязательному аудиту подлежат государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами. Эта норма развивается подзаконными нормативными актами: Положением о проведении ежегодных аудиторских проверок Фонда социального страхования РФ, Положением о проведении ежегодных аудиторских проверок Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Положением об организации конкурса аудиторских фирм на проведение аудиторской проверки Государственного фонда занятости населения РФ, Положением об организации конкурса аудиторских фирм на проведение аудиторской проверки Пенсионного фонда РФ.

В силу названных актов договоры на проведение ежегодных аудиторских проверок заключаются соответствующим фондом по итогам проведения открытых конкурсов среди аудиторских организаций, изъявивших желание принять в нем участие. Организация и проведение таких конкурсов осуществляются самим фондом, а контроль - Министерством финансов РФ.

Законом об аудите обязательный аудит распространен на инвестиционные фонды. Согласно ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», аудитор в соответствии с заключенным договором обязан проводить ежегодные аудиторские проверки. Аудиторской проверке подлежат Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М., 2003. :

- бухгалтерский учет, ведение учета и составление отчетности в отношении имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операций с этим имуществом;

- состав и структура активов акционерного инвестиционного фонда и имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд;

- расчет стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда, оценка расчетной стоимости одного инвестиционного пая, цены размещения и цены выкупа акции или суммы, на которую выдается один инвестиционный пай, и суммы денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с погашением инвестиционного пая;

- соблюдение требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и документов, удостоверяющих право на имущество, принадлежащее акционерному инвестиционному фонду, и имущество, составляющего паевой инвестиционный фонд;

- сделки, совершенный с активами акционерного инвестиционного фонда и активами паевого инвестиционного фонда;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тыс. раз превышает установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса на конец отчетного года превышает в 200 тыс. МРОТ;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным в п. 3. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Не ставя перед собой цели полной «инвентаризации» действующего законодательства, приведем примеры.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества утверждается состав подлежащего приватизации унитарного предприятия. Состав принадлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте (ст. 11 Закона о приватизации). Передаточный акт составляется на основании данных акта инвентаризации унитарного предприятия, документов о земельных участках и аудиторского заключения.

Рассмотрев установленные законодательством критерии для обязательных аудиторских проверок, обратимся к условиям их проведения.

Первое императивное требование, на которое необходимо обратить внимание, заключается в том, что обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями. Как представляется, устанавливая, запрет для индивидуальных аудиторов проводить обязательные проверки, законодатель преследовал, прежде всего, цель повысить качество и профессиональный уровень проводимых мероприятий. Напомним, что к статусу аудиторской организации, ее штатному составу Закон об аудите предъявляет жесткие требования. Кроме того, повышается возможность реализации имущественной ответственности аудиторской организации в случае обнаружения некачественного аудита, причинившего убытки аудируемому лицу.

Следующее условие касается порядка заключения договоров. Законом об аудите установлено, что при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, договор о проведении аудиторской проверки должен заключаться только по итогам проведения открытого конкурса. «Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов» утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 409. Эти «Правила...» применяются также при проведении конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий. В отношении проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для обязательного аудита государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации они являются примерными.

Установлено, что конкурс проводится ежегодно и является открытым. Доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале организаций определяется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Организатором конкурса выступает орган управления организации, подлежащей обязательному аудиту. Организатор конкурса через средства массовой информации объявляет о его проведении, осуществляет сбор заявок на участие в нем заинтересованных аудиторских организаций, направляет организациям приглашение на участие в конкурсе. Такое приглашение должно содержать техническое задание на проведение аудита и образец договора на оказание

Аудиторские организации представляют организатору конкурса в отдельных конвертах технические и финансовые предложения. Их оценивает конкурсная комиссия, создаваемая организатором конкурса. В ее состав включаются представители организатора конкурса, Минфина РФ, Росимущества (ранее - Минимущества РФ), органов по управлению государственным имуществом субъектов РФ, Центрального банка РФ (при проведении аудита кредитных организаций). Положение о конкурсной комиссии утверждается организатором конкурса. Оно разрабатывается на основе типового положения, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31 октября 2002 г. № 107н.

Оценка предложения осуществляется в два этапа по установленной «Правилами...» балльной системе. На первом этапе оцениваются технические предложения (оценка образца аудиторского заключения по ранее проведенной проверке, сведений о практической Пользе для аудируемых ранее лиц; оценка методики осуществления аудита, квалификации специалистов, подтверждаемая соответствующими квалификационными аттестатами с учетом опыта проведения не менее пяти проверок по типу деятельности организации). По результатам первого этапа отбирается не более пяти аудиторских организаций, получивших наибольшее число баллов. Они допускаются ко второму этапу, на котором оцениваются финансовые предложения отобранных организаций.

По результатам оценки предложений конкурсная комиссия дает заключение, которое представляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять государственным имуществом. Победителем конкурса признается аудиторская организация, которая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее число баллов. Протокол, подписанный победителем и организатором конкурса, является основанием для проведения дальнейшей процедуры утверждения аудитора проверяемой организации.

Следует отметить, что правовое регулирование вопросов, связанных с проведением конкурса аудиторских организаций, осуществляется и субъектами РФ. В качестве примера можно привести распоряжение Первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 28 мая 2001 г. № 291-РЗП, которым утверждены Положение о конкурсной комиссии по отбору уполномоченных аудиторских организаций для аудита хозяйственных обществ с долей города Москвы и государственных и муниципальных унитарных предприятий, Положение о конкурсном отборе уполномоченных аудиторских организаций и форма Заявки на участие в конкурсном отборе.

Следующим установленным Законом об аудите (ст. 13) требованием при проведении обязательных аудиторских проверок является обязательное страхование аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора. В данном случае речь идет об обязательном заключении договора имущественного страхования. В качестве имущественного интереса выступает риск ответственности по договору, что возможно в случаях, предусмотренных законом (ст. 929, 932 ГК РФ).

2.2 Аудиторское заключение

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения определены Правилом (стандартом) № б «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Данный стандарт разработан с учетом международных стандартов аудита.

Аудиторское заключение включает Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М., 2003. :

1) наименование: «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

2) адресата: оно должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством РФ и (или) договором;

3) сведения об аудиторе: наименование, место нахождения, номер и дату свидетельства о государственной регистрации и лицензии, срок действия лицензии, членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;

4) сведения об аудируемом лице;

5) вводную часть. В ней, в частности, указывается, из каких документов состоит финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также то, что ответственность за ведение бухгалтерского учета и представление

6) часть, описывающую объем аудита. Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах. В данной части аудитор заявляет о наличии Достаточных оснований для выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности;

7) часть, содержащую мнение аудитора;

8) подпись аудитора.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства.

В зависимости от мнения аудитора, аудиторские заключения можно подразделить на следующие виды:

1) аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения. Оно составляется, если аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации;

2) модифицированное аудиторское заключение. Его составляют, если возникли:

Факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечь внимание пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, в пояснительной записке). Примером такой ситуации может служить незаконченное судебное разбирательство между организацией и налоговым органом по вопросу правильности исчисления налоговой базы. Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения, и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение;

- факторы, которые влияют на аудиторское мнение и могут привести к выражению мнения с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

К таким факторам относятся:

а) ограничение объема работы аудитора;

б) разногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Обстоятельства, указанные в п. «а», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.

Обстоятельства, указанные в п. «б», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения.

Статья 11 Закона об аудите вводит понятие заведомо ложного аудиторского заключения. Заведомо ложным признается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата и привлечение его к уголовной ответственности.

Заключение

Государственное регулирование аудиторской деятельности можно подразделить на нормативное и организационное. Нормативное регулирование заключается в принятии нормативных актов, содержащих правила осуществления данного вида предпринимательской деятельности; организационное осуществляется через деятельность уполномоченных органов государственного регулирования аудита.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России, при Минфине РФ создан Совет по аудиторской деятельности. Правовой статус Совета, его функции, задачи, права и порядок организации работы определены ст. 19 Закона об аудите и Положением о Совете по аудиторской деятельности при Минфине РФ, которое утверждено Приказом Минфина РФ от 3 июня 2002 г. № 47н.

В состав Совета включаются представители Минфина РФ, федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, Центрального банка РФ, аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (число их представителей в Совете должно составлять не менее 51 процента), научных и других организаций, высших учебных заведений, пользователей аудиторских услуг.

Совет участвует в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности, проектов решений Минфина РФ по вопросам в области регулирования аудиторской деятельности, разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, определяет профессиональные требования к аудиторам, этические нормы и правила их поведения, осуществляет иные функции.

Аудиторы и аудиторские организации в целях обеспечения условий своей деятельности, защиты интересов могут создавать профессиональные аудиторские объединения. Такие объединения действуют на некоммерческой основе.

Они устанавливают обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, осуществляют систематический контроль за их соблюдением.

Официальное признание профессиональных объединений осуществляется посредством их аккредитации уполномоченным федеральным государственным органом. Порядок аккредитации определен в ст. 20 Закона об аудите и во Временном положении о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Минфине РФ, утвержденном Приказом Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. № Звн. Обязательными условиями аккредитации являются наличие в составе объединения не менее 1 тыс. аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций; наличие соответствующих рабочих органов (комитетов, комиссий) для эффективного исполнения функций; наличие обязательных для своих членов правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики; наличие разработанной системы контроля за соблюдением членами объединения правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональной этики, за качеством аудита членов объединения.

Официальным документом, удостоверяющим аккредитацию, служит Свидетельство об аккредитации. Аккредитация осуществляется на срок три года при соблюдении ее условий. Государственный реестр аккредитованных профессиональных аудиторских объединений ведет Минфин РФ.

В целях контроля за соблюдением лицензиатами требований и условий лицензирующий орган проводит проверки их деятельности. Основания для проведения проверки зафиксированы в Положении о лицензировании. К ним, в частности, относятся обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.

Кроме того, к виновной аудиторской организации или аудитору может быть в соответствии с ГК РФ применена санкция в виде принудительной ликвидации. Санкция может быть реализована по решению арбитражного суда, куда вправе обратиться орган, уполномоченный выдавать лицензии.

Осуществление аудиторской деятельности без лицензии иди с нарушением условий лицензирования в соответствии со ст 171 Уголовного кодекса РФ является преступлением, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Глоссарий

1. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора;

2. Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей;

3. Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц;

4. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги;

5. Аудиторская проверка - представляет собой совокупность мероприятий, заключающихся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств;

6. Аудиторский риск - это субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что бухгалтерская отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет;

7. Достоверность бухгалтерской отчетности - это такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю делать на ее основании правильные выводы о результатах деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения;

Подобные документы

    Понятие, основные принципы и виды аудита. Участники процесса предоставления аудиторских услуг. Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц. Ограничение права на проведение аудита. Порядок проведения аудита.

    презентация , добавлен 09.04.2014

    Функционирование системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. Классификация и содержание стандартов аудиторской деятельности. Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций, экономических субъектов. Понятие аудиторской тайны.

    реферат , добавлен 29.03.2009

    Регулирование аудиторской деятельности по международному стандарту аудита. Закон Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности". Права, обязанность и ответственность профессиональных организаций, аудиторов и аудиторских организаций, субъектов аудита.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2013

    Понятие и определение общих целей аудиторской деятельности. Правовая регламентация аудита и сопутствующих ему услуг. Юридическая характеристика субъектов обязательного аудита. Ответственность экономического субъекта за уклонение от аудиторской проверки.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2013

    Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. Понятие, предмет, метод, система и источники гражданского права. Виды, особенности и порядок заключения хозяйственных договоров.

    реферат , добавлен 11.06.2010

    Федеративное устройство России. Правовые основы образования новых субъектов Федерации в России. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Особенности судебного конституционного контроля при принятии в состав России нового субъекта.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2012

    Судейское сообщество как профессиональное публично-правовое образование: понятие, признаки, правовое регулирование, принципы и этапы формирования в России. Организационные основы деятельности соответствующих органов. Квалификационные коллегии судей.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Правовой статус и виды субъектов малого и среднего предпринимательства. Особенности осуществления хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ. Способы и методы государственной поддержки малого бизнеса в России.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2017

    Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие субъектов рекламных отношений. Требования, предъявляемые к рекламе. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Понятие и признаки договора лизинга. Правовое регулирование лизинговых отношений. Зарубежный опыт лизинговых отношений: эволюция, влияние на развитие нормативно-правовых основ лизинга в России. Особенности заключения, форма и условия договора лизинга.

  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.

    В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001г. N119-03 "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

    Основная цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

    Аудит - независимая проверка бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудит проводится аудитором – это физическое лицо, которое обладает квалификационным аттестатом и входит в одну из саморегулируемых организаций аудиторов, и аудиторской организацией – это коммерческая структура, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудит делится на обязательный и инициативный. Обязательная проводится в случаях прямо предусмотренных в законе, инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

    Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка сведений бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется, если: организация является открытом акционерным обществом; организация является кредитной, страховой организацией, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, источником образования которого являются добровольно привлеченные средства физических и юридических лиц; объем выручки от продажи продукции организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 60 миллионов рублей.

    Аудит запрещено осуществлять, если: должностные лица аудиторских компаний являются работниками ответственные за бухгалтерский учет в проверяемой организации, либо они имеют близкое родство с бухгалтерами проверяемой организации; в течении трех лет аудиторская компания восстанавливала, вела бухгалтерский учет и составляла бухгалтерскую отчетность у проверяемого лица.

    Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения , которое предназначено для пользователей финансовой отчетности аудируемых лиц, содержащее мнение аудиторской фирмы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству. Итоги заключения: безусловно положительные; условно положительные; отрицательные.

    18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.

    Государственный, как и местный бюджет может быть рассмотрен в трех аспектах:

    1. В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно. Постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.д.

    2. Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических, денежных отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

    3. Как правовая категория бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления

    Понятие бюджета дается в законодательстве. Так, в Законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1998г. бюджет определяется как - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

    Государственные бюджеты на (уровнях РФ и ее субъектов) и местные бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. В результате этого бюджет приобретает определенную правовую форму. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов (например, ФЗ «О федеральном бюджете на 1999г.»), а местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как правило – решений. Таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает юридическое значение, а именно: в упомянутых правовых актах на конкретный период времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.

    Структура бюджета – это совокупность доходов и расходов. Доходы бюджета делятся на: налоговые (средства полученные посредством взыскания налогов), неналоговые (доходы, вырученные от использования либо распоряжения имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности), безвозмездные поступления (дотации), собственные доходы бюджета – закреплены за бюджетом на постоянной основе. Расходы бюджета выполняют функцию по финансовому обеспечению деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы могут быть текущими (выплата процентов, субсидии) и капитальными (создание резервов).

    Если доходы бюджета превышают расходы, то это называется бюджетным профицитом. Если расходы бюджета превышают доходы, то это называется бюджетным дефицитом. Идеальным является состояние бюджета, при котором доходы равны расходам – баланс.

    Основными функциями бюджета являются:

      Контроль за образованием и использованием денежных средств;

      Перераспределение национального дохода;

      Государственное регулирование и стимулирование экономики;

      Финансовое обеспечение социальной политики.

    Понятие аудиторской деятельности, ее цель и задачи.

    Ауди́т или ауди́торская прове́рка - процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.

    Главная цель внешнего аудита - дать объективные, ре­альные и точные сведения об аудируемом объекте.
    Достижению главной цели способствуют сложившиеся ныне требования к аудиторской деятельности. Прежде все­го - это независимость и объективность при проведении проверок, а также конфиденциальность, профессиона­лизм, компетентность и добросовестность аудитора. Он использует методы статистики и экономического анализа, применяет новые информационные технологии. Аудитор обязан уметь принимать грамотные решения, давать рацио­нальные рекомендации по данным аудиторской проверки.
    Доброжелательность и лояльность аудитора по отношению к клиентам, ответственность за последствия рекомендаций и заключений - обязательное условие его деятельности. Всегда и везде он обязан заботиться о росте авторитета ауди­торской профессии. Все эти требования определяют осо­бенности и нормы поведения аудитора.
    Задачами аудита является установление следующего:
    1) фактического наличия по состоянию на отчетную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (реальность существования ак­тивов и обязательств);
    2) принадлежности аудируемому лицу (проверяемому предприятию или организации) по состоянию на опреде­ленную дату актива или обязательства, отраженного в фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности (наличие прав и обя­зательств);
    3) отношения к деятельности аудируемого лица хозяй­ственной операции или события, имевшего место в течение соответствующего отчетного периода (возникновение);
    4) отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете ак­тивов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета (полнота);
    5) отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязатель­ства (стоимостная оценка);
    6) точности отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответ­ствующему периоду времени (точное измерение и правиль­ная периодизация);
    7) объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).



    Роль аудита в развитии функций контроля в условиях рыночной экономики.

    Современная отечественная экономика находится в процессе перехода к рыночным отношениям. Особенность перехода к рынку состоит в том, что он развертывается в условиях глобальных переходных процессов. Поскольку переход к рыночной экономике России означает изменение развития страны, то характерной чертой этого процесса является неустойчивость существующей системы. В этих условиях важная роль отводится системе контроля, который призван корректировать процессы развития и становления рыночных отношений.

    Основные виды и методы контроля, применяемые для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок, можно классифицировать следующим образом:

    1. государственный (осуществляется государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти);

    2. ведомственный (проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий);

    3. вневедомственный (осуществляется Департаментом государственного финансового контроля МФ РФ в отношении различных предприятий в виде ревизий);

    4. внутрихозяйственный контроль за деятельностью филиалов, цехов, отделов и других внутрихозяйственных формирований (ведется на предприятиях их руководителями);

    5. аудиторский контроль за деятельностью организаций (проводится аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью).

    Аудит как форма контроля - довольно широкое понятие. Его функция заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее важно, в разработке предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

    А так как в условиях рыночной экономики удельный вес государственного сектора значительно меньше частного, то роль аудита становится понятна.

    Именно частные предприятия в будущем должны составить тот необходимый фундамент, на котором будет базироваться вся система рыночных отношений. Контроль за деятельностью частного сектора, направление деятельности организаций этого сектора экономики в благоприятном для всей хозяйственной системы в целом направлении (или пресечение их деятельности) - вот задача многих контрольных структур государства, в том числе и аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    Аудит представляет своего рода форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем. Круг пользователей результатами деятельности аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов очень широк, в том числе и различные государственные органы. Роль и значение аудита по мере развития рыночных отношений постоянно возрастают и его место во всей системе контроля становится все заметнее. Задача государства заключается в создании благоприятных условий для функционирования и совершенствования аудиторской деятельности.

    Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации.

    Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В настоящее время в России действует следующая система регулирования аудиторской деятельности:

    1. Закон об аудиторской деятельности;

    2. другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты по проведению аудита, изданные в соответствии с Законом аудиторской деятельности и не противоречащие ему;

    3. Федеральные стандарты аудита;

    4. стандарты саморегулируемых аудиторских объединений;

    5. внутрифирменные аудиторские стандарты.

    Таким образом, Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

    Федеральные стандарты аудита являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер, они утверждаются Правительством РФ. Данные стандарты разработаны в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), для усиления практической направленности и единообразия проведения аудита разрабатываются методики по отдельным вопросам, например по проверке материально-производственных запасов или по проверке расчетов по налогу на прибыль, которые, в отличие от стандартов, носят чисто рекомендательный характер. Разработка данных стандартов в России еще не полностью закончена, так, в настоящее время принято 23 правила.

    Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности.

    Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах.

    Кроме того, аудиторы, аудиторские организации, саморегулируемые аудиторские объединения и их работники обязаны соблюдать кодекс профессиональной этики.

    Правовую основу аудита в РФ в настоящее время составляет совокупность нормативных документов различных уровней:

    • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.;
    • Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007 г.;
    • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.;
    • Постановления Правительства РФ по вопросам осуществления аудиторской деятельности;
    • Нормативные и методические документы Министерства Финансов РФ, а также других министерств и ведомств;
    • Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

    Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.

    Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в России с 1 января 2009 года и содержит:

    • Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности
    • Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;
    • Требования к аудиторам и аудиторским организациям;
    • Состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;
    • Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;
    • Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита;
    • Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;
    • Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;
    • Определение статуса аудиторского заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;
    • Требования к обязательному контролю качества аудита;
    • Требования к аттестации аудиторов и условиях аннулирования аттестата;
    • Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
    • Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организацийаудиторов;
    • Требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов; . Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита.

    Положение о квалификационных аттестатах аудитора (ст. 11 ФЗ), порядок их получения, порядок ежегодной переаттестации вступает в силу с 1 января 2010 г., отдельные положения - с 1 января 2011 г.

    Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.

    Данный закон с 01.01.2009 года действует совместно с ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. в части не противоречащей указанному закону и утрачивает силу с 1 января 2011 г.

    Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

    Постановлением утверждены следующие правила (стандарты) аудиторской деятельности: 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности; 2. Документирование аудита; 3. Планирование аудита; 4. Существенность в аудите; 5. Аудиторские доказательства; 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" дополнило ранее введенные стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

    7. Внутренний контроль качества аудита; 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом; 9. Аффилированные лица; 10. События после отчетной даты; 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

    Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 "О внесении изменений и дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

    12. Согласование условий аудита;

    13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита;

    14. Учет требований нормативных правовых актовРФ в ходе аудита;

    15. Понимание деятельности аудируемого лица (отменен постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863);

    16. Аудиторская выборка .

    Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

    17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;

    18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников;

    19. Особенности первой проверки аудируемого лица;

    20. Аналитические процедуры;

    21. Особенности аудита оценочных значений;

    22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника;

    23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

    Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523 федеральные правила (стандарты) были дополнены:

    24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами;

    25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация;

    26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

    28. Использование результатов работы другого аудитора;

    29. Рассмотрение работы внутреннего аудитора;

    Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ многоуровневое. В данной сфере есть основной специальный закон, а также многочисленные подзаконные акты, утверждающие стандарты, на которые ориентируются аудиторы. О системе и структуре нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, читайте в этой статье.

    Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

    Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

    Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

    • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
    • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

    Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

    Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

    В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

    Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФосуществляется на нескольких уровнях.

    Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

    Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

    1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
    2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
    3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
    4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
    5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

    Основные положения закона об аудиторской деятельности

    Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

    Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

    • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
    • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6-9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
    • Ст. 10-12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
    • В ст. 13-14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
    • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельностиописано в ст. 15-22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
    • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

    Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

    Несколько слов о МСА

    Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

    Говоря о системенормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное