Домой Кредитные карты Проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС. Еврозона

Проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС. Еврозона

Как будет выглядеть наступивший год для Европы? 2017 будет еще одной главой в процессе медленного разрушения Евросоюза, процессе, который длится уже более десяти лет.

Евросоюз един только именем. Передача суверенитета в Брюссель всегда неполная и государства – члены являются независимыми странами со своими интересами.

Перечислим основные проблемы в этом году.

1.Кризис в Италии

Банковский кризис в Италии играет ключевую роль в дестабилизации его внутренней политики. Основная проблема итальянского банковского сектора в большом количестве низкокачественных долгов. Примерно 17% от всех долгов являются низкокачественными, согласно Европейской банковской администрации. Банк Monte dei Paschi di Siena владеет портфелем просроченных задолженностей порядка 45 миллиардов евро. Эта проблема вышла на свет только в 2016 году.

Речь идет не только о деньгах. Балансы итальянских банков существуют не в вакууме. Если Европейский Центральный Банк захочет спасти Италию, то по сути вся Европа оплатит эти кредиты.

Греция, которой навязываются меры строгой экономии, тоже будет возмущена. Немецкая общественность будет сильно возражать и позиции канцлера Ангелы Меркель сильно пошатнутся.

2.Снижающийся немецкий экспорт

Основным экономическим вопросом на рассмотрении в 2017 году будет снижающийся германский экспорт. Согласно данным Всемирного Банка отношение экспорта к ВВП Германии составляет 46.8%.

Ни Китай ни Россия не будут увеличивать спрос на немецкие товары из-за своих экономических проблем. Пока Германии удавалось выживать за счет увеличения экспорта в Великобританию и США, но эти направления также неустойчивы. Это влияет не только на Германии, но и на всю Европу.

Евросоюз построен вокруг большого экспортера – Германии. Это делает его уязвимым к перепадам спроса на немецкую продукцию. Также это создает определенные политические взаимоотношения между Германией и всем остальным Евросоюзом. Особенно это актуально для тех стран, которые являются традиционными рынками Германии или являются звеньями в цепочке поставок.

Эта зависимость и экономическая архитектура работала и в прошлом. Но сейчас она столкнулась с двумя ключевыми проблемами. Первая состоит в необходимости увеличить спрос на европейские товары. Вторая же в том, что многие страны до сих пор не преодолели кризис 2008 года.

Социоэкономические проблемы ЕС ведут к росту национализма. Мы видели это на примере Брексита в 2016 году. В 2017 году эта динамика будет влиять уже на выборы во Франции и Германии. Повестка ушла от интернационалистической к националистической даже у тех, кто исторически был за Евросоюз (как Меркель).

3.Вопросы безопасности

Безопасность будет основной проблемой для ЕС. Здесь интересы стран также расходятся. Некоторые страны более обеспокоены беженцами, чем другие и в Брюсселе до сих пор не смогли представить общепризнанный план для борьбы с кризисом беженцев.

Существует также вопрос Восточной Европы. Она хочет приоритета своей безопасности, опасаясь России. Западная же Европа менее обеспокоена Россией и сосредоточена на исламском терроризме.

Кроме того, Трамп готов пролить свет на будущее NATO. Это может привести к необходимости принимать очень тяжелые решения для многих стран.

Вопросы безопасности не столь серьезны как вопросы экономики и политики для Европы сейчас. Но они маячат на заднем плане и нисколько не помогают объединять страны.

Ослабление Евросоюза

Взглянув на Евросоюз сейчас, мы увидим не шаги к его расформированию, а игнорирование директив Брюсселя. Если вы придете в пыльный офис какой-нибудь бюрократической организации, то увидите клерков, пишущих никому не интересные директивы. Евросоюз не может дальше двигаться в таком направлении, но он и не двигается куда-либо вообще.

Итальянские банки, Германский экспорт, национализм и расхождение взглядов на вопросы безопасности являются основными проблемами в 2017 году. Правда, всё это всего лишь малые части большого прогноза, который движется к своему исполнению.

В последнее время много пишется о заявлениях миллиардера Джорджа Сороса, которые связаны с тем, чтобы «уронить» европейскую валюту до уровня паритета к американскому доллару, то есть достичь следующего равенства: 1 евро = 1 доллар США. Эксперты делают многочисленные выводы, связанные с высказываниями миллиардера, вместо того чтобы постараться встать на место крупнейшего «валютного спекулянта», провести анализ его логики «выбора жертвы» и понять суть проблемы - в чем заключаются истинные причины падения евро и каким образом можно поднять курс европейской валюты?

«Умелые руки» СМИ привели к тому, что в качестве приоритетной и основной проблемы Евросоюза выступает лишь одна Греция, которая стала в один миг виновницей второй волны глобального кризиса, снижения курса евро и возможного распада Европейского союза. При этом существует одна фундаментальная цифра, которая четко даёт понять, что Грецию кто-то намеренно подставляет под так называемую «европейскую причину». Цифра эта следующая - удельный вес ВВП Греции в общеевропейском ВВП составляет всего лишь 2%.

В чем же заключаются истинные причины кризисных явлений в Европейском Союзе, где находятся его больные места и слабые области, которые инвесторы при вложении средств обязательно должны учитывать? В недавнем прошлом к Евросоюзу применялся только высокий стиль - крупнейшая межгосударственная коалиция современного мира, объединяющая в себе население порядка 500 млн. человек и производящая около 30% мирового ВВП. Кроме этого, под контролем Евросоюза находилось 17% мировой торговли - огромная платежеспособная область. В свою очередь, евро представляет собой новую мировую валюту, валюту современного общества. Считалось, что именно евро станет общемировой валютой после краха США (именно этого ожидали в Евросоюзе).

Однако наступление всемирного финансового кризиса 2008 года заставило открыть глаза многим политикам, экономистам и финансовым аналитикам, которые быстро отдали пальму первенства противоположной крайности. Известные, и не очень, СМИ выбирали заголовки наподобие «европейского пике», «провалившегося проекта», «прощай, Евросоюз» и т.д. Такие заголовки повергали в уныние европейцев и инвесторов из-за рубежа. Многие выводы авторитетных международных экспертов были связаны с распадом валютного союза, а крайне категоричные - с развалом самого Европейского Союза. Катастрофический сценарий Евросоюза также поддержали астрологи и…спецслужбы. По предсказанию Глобы, Евросоюз должен прекратить своё существование к 2020 году, что данная коалиция будет разбита на несколько Евросоюзов, в качестве которых будут выступать южноевропейский, североевропейский, восточноевропейский и т.д. Еще раньше Глобы это же время возможного распада Евросоюза называло и ЦРУ (спецслужба главного конкурента ЕС).

Какие же факторы ослабляют Европейский Союз, какова природа этого клубка трудноразрешимых противоречий и где лежит корень этих противоречий? Почему Д.Сорос, спустя 18 лет, решил вновь ввести в действие свой механизм феноменального успеха, но уже «играя» не с Банком Англии, а с Европейским Центральным Банком? Рассмотрим комплекс «подводных камней» современной Европы:

1) Первая проблема ЕС заключается в «механическом» объединении стран. Причиной «механизации» стало поспешное расширение Евросоюза: 2004 год - 15 стран, 2007 год - 27 государств. Столь быстрое увеличение количества участников ЕС нарушило изначальную стабильность архитектуры стран так называемой «старой Европы», которые сумели к тому времени наладить тесные экономические и политические взаимоотношения.

2) Следующий проблемный фактор состоит в молодости и незавершенности проекта. Многие фундаментальные направления не были изначально обговорены, документально закреплены и опробованы. В связи с этим нормативная база ЕС требует большой доработки и оптимизации, исходя из существующих реалий.

3) Кризисные явления в экономике выступают третьим негативным фактором, который нарушает модель стабильного функционирования Европейского Союза. Кризис выступил причиной поднятия градуса противоречий среди участников Евросоюза. Участники ЕС так и не выработали конкретную стратегическую модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса. Иными словами, в ЕС был дан сигнал, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».

4) Внешнеполитические противоречия между членами Европейского Союза. Несмотря на искусственное единство, внутри ЕС зачастую возникают острые конфликты, сторонами которых выступают «Старая Европа», стремящаяся создать новый международный центр власти, и «Новая Европа», занимающая порой проамериканскую, антироссийскую позицию. К «Новой Европе» зачастую примыкает Великобритания.

5) Пятая группа проблем Европейского Союза связана с историческими, культурно-ментальными расхождениями между участниками ЕС. ЕС находится на начальной стадии (стадии зарождения) создания модели общеевропейской идентичности. Поскольку в ЕС многие государства за весь период истории неоднократно противостояли друг другу в различных войнах, была принята негласная договоренность - исключить исторические обиды. Однако в последнее время эта договоренность зачастую игнорируется.

​Отчего угроза популизма сегодня воспринимается в Европе так остро?

Вероятность прихода к власти или, по крайней мере, укрепления позиций в парламентах разных уровней тех политических сил, чьи взгляды пока остаются для Европы радикальными, действительно существует. Она не очень высока, но опыт США не позволяет пренебрегать такой возможностью. Однако эта опасность - лишь симптом, указывающий на нарастающие в Евросоюзе проблемы. Таких проблем наберется немало, и, хотя ни одна из них по отдельности не способна стать судьбоносной для европейской интеграции, совокупно они представляют немалую угрозу. Тем более, что популисты активно критикуют национальные правительства и брюссельскую бюрократию за неготовность (или неспособность) с этими проблемами разбираться.

Экономика

В экономическом отношении Европейский союз в целом находится в очень неплохой форме. Четвертый год наблюдается небольшой, но устойчивый рост основных экономических показателей - по темпам зачастую опережающий США. Однако финансовые проблемы стран юга ЕС никуда не делись, особенно острыми они остаются в Греции. По оценкам МВФ, Греции нужно еще до 60 млрд долл. в следующие три года для обеспечения стабильности экономики. На первый взгляд, ситуация там сегодня не выглядит такой катастрофической, как в 2010 году. Но сегодня на волне популизма, усиливающего негативное отношение европейцев к оказанию финансовой помощи соседям, у Афин намного меньше шансов получить дополнительные кредиты. По опросам в Германии, которая является основным кредитором Греции, поддерживают идею новой помощи лишь около 25% граждан. Германия сегодня готова согласиться с выходом Греции из еврозоны. Но следующей в очереди за помощью - Италия с ее кризисом банковского сектора, и в этом случае подобный рецепт неприемлем.

Под вопросом и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство – ключевой проект экономического сотрудничества между ЕС и США. Негативное отношение Трампа к существующим соглашениям о свободной торговле тут ни при чем: на идею свободной торговли с европейцами он смотрит скорее позитивно. А вот сами европейцы к проекту относятся неоднозначно, начавшийся в 2013 году переговорный процесс затормозился задолго до смены власти в Вашингтоне именно из-за позиции членов ЕС. Нынешний год не исправит ситуацию - идея теряет политическую поддержку. Меркель, едва ли не главный сторонник проекта на континенте, ввиду выборов вынуждена будет пойти на уступки однопартийцам, среди которых немало оппонентов Трансатлантического партнерства. Традиционно поддерживающий усиление связей с США Лондон после прошлогоднего референдума и вовсе перестал оказывать влияние на политику Евросоюза.

Выход Великобритании из ЕС вообще станет в этом году неиссякаемым источником проблем для Европейского союза. Хотя переговоры по Brexit завершатся года через два, ЕС придется определиться с принципиальной позицией на переговорах практически сразу после их официального начала, то есть уже весной. Если Евросоюз займет жесткую позицию, попытается наказать Лондон, чтобы отвадить других членов ЕС от повторения британского пути, он рискует уронить свой моральный авторитет. Единство ЕС зиждется на его привлекательности, а "карательные" меры в отношении отступника будут выглядеть как готовность впредь сохранять это единство силой. Кроме того, жесткий сценарий предусматривает целый ряд мер, которые ударят по гражданам Соединенного Королевства: отказ от единого трудового пространства, восстановление таможенным границ и т. п. Наказывая простых людей за выход Великобритании, ЕС фактически перечеркнет примат гуманизма, один из базисов европейской интеграции. С другой стороны, если выход Великобритании произойдет по мягкому сценарию, и большая часть торгово-экономических связей сохранится в неприкосновенности, это может подтолкнуть других недовольных политикой Брюсселя к повторению Brexit.

Начавшиеся разговоры о новом референдуме о независимости Шотландии, а также о референдуме в Северной Ирландии неприятны не только для Лондона, но и для Брюсселя. Во время предыдущего шотландского референдума в 2014 году в ЕС с радостью восприняли победу сторонников сохранения целостности Великобритании. Для Евросоюза вопрос самоопределения отдельных территорий в странах-членах выльется в новые проблемы политического, юридического и правового характера: станут ли тогда новые государства членами ЕС автоматически, что будет, если результаты референдумов не будут признаны соответствующими странами, и множество других, не менее острых. У ЕС уже имеется прецедент Каталонии, где все эти вопросы решать, возможно, также придется в текущем году. Сразу два потенциальных референдума в Великобритании, очевидно, станут катализатором для всей Европы.

Наконец, уход Великобритании разрушает баланс сил в ЕС, в котором Лондон выступал противовесом Берлину. Конкуренция двух держав выглядела естественной: Германия – локомотив дальнейшей интеграции и сторонник усиления надгосударственных институтов, Великобритания объединила вокруг себя тех, кто опасается дальнейшей централизации. Но именно экономический и политический вес Великобритании был залогом того, что и такая позиция будет учтена. Франция не сможет стать новым противовесом - слишком тесные связи с Германией, слишком близки позиции двух стран по будущему ЕС. Теперь Берлину могут противостоять лишь более слабые и достаточно разрозненные силы, а вот стремление укрепить европейскую целостность у Германии не исчезнет. Более того, евроскептиками немцы не станут, кто бы ни победил на выборах – слишком много Германия вложила в Евросоюз, в прямом и в переносном смысле – но вот национального эгоизма в их политике станет наверняка больше. Следовательно, Германия будет чаще оказывать давление на партнеров. В нынешней, отдающей должное популизму и национализму Европе такое давление скорее всего приведет к новым побегам из ЕС и ослаблению всего Евросоюза.

Миграция

Проблема беженцев успела стать для Европейского союза привычной. Однако в последнее время она все больше усложняется, выходя далеко за рамки социальной политики. Она уже стала неотъемлемой частью проблем в области безопасности, и все прочнее ассоциируется с угрозой терроризма. Последние опросы показывают, что в тех странах ЕС, где терроризм воспринимается как ключевая угроза, проблема миграции не отстает от нее по важности и воспринимается в связке с ростом террористической опасности. Эта тенденция - маркер роста националистических настроений, прямо угрожающих базовым демократическим ценностям Европейского союза. Об усилении национализма свидетельствует и нежелание ряда восточноевропейских членов ЕС принимать беженцев, что угрожает не только единству ЕС, но и ставит под сомнение управляемость Евросоюза.

Миграционная проблема превращается в постоянный фактор политики ЕС: обсуждение ограничительных мер в миграционной политике Италии, Бельгии, Финляндии, предложение ряда функционеров ХСС ввести запрет на двойное гражданство - эти шаги предпринимаются как реакция на миграционный кризис последних лет, однако касаются значительно более широкого круга вопросов и будут определять политику на многие годы.

Внешняя политика

Европейскому союзу придется столкнуться и с целым рядом внешнеполитических вызовов. В последние годы коллективная дипломатия ЕС не добилась заметных успехов: соглашение с Турцией по беженцам работает плохо, общая позиция по Сирии так до конца и не сформировалась. А ведь уход Лондона делает потенциал политического влияния ЕС в мире еще более слабым.

В текущем году по крайней мере три международных проблемы могут вызвать раскол в Евросоюзе. Обострение отношений между США и КНР, к которому пока ведет дело администрация Трампа, для ЕС означает конфронтацию между двумя крупнейшими торговыми партнерами (на США приходится чуть меньше 18% внешней торговли ЕС, на КНР - около 15%). Если конфликт между США и КНР начнется серьезный, американцам не стоит ждать единогласной поддержки, как это было в 1989 году после разгона демонстрантов на площади Тяньаньмэнь. Немалая часть европейских стран предпочтет остаться нейтральной и сохранить торговые отношения с обоими партнерами, но Евросоюз не сможет сформулировать в этом конфликте никакую политику.

Еще один внешнеполитический поворот Вашингтона, который может спровоцировать раскол в ЕС, - ужесточение позиции в отношении Ирана. Евросоюз принял непосредственное участие в достижении соглашения по ядерной проблеме в 2015 году. Франция, Германия и еще ряд стран ЕС уже ведут с Ираном активные переговоры о начале экономического сотрудничества, и, поскольку нынешнее обострение не вызвано нарушениями с иранской стороны, вряд ли они легко согласятся отказаться от потенциальных выгод, которые такое сотрудничество сулит. В то же время Швеция, Нидерланды продолжают жестко критиковать Тегеран за нарушения прав человека, и, весьма вероятно, поддержат ужесточение политики Вашингтона на иранском направлении.

Наконец, еще одной проверкой Евросоюза в международной политике станут отношения с Россией. Разговоры о необходимости смягчения санкций в отношении Москвы ведутся в Европе давно, но режим санкций продолжал держаться - не в последнюю очередь благодаря позиции США, Великобритании и Германии. Позиция новой администрации в отношении России существенна, даже если Трамп не будет снимать американские санкции (а добиться поддержки в Конгрессе по этому вопросу ему будет очень сложно). Достаточно того, что нынешняя администрация просто не станет давить на европейских партнеров, требуя от них сохранения режима. Сможет ли и, главное, захочет ли Германия обеспечивать такое единство в одиночку - большой вопрос, ответ на который дадут федеральные выборы.

Экономика Еврозоны(стран Европы). Анализ состояния

Еврозона является крупнейшим в мире финансовым союзом, объединяющим между собой 19 государств. Ее доля в мировом ВВП составляет 17%. Она занимает ключевое место не только в Европе, но и во всей международной экономической системе. Однако в последние годы союз постоянно проходит испытания на прочность. Внутри объединения имеется множество проблем и противоречий. В данной статье будет рассказано о том, что представляет собой Еврозона, по каким законам и договоренностям она существует и насколько взаимовыгодным является сотрудничество между отдельными членами.

История формирования и юридические вопросы

Стремления к объединению европейских государств наблюдались уже после Второй мировой войны. Этому способствовали США. Оказывая странам участницам боевых действий финансовую помощь, взамен Штаты требовали соблюдения политических и экономических правил. Некоторые из них были направлены на осуществление беспрепятственного движения американского капитала. В период 1945-1999 гг. организовывались различные союзы. С 1979 года даже была создана специальная денежная единица ЭКЮ, использующаяся для безналичных расчетов между Центробанками. Распад СССР открыл дополнительные возможности для объединения европейских стран.

Юридически Еврозона была создана в 1999 году. Она представляет собой валютный союз, который существует в рамках более крупного Европейского союза. На момент 2016 года Еврозона состоит из 19 государств-членов.

Как валютный союз, Еврозона имеет единую кредитно-денежную систему. Контроль над ней осуществляется общим органом управления – Европейским Центробанком (ЕЦБ). И это является главным отличием от Евросоюза.

Еврозона имеет общую валюту евро, которая является единственным обязательным средством платежа. Однако фискальная политика до сих пор не приведена к единообразию.

В 1999 году членами Еврозоны стали: Германия, Франция, Италия, Испания, Австрия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Бельгия, Ирландия, Люксембург. В 2001 г. присоединилась Греция. Затем вступили – Словения, Словакия, Мальта, Кипр, Эстония. А в последние два года – Латвия и Литва.

Все участники Еврозоны должны соответствовать Маастрихтским критериям. Если страна выходит за их рамки, то на нее накладывается штраф. Однако на деле эти критерии практически не соблюдаются. Например, размер государственного долга, ограниченный 60% от ВВП, уже давно превышен почти всеми членами Еврозоны. В итоге критерии периодически пересматриваются и как бы подстраиваются под уже существующие реалии.

Отношения между членами внутри союза

Экономика Еврозоны очень сильно зависит от того, как меняются отношения между отдельными членами. Любой намек на серьезные разногласия приводит к падению курса евро. А разногласия возникают постоянно. И хотя официально декларируются равные права всех участников, в действительности есть страны лидеры, которые диктуют свою волю, а есть те, кто вынужден подчиняться.

Считается, что лидерами союза являются Германия и Франция. Но наибольшее влияние оказывает Германия. Это самая крупная экономика Еврозоны, которая обеспечивает около 40% всего экспорта и формирует почти 30% совокупного ВВП (3,8 трлн. долларов США). Статистика Германии выглядит значительно лучше, чем статистика других стран союза. В периоды кризиса она страдает меньше. Ее торговый баланс всегда положительный. По сути это промышленный центр, занимающийся выпуском и продажей качественных товаров с мировым именем. Германия считается постиндустриальной страной. Однако доля производства реальных товаров в структуре ее ВВП выше, чем у США и даже Японии – 30%. Германия однозначный лидер в Еврозоне. Она же получает больше всего выгод от объединения. Это происходит потому, что именно она определяет основные направления политики.

Внутри Еврозоны действуют специальные правила, в соответствии с которыми страны осуществляют свою экономическую деятельность. Например – устанавливаются квоты на продажу той или иной продукции. Противники Еврозоны в Греции не раз обвиняли лидеров союза в том, что они фактически ограничили им выпуск отдельных товаров. Многие предприятия, которые раньше производили какую-либо продукцию, пришлось закрыть, т. к. квотирование сократило возможности для экспорта. Взамен этого Греции предоставлялись большие займы и денежные компенсации. В итоге страна за несколько лет потеряла промышленные мощности, но набрала много кредитов. Государственный долг вырос до значений в 120-140% к ВВП. Начался полномасштабный кризис, который чуть было не закончился выходом страны из валютного союза.

О том, что Германия фактически проводит политику экономической экспансии, говорят и представители других государств. Подобные заявления можно услышать от оппозиционных к власти активистов в Латвии и Литве. Несмотря на это обе страны вступили в Еврозону в 2014-15 гг.

Таким образом, получается, что Германия поглощает производства стран членов союза, устанавливая ограничения на выпуск продукции и открывая для себя дополнительные возможности экспорта. На немецкую экспансию в частности указывает и другой пример – концерн Volkswagen за период 1990-2000-ых годов скупил множество производителей автомобилей и мотоциклов в Европе. Среди них: французская Bugatti (1998 г.), итальянская Lamborghini (1998 г.), итальянская Ducati (2012 г.), испанская SEAT (период поглощения – 1986-2001 гг.), итальянская инжиниринговая компания ItalDesign (2010 г.). А также не входящие в зону евро: чешская Skoda (1991-2000 гг.), английская Bentley (1998 г.), шведская Scania (2011 г.).

Такое положение Германии постоянно подвергается критике. Несмотря на то, что страна является экономическим лидером и крупнейшим промышленником в Еврозоне – скептики указывают на то, что она использует свое положение для захвата производств других государств и усиления собственных позиций.

Франция является второй экономикой в союзе. Она играет немалую роль. Однако ее позиции нельзя сравнивать с позициями Германии. ВВП Пятой республики – 2,8 триллиона долларов. А объем экспорта в Еврозоне почти в 3 раза меньше, чем у Германии. Разногласий между двумя странами обычно не наблюдается.

Большой группой в ЕЗ является так называемый блок PIGS. Эта аббревиатура используется для обозначения следующих стран: Португалия, Италия, Греция, Испания. В период обострения кризиса в 2011-13 гг. данные государства испытывали особенно большие трудности. Для некоторых из них вставал вопрос о дефолте. Государственный долг Италии составлял 132% к ВВП, Португалии – 130% к ВВП, Греции – 175% к ВВП. Госдолг Испании был 94% к ВВП, но зато безработица составляла 26%. При этом Италия и Испания являются по величине третьей и четвертой экономиками в Еврозоне. Их выход из союза мог означать фактически его распад. А дефолт грозил крахом самой модели. В вину Германии ставили то, что она, являясь лидером, не проследила за соблюдением принципов Маастрихтского договора. А взамен этого сама способствовала увеличению кредитной нагрузки стран. В то же время немецкое общество весьма негативно отзывалось о блоке PIGS, заявляя, что Берлин не обязан кормить другие страны. Противоречия внутри Еврозоны нарастали. В государствах проходили акции протеста. В 2011-13 гг. число евроскептиков росло. А союз стоял на грани развала. Ситуацию удалось временно разрешить путем сокращения расходов в странах PIGS, реструктуризации долгов и частично за счет снижения курса евро.

Такие страны как Нидерланды, Австрия и Финляндия никогда не вызывали большого беспокойства – во многом благодаря относительно невысокому госдолгу (55-75% к ВВП) и умеренным показателям безработицы (не более 10%). Однако кризис коснулся их в полной мере. Наблюдалось сокращение ВВП и дефляция. При этом Нидерланды являются довольно крупным игроком (5-ым по величине экономики в ЕЗ). Но отсутствие рисков дефолта обуславливает и отсутствие внимания к этим государствам.

Другой член союза – Бельгия – всегда имел хорошие показатели.

Настоящей головной болью для Германии стала Греция. Фактически в ней пришлось провести выборочный дефолт, причем в несколько этапов. В стране проходили массовые акции протеста и беспорядки. Власть постоянно менялась. Примерно половина граждан выступала за выход из Еврозоны. И большая часть – за отказ от мер по сокращению расходов и выплаты долгов. Кризис обострялся не один раз. Последний пик был в 2015-ом (с очередным дефолтом). Ситуацию удалось решить лишь путем хитрых политических уловок. Если бы состоялся выход страны из Еврозоны, то под угрозой оказалась бы стабильность всего союза. Сейчас проблемы Греции временно забыты. Однако в случае нового витка кризиса можно ожидать обострения ситуации.

Частичный дефолт был проведен и на Кипре – островном государстве, которое является оффшорной зоной. Но размер экономики Кипра чрезвычайно мал.

Другие члены Еврозоны также имеют довольно незначительный объем экономики, их влияние на политику союза невелико.

Импорт и экспорт. Структура экономики

Экономика Еврозоны состоит из экономик отдельных государств, которые входят в союз. Поэтому подробный анализ слишком сложен и объемен. Но можно выделить ключевых участников, обеспечивающих основной товарооборот. Это в первую очередь Германия, а также Франция, Италия, Испания, Нидерланды и Бельгия.

Основной статьей импорта Еврозоны можно назвать углеводороды. Территория стран ЕЗ не слишком богата полезными ископаемыми. Есть отдельные государства, которые обладают хорошими месторождениями – например, Нидерланды. Но добываемый объем недостаточен для обеспечения совокупного спроса. Одним из главных импортеров нефти и газа является Россия. Ее доля составляет около 30%. Поэтому в некоторой степени Европа зависит от РФ. Но ее роль в торговом балансе валютного союза не стоит переоценивать. Кроме углеводородов и другого сырья (металлы), Россия практически не поставляет какой-либо продукции. Есть страны, которые немного сильнее других зависят от России – например, Италия. Однако в общем балансе торговля с Россией не имеет большого объема.

Импорт нефти и газа осуществляется также из других европейских государств, не входящих в ЕЗ – например, из Норвегии. В некоторых странах Еврозоны имеются месторождения сланцевой нефти. Однако они практически не разрабатываются по экологическим соображениям.

Другой важной статьей импорта можно назвать высокотехнологичную продукцию из Китая и США. Это бытовая техника, машины, различное оборудование, цифровая техника и компьютеры.

Страны Еврозоны импортируют и продукты питания, которые сложно производить в климатических условиях своего региона. Это в первую очередь тропические фрукты, кофе, какао, сахар, а также частично соя и кукуруза. Но в то же время государства ЕЗ обладают довольно развитым собственным сельскохозяйственным сектором.

Основной объем экспорта из валютного союза составляет продукция автопрома, авиакосмической отрасли, а также различное высокотехнологическое оборудование. Крупнейшей статьей для Германии и Франции являются именно автомобили и самолеты. Также на продажу идет большое количество современной медицинской техники и бытовой техники. Практически все ключевые страны валютного союза представляют собой экономики высоких переделов. То есть закупается сырье, а поставляется продукция с высокой добавленной стоимостью.

Немалую долю экспорта составляют и продукты питания. Аграрная промышленность в Европе очень хорошо развита. Фермерское хозяйство получает государственную поддержку. Поэтому страны ЕЗ не только в значительной степени обеспечивают себя продовольствием, но и поставляют его за рубеж – например, в Россию.

Другой важной статьей экспорта можно назвать текстильную продукцию, одежду и обувь.

Еврозона – это не отдельная страна, а целый регион, объединяющий много стран. Поэтому основными торговыми партнерами являются сами государства-члены друг для друга. Второе место по значимости занимают другие европейские страны, не входящие в ЕЗ – например, Великобритания и Швейцария. Конкуренцию им составляют Китай и США, на которых также приходится значительная доля товарооборота. Россия – несмотря на то, что на треть обеспечивает потребности союза в углеводородах – в целом по совокупному объему торговли занимает не слишком большую долю. По размерам товарооборота ее можно поставить после США и Китая. Но ее значимость именно в энергобалансе довольно высока.

С 2012 года Еврозона имеет положительное и растущее сальдо торгового баланса (экспорт превышает импорт).

Состояние на текущий момент

Еврозона сейчас сталкивается с теми же проблемами, что и другие экономически развитые регионы (США, Япония). Это кризис перепроизводства, перенасыщенность товарами и кредитами. Как следствие – падение производства и дефляция. Однако закредитованность в странах валютного союза не такая сильная, как в Америке. А кредитно-денежная политика более консервативная и сдержанная. В итоге пузыри на финансовых рынках не очень большие. Хотя отдельные страны, являясь оффшорными зонами, представляют опасность для банковской стабильности.

Еврозона обладает и другой отличительной чертой – большая разница между странами лидерами и периферией. Существует серьезный экономический дисбаланс между локомотивом союза Германией и блоком PIGS. В этом отчасти виновата сама Германия. Наличие дисбалансов приводит к постоянным конфликтам и создает нестабильность для всего объединения. Данную проблему можно было бы решить путем перераспределения средств между членами и предоставлением периферийным странам больше возможностей для развития.

Дополнительные сложности вызывает то, что кредитно-денежная политика государств подчиняется единому органу ЕЦБ. И отдельные страны не могут, скажем, девальвировать свою валюту сильнее или слабее, даже если это было бы решением проблемы.

Пик кризиса Еврозоны пришелся на 2011-2013 гг. В 2015-ом наметилось улучшение ситуации. Долговые проблемы были частично разрешены. Греческий кризис временно отступил. Многие страны начали показывать экономический рост. За счет вливания в систему дополнительных денег удалось частично решить проблему дефляции. Однако некоторые страны до сих пор не могут продемонстрировать увеличение ВВП или инфляцию. Относительно неплохие статистические показатели Еврозоны формируются в основном за счет Германии. Такие важные участники как Франция и Италия до сих пор пребывают в стагнации.

Все проблемы могут вновь обостриться в случае наступления глобального кризиса. По причине менее развитого финансового рынка (чем в США) в Еврозоне нет больших пузырей, но зато и нет больших возможностей для стимулирования экономики за счет увеличения денег в системе. Это ограничивает политику ЕЦБ.

64 % 36 %

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей.

На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Успешное развитие интеграции в рамках ЕС объясняется главным образом тем, что в организации удалось найти удачное сочетание экономического и политического компонентов, соединить в едином механизме стихийно рыночные регулирующие начала.

Механизм Европейского союза весьма специфичен.

Главная особенность состоит в том, что его органы наделены полномочиями на принятие по ряду вопросов сотрудничества решений, имеющих прямую обязательную силу для стран-членов.

Это предполагает передачу организаций на основе конституционных актов ряда важных прерогатив национальных властей.

Безусловно, ключевым направлением новой стратегии европейской интеграции является строительство Экономического и валютного союза. Оно рассчитано на три этапа.

Первый этап начался еще до подписания Маастрихского Договора и закончился 31 декабря 1993 года. В этот период была осуществлена либерализация движения капиталов внутри ЕС, завершено формирование единого внутреннего рынка.

Второй этап - с 1 января 1994 года по 31 декабря 1998 года - предполагал учреждение Европейского валютного института, разработку юридической базы и процедур будущей Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком, подготовку к введению единой валюты - евро.

Это время начала функционирования Европейского центрального банка, осуществление участниками валютного союза единой валютной политики, введение европейской валюты сначала в безналичной (что уже осуществлено), а затем в наличной форме.

В настоящее время на вышеотмеченных направлениях удалось достичь следующих результатов:

полной отмены пошлин во взаимной торговле

· установление единого внешнего таможенного тарифа

· отмена количественных ограничений в торговле друг с другом и с подавляющим большинством развитых стран (кроме торговли некоторыми видами сельскохозяйственной продукции)

· свободное передвижение людей товаров и капиталов через границы

· осуществление единой торговой политики, единой политики субсидируемого и протекционируемого сельского хозяйства

· создание единой координируемой валютно-финансовой системы и общей расчетной единицы (ЕВРО)

· унификация социальных прав и гарантий для населения

· создание единой патентной системы

Таким образом, создан общий рынок без внутренних границ со свободным движением товаров, лиц, услуг и капиталов.

Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союз), так и увеличением числа участников.

С 1 января 1995 г. в ЕС, как полноправные члены, входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Финляндия, Швеция.

В настоящее время в ЕС завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны оформили экономический, валютный и политический союз.

Существование экономического союза предусматривает, что Совет министров ЕС разрабатывает основные направления экономической политики ЕС и контролирует соответствие им экономического развития каждой страны-члена.

Политический союз направлен на проведение единой внешней политики, в частности в области безопасности, и выработку общих подходов в рамках внутреннего законодательства: гражданского и уголовного.

Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введения единой валюты-евро:

· 1997 г. Страны - члены ЕС стараются соблюсти нормы, необходимые для введения на их территории евро: дефицит бюджета - менее 3% ВВП, инфляция - не более чем на 1,5 процентного пункта превышает показатели трех стран с наименьшей инфляцией из числа кандидатов на введение евро;

· начало 1998 г. Определяются страны, которые выполнили требования и могут войти в валютный союз;

· 1 января 1999 г. Страны окончательно привязывают курсы своих валют к евро. Начинает работать Центральный банк ЕС;

· 1999-2002 гг. Банки и другие финансовые институты переходят на пользование безналичным евро;

· С 1 января 1999 г. евро функционирует как расчетная единица. Однако в валютный союз с 1 января 1999 г. вошли не все члены ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания и Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала «маастрихтским критериям» по величине государственного долга (107,7% к ВВП) и темпам инфляции (4,5%). Великобритания отложила свое вступление как минимум до 2002 г., не желая расставаться с собственной валютой до очередных парламентских выборов. Швеция и Дания - против сокращения социальных расходов государства, что предусматривается в рамках ЕС.

Еврозона - сообщество 12 из 15 стран ЕС, единой денежной единицей которых является новая европейская валюта евро. В настоящий момент в еврозону входят следующие страны: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. На данный момент не вошли в зону евро 3 страны ЕС: Великобритания, Дания и Швеция.

Экономика стран еврозоны не справляется не только с амбициозным планом догнать и перегнать США. Отчёты об экономическом росте флагманов Евросоюза - Франции и Германии - свидетельствуют об общеевропейском спаде. Аналитики спешно понижают прогнозы развития стран-участниц ЕС на следующий год.

Европейская комиссия представила прогноз, согласно которому рост ВВП еврозоны в четвёртом квартале составит 0,2-0,6% по сравнению с заявленными ранее 0,3-0,7%. Всего месяц назад экономисты ожидали, что рост экономики стран ЕС в нынешнем году составит чуть ниже 2%, а в следующем году - 2-2,4% Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003. С. 227..

Однако теперь эксперты начали пересматривать свои прогнозы на следующий год.

Замедление темпов роста связывают с рекордно высокими ценами на нефть и дорогим евро, которые негативно сказываются на мировом спросе и уровне безработицы.

Пересмотр темпов роста экономики ЕС на понижение был во многом связан с подведением итогов экономического развития в третьем квартале Франции и Германии.

Так, экономика Германии, крупнейшая в Европе, выросла всего на 0,1% по сравнению с 0,4% в предыдущем квартале Там же..

ВВП Франции в третьем квартале вырос по отношению ко второму кварталу на те же 0,1%, а предполагаемый рост составлял 0,5%.

Это самые низкие показатели экономического роста стран с начала года.

В годовом исчислении рост ВВП Германии составил 1,3% - это самый низкий показатель с позапрошлого года Там же.. Эксперты опасаются, что прогноз Международного валютного фонда о росте немецкой экономики на полтора процента в этом году не оправдается.

Экономика Евросоюза не выдержала укрепления евро и роста цен на нефть.

На экспорт приходится около одной пятой экономики ЕС, это примерно вдвое больше, чем в США.

Такая зависимость делает еврозону крайне уязвимой для повышения курса евро по отношению к доллару, поскольку приводит к подорожанию европейских товаров за рубежом.

Рост цен на нефть тормозит в странах ЕС развитие экспорта и сокращает коэффициенты прибыльности за счёт удорожания сырья и расходов на производство.

Прогнозируемое дальнейшее сокращение прибыли заставляет компании повременить с наймом нового персонала.

Всё это в полной мере сказалось на экономическом росте Германии.

Незначительному росту ВВП Германия так же обязана сокращению внутреннего спроса. Потребительские расходы в стране падают в связи с высоким уровнем безработицы в 10%.

Схожие проблемы обнаружились и во Франции, которая в течение всего года показывала стабильные результаты благодаря высоким потребительским расходам и поднявшемуся автомобилестроению. Тем не менее рост ВВП Франции в третьем квартале составил лишь 0,1% по сравнению со вторым кварталом.

Этим Франция обязана высокому уровню безработицы - 9,9%, связанному с ней сокращению потребительских расходов и отчаянными попытками правительства уложиться в трёхпроцентную норму бюджетного дефицита, установленную для стран Евросоюза.

К концу года аналитики прогнозируют рост ВВП Франции в 2% вместо намеченных ранее 2,5% Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003. С. 228..

На общеевропейском фоне исключением пока стала только Испания. Снижение спроса на экспорт в этой стране компенсировалось ростом активности испанских покупателей.

По данным национального статистического агентства, ВВП Испании вырос в годовом исчислении на 2,6%, как и во втором квартале. Это полностью соответствует расчетам МВФ на нынешний год.

Такое в целом неутешительное положение дел еврочиновники связывают со всей экономической политикой Евросоюза, которую всё чаще называют непрагматичной. Уже сейчас фактически не выполняется Пакт стабильности, устанавливающий в странах Евросоюза жёсткие рамки уровня государственной задолженности, инфляции и дефицита госбюджета не выше 3% от ВВП. Причем с этими нормами не справляются не только Греция, Португалия и Италия, но и сильные экономики Франции и Германии.

Практически невозможным кажется теперь выполнение принятой в 2000 году Лиссабонской программы, согласно которой европейская экономика к 2010 году должна стать не менее конкурентоспособной, чем американская.

При нынешних темпах развития в ближайшие пять лет шансов догнать американскую экономику у европейцев нет.

Важнейшую роль в деле становления европейской интеграции сыграл Маастрихтский договор о Европейском союзе, принятый в декабре 1991 г. Договор учредил единое европейское гражданство и политический союз, т.е. общую внешнюю политику, повышение роли Европарламента, общую политику в области внутренних дел и правосудия, Экономический и валютный союз (ЭВС). По вопросам экономического развития в ЕС особое внимание уделяется исполнению государственного бюджета. Сформированы таможенный союз, валютный союз.

С 1999 г. проводится единая валютная политика, создан Центральный европейский банк. ЕС добивается поставленных целей, формируя и следуя единой политике в сельском хозяйстве, рыболовстве, на транспорте, в области окружающей среды, во внешней торговле, энергетике, а также в сферах, касающихся конкуренции и таможенного союза.

Сельское хозяйство является показательной областью европейского строительства.

Главным элементом Европейской валютной системы (ЕВС) является международная денежная единица - евро.

Полный переход на расчеты в этой валюте осложнен позицией Великобритании.

На деле она пока что не признает необходимости для себя в этом переходе.

В ЕС официально действует концепция создания мощных валютных резервов для противостояния американскому доллару. В центр единой социальной политики ЕС поставлены проблемы гармонизации и повышения уровня жизни и улучшения условий труда, стимулирования возможности занятости внутри Союза. В этой сфере достигнут значительный успех.

Активизировалась роль ЕС на международной арене как во взаимодействии, так и в конкурентной борьбе с США и Японией. Переговорный процесс в этом «треугольнике» продолжается. Его главными проблемами остаются задачи передела рынков, подаваемые в оболочке борьбы с демпингом, протекционизмом и т.д. В ЕС решается еще одна важная международная проблема - увеличение числа членов ЕС прежде всего за счет бывших сэвовских, а также прибалтийских государств.

Новое на сайте

>

Самое популярное