Домой Кредитные карты Промышленный переворот последствия 19 век. Промышленная революция в Англии: причины, этапы, последствия

Промышленный переворот последствия 19 век. Промышленная революция в Англии: причины, этапы, последствия

Трудно перечислить все блага, которые дает нам технический прогресс: электричество, централизованное отопление, автомобили, компьютеры, Интернет - этот список можно продолжать и продолжать… А между тем, все эти удобства были бы невозможны без глобальных изменений, начавшихся пару столетий назад и получивших название промышленная революция.

Происхождение и значение термина

Что означает этот термин и откуда взялось такое громкое название? Авторство принадлежит французскому ученому Жерому Бланки, жившему в первой половине позапрошлого века. В его, да и в современном понимании промышленная революция - это переход от к индустриальному, в котором ведущую роль в экономике играет

Условно промышленную революцию делят на три этапа. На первом происходит постепенный переход от ручного труда к машинам. Эти машины приводятся в действие мускулами человека, но уже серьезно ускоряют процесс производства. На втором этапе появляется двигатель для этих механизмов - паровая машина, которая успешно использовалась в промышленном производстве до начала ХХ века. На третьем этапе производство машин становится массовым и возникает новая отрасль промышленности - машиностроение.

Этапы промышленной революции

Первой страной, в которой произошла промышленная революция, стала Англия. Почему именно она? Согласно одной версии, этому способствовало наличие колоний. Их эксплуатация позволила английским предпринимателям накопить достаточно средств, чтобы развивать промышленное производство. Другая версия утверждает, что дело не только в колониях. Они были не только у Англии - испанская корона захватила не меньшие территории, но никаких успехов в промышленности не показала. Дело в другом - к концу XVIII века (именно в это время начинается в английском обществе сложились благоприятные условия для развития промышленности. Во-первых, государство стало защищать частную собственность, и буржуазия могла не опасаться конфискаций. Во-вторых, высокого уровня достигла торговля, что позволяло без проблем сбывать промышленную продукцию. В-третьих, появилось достаточное количество наемных рабочих и исчез принудительный труд (никаких крепостных в Англии того времени уже не было). В сельском хозяйстве сложились рыночные отношения: земля стала товаром, а окончательно вытеснило натуральное. Крупные фермы не нуждались в большом количестве рабочих, и тем самым обеспечили дешевую рабочую силу для промышленности.

Таким образом, к первому этапу промышленной революции англичане были готовы. Оставалось только найти подходящие машины. Поскольку наибольшим спросом в то время пользовалась одежда, то и промышленная революция началась именно в текстильной промышленности. Ткач Джеймс Харгривс однажды наблюдал, как веретено, выскользнув из рук его дочери, по инерции продолжает прясть. Ему пришла простая мысль: а что, если сделать прялку, в которой веретено будет крутиться само? Так в 1765 г. появилась первая механическая прялка - «Дженни». В ней веретено помещалось на специальной каретке, скользившей по рельсам. Одновременно с движением каретки оно вращалось и наматывало нить. Такая прялка работала быстрее обычной еще и потому, что на каретку можно было поставить несколько веретен. Вскоре изобретение Харгривса стало на поток. Чуть позже обычный парикмахер Ричард Аркрайт создал прядильную машину, приводившуюся в движение водяным колесом. Это еще больше увеличило производство пряжи. Появился и механический Так завершился первый этап промышленной революции.

Для второго этапа не хватало универсального двигателя, который мог бы работать круглый год. И водяные колеса, и использовались повсеместно, но были очень ненадежны из-за погодных условий. И тут как нельзя кстати оказалось изобретение Джеймса Уатта - паровая машина. Собственно говоря, пар пытались приручить и до него, но эти изобретения были экономически невыгодными. В 1781 г. его труды увенчались успехом. Он смог создать машину, которая позволяла приводить в действие самые разные механизмы, и при этом обходилась относительно дешево ее владельцу. Вскоре изобретение Уатта начало свое победное шествие по Англии, а потом и по другим странам мира. Она смогла выйти за фабричные стены и покорить транспорт, а промышленная революция успешно вступила во второй этап своего развития.

Также повсеместное использование паровой машины дало начало третьему этапу промышленной революции, который способствовал превращению Англии в индустриальное государство. Машины охватывали все больше отраслей промышленности и спрос на них увеличивался. В результате возникла новая отрасль производства - машиностроение.

Англия - первая страна, в которой произошел промышленный переворот. Он начался в последней трети XVIII в. и завершился в первой трети XIX в. Политические предпосылки промышленного переворота складывались в результате буржуазной революции (1640-1688). Новая система политической власти обеспечивала (через парламент, кабинет министров) доступ к государственному управлению представителям капитала, что позволяло направлять экономическую политику государства на создание условий, необходимых для дальнейшего развития капиталистических форм хозяйствования, складывавшихся в период первоначального накопления капитала.

Предпосылки:

Наличие флота;

Политические (институциональная система- стимул для предпринимательства);

Геополитические (колониальная экспансия);

Внешнеэкономические (необходимость преодоления иностранной конкуренции);

Научно-технические (появление машинной техники).

Промышленная революция изменила весь облик Великобритании. Она слабо сказалась лишь на южных графствах, где не сложились районы массового фабричного производства. Это была «зеленая страна», сохранившая в основном черты старой, сельской Англии.

Факторы промышленной революции:

Формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;высокий уровень развития торговли;

Формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

Широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

Развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

Развитие науки;

Политика протекционизма;

Борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства (в Англии особенно активно эти меры проводились в период с 1688 г. по 1724 г. и после 1746 г);

Заключение негласного общественного договора между бизнесом и обществом, гарантировавшего, что они будут придерживаться определенных правил поведения, уважая права и бизнеса, и общества.



Выделяют три этапа промышленной революции:

1-й этап – появление рабочих машин (первоначально в текстильном производстве, а затем и в других отраслях);

2-й этап – изобретение паровой машины как двигателя для рабочих машин;

3-й этап – создание рабочих машин для производства других рабочих машин.

Последствия промышленной революции:

Сформировался политический строй новой Англии. Промышленная революция, в свою очередь, способствовала формированию новой экономики и общественной структуры. В экономике главную роль стала играть фабрично-заводская промышленность.

Огромные изменения произошли в социальной структуре общества. В результате промышленной революции старые социальные слои (феодалы и крестьяне) уступили место предпринимателям и наемным работникам.

Количество предпринимателей постоянно росло и превысило численность старых землевладельцев.

Строительство ж/д.

Индустриальный комплекс – ведущий сектор.

25. «Революционный» путь становления промышленного капитализма во Франции.
ОТВЕТ:

Основным тормозом промышленного переворота в стране являлись феодальные порядки, уничтожить которые была призвана революция 1789 – 1794 гг.

В ходе революции был проведен ряд социально-экономических реформ прогрессивного характера:

· декларировалась отмена феодального строя,

· ликвидировались дворянские суды,

· декретировалась отмена налоговых привилегий дворянства и духовенства,

· всем гражданам гарантировалось право на любые должности и др.

Активной была экономическая политика революции, направленная на обеспечение свободы промышленного предпринимательства и торговли.

Таким образом, социально-экономические реформы в годы революции не только уничтожили феодальные порядки, но и создали условия для ускорения промышленного переворота.

В ходе промышленного переворота во Франции можно выделить три этапа.

Первый этап - с конца XVIII в до 1815 г. В конце XVIII в. во Франции появляются первые машины, однако они не имели широкого применения. Промышленный рост произошел в 1805 – 1810 гг. в годы правления Директории и Наполеона I. В этот период капиталистическое развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли Франции заметно продвинулись вперед. Одним из первых шагов Наполеона I в области экономической политики было создание Французского банка , который стал главным оплотом крупного капитала.

Военные победы наполеоновской армии, сопровождавшиеся грабежом и захватом новых территорий, способствовали притоку во Францию огромных денежных сумм в виде контрибуций и распространению французских товаров в Европе.

Машинизация французской промышленности продвигалась вперед, но паровых машин было сравнительно мало. Преобладала домашняя промышленность в виде рассеянной мануфактуры, увеличивалось число централизованных мануфактур и фабрик. С 1803 г. началась механизация ткацкого дела. Однако в целом инженерно-техническая мысль во Франции отставала от английской.
Наполеоновский период создал и значительные трудности для нормального развития французской промышленности, индустриализация которой была невозможной без коренного переоборудования промышленности на основе машинной техники. Континентальная блокада, введенная в 1806 г. Наполеоном, имела целью подорвать экономическое могущество Англии и создать благоприятные условия для гегемонии французской промышленности. Однако она привела к тому, что французская промышленность была на многие годы лишена английских машин, угля, важнейших видов колониального сырья. Сельское хозяйство Франции страдало из-за прекращения экспорта зерна, вин и других продуктов.
На втором этапе промышленного переворота (1815 -1848 гг.) возрастают темпы механизации производства. Развивается текстильная, металлургическая, полиграфическая, керамическая и другие отрасли производства. В 20-х гг. зарождается машиностроение. По объемам производства промышленной продукции Франция занимала в этот период второе место в мире после Великобритании, однако ее технический уровень и конкурентоспособность оставались низкими. Ускорился переход от ремесленного и мануфактурного производства к крупной машинной промышленности, однако численно ремесленные и мануфактурные предприятии преобладали. Живучесть мелкого производства частично объясняется тем, что во французской промышленности важное место принадлежало производству предметов роскоши, основанному на ручном труде высококвалифицированных ремесленников, который еще не могла заменить машина.
Негативное влияние на промышленный переворот во Франции оказывало преобладание в деревне мелких хозяйств, что сдерживало капиталистическое развитие французского села. Уровень развития сельскохозяйственного производства по сравнению с другими европейскими странами оставался низким.
Промышленный переворот во Франции тормозился господством финансовой аристократии и ее политикой. Финансовая буржуазия играла значительную роль в государстве, но мало интересовалась развитием промышленности. Она обогащалась за счет ростовщичества, финансовых и биржевых спекуляций. Денежный капитал рос быстрее, чем промышленный.

Третий этап промышленного переворота во Франции начался после революции 1848 -1849 гг. и продолжался до конца 60-х гг. В этот период фабрично-заводское производство охватило большинство отраслей промышленности. Общий объем промышленного производства за 1851 – 1865 гг. вырос почти вдвое. Количество паровых машин в промышленности и на транспорте увеличилось более чем в 3 раза и достигло около 28 тыс. Протяженность железных дорог составила почти 18 тыс. км.
По примеру Англии была провозглашена свобода торговли. Успешно развивалась кредитная система. Создаются и быстро развиваются кредитные общества («Поземельный кредит», «Движимый кредит» и др.), сберегательные кассы, банки (Земельный банк, торговые и промышленные банки). Это период так называемого грюндерства – массовой горячки учредительства банковских предприятий.
Таким образом, в течение столетия во Франции произошел промышленный переворот и экономика страны окончательно перешла на рельсы капиталистического развития. Однако в отличие от Англии французский капитализм в силу национальных особенностей приобрел ростовщический характер.

Промышленная революция

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Причины промышленного переворота

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных британских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития. В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие:

1.формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

2.высокий уровень развития торговли;

3.формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

4.широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

5.развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

6.развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности».

Несколько иной взгляд на причины Промышленной революции был выработан в трудах экономических историков: Иммануила Валлерстайна, Кристофера Хилла, Чарльза Уилсона, Ж. Бержье и др., - которые анализировали ход индустриализации Западной Европы и других стран в XVIII-XIX вв. на базе конкретных фактов, имевшихся в их распоряжении. По их мнению, ключевую роль в ускорении промышленного роста Англии в XVIII веке сыграла система протекционизма, введённая в 1690-е годы и усиленная дополнительными протекционистскими мерами к середине XVIII в. Именно она обеспечила быстрое развитие английской промышленности, несмотря на конкуренцию со стороны более сильной в то время голландской промышленности, а также обеспечила развитие промышленности Пруссии, Австрии и Швеции, где тоже были введены протекционистские системы.

Значительно меньшую или совсем незначительную роль в этом процессе, по их мнению, сыграли факторы, связанные с деньгами и наличием капитала. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700-1850 годов основывались представителями среднего класса (крестьянами, торговцами, ремесленниками), которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счёт собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых.

Уильям Белл Скотт Железо и уголь, 1855-1860 годы.

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

1.борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства (в Англии особенно активно эти меры проводились в период с 1688 года по 1724 год и после 1746 года);

2.заключение негласного общественного договора между бизнесом и обществом, гарантировавшего, что они будут придерживаться определенных правил поведения, уважая права и бизнеса, и общества.

Существует мнение, что глубинная причина того, что промышленная революция, а впоследствии и научная, инновационная революция, началась именно в Европе, заключалась в поведенческих стереотипах европейского человека: а именно, в его отношении к женщине. Европеец, в общем и целом, должен был отличиться перед женщиной, чтобы она его выбрала в качестве брачного партнера. В то время как восточный менталитет предполагал от индивидуума такое поведение в гораздо меньшей степени. Перед женщиной, являющейся более бесправной, власть имущим на Востоке в меньшей степени требовалось доказывать своё превосходство, в том числе и в интеллектуальной сфере, поощряя слагающего стихи поэта, учёного астронома, выдающегося архитектора или гениального учёного или изобретателя.

Прядильная машина С. Кромптона, 1779 год.

Инновации

Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях, появившихся к концу XVIII в.:

Текстильная промышленность - прядение нити из хлопка на прядильных машинах Р. Аркрайта (1769), Дж. Харгрейвза и С. Кромптона. Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна.

Паровой двигатель - изобретённая Дж. Уаттом и запатентованная им в 1775 году паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.

Металлургия - в чёрной металлургии кокс пришёл на смену древесному углю, так же, как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди. Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах, но и для получения ковкого чугуна, в том числе при пудлинговании, изобретённом Генри Кортом в 1783-1784 годах.


Похожая информация.


ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Рубрика (тематическая категория) Производство

Уникальность промышленной революции в Западной Европе. Этапы промышленной революции. Промышленная революция в Англии. Аграрная революция. Демографический подъем. Рост финансового капитала. Техника как крайне важно е условие промышленной революции. Торговая революция. Промышленная революцияна европейском континœенте. Аграрная революция. Рост населœения. Революция в средствах коммуникации. Промышленная революция во Франции, Германии и России. Формирование индустриальной цивилизации.

Н

ам известны многие революции в промышленности на протяжении истории западной цивилизации, и, несомненно, их будет немало в будущем. Периоды быстрого технологического изменения часто называют революциями, квалификация такого рода вполне справедлива. ʼʼПри этом, исторически, - пишут Р.Лернер, С.Мичэм и Э.Берне в своей книге ʼʼЗападные цивилизацииʼʼ, существует только одна промышленная революцияʼʼ. Это переход на протяжении столетия от аграрной, ремесленной экономики к доминированию городской, машинной цивилизации. Тот факт, что это европейская революция, является далеко не случайным; и хотя в серединœе XVIII столетия Европа представляла собой континœент с еще доминирующей аграрной культурой, хотя ее населœение оставалось неграмотным и имело низкий уровень жизни, именно в ней произошла промышленная революция (иногда в научной литературе используют термин ʼʼпромышленный переворотʼʼ).

ʼʼПромышленный переворот, ᴛ.ᴇ. переход от инструментальной к машинной стадии производства (в центрах мирового хозяйства - конец XVIII - середина XX в.), представляет, подчеркивает В.А. Мельянцев, третью, видимо удавшуюся попытку стран Запада встать на путь сравнительно быстрого, длительного, относительно устойчивою, самоподдерживающегося экономического роста. (Первая попытка была в XI XIII вв., вторая в конце ХУ-ХУ1 в.; каждая из них заканчивалась глубоким мальтузианским кризисомʼʼ.

Как и в первых двух случаях, экономический подъем сопровождался и был отчасти, как показывают исследования, обусловлен потеплением климата (в Западной и Северо-Западной Европе примерно с 1700ᴦ.). Это привело к росту сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, обусловило увеличение численности населœения, повысило спрос, создав общую благотворную психологическую атмосферу, которая способствовала техническому прогрессу и повышению уровня капиталовложений, так как снижала предпринимательские риски.

В отличие от прошлых столетий к серединœе XVIII -началу XIX в. как результат длительного эволюционного протоиндустриального развития в ряде регионов Западной Европы был в целом накоплен немалый экономический, социально-институциональный, научный и культурный потенциал, некая критическая масса, необходимая и, возможно, достаточная для запуска механизма самоподдерживающегося роста. Промышленной революции содействовали не только рост населœения и повышение спроса, но также и деятельность многочисленного сословия торговцев, способствующая процветанию европейских государств (Р.Лернер, С.Мичэм,Э.Берне).

В ходе промышленной революции произошла смена мануфактурного производства машинной ‣‣‣индустрией, причем данный процесс имел несколько этапов. Согласно принятой в отечественной истории технике классификации (она изложена в работах А.А. Зворыкина и С.В. Шухардина), промышленная революция прошла три этапа.

Первый этап промышленной революции был связан с появлением рабочих машин в текстильном производстве. Изобретение и распространение рабочих машин создали неограниченные возможности для расширения производства и его технического усовершенствования. ʼʼПромышленная революция в XVIII веке, писал К Маркс, исходит как раз от этой части машин от рабочей машины. И теперь каждый раз, когда ремесленное или мануфактурное производство превращается в машинное, исходным пунктом служит рабочая машинаʼʼ.

Второй этап промышленной революции начался с изобретения универсального теплового двигателя, ᴛ.ᴇ. паровой машины. Последняя стала двигателœем крупной промышленности, ибо она не только удовлетворяла нужды развивающейся фабричной системы, но и сама послужила сильнейшим стимулом для введения рабочих машин во всœе отрасли производства, и в первую очередь в машиностроение.

Третий этап промышленной революции был связан е созданием рабочих машин в машиностроении, т. е. с изобретением суппорта͵ или резцедержателя. Машиностроение, снабженное мощной энергетической базой и оснащенное рабочими машинами, позволило наладить бесперебойный массовый выпуск самых разнообразных машин и снабдить ими всœе отрасли производства. Только тогда, когда машины стали производиться машинами, крупная промышленность, по выражению К. Маркса, ʼʼсоздала адекватный ей технический базис и стала на свои собственные ногиʼʼ. Применение машин в производстве привело к возникновению большого числа промышленных предприятий, образованию промышленных центров и скоплению в них населœения. Эпоха промышленного переворота является, таким образом, временем возникновения и развития фабричного производства. В силу целого ряда обстоятельств не всœе страны Запада были в равной мере готовы к ʼʼпромышленному рывкуʼʼ. Исторически случилось так, что родиной промышленной революции стала Англия, хотя больше всœего предпосылок было у Голландии, в которой буржуазия находилась у власти и которая имела передовое сельское хозяйство, разнообразные мануфактуры, огромный морской флот, разветвленную сеть каналов, значительную энергетическую базу (многочисленные мельницы, торф), внушительный финансовый сектор, сравнительно высокий уровень урбанизации и образования населœения.

В своей книге ʼʼВосток и Запад во втором тысячелœетии: экономика, история и современностьʼʼ В.А. Мельянцев на базе обобщения работ многих исследователœей выделяет следующие причины возвышения Англии, позволившие ей впоследствии (XIX в.) стать ʼʼмастерской мираʼʼ. В первую очередь, начиная с эпохи нормандского завоевания Англия по уровню институциональной зрелости (меньшая степень феодальной раздробленности, более раннее создание национального государства) опережала ряд других западноевропейских обществ. В XVI - XVIII вв. страна постепенно перешла на другой виток самоорганизации, важнейшим принципом которой были уже не средневековые регламентации, а законы конкуренции со всœеми вытекающими отсюда последствиями.

Во-вторых, английское государство было не только ʼʼночным сторожемʼʼ, как его иногда изображают в популярных учебниках; оно играло весьма существенную роль в создании стабильных и гибких институтов, в установлении и реализации четких законов, уходящих корнями в римское право, в формировании различных элементов инфраструктуры (транспорта͵ связи и т.п.), в совершенствовании тарифной системы. Английское государство вплоть до завершения первичной индустриализации (30-40-е гᴦ. XIX в.) проводило жесткую политику протекционизма: стимулировало вывоз и ограничивало импорт готовых изделий, запрещало экспорт новейших технологий, регулировало уровень оплаты труда, цен и условия работы. В промышленной революции существенную роль играли не только купцы и ремесленники, но и бюрократы, военные и политики, которые, употребляя образное выражение У.Ростоу, ʼʼраздвигали возможности купцов и ремесленниковʼʼ.

В-третьих, островной характер британского государства способствовал ограничению масштабов военных, непроизводительных расходов и разрушений на территории королевства, а также благоприятствовал большей открытости миру, развитию внешних связей и морских, ᴛ.ᴇ. наиболее эффективных, коммуникаций, которыми Англия прочно овладела в результате ряда войн XVI XVIII вв.

В-четвертых, не следует забывать о соответствующей ʼʼпомощиʼʼ континœентальных держав - о немалом трансферте капиталов, технологий, квалифицированных специалистов и предпринимателœей из Голландии, Франции, Германии и Италии, многие из которых у себя на родинœе были нонконформистами (к примеру, гугеноты). Среди иммигрантов и британских нонконформистов было немало талантливых умельцев, внесших существенную лепту в национальный фонд изобретений.

Помимо указанных причин, действовавших в основном ʼʼна стороне предложенияʼʼ, промышленный переворот в Англии был обусловлен также увеличением продуктивности сельского хозяйства в ходе аграрной революции, демографическим подъемом и повышением уровня урбанизации, торговой революцией, техническими изобретениями и пр., к краткому рассмотрению чего и перейдем.

Прежде всœего, как показано в фундаментальном исследовании Ф.Броделя ʼʼМатериальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.ʼʼ, генезис промышленной революции в Англии был бы невозможен без начавшейся в XVII в. аграрной революции. Оказывается, успехи английского земледелия до промышленной революции, успехи бесспорные, вытекали не столько из применения машин или чудесных культур, сколько из новых форм использования почв, повторных вспашек, ротации культур, которые нацелœены были одновременно и на устранение паров, и на улучшение животноводства, полезного источника удобрений и, стало быть, средства избежать истощения почв; вытекали из внимания к селœекции семян и пород овец и крупного рогатого скота͵ из специализированной агрикультуры, увеличивавшей производительность - с результатами, которые варьировали от региона к региону исходя из природных условий и обязательств, связанных с обменом, которые никогда не бывали одними и теми же. Системой, к которой придут, стало то, что в XIX в. назовут высоким сельским хозяйством, ʼʼ...это искусство крайне трудное, писал Ш.Баер-Дюолан, - ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет в качестве прочной основы лишь долгую цепь наблюдений. Земли огороженные и сильно разрыхленные частыми вспашками, удобряемые обильным навозом хорошего качества и попеременно засеваемые растениями, истощающими и восстанавливающими плодородие, без паров... со сменой зерновых растений со стержневыми корнями, которые истощают почву, извлекая свои вещества с большой глубины и ничего не возвращая земле, травянистыми растениями со стелющимися корнями, улучшающими почву и черпающими свою субстанцию из поверхностных слоевʼʼ.

Высокая продуктивность сельского хозяйства Англии была достигнута ценой обезземеливания массы крестьян, которая стало резервом рабочей силы для промышленной революции. Она же обеспечивала стране изобилие в продуктах, что способствовало росту населœения. Не будем, наконец, забывать, подчеркивает далее Ф. Бродель, взвешивая роль сельского хозяйства в промышленной революции, что английские деревни очень рано оказались связаны с национальным рынком острова; охваченные его сетью, они вплоть до начала XIX в. с успехом кормили города и промышленные посœелки (редкие исключения лишь подтверждают правило); они образовывали главную часть внутреннего рынка, бывшего первым и естественным местом сбыта для пришедшей в движение английской промышленности. Эта прогрессировавшая агрикультура была по преимуществу клиентом желœезоделательной промышленности. Сельские орудия - подковы, лемехи плутов, косы, серпы, молотилки, бороны, катки-глыбодробители - представляли значительные количества желœеза. Сельское хозяйство также обеспечивало Англии изобилие в продуктах, что способствовало росту населœения.

В XVIII в. населœение в Англии увеличивалось, как увеличивалось оно по всœей Европе и по всœему миру: 5835 тыс. жителœей в 1700 ᴦ., чуть больше 6 млн в 1730 ᴦ., 6665 тыс. в 1760 ᴦ. Далее движение ускоряется: 8216 тыс. человек в 1790 ᴦ., 12 млн в 1820 ᴦ., почти 18 млн в 1850 ᴦ. Коэффициент смертности снизился с 33,37 до 27,1 в 1800 ᴦ. и до 21 для десятилетия 1811- 1821 гᴦ., в то время как коэффициент рождаемости достиг рекордного уровня - 37 и даже его превзошел. Цифры эти, которые всœего лишь оценки, варьируют от автора к автору, но без чрезмерных расхождений.

Историки-демографы показали, как прогрессировала, утверждалась черная Англия, с ее фабричными городами и рабочими домами. Алексис де Токвнль вслед за многими другими описал ее в своих путевых заметках: в июле 1835 ᴦ. он остановился в Бирмингеме, затем добрался до Манчестера. Это были тогда огромные города, незавершенные, застраивавшиеся быстро и плохо, без предварительного плана, но оживленные; эта цепочка крупных городских центров, тесных, - Лидс, Шеффилд, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль - была душой английского взлета. В случае если Бирмингем еще имел человеческий облик, то Манчестер уже был адом. Населœение в нем удесятерилось с 1760 по 1830 ᴦ., выросши с 17 тыс. до 180 тыс. жителœей. Из-за нехватки места заводы на холмах были в 5, 6 и даже 12 этажей. Дворцы и рабочие дома были рассеяны по всœему городу как придется. Повсюду лужи, слякоть; на одну замощенную улицу - десять утопающих в грязи. Грязные дома были битком набиты мужчинами, женщинами, детьми; в подвалах ютилось по 15 16 человек разом. 50 тыс. ирландцев составляли часть ужасающего типичного субпролетариата. Так же было и в Ливерпуле, где Токвиль отмечает наличие ʼʼшестидесяти тысяч ирландцев-католиковʼʼ. И добавляет: ʼʼНищета почти столь же велика, как и в Манчестере, но она прячетсяʼʼ. И так во всœех этих городах, порождении промышленности; роста английского населœения никогда не будет хватать, чтобы обеспечить массу необходимых работников. На выручку пришла иммиграция - из Уэльса, Шотландии, а еще больше из Ирландии. А так как механизация умножала потребности в неспециализированном труде, во всœех этих горячих точках промышленного развития прибегали к труду женщин и детей рабочей силе покорной и плохо оплачиваемой, а также к иммигрантской рабочей силе.

Следовательно, промышленная революция объединила всœе нужные ей кадры, и после 1750ᴦ. Англия довольно быстро наполнилась людьми, которые ʼʼбыли необходимым человеческим измерением промышленной революцииʼʼ (Ф.Бродель). Без этих тысяч, этих миллионов людей просто не было бы самой английской промышленной революции и всœего связанного с ней. Движение демографическое и движение промышленности были двумя громадными процессами, они шли вместе. ʼʼРазумно предположить, - пишет Ф.Дин, - что без подъема производства начиная с 1740 I. сопровождавший его рост населœения был бы блокирован повышением уровня смертности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ явилось бы следствием снижения жизненного стандартаʼʼ. Приведенные им данные об уровнях рождаемости и смертности свидетельствуют о том, что демографическая революция следовала за промышленным развитием, или по крайней мере в значительной части она была им ʼʼиндуцированаʼʼ.

Промышленную революцию в Англии стимулировал финансовый капитал, чья история перекрывает ее, предшествует ей, проходит через нее, выплескивается за ее пределы. ʼʼНа мой взгляд, замечает Ф. Бродель, капитализм это старое приключение; когда начиналась промышленная революция, он имел за собой обширное прошлое, состоявшее из опытов, не всœегда бывших только торговыми. Настолько, что в Англии первых лет XIX в. капитал предстал в различных своих классических формах, которые еще всœе были живы: капитала сельскохозяйственного, который еще в 1830ᴦ. один только составлял половину английского национального достояния; капитала промышленного, который увеличивался очень медленно, а затем очень стремительно; капитала торгового, весьма давнего, относительно менее важного, но распространившегося в масштабе всœего мира и создавшего колониализм, которому вскоре придется искать название и оправдания; наконец (если совмещать банковское дело и финансы), капитала финансового, не дожидавшегося для своего существования мирового первенства лондонского Ситиʼʼ. Технологии использования денег, таким образом, не менее важны, чем технологии прядения и ткачества, окраски и шитья, для понимания происходящих в обществе процессов.

Без подъема ʼʼденежного капитализмаʼʼ невозможно рождение промышленного переворота в Англии, ибо в потоке революций, пронизывающих бурный рост страны, была даже финансовая революция, которая протекала вперемешку с индустриализацией страны и поддерживала ее. Новейшие исследования доказывают, что Английский банк, основанный в 1694 ᴦ. и выступающий стержнем целой системы банков, обеспечивал кредит, долгосрочный и краткосрочный, поддерживал предпринимательскую деятельность в XVIII и даже в XIX столетиях.

Значительную роль в генезисе и протекании промышленной революции в Англии сыграла техника - различного рода машины. Высокая степень развития мануфактур с их далеко зашедшим процессом разделœения груда подготовила условия для технического переворота замены ручного труда машинным. Первые машины механический ткацкий станок, а за ним механическая прялка ʼʼДженниʼʼ - появились в XVIII в. в хлопчатобумажной промышленности, в достаточной мерс обеспеченной сырьем (хлопком из Индии и Америки) и подгоняемой конкурентной борьбой. Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед; никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным. Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его, и здесь нужно было безотлагательно вводить машины.

Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во всœе важнейшие отрасли производства - добычу угля, производство желœеза и т. п. В 1784 ᴦ. Дж.Уатт, ученый и конструктор, изобрел первый универсальный двигатель паровую машину, приводящую в движение разные рабочие механизмы. Это изобретение было очень важным, открывая путь к дальнейшему огромному ускорению и совершенствованию машинного производства. Оно подготавливало условия и для технической революции в области транспорта. В 1807 ᴦ. по реке Гудзон, в Америке, совершил первый рейс еще двигавшийся очень медленно пароход, изобретенный Фултоном. В 1814ᴦ. Дж.Стефенсон (приоритет здесь принадлежит Черепановым) создал конструкцию паровоза, которая пять лет спустя получила практическое применение на рельсовом пути и положила начало стремительному развитию желœезнодорожного транспорта͵ оказавшего в свою очередь мощное воздействие на развитие промышленности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, промышленный переворот, начавшийся в XVIII в. в Англии, оказал огромное влияние на последующее развитие всœего мира. С теми или иными изменениями, иногда весьма значительными, промышленный переворот совершился в XIX в. почти во всœех странах Европы и Северной Америки.

Некоторые западные исследователи игнорируют значимость техники в становлении промышленной революции, исходя из понимания ее как главной пружины процесса индустриализации. По мнению Ф. Броделя, историография последних лет располагает солидными аргументами для того, чтобы перестать видеть в технике первичный двигатель или даже затравку. При этом он признает, что изобретение в общем-то опережает способности промышленности; тем не менее в силу самого этого факта оно часто падает в пустоту. Дело в том, что технические инновации зависели от действия рынка: они лишь отвечали на настойчивый спрос потребителя. Такая зависимость действительно существует, однако речь идет о том, что техника является необходимым условием промышленной революции, тогда как экономика выступает достаточным условием. Не следует забывать того существенного факта͵ что технические инновации изменяют социальный мир.

Одним из факторов, оказавших влияние на промышленную революцию в Англию, является торговая революция. Не случайно Ф. Бродель считает правомерным говорить в применении к Англии XVIII в. о торговой революции, о настоящем торговом взрыве. На протяжении этого столетия индекс роста производства тех отраслей промышленности, что работали единственно на внутренний рынок, увеличился со 100 до 150; у тех же, что работали на экспорт, индекс вырос со 100 до 550. Ясно, что внешняя торговля намного обгоняла других ʼʼбегуновʼʼ, и очевидно, что такую ʼʼреволюциюʼʼ саму по себе следует объяснить, а ʼʼобъяснение это подразумевает никак не меньше, чем мир в его целостности. Что же касается ее связи с революцией промышленной, то связи эти были тесными и взаимными: обе революции оказывали одна другой мощную поддержкуʼʼ (Ф. Бродель).

Английский успех за пределами острова заключался в образовании весьма обширной торговой империи, ᴛ.ᴇ. в открытии британской экономики в сторону самой крупной зоны обмена, какая только была в мире, - от моря вокруг Антильских островов до Индии, Китая и африканских берегов. Эта торговая империя приносила значительные доходы, однако их всœе же было бы недостаточно для индустриализации Англии. Главным источником обогащения господствующих классов Англии, давшим в их руки несметные богатства, было ограбление колоний.

Благодаря своему островному положению, близости к мировым путям и сильному морскому флоту Англия в своей неудержимой колониальной экспансии сумела обогнать многих своих конкурентов. В 1607ᴦ. на побережье Североамериканского материка англичане создали свою первую колонию - Виргинию. С этого началось завоевание новых обширных земель: через недолгое время на территории нынешних Соединœенных Штатов Америки было создано 13 колоний. В результате двух войн - так называемой войны за испанское наследство (1701 - 1714гᴦ.) и Семилетней войны (1756-1763 гᴦ.) Англия отняла у Франции ее обширные владения в Канаде и отвоевала громадные территории в Индии. Бен-галия, Мадрас, княжества Бенарес, Хайдарабад, Ауд и другие стали добычей английских колонизаторов.

Захваченные земли английские колонизаторы подвергли разграблению: они обкладывали населœение непомерными разорительными налогами, продавали свои товары с чудовищной наценкой, во много раз превышавшей действительную стоимость товара. Колонизаторы сеяли смерть, разорение, нищету, вывозили из завоеванных земель золото, драгоценности. Сосредоточив в своих руках огромные капиталы, согнав английских крестьян с земли и тем самым создав рынок дешевых рабочих рук, английская буржуазия имела теперь всœе возможности резко двинуть вперед промышленное производство, к чему ее толкал спрос растущего внутреннего и внешнего рынков. В самом делœе, в период, предшествовавший 1760 ᴦ. и следующий после него, в то время как британская и мировая торговля, практически и та и другая, непрестанно росли, те обмены, что питали Англию, относительно уменьшились в направлении близлежащей Европы и увеличились на уровне заморских торговых операций.

Промышленная революция из Англии распространилась на европейский континœент (и Северную Америку), где тоже созрели для этого определœенные условия. Опыт ныне развитых государств свидетельствует о том, что их индустриальный рост был более сбалансированным и имел более широкую основу, чем принято считать. Он был в немалой мере взаимосвязан с развитием сельского хозяйства и инфраструктурных отраслей. Согласно расчетам В.А. Мельянцева, в странах Запада и Японии на этапе их ʼʼпромышленного рывкаʼʼ существовала достаточно тесная корреляция (коэффициент равен 0,78) между динамикой сельскохозяйственного и промышленного производства.

Это значит, что аграрная революция (началась в Англии в 1690-1700 гᴦ., во Франции и США в 1750-1770 п., в Германии в 1790-1800 гᴦ.), во многом - по крайней мере до середины XIX в. оказала немалое влияние на происхождение и развитие промышленной революции. Причем на европейском континœенте (и в Северной Америке) она происходила на традиционной и полутрадиционной основе, ᴛ.ᴇ. без машин и химических удобрений, но на базе улучшения систем ротации культур, использования селœекционных семян, более продуктивных пород скота͵ широкого применения органических удобрений, усовершенствованных орудий труда (аналогично тому, как это было в Англии). Вместе с тем она обусловила в целом существенный рост эффективности сельскохозяйственного производства, который во многом определял его общую динамику.

Резюмируя расчёты эффективности динамики роста аграрною производства, В.А. Мельянцев подчеркивает, что подъем сельского хозяйства и его интенсификация (сначала на полутрадиционной, а затем на более или менее современной основе) способствовали не только росту численности населœения в ныне развитых странах, но и повышению (в тенденции) его жизненного уровня, относительному снижению издержек производства в несельскохозяйственных отраслях экономики, расширению емкости внутреннего рынка и в конечном счете обусловили перерастание протоиндустриального развития в индустриализацию.

Важнейшей предпосылкой, фактором и составной частью промышленного переворота на европейском континœенте (и в Англии) была революция в средствах коммуникаций (желœезные дороги, паровые суда и пр.), вызвавшая резкое удешевление перевозок при росте их скорости, надежности и качества. Это уменьшало предпринимательские риски, усиливало внутрихозяйственную кооперацию экономик и международное разделœение труда, стимулировало интенсификацию потоков готовых продуктов, сырья, труда и капитала. Основой коммуникационной революции в конце XVIII первой половинœе XIX в. послужило бурное, но во многом недооцененное исследователями развитие традиционных транспортных систем (активное строительство в западноевропейских государствах, США и Японии морского и речного парусного флота͵ портов, каналов, мостов и дорог). По расчетам и оценкам, приводимым В.А. Мелъянцевым, в 1860-1870-е гᴦ. свыше половины морского, речного и сухопутного грузооборота ныне развитых стран приходилось на традиционные виды транспортных перевозок.

Немного нововведений имело столь далеко идущие последствия, как пассажирский паровой желœезнодорожный транспорт (желœезнодорожная колея без паровозов имеет гораздо более раннее происхождение). В Германии еще в конце XV века рельсовые пути использовались на горных выработках. Такие же рельсовые пути имелись и в Англии - под Ноттингемом и в Бросли - в первом десятилетии XVII века (быть может, даже несколько раньше). Рельсовый рудничный транспорт обходился дешевле и был эффективнее гужевых перевозок по плохим дорогам. С ростом промышленности развивалась и расширялась сеть цельнометаллических рельсовых путей.

С началом пассажирского желœезнодорожного сообщения как никогда раньше открывались возможности поездок для более широких слоев населœения. Но еще более важную роль желœезные дороги сыграли в делœе дальнейшей индустриализации, став главными артериями промышленности. Тенденции в развитии промышленности, - замечает С. Лилли, требовали дальнейшей концентрации производства в виде крупных предприятий. Блага индустриализации попали в зависимость от путей сообщения, по которым сырье и готовая продукция доставлялись туда, куда это было нужно. Желœезные дороги на суше и пароходы на море были призваны обеспечить такие перевозки.

Еще одним компонентом революции в коммуникациях стало применение электричества, выразившееся в изобретении телœеграфа и телœефона. Первой важной областью применения электричества стал телœеграф, отчасти потому, что здесь практические трудности были проще, чем, скажем, в делœе электрического освещения, и отчасти потому, что потребность в телœеграфе ощущалась нагляднее и настоятельнее. С ростом торговли всœе нужнее становились быстрые способы связи, а с развитием желœезнодорожного сообщения стала совершенно безотлагательной крайне важно сть в том или ином способе оперативного предупреждения сигнальщика о приближении поезда.

С самого начала XIX века многие люди работали над созданием телœеграфа, но только в 1832ᴦ. первый в мире электромагнитный телœеграф был построен в Петербурге П.Л. Шиллингом, независимо от него в 1837 году его изобрели американец С.Морзе и англичане Кук и Уитсон. Через год телœеграф английского изобретения был установлен на желœезнодорожной линии между Паддингтоном и Уэст-Дрейтоном, протяженностью около 20 километров, а Морзе закончил в 1844 году линию, соединяющую Вашингтон с Балтимором (64 километра). В США через четыре года телœеграфная связь была установлена во всœех штатах (кроме одного) к востоку от Миссисипи. В Англии протяженность телœеграфных линий достигла в 1868 году свыше 25000 километров. Подводный кабель между Дувром и Кале был уложен в 1851 году. С открытием трансатлантического сообщения в 1866 году телœеграф стал средством международной связи.

В случае если людям удалось с помощью электричества передавать сигналы на большие расстояния, то, вполне естественно, они стали искать путей удобного способа передачи устной речи. Ф.Рейсу первому в 1861 году удалось добиться некоторых успехов в этой области, но его аппарат, работавший с перебоями, так и остался просто забавной игрушкой. И только в 1876 году А.Беллу, переселœенцу из Шотландии в США, удалось изобрести телœефон, получивший практическое применение. Через несколько лет его телœефон уже применялся во всœех цивилизованных странах мира.

Вслед за Англией на капиталистический путь развития вступила и Франция, где в 1789ᴦ. произошла буржуазная революция. Сражение с феодализмом во Франции было ожесточеннее и упорнее, чем в Англии, ибо тормозящее влияние феодальных отношений на развитие зарождающегося капиталистического производства и техники здесь сказывалось особенно остро. Начало промышленной революции во Франции, как это показано французскими историками Лависсом и Рамбо в их ʼʼИстории XIX векаʼʼ, совпало с периодом наполеоновской империи (1805-1814гᴦ.). Во французской текстильной промышленности значительное распространение получили рабочие машины ʼʼдженниʼʼ и мюль-машины. На отдельных предприятиях насчитывались сотни мюль-машин с десятками тысяч веретен. В данный период появляются и чисто французские изобретения станок Жаккарда для производства шелковых узорчатых тканей (1805) и льнопрядильная машина Жирара (1810).

Полного развития промышленный переворот во Франции достиг в период реставрации Бурбонов (1815-1830гᴦ.). В это время наметились огромные технические сдвиги в промышленности, выражавшиеся в широком внедрении машин во всœе области производства. Фабричная индустрия, основанная на машинной технике, пришла на смену предприятиям мануфактурного типа. Завершение промышленного переворота произошло во Франции после революции 1848ᴦ., уже в серединœеXIX в. В это время Франция по размеру выпускаемой продукции занимала второе (после Англии) место в мире и первое в Европе. ʼʼФранцузская промышленность самая развитая... на всœем континœентеʼʼ (К.Маркс).

В Германии вследствие ее феодальной раздробленности и длительного сохранения крепостнических отношений промышленный переворот совершился позже, чем в Англии и Франции. В первой половинœе XIX в. Германия продолжала оставаться аграрной страной с мелким промышленным производством. Капиталистическое развитие Германии начинается лишь после знаменитого 1848ᴦ., когда вся Центральная Европа, в т.ч. и Германия, были до основания потрясены буржуазными революциями. С конца 40-х годов промышленная революция в Германии начинает быстро захватывать одну отрасль производства за другой и к концу 60-х годов XIX века завершается. К началу 70-х годов Германия настолько оснастила свое хозяйство первоклассной машинной техникой, что вышла на первое место в Европе по многим видам промышленной продукции.

Позже всœех европейских стран на путь капиталистического развития вступила Россия. Феодально-крепостнические отношения в России мешали развитию производства и техники. Начало промышленного переворота в России относится к 30-м годам XIX в. При этом его развитие шло чрезвычайно медленно, по темпам далеко отставая от передовых стран Европы. Решающую роль в становлении капитализма в России сыграла отмена крепостного права. После отмены крепостного права промышленный переворот в России пошел чрезвычайно быстро. Особенно бурно в пореформенный период развивалась горнозаводская промышленность на Юге России, которая по темпам своего роста оставила позади как Западную Европу, так и Соединœенные Штаты Америки. За десять лет (1886 - 1896) выплавка чугуна в России, главным образом за счёт продукции южных металлургических заводов, утроилась. Франция сделала подобный шаг за 28 лет, Соединœенные Штаты Америки - за 23 года, Англия - за 22 года, Германия - за 12 лет.

Быстрыми темпами шло техническое оснащение промышленности. Резко увеличилось число рабочих. В.И. Ленин, анализируя статистику развития горнозаводской промышленности на Юге России в конце XIX в., писал: ʼʼИз этих цифр ясно видно, какая техническая революция происходит в настоящее время в России и какой громадной способностью развития производительных сил обладает крупная капиталистическая индустрияʼʼ. При этом и после падения крепостного права многочисленные остатки феодально-крепостнических отношений в стране тормозили переход промышленности от ручного производства к машинному.

Особенно сильно это сказалось в горной промышленности Урала. Здесь остатки крепостных отношений - сильное развитие отработков, прикрепление рабочих к заводам, низкая производительность труда, низкая зарплата͵ примитивная, хищническая эксплуатация природных богатств, замкнутость и оторванность от других районов страны и т. п. нужнолго замедлили темпы внедрения машинной техники в промышленное производство. Только в начале XX столетия Россия начала свой взлет благодаря техническим достижениям и проводимым С.Ю. Витте экономическим реформам. Другое дело, что эти реформы оказались прерванными и вместо блестящего взлета благодаря целому ряду исторических обстоятельств Россия погибла как великая держава.

Социальные последствия промышленной революции весьма значительны, ибо она в конечном счете генерировала новую, научно-техническую цивилизацию. Действительно, в эпоху промышленного переворота (в расчетах В.А. Мельянцева это 1800-1913 гᴦ.) в ныне развитых странах произошли кардинальные сдвиги в структурах производства и национального богатства, позволяющие говорить о становлении качественно нового типа хозяйственной эволюции - так называемого современного экономического роста. За период немногим более 100 лет их совокупный продукт вырос почти в 10 раз, в т.ч. на душу населœения в 3,3-3,7 раза. Это означает, что по сравнению с первыми восœемью столетиями второго тысячелœетия средний темп изменения подушевого дохода увеличился на порядок (в 9-11 раз).

Возникла и сформировалась индустриальная цивилизация. Прогресс был достигнут как на базе расширения и углубления внутренних конкурентных рынков, так и в результате интенсификации внешних взаимосвязей стран, создания мирового капиталистического хозяйства. ʼʼСравнительно быстрая трансформация стран Запада и Японии, подчеркивает В.А. Мельянцев, и в данном, видимо, парадокс и парадигма развития определилась не только (а быть может, не столько?) масштабами вытеснения прежних форм производства, но и достижением органического синтеза современных и наиболее продуктивных из числа традиционных факторов роста͵ роль которых в становлении индустриальной цивилизации и придании ей относительной устойчивости оказалась весьма значительнойʼʼ. Внутренняя логика развития индустриальной цивилизации привела к научной революции на рубеже ХIХ-ХХ веков со всœеми вытекающими отсюда последствиями.

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" 2017, 2018.

Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века . Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот французским экономистом Жеромом Бланки .

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией , началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Причины промышленного переворота

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVI века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки .

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных британских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии , способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании , Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции , Пруссии , США .

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс , главными факторами промышленной революции в Англии были следующие :

  • формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
  • высокий уровень развития торговли;
  • формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
  • широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
  • развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
  • развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности» .

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Прядильная машина С.Кромптона, 1779 г.

Инновации

Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях , появившихся к концу XVIII в.:

  • Текстильная промышленность - прядение нити из хлопка на прядильных машинах Р.Аркрайта (1769), Дж. Харгрейвза и С. Кромптона. Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна .
  • Паровой двигатель - изобретенная Дж. Уаттом и запатентованная им в 1775 г. паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.
  • Металлургия - в чёрной металлургии кокс пришел на смену древесному углю , так же, как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди . Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах , но и для получения ковкого чугуна , в том числе при пудлинговании , изобретенном Генри Кортом в 1783-1784 годах.

История промышленной революции

Наиболее известная из ранних паровых машин разработка Дж. Уатта была предложена в 1778 г. Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Ещё более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 г. фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи .

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось.

Текстильная промышленность

Ткацкая фабрика в городе Реддиш, Великобритания

В начале XVIII в. британская текстильная промышленность ещё была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии .

Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу . В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 г. близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик . Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона , оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 г. В 1771 г. в Кромфорде, Дербишир , начала работать прядильная фабрика Аркрайта , который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводилась в движение водяным колесом . Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а ещё через 10 лет - 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин - для шерстяных фабрик. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

Машиностроение

В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники , поскольку металл был дорог и труден в обработке.

С появлением все возрастающего спроса на металлические детали прядильных станков, паровых машин, а также сеялок и других механизмов, введенных в употребление в британском сельском хозяйстве с начала XVIII в. , были изобретены токарные станки , а в первой половине XIX в. фрезерный и другие станки для металлообработки .

Среди других ремесел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама . Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.

Металлургия

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало развития металлургии . Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля , использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс . Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.

С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи . Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что её стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750-х годах сын Дарби построил ещё несколько домен, и к этому времени его изделия были ещё и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.

Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования . Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Транспорт

Огромное значение имело появление железных дорог . Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком . В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон , который в - гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону , открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Химикаты

Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна ещё в средние века, но получали её из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы , в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Другой важной задачей было производство щелочных соединений . Метод промышленного производства карбоната натрия был разработан в 1791 г. французским химиком Никола Лебланом . Он смешивал серную кислоту с поваренной солью и получаемый сульфат натрия нагревал со смесью известняка и угля . Смесь продуктов реакции обрабатывали водой, из раствора получали карбонат натрия, а нерастворимые вещества (известняк, уголь и сульфид кальция) отбрасывали. Хлороводород поначалу также загрязнял атмосферу производственных помещений, но позже его научились использовать для получения соляной кислоты. Метод Леблана был прост, дешев и давал значительно более доступный продукт, чем ранее использовавшийся метод получения соды из золы растений .

Карбонат натрия использовали во множестве производственных процессов, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и в качестве отбеливателя для тканей. Лишь к началу XIX в. Чарльз Теннант и Клод Луи Бертолле разработали более эффективный отбеливатель на основе хлорной извести . Фабрика Теннанта по производству нового отбеливателя в течение длительного времени оставалась крупнейшим в мире химическим предприятием.

В 1824 г. британский каменщик Джозеф Аспдин запатентовал химический процесс производства портландцемента . Он заключался в спекании глины с известняком . Далее смесь перемалывали в порошок, смешивали с водой, песком и гравием , в результате чего получался бетон . Через несколько лет инженер Марк Изамбар Брюнель применил бетон для строительства первого в мире водонепроницаемого тоннеля под рекой Темзой , а в середине XIX в. его использовали для сооружения современной городской канализации.

Газовые фонари

Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мердоку. Он изобрел процесс получения светильного газа путем пиролиза каменного угля , а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812-20 гг. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.

Промышленный переворот в России

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания привело к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности . Произошел демографический взрыв . За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек.

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию».

Образование

Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция , отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.

Другим способом распространения знаний были философские общества и кружки, члены которых, в частности, изучали «натуральную философию », как тогда называли естественные науки и её практические приложения . Некоторые общества публиковали отчеты о своей деятельности, на основе которых позже возникли научные журналы и прочие периодические издания, в том числе энциклопедии .

Средневековые университеты в ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

См. также

Литература

  • Потемкин Ф. В. Промышленная революция во Франции. От мануфактуры к фабрике (М.: Наука. 1971)

Ссылки

  • Дмитрий Травин. Отар Маргания. Европейская модернизация
  • Н.Розенберг, Л. Е. Бирдцелл, мл. Как Запад стал богатым
  • Хобсбаум Э. Век Революции. Европа 1789-1848

Примечания

  1. Это является одним из аргументов сторонников теории первоначального накопления .
  2. Хикс дж. Теория экономической истории . М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003. С.184-188; Hicks J. A Theory of Economic History. Oxford, 1969, pp. 145-166
  3. То есть он считает экономические и социальные факторы основными и главными причинами промышленной революции в Англии
  4. То есть он не считает технические изобретения основной и главной причиной промышленной революции в Англии.
  5. Вопросы экономики, № 8, 2008, «В поисках институциональных характеристик экономического роста», стр. 17
  6. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York - London, 1980 pp. 233, 266; Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603-1763. New York, 1984 pp. 166, 184
  7. J-F.Bergier. The Industrial Bourgeoisie and the Rise of the Working Class 1700-1914. Fontana Economic History of Europe, ed. by C.Cipolla. Vol. III, Glasgow, 1978, pp. 412-413; Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 199-201
  8. Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 139, 179
  9. Более подробное изложение этого взгляда экономических историков на причины Промышленной революции содержится в книге: Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, главы XII, XIV-XVII
  10. Eric Bond, Sheena Gingerich, Oliver Archer-Antonsen, Liam Purcell, Elizabeth Macklem The Industrial Revolution – Innovations . Industrialrevolution.sea.ca (17 февраля 2003). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  11. Hulse, David H: The Early Development of the Steam Engine; TEE Publishing, Leamington Spa, U.K., 1999 ISBN 1-85761-107-1
  12. L.T.C. Rolt and J. S. Allen, The Steam engine of Thomas Newcomen (Landmark, Ashbourne, 1997), 44.
  13. Rolt and Allen, 145
  14. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6.ГЛАВА VI.ДВОРЯНСКО-МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И БУРЖУАЗНО-РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 20-х ГОДОВ XIX В.

Новое на сайте

>

Самое популярное