Домой Кредитные карты Размещение населения и его характеристика.

Размещение населения и его характеристика.

1. По составу основного контингента обслуживаемых покупателей.

1.1. Магазины, обслуживающие городских жителей.

1.2. Магазины, обслуживающие сельских жителей.

2. По характеру размещения на территории населенного пункта ма­газины, создаваемые в городах, подразделяются на две основные группы.

2.1. Магазины, размещаемые непосредственно в жилой застройке.

2.2. Магазины, размещаемые в местах общегородского значения.

Характер размещения магазина определяется разнообразными фак­торами - величиной города и его планировочной структурой; состоянием внутригородских транспортных связей; направлениями и интенсивностью основных потоков движения населения (маршрутами внутрисуточной его миграции); плотностью населения в отдельных жилых и административ­ных районах; расположением производственных, административных и культурно-просветительных объектов, но наиболее важным фактором при этом является его функциональная направленность на удовлетворение ос­новных групп потребностей покупателей.

Так, магазины первой группы призваны удовлетворять наиболее массовые и постоянные потребности в товарах (основные группы продо­вольственных товаров; хозяйственные, галантерейно-парфюмерные и не­которые другие группы непродовольственных товаров повседневного спроса), поэтому определяющим фактором при их размещении является радиус пешеходной доступности (он принимается обычно в пределах до 500 м). Следует при этом отметить, что в практике размещения таких мага­зинов в странах с развитой рыночной экономикой этот фактор не является столь определяющим, так как практически каждая семья там имеет маши­ну, а покупки таких товаров совершаются обычно один раз в неделю. Раз­мещение магазинов этой группы следует сочетать с основными направле­ниями пешеходных маршрутов внутри жилой застройки.

Магазины второй группы призваны удовлетворять периодические и эпизодические потребности покупателей в товарах, к их услугам они об­ращаются редко, поэтому радиус пешеходной доступности не играет для них определяющей роли. Главными факторами для покупателей являются широта предлагаемого выбора таких товаров и обеспечение транспорт­ной доступности при размещении магазинов. Наиболее эффективными формами территориальной концентрации таких магазинов в планировоч­ной структуре городов являются общегородские центры, центры админи­стративных районов, крупнейшие транспортные магистрали (особенно места их пересечения), территории, непосредственно примыкающие к же­лезнодорожным и автовокзалам, крупным рынкам и т. п.

В сельской местности магазины первой группы также равномерно размещаются на территории всех сельских населенных пунктов, в то время как магазины второй группы создаются, как правило, только в селах - центрах притяжения (крупных сельских населенных пунктах, в которых располагаются административные, производственные, культурно - просветительные и др. объекты).

3. По формам товарной специализации.

3.1. Универсальные.

3.2. Комбинированные.

3.3. Специализированные.

3.4. Узкоспециализированные.

3.5. Неспециализированные.

Универсальные магазины реализуют, как правило, все основные группы продовольственных или непродовольственных товаров. При этом универсальные продовольственные магазины могут включать в свой ас­сортимент и некоторые группы непродовольственных товаров, в то время как универсальные непродовольственные магазины (универмаги) могут реализовать и ряд групп продовольственных товаров. Универсальные ма­газины являются наиболее удобными для покупателей, так как обеспечи­вают комплексное удовлетворение их спроса. При этом, объединяя разно­образный ассортимент товаров, универсальные магазины обеспечивают достаточно глубокую его специализацию в разрезе отдельных своих струк­турных подразделений. Вместе с тем, следует учесть, что универсальные магазины являются наиболее сложными объектами управления, так как требуют высокого профессионализма менеджеров в сфере функциониро­вания всех основных сегментов потребительского рынка.

Комбинированные (или комплексные) магазины реализуют товары различных групп, объединенные общностью их потребления, т. е. удовле­творяют комплексный спрос отдельных категорий покупателей. Наиболее распространенными комбинированными (или комплексными) магазинами являются «Товары для детей»; «Товары для женщин»; «Товары для дома»; «Товары для отдыха и спорта»; «Диетические продукты» и некоторые дру­гие. Как видно из этих примеров, комбинированные магазины могут созда­ваться для реализации как непродовольственных, так и продовольственных товаров.

Специализированные магазины реализуют две-три группы товаров, объединенных общностью спроса. Примерами специализированных мага­зинов могут выступать магазины одежды, обуви, хозяйственных товаров, хлебокондитерских изделий, мясо-рыбных товаров и многие другие. В розничной торговой сети специализированные магазины получили наи­большее распространение. Это связано с тем, что, ограничивая свою дея­тельность определенным сегментом потребительского рынка, торговое предприятие может обеспечить достаточно высокую степень удовлетворе­ния спроса покупателей на отдельные товары, предложить достаточно ши­рокую номенклатуру дополнительных услуг, соответствующих особенно­стям реализуемых товаров, сформировать высокопрофессиональный со­став персонала в рамках избранной специализации.

Узкоспециализированные магазины реализуют товары одной группы (а иногда и отдельной подгруппы). Видами товарной специализации таких магазинов являются, например, женская обувь, электроосветительные при­боры, инструменты, мужские сорочки и другие. Еще более углубляя и ог­раничивая рыночный сегмент и соответственно повышая уровень обслу­живания покупателей, выбор такой формы специализации магазинов таит в себе и определенные угрозы, связанные с колебаниями конъюнктуры по­требительского рынка. Избежать этой угрозы можно путем выбора узкой специализации деятельности по товарам наиболее массового спроса, а также по товарам, находящимся на ранних стадиях своего жизненного цикла.

Неспециализированные (или смешанные) магазины реализуют това­ры разных групп, не связанных (или слабо связанных) между собой общ­ностью спроса. В отличие от универсальных магазинов они предлагают ограниченную номенклатуру групп продовольственных и непродовольст­венных товаров. Магазины такой формы специализации выбираются обычно для размещения в сельской местности.

Рассматривая формы товарной специализации магазинов, следует обратить внимание на то, что границы ассортиментного профиля многих из них в настоящее время выглядят несколько «размытыми». В целом ряде специализированных и узкоспециализированных магазинов встречается несвойственный им ассортимент товаров, носящий случайный характер.

4. По определяющему методу продажи товаров магазины подразде­ляются на следующие основные группы.

4.1. Магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей.

4.2. Магазины, реализующие товары по методу самообслуживания.

4.3. Магазины, реализующие товары по образцам и каталогам.

Магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей осущест­вляют продажу товаров через продавцов. Выбор такой технологии торго­вого обслуживания определяется прежде всего спецификой ассортимента реализуемых товаров. В первую очередь такой выбор оправдан для спе­циализированных и узкоспециализированных магазинов, реализующих до­рогостоящие малогабаритные товары, требующие большого объема кон­сультаций покупателей при их покупке (ювелирные изделия, меховые то­вары и т. п.). Кроме того, (такие магазины оправдывают себя при продаже товаров, трудно поддающихся стандартизации и предварительной фасовке (свежее мясо, живая рыба и т. п.). Критерием выбора таких магазинов мо­жет служить и необходимость обеспечения сохранности товаров, если они размещаются в местах со случайным контингентом покупателей (при рын­ках, автобусных и железнодорожных станциях и т. п.).

Магазины, реализующие товары по методу самообслуживания, осно­ваны на принципе свободного отбора товаров покупателями. Такие мага­зины наиболее эффективны при продаже товаров простого ассортимента наиболее массового спроса (например, универсам), а также при продаже товаров, хорошо известных покупателю, ассортимент которых носит отно­сительно стабильный характер. Кроме того, выбор таких магазинов эффек­тивен при высокой интенсивности покупательских потоков, так как этот метод продажи дает существенную экономию численности персонала.

Магазины, реализующие товары по образцам или каталогам, осуще­ствляют продажу товаров на основе предварительного ознакомления и расчета за товары, обеспечивая их последующую доставку на дом покупа­телям. Выбор такой определяющей технологии эффективен прежде всего при продаже технически сложных или крупногабаритных товаров (телеви­зоры, холодильники, стиральные машины, автомобили, мебель, основные виды стройматериалов и т. п.), образцы которых размещаются в магазинах - салонах, магазинах-складах и т. п. Торговля по каталогам может охваты­вать практически все основные группы непродовольственных товаров сложного ассортимента, выбор которых не может быть обеспечен в рамках лишь одного магазина (магазин посылочной торговли).

Выбор определяющего метода продажи товаров формирует основу торгово-технологического процесса магазина и уровень обслуживания по­купателей. Кроме того, он существенно влияет на численность персонала магазинов, размер товарных запасов, уровень расходов по обеспечению товародвижения и другие показатели, определяющие экономическую эф­фективность деятельности торгового предприятия.

5. По ценовым уровням реализуемых товаров магазины подразделя­ются на такие основные группы.

5.1. Магазины среднего уровня цен.

5.2. Магазины низких цен.

5.3. Элитные магазины с наиболее высоким уровнем цен.

Магазины среднего уровня цен имеют наибольшие возможности по­строения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей. Такие магазины рассчитаны на об­служивание наиболее массовых покупателей.

Магазины низких цен формируют свой ассортимент за счет наиболее дешевых разновидностей товаров, качество которых обычно уступает среднему уровню. Кроме того, в таких магазинах существенно занижен критерий уровня торгового обслуживания, особенно по параметрам, вызы­вающим дополнительные расходы магазина. Такие магазины рассчитаны преимущественно на обслуживание покупателей с наиболее низким уров­нем доходов.

Элитные магазины с наиболее высоким уровнем цен выбираются торговым предприятием в том случае, если избранная им рыночная ниша связана с обслуживанием покупателей с наиболее высоким уровнем дохо­дов. Высокий уровень цен на товары в этом случае обусловлен подбором особого (элитного) их ассортимента, обеспечением наивысшего качества реализуемой продукции, широкой номенклатурой дополнительных торго­вых услуг, а также высоким уровнем расходов на соответствующее оформ­ление интерьера торгового зала.

6. По размерам торговой площади магазины подразделяются на четыре основных группы.

6.1. Мелкие.

6.2. Средние.

6.3. Крупные.

6.4. Крупнейшие.

При этом для городских и сельских магазинов критерии их размер­ной дифференциации различны. К мелким магазинам в условиях город­ской застройки относят обычно магазины с торговой площадью до 250 кв. м., в сельской местности - соответственно до 100 кв. м. Обычно та­кие магазины размещаются в приспособленных помещениях и рассчитаны на обслуживание относительно небольшого контингента покупателей. К средним магазинам в городах относят магазины с торговой площадью 251-1000 кв. м., а в сельской местности соответственно 101-400 кв. м. Та­кие магазины размещаются как в приспособленных помещениях, так и в специально построенных зданиях. На такой торговой площади могут быть организованы специализированные и узкоспециализированные магазины любой из групп товарной специализации, а также магазины комплексного спроса и универсальные продовольственные. К крупным магазинам в го­родах относят магазины с торговой площадью 1001-3500 кв. м., а в сель­ской местности соответственно 401-1000 кв. м. Такая торговая площадь позволяет создавать магазины комплексного спроса, а также универсаль­ные продовольственные и непродовольственные магазины. К крупней­шим магазинам в городах относят магазины с торговой площадью свыше 3500 кв. м., а в сельской местности - свыше 1000 кв. м. Такие высокие размеры торговой площади предназначаются обычно для создания универ­сальных непродовольственных магазинов в крупных городских и сельских населенных пунктах.

В практике организации торговой сети размеры магазинов, предна­значенных для нового строительства, определенным образом стандартизи­руются. Так, с учетом принятого стандарта проектирования размеры го­родских магазинов, предназначенных для нового строительства, установ­лены со следующими параметрами торговой площади: 250; 400; 650; 1000; 1500; 2500; 3500; 4500; 6500; 8500; 11000; 15500 и 22000 кв. м. Размеры сельских магазинов, предназначенных для нового строительства, установ­лены в следующих стандартах: 100; 150; 250; 400; 650; 850; 1000; 1650; 2150 и 3150 кв. м. Учитывая, что эти размерные стандарты магазинов были введены еще в 1981 году и в соответствии с ними строилась их сеть на протяжении последних почти двух десятилетий, они являются наиболее

Распространенными вариантами размеров действующих магазинов. Виды зданий магазинов:

Встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учрежде­ний);

Встроенно-пристроенные;

Кооперативного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй - предприятия бытового обслуживания;

Отдельно стоящие.

Требования, предъявляемые к торговым зданиям:

Технологические - наличие специальных помещений для организа­ции торгового процесса и рационального движения покупательских, то­варных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслу­живания покупателей с минимальными затратами труда и средств;

Архитектурно-строительные - использование современных индуст­риальных методов строительства отдельных помещений; возможность ре­конструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных под­ходов и подъездов к магазину;

Технические - обеспечение соответствующего оптимального коли­чества воздуха, освещения;

Эстетические - оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением;

Экономические - эффективность торгового процесса, выбор усло­вий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строитель­ство, эксплуатацию.

1. Каковы особенности размещения населения в России?

Природные условия, история заселения территории России, а также целый ряд экономических причин определили большую неравномерность размещения населения страны. Территория наиболее плотного заселения образует клин, широкое основание которого западная граница России – от Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону. Северная граница этой полосы проходит примерно по линии Санкт-Петербург – Череповец – Вологда – Киров – Пермь – Екатеринбург – Красноярск, а южная – от Ростова-на-Дону на Саратов – Самару – Уфу – Челябинск – Красноярск. Восточнее клин превращается в узкую полоску, которая идет вдоль Транссибирской магистрали и заканчивается во Владивостоке. Территория плотного заселения называется Главной полосой расселения. Она занимает только 1/3 территории, но концентрирует 93% населения России. За пределами Главной полосы выделяют район Северного Кавказа. Почти вся остальная территория относится к экстремальной по условиям проживания – районы Севера и Северо-Востока – и имеет очаговый характер заселения. Таким образом, природные условия, определяющие степень комфортности проживания людей, – это первый фактор размещения. Очаговое заселение 65% территории России объясняется как суровостью природных условий, так и экономическими причинами. Люди живут около разрабатываемых месторождений полезных ископаемых, в транспортных узлах, в районах переработки природных ресурсов (Норильск, Магадан, Мурманск, среднее и нижнее течение Оби и т.д.). На концентрацию населения в Главной полосе оказали влияние и исторические причины. Нашествия кочевых племен вынудили население перемещаться из степи и лесостепи к северу и северо-востоку, под защиту лесов.

2. Выберите верное значение средней плотности населения в России: а) 1 чел./км2; б) примерно 9 чел./км2; в) 120 чел./км2.

3. Выберите положения, которые характеризуют географические особенности размещения населения России: а) равномерное размещение населения по территории; б) зависимость размещения населения от природных условий; в) «растекание» населения по территории; г) тенденция сосредоточения населения на севере страны.

Ответ: Б,В;

4. Какие зоны расселения и почему выделяются на территории России?

На территории России выделяют две зоны расселения: основная полоса расселения (от Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону, к северу граница проходит по линии Санкт-Петербург – Череповец – Вологда – Киров – Пермь – Екатеринбург – Красноярск, южная – от Ростова-на-Дону на Саратов – Самару – Уфу – Челябинск – Красноярск; восточная идет вдоль Транссибирской магистрали и заканчивается во Владивостоке) и зона севера (простирается к северу от основной зоны расселения, занимает 64% территории страны, здесь малоблагоприятные природные условия для жизни населения и его хозяйственной деятельности, плотность населения 0,9 чел/км2).

5. Проанализировав карту плотности населения (см. рис. 18), докажите, что оно размещено неравномерно. Выделите территории с высокой и низкой плотностью населения. Объясните причины такого размещения населения. Сопоставьте плотность населения вашей местности с плотностью населения других регионов России и зарубежных стран. Используйте данные Федеральной службы государственной статистики.

Размещение населения в России на 2016 год крайне неравномерно. В европейской части страны плотность населения намного выше, чем в азиатской, причиной такого различия является разница в первую очередь климат. За Уральскими горами он становиться континентальным и резко-континентальным, ужесточает зимы температуры и делает лето засушливым. Так же сама история освоения России шла с запада на восток, поэтому западные районы страны имеют большие показатели плотности. Для северных и дальневосточных регионов характерен стабильный отток населения. Большинство жителей России проживают в пределах главной полосы расселения - на большей части европейской России, юге Сибири и Дальнего Востока. К регионам с максимальной плотностью населения можно отнести города федерального значения: Москва (4910 чел/км2), Санкт-Петербург (3724 чел/км2), Ставрополь (481 чел/км2); также высокую плотность имеют: Московская область (164 чел/км2) – это центральный район России с высоким уровнем социально-экономического развития, Р. Ингушетия (130 чел/км2), Р. Чечня (89 чел/км2) – это южные территории с благоприятным климатом и высоким уровнем естественного прироста. Низкую плотность имеют северные территории с малопригодными для проживания условиями и большими территориями: Чукотский А.О. (0,07 чел/км2), Ненецкий А.О. (0,25 чел/км2), Р.Якутия (Саха) (0,31 чел/км2). Средняя плотность населения Челябинской области (39,5 чел/км2) – это 23 место среди субъектов России. Если сравнить плотность населения Челябинской области с другими странами, то она сопоставима с такими странами как ЮАР или Колумбия.

6. Используя данные таблицы 1 на с. 231-233 Приложения, определите по пять областей с наиболее высокой долей городского и сельского населения. Результат оформите в виде столбчатых диаграмм или таблицы.

7. Проведите исследование. Когда началось заселение вашего края? Каковы были этапы этого процесса? Равномерно ли размещено население? Где оно сконцентрировано? Как изменилась численность населения вашего края за последние 10 лет? Как вы думаете, будет ли меняться численность населения в ближайшем будущем? Как вы считаете, численность населения вашего края будет расти или сокращаться?

Заселение территории Южного Урала человеком началось в эпоху палеолита. В XVIII – XVI вв. до н. э. в степных районах Челябинской области существовала развитая протогородская цивилизация, получившая название «страна городов» (историко-археологический заповедник «Аркаим»). В IV веке до н.э. их сменили сарматы. В III – II веках до н. э. из Центральной Азии сюда пришли хунну. Смешавшись на этих территориях с сарматами и частью лесного населения, они начали продвижение на запад, где стали известны под именем гуннов. В VI в. н. э., в эпоху тюркских каганатов, на территорию Южного Урала пришли первые носители тюркских языков. Во второй половине XVIII в. активно развивается промышленность. Вокруг заводов возникают новые города: Златоуст (1754), Кыштым (1757), Миасс (1773). После строительства Транссиба (1891–1916) Челябинский край стал крупнейшим транспортным центром, связавшим Центральную Россию, Урал и Сибирь в единое целое, что привело к резкому увеличению численности области. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Челябинская область стала настоящей кузницей Победы. Предприятия области ежедневно выдавали для фронта металл, боеприпасы, боевую технику. За время войны скоростными методами построены 35 заводов. Много заводов было эвакуировано из западных частей страны, вместе с заводами были эвакуированы и рабочие, которые резко увеличили численность населения области. Основываясь на исторической справки, можно предположить, что развитие промышленности в Челябинской области продолжиться и численность населения также будет расти, несмотря на небольшие показатели естественного прироста. Основным ресурсом увеличения населения могут стать иммигранты, их появлению способствует пограничное положение области. Тем не менее, плотность населения Челябинской области, так же как и России разниться по территории: так высокую плотность имеют северные и горнозаводские районы, а низкая плотность в южных степных районах. Область имеет большой уровень урбанизации населения, и значительная его часть сосредоточена в крупных городах (Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст и др.).

8. Выполните (по указанию учителя) проектное задание «Отношение к моему городу (селу) его жителей». Шаг 1. Подготовьте опросный лист (разработайте список вопросов, которые вы зададите). Шаг 2. Проведите опрос жителей вашего города (села). При опросе используйте метод незаконченных предложений. Например: «Город (село), в котором я живу, является для меня...»; «Меня особенно тревожат проблемы города (села), связанные с...»; «Для того, чтобы мой город (село) стал(о) лучше, необходимо...»; «Я хотел бы остаться (уехать) в (из) родном(го) городе(а), чтобы...». Шаг 3. Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы. Оформите работу в виде аналитической справки.

Проект: «Отношение к моему городу его жителей». Анализ ответов. В опросе принимало участие 36 человек, каждый из них отвечал на группу вопросов, ответы на которые представлены в таблице:

Из ответа респондентов видно, что большинство населения волнуют социальные и экономические вопросы, а проблемы безопасности оказываются вторичными.

Виды гостиниц и других средств размещения

Размещение занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых туристам во время путешествия, и являются неотъемлемой частью каждого тура.

Средства размещения, под которыми понимают любой объект, регулярно или эпизодически предоставляющий места для ночевки, составляют основу туристской индустрии. На их долю приходится до 65% лиц, занятых в туристской сфере, и около 68% всех поступлений от туризма. Строительство новых средств размещения существенно повышает привлекательность туристского направления, увеличивает поток туристов. Высокий сервис предоставления услуг по размещению определяет также такие психологические аспекты туризма, как удовлетворенность путешествием и высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране.

В многообразии имеющихся средств размещения особое место принадлежит гостиничной индустрии.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ГОСТИНИЦ

Транзитные и целевые гостиницы как главные группы гостиниц в мировом гостиничном фонде

Исходя из функционального назначения гостиничных предприятий прежде всего выделяют их две большие группы: транзитные; целевые.

Транзитные гостиницы предназначены для обслуживания туристов в условиях кратковременной остановки. Обычно они располагаются вдоль магистралей с большим движением и отличаются малой или средней вместимостью и ограниченным уровнем комфорта.

В группе целевых гостиниц выделяют гостиницы делового назначения и гостиницы для отдыха.

Гостиницы делового назначения обслуживают лиц, пребывающих с деловой целью (деловая поездка, командировка, участие в съезде, конференции, симпозиуме и т.д.). Для обслуживания деловых людей должны быть созданы соответствующие условия, в связи с чем к гостиницам делового назначения предъявляются следующие требования: месторасположение вблизи административных, общественных и других центров городов и поселений; преобладание в номерном фонде одноместных номеров; обязательная организация в номере, наряду с зоной отдыха и сна, рабочей зоны; наличие в номерном фонде номеров-апартаментов, необходимых для обслуживания деловых людей с членами их семей; наличие специальных помещений для проведения деловых мероприятий: конференц-залов (желательно различной вместимости), переговорных комнат, помещений для экспозиции и т.д.; наличие специального технического оборудования: для синхронного перевода, современных средств связи и оргтехники; наличие служб финансового обеспечения (отделений банков, пунктов обмена валюты и т.д.); обеспечение возможности предоставления высококачественного питания (наличие ресторанов, кафе, баров высоких категорий обслуживания, а также доставка питания в номера); оборудование стоянок и гаражей для транспортных средств.

Среди гостиниц для отдыха выделяют курортные и туристские. Концепция курортной гостиницы предусматривает предоставление размещения, питания и ряда дополнительных услуг людям, стремящимся к отдыху и восстановлению здоровья. Наиболее популярным местом размещения курортных гостиниц являются территории, предоставляющие возможности для отдыха и лечения в естественных климатических и природных условиях: на морских побережьях, в горных районах и т.д.

В структуре курортных гостиниц в обязательном порядке должны быть предусмотрены помещения для оказания медицинских услуг лечебно-профилактического характера, предоставления диетического питания, занятий спортом, активного отдыха и др.

Продолжительность периода активного функционирования курортных гостиниц может варьировать от 90 до 180 дней, что часто зависит от климатических и ряда других факторов.

Сущность концепции туристской гостиницы сводится к следующим моментам:

1) туристская гостиница располагается, как правило, на туристских маршрутах, с которых принимает клиентов;

2) комплекс услуг, предлагаемых в туристской гостинице, формируется в соответствии с программой маршрута и заранее определяется ваучером или путевкой;

3) для организации обслуживания в структуре туристской гостиницы предусмотрены турбюро или бюро путешествий и экскурсий.

В зарубежной практике в группе туристских гостиниц наибольшее распространение получили гостиницы спортивного назначения, представляющие туристам широкие возможности для занятия различными видами спорта (гольф-отели, отели для пловцов, отели с теннисными кортами и т.д.).

Особенности видов гостиниц в зависимости от их назначения

В зависимости от назначения гостиниц, особенностей категорий обслуживаемых туристов и некоторых других факторов различают такие виды гостиниц: мотель, кемпинг, ротель, флотель, ботель, туристская база, туристский приют.

Необходимо более подробно рассмотреть следующие виды гостиниц:

1) акватель - стационарный корабль, изъятый из эксплуатации как транспортное средство и используется в качестве отеля;

2) апарт-отель - отель, состоящий из квартир, цена которых не зависит от числа проживающих в нем гостей. Рассчитан на самообслуживание, в том числе на самостоятельное приготовление гостями еды, поэтому в номерах обязательны кухни с необходимым инвентарем. В Европе получила развитие разновидность апарт-отеля - «анонимный пансион» - форма, которая позволяет владельцам квартир заключать договор с агентством о сдаче своей жилплощади - одной из квартир обычного жилого дома. В качестве «анонимного пансиона» может предлагаться и небольшой частный дом; иногда владелец дома сдает несколько комнат, а в остальных живет его семья;

3) база туристская - туристский комплекс, расположенный на маршруте с активными способами передвижения, в состав которого входят помещения для активного отдыха туристов. Обычно принимает туристов, совершающих походы с активными способами передвижения: горные, водные, лыжные, пешеходные. Как правило, туристские базы располагаются в живописных местах, в ущельях, на опушке леса и.т.п.;

4) бизнес-отель - специализированная гостиница для обслуживания бизнесменов. Первый бизнес-отель был открыт в 1908 году в Буффало (США) Элсвортом М. Статлером под названием «БУФФАЛО СТАТЛЕР» и предоставлял бизнесменам максимальные для того времени удобства: наличие индивидуальных дверных замков, водопровода, туалетных комнат, выключателей у дверей, ванных в каждом номере, бесплатной утренней газеты. Наиболее быстрыми темпами бизнес-отели начали развиваться в 20-е гг. Именно в это время был построен самый большой в мире отель «СТЕФЕНС» (1927 г.), позже переименованный в «КОНРОД ХИЛТОН» и ознаменовавший начало империи Конрода Хилтона в гостиничном бизнесе;

5) ботель - небольшая гостиница на воде, в качестве которой может использоваться соответствующим образом оборудованное судно;

6) бунгало - небольшое строение из легких материалов, используемое для размещения туристов. Широко распространено в международных молодежных туристских центрах.

Наиболее примитивными средствами размещения в мире являются так называемые гостевые дома, где предоставляется единственная услуга – размещение;

7) гостиница конгрессная - гостиница, специализирующаяся на приеме и обслуживании гостей конгрессов и выставок;

8) гостиница курортная - гостиница, специализирующаяся на приеме и обслуживании туристов, прибывших в данное место в целях отдыха и рекреации. Ее концепция включает предоставление помещений и дополнительных удобств для обслуживания индивидуальных посетителей, семей и групповых туристов, прибывающих на отдых в воскресные дни и на каникулы. В последние годы многие курортные гостиницы с целью выровнять загрузку в межсезонье стали обращать внимание на конгрессный и деловой туризм, являющиеся вторым и третьим по значению сегментами рынка;

9) гостиница курортная городская - городской отель, имеющий специальную материальную базу для рекреации гостей: рекреационные центры со спортивными тренажерами, бассейнами, а также прямые связи с теннисными и плавательными спортивными клубамии;

10) гостиница курортная конгрессная - предприятие сферы гостеприимства, которое основными своими клиентами считает компании, участники которых участие в работе конгрессов сочетают с отдыхом. Наряду с помещениями для проведения конгрессов и специализированным оборудованием может иметь собственные поля для игры в гольф, горнолыжные склоны и т. д., а также специальную службу досуга;

11) дача - второе рекреационное жилище, принадлежащее частному лицу и им же используемое для отдыха. Первые дачи в России появились в конце XIX в., они были сконцентрированы вдоль железных дорог - основной транспортной артерии, которой пользовались дачники в маятниковых поездках из города на дачу и обратно. Дача используется главным образом в летний период и ориентирована на семейный отдых;

12) двор постоялый - старейшие предприятия сферы гостеприимства. Известны с I в. до н.э. (Римская империя). Располагались вдоль главных дорог для обслуживания путешествующих чиновников и купцов, а затем и паломников. Основные услуги: размещение и питание;

13) деревня экологическая - социально организованная территория, обеспечивающая отдых в естественной среде с использованием традиционных для России средств размещения (изба) и питания. В России планируется создание экологической деревни под эгидой ВТО в Галическом районе Костромской области.

Экологическая деревня обеспечивает натуральное поведение туристов, наблюдение за домашними животными, другие элементы агрорекреационного комплекса;

14) кемпинг - лагерь для авто-, мото-, велотуристов, обычно расположенный в загородной местности, иногда - недалеко от мотеля. Туристам кемпинга предоставляются места для ночлега, часто в палатках или летних домиках, оборудованных кухнями для индивидуального приготовления пищи и некоторыми элементарными удобствами;

15) мотель - гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги. Придорожный отель, в котором кроме комфортабельных номеров, автотуристам предоставляются места для стоянки автомашин с соответствующим обслуживанием. Мотель - средство размещения автотуристов, приспособленное для семейного размещения и обслуживания семьи, без необходимости оплаты всего комплекса услуг, как это предлагают отели. Таким образом, мотели предлагают ограниченный набор услуг по более низким ценам, нежели отели.

Первые мотели появились в США в 50-е гг. XX века, когда Кеммоно Уилсон построил один из первых отелей для автомобилистов - «ХОЛИДЕЙ ИНН». В начале 90-х гг. доля мест размещения в мотелях США составляла 38% .

Наряду с развитием мотелей все большую популярность приобретает и такой тип гостиничных предприятий, как мотоотели. Они предлагают те же услуги, что и мотели, но отличаются повышенной комфортностью и более высоким качеством обслуживания, характерными для отеля;

16) отель - традиционный тип гостиничного предприятия, располагающийся, как правило, в крупном городе или значительном рекреационном месте, имеющий большой штат обслуживающего персонала, предоставляющий широкий набор дополнительных услуг и высокий уровень комфорта. Самый крупный отель в мире - «Ambassador City Jomtien» находится в городе Патайя, Таиланд. Он насчитывает 5 100 номеров;

17) пансион - предприятие размещения, получившее широкое распространение в мировой практике. Проживание в пансионе обходится гораздо дешевле, чем в обычных гостиницах. Он не попадает под категорию звездности, так как не обязан соответствовать стандартам, это свободная фирма. Традиционный пансион отличается небольшим количеством комнат и обычно рассчитан на проживание до 10-20 человек. Чаще всего он принадлежит одной семье, которая обслуживает постояльцев. В стоимость проживания включается только домашний завтрак. Для пансиона характерна атмосфера радушия и тепла, что наряду с низкими ценами привлекает клиентов;

18) ротель - передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- или двухместными номерами - спальными отсеками, в которых имеются также помещения для переодевания, общая кухня и общий туалет;

19) фотель - плавающая гостиница, большой отель на воде, специально оборудованное судно. Иногда его называют «курортом на воде». Кроме комфортабельных номеров, здесь туристам предоставляется большой набор услуг активного отдыха: бассейны, тренажерный зал, видеотеки, водные лыжи, оснащение для подводного плавания и т.п. Такие гостиницы оборудованы также залами для конгрессов и концертов, библиотеками, помещениями для временных офисов и средствами оперативной связи. Гостиницы на воде - зафрахтованные комфортабельные суда - в последнее время часто используются для организации специализированных путешествий и круизов, таких, как бизнес-туры, конгресс-туры, туры с обучением и т.п.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ

Понятия гостиницы, средств размещения, отеля. Классификация средств размещения

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.п. К этой деятельности относят и услуги ресторанов.

Понятие «гостиница» определяют и соответствующие нормативные документы. Так, Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения характеризует средства размещения как предприятия различных организационно-правовых форм, занимающиеся временным размещением туристов, имеющие не менее пяти номеров, и относит к их числу гостиницы, мотели, молодежные гостиницы (хостелы), дома отдыха, пансионаты, гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг.

В Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.97 г., гостиница рассматривается как имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.

Наряду с понятием «гостиница» все чаще используется термин «отель», который определяет гостиничное предприятие, предоставляющее широкую номенклатуру и высокое качество услуг, создает изысканный комфорт и атмосферу гостеприимства.

Классификация средств размещения туристов приводится также в ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». В соответствии с этим документом все средства размещения подразделяют на коллективные (гостиницы, мотели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития) и индивидуальные (квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем).

Специфика прочих средств размещения

Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В качестве дополнительных условий принимается:

1) общее число мест ночевки превышает некоторый минимум;

2) объекты размещения имеют руководство;

3) управление объектом строится на коммерческой основе.

В зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых услуг в составе гостиниц различают гостиницы широкого профиля, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные гостиницы, курортные гостиницы, клубы с проживанием и пр.

Группа заведений, аналогичных гостиницам, обладает номерным фондом, предоставляет перечень обязательных услуг. Таковы пансионы, меблированные комнаты, туристские общежития и т.п.

Специализированные заведения (с единым руководством) также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Кроме предоставления места для ночлега туристам, заведение может осуществлять и другие виды деятельности. Примерами таких специализированных заведений служат оздоровительные заведения (здравницы, курорты, санатории, оздоровительные фермы и пр.), лагеря, средства размещения в общественных видах транспорта (поезда, суда), в конгресс-центрах.

Функция предоставления мест для ночевки в здравницах, в санаториях, на курортах является не главной. Здесь прежде всего, необходимы лечение и профилактика заболеваемости приезжающих путем привлечения естественных факторов (климат, море, минеральная вода и пр.). Материальные и духовные влияния на человеческий организм включают устранение привычных условий труда и отдыха, обогащение приезжающих новыми впечатлениями. Наряду с лечением организуется питание, отдых, спорт, быт и, естественно, ночевка проживающих.

Прочие коллективные средства размещения включают прежде всего жилища, предназначенные для отдыха. Примерами этой группы средств размещения служат гостиницы квартирного типа, комплексы домов или бунгало. Эти помещения имеют единое управление, сдаются за плату, в аренду, бесплатно любым лицом (лицами) или организацией. Ирландский совет по туризму, например, предусматривает следующую организацию комплекса домов для отдыха. Комплекс включает не менее девяти построек, в одной из них находится контора. Постройки являются долговременными сооружениями, с отдельными входами, в хорошем эксплуатационном состоянии. В каждом доме находятся помещения для сна, обеда, отдыха, склад, ванная и туалеты с соответствующим оборудованием, предусмотрено использование пространства вне дома. Каждое средство размещения подготавливается и убирается для каждого нового постояльца. Услуги по текущей уборке постелей и помещения клиенту не оказываются.

В состав прочих коллективных средств размещения входят объекты (с единым управлением) на площадках для кемпингов, в бухтах для малых судов. Клиенту предоставляются ночевка и ряд услуг типа информационных, торговых, досуговых.

Туристские общежития, молодежные гостиницы, школьные и студенческие общежития, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости следует также считать прочими коллективными средствами размещения.

Индивидуальные средства размещения предоставляются за плату, в аренду, бесплатно. Сюда включаются жилища (квартиры, коттеджи, особняки), которые арендуются поочередно членами домохозяйства (таймшеринг).

Турист может также разместиться в семейном доме на правах аренды. Турист может получить в аренду у частного лица или агентства полностью оборудованное жилище (дом, квартиру, коттедж) либо бесплатно остановиться у родственников, знакомых.

Вместо заключения

Размещение - самый важный элемент туризма. Нет размещения (ночевки) - нет туризма. Это непреложное и жесткое требование экономики любого туристского региона или центра, жаждущего твердых и больших доходов от приема туристов и эксплуатации своих туристских ресурсов.

В мировом гостиничном фонде выделяются две главные группы гостиниц: для постоянного проживания и для временного проживания. В свою очередь, они подразделяются на: транзитные гостиницы, обслуживающие любой контингент в условиях кратковременной остановки; гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, находящихся в деловых поездках и командировках; гостиницы для отдыха (туристские, курортные и т.п.). Для всех этих гостиниц разработаны общие обязательные требования на период временного проживания клиентов, наличие условий для размещения, питания, бытового обслуживания, а также специфические требования, обусловленные необходимостью удовлетворять клиентов с учетом их запросов.

В зависимости от назначения гостиниц, особенностей категорий обслуживаемых туристов и некоторых других факторов различают такие виды гостиниц, как мотель, кемпинг, ротель, флотель, ботель, туристская база, туристский приют и др.

Сегодня индустрия гостеприимства - это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные отели и общежития, апартаменты, туристские хутора, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.

Список использованных источников

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Мн.: БГЭУ, 2003.

3. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Мн.: Новое знание, 2004.

4. Линн ван дер Ваген. Гостиничный бизнес. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

5. Организация и управление гостиничным бизнесом / Под ред. А.Л. Лесника, И.П. Матицкого, А.В. Чернышева. – М.: Интел универсал, 2000.

6. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева и др.; под общ. ред. А.П. Дуровича. – 2-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2005. – 640 с.

7. Сенин В.С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения. – М.: Финансы и статистика, 2004.

8. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и турист¬ских комплексах: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2006. – 304с.

9. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. проф., д.э.н. Чудновского А.Д. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. – 400 с.

10. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. 3-е изд-е, исправ. и дополн. – М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – 352 с.

(НА ДРУГИХ САЙТАХ), НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ, В ПЕЧАТНЫХ И ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ БЕЗ ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦА АВТОРСКИХ ПРАВ (т.е. без разрешения Карпова С.О.).

При использовании данной информации в целях написания докладов, рефератов, курсовых и других работ, ссылка на Полевской ТурПортал ОБЯЗАТЕЛЬНА и должна выглядеть так:
Виды гостиниц и других средств размещения. - Полевской: Полевской информационно-туристический портал, 06.2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www..html

Процесс размещения населения по терри-тории и его результат в виде совокупности сложившихся поселений называется рассе-лением .

Население крайне неравномерно распре-делено по территории России. Показателем размещения населения служит его плотность — отношение численности населения к площади, на которой оно проживает (чел./км 2).

По плотности населения (8,4 чел./км 2) Россия занимает одно из по-следних мест в мире (рис. 261). В целом степень её заселённости очень невелика. Однако в Московском регионе плотность превышает 300 чел./км 2 , тогда как на севере Сибири менее 1 чел./км 2 .

На картах плотность населения показывается способом картограммы .

Картограмма используется для отображения как качественной, так и относительной количественной характеристики явления (например, плотности чел./км 2), размещённого на площади. При этом в легенде кар-ты есть шкала, раскрашенная по принципу: чем выше относительное количество, тем интенсивнее раскраска.

Анализ карты плотности населения России показывает, что основная часть населения проживает в Основной зоне расселения (Глав-ной полосе расселения), занимающей почти всю европейскую часть страны (за исключением Севера), которая клином выступает за Урал в азиатскую часть. Занимая 1/3 территории страны, она сосредотачивает более 90% населения. Сплошной характер расселения вызван здесь при-родными условиями, историей заселения, особенностями социально-экономического развития.

Естественно, что районы с благоприятными климатическими условия-ми притягивают население, тем более что оно более успешно может здесь заниматься земледелием и другой хозяйственной деятельностью.

В России выделяются три группы поселений: города , посёлки город-ского типа , сельские поселения (деревни, сёла, аулы). Основой разви-тия городских поселений является промышленное производство, сельские же поселения связаны с сельским хозяйством, лесозаготовка-ми, рекреацией. В Главной полосе расселения сосредоточена основная часть российских поселений: городов, посёлков городского типа, сель-ских поселений.

К северу от основной полосы расселения и хозяйственного освоения простирается отличающаяся экстремальными природными условиями зона Севера. На обширных пространствах (2/3 территории России) безлюдно и проживает всего 1/15 часть населения. Это зона очагового заселения. Городские и сельские поселения отдалены друг от друга на десятки и сотни километров. Они приурочены к местам разработки месторождений полезных ископаемых, долинам рек, транспортным коммуникациям.

Наряду с постоянно обитаемыми распространены временные и се-зоннообитаемые населённые пункты. Временные возникают в районах лесоразработок, изысканий и добычи ценных полезных ископаемых. После выработки ресурсов они пустеют. Сезоннообитаемые поселения используются, например, рыболовецкими предприятиями, в сезон пу-тины, а также для сельскохозяйственных работ, промысла.

Жители северных районов испытывают на себе влияние необычно длитель-ной и суровой зимы, короткого холодного лета, нарушение фотопериоди-чности (отсюда «солнечное голодание» во время полярной ночи и «световое излишество» во время полярного дня), сильные возмущения в атмосфере. Мощность тропосферы сокращается от 16 км на экваторе до 8 км на полю-сах. В результате магнитные бури, космические излучения, солнечный ветер достигают на Севере своего максимального проявления. Здесь дышит кос-мос! И его дыхание сказывается на здоровье человека. Если в Гималаях мож-но подняться до 4 тыс. м над уровнем моря и не почувствовать ухудшения своего состояния, то на Тянь-Шане или Кавказе проявления гипоксии (кисло-родного голодания) начинаются на высоте 3 тыс. м. На Камчатке или Поляр-ном Урале неадаптированный организм испытывает негативные изменения уже с высоты 1600-1800 м. В Высокой Арктике одышка проявляется уже на уровне моря и ведёт к сердечной недостаточности.

Территориально близко расположенные населённые пункты за счёт многочисленных взаимосвязей образуют групповые системы расселения. Ведущим звеном при этом выступает город как опорный пункт, центр концентрации территориального управления в области производ-ственной и непроизводственной деятельности. Материал с сайта

Рис. 263. Деревня

Ещё В. П. Семёновым-Тян-Шанским была разработана типология заселения сельской местности в зависимости от природных условий и занятий населения. В северных районах преобладают мелкие сёла и деревни. По мере продвижения на юг повышается доля крупных поселений — станиц, где прожи-вает несколько тысяч жителей.

Существующие проблемы в аграрном секторе экономики России, невосполнимые потери сельского населения привели к сокращению значительного ко-личества российских сёл и дере-вень. Многие из них используют-ся сейчас в качестве сезонных на дачный период отпусков.

Дальнейшая судьба сельских поселений России, многих посёлков городского типа, да и малых городов зависит от развития их экономиче-ского базиса. Поэтому подъём сельского хозяйства, развитие лесопро-мышленного комплекса и инфраструктуры — дороги, газификация, средства связи, водопроводная сеть, сфера услуг, — несомненно, послу-жат не только стабилизации населения, но и, возможно, его увеличе-нию за счёт миграции горожан, которых не устраивает неблагоприят-ная экологическая ситуация в крупных городах.

Население крайне неравномерно размещено на территории России. Основная часть проживает в наиболее освоенной Главной полосе рассе-ления, отличающейся более благоприятными климатическими условиями, высоким уровнем социально-экономического развития и ранней исто-рией освоения. Здесь сосредоточена подавляющая часть городов, по-сёлков городского типа, сёл. В зоне Севера — очаговое расселение. Сельское расселение имеет зональный характер.

На этой странице материал по темам:

  • Население россии 11 век

  • Доклад по теме плотность населения и система растений

  • Доклад на тему расселение в сельской местности

  • Факторы размещения населения россии реферат

  • География размещение населения конспект краткий

Вопросы по этому материалу:

По типу поселения населенные пункты подразделяют следующим образом: (на картах
их названия выделяют разными шрифтами):

Поселки городского типа (рабочие, курортные и прочие поселки);


и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа;

Поселки сельского и дачного типа (станицы, села, деревни, кишлаки, аулы), а также
отдельные дворы.

На картах их названия выделяют разными рисунками шрифтов (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Отображение типа поселения на топографических картах:

Снов - город; Новый - поселок городского типа; Локоть - поселок
сельского типа

По численности жителей населенные пункты подразделяют на следующие градации:

Города с числом жителей:

1 000 000 и более

от 500 000 до 1 000 000
от 100 000 до 500 000
от 50 000 до 100 000
от 10000 до 50 000
от 2 000 до 10 000
менее 2 000

Поселки городского типа с числом жителей:

2 000 и более
менее 2000

Поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, пристанях
и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа, с числом жителей:

1 000 и более
от 100 до 1 000
менее 100

Поселки сельского и дачного типа с числом жителей:

1 000 и более
от 500 до 1 000

от 100 до 500
менее 100
отдельные дворы

Число жителей в населенных пунктах устанавливается по основным картографическим
материалам с использованием новейших административно-территориальных справочников
и списков. Обязательно привлекаются данные переписи населенных пунктов.

Число жителей отображается на картах высотой шрифта. На старых картах под назва
нием населенных пунктов сельского типа указывается количество дворов, а на новых - число
жителей в тысячах с округлением (рис. 7.6):

при количестве жителей менее 1 000 - до 0,01 тыс.
от 1 000 до 100 000 - до 0,1
более 100 000 - до целых тысяч.

Например, при числе жителей 1 212 345, 17 145, 40 соответственно даются подписи
1212; 17,1; 0,04.

Рис. 7.6. Указание числа жителей в населенных пунктах сельского типа:
а - на новых топографических картах в тысячных долях;
б - на старых картах с указанием числа дворов

Политико-административное значение населенных пунктов отображается на картах
выделением столиц государств, административных центров и населенных пунктов, в кото
рых расположены местные органы власти.

Кроме того, на этих картах подчерком названия населенного пункта выделяют одно
именные названия с названиями железнодорожных станций, пристаней (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Населенный пункт Карелино, являющийся одноименным
с названием железнодорожной станции

Характер планировки. При изображении населенных пунктов на топографических
картах обязательно отображается их планировка. Города могут иметь регулярную, нерегуляр
ную и смешанную планировки.
Типичной для современных городов является регулярная пла
нировка: прямоугольная, радиальная и комбинированная. Разновидности этих планировок по
казаны на рис. 7.8.

Ре 2 улярная планировка - кварталы имеют форму правильных геометрических фигур
и относительно прямолинейные улицы.

Нере 2 улярная планировка - кварталы могут иметь произвольную форму и размеры, на
личие узких и кривых улиц.

Смешанная планировка - часть города имеет регулярную планировку, а другая часть -
нерегулярную.

Прямоу 2 ольная планировка - все улицы в городе взаимно-перпендикулярны.

Радиальная планировка - все улицы направлены к центру города.

Комбинированная планировка - часть города имеет радиальную структуру, а другая
часть - прямоугольную.


Рис. 7.8. Разновидности планировок городов:

а - регулярная (прямоугольная); б - радиальная; в - комбинирован
ная; 2 - нерегулярная; д - смешанная

Структура населенных пунктов сельского типа бывает:

Квартальная - представляет собой правильные кварталы, разделенные взаимно
перпендикулярными улицами. Застроенная часть кварталов проходит вдоль улиц.

Рядовая - представляет собой вытянувшиеся в один ряд постройки с прилегающими
с одной стороны приусадебными землями.

Участковая - представляет собой группы дворов, размещенные в беспорядке по всей
площади, занимаемой населенным пунктом.

Характер размещения населенных пунктов сельского типа на местности зависит от гео
графического ландшафта. Они могут размещаться по долинам рек, вдоль оврагов, по берегам
озер и морей, у перекрестков дорог и т. д. (рис. 7.9).


а -- квартальная; б - рядовая; в - участковое размещение;
2 - поселение в горной долине и около озера

Рис. 7.9. Типы застройки населенных пунктов сельского типа:
д - поселение по оврагу и водоразделу

Бессистемная застройка поселков сельского типа показывается условными знаками
отдельных строений. При большом количестве строений производится их отбор, при этом
в первую очередь показываются промышленные предприятия, общественные здания (шко
лы, больницы) и наиболее крупные строения. Делая генерализацию такого населенного
пункта, необходимо сохранить все крайние строения независимо от их размеров, чтобы вы
делить площадь, занимаемую этим населенным пунктом (рис. 7.10).

Рис. 7.10. Пример изображения поселка сельского типа с бессистемной застройкой:
а б
в

Рассредоточенная застройка поселков сельского типа показывается условными зна
ками отдельных дворов. Отбор дворов производится аналогично бессистемной застройке.
Крайние дворы также сохраняются, чтобы выделить общую площадь, занимаемую данным
населенным пунктом (рис. 7.11).


а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000

Рис. 7.11. Пример изображения поселка сельского типа с рассредоточенной застройкой:
в - на карте масштаба 1:100 000

Рассредоточенный тип поселения характеризуется тем, что отдельные жилые построй
ки находятся на значительном расстоянии друг от друга (более 50 м). Такой тип свойственен
для Абхазии, Средней Азии.

На топографических картах должны быть показаны, как правило, все населенные пунк
ты. При создании карт масштабов 1:50 000 и 1:100 000 на густонаселенные районы с боль
шим количеством отдельных дворов часть дворов может не показываться. На картах, созда
ваемых на необжитые и малообжитые районы, показываются все строения, в том числе и не
жилые.

На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показываются огнестойкие строения (камен
ные, кирпичные, железобетонные) заливкой оранжевого цвета, неогнестойкие (деревянные,
глинобитные и т. п.) - заливкой желтого цвета. На картах масштаба 1:100 000 характер огне
стойкости строений не показывается (рис. 7.12).

Рис. 7.12. Пример изображения поселка сельского типа:

а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000;
в - на карте масштаба 1:100 000

У крупных городов с числом жителей более 50 000 выделяют фоновой окраской оран
жевого цвета кварталы с плотной застройкой. К плотно застроенным кварталам относятся
кварталы или их части, в которых расстояния между строениями, как правило, не более 50 м.
В остальных городах, с числом жителей менее 50 000, кварталы даются заливкой черного
цвета (рис. 7.13).

Рис. 7.13. Пример изображения городов на картах масштаба 1:100 000:

а - крупный город с числом жителей более 50 000 человек; б - малый город
с числом жителей менее 50 000 человек

Составление населенных пунктов производится в определенной последовательности
(рис. 7.14):

1. Вначале наносят объекты, важные в экономическом отношении или имеющие значе
ние ориентиров (промышленные предприятия, сооружения башенного типа, церкви, памят
ники).

2. Дается изображение внешнего контура, магистральных и главных улиц.

3. Изображение второстепенных улиц и проездов.

4. Внутриквартальная застройка - показываются строения и сооружения в кварталах.

5. Заполнение контуров угодий условными знаками.

Рис. 7.14. Порядок составления населенного пункта

При составлении населенных пунктов всех трех масштабов необходимо точное сохра
нение очертаний и положения улиц, переулков, проездов, площадей и кварталов.

В понятие «улица» включаются проезжая часть и тротуары, зеленые насаждения между
ними и элементы благоустройства (фонари, указатели переходов, ограждения и др.).

На карте масштаба 1:25 000 показываются все улицы, проезды и тупики. На карте мас
штаба 1:50 000 не показываются некоторые второстепенные улицы, если их показ мешает
правильному отображению застройки. На карте масштаба 1:100 000 отбор улиц и тупиков
производится в зависимости от величины кварталов населенных пунктов.

Второстепенные улицы и тупики исключаются за счет объединения мелких кварталов
в более крупные. При этом необходимо сохранить планировку, форму и величину кварталов.

На карте масштаба 1:25 000 при изображении кварталов городов и поселков городского
типа показываются все строения и сооружения в них, если расстояния между ними будут не
менее 0,3 мм. Если расстояние будет меньше указанной величины, то строения следует пока
зывать с отбором. В первую очередь наносятся выдающиеся строения, затем строения,
имеющие большие размеры, а также расположенные у перекрестков улиц и на окраинах на
селенных пунктов. Примеры генерализации изображения застройки кварталов в городах
и поселках дачного и сельского типа показаны на рис. 7.15, 7.16.

Рис. 7.15. Генерализация изображения застройки в малых городах и поселках городского
типа в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

Рис. 7.16. Генерализация изображения застройки в поселках дачного и сельского типа
в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

На этих картах также выделяют парки, скверы, фруктовые, ягодные и цитрусовые сады,
виноградники, спортивные площадки, а также пустыри в кварталах населенных пунктов.

Подписи названий населенных пунктов. У всех нанесенных населенных пунктов должно
указываться их официальное название. На карте масштаба 1:100 000 можно оставлять без
подписей названий населенные пункты с числом жителей менее 50 человек, если их подписи
на данном участке нельзя разместить из-за большой перегрузки карты.

1. Какие требования предъявляются к изображению населенных пунктов на крупно
масштабных топографических картах?

2. Как классифицируются населенные пункты при их изображении на крупномас
штабных топографических картах?

3. Каким образом передается тип поселения на крупномасштабных топографических
картах?

4. Как подразделяются города, поселки городского типа и поселки сельского типа по
числу жителей?

5. Как передается число жителей на картах масштаба 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000?

6. Чем отличается показ числа жителей в поселках сельского типа на старых картах
и новых?

7. Какие названия населенных пунктов выделяются подчерком названия?

8. Какие планировки могут иметь города?

9. Чем отличается регулярная планировка города от нерегулярной планировки?

10. Чем отличаются смешанная и комбинированная планировки города?

11. Какие существуют виды застроек поселков сельского типа?

12. Дать характеристику бессистемной застройки населенного пункта сельского типа.

13. Дать характеристику рассредоточенной застройки населенного пункта сельского

14. Как производится отбор населенных пунктов на картах этих масштабов?

15. В какой последовательности составляется населенный пункт на картах этих мас
штабов?

16. Как производится отбор улиц, проездов и тупиков?

17. Как показываются выдающиеся строения?

18. До какого масштаба включительно показывается огнестойкость кварталов? Как она
передается на картах?

19. Что обозначает оранжевый цвет кварталов на топографических картах масштаба

20. Как делается отбор строений внутри кварталов населенных пунктов?

21. Как показываются плотно застроенные части кварталов?

22. Как делается отбор строений при бессистемной застройке?

23. Как делается отбор отдельно стоящих дворов при изображении населенных пунк
тов с рассредоточенной застройкой?

24. Какие населенные пункты на картах масштаба 1:100 000 можно оставлять без под
писи?

7.4. Изображение путей сообщения и их генерализация

На топографических картах дороги подразделяются по способу передвижения, мате
риалу покрытия, условиям проходимости и пропускной способности.

На топографических картах показываются:

Железные дороги;

Монорельсовые и подвесные дороги, фуникулеры и бремсберги, трамвайные линии
и наземные участки линий метрополитена;

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием;

Автодороги без покрытия или улучшенные грунтовые дороги, грунтовые, полевые
и лесные дороги;

Караванные пути, вьючные и пешеходные тропы, зимние дороги;

Железнодорожные сооружения (станции и станции метрополитена, разъезды, плат
формы, остановочные пункты, железнодорожные вокзалы, депо, блокпосты, семафоры и све
тофоры и др.);

Мосты, туннели, эстакады, виадуки, насыпи и выемки;

Трубы, пешеходные мосты, съезды с дорог с покрытием, фашинные участки дорог,
гати, гребли;

Горные перевалы, ограды и обсадки вдоль дорог.

К картам всех трех масштабов предъявляются следующие требования:

1. Правильно передать густоту дорожной сети.

2. Точно передать местоположение дорог.

3. Правильно показать класс каждой дороги и ее состояние.

4. Четко показать пересечения дорог, участков дорог у мостов, переправ и в местах, где
затруднен объезд.

5. Подробно отобразить дорожные сооружения, характеризующие оснащенность дорог,
служащих ориентирами.

6. Ось условного знака дороги должна точно соответствовать оси ее изображения на
картографическом материале.

7. Изображение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов со
держания карты .

Сухопутные пути сообщения по способу передвижения подразделяют на рельсовые
и безрельсовые . К рельсовым дорогам относят железные дороги, подвесные дороги, фунику
леры и бремсберги, трамвайные линии и наземные участки линий метрополитена.

Железные дороги показываются на картах с подразделением по ширине колеи (широ
коколейные с шириной колеи 1435 мм и более, в РФ - 1524 мм) и узкоколейные с шириной
колеи менее 1435 мм); по числу путей на одно-, двух- и многопутные; по виду тяги - элек
трифицированные и прочие и по состоянию полотна - действующие, строящиеся, разобран
ные (рис 7.17).

Рис. 7.17. Изображение железных дорог и сооружений на крупномасштабных топографических
картах:

а - однопутные, двухпутные, трехпутные; б - электрифицированные: однопутные, двухпут
ные, трехпутные; в - узкоколейные железные дороги и трамвайные линии; г - подвесные до
роги и фуникулеры; д - железнодорожные станции

Кроме этого показываются также монорельсовые железные дороги, трамвайные линии
(общим условным знаком с узкоколейными железными дорогами), подвесные дороги, фуни
кулеры (железные дороги на крутых подъемах, в горах с канатной тягой) и бремсберги, на
земные участки линий метрополитена.

Если линия железной дороги проходит через населенный пункт, то ее показывают без
разрыва, а при необходимости можно уменьшить толщину знака.

На картах показываются все железнодорожные станции, разъезды, платформы и оста
новочные пункты. Если станции расположены вне населенных пунктов, то обязательно дает
ся их название. На карте масштаба 1:25 000 показываются семафоры и светофоры.

Автодороги при изображении на картах подразделяются на автомагистрали, автодоро
ги с усовершенствованным покрытием и автодороги с покрытием, на улучшенные грунтовые
дороги, грунтовые (проселочные) дороги, полевые и лесные дороги, караванные пути
и вьючные тропы, пешеходные тропы (см. подразд. 5.3). Особыми условными знаками выде
ляются дороги с деревянным покрытием и зимние дороги (рис. 7.18).

Рис. 7.18. Пример классификации дорог на крупномасштабных топографических картах:

а - автомагистрали; б - автодороги с усовершенствованным покрытием; в - автодороги с
покрытием; г - улучшенные грунтовые дороги; д - автодороги с деревянным покрытием;
е - грунтовые дороги и труднопроезжие участки дорог; ж - полевые и лесные дороги;
з - зимние дороги

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием показываются на картах данных масштабов все, независимо от густоты дорожной
сети. Улучшенные грунтовые дороги показываются также, как правило, все, только при со
ставлении карт масштаба 1:100 000 могут исключаться небольшие по протяженности дороги.

Грунтовые (проселочные) дороги на карты масштаба 1:25 000 наносятся, как правило,
все. На картах масштабов 1:50 000 и 1:100 000 дороги наносятся с отбором, если в данном
районе густая сеть дорог. При нанесении дорог низших классов предпочтение отдается:

1. Дорогам, обеспечивающим связь населенных пунктов с железнодорожными стан
циями, пристанями, аэродромами и дорогами высших классов.

2. Дорогам, являющимся продолжением главных проездов в населенных пунктах.

3. Всем дорогам, которые ведут к источникам воды, через перевалы к государственным
границам или вдоль границ.

4. Соединяющим населенные пункты по кратчайшему расстоянию.

5. Дорогам, обладающим наилучшими условиями проезда и имеющим более ровный
профиль.

При составлении дорог обязательно учитываются особенности картографируемой тер
ритории. Например, зимние дороги показываются только на картах, создаваемых на малооб
житые и труднодоступные районы, где отсутствуют дороги более высокого класса и проезд
возможен только в зимнее время.

На картах, создаваемых на малообжитые, горные и пустынные районы с редкой сетью
дорог, показываются все караванные пути и вьючные тропы.

Пешеходные тропы показываются при изображении труднодоступных районов (гор, та
ежных лесов, зарослей кустарников, болот), где нет других путей сообщения.

Обобщение контура дорог практически не делается. Обобщение допускается при изо
бражении извилистых дорог в горах, когда все извилины передать нельзя, при этом необхо
димо сохранить все основные повороты дорог.

Кроме основных дорог на картах выделяются фашинные участки дорог, гати и гребли
при длине их не менее 2 мм.

Фашины - представляют собой связки хвороста, уложенные на продольные лежни
и прижатые жердями; сверху фашины засыпают землей или песком.

Гати - сплошные настилы из бревен, размещенные по хворосту или жердям.

Гребли - невысокие насыпи из грунта, камней, и песка.

Иногда все эти примитивные сооружения по дорогам имеют местные названия, напри
мер, выстилки.

Если дороги пересекают горные хребты, то необходимо показывать перевалы с подпи
сями их отметок высот и периода доступности, например: (ГУ-Х), т. е. перевал доступен
с апреля по октябрь. Главные перевалы должны выделяться более крупным размером знака
и подписи.

При изображении автомагистралей и автодорог подписывается их техническая характе
ристика: ширина покрытия (для автомагистралей - ширина одной полосы и количество по
лос), ширина дороги с обочинами (для автодорог) и материал покрытия, а также обозначает
ся граница смены материала покрытия. Материал покрытия обозначается условными сокра
щенными подписями:

А - асфальтобетон, асфальт
Б - булыжник

Б м - битумоминеральная смесь

Б р - брусчатка

Г - гравий

К - камень колотый

Ц - цементобетон

Щ - щебень

Ш л - шлак

При изображении улучшенных грунтовых дорог подписывается только ширина проез
жей части дороги.

У изображений автомагистралей и автодорог даются подписи номеров дорог, а также
выделяют номера трансмагистральных маршрутов (европейских, азиатских и др.). Номера
определяются по новейшим дорожным картам и атласам автомобильных дорог (рис. 7.19).

У выходов за рамку листа карты условных знаков дорог подписывается их направле
ние: дается подпись собственного названия ближайшего населенного пункта и указывается
расстояние в километрах (рис. 7.19)

Порядок и правила составления дорог. Дороги на картах данных масштабов всегда
составляются в последовательности от высшего класса к низшему. Железные и автодороги
отрабатываются сразу на всем листе, а остальные - составляют по отдельным участкам.

Вначале составляются дорожные сооружения, условные знаки которых прерывают
изображение дороги (например, железнодорожные станции, туннели, мосты). Потом состав
ляется сама дорога, а только после этого наносятся все остальные дорожные сооружения.

При изображении дорог необходимо следить за тем, чтобы ось условного знака дороги
точно соответствовала оси ее изображения на картографическом материале. Векторизация
дорог делается строго по оси условного знака дороги.

Нарушение этого правила допускается только в том случае, когда произошло слияние
дороги с другими объектами. Если при составлении дорог в более мелком масштабе про
изошло слияние дороги с берегом реки, озера или моря, то смещается условный знак дороги.
Если произошло слияние двух дорог, то смещается условный знак дороги низшего класса.

Рис. 7.19. Указание номеров дорог и их направлений на топографических картах

С особой тщательностью отрабатываются на карте повороты и пересечения дорог. Изо
бражение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов содержания
карты (гидрографии, населенных пунктов и др.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие виды дорог показываются на крупномасштабных топографических картах?

2. Как классифицируются железные дороги?

3. Какие требования предъявляются к изображению дорог?

4. Как показывается линия железной дороги, проходящей через населенный пункт?

5. Как показываются железнодорожные станции? Какие станции подписываются?

6. Как классифицируются автомобильные и грунтовые дороги?

7. Как делается отбор грунтовых и полевых дорог на картах масштаба 1:100 000?

8. С учетом чего передается конфигурация автодорог?

9. Какая характеристика дается автомагистралям и автодорогам?

10. Как даются подписи номеров и характеристик дорог?

11. Какие дорожные сооружения даются на картах этих масштабов?

12. Каким дорогам низшего класса отдается предпочтение при их генерализации?

13. В каком случае показываются зимние дороги?

14. Что такое фашины, гати, гребли?

15. Какая характеристика дается дорогам, пересекающим горные хребты?

16. Что подписывается у выходов за рамку листа карты основных дорог?

17. В какой последовательности составляются дороги?

18. В каком случае ось дороги может быть отодвинута относительно ее положения на
исходном картографическом материале?

7.5. Изображение рельефа и его генерализация
на крупномасштабных топографических картах

Рельеф на картах всех трех масштабов изображается горизонталями, условными знака
ми
обрывов, скал, оврагов, промоин, осыпей, и т. п. и отметками высот. Изображение рель
ефа дополняется подписями абсолютных и относительных высот характерных точек местно
сти, подписями горизонталей и указателями направления скатов (бергштрихами)
(см. подразд. 5.4, 5.4.1).

В результате того, что крупномасштабные топографические карты используются для
детального изучения и оценки местности и проведения различных расчетов и измерений по
ним, то к изображению рельефа предъявляются наиболее строгие требования:

1. Необходимо наглядно передать характер рельефа и степень его расчлененности.

2. Точно отобразить расположение, размеры и формы неровностей местности, характе
ризующие ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, а также возможность ори
ентирования на местности.

3. Наглядно и правильно передать морфологические особенности различных типов
рельефа (равнинно-эрозионного, холмисто-моренного, горного, карстового, вулканического,
рельефа песков и др.).

4. Точно и четко передать основные орографические линии и точки (водоразделов,
тальвегов, уступов, вершин, седловин и т. д.).

5. Правильно и четко отобразить направление склонов, их крутизны, а также резких
нарушений поверхности (обрывов, оврагов и промоин, выходов коренных пород и др.).

6. Расставить отметки высот таким образом, чтобы была возможность быстрого опре
деления абсолютных высот точек местности и превышений одних точек над другими .

При изображении рельефа горизонталями очень важно правильно подобрать высоту
сечения рельефа. Основная высота сечения устанавливается в зависимости от характера
рельефа картографируемой территории. В пределах одного листа карты основная высота се
чения не меняется. На топографических картах, согласно , применяются следующие вы
соты сечения (табл. 7.4).

Новое на сайте

>

Самое популярное