Домой Кредитные карты Штраф за несвоевременное уведомление о начале строительства. Незаконное строительство

Штраф за несвоевременное уведомление о начале строительства. Незаконное строительство

Дата изменения: 14.03.2019 14:57

(Для увеличения изображения нажмите на него левой клавишей мыши)


В нарушение требований ст. 7 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.5.3.8, п.5.4.1 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» на уровне перекрытия 21 этажа секции 3/1 из-за нарушения технологии бетонирования в зимнее время (предположительно рабочий шов не был очищен от слоя снега и льда) также было допущено промерзание бетонной смеси в несущих конструкциях здания. В результате устранения дефектов в несущих конструкциях (восстановление элементов до проектной прочности), местами нарушен защитный слой бетона (не в полном объеме заполнены пустоты в местах отколов промёрзшего бетона), бетонная смесь не уплотнена до прекращения оседания и появления на поверхности и в местах соприкосновения с опалубкой блеска цементного теста (фактические размеры раковин, местных наплывов, впадин на бетонных поверхностях превышают допустимые значения, приведенные в табл. В.2. ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения» для бетонной поверхности стен, колонн принятой проектным решением – категории А3). Указанные работы входят в перечень работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства – раздел III п. 6 «устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций» приказа от 30.12.2009 г. № 624 Министерства регионального развития РФ.


В нарушение требований ст.7, ч.3 ст. 34 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.10.4.5 СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003» повсеместно узловые сопряжения стен в местах их пересечения при невозможности сквозного пропуска горизонтальной арматуры стен через этот стык, заармированы конструктивными пересекающимися П-образными хомутами (ОС1) длиной менее 2-х толщин стены (менее 2*160 мм = 320мм, проектной 400 мм), предохраняющими вертикальные сжатые стержни в узловых сопряжениях от выпучивания, обеспечивающих анкеровку концевых участков горизонтальных стержней (фактически применены П-образные хомуты ОС1 меньшего диаметра (~5-6 мм) принятого проектным решением d=8 мм A 400).



В нарушение требований ст. 7 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 10.1.16, п. 10.3.10 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» , п. 5.8 ГОСТ 10922-2012 «Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия» повсеместно в монолитном железобетоне стыки арматуры по длине (высоте) между началом и окончанием соединения стыков выполнены менее двойного шага хомутов и менее 400 мм, нарушена соосность выпусков арматурных стержней (фактически нахлест выполнен около 200 мм, расцентровка составляет более 12 мм).

В нарушение требований ч.3 ст. 34 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.10.3.2 СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003» местами нарушена (отсутствует) толщина защитного слоя бетона для рабочей арматуры стен, лоджий (составляет менее 40 мм для стен, менее 30 мм для лоджий).


В нарушение требований проектной документации для устройства опалубки конструкций перекрытий применены не инвентарные стойки. Нарушена технология монтажа опалубки. Вследствие чего, произошел отказ стоек опалубки, повлекший обрушение строительных конструкций
На объекте капитального строительства отсутствовал проект производства работ и технологические карты на бетонные работы, следовательно, производство работ на данном объекте осуществлялось в отсутствие надлежащей разработанной и утвержденной организационно-технологической документации.
Застройщиком и лицом, осуществляющим строительство, не осуществлялся должным образом строительный контроль, что является нарушением ч. 6 ст. 52, ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ.

В нарушение требований ч. 2, ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, п. 3.4, 3.6, 6.1, 6.1.1 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», проекта шифр 2012-111-ПОС.6 лист 9 раздел 6 п. 1.7, лист 10 раздел 6 п.2.7.3 (производственный контроль (операционный, входной контроль документации) осуществляется не должным образом. Вследствие чего была нарушена организационно - технологическая схема возведения здания. Свайное ограждение котлована не было выполнено, откосы котлована выполнены вертикально, не раскреплены. Произошло обрушение откосов котлована в непосредственной близости одноэтажного жилого дома. Безопасный проход к одноэтажному жилому вдоль котлована фактически повис в воздухе (в настоящее время демонтирован). Сложившаяся ситуация на строительной площадке является прямой угрозой жизни и имуществу граждан.

Выполнены не типовые и не проектные решения по устройству проемов в кирпичной стене. Вертикальные и горизонтальные растворные швы кирпичных стен не соответствуют требованиям п. 9.2.4 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», а именно: толщина горизонтальных швов кладки из кирпича и камней правильной формы должна составлять 12мм, вертикальных швов - 10мм.

В нарушение требований проекта в опорной части балки на кирпичную стену отсутствует железобетонная опорная подушка, предусмотренная проектом.

В нарушение требований п. 9.2.4, п. 9.12.2 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» укладка кирпича выполнена не с полным заполнением вертикальных и горизонтальных швов; толщина горизонтальных швов кладки из кирпича и камней правильной формы должна составлять 12 мм, вертикальных швов - 10 мм. В соответствии с п. 9.2.3 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» применение кирпича-половняка допускается только в кладке забутовочных рядов и мало нагруженных каменных конструкций (участки стен под окнами и т.п.) - не более 10%.
Некачественная кладка стен из облицовочного кирпича, швы неодинаковы и не соответствуют требованиям СНиП, применен кирпич-половняк, что является не допустимым в данном случае.

В нарушение требований п. 10.3, п. 10.3.2 СП 63.13330.2012 «Свод правил. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003» защитный слой бетона не обеспечивает совместную работу арматуры с бетоном, а толщина защитного слоя бетона принята менее диаметра стержня арматуры и менее 10 мм.
Поврежден защитный слой бетона, оголены рабочие арматурные стержни, что приводит к ослаблению несущей способности конструкции бетонной стены.

В нарушение требований проектной документации для устройства опалубки конструкций перекрытий были применены опорные стойки-домкраты (не предусмотренные заводом-изготовителем). Изменены технические характеристики стоек, уменьшилась устойчивость стойки при нагрузке, в результате чего несколько стоек сломались. Затем произошло обрушение перекрытия на площади около 380 м2.
В нарушение ч.4 ст.53 Градостроительного кодекса РФ Федерального закона №190-ФЗ от 29.12.2004г, п.7.1 СП 48.13330.2011 в процессе строительства не в полной мере осуществлялся строительный контроль лица, осуществляющего строительство за безопасностью строительных конструкций, качеством и правильностью использования применяемой опалубки.


При осуществлении мероприятий государственного строительного надзора должностными лицами Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области могут быть выявлены нарушения при осуществлении строительства, реконструкции, за которые в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В отношении виновных лиц составляются протоколы об административном правонарушении. В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении является документом, возбуждающим дело об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

В назначенное время руководитель или его заместители рассматривают материалы дела об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  1. - о назначении административного наказания;
  2. - о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

В случаях отказа от подписи или получениия материалов дела об административных правонарушениях эти материалы отправляются в адрес нарушителей посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

В соответствии с действующим законодательством лица, отказавшиеся от подписи (или получения) составленных документов не освобождаются от административной ответственности.

Дело об административном правонарушении рассматривается при участии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Привод осуществляется органом внутренних дел на основании определения должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Административная ответственность за правонарушения в области строительства определяется следующими статьями КоАП РФ:

Статья 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий).

ч. 1. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

ч. 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

ч. 3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию.

ч. 1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

ч. 2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

ч. 3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

ч. 4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

ч. 5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ.

ч. 1. Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

ч. 2. Несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

ч. 3. Повторное несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того:

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

ч. 6. Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания.

ч. 1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, -

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Подготовка к строительству собственного дома отнимает немало времени, сил и средств. Не удивительно, что некоторые застройщики пытаются обойти некоторые нормы закона. Одной из таких, нередко игнорируемых норм, является получение разрешения на строительство . Несмотря на то, что подобные ситуации встречаются довольно часто, поступать так не стоит.

Строительство дома, без получения разрешения на строительство, грозит не только тем, что на такую недвижимость невозможно оформить право собственности, но и дом, в который вы вложили немало денег и сил, может быть признан самостроем, в результате чего, его придется снести и к тому же, уплатить немалый штраф!

О разрешении на строительство

По Градостроительному кодексу , разрешение на строительство нужно получать на любой объект капитального строительства. Под объектом капитального строительства (ОКС) принято понимать постройки, жестко привязанные к земле. Исходя из этой нормы закона, вы можете построить на участке хозпостройки, времянку, беседку и другие объекты, не имеющие фундамента без разрешения.

Жилой дом обладает всеми признаками ОКС: жесткая привязка к земле, невозможность переноса без серьезного ущерба. Следовательно разрешение нужно получать обязательно, иначе, ваш дом признают незаконным, застаят вас его снести за свой счет, и к тому же еще наложат административный штраф!

Что нужно, чтобы приступить к строительсту без штрафа?

В соответствие со ст. 51 ГрК, для получения разрешения на строительсво вам потребуется:

  • Оформить ГПЗУ и СПОЗУ . Для этого вы заранее должны выполнить топографическую съемку участка и согласовать ее с контролирующими органами (водоканалом, газовщиками и пр.).
  • Разработать и согласовать проект в контролирующих органах, а иногда и провести экспертизу.

Эти документы вместе с заявлением и свидетельством права собственности подать в местные органы. Если все документы в порядке и закон соблюдается, вам выдадут разрешение. Далее потребуется получить ордер на проведение земляных работ, и можно начинать стройку.

Внимание!!! Если вам отказали в выдаче разрешения, необходимо устранить (при возможности) нарушения, приведшие к отказу и пройти процедуру повторно. Без этого начинать строительные работы нельзя! Строение будет признано незаконным!

Срок действия разрешения на строительство

Разрешение на строительство дома ИЖС действителен 10 лет. Если вы начали строительство, но стройка затянулась, и вы не уложились в 10-летний срок, разрешение можно продлить. Нужно помнить, если строительство так и не было начато, разрешение вам не продлят. Всю процедуру придется проходить заново.

За незаконное строительство будут наложены административные санкции. Наказание за самострой прописано в ст. 9.5 КоАП. Нарушитель обязан демонтировать постройку и уплатить штраф. Размер штрафа зависит от правового статуса застройщика:

  • Физические лица - 2-5 тыс. рублей.
  • Должностные лица - 20-50 тыс. рублей.
  • Предприниматели - 20-50 тыс. рублей и лишение права заниматься предпринимательской деятельностью до 3 месяцев.
  • Юридические лица - от 500 тыс. до 1 млн рублей и приостановление деятельности компании до 3 месяцев.

Внимание!!! Выполнение некоторых видов работ по строительству и реконструкции можно проводить без получения разрешения. Чтобы не оказаться в правовой ловушке, прежде чем начать стройку, проконсультируйтесь со специалистом.

Штрафы могут быть наложены также при обнаружении следующих нарушений:

  • Реконструкция зданий, входящих в культурное наследие.
  • Строительство без учета целевого назначения участка (например, постройка жилого дома на землях сельхозназначения).
  • Прокладка коммуникаций без разрешения от контролирующих органов.
  • Несвоевременное уведомление о начале строительства.
  • Возобновление приостановленным стройнадзором строительных работ до устранения выявленных нарушений.
  • Фактическая эксплуатация здания без получения разрешения.


Штрафы
- не единственная проблема, с которой столкнется владелец самостроя. Узаконить такую постройку можно только в судебном порядке, но, как показывает практика, суды далеко не всегда оказываются на стороне человека, грубо нарушившего закон.

Если вы хотите, чтобы ваше строительство дома происходило согласно действующему законодательству РФ, и не хотите на себе ощутить тяжбы судебных дел. Обращайтесь за помощью, к нашим специалистам, мы вас проконсультируем, и поможем сделать все необходимые документы для официального строительства дома.

Закон вменяет в обязанность получать необходимую разрешительную документацию на строительство заказчику, однако к административной ответственности за проведение без разрешения строительных работ могут быть привлечены лица, непосредственно осуществляющее строительство (постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 16235/10). Тем самым высший судебный орган разрешил разногласия по поводу определения субъекта правонарушения, установленного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

В настоящий момент КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без разрешения на строительство в предусмотренных случаях.

Тем не менее к вопросу определения субъекта данного правонарушения суды подходят по-разному. Вывод, что к ответственности может быть привлечен не только застройщик или заказчик, но и лицо, осуществляющее строительство, сделан Арбитражным судом г. Москвы (решение от 18.03.2010 № А40-19954/10-94-110).

Иная точка зрения сложилась у судов апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении этого дела. Они сочли, что системное толкование норм Градостроительного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что правом на обращение в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство обладает только застройщик. Значит, именно он является субъектом административного правонарушения, закрепленного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 и ФАС Московского округа от 08.10.2010 по делу № А40-19954/10-94-110).

Фабула

Муниципальное предприятие (заказчик) и ООО (подрядчик) заключили договор генерального подряда. Общество должно было своими и привлеченными силами осуществить строительство жилых домов. За заказчиком договором был закреплена обязанность оформить разрешение на производство строительно-монтажных работ в течение 20 дней до начала выполнения работ. Подрядчик соответствующие документы не получил, но все равно приступил к работе.

Впоследствии при проведении проверки Главгосстройнадзор усмотрел в действиях подрядчика состав правонарушения и обратился в суд.

Исковые требования

Управление Главгосстройнадзора Московской области обратилось в суд с требованием привлечь ООО к административной ответственности за нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Основание обращения — ст. 202 и 203 АПК РФ.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции удовлетворил требования управления исходя из того, что субъектом административного правонарушения является подрядчик.

Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства, при осуществлении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, проводятся на основании разрешения на строительство. В соответствии с ч. 3 ст. 52 Кодекса лицом, осуществляющим строительство, может быть застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

Таким образом, подрядная организация, выполняющая строительство без соответствующего разрешения, подпадает под действия ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с таким выводом. Они руководствовались следующим.

Застройщик на основании договора с лицом, осуществляющим строительство, должен подготовить земельный участок для строительства, а также передать этому лицу материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

Законодательством не определено, что в случае привлечения другого лица к строительным работам обязанность по получению разрешения возлагается на это лицо.

Наличие заключенного договора с подрядчиком не изменяет правового статуса застройщика, обязанного получить разрешение на проведение строительных работ. Подрядчик выполняет работы по указанию заказчика. И в рамках исполнения гражданско-правового договора он не может нести административную ответственность за ненадлежащее исполнение требований законодательства заказчиком.

Если правом на обращение в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство обладает только застройщик, значит, он и является субъектом данного административного правонарушения.

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум оставил в силе решение суда первой инстанции, подтвердив, что субъектом правонарушения может быть не только застройщик или заказчик, но и лицо, непосредственно осуществляющая строительство.

Таким образом, подрядчик в силу ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса мог приступить к строительству жилых домов только после получения от заказчика всей необходимой документации, в том числе разрешительной.

Поскольку общество вело строительство с нарушением норм Градостроительного кодекса (без разрешения), его правомерно привлекли к административной ответственности.

К сведению
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без соответствующего разрешения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 000 до 50 000 руб., на индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 50 000 руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц - от 500 000 руб. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Организации, участвующие в процессе строительства (Заказчик, Застройщик, Генеральный подрядчик, Проектировщик):

Является имущественной ответственностью перед лицами чьи интересы, права нарушены в результате действий виновного лица нарушений, заключается в предоставлении материальной (как правило, денежной) компенсации за причиненный вред.

→ Ответственность по договору строительного подряда (Ст.ст. 754-755 Гражданского кодекса РФ)

Лицо, осуществившее строительство по договору строительного подряда (т.е., Генподрядчик) несет имущественную ответственность за качество построенного объекта, в т.ч., за его соответствие оговоренным в договоре характеристикам. Генподрядчик также несет имущественную ответственность за возможность эксплуатации построенного объекта в течение гарантийного срока, а также за выявленные в течение этого срока недостатки объекта (являющиеся результатом допущенных им нарушений) при этом, в случае если установленный гарантийный срок составляет менее 5 лет, то Генподрядчик все равно несет ответственность за недостатки объекта, выявленные в течение 5 лет с момента сдачи объекта.

→ Ответственность по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 761 ГК РФ)

Лицо, выполнившее проектные и изыскательские работы несет имущественную ответственность за качество проектной документации, в т.ч., за недостатки, обнаруженные в ходе строительства и в процессе эксплуатации объекта.

→ Ответственность за вред, причиненный в результате нарушений, допущенных в процессе проектирования, строительства (ст. 60 Градостроительного кодекса РФ)

Лицо, выполнившее проектные и изыскательские работы, Лицо выполнившее работы по строительству несут имущественную ответственность – обязаны возместить вред, причиненный в результате недостатков соответствующих работ.

При этом, в случае если данные лица отказываются возмещать вред ответственность переходит на соответствующую СРО , куда входит виновное лицо.

В случае же, если и СРО отказывается возместить причиненный вред ответственность переходит на Российскую федерацию или субъект РФ (только при условии что по данному объекту была обязательна государственная экспертиза проектной документации и государственный строительный надзор), соответственно по объектам государственную экспертизу и ГСН на которых осуществляли федеральные органы власти вред возмещает РФ, а по объектам, находившимся в ведении органов власти субъекта РФ вред возмещает субъект РФ.

Ответственность перед государством, заключается в применении к виновному лицу установленных в Кодексе об административных нарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) административных взысканий. Случаи наступления административной ответственности и соответствующие им виды взысканий установлены в КоАП РФ.

→ Ответственность за нарушение требований к качеству строительства (ст. 9.4 КоАП РФ)

Лицо, выполняющее работы по строительству и допустившее нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства несет ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 500 до 1 000 рублей, для должностных лиц - от 5 000 рублей до 10 000 рублей, для ПБОЮЛ от от 5 000 рублей до 10 000 рублей, для юридических лиц - от 30 000 рублей до 100 000 рублей. Кроме того, на ПБОЮЛ и юридическое лицо может быть наложено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае, если допущенное нарушение затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, сумма штрафа составляет: для граждан от 2 000 рублей до 5 000 рублей, для должностных лиц - от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для ПБОЮЛ - от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 100 000 рублей до 500 000 рублей.

Ответственность за нарушение установленного порядка строительства (ст. 9.5 КоАП РФ)

Согласно ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ лицо, ведущее работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту без соответствующего разрешения несет ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 2 000 рублей до 5 000 рублей; для должностных лиц от 20 000 рублей до 50 000 рублей; для ПБОЮЛ от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 500 000 рублей до 1 000 000 рублей. Кроме того, на ПБОЮЛ и юридическое лицо может быть наложено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.2 ст.9.5 КоАП РФ лицо, нарушившее сроки направления в органы государственного строительного надзора извещения о начале строительства или неуведомившее органы государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке несет административную ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 500 рублей до 1 000 рублей; для должностных лиц от 10 000 рублей до 30 000 рублей; для ПБОЮЛ от 10 000 рублей до 40 000 рублей; для юридических лиц от 100 000 рублей до 300 000 рублей.

Согласно ч.3 ст.9.5 КоАП РФ лицо продолжившее ведение работ до составления актов об устранении выявленных органом государственного строительного надзора нарушений несет административную ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 2 000 рублей до 5 000 рублей; для должностных лиц - от 10 000 рублей до 30 000 рублей; для ПБОЮЛ от 10 000 рублей до 40 000 рублей, для юридических лиц - от 50 000 рублей до 100 000 рублей. Кроме того, на ПБОЮЛ и юридическое лицо может быть наложено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ответственность за нарушение требований о наличии допуска СРО (ст. 9.5.1 КоАП РФ)

Лицо, осуществляющее выполнение, требующих допуска СРО работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без соответствующего свидетельства СРО о допуске к данным видам работ несет административную ответственность в виде штрафа в размере от 40 000 рублей до 50 000 рублей.

Уголовная ответственность

Еще один вид ответственности перед государством. Наступает при совершении преступлений и заключается в применении к виновному лицу уголовных наказаний. Деяния, являющиеся преступлениями и предусмотренные за них наказания установлены Уголовным кодексом РФ.

→ Нарушение правил техники безопасности и охраны труда (ст. 143 УК РФ)

Лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности и охраны труда, допустившее нарушение данных правил, в результате которого причинен тяжкий вред здоровья человека, подлежит уголовной ответственности, в виде штрафа в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

В случае если, нарушение правил техники безопасности и охраны труда повлекло смерть человека, виновный наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Органы государственной власти, обеспечивающие соблюдение градостроительного законодательства (Инспекция ГСН, Управление государственной экспертизы проектной документации).

Специальных норм, устанавливающих ответственность данных органов за нарушения связанные с процессом строительства нет . На должностных лиц данных органов распространяются общие положения законодательства об ответственности за ненадлежащие выполнение должностных обязанностей .

Однако существует гражданско-правовая ответственность государства (РФ, субъекта РФ) за вред, причиненный в результате нарушений допущенных при строительстве объектов (по которым было обязательно осуществление государственного контроля/надзора).

На данный момент по поручению Президента РФ Д.А. Медведева идет разработка изменений в законодательство , согласно которым уплаченные из бюджета на возмещение вреда суммы государство будет взыскивать с виновных должностных лиц.

Органы местного самоуправления.

Гражданско-правовая ответственность

→ Ответственность за нарушения, допущенные в процессе территориального планирования и градостроительного зонирования (ст. 60 ГрК РФ)

Органы местного самоуправления допустившие нарушения при разработке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий несут имущественную ответственность – обязаны возместить вред причиненный в результате этих нарушений жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.

Административно-правовая ответственность

→ Ответственность за нарушения, допущенные при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч.4 ст.9.5 КоАП РФ)

Должностное лицо, принявшее решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключения о соответствии, выданного органом государственного строительного надзора несет административную ответственность в виде штрафа в размере от 20 000 рублей до 50 000 рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ КАП. СТРОИТЕЛЬСТВА

На данный момент в законодательстве нет четкой регламентации процесса эксплуатации зданий и сооружений. Тем не менее, предусмотрена административно-правовая ответственность для лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (ч.5 ст.9.5 КоАП РФ). Ответственность заключается в наложении штрафа в размере: для граждан от 500 рублей до 1 000 рублей; для должностных лиц от 1 000 рублей до 2 000 рублей; для юридических лиц от 10 000 рублей до 20 000 рублей.

Кроме того, вопросы эксплуатации частично освещаются в Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений. В частности, данный технический регламент (ст. 40) устанавливает необходимость оценки соответствия процесса эксплуатации зданий и сооружений установленным требованиям безопасности в форме эксплуатационного контроля и государственного контроля (надзора) . При этом если эксплуатационный контроль должен вестись лицом, отвечающим за эксплуатацию здания (сооружения), то государственный контроль (надзор) за эксплуатацией должен вестись уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ . Однако, конкретные вопросы подобного надзора , а именно: органы, уполномоченные на его ведение, подведомственность объектов, порядок ведения надзора должны быть дополнительно установлены федеральными законами .

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится (принят в первом чтении 13 мая 2011 года) законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ. Данный законопроект подразумевает регламентацию процесса эксплуатации зданий и сооружений, устанавливает обязательность государственного надзора за эксплуатацией (при этом данная функция передается органам государственного строительного надзора). Кроме того планируется внесение поправок в КоАП РФ, а именно установление дополнительных составов административных правонарушений связанных с процессом эксплуатации зданий и сооружений.

Новое на сайте

>

Самое популярное