Домой Кредитные карты Скидка за безаварийное вождение по осаго: кбм. КБМ - что такое? Как проверить КМБ

Скидка за безаварийное вождение по осаго: кбм. КБМ - что такое? Как проверить КМБ

В расчетах полиса обязательного страхования используется коэффициент, существенно влияющий на размер скидки при определении конечных затрат на автомобилиста. КБМ ОСАГО – это так называемый коэффициент безаварийности, определяющий риск наступления страхового случая по каждому конкретному водителю. Год, проведенный за рулем без единой выплаты по страховке, позволяет повысить уровень скидки на следующий год.

Значение коэффициента КБМ

Аббревиатура КБМ расшифровывается как коэффициент «бонус-малус» и определяется на основании статистики за прошедший год. Значение КБМ рассчитывается в зависимости от класса водителя, его опытности и аккуратности вождения.

Без определения класса узнать точно КБМ и проверить его на соответствие будет невозможно. Водитель, знающий, как определяется КБМ по классу вождения, может контролировать присваиваемые значения. Ввиду частых претензий относительно неверно назначенной скидки, регулярная проверка показателя позволит избежать неприятных разбирательств со страховщиком, когда придет пора покупки нового полиса.

Если автомобилист только сел за руль и не имеет никакой истории вождения, согласно действующему регламенту, присваивается третий класс вождения с КБМ 1,0.

В зависимости от дальнейшего поведения водителя на дороге, класс может быть повышен или понижен, что повлияет на размер дальнейшей скидки.

  1. Каждый год без ДТП при отсутствии выплат по ОСАГО повышает класс вождения, соответственно скидка уменьшается.
  2. При попадании в ДТП у водителя-виновника аварии понижается класс, а сумма страховки следующего года становится выше.

Как рассчитывается

Общий алгоритм расчета выглядит следующим образом: каждый год без аварий для водителя означает рост скидки на 5%. В результате десятилетнее вождение без страховых возмещений даст водителю 50-процентную скидку на покупку полиса. Сокращение расходов по ОСАГО вполовину – максимально возможная экономия, на которую может повлиять показатель «бонус-малус».

На определение КБМ оказывает влияние не только наличие или отсутствие возмещений при ДТП, но и их количество. Когда начинающий автомобилист получает 3-й класс, спустя год безаварийных поездок его класс повысится до 4-го и так далее. Максимальный класс вождения, который может быть присвоен автомобилисту – 13-й, при котором КБМ составит 0,5 или 50-процентная скидка.

Если в течение года автомобилист неоднократно становился виновником ДТП, скидка аннулируется, а вместо нее включается повышающий коэффициент. Согласно утвержденной законом таблице соответствия расчетов КБМ и класса вождения, максимально стоимость полиса увеличивается на 145% от исходного значения.

Примерный расчет по соответствию КБМ и класса водителя выглядит следующим образом:

Особенности расчета

Определение конечной стоимости страховки требует учета некоторых нюансов:

  1. Если заключается договор по страховке прицепа, показатель «бонус-малус» равен не менее 1,00.
  2. При эксплуатации автомобиля с транзитными номерами (для оформления страхования на период пути к региону, в котором будет производиться регистрация авто), либо при оформлении полиса для перемещений по стране на временной основе, КБМ равен единице.
  3. При расчете полиса, в список допуска которого включено несколько лиц, значение КБМ определяется по автомобилисту с минимальным классом вождения.
  4. Неограниченная страховка требует определения показателя скидки с учетом безаварийной статистики автовладельца.

Как проверяется

Иногда страховщик (умышленно или по халатности сотрудников) допускает ошибки в присвоении КБМ конкретному автомобилисту. Поэтому так важно научиться проверять значение «бонуса-малуса» самостоятельно.

При наличии доступа к интернету, это может сделать абсолютно любой водитель. Существует множество интернет-ресурсов, которые основываются на информации, хранимой в единой базе РСА. Чтобы минимизировать возможность технической ошибки, рекомендуется обращаться к проверенным официальным источникам Российского общества страховщиков (РСА).

Проверка представляет собой простейшую процедуру, при которой в окно поиска вводят сведения об интересуемом автомобилисте:

  1. Определяют, относится ли владелец к физическому или юридическому лицу.
  2. Определяют тип требуемого договора (с ограничением допуска или без него).
  3. Вводят данные на автомобиль.
  4. Если полис на одного водителя, вводят полное ФИО, дату рождения, а также данные его удостоверения. Указывают день, следующий после истечения действующего договора.
  5. Если полис без ограничений, в отдельном окошке вводят ФИО, паспортные данные на владельца, 17-значный номер VIN.
  6. Далее необходимо поставить отметку о согласии на обработку персональных сведений. При отсутствии VIN-номера делают аналогичную отметку и нажимают кнопку проверки.

Не всегда результат проверки удовлетворяет страхователя. В случае появления сомнений относительно присвоенного КБМ, за разъяснениями необходимо обратиться в компанию, с которой подписывается договор. Потребуется предпринять меры, чтобы добиться восстановления показателя.

Исправление коэффициента

Когда результат проверки не соответствует ожиданиям водителя, первое, что нужно понять: где конкретно допущена ошибка при определении КБМ. Потребуются полисы предыдущих лет и произведение ручного пересчета значений.

Нужно учитывать, что закон допускает периодическую корректировку коэффициентов. Рекомендуется отталкиваться от Указаний от Банка России относительно предельных значений тарифной ставки и коэффициентов или от действовавших на момент заключения договора тарифа ОСАГО.

При обнаружении ошибки, страхователь обращается в СК, которая приняла к расчетам ошибочные данные. Внесение исправлений, как правило, занимает не более 3 дней. В настоящее время РСА не занимается внесением изменений в базу. Поэтому обращаться с претензиями в данную организацию нет необходимости.

На видео об исправлении КБМ

Зачастую страховщика, который допустил ошибку, уже не существует, поэтому исправить КБМ не получится. Чтобы избежать подобных неприятностей, рекомендуется проводить проверку КБМ в полисе ежегодно, при оформлении нового договора страхования.

Курс молодого бойца (КМБ) призван подготовить бойца к выполнению боевых задач. Он учит тому, что должен уметь каждый солдат – основам обращения с оружием, уставному поведению, действиям в тех или иных ситуациях. Но в гораздо большей степени он приучает молодого человека к условиям жизни в армии, даёт общее о ней представление.

Обычно КМБ длится около месяца. В это время свято блюдётся невинность молодых даже в самой распоследней по дисциплине части: коллектив тем самым проявляет заботу о человеке. Проявляет не сам по себе, а под жёстким давлением официальной иерархии, когда командование части буквально заставляет офицеров следить за сержантами, а тех – не превышать меры уставных отношений. Хотя в большей мере неприкосновенность молодых объясняется особым отношением к работе с ними самих сержантов. Многоопытные старослужащие сержанты относятся к молодёжи со снисхождением, развлекаясь необычной ролью отцов-наставников, а также наивным поведением своих подопечных. Чтобы обеспечить именно такое отношение со стороны сержантов, до руководства КМБ допускают далеко не всех желающих, строжайше отбирая наиболее адекватных.

Примечательно, что курс молодого бойца проходят молодые абсолютно во всех частях, в том числе и в учебных. Казалось бы: раз часть учебная, значит, в ней и так всё время будут чему-то учить, зачем тогда нужен какой-то особый курс? Да, в учебных частях действительно учат, но для обучения самим основам поведения, приучения к дисциплине и абсолютной несвободе КМБ всё равно оказывается жизненно необходим.

КМБ необходим и потому, что первое время молодые физически не готовы полностью погрузиться в армейскую реальность. Так, первое время солдат банально не наедается армейской пищей и постоянно ходит голодным. И это при том, что его регулярно кормят три раза в сутки. Сказывается отличие армейской пищи от гражданской – она не так сытна, в ней чаще всего оказывается недостаточно мяса, жиров, масла. Сказывается и обилие психологической и физической нагрузки, состояние непроходящего стресса от новых условий бытия. Так что молодых бойцов старики величают не иначе, как «нехватами». Кто-то быстро приспосабливается к такой ситуации и вскоре перестаёт испытывать патологическую тягу к еде, но некоторые и с приходом в подразделение не могут себя перебороть. К таким новичкам отношение у стариков презрительное, они становятся предметом жестоких насмешек. Новые условия выливаются и в общее ослабление организма из-за смены климата, что на первых парах может привести к заболеваниям. Если бы молодые в таких условиях оказывались бы сразу «при деле» в подразделении, когда им часть и без того скудной еды придётся отдавать старослужащим, а в санчасть элементарно не пускают даже с температурой, то последствия такой ситуации сложно было бы спрогнозировать. Однозначно, «небоевые» потери в армии возросли бы на порядок.

Во время КМБ молодые очень много времени проводят на плацу, где с ними занимаются строевой подготовкой. При этом преследуется две цели: во-первых, привить основы дисциплины, что проще всего сделать в строю; во-вторых, молодых готовят к принятию присяги, которая представляет собой целый ритуал, требующий хорошей отработки. Если его исполнить по всем правилам, получится очень торжественно и красиво, иначе торжественность церемонии превратится в дешёвый фарс, могущий вызвать только смех.

На КМБ молодые осваиваются, усваивают основы поведения, познают социальное неравенство, причём, в довольно мягкой, «щадящей» форме. В подразделении несправедливость неизмеримо глубже, так что на КМБ молодых фактически готовят к принятию этой несправедливости.

При попадании в подразделение после КМБ стандартная армейская жизнь у молодых начинается не сразу: им дают ещё пару недель, чтобы освоиться. В это время их не привлекают к общественной работе и обслуживанию старослужащих. Молодёжь осматривается, с ней проводят беседы, наставляя на путь истинный, и показывают, что ей предстоит. Но так бывает не всегда и не везде.

А потом молодые включаются в жизнь воинского коллектива, и всё становится на свои места. Происходит полная адаптация человека к окружающим условиям социальной реальности, начало которой было положено в процессе КМБ.

Мнение о том, что каждый настоящий мужчина должен обязательно отслужить в армии, в последнее время несколько устарело. Сегодня очень многие стремятся уклониться от призыва в Вооруженные силы самыми различными способами. Но все же тех, кто хочет стать на защиту своего Отечества, значительно больше. Они без лишних слов являются в военкомат по повестке, после чего отправляются либо в учебные, либо в боевые подразделения.

И в тех, и в других частях в первую очередь требуется пройти курс молодого бойца. Что такое КМБ в российской армии? Это целый комплекс мероприятий, направленный на то, чтобы как морально, так и физически подготовить новобранца к воинской службе. Его основными целями являются:

  • изучение уставов, постижение армейских законов, по которым придется жить в течение всего срока службы;
  • обучение основам обращения с оружием;
  • приучение новобранца к условиям жизни в армии и получение первых, самых важных представлений о ней;
  • обучение различным действиям, которые следует предпринимать в любых экстремальных ситуациях.

Самая главная цель, которую преследует курс молодого бойца, – это обеспечить его полное погружение в армейскую атмосферу, понимание основных принципов воинской дисциплины.

После его завершения новобранцы, которые до сего момента находились в «карантине», распределяются по боевым подразделениям. И то, как они приживутся в новом коллективе, напрямую зависит от успехов, достигнутых на КМБ.

Основные составляющие курса молодого бойца

Добиться всех описанных выше целей, сделать так, чтобы молодой солдат быстро адаптировался к условиям жизни в армии, помогают следующие составляющие КМБ:

  • физическая подготовка. Как показывает практика, почти каждый боец, только что призванный в ряды вооруженных сил, испытывает трудности со сдачей нормативов по данной дисциплине. К сожалению, сегодня спортом занимается не так уж много молодых людей. КМБ призван исправить эту ситуацию. Новобранцы под руководством опытного сержанта каждый день выходят на пробежку, выполняют самые разнообразные комплексы упражнений, постепенно увеличивая нагрузку на мышцы, подтягиваются на турнике, отжимаются от пола, приводя свою физическую форму в порядок;
  • строевая подготовка. Многие называют ее бессмысленной муштрой, однако это совсем не так. Данная дисциплина позволяет сформировать военную выправку молодого солдата, а также обучить его работе в коллективе. Ничто иное не дает такой возможности сплотить совершенно разных по интеллектуальному, физическому, моральному развитию бойцов, как это делает строевая подготовка. Они может занимать несколько часов в день, однако все предпринимаемые усилия обязательно будут вознаграждены;
  • огневая подготовка. В процессе прохождения КМБ новобранцы могут пострелять из автомата или пистолета. Но это не главная цель данной дисциплины. В первую очередь молодое пополнение обучают основам обращения с оружием, поддержания его в идеальном состоянии, обеспечения безопасности во время учебных или боевых стрельб;
  • теоретические занятия. На курсе молодого бойца они чаще всего сводятся к изучению Устава Вооруженных сил. Новобранцы просто обязаны знать армейские законы и свои собственные обязанности, которые необходимо выполнять в соответствии с теми или иными статьями этого документа.

В процессе прохождения курса молодого бойца новобранцы не только обучаются ходить строем, обращаться с оружием и цитировать наизусть целые статьи из уставов. Они также гораздо проще вливаются в коллектив, начинают намного лучше понимать армейскую реальность. Кроме того, молодое пополнение учится жить по довольно строгому распорядку дня, принятому в любых воинских подразделениях.

Не стоит забывать и о том, что КМБ учит новобранцев самостоятельно создавать и поддерживать комфортные условия для жизни в армии. Они ходят в наряды, привлекаются к уборке помещений, которая подразумевает и мытье полов, и ежедневное выравнивание тумбочек, кроватей, табуреток и прочего инвентаря, выносят мусор. Это также можно назвать одной из составляющей обучения жизни в коллективе и армейскому порядку.

Кто и как проводит курс молодого бойца

Даже те воинские подразделения, которые не могут похвастаться успехами в соблюдении воинской дисциплины, делают все возможное, чтобы осуществлять КМБ в атмосфере максимальной лояльности к молодому пополнению. Делается это для того, чтобы обеспечить идеальные условия для постижения азов армейской науки.

В качестве наставников на курсе молодого бойца выступают исключительно опытные сержанты, которые не могут себе позволить допустить неуважительного отношения или даже случаев рукоприкладства по отношению к новобранцам. В подавляющем большинстве случаев все их действия жестко контролируются офицерами.

В боевых частях во время прохождения КМБ молодое пополнение постепенно знакомится и с социальным неравенством, которое складывается из-за смешения в одном подразделении разных призывов. Ни для кого не является секретом, что в российской армии существует так называемое неофициальное деление на старослужащих и молодых, когда первые управляют вторыми абсолютно неуставными, но зачастую весьма эффективными методами.

На этапе «карантина» это разделение проявляется в более щадящей форме, чем в батальонах и ротах, однако дает возможность получить первое представление о том, что ждет новобранцев впереди, морально подготавливает их к этому. В учебных частях данной проблемы нет, так как обучение каким-либо воинским специальностям обычно проходит лишь один призыв под руководством сержантов.

Продолжительность курса молодого бойца

Сколько длится КМБ в российской армии? Это зависит от особенностей каждого воинского подразделения, но в подавляющем большинстве случаев на адаптацию новобранцев отводится месяц-полтора, не более. После этого они считаются полностью готовыми к тому, чтобы принять присягу и приступить к настоящей воинской службе.

Как мы уже говорили выше, курс молодого бойца проводится в обязательном порядке как в боевых, так и в учебных частях. Несмотря на то что условия службы в последних значительно мягче и проще, пополнению все же необходимо время на то, чтобы погрузиться в армейскую атмосферу, принять ее основные правила и научиться жить в коллективе.

ОСАГО - договор Обязательного Страхования АвтоГражданской Ответственности. Страхователь - лицо, являющееся собственником автомобиля (в редких случаях лицо, оформляющее страховку). Страховщик - представитель страховой компании. Что такое ОСАГО, знают не все, и даже среди автомобилистов встречаются такие люди, которые не имеют представления, что собой представляет страхование ответственности. На что имеет право водитель при возникновении дорожно-транспортного происшествия? Какие последствия влечет за собой езда без страховки? Так ли она обязательна и необходима? Попробуем разобраться.

ОСАГО: что страхуем?

Так как ОСАГО - это обязательное страхование, то необходимо выяснить, что же на самом деле застраховано. Жизнь водителя или состояние его автомобиля? На самом деле при заключении договора собственник автомобиля защищает собственные деньги, способствует их сохранению в случае возникновения ДТП. То есть при неприятной ситуации на дороге, которая повлекла за собой нанесение ущерба другому автомобилю (даже если это простая царапина, не говоря о крупных вмятинах) или причинение вреда здоровью, возмещать ущерб будет не собственник машины, а страховая компания, с которой он заключил договор.

То же самое касается абсолютно противоположной ситуации, когда собственник является не виновником ДТП, а потерпевшим. В этом случае пострадавшему ущерб будет выплачивать страховая компания виновника ДТП. Конечно, если у него есть полис. Что такое полис ОСАГО? Это и есть договор, заключенный между собственником и компанией.

Также есть ситуация, когда два водителя виноваты в аварии. В этом случае обоих ждет долгое судебное разбирательство, в ходе которого будет вынесена сумма ущерба, исходя из степени ответственности автомобилистов.

Не забываем, что речь идет о собственниках, имеющих на руках действующий полис ОСАГО.

Стоимость ОСАГО

Мы уже знаем, что такое ОСАГО, теперь необходимо выяснить, сколько придется заплатить за страхование. На деле сумма выходит довольно приличная, но стоит помнить, что договор заключается на целый год. Год спокойной езды - это немало. От чего же зависит стоимость полиса обязательного автострахования?

Во-первых, при расчете учитывается базовая ставка, которая устанавливается согласно тарифам Банка России. В октябре 2014 года страховым компаниям предоставлено право самостоятельно устанавливать конечную базовую ставку, поэтому стоимость страховки в разных компаниях может незначительно отличаться.

Во-вторых, на стоимость полиса влияет КБМ (пугающее слово). Что такое КБМ в ОСАГО, подробно поговорим чуть позже, пока же приведем его дословный перевод. КБМ - это класс бонус-малус. Определяет размер возможной скидки.

В-третьих, при расчете стоимости ОСАГО берется коэффициент мощности автомобиля. Чем больше лошадиных сил, тем дороже обойдется страховка.

Четвертый показатель зависит от территории, на которой зарегистрирован собственник автомобиля, то есть территории преимущественного использования транспортного средства. Например, в Московской области коэффициент равен 1,7, а вот уже в Севастополе всего 0,6. Данный коэффициент устанавливается в соответствии с законом об ОСАГО.

Следующий коэффициент зависит от возраста и стажа водителя. Если возраст менее 22 лет или стаж вождения транспортным средством составляет менее трех лет, то будет действовать повышающий коэффициент, в пределах 1,6-1,8.

Также на стоимость полиса влияет и период использования. Минимальный срок, на который можно застраховать автомобиль, составляет 3 месяца. Максимальный, безусловно, один год.

Последний фактор, который учитывается при расчете стоимости ОСАГО, - количество лиц, вписанных в страховку. Либо страховка оформлена без ограничения, и тогда управлять автомобилем может каждый, кто имеет на это право, независимо от того, указан он в страховом полисе или нет. Либо же управлять автомобилем могут водители, вписанные в страховой полис. В этом случае стоимость ОСАГО определяется по наименьшей скидке, которая определяется по КБМ.

Что такое КБМ в ОСАГО?

Класс бонус-малус зависит от стажа вождения и наличия или отсутствия страховых выплат. За каждый год безаварийной езды водителю предоставляется 5% скидки. Скидка дается независимо от желания страховщиков, как думают многие водители. Существует единая база, в которой можно посмотреть свой класс. Скидка накапливается в течение всего периода вождения и не привязана к определенному автомобилю, как было раньше.

Максимальная скидка при оформлении полиса ОСАГО составляет 50%. Для того чтобы ее получить, необходимо иметь 10 лет безаварийной езды.

КБМ и класс страхователя - это не одно и то же, несмотря на то что понятия одинаковы. При оформлении первой страховки страхователю присуждается 3-й класс, а КБМ составляет 1. В дальнейшем за каждый год класс увеличивается на 1, а КБМ, наоборот, уменьшается на 0,5. Вот что такое класс в ОСАГО.

Выплаты по ОСАГО

Теперь, когда мы имеем не только поверхностное представление о том, что такое ОСАГО, но и знаем, от чего мы застрахованы, можно поговорить о том, как рассчитывается сумма выплат по страхованию.

Разберем две ситуации: когда страхователь является виновником дорожно-транспортного происшествия и когда страхователь является пострадавшей стороной.

Вы виновник ДТП

Вы стали виновником аварии? Ситуация неприятная, но не смертельная. У вас на руках должен быть действующий полис ОСАГО. Пострадавший вместе с вами обращается в страховую компанию, в которой был заключен договор обязательного страхования автогражданской ответственности. После оценки ущерба страховая компания вместо вас выплачивает сумму, необходимую для ремонта автомобиля.

Единственное, что может вас огорчить - это то, что свой автомобиль вы ремонтируете за счет собственных денежных средств.

Вы не виновник ДТП

Если в вас "въехали", стукнули, в общем, нанесли ущерб вашему автомобилю, то вам необходимо обратиться в страховую компанию, в которой застрахован виновник, и она вам оплатит ремонт автомобиля. Конечно, самостоятельно вы не можете назвать сумму, необходимую для ремонта. Этим занимаются специалисты по выплатам. Они оценивают сумму нанесенного ущерба, исходя из следующих факторов:

  • Износ автомобиля. Определяется с учетом пробега и года выпуска вашей машины. Чем старше автомобиль, тем больше износ и меньше сумма выплаты.
  • Реальный ущерб.

По новому закону, принятому в апреле 2015 г., максимальная выплата по ОСАГО составляет 500 тысяч. Но если сумма нанесенного вам ущерба значительно больше, то в судебном порядке с виновника аварии можно взыскать оставшуюся сумму.

Штрафы за вождение автомобиля без полиса страхования

Штрафов существует несколько видов - за езду без полиса, за забытый полис, за езду в период, не предусмотренный страховым полисом, а также за управление транспортным средством лицом, не указанным в страховке. Сумма штрафа также отличается. Ее размер колеблется от 500 до 800 рублей. Но те, кто уже знает, что такое страхование, ОСАГО оформят обязательно, так как это помогает избежать неприятных разговоров с сотрудниками ГАИ.

Страховая компания развалилась, как и где оформить выплату?

Случается так, что вы оформили полис на год в компании, которая успешно показала себя на страховом рынке. Но случилось непредвиденное, через полгода вы стали участником ДТП и вам потребовалась выплата, а компании уже нет. Что делать? В этом случае вам необходимо обратиться либо в РСА (Российский союз автостраховщиков), либо в суд. Там вам подскажут решение в сложившейся ситуации.

КАСКО: просто о сложном

КАСКО - это также страхование, но, в отличие от ОСАГО, оно является добровольным. Такой договор стоит во много раз дороже, но и защищает он ваш автомобиль практически от всего (кроме ущерба, нанесенного во время стихийных природных бедствий). Вы виновник ДТП, но у вас есть КАСКО? Нет проблем - страховая компания оплатит вам ремонт. Вам поцарапали автомобиль или соседские хулиганы сняли колеса - этот случай также оплачивается по страховке. То есть теперь ваш автомобиль находится под полной защитой страховой компании.

Но не только сумма страховки приводит в ужас, ваш автомобиль попросту могут отказаться страховать ввиду его года выпуска или недостаточности защиты. Стоимость КАСКО каждая страховая компания вычисляет самостоятельно, нет такого закона, который бы регулировал или ограничивал стоимость этой страховки.

Вот теперь у вас есть полная информация о том, что такое ОСАГО и КАСКО. Надеемся, она была для вас понятна и полезна.

Теперь, когда мы оговорили каждую деталь, каждый момент, который теоретически может возникнуть в процессе управления автомобилем, когда вы знаете, что такое ОСАГО на машину, вы вправе называться ответственным собственником автомобиля, а не просто автолюбителем.

Пока новобранцы проходят курс молодого бойца (КМБ), о своем опыте нам рассказали бойцы 3-й отдельной бригады специального назначения внутренних войск МВД (в/ч 3214), которые облачились в камуфляж в мае.


Андрей ЗАХАРЧУК, рядовой 2–го взвода 3–й роты специального назначения:

Ребятам, которые готовятся к службе, советую хотя бы за месяц–два до отъезда в воинскую часть заняться бегом, подтягиванием, отжиманием на брусьях. Если физически себя подготовить, то будет легче. Однозначно! Конечно, многие призывники хотят побольше отдохнуть, походить по клубам, по посиделкам. Мой совет: наоборот, готовьтесь к тяжелым нагрузкам, думайте о подготовке, а не о гулянках. В то же время не надо слишком волноваться, пугаться армии. Когда пришла повестка, надо сразу себя настроить на службу. Косить - глупо! Думаю, многие страшилки - очень большое преувеличение. На КМБ, например, если мозоль выскочила, недомогание - сразу направляют в санчасть. Сержанты на удивление хорошие: помогали нам, советы давали. Берцы выбрать помогали, чтобы не впритык были. Показывали, как подшивать подворотничок. Я думал, что после КМБ приду в роту и начнется дедовщина. Но ничего подобного!

Здесь я нашел друзей. Помогаем друг другу как можем. У кого–то получается лучше подшиваться. Другой лучше бегает, подскажет, как не выдохнуться.

К чему сложно привыкнуть после гражданки - нельзя разговаривать в строю. Везде надо спрашивать разрешения. Но со временем свыкаешься, становится легче. Человек ко всему адаптируется, в какие бы рамки его ни поставили.

Не верьте сказкам о скудном пайке. Кормят тут хорошо. Мой рост - 1.93. И мне положен дополнительный паек. Честно говоря, иногда я даже его не беру. Ведь если я все буду съедать, то какой наберу вес? Конечно, армейская пища - не та, что дома, в кафе и ресторанах. Среди бойцов есть ребята из очень обеспеченных семей, в их домашнем меню не было этих каш, минтая. Но со временем и они привыкают. И чай тут вкусный, и компот классный. Сок яблочный опять же - с детства его люблю. Радует разнообразие салатов.

Многие до армии тревожатся, что придется расстаться с мобильниками. Но это не совсем так. Навороченные смартфоны и айфоны с камерами, интернетом здесь иметь не положено. Берите простенькие телефоны. Они подписываются, с бирочками лежат у нас в тумбочках. И вечером перед просмотром теленовостей, когда по распорядку личное время, нам разрешено звонить.

Конечно, свободного времени мало. Когда пришел с КМБ в роту, то понял: нужно научиться все делать максимально правильно и максимально быстро. И делать то, что конкретно от тебя требуют. Потому как если не так понял задачу, которую тебе поставили, то потом придется переделывать и времени будет еще меньше. Так что надо собраться, настроить себя на жесткую динамичную работу. Где–то себя заставлять, гдето терпеть. Не каждый сразу сможет, особенно человек с лишним весом, пробежать по жаре даже километр. Но надо заставить себя потерпеть. Без пота тут никак.

Также здесь туговато приходится курильщикам. Младший призыв в бригаде спецназа ограждают от курения. Просто отсекают от вредной привычки.

Владислав КАРПОВИЧ, рядовой 1–го взвода 7–й роты специального назначения:

До КМБ я отжимался от пола 15 - 20 раз. Сейчас 50 раз. Подтягивался 3 - 4 раза. Сейчас 7 - 8. Хорошо помню первую зарядку: бежали на дистанцию километр. Сложно вначале. Потом легче стало. Главное - бежать в строю. Не отделяешься, не отстаешь. Так намного легче. Очень важно распределить на курсе молодого бойца время. Мой совет: думать на опережение, знать расписание занятий, что будет дальше. Пришел в расположение, переоделся. Если знаешь, что будешь умываться, - не стоишь, а сразу идешь готовиться к умыванию. Знаешь, что физо, - сразу готовишь форму одежды. Так легче планировать время.

Самый главный стереотип, предубеждение гражданских, что тут дедовщина. Многие боятся армии, думают, что командиры и старший призыв прессуют. Здесь такого нет. Тот, кто старше, просто помогает, выручает. Мы как братья.

Посоветовал бы призывникам подготовить себя морально. Нужно отдавать себе отчет в том, что ты долго не будешь видеться с родителями, что ты будешь в жестком мужском коллективе. Ну и, конечно, нужно готовиться к армейскому распорядку дня, чтобы легче на курсе молодого бойца было. Некоторые еще боятся, что на КМБ проводится так называемая обкатка бэтээром. Поделюсь ощущениями: страха нет, только разве что были опасения, что не так лягу перед боевой машиной. Но офицеры показали, как все
правильно сделать. Они доходчиво объяснили - мы сделали.

Антон СЕЛЮН, рядовой 2–го взвода 5–й роты специального назначения:

Первые дни на КМБ: все мышцы сильно ноют, утром трудно встать - ноги болят. Помогают витамины, которые и сам покупаешь, и родители. Стабилизируешься. Отдыхаешь. Все зависит от твоего сна. Если не будешь спать, высыпаться, нормально питаться, то придется совсем туго. А потом входишь в ритм. Правильно разминаешься, делаешь растяжку, восстанавливаешься во сне. Кровь, пот, слезы... Что ж, самому надо стараться, трудиться, потеть, брать пример с сослуживцев. Когда приехал после КМБ домой, все сказали: покрепчал, вытянулся.

Важно найти для себя мотивацию. У меня она такая: коллектив в нашем 2–м батальоне хороший, сплоченный. Командир хороший. Когда после КМБ мы пришли в роту, нас приняли как своих, родных. Техника понравилась. Не ожидал, что на территории 3–й отдельной бригады специального назначения даже церковь есть. Бытовые условия хорошие. Здесь реально делают из тебя настоящего мужчину. Хочу стать сержантом.

Есть желание в дальнейшем подготовиться к сдаче на краповый берет. Нравятся занятия по тактике, физо. Каждый день у нас разные упражнения, тренировки. Развиваешься, не стоишь на месте. Думаю, после службы остаться в правоохранительных органах.

Владимир ГАВРИЛОВИЧ, рядовой 3–го взвода роты разведки:

Я кандидат в мастера спорта по рукопашному бою. Окончил Белорусский государственный университет физической культуры. Тренировал и выступал сам. Поэтому нагрузками на КМБ я не удивлен. Я и на гражданке преодолевал такие же дистанции, с такими же беговыми режимами. Правда, тяжеловато было в первые дней пять привыкнуть к раннему подъему в шесть утра и отбою в десять вечера. Втянулся за неделю и в трехразовый режим питания, и в график занятий. Привык к построениям, командам в строю, передвижению строевым
шагом.

На первом полевом выходе прочувствовал дух спецназа. Он - во взаимопомощи. Например, братишке необходимо помочь, если где–то останавливается, не может бежать. Тащим его на себе, автомат его несем. Или когда окопы копаем: свой выкопал - пошел братишке помогать. Это - своего рода закалка, все идет через коллектив, все достигается совместными усилиями.

Так что мои советы призывникам такие: чтобы прошла адаптация в первый месяц КМБ, необходимо заранее, за месяц-два, психологически настроиться. Не тратить время на пьянки, клубы. Побольше узнавать о будущей службе. Уделить внимание спорту - с большим акцентом на пробежки.

Рано утром можно и не бегать, но ближе к вечеру - готовиться. Рукопашный бой - по желанию. А еще какое–то время, чтобы приноровиться к армейскому режиму дня, можно попробовать в 6 утра подниматься, а в 22.00 - отбой.

Думаю, полгода отслужу и подам рапорт командиру роты, что желаю остаться на контрактную службу. Тогда месяцев через 8 - 9 можно комиссию проходить и оставаться на контрактной основе. У нас есть командиры, сержанты - «краповики». Присматриваемся к их примеру - это как своего рода стимул, мотиватор. «Беретчик», по сути, кумир. Смотришь на обладателя крапового берета, командира роты и тоже хочешь пройти все испытания, пополнить Краповое братство. Так что если разрешат через 6 месяцев службы, то буду сдавать на берет.

Артем СЕМЕНОВ, рядовой 3–го взвода роты специального назначения почетного караула:

В в/ч 3214 у меня служат многие друзья - одноклассники, одногруппники. Так что из их рассказов я уже знал, что нужно заранее готовиться к службе. За месяц до призыва ходил на турники, подтягивался. А вот ребята, которые не занимались, плохо бегали. Приходилось им помогать. Все здесь строится на коллективе, братстве. Это большая семья.

Пожелаю тем, кто хочет служить в спецназе, бросить вредные привычки. Курение мешает бегать. А ведь бег - один из основных видов физической подготовки. Как говорится, спецназо-вец три минуты орел, а после - конь. Думаю, не зря мой отец называет службу в армии самым лучшим уроком жизни. Даже в первые дни КМБ я понимал, что меняюсь. Становишься более дисциплинированным, ответственным. Нужно выполнять обязан-ности быстро и беспрекословно. Ничего хорошего не выйдет, если «забьешь» на что–то. Тебе сказали сделать - ты делаешь.

На первом полевом выходе очень трудно, но все братишки помогали друг другу. Справились.

Обкатка бэтээром как ритуал в спецназе. Я отнесся к этой тренировке закалки духа спокойно. Интересно, когда над тобой проезжает огромная машина! Некоторые ребята рассказывали, что дух захватывало, боялись, дрожали. Но ничего - все пережили.

После КМБ я попал в роту почетного караула. Ощущения - впечатляющие. Я не так много здесь нахожусь, но уже понимаю, что интересная служба предстоит. Мы, молодое пополнение, только учимся. А старший призыв выезжает на встречи зарубежных гостей в аэропорт, на плац-концерты. И, кроме строевых, изучаем приемы самозащиты. Бегаем много, потому что у нас в основном нагрузки на ноги. Уже отрабатываем упражнения с карабином. Держать его в строевой стойке по 20 минут - задача не из легких. Рекомендую тем, кто обладает высоким ростом и хочет служить в РПК, больше заниматься с гантелями, гирями, штангой, посещать тренажерные залы.

На КМБ, если что–то неясно, многие боятся подойти к офицеру и спросить. Это ошибка: не нужно стесняться. Поговорите, и командиры (они у нас замечательные) все расскажут. Они знают, как исправить недостатки, и все меняются в лучшую сторону. Люди становятся более спокойными, дисциплинированными. Дурь что ли из головы вылетает?

В воинском коллективе очень важно стать своим, с первых дней влиться в коллектив. Думаю, особо выделяться не надо. Но и молчать все время не нужно. Золотая середина в общении должна соблюдаться. Находишь с ребятами общий интерес - и взаимоотношения налажены. И не надо выделяться, хвастаться, стремиться лидировать. Надо общаться на равных, не унижать никого. Тогда все получится.

Оставьте за воротами части мысли о гражданской жизни. Живите, служите здесь и сейчас. Не грустите по поводу отсутствия интернета, городских развлечений и привычного круга общения, осваивайтесь на новом месте. Не тоскуйте по дому, не «загоняйтесь». Так проще. Дни пролетают быстро, когда постоянно чем–то занят, тренируешься, серьезно относишься к службе.

Игорь ШАМАЛЬ, рядовой 1–го взвода роты специального назначения обеспечения специальных операций:

Во время курса молодого бойца сложностей у меня не было вообще. Сказались занятия тайским боксом. Выдерживал пробежки, марш–бросок, полевой выход. Так что присоединюсь к советам других братишек: за месяц, за два перед призывом начинайте понемножку бегать, отжиматься, подтягиваться, на брусьях, турнике работать. Всем этим мы сразу на КМБ занимались.

Думаю, перед призывом лучше по-больше побыть дома с родителями. Не гулять, как многие. Настроиться на серьезный лад, особенно если идешь в спецназ и знаешь, какой тут режим, как тут строго. Чтобы адаптироваться в коллективе, нужно сразу со всеми познакомиться, общаться. Не сидеть молча. Оно ведь как бывает: в личное время кто–то сидит, подшивается, думает о доме: как там сейчас, что сейчас бы там делал. Лучше такие мысли отгонять. Лучше поговорить с кем–нибудь. Надо понимать, что ты не дома, а здесь, на полтора года. И принять это.

Здесь все братишки. Нет, например, разделения на городских и деревенских. Общая идея спецназа объединяет. И землячества как такового нет. Никто по такому принципу поблажек не делает. Если, скажем, меня будут «подогревать» земляки из Кличева, на меня будут обижаться другие ребята. Некрасиво получится.

Что еще посоветовать будущим новобранцам? Не бойтесь сержантов. Они по–военному строги, но мне на КМБ понравилось, что нам они помогали. Все объясняли - доходчиво, нормально. Никакой свирепости, как в кино показывают!

Придете служить - убедитесь сами.

Новое на сайте

>

Самое популярное