Домой Кредитные карты Скольки уровневая бюджетная система рф. Бюджетная система РФ, ее уровни и принципы построения

Скольки уровневая бюджетная система рф. Бюджетная система РФ, ее уровни и принципы построения

Бюджетная система РФ является по сути доминирующим и главным звеном всей финансовой системы страны, важной деталью бюджетного механизма. Государственной смете принадлежит сила равная силе закона. По сути его можно назвать глобальным планом на текущий год, в котором детально расписываются все доходы и расходы. В соответствии с обновленным кодексом государства, бюджет определяется в качестве формы образования и распределения денежных средств, которые ориентированы на финансовое обеспечение функций, задач страны с местным самоуправлением включительно.

Роль бюджетной системы

Государственная бюджетная система РФ выступает для страны инструментом аккумулирования всех финансовых ресурсов, которые позволяют правительству содержать не только государственный аппарат, но и армию. Более того, структура дает возможности для реализации социальных мероприятий и для решения существенных экономических задач. Предоставляет правительству полную свободу в выполнении характерных функций.

В социально-экономическом аспекте система играет роль стимулятора. Она:

  • Позволяет оказывать определенное воздействие на направление развития экономики.
  • Оказывает поддержку в решении социальных задач за счет открывающихся перспектив в аспекте улучшения финансирования социальных организаций.
  • Выступает проводником в социальной политике РФ и в экономической.
  • Позволяет выровнять экономическое развитие регионов государства.
  • Служит для финансирования народного хозяйства.
  • Финансирует федеральные программы социально-культурного типа, гарантирует проведение тематических мероприятий.
  • Служит основой для реализации фундаментальных научных исследований.

Сущность системы бюджета

Бюджетная система РФ - это структура, деятельность которой базируется не только на экономических отношениях, но и на самом государственном устройстве страны, регулирующемся на законодательном уровне.

Составляющими элементами БС Российской Федерации выступают:

  • Федеральный бюджет.
  • Бюджеты внебюджетных фондов государственного ранга.
  • Местные бюджеты.

Местные сметы дифференцированы на следующие составляющие: бюджеты муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований в Москве и Санкт-Петербурге, а также городских и сельских поселений. Составляющие сметы системы не входят друг в друга и являются по своей сути самостоятельными. Что касается доходов и расходов, то они характеризуются разнонаправленностью. Классификация была разработана с целью группирования расходов и доходов по идентичным признакам.

Специфика формирования бюджетов разного ранга

Федеральный бюджет в тандеме со сметой внебюджетных фондов имеют формат федеральных законов. БС субъектов и территориальных внебюджетных фондов РФ также имеют формат законов, а вот местные структуры создаются по форме правовых актов, которые предоставляются на рассмотрение органами местного самоуправления. Они могут разрабатываться в соответствии с уставами муниципальных объединений.

Годовой бюджет рассчитывается всего на один финансовый год. Внебюджетный фонд государственного типа, являющийся по сути фондом денежных средств, формируется вне основного бюджета и вне сметы субъектов. Его основное предназначение - это реализация конституционных прав жителей страны на пенсионное обеспечение, на социальную страховку, на охрану здоровья и на медицинскую помощь. Все доходы и расходы по каждой из финансовых систем регламентированы законами и БК РФ. У каждой муниципальной организации имеется свой собственный фонд, другими словами, местный. Система ориентирована на выполнение обязательств, которые возложены законом на каждое отдельное объединение. Местные бюджеты ориентированы на выполнение местными властями расходных обязательств, которые на них наложены, и на реализацию определенных полномочий государственного типа. Из бюджета районного типа, с городскими и сельскими бюджетами включительно, формируется консолидированный бюджет. Органы государственной власти не имеют права выполнять обязательства субъектов РФ, в том числе распределять средства из их казначейств.

Основа устройства БС России

Бюджетная система РФ формирует костяк бюджетного устройства страны. Сам костяк базируется не только на специфике экономических отношений, но и на государственном устройстве России. Бюджет и бюджетная система РФ строго регулируются нормами права, являются по сути совокупностью бюджетов федерального типа и субъектов, бюджетов местного типа и государственных внебюджетных фондов. Каждый из финансовых уровней предназначен играть роль материальной базы, которая будет способствовать деятельности определенных органов власти либо местного самоуправления.

Бюджетное устройство и принципы

Организация бюджетного процесса и выстраивание бюджетной системы принято называть устройством. Под бюджетным процессом принято понимать работу государственной власти и органов местного самоуправления, которые составляют и рассматривают проекты бюджетов, утверждают их и исполняют, контролируют сам процесс исполнения.

Принципы построения бюджетной системы РФ следующие:

  • Единство.
  • Дифференциация доходов с расходами между всеми уровнями структуры.
  • Суверенность и самостоятельность каждого типа бюджета.
  • Доходы и расходы бюджетов разного уровня, с внебюджетными фондами включительно, отражены в полном объеме.
  • Бюджетные средства используются максимально эффективно и экономно.
  • Гласность любой деятельности, связанной с бюджетом.
  • Достоверность информации.
  • Бюджетные средства отличаются адресностью и целевым характером.

Близкое знакомство с принципами

Принципы построения бюджетной системы РФ имеют под собой мощные обоснования и последствия для системы в целом.

Единство бюджетной системы базируется на единообразии правовой базы и денежной системы, на идентичности организации бюджетного процесса и на сходстве санкций при нарушении соответствующего законодательства.

Разграничение доходов с расходами позволяет закрепить определенные виды доходов и расходов за соответствующими органами власти федерального типа, за органами власти субъектов России и местными органами самоуправления.

Благодаря принципу самостоятельности и суверенности, каждая категория органов власти имеет право самостоятельно заниматься реализацией бюджетного процесса, самостоятельно формировать источники дохода и не допускать утечки средств, которые могут появляться дополнительно в процессе реализации запланированной сметы.

Полнота отражения обеспечивает комплексность информации. Все доходы и расходы определенного уровня полностью описаны в бюджете. Благодаря сбалансированности удается ввести в равновесие и расход, и доход. Осуществляется стабилизация госфонда за счет поступления определенных средств из источников перекрытия дефицита.

Эффективность дает мощные основания для того, чтобы все средства из фонда использовались исключительно с целью реализации определенных задач, при этом расходы будут минимальными. Гласность дает почву для обязательной публикации не только утвержденных и принятых смет, но и полных отчетов по их реализации. Засекреченные материалы имеют право быть исключительно в федеральном бюджете. Надежность базируется на достоверности его показателей. И последнее, принцип адресности дает гарантии того, что все уровни бюджетной системы РФ будут выделять средства только на четко установленные цели, передавая их в руки конкретных получателей.

Полномочия

В основе построения бюджетного процесса лежит Бюджетный Кодекс. Согласно документу, полномочия в аспекте управления имеют следующие структуры власти:

  • Финансовые органы. Сюда вошли Минфин и казначейство, налоговая инспекция и др.
  • ЦБ РФ как орган денежно-кредитного регулирования.
  • Органы государственного или муниципального контроля. Эта категория участников бюджетного процесса имеет свои собственные задачи и полномочия.
  • Правительство России в лице Президента, Государственной думы, Совета федерации.
  • Законодательная власть или представительная.
  • Исполнительная власть.
  • Органы финансового контроля, как государственного ранга, так и муниципального.
  • Органы власти внебюджетных фондов государственного типа.
  • Прочие правительственные представительства в лице учреждений бюджетного типа и получателей бюджетных денег.

Бюджетная система РФ создается путем плодотворного сотрудничества и контроля со стороны множественных инстанций. Представительные власти не только рассматривают и утверждают бюджет, они еще и осуществляют контроль над его детальным воплощением в жизнь. Исполнительные власти отвечают за составление и исполнение бюджетов, с предоставлением детализированных отчетов о их реализации включительно. Среди задач Банка России стоит выделить разработку основного направления денежно-кредитной политики государства, обслуживание счетов, выполнение роли генерального агента в сфере государственных ценных бумаг. Органы государственного контроля следят за реализацией бюджетов, проводят экспертизы по каждой из целевых программ. Самая ответственная задача - у главного распределителя, который направляет потоки материальных благ по получателям и распорядителям. На нем же лежит составление смет по расходам и доходам, формирование бюджетной росписи, отслеживание целевого применения денег, их возврат в фонды и предоставление на рассмотрение отчета по всем проделанным манипуляциям.

Специфика создания бюджета

Принципы бюджетной системы РФ закладывают основу формирования самого федерального бюджета. Планирование и разработка проекта начинаются уже спустя 2 месяца после того, как предшествующий бюджет начал действовать. В основу сметы ложатся:

  • Бюджетные послания Президента России.
  • Прогнозы в аспекте социального и экономического развития в грядущем году.
  • Основные направления налоговой и бюджетной политики.
  • Прогнозирование по сводному финансовому балансу.
  • План развития и процветания экономики как в государственном секторе, так и в муниципальном.

Параллельно с разработкой госфонда на грядущий год формируется финансовый план на ближайшие три года, который не утверждается на законодательном уровне. Построение бюджетной системы РФ диктует необходимость проведения предварительных работ.

Готовое бюджетное послание Президента направляется в Федеральное Собрание до наступления марта, предшествующего следующему финансовому году. Послание содержит детализированную бюджетную политику России. Баланс финансовых ресурсов базируется на двух показателях - это расходы и доходы бюджетной системы РФ за прошлый год. В план развития включаются списки финансовых и хозяйственных дел казённых предприятий, муниципальных и государственных учреждений. В него включены программы приватизации и полные списки государственных служащих, на оплату труда которых необходимо предусмотреть определенную часть средств. Ключевыми макроэкономическими показателями, которые определяют план бюджета, являются объемы ВВП и темпы его увеличения. Большое значение в данном моменте играет показатель инфляции.

Дисбаланс бюджетной системы РФ

Несмотря на безупречные принципы бюджетной системы РФ, она далека от идеала и имеет огромное количество недостатков. Об этом свидетельствует размер внешнего государственного долга и внутреннего, которые еще в 2001 году составили 140 миллиардов долларов и 550 миллиардов долларов соответственно.

Большую задолженность государства можно назвать планомерным последствием стабильного превышения расходов над доходами. Объем задолженности - это не что иное, как сумма всех постатейных дефицитов бюджета, которые скорректированы под его положительное сальдо. Масштабные расходы бюджетной системы РФ связаны с непогашенными кредитами и обязательствами перед владельцами ценных бумаг. В структуру общего долга включены задолженности федерального и регионального правительства, общественных фондов. Это все свидетельствует о том, что структура неполноценна, гармония между расходами и доходами отсутствует. В Российской Федерации структура бюджетной системы имеет погрешности на каждом из уровней.

Бюджетная система РФ в 2015 году

Этот год для правительства России оказался достаточно сложным, в том числе и в аспекте подготовки бюджета на последующие три года. Экономический спад сопровождался существенными изменениями в экономике. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ кардинально сократились в связи с последними политическими событиями. Более того, страны запада выдвинули против государства довольно-таки серьезные санкции в разных отраслях экономики, которые наложили отпечаток практически на все уровни бюджетной системы РФ.

По предварительным данным, в госфонд страны на 2015 - 2017 года заложена стоимость нефти на уровне 96 долларов за баррель. По факту цена топлива сегодня равна 54 долларам. По итогам проведенных работ структура бюджетной системы РФ не досчитается в 2015 году 430 миллионов рублей, что составляет порядка 0,6% ВВП. Согласно прогнозам, уровень доходов государства должен составить порядка 15082 триллиона рублей, а расходы - в пределах 15513 триллионов рублей. Уже в 2016 году правительство готово и к росту доходов, и к росту расходов, и к увеличению дефицита, который по предварительным оценкам достигнет показателя в 476 миллиардов рублей. Не изменится ситуация и в 2017 году. Эксперты говорят о размере дефицита в будущем в рамках 540 миллиардов рублей. Практически безупречное устройство бюджетной системы РФ не в состоянии изменить ситуацию, которая складывается по факту.

В качестве положительного момента, который ожидает правительство, можно отметить сокращение оттока капиталов из страны. Вывоз средств за пределы государства должен сократиться с 50 миллиардов долларов в 2015 году до 20 миллиардов долларов уже в 2017. Это имеет отношение не столько к стремлению состоятельной части населения инвестировать в отечественный бизнес, сколько к падению доходности многих крупных концернов и отсутствию средств для инвестирования в зарубежную недвижимость у их владельцев. Так что положительность этого аспекта нужно еще пересмотреть. Сама же структура бюджетной системы РФ также должна быть пересмотрена.

  • 5.Бюджетные полномочия субъектов рф
  • 6.Бюджетный процесс в рф: понятие, этапы, направления реформирования.
  • 7.Бюджетные полномочия муниципальных образований.
  • 8.Порядок составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
  • 9.Бюджетное устройство рф.
  • 10.Участники бюджетного процесса на федеральном уровне, их полномочия
  • 11.Бюджетная система рф, ее уровни и виды бюджетов.
  • 12.Организация исполнения федерального бюджета.
  • 13.Принципы построения бюджетной системы рф.
  • 14.Казначейская система исполнения федерального бюджета. Принцип единства кассы.
  • 15.Принцип единства бюджетной системы рф и принцип самостоятельности бюджетов.
  • 16.Бюджетные полномочия Федерального казначейства.
  • 17.Бюджетная классификация рф, ее назначение и состав.
  • 18.Порядок составления отчета об исполнении федерального бюджета и его утверждения
  • 19.Классификация доходов бюджетов.
  • 20.Бюджетные полномочия Счетной палаты рф
  • 21.Классификация расходов бюджета
  • 22.Организация бюджетного процесса в субъектах рф и в муниципальных образованиях
  • 24. Назначение федерального бюджета, его основные характеристики.
  • 25.Классификация операций сектора государственного управления.
  • 28. Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета.
  • 29.Резервные фонды Президента рф и Правительства рф, их характеристика.
  • 31. Налоговые и неналоговые доходы из местных бюджетов.
  • 32. Нефтегазовые доходы федерального бюджета, направления их использования.
  • 33. Безвозмездные перечисления в бюджеты субъектов рф и в местные бюджеты.
  • 34. Назначение, особенности формирования и направления использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
  • 35. Расходные обязательства рф.
  • 36. Бюджет субъекта рф, состав его доходов и расходов.
  • 37. Расходные обязательства субъектов рф
  • 39.Расходные обязательства муниципальных образований.
  • 40. Назначение, особенности формирования и исполнения местного бюджета.
  • 41. Формы расходования бюджетных средств, предусмотренные Бюджетным кодексом рф.
  • 42. Собственные доходы бюджетов субъектов рф и бюджетов муниципальных образований.
  • 48. Особенности формирования бюджетов Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования
  • 49. Межбюджетные трансферты: понятие, необходимость предоставления и формы
  • 50. Содержание и значение бюджетной политики государства. Основы разработки бюджетной политики в Российской Федерации.
  • 52. Основные направления бюджетной политики рф на современном этапе.
  • 53. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов рф.
  • 54. Межбюджетные отношения в рф: принципы, проблемы, пути совершенствования.
  • 11.Бюджетная система рф, ее уровни и виды бюджетов.

    Бюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

    Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

    Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

    I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    III уровень - местные бюджеты.

    Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов РФ.

    12.Организация исполнения федерального бюджета.

    Важным этапом бюджетного процесса является организация исполнения бюджета.

    Исполнение бюджета - это процесс, который обеспечивает полное своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

    Исполнение бюджета охватывает 2 стадии бюджетного процесса: выполнение бюджетного закона и составление и утверждение отчетности об исполнении бюджета.

    В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:

    Казначейская, при которой на специальные органы министерства финансово (Казначейство) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;

    Банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);

    Смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральным банком.

    Орган государственной власти, осуществляющий организацию исполнения бюджета Федеральное казначейство Центральный банк Объединяет в себе черты обеих систем

    Осуществление операций получателей бюджетных средств Через территориальные органы ФК Через уполномоченные банки

    Особенности функционирования Эффективный контроль за бюджетными расходами Отсутствие оперативного контроля за расходованием бюджетных средств

    Сравнительный анализ процесса доведения средств федерального бюджета до получателей в период до создания системы федерального казначейства и после ее создания, представленный на рисунке, позволяет утверждать, что во втором случае уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что создает возможности усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств.

    Исполнение бюджета –это получение всех запланированных в бюджете доходов и финансирование предусмотренных расходов. Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган соответствующего уровня.

    В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Участниками процесса исполнения бюджета являются:

    Органы законодательной власти (рассматривают и утверждают отчеты об исполнении бюджета, последующий контроль за исполнением бюджетов);

    Органы исполнительной власти (осуществляют исполнение бюджета, сбор доходов, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета);

    Министерство финансов;

    Органы денежно кредитного регулирования;

    Главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств,

    Бюджетные учреждения, а также финансовые и банковские учреждения.

    Исполнение федерального бюджета, бюджета гос. внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией

    Исполнение бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Учет доходов бюджетов и составление отчетности осуществляются по формам и в порядке, установленным Минфином РФ.

    Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

    Понятие бюджета

    Те доходы, которые государство аккумулирует, не находятся в едином общем мешке, из которого каждый может получить по мере своих потребностей. Распределение и направления расходования государственных финансов особо принципиальный вопрос, который находится в строгих законодательных рамках.

    Основной инструмент правового характера, с использованием которого происходит образование и распределение государственных денег – это государственный бюджет.

    Определение 1

    Бюджет – это совокупность форм образования и расходования денежных фондов, которые в свою очередь предназначены для выполнения государством своих социальных, экономических, политических задач.

    Бюджет как экономическая категория подразумевает совокупность экономических взаимоотношений, которые в свою очередь образуются между субъектами в процессах образования, перераспределения и расходования денежных фондов на разных уровнях.

    Бюджет любого уровня – юридический документ, принимаемый представительным органом власти соответствующего уровня. Так, государственный бюджет РФ принимает Федеральное Собрание в виде Федерального закона о бюджете на очередной финансовый год.

    Бюджетная система РФ

    Российская Федерация – страна с федеративной формой устройства, в которой общепризнанны права местного уровня власти. Бюджетная система России строится на соблюдении определенных принципов, главными из которых являются:

    • единство существующей бюджетной системы
    • самостоятельность всех бюджетов
    • сбалансированность бюджета
    • гласность бюджетного процесса

    На сегодняшний день бюджетная система РФ представлена тремя уровнями: федеральный, региональный, местный.

    В ходе реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса третий местный уровень подразделили на подуровни, где самым низким является уровень сельского/городского поселения.

    Федеральный уровень представлен федеральным бюджетом РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов – ПФ РФ, ФСС и ФОМС.

    На втором уровне расположены бюджеты субъектов РФ , а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. На региональном уровне бюджет характеризуется как центр финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения функций и задач субъекта РФ.

    Третий уровень бюджетной системы РФ (муниципальный) представлен бюджетами муниципальных районов, а также поселений и городских округов. На местном уровне отсутствуют бюджеты внебюджетных фондов.

    Кроме тех уровней бюджетов, что перечислены выше, существует еще понятие консолидированного бюджета. Он представляет собой группировку или своего рода свод бюджетов всех уровней, представленных на конкретной территории.

    Пример 1

    Например, в консолидированный бюджет РФ входят и федеральный бюджет, и бюджеты субъектов РФ. В состав консолидированного бюджета субъекта РФ включаются региональный бюджет и все муниципальные бюджеты муниципальных образований, включенных в состав соответствующего субъекта РФ.

    Основной функцией бюджета соответствующего уровня является своевременное финансирование мероприятий. Каждый вышестоящий бюджет служит как бы гарантом выполнения нижестоящим бюджетом своих функций в минимальном объеме, т.е. если в нижестоящем бюджете не хватает средств для выполнения государственных полномочий, то нехватка восполняется из вышестоящего бюджета. Иными словами, все звенья бюджетной системы РФ находятся в тесной взаимосвязи, а также являются обуславливающим фактором друг для друга.


    Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административнотерриториальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
    Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
    По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные. Простое (унитарное) государство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев, дистриктов и т.п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований.
    Сложные - это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация (от позднелат. foederatio - объединение, союз), конфедерация, империя (от лат. imperium - власть). Наиболее распространенной формой является федерация.
    В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней - государственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно).
    В федеративных государствах бюджетная система является трехуровневой - государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель (ландов) в Германии, провинций - в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.
    Правовой базой функционирования современной бюджетной системы РФ является бюджетное законодательство. Бюджетное законодательство РФ состоит из:
    • Бюджетного кодекса и федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год;
    • законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год;
    • нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и других федеральных законов;
    • законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
    Бюджетный кодекс РФ (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.) - это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса.
    Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

    Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить Бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.
    В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
    первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • третий уровень - местные бюджеты.
    Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 89 бюджетов субъектов РФ (21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет Еврейской автономной области, 10 бюджетов автономных округов) и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты, бюджеты закрытых административно-территориальных образований - ЗАТО).
    На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
    Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации, субсидии и субвенции.
    Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
    Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
    Консолидированный бюджет РФ - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, то есть бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.
    Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов РФ.

    Еще по теме Уровни бюджетной системы:

    1. 5.2. Доходы бюджетов различного уровня бюджетной системы
    2. №10. Расходы бюджетов РФ, разграничение расходных обязательств по уровням бюджетной системы.
    3. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
    4. 6. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ. Практика разграничения доходов между звеньями бюджетной системы.
    5. 3.2. Бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетный процесс.
    6. 2.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и бюджетный процесс
    7. 51. Основы бюджетного устройства страны. Факторы, влияющие на формирование бюджетной системы РФ
    8. Вопрос 1.Характеристика бюджетного устройства и бюджетной системы.
    9. 3.2 Совершенствование межбюджетных отношений на субфедеральном уровне в свете изменений бюджетного законодательства
    10. Бюджетное устройство Российской Федерации. Содержание бюджетной системы Республики Башкортостан.
    11. 39. Бюджетное устройство и бюджетная система: понятие и принципы построения
    12. Бюджетный процесс: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы
    13. 10.1. Основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ.
    14. ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ПРОЦЕССОМ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

    Бюджетная система РФ представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

    Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:

    • 1) Бюджетным кодексом РФ как базовым законодательным актом;
    • 2) соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
    • 3) указами Президента РФ;
    • 4) нормативными правовыми актами Правительства РФ;
    • 5) соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.

    В Российской Федерации бюджетная система включает в себя звенья трех уровней, которые представлены:

    • на федеральном уровне - федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования РФ);
    • региональном уровне - бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • местном уровне - бюджетами местных органов власти, которые, в свою очередь, дифференцированы на бюджеты самых мелких (городских и сельских поселений) и более крупных муниципалитетов (бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

    Федеральный (государственный ) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения России. Соответственно региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта РФ. Местный бюджет , или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

    Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) позволила бывшим автономным республикам, входящим в состав РСФСР, принять свои декларации, определяющие степень их экономической самостоятельности. В бюджетных отношениях это нашло выражение в отказе от формирования единого государственного бюджета РФ. Начиная с 1991 г. все бюджеты в Российской Федерации функционируют автономно.

    Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня. Вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

    Сведения консолидированных бюджетов используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального бюджета.

    На состояние бюджетной системы РФ серьезное воздействие оказывает состояние мировой экономики. Существует три основных способа влияния мировой экономики на современную бюджетную систему РФ: через спрос на экспортные товары, через доступность инвестиционных ресурсов (прямые инвестиции и кредиты) и через спрос на российские ценные бумаги на фондовом рынке. Предстоящий период социально-экономического развития России характеризуется неопределенностью темпов восстановления мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами.

    Возвращаемое в практику бюджетного планирования правило распределения нефтегазовых доходов призвано ограничить подверженность государственного бюджета конъюнктурным колебаниям нефтяных цен. Новые элементы более консервативной финансовой политики - законодательное ограничение предельной величины государственных расходов, "автоматическое" аккумулирование части нефтегазовых доходов в суверенных фондах - позволят в среднесрочной перспективе повысить устойчивость бюджетной системы РФ.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное