Домой Кредитные карты Списание основного средства с баланса. Выбытие вследствие износа

Списание основного средства с баланса. Выбытие вследствие износа

Осуществляется на счете 01. При этом применяется разделение этих активов на находящиеся в резерве (запасе), эксплуатации, в стадии достройки, частичной ликвидации, на консервации, дооборудования, модернизации, реконструкции и так далее.

Общая классификация

В соответствии с имеющимися правами на объекты ОС могут разделяться на:

  1. Принадлежащие предприятию в качестве собственности.
  2. Находящиеся в оперативном управлении, переданные в безвозмездное использование, хозяйственное ведение.
  3. Полученные в лизинг, аренду.

Бухгалтерский учет

Порядок его организации и отражения на счетах хозяйственных операций в некоммерческих и коммерческих предприятиях (кроме банков, других небанковских финансово-кредитных организаций, компаний, находящихся на бюджетном финансировании), а также у индивидуальных предпринимателей устанавливается особой Инструкцией. Ее положения утверждены постановлением Минфина. На основании указанной Инструкции и прочих отраслевых норм и правил организации самостоятельно должны разработать локальные акты, необходимые для обеспечения контроля над использованием и учетом ОС. Данными бумагами утверждаются, в частности:


Цели бухучета

Фиксирование перемещения ОС обеспечивает:

  1. Правильное документальное оформление списания основных средств, их поступления и внутреннего перемещения.
  2. Формирование затрат, касающихся принятием активов как ОС к учету.
  3. Своевременное и полное отражение амортизации объектов.
  4. Достоверное определение результатов от реализации и прочих типов выбытия ОС.
  5. Полную оценку затрат, которые связаны с содержанием и проведением разных видов ремонтов объектов.
  6. Определение расходов на осуществление модернизации, частичной ликвидации, реконструкции, достройки и дооборудования ОС.
  7. Контроль над сохранностью активов, которые приняты к бухучету.
  8. Получение информации, необходимой для раскрытия в отчетности по ОС.
  9. Выполнение анализа эксплуатации основных средств.

Особые сведения

В качестве единицы бухгалтерского учета ОС выступает инвентарный объект. Он может идти со всеми принадлежностями и приспособлениями или являться обособленным конструктивно предметом. Объектом ОС может быть самостоятельная группа ценностей, которые представлены одним целым и предназначаются для исполнения конкретных функций. Обособленный комплекс может быть в виде одного или нескольких предметов, у которых общие принадлежности и приспособления, управление или они смонтированы на едином фундаменте. Вследствие конструктивных особенностей каждый элемент может исполнять функции только в составе группы, а не самостоятельно. Например, в стоимость транспортного средства включена цена запасного колеса с камерой и покрышкой, а также набора инструментов.

Капитальные вложения

В случае присутствия в составе одного объекта частей с различным нормативным сроком полезного применения или службы, каждая из них учитывается в качестве самостоятельного инвентарного предмета. Так, например, капитальные вложения в участки земли, на коренное улучшение территорий (оросительные, осушительные и прочие мелиоративные мероприятия) и в воду, недра и иные природные ресурсы будут учитываться отдельно. Поступления на совершенствование состояния надела, находящегося в собственности предприятия, фиксируются в составе объекта, в отношении которого они были осуществлены. Капвложения во взятое в аренду ОС учитываются как самостоятельные поступления, если по договору аренды такие отчисления будут считаться собственностью арендатора. Объект, которым владеют две и более организации одновременно, отражается соразмерно долям.

Важный момент

Все хозяйственные операции, которые связаны с внутренним перемещением, поступлением или выбытием ОС, должны своевременно регистрироваться в статьях бухгалтерского учета. По самому факту осуществления операции составляется первичный акт (на списание основных средств, поступление либо направление их по какой-либо статье). В соответствии с этими бумагами будет осуществляться бухгалтерский учет ОС.

Особенности составления бумаг

Оформление списания основных средств осуществляется в соответствии с требованиями отраслевого законодательства. Правила установлены также в упомянутой выше Инструкции. Постановлением Минфина утверждена также унифицированная форма списания основных средств. Она должна быть заполнена соответствующим образом по установленным нормативам. В частности, образец акта списания основных средств содержит поля для внесения всех необходимых реквизитов. После заполнения бумага должна подписываться ответственными сотрудниками. Акт на списание основных средств может содержаться на электронном либо бумажном носителе.

Инвентарный номер

Он присваивается каждому объекту ОС вне зависимости от того, используется ли он (находится в эксплуатации), законсервирован или отправлен в запас. Это необходимо для обеспечения контроля над сохранностью и организации учета имущества. Инвентарный номер присваивается в бухгалтерии в момент принятия объекта к бухучету. Если предмет имеет несколько фрагментов с разными сроками полезного использования и учитываемые как отдельные, каждой части будет присвоен свой инв. номер. Объект может состоять из нескольких элементов, для которых установлен общий период эксплуатации. В этом случае ему присваивают один номер. Назначенное число сохраняется за предметом в течение всего времени нахождения его на данном предприятии. Инвентарный номер выбывшего ОС не может перейти к вновь поступившему в течение пяти лет с года, следующего затем, когда был утвержден акт на списание.

Выбытие активов: краткая характеристика

Для фиксирования перемещения активов открывается специальный счет списания основных средств к сч. 01. Законодательством установлены случаи, когда может иметь место выбытие ОС. Причины списания основного средства могут быть следующими:

  1. Износ.
  2. Безвозмездная передача.
  3. Продажа.
  4. Полная либо частичная ликвидация.
  5. Авария, стихийное бедствие или иная чрезвычайная ситуация, которая повлекла невозможность последующей эксплуатации или нецелесообразность восстановления.

Специфика

Сумма списания основных средств в случае продажи принимается к учету согласно договору, в соответствии с бумагами, составленными по установленным законом правилам. При ОС между предприятиями одинаковой формы собственности остаточная стоимость (восстановительная первоначальная стоимость за минусом амортизации) и затраты по передаче по решению владельца относятся к внереализационным расходам. Списание основных средств бюджетных учреждений при безвозмездной передаче осуществляется с отнесением затрат на увеличение расходов соответствующих статей и элементов классификации. Издержки и прибыль от выбытия отражаются как внереализационные или операционные в периоде отчетности, к которому они отнесены. Стоимость объектов списывается с бухгалтерского баланса.

Учет выбытия

Существует определенный порядок списания основных средств. Выбытие ОС в результате обмена, продажи, внесения в уставной фонд и в прочих предусмотренных законом случаях осуществляется в соответствии с договором. При этом списания объекта основных средств (приемки-передачи). Кроме этого, заполняется товарно-транспортная накладная (Минфином утвержден ее образец). Списания основных средств с заполнением ТТН-1 осуществляются в случае, если ОС перемещается с использованием транспорта. При выбытии может также составляться товарная накладная на оприходование и отпуск материальных ценностей по форме ТН-2. Она также утверждена постановлением Минфина и, согласно правилам, сопровождает акт на списание, если при перемещении ОС не используется транспорт (например, отпуск может осуществляться почтой).

Порядок списания основных средств

Выбытие ОС первоначально отражается посредством соответствующих записей. На их основании определяется остаточная стоимость предметов. В частности, документальное оформление списания основных средств следующее:

По дебету сч. 01, субсч. "Выбытие ОС" и кредиту сч. 01 осуществляется снятие восстановительной (первоначальной) цены.

По дебету сч. 02 "Амортизация ОС" и кредиту сч. 01, субсч. "Выбытие ОС" отражается сумма накопившейся амортизации.

Остаточная стоимость

Она отражается в зависимости от причины списания основного средства в той или иной строке баланса. В частности, делаются следующие записи:


Документальное оформление списания основных средств может осуществляться без использования субсч. "Выбытие ОС" сч. 01. При этом накопленная амортизация может быть отражена непосредственно на дебете сч. 02 в корреспонденции с кредитом сч. 01.

Корреспонденция

Расходы, которые связаны с выбытием ОС в результате внесения в уставной фонд в качестве вклада, обмена, продажи, списываются в дебет сч. 91, вследствие ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, ЧС, безвозмездной передаче - в дебет сч. 92 в корреспонденции со счетами:

  1. 26 "Общехозяйственные затраты", 23 "Вспомогательное производство" - на транспортные и производственные расходы, связанные с демонтажем.
  2. 44 "Реализационные расходы" - на сумму издержек, касающихся упаковки, транспортировки проданного имущества, оплаты маркетинговых и посреднических услуг, сборов, пошлин и прочего.
  3. 51 "Р/с" - по размеру денежных платежей, которые связаны с выбытием.
  4. 68 "Расчеты по сборам и налогам" - по сумме НДС и прочих отчислений.

Доходы по выбытию

Они списываются с кредита сч. 91 "Операционная прибыль и расходы" в дебет таких счетов, как:


Итоги выбытия отражаются в бухучете по дебету (кредиту) сч. 91 "Операционные затраты и доходы", сч. 92 "Внереализационные расходы и прибыль" в корреспонденции с кредитом или дебетом сч. 99 "Убытки и доходы" по тому отчетному периоду, к которому они отнесены.

Неиспользуемые ОС

Порядок списания основных средств, которые не применялись в производственном процессе и не подлежат последующей эксплуатации по прямому назначению (кроме передаточных устройств, сооружений и зданий), остаточная стоимость для каждой единицы которых не больше 10 000 базовых величин, которые находятся на балансе юрлиц, подчиненных органам госуправления и прочим государственным организациям, устанавливается соответствующей Инструкцией. Она утверждена постановлением Совмина. Списание основных средств категории "неиспользуемые" производится по состоянию на 1-е число месяца в соответствии с решением юридических лиц и по согласованию с органами госуправления и прочими государственными организациями.

Особые указания

Отходы и лом драгоценных, цветных и черных металлов, полученные вследствие списания основных средств, относящихся к категории "неиспользуемые", должны быть направлены юридическими лицами на переработку в соответствии с правилами, установленными законодательством. Отправка сырья осуществляется организациям, которые имеют разрешительные бумаги (лицензии) на выполнение работ по заготовке отходов и лома цветных и черных металлов.

Дальнейшее применение

Для определения эффективности и целесообразности последующей эксплуатации основных средств, а также для оформления соответствующей документации о списании данных объектов на предприятии распоряжением руководства может быть образована действующая постоянно комиссия. В ее составе присутствуют компетентные должностные лица. В их число включается и главный бухгалтер, а также сотрудники, которые несут ответственность за сохранение основных средств. Дополнительно к работе комиссии могут привлекаться представители уполномоченных служб и инспекций.

Компетенция комиссии

В задачи данного органа входит:

  1. Осмотр объектов, которые подлежат списанию, с применением соответствующей технической документации, данных бухучета. В ходе данной процедуры устанавливается непригодность ОС к восстановлению и последующей эксплуатации.
  2. Выявление оснований для выбытия ОС. Это могут быть, кроме приведенных выше, нарушения порядка эксплуатации предмета (использование не по назначению, в условиях, не соответствующих техническим характеристикам и так далее), продолжительный простой (неиспользование в производственных целях).
  3. Установление лиц, виновных в появлении необходимости преждевременного списания объектов ОС, внесение предложений о применении к ним соответствующего наказания, предусмотренного в отраслевом законодательстве.
  4. Выявление возможности эксплуатации отдельных элементов, материалов, деталей, узлов выбывающего предмета, их оценка с учетом цен вероятного использования.
  5. Проведение контрольных мероприятий в ходе изъятия из списываемых ОС драгоценных материалов, цветных металлов с определением их веса и количества.
  6. Составление соответствующих бумаг. Речь идет, в частности, об актах списания ОС.

Результаты деятельности комиссии

Для проведения анализа целесообразности списания уполномоченный руководством предприятия орган должен получить письмо-заявку. К нему должен быть приложен список неиспользуемых ОС. Комиссия оценивает состояние предметов на месте их расположения. Результаты решения уполномоченного органа оформляются соответствующим актом по ф. ОС-4, для автотранспорта - ОС-4а, либо по ф. ОС-4б (кроме транспорта) - для групп объектов. В бумаге приводятся данные, которые характеризуют предмет. В частности, указывается год постройки или изготовления, дата принятия ОС к бухучету, период срок полезного пользования, исходная стоимость, размер начисленной амортизации, проведенные ремонты. Кроме того, в акте содержатся причины списания с обоснованием невозможности восстановления, описание конструктивных элементов, частей, деталей, узлов. Бумага утверждается начальником предприятия. Демонтаж и разборка ОС до удостоверения актов списания не допускается.

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
- движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - указанными учреждениями самостоятельно;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
- непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
- выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
- утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
- невозможность установления их местонахождения;
- иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
- обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
- приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
- направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
- надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
- надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
- надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
- надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;


- акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
- об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
- об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
- о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
- о возможности использования составных частей и об их оценке;
- о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
- в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
- сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
- сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
- информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
- предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
- информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
- предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
- предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н "О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями" утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
- копии инвентарных карточек;
- копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
- заверенную копию паспорта транспортного средства;
- заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
- сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
- копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
- копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
- копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
- выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
- актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
- письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок "в течение одного месяца". В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель - государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
- письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;
- письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
- список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
- в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
- письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке "Причина списания" указывается "Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)". Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
- вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
- вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
- списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
11. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
12. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.
13. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.
14. URL: http://www.consultant.ru.
15. URL: http://www.garant.ru.

Любая организация приобретает материалы для деятельности фирмы не ради их самих. И купленные ценности не будут мертвым грузом лежать на складе, чтобы на них любовался директор. Они предназначены для использования в производстве, при продаже или для управленческих нужд. Поэтому приобретаемые материалы в дальнейшем расходуются в производстве.

Однако на складе за них отвечает кладовщик или начальник склада, и учитываются материалы на счете 10. Когда материалы со склада уйдут, то ситуация поменяется: сменится счет и ответственное лицо. В этой статье мы разберем списание материалов пошаговая инструкция по этой процедуре для вас.

1. Бухгалтерские проводки по списанию материалов

2. Оформление списания материалов

3. Списание материалов — пошаговая инструкция, если расходуется не все

4. Нормы списания материалов в производство

5. Пример акта на списание

6. Методы списания материалов в производство

7. Вариант №1 – средняя себестоимость

8. Вариант №2 – метод ФИФО

9. Вариант №3 – по стоимости каждой единицы

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем списания материалов далее в статье.

1. Бухгалтерские проводки по списанию материалов

Итак, начнем с того, что определим, куда могут быть направлены приобретенные материалы. Надо отметить, что материалы поистине вездесущи и способы, что называется «заткнуть дыру» в любом проблемном месте организации:

  • — служить основой для производства продукции
  • — быть вспомогательным расходным материалом в процессе производства
  • — выполнять функцию упаковки готовой продукции
  • — использоваться для нужд администрации в управленческом процессе
  • — помогать в ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств
  • — использоваться для строительства новых основных средств и т.д.

И от того, на что материалы отпускаются со склада, зависят бухгалтерские проводки по списанию материалов:

Дебет 20 «Основное производство» – Кредит 10 – отпущено сырье для производства продукции

Дебет 23 «Вспомогательное производство» — Кредит 10 – отпущены материалы в ремонтный цех

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы» – Кредит 10 – отпущены тряпки и перчатки уборщице, обслуживающей цех

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» – Кредит 10 – выдана бухгалтеру бумага для офисной техники

Дебет 44 «Расходы на продажу» – Кредит 10 – выдана тара для упаковки готовой продукции

Дебет 91-2 «Прочие расходы» – Кредит 10 – отпущены материалы для ликвидации основного средства

Также возможна ситуация, когда обнаруживается, что материалы, числящиеся в учете, на самом деле отсутствуют. Т.е. имеет место недостача. Для такого случая тоже есть бухгалтерская проводка:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»– Кредит 10 – списаны недостающие материалы

2. Оформление списания материалов

Любая хозяйственная операция сопровождается составлением первичного учетного документа, не исключение и списание материалов. Пошаговая инструкция следующим пунктом содержит изучение первичных документов, которые сопровождают процесс списания.

В настоящее время любая коммерческая организация имеет право самостоятельно определить набор документов, которые будут использоваться для оформления списания материалов, поэтому оформление списания материалов может различаться от организации к организации.

Главное, чтобы используемые документы были утверждены в составе учетной политики и содержали все обязательные реквизиты, предусмотренные ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Типовые формы, которые могут использоваться при списании материалов (утверждены Постановлением Госкомстата от 30.10.1997г. №71а):

  • требование-накладная (форма №М-11) применяется, если в организации нет лимитов на получение материалов
  • лимитно-заборная карта (форма №М-8) применяется, если в организации установлены лимиты на списание материалов
  • накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М-15) применяется в другое обособленное подразделение организации.

Эти формы организация может доработать – убрать ненужные реквизиты и добавить реквизиты, которые организации необходимы.

Требование-накладная подходит для учета движения материальных ценностей внутри организации, между материально-ответственными лицами или структурными подразделениями.

Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания ценностей, а второй — принимающему — для оприходования ценностей.

3. Списание материалов пошаговая инструкция, если расходуется не все

Обычно при оформлении данных документов предполагается, что отпущенные материалы сразу были использованы по назначению, а значит, сопровождаются проводками, которые мы рассмотрели выше – по кредиту 10 счета и дебету 20, 25, 26 и т.д.

Но так случается не всегда, особенно на крупном производстве. Переданные на рабочий участок или в цех материалы могут не сразу использоваться в производстве. Фактически они просто «переезжают» с одного места хранения на другое. К тому же не всегда при отпуске материалов бывает известно, для производства какого именно вида продукции они предназначены.

Поэтому те материалы, которые со склада отпущены, но не израсходованы, не должны учитываться в качестве расходов текущего месяца, ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете по налогу на прибыль. Что же делать в таком случае, как производится списание материалов пошаговая инструкция далее.

В таких ситуациях отпуск материалов со склада в производственное подразделение должен отражаться как внутреннее перемещение, с использованием отдельного субсчета к счету 10, например «Материалы в цехе». И в конце месяца составляется еще один документ – акт расхода материалов, где уже будет видно направление расходования материалов. И в этот момент будет произведено списание материалов.

Такое отслеживание расходования материалов позволит добиться большей достоверности в бухгалтерском учете и правильно рассчитать налог на прибыль.

Обратите внимание, это относится не только к материалам, которые идут в производство, но и любому имуществу, в том числе канцтоварам, используемым для административных нужд. Материалы не должны выдаваться «про запас». Они должны сразу использоваться. Поэтому разовая операция по списанию 10 калькуляторов на бухгалтерию из 2 человек при проверке наверняка вызовет вопросы – для каких целей они потребовались в таком количестве.

4. Пример акта на списание

  1. — или вы выдаете и сразу списываете только то, что фактически расходуется (при этом требования накладной вполне достаточно)
  2. — или вы составляете акт на списание материалов (требованием-накладной передаете, а затем постепенно актами на списание списываете).

Если вы используете акты на списание, не забудьте их форму также утвердить в составе учетной политики.

В акте обычно указываются наименование, при необходимости – номенклатурный номер, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины.

Пример, как может выглядеть такой акт — на картинке ниже. Повторю, это только пример, вид акта очень сильно будет зависеть от специфики работы предприятия. Здесь за основу я взяла форму акта, который применяется в бюджетных учреждениях.

5. Нормы списания материалов в производство

Законодательство по бухгалтерскому учету не устанавливает норм, в соответствии с которыми материалы должны списываться в производство. Но в п.92 Методических указаний по бухучету МПЗ (приказ Минфина от 28.12.2001г. №119н) говорится, что материалы отпускаются в производство согласно установленным нормам и объему производственной программы. Т.е. количество списываемых материалов не должно быть бесконтрольным и нормы списания материалов в производство должны быть утверждены.

К тому же для налогового учета нелишне будет вспомнить ст.252 НК: расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.

Нормы расходования материалов (лимиты) организация устанавливает самостоятельно . Они могут быть закреплены в сметах, технологических картах и др. аналогичных внутренних документах. Документы такого рода разрабатывает не бухгалтерия, по подразделение, контролирующее технологический процесс (технологи), а затем они утверждаются руководителем.

Материалы списываются на производство в соответствии с утвержденными нормами. Можно списывать материалы и сверх норм, но в каждом таком случае нужно пояснить причину сверхнормативного списания. Например, исправление брака или технологические потери.

Отпуск материалов сверх лимита производится только с разрешения руководителя или уполномоченных им лиц. На первичном учетном документе – требовании-накладной, акте – должна быть пометка о сверхнормативном списании и его причинах. В противном случае списание неправомерно, ведет к искажению себестоимости и бухгалтерской и налоговой отчетности.

На тему расходов в виде технологических потерь можно почитать: Постановление ФАС Северо- Кавказского округа от 04.02.2011г. №А63-3976/2010, письма Минфина России от 05.07.2013г. №03-03-05/26008, от 31.01.2011г. №03-03-06/1/39, от 01.10.2009г. №03-03-06/1/634.

6. Методы списания материалов в производство

Итак, теперь мы знаем, какие документы нам потребуются для списания материалов, а также знаем счета, в дебет которых они относятся. По документам знаем, в каком количестве материалы списаны. Теперь дело за малым – определить стоимость их списания. Как же нам определить, сколько стоили отпущенные материалы, и на какую сумму будет проводка по списанию? Давайте посмотрим простой пример, на основе которого изучим методы списания материалов в производство.

Пример

ООО «Сладкоежка» выпускает шоколадные конфеты. Для их упаковки покупаются картонные коробки. Пусть приобретено 100 таких коробок по цене 10 руб. за штуку. Упаковщик приходит за коробками на склад и просит кладовщика отпустить ему 70 штук коробок.

Пока у нас не возникает вопроса, сколько стоит каждая коробка. Упаковщик получает 60 коробок по 10 руб., итого на 600 руб.

Пусть еще приобретены коробки в количестве 80 штук, но по цене уже 12 руб. за штуку. Такие же самые коробки. Конечно, кладовщик не хранит старые и новые коробки отдельно, они все хранятся вместе. Упаковщик снова пришел и хочет получить еще коробки – 70 штук. Вопрос – по какой цене будут оцениваться коробки, отпущенные во второй раз. На каждой коробке не написано, сколько стоила именно она – 10 или 12 руб.

На данный вопрос можно дать разные ответы – в зависимости от того, какой метод списания материалов в производство утвержден в учетной политике ООО «Сладкоежка».

7. Вариант №1 – средняя себестоимость

После того, как упаковщик ушел со склада с коробками первый раз, на нем осталось 40 коробок по 10 руб. – это будет, как говорят, первая партия. Куплено еще 80 коробок по 12 руб. – это уже вторая партия.

Считаем итоги: у нас теперь 120 коробок на общую сумму: 40 * 10 + 80 * 12 =1360 руб. Сколько в среднем стоит коробка, посчитаем:

1360 руб. / 120 коробок = 11,33 руб.

Поэтому, когда упаковщик приходит второй раз за коробками, мы ему выдадим 70 коробок по 11,33 руб., т.е.

70*11,33=793,10 руб.

И на складе у нас останется 50 коробок на сумму 566,90 руб.

Этот способ называется по средней себестоимости (мы же нашли среднюю стоимость одной коробки). При дальнейшем поступлении новых партий коробок мы опять будем считать среднее и снова выдавать коробки, но уже новой средней цене.

8. Вариант №2 – метод ФИФО

Итак, к моменту второго визита упаковщика у нас на складе 2 партии:

№1 — 40 коробок по 10 руб. – по времени приобретения это первая партия – более «старая»

№2 – 80 коробок по 12 руб. — по времени приобретения это вторая партия – более «новая»

Предполагаем, что мы выдадим упаковщику:

40 коробок из «старой» — первой по времени приобретения партии по цене 10 руб. – итого на 40*10=400 руб.

30 коробок из «новой» — второй по времени приобретения партии по цене 12 руб. – итого на 30*12=360 руб.

Итого мы выдадим на сумму 400 + 360 = 760 руб.

На складе останется 50 коробок по 12 руб., на сумму 600 руб.

Этот способ называется ФИФО – первым пришел, первым ушел. Т.е. сначала мы как бы отпускаем материал из более старой партии, а потом из новой.

9. Вариант №3 – по стоимости каждой единицы

По стоимости единицы запасов, т.е. у каждой единицы материалов есть своя стоимость. Для обычных картонных коробок такой метод оказывается не применимым. Картонные коробки ничем друг от друга ни отличаются.

А вот материалы и товары, используемые организацией в особом порядке (ювелирные изделия, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов. Т.е. если у нас все коробки были бы различные, на каждую мы бы наклеили свою бирку, то за каждой из них была бы закреплена своя себестоимость.

Вот самые важные вопросы по теме списание материалов: пошаговая инструкция у вас теперь перед глазами. Для тех, кто ведет учет в программе 1С: Бухгалтерия – смотрите видеоурок по списанию материалов в этой программе.

Какие проблемные вопросы по списанию материалов накопились у вас? Задавайте их в комментариях!

Также вы можете , которые упоминались в статье, по вопросу технологических потерь.

Списание материалов пошаговая инструкция для бухгалтерского учета

О том, в каких случаях происходит выбытие объектов основных средств (ОС) и как это оформляется документально, мы рассказывали в нашей . О типичных бухгалтерских записях, которые делаются при выбытии объектов основных средств, расскажем в этом материале.

Общие правила учета выбытия объектов ОС

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению предусмотрено, что независимо от причины выбытия объектов основных средств для учета выбытия ОС может открываться отдельный субсчет к счету 01 «Основные средства» (). В нашей консультации для этих целей будем использовать субсчет 01/В. На этот субсчет в момент выбытия списывается первоначальная (восстановительная) стоимость ОС, которая числилась по объекту на счете 01. Формируется следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 01/В - Кредит счета 01

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств» — Кредит счета 01/В

В результате этой проводки на счете 01 (или субсчете 01/В, если используется) по выбывающему объекту ОС формируется остаточная стоимость, которая в дальнейшем подлежит списанию. Какие при этом будут делаться бухгалтерские записи, рассмотрим ниже.

Продажа объекта ОС

Продажа объекта ОС предполагает отражение прочего дохода от его продажи, а также прочего расхода в виде остаточной стоимости выбывающего объекта ОС и расходов, связанных с продажей (п. 31 ПБУ 6/01 , п. 7 ПБУ 9/99 , п. 11 ПБУ 10/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Безвозмездная передача

При безвозмездной передаче объекта ОС проводки аналогичны записям по его продаже с одной лишь разницей: доход, естественно, отражаться не будет. НДС же, в общем случае, будет начислен с рыночной стоимости объекта ОС (пп. 1 п. 1 ст. 146 , п. 2 ст. 154 НК РФ).

Рассмотрим безвозмездную передачу объекта ОС на примере.

Организация безвозмездно передает физическому лицу легковой автомобиль. Первоначальная стоимость ОС составляет 950 000 рублей, начисленная на момент передачи амортизация - 635 000 рублей. Рыночная стоимость автомобиля на дату безвозмездной передачи - 450 000 рублей (в т.ч. НДС 68 644 рублей).

Бухгалтерские записи при передаче будут такие:

Прекращение использование по причине морального или физического износа

Когда объект ОС не может больше использоваться по причине морального или физического износа, он подлежит списанию с бухучета.

В этом случае остаточная стоимость объекта ОС со счета 01 или субсчета 01/В будет отнесена на прочие расходы организации:

Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 01/В

Выбытие ОС в результате аварии, иной ЧС или недостачи

Аналогично списанию в результате морального или физического износа выбытие ОС в результате аварии, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации отражается в составе прочих расходов.

При этом учитывая, что при возникновении таких обстоятельств обязательно проведение инвентаризации, утраченный объект целесообразно предварительно учесть на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (п. 27 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 94 - Кредит счета 01/В

А уже потом, при отсутствии виновных лиц, отнести на прочие расходы:

Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 94

Аналогично, с предварительным учетом объекта ОС на счете 94, отражается его списание в результате недостачи, выявленной по итогам проведенной инвентаризации.

Передача ОС в качестве вклада в уставный капитал

Передача объектов ОС в качестве вкладов в уставный капитал рассматривается в качестве финансовых вложений. Соответственно, и учет передачи ведется с использованием счета 58 «Финансовые вложения» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Учитывая, что оценка вносимого неденежного вклада в уставный капитал ООО производится независимым оценщиком, а участники не могут утверждать стоимость ОС выше, чем дал оценщик, вероятно возникновение разницы между остаточной стоимостью вносимого объекта ОС и стоимостью, по которой данное имущество оценено независимым оценщиком (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ). Эта разница учитывается на счете 91.

Кроме того, организация-налогоплательщик НДС при передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал должна будет восстановить НДС, принятый ранее к вычету по этому объекту ОС. Восстанавливается НДС пропорционально остаточной стоимости передаваемого в качестве вклада объекта ОС (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). Сумма восстановленного НДС передающей стороной указывается в документах, которыми оформляется передача объекта ОС, и принимается к вычету у принимающей стороны. У передающей же стороны восстановленный НДС учитывается в составе финансовых вложений.

Покажем сказанное на примере.

Организация вносит в качестве вклада в уставный капитал ООО объект основных средств первоначальной стоимостью 560 000 рублей. Амортизация на момент выбытия объекта - 139 000 рублей. Стоимость (без НДС), которую для переданного объекта определил независимый оценщик, составила 480 000 рублей. Эта стоимость была утверждена решением участников ООО. Сумма принятого ранее к вычету НДС по объекту ОС составила 100 800 рублей. Следовательно, восстановлению подлежит НДС в размере 75 780 рублей (100 800 * (560 000 - 139 000) / 560 000).

Приведем формируемые бухгалтерские записи по операции передачи объекта ОС в качестве вклада в уставный капитал:

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
01/В 01 560 000
02 01/В 139 000
У передающей стороны отражены финансовые вложения в виде стоимости объекта ОС, определенной независимым оценщиком и утвержденной участниками ООО 58 «Финансовые вложения», субсчет «Паи и акции» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 480 000
Списана остаточная стоимость объекта ОС, переданного в качестве вклада (560 000 - 139 000) 76 01/В 421 000
Восстановлен НДС при передаче объекта ОС в качестве вклада 19 «НДС по приобретенным ценностям» 68, субсчет «НДС» 75 780
Включен в стоимость финансовых вложений восстановленный НДС 58, субсчет «Паи и акции» 19 75 780
Отражена положительная разница между остаточной стоимостью объекта ОС и его согласованной оценкой (480 000 - 421 000) 76 91, субсчет «Прочие доходы» 59 000

Если бы разница в оценке была отрицательной, возник был прочий расход: Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 76

Передача ОС по договору мены

В том случае, когда объект ОС передается в обмен на иное имущество, необходимо отразить продажу объекта ОС, а также приобретение иного имущества. Возникшую в результате операций дебиторскую и кредиторскую задолженность необходимо будет зачесть.

Приведем пример. Организация на ОСНО передает объект ОС по договору мены в обмен на товары. Первоначальная стоимость ОС - 325 000 рублей. Амортизация на момент выбытия - 86 000 рублей. Приобретаемые товары оценены в 360 000 рублей, в т.ч. НДС 54 915 рублей. Обмен признан равноценным.

Бухгалтерские записи у организации, передающей объект ОС в обмен на товары, будут такие:

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Списана первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС 01/В 01 325 000
Списана амортизация ОС на момент выбытия 02 01/В 86 000
Отражена выручка от передачи объекта ОС по договору мены 62 91, субсчет «Прочие доходы» 360 000
Начислен НДС при передаче 91, субсчет «НДС» 68, субсчет «НДС» 54 915
Списана остаточная стоимость объекта ОС, переданного по договору мены (325 000 - 86 000) 91, субсчет «Прочие расходы» 01/В 239 000
Оприходованы товары по договору мены (без НДС) (360 000 - 54 915) 41 «Товары» 60 305 085
Принят к учету НДС по полученным товарам 19 60 54 915
Отражен зачет задолженности по договору мены 60 62 360 000

Прекращение использования основного средства по причине морального или физического износа, ликвидация при аварии, частичная ликвидация при реконструкции являются частными случаями выбытия основных средств.
подлежит списанию с бухгалтерского учета организации и списание, как и любая другая хозяйственная операция, должно быть подтверждено документально.
В статье рассмотрим первичные учетные документы, с помощью которых оформляются операции по списанию объектов основных средств .
Организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, должны выполнять обязанность по ведению бухгалтерского учета, установленную Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Статьей 9 названного Закона определено, что осуществляемые организацией хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами . Эти документы признаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Прежде чем рассматривать порядок документального оформления списания основных средств, перечислим основные нормативные правовые акты, которыми следует руководствоваться при организации учета основных средств помимо Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Правила формирования информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).
Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (далее - Указания N 91н), согласно п. 7 которых операции по движению основных средств (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) оформляются первичными учетными документами.
Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 (далее - Постановление N 7) утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, которые могут применяться организациями в качестве первичных учетных документов. Формы документов, утвержденные Постановлением N 7, предназначены для использования юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации. Исключение сделано лишь для бюджетных учреждений и кредитных организаций. Аналогичные нормы предусмотрены и п. 1 Методических указаний N 91н.
Как мы отметили в начале статьи, основанием для списания объектов основных средств с бухгалтерского учета организации являются, в частности, следующие случаи:
- прекращение использования вследствие морального или физического износа;
- ликвидация при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
- выявление недостачи или порчи активов при инвентаризации;
- частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции.
Помимо этого, списание объектов основных средств с бухгалтерского учета производится в случае их продажи, передачи в уставный (складочный) капитал другой организации, передачи по договору мены, дарения, внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности.
В статье будут рассмотрены первичные учетные документы, которыми оформляется ликвидация или частичная ликвидация объектов основных средств.
Для того чтобы определить, целесообразно ли дальнейшее использование основного средства, пригодно ли оно к дальнейшей эксплуатации, в организации приказом руководителя создается комиссия. Такое правило установлено п. 77 Методических указаний N 91н.
В состав комиссии включаются соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер организации, и лица, ответственные за сохранность объектов основных средств. Помимо этих лиц для участия в работе комиссии могут быть приглашены представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.
Комиссия прежде всего осматривает объект основных средств, используя при этом необходимую техническую документацию и данные бухгалтерского учета. По результатам осмотра устанавливается целесообразность (пригодность) дальнейшего использования объекта основных средств. Если объект по каким-либо причинам вышел из строя, определяется возможность и эффективность его восстановления.
Комиссия устанавливает причины списания объекта основных средств. Такими причинами могут быть физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации.
Если объект преждевременно выбывает из состава основных средств по вине работников организации, комиссия выявляет таких лиц и вносит предложения об их привлечении к ответственности, установленной законодательством.
Нередко отдельные узлы, детали и материалы выбывающего объекта еще можно использовать. Комиссия производит оценку таких узлов, деталей, материалов исходя из их текущей рыночной стоимости. Если в состав объекта входили цветные и драгоценные металлы, комиссия следит за их изъятием, определением веса и сдачей на соответствующий склад.
Завершается работа комиссии составлением акта на списание объекта основных средств одной из форм , утвержденных Постановлением N 7:
- Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4);
- Акт о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а);
- Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4б).
В акте указываются данные, характеризующие основное средство:
- дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;
- год изготовления или постройки;
- время ввода в эксплуатацию;
- срок полезного использования, установленный при принятии объекта к учету;
- первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;
- данные о проведенных переоценках;
- данные о ремонтах;
- причины выбытия и обоснование этих причин;
- состояние основных частей, деталей, узлов и конструктивных элементов.
Акты на списание любой из утвержденных форм составляются в двух экземплярах и подписываются членами комиссии.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию. Второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Если списывается автотранспортное средство, то вместе с актом в бухгалтерию передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
В показателях граф "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость" по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней переоценки. Если же основное средство не подвергалось переоценке, указывается его первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Сумма начисленной амортизации (износа) указывается в показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)".
При списании основных средств организация может нести дополнительные затраты, а также получить материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования. Эти данные отражаются:
- в форме N ОС-4 - в разд. 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания";
- в форме N ОС-4а - в разд. 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания".
В форме N ОС-4б данные о полученных материальных ценностях отражаются в разд. 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств".
В акты на списание основных средств, как и в другие первичные учетные документы, могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера хозяйственной операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также в зависимости от технологии обработки учетной информации, применяемой в организации.
Акт на списание утверждается руководителем организации.
Надлежащим образом оформленный акт передается в бухгалтерию организации, где на его основании делается отметка о выбытии основного средства в инвентарной карточке или книге (формы N N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).
Инвентарные карточки на выбывшие объекты основных средств в течение месяца (до конца месяца) могут находиться обособленно от остальных инвентарных карточек. Затем карточки передаются на хранение и хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет, что установлено п. 80 Методических указаний N 91н.
Инвентарные номера выбывших инвентарных объектов основных средств не рекомендуется присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия.
Как вы знаете, организации с момента введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), наряду с бухгалтерским учетом, обязаны вести и учет в целях налогообложения прибыли организаций.
Подтверждением данных налогового учета согласно ст. 313 НК РФ являются :
- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
Как сказано в Письме УФНС России по г. Москве от 28 апреля 2006 г. N 20-12/35854@ в качестве первичных учетных документов в налоговом учете могут выступать копии первичных документов, используемых в бухгалтерском учете.
При списании основных средств, срок эксплуатации которых еще не истек, организация учитывает суммы недоначисленной амортизации в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов. Проводя проверку налогоплательщика, налоговый орган признал неправомерным завышение организацией внереализационных расходов на суммы недоначисленной амортизации при списании основных средств в результате их износа, неисправности, непригодности к эксплуатации. Не согласившись с решением налогового органа, организация обратилась в суд. В обоснование правомерности списания основных средств в материалы дела организацией были представлены:
- приказ "Об учете основных средств";
- распоряжения на списание;
- акты на списание, составленные по унифицированным формам N N ОС-4 и ОС-4а;
- листки-расшифровки;
- накладные и другие документы.
Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14 сентября 2006 г. по делу N А13-9250/2005-19 названными документами налогоплательщик в полном объеме подтвердил списание основных средств по основаниям, предусмотренным пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Выше мы отмечали, что решение о списании основного средства принимается комиссией, назначаемой руководителем организации. А как быть в том случае, если в организации нет достаточного количества сотрудников для формирования такой комиссии? При проверке налоговый орган может оспорить правомерность списания основного средства. Подобный спор послужил причиной для судебного разбирательства.
Налоговый орган, проводя проверку налогоплательщика, оспорил порядок списания объектов основных средств организацией.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. N Ф04-3744/2007(35135-А27-37) отмечено следующее: так как организация не располагала достаточным количеством сотрудников для комплектования комиссии в порядке, установленном п. 77 Методических указаний N 91н, осмотр имущества с целью установления его пригодности для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности производился комиссией, сформированной учредителями организации. Результаты комиссионного осмотра имущества зафиксированы в актах технического обследования предлагаемого к списанию оборудования, которые утверждены директором организации, некоторые - директорами хозяйственных обществ, которым имущество было передано в аренду, подписаны членами комиссии и были представлены проверяющим в ходе камеральной проверки.
Арбитражный суд оценил все обстоятельства данного дела и правомерно указал, что названными документами налогоплательщик в полном объеме подтвердил списание основных средств по основаниям, предусмотренным пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Если же первичные учетные документы на списание основных средств оформлены с нарушениями, то суд может принять решение в пользу налогового органа и организация будет привлечена к ответственности. В качестве примера приведем Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 июня 2008 г. N Ф04-3846/2008(7134-А27-40). Организация была привлечена к ответственности, так как не подтвердила, что списанные основные средства не будут использоваться в дальнейшем, поскольку не представила документов об уничтожении или реализации списанных основных средств. В представленных документах, в нарушение п. 77 Методических указаний N 91н, в частности:
- отсутствуют причины списания;
- частично не совпадают инвентарные номера;
- необоснованно указано на "фактическое отсутствие основного средства" без пояснения причин отсутствия;
- отсутствуют приказы на списание;
- отсутствуют необходимые реквизиты основных средств (год выпуска, заводской номер, регистрационный номер) и так далее.
В заключение обратим внимание читателей еще на один момент, касающийся частичной ликвидации сложных объектов основных средств.
Единицей бухгалтерского учета основных средств в соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 является инвентарный объект. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В Письме Минфина России от 27 августа 2008 г. N 03-03-06/1/479 отмечено, что это общее правило действует и в налоговом учете основных средств.
Согласно п. п. 77, 78 и 79 Методических указаний N 91н для выбытия основных средств в организации приказом руководителя назначается комиссия. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств, который утверждается руководителем организации.
Согласно ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Как сказано в Письме, с учетом этого комиссия в акте о частичной ликвидации указывает причины частичной ликвидации амортизируемого имущества (модернизация, реконструкция или иная причина).
Комиссия определяет также долю ликвидируемого имущества, исчисляемую в процентном отношении амортизируемого имущества (например, подлежит ликвидации 25 процентов амортизируемого имущества).
С учетом установленной доли исчисляется первоначальная (остаточная) стоимость, а также начисленная амортизация, приходящаяся на ликвидируемое имущество.
В оставшейся части основного средства амортизация продолжает начисляться в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, исходя из остаточной (скорректированной на стоимость ликвидированной части) стоимости имущества.
Приведем пример заполнения акта приема-передачи объекта основных средств (форма N ОС-1) организацией-сдатчиком.

Пример . ООО "Альтаир-М" продает складской стеллаж Заводу подъемных машин и механизмов. Между организациями заключен договор купли-продажи N 3/09 от 15 сентября 2010 г.
Продаваемый стеллаж был приобретен ООО "Альтаир-М" в декабре 2005 г. и в этом же месяце введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость объекта составляла 110 160 руб. Объект был включен в четвертую амортизационную группу, куда входит имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно. При принятии объекта к учету организацией был установлен срок полезного использования 6 лет (72 месяца). Амортизация по данному объекту основных средств начислялась линейным методом.
Обратите внимание, в акте следует указать код передаваемого основного средства по ОКОФ. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.

Новое на сайте

>

Самое популярное