Функции государственного кредита : 1. фискальная (распределительная). 2. регулирующая. 3. контрольная.
Через фискальную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, выступая в качестве заемщика через выпуск и размещение государственных, ценных бумаг, государство обеспечивает себя дополнительными средствами для финансирования своих расходов. Это происходит при бюджетном дефиците. Таким образом государство увеличивает доходную часть бюджета и погашает дефицит,положительное воздействие государственного кредита в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются, что пришлось бы сделать, не используя государственный кредит. Зато потом, когда взятый кредит должен быть погашен, налоги взимаются и для уплаты и для погашения процента по нему. Во всем мире широко применяется процедура рефинансирования для выплаты долгов по государственному кредиту (это выпуск и размещение новых государственных займов для погашения долгов по уже выпущенным).
Гос кредит – один из самых действенных инструментов регулирования экономики в руках у государства, и вступая в кредитные отношения, государство активно воздействует на состояние денежного обращения, на размер денежной массы, на уровень ставок на рынке ссудных капиталов. Сознательно используя государственный кредит, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Размещая свои ценные бумаги среди физических и юридических лиц, государство уменьшает их свободные денежные средства, таким образом, уменьшая денежную массу. Обычно государство поступает так, когда хочет уменьшить платёжеспособный спрос и таким образом сократить инфляцию. Когда государство хочет увеличить количество денег в обращении, оно скупает свои ценные бумаги. Кроме денежной массы государство забирает с рынка ссудных капиталов свободные финансовые ресурсы. Рынок ссудных капиталов включает часть рынка ценных бумаг и часть банковской системы. Когда государство выступает на рынке ссудных капиталов, оно уменьшает или увеличивает спрос на кредит и таким образом воздействует на цену кредита. Чем больше средств с этого рынка отвлекается на государственные нужды, тем меньше их остается для удовлетворения других потребностей и поэтому дороже становится кредит. При признаках инфляции государство стремится к рестрикции (уменьшение, сжатие кредита). За счет средств, полученных с помощью размещения государственных займов, государство может создать новые рабочие места. Государство может предоставить кредит тем предприятиям, в деятельности которых оно заинтересовано.
Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, а вытекает как из природы кредита, так из функций государства. Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием его централизованного фонда денежных средств. Эта функция контролирует движение стоимости в двустороннем порядке, так как государственный кредит основан на принципе возвратности. В контрольный механизм, кроме финансовых структур включены ещё и кредитные, если же говорят о том, что именно контролируется, то имеет место 3 момента :
Функции государственного кредита – экономические задачи, которые выполняют государственные заимствования.
Принято выделять три функции государственного кредита.
Распределительная функция государственного кредита
Государственные кредиты позволяют перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики. Они могут использоваться для реализации того или иного общественно значимого проекта. Денежные средства также могут привлекаться для направления в социальную сферу. В современной экономике государственные кредиты являются вторым по значимости после налогов источником формирования бюджета .
Благодаря государственным кредитам налоговое бремя может быть распределено более равномерно во времени. В результате нет необходимости увеличивать налоги каждый раз, когда расходы государства растут.
Государственный кредит – это способ перенести текущие расходы на будущие поколения. Такой подход считается экономически целесообразным тогда, когда он используется для финансирования капиталоемких проектов, обещающих результат в будущем. Например, при строительстве дорог – после завершения проект должен приносить прибыль, которая может быть направлена на погашение долга.
Экономисты считают спорным использование государственных заимствований на непроизводственную сферу, например на реализацию социальных программ.
Регулирующая функция государственного кредита
Выходя на рынок заимствований, государство оказывает на него существенное влияние. Это происходит прежде всего из-за объемов операций. Продажа государственных ценных бумаг может повысить процентные ставки. Наоборот, сокращение госдолга способствует их снижению.
Государственные заимствования часто используются для того, чтобы вывести из экономики излишек денег. Этот процесс принято называть стерилизацией денежной массы .
Кроме того, в современной экономике считается более правильным финансирование бюджетного дефицита при помощи заимствований, а не эмиссии. В результате, если государство занимает деньги и расходует их, к примеру на выплаты пенсий, происходит увеличение количества денег в обращении.
Государственный кредит воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд. В результате он выступает как один из инструментов денежно-кредитной политики .
Контрольная функция государственного кредита
В процессе выполнения распределительной и регулирующей функций государственного кредита возникает необходимость в финансовом контроле. Практическое назначение контрольной функции государственного кредита – обеспечение полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного и целевого использования средств, привлеченных через систему государственных займов.
К основным целям государственного кредитования относятся:
– решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
– проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
– поддержка местных бюджетов в решении неотложных социально-экономических задач;
– поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
Посредством распределительной функциигосударственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.
Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета - более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.
Положительное значение государственного кредита для экономики состоит также в более равномерном распределении налогов во времени. Дело в том, что долгосрочные государственные займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании создания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры. Благодаря государственному кредиту удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.
Иное дело, если средства, мобилизованные с помощью государственных займов, направляются на финансирование военных расходов, выплату заработной платы, пенсий, иных текущих расходов - т.е. на непроизводительное использование. В этом случае перед будущими поколениями встанет дилемма: вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
В отношении рефинансирования государственного долга: владельцы государственных ценных бумаг, срок погашения которых приближается, имеют право обменять их до даты погашения на другие ценные бумаги с более отдаленной датой погашения. Этот процесс приводит к пролонгированию государственного долга. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание является важным фактором для управления государственным долгом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.
Тяжесть налогового бремени, обусловленного государственными займами, зависит от их сроков и доходности для инвесторов. Длительные сроки заимствования средств государством и невысокий уровень дохода по государственным займам оказывают меньшее давление на налоговую нагрузку, и наоборот, краткосрочные займы со сравнительно высокой доходностью для инвесторов уменьшают финансовые возможности государства по снижению налогов. Кроме того, сокращение сроков заимствования способствует увеличению стоимости обслуживания дефицита государственного бюджета. В целом рост государственного долга обусловливает рост налоговых поступлений, направляемых на его погашение.
Регулирующая функциягосударственного кредита выражается прежде всего в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Например, мобилизуя средства физических лиц, оно уменьшает их платежеспособный спрос. Структура активов предприятий и организаций изменяется при покупке государственных ценных бумаг.
Происходит «связывание» денежных ресурсов, что положительно в условиях инфляционной экономики. Для финансовых компаний и банков государственные ценные бумаги служат чувствительным ориентиром в осуществлении финансовой деятельности и формой размещения активов в целях поддержания ликвидности. Процентные ставки, доходность государственных ценных бумаг, тенденции развития рынка ценных бумаг в стране являются важными макроэкономическими индикаторами общего состояния ее экономики. Чем выше спрос государства на заемные средства, чем лучше развит рынок государственных ценных бумаг, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента и цена кредита для предпринимателей.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отделенных, относительно независимыми, государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в тоже время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовым рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитом, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
У государственного кредита как звена финансовой системы существует тесная взаимосвязь с бюджетом государства, с одной стороны, и корпоративными финансами и финансами населения – с другой. В современных условиях она не ограничивается рамками одной страны. Государства вправе заимствовать средства у международных финансовых организаций, друг у друга, зарубежных частных инвесторов, а затем продавать свои долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранным компаниям или банкам.
В рыночной экономике очевидна позитивная роль государственных ценных бумаг в финансировании бюджетного дефицита, который является одной из главных причин формирования государственного долга. Достигнув определенных размеров, государственный долг может представлять угрозу для экономической безопасности страны, поэтому правительства устанавливают пределы бюджетного дефицита и государственного долга в процентах к валовому внутреннему продукту, предусматривают мероприятия по сдерживанию расходов бюджета в связи с обслуживанием государственного долга.
В Беларуси предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, а также пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются Законом о бюджете на очередной финансовый год, в России – федеральным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств). Предельный размер государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.
Государственный кредит оказывает регулирующее воздействие на объем производства и занятость, которое проявляется:
а) в поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии;
б) выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государственных займов;
в) кредитовании экспорта отечественных товаров и др.
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденными особенностями этой категории:
– тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств.
– охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств.
– осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.
Контрольная функциягосударственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль за правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы.
Дискуссионные вопросы сущности и функций государственного кредита
Перераспределительная функция кредита является общепризнанной в экономической литературе. Однако ее содержательная сторона интерпретируется в зависимости от того, каких воззрений на сущность кредита придерживается тот или иной автор. Существует точка зрения, что с помощью кредита перераспределяется не стоимость, а денежные средства, таким образом кредитор передает в ссуду денежные знаки, являющиеся деньгами только по форме и лишенные стоимости как таковой. Соответственно перераспределительный процесс реально наполняется стоимостным содержанием только на этапе использования ссуды в хозяйстве заемщика, когда на полученные в кредит деньги приобретается сырье, оборудование и т. д.
Различается и понимание того, каким образом происходит перераспределение ресурсов через кредитную сферу. Ряд экономистов считает, что перераспределение включает обязательную предварительную аккумуляцию средств и последующее их размещение в ссуды как два самостоятельных процесса и сущностных момента, относящихся к кредиту. Их оппоненты, признавая определенную взаимосвязь аккумуляции с кредитными отношениями (а именно с банковским кредитом), в качестве процесса, относящегося к сути кредита, рассматривают лишь размещение средств. При этом нередко обосновывается мнение, что выдача кредита одновременно представляет собой образование кредитных ресурсов. Существует также точка зрения, что поступление средств на счета в банки является лишь перераспределением уже имеющихся кредитных ресурсов, а аккумуляция их имеет место только в случае, если средства поступили за счет вступления в оборот вновь созданной стоимости или вновь эмитированных денежных знаков.
Некоторые экономисты полагают, что перераспределительные свойства кредита точнее было бы интерпретировать в качестве его роли, а не функции. Они рассматривают перераспределительную функцию сферы обмена в целом, которая складывается, по их мнению, из перераспределительных функций категорий этой сферы: денег, кредита и финансов.
Функция замещения наличных денег кредитными операциями связана со спецификой современной организации денежного оборота, его функционированием в основном в безналичной форме. Известно, что основная часть расчетов и предоставление кредита осуществляется через банки. Помещая и храня деньги в банке, клиент тем самым вступает в кредитные отношения с ним и, кроме того, создает условия для замены наличных денег в обороте кредитными операциями в виде записей по банковским счетам. Становится возможным представление ссуды в безналичном порядке и развитие безналичных расчетов. Последние являются кредитными операциями, т. к. сроки отгрузки продукции и ее оплаты, как правило, не совпадают. В зависимости от того, что опережает во времени - получение товаров или денег - либо поставщик кредитует получателя, либо получатель поставщика.
Функцию замещения признает большинство экономистов, но наиболее распространенной ее трактовкой является замещение действительных денег кредитными орудиями обращения и кредитными операциями. Тем самым, наряду с развитием безналичного оборота, выделяется такое функциональное назначение кредита, как замещение в обращении золота кредитными деньгами.
Как известно, в процессе движения кредита создаются кредитные орудия обращения, заменившие в современных денежных системах действительные деньги, т. е. золото. К ним относятся знаки стоимости в виде банкнот, векселей, чеков, депозитных сертификатов, облигаций и т. п. Однако процесс демонетизации золота, состоящий в потере им свойств денежного товара, всеобщего эквивалента, завершился к семидесятым годам нашего столетия. Взаимосвязь современных кредитных денег с золотом как основой их стоимостного содержания, даже опосредованная, отрицается большинством экономистов. Функционирование кредитных орудий обращения уже не носит характер временного замещения действительных денег, когда вступление в оборот первых приводило лишь к отсрочке движения вторых. Произошло абсолютное вытеснение золота из обращения кредитными деньгами, что согласуется с всеобщим законом экономии общественного труда, который относительно сферы обращения находит выражение в экономии общественных издержек денежного обращения. В соответствии с этим законом новая форма денег вытесняет предыдущую, если она более экономична и может обеспечить более рациональную организацию хозяйства.
Некоторые экономисты, исходя из того, что золото ушло из оборота, и обращаются только кредитные деньги, обосновывают развитие и перерастание функции замещения в функцию эмиссии денег в сфере безналичного денежного оборота. Эта точка зрения основывается на представлении, что размещение ссуд в наличной форме является перераспределением предварительно аккумулированных ресурсов, а размещение ссуд в безналичной форме означает одновременное создание кредитных ресурсов, т. е. эмиссию.
Вопрос о функциях кредита является одним из наиболее дискуссионных в теории кредита. Разногласие по поводу числа и содержания функций обусловлены не только различием в трактовке сущности кредита, но и отсутствием единства в определении методологических подходов к их анализу. Результатом отсутствия единой методологической основы анализа является появление большого числа функций, выделяемых различными экономистами. В экономической литературе обосновывается правомерность таких функций, как аккумуляция временно свободных средств; распределение аккумулированных средств между отраслями, предприятиями и населением; регулирование денежного оборота путем замещения реальных денег кредитными операциями; выделение процента; экономия издержек обращения; опосредование кругооборота фондов и т. д. Часто выделяют денежную (эмиссионную) и контрольную (стимулирующую) функции кредита.
Содержание денежной функции по мнению авторов, ее признающих, состоит в выпуске денег в обращение. При этом, основываясь на характере кредитных денег, они отождествляют процесс выпуска денег, их эмиссии с кредитом. Как правило, это сторонники уже упоминавшейся точки зрения, что в ссуду дается не стоимость, а денежные знаки, лишенные стоимости. Отождествляя эмиссионный и кредитный процессы, данные авторы в то же время склонны различать кредит и деньги как самостоятельные экономические явления.
Экономисты, выделяющие контрольную функцию кредита, по сути дела смешивают функцию кредита с функцией одного из его субъектов - кредитора. Безусловно, кредитор осуществляет контроль за деятельностью заемщика, поскольку он заинтересован в возврате ссуженных средств. Однако контролирующая функция кредитора характерна не для всех форм кредита. В частности, при государственной форме кредита население не контролирует деятельность заемщика. Точно также не контролируют работу банка предприятия и организации, хранящие на его счетах свои средства. С другой стороны, заемщик не может контролировать деятельность кредитора, он в кредитной сделке является зависимой стороной. Таким образом, неправомерно контрольную функцию относить к кредиту как целостному явлению.
Законы кредита - это экономические законы и представляют собой объективно существующие, необходимые, устойчивые, причинно-следственные связи и взаимозависимости кредита и других экономических категорий. В законах кредита раскрываются наиболее типичные, существенные черты развития и функционирования кредитных отношений, при этом они выражают не только качественные, но и количественные характеристики кредита. Наряду с объективностью следует отметить исторический характер законов кредита, который заключается в том, что их содержание, способ действия и форма проявления могут модифицироваться по мере развития производительных сил и экономических отношений общества.
Познание законов кредита представляет собой сложный процесс и наряду с раскрытием содержания закона включает определение направления его действия, его количественную характеристику, присущие ему формы проявления. Для изучения механизма функционирования законов кредита необходимо исследование материальной базы и экономических условий их действия, специфики их проявления в зависимости от уровня развития экономики и масштаба действия (на микроуровне или на макроуровне). Познание законов кредита и механизма их действия имеет важное прикладное значение, в частности, при определении форм и методов банковской деятельности, совершенствовании практики предоставления кредита, денежно-кредитном регулировании экономики.
Законы кредита выступают прежде всего как законы его движения, т. е. законы движения ссужаемой стоимости. Действительно, кредитное отношение не может возникнуть и функционировать без передачи стоимости от кредитора заемщику и обратно, оно существует только на базе пространственного перемещения ссужаемых средств. Движение ссужаемой стоимости, таким образом, является важнейшим сущностным свойством кредита, причем это движение подчиняется определенным экономическим законам, к которым можно отнести закон возвратности кредита и закон сохранения ссужаемой стоимости.
Содержание закона возвратности кредита выражается в возвращении ссужаемой стоимости к первоначальному пункту движения, т. е. передаче ее от заемщика кредитору. Важно отметить, что в данном случае происходит возврат той же стоимости, что ссужалась первоначально, с теми же потребительскими свойствами (так как в любой кредитной сделке, независимо от ее вида, в конечном счете происходит отсрочка возврата средств в денежной форме). Этим возвратность кредита отличается, например, от специфической возвратности финансовых ресурсов, которая осуществляется опосредованно в виде овеществления финансовых вложений в результате их использования. Необходимо учитывать также, что возвратность ссужаемой стоимости включает не только процесс ее передачи от заемщика кредитору, но и ее высвобождение после завершения кругооборота в хозяйстве заемщика.
Сущность кредитного отношения как стоимостного, базирующегося на эквивалентности обмена, подразумевает, что на всех этапах возвратного движения ссужаемой стоимости она сохраняет свою ценность, равнозначна количественно. Другими словами, кредитор по истечении срока кредита должен получить от заемщика стоимость, по ценности равную выданной ссуде. Реализация закона сохранения ссужаемой стоимости на практике зависит от характера использования полученного кредита заемщиком, а также от устойчивости покупательной способности денежных единиц, поскольку ссужаемая стоимость возвращается кредитору, как правило, в денежной форме. Так, непроизводительное или нерациональное использование полученных в ссуду средств может привести к ухудшению кредитоспособности заемщика, и он не сможет в срок полностью погасить задолженность кредитору. В то же время, если заемщик возвращает кредит в полной сумме и в договорные сроки в условиях достаточно высокой инфляции, то вследствие обесценения денег он реально передает кредитору стоимость по ценности меньшую, чем полученная им в ссуду.
Распространено мнение, что существует устойчивая причинно-обусловленная зависимость движения кредита от источников образования кредитных ресурсов. Действительно, кредитные институты, выполняющие посреднические функции в перераспределении временно свободных денежных средств, могут осуществлять кредитные операции в основном в пределах аккумулированных ими средств. В связи с этим в экономической литературе предлагается ряд формулировок закона, выражающего зависимость кредита от источников его образования. Например, обосновывается необходимость соответствия объема предоставляемых кредитов имеющимся временно свободным ресурсам. Однако требование такого равенства не совсем адекватно реальному механизму формирования источников кредитных вложений. Здесь не учитываются, в частности, средства в хозяйственном обороте, которые служат источником образования ссужаемой стоимости при коммерческом кредите, а также возможность создания кредитных ресурсов на основе эмиссии денег и в процессе мультипликации депозитов. В связи с этим представляется более обоснованной позиция экономистов, формулирующих закон, выражающий связь ссужаемой стоимости с ее источниками как закон равновесия между высвобождаемыми и перераспределяемыми на началах возвратности ресурсами (но не равенства).
С законом возвратности кредита, который многими экономистами рассматривается как основной закон кредита, тесно взаимодействует закон срочности кредита. Содержание этого закона отражает временный характер кредитного отношения, т. е. существование временных границ его функционирования. Как известно, особенностью кредитной сделки является предоставление ссужаемой стоимости только во временное пользование, что обусловлено временным характером высвобождения средств у кредитора и сохранением им прав собственности на них, а также временным характером потребности заемщика в дополнительных ресурсах. Таким образом, кредит как отношение, возникающее на базе возвратного движения стоимости, ограничен во времени, возникает, развивается и прекращает свое существование на определенном временном отрезке. Временный характер кредитных отношений проявляется в зависимости их функционирования от продолжительности высвобождения ресурсов в хозяйстве кредитора и длительности кругооборота и оборота ссужаемой стоимости в хозяйстве заемщика.
Следует отметить, что в экономической литературе до настоящего времени сформулировано множество законов кредита, например, закон эффективности кредита, погашение ссуды и банковского процента за счет экономических результатов от использования заемных средств, закон обеспечения непрерывности и эффективности воспроизводства на основе кредита, закон экономии денежных резервов на основе кредита, закон экономического предела кредитования предприятий, закон выделения и функционирования ссудного процента и т. д. При этом подходы к исследованию законов кредита у разных авторов отличаются весьма существенно, что отражает дискуссионность и недостаточную разработанность данной проблематики.
Экономисты, трактующие кредитные отношения как форму финансовых отношений, рассматривают специфические законы кредита как форму проявления общеэкономических законов, действующих в рамках финансовых отношений (при этом финансы выступают как посредствующее звено). С этих позиций законы кредита, с одной стороны, отражают специфику кредитных отношений, а с другой стороны являются формой реализации финансовых законов. Однако данная точка зрения часто подвергается критике. Ряд авторов рассматривают сущность и закон функционирования экономической категории как однородные, тождественные понятия и соответственно не видят необходимости в формулировке законов кредита.
Предметом дискуссии среди экономистов, признающих существование собственных законов кредита, является ряд фундаментальных проблем, в том числе:
– соотношение, соподчиненность сущности и закона.
– отнесение законов кредита к воспроизводству в целом или к отдельным его фазам, в частности, к фазе обмена;
– место законов кредита в системе экономических законов общества и их субординация;
– существование одного общего закона функционирования кредитных отношений или системы законов кредита (в последнем случае их соподчиненность).
Нерешенность этих и других основополагающих вопросов, а также дискуссионность сущности кредита и обусловливают многообразие формулировок законов кредита, существенное различие мнений по трактовке их содержания.
Тема 16. Государственный кредит
2. Функции государственного кредита
3. Классификация государственных займов
4. Российская Федерация как гарант и кредитор
5. Региональные и муниципальные займы
1. Сущность и значение государственного кредита
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений - государство выступает в качестве заемщика средств.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов: 1) добровольный характер; 2) возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.
Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.
1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием (реструктуризацией) государственного долга.
2. Регулирующая функция государственного кредита: вступив в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:
1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.