Домой Кредитные карты В течение скольки дней принимают бюджетные обязательства. Бюджетное обязательство - это что такое? Бюджетное обязательство: лимиты, учет, условия и порядок принятия

В течение скольки дней принимают бюджетные обязательства. Бюджетное обязательство - это что такое? Бюджетное обязательство: лимиты, учет, условия и порядок принятия

Указанные выше акты подписываются и реализуются госучреждением за счет средств из бюджета в пределах доведенных лимитов и с учетом неисполненных и принятых обязательств. Данное положение присутствует в ст. 161, п. 5 БК. Из вышесказанного следует, что бюджетные обязательства бюджетных учреждений появляются при заключении ими трудовых контрактов с сотрудниками.

Определение

Бюджетное обязательство - это, по сути, долг. Он состоит в том, что получатель соответствующих средств должен осуществить необходимые выплаты. Они установлены в условиях гражданско-правовой сделки, которая была заключена в рамках полномочий либо в соответствии с законодательством, на основании прочего нормативного акта, соглашения и так далее. Из этого следует, что выплаты зарплат (довольствия) - это бюджетные обязательства бюджетных учреждений, переходящие в разряд финансовых.

Порядок отражения в балансе

Согласно п. 140 Инструкции 162н, а также в соответствии с разъяснениями Минфина, которые приведены в Письме от 21 января 2013 г. по установлению правил внесения обязательств в бухгалтерский учет учреждений сферы госуправления, к принятым расходным статьям в текущем финансовом периоде относят те, которые предусмотрены к реализации средствами из соответствующего бюджета на протяжении отчетного года, в том числе которые приняты и не исполнены в прошлые года и подлежат отражению в определенном объеме.

Сумма начисленных выплат

В данном объеме отражается бюджетное обязательство по оплате за счет средств соответствующих статей сотрудникам, лицам, которые замещают государственные должности в РФ, госслужащим, военным, проходящим службу, прочим категориям лиц, являющимся получателями соответствующих выплат, (по отчислению авансовых платежей в том числе), по осуществлению прочих затрат (разъездных, суточных и так далее), согласно трудовым договорам, служебным контрактам и нормативным актам.

В сумме начисленных выплат фиксируются статьи по отчислению установленных в законодательстве платежей. К ним, в частности, относят налоги, пошлины, взносы, сборы, в том числе средства для перечисления в страховые и В данном объеме также отражаются расходы по обусловленным законодательством выплатам муниципальным лицам, которые замещают соответствующие должности, сотрудникам казенных предприятий, гражданам, имеющим статус военнослужащих и проходящих службу по призыву, учащимся (воспитанникам) государственных образовательных учреждений.

Объем установленных ЛБО

Так отражается обязательство по уплате денежного содержания. Имеется в виду, например, вознаграждение, довольствие, зарплата. Данное бюджетное обязательство - это выплата сотрудникам получателей средств из соответствующих расходных статей, предусмотренных к исполнению в течение текущего отчетного периода.

Учет бюджетных обязательств

Он осуществляется в соответствии с документами, которые подтверждают их принятие. И бюджетное обязательство, и денежное обязательство отражаются согласно перечню, установленному предприятием в рамках своей финансовой политики. При этом во внимание принимаются требования уполномоченной инстанции по санкционированию оплаты условий, которые были приняты по закону, иному нормативному акту, договору и так далее. Положение об этом зафиксировано в п. 318 Инструкции 157н. Используются специальные статьи, сформированные для отражения средств, которыми покрывается бюджетное обязательство. Это особые аналитические счета, которые предусмотрены Инструкцией 157н:

Исполнение условий

Как выше было сказано, бюджетное обязательство - это, например, долг по выплате содержания (довольства), зарплаты сотрудникам получателей средств соответствующих статей на текущий финансовый период. Они предусмотрены к исполнению за счет расходов на отчетный год и отражаются по дебету сч. 0 502 11 211. Их учет осуществляется в объеме утвержденных лимитов. Исполнение условий удостоверяется соответствующими платежными документами.

Способ, посредством которого осуществляется отражение расходов, покрывающих бюджетное обязательство, - это списание с лицевого счета средств. В статьях баланса данная операция фиксируется на сч. 1 302 11 830. На нем отражается уменьшение кредиторского долга по зарплате. Также операции проводятся по сч. 1 304 05 211. В нем фиксируются расчеты с финансовым органом по зарплате.

Пример

Размер годового фонда по оплате труда из бюджетных средств - 10 млн. руб. За ноябрь 2013 года предприятием начислено сотрудникам 500 тысяч руб. зарплаты. Данные средства за минусом НДФЛ были направлены в кассу организации. В нее поступило 465 тысяч руб. Зарплата, которая не была получена сотрудниками в день ее выдачи, перечислена на депонент и отправлена на компании. Сумма составила 40 тысяч руб. В декабре 2013 года сотрудник обратился за зарплатой. В балансе данные перемещения будут отражены так, как показано в таблице.

Операция

Доведенные лимиты

Принятые обязательства и подлежащие исполнению в пределах ЛБО

Начисленная зарплата

Поступившие средства в кассу

Выданная зарплата сотрудникам

Отнесенная сумма на депонент

Сданные средства на л/с

Скорректирован размер начисленных обязательств

Зачисление депонированных сумм на л/с

Поступление в кассу для выдачи депонированных средств

Выданная депонированная зарплата

Принятые финансовые обязательства

ЛБО

Что такое представляют собой объемы прав предприятия на принятие или исполнение расходных статей в данном периоде. Они представлены в денежном выражении. За счет лимитов денежных обязательств ужесточается контроль над финансированием, которое соотносится с действительными бюджетными доходами. На практике могут применяться два варианта ведения ЛБО: месячное или квартальное. Первые составляются, соответственно, ежемесячно. Объем вторых не должен быть выше бюджетных ассигнований за квартал.

В заключение

Сведения о доведенных, принятых и реализованных обязательствах отражаются в соответствующем бланке отчетности. Эту форму, согласно Инструкции 191н (п. 68), предприятия, имеющие статус государственных, сдают главному своему распорядителю по результатам полугодия и года. Инструкции по ведению и применению планов счетов, а также по составлению отчетности утверждены приказами Минфина.

Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, которые необходимо исполнить в соответствующем финансовом году. Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Это необходимо для того, что бы можно было проконтролировать целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

Что представляют собой бюджетные обязательства

Под бюджетными обязательствами следует понимать расходы бюджетных учреждений в рамках конкретного финансового года.

Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющей процесса исполнения бюджета по расходу наряду с такими процедурами как: (нажмите для раскрытия)

  • Принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • Санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • Подтверждение финансовых обязательств.

Учреждение, которое получает бюджетные средства, принимает различные обязательства в пределах установленного лимита.

Наряду с бюджетными обязательствами учреждение может иметь и денежные обязательства – это те обязательства, которые предполагают перечисление учреждением бюджетных средств в пользу управомоченной стороны или по трудовому договору, или по гражданско-правовому договору.

Важно!!! Когда возникает бюджетное обязательство, то вслед за ним появляется и денежное обязательство. Только денежное обязательство не нужно нигде отражать.

Виды обязательств в бюджетных учреждениях

В состав обязательств бюджетных учреждений входят такие обязательства как:

  • Обязательства в виде заемных средств, то есть долговые обязательства;
  • Обязательства перед работниками бюджетных учреждений – выплата заработной платы, отпуск и т.д.
  • Обязательства перед бюджетов – оплата налогов и сборов;
  • Обязательства перед покупателями и подрядчиками;
  • Другие обязательства, которые возникают в процессе деятельности бюджетной организации.

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету обязательства бюджетного учреждения учитываются на соответствующих аналитических счетах 030000000 «Обязательства».

Этапы санкционирования расходов бюджета

Санкционирование расходов бюджета проходит в четыре этапа:

Этапы санкционирования Действия на каждом этапе
Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства Получатель бюджетных средств (ПБС) с начало должен заключить госконтракт и соглашение, затем формирует данные о бюджетном обязательстве и подает их в органы Казначейства России. После этого ПБС подает информацию о денежном обязательстве и подает из в органы Казначейства России. Бухгалтер должен отразить в учете бюджетные и денежные обязательства
Подтверждение денежных обязательств ПБС формирует и подает заявку в Казначейство на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежные обязательства
Санкционировать оплату денежных обязательств Ответственные сотрудники Казначейства проверяют заявку на кассовый расход и делают свою отметку, что в свою очередь разрешают санкционирование оплаты денежных обязательств
Подтверждение исполнения денежных обязательств Орган Казначейства оплачивает денежное обязательство с единого бюджетного счета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход

Учет бюджетных обязательств

Бюджетные обязательства учитываются на основании документов, которые подтверждают их принятие. Согласно перечню в финансовой политики, которая принимается на предприятии отражаются и бюджетные и денежные обязательства. При этом необходимо ссылаться на требования уполномоченных инстанций по санкционированию условий оплаты, согласно закона, договора или другого нормативного акта. Эти все требования зафиксированы в п.318 Инструкции 157н. Для отражения бюджетных средств на покрытия бюджетных обязательств сформированы специальные статья и в соответствии с ними проводиться данный учет.

В соответствии с Инструкцией 157н имеются аналитические счета, на которых отражаются бюджетные обязательства, такие как:

Пример. 9 января ГРБС до казенного учреждения доведены ЛБО на текущий год по КВР 111 “Фонд оплаты труда учреждений” и подстатье 211 “Заработная плата” КОСГУ – 3 000 000,00 руб.:

  1. Дебет КРБ 1 501 15 211 Кредит КРБ 1 501 13 211 - отражены полученные ЛБО текущего финансового года в сумме 3 000 000,00 руб.;
  2. Дебет КРБ 1 501 13 211 Кредит КРБ 1 502 11 211 - приняты бюджетные обязательства по выплате заработной платы в сумме 3 000 000,00 руб.;
  3. Дебет КРБ 1 502 11 211 Кредит КРБ 1 502 12 211 - учтено денежное обязательство в сумме начисленной заработной платы за определенный период (месяц).

Важно!!! Если не отражать показатели по принятым обязательствам на счетах санкционирования расходов, то в этом случае искажается бюджетная отчетность, что ведет к недостоверной информации.

Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Корректировка принятых бюджетных и денежных обязательств

Иногда бывают такие случаи, когда при выполнении договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленный товар или выполнение услуг. В этом случае руководству бюджетного учреждения необходимо проводить корректировку по выполнению бюджетных обязательств.

Например, сумма согласно договора одна, а по факту она меньше, тогда составляется дополнительное соглашение на корректировку «красного сторно» на соответствующую сумму.

Если в обратном направлении, то есть сумма по факту больше чем по договору, тогда на основании акта выполненных работ или других подтверждающих документах, составляется дополнительное соглашение на необходимую сумму и доначисляется сумма обязательств по указанному договору.

Этот вариант подходит только тогда, когда предприятие еще не исчерпало свой лимит бюджетных обязательств. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Важно!!! изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .

Ответственность за принятые бюджетные обязательства

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными (

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки.

Нарушение казенным учреждением порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Учет принятых (принимаемых) учреждением обязательств ведется на следующих счетах:

0 502 01 000 «Принятые обязательства».

Счет предназначен для учета получателями бюджетных средств и администраторами источников финансирования дефицита бюджета сумм бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств. На указанном счете отражаются также суммы внесенных изменений в показатели принятых в течение текущего финансового года бюджетных обязательств (обязательств);

0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Счет предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм денежных обязательств, принятых учреждением в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований).

После внесения изменений приказом Минфина России № 89н Единый план счетов дополнен следующими синтетическими счетами:

502 07 «Принимаемые обязательства»;

502 09 «Отложенные обязательства».

Аналитический учет принятых (принимаемых) учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в Журнале учета принятых обязательств (ф. 0504064), в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных бюджетной сметой учреждения.

Получатель бюджетных средств принимает обязательства (денежные обязательства) в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Каждому бюджетному обязательству органами Федерального казначейства присваивается соответствующий учетный номер.

Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702), .

Сведения предоставляются получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если бюджетное обязательство возникло, в том числе из:

Государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд реестр контрактов;

Договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов.

Бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам), принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета.

Отметим, что при урегулировании спора, в случае если предметом спора явилось ранее не исполненное обязательство казенного учреждения, возникшее перед другой стороной из договора (государственного контракта) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.д., стороны могут заключить мировое соглашение. Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств одной стороной перед другой. При заключении мирового соглашения учреждение может его исполнить с учетом требований законодательства РФ, приняв на его основании бюджетное обязательство, и исполнить его в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, связанных с капитальными вложениями в объекты государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимости в государственную собственность Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Порядком № 98н.

Согласно п. 318 Инструкции № 157н учет принятых (принимаемых) обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень указанных документов необходимо утвердить в учетной политике учреждения с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Инструкциями № 157н и № 162н, иными нормативными документами не установлен момент отражения в учете записи по принятию обязательств. Принятые бюджетные обязательства отражаются в бюджетном учете в соответствии с принятой в учреждении учетной политикой.

Вариантов принятия бюджетных обязательств к учету может быть несколько.

Вариант 1. Принятие к учету бюджетных обязательств на дату подписания договоров с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Отражение бюджетных обязательств при подписании договоров позволяет наиболее эффективно контролировать использование бюджетных средств, одновременно максимально снижая трудозатраты бухгалтерии. Такой способ может использоваться по всем видам фактов хозяйственной жизни, за исключением расчетов по заработной плате и расчетов с бюджетом по налогам и платежам, а также по долговременным договорам на оказание коммунальных услуг, услуг связи.

Размер принятых обязательств определяется исходя из суммы договора. Заметим, что по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами сумма обязательства определяется с учетом страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством.

Вариант 2. Принятие к учету бюджетных обязательств на дату образования кредиторской задолженности.

Отражение бюджетных обязательств в момент образования кредиторской задолженности может применяться в отношении конкретных учетных операций (например, расчеты с бюджетом по налогам и сборам и т.п.), а также в том случае, если в учреждении незначительный объем учетной работы.

Как правило, учреждения используют оба способа отражения в бюджетном учете принимаемых бюджетных обязательств. При этом каждый вариант используется для определенной группы хозяйственных операций.

При осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг принятие бюджетных обязательств может производиться на основании размещения соответствующего извещения о проведении запроса котировок или торгов на официальном сайте в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

Показатели принятых бюджетных обязательств формируются в соответствии с п. 140 Инструкции № 162н.

Для выбора способа принятия бюджетных обязательств в целях бюджетного учета рекомендуем использовать таблицу 167.

Таблица 167

Порядок принятия бюджетных обязательств

№ п/п Хозяйственные операции Принятие бюджетных обязательств
Момент отражения в учете Документ-основание
1 Приобретение товаров, работ, услуг без проведения торгов, запроса котировок
1.1 Путем заключения договора на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) поставщиком, подрядчиком (юридическим лицом) В день подписания договора Договор
1.2 Путем заключения договора гражданско-правового характера с физическим лицом о выполнении работ, оказании услуг (с учетом страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет) В день подписания договора Договор, расчет
2 Приобретение товаров, работ, услуг с использованием процедур размещения заказов
2.1 Путем размещения заказа на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг в виде запроса котировок Размещение извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте Извещение о проведении запроса котировок
2.2 Путем размещение заказа на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг с помощью проведения торгов (конкурс, аукцион) Размещение извещения о проведении торгов на официальном сайте (публикация извещения о проведении открытого конкурса в официальном печатном издании) Извещение о проведении торгов
3 Расчеты с работниками
3.1 По начислениям в соответствии с Трудовым кодексом РФ на основании:

Трудовых договоров

Листков нетрудоспособности (за первые три дня нетрудоспособности)

Заявлений о предоставлении отпуска и т.п.

На дату получения Уведомления о лимитах бюджетных обязательств Уведомления о лимитах бюджетных обязательств
3.2 По командировочным расходам Авансовый отчет
3.3 По компенсационным выплатам (оплате проезда к месту отпуска, компенсации стоимости путевок и т.д.) Оправдательные документы
3.4 По подотчетным суммам, выданным на хозяйственные нужды На дату утверждения авансового отчета Авансовый отчет
4 Расчеты с бюджетом по налогам и страховым взносам
4.1 По начисленным страховым взносам, налогам и сборам В момент образования кредиторской задолженности Налоговые карточки, Налоговые декларации, Расчет по страховым взносам, Расчетно-платежная ведомость
5 Расчеты по прочим хозяйственным операциям
5.1 По прочим нормативно-публичным обязательствам На дату образования кредиторской задолженности Оправдательные документы
5.2 По стипендиям На последний день месяца, за который производится начисление (на дату образования кредиторской задолженности) Расчетно-платежная ведомость
5.3 По штрафам, пеням и т.п. Дата принятия решения руководителем об уплате Нормативно-правовой акт, Распоряжение руководителя об уплате

Бухгалтерские записи по учету принятых обязательств производятся на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Корреспонденция счетов по отражению в учете принятых обязательств установлена п. п. 140, 141 Инструкции № 162н, а также Приложением № 1 к Инструкции № 162н (таблица 168).

Таблица 168

Бухгалтерские записи

по принятию получателями бюджетных средств обязательств, подлежащих исполнению за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит
Принятие обязательств
1 Принятие бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет доведенных ЛБО и бюджетных ассигнований, а также сумм изменений в показатели принятых в течение текущего финансового года обязательств, в том числе:

На текущий финансовый год

На первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

На второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)

На второй год, следующий за очередным

На иной очередной год (за пределами планового периода)

КРБ 1 501 13 ххх,

КРБ 1 502 17 ххх,

КРБ 1 502 19 ххх

КРБ 1 501 23 ххх,

Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований (п. 5 ст. 161, ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ) и подлежат учету в казначейских органах (абзац 2 п. 5 ст. 219 БК РФ). Детальный порядок учета принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств устанавливается финансовым органом публично-правового образования (см., например, Порядок, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н, далее – Порядок N 221н; Порядок, утв. приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н, далее – Порядок N 98н)*(1).

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, может быть квалифицировано в качестве административного правонарушение, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ*(2). Ответственность за правомерность принятия, учета бюджетных обязательств и соответствие заключенных контрактов законодательству (в т.ч. за соответствие требованиям правовых актов, определяющих порядок реализации закона о бюджете) несет соответствующий получатель бюджетных средств (п.п. 5, 11 ст. 161 БК РФ; ст.ст. 15.15.7, 15.15.10 КоАП РФ; письма Минфина России от 31.12.2014 N 02-01-07/69132, от 25.03.2013 N 02-03-11/9365).

В силу положений ст. 72 БК РФ, принимая бюджетные обязательства при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд, получатели бюджетных средств, наряду с нормами бюджетного законодательства РФ, обязаны соблюдать требования Федерального закона от 05.04.2013 N (далее – Закон N ). С 1 января 2016 года действуют положения ч.ч. 10 и 15 ст. 21 Закона N , прямо устанавливающие требование о размещении планов-графиков в ЕИС только после получения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств. С 1 января 2017 года при осуществлении контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона N , казначейские органы будут проверять информацию об объеме финобеспечения, включенную в , на непревышение информации о доведенных для закупок ЛБО (пп. "а" п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367, далее – Правила N 1367). В случае отрицательного результата планы не будут размещаться в ЕИС до устранения несоответствия и прохождения повторного контроля (п. 15 Правил N 1367).
История вопроса

До 1 января 2016 года законодательство не содержало прямого запрета на включение в план закупки, план-график информации о закупке и (или) размещение заказчиком извещения об осуществлении закупки без достаточного объема прав на принятие бюджетных обязательств. Более того, специалисты уполномоченных органов отмечали, что в подобных ситуациях применение конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением запроса предложений, позволяет получателям бюджетных средств избежать ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ, отменив процедуру в случае недоведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств в установленные сроки (ч. 1 ст. 36 Закона N ; письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 06.10.2015 NN 02-04-04/5693, 28329-ЕЕ/Д28и).

Превышение остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств (ассигнований), а также несоблюдение требований правовых актов, определяющих порядок реализации закона о бюджете, не всегда является основанием для отказа в постановке на учет принятого бюджетного обязательства в казначейском органе. Так, например, на федеральном уровне при направлении в казначейские органы сведений о бюджетном обязательстве, возникающем из госконтракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором подлежат включению в реестры контрактов, в случае, если сумма принятого обязательства превышает остаток неиспользованных доведенных бюджетных данных, казначейский орган принимает его к учету, но одновременно доводит информацию о превышении как до самого получателя бюджетных средств, так и до соответствующего распорядителя бюджетных средств (абзацы 5 - 7 п. 18 Порядка N 221н). В то же время, в случае направления в казначейские органы сведений о бюджетном обязательстве, возникающем из извещения об осуществлении закупки или приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также из договора на оказание услуг (выполнение работ), заключенного получателем средств федерального бюджета с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, при превышении остатка неиспользованных бюджетных данных постановка на учет бюджетного обязательства не осуществляется (абзац 4 п. 18 Порядка N 221н).
Помимо контроля на наличие "свободных" ЛБО казначейские органы проверяют Сведения о бюджетном обязательстве на соответствие иным требованиям. Например, на федеральном уровне проводится проверка на соответствие требованиям, предусмотренным п.п. 13 - 15 Порядка N 221н. В частности, Сведения о бюджетном обязательстве проверяются на соответствие:
- документам-основаниям, подлежащим представлению получателями средств федерального бюджета для постановки на учет бюджетного обязательства;
- предмета предмета бюджетного обязательства коду КБК.

Согласно разъяснениям специалистов финансового ведомства за нарушение требований Порядка учета бюджетных обязательств на лицевых счетах в казначейских органах должностные лица получателей бюджетных средств к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ привлекаться не должны – такая ответственность предусмотрена только за нарушение порядка учета бюджетных обязательств, предусмотренного Инструкциями NN 157н и 162н (письма Минфина России от 07.05.2015 N 02-10-07/26357, от 29.04.2015 N 02-06-05/25080)*(3). При этом несоблюдение получателем бюджетных средств сроков, установленных п. 8 Порядка N 221н для представления в казначейские органы сведений о принятом бюджетном обязательстве, может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями ст. 15.15.6 КоАП РФ.
При утверждении получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год до начала этого года он вправе принимать бюджетные обязательства в текущем финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на очередной финансовый год (письмо Минфина России от 30.12.2014 N 02-01-09/68562). В отношении кредиторской задолженности за отчетный год условиями договора (контракта) или положениями действующего законодательства может предусматриваться предоставление (оформление) документов в очередном году и оплата в очередном году. Такие обязательства должны приниматься в пределах лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год (см. письма Минфина России от 07.11.2014 N 02-07-10/56182, от 26.12.2014 N 02-07-10/68478).
История вопроса

Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 06.08.2015 по делу N 7р-143/2015;
- решение Верховного Суда Республики Хакасия от 06.08.2015 по делу N 7р-142/2015;
- решение Московского областного суда от 30.06.2015 по делу N 21-618/2015;
- постановление Волгоградского областного суда от 18.05.2015 по делу N 4А-499/2015;
- решение Вологодского областного суда от 23.04.2015 по делу N 7-232/2015;
- решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 08.04.2015 по делу N 12-454/2015;
- решение Кетовского районного суда Курганской области от 03.07.2015 по делу N 12-57/2015;
- решение Советского районного суда г. Орла от 27.04.2015 по делу N 12-57/2015.
*(3) Ранее должностные лица получателей бюджетных средств привлекались к административной ответственности должностными лицами Росфиннадзора по ст. 15.15.7 КоАП РФ за нарушение сроков представления в казначейские органы Сведений о принятых бюджетных обязательствах, установленных п. 2.1 Порядка N 98н. Аналогичной позиции придерживались и судебные органы (см., например, решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики – Чувашии от 13.02.2015 по делу N 12-43/2015, Верховного Суда Чувашской Республики – Чувашии от 14.04.2015 по делу N 21-194/2015, Курского областного суда от 16.10.2014 по делу N 21-333, Арбитражного суда Калужской области от 02.02.2015 по делу N А23-6259/2014).

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Новое на сайте

>

Самое популярное