Домой Кредитные карты Валютные ограничения в рф представляют. Валютные ограничения

Валютные ограничения в рф представляют. Валютные ограничения

Всякая национальная валютная политика основана на валютном регулировании , которое является системой, законодательно регламентирующей порядок международных расчетов и сделок с валютными ценностями.

Внутри страны осуществление валютных операций регламентируется государственными нормативными актами, подзаконными актами и инструкциями денежных властей. За пределами компетенции национальных органов регулирования валютные операции регламентируются межгосударственными соглашениями. Валютное регулирование внутри страны принимает форму валютных ограничений.

Валютные ограничения - это общая характеристика условий и границ проводимых валютных операций, связанная с необходимостью защиты национальной валюты. Они охватывают как общую возможность распоряжения валютными ценностями, так и конкретные направления их использования.

Валютные ограничения вводятся в следующих целях:

  • урегулирование платежного баланса;
  • поддержание стабильности валютного курса;
  • использование валютных отношений для решения внутренних задач — стратегических и текущих макроэкономических.

На практике валютное регулирование реализуется через валютный контроль и контроль над движением капитала.

Под валютным контролем понимается система законодательных и административных ограничений, регламентирующих операции резидентов и нерезидентов с валютными ценностями, а также надзор, регистрацию и учет этих операций. Наличие валютных ограничений означает, что страна в отношении валютного режима находится в промежуточном положении между полной конвертируемостью национальной валюты (развитые страны) и полным запретом на обратимость национальной валюты (социалистические страны, большинство развивающихся стран).

Валютное регулирование основано на следующих принципах:

  • концентрация валютных операций в центральном банке и уполномоченных банках;
  • лицензирование валютных операций — требование предварительного разрешения органов валютного контроля на приобретение импортерами (должниками) иностранной валюты;
  • полное или частичное блокирование валютных счетов;
  • множественная ват ют пая практика:
  • ограничение обратимости валют через установление разных режимов конвертируемости для резидентов и нерезидентов.

Валютные ограничения как форма государственного регулирования валютно-кредитных отношений

Являясь одной из форм государственного регулирования валютно-кредитных отношений, валютные ограничения представляют собой систему государственных мер по ограничению порядка проведения . Они устанавливаются на законодательном, административном и организационном уровнях.

По своему характеру валютные ограничения могут быть запретительными, лимитирующими и регламентирующими, т.е. устанавливающими определенный порядок проведения валютных операций резидентами и нерезидентами. Основными причинами введения валютных ограничений являются нехватка иностранной валюты в стране, возникающая в результате ее утечки за рубеж, а также нарушение равновесия платежного баланса, падение курса национальной валюты, внешняя задолженность государства.

Цели валютных ограничений:

  • выравнивание платежного баланса страны путем сокращения валютных платежей и увеличения валютных поступлений;
  • поддержание курса национальной валюты;
  • концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей для решения текущих и стратегических задач.

Указанные цели определяют сферы применения валютных ограничении и их формы.

Различают две основные сферы применения валютных ограничений — текущие и финансовые операции платежного баланса.

Ограничения текущих операций

В мировой практике по текущим операциям используются следующие формы валютных ограничений:

  • вводится обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично; при этом продажа должна осуществляться центральным банкам стран и уполномоченным банкам, имеющим лицензию центрального банка;
  • запрещается экспорт товаров за национальную валюту; выручка иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране блокируется, ограничиваются возможности распоряжаться этими средствами;
  • для сокращения оттока валюты за рубеж ограничивается продажа иностранной валюты импортерам: она осуществляется только при наличии разрешения органа валютного контроля; в некоторых странах для получения импортной лицензии требуется внесение импортером на депозит в банке определенной суммы национальной валюты;
  • запрещается оплата некоторых импортных товаров иностранной валютой;
  • устанавливаются ограничения для импортеров на форвардные покупки иностранной валюты;
  • для ограничения возможностей экспортеров и импортеров использовать валютные ресурсы в спекулятивных операциях против национальной валюты устанавливаются ограниченные сроки продажи иностранной валюты экспортерами и контроль за авансовыми платежами импортеров иностранным поставщикам;
  • одной из форм валютных ограничений по текущим операциям является регулирование сроков платежей по экспортным и импортным сделкам. В условиях колебания валютных курсов экспортеры и импортеры манипулируют сроками международных расчетов. Ожидая снижения курса национальной валюты, импортеры ускоряют платежи и покупают на срок иностранную валюту. Экспортеры в этой ситуации, наоборот, стремятся задержать получение иностранной валюты и не продавать на срок будущие валютные поступления. Такая тактика и получила название «лидз энд лэгз». Так как даже небольшой разрыв в сроках международных расчетов может вызвать значительный отлив капитала из страны, в целях ограничения операций «лидз энд лэгз» вводится регулирование сроков платежей по экспорту и импорту;
  • многие страны практикуют множественность валютных курсов, т.е. применение дифференцированных валютных курсов по различным видам операций, по разным товарным группам.

Для поощрения экспорта устанавливается надбавка к официальному курсу при обмене экспортерами экспортной выручки в иностранной валюте на национальную валюту.

Для удешевления импорта определенных товаров завышается курс национальной валюты по отношению к официальному. Эта же мера применяется и для сокращения экспорта определенных товаров.

Для достижения противоположных целей курс национальной валюты занижается;

  • в целях экономии иностранной валюты вводятся ограничения на ее обмен для резидентов, выезжающих за рубеж, а также на «невидимые» операции платежного баланса — лицензионные платежи, страхование, перевод прибыли и процентов, гонорары, комиссионные вознаграждения и др.

Ограничения финансовых операций

По финансовым операциям формы валютных ограничений устанавливаются в зависимости от того, как складывается платежный баланс страны.

При пассивном платежном балансе применяются ограничения по вывозу капитала из страны и меры по стимулированию его ввоза. К таковым относятся следующие валютные ограничения:

  • устанавливаются лимиты на вывоз иностранной и национальной валюты, ценных бумаг, на предоставление кредитов;
  • осуществляется контроль за операциями на кредитном и денежном рынках. На их проведение нужно получить разрешение Министерства финансов, а на привлечение иностранных кредитов требуется предварительное разрешение органов валютного контроля;
  • в сложных ситуациях (например, перед войной, во время и после войны) прибегают к принудительному изъятию иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продаже за валюту;
  • полностью или частично прекращается погашение внешней задолженности, либо оплата ее производится национальной валютой без права перевода за рубеж: национальная валюта зачисляется на блокированные счета без права распоряжения ею и обмена на иностранную валюту;
  • при чрезвычайных обстоятельствах валютные ограничения применяются в отношении золота: запрещаются операции с золотом для юридических и физических лиц, в некоторых странах рынки золота закрываются. Так было во время Второй мировой войны.

При активном платежном балансе валютные ограничения по финансовым операциям направлены на сдерживание притока капиталов и повышение курса национальной валюты. В этих целях применяются следующие формы валютных ограничений:

  • вводится запрет на инвестиции нерезидентов и на продажу им национальных ценных бумаг;
  • ограничивается ввоз иностранной валюты в страну;
  • устанавливаются ограничения на форвардные продажи национальной валюты нерезидентам;
  • новые международные обязательства банков депонируются на беспроцентном счете в центральном банке. В некоторых странах минимальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в центральном банке, достигали в отдельные периоды времени 100% прироста иностранных обязательств банков;
  • аналогичная мера применяется в отношении привлеченных зарубежных кредитов, ставки по которым ниже, чем в стране заем- шика. В этом случае используется схема принудительных депозитов: фирмы-заемщики должны часть привлеченных капиталов помещать на беспроцентный счет;
  • запрещается выплачивать нерезидентам проценты по вкладам в национальной валюте.

Таким образом, валютные ограничения весьма разнообразны по своему характеру, содержанию, целям применения. Эволюция валютных ограничений отражает их связь с валютно-экономическим положением отдельных стран и мировой экономики в целом.

Впервые валютные ограничения стали применяться воюющими странами в период Первой мировой войны. Затем наступил кратковременный период относительной стабилизации. А с началом мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. валютные ограничения получили широкое распространение. Это было связано с необходимостью концентрации валютных ресурсов в руках государства в условиях крушения золотого стандарта, ухудшения платежных балансов многих стран и обесценения их валют. С начатом Второй мировой войны валютные ограничения были введены почти во всех странах. В большинстве стран они сохранялись длительное время и после войны.

Валютные ограничения способствуют временному выравниванию стран и укреплению курса национальных валют. Как временная мера они могут применяться в целях защиты экономики от кризисных явлений. Но валютные ограничения не позволяют использовать национальные валюты в международных расчетах, свободно обменивать их на иностранные валюты. В результате в условиях валютных ограничений сокращаются объемы внешней торговли. Поэтому к началу 60-х годов, когда в целом экономическое положение в странах стабилизировалось, все экономически развитые страны отменили валютные ограничения. Сделали это и многие развивающиеся страны. При этом в одних странах отмена распространялась только на текущие операции (платежи по внешнеторговым контрактам, за транспортные и другие услуги), а в других — и на движение капитала.

В дальнейшем полная или частичная отмена валютных ограничений происходила и в других странах по мере улучшения их экономического и финансового положения. И в настоящее время только в наименее развитых странах Африки, Азии и Латинской Америки они продолжают действовать.

Снятие валютных ограничений свидетельствует о том, что государство в области регулирования валютных отношений устанавливает приоритет экономических мер перед административными. Но либерализация не означает отсутствие государственного регулирования. Меняется только соотношение экономических и государственных мер.

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, совокупность правовых норм, административных правил и государственных мер, направленных на ограничение операций резидентов и нерезидентов с национальной и иностранной валютой, золотом, другими валютными ценностями. Валютные ограничения - составляющая валютной политикиι; сочетаются с кредитным и торговым регулированием. Впервые были введены в Австро-Венгрии, Германии и других странах во время 1-й мировой войны. Мировой экономической кризис 1929-33 годов, приведший к резкому ухудшению состояния платёжных балансов многих стран, вызвал широкое применение валютных ограничений. В годы 2-й мировой войны валютные ограничения были введены почти всеми странами, кроме США и Швейцарии. После войны МВФ стал выступать за их постепенную отмену.

В конце 1950-х годов во многих западноевропейских странах валютные ограничения были ослаблены, а в ряде стран отменены в связи с введением конвертируемости их валют. В условиях глобализации мировой экономики и её наиболее динамичной составной части - финансовой глобализации, которая бурно нарастала в последние десятилетия 20 века и продолжает интенсивно развиваться в 21 веке, наблюдается тенденция всё большей либерализации платежей по текущим операциям и операциям, связанным с движением капитала. В странах развивающихся и трансформирующихся (страны с переходной экономикой) сохраняется валютный контроль, в первую очередь направленный на ограничение капитальных операций.

В развитых странах валютные ограничения применялись для уравновешивания платёжных балансов, поддержания курсов национальной валюты и пополнения валютных резервов. Эти же цели преследуют валютные ограничения, применяемые в развивающихся странах и переходных экономиках, однако ограничения в этих странах обычно охватывают более широкий круг операций по валютным расчётам и отличаются большей жёсткостью. Но в 2000-е годы в этих группах стран наблюдается заметное смягчение валютных ограничений (особенно при платежах по текущим операциям). В России одной из неотменённых форм валютных ограничений является обязательная продажа предприятиями-экспортёрами 10% своей валютной выручки на внутреннем валютном рынке за рубли.

Основные меры при использовании валютных ограничений: сосредоточение операций с иностранной валютой в определённых банках (центральном или уполномоченных на проведение таких операций); регулирование платежей и переводов иностранной валюты за границу; обязательная продажа экспортной выручки (всей или части) центральному банку; ограничения в отношении вывоза и ввоза иностранной и национальной валюты; открытие специальных счетов нерезидентам в банках данной страны; запрет на открытие счетов резидентами в иностранных банках; разрешительная система при осуществлении капитальных операций; применение множественных валютных курсов. Валютные ограничения дают, как правило, кратковременный эффект, но в конечном счёте отрицательно влияют на международные экономические отношения.

Лит.: Фрей Л. И. Валютные и финансовые расчеты капиталистических стран. М., 1969; Валютный рынок и валютное регулирование. М., 1996.


Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей. Введение валютных ограничений может диктоваться как экономическими, так и политическими мотивами. В целом же минимизация вторжения государства в валютные отношения, развитие экономической свободы всегда означает уменьшение валютных ограничений.
Законодательство зарубежных государств знает немало разновидностей валютных ограничений, к числу которых можно, например, отнести: централизацию валютных операций в центральных банках; лицензирование валютных операций; полное или частичное блокирование валютных счетов; обязательную продажу валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или уполномоченным банкам; ограничения обратимости валют и т.д.
Валютные ограничения могут применяться как по текущим валютным операциям, так и по операциям, связанным с движением капитала. Законодательные ограничения операций с валютными ценностями одна из форм валютной политики Российской Федерации. Одним из объектов валютных ограничений являются валютные права предприятий и населения. Так, деятельность предприятий-экспортеров регулируется в 1990-х годах с помощью экспортных лицензий, а также экспортно-импортных тарифов. Экспортные лицензии рассматриваются как средство сдерживания вывоза сырья и топлива из страны. А импортные тарифы - как средство снизить конкуренцию зарубежных товаров против товаров, производимых отечественной промышленностью. Одним из валютных ограничений является обязательная продажа части экспортной валютной выручки на внутреннем рынке.
В процессе осуществления движения капиталов и кредитов предприятия России имеют право покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом лишь с разрешения Центрального банка РФ.
В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет вывоза, ввоза и пересылки за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 млн. рублей. Вывоз иностранной валюты сверх суммы в 500 долларов США допускается при наличии справки уполномоченного банка.
Одним из важных валютных ограничений является официальное запрещение обращения и использования иностранных валют в качестве платежного средства. С января 1993 г. реализация гражданам на территории России товаров, работ и услуг за иностранную валюту разрешается только магазинам, имеющим лицензию Центрального банка, который определяет перечень реализуемых товаров и услуг. Эта мера направлена на борьбу с "долларизацией" экономики.
В качестве определенного смягчения валютных ограничений можно назвать предоставленное гражданам право открывать валютные счета в банках, а также продавать и покупать иностранную валюту в обменных пунктах уполномоченных банков. Иностранным фирмам и гражданам (нерезидентам) разрешено открывать счета в рублях в банках России, что является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок России
8. Валютный контроль
Основы законодательного регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными функциями (направлениями) валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Представляется, что законодательные формулировки, закрепляющие цель и функции валютного контроля, противоречивы. Так, если целью контроля однозначно является лишь законность валютных операций, то приведенные выше пункты "в" и "г" позволяют предположить, что валютный контроль должен осуществляться и за целесообразностью операций.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя видами субъектов:
o органами валютного контроля;
o агентами валютного контроля.
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1993 г. # 205 "Об усилении валютного экспортного контроля и о развитии выпотного рынка" создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Ее структура и компетенция определены Постановлением Правительства # 560 от 16 июня 1993 г. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:
* контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, финансовое право регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;
* осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
* участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;
* осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;
* организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;
* контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений;
* проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;
* обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;
* осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.
Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право:
* получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;
* проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;
* ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;
* иные права, предусмотренные законодательством.
В развитие валютного, в том числе экспортного, контроля Центральный банк РФ совместно с Государственным таможенным комитетом РФ ввели в действие Инструкцию #19 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров".
Актуальность усиления экспортного контроля была продиктована серьезной экономической проблемой: утечкой капиталов за границу. Значительное число предприятий-экспортеров не переводило экспортную валютную выручку из-за рубежа. В результате чего десятки миллиардов долларов оседали в зарубежных банках. Следовательно, снижались валютные поступления в страну, недобирались соответствующие налоговые платежи, наносился ущерб формированию государственного бюджета. Согласно Инструкции Экспортер (резидент РФ, от имени которого заключен контракт на экспорт товаров) предъявляет контракт или его заверенную в установленном порядке копию в уполномоченный банк, где находится валютный счет Экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта товара. Вместе с банком Экспортер оформляет паспорт сделки документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров. После подписания паспорта сделки банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту.
Ответственность за нарушения валютного законодательства, выявленные в ходе осуществления валютного контроля. Основные виды ответственности установлены п. 1ст. 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле:
а) взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;
б) взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты и нерезиденты за:
* отсутствие учета валютных операций;
* ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;
* непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая:
* не была учтена;
* была учтена ненадлежащим образом;
* по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.
При повторном нарушении указанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде:
а) взыскания в доход государства сумм, указанных в п. 1 ст. 14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;
б) приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
Важно отметить, что взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля: с юридических лиц - в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.
Юридические лица обязаны продавать государству часть валютной выручки, полученной от реализации экспортной продукции. Освобождение от этой обязанности производится на основании указов Президента Российской Федерации при условии, что выручка будет использована на государственные или общественные цели.
Например, Указом Президента Российской Федерации "Об освобождении Информационного телеграфного агентства России и Российского информационного агентства "Новости" от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг" от 22 ноября 1994 г. эти агентства освобождены от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг, при условии направления высвобождаемых валютных средств на приобретение современного оборудования и совершенствование базисного сбора, обработки и передачи информации.
Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте.
Порядок реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Центральным банком России.
В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Центральный банк России запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.
Порядок совершения сделок с драгоценными металлами урегулирован Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г." Положение распространяется на сделки с золотом и серебром: в стандартных слитках, в минеральном и вторичном сырье, содержащем золото и серебро; с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям; с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия); с драгоценными металлами, содержащимися в монетах.
Сделки с перечисленными выше объектами вправе совершать следующие субъекты (в отношении ряда из них названное Положение содержит соответствующие дополнительные предписания): Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням; Центральный банк Российской Федерации; специально уполномоченные банки (коммерческие банки); пользователи недр (юридические и физические лица); скупочные предприятия; предприятия-заготовители; предприятия-переработчики; аффинажные заводы (государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,6%); промышленные потребители (юридические и физические лица); инвесторы.
Произведенные на территории Российской Федерации слитки золота и серебра покупаются у пользователей недр Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, а также Центральным банком Российской Федерации и коммерческими банками, специально уполномоченными им по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами.
Драгоценности, принадлежащие государству, хранятся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Отпуск из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации золота для проведения операций на внешнем и внутреннем рынках, а также отпуск из Фонда иных драгоценных металлов и драгоценных камней сверх объемов, установленных в годовых планах (лимитах) их отпуска, утвержденных Правительством Российской Федерации, и на цели, не предусмотренные этими планами, производится по решениям Президента Российской Федерации на основании представления Правительства Российской Федерации.
Такое представление должно содержать информацию об общем количестве соответствующих ценностей, находящихся на хранении в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на момент направления представления, и об их планируемых поступлениях, о наличии задолженности государства сдатчикам ценностей, о конкретных направлениях расходования средств от предполагаемых операций с ценностями, а также о фактическом выполнении предыдущих решений Президента Российской Федерации по этим вопросам.
Операции с драгоценными металлами в случаях, не предусмотренных названной правовой нормой, осуществляются через уполномоченные банки и внешнеторговое объединение "Алмаз-ювелирэкспорт" по решению Правительства Российской Федерации.
Валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Для обозначения этого вида деятельности следовало бы использовать термин "надзор". "Надзор" в общепринятом смысле означает обеспечение законности какой-либо деятельности, в то время как под "контролем" понимают обеспечение соблюдения как законности, так и целесообразности определенной деятельности. Обеспечение государством соблюдения обязанными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей деятельности. Обеспечением целесообразности валютных операций (например, на какие именно цели расходуется валюта) государство не занимается (за исключением государственных организаций). Однако термин "валютный контроль" является общепринятым, поэтому он широко используется, несмотря на отмеченную неточность.
Валютный контроль является частью, видом финансового контроля, поэтому валютному контролю присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации" Государственный таможенный комитет - орган валютного контроля, а иные таможенные органы - агенты валютного контроля, подотчетные этому Государственному комитету.
На основании ст. 199 Таможенного кодекса России таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Федерации (за исключением периметров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. В валютном контроле участвуют и другие органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю" от 24 сентября 1993 г. Министерство безопасности Российской Федерации (ныне - Федеральная служба контрразведки Российской Федерации), Министерство внутренних дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации информируют Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю о ставших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций Вид контрольная работа Язык русский Дата добавления 09.12.2013 Размер файла 160,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Международная практика и эффективность введения валютных ограничений

Валютные ограничения - законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Валютные ограничения в РФ устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Видами валютных ограничений являются следующие:

1. валютная блокада - меры, предпринимаемые государством по ограничению хождения в стране валюты другой страны, с целью побудить эту страну выполнять определенные требования;

3.регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг;

4. концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. В их числе также платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, драгоценные металлы.

Различаются следующие принципы валютных ограничений, определяющие их содержание:

а) централизация валютных операций в центральном и уполномоченных банках;

б) лицензирование валютных операций - требование предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами или должниками иностранной валюты;

в) полное или частичное блокирование валютных счетов;

г) ограничение обратимости валют.

Различаются две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса и финансовые.

По текущим операциям платежного баланса практикуются следующие ограничения:

1) блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

2) обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному и уполномоченным банкам;

3) ограниченная продажа иностранной валюты импортерам;

4) ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

7)множественность валютных курсов.

По финансовым операциям ограничения зависят от направления регулирования движения капиталов.

1. При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала, стимулированию притока капитала в целях поддержания курса валюты:

а)лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

б) контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков;

в) ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов и в иностранной валюте;

г) принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа на валюту;

д) полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности или разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу.

2. При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов в страну и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютных и кредитных ограничений по финансовым операциям:

1. депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков;

3. обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке;

5. введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте. При этом проценты платит либо вкладчик банку, либо банк, заинтересованный в привлечении вкладов в иностранной валюте.

В Законе закреплена такая модель, в которой, с одной стороны, непосредственное установление валютных ограничений передано на подзаконный уровень в компетенцию Правительства РФ и Банка России, с другой стороны строго ограничен перечень подлежащих ограничению валютных операций и перечень самих ограничений. При этом, хотя Законом и определены цели, для достижения которых возможно введение ограничений

(ст. 6), но сами эти цели сформулированы таким образом, что допускают установление постоянно действующих ограничений.

Наиболее существенным в Законе является полный отказ от существовавшей ранее разрешительной системы совершения валютных операций движения капитала и, более того, прямой запрет на установление требования о получении индивидуальных разрешений (ч. 3 ст. 5). Одновременно Законом закреплено лишь два допустимых вида валютных ограничений - требований к порядку совершения валютных операций. Это:

1) требование об использовании специального счета,

2) требование о резервировании.

При этом ни одно из этих ограничений не действует автоматически, но каждое из них должно быть специально нормативно установлено полномочным органом валютного регулирования.

Для каждого вида валютных операций, в отношении которых может применяться резервирование, Законом определяется субъект (резидент или нерезидент), применительно к которому такое ограничение может быть введено (в некоторых случаях право выбора субъекта предоставлено органу регулирования п.3 ч.2, п.3 ч.3 ст.8). Ставка и срок резервирования также определяются органом регулирования, но в пределах диапазона, установленного Законом.

Основными тремя моделями резервирования согласно Закону являются:

а) до 100% от суммы операции на срок до 60 календарных дней;

б) до 20% от суммы операции на срок до 1 года;

в) до 50% от суммы операции на срок до 2 лет.

Первая модель применяется в случаях предварительного резервирования, т.е. до совершения операции, и направлена на создание искусственного лага между возникновением обязательства и его исполнением. При этом до истечения срока резервирования совершение таких операций запрещено.

Вторая модель используется при последующем резервировании для целей снижения привлекательности отдельных видов операций путем снижения их доходности.

Наконец, третья модель действует при совершении внешнеторговых сделок с длительными сроками исполнения только по истечении установленного Законом срока (от 180 дней до 5 лет), в течение которого ограничения к таким операциям не применяются. При этом для наиболее длительных операций резервирование является временной мерой, поскольку ограничено 2-летним сроком, не зависящим от длительности самой операции и, что более значимо, от исполнения нерезидентом своих обязательств по платежам.

Законом закреплен принцип однократности резервирования, означающий, что в рамках одной валютной операции может быть установлено только одно требование о резервировании в отношении либо резидента, либо нерезидента и только по одной из предусмотренных Законом моделей.

2. Ведение валютных счетов физических лиц

валютный счет фьючерсный контракт

Физическим лицам-резидентам в банках на территории РФ могут быть открыты следующие виды валютных счетов:

Текущий валютный счёт;

Срочный депозит;

Валютный счёт типа А;

Текущий счёт типа Б.

На текущем валютном счёте находятся средства резидента, он может ими распоряжаться по своему усмотрению, если это не противоречит законодательству.

Срочный депозит - счёт валютного вклада. Это средства на депозитных счетах, депозитные сертификаты, межбанковские депозиты, сберегательные вклады в инвалюте, векселя.

Валютный счёт типа А - с него разрешается свободный вывоз и перевод валюты за границу.

Текущий валютный счёт типа Б - это счёт с частичными ограничениями на вывоз и перевод валюты за границу.

Наиболее распространенными операциями по текущим и депозитным счетам иностранной валюте являются:

1) Прием вкладов в иностранной валюте;

2) Выдача вкладов в иностранной валюте;

3) Безналичное списание средств с инвалютных вкладов по поручению вкладчиков для перевода в другой банк;

4) Безналичное поступление средств на инвалютные счета из других банков;

5) Безналичное списание средств с инвалютных счетов по поручению клиентов для перевода за границу;

6) Безналичное поступление средств на инвалютные счета из-за границы;

7) Списание комиссионного вознаграждения банку за проведение безналичных операций;

8) Перечисление процентов по вкладам в иностранной валюте.

В соответствии с Инструкцией БР «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» №116-И от 07.06.04 уполномоченные банки открывают резидентам следующие виды специальных банковских счетов в иностранной валюте:

1. Счет «Ф» - открывается физическому лицу - резиденту для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте и получении от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента и отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами).

2. Счет «Р1» - открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента; для привлечения от нерезидента иностранной валюты, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, являющихся внешними ценными бумагами, эмитентом которых является резидент, владелец счета «Р1», от выдачи резидентом, владельцем счета «Р1», нерезиденту векселей, являющихся внешними ценными бумагами; для привлечения иностранной валюты от отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо.

3. Счет «Р2» - открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при предоставлению нерезиденту займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); для отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, прав, удостоверенных внешними ценными бумагами.

Резиденты осуществляют прочие валютные операции с нерезидентами, без использования специальных счетов.

Для открытия валютных счетов физическое лицо-резидент предоставляет в банк: заявление; паспорт, на основании которых банк заключает с ним договор о валютном вкладе. Клиенту выдаётся 1 экземпляр договора и сберегательная книжка.

Средства на счета клиентов физических лиц могут поступать в наличной и безналичной форме. Физические лица-резиденты могут без ограничений вносить на свои счета наличную инвалюту. При взносе наличных валютных средств от резидента не требуется указывать источник происхождения инвалюты. Количество специальных банковских счетов резидентов в иностранной валюте, открытых на имя одного резидента в одном или нескольких уполномоченных банках, не ограничивается.

Исходные данные:

USD/GBP = 0,5539

USD/EUR = 0,8092

USD/CAD = 1,1854

USD/NOC = 6,3593

USD/CHF = 1,2522

USD/SEK = 7,5452

USD/JPY = 110,48

Кросс таблица

Проведите следующие конверсионные операции

CHF>USD>GBP>NOC>CHF

Начальный капитал 10000 СHF

10000 х 0,7986 (СHF/USD) = 7986

7986 х 0,5539 (USD/GBP) = 4423,4454

4423,4454 х 114,8095 (GBP/NOC) = 507853, 555

507853,555 х 0,1969 (NOC/CНF) = 99996,365

Получили:

10000СHF---7986USD---4423,4454GBP---507853,555NOK---99996,365CHF

Заполнить маржевой счет фьючерсного контракта на покупку 1 млн. долларов США.

Курс покупки USD/RUB 32,9282, котировочные курсы 1-6 дней торгов установите самостоятельно.

Маржевой счет фьючерсного контракта на покупку 1 млн. долларов США

Показатель

Откры тие позиции

День торгов

Фьючерсная цена за 1 долл.США

Маржа поддержа- ния

Длинная фьючерсная позиция, RUB

Вариацион ная маржа, RUB

Накопленная маржа, RUB

Короткая фьючерсная позиция, USD

Вариацион ная маржа, USD

Накоплен ная маржа, USD

Пусть курс 1-го дня торгов составит 32,9213

10000*(32,9313-32,9282)=-69

2-ой день 10000*(33,1837-32,9213)=2624

3-ий день 10000*(33,1485-33,1837)=-352

4-ый день 10000*(33,1275-33,1485)=-210

5-ый день 10000*(33,0803-33,1275)=-472

6-ой день10000*(33,1404-33,0803)=601

Накопительная моржа:

Длинная фьючерсная моржа:

10000+2693=12693

10000+3045=13045

10000+3255=13255

10000+3727=13727

10000+4328=14328

Короткая фьючерсная моржа:

Пояснения к таблице.

По строке 1 приведены курс покупки долларов США на день покупки фьючерсного контракта и на дни, в которые осуществлялись торги.

Маржа поддержки составляет 1% от объема имеющихся USD к началу данного торгового дня. В таблице она выражена в USD. Т.е. если к началу торгов в 1 торговый день фьючерсный контракт подразумевает 1 млн USD, то маржа поддержания составляет 10000 USD.

Длинная фьючерсная позиция (выражена в RUB) подразумевает покупку долларов за RUB. При этом величина длинной фьючерсной позиции определяется по формуле:

где USD - имеющаяся в наличии сумма USD;

Мпод - поддерживающая маржа, которая не может быть продана;

Кфк - курс покупки USD по фьючерсному контракту

Вариационная маржа представляет собой прибыль (убыток) от осуществления фьючерсного контракта и определяется как произведение величины купленных USD и разницы между курсом покупки USD в данный торговый день и фьючерсным курсом покупки.

Накопленная маржа представляет собой накопленную сумму вариационной маржи за весь период.

Короткая фьючерсная позиция, т.е. объем продажи RUB, выраженный в USD, определяется по курсу продажи.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Механизм фиксации, регулирования и корректировки курса российского рубля. Реализация контракта "аутрайт". Виды и типы валютных опционов и плавающих валютных курсов. Курсовые разницы по счетам бухгалтерского учета организации. Расчет кросс-курса.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2013

    Важность валютных курсов для сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей стран в различных денежных единицах. Классификация и виды валютных курсов. Факторы, влияющие на формирование валютных курсов. Режимы валютных курсов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2010

    Понятие валютных операций и их классификация. Счета в иностранных валютах и режимы их функционирования. Особенности проведения валютно-обменных операций. Характеристика валютного рынка в Республике Беларусь. Валютные риски и методы их регулирования.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2009

    Валютный рынок и валютные операции, лицензирование банковских валютных операций. Валютный курс и котировка валюты, кросс-курсы, валютная позиция. Право на установление прямых корреспондентских отношений с иностранными банками, виды валютных операций.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2010

    Валютные операции: виды, лицензирование, контроль. Купля-продажа и обмен иностранной валюты, легальные источники, механизм регулирования плавающих курсов. Расчет цены мировой валюты; контракты "СВОП". Сущность валютных интервенций коммерческого банка.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2011

    Осуществление банком валютных операций. Понятие "валютная позиция", расчет открытой и закрытой позиции. Понятия: "иностранная валюта", "валютные операции", "валютные биржи". Внебалансовые обязательства по иностранной валюте и драгоценному металлу.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2010

    Понятие, особенности и формы международных расчетных отношений. Операции по аккредитиву, пять основных участников. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому аккредитиву. Валютные риски, стратегии защиты.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2013

    Сущность и содержание валютных рисков и их регулирования. Сущность и содержание валютных рисков. Понятие о страховании валютных рисков. Методы страхования валютных рисков в 40-60-х годах. Защитные оговорки. Валютная корзина. Валютные опционы.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2003

    Понятие валютного счета и порядок его открытия. Валютное платежное поручение, денежные средства в пути. Нормативные документы, регламентирующие открытия и функционирования счетов банков-корреспондентов. Получение наличной иностранной валюты из банка.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2010

    Порядок лицензирования коммерческих банков для совершения операций с иностранной валютой. Классификация валютных операций. Виды валютных счетов и режим их функционирования. Организация международных расчетов, валютного контроля в коммерческих банках.

Происходит интенсивное развитие экономических отношений между различными странами. В связи с этим важно знать и понимать требования, которые применяет российское законодательство к проведению различных валютных операций.

Что такое валютные ограничения

К валютным ценностям относятся: деньги других государств и ценные бумаги, номинальная стоимость которых выражена не в российских рублях, а в другой валюте.

Конкретные мероприятия по осуществлению контроля включают в себя соответствующие ограничения .

Они могут относиться к следующим сферам:

Одной из причин их введения является возможный повышенный спрос на приобретение валюты других стран.

В большинстве случаев данные меры применяются к ограничениям, действующим по отношению к операциям в сфере импорта. При этом возможность приобретения нужного количества валюты для оплаты контракта предоставляется после оформления нужных документов и получения соответствующего разрешения у органов контроля.

Другое направление - это контроль экспортных операций.

В зависимости от конкретной экономической ситуации в стране устанавливается, сколько именно процентов от полученной валюты предприятие обязано обменять.

Существует ряд сделок, о которых банк обязан сообщать органам контроля. В их число входят:


Данные виды деловой активности находятся под дополнительным контролем со стороны государства.

Виды ограничений в России

Существуют следующие сферы ограничения:

  1. В соответствии с направлением движения капитала. Могут рассматриваться ситуации, когда происходит отток капитала или его отток.
  2. На основе разграничений сферы приложения . При этом контроль относится как к предпринимательской деятельности, так и к вопросам движения капитала.
  3. Возможны различные способы контроля. Могут рассматриваться: регламентация, ограничение или запрещение операций.
  4. Различаются области применения. Контроль может относиться как к операциям резидентов, так и нерезидентов РФ.

Ограничительные меры обычно относятся к одной из следующих категорий:

  1. Обязательность проведения лицензирования операций, имеющих целью приобретение валютных средств или в случае осуществления валютных операций.
  2. Множественность используемых курсов обмена валюты . Как известно, предприятия обязано продать определённую часть валютной прибыли по фиксированному курсу государству. В различных случаях может предоставляться право использования более выгодного курса с целью стимулирования экспортно-импортных операций.
  3. Могут быть установлены временные или количественные ограничения на проведение расчётов.

Любые ограничительные меры относятся, в первую очередь, к уходящему за пределы страны или поступающему оттуда капиталу.

Что понимается под валютной правоспособностью

Валютное право определяет, что субъектами рассматриваемых правоотношений являются следующие лица:

  1. резиденты Российской Федерации;
  2. нерезиденты РФ;
  3. государственные и частные организации, банки, которым законодательство России поручило выполнять функции , относящиеся к данной сфере. К этой категории относятся органы и агенты валютного контроля.

Данным лицам государство даёт правосубъектность, которая означает, что они имеют право быть участниками рассматриваемой системы.

Данное понятие включает в себя две составные части:

  1. Валютная правоспособность свидетельствует о том, что указанные лица могут пользоваться правами и нести соответствующие обязанности в валютной сфере.
  2. Валютная дееспособность означает, что данное лицо может самостоятельно или с использованием представителей приобретать, прекращать или изменять права и обязанности в рассматриваемой сфере. Это также говорит о способности нести ответственность при нарушении законов, относящихся к этой сфере.

Актуальные ограничения для граждан РФ

Основным новшеством стало то, что теперь по-другому определено, кто является резидентом с точки зрения этого нормативного акта.

Раньше некоторые граждане РФ не считались валютными резидентами. В связи с данным обстоятельством требования законодательства по отношению к ним в рассматриваемой сфере были снижены. Теперь все без каких-либо исключений граждане Российской Федерации являются валютными резидентами.

При этом, с другой стороны, по отношениям к некоторым категориям граждан были снижены требования законодательства в данной сфере.

В частности, для большинства таких лиц действует разрешение открывать без ограничений счета в российских рублях или в иностранной валюте в банках, которые находятся за пределами России.

Указано, что валютный иммунитет будет сохранён у тех российских граждан, которые в течение годового периода будут проживать за пределами страны не менее 183 дней. При этом количество раз, когда они въезжали в страну или выезжали из неё на данный статус влияния иметь не будет.

Ранее, до вступления в силу данных изменений, только один приезд в Россию прекращал статус нерезидента и вводил в действие соответствующие ограничения, принятые для тех, кто постоянно находится на территории РФ.

В закон внесены послабления для тех, кто пребывает за пределами Российской Федерации более 183 суток на протяжении года. При валютных операциях, относящихся к покупке автомобилей или объектов недвижимости , с них снимаются соответствующие ограничения. Это относится к имуществу, которое находится вне российских границ. Раньше в подобных случаях нужно было зачислять полученные деньги на счёт в одном из российских банков.

Большинство российских резидентов имеет ряд обязанностей:

В новой редакции принятого закона разрешено проводить операции по покупке или продаже автомобиля или объекта недвижимости, если обе стороны сделки не являются гражданами РФ, а также в таком случае, когда это резиденты и они не прожили больше 183 дней на территории России. Однако, если это правило нарушено и контрагент подпадает под валютные ограничения , то участникам грозит штраф на сумму от 75% до 100% от суммы сделки.

Заключение

В целом можно рассматривать произошедшие изменения валютного законодательства, как дающие больше возможностей для граждан. При этом ограничения стали менее жёсткими, увеличились возможности получения зарплаты, проведения некоторых операций в валюте.

Подробнее о валютных ограничениях и регулировании смотрите ниже на видео.

Новое на сайте

>

Самое популярное