Домой Кредитные карты Взыскание задолженности за услуги жкх. Порядок взыскания задолженности за коммунальные услуги через судебный приказ

Взыскание задолженности за услуги жкх. Порядок взыскания задолженности за коммунальные услуги через судебный приказ

По данным Министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня, текущая задолженность по коммунальным платежам в России превышает 1,3 трлн рублей. Министр сообщил, что большую часть долга образовали управляющие организации (УО), которые не своевременно вносят плату за коммунальные услуги, потребленные жителями обслуживаемых многоквартирных домов (МКД). Правительство намерено снизить размер образовавшейся задолженности, убрав посредников (управляющие организации) между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и конечными потребителями услуг.

Мы надеемся решить эту проблему, устранив посредников между гражданами-потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. Это даст возможность снизить размер задолженности за поставленные ресурсы.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

Однако долги УО перед РСО возникают не сами по себе, а вследствие неплатежей граждан, проживающих в управляемых МКД. По данным Росстата, средний размер задолженности недобросовестного пользователя коммунальных услуг составляет порядка 50 тысяч рублей. И эти деньги необходимо взыскать до начала отопительного сезона.

Взыскание коммунальной задолженности

Условно работу с задолженностью граждан перед УО можно разделить на два больших этапа:

  1. Взыскание задолженности в досудебном порядке.
  2. Взыскание задолженности в судебном порядке.

На первом этапе к неплательщику предъявляются превентивные меры:

  • направление извещения о наличии задолженности;
  • обсуждение сложившейся ситуации на общих собраниях собственников жилых и нежилых помещений в МКД;
  • иная досудебная и претензионная работа.

На втором этапе происходит судебное взыскание задолженности. Как правило, в форме приказного судопроизводства.

Порядок взыскания задолженности в досудебном порядке

Несоблюдение потребителями сроков и объемов оплаты за пользование коммунальными услугами дают УО право применять различные меры борьбы с неплательщиками.

1. Уведомление потребителя о наличии задолженности.
В первую очередь необходимо уведомить потребителя коммунальных услуг об образовавшейся задолженности. Не исключено, что он о ней не знает, забыл, не имел возможности расплатиться ранее и готов внести плату за потребленные услуги. Здесь можно скачать образец уведомления о взыскании задолженности.

2. Начисление пени.
В случае, если задолженность образовалась не менее, чем за три месяца, с неплательщика можно взыскать пени (штраф) в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки в первые 90 дней и 1/130 ставки рефинансирования – за каждый последующий день. (п. 14 части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Пени начисляется на основной долг и увеличивается ежедневно до момента погашения задолженности в полном объеме.

3. Формирование списка должников и его публикация на доске объявлений или в местной прессе.
Мера, призванная оказать психологическое воздействие на сознательность граждан, уклоняющихся от оплаты коммунальных услуг. Не самый действенный способ, и есть опасность ошибочно включить в список жильцов, которые исправно оплачивают счета.

Подобная ошибка может стать причиной обращения граждан в суд. Так, 17 сентября 2012 года Назаровский городской суд Красноярского края вынес по делу № 2-43/12 «О защите чести и достоинства» решение обязать УО публично опровергнуть сведения о наличии у истца задолженности по коммунальным платежам и взыскать с не компенсацию морального вреда, причиненного гражданину, обратившемуся в суд.

4. Направление официальной претензии должнику.
Претензия оформляется по образцу уведомления о задолженности, направляется заказным письмом с уведомлением или вручается лично под роспись. Для большинства должников претензия является решающим аргументом в пользу погашения задолженности. Получив официальный документ, они отправляются гасить долг, опасаясь наступления негативных последствий. Если после получения претензии должник полностью погасит образовавшуюся задолженность, дело должно быть закрыто без каких-либо санкций в отношении него.

5. Заключение соглашения о погашении задолженности.
Если после получения претензии неплательщик не погасил задолженность, скорее всего он обратится с заверениями оплатить долг при появлении возможности. В этом случае можно заключить соглашение о погашении задолженности, в котором необходимо прописать график внесения платежей с указанием точной суммы на каждом этапе.

6. Ограничение или приостановление оказания коммунальной услуги, по которой возникла задолженность.
Если после направления претензии неплательщик не погасил задолженность, в том числе в соответствии с соглашением о ее поэтапном погашении, его можно ограничить в получении коммунального ресурса. Это одна из крайних мер, к которым прибегают УО. Возможность ее применения прописана в Правилах предоставления жилищно-коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354). Должников отключают от электроэнергии и горячего водоснабжения. Однако законодательство запрещает отключение отопления и холодной воды, руководствуясь тем, что это может сделать жилое помещение непригодным для дальнейшей эксплуатации.

Данная мера устанавливается сроком на один месяц, в течение которого неплательщику дается возможность добровольно погасить долг. Граждане, которым отключили воду или свет, чувствуют себя некомфортно и приложат максимум усилий, чтобы расплатиться с долгами как можно скорее. В случае уплаты всей суммы задолженности (включая пени), УО обязана в течение двух дней возобновить подачу коммунального ресурса.

7. Ограничение выезда за границу.
Наличие задолженности за коммунальные услуги может стать препятствием для деловой или туристической поездки за пределы России. Если подать сведения о неплательщике в Росреестр, граница для него закроется. Частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса РФ закреплена солидарная ответственность неплательщика и членов его семьи. Таким образом, и они не смогут выехать за рубеж до полного погашения задолженности.

8. Медиация.
Процедура внесудебного разрешения споров с помощью посредника, не имеющего личной заинтересованности в решении возникшей проблемы. В случае угрозы конфликта между неплательщиком и УО, осуществлять работу с должником рекомендуется не лично, а с помощью посредника. Например, специально созданной комиссией по работе с должниками при администрации муниципального образования. Функции комиссии ограничиваются налаживанием диалога между УО и неплательщиком, выявлением истинных причин образования задолженности, разработкой путей и способов погашения долга.

Если все методы досудебной работы с неплательщиком не увенчались успехом, необходимо перейти к взысканию задолженности в судебном порядке. При этом важно провести работу по досудебному урегулированию проблемы как можно раньше, не дожидаясь истечения срока взыскания задолженности по коммунальным платежам, который составляет три года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ) . В противном случае, как свидетельствует судебная практика взыскания коммунальной задолженности, суд может отказать в удовлетворении исковых требований.

Какие еще меры можно принять по отношению к неплательщикам

Как правило, УО стараются взыскать долг самостоятельно, не доводя дело до суда. Особенно если срок задолженности превысил пределы исковой давности. Однако все чаще дела по взысканию задолженности передаются банкам или коллекторским агентствам.

Коллекторы часто выходят за границы дозволенного и взыскивают деньги незаконными методами.

Другой способ - ограничить потребление электроэнергии, а, при необходимости, полностью отключить абонента от сети. Вручную это делать долго и накладно - нужны работники, которые поедут в нужный подъезд и поставят пломбы на счетчик.

Гораздо проще внедрить автоматизированную систему учета электроэнергии с возможностью дистанционно ограничивать и отключать неплательщиков.


Мы помогаем автоматизировать учет энергоресурсов на любых участках: МКД, СНТ, РСО, предприятия.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации:

  • Отключение неплательщиков в два клика из любого места, где есть интернет;
  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн - смотрите демо личного кабинета ;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Беспроводные решения для диспетчеризации воды/электричества/газа

В продолжение статьи.

По данным Министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня, текущая задолженность по коммунальным платежам в России превышает 1,3 трлн рублей. Министр сообщил, что большую часть долга образовали управляющие организации (УО), которые не своевременно вносят плату за коммунальные услуги, потребленные жителями обслуживаемых многоквартирных домов (МКД). Правительство намерено снизить размер образовавшейся задолженности, убрав посредников (управляющие организации) между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и конечными потребителями услуг.

Мы надеемся решить эту проблему, устранив посредников между гражданами-потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. Это даст возможность снизить размер задолженности за поставленные ресурсы.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

Однако долги УО перед РСО возникают не сами по себе, а вследствие неплатежей граждан, проживающих в управляемых МКД. По данным Росстата, средний размер задолженности недобросовестного пользователя коммунальных услуг составляет порядка 50 тысяч рублей. И эти деньги необходимо взыскать до начала отопительного сезона.

Взыскание коммунальной задолженности

Условно работу с задолженностью граждан перед УО можно разделить на два больших этапа:

  1. Взыскание задолженности в досудебном порядке.
  2. Взыскание задолженности в судебном порядке.

На первом этапе к неплательщику предъявляются превентивные меры:

  • направление извещения о наличии задолженности;
  • обсуждение сложившейся ситуации на общих собраниях собственников жилых и нежилых помещений в МКД;
  • иная досудебная и претензионная работа.

На втором этапе происходит судебное взыскание задолженности. Как правило, в форме приказного судопроизводства.

Порядок взыскания задолженности в досудебном порядке

Несоблюдение потребителями сроков и объемов оплаты за пользование коммунальными услугами дают УО право применять различные меры борьбы с неплательщиками.

1. Уведомление потребителя о наличии задолженности.
В первую очередь необходимо уведомить потребителя коммунальных услуг об образовавшейся задолженности. Не исключено, что он о ней не знает, забыл, не имел возможности расплатиться ранее и готов внести плату за потребленные услуги. Здесь можно скачать образец уведомления о взыскании задолженности.

2. Начисление пени.
В случае, если задолженность образовалась не менее, чем за три месяца, с неплательщика можно взыскать пени (штраф) в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки в первые 90 дней и 1/130 ставки рефинансирования – за каждый последующий день. (п. 14 части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Пени начисляется на основной долг и увеличивается ежедневно до момента погашения задолженности в полном объеме.

3. Формирование списка должников и его публикация на доске объявлений или в местной прессе.
Мера, призванная оказать психологическое воздействие на сознательность граждан, уклоняющихся от оплаты коммунальных услуг. Не самый действенный способ, и есть опасность ошибочно включить в список жильцов, которые исправно оплачивают счета.

Подобная ошибка может стать причиной обращения граждан в суд. Так, 17 сентября 2012 года Назаровский городской суд Красноярского края вынес по делу № 2-43/12 «О защите чести и достоинства» решение обязать УО публично опровергнуть сведения о наличии у истца задолженности по коммунальным платежам и взыскать с не компенсацию морального вреда, причиненного гражданину, обратившемуся в суд.

4. Направление официальной претензии должнику.
Претензия оформляется по образцу уведомления о задолженности, направляется заказным письмом с уведомлением или вручается лично под роспись. Для большинства должников претензия является решающим аргументом в пользу погашения задолженности. Получив официальный документ, они отправляются гасить долг, опасаясь наступления негативных последствий. Если после получения претензии должник полностью погасит образовавшуюся задолженность, дело должно быть закрыто без каких-либо санкций в отношении него.

5. Заключение соглашения о погашении задолженности.
Если после получения претензии неплательщик не погасил задолженность, скорее всего он обратится с заверениями оплатить долг при появлении возможности. В этом случае можно заключить соглашение о погашении задолженности, в котором необходимо прописать график внесения платежей с указанием точной суммы на каждом этапе.

6. Ограничение или приостановление оказания коммунальной услуги, по которой возникла задолженность.
Если после направления претензии неплательщик не погасил задолженность, в том числе в соответствии с соглашением о ее поэтапном погашении, его можно ограничить в получении коммунального ресурса. Это одна из крайних мер, к которым прибегают УО. Возможность ее применения прописана в Правилах предоставления жилищно-коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354). Должников отключают от электроэнергии и горячего водоснабжения. Однако законодательство запрещает отключение отопления и холодной воды, руководствуясь тем, что это может сделать жилое помещение непригодным для дальнейшей эксплуатации.

Данная мера устанавливается сроком на один месяц, в течение которого неплательщику дается возможность добровольно погасить долг. Граждане, которым отключили воду или свет, чувствуют себя некомфортно и приложат максимум усилий, чтобы расплатиться с долгами как можно скорее. В случае уплаты всей суммы задолженности (включая пени), УО обязана в течение двух дней возобновить подачу коммунального ресурса.

7. Ограничение выезда за границу.
Наличие задолженности за коммунальные услуги может стать препятствием для деловой или туристической поездки за пределы России. Если подать сведения о неплательщике в Росреестр, граница для него закроется. Частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса РФ закреплена солидарная ответственность неплательщика и членов его семьи. Таким образом, и они не смогут выехать за рубеж до полного погашения задолженности.

8. Медиация.
Процедура внесудебного разрешения споров с помощью посредника, не имеющего личной заинтересованности в решении возникшей проблемы. В случае угрозы конфликта между неплательщиком и УО, осуществлять работу с должником рекомендуется не лично, а с помощью посредника. Например, специально созданной комиссией по работе с должниками при администрации муниципального образования. Функции комиссии ограничиваются налаживанием диалога между УО и неплательщиком, выявлением истинных причин образования задолженности, разработкой путей и способов погашения долга.

Если все методы досудебной работы с неплательщиком не увенчались успехом, необходимо перейти к взысканию задолженности в судебном порядке. При этом важно провести работу по досудебному урегулированию проблемы как можно раньше, не дожидаясь истечения срока взыскания задолженности по коммунальным платежам, который составляет три года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ) . В противном случае, как свидетельствует судебная практика взыскания коммунальной задолженности, суд может отказать в удовлетворении исковых требований.

Какие еще меры можно принять по отношению к неплательщикам

Как правило, УО стараются взыскать долг самостоятельно, не доводя дело до суда. Особенно если срок задолженности превысил пределы исковой давности. Однако все чаще дела по взысканию задолженности передаются банкам или коллекторским агентствам.

Коллекторы часто выходят за границы дозволенного и взыскивают деньги незаконными методами.

Другой способ - ограничить потребление электроэнергии, а, при необходимости, полностью отключить абонента от сети. Вручную это делать долго и накладно - нужны работники, которые поедут в нужный подъезд и поставят пломбы на счетчик.

Гораздо проще внедрить автоматизированную систему учета электроэнергии с возможностью дистанционно ограничивать и отключать неплательщиков.


Мы помогаем автоматизировать учет энергоресурсов на любых участках: МКД, СНТ, РСО, предприятия.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации:

  • Отключение неплательщиков в два клика из любого места, где есть интернет;
  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн - смотрите демо личного кабинета ;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Беспроводные решения для диспетчеризации воды/электричества/газа

В продолжение статьи.

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

По данным коллекторского агентства "Национальная служба взыскания", по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 " "), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с (далее - ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается ( Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства ( предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома - к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение - так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность ( организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах ( прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО "Газпром Межрегионгаз Владимир" как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей ( ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ . Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности . Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 " "). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена .

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности . Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы ().

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее - ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности . Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ , средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год - 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно - это не позволяет сделать процессуальное законодательство (). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ " ").

Впрочем, законопроект депутатов фракции "Справедливая Россия" в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) . Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается "ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно". В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней , но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры ("обратный выкуп").

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов . За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова "не может преодолеть самостоятельно" и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 " ").

Цитата

Александр Козлов , эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

"Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип "добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа" должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений "с долгами" и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника"

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему "Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?" показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы , отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Образованию задолженности в сфере ЖКХ способствуют не только недобросовестность задолжавших за ЖКУ граждан, но и иные обстоятельства. К ним относится, к примеру, рост тарифов на коммунальные услуги , часто необоснованный и противоречащий установленной ЖК РФ процедуре (). Максимальная величина повышения тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги устанавливается ФСТ России для каждого региона (приказ ФСТ России от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 " ", приказ ФСТ России от 25 октября 2012 г. № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год ").

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов - к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% .

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года .

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие :

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья , зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ .

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям , а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям (напомним, сейчас закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу "горячая линия" Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на "горячую линию" в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов . Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности . Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно ( , ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем - основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России .

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты - к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива .

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.

С 1.06.2017 г. действуют поправки в ст. 122 ГПК. Они касаются расширения оснований для выдачи судебного приказа. К ним теперь отнесены и требования о взыскании задолженности за коммунальные услуги. То есть управляющие компании получили возможность решать подобные вопросы через суд в упрощенном порядке. Соответственно изменится и судебная практика по взысканию задолженности по коммунальным платежам.

Однако, несмотря на произошедшие в законе изменения, у должников есть возможность оспорить решение судьи. Для этого необходимо знание ряда нормативных актов и грамотно составленное возражение. Проделать это самостоятельно может быть довольно сложно, а обращение к юристу потребует финансовых вложений, порой немалых.

Но есть и более простое решение.

На нашем сайте вы сможете бесплатно получить юридическую консультацию о взыскании задолженности по коммунальным платежам.

Для этого достаточно записать свой вопрос в форму в этой статье и отправить нам. В течении нескольких минут на него ответят наши опытные юристы. Вооружившись необходимыми знаниями, легче будет отстоять свои права в споре с управляющей компанией.

Управляющие компании имеют немало средств воздействия на собственника, не желающего вовремя оплачивать услуги ЖКХ:

  1. «Доска позора», или размещение списков должников на информационном стенде дома. Такое психологическое воздействие редко бывает эффективным, но некоторый шанс пробудить в неплательщике совесть все же есть. Однако не все юристы одобряют подобные действия, так как иногда в них по ошибке попадают и вполне добросовестные жильцы, подающие затем в суд для получения компенсации морального вреда.
  2. Пеня (неустойка). Такая мера уже имеет под собой юридическое основание. Начисление штрафной суммы в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера квартирной платы за каждый просроченный день предусмотрено ст. 155 ЖК РФ. В отличие от прочих гражданско-правовых отношений, увеличение суммы неустойки в договоре между управляющей компанией и собственником квартиры не допускается.
  3. Ограничение оказания услуг или полное прекращение. Пожалуй, самая действенная из мер в арсенале ЖЭУ. Но требует соблюдение целого ряда условий. Например, неоднократное письменное предупреждение должников о применении к ним столь радикальных мер. К тому же прекращать отапливать квартиры или отключать холодную воду и канализацию коммунальные службы права не имеют.
  4. Передача долгов коллекторам. Такая мера воздействия уже балансирует на грани законности, особенно учитывая некоторые особенности деятельности подобных агентств. Ряд судов вообще признает подобный способ досудебного урегулирования не соответствующим ст. 35 Конституции.
  5. Выселение. Такой способ применим исключительно к нанимателям социального жилья. Основанием для выселения может быть только решение суда (ст. 90 ЖК РФ). Оно выносится только в том случае, если долг возник более полугода назад по неуважительной причине. Судебная практика в данном случае однозначна: долги по коммунальным услугам – достаточное основание для освобождения, предоставленного муниципальными властями помещения. Однако выселение происходит с предоставлением иного жилья. Это может быть общежитие или квартира меньшей площади.

Судебный приказ – новая действенная мера

Фактически, во многих регионах практика взыскания долгов по услугам ЖКХ через приказное производство сложилась уже несколько лет назад. Но Закон, дополнивший ст. 122 ГПК РФ, предоставляет управляющим компаниям новый, абсолютно законный и действенный способ взыскания долгов по коммунальным платежам:

  1. Во-первых, нет необходимости предупреждать должника. Для того, чтобы подать заявление, управляющей компании необходимо только дождаться пока с момента последнего платежа пройдет три месяца.
  2. Во-вторых, взыскание долга по оплате коммунальных услуг происходит исключительно по решению суда. Это исключает применение различных осуждаемых законом и доставляющих неудобство соседям способов воздействия.
  3. В-третьих, у должника есть возможность, изданный судебный приказ оспорить. И тем самым изменить порядок дальнейших действий, как собственных, так и управляющей компании.

Для того, чтобы обратиться в суд с заявлением необходимо совпадение двух условий: в течение последних трех месяцев подряд должник не предпринимал попыток выплатить существующий долг и его размер не превысил 500 000 р. Если накопившаяся задолженность превысила эту сумму, то для ее взыскания используется уже иной порядок – банкротство. Управляющая компания может инициировать его процедуру, но станет лишь одним из должников. В таких условиях полный возврат средств не гарантирован.

Для получения судебного приказа, который одновременно является и исполнительным документом, обращаться представители ЖЭУ будут к мировой судье. Именно ему подсудны подобные дела, независимо от суммы долга. Рассмотрение занимает не более 5 дней, после которых и выдается приказ. Один его экземпляр отправляется заказным письмом должнику по адресу квартиры, за предоставление коммунальных услуг в которой и возник спор.

Получил или нет должник заказное письмо не имеет значения. Отказ от получения будет приравнен к отсутствию возражений. И, спустя положенный срок, судебный приказ будет передан службе судебных приставов, которые произведут взыскание. Для этого ими могут быть использованы средства на банковском счете и другое имущество.

В том случае, если средств на счет нет, а фактический адрес должника не известен, у приставов есть и другие способы усложнить жизнь должнику по коммунальным платежам. Например, ограничив для него выезд за границу. Но чаще всего до таких крайних мер дело не доходит.

Порядок оспаривания судебного приказа

На то, чтобы оспорить судебный приказ, у должника есть всего десять дней. За этот срок можно успеть оплатить возникший долг, если есть такая возможность. Но если ее нет, не обязательно собирать средства или документы, подтверждающие временную неплатежеспособность. Все это потребуется позднее, если управляющая компания продолжит взыскивать долги.

В суд, который выдал приказ, пишется заявление, содержанием которого может, в принципе, стать фраза «не согласен с судебным приказом».

Необходимо только не забыть указать в какой именно суд подается заявление, данные заявителя и номер судебного приказа. Такого заявления достаточно для отмены выданного приказа. Он не поступает к приставам, соответственно взыскание долга не производится.

Однако, такая отмена не означает, что в дальнейшем управляющая компания не обратиться в суд, теперь уже с иском. Однако, полученную отсрочку можно использовать для того, чтобы:

  • найти средства и заплатить долг;
  • заключить с ЖЭУ договор о рассрочке платежа;
  • подготовить документы для судебного заседания.

Последнее действие целесообразно, если задолженность возникла вследствие несогласия с управляющей компанией по вопросам размера платы или применяемым тарифам. Судебное заседание дает немалый шанс не только доказать свою правоту, но и выдвинуть встречные требования к управляющей компании.

Перенос дела в суд в порядке рассмотрения иска

Вторично обратиться в суд за судебным приказом, если первый был отменен после направления возражения, нельзя. Поэтому управляющей компании придется обратиться с иском в суд. Выбор суда теперь будет зависеть от суммы долга. Мировой судья может рассматривать только иски до 50000 руб. При превышении этой суммы, дело окажется подсудным районному суду.

Исковой порядок рассмотрения предусматривает уплату госпошлины. В дальнейшем, она может быть взыскана с должника вместе с другими судебными убытками. Для подтверждения своих требований, управляющей компании потребуется представить в суд следующие сведения:

  • уставные документы (копии);
  • доверенность представителя;
  • сведения о попытках досудебного урегулирования (копии предупреждений и претензий);
  • обоснования суммы задолженности.

От момента подачи иска до назначения даты заседания происходит примерно недели три. За это время обе стороны могут подготовить необходимые доказательства. Практика показывает, что суд готов пойти на встречу должнику, если возникновение долга связано с уважительными причинами. Таковыми могут считаться потеря работы, длительное заболевание должника или необходимость срочных денежных трат, например, для лечения родственников и т.д.

Если суд на предварительном заседании сочтет, что причина, подтвержденная документально, действительно уважительна, то сторонам будет предложено заключить мировое соглашение. Он может быть подписано в любой момент до вынесения решения суда. Как, правило, в соглашении устанавливается рассрочка для внесения платежей и назначаются сроки окончательной ликвидации долга.

Если же на предварительном заседании должник не согласен на мирное урегулирование, то назначается день рассмотрения дела уже по существу. Судебный процесс носит состязательный характер. Это значит, что управляющая компания будет доказывать сам факт наличия долга и его размер, а ответчик – объективность причин неплатежей или необоснованность вы

К долгам по коммунальным платежам применяется стандартный срок давности – 3 года. Необходимость этого заявляется одной из сторон, как правило ответчиком. Однако, суды считают, что отношения между владельцем квартиры и его управляющей компаний относятся к длящимся, следовательно, говорить о сроках здесь неправильно. Обязанность в полном объеме оплатить потребленные коммунальные услуги сохраняется, независимо от срока задолженности.

Новое на сайте

>

Самое популярное