Домой Хоум Кредит Банк Что такое социальная политика государства.

Что такое социальная политика государства.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Целью социальной политики является развитие образующих то или иное общество классов, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований. Осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

Политика государства в сфере доходов

Различия в уровне на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, которые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на этот путь совсем недавно. Особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей которой является адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение этой задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

Определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения).

Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов являются: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов заключается в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

— это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции :

  • алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может этого делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.

Введение

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Социальная защита населения,а также страхование от потерь имущества и личное страхование, особо важное значение приобретают в условиях финансового кризиса. Статья 39 Конституции РФ определяет виды социальной защиты граждан РФ: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и страхование.

Цель работы рассмотреть влияние на организацию социальной политики государства. Задачи работы рассмотреть:

1. Понятие «социальная политика»;

2. Взаимосвязь социальной политики государства и политики организации;

3. Выплаты организаций различным социальным фондам.

Понятие «социальная политика»

В широком смысле государственная социальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию социальной сферы.

В узком смысле социальная политика понимается как социальная защита населения и представляет собой систему дистрибутивных и компенсационных мер, проводимых в целях недопущения падения уровня жизни ниже социально принятого минимума материальных и иных возможностей различных групп населения. Здесь объектом политики является более узкая, наименее обеспеченная и нетрудоспособная часть населения. Социальная политика как концентрированное выражение всех других видов политики имеет особое значение. Это необходимо учитывать при решении вопросов межэтнических, межнациональных отношений в силу их комплексности, всеохватывающего характера, а также особой чувствительности, ранимости во взаимоотношениях между всеми социально-этническими общностями и прежде всего “большими” и “малыми”. Именно поэтому в политической организации многонациональных стран, как правило, создавались определенные органы, которые призваны были профессионально заниматься всеми сторонами жизни социально-этнических общностей, национальными вопросами. Во всех управленческих структурах на всех уровнях должны трудиться социальные работники, задача которых -- отстаивать интересы людей, решать проблемы по удовлетворению их насущных материальных и духовных потребностей. Веселов Ю.В. Экономическая социология.-- Изд-во СПб ун-та, 2002.-196с.

Социальная политика является одним их важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод. Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразной концентрацией видов политики (прежде всего - экономической), ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения в собственном или узком смысле слова, т.е. социальный синтез социальных сторон всех других видов общественных отношений, которые в содержательном плане проявляются в положении человека в обществе, в удовлетворении его разнообразных потребностей и интересов.

Социальная политика в современном мире осуществляется, прежде всего, государством, являясь важнейшей стороной его деятельности. Социальная политика служит одним из важнейших направлений государственного регулирования экономикой, ибо конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, а социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи. Необходимость формирования социальной политики обусловлена тем, что рыночная экономика не гарантирует гражданам необходимый минимальный уровень благосостояния, не гарантирует трудящимся право на труд и не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Переход к рыночным отношениям в экономике на современном этапе общественного развития требует обеспечения социальной защиты подавляющего большинства населения страны, а поэтому одним из важнейших разделов политики государства становится социальная политика. Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная политика государства выступает концентрированным выражением экономики. Социальная сфера является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных блока (элемента), каждый из которых представляет собой относительно самостоятельную подсистему. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношение между ними. В этой подсистеме имеет важнейшее значение степень развития социальной структуры в целом, а также наличие так называемых слабо защищенных слоев. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей. В третьих, важным компонентом социальной сферы как степени развития всех других сфер и общества в целом, являются условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности. Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства. Таким образом, социальная политика государства ориентируется по двум направлениям:

Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы: диагностики, профилактики, корреляции, терапии, адаптации, реабилитации, обеспечения, страхования, опеки, помощи, социального консультирования, экспертизы, попечительства, социального посредничества и подвижничества.

Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие как инвалиды, безработные, участники ВОВ и приравненные к ним лица, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи с низким уровнем доходов, многодетные семьи, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети и другие категории.

Ориентация социальной политики государства должна быть по этим двум линиям естественной. Они тесно связаны между собой. Речь идет здесь о таком содержании социальной политики, которой реализуется социальное обслуживание людей в широком плане. А это значит, что государство осуществляет деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной реабилитации и адаптации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое и др. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик, объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных (здоровых) потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось, малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжелобольных и т.д. Одна из важнейших характеристик социальной политики - социальная справедливость. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства, что обуславливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, находящее свое конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т.д. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины» необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и позволяющего удовлетворить наиболее важные материальные и духовные потребности людей. Невозможность их реализации приводит к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшении численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, но и сознательной (или неумелой) социальной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному или чужому народу. Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительность сил, гибели людей. Поэтому в развитых странах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения. Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвленным группам населения. Однако социальную работу можно рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т.е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом более значительное место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить «социальные болезни», но и предупреждать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С.. Михеев А.Р. Социальная структура: Неравенство в материальном благосостоянии.-- Новосибирск, 2003.-168с.

Для многих категорий населения проблема бедности не может быть решена самостоятельно, т.к. часть населения попадает в особую зону социального отторжения. Рынок позволяет вырваться вперед одним и в то же время делает обездоленными других. Политика по преодолению бедности должна опираться на следующие принципы: справедливое распределение тяжести реформ на все группы населения, предоставление широких возможностей для честного, хорошо оплачиваемого труда и стимулирование трудоспособных граждан к активному самообеспечению своим трудом; реалистичностью предпринимаемых мер по борьбе с бедностью.

Борьба и предупреждение бедности включает в себя несколько направлений:

· экономические меры, направленные на повышение уровня жизни отдельного работника и населения в целом (это политика доходов, занятости, инвестиционная, налоговая, адресная социальная помощь);

· развитие системы защиты населения от объективно обусловленных рисков и государственной системы пособий на детей, льгот и компенсаций отдельным группам населения (ветеранам);

· создание системы социальной помощи.

ООН предлагает для нормально развивающегося общества расходы на социальные нужды в ВВП довести до 20 % (в среднем в мире - 7 %, в России - 10 %, в некоторых европейских странах - до 50 %). Однако следует отметить, что только изменение налогообложения и простого перераспределения доходов в пользу бедных через оказания им разного вида помощи малоэффективно. Большинство развитых стран уже не идут на это. Усиление предоставления помощи бедным в виде выплат приведет к снижению стимулирующей функции зарплаты, будет способствовать иждивенчеству, ухудшению структуры занятости и т.д. Поэтому задачей активной политики социальной защиты является не только прямая помощь, оказавшимся в сложной ситуации, а главное - сокращение риска попадания в нее.

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она - органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, дает снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем социальной сферы, как общественное питание, дошкольное образование, освобождается часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве. Наука и научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развития страны в эпоху НТП, также являются частью социальной сферы и их развитие и эффективность регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой миллионы людей в стране. Такие отрасли социального комплекса, как здравоохранение, образование, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и другие, обеспечивают рабочими местами до 20% экономически активного

населения, а в экономически развитых странах в сфере услуг занято до 70% всех работающих. Значимость социальной сферы велика не только благодаря ее огромному влиянию на экономику.

Главное ее назначение - полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства. Основными задачами социальной политика государства являются:

Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы.

Создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.

Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищенных групп населения.

Обеспечение рациональной занятости в обществе.

Снижение уровня криминализации в обществе.

Развитие отраслей социального комплекса, таких, как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

Обеспечение экологической безопасности страны.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Тематический план

1. Социальная политика: понятие, цели, направления. Уровень и качество жизни.

2. Механизм социальной защиты.

3. Доходы населения. Проблема неравенства.

1. Социальная политика: понятие, цели, направления. Уровень и качество жизни.

Социальная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения пот-ребностей населения, повышения его благосостояния и обес-печения системы социальных гарантий.

В любом обществе конечной целью производства является удовлетворение пот-ребностей людей. Поэтому обеспечение определенного уровня потребления населения является основной целью социальной политики. Следует учитывать, что в обществе есть люди, которые нуждаются в поддержке государства. Это не-трудоспособные (дети, люди преклонного возраста, инвали-ды), неимущие, безработные и др.

Социальная политика включает 3 основных направления :

1) политика занятости населения - предполагает, что го-сударство обеспечивает и регулирует занятость населения. Это находит отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию но-вых рабочих мест с учетом демографической ситуации, про-грамм занятости инвалидов и борьбы с безработицей.

2) обеспечение социальной защиты - связано с поддержкой беднейших слоев населения, формированием системы социальной защиты отдельных групп граждан.

3) регулирование доходов - определяется тем, что государство регулирует доходы населения посредством системы налогообложения и распределения изъятых средств, в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев на-селения.

Реализация перечисленных направлений социальной политики способствует уменьшению дифференциации в удовлетворении потребностей населения и уровне расходов, соз-дает условия для достижения такого уровня благосостоя-ния, при котором каждый человек пожег реализовать свой трудовой и творческий потенциал.

Зарубежный опыт государственного регулирования дохо-дов населения показывает, что вмешательство государства в социальную сферу постепенно увеличивается. Поэтому за-кономерно встает вопрос о пределах участия государства в решении социальных вопросов. Так, размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возмож-ностями государства, его бюджетом. Если социальные выпла-ты превращаются в один из факторов бюджетного дефи-цита и инфляции, то такое перераспределение ведет к ин-фляционному повышению номинальных доходов. Поэтому границы участия государства в реализации социальной поли-тики определяются, прежде всего, состоянием экономики. Причем при определении объемов и сроков социальных вып-лат необходимо учитывать возможные негативные последст-вия. Например, при социальной помощи безработным важно установитьобъем пособий и сроки их выплаты, чтобы не ослабить стремление людей к поиску рабочих мест.

Государство стремится так осуществлять социальную по-литику, чтобы сделать ее эффективной, не допускать инфляционного обеспечения социальных расходов, образова-ния дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции. Социальная политика базируется на принципах всеобщнос-ти в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения; гибкости системы социальных гарантий; наличии ресурсного обеспечения.

Результативность социальной политики определяется уровнем и качеством жизни .

Уровень жизни - это степень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей членов общества. Уровень жизни опре-деляется:

Объемом и качеством производимых и потребляемых благ и услуг;

Общим объемом потребляемых благ и услуг;

Реальными доходами, размерами оплаты труда;

Объемом накоп-ленного имущества и денежные сбережений;

Объемом потребления основных продуктов питания.

Уровень жизни также характеризуют такие показатели как

- прожиточный минимум - размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей;

- минимальный потребительский бюджет - обеспечивает не только поддержание физического состояния человека, но и более полный набор материальных и духовных потребностей (питание, одежда, обувь, предметы гигиены и прочие расходы). МПБ рассчитывается на семью из 2 взрослых и 2 детей, а также для различных социально-демографических групп (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры).

Качество жизни определяется такими показателями как:

Условия и безопасность труда;

Наличие свободного времени;

Состояние экологии;

Здоровье и физическое развитие населения.

2. Механизм защиты населения

Система социальной защиты населения является основным инструментом минимизации негативных социальных последствий рыночных отношений. В условиях нарастания инфляционных процессов, активизации теневой экономики и роста безработицы, вызванных переходным периодом, она должна обеспечивать уровень жизни не ниже социального норматива.

Под системой социальной защиты населения (СЗН) в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

В условиях перехода к рынку в социаль-ной защите начинает нуждаться все большая часть населе-ния, а не только его беднейшие слои. Причем меры социаль-ной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д. Поэтому возникает необходимость разработки и использования многоуровневой системы социальной защиты, комплексного развития ее форм.

Механизм социальной защиты охватывает :

1) меры для всех членов общества .

Реализация механизма социальной защиты для активных групп населения предполагает предоставление условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринима-тельства. Государст-вом устанавливается минимальная заработная плата. При этом оно должно обеспечить социальные гарантии занятости (право на трудоустройство, на профессиональную переподготовку кадров, регулирование и организацию занятости), социальные га-рантии при потере работы. Проблема занятости решается путем государственного регулирования рын-ка труда, создания элементов рыночной инфраструктуры, со-действия в развитии различных форм занятости.

2) меры, адресованные отдельным социальным группам.

Государством принимаются специальные меры защиты для малообеспеченных слоев населения и инвалидов. Они включают реализацию социальных программ, связанных с выплатой адресной помощи многодетным семьям, льготны-ми денежными выплатами, а также выплатами пособий по инвалидности, при временной потере работы; бесплатные социальные услуги.

При разработке этих мер важно определить, кого считать бедным. Существует несколько подходов к оценке бедности; определяются потребности, необходимые для сохранения жизни; учитываются не только физические, но и социально-культурные потребности, порождаемые конкретными усло-виями развития общества; определяется минимум физичес-ких и общественных потребностей; используются опросы населения. После расчета уровня бедности определяется об-щая численность бедных рассматриваемого региона, т.е. жи-вущих ниже черты бедности. В странах с развитой рыноч-ной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным группам населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

Меры социальной защиты населения, как правило, фи-нансируются государством. Однако в настоящее время про-исходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Ряд социальных программ по созда-нию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переходу к платности ряда социальных услуг осуществляетсякак за счет средств государственного бюд-жета, так и за счет средств предприятий.

Наиболее важными мерами социальной политики являются:

Создание адресной системы социальной защиты;

Упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачивае-мых за счет средств предприятий и организаций путем включения в тарифные ставки и должностные оклады;

Введение налоговых, кредитных льгот для предприя-тий за создание дополнительных рабочих мест, прием на работу многодетных женщин, инвалидов, пенсионе-ров, молодежи;

Уточнение стоимости “потребительской корзины” с уче-том динамики цен, реформы оплаты труда и мировой практики;

Регулярный пересмотр минимальной заработной пла-ты в народном хозяйстве в связи с ростом цен;

Развитие страховой медицины; создание республикан-ской организации труда по типу МОТ.

3. Доходы населения. Проблема неравенства

Одним из направлений реализации социальной политики государства является регулирование доходов. В основе это-го процесса лежат распределительные отношения людей по поводу определения доли каждого члена общества в создан-ном продукте.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных и произведен-ных домашним хозяйством за определенный период.

Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. Денежные доходы включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, сти-пендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных другим лицам услуг и т.д. Натуральные доходы включают продукцию, произведенную домашними хозяйствами.

Уровень доходов каждого человека является одним из основных показателей его благосостояния, поскольку определяет возможности удовлетворения потребностей.

Для изучения уровня жизни, процессов дифференциации доходов по группам населения и динамики сбережений используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход - количество денег, полученное отдельными линями в течение определенного периода. Номинальный доход включает заработную плату, доход от собственного хозяйства, доходы от предпринимательства (прибыль), доходы от собственности (проценты по вкладам, рента и т.д.), трансфертные платежи (пособия по безрабо-тице, выплаты по социальному страхованию). Основными источниками доходов являются труд в общественном и личном подсобном хозяйстве, предпринимательство, владение имуществом, ценными бумагами, денежные поступления из общественных фондов потребления, трансфертные платежи. На величину доходов оказывает влияние размер заработ-ной платы, владение собственностью, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка това-рами, налоги и т.д.

Располагаемый доход - доход, который может быть ис-пользован на личное потребление и личные сбережения. Рас-полагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Поэтому его расчет пред-полагает не только анализ доходов, связанных с трудовой деятельностью, владением собственностью, социальными выплатами, но и размеров денежных средств, направляе-мых на выплату налогов и страховых платежей.

Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода (с поправкой на изменение цен).

Следует учитывать,что на практике существует диффе-ренциация общества по доходам.

Причинами такого неравенства являются:

Раз-личия в способностях;

Уровень образования;

Владение собственностью;

Личные связи;

Несчастья;

Дискриминация;

Размер семьи, количество иждивенцев и др.

Для определе-ния степени неравенства используется кривая Лоренца (рис.1.), которая отражает неравномерность распре-деления дохода общества между различными группами населения. Кривая строится следующим образом: на оси Х откладываются процентные группы населения, а на оси Y - проценты дохода, которые получают эти группы. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то, например, 20 % населения получали бы 20 % от всего совокупного дохода, 40% населения - соответственно 40 % дохода, 80 % населения - 80 % дохода, т.е. все точки рас-положились бы по диагонали ОЕ. Если же навести фактическое распределение доходов, то кривая Лоренца покажет степень неравенства доходов.

Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов. Таким образом, абсолютное неравенство означало бы, что и 20%, и 40%, и 60 %, и т.д. насе-ления не получают никакого дохода, а последний человек присваивает 100 % всего дохода.

Ни одна экономика сама по себе не может решить проблему неравномерного распределения доходов. Эту функцию берет на себя прежде всего государство. К способам перераспределения доходов государством относятся :

1) проведение соответствующей фискальной политики, т.е. дифференцированное взимание налогов с прибыли и личных доходов. В результате государство получает возможность осуществлять трансфертные платежи наименее защищенным слоям населения, реализовывать государственные программы социальной защиты;

2) установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальных ставок заработной платы, субсидирование отдельных производств и отраслей.

Контрольные вопросы

1. Социальная политика государства: сущность и основные направления.

2. Результативность социальной политики: уровень и качество жизни.

3. Роль государства в осуществлении социальной политики

4. Механизм социальной защиты.

5. Доходы населения в рыночной экономике.

6. Проблема неравенства доходов.


Социальная политика - это согласованная деятельность институтов государства, экономических субъектов, направленная на управление социальным развитием, обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.
Социальная политика пронизывает все уровни общественной и экономической деятельности. На микроуровне социальная политика является одним из направлений создания благоприятных и достаточных условий по обеспечению наемных работников доходами, необходимыми как для удовлетворения первичных потребностей, так и для воспроизводства, поддержания работоспособности труженика, воспитания и обучения детей, создания нормальных условий в семье. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика, которая является неотъемлемо важной составляющей социально-экономической политики государства. Материальное обеспечение социальной политики в целом не складывается само по себе, автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Этот процесс является одной из главных задач государственного регулирования.

Социальная политика помогает достижению социального согласия, рынкам - лучше функционировать при обеспечении устойчивых доходов и снижении риска, перераспределением доходов - сглаживать проблемы и решать социальные и экономические задачи.
Объекты социальной политики - отдельные граждане, группы граждан, объединенные конкретными связями, деловыми, экономическими и трудовыми отношениями, население всей страны.
Субъекты социальной политики - те, кто определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую основу социальной политики, осуществляет действия по ее реализации. К субъектам следует отнести органы государственного управления на республиканском и местном уровнях, негосударственные объединения, коммерческие организации, отдельных граждан, действующих в рамках гражданской и общественной инициативы. Основным субъектом, координирующим деятельность по осуществлению социальной политики, является государство.
Цель социальной политики государства - формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, способного обеспечивать достойный уровень жизни и ее качество при достаточной степени общественного согласия, без противоречий и социальных конфликтов, нейтрализация негативных последствий рыночной экономики. Следовательно, субъекты социальной политики призваны выполнять стабилизирующую и стимулирующую функции. Реализация первой функции достигается посредством перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты всех членов общества и определенных социальных групп. Выполнение второй функции субъектами социальной политики предполагает поддержание и стимулирование экономической активности общества в рамках законодательства, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокопроизводительному труду и учет трудового вклада каждого трудоспособного члена общества в создание национального продукта.
Реализация перечисленных функций требует определенных усилий, решения целого комплекса сложных и порой противоречивых задач, а также соблюдения принципов, на которых базируется социальная политика.
Важнейшие принципы формирования и функционирования социальной политики:
- принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности и предполагающий как равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий, так и дифференциацию населения по практическому вкладу их труда в создание благ. В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей (уравнительный тип справедливости), и в то же время для наиболее активных, способных и результативных членов общества государство призвано создавать возможность получать за свой труд большее вознаграждение в форме дохода (распределительный тип справедливости);

  • принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам обязательного минимума социальных физических и духовных благ и услуг, потребление которых обеспечивает подготовку индивида к самостоятельной жизни;
  • принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества призван прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Если по независящим от индивида обстоятельствам удовлетворить первичные потребности не представляется возможным, государство должно оказать помощь своим гражданам в соответствии с положениями национального законодательства;
  • принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного подхода .
Социальная политика с точки зрения субъектов осуществляется на общегосударственном и региональном уровнях.
На государственном уровне определяются цели, задачи и приоритеты социального развития, принимаются нормативно-правовые акты, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.
На региональном уровне принимаются решения, регулирующие социально-экономические отношения на определенной территории, разрабатываются социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.
Основные направления государственной социальной политики включают:
  • развитие отраслей социально-культурного комплекса;
  • общие вопросы политики доходов населения;
  • политику в сфере труда и трудовых отношений;
  • социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения;
  • демографическую и миграционную политику;
  • охрану окружающей среды.
Таким образом, социальная политика направлена на обеспечение соответствующих условий для удовлетворения потребностей, повышения благосостояния населения, адресной поддержки малообеспеченных групп населения, на создание условий для воспроизводства рабочей силы и др.

Новое на сайте

>

Самое популярное