Домой Хоум Кредит Банк Дивная леди Годива. Как английская аристократка разделась ради народа

Дивная леди Годива. Как английская аристократка разделась ради народа

Чтоб ненароком опорочить грешным взглядом
Ту, что, презрев законы и приличия,
Имея только волосы в наличии,
Твердила про себя: «Терпи и верь, так надо…»

Жюль Жозеф Лефевр

Джон Кольер, "Леди Годива". 1897 год


Ни один рассказ о Ковентри не обходится без знаменитой легенды, главный персонаж которой - леди Годива. В середине XI века благочестивая супруга графа Мерсийского была весьма прославлена как патронесса нескольких монастырей.
Cегодня о ней вспоминают главным образом благодаря известной поездке верхом. История о леди Годиве, скачущей в костюме Евы на коне по улицам Ковентри, одна из самых популярных народных легенд.
Так о чем же рассказывает нам легенда?

В то время правил последний англосаксонский король Англии - Эдуард Исповедник. Денег ему, как и многим другим монаршим особам, всегда не хватало, и пополнял казну он, скажем прямо, не самым оригинальным способом - повышением налогов. Следить же за тем, чтобы деньги были вовремя собраны в Ковентри и окрестностях и доставлены по назначению, обязан был все тот же граф Мерсийский.

Как и большинство подданных Эдуарда Исповедника, жители Ковентри и так страдали от непомерно высоких налогов. И вот, когда в один не самый удачный день их оповестили об увеличении и так уже слишком высоких налогов, горожане стали просить графа о милосердии. Но все мольбы их сюзерен Леофрик оставлял без внимания, а на просьбы об облегчении участи населения отвечал отказом, несмотря даже на то, что новые налоги грозили жителям Ковентри разорением.

Итак, вместо помощи горожане получили отказ. В столь напряженный момент в дело вмешалась прекрасная жена Леофрика. Графиня решила заступиться за земляков. Переполненная чувством сострадания к отчаявшимся жителям Ковентри, она обратилась к мужу с просьбой отменить обременительные поборы. Но графу ее заступничество пришлось не по душе. Раздосадованный ее настойчивостью, чтобы проучить жену, граф предложил ей следующее: «Твоя просьба будет удовлетворена, если ты обнаженной проедешь на лошади по городу из конца в конец».

Леофрик ожидал, что его жена в ужасе и смятении откажется от заступничества - женщина ее ранга не могла согласиться на такое предложение. Но она, к его удивлению, согласилась. На следующее утро, полностью раздевшись и прикрывая наготу лишь распущенными волосами, леди Годива оседлала лошадь и проехала по рыночной площади.

Вот как описывает это событие знаменитый английский поэт Альфред Теннисон:

…она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса - подарок
Сурового супруга - и на миг
Замедлилась, бледна, как летний месяц,
Полузакрытый облачком… Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым: лестницам - и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.
На нем она пустилась в путь - как Ева,
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она…

После такого Леофрику не оставалось ничего другого, как только выполнить просьбу жены.

В древней балладе есть строки, где говорится, как обескураженный и посрамленный граф отменил все поборы, взимаемые с жителей Ковентри, за исключением налога на содержание лошадей. Хроники свидетельствуют, что вплоть до XVII века город действительно мог похвастать подобным безналоговым статусом.

Историю об обнаженной всаднице впервые упоминает монах монастыря Святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году в книге «Flores Historiarum», и согласно ей события происходили 10 июля 1040 года. Возможно, автор использовал какой-то ныне утерянный источник.
В наше время английские историки, соглашаясь с тем, что леди Годива - реальный исторический персонаж, все же сомневаются в достоверности легенды о ее своеобразном заступничестве за своих земляков.

Как свидетельствуют документы, героиня легенды была женщиной во всех отношениях замечательной - добросердечной и великодушной - и покровительствовала искусствам. Леди Годива (Godiva - латинизированная форма староанглийского имени Годгифыо, что значит «подарок Бога»; всего же существует 17 различных написаний ее имени) действительно жила в Англии в Ковентри в середине XI века. Историки рассказывают, что примерно в 1028 (по одной из версий - в 1030) году, будучи к этому моменту богатой вдовой, она серьезно заболела и, полагая, что близок ее смертный час, завещала все свое немалых размеров состояние монастырю в городке Или (завещание хранится в архивах Ковентри). Но с болезнью удалось справиться, и через некоторое время Годива вышла замуж за англосаксонского аристократа, графа Мерсии и лорда Ковентри, Леофрика III.

Могущественный граф Мерсии также не чужд был высоких материй. Вскоре, в 1043 году граф и графиня основали монастырь бенедиктинского ордена в Ковентри - одном из городов, находившихся во владениях графа. Леофрик наделил монастырь землей и отдал во владение обители двадцать четыре деревни. Монастырь в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город. 4 октября монастырская церковь была освящена именами святого Петра, святого Осбурга, Всех святых и Девы Марии, в которую Годива верила безгранично. Позднее благодаря ее дарам - золоту и драгоценностям - церковь монастыря стала одной из богатейших в Англии.

Графиня пережила графа на десять лет и была могущественной и благочестивой правительницей. После смерти мужа леди Годива продолжала покровительствовать церкви, оказывая поддержку по крайней мере еще полудюжине монастырей. Она была очень набожна и жертвовала церкви земли и деньги. После смерти и граф Леофрик, и леди Годива были похоронены в построенном ими монастыре.

Но все эти подробности биографии благородной аристократки сегодня известны разве что историкам-медиевистам. А потомки с благоговением чтут знаменитую легенду.

Позднее (в XIII веке) король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри в 1057 году и позже налог, действительно не взимался. Но является ли этот факт достоверным доказательством реальности описываемых в легенде событий?

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен большой памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри. Статуи самых разных размеров знаменитой наездницы и «подглядывающего Тома» во множестве украшают этот английский город.

В 1966 году имя леди Годивы вдруг замелькало на первых полосах газет в связи с совершенно невероятными обстоятельствами. В изданной в том же году «Книге пэров Дебретта», подробном справочнике, повествующем о том, кто есть кто среди английской аристократии, была высказана новая точка зрения на родословную королевы Елизаветы II. Королева, среди предков которой, как давно известно, был Вильгельм Завоеватель, по утверждению составителей справочника, являлась также - в 31-м колене - потомком Гарольда, монарха, смещенного Вильгельмом.

После поражения и гибели отца в битве под Гастингсом 14 октября 1066 года дочь Гарольда бежала на континент, где вышла замуж за Владимира Мономаха, великого князя Киевского. Их потомков можно проследить в нескольких европейских королевских династиях. Один из них вернулся в Англию во времена правления Эдуарда II Плантагенета, короля, жестоко убитого в тюрьме в 1327 году. Дотошные читатели «Книги пэров Дебретта» проследили родословную жены Владимира Мономаха: ее прапрадедом оказался не кто иной, как Леофрик, предположительно отправивший благочестивую жену на конную прогулку в обнаженном виде по улицам Ковентри. Таким образом, королева Елизавета может утверждать, что ведет свою родословную, в числе прочих великих, и от леди Годивы.

Английский город Ковентри издревле славится прекрасной легендой. Она рассказывает о чудесной истории леди Годивы (или Годгифу, а еще есть от 50 до ста различных написаний этого имени). Происходило все якобы в середине одиннадцатого века. В те времена Англией правил Эдуард Исповедник, известный своим мотовством и неумением вести хозяйство. Поскольку в стране ощущалась нехватка денег, то король не мог придумать ничего лучшего, как повысить налоги. Жители разных регионов Англии начали возмущаться, потому что и так платили огромные деньги. Право взимать их имели титулованные особы. В Ковентри это был граф Мерсийский Леофрик, владетель города и муж леди Годивы.

Легенда также говорит о том, что граждане долго упрашивали своего сюзерена не делать их нищими, но он был тверд как кремень. В конце концов, добрая и благочестивая супруга графа тоже стала всячески умолять его пожалеть подданных. После очередной просьбы муж леди Годивы сказал ей в сердцах, что это для него столь же невозможно, как ей проехать на лошади голой по улицам города, и что если супруга решится на такой поступок, тогда и он отменит жестокие налоги. Неожиданно для мужа женщина согласилась. Она, как гласит легенда, села обнаженной на любимого коня и проехала по улицам города, а его жители якобы сидели дома и не показывались наружу. Только один из них, «подглядывающий Том», попробовал посмотреть в щелку на но тут же ослеп. После этого граф Леофрик, связанный феодальным словом чести, должен был снизить налоги.

Но сколько правды в этом красивом рассказе? Имеют ли подтверждения усилия леди Годивы реформировать налоговую систему в родном городе? Сама эта история опирается всего лишь на один источник - монастырскую хронику, которую написал некий брат Роджер Вендровер через полтораста лет. Других сведений о происшедшем не обнаружено. Что касается биографии главной героини, то леди Годива из Ковентри действительно существовала. Документы говорят о том, что она впервые вышла замуж в очень юном возрасте, и почти сразу же стала вдовой. Около 1030 года она сильно заболела и завещала все свое состояние монастырю в маленьком местечке Или. Но женщине удалось выздороветь, и вскоре она вышла замуж за уже известного нам графа Леофрика. Поскольку он был сеньором Ковентри, то аристократка переехала туда.

Историки также уверяют, что оба супруга были очень набожными и всячески жертвовали средства на монастыри и церкви. Некоторые медиевисты пишут, что это делалось небескорыстно. Например, в 1043 году граф с женой заложили возле Ковентри Как правило, в таких обителях находились реликвии, к которым устремлялись паломники. И действительно, через некоторое время город стал весьма процветающим и занял четвертое место в стране по экономическому развитию. Может, в связи с этим граф и решил поднять налоги, желая тоже получить свою долю из общего богатства? Тем более что земель и денег для монастыря супруги не жалели. Они были похоронены в нем после смерти.

Как бы то ни было, но уже в 14 веке английские короли пытались выяснить, есть ли доля правды в легенде, героиней которой является леди Годива. История ее стала очень популярной, и поэтому были созваны специалисты, исследовавшие разные летописные источники. Они нашли подтверждение тому, что с 1057 года по семнадцатый век жители города действительно были освобождены от некоторых обременительных налогов. Но было ли это связано с прекрасной всадницей, или же причиной такого явления послужило нечто иное, остается тайной. С другой стороны, период 11-12 веков - это время в европейской истории, когда многие события упоминаются исключительно в монастырских хрониках. Поэтому возможно, что легенда о леди Годиве является правдоподобной. В конце концов, почему бы и нет?


Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы - миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Годива (англ. Godiva от латинизированного др.-англ. Godgyfu, Godgifu — «подаренная Богом»; 980—1067) — англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая, согласно легенде, проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Великобритании ради того чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных.


Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она не один раз обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так горячо просит.

Граф думал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу. Небесная кара была мгновенной - он ослеп.

Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.


Жюль Жозеф Лефевр. Леди Годива


Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни. Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера - монаха монастыря Святого Албана - только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события - 10 июля 1040 года.


Леди Годива. Старинная гравюра


В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.

Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов - мерсийцев, а на юге племя саксов - хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» - языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа

Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков». Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святой Осбурги в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника - вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника. Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.


На фотографии запечатлена актриса и каскадерша Эмили Кокс (Emily Cox) во время съемок исторического воссоздания легенды леди Годивы на площади Святой Анны (St. Ann’s Square) в Манчестере.


Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна - современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице - обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в костюмы дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

Интересные факты

В честь леди Годивы был назван астероид 3018 Годива.

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.

Грэм Джойс в книге "Правда жизни" / "The Facts of Life" 2002 года пишет о том как в Ковентри был установлен памятник леди Годиве. Так же есть эпизод где одна из главных героинь, очарованная поступком леди Годивы, повторяет ее подвиг.

Как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название магазины одежды.

Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан…

Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)

Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива»)

Питер Гэбриэл упоминает имя Леди Годивы в своей песне Modern Love: «For Lady Godiva I came incognito / But her driver had stolen her red hot magneto».

Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» (Ну а ежели кто не ещё а уже / И душа как та леди верхом в неглиже"

Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».

Британская группа Placebo упоминает в своей песне «Peeping Tom» Подглядывающего Тома, который следит на расстоянии за неизвестной девушкой.

Группа Velvet Underground, упоминает имя Леди Годивы в своей песне «Lady Godiva’s Operation».

Группа Boney M в 1993 году записала песню «Lady Godiva». Впервые она была опубликована в том же году на альбоме More Gold.

Группа Mother Love Bone издала песню «Lady Godiva Blues» на альбоме Mother Love Bone 1992 года и на переиздании альбома Apple.

2 серия («Волшебное ню») 7 сезона сериала "Зачарованные" про Леди Годиву.

В повести Сергея Лукьяненко «Недотепа» упоминается леди Кадива, которая тоже проехала обнаженной по улицам города, чтобы её муж отменил налоги. И проезжала она не один раз.

В первом эпизоде сериала «Черное зеркало» обыгрывается история леди Годивы.

Английский видеоблогер и певец Alex Day записал песню «Lady Godiva», в которой рассказывается легенда о графине.

У немецкой метал-группы Heaven Shall Burn есть песня Godiva, а также фрагмент картины Джона Кольера “Леди Годива” изображен на обложке альбома Veto.

Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о леди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество.

Шоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.

Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.


Edward Henry Corbould (1815-1905). Lady Godiva


John Thomas (1813 - 1862). Lady Godiva. Maidstone Museum, Kent, England


Уильям Холман Хант (1827-1910). Леди Годива. 1857

Мультфильм заинтересовал меня, признаюсь, в первую очередь как историка. Много всяких споров ведётся вокруг этой легенды, хотя несомненно одно — леди Годива действительно существовала. Но обо всём по порядку.

В одиннадцатом веке в английском городке Ковентри жила чета богатых феодалов — лорд Леофрик и леди Годива. Были они знамениты тем, что покровительствовали искусству и заботились об образовании. Впрочем, далеко не все были от этого в восторге. Дело в том, что занятие благотворительностью требовало значительных денежных расходов, поэтому подданные лорда страдали от непомерных налогов. Размеры налогов росли из года в год, а жители Ковентри всё беднели… Знали горожане крутой нрав лорда Леофрика, но также ведали они и про то, какой добротой и отзывчивостью славилась его супруга — леди Годива. Слёзно просили они её обратиться к мужу и убедить его снизить чрезмерный налоговый гнёт.

Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри, да в базарный день — когда весь народ будет на площади. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Ни одна леди в одиннадцатом веке (если она была леди, конечно), да и сейчас, надеюсь, не согласилась бы принять это условие. Но Годива оказалась из гордых и хитрых. И задала мужу страховочный вопрос: «И что же, если я пожелаю сделать это, вы позволите мне?» Не подозревая подвоха, лорд брякнул: «Несомненно». И проиграл. Годива всё-таки пошла на этот шаг.

Говорят, у леди были красивые длинные волосы, которые слегка прикрывали её благородную наготу. А ещё говорят, что жители Ковентри, толпившиеся на улицах, зажмурили глаза, дабы не смущать свою заступницу. Те же, кто находились в домах — захлопнули двери и ставни. Все, кроме одного — любопытного Тома. Он решил лишь немного подсмотреть в щёлку оконной ставни, и в тот же миг, как гласит легенда, был ослеплён Господом. Так что высокая честь леди Годивы ни в коей мере не пострадала. Лорду Леофрику ничего больше не оставалось, как сдержать обещание. Вплоть до пятнадцатого века жители Ковентри платили только один налог — на содержание лошадей (видимо с чувством юмора у него было всё в порядке).

Теперь немного истории. Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описана в сохранившихся английских летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Лорд Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре. Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году, и согласно ей события происходили 10 июля 1040 года. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри в 1057 году и далее налог, действительно, не взимался, что, однако, не является доказательством реальности описываемых в легенде событий. Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Немного интересных фактов , связанных с легендой о леди Годиве:

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади;

В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, но отнюдь не голые:-), а одетые в туалеты дам XI столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.

В честь леди Годивы был назван астероид 3018 Годива.

Как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название магазины одежды. И последний интересный факт — Годиве было всего 16 лет, когда она вышла замуж за старого 60-летнего графа (хотя, впрочем, в древности это было обычным делом).

В заключении отмечу, что сам мультфильм произвёл на меня хорошее впечатление. Всего в двенадцати минутах мультипликаторы сумели показать основные эпизоды из старинной легенды. Мультик не напрягает, и смотрится легко и непринуждённо. Будь я на месте леди Годивы — не знаю, что бы сделал с Леофриком после всего того, через что ей пришлось пройти. Но тогда были совсем иные нравы…

Кстати, Годива в переводе с латинского означает «Подарок Господа».

Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы – миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.

Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.


Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)

Небесная кара была мгновенной – он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.

Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события – 10 июля 1040 года.


На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г.

В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.
Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.


Памятник Годиве в центре города Ковентри.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа
Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков».

Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды.

Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.

Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.

Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.


Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.


Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан, на гобелене, на полотнах живописцев.


Эдвард Генри Корбулд (1815 - 1904) Леди Годива.



Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.


Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.


Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.



Сальвадор Дали.Леди Годива.


Новое на сайте

>

Самое популярное