Домой Хоум Кредит Банк Экономическая реформа 1987 г предполагала. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной

Экономическая реформа 1987 г предполагала. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной

49. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г

В феврале 1986 г. состоялся очередной XXVII съезд КПСС, главными задачами которого выступали борьба с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро.

В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики.

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности.

Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком.

Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку.

В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута.

Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия.

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

3. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней» В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение

Из книги Финансовое цунами автора Энгдаль Уильям Фредерик

Гринспеновская парадигма 1987 года В октябре 1987 года, Гринспен возглавил аварийную спасательную операцию на фондовом рынке после краха 20 октября при помощи вкачивания огромные вливаний ликвидности для удержания рынка на плаву, и при помощи закулисных манипуляций на

Из книги История экономической мысли [Курс лекций] автора Агапова Ирина Ивановна

1. Классическая экономическая теория - истоки. Экономические взгляды У.Петти Мы уже говорили о том, что меркантилизм как экономическая теория был господствующим направлением экономической мысли на протяжении почти трех веков (с начала шестнадцатого до первой половины

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

66. Экономические реформы в Российской Федерации Реформирование российской экономики проходило поэтапно. На ранних стадиях претворения в жизнь курса перехода к рынку была допущена масса просчетов как экономического, так и политического характера. Не сразу получилось

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

77. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1987 Г. ПРОГРАММА «500 ДНЕЙ» В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс,

Из книги Экономическая теория. автора

79. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА. ПОПЫТКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. В. С. ПАВЛОВ И ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА В конце 1990 г. главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. И. Рыжкова В. С. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

2.5 Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных

Из книги Режим гения. Распорядок дня великих людей автора Карри Мейсон

1.1.4. Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных

Из книги Власть и рынок [Государство и экономика] автора Ротбард Мюррей Ньютон

Мортон Фельдман (1926–1987) В 1971 г. французский журналист посетил Фельдмана в маленькой деревушке в часе езды от Парижа. Американский композитор уединился там на месяц, чтобы поработать. «Я живу здесь отшельником, – сказал ему Фельдман. – Встаю в шесть утра, сочиняю до

Из книги Управляя рисками. Клиринг с участием центральных контрагентов на глобальных финансовых рынках автора Норман Питер

Энди Уорхол (1928–1987) Каждое утро с 1976 г. и до своей смерти в 1987-м Уорхол звонил своему давнему другу и соавтору Пэт Хэккет и отчитывался обо всех событиях за прошедшие сутки: кого видел, сколько денег потратил, какие сплетни слышал, у кого побывал в гостях. Дневник, который

Из книги The Intel [Как Роберт Нойс, Гордон Мур и Энди Гроув создали самую влиятельную компанию в мире] автора Мэлоун Майкл

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика 7.1. Экономическая наука: ее природа и применение Экономическая теория дает нам вполне надежные законы, состоящие из утверждений типа: если выполняется А, то В, то С и т.п. Некоторые из этих законов

Из книги Валютные войны автора Рикардс Джеймс

9. Крах 1987 года, регулирование и центральные

Из книги автора

9.1. Крах 1987 года Как и кризис финансового рынка в 2007–2009 годах, крах 1987 года начался в США. В отличие от кризиса XXI века, который имел сходство с крушением поезда в режиме замедленной съемки, крах рынка 1987 года распространился по миру со скоростью света.Крах был одним

Из книги автора

9. Крах 1987 года, регулирование и центральные контрагенты 1. Беседа с автором, 26 сентября 2008 года.2. Луврское соглашение от 22 февраля 1987 года названо в честь дворца в Париже, в котором в то время размещались часть подразделений Министерства финансов Франции, а также

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5 Вторая Валютная война (1967–1987) «Доллар – наша валюта, но ваша проблема». Министр финансов США Джон Конналли – зарубежным министрам финансов, 1971 г. «Мне плевать на лиру». Президент США Ричард Никсон, 1972 г. Когда на горизонте обозначилось завершение Второй мировой

«Политика «нового мышления»» - Что такое «гласность». Доктрина Брежнева. Диалектика «нового мышления». Причины изменений курса. Победа демократических сил. Военные расходы СССР. Расходы СССР в Афганистане. Поиск новых партнеров. Шеварднадзе. Результаты политики «нового мышления». Отношения со странами «третьего мира». Распад социалистической системы.

«Политика перестройки» - В Москву введены войска. Природные и техногенные катастрофы. Министр внутренних дел СССР. М.С.Горбачев ушел в отставку. Михаил Сергеевич Горбачёв. М.С.Горбачев с семьей возвращается в столицу. Создание СНГ. Гибель парохода "Адмирал Нахимов". Уничтожение ростков демократии. События 19-21 августа 1991 года.

«Экономические реформы 1985-1991» - Постановление Верховного Совета СССР. Экономическая реформа 1987 г.. Причины неудач экономических реформ. Перестройка в СССР. Какие понятия относятся к периоду перестройки в СССР. Попытки сохранить существующую экономическую систему. Не удалось сформировать рыночные механизмы развития экономики. Что стало важным событием духовной жизни общества в период перестройки.

«Советская перестройка» - Экономический кризис. Социальная сфера. Отсутствие продуманной национальной политики. Население страны. Перестройка. Создание кооперативов. Повышение пенсий. Распад СССР. Кто такой Горбачев. Курс на «ускорение». Положительные и отрицательные стороны перестройки. Россия стала «поворачиваться лицом к Западу».

«1985-2009» - Россия прекратила экспорт зерновых. Экономические преобразования и перевод промышленности на рыночные отношения при сохранении госконтроля и хозяйственной регламентации привели к спаду производства. Внешняя политика в 1991-1998 гг. Первым президентом СССР стал М. Горбачев. Президенты республик находились в подчинении у президента СССР - М. Горбачева.

«Горбачёв по истории» - М. С. Горбачёв (2 марта 1931 года)- советский и мировой политический и общественный деятель. Развал биполярной системы международных отношений, обеспечивавшей стабильность в мире. Конец тоталитарного режима в СССР. Первый и единственный президент СССР. С приходом Горбачева к власти в СССР начался процесс демократизации.

Всего в теме 20 презентаций

«Стратегия ускорения», экономическая реформа 1987 года, второй этап экономической реформы, программа «500 дней».

«Стратегия ускорения».

В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора». В сентябре 1985 г. М. С. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации многосменного режима их работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была не только обеспечить всеобщую трезвость, но и повысить производительность труда. Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением числа аварий. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, - JI. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунича и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения); отказ от монополии внешней торговли; более глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращение числа министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения; признание различных форм хозяйствования на селе, в том числе фермерства.

Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы - Закон о государственном предприятии. Несмотря на то что реальных сдвигов в госсекторе не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике, хотя этот процесс шел с большими трудностями. Стало возможным вести частное предпринимательство более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. уже более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн - индивидуальной трудовой деятельностью. Оборотной стороной стала фактическая легализация «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным оценкам, частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год.

Второй этап экономической реформы .

Терпя неудачи в реформировании госсектора, Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. Правда, предлагавшиеся им меры не отличались последовательностью. Так, принятые в 1990 г. законы предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства из этих мер откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20 % предприятий на аренду растягивался до 1995 г. Горбачев опасался не только «консерваторов», способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва. Поэтому он воздерживался от реформ кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Тем не менее проводившиеся реформы вели к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе. Речь шла о заключении крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полном распоряжении полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади участка и поголовья скота передавались колхозам. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель. Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, не дала положительных результатов. Более того, непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему перераспределения и на практике обернулась экономической катастрофой. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности.

Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (впервые с 1947 г.). Резко усилились тенденции к росту цен (и н ф л я ц и и) .

Уровень жизни падал, и простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали вскоре повседневным явлением.

Программа «500 дней».

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) новое российское руководство (председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, стало предпринимать собственные шаги по экономическому реформированию.

Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала провести приватизацию (передачу в частную собственность) государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть Центра. Но под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы. Согласительная комиссия ее, по существу, отвергла.

Из программы «500 дней». Лето 1990 г.

Главная цель реформы - экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран. Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным административно-командной системой, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность каждого гражданина за свое благосостояние, напряженный и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатами.

Руководство России заявило, что осуществит программу в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план даже не был обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Его избрание рассматривалось как поддержка курса на ускорение экономических реформ почти 60 % участников выборов.

Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же "Закон о государственном предприятии", предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. Стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация "теневой экономики", в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор "отмывал" до 90 млрд. Рублей.

Социальные аспекты реформы.

С самого начала "перестройки" лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. В месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. Клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. В 1985 г. До 530 руб. В 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. Составил 165 млрд. Руб. (275 млрд. Долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению "визитных карточек покупателя", купить без которых что-либо было практически невозможно.

Разработка планов перехода к рынку.

Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. Удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. Передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. На арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. Началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы - чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. Привело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. Значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) Правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским программу "500 дней". За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

Главными причинами неудач экономических реформ периода "перестройки" стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

К лету 1991 г. Экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.

Новое политическое мышление.

Распад СССР и образование СНГ.

Изменение политической системы СССР.

Экономические преобразования перестройки.

Президент СССР (март 1990 г. – декабрь 1991 г.).

Время правления М. С. Горбачёва называют перестройкой.

Необходимость перестройки:

Пребывание СССР на грани экономического, социального, политического кризиса;

Снижение уровня общественной дисциплины;

Низкий уровень жизни большинства населения;

Отставание от Запада.

Основные мероприятия перестройки:

Курс на ускорение социально-экономического развития;

Новое политическое мышление;

Политика гласности;

Демократизация.

Цели Горбачева по перестройке

1. нужны реформы, но в рамках социалистического строя, чтобы не допустить отставания от Запада (1985 – 1987 гг.)

2. сознательное разрушение социалистического строя, переход к рыночным отношениям (с 1987 г.ознательное разрушение социалистического строя, переход к рыночным отношениям () от Запада и начинает коренную перестройку.

Меры, предпринятые в экономике:

1 этап экономических преобразований (1985- 1987 гг.) - при сохранении командно-административной экономики:

Курс на ускорение социально-экономического развития на основе форсированного развития машиностроения, укрепление порядка и дисциплины на производстве, активное использование достижений науки и техники.

Ускоренное развитие машиностроения должно было стать основой быстрого перевооружения всего народного хозяйства. Концепция ускорения оказалась несостоятельной, т. к. ослабила производство товаров народного потребления, усилила инфляцию. Начинать преобразования следовало не с реформы тяжёлой промышленности, а с сельского хозяйства, лёгкой и пищевой промышленности. Это дало бы быструю отдачу для людей, укрепило бы социальную базу перестройки.

- 1986 г. – введение государственной приемки на все виды производимой продукции, так как много брака – этот товар не разрешали выпускать на реализацию (эта мера только обострила дефицит).

- 1985 г. – антиалкогольная кампания (уменьшились доходы государства, вырублены виноградники, самогоноварение). Через 2,5 года свернута кампания.

Антиалкогольная компания - государство не получило прибыли от продажи алкоголя – главной статьи пополнения бюджета.

Землетрясение в Армении (1988 г.).

Эти катаклизмы стоили бюджету огромных средств, так необходимых для перестройки экономики.



Кроме того, в 1985 г. упали цены на нефть, на 2/3 уменьшились доходы.

Таким образом, кризисные явления в экономике сохраняются:

Снижение темпов прироста;

Уменьшение объёмов производства;

Инфляция;

Дефицит товаров.

2 этап экономических реформ – 1987 – 1989 гг.

В начале 1987 г. была признана неудача реформ предшествующих лет. Вся ответственность была возложена на командно-административную систему. Была поставлена задача разрушить её. Идея ускорения выходит из обихода. Главной идеей объявляется демократия. Стали исходить из того, что без демократизации общества радикальные экономические преобразования невозможны. Во главу реформ в ущерб экономике была поставлена политика. Реформа политической системы, плюрализм, многопартийность, демократия – главные двигатели перестройки.

Экономическую реформу разрабатывали на этом этапе Абалкин, Рыжков, Кацура. Предусматривалось расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, постепенное возрождение частного сектора.

Июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии» - после выполнения госзаказа предприятия могли оставлять прибыль у себя и свободно ею распоряжаться.

1988 г. – закон «О кооперации в СССР» - начало формирования частного сектора в сфере торговли и услуг, могли сами вести внешнюю торговлю.

1989 г. – помимо колхозов и совхозов разрешено заниматься фермерским хозяйством.

То есть, эта реформы были попыткой допущения демократических рыночных элементов в плановую экономику.

Но по мере развития демократического политического режима такое «допущение» представлялось недостаточным.

3 этап реформ (1990 – 1991 гг.) – переход СССР к регулируемой рыночной экономике

Лето 1990 г. – создана программа «500 дней» Явлинского и Шаталина (за 500 дней провести приватизацию, ввести свободные цены) – не была реализована.

Но в ноябре 1991 г. – «шоковая терапия» Гайдар, Чубайс, Шохин (радикальный курс перехода к рынку одномоментно): либерализация цен, торговли и приватизация. Итог: за год цены выросли в 100 – 150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз.

Этапы «шоковой терапии»:

1 этап (1992 – первая половина 1994 гг.) – ваучерная приватизация, осуществлявшаяся за приватизационные чеки на сумму 10 тыс. рублей, которые получал каждый гражданин РФ.

2 этап (1994 – 1997 гг.) – денежная приватизация (купить госсобственность могли не все из-за отсутствия денег).

Итоги перестройки в сфере экономики:

1. Страна оказалась на грани экономической катастрофы

2. Наблюдалась фактическая потеря управления отраслями экономики.

3. Резко упал уровень жизни населения

4. увеличился дефицит, вводится карточная система (талоны).

5. К 1996 г. более половины госпредприятий перешли в частную собственность узкого круга лиц (бывшие номенклатурные работники и теневые криминальные структуры).

Новое на сайте

>

Самое популярное