Домой Хоум Кредит Банк Экономика и ее место в современной жизни. Экономика, ее роль в жизни общества

Экономика и ее место в современной жизни. Экономика, ее роль в жизни общества

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Вопервых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами пи тания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Вовторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда). Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Экономика - это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чемлибо. Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) - на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления). Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства. Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся. Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества. Производительные силы - это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства. Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.). Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей. В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.). Истории известны две основные формы материального общественного производства: натуральное и товарное. Натуральным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. Основ ными чертами такого хозяйства являются замкну" тость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. В отличие от натурального товарное производство изначально ориентировано на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель все время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства. Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем технике и технологии. Первоначально древнегреческое слово techne обозначало искусство, мастерство, ремесло. Со временем значение этого понятия сузилось, и сегодня техникой называют созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных потребностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своем развитии ряд различных этапов: периоды ее эволюционного развития сменялись «скачками», благодаря которым изменялись ее уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями. За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве. Во время первой - неолитической - революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв - темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сенегал и др.). Вторая - промышленная - революция приходится на вторую половину XVIII - 50-60е гг. XIX в. Ее называют промышленной, поскольку основное содержание этой революции составил промышленный переворот - переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. С этой стадией развития экономики, называемой индустриальной, связан второй демографический взрыв, во время которого численность населения планеты возрастает почти в семь раз. Однако достижений индустриальной экономики оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей всех жителей индустриально развитых стран. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым - как количественным, так и качественным - уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40- 50е гг. XX в. научнотехнической революции. Научнотехническая революция представляла собой качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний. Основные направления научнотехнической революции: 1) автоматизация и компьютеризация производства; 2) внедрение новейших информационных технологий; 3) разработка биотехнологий; 4) создание новых конструктивных материалов; 5) освоение новейших источников энергии; 6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи. Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием. Каждая из перечисленных выше технических революций повлекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга технологических способа производства: 1) присваивающий; 2) аграрноремесленный; 3) индустриальный; 4) информационнокомпьютерный. Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и системой организации труда. В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются не только с определенным уровнем развития техники и технологии, но и со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологическими. Технологические отношения - это складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе. Другой системой отношений считаются экономические, или производственные. Основным из них является отношение собственности на средства производства. Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономика - продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремится придать ей необходимую социальную ориентированность. Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которого является международное разделение труда и складывание единой мировой экономики.


Экономика - это настолько общее, емкое и многопризнач- ное понятие, что определить ее одной фразой или единым признаком практически невозможно. Это равнозначно тому, чтобы попытаться дать определение таким общеупотребительным понятиям как человек, общество, жизнь, счастье и т.д. По утверждению П.Самуэльсона, никакое определение предмета экономики не может быть точным. К тому же, по его мнению, в этом нет и необходимости.
Название “экономика” произошло от греческих слов oikos (дом, хозяйство) и nomos (закон), что в буквальном переводе означает искусство управления домашним хозяйством.
В наше время содержание понятия “экономика” претерпело существенные изменения. Хозяйство теперь ведется не столько в рамках семьи, сколько в масштабе города, страны, всего мира. Оно организовано как по территориальному, так и производственному принципу, т.е. в рамках предприятий, фирм, отраслей и т.д.
Под экономикой ныне понимается: а) совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства или экономический базис общества (экономика капитализма, экономика социализма и т.д.); б) народное хозяйство страны в целом, включающее соответствующие отрасли и виды производства (экономика России, экономика Республики Беларусь и т.д.); в) отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства и т.д.).

Экономика - это прежде всего люди с их умениями и навыками. Вне человека, семьи, общества в целом нет и не может быть никакой экономики. В свою очередь, созданная человеком экономика сама оказывает активное влияние на формирование и развитие человеческой личности.
Экономика есть порождение и результат сознательного воздействия человека на окружающую его природу с целью получения необходимых для жизнедеятельности средств существования. Поэтому экономику можно определить как взаимодействие человека с природой в процессе извлечения им необходимых природных благ.
Воздействуя на окружающую среду, человек не может не вступать в контакт с другими людьми. В результате возникают определенные отношения между людьми в процессе их общего освоения и использования природных богатств и создания необходимых условий для жизни. Такие отношения называются экономическими или производственными.
В каждом обществе производственные отношения образуют единую целостную систему. Эта система отношений вместе с обусловленными ею целью развития производства, формами его организации и методами хозяйствования образует экономику данного, исторически определенного способа производства. Основу любой экономики образуют отношения собственности на средства производства. Они характеризуют способ соединения непосредственных производителей со средствами производства, а также социальный тип и форму присвоения результатов общественного производства.
Экономика - это особая сфера общественной жизни людей. Она функционирует и развивается по своим собственным законам. Экономический закон - это внутренняя, устойчивая, существенная, причинно-следственная зависимость и взаимосвязь в явлениях и процессах экономической жизни общества.
Поскольку производственные отношения носят объективный характер, то и экономические законы объективны, т.е. они не зависят от воли и сознания людей. В этом отношении экономические законы аналогичны законам природы. Однако экономические законы не реализуются сами по себе, независимо от хозяйственной деятельности людей. Они независимы от сознания, но зависимы от практической деятельности лю
дей. Поэтому между законами природы и экономическими законами нет полной тождественности, а имеются определенные различия (рис. 1.1).
Во-первых, законы природы являются вечными, а экономические законы носят исторический, т.е. преходящий характер. Некоторые из них являются общими для всех ступеней развития человеческого общества. В них проявляются взаимосвязи тех общих явлений, которые присущи всем способам производства. Например, закон соответствия производственных отношений уровню развития и характеру производительных сил, закон неуклонного роста производительности общественного труда, закон экономии времени и др.
В то же время каждый общественный строй имеет свои специфические законы, которые выражают качественную определенность данной системы производственных отношений. При этом старые экономические законы не уничтожаются по воле людей, а теряют свою силу в связи с возникновением новых экономических условий. Государство не в силах ликвидировать экономические законы и создавать новые. В противном случае следовало бы признать, что все общественное развитие находится в зависимости от сознания и воли людей. Утверждать так - значит придерживаться субъективно-идеалистических взглядов на экономические законы.
Во-вторых, законы природы осуществляются вне человеческой деятельности, а экономические законы реализуются только через хозяйственную деятельность людей. Хотя люди непосредственно преследуют свои субъективно поставленные дели, однако их деятельность выражает собой объективную необходимость, не зависящую от их воли и сознания. Наоборот, воля, сознание, намерения людей определяются объективными экономическими законами. Негативные, кризисные явления в экономике в конечном счете всегда обусловлены недооценкой экономических законов, субъективизмом в экономической политике.
В-третьих, законы природы осуществляются точно, безусловно, а экономические законы реализуются менее точно и не так безусловно. Это обусловлено тем, что в развитии общества много случайностей, вероятностных факторов, и поэтому экономические законы проявляются как тенденции общественного развития.

Совокупность экономических законов - это не механическая их сумма, а органическая целостная система. Все законы в этом противоречивом единстве находятся во взаимосвязи, взаимодействии и в определенной субординации (подчинении). Так, системообразующие законы определяют направленность, меру и характер поступательного развития экономики. Направленность развития экономики определяется действием основного экономического закона данного способа производства. Меру поступательного развития общества обусловливает закон экономии времени. Характер развития экономики и действие экономических законов зависят от типа производственных отношений, в основе которых лежит собственность на средства производства.
Объективный характер экономических законов не означает, что их действие всегда носит стихийный и неотвратимый характер, а люди совершенно бессильны перед ними. Эти законы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно и разрушительно, пока они не познаны и с ними не считаются. Люди, однако, могут познавать законы и изменять условия, на основе которых они возникают. Этим самым они могут изменять характер действия данных законов.
Познание и использование экономических законов составляют две взаимообусловленные стороны процесса овладения обществом законами функционирования и развития экономи
ки. Овладеть экономическими законами - значит познать их и определенным образом использовать, направляя действие данных законов на удовлетворение экономических интересов людей.
То обстоятельство, что объективные законы, их действие не зависят от воли и сознания людей, и создает основу для науки. Задача науки заключатся в том, чтобы раскрыть действие экономических законов, отразить действительную их суть в сознании людей. Если бы объективных законов не существовало, то отпала бы необходимость в экономической науке. В таком случае практика была бы в полной зависимости от людского произвола. Отрицание объективности экономических законов создает почву для субъективизма и даже авантюризма в экономической политике.
Из-за отличия экономических законов от законов природы путь их познания труден и сложен. Экономические законы трудно поддаются математической формализации, поскольку любое экономическое явление, а тем более экономика страны в целом представляют собой сложнейший механизм, функционирование звеньев которого следует рассматривать как вероятностный процесс.
Экономика не является сферой приложения сил только профессиональных экономистов. В повседневной жизни в ней участвуют все члены общества. В современной рыночной экономике быть экономистом обязан каждый. Это обусловлено необходимостью в любом деле учитывать соотношение затрат и выгод, что придает экономический аспект любой форме деятельности людей.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основными факторами производства (или основными ресурсами) является :

· земля со всеми ее богатствами;

· труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

· капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

· предпринимательские способности.

Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подразделяются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ряде экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признаками натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде государств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает государственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельности.

Под рыночной понимается экономика , основанная на товарном производстве. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существования рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значительна. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономики. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой экономики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переходной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

    земля со всеми ее богатствами;

    труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

    капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

    предпринимательские способности.

В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­ ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­ шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­ общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­ ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

    место работы;

    трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

    дата начала работы;

    срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

    условия оплаты труда;

    режим рабочего времени и времени отдыха и др.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.

В жизни сообщества одно из важных мест занимает финансовая сфера, другими словами все то, что имеет какую либо связь с созданием, рассредотачиванием, обменом и пользованием сделанных трудом человека удобств.

Под экономикой принято понимать систему публичного производства, процесс создания материальных удобств, нужных человеческому сообществу для его обычного существования и становления, также науку, изучающую финансовые процессы.

Экономика играет гигантскую роль в жизни сообщества. Она обеспечивает жителей нашей планеты вещественными условиями существования - пищевыми продуктами, одежкой, квартирами и другими вещами потребления. Финансовая сфера - основная сфера жизни сообщества, она характеризует ход всех происходящих в нем действий.

Организуя собственную финансовую деятельность, люди преследуют явные цели, связанные с получением нужных им удобств и услуг. Для осуществления данных целей прежде всего нужна раб сила, т. е. люди, владеющие возможностями и трудовыми способностями. Данные люди в ходе собственной трудовой работы используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность вещей труда, т. е. того, из чего же выполняются вещественные блага, и средств труда, т. е. того, чем или при помощи чего же они выполняются.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами сообщества.

Производительные силы - это люди (человеческий момент), владеющие производственными способностями и исполняющие создание вещественных удобств, сделанные сообществом средства производства (вещественный фактор), также разработка и организация процесса производства.

Весь набор удобств и услуг, нужных человеку, создается в 2-ух взаимодополняющих сферах экономики.

Главным моментом производства (либо главными ресурсами) считается:

· территория со всеми ее богатствами;

· труд, находится в зависимости от численности народонаселения и его образования и квалификации;

· предпринимательские возможности.

На протяжении почти всех веков проблема - как удовлетворить бессчетные потребности жителей нашей планеты - решалась методом экстенсивного становления экономики, другими словами вовлечения в хозяйство новейших пространств и дешевых естественных ресурсов.

С развитием технологического прогресса стало понятно, что такой расклад к применению ресурсов израсходовал себя: население земли почувствовало их ограниченность. Отныне экономика развивается в основном насыщенным методом, подразумевающим рациональность и эффективность применения ресурсов. Согласно этому раскладу человек обязан перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтоб при минимальном количестве издержек добиться наибольшего эффекта.

Основные вопросы экономики - что, как и для кого создавать

Разные финансовые системы решают их разнообразно. Зависимо от этого они разделяются на 4 главных вида: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. На данный момент она сохранилась в ряде экономически слабо продвинутых стран. Основа такой экономики состоит из настоящей формы хозяйства. Признаками естественного производства считаются: прямые отношения в производстве, рассредотачивании, размене и употреблении; продукты выполняются для внутреннего употребления; в базе располагается общинная (социальная) и личная собственность на средства производства. Традиционный вид экономики доминировал на доиндустриальном этапе становления сообщества.

Централизованная (либо административно-командная) экономика строится на базе одного проекта. В текущее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Основными ее отличительными чертами считаются: казенное регулирование государственной экономики, основой которой выступает муниципальная собственность; централизованное финансовое проектирование всей хозяйственной деятельности.

Под рыночной понимается экономика, базирующаяся на товарном производстве. Важным приспособлением, исполняющим координацию хозяйственной деятельности, тут считается рынок. Для существования рыночной экономики нужны частная собственность (другими словами исключительное право обладать, воспользоваться и давать указания принадлежащими человеку благами); конкурентность; независимые, характеризуемые рынком, стоимости.

Так, в продвинутых странах встречается перекос рыночной и централизованной финансовых систем, хотя главную роль играет 1-ая, хотя роль страны в организации хозяйственной жизни сообщества значительна. Это хитросплетение принято называть смешанной экономикой. Основная роль системы - внедрение крепких сторон и преодоление недочетов рыночной и централизованной экономики. Традиционным образцом государств со смешанной экономикой считаются Швеция и Дания.

Новое на сайте

>

Самое популярное